Mark VIII (танк) — это… Что такое Mark VIII (танк)?
Mark VIII | |
---|---|
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 39,4 |
Экипаж, чел. | 8—11 |
История | |
Количество выпущенных, шт | 100 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 10426 |
Ширина корпуса, мм | 3658 |
Высота, мм | 3124 |
Клиренс, мм | 528 |
Бронирование | |
катаная поверхностно закалённая | |
Лоб корпуса, мм/град. | 12 / 28° |
Борт корпуса, мм/град. | 12—16 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 16 / 0° |
Днище, мм | 6—8 / 60—90° |
Крыша корпуса, мм | 6—10 / 80—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм «Гочкис» 6 pdr Mk II |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 23 |
Боекомплект пушки | 208 |
Пулемёт(ы) | 7 × 7,92-мм «Гочкис» или 5 × 7,62-мм M1919 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 338 |
Скорость по шоссе, км/ч | 8,9 |
Запас хода по шоссе, км | 65 |
Удельная мощность, л.с./т | 7,8 |
Тип подвески | жёсткая |
Ширина гусеницы, мм | 673 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 1,13 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
1,37 | |
Ширина преодолеваемого рва, м | 4,9 |
Преодолеваемый брод, м | 0,85 |
Tank, Mark VIII (Mk VIII), известный также под неофициальным названием «Либерти», «Интернэшнл». (англ. Liberty) — тяжёлый танк периода Первой мировой войны, совместная разработка Великобритании и США. Производство Mk VIII началось слишком поздно, и принять участие в войне он уже не сумел, однако уже после окончания войны с июля 1919 года по июнь 1920 года в США были произведены 100 танков этого типа (до 1930 года Mk VIII был единственным тяжёлым танком в армии США). Mk VIII использовались для учебно-тренировочных целей до начала 1930-х годов, а после снятия с вооружения к 1932 году оставались на хранении до начала Второй мировой войны, после чего несколько из них были переданы Канаде для учебно-тренировочных целей по цене металлолома.
История создания
В 1916 году генерал Джон Першинг назначил одного из своих офицеров ответственным за создание танкового корпуса для американской армии. Этот офицер, майор Джеймс Дрейн, отправился за соответствующей информацией в Лондон к подполковнику Альберту Стерну, который только что был назначен секретарём Комитета сухопутных кораблей королевской морской авиации. Этот комитет так же был первым в области взаимодействия родов войск. Сначала был сделан заказ на 600 танков Mk VI, но в сентябре 1917 года майор Дрейн порекомендовал танк Mk VIII, который был ещё в стадии разработки. После этого союзники ощутили преимущества стандартизации, т.к. для неё было всё необходимое-английские технологии и производственные мощности США.
По замыслу разработчиков данная модель должна была составить основу танкового парка союзников. Проектирование началось летом 1917 года, а для массового производства планировалось построить во Франции завод, который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. США обязались поставлять двигатели, трансмиссию и механизмы управления. Великобритания-броню, траки, катки и вооружение. Франция-построить завод, материалы для строительства должны были прибыть из Великобритании.
11 ноября 1917 года проект трёхстороннего договора был представлен на рассмотрение Черчиллю (в то время он был министром снабжения армии). Так же в проекте предусматривалась совместная англо-американская разработка нового танка. В декабре 1917 года Черчилль одобрил договор и в первые дни 1918 года договор был подписан в Лондоне министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром и послом США в Великобритании Уолтером Пейджем.
4 декабря 1917 года во Франции состоялась первое заседание союзной танковой комиссии, на котором была принята начальная программа производства. В соответствии с этим документом ежемесячно должно производить 300 танков, а потом до 1200. Однако после наступления Германии в марте 1918 года нанесло серьёзный ущерб материальным ресурсам англичан, а провал американской авиастроительной программы не позволил обеспечить танковое производство авиационными двигателями. На день подписания перемирия в Великобритании было готово 100 комплектов узлов и деталей, а США произвели лишь половину двигателей, из предусмотренных 2950 штук. Спустя неделю после заключения перемирия Франция вышла из совместного предприятия, а интерес Великобритании к танку остыл. До перемирия англичане успели построить 7 танков. Первенец с корпусом из обычной стали с двигателем «Роллс-Ройс» изготовила фирма «Норт Бритиш Локомотив» в Глазго. Остальные, с корпусами из броневой стали, построил завод «Ханслет энд Осмондторп» в Лидсе. Эти машины имели силовую установку из двух 6-цилиндровых 150-сильных «Рикардо», установленных V-образно.
Один корпус из обычной стали переправили за океан как образец для дальнейшей сборки машин. 29 сентября Mk VIII впервые самостоятельно сдвинулся с места. Вооружение первоначально отсутствовало, но в последствии его установили — 2 пушки и пулемёты «гочкис». Это был единственный экземпляр США с пулемётами этой фирмы. В октябре начались испытания, которые завершились успешно. Все имеющиеся у англичан комплекты узлов и деталей были доставлены в арсенал Рок-Айленд (штат Иллинойс), где в течении 1919-1920гг производилась сборка серии из 100 машин для армии США.
Описание
Mk VIII отличался целым рядом серьёзных усовершенствований, став логическим завершением развития английских тяжёлых ромбовидных танков.
Корпус Mk VIII представлял собой клёпаную конструкцию. Лобовые детали выполнялись из 16-мм брони, бортовые-10-мм, крыша и днище-6-мм. Оси катков жёстко закреплялись в броневом корпусе. Траки гусеничной цепи изготавливались из броневой стали.
Mk VIII являлся наиболее сильным в плане вооружения и наиболее рациональным в плане размещения оружия (из тяжёлых танков). В каждом спонсоне монтировалась установка 6-фунтовой(57-мм) пушки «гочкис». Сектор обстрела-100°. Конструкция была улучшена и позволяла частично втягивать спонсон внутрь корпуса для уменьшения габаритов при перевозке по железной дороге. Перевод из транспортного положения в боевое занимал всего несколько минут. На спонсоны не устанавливали пулемёты — их ставили на боковые двери в сферические бронировки с сектором обстрела 45°, причём пулемётов там не было — их, при необходимости, снимали с боевой башни, где их было 5 штук. Вместо английских ружей-пулемётов «гочкис», американцы ставили свои пулемёты «браунинг» 7.7-мм 1914 года. В башне находилось 2 пулемёта в шаровых опорах лобовых стенок и по 1 в бортовых и кормовых стенках. Угол горизонтального обстрела каждого пулемёта составлял 30°. Позже установки в боковых стенках убрали. Первоначально Mk VIII оборудовался семафором, но в серийных танках его не было. На крыше башни имелась наблюдательная башенка со щелями для наблюдения. Одну машину оснастили (для эксперимента) стробоскопом, как у французского танка 2C. Был ещё 1 образец танка, отличающийся от стандартных-английский Mk VIII был без наблюдательной башенки.
Орудийный боекомплект (208 выстрелов) размещался в боеукладках посередине танка и в передней части боевого отделения по бортам. Силовое отделение находилось изолировано в кормовой части танка. В нём располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор «Либерти» жидкостного охлаждения (343 л.с. при 1400 об\мин). На 1 машине экспериментально установили систему внутреннего и внешнего охлаждения двигателя. Это была попытка (в последствии-удачная) устранить проблему утечек в штатной системе охлаждения, когда танки начали стареть. Этот Mk VIII сохранился до нашего времени.
Крутящий момент от мотора передавался на два поперечных вала через коробку скоростей конструкции майора У. Дж. Вильсона. Последняя состояла их 2-х последовательно включаемых планетарных передач. Коробка давала всего 2 скорости вперёд и 2 назад, но не вызывала остановку машины при их переключении. Передача вращения с поперечных валов на ведущие колёса осуществлялся при помощи цепей Галля через бортовые передаточные колёса. Между цепями размещались бронированные бензобаки.
Экипаж состоял из водителя, командира, стрелка и заряжающего на каждое орудие, пулемётчиков и инженера-механика, размещавшегося в силовом отделении за перегородкой. По сравнению с инженером-механиком остальные члены экипажа находились в более комфортабельных условиях — в боевом отделении была установлена система создания повышенного давления, которая способствовала уменьшению дыма, понижению температуры и снижению уровня шума, а так же снижала вероятность пожара.
Mk VIII*
В 1918 году, из-за распространённой проблемы — пересечение траншей, были планы создать более длинный танк: Mk VIII*. Корпус должен был быть удлинён на 3 метра. Тогда танк сможет пересечь траншею 5,5 метров шириной. Чтобы он мог двигаться, несмотря на его критически высокое отношение «ширина-длина», гусеницы сделали более изогнутыми, так, чтобы меньшая часть гусеницы касалась земли. Удельное давление на грунт, при этом, увеличилось, поскольку вес танка достиг 42.5 тонн. Если бы танк попал на мягкий грунт, то он, скорее всего, не смог бы двигаться. Танк Mk VIII* остался на бумаге — не построили даже опытный образец.
Заключение
На протяжении 20-х годов танки Mk VIII составляли тяжёлую группу (67-й танковый полк) армии США, состоявшую из 3-х батальонов. Технический предел совершенствования был достигнут в модификации Mk VIII*, который, правда, остался в проекте. Этот танк был первым примером международного сотрудничества в танкостроении. В 1932 году Mk VIII был снят с вооружения армии США и был переведён на Абердинское танковое кладбище (штат Мэрилэнд). Там они были до 1939 года, т.к. их передали Канаде в учебных целях. Пушки этого танка никогда не стреляли на поле боя.
Состоял на вооружении
Литература
- R.P.Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank. — Presidio Press, 1988. ISBN 0-89141-304-9
- Холявский Г.Л. Библиотека военной истории. Энциклопедия танков. — Санкт-Петербург: АТС, 1998. С. 101-102. ISBN 985-433-253-5
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Легкий танк Mark VII Tetrarch (Тетрарх)
Английский Mark VII «Тетрарх» это легкий разведывательный танк, хорошо известный ещё и как авиадесантный. Танк разрабатывался в порядке частной инициативы фирмой «Виккерс» и предназначался для замены легкого танка Mark VI. Выпуском машины занималась фирма Metro.
Модификации легкого танка Mark VII «Тетрарх»
Тетрарх Mk 1 — основная серийная модель оснащенная 40 мм (2-фунтовой) пушкой и пулеметом в двухместной башне. Гидропневматическая подвеска, гусеничный движитель со всеми управляемыми колесами.
Тетрарх Mk ICS—3-дюймовая гаубица вместо штатной пушки.
Эксплуатация и боевое применение танка Mark VII «Тетрарх»
К созданию воздушно-десантных войск в Великобритании приступили под впечатлением успешных действий германских парашютистов в Норвегии и Голландии. Для использования в качестве авиадесантного танка был избран «Тетрарх». Для его перевозки создали 16-тонный планер «Гамилькар», имевший откидную носовую часть и аппарель.
Экипажи находились внутри танков, и после посадки боевые машины сразу покидали планеры. «Гамилькары» обычно буксировались бомбардировщиками «Галифакс».
Общий вид легкого танка Mark VII «Тетрарх»
Самый крупный боевой эпизод в судьбе «тетрархов» относится к дню «Д». Они входили в состав 6-го разведывательного авиадесантного полка 6-й воздушно-десантной дивизии.
Во время полета над Ла-Маншем носовая часть одного из планеров раскрылась и танк вместе с экипажем упал в воду. 8 танков были включены во вторую волну десанта и должны были атаковать мост через реку Орн. Большинство танков после приземления запутались своими гусеницами в парашютах и не участвовали в бою. Еще 8 танков были высажены с моря. Вскоре почти все танки «Тетрарх» в 6-й воздушно-десантной дивизии были заменены «кромвелями».
«Тетрарх» состоял на вооружении английской армии до конца 40-х годов в качестве учебного танка.
Всего в 1941—1942 годах фирмой было изготовлено 177 легких танков Mark VII «Тетрарх», при это 20 из них было поставлено Советскому Союзу по программе ленд-лиза в 1942 году.
armedman.ru
Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.
Хорошая статья
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.
Изображение дня
Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия
www.wikipedia.green
Трофей РККА 1920 г. с Каховского плацдарма. Харьков, 2007 | ||
«самец» | «самка» | |
Боевая масса, т | 30 | 28 |
Экипаж, чел. | 8 | |
Размеры | ||
Длина корпуса, мм | 8060 | |
Ширина корпуса, мм | 3950 | 3320 |
Высота, мм | 2630 | |
Бронирование | ||
Тип брони | стальная | |
Лоб корпуса, мм/град. | 6…14 | |
Вооружение | ||
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм «гочкис» L/40 | — |
Пулемёт(ы) | 4 × 8-мм «Гочкис» | 5 × 7,7-мм «Виккерс», 1 × 8-мм «Гочкис» |
Двигатель | ||
Тип двигателя | карбюраторный | |
Модель двигателя | «Рикардо» | |
Число цилиндров | 6 | |
Охлаждение | водяное | |
Мощность двигателя, л.с. | 150 (при 1000 об/мин) | |
Трансмиссия и ходовая часть | ||
Трансмиссия | механическая | |
Подвижность | ||
Максимальная скорость, км/ч | 8 | |
Запас хода, км | 40 | |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,90 | |
Ширина преодолеваемого рва, м | 4,5 | |
Высота преодолеваемой стенки, м | 1,5 | |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,0 |
dic.academic.ru
Mark IV (танк) — это… Что такое Mark IV (танк)?
«самец» | «самка» | |
Боевая масса, т | 28.5 | 27.4 |
Экипаж, чел. | 8 | |
Размеры | ||
Длина корпуса, мм | 7930 | |
Ширина корпуса, мм | 3900 | 3300 |
Высота, мм | 2610 | |
Бронирование | ||
Тип брони | стальная | |
Лоб корпуса, мм/град. | 6…12 | |
Борт корпуса, мм/град. | 12 | |
Крыша корпуса, мм | 8 | |
Вооружение | ||
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм «гочкис» L/40 | — |
Пулемёт(ы) | 4 × 8-мм «Гочкис» | 5 × 7,7-мм «Виккерс», 1 × 8-мм «Гочкис» |
Двигатель | ||
Тип двигателя | карбюраторный | |
Модель двигателя | «Даймлер» | |
Число цилиндров | 6 | |
Охлаждение | водяное | |
Мощность двигателя, л.с. | 125 (при 1000 об/мин) | |
Трансмиссия и ходовая часть | ||
Трансмиссия | механическая | |
Подвижность | ||
Максимальная скорость, км/ч | 6 | |
Запас хода, км | 34 | |
Ширина преодолеваемого рва, м | 3,5 | |
Высота преодолеваемой стенки, м | 1 | |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0.9 |
Tank, Mark IV (Mk IV) — британский тяжёлый танк времен Первой мировой войны. Как и предыдущие британские танки, выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» (англ. male) — со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» (англ. female) — с чисто пулемётным вооружением.
История создания
Танк Mk IV являлся развитием линии английских тяжёлых танков. В его конструкцию внесли улучшения, продиктованные боевым опытом: толщину бортовой брони увеличили с 6 до 12 мм, а крыши-до 8 мм, что повысило защиту экипажа от бронебойных пуль. На танках Mk IV впервые появились пулемёты «льюис», имевшие воздушное охлаждение ствола вместо водяного, как у пулемётов «виккерс». Однако новые пулемёты быстро перегревались, а пороховые газы мешали наводчикам. На более поздних моделях устанавливали пулемёты «гочкис», лишённые этого недостатка, и пушки со стволом, укороченным с 40 до 23 калибров. После этого они не утыкались в землю(при проходе препятствия) и не цеплялись за деревья и стены домов.
Топливные баки размещались вне корпуса между задними ветвями гусениц. Горючее подавалось принудительно, на выхлопную трубу поставили глушитель. Цепную передачу к ведущим колёсам прикрыли от грязи, гусеницы сделали шире. Улучшили смотровое устройство механика-водителя: оно стало представлять собой броневую перфорированную плиту, которая обеспечила более эффективную защиту от свинцовых брызг.
Первые танки прибыли на фронт в апреле 1917 года и 7 июня получили боевое крещение в бою за Мессин. В ноябре того же года они приняли участие в сражении при Камбре.
Всего было выпущено 1220 танков Mk IV. Их производство прекратилось в декабре 1917 года в связи с появлением Mk V.
Список литературы
Библиотека военной истории. Энциклопедия танков, Санкт-Петербург, 1998 год. Составитель Холявский Г.Л., Издатель АТС, 578стр., ISBN 985-433-253-5
Mk IV, захваченный немцами во время сражения при Камбре
Mk IV, захваченный немцами
Mk IV «самец», схема
Mk IV («самец») с балкой для самовытаскивания
Mk IV «самка» с пехотой на корпусе
Mk IV на параде в Лондоне(1917 год)
Mk IV «самка» в музее
Wikimedia Foundation. 2010.
dvc.academic.ru
ТАНКИ : ТАНК Mark VII Tetrarch
ТАНК Mark VII Tetrarch
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mark VII Tetrarch
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,62.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм; длина – 4627, ширина – 2390, высота – 2110, клиренс – 356.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта (42 мм), могла оснащаться насадкой Little John, увеличивавшей скорость бронебойного снаряда до 1200 м/с; 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 2025 патронов, 8 дымовых гранат.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 16, борт – 14, корма – 10, крыша – 7; башня – 4 -16.
ДВИГАТЕЛЬ: Meadows МАТ, 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный; мощность 165 л.с. (121 кВт) при 2700 об/мин; рабочий объем 8860 см #179; .
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач Meadows Туре 30, дифференциал, бортовые редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 4 опорных катка большого диаметра на борт, задний опорный каток выполнял функции ведущего колеса и не имел резинового бандажа; в каждой гусенице 99 траков шириной 241 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 64.
ЗАПАС ХОДА, км: 224.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35, высота стенки, м – 0,51, ширина рва, м – 1,52, глубина брода, м – 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция N2 19.
Light Tank Mark VIII (A25) Harry Hopkins
Легкий танк Harry HopkinsЛегкий авиадесантный танк, разработанный фирмой Vickers на базе танка Tetrarch. В 1943 г. фирмой Metro было изготовлено 99 единиц.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
Конструкция в целом аналогична «Тетрарху». Танк имел упрощенный сварной корпус с сильно скошенным цельным броневым лобовым листом, толщина которого достигала 38 мм. Боковые стенки сварной башни, более низкой по сравнению с «Тетрархом», имели рациональные углы наклона. Вооружение осталось тем же. Танк получил гидроусилитель руля, что значительно упростило управление боевой машиной.
«Гарри Гопкинс» заинтересовал военных – в течение двух лет предполагалось изготовить 1200 танков этого типа. Однако, после выпуска 99 танков производство было прекращено. Танки «Гарри Гопкинс» никогда не участвовали в боевых действиях и сразу после изготовления поступили на складское хранение. Это были последние легкие танки, разработанные в Великобритании в годы Второй мировой войны. Они не вписались в отведенные им рамки концепции авиадесантных танков, поскольку реально могли выполнять только разведывательные задания. Использовать их для борьбы с танками противника было просто невозможно.
На шасси «Гарри Гопкинса» планировалось создать четыре варианта легкой
САУ «Алекто» с различными вариантами вооружения, но они так и не были построены.
После Второй мировой войны танки «Гарри Гопкинс» непродолжительное время использовались в качестве учебных. В 1948 г. все они были переданы на складское хранение, а затем списаны.
vsetanki.blogspot.com
Танк Mark I — Английская бронетехника
Английская бронетехника
Первые танки получили официальное название «Марк I» (Mark I). «Марки» в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на «мужские» (male) и «женские» (female). Чаще модификации Марка переводятся, как «самка» и «самец». По предложению Свинтона, «женский» танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями «мужскому», предназначенному для «тяжелой работы».
Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.
«Мужской» танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе «Марк I» управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. «Мужской» танк имел две 57-миллиметровые пушки — шестифунтовые — и 4 пулемета «Гочкиса», тогда как у «женского» танка был только один пулемет «Гочкис» и 4 пулемета «Виккерс». Танк «Марк I» был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора «Даймлер», от которого шел очень неприятный запах и жар.
Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.
Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий — «Танковое ведомство» (Tank Detachment) или «Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы» (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), — так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого «танковое управление» получило еще более непонятное для неприятеля название — «Тяжелая секция пулеметного корпуса» (Heavy Section Machine-Gun Corps).
Тактико-технические характеристики танка Mk I.
Боевая масса, т |
26 («самец»), |
Экипаж, чел. |
7 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
9750 |
ширина |
4130 |
высота |
2450 |
Броня, мм |
6-10 |
Вооружение: |
|
«самец» |
две 57-мм пушки «гочкис» |
«самка» |
пять 7,7-мм пулеметов «виккерс» |
Двигатель |
«Даймлер», 6-цилиндровый, |
Удельное давлен ие на грунт, кг/см2 |
1,20 |
Скорость по шоссе, км/ч |
6 |
Запас хода, км |
30 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
вертикальная стенка, м |
1.0 |
ширина рва, м |
4,5 |
глубина брода, м |
1.0 |
Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. — «Танковый корпус» (Tank Corps).
Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса — рота — состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 «мужских» и 3 «женских»). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка «Марк I» как «Мятный ликер» (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: «Шампань» (Champagne), «Коньяк» (Cognac), «Шабли» (Chablis), «Шартрез» (Chartreuse), «Кордон Руж» (Cordon Rouge)… Неожиданная честь!
«Марк I» (самец).
Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный… Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!
Танк «Марк I» (самка), Франция, 1916 год.
Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк «Мятный ликер» завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки «Марк I» не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.
После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте — три взвода.
Танк «Марк I» (самец), 1917 г.
Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк «Марк I», убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились «Марк II» и «Марк III», очень походившие на первую модель.
pro-tank.ru