Польша — Всё о Второй мировой

Танкетка ТК-3

Танкетка TKS

Танкетка TKS в качестве бронедрезины

Захваченная немцами танкетка Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)

Танкетка разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk-VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского в 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г.  Танкетка выпускалась в четырех модификациях. ТК-3 – первый серийный вариант, клепаный, закрытый сверху бронекорпус (изготовлено 280 ед.). TKF — танкетка TK с двигателем 46 л.с. (произведено  18 шт.). TKS — улучшенная модель 1933 г. (произведено 260 шт.).  TKS z nkm 20А – вооруженная 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (переоборудовано 24 ед.).  Всего было выпущено 582 машин. Был разработан специальный прицеп, который мог буксироваться танкеткой. На ее базе выпускались  бронедрезины, САУ и артиллерийские тягачи. Захваченные Вермахтом около 100 танкеток танкетки использовались под обозначением «l Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)» в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

Танкетка TKS с 20-мм пушкой

ТТХ танкетки:  длина – 2,6 м; ширина – 1,8 м;  масса – 2,4-2,6 т; высота – 1,3 м;  бронирование – 4-10 мм; тип двигателя – Ford A/Polski FIAT-122 petrol engine; мощность двигателя – 40-46 л.с; удельная мощность – 17 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 46 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7.92 мм пулемет  wz.25 или  9-мм пулемет Browning wz.28 (боезапас — 2 тысячи патронов), с 1939 г. – 20-мм пушка;  экипаж – 2 человека.

wwii.space

Танкетка TKS. История танка (1916 – 1996)

Танкетка, или малый разведывательный танк TKS, как и первоначальный вариант ТК-3, была самой многочисленной в предвоенной Польше и вела родословную от знаменитой «Карден-Лойд» Мк VI, однако поляки так ее переделали, что, по существу, получили новую модель.

Одновременно с приобретением в 1929 году лицензии начали модернизацию Мк VI. Инженеры Т.Тжечак, Е.Каркози Е.Хабих усилили подвеску дополнительной листовой рессорой, поставили более мощный двигатель, новую коробку скоростей и броневую крышу. В июле 1931 года машину приняли на вооружение под обозначением ТК-3.

В 1931 – 1933 годах построили более 300 ТК-3, затем на основе опыта их эксплуатации создали улучшенную TKS, отличавшуюся более толстой броней с рациональными углами наклона листов. Усилили элементы подвески, уширили гусеницу, тем самым уменьшив удельное давление машины на грунт, оснастили более мощным двигателем, командирское место оборудовали перископическим прибором наблюдения системы Гундляха и оптическим прицелом к пулемету.

Корпус представлял собой каркас, к которому заклепками крепили 4 – 8-мм бронелисты. Двигатель и коробки скоростей размещались посередине, справа по борту имелся штырь с вилкой под запасной зенитный пулемет, из которого стрелял командир, предварительно выйдя наружу.

В 1934 – 1936 годах построили около 250 TKS, позже предпринимались попытки установить на них 20-мм пушку и создать на ее базе 37-мм противотанковую самоходную установку.

ТК-3 и TKS состояли в отдельных ротах пехотных дивизий и отдельных эскадронах кавалерийских бригад в качестве разведывательных. К началу войны TKS устарели, однако в боях с немецкими войсками их экипажи не раз поддерживали отчаянные контратаки польских частей, неся при этом тяжелые потери.

Польский танк 7ТР (однобашенный)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Танкетка Википедия

Польская танкетка TKS

Танке́тка — лёгкая боевая одно- или двухместная броневая машина 20 — 30-х годов XX века на гусеничном ходу, массой до 4 тонн, предназначавшаяся для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, к повышению тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перехода станковых пулемётов во время боя, с одной огневой позиции на другую, а также и для снабжения (подвоза) боевыми припасами во время боя.

В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, для задач разведки, боевого охранения и связи (например, Т-27).

В СССР, в 1934 году, называлась — гусеничный пулемётовоз[1].

Терминология[ | ]

В советской и российской литературе танкетка — отдельный тип боевой машины (отсюда и название — танкетка, что-то меньшее, чем танк), хотя некоторые под танкеткой зачастую понимают малый разведывательный безбашенный танк, в то время как в западной литературе танкетками часто считаются и башенные малые танки, значительное количество которых имелось в японской армии во время Второй мировой войны.

История[ | ]

«Universal Carrier», захваченный и переоборудованный отрядами индонезийских националистов во время боёв на острове Ява.

Прототипом большинства европейских танкеток считается английская танкетка Карден-Ллойд, и хотя в британской армии эти машины большого успеха не имели, на их базе был создан бронетранспортёр «

ru-wiki.ru

ПОЛЬСКАЯ ТАНКЕТКА TKS. Бронетанковая техника Фотоальбом часть 3

ПОЛЬСКАЯ ТАНКЕТКА TKS

Разработана в 1933 году. Выпускалась серийно с 1934 г. Состояла на вооружении армии Польши. Использовалась в боях второй мировой войны.

Тактико-техническая характеристика

Масса, т 2,7

Экипаж, чел. 2

Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .. 2580 х 1780 х1400

Вооружение

пулемет, шт.. 1

калибр, мм. 7,92

зенитный пулемет, шт 1

калибр, мм . 7,92

боекомплект, выстрелов 4000

Броневая защита, мм

лоб корпуса и рубки .. 10

Мощность двигателя, л.с 40

Скорость максимальная, км/ч. 40

Запас хода по шоссе, км 140

Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 0.4

Особенности конструкции

База – английская танкетка «Карден-Лойд».

Общая компоновка – двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия – в передней. Вооружение – пулеметное.

Защита – корпус изготовлен из катаной брони клепаной конструкции.

Шасси – двигатель карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; трансмиссия механическая, автомобильного типа; подвеска балансирная.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Модификации танкеток ТК | Танкодром

Шасси танкеток ТК-3 также пытались использовать для установки на него более тяжелого орудия. Одновременно с испытаниями TKF был представлен опытный образец самоходной артиллерийской установки, названный TKD, который был разработан под руководством инженера Й. Лапушевского в апреле 1932 г. Первоначально планировалось, что TKD будет использоваться как САУ поддержки пехоты – с этой целью танкетку оснастили 47-мм польским орудием wz.25 «Pocisk» с боекомплектом 55 выстрелов. Оно размещалось в открытой сверху рубке. Испытания подтвердили пригодность танкетного шасси для установки пушечного вооружения и к середине года 4 танкетки TK-3 были переоборудованы в образцы TKD.

Образец САУ TKD

Поскольку мощности 47-мм пушки хватало для борьбы с легкой бронетехникой, САУ переориентировали на выполнение именно этой задачи, заодно опробовав варианты с британской 47-мм пушкой Vickers и французской 37-мм Puteau. Ходовая часть танкетки модернизировалась путем усиления узлов подвески и применения более широких гусениц. Корпус, изготовленный из обычной стали, подвергся доработкам. Внутри размещались места водителя, командира и заряжающего. Боевое отделение, в целях увеличения свободного пространства, не имело крыши. Пушка устанавливалась за бронещитом, несколько возвышаясь над корпусом.
С осени 1932 г. и до конца 1933 г. TKD принимали активное участие в маневрах польской армии. Сначала полученные САУ свели в отдельный взвод, придав его кавалерийской бригаде в качестве «противотанкового резерва», а в 1934 г. их передали 11-му экспериментальному бронедивизиону в Модлине для проведения различных испытаний. По большей части надежды военных оправдались, но серийное производство TKD налаживать не стали. Если к работе ходовой части вопросов не возникало, то проблема защищенности могла решиться только путем радикальной модернизации. Предполагаемая толщина бронелистов 4-6 мм уже тогда считалась недостаточной, а усилить бронирование без увеличения массы САУ не представлялось возможным. В дальнейшем военных не устроила эффективность орудия, которое могло успешно бороться только с легкими танками.

САУ TKD, вооруженная 47-мм польским орудием wz.25 «Pocisk»

Тем не менее, четыре TKD были приняты в армейскую эксплуатацию и поступили на вооружение в 10-ю моторизованную кавалерийскую бригаду, где составили экспериментальный взвод. Осенью 1932-го и летом 1933-го года самоходки активно использовались в ходе общевойсковых маневров. Ввиду недостаточной мощности орудия TKD должны были выполнять задачу по борьбе с пехотными и кавалерийскими подразделениями противника.

Опыты с тактическим применением TKD завершились в 1935 году, когда устарелость самоходок этого типа стала очевидной.
Осенью 1937 года самоходки были отправлены на склад, но уже в следующем году их пришлось вновь вернуть в строй. Резкое изменение политической обстановки потребовало усилить бронетанковую группировку на западной и южной границе, в связи с чем TKD в августе 1938 года отправили на полигон, а в октябре они приняли участие в оккупации области Заолжье (Чехословакия), где компактно проживало польское население. Помимо этого отрабатывались планы по отражению атак советских мехкорпусов, в которых по расчетам польского командования, находилось по 300 танков БТ.
Перед 2-й мировой войной отдельный взвод самоходных установок всё ещё находился в составе 10-й бригады, но подчинялся Оперативной Группе «Силезия». К этому времени взвод пополнился двумя опытными САУ TKS-D (ряд польских источников утверждает, что количество TKD сократилось до 2-х единиц). Далее сведения об их судьбе расходятся. Есть мнение, что все TKD были выведены из состава 10-й кавбригады и одна-две самоходки в середине сентября 1939 года принимали участие в обороне Варшавы. Достоверно известно лишь то, что одна TKD была брошена экипажем и досталась немцам.

САУ TKD, брошенная экипажем

С 1936 г. к подобным экспериментам привлекли улучшенные TKS. Первым появился вариант с 37-мм пушкой Peuteau, который планировали использовать в качестве противотанковой САУ. Подробности испытаний этой танкетки неизвестны.
Тем временем была предпринята очередная попытка модернизации, направленная в этот раз на улучшение ходовых качеств танкетки. Модель TKS-B получила измененную ходовую часть, в которой направляющие колеса были увеличены в диаметре и опущены на поверхность. Танкетка оснащалась двигателем Polski Fiat 122АС и стандартной трансмиссией. На испытаниях, проведенных летом 1936 года, она показала максимальную скорость около 50 км\ч при несколько меньшем расходе топлива и лучшей управляемости. Несмотря на лучшие по сравнению с TKS общие результаты, танкетка TKS-B так и не стала серийной. К тому времени командование польской армией окончательно решило направить основные усилия на создания хорошо защищенных лёгких танков, параллельно продолжив выпуск TKS для разведывательных частей с их последующей заменой.

Танкетка TKS-B во время испытаний летом 1936 года

Тем не менее, удачная ходовая часть TKS-B использовалась для создания других гусеничных машин. Одной из них стал транспортер вооружения TKS-D, разработкой которого руководил Й. Лапушевский. Основным назначением этой машины была транспортировка 37-мм противотанкового орудия Bofors wz.36. Рубка TKS-D была выполнена открытой и приспособлена для перевозки 4 человек. Вооружение танкетки состояло из 37-мм пушки, защищенной лобовым щитком, причем стрельбу из него можно было вести не только с танкетки, но и установив орудие на земле. В апреле 1937 г. было изготовлено два прототипа, незначительно отличавшихся формой боевой рубки. В качестве базы для первого опытного образца послужил прототип TKS-B. Летом 1937 г. польское командование устроило демонстрацию TKS-D перед румынской делегацией, надеясь получить заказ на экспортные поставки, но договориться с румынами не удалось. Уже в августе 1938 г. TKS-D поступили в распоряжение 10-й моторизованной кавалерийской бригады и приняли участие во вторжение в Чехословакию. Точных данных о боевом применении прототипов САУ нет, но в первых числах сентября 1939 г. обе TKS-D участвовали в сражении в Бескидских горах. Одна из них была уничтожена 5 сентября в бою у деревни Скрыдлна, а вторая – 9 сентября у города Альбигова.

Транспортер вооружения TKS-D

На базе TKS польскими инженерами в 1933 году также был разработан тягач-транспортер С2Р. Прежде всего изменениям подверглась ходовая часть, направляющее колесо которой было заметно увеличено и соприкасалось с землей, уменьшая тем самым давление на грунт. Бронированная рубка была срезана и приспособлена для перевозки 4 пехотинцев или амуниции. Серийное производство С2Р началось в 1937 г. и продолжалось вплоть до оккупации Польши в 1939 г. За это время успели собрать 196 тягачей, хотя в планах оставался выпуск ещё 117. В основном их использовали для транспортировки 75-мм полевых орудий или 40-мм зениток.

Тягач-транспортер С2Р

Источники:
1. По материалам сайта icvi.at.ua
2. По материалам сайта weltkrieg.ru
3. Барятинский М. Б. Легкие танки Второй мировой. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 176 с., илл.
4. Барятинский М. Б. Танки Второй мировой – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. – 495 с, илл.
5. Сост. Холявский Г. Л. Полная энциклопедия танков мира. 1915 – 2000 гг. – Минск, ООО «Харвест», 2006. – 576 с., ил.

tanki.wanka.ru

Танкетка — Википедия

Польская танкетка TKS

Танке́тка — лёгкая боевая одно- или двухместная броневая машина 20 — 30-х годов XX века на гусеничном ходу, массой до 4 тонн, предназначавшаяся для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, к повышению тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перехода станковых пулемётов во время боя, с одной огневой позиции на другую, а также и для снабжения (подвоза) боевыми припасами во время боя.

В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, для задач разведки, боевого охранения и связи (например, Т-27).

В СССР, в 1934 году, называлась — гусеничный пулемётовоз[1].

Терминология

В советской и российской литературе танкетка — отдельный тип боевой машины (отсюда и название — танкетка, что-то меньшее, чем танк), хотя некоторые под танкеткой зачастую понимают малый разведывательный безбашенный танк, в то время как в западной литературе танкетками часто считаются и башенные малые танки, значительное количество которых имелось в японской армии во время Второй мировой войны.

Видео по теме

История

«Universal Carrier», захваченный и переоборудованный отрядами индонезийских националистов во время боёв на острове Ява.

Прототипом большинства европейских танкеток считается английская танкетка Карден-Ллойд, и хотя в британской армии эти машины большого успеха не имели, на их базе был создан бронетранспортёр «Universal Carrier», который представлял собой удлинённую и перекомпонованную танкетку[источник не указан 3429 дней]. Эти машины производились в больших количествах и зачастую применялись для тех же целей, что и танкетки.

Прогресс в конструировании вездеходов привёл к тому, что сейчас (2009 г.) машины, занимающие «нишу» танкеток, — колёсные: проходимость не намного хуже гусеничной машины, зато проще в обслуживании[источник не указан 2078 дней]. Исключением является германская машина «Wiesel» («куница»), используемая в воздушно-десантных войсках ФРГ.

Россия

В самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью — танкетки «Вездеход». Ввиду «наличия огромного количества насущных дел» Броневое отделение Авточасти ГВТУ рассмотрело этот проект только 20 сентября. Инженер-техник отделения Л. Е. Земмеринг указал на целый ряд недостатков.

Ввиду того, что при движении по обычной дороге «Вездеход» перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а наоборот, имеет только недостатки, как-то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции, неминуемого проскальзывания ленты по барабану и невозможности поворотов, Комиссия находит, что проект «Вездехода» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания.

Таким образом, проект «Вездеход № 2» одобрения не получил, а все дальнейшие работы по русским танкам после революции были свёрнуты.

В Советской России первые проекты танкеток появились уже в 1919 году, когда были рассмотрены проекты «вездеходного бронированного пулемёта» инженера Максимова. Первый из них подразумевал создание вооружённой одним пулемётом одноместной танкетки массой 2,6 т с мотором мощностью 40 л. с. и с бронёй 8-10 мм. Максимальная скорость — 17 км/ч. Второй проект, известный под названием «щитоноска», был близок к первому, но отличался тем, что единственный член экипажа размещался полулёжа, что позволило резко уменьшить габариты и снизить вес до 2,25 т. Проекты реализованы не были.

САУ на базе Т-27

В СССР их активно продвигал М. Н. Тухачевский, назначенный в 1931 году начальником вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1930 году он добился создания учебного фильма «Танкетка» для пропаганды нового оружия, причём сценарий к фильму он написал сам. Создание танкеток было включено в перспективные планы создания бронетанкового вооружения. В соответствии с трёхлетней программой танкостроения, принятой 2 июня 1926 года, до 1930 года планировалось создать батальон (69 шт.) танкеток («пулемёток сопровождения», по тогдашней терминологии). В 1926 году были начаты работы по проекту одноместной танкетки «Лилипут», но через некоторое время они были закрыты, поскольку машина требовала создания новой ходовой части и двигателя. 3 марта 1928 года состоялась защита нового проекта танкетки, получившей название Т-17. В ходовой части и трансмиссии были использованы узлы опытного танка сопровождения Т-16. Двигатель также представлял собой «половинку» двигателя Т-16, бронекорпус позаимствовали от «Лилипута». Было изготовлено 2 экспериментальных образца (первый — к осени 1929 года), испытанных в 1930 году. Танкетка имела массу 1,95 т, экипаж — 1 чел., броню — 7-16 мм, двигатель мощностью 18 л.с. и скорость 17 км/ч. Вооружение состояло из одного 6,5-миллиметрового пулемёта Фёдорова с боекомплектом 9000 патронов. По результатам испытаний от серийного производства Т-17 было решено отказаться, главным образом из-за наличия всего одного члена экипажа, который физически не мог выполнять в бою все необходимые функции.

Временная инструкция по боевому применению танкетных частей С. Д., РККА

В 1929—1930 гг. появляется проект танкетки Т-21 (экипаж — 2 человека, броня — 13 мм). В конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за недостаточной скорости. Примерно тогда же предлагаются проекты танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как «большие танкетки сопровождения». Между собой они различались типом двигателя и размещением экипажа. После рассмотрения проектов для изготовления опытного образца был выбран Т-23 как наиболее дешёвый и реальный в постройке. В 1930 году был создан опытный образец, в процессе изготовления подвергнутый многим доработкам, изменившим его почти до неузнаваемости. Однако в серию и эта танкетка не пошла из-за высокой стоимости, сопоставимой со стоимостью танка сопровождения Т-18.

9 августа 1929 года были выдвинуты требования по разработке колёсно-гусеничной танкетки Т-25 весом не более 3,5 т., с двигателем 40-60 л.с. и скоростью 40 км/ч на гусеницах и 60 км/ч на колёсах. На создание машины был объявлен конкурс. В ноябре 1929 года из двух представленных проектов был выбран один, представлявший собой уменьшенный танк типа «Кристи», но с рядом изменений, в частности, с возможностью движения на плаву. Разработка проекта столкнулась с большими трудностями и была закрыта в 1932 году не доведённой до изготовления экспериментального образца по причине высокой стоимости.

В начале 1930 года Великобританию посетила комиссия под руководством начальника УММ Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбурга. Комиссия имела целью ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV. Комиссия решила закупить 20 шт. танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 года танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства.

Советские конструкторы

Николай Иванович Дыренков (1893, Рыбинск — 9 декабря 1937) — советский конструктор бронетехники. Под руководством Дыренкова были разработаны танкетки Д-7 и Д-44.

Шукалов, Сергей Петрович (1883, Ярославль — ?) — советский конструктор танков. Под его руководством были созданы опытные танкетки Т-17 и Т-23 (1930)

Польша

Польша стала одной из первых стран Европы, создавшей танковые части по окончании Первой мировой войны. К 1939 году в составе польских вооружённых сил имелись моторизованная бригада, три отдельных батальона лёгких танков (1-й и 2-й батальоны имели на вооружении танки 7ТР. Каждый батальон имел три роты по 16 танков в каждой: три взвода плюс командирский танк. Кроме того, свой танк был у комбата. На вооружении 21 батальона были танки R-35. В бригаде — три роты по 13 танков каждая: 4 взвода плюс командирский. Ещё 6 танков были в технико-ремонтной роте), пятнадцать отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток ТК-3 или ТКS в каждой).

К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».[2]

Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием[3] вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

Германия

Польская танкетка ТКС, переделанная немцами в тягач для учебного тренажера, имитирующего танк Т-34

По условиям Версальского мирного договора потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции[4]. Помимо политических причин, в 1920-е годы этому препятствовали и причины экономические — промышленность Германии, разорённая войной и ослабленная послевоенными репарациями и отторжениями, была практически неспособна к производству бронетехники[5]. Тем не менее, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера тайно велись работы по созданию новых танков, в 1925—1930 годах приведшие к созданию нескольких опытных образцов, не пошедших в серию из-за выявленных многочисленных конструктивных недостатков, но послуживших базой для дальнейшего развития германского танкостроения[4]. В Германии, разработка шасси Pz Kpfw I велась в рамках первоначальных требований, предусматривавших создание, фактически, пулемётной танкетки, однако в 1932 году эти приоритеты были изменены. С ростом интереса в военных кругах рейхсвера к возможностям танков, в 1932 году Управлением вооружений был организован конкурс на создание лёгкого танка массой до 5 тонн. В вермахте PzKpfw I был некоторым аналогом танкеток, но он был вдвое крупнее чем типичная танкетка, сильнее вооружён и бронирован. Впрочем, к 1939 году и он безнадежно устарел.

Япония

Танкетка «Type 94 Te-Ke», Япония, мacca — 3.4 т.

В Японии, помимо танков, армия испытывала потребность в танкетке как полубоевой машине, предназначенной прежде всего для транспортировки в условиях фронтовой полосы или для снабжения удалённых гарнизонов. Как раз в качестве образца такой машины были в 1930 году приобретены британские танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI[6]. Тем не менее, безбашенная компоновка британской машины была сразу отвергнута японскими конструкторами и в 1931 году ими была начата разработка уже башенной машины, по советской классификации определяемой как малый танк. Новый танк, первый прототип которого был закончен в 1933 году, получил обозначение «Лёгкая бронемашина Тип 94 TK» (яп. 九四式軽装甲車)[6], хотя его ранние версии иногда ошибочно обозначаются в литературе как «Тип 92». Тип 94 стал первым японским танком, на котором была использована ставшая после этого стандартом подвеска Хара, созданная Т. Хара, одним из ведущих конструкторов японской бронетехники того периода[7]. Тип 94 производился серийно с 1935 по 1940 год, общий его выпуск составил 823 танка. Изначально планировавшийся как танкетка снабжения, Тип 94 тем не менее в дальнейшем сравнительно успешно применялся и в качестве лёгкого танка для разведки, связи или даже поддержки пехоты[8].

Боевое применение

Танкетка «Карден-Ллойд», буксирующая гаубицу.

Танкетки изначально были предназначены (создавались) для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, к повышению тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перехода станковых пулемётов во время боя, с одной огневой позиции на другую, а также и снабжения (подвоза) боевыми припасами во время боя. В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, для задач разведки и боевого охранения.

Большинство танкеток управлялись двумя членами экипажа, хотя существовали и одноместные прототипы. Одни модели не имели башен (и вместе с гусеничным движетелем это часто видится как определение для понятия танкетка). У других — были очень простые башни, вращаемые вручную. Обычное вооружение танкетки — один или два пулемёта, редко — 20-мм пушка или гранатомёт.

Британская танкетка Carden-Loyd Mk.IV считается «классической», и многие другие танкетки были смоделированы на её основе. Французский Лёгкий танк 1930-х годов (Automitrailleuses de Reconnaissance) был танкеткой по форме, но специально предназначенной для ведения разведки впереди основных сил. Япония тем временем стала одним из самых рьяных пользователей танкеток, производя целый ряд образцов, полезных для войны в джунглях.

Сравнение особенностей лёгких танков в испанской Гражданской войне

Т-26 Панцер I Танкетка Фиат CV 3-33 Танкетка Фиат CV.35
Масса т.9.45.4 3.15 3.3 
Вооружение45-мм орудиепулемёт MG 13 калибра 7,92 мм 2× 7.92 ммпулемёт 6.5 mm или 8 ммпулемёт 8 мм Breda
Боекомплект122 выстрела2,250 выстрелов3,200 8 мм или 3,800 6.5 мм3,200
Запас хода175 км200 км125 км125 км
Бронирование7-16 мм7-13 мм5-15 мм5-13.5 мм

[9][10][11]

См. также

  • БА-64
  • Бронедрезина
  • САУ «Арсеналец» — представляла собой 45-мм пушку, размещённую на гусеничном шасси оригинальной конструкции. Из-за отказа от размещения в конструкции САУ мест боевого расчёта и механика-водителя, метрические размеры установки были весьма компактны.
  • Татикома в «Ghost in the Shell».

Примечания

  1. ↑ В. Крыжановский, «Мото-механизированная пехота (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений), Государственное военное издательство, Москва — 1934
  2. ↑ J. Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995).  (польск.)
  3. ↑ TKS с 20-мм орудием — около 24 TKS были оборудованы 20-м пушкой в 1939 году.
  4. 1 2 А. Кощавцев, М. Князев. Лёгкий танк Panzer I / М.Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 2. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (29) / 2000). — 3800 экз.
  5. N. W. Duncan. Panzerkampfwagen I & II. — Уиндзор: Profile Publications, 1970. — С. 1. — 24 с. — (AFV Weapons № 15).
  6. 1 2 T. Hara. Japanese Combat Cars, Light Tanks and Tankettes / D. Crow. — Виндзор: Profile Publications, 1973. — С. 15. — 20 с. — (AFV Weapons № 54).
  7. A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna Vol. 1. — Гданьск: AJ Press, 2002. — С. 46. — 120 с. — (TankPower № 9). — ISBN 8-37237-097-4.
  8. T. Hara. Japanese Combat Cars, Light Tanks and Tankettes / D. Crow. — Виндзор: Profile Publications, 1973. — С. 16. — 20 с. — (AFV Weapons № 54).
  9. Franco, Lucas Molina. Panzer I: El inicio de una saga. — Madrid, Spain : AF Editores, 2005. — P. 613. — ISBN ISBN 84-96016-52-8.
  10. ↑ Franco, Lucas M. (2006). «El Tanque de la Guerra Civil Española» in Historia de la Iberia Vieja, No. 13. ISSN 1699-7913
  11. ↑ L3/33 (CV 33), WWII Vehicles

Ссылки

Изображения

  • ТК-3, Польша. Macca — 2.34 т.

  • бронедрезина типа TKS, Польша

  • Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd. Бронетанковый музей, Кубинка.

  • Wiesel 2, Германия. (Версия Ozelot для противовоздушной защиты, 1980-е.)

Видео

wiki2.red

Танкетка Википедия

Польская танкетка TKS

Танке́тка — лёгкая боевая одно- или двухместная броневая машина 20 — 30-х годов XX века на гусеничном ходу, массой до 4 тонн, предназначавшаяся для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, к повышению тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перехода станковых пулемётов во время боя, с одной огневой позиции на другую, а также и для снабжения (подвоза) боевыми припасами во время боя.

В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, для задач разведки, боевого охранения и связи (например, Т-27).

В СССР, в 1934 году, называлась — гусеничный пулемётовоз[1].

Терминология

В советской и российской литературе танкетка — отдельный тип боевой машины (отсюда и название — танкетка, что-то меньшее, чем танк), хотя некоторые под танкеткой зачастую понимают малый разведывательный безбашенный танк, в то время как в западной литературе танкетками часто считаются и башенные малые танки, значительное количество которых имелось в японской армии во время Второй мировой войны.

История

«Universal Carrier», захваченный и переоборудованный отрядами индонезийских националистов во время боёв на острове Ява.

Прототипом большинства европейских танкеток считается английская танкетка Карден-Ллойд, и хотя в британской армии эти машины большого успеха не имели, на их базе был создан бронетранспортёр «Universal Carrier», который представлял собой удлинённую и перекомпонованную танкетку[источник не указан 3475 дней]. Эти машины производились в больших количествах и зачастую применялись для тех же целей, что и танкетки.

Прогресс в конструировании вездеходов привёл к тому, что сейчас (2009 г.) машины, занимающие «нишу» танкеток, — колёсные: проходимость не намного хуже гусеничной машины, зато проще в обслуживании[источник не указан 2124 дня]. Исключением является германская машина «Wiesel» («куница»), используемая в воздушно-десантных войсках ФРГ.

Россия

В самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью — танкетки «Вездеход». Ввиду «наличия огромного количества насущных дел» Броневое отделение Авточасти ГВТУ рассмотрело этот проект только 20 сентября. Инженер-техник отделения Л. Е. Земмеринг указал на целый ряд недостатков.

Ввиду того, что при движении по обычной дороге «Вездеход» перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а наоборот, имеет только недостатки, как-то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции, неминуемого проскальзывания ленты по барабану и невозможности поворотов, Комиссия находит, что проект «Вездехода» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания.

Таким образом, проект «Вездеход № 2» одобрения не получил, а все дальнейшие работы по русским танкам после революции были свёрнуты.

В Советской России первые проекты танкеток появились уже в 1919 году, когда были рассмотрены проекты «вездеходного бронированного пулемёта» инженера Максимова. Первый из них подразумевал создание вооружённой одним пулемётом одноместной танкетки массой 2,6 т с мотором мощностью 40 л. с. и с бронёй 8-10 мм. Максимальная скорость — 17 км/ч. Второй проект, известный под названием «щитоноска», был близок к первому, но отличался тем, что единственный член экипажа размещался полулёжа, что позволило резко уменьшить габариты и снизить вес до 2,25 т. Проекты реализованы не были.

САУ на базе Т-27

В СССР их активно продвигал М. Н. Тухачевский, назначенный в 1931 году начальником вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1930 году он добился создания учебного фильма «Танкетка» для пропаганды нового оружия, причём сценарий к фильму он написал сам. Создание танкеток было включено в перспективные планы создания бронетанкового вооружения. В соответствии с трёхлетней программой танкостроения, принятой 2 июня 1926 года, до 1930 года планировалось создать батальон (69 шт.) танкеток («пулемёток сопровождения», по тогдашней терминологии). В 1926 году были начаты работы по проекту одноместной танкетки «Лилипут», но через некоторое время они были закрыты, поскольку машина требовала создания новой ходовой части и двигателя. 3 марта 1928 года состоялась защита нового проекта танкетки, получившей название Т-17. В ходовой части и трансмиссии были использованы узлы опытного танка сопровождения Т-16. Двигатель также представлял собой «половинку» двигателя Т-16, бронекорпус позаимствовали от «Лилипута». Было изготовлено 2 экспериментальных образца (первый — к осени 1929 года), испытанных в 1930 году. Танкетка имела массу 1,95 т, экипаж — 1 чел., броню — 7-16 мм, двигатель мощностью 18 л.с. и скорость 17 км/ч. Вооружение состояло из одного 6,5-миллиметрового пулемёта Фёдорова с боекомплектом 9000 патронов. По результатам испытаний от серийного производства Т-17 было решено отказаться, главным образом из-за наличия всего одного члена экипажа, который физически не мог выполнять в бою все необходимые функции.

Временная инструкция по боевому применению танкетных частей С. Д., РККА

В 1929—1930 гг. появляется проект танкетки Т-21 (экипаж — 2 человека, броня — 13 мм). В конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за недостаточной скорости. Примерно тогда же предлагаются проекты танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как «большие танкетки сопровождения». Между собой они различались типом двигателя и размещением экипажа. После рассмотрения проектов для изготовления опытного образца был выбран Т-23 как наиболее дешёвый и реальный в постройке. В 1930 году был создан опытный образец, в процессе изготовления подвергнутый многим доработкам, изменившим его почти до неузнаваемости. Однако в серию и эта танкетка не пошла из-за высокой стоимости, сопоставимой со стоимостью танка сопровождения Т-18.

9 августа 1929 года были выдвинуты требования по разработке колёсно-гусеничной танкетки Т-25 весом не более 3,5 т., с двигателем 40-60 л.с. и скоростью 40 км/ч на гусеницах и 60 км/ч на колёсах. На создание машины был объявлен конкурс. В ноябре 1929 года из двух представленных проектов был выбран один, представлявший собой уменьшенный танк типа «Кристи», но с рядом изменений, в частности, с возможностью движения на плаву. Разработка проекта столкнулась с большими трудностями и была закрыта в 1932 году не доведённой до изготовления экспериментального образца по причине высокой стоимости.

В начале 1930 года Великобританию посетила комиссия под руководством начальника УММ Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбурга. Комиссия имела целью ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV. Комиссия решила закупить 20 шт. танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 года танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства.

Советские конструкторы

Николай Иванович Дыренков (1893, Рыбинск — 9 декабря 1937) — советский конструктор бронетехники. Под руководством Дыренкова были разработаны танкетки Д-7 и Д-44.

Шукалов, Сергей Петрович (1883, Ярославль — ?) — советский конструктор танков. Под его руководством были созданы опытные танкетки Т-17 и Т-23 (1930)

Польша

Польша стала одной из первых стран Европы, создавшей танковые части по окончании Первой мировой войны. К 1939 году в составе польских вооружённых сил имелись моторизованная бригада, три отдельных батальона лёгких танков (1-й и 2-й батальоны имели на вооружении танки 7ТР. Каждый батальон имел три роты по 16 танков в каждой: три взвода плюс командирский танк. Кроме того, свой танк был у комбата. На вооружении 21 батальона были танки R-35. В бригаде — три роты по 13 танков каждая: 4 взвода плюс командирский. Ещё 6 танков были в технико-ремонтной роте), пятнадцать отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток ТК-3 или ТКS в каждой).

К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».[2]

Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием[3] вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

Германия

Польская танкетка ТКС, переделанная немцами в тягач для учебного тренажера, имитирующего танк Т-34

По условиям Версальского мирного договора потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции[4]. Помимо политических причин, в 1920-е годы этому препятствовали и причины экономические — промышленность Германии, разорённая войной и ослабленная послевоенными репарациями и отторжениями, была практически неспособна к производству бронетехники[5]. Тем не менее, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера тайно велись работы по созданию новых танков, в 1925—1930 годах приведшие к созданию нескольких опытных образцов, не пошедших в серию из-за выявленных многочисленных конструктивных недостатков, но послуживших базой для дальнейшего развития германского танкостроения[4]. В Германии, разработка шасси Pz Kpfw I велась в рамках первоначальных требований, предусматривавших создание, фактически, пулемётной танкетки, однако в 1932 году эти приоритеты были изменены. С ростом интереса в военных кругах рейхсвера к возможностям танков, в 1932 году Управлением вооружений был организован конкурс на создание лёгкого танка массой до 5 тонн. В вермахте PzKpfw I был некоторым аналогом танкеток, но он был вдвое крупнее чем типичная танкетка, сильнее вооружён и бронирован. Впрочем, к 1939 году и он безнадежно устарел.

Япония

Танкетка «Type 94 Te-Ke», Япония, мacca — 3.4 т.

В Японии, помимо танков, армия испытывала потребность в танкетке как полубоевой машине, предназначенной прежде всего для транспортировки в условиях фронтовой полосы или для снабжения удалённых гарнизонов. Как раз в качестве образца такой машины были в 1930 году приобретены британские танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI[6]. Тем не менее, безбашенная компоновка британской машины была сразу отвергнута японскими конструкторами и в 1931 году ими была начата разработка уже башенной машины, по советской классификации определяемой как малый танк. Новый танк, первый прототип которого был закончен в 1933 году, получил обозначение «Лёгкая бронемашина Тип 94 TK» (яп. 九四式軽装甲車)[6], хотя его ранние версии иногда ошибочно обозначаются в литературе как «Тип 92». Тип 94 стал первым японским танком, на котором была использована ставшая после этого стандартом подвеска Хара, созданная Т. Хара, одним из ведущих конструкторов японской бронетехники того периода[7]. Тип 94 производился серийно с 1935 по 1940 год, общий его выпуск составил 823 танка. Изначально планировавшийся как танкетка снабжения, Тип 94 тем не менее в дальнейшем сравнительно успешно применялся и в качестве лёгкого танка для разведки, связи или даже поддержки пехоты[8].

Боевое применение

Танкетка «Карден-Ллойд», буксирующая гаубицу.

Танкетки изначально были предназначены (создавались) для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, к повышению тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перехода станковых пулемётов во время боя, с одной огневой позиции на другую, а также и снабжения (подвоза) боевыми припасами во время боя. В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, для задач разведки и боевого охранения.

Большинство танкеток управлялись двумя членами экипажа, хотя существовали и одноместные прототипы. Одни модели не имели башен (и вместе с гусеничным движетелем это часто видится как определение для понятия танкетка). У других — были очень простые башни, вращаемые вручную. Обычное вооружение танкетки — один или два пулемёта, редко — 20-мм пушка или гранатомёт.

Британская танкетка Carden-Loyd Mk.IV считается «классической», и многие другие танкетки были смоделированы на её основе. Французский Лёгкий танк 1930-х годов (Automitrailleuses de Reconnaissance) был танкеткой по форме, но специально предназначенной для ведения разведки впереди основных сил. Япония тем временем стала одним из самых рьяных пользователей танкеток, производя целый ряд образцов, полезных для войны в джунглях.

Сравнение особенностей лёгких танков в испанской Гражданской войне

Т-26 Панцер I Танкетка Фиат CV 3-33 Танкетка Фиат CV.35
Масса т.9.45.4 3.15 3.3 
Вооружение45-мм орудиепулемёт MG 13 калибра 7,92 мм 2× 7.92 ммпулемёт 6.5 mm или 8 ммпулемёт 8 мм Breda
Боекомплект122 выстрела2,250 выстрелов3,200 8 мм или 3,800 6.5 мм3,200
Запас хода175 км200 км125 км125 км
Бронирование7-16 мм7-13 мм5-15 мм5-13.5 мм

[9][10][11]

См. также

  • БА-64
  • Бронедрезина
  • САУ «Арсеналец» — представляла собой 45-мм пушку, размещённую на гусеничном шасси оригинальной конструкции. Из-за отказа от размещения в конструкции САУ мест боевого расчёта и механика-водителя, метрические размеры установки были весьма компактны.
  • Татикома в «Ghost in the Shell».

Примечания

  1. ↑ В. Крыжановский, «Мото-механизированная пехота (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений), Государственное военное издательство, Москва — 1934
  2. ↑ J. Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995).  (польск.)
  3. ↑ TKS с 20-мм орудием — около 24 TKS были оборудованы 20-м пушкой в 1939 году.
  4. 1 2 А. Кощавцев, М. Князев. Лёгкий танк Panzer I / М.Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 2. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (29) / 2000). — 3800 экз.
  5. N. W. Duncan. Panzerkampfwagen I & II. — Уиндзор: Profile Publications, 1970. — С. 1. — 24 с. — (AFV Weapons № 15).
  6. 1 2 T. Hara. Japanese Combat Cars, Light Tanks and Tankettes / D. Crow. — Виндзор: Profile Publications, 1973. — С. 15. — 20 с. — (AFV Weapons № 54).
  7. A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna Vol. 1. — Гданьск: AJ Press, 2002. — С. 46. — 120 с. — (TankPower № 9). — ISBN 8-37237-097-4.
  8. T. Hara. Japanese Combat Cars, Light Tanks and Tankettes / D. Crow. — Виндзор: Profile Publications, 1973. — С. 16. — 20 с. — (AFV Weapons № 54).
  9. Franco, Lucas Molina. Panzer I: El inicio de una saga. — Madrid, Spain : AF Editores, 2005. — P. 613. — ISBN ISBN 84-96016-52-8.
  10. ↑ Franco, Lucas M. (2006). «El Tanque de la Guerra Civil Española» in Historia de la Iberia Vieja, No. 13. ISSN 1699-7913
  11. ↑ L3/33 (CV 33), WWII Vehicles

Ссылки

Изображения

  • ТК-3, Польша. Macca — 2.34 т.

  • бронедрезина типа TKS, Польша

  • Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd. Бронетанковый музей, Кубинка.

  • Wiesel 2, Германия. (Версия Ozelot для противовоздушной защиты, 1980-е.)

Видео

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *