Тяжёлый танк Т-35 » Военное обозрение

Т-35 — тяжёлый танк 30-х годов, выпускавшийся в СССР. Является единственным в мире пятибашенным танком серийного производства (в период с 1933 по 1939 годы была произведена 61 машина). Был самым мощным танком Красной армии 30-х годов. До 1941 года не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь зримым воплощением военной мощи Советского Союза. Т-35 участвовал в боях начального этапа ВОВ, однако довольно быстро были потеряны, но, согласно имеющимся отчетам, в основном из-за возникающих неисправностей.
Разработка и производство

Работы над тяжёлым танком в СССР начались ещё в конце 20-х годов, но отсутствие у отечественных конструкторов необходимого опыта в данной области не позволяло разработать полноценную боевую машину. Выходом из сложившейся ситуации стало приглашение немецких конструкторов под руководством Эдварда Гротте, которые в 1930 г. прибыли в Советский Союз и совместно с молодыми инженерами начали проектировать тяжёлый танк. И хотя танк ТГ созданный под руководством Гротте в серию не пошёл, советские конструкторы смогли получить бесценный опыт, который был использован при проектировании отечественных тяжёлых боевых машин.

После того как были прекращены работы над танком ТГ КБ, в состав которого входили работавшие с Гротте советские инженеры под руководством Н. В. Барыкова приступили к разработке собственного тяжёлого танка. Задание было выдано Управлением механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии и в нем говорилось: «К 01.08.1932 года разработать и построить 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Во время проектирования танка Т-35 конструкторы использовали полуторалетний опыт работы над танком ТГ, результаты испытаний немецких «Гросстрактор» под Казанью а также материалы комиссии по закупке бронированной техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, который получил обозначение Т-35-1, окончили 20 августа 1932 г. а 1 сентября танк показали представителям УММ РККА. Вес танка составляла 42 тонны, толщина брони — 30—40 миллиметров, в вооружение входили: одна 76-миллиметровая и две 37-миллиметровые пушки (вместо 76-мм орудия на Т-35-1 был установлен макет), и три пулемёта. Экипаж танка состоял 10—11 человек. Габариты танка: длина 9720 мм; ширина 3200 мм; высота 3430 мм. Запас хода 150 км (по шоссе). 500-сильный двигатель М-17 позволял развивать танку скорость до 28 километров в час. Удельное давление на грунт составляло менее 0,7 кг/см². Опорные катки сгруппировали попарно по три тележки на один борт. Верх главной башни имел округлую форму.

Т-35-1 во время испытаний прошедших осенью 1932 года показал хорошие результаты и удовлетворял военных, однако было отмечено несколько недостатков в силовой установке танка. Кроме того, конструкция пневматических приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. Конструкторам предложили доработать проект по выявленным недостаткам, усилить вооружение а также провести унификацию некоторых деталей (например, главной баши) со средним танком Т-28.

Танковое производство завода «Большевик» в феврале 1933 г. выделили в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, при этом КБ Барыкова переформировали в ОКМО (Опытно-конструкторский машиностроительный отдел), который приступил к доработке Т-35-1.

Второй образец, получивший обозначение Т-35-2, был собран в апреле 1933 г., а 1 мая его привлекли для участия в параде на площади Урицкого (бывшая Дворцовая) в Ленинграде. Танк от Т-35-1 отличался, не только главной башей, но и установкой другого двигателя, формой фальшборта и некоторыми другим мелкими деталями.

Параллельно в КБ вели разработку чертежей серийного танка Т-35А. Танк Т-35А имел значительные отличия от Т-35-1(2). Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулемётные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками 20К, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия. Всё это стало причиной трудностей при изготовлении, поскольку танк Т-35А, по существу, являлся совершенно новой машиной.

Серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Работу по улучшению танка начали в 1932 г. Руководителем работ стал Н. В. Цейц. 11.08.1933 г. Т-35 приняли на вооружение а с 1934 танк начал поступать в войска.

В 1933 г. выпустили 2 серийных образца, в 1934 начали к мелкосерийное производство. В различные годы было выпущено следующее количество танков: 1933 — 2; 1934 — 10; 1935 — 7; 1936 — 15; 1937 — 10; 1938 — 11; 1939 — 6.

Всего же с 1933 по 1939 годы было выпущено 2 прототипа и 61 серийная машина.

Во время производства в конструкцию множество раз вносились изменения. Например, в 1937 г. была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм бронеплит; мощность двигателя была повышена до 580 л. с.; вес танка возрос до 52, а затем и до 55 тонн. Число членов экипажа — от 9 до 11 человек. Последние шесть машин, выпущенные в 1938—1939 гг., имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и изменённую конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Конструкция танка

Т-35 являлся тяжёлым танком классической компоновки, пятибашенным, с двухъярусным расположением пушек и пулемётов. Бронирование танка было адекватным для времени его создания (необходимо отметить, что она не уступало и большинству танков начального периода Второй мировой войны), однако для выполнения задачи прорыва к началу войны его было недостаточно.

Корпус

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 — 50 миллиметров. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 миллиметров (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25—30 миллиметров. Слева в носовой части корпуса был выполнен смотровой люк механика-водителя имеющий смотровую щель, прикрытую стеклоблоком. Во время марша люк мог оставаться открытым (открывание производилось вверх, для фиксации служил винтовой механизм). Для входа/выхода механик-водитель использовал люк в крыше корпуса, расположенный над его рабочим местом. Первоначально люк изготавливался как двухстворчатый, но позднее был заменен одностворчатым складным. Поздняя модификация танка, имеющая конические башни имела овальный люк, выполненный по аналогии с конструкцией башенного люка БТ-7. Главная башня имела шестигранный пьедестал — так называемый «шестигран». По его бокам располагались ящики, предназначенные для размещения приборов создания дымовой завесы. Позади кормовых башен были выполнены воздухозаборные жалюзи, которые прикрывались бронеэкранами, а также люк доступа к двигателю. Глушитель располагался позади люка. В верхнем листе кормы было выполнено круглое отверстие, предназначенное для установки вентилятора. Отверстие прикрывалось съёмным бронеколпаком, имеющим жалюзи.

Главная башня Т-35 и башня танка Т-28 первых выпусков были идентичными по конструкции (вплоть до момента введения конических башен у главной башни не было шаровой штатной установки кормового пулемёта). Она имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемёт. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом.

Конструкция средних башен идентична башням танка БТ-5, однако без кормовой ниши. Форма башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-миллиметровая пушка и пулемёт, спаренный с ней, устанавливались в ее передней части.

Малые пулемётные башни имели такую же конструкцию, как и пулемётные башни танка Т-28, однако, в отличие от них, были оснащены кольцевыми рымами, используемыми при демонтаже. Цилиндрические башни в носовой части имели смещённым вправо выступом. В ее лобовом листе размещался пулемёт ДТ в шаровой установке.

Последние серийные танки Т-35 имели конические башни, при этом конструкция их главной башни была идентична башне Т-28.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса — 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.

Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см². На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).

Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека — пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях — один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).

Техника, разработанная на базе танка Т-35

Танк Т-35 в качестве базы использовался для создания экспериментальной тяжёлой САУ (самоходная артиллерийская установка) СУ-14. На танк вместо башен устанавливалась ос смещением к корме просторная рубка. В рубке размещалось 203- или 152-миллиметровое орудие. Обе самоходки построили в единственном экземпляре. На вооружение их не приняли. Зимой 1941 г. во время битвы за Москву данные машины вместе с Т-100-У были сведены в отдельную тяжёлую роту САУ и отправлены на фронт. Сведений о боевом применении СУ-14 не обнаружены, однако данные машины сохранилась и сегодня выставляются в Кубинке в Музее бронетехники.

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 — в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины — танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).

Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».

topwar.ru

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35

Несмотря на молодой возраст, история танкостроения необычайно богата и увлекательна. Танки появились на поле боя всего лишь сто лет назад, но развития этого вида боевой техники было стремительным, танк можно смело назвать главным военным изобретением прошлого столетия. Только в конце XX века их значимость на поле боя стала уменьшаться.

За время своей короткой, но весьма бурной истории танк изменился до неузнаваемости: другим стало его вооружение, средства защиты, изменилась тактика использования на поле боя. Современная боевая машина также напоминает танк Первой мировой войны, как первый самолет, сделанный братьями Райт, похож на истребитель последнего поколения. Это стало возможным благодаря труду тысяч оружейных конструкторов разных времен и национальностей.

С самого начала танковой эры каждая уважающая себя страна стремилась создать бронированные полчища побольше и укомплектовать их наиболее грозной техникой. Денег на это не жалели и не слишком ограничивали полет конструкторской фантазии. В результате на свет появлялись машины с совершенно причудливым внешним видом и характеристиками. Подавляющая часть из них так и осталась на бумаге или в виде опытных образцов.

Поэтому особенно интересна судьба необычных танков, которые не только пошли в серию, но даже успели повоевать. Одной из таких машин был советский тяжелый пятибашенный танк Т-35. Его создали в начале 30-х годов, он имел несколько модификаций и успел принять участие в первых сражениях Великой Отечественной войны. В историю тяжелый танк Т-35 вошел как серийный танк с наибольшим количеством башен.

Но дело не только в количестве башен, Т-35 – это настоящий символ могущества СССР и мощи его вооруженных сил. Без этого танка не обходился ни один из центральных парадов. Когда этот сталинский «дредноут» проезжал по брусчатке Красной площади, всем сразу становилось понятно, что «броня действительно крепка».

Если уж говорить о символизме, то следует сказать, что на одной из наиболее почитаемых советских медалей «За отвагу» изображен именно танк Т-35.

История создания

Создание многобашенных танков отнюдь не являлось отличительной чертой советского танкостроения или отображением гигантомании, присущей СССР. Сразу после окончания Первой мировой войны установка на танках нескольких башен считалась привычным делом и полностью соответствовала военной доктрине того времени.

В танковых классификациях практически всех крупных стран того времени существовали тяжелые танки, задачей которых был прорыв сильно укрепленных оборонительных линий противника. Подобные машины должны были иметь мощную защиту (в идеале противоснарядную) и мощное вооружение, они должны были непосредственно сопровождать пехоту во время атаки на вражеские позиции и методично подавлять огневые точки неприятеля.

В классификации, что была принята в СССР до войны, существовало целых два типа тяжелых танков, первый из которых должен был прорывать «сильно укрепленные оборонительные полосы», а в задачу второго входило преодоление особо сильных вражеских укреплений. Именно ко второму типу машин и относился Т-35.

В конце 20-х годов Красная Армия имела на вооружении довольно неплохие образцы легких танков Т-18, а вот с тяжелыми машинами были проблемы – британские танки Mk. V, которые воевали еще в Первую мировую войну и были взяты в качестве трофеев в у белогвардейцев, были явно устаревшими. Было поставлено задание создать новый отечественный тяжелый танк.

Однако для производства собственной машины остро не хватало опытных кадров.

Разработка первого советского тяжелого танка связана с именем талантливого немецкого конструктора Эдварда Гротте. В начале 1930 года конструкторская группа под его руководством начала работу над созданием среднего танка ТГ-1. В отечественной исторической литературе эту машину обычно называют «танком Гротте».

В 1931 году был сделан первый опытный образец машины, который сразу был передан для испытаний. Работы над ТГ-1 проходили в обстановке строгой секретности, за ними пристально следило высшее руководство страны.

Однако, несмотря на многие новаторские технические решения, использованные при создании ТГ-1, он так и не был запущен в широкое производство. Машина была чрезмерно сложна для советской промышленности и отличалась слишком высокой стоимостью. Разработка этой машины позволила советским конструкторам набраться опыта и приступить к созданию собственного тяжелого танка – Т-35.

Кроме создания ТГ-1, у Гротте были и другие проекты: он предлагал советскому руководству создать машину весом до 100 тонн, вооруженную тремя или пятью башнями.

Тем временем в СССР продолжились работы над созданием тяжелого многобашенного танка. В 1931 году был создан прототип Т-35-1, который имел массу 42 тонны, был вооружен тремя орудиями (одним 76-мм и двумя 37-мм) и тремя пулеметами. Машина имела пять башен и во многом напоминала английский танк Independent, опытный образец которого был построен в 1929 году. В этот период советская военная делегация посещала Англию и имела возможность познакомиться с английской машиной, но насколько это оказало влияние на советских конструкторов – неизвестно.

Экипаж Т-35-1 состоял из десяти человек, машина имела двигатель в 500 л. с., что позволял ей развивать скорость до 28 км/ч. Максимальная толщина брони достигала 40 мм, а запас хода равнялся 150 км.

В 1933 году была сделана следующая модификация танка – Т-35-2, он даже успел поучаствовать в параде на Красной площади. Однако уже в этот момент конструкторы разрабатывали Т-35А – новый танк, который и должен был пойти в серийное производство. Эта машина сильно отличалась от своих предшественников: была изменена длина и форма корпуса, на танк были установлены башни другой конструкции и размеров, подверглась доработке и ходовая часть танка. По сути, это уже была совершенно новая машина.

В 1933 году Т-35А был принят на вооружение. Производство наладили на Харьковском паровозном заводе. В 1934 году тяжелый танк Т-35 начал поступать в войска.

Всего было выпущено 59 единиц этой машины.

В танк непрерывно вносили разнообразные изменения и улучшения. Была увеличена толщина брони, повышена мощность силовой установки, башни приобрели коническую форму. Масса танка возросла, у поздних образцов она составляла 55 тонн.

Использование Т-35

Т-35 не использовали ни в одном из конфликтов 30-х годов, в которых принимал участие СССР. Пятибашенные гиганты не были замечены ни в советско-польской войне, ни в конфликтах на Дальнем Востоке, ни в финской кампании. При этом в Зимней войне СССР применял тяжелые танки, там обкатывались СМК, Т-100, КВ – тяжелые машины нового поколения, которые должны были сменить Т-35. Очевидно, что руководство РККА прекрасно понимало реальные возможности Т-35 и именно поэтому держало его подальше от фронта.

Т-35 можно назвать главным «церемониальным» танком 30-х годов: ни один из парадов на Красной площади или Крещатике не обходился без показа этих исполинов.

«Понюхать пороху» этим танкам пришлось в самом начале Великой Отечественной войны. Большая часть этих машин находилась в подразделениях, расположенных на самой западной границе, в районе Львова. Т-35 участвовали в приграничном сражении, и большая часть из них была брошена своими экипажами.

Танк показал крайне низкие боевые качества, но еще хуже дела обстояли с надежностью машины. Только семь танков было потеряно непосредственно во время боевых действий, тридцать пять машин попросту сломались и были брошены или уничтожены экипажами.

Еще несколько машин (по одной информации пять) принимали участие в обороне Харькова в 1941 году, но информации об их боевом использовании нет. Два последних Т-35 участвовали в обороне Москвы.

Первые дни войны стали для Т-35 настоящим «звездным часом». Немцы обожали делать фотографии на фоне поверженных русских гигантов. Несмотря на сравнительно небольшое количество этих танков, число фотографий немецких солдат на фоне подбитых или брошенных Т-35 просто зашкаливает.

Интересна судьба двух советских Т-35, которые в исправном виде были захвачены гитлеровцами в начале войны. Один танк попал на полигон Кумерсдорф, где использовался в качестве мишени, а другой всю войну простоял на полигоне Цоссен. Немцы применили его в ходе битвы за Берлин, но вскоре он был подбит бойцами Красной Армии из трофейного фаустпатрона.

Сегодня последний образец этой уникальной машины находится в Кубинке.

Описание конструкции

Т-35 имеет классическую компоновку, с расположением силовой установки в задней части корпуса. Это пятибашенная машина, которая имеет два яруса расположения вооружения. Корпус разделен на пять отсеков: отделение передних башен с местом механика-водителя, отделение главных башен, задних башен, а также моторное отделение и отсек трансмиссии.

Корпус танка – сварной, есть и элементы, закрепленные с помощью заклепок.

На крыше переднего отделения были установлены две башни: пулеметная и орудийная. Первую занимал пулеметчик, а во второй башне размещался наводчик и заряжающий.

Главная башня танка была полностью идентична башне Т-28, что существенно удешевляло ее изготовление и упрощало обслуживание. Башня оснащена подвесным полом для удобства работы танкистов.

Малые пулеметные башни полностью идентичны аналогичным башням танка Т-28, а средние орудийные – башням танка БТ-5.

На Т-35 был установлен четырехтактный бензиновый авиационный двигатель М-17, который имел мощность 500 л. с.

Коробка передач обеспечивала четыре скорости при движении вперед и одну назад.

Ходовая часть состояла из восьми (по каждой стороне) обрезиненных опорных катков, шести поддерживающих катков, задние колеса были ведущими. Подвеска танка – блокированная, в тележке устанавливалось по два катка, две спиральные пружины обеспечивали подпружинивание.

Ходовая часть танка была закрыта бронированным фальшбортом, состоящим из нескольких броневых плит.

Основной задачей Т-35 являлась поддержка пехоты при прорыве линий обороны противника, он должен был заниматься уничтожением фортификационных укреплений неприятеля.

militaryarms.ru

Фотографии тяжелого танка Т-35 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Фото советского тяжелого танка Т-35. Фотографии с описанием многобашенного танка прорыва»

Фотографии различных модификаций советского многобашенного танка Т-35 собранные по различным источникам.

Тяжелый танк Т-35 с коническими башнями на параде. 7 ноября 1940 г.

7 ноября 1933 года — один из первых парадов танка Т-35

Брошенный советскими войсками танк Т-35А из состава 67-го танкового полка. Дневпропетровск

Плакат «Вперед на запад» на котором изображен танк Т-35

На фотографии хорошо видна подвеска и катки танка Т-35

Одно звено («тележка») подвески танка Т-35.

Любопытная фотография танка Т-35. На снимке один из двух танков доживших до конца 1941 г. и принимавший участие в легендарном параде 7 ноября 1941 г. на Красной Площади. Танк в «зимнем» камуфляже, сразу за ним идут Т-34-76 и БТ (модель не разобрать)

Тяжелый танк Т-35А образца 1935 г. на улицах Москвы, ноябрь 1941 г.

А это фото — постановочное. Хотя Т-35 принимали участие в параде 7 ноября 1941 г., в боях под Москвой, они не участвовали, и сразу после парада были отправлены в тыл.

Немецкие солдаты осматривают советский танк Т-35 брошенный на трассе в 5 км. от г.Сасов

Брошенный танк Т-35 67-го танкового полка на трассе неподалеку от поселка Птичье. Судя по снятому пулемету, экипаж покинул машину заблаговременно

Т-35 оставленный экипажем в Бело-Каменке 30 июля 1941 из-за поломки двигателя. Танк небоеспособен — экипаж перед эвакуацией испортил орудия и закопал боезапас

Остов тяжелого танка Т-35. Большая часть неисправных танков Т-35 закончили именно так — эффектно смотрящиеся на парадах и фотографиях, в боевых условиях они не были особо нужны не советской, не германской стороне

Брошенные тяжелый танк T-35 и легкий T-26 из 8-го механизированного корпуса. Район Дубно. Июль 1941.

Один из 4-х советских тяжелых танков Т-35 (раннего типа) принимавших участие в обороне Харькова, в октябре 1941 г. После поломки оставлен экипажем и подорван.

Брошенный на трассе недалеко от села Жидатичи танк Т-35 из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.

Фотография с оставленным экипажем танком Т-35 на фоне могил немецких солдат. Снимок явно постановочный, но всё равно очень сильный.

Первый прототип тяжелого танка Т-35, Т-35-1 на параде в Москве.

Большая часть немецких «трофеев» из числа танков Т-35 не боевые. Либо это брошенные из-за поломок танки, либо, как этот на снимке, стоящие на ремонте.

Ещё один Т-35 оставленный и подорванный экипажем

На снимке хорошо видны четыре из пяти башен танка Т-35

Т-35 выпуска 1939 г., июль 1941 г. Снова не боевая потеря — танк оставлен экипажем.

Хорошо видная передняя часть многобашенного советского танка Т-35

Одна из немногих фотографий танка Т-35 действительно погибшего в бою. Видно место попадания крупнокалиберного снаряда. Бортовой номер танка — 339-68, дата боя: 30 июня 1941 года, под Бродами

Многобашенный танк Т-35 со своим «предком» многобашенным танком Т-24

Танкетка Т-27 и танк Т-35. Фотография отлично подчеркивает и миниатюрность первой и громадность второго

Вид сзади на танк Т-35. Парад 7 ноября 1935 года.

Танки Т-35 ранних выпусков проходят строем по Красной Площади

Тяжелый танк Т-35 форсирует водную преграду. Не смотря на свой громоздкий вид, машина была не так уж неповоротлива, как принято считать.

7 ноября 1940 года, танки Т-35 на параде. на снимке запечатлены машины двух образцов — выпуска 1936 г (с цилиндрическими башнями) и 1939 г (с коническими башнями).

Тяжелые танки Т-35 проходят по Красной Площади, 1 мая 1941 г.

Тяжелый танк Т-35А выпуска 1936 года, вид сзади. Набор из небольших трубок сзади над гусеницей, не что иное, как система для постановки дымовой завесы.

Тот же танк Т-35А, вид спереди. Хотя в его конструкции уже активно применялась сварка, заклепок на корпусе все ещё хватало. Обратите внимание на фары — в «боевом» положении они закрывались металлическими колпаками

Танк Т-35 из состава учебного полка ВАММ имени Сталина. 1940 г. Над 76-мм пушкой установлены фары для ночной стрельбы

1 мая 1937 года, танк Т-35 на Красной Площади. Обратите внимание — над 76-мм и 45-мм пушками размещены фары для ночной стрельбы.

Трофейный советский танк Т-35 ИЗ 67-го танкового полка, на испытательном полигоне в немецком Куммерсдорфе. Цифры на листах брони — показатели их толщины.

Тот же Т-35 в немецком Куммерсдорфе. Его регистрационный номер 715-62, он был оставлен экипажем 29 июня 1941 г. во Львове, вследствие поломки двигателя. Предварительно вооружение было испорчено, а боекомплект уничтожен.

Прототип тяжелого танка Т-35А, с характерными «зализанными» обводами башни главного калибра

armedman.ru

Тяжелый пятибашенный танк Т-35.

В конце лета 1937 г., звезда «бюро Гротто» окончательно закатилась. Советское правительство решило отказаться от его услуг и эстафета проектирования первого тяжелого танка перешла к КБ завода «Большевик». КБ АВО-5, специально сформировано для этой цели и его возглавил, бывший заместитель Гроте по общим вопросам Н.Барыков.

Главная задача КБ состояла в том, чтобы спроектировать тяжелый танк в срок до конца августа 1932г. Индекс будущей машины — Т-35.

История создания танка.

Танк был нужен  для качественного усиления средних танков при прорыве эшелонированной обороны противника. Используя идеи и опыт, полученный под руководством немецкого инженера, советским специалистам необходимо было самостоятельно построить тяжелый танк, взяв за основу ходовую часть ТГ и общую компоновку танка Т-32, над которым работал Н.Барыков с начала этого года. Помимо этого при разработке учитывался опыт, накопленный при испытаниях немецких боевых машин типа «Гросстрактор» под Казанью, а также и материалы собранные советской закупочной комиссией в Великобритании.

Несмотря на оптимизм военных, прототип Т-35 вовремя сдан не был. Первого сентября 1933 года представители заказчика увидели только прототип Т-35, тогда как по строкам в этом месяце танк уже был должен состоять на вооружении. На испытаниях в целом Т-35 произвел благоприятное впечатление. Однако проявили себя многочисленные конструктивные недоставки, начиная с неработающего трехдюймового орудия и заканчивая системой управления и двигателем. Из-за сложности пришлось отказаться от пневматической системы управления заимствованной у ТГ, как и от башни в форме полусферы в пользу клепано-сварной.

В ноябре был дан начато проектирование боевой машины улучшенной конструкции, под индексом Т-35-2. План работ предусматривал установку двигателя М17, новых трансмиссии и двигателя. В ходовую часть внесены изменения по типу таковой у танка «Гросстрактор», установлена башня цилиндрической формы.

По советской традиции, окончание работ над танком приурочено к Первомаю. Пока работы над Т-25-2 подходили к завершению, ABO-5, которое к этому времени переименовали в ОКМО, начало проектирование танка Т-35А. Новый вариант танка представлял собой трансмиссию и ходовую часть Т-35-2 с упрощенным башнями и корпусом. Для упрощения производства, и по личному распоряжению Сталина, главная башня унифицирована с таковой у Т-28, малые орудийные с башнями Т-26 либо БТ, без ниш в корме. Сам корпус был несколько удлинен, также изменения коснулись фальшбортов и пулеметных башен.

Производство Т-35А, согласно решению советского правительства должно было быть развернуто ХПЗ в начале третьего квартала 1933г. Харьковский паровозостроительный завод, к тому времени прилагал все усилия, чтобы в скорейшее время освоить выпуск легких танков БТ-2. В июне 1932г. на завод отправили опытный танк Т-35-2, а также документация по Т-35А. Помимо этого в Харьков отправили все наличные корпуса и башни, вместе с элементами их конструкции.

Несмотря на унификацию, для ХПЗ танк Т-35 оставался новой техникой, производство которой необходимо развернуть на заводе, который с трудом осваивал производство легкого танка БТ. Правительственные планы предусматривали изготовление первого танка Т-35А в июле 1938г. Но этот план оказался невыполненным. Причиной этому были как трудности освоения производства на ХПЗ, так и проблемы с поставкой комплектующих заводами-смежниками, которые пунктуальностью отнюдь не отличались. Так первые двигатели и корпуса от смежников заводом были получены только в июле 1933г. Тогда как поставки от остальных смежников прибыли на ХПЗ только в конце лета- начала осени текущего года. Поэтому сборка первогоТ-35А, была по большей части закончена только к первому ноября 1933г, а седьмого сентября танк участвовал в харьковском параде.

Описание конструкции Т-35.

Тяжелый пятибашенный танк Т-35 — боевая бронированная машина, с двухъярусной установкой вооружения. Главное внимание при его проектировании уделялось его огневым возможностям. Пулеметно-пушечное вооружение Т-35 размещено в пяти башнях. Наиболее мощное оружие- танковая пушка трехдюймового калибра, установлено в главной башне. Для подавления пулеметных точек, предполагалось использовать пулеметы ДТ и артиллерийские орудия калибра 37-мм, позднее 45-мм установленные по диагонали корпуса. Еще один пулемет был установлен в главной башне, а также один в лобовом листе, возле механика-водителя.

Бронирование машины защищало от легких осколков и пуль. Толщина броневой защиты, 10, 20 и 30 мм. Дополнительно ходовая часть экранировалась фальшбортом. В корме Т-35 устанавливался бензиновый двигатель М-6с жидкостным охлаждением. Подвеска танка – блокированного типа, пружинная. Запас хода Т-35 по шоссе около ста двадцати километров. Экипаж танка из десяти человек.

Корпус танка Т-35.

При производстве корпусов Т-35 в основном использовалась сварка и в меньших объемах клепка. Днище состояло из двух бронелистов толщиной в 20 (передняя часть) и 10 миллиметров в задней. Некоторые швы для большей жесткости прикрывали уголки. Бортовые листы приварены к бортовым листам днища, носовые и кормовые соответственно к передней и задней части днища. Задняя часть днища, для доступа к узлам танка, слива топлива и масла имела тринадцать лючков.

В моторном отделении Т-35 установлены танковый мотор и КПП. В заднем и переднем боевых отделениях, при помощи рам приваренных к днищу монтировался пол танка.

Борта корпуса Т-35 из семи бронелистов. Дополнительную жесткость обеспечивали приклепанные накладки и приклепанные крицы. Снаружи к бортам при помощи кронштейнов крепили фальшборта танка, а также кронштейны крепления тележек подвески. Для доступа двигателя в крыше двигательного отделения прорезан люк закрытый крышкой, в центре которой имелся колпак воздухоочистителя. По обеим сторонам люка прорезаны отверстия для доступа потока воздуха к радиаторам.

Главная башня по конструкции полностью повторяла таковую у танка Т-28 с целью унификации . В задней части ниши башни Т-35 прорезана щель для установки пулемета. В крыше башни оборудовано два люка- прямоугольный и круглый ( машины первых серий только общий прямоугольный). Помимо люков имелось три отверстия, два для перископических приборов и один для вывода антенны. В стенах башни прорезаны бойницы для стрельбы, а выше них наблюдательные щели.

Поворот башни при помощи электропривода. Чтобы не пострадали члены танкового экипажа, покидающие или входящие через люки малых башен, было смонтировано устройство сигнализирующее наводчику о запрете поворота башни.

Средние башни Т-35 аналогичны таковым БТ-5, но без ниши. В башне имелись подвесные места наводчика и заряжающего, и боеукладки для боекомлекта пулемету и пушке. Поворот башни только вручную. В правом борте прорезано бойница для стрельбы и щель для наблюдения. Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28.

Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.

Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28. Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.

Вооружение танка.

Вооружение Т-35 обусловлено кругом решаемых им задач — разрушение легкой фортификации и борьбы с вражеской БТТ. Вначале главная башня Т-35 была вооружена 76-мм пушкой обр. 1927/32гг (КТ). В данной пушке использовали качающуюся часть полкового орудия некоторыми изменениями — уменьшенной длинной отката и усиленными салазками.

Впоследствии, в тридцать шестом году, данные орудия были унифицированы с танковыми пушками у Т-28. Откат при этом уменьшили до 500 мм против 1000 мм у прежнего орудия. Пушку снабдили подъемным механизмом и прицельными приспособлениями новой конструкции, а также ножным спуском. Пушка смонтирована в маске и оснащена перископическим и телескопическим прицелом. Помимо этих прицелов в башне имелась командирская панорама.

Танковый пулемет установлен справа от орудия в шаровой установке. Кроме него в кормовой нише установлен еще один пулемет в бугельной установке. С тридцать седьмого года на люке наводчика Т-35 монтировалась зенитная пулеметная установка. Установка П-40 состояла из пулемета ДТ и коллиматорного прицела.

В средних башнях Т-35 установлена спаренная установка 45-мм ТП обр. 1934г. (20К) и ДТ. В танках ранних серий пушка обр. 1932г. Для навеления использовались общие прицелы – перископический и телескопический.

В малых пулеметных башнях установлен пулемет в шаровой установке. 

Танковый боекомплект включал девяносто шесть выстрелов калибра семьдесят шесть миллиметров. Из них шрапнели 48 штук и 48 штук осколочно-фугасных. 45-мм патронов – 226 штук, по 116 бронебойных и ОФ. При необходимости Т-35 могли комплектовать трехдюймовыми бронебойными выстрелами .

Двигатель и трансмиссия.

Т-35 всех годов выпуска комплектовался авиационным мотором М-17. Двигатель 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный. Топливом служил авиабензин марки КБ-70 и Б-70. Мощность пятьсот л/с. Запас топлива находился в трех бензобаках, два из которых по 320 л., и один в 270 л. Топливо подавалось при помощи бензопомпы. Двигатель Т-35 имел два карбюратора, система охлаждения двигателя – водяная, два радиатора установлены по обе стороны от двигателя, радиаторы не взаимозаменяемы между собой.

В трансмиссионном отделении Т-35 установлена пятискоростная КПП. Там же расположен вентилятор с приводом от коленвала двигателя, подающий воздух для охлаждения двух радиаторов, а также главный фрикцион, бортовые передачи, а также ленточные тормоза.

Ходовая часть Т-35.

Ходовая часть боевой машины по отношению к борту состоит из ленивца с механизмом натяжения, ведущего колеса, восьми обрезиненных малых катков, шести верхних и переднего поддерживающих катков. Блокированная подвеска Т-35 по два катка в каждой тележке. Подрессоривание при помощи пары спиральных пружин. Ходовая Т-35 прикрыта фальшбортом.

Средства связи. 

Средства связи Т-35 состоят из танковой р/с 71-ТК-1 либо более поздней 71-ТК-3, а также поручневой антенны. Внутренняя связь членов экипажа при помощи переговорного устройства.  

Оценка танка.

Не будет преувеличением сказать, что серийный пятибашенный танк – машина по-своему уникальная. Состав вооружения и его размещение рационально и продумано и позволяет теоретически обстреливать как одновременно несколько целей в разных направлениях, так и сосредоточить огонь их двух пушек и трех пулеметов в любом направлении движения.

Однако за столь впечатляющие возможности пришлось заплатить как многоярусным расположением оружия, так и многочисленным экипажем. Что в свою очередь привело увеличению высоты и длины танка и увеличению вероятности поражения ПТА противника в бою. Почти десяти метровая длина Т-35 привела к уменьшению его маневренности условиях боя.

Помимо этого, Т-35 имел впечатляющий список дефектов конструкции, которые так и не были изжиты. Одними из самых слабых мест конструкции были, несомненно, система охлаждения и бортовые передачи.

Как уже отмечалось, к недостаткам Т-35 можно отнести его размеры по высоте. Что не только облегчало обнаружение, но и создавало проблемы при посадке и высадке экипажа. Только высота надгусенчных полок составляла без малого 2 метра, что весьма затрудняла посадку танкистов, которых набирали их людей сравнительно не высокого роста.

Несмотря на впечатляющие размеры, размещение членов экипажа стеснено. Боевые отделения Т-35, никак между собой не сообщаются, поэтому перемещение членов экипажа в пределах танка без выхода наружу не возможно, что в боевой обстановке попросту опасно. Обзор из танка Т-35 неудовлетворителен, даже с места водителя, позволяя ему смотреть в узких секторах только вперед и налево.

Проблемой было, и покинуть поврежденную машину. Аварийных люков в днище не существовало, а попытка покинуть через люк, например в главной башне могла привести к тому, что танкист оказывался на четырехметровой высоте под огнем. Еще в более сложном положении мог очутится механик-водитель, без возможности открыть люк, если пулеметная башня не была повернута влево, а ее заклинивание сделало бы эвакуацию невозможной. Выход и посадку в задние башни Т-35 весьма затрудняла поручневая антенна, нависающая над ними.

Говоря о недостатках конструкции Т-35 , не следует забывать о технологических дефектах, связанных со слабостью производственной базы и низким уровнем профессиональной подготовки, как простых рабочих, так и инженеров и технологов.

Если на установленное вооружение и технические данные на протяжении отрезка времени вплоть до тридцать шестого года, позволяли бы выполнять танкам Т-35 возложенное на него задачи, то дефекты конструкторские и технологические ставят это под сомнение.
В период после тридцать шестого года, когда надежность танка удалось несколько повысить, развитее средств борьбы с танками сделало его бронирование недостаточным. А сама концепция громоздкой и неповоротливой машины в значительной мере устарела.

Однако не следует забывать об опыте, полученном при конструировании, серийном производстве и эксплуатации тяжелого танка Т-35, которого не имели другие нации.

ww2tanki.ru

Многобашенный танк Т-35

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.

Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см². На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).

Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека — пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях — один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).

fishki.net

На Урале по советским чертежам воссоздали пятибашенный танк Т-35: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru

Уральские металлурги по советским чертежам воссоздали уникальный тяжелый пятибашенный танк Т-35. Об этом ТАСС сообщил начальник автотранспортного цеха ОАО «Уралэлектромедь» Фарит Хафизов.

«Работы над созданием Т-35 шли пять месяцев. Более тысячи деталей были созданы на предприятиях Уральской горно-металлургической компании по советским чертежам. Танк полностью соответствует оригиналу — вес 55 тонн, длина корпуса почти 10 метров, высота — три с половиной метра. Единственное — нет двигателя, поэтому танк не на ходу», — сказал он.

Машину установят в Музее военной техники Уральской горно-металлургической компании (УГМК), где она станет самым крупным его экспонатом. Хафизов добавил, что для транспортировки танка из цеха в музей потребовалось два 50-тонных крана.

Т-35 — советский тяжелый пятибашенный танк, разработанный в Харькове в 30-х годах 20-го века в рамках популярной на тот момент в мире концепции многобашенных машин. Всего было выпущено 59 таких танков. С 1933 по 1941 год они неизменно участвовали в парадах в Москве и Киеве, однако к концу 30-х устарели из-за недостаточно мощного для своей массы бронирования и вооружения.

В начале Великой Отечественной войны 48 танков этого типа находились в частях 34-й танковой дивизии полковника Васильева, входившей в состав 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. В битве за Луцк — Ровно — Броды, которая стала крупнейшей битвой Второй Мировой войны по числу участвовавших танков (более 3800 машин с обеих сторон), все танки Т-35 были потеряны. При этом в бою погибло только семь машин, остальные находились в ремонте или были брошены на марше из-за исчерпания топлива либо поломок. Оставшиеся в тыловых частях несколько машин принимали участие в боях за Харьков.

Единственный уцелевший оригинальный экземпляр танка Т-35 в настоящее время находится в танковом музее в Кубинке. К весне 2014 года он был отреставрирован и поставлен на ход.

lenta.ru

пятибашенный танк, ставший как чудом русского танкостроения, так и его разочарованием

Сколько в истории было событий, о которых можно сказать «ирония судьбы». Кто бы мог подумать, что спустя чуть меньше десяти лет одним из самых эффективных представителей военной техники против немцев выступит танк, в разработке которого немцы же и принимали самое активное участие…

Первый серийный тяжелый танк Т-35, который был так необходим Советской армии, оказался не по зубам советским инженерам. И для разработки конструкции СССР пригласил немецких специалистов.

Разработка и испытания танка

Полтора года длились разработки, и в 1932 году прошла презентация первого 35-тонного танка Т-35-1. Он имел 5 башен, главная из которых была снабжена 76-миллиметровым орудием, а ещё две – 37-миллиметровыми пушками. На оставшихся двух башнях расположились пулеметы.

После успешных испытаний и одобрения руководства все выявленные недостатки взялись исправить, и в 1933 году вышла в свет вторая модель – Т-35-2. Главная башня его теперь выглядела несколько иначе, а двигатель был доработан.

Параллельно проводилась разработка серийного образца танка. Он был совершенно непохож на две предшествующие модели: форма корпуса была изменена, ходовая длина – увеличена, а главная башня – снабжена 45-миллиметровым орудием. Из-за этих кардинальных изменений серийный выпуск танков Т-35 сильно задерживался.

В том же 1933-м прошла презентация двух серийных экземпляров, после чего, наконец, наладили серийное производство. В дальнейшем конструкцию ещё дорабатывали, но существенных изменений не вносили. Правда, вес, к которому изначально стремились – 45 тонн, — вырос до 55-ти.

Пятибашенная конструкция танка, позволяя совершать обстрел под большим углом, покрывала его главный недостаток – неповоротливость.

Правда, минусов тоже было предостаточно. Так, например, большое число башен не давало командиру в полной мере командовать экипажем. Также среди недостатков – плохая подвижность и слишком большие размеры, что делало Т-35 удобной мишенью, особенно уязвимой перед артиллерией.

  1. Фаустпарон, Василий Ватаман и 8 немцев. Подвиг, который не забыт!
  2. Удивительная правда о Николае II, которую не упоминают в учебниках
  3. Тувинцы — самые жестокие воины Чингисхана. Жесткая дисциплина и методы наказания, от которых мурашки по коже!

Конечно, разработку было грех не использовать в боях Великой Отечественной. Но после первых же неудачных выходов, когда Т-35 были подбиты или брошены в силу поломок, от них отказались.

Где использовался

Практическая бесполезность этой техники побудила к разработке нового тяжелого танка, удачным образцом которого стал КВ-1. Но всё же Т-35 нашёл своё применение: Советский Союз использовал его для агитации на парадах и даже плакатах.

Пусть Т-35 и потерпел неудачу, но он всё равно стал первопроходцем в череде образцов тяжелой военной техники, на базе которого разработали много эффективных экземпляров.

istorichka.online

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *