Черчилль III
«Гадкие утята» V-го уровня: Черчилль IIIПриветствую вас, дорогие танкисты и танкистки! Пока на Глобальной карте вовсю идёт эксперимент под названием «Первая кампания», а на официальном сайте идут прямые трансляции с WG League, для вас с пылу с жару подоспел новый обзор премиумной техники пятого уровня.
Парад «гадких утят» продолжается, и для третьей статьи я выбрал танк, который тоже имеет в своем названии цифру «3». Этот танк – самый яркий пример «гадкого утенка». Каким только унижениям и гонениям не подвергался он за свою игровую историю. Да и в реальности этой машине тоже доставалось от самого человека, в честь которого она и была названа. Ладно, что это я играю в загадки, если название танка написано в заголовке? Наш сегодняшний герой – это тяжелый танк «Черчилль III».
Танк, опоздавший на обе войны
История танка «Черчилль» начинается в 1939 году. Предполагалось,
что грядущая война будет позиционной, и будущего «Черчилля»
оснастили толстой лобовой броней и сделали упор на прохождение
танком рвов и насыпей.
Поначалу прототип не имел башни, а вооружение планировалось
устанавливать в спонсонах. Но вскоре от этой идеи отказались, и
башня была установлена посередине корпуса. В серийное производство
танк пошел в 1941 году под именем премьер-министра Великобритании –
Уинстона Черчилля.
Не будем подробно рассматривать применение танка Великобританией.
«Черчиллей» в World of Tanks много, поэтому хотелось бы приберечь
исторические факты и для прокачиваемых танков из британской ветки
развития.

Скажу только, что я неспроста дал исторической справке подзаголовок
«Танк, опоздавший на обе войны». Его создание проходило под
влиянием опыта Первой мировой войны, которая отличалась своим
позиционным характером. Во время Первой мировой войны линия фронта
могла оставаться неизменной на протяжении месяцев, а боевые
действия часто сводились к непрерывному артобстрелу вражеских
позиций. Именно для таких условий готовился «Черчилль». Он должен
был сопровождать атакующую пехоту, долго держаться под огнем и
преодолевать траншеи и насыпи (отсюда и такая причудливая форма
ходовой части танка). Такой танк действительно нужен был на фронтах
Первой мировой войны. Но на неё он сильно опоздал.
Вопреки ожиданиям новой позиционной мясорубки, Вторая мировая
получилась войной манёвра и скорости, и «лицо» успешных танковых
войск было показано немцами при захвате Франции. Вторая мировая
требовала от танка стремительности и точности удара, и «Черчилль»
никак не подходил под эти требования. Вот и получилось так, что
танк опоздал на обе войны.
А теперь обратимся к истории британского танка на Восточном фронте.
Как и «Матильда», танк «Черчилль» входил в поставки по ленд-лизу
для СССР. Всего в Союз «уплыли» 344 единицы, но «приплыть» смогли
только 253 танка.
На Восточном фронте «Черчилль» столкнулся с типичной проблемой
иностранного танка на русской земле: природой. У танка были слабые
обогреватели, которые приходилось заменять на отечественные. Были
сообщения о том, что гусеницы срывались просто во время движения.
Катки ломались. Механик-водитель, и без того мало что видевший в
любом другом танке, в «Черчилле» имел ещё более ограниченный обзор
из-за выступающих гусениц. Но главной проблемой для советских
танкистов была проходимость танка: он плохо справлялся с лесистой и
болотистой местностью.
«Черчилль» применялся в Сталинградской битве, в битве за Киев в
1943 году, на Ленинградском фронте и на Курской дуге. Отмечается,
что «Черчилли» несли огромные потери в боях. Применение этих танков
закончилось в конце 1944 года.
Ну и в конце исторической справки не могу не привести цитату из
Википедии об отношении самого Уинстона Черчилля к танку, названному
его именем: «Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я
сам!»
Сэр Уинстон «Черчилль» в виртуальных условиях
В World of Tanks премиумный «Черчилль» — это модификация танка с
шестифунтовым орудием под названием QF 6-pdr Mk. V. Игровая история
этого танка едва ли не богаче, чем история реальная. Начнем с того,
что «Черчилль III» — это, если я не ошибаюсь, первый премиумный
тяжелый танк в игре.
Ну а дальше – прямо «Игры престолов». Здесь смешались любовь,
ненависть, зависть, жадность и благородство. Шутки шутками, но
многие помнят те дни, когда в начале боя союзники кричали что-то
вроде «Черчилль – это к поражению!» и сами же расстреливали беднягу
еще на базе.
Потом «Черчилль III» постоянно ругали за слабые ТТХ. К ним мы и
обратимся.
СКРИН ТТХ
Что всегда лучше задерживается в памяти? Правильно – недостатки! Их
у «Черчилля III» полно. Начнем с явных:
- Низкая скорость, неповоротливость. «Черчилль III» не любит ездить. И поворачивать он тоже не любит. Ситуацию могут немного спасти умения мехвода «Король бездорожья» и «Виртуоз».
- Низкая альфа. Средний урон пушки – всего 75 единиц.
- Очень длинный корпус. Попасть в «Черча» — это дело не простое, а очень простое.
- Расположение башни. Башня расположена по центру корпуса. Городские перестрелки в стиле «качели» для «Черчилля» — смертельный номер. Вас запросто могут поставить «на гуслю», и при этом вы не сможете стрелять в противника. Сюда же относим ужасные углы вертикальной наводки. Стрельба со склона на этом танке – дело не из приятных.
Кроме этих явных недостатков, есть ещё и не заметные на первый взгляд. Например, в ТТХ не указано, что у «Черчилля» непростительно тонкая горизонтальная броня при большой её площади. Скажу по себе: я не ярый ненавистник артиллерии, но при игре на «Черчилле III» я ругаюсь на арту как сапожник. Из-за своей медлительности этот танк и без того любят вражеские артиллеристы, а из-за тонкой крыши в машину часто «влетает» ещё и полный урон со всеми сопутствующими критами экипажа и модулей.

Другой недостаток тоже касается брони. При покупке танка очаровывает число 176мм, которое означает толщину лобового листа. Вот только в ТТХ не написано, что такая толщина брони есть только в небольшом прямоугольнике, где расположен пулемёт. В остальных местах бронирование значительно тоньше. И дополняют картину углы наклона, а их почти нет. Броня расположена вертикально, и поэтому легко пробивается.
Таким образом, броня может защитить «Черчилль III» от всякой
«мелочи», но против другого тяжелого танка 5-го уровня по броне ему
особенно не потягаться.
Но не всё так плохо! У сэра Уинстона «Черчилля» есть и парочка
тузов в рукаве.
- Орудие. Скорострельность орудия зашкаливает. С досылателем и улучшенной вентиляцией мой «Черчилль» перезаряжается за 1.93 секунды. Таким образом, можно создавать настоящий шквал огня, который особенно эффективен против средних и легких танков.
- Пробитие. Оно у орудия составляет 110мм бронебойным снарядом и 180мм подкалиберным. Бронебойного снаряда хватает против большинства целей. Основная проблема для нас – это КВ-1, который в лоб пробить проще, чем в борт, где урон поглощают «волшебные гусеницы».
- Стабилизация. «Черчилль» неплохо стреляет на ходу. Особенно полезное преимущество при столкновении со средними танками. Двигаясь, дольше живем под артой, но при этом уничтожаем вражескую технику.
- Прочность. У «Черчилля» её запас немного повышен. Танк имеет 700 единиц прочности, и они частенько спасают ситуацию.
- Большой запас снарядов. Лично я, не жалея, палю в противника при любом удобном случае. Снарядов хватает «с головой». Всего с собой можно взять 140 штук.
Немного портит впечатление от орудия его скорость сведения – 2.3 секунды. Для других танков это было бы приемлемо, но у «Черчилля» перезарядка происходит раньше, чем сведение прицела. Учитывая и без того невысокую точность (0.43м), уже на средней дистанции есть риск, что часть снарядов уйдет «в молоко» или в непробиваемые участки брони противника.
Первое, о чем нужно помнить в бою на «Черчилле»: артиллерия. Она в наших боях чаще всего будет состоять из СУ-5 и СУ-26, и это большая неприятность. Крутая траектория полета снарядов этой арты делает многие «нычки» небезопасными, а крыша у нас, как я уже говорил, тонкая и нежная.
Если вы попали в топ, то можно поработать на продавливание направления. При этом нужно пользоваться своей скорострельностью. Вот мой набор оборудования для максимального КПД танка.
Досылатель увеличит скорострельность. Улучшенная вентиляция даст
прирост на все показатели танка. Ну а усиленные приводы наводки на
«Черчилле» просто необходимы, чтобы успевать реализовывать свою
скорострельность.
Из своего опыта я бы рекомендовал избегать лобовой перестрелки с
другими тяжелыми танками. Хоть у «Черчилля» и отличная
скорострельность, но без полного сведения он часто не пробивает
противника, и скорее всего дуэль окончится вашим поражением.
Мои излюбленные направления – это те, где ожидаются именно средние
танки противника. С их бронёй «Черчиллю» справляться намного проще,
и волна СТ-шек может разбиться об этот тяжелый танк.
Очень рекомендую игру взводом на двух или даже трех «Черчиллях».
Они создают такой непрерывный огонь, что враги часто промахиваются
просто из-за того, что в них постоянно летят снаряды, и прицел
сбивается.
Что касается экипажа, то нужно отметить, что в «Черчилля» помещается экипаж с ИС-4 плюс радист. Радист у меня – ветеран с КВ-5, а полностью экипаж выглядит так:
Если у вас свой экипаж, то первым делом я бы рекомендовал изучать у него «Боевое братство» и «Ремонт». Особенной пользы от «Шестого чувства» конкретно на этом танке я не заметил. Уж если выехал на открытое место – все равно получишь от арты, есть у тебя «лампочка» или нет. Мехводу в ущерб «ремонту» можно изучить «Виртуоза» или «Короля бездорожья» — на ваш вкус.
Деньги-деньги, дребеденьги
Стоимость «Черчилля» — 1500 золотых монет. Танк часто бывает на
скидках до 50%.
А вот традиционный скриншот с экономическими показателями
танка.
Серия боев получилась очень неудачной. Пара «турбосливов», одна компенсация за тимкилл (грешен, но убитый союзник специально не давал мне проехать). Но под конец серии, когда я хорошенько вспомнил возможности танка, показались и более хорошие результаты. Как видите, в среднем получилось привозить 15 000 кредитов за бой. Впрочем, с большим везением эта планка поднимется до 20-25 000.
В заключение скажу, что, несмотря на целую гору недостатков,
«Черчилль III» отлично сражается благодаря своему скорострельному
орудию и хорошей стабилизацией на ходу. Этот танк очень хорошо
сочетается с хитрым и изощренным разумом хозяина. Именно в таком
виде машина превращается из «унылой коробки» в
«палку-нагибалку».
На этом у меня всё. Желаю коротких дождей, ровного загара, а если
вы еще на работе, то скорейшего отпуска!
Автор: Илья Гончаров (DynastyCrusher)
wot-news.com
Черчилль 3 обзор
Независимый обзор всех минусов и плюсов тяжелого премиумного танка 5 уровня ветки СССР Черчилль 3. Немного истории, я вряд ли ошибусь если напишу, что танк Черчилль 3 самый первый премиумный танк практически всех «ветеранов» игры World of Tanks. И уже точно не ошибусь, это самый первый тяжелый премиумный танк в игре, имеющий богатую игровую историю. Поговорка изредка звучащая в данный момент «арта в топе команда в …» это просто переделанное «черчилль в топе команда в …» кстати поговорка на тот момент не была лишена актуальности. Неопытный игрок не игравший и пары сотни боев, но купивший себе Черчилль III, из-за льготного уровня (впоследствии понерфленного) автоматом попадал в топ, неимоверно снижая шансы команды на победу. Так как нынешний КВ-2 назывался тогда КВ-1 и находился на V уровне.
Минусы
✔ Большой корпус с неудачным расположением башни. Совершать маневры в городе, как обгонять фуру с правосторонним рулем. Вначале ты высовываешься на пол корпуса, а уже потом в прицеле появится тот, кто предположительно сидел за углом. Понятно, что при таком раскладе ни о каких дуэлях выстрелил-спрятался не может быть и речи, не ну может конечно, если не интересует конечный результат. Вообще все маневры с поворотами Черчилль III чем-то неуловимо напоминают повороты корабля в World of Warships.
✔ Посредственная динамика, если по прямой мы в состоянии разогнаться до 28 км/ч, что в принципе не так уж и много для тяжелого танка V уровня (меньше только у Churchill I), то скорость поворота шасси 20.86 град/сек, для примера скорость поворота шасси Е-100 22.95 град/сек. Если сравнивать с наиболее знакомым всем танком КВ-1
Техника | КВ-1 | Черчилль 3 |
Скорость поворота шасси град/сек | 20.86 | 20.86 |
Максимальная скорость/задний ход | 34/10 | 28/14 |
Мощность двигателя л.с. | 500 | 374 |
✔ Нежная броня «крыши» по основной площади составляет 15-19 мм, а так как сам танк имеет большие размеры и посредственную динамику, то это просто подарок для артиллерии. Любой выстрел которой при попадании в верхний бронелист проходит в full уроне. Вот заявлено допустим у АРТ-САУ leFh28 B2 урон в 300-500 HP будьте уверены на это самое количество единиц и прилетит. В то время как с «крыши» КВ-1 эта же самая арта leFh28 B2 будет снимать от 50-200 HP. На наше счастье, в силу различных причин, закидывать снаряды на верхний бронелист у АРТ-САУ получается не всегда.
✔ Орудие имеет малый разовый урон и посредственную точность при стрельбе от средних дистанций. Также имеем в наличии плохие углы вертикальной наводки, то есть вы не сможете выстрелить в противника, находящегося за пригорком, просто выставив башню. Для этого вам придется с вашей убогой динамикой подняться на пригорок полностью, это позволит неприятелю сделать по вам парочку прицельных выстрелов ещё до того, как вы сами сможете сделать свой первый выстрел. Всегда учитывайте этот фактор.
✔ По-моему, это самый большой критосборник из всех премиумных танков 5 уровня имеющих льготный уровень боев. При этом я не имею ввиду попадания АРТ-САУ которая помимо кучи критов модулей, может обеспечить половине экипажа Черчилль 3 выходное пособие по инвалидности. Обычные танки стреляя обычными ББ снарядами практически каждый бой сбивают гусеницы, на втором месте по критам идет орудие. Я бы наверно не обратил на это внимание, как не обращают многие, но для «чистоты» показателей заработанного серебра отбирал только скриншоты без трат на БП снаряды и расходники. И если для танка Matilda Black Prince долгое время не мог заскринить результаты боя с маленьким дамагом, то на Черчилль 3 очень трудно давались скриншоты без трат расходников. И вроде ерунда отремонтировался едешь дальше, но при игре без прем аккаунта весьма существенно, заработать 20 000 или 17 000 или 14 000. За 50 боев выскакивает минус из общих результатов примерно 200 000 серебра.
Плюсы
✔ Главный плюс Черчилль 3 скорострельность орудия QF 6-pdr Mk. V, при установленном оборудовании улучшенная вентиляция класс 3 и орудийный досылатель среднего калибра перезарядка составляет всего 1.9 сек.
✔ Неплохое пробитие ББ снарядами 110 мм. Уменьшает жизненную необходимость в БП снарядах, как допустим это происходит на танках Матильда 4, Excelsior и M4A2E4 Sherman при попадании в бои к VI уровням.
✔ Огромный боекомплект, можно не жалея снарядов простреливать кусты и вообще любые места наиболее вероятного нахождения противника, естественно исключительно ББ снарядами.
✔ Отличная лобовая броня корпуса, но только в левой его части, стараемся предоставить противнику именно эту часть танка Черчилль III чуть-чуть довернув корпус.
✔ Неплохая стабилизация, вы можете взять близкорасположенного «картонного» противника на автоприцел и непрерывно стрелять, двигаясь в его сторону. Естественно не каждый выстрел будет результативным, зато каждый будет попадать точно в цель. Это сильно деморализует, заставляя принимать необдуманные поспешные решения.
Заработок тяжелого танка Черчилль 3 без прем аккаунта
✔ Несколько скриншотов заработка танка Черчилль III с различными игровыми результатами при стрельбе исключительно ББ снарядами (без использования расходников и БП снарядов)

Общие впечатления от игры на танке Черчилль 3, а также парочка актуальных советов
Пока вы не выкачаете экипаж на 100% и не установите оборудование улучшенная вентиляция класс 3, досылатель среднего калибра и усиленные приводы наводки танк будет вам казаться убожеством с кривым стволом со страшным сведением. Но даже без прем аккаунта экипаж выкачивается довольно быстро в силу льготных особенностей прем техники. По этой причине рекомендую Черчилль 3 игрокам, прокачивающим ветку тяжелых танков нации СССР. Для того что бы без лишних затрат «золота» даже в первый бой выходить со 100% экипажем.
Алгоритм действий при этом примерно следующий:
● Высаживаете команду Черчилль 3 в казарму.
● Покупаете, например, КВ-1 (без экипажа) сажаете на него экипаж Черчилль III и переучиваете на КВ-1.
● Возвращаете команду обратно на Черчилль III и играете исключительно на нем, пока экипаж не выкачается на 100%.
● Пересаживаете обратно на КВ-1 и выходите в первый бой со 100% экипажем. При покупке следующего танка повторяете весь алгоритм заново.
После того как вы всех выкачали и все установили игра пойдет гораздо веселее и продуктивнее. Различные «картонные» танки которых в игре достаточное количество уничтожаются на автоприцеле прямо в промышленных масштабах. Многих деморализует именно скорострельность и точность на ходу, они ищут где спрятаться даже в чистом поле.
Оборудование и расходники Черчилль 3
Улучшенная вентиляция класс 3, орудийный досылатель среднего калибра и усиленные приводы наводки
Танк не разу не горел за все время игры по крайней мере я такого не припоминаю. Значит имеет смысл установить вместо огнетушителя автоматический ремкомплект в качестве дополнительного оборудования. То есть не использовать его, а просто возить каждый бой с собой это ускорит ремонт модулей на 10%, что при постоянном повреждении гусениц более чем актуально.
Посмотрите сравнительную таблицу доходности чтобы подобрать для себя лучший прем танк 5 уровня.
Внимание: Информация для тех, кто желает проверить танки до покупки их на основной аккаунт. Регистрируемся на EU сервере как зарегистрироваться подробно написано в статье пошагово как зарегистрироваться и играть на европейском (американском) сервере wot. При этом используем имеющийся в наличии инвайт код на танк для EU региона или NA региона.
Ещё статьи о премиумных танках 5 уровня
Категория: Фарм.
statistwot.ru
Танк Черчилль III гайд World of Tanks • World of Tanks 1.2
Обзор видео гайд танк Черчилль III World of Tanks
Черчилль III является моделью боевой тяжелой машины, которую совместно разрабатывали конструкторы СССР и Великобритании. В количестве нескольких экземпляров, данная модель применялась во Второй Мировой Войне. Данный танк является представителем премиумного класса боевых единиц. Черчилль III не входит в основную ветку развития и выдается игроку (при покупке) в топовой комплектации. Является представителем 5 уровня тяжелых танков.
Так как данная боевая единица является премиумной, то у Черчилль III доходность весьма завышена по сравнению с аналогичными моделями. Его доходность составляет 15000-20000 серебра без использования премиум аккаунта, 30000-40000 с использованием премиум аккаунта, а уж если, получается, сыграть отличный бой то доходность может достигать и 60000 серебра. Очень хорошие показатели для 5 уровня.
Общие сведения
Черчилль III имеет довольно хорошее бронирование, что позволяет отлично вести эффективный бой против вражеской техники аналогичного уровня. Имея на вооружение 57 мм орудие с пробитием в 110 мм и уроном в 75 хп, Черчилль III может превосходно сдерживать несколько танков меньшего уровня. Несмотря на столь маленький показатель урона, орудие имеет высокий показатель скорострельности, который достигает 27 выстрелов в минуту. Это просто колоссальное значения для 5 уровней танков, особенно для ТТ.
Но как и многие ТТ, данный боевой монстр довольно слаб в динамичности. Максимальная скорость составляет 28 кмч, а запас заднего хода 14 кмч. Поэтому нужно, сначала боя выбирать правильно направление, так как из-за скорости не получится оказывать активную поддержку по флангам. Слабый двигатель с мощностью в 374 л.с. явно не предназначен для махины, вес которой достигает 42 тонн.
Броня танка составляет:
- Корпус: лоб- 176 мм, борта – 76 мм, карма – 51 мм.
- Башня: лоб – 88 мм, боковая сторона – 88 мм, задняя часть башни – 76 мм.
Рекомендуемые модули для танка.
Как и всем боевым единицам, данному представителю необходим определенный набор дополнительных модулей :
- Досылатель – повышает скорострельность орудия;
- Усиленные приводы наводки – снижает время сведения прицела;
- Улучшенная вентиляция – повышает навыки экипажа, что отлично сказывается на боевой эффективности танка.
Снаряжение рекомендуется устанавливать стандартное:
- ремкомплект;
- огнетушитель;
- аптечка.
Экипаж.
Отличная боевая эффективность – показатель хорошо прокаченного экипажа..
Итак:
- Командир: ремонт, мастер на все руки, орлиный глаз;
- Механик-водитель: ремонт, король бездорожья, чистота и порядок;
- Наводчик: ремонт, снайпер, мастер-оружейник.
- Радист: ремонт, радиоперехват, изобретатель.
- Заряжающий: ремонт, бесконтактная боеукладка, отчаянный.
Слабые места.
Несмотря на хорошие показатели бронирования Черчилль III не так уж и сложно пробить. Особенно это касается его башни, она в буквальном смысле «картонная», что не составляет труда проносить урон.
Видео Черчилль III доходность
Лобовая проекция танка довольно хорошо защищена по бокам гусеничными катками, но углубленная область лба, где расположились: окошко механика-водителя, маска пулемета отлично пробиваются несмотря на внушительные 175 мм брони. Но обстрел рекомендуется вести именно по этим маленьким областям, выстрел по другому месту уйдет впустую. Основной целью для обстрела должна стать башня танка, она легко пробивается в любую точку и гарантировано контузит командира и заряжающего. Также рекомендуется пытаться пробить маску пушки, так как Черчилль III с поврежденным орудием легкая цель.
Что касается боковой проекции, то здесь также расположилось достаточно много слабых мест. Предпочтительным местом остается башня, обстрел необходимо вести в кормовую часть танка, там расположился командир, а также под башню, чтобы повредить ее. Если брать во внимание корпус, то лучше всего обстреливать центральную (удачный выстрел в эту область может повредить, или взорвать боеуклад, но это происходит довольно редко) и кормовую область, которая расположилась выше гусеницы. Предпочтением является область под навесным ящиком, расположенным чуть ближе к корме, он хорошо выделяется визуально. Удачный выстрел под него может вызвать возгорание.
Черчилль III WOT фарм
Кормовая проекция не составит особых затруднений для пробития, что башня, что корпус отлично пробиваются. Удачный выстрел по башне, так же контузит командира, а выстрел по днищу танка может вызвать возгорание.
Чтобы максимально эффективно использовать танк на полях сражений не бойтесь экспериментировать с постановкой танка и его башни под углом, это повысит шанс на рикошет. Но приведенный для Черчилля III гайд, описанный выше, содержит в себе некоторые особенности, не забывайте про них.
Тактика боя.
Черчилль III предназначен в основном для прорыва флангов, которые оккупировали слабо бронированные боевые единицы, используя преимущество в скорострельности, он отлично справиться с любым представителе СТ и ЛТ аналогичного, или ниже уровня. Но чтобы сделать из него настоящего монстра, необходимо перед боем загружать 50% запаса кумулятивных снарядов, они отлично подойдут для сражения с более сильными врагами. Но использование кумулятива понижает доходность, иногда даже вводит его в минус, поэтому стоит заранее планировать, для чего предназначается боевая единица. Самым оптимальным вариантом будет загружать 70 ББ снарядов и 70 кумулятива. С данным вооружением можно отлично прорывать фланги несмотря на расположенных там боевых вражеских единиц.
Черчилль 3 обзор World of Tanks
Если Черчилль 3 попадает в середину команды, то рекомендуется занять выгодную позицию для обороны базы и защиты артиллерии от ЛТ.
Для Черчилль 3 WOT стал отличным способом проявления своей полезности и мощности. В настоящем бою Черчилль III считали «проклятой» и неудачно сконструированной машиной, которая приносила неудачу и предназначался исключительно для борьбы с пехотой. World of Tanks сделала для него исключение, позволив эффективно сражаться с аналогичными моделями боевых единиц.
Смотрите также гайды по другим танкам:
Поделиться ссылкой с друзьями:
wot-top.ru
Испытано в СССР. Тяжелые пехотные танки Churchill II, Churchill III и Churchill IV
В августе 1942 года состоялся визит в Москву британского премьер-министра Уинстона Черчилля. Впрочем, за месяц до того Черчилль уже прибыл в другой советский город, Архангельск, караваном PQ-17, да ещё и не в единственном числе. Речь, конечно же, идет о пехотных танках Churchill II и Churchill III. Всего в Советский Союз был отправлен 301 танк данного типа, из которых до места назначения добрались 253. Несмотря на сравнительно небольшой объём поставок, тёзки премьер-министра Великобритании сыграли весьма важную роль на полях сражений Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, что именно эти машины, наряду с КВ-1с, были основными тяжёлыми танками Красной армии в танковом сражении под Прохоровкой.
Дискредитированный собственными военными
О существовании танков Churchill советские военные узнали в октябре 1941 года. Согласно справке, подготовленной информационным отделом Разведывательного управления Генерального штаба Красной армии, англичане с весны 1941 года начали производство тяжёлого пехотного танка МК-IV, также называвшегося «Черчилль». В более поздних советских документах эта машина также известна как MK-IV. Справка содержала вполне соответствующие реальности характеристики танка, к примеру, информацию о боевой массе и вооружении. Более того, уже тогда у советской разведки имелись сведения о том, что вместо 2-фунтовой (40-мм) пушки на «Черчилль» планируется ставить орудие калибром в 57 мм. Вполне достоверно в справке оценивались и объёмы выпуска танков данного типа. Что явно не соответствовало реальности, так это максимальная скорость, которую авторы документа оценивали в 35–38 км/ч. До такой скорости Churchill мог разогнаться разве что с крутой горки.
Кроме информации о «Черчилле», в справке фигурируют сведения о некоем английском 70-тонном тяжёлом танке, имевшем вооружение из 3 пушек и 6 пулемётов, а также экипаж численностью 11 человек. Здесь угадываются отголоски разработки английского тяжёлого танка TOG.
Первый документ, содержание которого посвящено поставкам Churchill в Красную армию
Вопрос поставки танков Churchill в СССР не поднимался вплоть до весны 1942 года. Вместе с тем по поводу этих машин шла довольно активная переписка. Кроме того, советские военные представители осматривали заводы, на которых производились такие танки. В частности, в январе 1942 года советская военная комиссия посетила завод Old Park Works Wednesbury в Бирмингеме. Завод этот входил в состав Midland Railway Carriage and Wagon Company. Согласно данным комиссии, за неделю на нём выпускалось по 6–7 танков Churchill. В феврале советские военные попали за завод Vauxhall, который был головным разработчиком и производителем Churchill. На тот момент здесь выпускалось по 10 танков этого типа в неделю. 28–30 апреля года комиссия попала на завод Leyland, также задействованный в программе производства Churchill. По оценке комиссии, здесь производилось 7 танков в неделю.
Таким образом, советские военные представители смогли попасть на три из четырёх заводов, на которых выпускались Churchill. Кроме того, им удалось поприсутствовать на испытаниях Churchill IV, производство которых на тот момент только осваивалось на предприятиях.
Члены советской военной миссии на испытаниях танка Churchill IV. Англия, весна 1942 года
Первые переговоры о поставках английских тяжёлых пехотных танков Churchill в СССР проходили в марте 1942 года. Сначала обсуждались объёмы поставляемых запчастей и боеприпасов. Весьма любопытно, что в случае с Churchill III шел разговор о поставках осколочно-фугасных снарядов, по 135 штук на танк. И это при том, что такие боеприпасы в Великобритании на тот момент даже не выпускалось. Позже этот пункт будет всплывать в документах с завидным постоянством.
В конце апреля 1942 года англичане, наконец, определились с объемами поставок. Churchill должны были постепенно заменять в поставках танки Matilda. Первоначально предполагалось, что в СССР будет отправлено 25 танков. Из них 23 штуки относились к модификации Churchill II, оснащаемой 2-фунтовыми (40 мм) орудиями. В некотором смысле можно говорить о том, что англичане постепенно избавлялись от машин первых серий с устаревшим к весне 1942 года вооружением. С февраля 1942 года начался выпуск Churchill III, гораздо более удачной модификации с более просторной башней и 6-фунтовым (57 мм) орудием. Постепенно объем Churchill III в поставках увеличивался: по планам, во второй партии предполагалось уменьшить число Churchill II до 21 танка.
Также оговаривалось, что поставляемые в СССР танки будут модернизированы с учетом обнаруженных недочётов. По этой причине в регистрационных номерах после пятизначной цифры шла буква R, что означало Remanufactured (модернизированный). Стоит отметить, что советские представители выступили против отправки с танками английских инструкторов. Во-первых, с новыми танками ознакомился майор (позже полковник) Ковалёв, который участвовал в поездках советской военной миссии по английским заводам. Его срочно возвращали в СССР, чтобы он участвовал в процессе приемки новых машин. Во-вторых, в срочном порядке была переведена документация и инструкции по эксплуатации.
Список танков, прибывших конвоем PQ-17. Из 25 машин, отправленных с этим конвоем, к месту назначения прибыло всего 10
Отправка первой партии Churchill растянулась на несколько месяцев. За это время соотношение танков разных модификаций в ней изменилось. В финальной версии оно составило 10 Churchull III и 15 Churchill II. 27 июня 1942 года был отправлен конвой PQ-17, который вёз в СССР, в том числе, 25 английских тяжелых танков. Форменный разгром, который конвою учинили немцы, прямым образом повлиял и на состав прибывших танков. Из транспортов, которые везли новые танки, выжил только английский Ocean Freedom, 11 июля прибывший в Архангельск. На его борту находилось 5 Churchill II и 5 Churchill III.
После разгрома конвоя PQ-17 в поставках последовала долгая пауза. Следующая партия пришла с конвоем PQ-18, прибывшем в Архангельск 21 сентября 1942 года. На этот раз до портов добралось 74 Churchill. Этот конвой стал последним, в котором прибыли Churchill II. Английские источники утверждают, что всего в СССР было отправлено 45 Churchill II, из которых прибыли на место 26 штук. Цифра эта несколько отличается от реальности: из 74 танков, прибывших с конвоем PQ-18, к Churchill II относилось 15 машин. В общей же сложности поступило 20 таких танков, из них 19 отправили в 50-й гвардейский тяжелый танковый полк. Еще один танк оказался в составе 194-й учебной танковой бригады.
Одна из двух известных фотографий Churchill II в Красной Армии. Машина принадлежала 50-му гвардейскому тяжелому танковому полку
Разгром конвоя PQ-17 была лишь началом серии неудач, которые преследовали Churchill в СССР. К моменту, когда танки только разгружались в порту Архангельска, стали поступать весьма тревожные новости из Англии. Для начала, инженер-полковник Ковалёв сообщил, что у танков с 6-фунтовыми пушками есть проблемы, связанные с механизмом вертикальной наводки орудия. У одной машины такая проблема обнаружилась при разгрузке. Во время движения машины в порту Бакарица от тряски картер механизма поворота треснул. Хотя виновником был назначен воентехник 2-го ранга И.Ф. Лоленко, по факту виноватыми стоит считать англичан, которые об имевшемся дефекте не предупредили. Еще одной извечной проблемой танков «Черчилль» были крылья. У половины танков они при разгрузке оказались помятыми.
Более существенной проблемой стало то, что двигатели танков нередко ломались. Об этой проблеме англичане знали, и связана она была отчасти с модернизацией танков. Из-за разгрома конвоя PQ-17 нужного количества запчастей не прибыло, в результате уже к концу августа 1942 года на один боеспособный танк стало меньше. Еще одной проблемой оказалось то, что эксперт по Churchill также не прибыл. Им, несмотря на возражения Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ), англичане назначили капитана Римингтона, но тот попал в немецкий плен. Вместо него был назначен капитан Кокс, который прибыл в СССР вместе с конвоем PQ-18.
Один из двух Churchill III, которые проходили испытания на НИБТ Полигоне. Август 1942 года
Дополнительные проблемы с поставками танка создали сами англичане. В октябре 1942 года советской стороне стала доступна весьма бурная переписка, связанная с разработкой и оценкой танка английскими военными. Машина создавалась весьма тяжело, что, впрочем, для конструкции, созданной с нуля, вполне нормально. Но раскрывать все эти подробности потенциальным потребителям – далеко не самое разумное решение. В руки советских специалистов попала, в том числе, и переписка , касающаяся того, каким образом дальше развивать конструкцию танка. В ней упоминались самые различные варианты, включая создание совершенно нового танка.
Надо ли говорить, что подобная информация отнюдь не повысила уровень доверия к танку со стороны советских военных. На это наложилась информация о том, что 55 танков Churchill III, прибывших с конвоем PQ-18, имели дефекты пушек, связанные с механизмом отката. Исправлять дефект пришлось, в том числе, и заводу №92. В общей сложности советская военная приемка насчитала 9 различных дефектов. Неудивительно, что в бой Churchill пошли только в начале 1943 года.
На борту нанесены предупреждающие надписи о том, что система охлаждения заправлена незамерзающей смесью
Несмотря на такие нелестные отчеты, поставки английских тяжелых танков продолжились. 27 января 1943 года в Мурманск пришел конвой JW-52, с которым прибыло 40 танков. Зачтена эта поставка была уже февралём. Среди прибывших танков имелись Churchill III и Churchill IV. Машины последней модификация отличались от Churchill III конструкцией башен. Более технологичным оказалось изготовлять их методом литья.
Самая крупная поставка в количестве 121 танка была зачтена мартом. На самом деле эти танки прибыли в СССР еще в конце февраля 1943 вместе с конвоем JW-53. На этом поставки практически прекратились, лишь в августе 1943 года через Владивосток пришло еще 8 «Черчиллей». Кроме этих последних танков, все остальные были доставлены в СССР северными конвоями. Всего было получено 253 Churchill, из них 105 в модификации Churchill IV.
Хорошо виден дополнительный топливный бак в корме корпуса
По иронии судьбы, именно весной 1943 года Churchill, наконец, смог реабилитироваться в глазах английских военных. Эти танки оказали заметное влияние на ход боевых действий в Тунисе. Churchill уверенно передвигались в гористой местности, оказывая весомую поддержку английской пехоте. Кроме того, танки из состава 48-го Королевского танкового полка (RTR) записали на свой счет подбитый «Тигр», который ныне представлен в музее в Бовингтоне. По итогам боев в Тунисе Churchill оказался единственным танком английского производства, который командиры союзников оставили в первой линии. Вплоть до конца войны они оставались самыми массовыми английскими танками, и даже танки Cromwell по численности не смогли их превзойти.
Тем не менее, сами же англичане отчасти и спровоцировали прекращение поставок этих машин в Советский Союз. Впрочем, следует помнить, что следующий северный конвой, JW-54, прибыл в СССР только в ноябре 1943 года. В значительной степени именно перерыв с северными конвоями оказался реальной причиной прекращения поставок «Черчиллей». Кроме того, после Курской дуги стало очевидно, что огневой мощи и бронирования этим танкам уже не хватает.
Медленный, толстокожий и с мощным орудием
Один из пяти Churchill III, прибывших в СССР конвоем PQ-17, в августе 1942 года отправился на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. Это были едва ли не первые испытания на Полигоне после того, как из Казани он снова переехал в Кубинку. На испытания отправился танк с WD-номером T.31222R. Испытания, впрочем, не задались с самого начала. Во время перегона со склада №511 на НИБТ Полигон танк сломался. Выяснилось, что во время движения прокладка между верхней правой головкой и блоком цилиндров вышла из строя. Повреждение не было обнаружено своевременно, поскольку танк двигался ночью. В результате охлаждающая жидкость вытекла, от перегрева блок и головка треснули. Этот дефект был очень хорошо известен англичанам.
Из-за поломки двигателя на танке T.31222R на испытаниях использовалась другая машина — T.31221R
Серьезная поломка двигателя поставила под вопрос дальнейшие испытания. Танк отправили на ремонт, где он надолго задержался, поскольку имелись серьезные проблемы с запчастями. Возникла угроза срыва испытаний. В результате было принято решение передать Полигону на время другой танк с WD-номером T.31221R. Поскольку машину предполагалось позже отправить в войска, программу испытаний сократили. В общей сложности испытания проходили с 30 августа по 5 сентября 1942 года. Параллельно с ходовыми были проведены и испытания вооружения. После них танк вернулся в Горьковский учебный центр и оказался в составе 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.
Хорошо видна укладка троса
К моменту начала испытаний танк уже активно эксплуатировался. Он прибыл из Горьковского учебного центра, где прошел более 200 километров. Поскольку было известно, что в дальнейшем танку предстоит боевая служба, объем ходовых испытаний было решено урезать до минимума. Всего он прошел 97 километров по шоссе и 87 километров по проселку, включая небольшой участок местности для проведения испытаний по преодолению подъемов. На танке использовался отечественный бензин Б-70, в который для увеличения октанового числа добавили авиационную присадку Р-9. Согласно английским документам, рекомендовалось использовать бензин с октановым числом не менее 75.
По уровню броневой защиты с лобовой части Churchill III превосходил КВ-1
Больших сюрпризов в ходе испытаний на шоссе танк не преподнес. Было очевидно, что тяжелая машина, созданная в качестве средства сопровождения пехоты, не может ездить очень быстро. Тем не менее, на мерном участке машина развила максимальную скорость 28 км/ч, что для подобного танка вполне приемлемо. Больше того, танк развил скорость, которая на 4 км/ч превышала паспортную! Не менее интересно то, что средняя скорость по шоссе составила 25,4 км/ч, что было сравнимо со средней скоростью по шоссе советского тяжелого танка КВ-1. Другими словами, в реальности английский танк был не таким уж и медленным.
В ряду особенностей «Черчилля» стоит отметить сдвоенное управление. В плюс «Черчиллю» шло и наличие гидравлического привода с сервомеханизмами, благодаря чему управлять танком оказалось достаточно легко. Также испытатели отмечали плавное прохождение поворотов. На 100 километров двигатель потреблял 325 литров бензина, что было признано приемлемым.
Churchill III, вид сзади
Вполне адекватно показал себя танк и на проселке. Средняя скорость чистого движения составила 17,5 км/ч, а средняя техническая скорость 16,8 км/ч. Это также оказалось сравнимо с КВ-1, средняя скорость по проселку у которого составляла 18 км/ч. Расход топлива составил 382 литра на 100 километров. Запас хода по шоссе составил 246 километров, а по проселку 166, что также было сопоставимо с характеристиками КВ-1.
Тяжелая машина неплохо показала себя на пересеченной местности
Последним этапом испытаний стало преодоление подъемов. Для этого были выбраны овраги в районе деревни Агафоново на берегу Москвы-реки. В ходе них выяснилось, что при движении по песку максимальный угол подъема составил 27 градусов, далее гусеницы теряли сцепление с грунтом. В случае с преодолением подъемов с покровом в виде травы и мелкого кустарника максимальный угол составил 30 градусов. Испытатели отмечали, что в этом случае танк двигался на пределе мощности мотора.
Как показали испытания, езда по косогорам не была сильной чертой «Черчилля»
Несколько иные показатели были получены при движениях на косогорах. Уровень предельного крена опытным путем был определен в 20 градусов, после чего произошло спадание гусеничной ленты. В целом конструкция подвески танка не особо способствовала езде в таком режиме. В ходе испытаний два раза ломались тележки, ломался поводковый валик коробки переключения передач, пару раз ломались траки. В целом советские специалисты признали ходовую часть довольно слабой для такого танка.
Схема обзорности. Как можно заметить, с ней у английского танка дела обстояли очень неплохо, особенно по сравнению с обзорностью КВ-1
Достаточно высокой оценки удостоилась обзорность танка. Хуже всего дела обстояли с обзором с места механика-водителя, которому сильно мешала сильно выступающая ходовая часть. Ненамного лучшей была ситуация у помощника механика-водителя. Но совсем иная картина наблюдалась в случае с башней. Благодаря перископическим приборам в MK-IV обеспечивался хороший обзор, особенно для такой большой машины. После ознакомления с танком перископический прибор Vickers Mk.IV в СССР скопировали, назвав «перископический прибор MK-IV». К слову, в данном случае это обозначение указывало не на оригинальный индекс, а на то, что прибор использовался на танке МК-IV.
Броня Pz.Kpfw.III для 6-фунтовой пушки не представляла никаких проблем
Еще одной частью испытаний стала стрельба по немецкому танку Pz.Kpfw. III. Для обстрела был взят танк ранних серий с толщиной брони 30 мм. При обстреле в борт с 950 метров бронебойный снаряд 6-фунтовой пушки пробил немецкий танк насквозь, выйдя из другого борта. Стоит отметить, что речь шла о ранней версии орудия, Mk.V, у которого длина ствола составляла 43 калибра. Не обошлось и без внештатных ситуаций. На седьмом выстреле пороховые газы разбили стекла фар и погнули левое крыло. На двадцать шестом выстреле отказала полуавтоматика.
Также испытания показали, что установленный в танке 50,8-мм миномет может использовать отечественные боеприпасы от 50-мм ротного миномета.
Обстрел «Тигра» показал, что 6-фунтовое орудие было явно недооценено. В отличие от советских Ф-34 и ЗИС-5, борта немецкого тяжелого танка оно пробивало без проблем
Несмотря на ряд недостатков, по совокупности характеристик «тяжелый танк МК-IV» оказался вполне сопоставим с советскими тяжелыми танками. В заключении комиссия назвала «Черчилль» не доведенной до конца машиной, и отчасти это утверждение справедливо. Другое дело, что при ряде очевидных недостатков у английской машины существовали и важные преимущества. Прежде всего, это касается обзорности, которая явно превосходила обзорность КВ-1.
Кроме того, оказалось, что огневая мощь орудия английского танка казалось недооцененной. Этот факт весной 1943 года продемонстрировал обстрел немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Советские 76-мм танковые пушки Ф-34 и ЗИС-5 не могли пробить немецкий тяжелый танк в борт даже с дистанции 200 метров. В то же время английская 57-мм противотанковая пушка, по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) равнозначная танковому орудию, пробила борт корпуса немецкого танка на дистанции в 1000 метров, а борт башни – на дистанции 800 метров. В целом вооружение английского танка оказалось равнозначным советской противотанковой пушке ЗИС-2.
От Сталинграда до Таллина
Разгром конвоя PQ-17 достаточно сильно повлиял на процесс формирования частей, в которые должны были поступать английские тяжелые пехотные танки. Вплоть до конца сентября 1942 года «Черчилли» были сосредоточены в 194-й учебной танковой бригаде. Она была сформирована в апреле 1942 года для обучения экипажей английских танков. Помимо экипажей «Черчиллей», здесь готовили экипажи «Валентайнов» и «Матильд». В дальнейшем все прибывавшие в Горьковский автобронетанковый центр «Черчилли» также сначала проходили через 194-ю танковую бригаду. Помимо обучения экипажей, здесь же выявлялись и неисправности.
Формирование новых частей началось в октябре 1942 года. Все английские танки данного типа попадали в отдельные гвардейские танковые полки, формировавшиеся по штату № 010/267. Согласно штатному расписанию, в каждый полк входил 21 танк и 3 бронемашины. Первыми 8 октября 1942 года сформировали 47-й, 48-й, 49-й и 50-й отдельные гвардейские танковые полки. 50-й гв. тп первоначально имел на вооружении исключительно Churchill II, но позже его доукомплектовали двумя Churchill III.
Churchill III из 48-го гв.тп и его экипаж. Эта часть стала первой из гвардейских танковых полков, применивших «Черчилли» в бою
Процесс подготовки «Черчиллей» к боевым действиям лишний раз показывает правоту испытателей НИБТ Полигона, назвавших танк не до конца доведенным. «Воевать» с английской машиной пришлось довольно долго. Для начала, при участии завода №92 были устранены дефекты, связанные с воздействием стрельбы 6-фунтовой пушки. Были заменены пружины и расточены цилиндры накатников, такой переделке подверглись орудия всех Churchill III, прибывших в 1942 году.
Никуда не делись и проблемы с моторами, решать их пришлось при помощи еще одного горьковского предприятия – ГАЗ им. Молотова. Отмечались поломки литых траков, осей ведущих колес и ленивцев, гибких приводов бензиновой помпы. Еще одной проблемой, выявленной в ноябре 1942 года, стало недостаточное сцепление гусеничных лент со снегом и льдом. Эту проблемы решили силами 47-го гв. тп: в опытном порядке на танк с WD-номером T.68768 поставили траки с наваренными грунтозацепами. Испытания, проведенные 21 декабря 1942 года, показали правильность идеи. По итогам испытаний был отдан приказ таким же образом переделать траки и на остальных танках. При эксплуатации в зимних условиях пришлось столкнуться с забиванием снега. Его набивалось под крыльями столько, что после 8–10 километров езды по снегу крылья часто просто вырывало.
В целом статистика по количеству танков, имевших различные дефекты, выглядела далеко не радужно. В 47-м гвардейском танковом полку те или иные неисправности обнаружились на 12 танках, в 48-м гв. тп на 16, в 49-м гв. тп на 15 и в 50 гв. тп – на 8. Неудивительно, что отправка на фронт затянулась.
Подбитый Churchill IV, также входивший в состав 48-го гв. тп. Он был получен в мае 1943 года и потерян в ходе оборонительных боев 6–7 июля на Курской дуге
Первым был признан боеготовым 48-й гвардейский танковый полк. 31 декабря 1942 года он поступил в распоряжение командующего Донского фронта. 16 января матчасть полка прибыла на станцию Кочалино. 19 числа танки оказались в районе станции Питомник, где поступили в распоряжение командования 21-й армии. 21 января полк поддерживал наступление 216-го и 218-го стрелковых полков на станцию Гумрак. Итогом первого дня боев стал захват хутора Гончара, трофеями стали 5 вражеских танков, 70 орудий, 15 минометов, 20 мотоциклов и около 800 автомашин. Собственные потери составили 4 поврежденных танка, 1 человек был убит, трое получили 3 ранения.
На следующий день полк атаковал немецкие позиции на окраинах Гумрака. Потеряв 2 танка сгоревшими и 5 подбитыми, 48-й гв. тп отошел на исходные позиции. 23 января ушло на ремонт ранее подбитых танков, а на следующий день атака повторилась. На сей раз полк совместно с 216-м гвардейским стрелковым полком смог выполнить задачу и захватил Гумрак. Развивая успех, «Черчилли» гнали немцев еще 9 километров.
29 января полк придали 93-му гвардейскому стрелковому полку, новой задачей стала очистка Сталинграда от немецких войск. Завязались уличные бои, в которых «Черчилли» нередко давили немецкие орудия гусеницами. За 30 января полк уничтожил 4 немецких танка, 20 орудий, 45 пулеметов и около 100 автомашин. Похожим образом полк действовал вплоть до 1 февраля. Было захвачено 9 танков, 50 самолетов, 1900 автомашин и 90 орудий. Всего во время боев за Сталинград полк потерял 12 человек убитыми и 29 ранеными. Потери в матчасти оказались невысокими: безвозвратно было потеряно всего 2 танка, сгоревших в ходе первой атаки на Гумрак. Еще 6 танков требовали капитального ремонта, 13 – текущего ремонта. С учетом того, насколько тяжело проходило освоение этих танков в войсках, такое большое количество машин, требующих текущего ремонта, не выглядит удивительным.
48-й гв. тп был не единственным полком на «Черчиллях», который сражался в Сталинграде. Неподалеку действовал 47-й гв. тп, который с 9 января использовался в составе 65-й армии. Он действовал совместно с 91-й танковой бригадой, 33-й стрелковой и 67-й гвардейской стрелковой дивизиями. К концу января полк сражался в районе завода «Баррикады», при этом полностью работоспособными оставались лишь 3 его машины. Как и в случае с 48-м гв. тп, большинство его машин не было потеряно безвозвратно, а требовало ремонта.
Churchill III из состава 49-го гв. тп, Ленинград, зима 1943–44 годов
Следующей частью на «Черчиллях», которая вступила в бой, стал 50-й гвардейский танковый полк. 8 марта он совершил марш до железнодорожной станции в Горьком, а 16 числа эшелон с матчастью 50 гв. тп прибыл на станцию Войбокало Ленинградской области. В первую атаку танки пошли 19 марта, правда, поначалу танкисты сражались, скорее, со своей матчастью. Первый танк сломался еще на марше, еще один сжег фрикцион, два застряли в болоте. В ходе атаки в болоте застряло 12 танков, из них 2 еще и подорвались на минах. 2 танка оказались подбиты артиллерийским огнем. До вражеских позиций удалось добраться 2 танкам, из них 1 завяз в траншее, а позже был сожжен противником. На следующий день атака повторилась, одновременно завязшие машины частично удалось вытащить. По итогам первых дней боев совместными действиями танков и пехоты удалось немного потеснить немцев.
22 числа атака вновь повторилась, превратившись в настоящую эпопею. Три танка из пяти подорвались на минах. Гвардии капитан Н.Д. Белогуб, командовавший атакой, остался со своим экипажем в танке. В течение 4-х дней экипаж вел бой в подбитом танке, нанеся противнику большой урон. 26 марта машину удалось увести с поля боя. За проявленный героизм Белогуб получил орден Суворова III степени.
По состоянию на 25 марта полк безвозвратно потерял 5 танков, 2 застряло в болоте, 6 находилось в ремонте, 8 машин осталось в строю. Позже число боеспособных «Черчиллей» довели до 11, а недостаток матчасти удалось пополнить за счет получения 6 тяжелых танков КВ-1. Позже «Черчилли» 50-го гв. тп участвовали в операции «Брусилов», начавшейся 22 июля 1943 года. В целом английские танки были оценены весьма положительно, они успешно взаимодействовали с пехотой. Вместе с тем, их проходимость оказалась хуже, чем у КВ-1, а вооружение, состоявшее из 2-фунтового орудия, было слабым. В конце декабря 1943 года вместо «Черчиллей» полк получил танки КВ-1, а позже – ИС-2.
Churchill III из состава 48 гв. ттп вступают в Киев
Дольше продержались «Черчилли» в 49-м гв. тп. 14 марта этот полк прибыл на станцию Обухово, правда, в бой он пошел значительно позже. В течение 1943 года он находился в резерве, боевой дебют состоялся только 15 января 1944 года. 49-й гв. тп (точнее, к тому времени уже 49-й гв. ттп — гвардейский тяжелый танковый полк) участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда. Для восполнения потерь 25 января полк получил 23 БТ-5 и 3 БТ-7. В таком крайне странном составе полк сражался до середины февраля 1944 года. К этому моменту в его составе находилось 13 «Черчиллей» и 16 БТ. Далее полк отправили в Тулу для получения тяжелых танков ИС-2.
Схема боевых действий 36-го гв. ттп в ходе боев под Прохоровкой
Новая волна полков, вооруженных «Черчиллями», начала формироваться весной 1943 года. Связано это было с получением северными конвоями более чем полутора сотен машин. Танки данного типа в течение весны 1943 года передали в 10-й, 15-й, 34-й и 36-й гвардейские танковые полки. Кроме того, в мае 1943 года произошла ротация матчасти в 47-м и 48-м тяжелых танковых полках. Два полка из вышеперечисленных (36-й и 48-й) участвовали в Курской дуге. 48-й гв. ттп вступил в бой 6 июля 1943 года, за день потеряв 8 танков (один из них был уничтожен немецкими штурмовиками), записав при этом на свой счет 23 танка и 13 самоходных установок противника. Действуя совместно с 21-й танковой бригадой, на следующий день полк отошел к Прохоровке. Во время отхода он потерял еще 7 танков, при этом на свой счет танкисты записали 5 танков и 7 самоходных установок. В течение следующих дней оставшиеся 6 «Черчиллей» были переданы в 21-ю танковую бригаду. Снова полк получил «Черчилли» 9 сентября 1943 года, с ними он участвовал в освобождении Киева.
В 36-м гвардейском танковом полку ситуация сложилась совсем иначе. 9 июля полк выдвинулся в район сосредоточения, при этом 5 танков вышли из строя. Полк занял оборонительные позиции севернее Прохоровки. 12 июля полк принял самое активное участие в сражении в районе Прохоровки. Утром командира полка ранило при налете вражеской авиации. Всего к началу сражения полк имел 15 боеспособных машин. За 12 июля полк потерял 7 машин сгоревшими и 4 подбитыми, на свой счет они записали 6 немецких танков, из них 2 «Тигра». По итогам боев июля-августа 1943 года в полку осталось 10 «Черчиллей». 23 августа их передали на ремонт, вместо них в октябре было получено 13 СУ-152 и КВ-1с. В конце декабря 1943 года полк вновь получил «Черчилли», из них часть были теми самыми танками, которые служили ранее. Всего полк получил 14 «Черчиллей». На них он сражался под Псковом до начала апреля 1944 года. В июне полк перевооружили на ИС-2.
Churchill IV из состава 260 гв. ттп в Выборге, июнь 1944 года
Интенсивное использование «Черчиллей» сделало свое дело: к 1 января 1944 года безвозвратные потери составили 160 танков, к 1 июня было потеряно еще 27 машин. Из 66 оставшихся танков в частях находилась 31 штука. Сосредоточены они были, в основном, на Ленинградском фронте, где самым активным образом использовались в операциях. Например, 16 июня 1944 года 260-й гвардейский тяжелый танковый полк получил 6 «Черчиллей», которые использовал в ходе боев за Выборг. В сентябре 1944 года 82-й танковый полк, имевший в своем составе 10 «Черчиллей» и 11 КВ-1с, участвовал в освобождении Таллина. К 1 января 1945 года в войсках еще имелось 63 танка данного типа, из которых 9 было потеряно в течение оставшихся месяцев войны. К 1 июня в Красной армии оставалось 54 «Черчилля», но в действующих частях их было всего 3 штуки.
Автор благодарит Эндрю Хиллса (Andrew Hills), Великобритания, за помощь в подготовке данного материала.
Источники:
- • Материалы ЦАМО РФ
- • Материалы РГАКФД
- • Архив автора
- • Архив Эндрю Хиллса
источник: http://warspot.ru/9660-britanskiy-premier-v-sssr
alternathistory.com
Черчилль III — Нагиб или ложь?
Дамы и господа,меня бсят тупые сливы союзников,однако здравствуйте.В рандоме как-то очень много оленей развелось,да?С этим отлично справится Черчилль 3,о нем то сегодня и поговорим.
Игра
В игре же этот танк представлен в виде премиум танка,а значит,мы будем рассматривать характеристики для премиумных ТТ.И первое,из-за чего большинство аудитории WoT покупают такие танки: доходность.
Доходность
И так,при боекомплекте 100 ББ и 50 подкалиберов этот танк отлично фармит!Посчитаем фарм за 5 боев.
Условия: 600+ урона и 200+ натанкованного урона,без ПА.
1 бой: 15к грязными.
Условия: 800+ урона и 500+ натанкованного,без ПА.
2 бой: 25к грязными.
Условия: 1000+ урона и 700+ натанкованного,без ПА.
3 бой: 35к грязными.
4 бой: 35к грязными
5 бой: 35к грязными
Итого: 135к грязными(необработанными.А чистые зависят от того,сколько вы стреляли голдовыми снарядами,но,поверьте,они очень дешевые.поэтому ими можно стрелять 20 раз в бою и все равно оставаться в плюсе.
Динамика
Эх,динамика для такого танка вполне приемлема.
20-27 км/ч на ровной поверхности; 27-35 км/ч с горки; 5-10 км/ч в горку.
Вооружение
Пушка у нас от 4 уровня,но вполне стабильная.Точная,пробивная(100+ пробития обычными ББ),скорострельная.вот про скорострельность мы сейчас и поговорим.
И так время перезарядки без всего составляет:
2.5+ секунд.Эх,мало ли это или много,решать вам.
А вот с досылателем,100% экипажем и вентиляцией кд составляет чуть менее 1.7 секунд.Неплохо,да?
А вот урон у пушки…Хотя,это же 4 лвл,да и нас к 7 не бросает.И так,урон составляет 70 единиц.а нас бросает только к 6 уровням,поэтому мы можем чувствовать себя как рыба в воде.
И так,гайд подходит к концу и я бы хотел вам пожелать вам терпимости на этом танке.удачи на полях сражений!
10 апреля 2015, 14:12 _O_p_T_i_M_i_S_s_T_ 9 115
mirtankov.su
Гайд по Черчилль III — WOTaFAQ
Добрый вечер, друзья. Сегодня я попытаюсь сделать гайд по тяжелому танку V уровня ветки СССР — «Черчилль 3» =). Рассмотрим его плюсы и минусы, поговорим о рассходниках и так далее. Надеюсь, вам понравится. Поехали!
___________________________________________________________________________________________
ТТХ танка:
Прочность — 700 единиц
Масса ( кг ) — 39710
Предельная масса ( кг ) — 41950
Мощность двигателя ( л.с. ) — 374
Удельная мощность ( л.с./т ) — 9.4
Максимальная скорость вперед ( км/ч ) — 28
Максимальная скорость назад ( км/ч ) — 14
Скорость поворота ( град./сек ) — 20
Броня корпуса. Лоб/борта/корма ( мм ) — 176/76/50
Броня башни. Лоб/борта/корма ( мм ) — 88/88/76
УВН — -6…+12
Время сведения ( сек ) — 2.3
Средний урон — 75 ( ББ ), 75 ( Голда )
Пробитие ( мм ) — 110 ( ББ ), 180 ( Голда )
Средний урон в минуту — 1969
Разброс ( м/100м ) — 0.43
Скорострельность ( выст./мин ) — 26.25
Боезапас ( шт. ) — 140
Обзор ( м ) — 350
Дальность связи ( м ) — 570
Что же мы имеем? Медленный тяжелый танк, с отличной скорострельностью, плохим обзором и посредственной броней + большое количество ХП. На первый взгляд, танк может не понравится, ибо минусов он имеет больше, чем плюсов. Но всё же, старик Черчилль еще может показать «Кто в рандоме хозяин». Переходим к плюсам и минусам танка.
___________________________________________________________________________________________
Плюсы танка:
1). Скорострельное орудие
2). Большой боекомплект
3). Неплохая броня
4). Хорошая точность на ходу ( стабилизация )
5). Льготный уровень боёв ( к 7 нас не кидает, к 6 кидает, но редко. Следовательно, мы очень часто в топе )
Т.е. основной плюс Черчилля это конечно же его орудие. Его мы разберем чуть позже, а пока перейдём к минусам.
___________________________________________________________________________________________
Минусы танка:
1). Ужасные ходовые качества
2). Слабое пробитие и маленький разовый урон
3). Броня не находится под углами ( танк — «коробка» 🙂 )
4). Ужасное бронирование башни
5). Долгое сведение и большой разброс
6). Наличие башни в центре корпуса ( иногда, чтобы стрельнуть в противника, нам приходится выкатывать половину, а то и больше, корпуса )
Дааа, минусов у нас достаточно, но всё же плюсы перекрывают их 🙂
___________________________________________________________________________________________
Оборудование:
Я выдвинул для себя 3 варианта использования оборудования. Давайте же с ними ознакомимся.
1 вариант ( или как я его называю «штурмовой» )
1). Досылатель ( усиливаем наш главный плюс — скорострельность )
2). Приводы наводки ( чтобы легче выцеливать слабые точки противника в гуще сражения, если это нужно )
3). Вентилятор ( улучшаем всё по чуть-чуть )
Сюда же рассходники:
1). Большой ремкомплект ( чинимся быстрее на 10%. Если же денег нет — ставим обычный ремкоплект )
2). Аптечка ( сразу несколько членов экипажа выносят редко, по этому можно поставить обычную аптечку. Если есть деньги — ставим Большую аптечку )
3). В 3 слот я бы посоветовал поставить или Масло, или Подкрученный регулятор, или Доппаёк. Тут уже решать вам
2 вариант ( или «2 линия» ) не сильно отличается от 1 варианта
1). Досылатель
2).Приводы наводки
3). Оптика
Рассходники:
1). Малый ремкомплект
2).Масло
3). Подкрученый регулятор
Зачем же нам Масло и Регулятор? А затем, что бы в случае уничтожения союзников, мы могли быстро отступить назад и занять позицию для обстрела
3 вариант ( вариант «крыса/снайпер» )
1). Приводы наводки
2). Сетка
3). Стереотруба
Рассходники:
1). Малый ремкомплект
2). Подкрученый регулятор ( если надо быстренько сменить позицию )
3). Доппаёк ( улучшаем умения экипажа )
___________________________________________________________________________________________
Перки/умения:
Командир: Лампа, Ремонт, ББ, Орлиный глаз
Мехвод: Ремонт, Плавный ход, ББ, Виртуоз
Наводчик: Ремонт, Плавный поворот башни, ББ, Снайпер
Радист: Ремонт, Радиоперехват, ББ, Изобретатель
Заряжающий: Ремонт, Отчаянный, ББ, Бесконтактная боеукладка
___________________________________________________________________________________________
Вот в принципе и всё =) Спасибо за внимание!
Vlad_St
wotafaq.com
Черчилль (танк) Википедия
Черчилль | |
---|---|
Churchill VII | |
Infantry Tank Mk IV, Churchill I | |
Классификация | Тяжёлый пехотный танк |
Боевая масса, т | 37,9 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Разработчик | Harland and Wolff |
Производитель | General Motors |
Годы разработки | 1940—1941 |
Годы производства | 1941—1945 |
Годы эксплуатации | 1941—1969 |
Количество выпущенных, шт. | 5640 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7442 |
Ширина, мм | 3251 |
Высота, мм | 2450 |
Клиренс, мм | 530 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102 / 0° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 57 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 102 |
Борт корпуса, мм/град. | 76 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 64 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 19 |
Днище, мм | 19 |
Крыша корпуса, мм | 16—19 |
Лоб башни, мм/град. | 88 / 0° |
Борт башни, мм/град. | 76 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 76 / 0° |
Крыша башни, мм | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | в разных модификациях встречались: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I в ранних версиях, а в более поздних версиях встречались такие варианты: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF Mk V |
Тип пушки | нарезная или нарезная гаубица |
Длина ствола, калибров | 50 для 57-мм QF 6 pounder Mk V |
Боекомплект пушки | 150 × 40-мм, 58 × 76-мм |
Прицелы | телескопический № 24B Mk.I |
Пулемёты | 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren |
Подвижность | |
Тип двигателя |
ru-wiki.ru