152-мм гаубица 2А65 — Howling Pixel
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
История создания
152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −3…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −27…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Объём зарядной каморы, л: 16[1]
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчёт, чел.: 8 [2][3]
На вооружении
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
- ↑ Интервью с главным конструктором В.А. Кукисом // Уральские военные вести. — 2012. — № 37—38 (сентябрь).
- ↑ 152 — мм гаубица 2А65 «Мста — Б». «Мотовилихинские заводы» ОАО (2013). Дата обращения 19 августа 2018. Архивировано 19 августа 2018 года.
- ↑ 152 мм гаубица 2А65 «МСТА-Б». Военное информационное агентство Вооруженных Сил Республики Беларусь «Ваяр». Дата обращения 19 августа 2018.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 182.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 183.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 184.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 185.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 190.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 194.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 203.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.
- ↑ Военная техника в Чечне (1999-2000). Вестник ПВО. Дата обращения 7 декабря 2015.
- ↑ An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine // Armament Research Services
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 491.
- ↑ Как происходит отвод тяжелого вооружения в Донбассе. ТАСС (25 февраля 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
- ↑ Ирак купил российского оружия на миллиард долларов. Lenta.ru (30 июля 2014). Дата обращения 7 декабря 2015.
- ↑ Дмитрий Литовкин. Много, срочно и дорого. Взгляд (1 августа 2014). Дата обращения 7 декабря 2015.
- ↑ 152-мм. гаубица 2А65 «Мста-Б» в Сирии
- ↑ Syrian army on the ISIS front line (англ.). CNN (17 февраля 2016). Дата обращения 22 мая 2016.
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
107-мм безоткатное орудие Б-11Б−11 (Индекс ГАУ 52-М-883) — советское безоткатное орудие калибра 107 мм.
130-мм зенитная пушка КС-30КС-30 — советское зенитное орудие калибра 130 мм. Главный конструктор — Л. В. Люльев.
203-мм гаубица Б-4М203.4-мм гаубица Б-4М (Индекс ГАУ — 52-Г-625М) — Советская гаубица большой мощности калибра 203.4 мм (8 дюймов), представляющая собой гаубицу Б-4 на колёсном лафете. Главный конструктор — Г. И. Сергеев.
2А45М125-мм противотанковая пушка с самодвижением 2А45М «Спрут-Б» — советское/российское самодвижущееся противотанковое орудие. Представляет собой модернизацию пушки Д-13 «Спрут-А» (индекс ГРАУ — 2А45), заключавшуюся в размещении орудия на самодвижущемся лафете от гаубицы Д-30. Предназначена для поражения бронетанковой техники, легкобронированных целей, автомобилей, живой силы и инженерных сооружений противника.
Выпущено 24 единицы.
57-мм противотанковая пушка Ч-26Ч-26 (Индекс ГАУ — 52-П-273) — советская 57-мм противотанковая пушка. Разработана в ОКБЛ-46 под руководством Чарнко.
57-мм самодвижущаяся пушка СД-57СД-57 (Индекс ГАУ — 52-П-274) — советская самодвижущаяся противотанковая пушка. Разработана в ОКБ-9 в Свердловске.
76-мм горная пушка образца 1969 года (М-1969)76-мм горная пушка образца 1969 года (М-1969) — советская горная пушка.
А-215 Град-МА-215 «Град-М» — советская РСЗО калибра 122 мм. Создана на базе РСЗО 9К51 «Град».
А-220А-220 — советская опытная одноорудийная корабельная артиллерийская установка калибра 57-мм.
А-223А-223 «Снег» — советская корабельная система неуправляемого ракетного оружия (НРО) калибра 140 мм.
А-22 «Огонь»А-22 Огонь — советский огнемётно-зажигательный корабельный комплекс калибра 140 мм.
БМ-24ТБМ-24Т (индекс ГРАУ — 8У35, обозначение шасси по классификации ГБТУ — Объект 712) — советская гусеничная реактивная система залпового огня.
В-11В-11 — советское 37-мм спаренное корабельное зенитное орудие.
Дамба (РСЗО)ДП-62 «Дамба» — советский береговой самоходный реактивный бомбомётный комплекс. Создан на базе РСЗО 9К51 «Град».
ЗИФ-31ЗИФ-31 — 57-мм спаренная зенитная корабельная артустановка, состоявшая на вооружении ВМФ СССР. Создавалась в четырёх вариантах: ЗИФ-31, ЗИФ-31С, ЗИФ-31Б и ЗИФ-31БС.
Корпусная артиллерияКорпусная артиллерия, или армейская артиллерия, — артиллерийские части и подразделения, находящиеся в подчинении непосредственно командира общевойскового корпуса или командующего общевойсковой армией.
Полковое орудиеПолковое орудие, Полковая пушка — артиллерийское орудие (пушка), полагающееся по штату формирования, то есть для усиления огневой мощи стрелкового, пехотного, моторизованного стрелкового (пехотного), кавалерийского, воздушно-десантного и других полков в родах войск (сил) вида вооружённых сил государств мира.
Для данного типа (вида) артиллерийского орудия также используются словосочетания полковая артиллерия, пехотное орудие, орудие сопровождения пехоты и так далее.
РПУ-14РПУ-14 (Индекс ГРАУ — 8У38) — советская буксируемая реактивная пусковая установка.
Сухопутные войска ТуркменииСухопутные войска Туркмении — один из видов Вооружённых сил Туркмении.
Состав: 1 полк СпН, 1 танковая бригада, 2 мотострелковые дивизии, 4 мотострелковые бригады, 1 бригада морской пехоты, 1 учебная дивизия.
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
152-мм гаубица 2А65 — Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
История службы | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
История производства | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Характеристики | |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
2А65 или «Мста-Б» на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −30…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчет, чел.: 8[1][2]
На вооружении
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wikipedia.green
152-мм гаубица 2А65 — Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
История службы | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
История производства | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Характеристики | |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
2А65 или «Мста-Б» на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Видео по теме
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −30…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчет, чел.: 8[1][2]
На вооружении
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wiki2.red
152-мм гаубица 2А65 — Википедия. Что такое 152-мм гаубица 2А65
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
История службы | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
История производства | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Характеристики | |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
2А65 или «Мста-Б» на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −30…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчет, чел.: 8[1][2]
На вооружении
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wiki.sc
152-мм гаубица 2А65 — ВиКи
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
Медиафайлы на Викискладе |
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» на полигоне Майкопский в Адыгее.152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −3…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −27…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Объём зарядной каморы, л: 16[1]
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчёт, чел.: 8[2][3]
На вооружении
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
152-мм гаубица 2А65 Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
Медиафайлы на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» на полигоне Майкопский в Адыгее.152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −3…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −27…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Объём зарядной каморы, л: 16[1]
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчёт, чел.: 8[2][3]
На вооружении
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wikiredia.ru
152-мм гаубица 2А65 Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
Медиафайлы на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации
ruwikiorg.ru