Содержание

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

ЗАГРУЖАЕМ, ОЖИДАЙТЕ…

атомный богатырь

Тяжёлый атомный ракетный крейсер. Самый крупный неавианесущий ударный боевой корабль в мире. Единственный действующий атомный крейсер Военно-морского флота России. Флагман Северного флота.
У «Петра Великого» два основных предназначения — нанесение поражения корабельным группировкам противника и повышение боевой устойчивости корабельных соединений на переходе морем. Таких мощных кораблей у США нет
Владимир Касатонов командир корабля с 2000 по 2005 год, вице-адмирал
Над проектом работали:
  • Автор: Роман Азанов
  • Редакторы: Анастасия Баюжева, Дарья Бучнева
  • Выпускающий редактор: Кристина Недкова
  • Дизайнер и разработчик: Глеб Тржемецкий
  • 3D-художник:
    Александр Волков
  • Бильд-редактор: Павел Куколев
  • Иллюстратор: Анастасия Зотова

В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Семен Майстерман, Алексей Никольский, Лев Федосеев, Александр Чумичев, Александр Щербак, Владимир Яцина), Дмитрий Пичугин/Wikimedia Commons/ GNU Free Documentation License, Version 1.2.
Видео: пресс-служба Северного флота.

Источники:

ТАСС, справочные данные ТАСС-Досье, сайт Минобороны России, russianships.info, flot.com, холдинг «Вертолёты России».

© ТАСС, 2020
ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
НАВЕРХ

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет. Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Петр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.
Корабль относится к атомным ракетным крейсерам 3-го поколения, является самым большим в мире неавианесущим боевым кораблем. ТАРКР «Петр Великий» предназначен для уничтожения крупных надводных целей (одиночных и групповых), защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах мирового океана. Всего по проекту 1144 «Орлан» было построено 4 корабля, помимо «Петра Великого» это крейсера: «Киров» («Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов»). В настоящее время в строю находится лишь один корабль данного типа – «Петр Великий», при этом все 3 ТАРКР пр. 1144 после проведения ремонта и модернизации будут возвращены в состав флота.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обладает стандартным водоизмещением в 23 750 тонн, полное водоизмещение крейсера – 26 390 тонн. Корабль обладает следующими размерами: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метров, осадка – 10,3 метра. Высота корабля 59 метров от уровня основной плоскости.

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Главная энергетическая установка крейсера атомная с 2-мя ядерными реакторами на быстрых нейтронах. Общая мощность установки – 600 МВт, также имеется 2 главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте они могут получать пар от 2-х паровых котлов, работающих на органическом топливе. Сопряжение атомной силовой установки с нефтяными пароперегревателями повышает общую мощность силовой установки и скорость крейсера. Для сравнения «Петр Великий» в состоянии обеспечить теплом и электроэнергией город размером в 150-200 тысяч жителей. Два гребных вала передают вращение на 2 пятилопостных винта. Максимальная скорость хода «Петра Великого» – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла в состоянии обеспечить кораблю скорость в 17 узлов и дальность хода не менее 1000 морских миль.

Экипаж атомного ракетного крейсера состоит из 610 человек (112 офицеров), которые размещаются в 1600 различных помещениях, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, а также 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый). Помимо этого экипаж корабля располагает 15 душевыми, сауной с бассейном, двумя банями, двухуровневым медицинским блоком, с лазаретами-изоляторами, рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, амбулаторией, спортзалом, оснащенным различными тренажерами, 3-мя кают-компаниями для офицеров, мичманов и адмиралов, салоном для отдыха с роялем и бильярдом, а также собственной корабельной телестудией. Длина 49 коридоров боевого корабля составляет более 20 км., при этом корабль имеет 6 палуб и 8 ярусов. Высота его надстроек равна высоте 7-этажного жилого дома.

Защита ТАРКР предусматривает реализацию мер по уменьшению его радиолокационной заметности. Помимо этого мерами конструкционной локальной защиты была усилена защита погребов для хранения снарядов, зенитных и противокорабельных ракет. Автономность плавания корабля по запасам еды и продовольствия – 60 суток, по топливу – 3 года (на ядерном реакторе неограниченно).

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Основным вооружением ракетного крейсера является противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (создан «НПО Машиностроения»). На крейсере имеется 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными крылатыми противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». ПУ смонтированы под верхней палубой корабля, с углом возвышения 60 градусов. Максимальная дальность пуска ракет – 550 км, полет ракеты исключительно по маловысотной траектории – 200-250 км. Скорость полета ракеты – 1,6-2,5 Маха. Длина ракеты П-700 составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес – 7 тонн. Ракета может оснащаться боеголовкой в обычном исполнении (750 кг. ВВ), ядерной моноблочной (500 кт) или топливно-воздушным боезарядом для создания объемного взрыва.

Ракеты «Гранит» обладают многовариантной программой по атаке целей, а также повышенной помехозащищенностью и предназначены для нанесения ударов по морским групповым целям. При выполнении залповой стрельбы одна из ракет летит на большой высоте, для того чтобы повысить дальность обнаружения противника, обмениваясь полученной информацией с остальными ракетами, которые могут буквально стелиться у водной поверхности. В случае, если ракета-лидер будет сбита противником, ее место автоматически может занять одна из вспомогательных ракет. Загоризонтное наведение и целеуказание может осуществляться при помощи самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-31, а также специализированных космических систем разведки и целеуказания.

Противовоздушную оборону корабля обеспечивает аналог сухопутного комплекса С-300 под названием С-300Ф «Форт». На корабле имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Помимо этого в состав ПВО корабля входит автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая из 16 подпалубных ПУ барабанного типа оснащена 8 твердотопливными одноступенчатыми телеуправляемыми ракетами 9М 330-2, суммарный боезапас – 128 ракет. Унифицированы с ракетами сухопутных войск Тор-М1.

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Помимо этого тяжелый атомный ракетный крейсер оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», который обеспечивает оборону корабля от ряда «точных» вооружений, включая противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, авиабомбы, вертолеты и самолеты, малотоннажные суда. Всего на корабле имеется 6 ЗАРК «Кортик», каждый из них имеет по 2х30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630 М-2 с суммарной скорострельностью на уровне в 10 000 выстрелов в минуту, а также 2 блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с неконтактным взрывателем и осколочно-стержневой боевой частью. Данные ракеты унифицированы с ракетой армейского комплекса ПВО 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» включает в себя радиолокационную и телевизионную системы, которые соединены между собой при помощи элементов ИИ. 2-е установки ЗАРК установлены в носовой части крейсера по обе стороны от ПУ «Гранит», а еще 4 – в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого «Петр Великий» вооружен 130-мм многоцелевыми спаренными артиллерийскими установками АК-130 (длина ствола 70 калибров, боезапаса – 840 снарядов), максимальная дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность – от 20 до 80 выстрелов в минуту. АК-130 использует 27-кг снаряды, которые могут оснащаться разными типами взрывателей: ударным, дистанционным и радиовзрывателем. Готовый к стрельбе боезапас составляет 180 снарядов. Артустановка управляется системой управления стрельбой МР-184, которая позволяет одновременно сопровождать и обстреливать 2 цели.

Также ТАРКР вооружен 2-мя противолодочными (по 5 ПУ с каждого борта) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого могут поражать подлодки противника на удалении до 60 км. Для борьбы с неприятельскими торпедами на крейсере имеется противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб-направляющих, время реакции — 15 с, автоматическая конвейерная перезарядка, максимальная дальность – 3000 метров, минимальная – 100 метров, вес ракет – 233 кг).

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Помимо этого ТАРКР «Петр Великий» оснащен реактивными бомбометными установками, которые расположены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (масса снаряда 80 кг, дальность стрельбы 12 000 метров) находится в носовой части судна и установлена на поворотной платформе, еще 2-е шеститрубных установки РБУ-1000 «Смерч-3» (масса снаряда 55 кг, дальность стрельбы – 1000 метров) установлены в кормовой части на верхней палубе с каждого борта.

Общекорабельная система противодействия включает в свой состав 2-е спаренных 150-мм ПУ ПК-14 (комплекс выстреливаемых помех), ложные цели, противоэлектронные ловушки, а также ложную буксируемую торпедную цель, оснащенную мощным шумогенератором. Также на борту крейсера располагается 2 противолодочных вертолета Ка-27. Радиоэлектронная начинка тяжелого ракетного крейсера включает в свой состав 16 станций 3-х типов. Общекорабельные средства слежения, целеуказания и сопровождения состоят из 2-х станций космической связи (САТСОМ), 4-х станций космической навигации (САТПАУ), а также 4-х специальных электронных станций. За воздушной и надводной обстановкой постоянно следят 2-е всепогодных трехкоординатных РЛС «Фрегат-МАЭ» (производства завода «Салют»). Данные станции способны обнаружить цель на удалении до 300 км и на высотах до 30 км.

Также «Петр Великий» оснащен 4-мя радиоэлектронными системами управления стрельбой бортового оружия, 3-мя навигационными станциями, системой опознавания «свой-чужой», средствами управления полетами вертолетов. Гидроакустическая система крейсера включает в свой состав гидролокатор с корпусной антенной, которая установлена в бульбовом обтекателе, для поиска и обнаружения неприятельских подлодок на низких и средних частотах, а также автоматизированную буксируемую гидроакустическую систему, имеющую антенну переменной глубины погружения (150-200 метров) и работающую на средних частотах.

Источники информации:
-http://www.arms-expo.ru/049050054056124051056057049.html
-http://shipandship.chat.ru/military/001.htm
-http://military-informer.narod.ru/PetrVelikiy.html
-http://ru.wikipedia.org

ТАРКР «Петр Великий»


В конце 19 века вся Европа и остальной мир были поражены передовым боевым кораблем России, носившим гордое название «Петр Великий». Его размеры и вооруженность по тем временам были внушительными. Реализация столь амбициозного проекта принесла российским корабелам славу, а «Петр Великий», взявший на себя функции линейного крейсера, был в строю около 80 лет! Сегодня съемочная группа программы «Полигон» телеканала «Т24» расскажет (и покажет) самый боевой, самый ударный и самый атомный корабль российского флота.

Как корабль назовешь


На этапе разработки «Петр Великий» создавался для борьбы с авианесущими группировками предполагаемого противника. Однако, универсальность крейсера позволила ему, находясь в строю с 1998 года, выполнить множество самых разнообразных задач, включая борьбу с террористами и участие в международной коалиции по вывозу химического оружия из сирийско-арабской республики. Атомоход способен действовать как в составе группы, так и в одиночку. Вместе с экипажем «Петра Великого» съемочная группа программы «Полигон» прошла от Североморска до Восточной части Средиземного моря, окунулась в процессы эксплуатации машин и механизмов, рассмотрела потенциал атомного крейсера в условиях безостановочного морского перехода и воочию убедилась в профессионализме и слаженной работе военных моряков.

Второй по величине корабль ВМФ России имеет полное водоизмещение около 25 000 тонн, 6 палуб и высоту практически 60 метров. Экипаж, состоящий из 700 человек, несет службу более чем в полутора тысячах помещений. Конструктивной особенностью «Петра Великого» является наличие двух вспомогательных паровых котлов, работающих на обычном топливе. Главная энергетическая установка представляет собой два атомных реактора КН-3, каждый по 103 МВт, которые раскручивают две турбины суммарной мощностью 140 000 л.с. Два гребных вала, благодаря энергии атома, приводят в движение два пятилопастных винта. Реактор КН-3 выполнен по двухконтурной схеме и пользует воду для нагревания и охлаждения. Ядерное топливо в твердом виде заключено в оболочку, где происходит реакция с выделением тепла. Такие цилиндры называются твэлы. Их устанавливают в активной зоне реактора и с помощью циркуляционных насосов прокачивают через них воду первого контура, которая нагревшись до 300 градусов по Цельсию поступает в парогенератор. Вода второго контура, пройдя через теплообменник и став паром, поступает в турбины и на все вспомогательные источники энергии.

К основным техническим средствам боевой части №1 относится навигационный комплекс, который просчитывает углы качки, прокладывает курс с высокой точностью и даже выдает рекомендации по изменению положения корабля для применения того или иного вида оружия. К новым образцам вооружения штурманов относятся электронные картографические системы звучания. Они позволяют в режиме реального времени наблюдать за изменением курса и координатами корабля.

Миссия выполнима


Во власти этого ракетного тяжеловеса – атака надводных кораблей, поддерживание сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение самолетов и вертолетов, а также борьба с подводными лодками и оборона боевых соединений любых кораблей. Знакомство с вооружением «Петра Великого» — это настоящее путешествие в мир безграничной мощи. Здесь и зенитно-ракетный комплекс «Форт», созданный на основе известной сухопутной системы С-300. Подпалубные установки вертикального типа хранят ракеты 48Н6, позволяющие расширить максимальную дальность поражения до 150 км. Здесь же расположен комплекс «Форт-м», модернизированная версия с ракетами 48Н6Е2, которые поражают цели уже на дальностях около 200 километров. Крейсер предназначен для интенсивного и скоротечного боя, поэтому весь боезапас ракет можно выпустить меньше, чем за 5 минут. В боевом режиме между пусками ракеты проходит 3 секунды. Пусковой установкой главного комплекса корабля является система «П700-Гранит», представляющая собой крылатые ракеты, направленные на уничтожение авианосных групп противника. Данная система проектировалась специально для атомных подводных лодок, поэтому одной из особенностей пуска с «Петра Великого» является закачка забортной воды перед стрельбой. Крылатая ракета «Гранит» пример очень умной, саморегулирующийся системы. При множественных пусках крылатые ракеты в режиме реального времени могут распределять цели между собой, обмениваться информацией и вырабатывать алгоритм поражения всей группировки. И даже если по «Граниту» отработает противоракетное вооружение, то повреждённая 7-ми тонная пальца из-за огромной начальной скорости и нисходящей траектории падения все равно может попасть в цель.

Автоматическая артиллерийская установка «АК-130» предназначена для уничтожения морских, воздушных и береговых целей – как видимых, так и не видимых. Скорострельность пушки – 90 выстрелов в минуту. Максимальная дистанция для поражения неприятеля 22 км. Эшелонированная оборона «Петра Великого» имеет еще несколько рубежей средней и ближней зоны ответственности. 16 пусковых установок и 128 ракет зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» надежно охраняют атомоход и его окружение от низколетящих целей, противокорабельных ракет и управляемых бомб на дальностях до 12 км. В ближней зоне работает автоматизированный комплекс «Кортик», имеющий на каждом боевом модуле по две 30-мм пушки и 8 ракет, поражающих цель с вероятностью выше 95 процентов.

На атомоходе расположены один поисково-спасательный и два противолодочных вертолета Ка-27. Хранятся они в подпалубном ангаре и существенно расширяют возможности корабля. Это гибкий инструмент коммуникации между кораблями ордера и суровые ищейки, заточенные под поиск подводных лодок. Несмотря на то, что «Петр Великий» в первую очередь следит за надводной воздушной обстановкой, морское царство тоже находится под неусыпным контролем минно-торпедной части. Универсальный противолодочный комплекс «Водопад-МК», в состав которого входят две ракетно-торпедные пусковые установки калибром 533 миллиметра, аппаратура предстартовой подготовки ракет и система управления стрельбой. Предназначена система для поражения подводных целей на больших дистанциях. Визитной карточкой «Петра Великого» является радиолокационный комплекс МР-800 «Флаг», он предназначен для освещения дальней воздушной обстановки. Обнаружением низколетящих целей и ближней воздушной обстановки занимается комплекс МР-350 «Подкат», обнаруживающий противника и выдающий целеуказание зенитным огневым средствам.

За 18 лет славной службы «Петра Великого» тяжелый атомный ракетный крейсер прошел около 150 000 морских миль. Самый длительный поход в истории корабля состоялся с 2008 по 2009 года, когда он преодолел более 40 000 миль, побывав практически во всех частях Мирового океана: от Средиземного моря до Южной и Северной Атлантики, в Индийском океане. Впервые в истории современного российского военно-морского флота крейсер осуществил деловой заход в Южно-Африканскую республику, порт Кейптаун. Столь успешная служба атомного ракетного крейсера говорит о многом. «Петр Великий» — это не просто узкоспециализированный «убийца авианосцев». Корабли подобного класса в будущем станут широкопрофильными и многозадачными платформами с арсеналом, которого хватит на целый ордер кораблей меньшего водоизмещения.

Флагманом торжественного строя в Североморске стал тяжелый атомный крейсер «Петр Великий»

Теперь перенесемся в Североморск — на главную базу Северного флота. В торжественном строю 14 кораблей и судов. На флагмане — тяжелом атомном крейсере «Петр Великий» — работает корреспондент Первого канала Валентина Соловьева. Корабль огромный — высотой почти с 20-этажный дом.

Здесь парад в самом разгаре. Выстроены парадные расчеты, рота почетного караула. Офицеры, мичманы, матросы — все в парадной форме.

«Поздравляю с Днем Военно-морского флота России. Конечно же, волнение присутствует, но мы с ним боремся. Все подготовительные мероприятия выполнены, с минуты на минуту на борт крейсера должен прибыть командующий Северным флотом, чтобы произнести поздравительную речь для всего личного состава Северного флота», — рассказал старший помощник командира крейсера «Петр Великий» Сергей Высоцкий.

Вопрос: Почему Вы выбрали путь военного моряка?

«Всю жизнь прожил на море рядом с боевыми кораблями, рос и воспитывался в семье военного моряка, поэтому решил продолжить династию и выбрал этот славный путь», — поделился морской офицер.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем вооружен ваш корабль?

«Корабль, говоря простыми словами, вооружен до зубов. Здесь представлен зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», он способен поражать низколетящие воздушные цели. Выше палубы находится артиллерийская установка АК-130 калибра 130 мм. Ее основное назначение — поражение воздушных, надводных целей и подавление береговых объектов противника. Ну а главное вооружение корабля — это ударный ракетный комплекс «Гранит» с 20-ю противокорабельными ракетами П-50, за что корабль и был прозван «убийцей авианосцев», — рассказал Сергей Высоцкий.

Корабль «Петр Великий» стоит того, чтобы рассмотреть его подробнее. Он до сих пор считается самым большим в мире тяжелым атомным ракетным крейсером не авианосного типа. Он сможет взять на борт малую авиацию, единовременно три вертолета, обычно это машины Ка-27.

Этому кораблю не хватит и двух футбольных полей, чтобы развернуться на 180 градусов. Например, в акватории у него совершенно нет простора для маневра. Что касается мощности, этот корабль один может обеспечить электроэнергией город с населением в 200 тысяч человек. Более того, он может обойти вокруг света 50 раз без дозаправки.

Конечно же, он флагман сегодняшнего парада в Североморске, флагман Северного флота. А вообще в Кольском заливе сегодня выстроены 14 боевых кораблей. Здесь же новейшая атомная ракетная подлодка «Князь Владимир», которая совсем недавно была принята в состав Российского флота. От предшественниц ее отличает бесшумность.

Здесь же в акватории крейсер под бортовым номером 055 «Маршал Устинов». Далее — большой противолодочный корабль «Североморск». Все эти корабли на катере обойдет командующий Северным флотом, поприветствует экипажи, поздравит всех с праздником. И кульминацией станет залп из корабельного орудия.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

крейсер Петр Великий Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев». Характеристики ТАРКР Пётр ВеликийХарактеристики

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

ЮхнинГенеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Пётр Великий

Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

ТАРКР Петр Великий

Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа. ТАРКР Пётр Великий

Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий». Пусковые шахты ГранитаПусковые шахты комплекса Гранит

Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Пуск крылатой ракеты

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

ПВО крейсера

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Ракетный комплекс КортикРакетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.

Вертолёты Ка-27Вертолёты Ка-27

Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства

Петр Великий

В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки. Петр Великий

Бывший командир «Петра Великого»: таких мощных кораблей у США нет — Армия и ОПК

В этом году Северный флот (СФ) России отмечает 285-ю годовщину со дня создания, а 20 лет назад в его состав вошел самый крупный неавианесущий ударный боевой корабль в мире — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ставший флагманом СФ.

Спецпроект на тему

Он — единственный действующий атомный крейсер Военно-морского флота (ВМФ) России. Главная его особенность — наличие атомной энергетической установки, за счет которой дальность плавания считается неограниченной. Также ни у одного другого надводного корабля нет столько оружия на борту — как по числу типов вооружения, так и по количеству. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения XX века.

«У «Петра Великого» два основных предназначения — нанесение поражения корабельным группировкам противника и повышение боевой устойчивости корабельных соединений на переходе морем. Таких мощных кораблей нет у США», — рассказал ТАСС вице-адмирал Владимир Касатонов, командовавший кораблем с 2000 по 2005 год.

Через три океана к пиратам

Капитан первого ранга Владимир Касатонов, 2001 год Семен Майстерман/ТАСС

Капитан первого ранга Владимир Касатонов, 2001 год

© Семен Майстерман/ТАСС

За все время, по данным из открытых источников, «Петр» прошел почти 150 тысяч морских миль. Среди наиболее знаковых походов — участие в совместных военно-морских учениях России и Венесуэлы в Карибском море; боевая служба в Средиземном море у берегов Сирии в 2017 году; переход во Владивосток через три океана; совместное плавание с ракетным крейсером «Москва» в Индийском океане; арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота.

«Самый запоминающийся поход — вокруг Африки в 2008 году, шестимесячное плавание, практически кругосветное. Но я уже тогда был не командиром корабля, а командиром 43-й дивизии ракетных кораблей», — вспоминает Касатонов.

Он запомнился и своей обширной географией, и выполнением различных задач, и успешностью этого похода. Вышли из Североморска, прошли Баренцево море, потом в Атлантику, в Америку (тогда была Венесуэла), дальше через ЮАР вокруг Африки, Индийский океан, Египет, Средиземное море и обратно в Североморск

Владимир Касатонов

вице-адмирал

«Визит военного корабля — это всегда событие, потому что оно всегда связано с чужой военной силой», — говорит Касатонов. Поэтому все заходы боевых кораблей оговариваются заранее, а в период плавания уже конкретно уточняются и даты, и программа, и иногда даже места. «Самый необычный заход на моей памяти — это Кейптаун. Ведь это достаточно далеко от нас — другой конец Земли. Не так часто российские моряки там бывают», — признается он. Принимали экипаж «Петра Великого» очень хорошо, однако были трудности с постановкой крейсера на рейд и к причалам — они не всегда есть. «Все-таки 26 тысяч тонн — это серьезное водоизмещение. И не всякий порт сможет принять такой корабль», — говорит вице-адмирал.

Капитан первого ранга Владимир Касатонов, 2001 год Семен Майстерман/ТАСС© Петр Ковалев/ТАСС

Даже не все европейские города способны принять такой корабль. Это прежде всего связано с наличием глубокого фарватера на подходе. Вот, например, в Триполи и в Венесуэле мы не заходили, а стояли на рейде

Владимир Касатонов

вице-адмирал

Плавание проходило через Аденский залив. Так сложилась ситуация, что больше никого в этом районе не было и экипажу корабля пришлось найти, поймать три судна и захватить пиратов. Все они были гражданами Сомали. В СМИ тогда писали, что ловить маломерные пиратские суда — это не та задача, для которой необходим тяжелый атомный крейсер.

Капитан первого ранга Владимир Касатонов, 2001 год Семен Майстерман/ТАСС© Лев Федосеев/ТАСС

Мы получили сигнал бедствия от танкера. Пираты его захватить не смогли, но обстреляли из гранатометов и повредили. Мы осмотрели, переговорили и начали поиск в районе. Понадобилось около суток. Были использованы корабельные вертолеты. Нашли, сблизились и под угрозой применения оружия остановили их, арестовали. Затем передали на другой наш корабль для сдачи властям Йемена

Владимир Касатонов

вице-адмирал

Говоря о северных походах, Касатонов отмечает одну деталь: тут погода на море может быть испорчена до самой плохой. В период его командования крейсером в Северную Атлантику ходили практически каждый год и обязательно переживали один мощный шторм. «Ну, на памяти, девять баллов было. Но было интересно… Корабль при этом вел себя хорошо. «Петр Великий» — это крепкий корабль, который создан для плавания в любую погоду и в любых морях», — говорит вице-адмирал.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года «Петр Великий» первым обнаружил затонувшую атомную подводную лодку «Курск».

Нами она была обнаружена с помощью гидролокатора и эхолота. Тогда все корабли, участвующие в поиске, получили определенные районы, где искать. Ну мы в своем районе обнаружили сначала предположительно предмет, который не соответствовал рельефу дна и тем характеристикам, которые у моря должны быть. А затем это было подтверждено уже подошедшими судами со спецаппаратурой. На тот момент еще не было понятно, что это гибель, и пытались выходить на связь с экипажем лодки

Владимир Касатонов

вице-адмирал

Затем на «Петре» длительное время размещался штаб для оказания помощи. Также в задачи входила охрана района, обеспечение связи всех судов и координация действий.

Кстати, по итогам 2000 учебного года ракетный крейсер был признан лучшим кораблем ВМФ России и награжден Почетным кубком губернатора Мурманской области.

«Орланы» вооружат до зубов

«Петр Великий» — самый мощный ударный надводный корабль в составе ВМФ России и самый тяжелый в мире из класса неавианесущих. Он был спущен на воду 25 апреля 1989 года, а вошел в состав флота в 1998-м. В отличие от своих предшественников, «Петр» имеет повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания, оснащен усовершенствованным противолодочным оружием и крылатыми ракетами.

Капитан первого ранга Владимир Касатонов, 2001 год Семен Майстерман/ТАСС

У США основной боевой корабль — это ракетный крейсер типа «Тикондерога» и чуть в уменьшенном варианте эскадренный миноносец типа «Арли Бёрк». Они довольно схожи по вооружению, но второй немного дешевле и несет меньше оружия. Но это стандартный корабль — у него водоизмещение порядка 9000 тонн (в 2,5 раза меньше нашего). Во-вторых, оружие не такой мощности, как на «Петре Великом», оно несколько меньшего класса, хотя его там и больше

Владимир Касатонов

вице-адмирал

Тяжелые атомные ракетные крейсера проектов 1144 и 11442 (шифр «Орлан») строились в СССР и России в 1974–1998 годы на Балтийском судостроительном заводе. Они одни из самых крупных надводных кораблей российского флота — имеют длину 250 метров при полном водоизмещении более 26 тысяч тонн. ВМФ было сдано четыре таких корабля. Первые два вывели из боевого состава флота еще в 1990-х годах.

Третий корабль серии — «Адмирал Нахимов» (до 1992 года имел название «Калинин») — законсервировали в 1997 году. Весной 2013-го был подписан контракт на его ремонт и модернизацию силами «Севмаша», однако осенью 2014-го крейсер поставили в сухой док. Как сообщил в конце 2017 года президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, сдача обновленного «Нахимова» флоту запланирована на 2021 год. В результате модернизации крейсер будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками.

Количество нового вооружения, которое будет на этом корабле, неприятно удивит любого возможного противника. Этот корабль будет вооружен до зубов

Алексей Рахманов

президент ОСК

По его словам, глубокая модернизация «сопоставима со строительством нового корабля». И уже известно, что вслед за «Нахимовым» на ремонт будет поставлен флагман Северного флота. Работы по модернизации начнутся в 2020 году. «Ожидается, что его модернизация займет от четырех до пяти лет, то есть в два раза быстрее, чем у «Нахимова». Мы надеемся, что это станет возможным благодаря получению нужного финансирования», — сказал ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

  • «Арматы», «Сарматы» и «Цирконы»: каковы приоритеты госпрограммы вооружения до 2027 года

В 2016 году сообщалось, что крейсер «Петр Великий» оснастят десятью пусковыми установками 3С-14, которые смогут принимать противокорабельные ракеты «Оникс», «Калибр» и гиперзвуковые «Цирконы». Существует два варианта таких установок — под четыре и восемь ракет. Какой именно модификацией будет снабжен корабль, пока неизвестно. Параметры «Циркона» являются секретными. Открытые источники указывают, что дальность новой ракеты может составить до 400 километров, а скорость ее полета способна достигать восьми скоростей звука. В 2017 году сообщалось об испытаниях, где такие параметры были подтверждены.

Капитан первого ранга Владимир Касатонов, 2001 год Семен Майстерман/ТАСС© Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС

На данный момент основу мощного вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» и зенитная ракетная система «Форт» (морской аналог С-300). Также ПВО корабля усилено за счет зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», который состоит из шести боевых модулей.

Системы вооружения, которые на нем стоят, и сейчас эффективны. Они вполне работоспособны и создают тот эффект, который от них требуется

Владимир Касатонов

вице-адмирал

Вице-адмирал уточняет, что учебные пуски и стрельбы на корабле проводились регулярно и программа каждый год была уникальной. «Потому что надо опробовать все качества — ситуации бывают разные. Но в год может состояться до 12–16 ракетных стрельб, при этом разными комплексами, но как минимум каждый комплекс в год стреляет», — говорит он.

Учебные стрельбы с борта тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий"  Лев Федосеев/ТАС

Учебные стрельбы с борта тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий»

© Лев Федосеев/ТАС

На западе «Граниты» известны под наименованием Shipwreck. При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 Маха при дальности стрельбы до 700 километров. Ракеты могут нести как обычную фугасную боевую часть, так и ядерную. Кроме того, крейсер оснащен 130-миллиметровыми многоцелевыми спаренными артустановками АК-130 с дальностью стрельбы 25 километров.

‘Минобороны России’

Для борьбы с субмаринами противника на дальности до 60 километров на «Петре Великом» имеется два ракетно-торпедных 533-миллиметровых комплекса РПК-6М «Водопад» и противолодочный вертолет Ка-27ПЛ. Эта машина на скоростях до 75 километров в час способна обнаруживать и отслеживать лодки, следующие на глубине до 500 метров.

Современнейшие бортовые средства радиолокации, гидроакустики и навигации делают этот корабль всепогодным, а в море он может находиться автономно бесконечно. «Разве что продовольствия на два месяца хватит, хотя можно взять и больше», — признается Касатонов.

Это было хорошая служба, это был хороший экипаж — он и сейчас таким остается. Это были люди, которые любят море и нацелены на победу. Мне было очень комфортно, и я очень горжусь тем, что служил на «Петре Великом»

Владимир Касатонов

вице-адмирал

Подготовил Роман Азанов

Линейный корабль «Петр Великий» (ФАН)

Наконец, последняя статья из серии про русские дредноуты и сверхдредноуты. Впрочем, этот корабль можно назвать и первым русским настоящим линкором – быстроходный и мощно защищенный, отлично вооруженный, он вероятно является лучшим кораблем в мире в моей альтернативе. Кроме того, мне, вероятно, удалось отрисовать его именно таким, каким он мне представлялся – грозным и прекрасным, из-за чего он мне чертовски нравится. Что ж, начну сказ о нем.

Содержание:

История проекта

Так бы выглядел линкор, строй Костенко его по первоначальному реальному проекту

Проектирование дредноутов следующей после «Дмитрия Донского» серии началось в сложной обстановке. В 1913 году умер морской министр Невский, до последнего державший в своих руках железной хваткой весь флот. Именно благодаря ему флот не впал в стагнацию и продолжал развиваться, и когда его не стало, многие насторожились – от выбора преемника Невского зависело все. Таковым, при поддержке премьера Столыпина и самого императора Николая II стал Н. Л. Кладо, «ученик» Невского, один из ведущих теоретиков России и всей Европы. Он хоть и обладал более мягкой манерой ведения дел, но был столь же передовым и здравомыслящим человеком, постоянно анализирующим развитие флотов мира. Он, как и Невский, принялся активно вмешиваться в дела проектирования кораблей, стремясь воспрепятствовать возможному разброду типов кораблей и их особенностей. Его первым крупным «детищем» среди новостроев стал проект, названный в честь великого предка династии Романовых – императора Петра I Великого.

«Петр Великий» после вступления в строй, Балтийское море, 1922 год

Первоначально проект разрабатывался под началом И. Г. Бубнова, но затем работы над ним перехватил другой кораблестроитель, «восходящая звезда» Русского флота В. П. Костенко. При этом морской министр Кладо поставил к нему дополнительные требования – обеспечить высокую скорость хода и линейно-возвышенное расположение башен ГК. Рекомендовалось оставить четырехорудийные башни – что делало линкор мировым лидером по огневой мощи (догнать его по этому показателю сможет лишь японский «Ямато»). Определенные проблемы возникли с артиллерией – 130/55-мм калибр в качестве противоминного уже мало удовлетворял требованиям моряков, а орудий большего калибра банально не было под рукой. Кроме того, из-за войны с Японией, а затем и с Германией Обуховский завод оказался завален заказами, из-за чего не гарантировал своевременную разработку и производство 152/50-мм орудий. В результате было решено оставить 130-мм пушки на корабле, при случае заменив их на более мощные. Уже в ходе достройки в проект был внесен небольшой апгрейд, и линкоры получили возможность нести на борту два гидросамолета-разведчика. Впрочем, катапульты для них не предусматривалось, в результате для запуска требовалось сначала спустить «птичку» краном на воду, что на практике выливалось в серьезную проблему и использовалось редко.

Постройка кораблей началась в 1916 году, в самый разгар Первой Мировой войны. Несмотря на то, что были заложены 4 единицы, постройка их велась медленно – все деньги съедал действующий флот и армия. В результате в 1918 году удалось спустить на воду одного лишь «Пересвета», в 1919 — «Петра Великого», а «Громобоя» – и вовсе в 1921. «Рюрик» так и остался на стапелях – денег на его достройку не было ни во время войны, ни после нее, когда волна пацифизма на время накрыла общество и правительство, и финансирование флота и армии было сильно урезано. До Вашингтонской конференции удалось достроить лишь один корабль — головного «Петра Великого», и представителям России так и не удалось добиться права на достройку хотя бы еще одного корабля (правда, в сложившихся условиях и так удалось добиться достаточно выгодных условий) в качестве линкора, а «Пересвет» и «Громобой» пришлось пере­страивать в авианосцы. Таким образом, «Петр Великий» стал самым мощным – и единственным в своей серии – линкором Российского Императорского флота.

«Петр Великий» после прибытия на Дальний Восток, 1924 год

Во времена Интербеллума «Петр Великий» стал настоящей «визитной карточкой» флота, гордостью всей страны и могучим «властелином океанов» – ему просто не было равных. Кое-как до его уровня могли дотянуть лишь последние американские сверхдредноуты и британские «Нельсоны», но и они все равно уступали ему в весе залпа и скорости хода. Приземистый, грозный вид русского корабля, четырехорудийные башни главного калибра и две высокие дымовые трубы надолго стали предметом восхищения не только жителей Российской империи, но и иностранцев. «Петру Великому» будет уготована богатая на события жизнь – в 1924 году он станет флагманом Тихоокеанского флота. в 1929 под флагом адмирала Колчака он вернется на Балтику, чтобы его матросы приняли участие в подавлении Мартовского путча, что наконец-то завершит долгий четырехлетний период политической нестабильности в империи и возведет на трон императрицу Марию I вместо больного императора Алексея, выступавшего в роли марионетки своих советников. Таким образом, линкор станет одновременно и лицом обновления России, которое вновь поставит страну на путь быстрого развития и укрепления. Вернется престиж флота и армии, вооруженные силы начнут укрепляться – что позволит им выдержать одновременный натиск с Запада и с Востока в будущей войне. Линкор пройдет крупную модернизацию в 1934-1939 годах и вновь возглавит Тихоокеанский флот в ходе сражений Второй Мировой войны, в ходе которой он с честью пройдет не одно сражение. После войны, при сокращении флота многие пытались пустить на слом столь прославленный корабль, но им не удалось – в результате «Петр Великий» был поставлен кораблем-памятником во Владивостоке, а финансирование его содержания брало на себя государство. Там вы можете найти этот прославленный корабль и сегодня (ага, раскатал губу).

«Петр Великий», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 15.03.1916/18.09.1919/1921

«Рюрик», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 21.11.1916/не достроен

«Пересвет», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 15.03.1916/20.11.1918/достроен как авианосец

«Громобой», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 03.04.1919/18.05.1921/достроен как авианосец

Что я сделал с реальным проектом Костенко

Вероятно, последние статьи нагрузки на моей практике. Указанные 45500 тонн — нормальное водоизмещение линкора.

Прежде всего, была переработана схема бронезащиты. Она у изначального проекта была в общем-то не самой плохой, а может даже и очень хорошей (лично я затрудняюсь давать оценку, больно нестандартна), но – на предыдущих линкорах я последовательно развивал и укреплял свою, более типичную схему бронезащиты. На «Петре» я усилил защиту палуб до 50+100 мм в пределах цитадели и 25 мм вне ее пределов, 350-мм пояс с 100-мм носовым продолжением и 200-мм кормовым (там получается своеобразная вторая цитадель, защищающая приводы рулей). Усилена ПТЗ – она обрела большую глубину. На корабле окончательно пропали верхний пояс и противоосколочная переборка – фактически такая бронезащита является уже чем-то вроде «все или ничего», только с большим вниманием к защите корпуса в оконечностях. При этом нижний край пояса сужается до 200 мм (особенность пояса исходного проекта Костенко, к внешнему поясу я просто добавлял миллиметры).

Мидель «Петра Великого»

Вооружение осталось на уровне «Дмитрия Донского» – усиливать или ослаблять его не видел смысла. Самым спорным моментом «Петра Великого» является ЭУ – дело в том, что удельную мощность новой ЭУ я брал у американского линейного крейсера «Лексингтон» – он хоть и примерно современник «Петра», но обладает для своего времени просто зашкаливающей мощностью при малом весе. Не знаю, насколько возможно запихнуть такое в корпус моего корабля, но такая ЭУ была обязательным условием для развития скорости хода в 28 узлов.

Схема бронезащиты «Петра Великого»

вернуться к меню ↑

Тактико-технические характеристики линейного корабля «Петр Великий»

«Петр Великий» в экспериментальной камуфляжной окраске, Тихоокеанский флот, 1928 год. Именно в такой окраске линкор отправится на Балтику, где примет участие в подавлении Мартовского путча. Позднее элементы этой окраски станут стандартным корабельным камуфляжем военного времени Российского Императорского флота на всех ТВД.

Водоизмещение:43 950/48 450 тонн
Размерения:254,1×35,5×х9,1 м
Механизмы:4 вала, 4 ТЗА Эриксона, 20 котлов Шухова, 120 000 л.с. = 28 узлов
Запас топлива:1485/3900 тонн нефти
Дальность:6900 миль (18 узлов)
Броня:пояс 100–350 мм, траверзы 100–375 мм, башни 350–400 мм, крыши башен 200–250 мм, барбеты 250–350 мм, средняя палуба 25–50 мм, нижняя палуба 100 мм, ПТП 40+10 мм, рубки 250–400 мм, коммуникационные трубы 70 мм
Вооружение:12 406/45-мм, 24 130/55-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушки, 2 гидросамолета
Экипаж: 46/1296 человек

Еще один экспериментальный камуфляж, Тихоокеанский флот, 1926 год. Был попыткой «реанимировать» стандартную оливковую окраску, которая подвергалась резкой критике после ухода флота из Порт-Артура. Позднее станет основой для «тропической» окраски кораблей Тихоокеанского флота.

вернуться к меню ↑

От автора

Важный момент – здесь и дальше манера подачи ТТХ несколько изменится. Так, водоизмещение будет подаваться в виде стандартное/нормальное для кораблей послевоенной постройки (в смысле, после ПМВ). Осадка же в ТТХ будет указываться при нормальном водоизмещении – дело в том, что на большинстве чертежей, что я встречал, водоизмещение дается именно при нормальном водоизмещении, из-за чего у меня уже вся манера рисования отталкивается от того, что на рисунках углубление дается при нормальном водоизмещении. Кроме того, мне не совсем ясно, что и как и когда дается осадка обычно в справочниках. Похоже, там полный разнобой – по одному кораблю осадку могут дать при нормальном водоизмещении, по другому – при стандартном, по третьему – при полном, и все без указаний конкретики. У меня же будет одна осадка – та, что на рисунках, т.е. при нормальной нагрузке.

Как-то вот внезапно оформилась вся линейка развития эсминцев России от конца РЯВ и до 1945 года. Вероятно, будет еще цикл статеек по ним (всего 12 типов, 3-4 статьи). По крайней мере, ТТХ и графический материал у меня уже есть.

Вообще, судя по всему, выкладка исторической части ФАНа опять откладывается на какое-то время – меня сильно «пробило» на корабли времен ВМВ. В данный момент уже работаю над тяжелыми крейсерами, и готовы заготовки по крейсерской ветке РИФа в промежутке между 1905 и 1922 годами. Кроме того, перед публикацией истории альт-РЯВ я упустил два важных момента – а именно статью по крейсерам III ранга (Владивостокский отряд). и статью по первым подводным лодкам РИФ. Без них начинать моветон, а материал по ПЛ я еще даже не начинал заготавливать (что поделать, ну не интересен мне этот класс кораблей).

И да, последнее. Немного обидно, что сайт урезает даже очень легкие боковики кораблей. Там самая красота, когда они в исходном масштабе показываются, но гиганты вроде «Петра Великого» не влезают в максимальную ширину, позволенную здесь – 1680 пикселей. Из-за этого многие моменты несколько смазываются, и выглядит уже не так симпатично.

Петр Великий (1672 — 1725) Биография

Петр Великий
Царь России
В силе 1682-1725
Родился 9 июня 1672 г.
г. Москва
Умер 1725
Санкт-Петербург
Национальность Русский
Королевский дом Дом Романовых

Петр Великий (1672 — 1725) начинал как царь России и в конечном итоге стал императором.Он был внуком царя Михаила Романова и стал царем, когда ему было всего десять лет. Его ранняя жизнь была невероятно привилегированной, и он получил образование у нескольких известных интеллектуалов. В зрелом возрасте Петр I был известен своим очень высоким ростом. Некоторые историки полагают, что он, возможно, страдал эпилепсией.

Царь Алексий I, отец Петра, умер в январе 1676 года. После этого его брат Федор III стал правителем. Однако Федор был хронически болен и умер менее чем через десять лет на престоле.Поскольку у Федора не было детей, возник спор о том, кому унаследовать престол.

Иван I был старшим сводным братом Петра и следующим в очереди. Однако, поскольку он считался хронически больным и умственно неполноценным, его не приняли. Со стороны Ивана семья была побеждена Петром, которого привезли в Кремль, чтобы утвердить его царем. Однако семье Ивана удалось организовать государственный переворот. Многие друзья и родственники Петра были убиты во время этого конфликта.

Новый царь

Иван и Петр были провозглашены совместными царями по настоянию семьи Милославских, Ивана.Софья Алексеевна, родственница Петра, которая в первую очередь организовала восстание, взяла на себя власть исполняющего обязанности регента. Несколько лет она исполняла обязанности регента и при необходимости консультировала Ивана и Петра по всем вопросам.

Петр не очень интересовался правлением в молодости. Пытаясь подогреть его интерес, его отправили в Коломенское, где он изучил военную стратегию. Он подружился с некоторыми европейскими солдатами, которые научили его западным военным стратегиям. Он также изучал кораблестроение и заинтересовался развитием военно-морского флота России.

Петру было почти восемнадцать, когда он вернулся в Москву, и он намеревался забрать власть у Софии. Она знала об этом и пыталась устроить еще один государственный переворот, но Питеру удалось победить ее. Софию отправили в женский монастырь, и ей пришлось отказаться от своего имени и статуса члена королевской семьи.

Петр становится единоличным правителем

Хотя правление Софии было свергнуто, Петр остался царем вместе с Иваном V. Однако его мать правила регентом до своей смерти в 1694 году.Иван V оставался царем на всю оставшуюся жизнь, умер шесть лет спустя, сделав Петра единоличным правителем России.

Петр решил путешествовать по Западной Европе и узнать как можно больше о ее культуре. По возвращении он вестернизировал российские технологии и военную тактику. Его время за границей было потрачено на пробу сил в различных профессиях, основанных на твердой вере в «меритократию». Он работал по многим специальностям, в том числе стоматологом.

Вестернизация России

Одержимость Петра Западом не ограничивалась такими вопросами, как организация армии.Он начал взимать налог с бородатых мужчин и заставлял их носить одежду в западном стиле. Он изменил календарь, открыл техникумы и запретил традиционную московскую одежду для всех мужчин. Он представил множество других реформ, которые радикально изменили жизнь людей, многие из которых вызвали недовольство.

Реакция Петра на этих недоброжелателей была быстрой и болезненной. Он подавил все формы восстания. Все вооруженные силы и государственные чиновники были вынуждены носить современную одежду и сбривать бороды, чтобы ускорить модернизацию России, как царь Петр считал нужным.

Он верил в концепцию образования и не любил наследственные должности, которые он отменил во время своего правления. Он внес изменения в церковь и учредил совет для управления ею. Он также значительно увеличил количество получаемого людьми образования, построив первые университеты в России. Он стремился прекратить браки по договоренности, что повлияло на него лично, поскольку его собственный брак по договоренности был катастрофическим. В конце концов, он отправил жену в монастырь, чтобы освободиться от супружества.

Санкт-Петербург и Император

Петр Великий решил перенести столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Это был масштабный проект, требовавший постройки города на берегу Финского залива. На его создание ушло почти десять лет, и во время его производства погибли десятки тысяч человек. Санкт-Петербург оставался столицей России до коммунистической революции 1918 года.

Оппозиция в семье

Как духовенство, так и знать не соглашались со многими его реформами, и было много восстаний, которые Петр успешно подавил.Дворяне были в значительной степени семьей Петра, и многие из них были против изменений, которые он производил.

У Петра Великого было 14 детей, 3 из которых дожили до совершеннолетия. Алексей был старшим из выживших детей. Однако Петр узнал, что он был замешан в заговоре с целью свержения своего правления, и арестовал его. Алексея несколько дней допрашивали и пытали, прежде чем он признался в измене. Его приговорили к смертной казни, но он умер в тюрьме из-за травм, полученных во время пыток.

Из-за этого Петр Великий решил, что следующего правителя не следует определять по наследству. Он ввел реформы, которые лишили наследственных прав на любую должность, рассердив многих дворян.

Смерть Петра Великого

В преклонном возрасте Петр начал страдать от проблем с мочевым пузырем и мочевыводящими путями. Врачи провели операцию и вывели из его мочевого пузыря около четырех фунтов мочи. Хотя на какое-то время он поправился, проблемы вернулись хуже, чем раньше.Он умер 8 февраля 1725 года, не назвав наследника. Вскрытие, проведенное после его смерти, показало, что его мочевой пузырь был инфицирован гангреной.

Наследие

Петр Великий был очень противоречивой фигурой, сумевшей расширить Россию, вестернизировать ее культуру и сделать ее крупной европейской державой. При царе Петре Россия стала империей.

,

Биография Петра Великого России

Родился: Москва — 30 мая (9 июня) 1672
Умер: Санкт-Петербург — 28 января (8 февраля) 1725

Царствовал: 1682-1725 (1682-1696 в качестве соправителя со своей половиной) -брат Иван)

Значение Петра Великого в истории России трудно переоценить. Книги о «Царе-реформаторе» продолжают писать и по сей день, и мы вряд ли сможем описать здесь все его многочисленные заслуги и достижения.Петра Великого (которого в России принято называть Петром I — Петр Первый) любят в России, а тем более в Санкт-Петербурге, где его по праву считают основателем города и воздвигнут многочисленные памятники.

Медный всадник. Памятник Петру Великому на Сенатской площади. На заднем плане — Ss. Петропавловский собор, где похоронен Петр

Петр Великий был младшим сыном Алексея I и его второй жены Натальи Нарышкиной.На смену Алексею пришел инвалид Федор III, старший единокровный брат Петра, который пробыл на престоле всего шесть лет и умер, не оставшись в живых. Хотя ему было всего десять лет, Боярская дума избрала Петра наследником своего сводного брата Ивана, поскольку последний страдал хроническими физическими и умственными недостатками. Сестра Ивана, София Алексеевна, и ее родственники из семьи Милославских, однако, были недовольны соглашением, и при поддержке элитной стрелецкой гвардии спровоцировали Московское восстание.В ходе последовавших за этим беспорядков и насилия Петр стал свидетелем убийства нескольких членов своей семьи, в том числе двух его дядей, от руки стрельцов. Результатом восстания стало то, что София стала регентшей, а Иван был коронован Иваном V, разделив престол в качестве старшего партнера с Петром.

Царица Наталья Кириллова показывает Стрельцам Ивана V, чтобы доказать, что он жив и здоров

Николай Дмитриев-Оренбургский

Петр никогда не забывал этих кровавых событий, и многие историки считают, что его сложный, резкий, но в то же время энергичный и решительный характер был сформирован этими детскими переживаниями.Детство и раннюю юность Петр провел в селе Преображенское, недалеко от Москвы, где он жил с матерью, организовывал «шуточные» полки, учился ходить на парусниках и лишь изредка ездил в Москву на официальные церемонии. В 1689 году в возрасте семнадцати лет Петр успешно отстранил Софию от власти и по настоянию матери женился на Евдокии Лопыхиной. Брак не был счастливым: ни Евдокия, ни их сын Алексей не разделяли интересы Петра. Спустя много лет Алексей был арестован, обвинен в государственной измене и скончался в Петропавловской крепости при загадочных обстоятельствах, а Евдокия была разведена Петром в 1712 году и затем вынуждена была перейти в женский монастырь.В том же году Петр женился на Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Николай Ге

Петр был первым русским монархом, получившим образование как в России, так и за рубежом. Еще мальчиком младший сын царя Алексея был от природы любопытен и тянулся к учебе, и он получал образование не только у дворцовых наставников, но и в Немецком городе, районе Москвы, где проживало много просвещенных иностранцев.Там молодой Петр заинтересовался новейшими достижениями науки и техники, а также естествознанием, которые до этого момента никогда не привлекали внимания русских царей.

Петр I в иностранном костюме перед своей матерью, царицей Натальей, патриархом Андрианом и его наставником Зотовым

Николай Неврев

Отправившись в Европу в 1696 году в так называемом Великом посольстве (большая русская делегация, целью которой было найти союзников для войны с Турцией), Петр путешествовал инкогнито под псевдонимом Петр Михайлов.В Пруссии царь изучал артиллерию и получил диплом мастера огнестрельного оружия, а в Голландии он обучился кораблестроению, работая в шумных голландских доках. Затем он отправился в Англию изучать последние достижения в судостроении и промышленности. В Лондоне молодой царь посетил здание парламента и был весьма недоволен тем, что он услышал, когда он слушал заседание палаты общин через «слуховое окно»: этот самодержавный русский монарх не мог понять, как простой народ может осмеливаются публично обсуждать и критиковать политику своего суверена.Путешествуя по Европе, Петр посещал фабрики и библиотеки, слушал лекции в университетах и ​​гулял с товарищами, но это образовательное и развлекательное путешествие было прервано через 18 месяцев из-за известий о стрелецком восстании в Москве. На всю оставшуюся жизнь Петр I сохранял любовь к знаниям, новым технологиям и ученым людям, о чем свидетельствуют его личные вещи, библиотека и интерьеры его дворцов.

Портрет Петра Великого

Годфри Кнеллер

О реформах, проведенных в России по инициативе Петра Великого, написано много томов, и дискуссии о них продолжаются по сей день.Некоторые считают, что эти реформы позволили России (а затем и Российской Империи) достичь статуса одной из ведущих держав Европы. Другие сетуют на утрату уникальных культурных и духовных традиций, существовавших в России в допетровский период. Петр Великий ввел юлианский календарь в России с празднованием Нового года 1 января и традицией украшения елок. Он также заставил высшие классы одеваться в европейском стиле и сбривать усы и бороды.Чтобы создать собственный пул широко образованных специалистов, Петр отправил молодых дворян учиться за границу за счет государства и лично следил за их успехами.

Собрание до Петра Великого

Станислав Хлебовский

Петр Великий основал русский флот и сформировал регулярную армию, основанную на обязательной военной службе для всех дворян и на призывниках из крестьян и простых граждан (общины направили определенное количество молодых людей на военную службу).Иностранцев, знакомых с новейшими достижениями в военной науке, активно искали на должности старших офицеров и генералов, а царь старательно набирал российских специалистов во всех областях, включая кораблестроение, военное дело, науку и искусство. Начиная с Петра, в течение следующих двух столетий одной из обязанностей российских послов, служивших за границей, было привлечение иностранных специалистов для работы в России.

Петр Великий создал систему государственной службы в России, введя Табель о рангах: документ, определяющий классификацию всех военных, морских, придворных и гражданских должностных лиц на четырнадцать классов, от четырнадцати как низшего до первого.Табель о рангах был разработан, чтобы создать «социальный лифт» для трудолюбивых военных и государственных чиновников и уменьшить злоупотребления при назначении и продвижении по службе.

Полтавская битва

Пьер-Дени Мартен

Северная война со Швецией (1700-1721 гг.), Наконец, принесла Петру доступ к Балтийскому морю и торговые возможности в регионе, а в 1703 г. был основан город Санкт-Петербург. В 1712 году Петербург был объявлен столицей России, а в 1721 году Россия была провозглашена Империей, а Петр принял титул Императора Всея Руси.

Петр Великий умер в Петербурге в начале 1724 года в своем небольшом Зимнем дворце на берегу Зимней канавки. Он был первым царем, похороненным в Императорском склепе Петропавловского собора.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *