Сверхтяжелый танк «K-Wagen» («Колоссаль») « Энциклопедия безопасности

В мае 1918 года итальянский офицер, апологет военной авиации Дж.Дуэ замыслил обнародовать свои взоры в форме умопомрачительного романа «Крылатая победа». В книжке он «снабдил» Германию 2-мя тыщами «колоссальных танков Круппа по 4000 т (!) весом, с 6 дизелями по 3000 л.с. (из их 2 запасных), со скоростью 4 км/ч, разбрызгивающих на площади полукруга радиусом в 100 м зажигательную жидкость, …экипаж — всего 2 человека». Такие монстры пригодились Дуэ только для того, чтоб оттенить мощь предлагаемой им «межсоюзнической воздушной армии», сокрушающей в романе германскую и австрийскую армии ударами по тыловым коммуникациям. Очевидно, по сути схожих монстров в Германии строить не собирались, но мысль «подвижной крепости» все таки отыскала свое последнее выражение в виде первого воплощенного в металл сверхтяжелого танка.

Уже в конце марта 1917 года Ставка Головного командования выдала требования на «сверхтанк» весом до 150 т. Фольмер получил от Инспекции авто войск соответственное задание. Военное министерство утвердило проект «K-Wagen» (Kolossal-Wagen либо просто Kolossal) 28 июня 1917 года. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, две либо четыре пушки калибра 50 — 77 мм, четыре пулемета, два огнемета, экипаж 18 человек, два мотора по 200 — 300 л.с, сумеет преодолевать ров шириной до 4 м. На разработку проекта и создание первого эталона отвели год, но Ставка Головного командования уменьшила этот срок до восьми месяцев. Программка смотрелась внушительно — постройка 100 танков при начальном заказе на 10. Расчетная цена одной таковой машины — более 500 тыс. рейхсмарок. Перед конструкторами стояла непростая задачка — большая часть узлов и деталей приходилось разрабатывать поновой.

Схему танка «К» в целом заимствовали у британцев: гусеницы обхватывали корпус, а вооружение — 4 пушки и пулеметы — устанавливалось в широких спонсонах и в бортовых амбразурах. Но обоюдное размещение отделений было аналогично A7VU: отделения управления и боевое — впереди, моторно-трансмиссионное — сзади. При всем этом боевое отделение без спонсо-нов и моторно-трансмиссионное занимали приблизительно равный объем корпуса. Экипаж вновь оказался рекордным — 22 человека.

В отделении управления помещались два водителя. На крыше танка в фронтальной части монтировалась цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и лючком в крыше. Рубка предназначалась для командира танка и артиллерийского офицера.

Корпус танка собирался из огромных катаных листов, крепившихся к каркасу заклепками и болтами. Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных фронтальной и задней стенах уширенной части спонсона имелись орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с автоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и огораживанием казенной части. Слева от огораживания находилось сидение наводчика. Для наводки он воспользовался телескопическим прицелом и соосными маховиками. В фронтальной стене спонсона у угла размещалась установка пулемета MG.08. Такие же пулеметные установки имелись в узенькой задней части спонсона, в бортах и лобовом листе отделения управления.

Огнь из задних пулеметов должны были вести механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием мотора и коробки. Установка вооружения отвечала все тому же требованию радиального обстрела — в любом направлении танк «К» мог сосредоточить огнь приблизительно равной плотности. На крыше спонсонов имелись вентиляционные решет
ки.

Уже проектный вес танка принудил находить более массивные движки. Для моторной группы избрали два мотора «Даймлер» по 650 л.с. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. Припас бензина составлял 3000 л.. Оригинальностью конструкции отличалась ходовая часть: катки с ребордами по типу жд крепились не к корпусу танка, а к тракам гусениц. Корпус по краям был окутан рельсовыми направляющими, по которым и «обкатывались» гусеницы. Траки собирались при помощи болтов и заклепок. Ведущее колесо — заднего расположения, Верхние ветки гусениц с фронтальными и задними нисходящими ветвями прикрывались броне-крышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны.

Планировалось оснастить танк средствами связи — место для радиста отвели перед двигательным отсеком. Для перевозки по стальной дороге «К» мог разбираться на 15 — 20 частей. Как предполагалось производить боевое применение таких великанов, осознать достаточно тяжело. Разумеется, командование веровало в возможность прорвать в нескольких местах фронт союзников (вспомним фантастическую «машину кайзера») при помощи подвижных крепостей — мысль, возникавшая в те годы во всех воюющих странах. Но уже 18 октября 1917 года Опытнейшее отделение Инспекции авто войск признало, что танк типа «К» подходящ только для позиционной войны. По вооружению «К» представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в одном «подвижном форте». Огромное мертвое место в поле обзора из рубки управления было терпимо только для «позиционного» танка.

Договор на постройку 5 экземпляров «К» заключили с шарикоподшипниковым заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на 5 других — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройку танков начали в апреле 1918-го. К концу войны на «Рибе» практически достроили один танк, для второго были готовы бронекорпус и набор главных агрегатов и узлов, не считая движков. После поражения германцев и заключения Версальского мира все это пошло на слом.

Заметим, что спустя четверть века в Германии опять были построены два самых томных танка— 180-тонные «Маус», также не принявшие роли ни в каком бою. Интересно, что в обе мировые войны, уже после перелома хода событий не в свою пользу, германское военное управление выдавало задания и выделяло ресурсы на «сверхтанки». Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд уникальных мыслях и решений, и оба раза великаны оказывались в роли мертворожденного дитя.

survincity.ru

Танк «Колоссаль»

Первая мировая война

После 1-ой МИРОВОЙ

Вторая мировая война

Опыт Великой войны

Современная бронетехника

Бронетехника разных стран, в т.ч. СССР, Германии, США и Великобритании

Информация

Танк «Колоссаль»

В 1918 году Джулио Дуэ (Giulio Douhet; 1869-1930) — итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (в 20-х гг. начальник ВВС Италии) — опубликовал фантастическое произведение «Крылатая победа», в котором на вооружении у Германии были сверхтанки — «колоссальные танки Круппа». Эти гигантские танки хоть и не обладали большой скоростью (4 км/ч), весили 4000 тонн, имели 6 дизелей по 3000 л. с. и вели огонь зажигательной жидкостью, но управлялись небольшим экипажем, в который входили 2 (!) человека. Фантасика Дж. Дуэ таковой и остается, Германия вовсе не собиралась создавать подобных монстров, однако, идея сверхтяжелого танка все же нашла свое воплощение.

Ставка Главного командования в конце 1917 года выдала требования на «сверхтанк» весом до 150 тонн. От Инспекции автомобильных войск Й. Фольмер получил соответствующее задание. 28 июня 1917 года Военным министерством был утвержден проект «К-Wagen» (Kolossal-Wagen, Kolossal или K).

Танки K-Wagen, Mark VIII Liberty и Fiat 2000

Нажмите на любое изображение танка, чтобы увеличить

Предположительно танк «Колоссаль» должен был иметь:

  • броню 30-мм;
  • 18 человек в экипаже;
  • две или четыре пушки калибра 50-77 мм;
  • 2 двигателя по 200-300 л.с.;
  • 4 пулемета;
  • 2 огнемета;
  • возможность преодолевать ров до 4 метров.

Сверхтяжелый танк «Колоссаль»

Нажмите на изображение для увеличения

Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков «Kolossal-Wagen» при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного «К-Wagen». Но большинство деталей и узлов необходимо было создать заново, т.е. перед конструкторами стояла довольно сложная задача.

В целом схема танка «Kolossal» была позаимствована у англичан:

  • гусеницы охватывали корпус
  • вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах

A7V
Gewicht (t)
30
Länge (mm)
7.350
Breite
3.050
Höhe
3.300
Bodenfreiheit
200
Motor
Daimler
PS
2×100
Geschw. (km/h)
10
Kraftstoff (1)
500
Fahrbereich (km)
35
Besatzung
18
Bewaffnung

Kanone (Kal/Mun)
5,7/180
MG (Anzahl)
6

K-Wagen
Gewicht (t)
150
Länge (mm)
12.700
Breite
6.000
Höhe
3.000
Bodenfreiheit

Motor
Daimler
PS
2×650
Geschw. (km/h)
7,5
Kraftstoff (1)
3.000
Fahrbereich (km)
k.A.
Besatzung
22
Bewaffnung

Kanone (Kal/Mun)
4×7,7/8000
MG (Anzahl)
7

LK II (Kanone)
Gewicht (t)
8,5
Länge (mm)
5.080
Breite
1.950
Höhe
2.675
Bodenfreiheit
400
Motor
Diverse
PS
40-60
Geschw. (km/h)
14
Kraftstoff (1)
150
Fahrbereich (km)
70
Besatzung
3
Bewaffnung

Kanone (Kal/Mun)
3,7/100
MG (Anzahl)
0

Oberschlesien I
Gewicht (t)
19
Länge (mm)
6.700
Breite
2.340
Höhe
2.965
Bodenfreiheit
600
Motor
Argus
PS
180
Geschw. (km/h)
16
Kraftstoff (1)
1.000
Fahrbereich (km)
k.A.
Besatzung
5
Bewaffnung

Kanone (Kal/Mun)
5,7/k.A.
MG (Anzahl)
2

Аналогично немецкому опытному танку первой мировой войны A7VU на танке «Колоссаль» было взаимное расположение отделений: моторно-трансмиссионное — позади, отделения управления и боевое — впереди. Причем моторно-трансмиссионное и боевое отделение без спонсонов занимали приблизительно равный объем корпуса. 22 человека — это опять рекордный экипаж. Два водителя находились в отделении управления. Цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше была смонтирована на крыше танка в передней части. Для командира танка и офицера-артиллериста была предназначена рубка.

Схема компоновки танка «Kolossal»

Нажмите на изображение для увеличения

Из (крепившихся к каркасу заклепками и болтами) больших катаных листов собирали корпус танка «Kolossal-Wagen». Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках части спонсона были орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Сиденье наводчика находилось слева от ограждения. Для наводки он использовал телескопический прицел и соосные маховики. Установка пулемета MG.08 располагалась в передней стенке спонсона у угла.Такие же пулеметные установки находились в бортах и лобовом листе отделения управления, в узкой задней части спонсона. Механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии, должны были вести огонь из задних пулеметов. Танк «Колоссаль» мог сосредоточить огонь примерно равной плотности любом направлении, т.е. установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела.

Однако, исходя из проектного веса танка нужно было искать более мощные двигатели. Были выбраны два мотора «Даймлер» по 650 л. с. для моторной группы. На крышу в задней части корпуса были выведены радиаторы и выхлопные трубы с глушителями. 3000 ли

readtiger.com

Парижская пушка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2017;
проверки требуют 5 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2017;
проверки требуют 5 правок.

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Парижская пушка
Модель «Парижской пушки» на огневой позиции.
Тип Сверхтяжёлое железнодорожное оружие
Страна Германская империя Германская империя
История службы
На вооружении Германская империя
Войны и конфликты Первая мировая война
История производства
Конструктор Krupp
Производитель Krupp
Характеристики
Масса, кг 256 000
Длина, мм 28 000
Диаметр, мм 210
Угол возвышения 55 градусов
Начальная скорость
снаряда, м/с
1 600

ru.wikipedia.org

Гиганты » Военное обозрение

Так мог бы выглядеть тысячетонный танк Эдварда Гроте, основное вооружение которого состояло из двух корабельных 305-мм пушек

Время от времени у конструкторов бронетанковой техники возникала одна и та же мысль: создать огромный неуязвимый сверхтанк, своего рода сухопутный броненосец, способный поражать любую цель. Больше других такими идеями увлекались, пожалуй, немцы и англичане и в меньшей степени американцы и французы.

Еще в конце первой мировой войны в Германии построили два опытных экземпляра сверхтяжелого танка «К» («Колоссаль»). Масса каждого из них достигала 150 т. Компоновкой — гусеницы охватывали корпус, а вооружение (четыре 77-мм пушки и 7 пулеметов) устанавливалось в бортовых спонсонах — они напоминали английские тяжелые машины Мk1. Кроме большой массы и длины (13 м), немецкий танк обладал еще несколькими интересными особенностями. Он разбирался на три части и в таком виде мог доставляться к линии фронта. Опорные катки машины, похожие на железнодорожные колеса, крепились к звеньям гусениц и во время движения перемещались по рельсам, охватывавшим весь корпус. И все-таки танки «Колоссаль» не сумели довести до конца, а после поражения Германии в Первой мировой войне их вообще уничтожили, чтобы машины не достались противникам.
Сверхтяжелый танк «К» («Колоссаль»)

Снова немцы вернулись к идее сверхтанков во время второй мировой войны. Еще в июне 1940 года Гитлер поручил уже известному нашим читателям Ф. Порше сконструировать сверхтяжелую машину, одетую в броню максимально возможной толщины и вооруженную

128-мм пушкой. Заметим, что ведомство вооружений фашистской Германии не поддержало этот «личный» заказ фюрера, предложив заняться разработкой аналогичного танка фирме «Хеншель». Гигант, созданной в фирме Порше, получил обозначение «205», но он известен больше под названием «Маус» («Мышонок»). Вторая машина называлась Е-100. Оба сухопутных броненосца предназначались не для прорыва мощных укреплений, а, наоборот, для их усиления. Служа своего рода подвижными фортами, «маусы» и Е-100 должны были защищать промежутки между долговременными огневыми сооружениями.




танк «Маус» («Мышонок»)

Ф. Порше решил оснастить свою машину электротрансмиссией и дизель-мотором. Но неудачи на испытаниях уменьшили интерес к его детищу. Кроме того, ухудшающееся военное и политическое положение Германии не позволяло рейху тратить средства на столь дорогие затеи. Вот почему к концу войны изготовили лишь два прототипа «Мауса», причем один из них имел карбюраторный двигатель вместо предполагавшегося дизеля. К слову, дизельный гигант так и не был опробован, а первый образец прошел испытания в июне 1944 года.

Что касается фирмы «Хеншель», то она с самого начала занималась строительством Е-100 с прохладцей и не довела его даже до опытного образца. На танке массой в 140 т предполагали установить 150-мм и 75-мм пушки. Бронирование его такое же, как и у «Мауса».



Танк Е-100

Заметим, что и описанные немецкие машины, и те, что создавались англичанами и американцами, не поступали на вооружение армий по вполне понятным причинам: танки с такой колоссальной массой обладали низкой подвижностью. Понятно, что и в боях они не испытывались. Тем не менее поля сражений видели танки-гиганты. Это были немецкие «королевские тигры». Своим появлением на свет эта машина обязана давнему стремлению фашистского командования установить в танке мощную 88-мм пушку длиной в 71 калибр. В январе 1943 года заказы получили опять же фирмы «Хеншель» и Ф. Порше. И снова Порше проиграл — на вооружение приняли машину Адерса. Ее назвали T-VIB «Королевский тигр». Кто-то заметил, что T-VIB, по существу, гибрид между «Элефантом» и «Пантерой». Действительно, форма корпуса и двигатель новой машины такие, как и у «Пантеры».

Танк T-VIB «Королевский тигр»

Серийное производство этого танка началось в январе 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего их выпустили 489 штук. Бронирование его по сравнению с «Тигром» было усилено, большое внимание конструкторы обратили на удобства работы экипажа. T-VIB имел ту же систему продувки канала ствола пушки, что и «Пантера». В удлиненной кормовой нише башни, вблизи казенной части пушки, укладывалась в горизонтальном положении часть боекомплекта, так что заряжающему требовалось затратить минимум усилий. Благодаря этому у танка была довольно высокая скорострельность: 7-8 выстрелов в минуту. Опорные катки, располагавшиеся в шахматном порядке, имели индивидуальную торсионную подвеску,

Впервые «королевские тигры» появились в бою на Сандомирском плацдарме в Польше. Это случилось в августе 1944 года. В сражениях они использовались скорее как истребители танков. А с июля того же года на базе «королевских тигров» до конца войны строились СУ «Ягд-Тигр». Масса их достигала 70 т, а толщина брони — 250 мм. Машины вооружались 128-мм пушками длиной 55 калибров (они же предназначались и для «маусов») Обслуживал самоходку экипаж из 6 человек. Бронебойный снаряд пушки весом 28 кг с расстояния 1000 м пробивал под прямым углом броню толщиной до 190 мм. Всего таких самоходок выпущено 77 штук. Правда, и «Королевский тигр», и «Ягд-Тигр», самые тяжелые из когда-либо использовавшихся в боях, оказались малоподвижными и обладали плохой проходимостью.




СУ «Ягд-Тигр»

Теперь поговорим немного о работах конструкторов Англии и США, В 1940 году англичане,-уверенные в том, что им придется штурмовать мощные укрепления «линии Зигфрида», приступили к созданию танка-гиганта. Прежде всего они обратили внимание на усиление бронезащиты машины и способности ее к преодолению широких рвов. Именно поэтому танку придали старую форму, еще времен первой мировой войны; гусеницы охватывали корпус. Масса английского «броненосца» достигала 80 т, длина превышала 10 м, а скорость оказалась равной 14 км/ч. Танк вооружался 76-мм пушкой и пулеметом, которые устанавливались во вращающейся башне.

В 1942 году военное министерство Великобритании выдало фирме «Наффилд» заказ на создание так называемого безбашенного танка А.39. По существу, он оказался штурмовой самоходной установкой. Первые две машины изготовили в 1943 году, а всего их до 1947 года построили 6 штук. Вооружение А.39- одна 94-мм пушка и 2 пулемета — размещалось в просторной рубке. Пушка устанавливалась в наклонном лобовом листе, а пулеметы — во вращающейся башенке на крыше рубки. Толщина брони достигала в лобовой детали 229 мм, а в бортовых — 152 мм. Экипаж машины состоял из 7 человек.

Эти самоходки, известные под названием «Черепаха», также не были приняты на вооружение.

В 1943 году аналогичный безбашенный танк (штурмовую самоходку) начали конструировать и за океаном. Она предназначалась для прорыва укрепленных полос противника. Машина в целях снижения удельного давления на грунт снабжалась двойными гусеницами, причем внешние гусеницы снимались. Кстати, гусеницы далеко выступали за лобовую часть корпуса танка. Броневой фальшборт прикрывал собой ходовую часть. Низко расположенная 105-мм пушка защищалась массивной маской. Она имела бронебойные снаряды (с начальной скоростью 915 м/с) для борьбы с танками. Кроме того, в боекомплекте были и бетонобойные снаряды для поражения укреплений врага. Толщина брони у этой самоходки достигла рекордного значения — 305 мм!

Заканчивая наш рассказ о танках-гигантах, упомянем немецкую СУ «Тор», или «Карл». Правда, это, конечно, не танк и даже не боевая самоходка, а самодвижущаяся мортира на гусеничном ходу. Она предназначалась для борьбы с мощными укреплениями. Масса машины достигала 124 т, а скорость составляла всего лишь 10 км/ч. Калибр мортиры — 600 мм, а масса снаряда равнялась 2200 кг. Немцы в 1940- 1941 годах построили 6 мортир, которые обстреливали Брест, Севастополь и Варшаву.

topwar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о