North American OV-10 Bronco — Википедия

Эта статья о самолёте. Слово «Bronco» имеет и другие значения.

Норт Америкэн OV-10 Бронко[1] (англ. North American OV-10 Bronco) — американский лёгкий штурмовик, предназначенный для использования в контрпартизанской войне.

Разработка

В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.

Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко[1]». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.

В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолётов.

Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.

Видео по теме

Организация производства

Примечательной особенностью производства самолёта было то обстоятельство, что в производственной цепочке вообще не было субподрядчиков, были только поставщики оборудования, кроме того, практически всё производство было сосредоточено в Огайо. В разработке и производстве штурмовиков OV-10 были задействованы следующие структуры:

[2]

Генеральный подрядчик работ
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Винтомоторный блок — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division[en], Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Шасси — Cleveland Pneumatic Tool Co., Кливленд, Огайо;
  • Колёса, шины, покрышки, тормозная система — B. F. Goodrich Co.[en], Трой, Огайо;
  • Стартер-генератор — Lear-Siegler, Inc.[en], Кливленд, Огайо.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()

Варианты

  • YOV-10A — прототип.
  • OV-10А — первая и основная серийная модификация.
  • OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
  • OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
  • OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
  • OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
  • OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
  • OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
  • OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
  • OV-10X — Боинг предлагает эту модель в качестве перспективного лёгкого штурмовика для ВВС США.

OV-10D

OV-10D является вторым поколением Bronco, созданных в рамках программы по созданию вооружённого самолёта с системой наблюдения в ночных условиях (NOGS). Модификация D использует сильно изменённый планер OV-10A с инфракрасной системой ночного видения переднего обзора с вращающейся камерой под вытянутым носом (на модели A нос был короткий и закруглённый). Модель D также имела большие двигатели и большие стеклопластиковые винты. Другое внешнее отличие от модели A заключалось в том, что посередине хвостовых балок был установлен автомат для сбрасывания дипольных отражателей и специальные выхлопные патрубки для снижения инфракрасной заметности (смешивали выхлопные газы с холодным воздухом для снижения тепловой заметности).

OV-10D+

Следующей модификацией для Корпуса морской пехоты США стала модель D+. В процессе её создания модели A и D были существенно доработаны на авиационной базе морской пехоты Черри-Пойнт. Модель получила новую проводку и усиленные крылья. Также индикаторы приборов контроля параметров двигателя с круговой шкалой были заменены на цифровые индикаторы. Первый самолёт D+ был поставлен корпусу морской пехоты в конце 1979 года.

Экспорт

Кроме США, самолёты «Бронко» состояли на вооружении 7 стран мира.

Боевое применение
Неудачная посадка с выкатыванием за пределы ВПП

Самолёты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).

Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолёт создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолётов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолёт применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника ОV-1 он выгодно отличался бронированием

[3], живучестью, скоростью и вооружением. Самолёт имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. В то же время половина потерь всех самолётов произошла из-за поражения пилотов через небронированное остекление фонаря кабины. OV-10 имел малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции. Нарекания вызывали вибрация хвостового оперения на больших скоростях, отсутствие кондиционера и ограниченные способности самолёта в ночное время суток. Экипажи «Бронко» чувствовали себя «незащищёнными» в кабинах с хорошим обзором — возникало впечатление, что каждое огневое средство противника стреляет именно в их самолёт
[4]
. Тем не менее, лётчики OV-10 демонстрировали героизм, как, например, капитан Джозеф Персонетт, посмертно награждённый Военно-воздушным Крестом за то, что в ходе двух своих последних вылетов уничтожил 265 солдат противника и 20 миномётов и орудий[5]. За пять лет войны ВВС США потеряли 64 самолёта OV-10, КМП США 10 самолётов и ВМС США 7 самолётов.[6]

Второй раз американские OV-10 использовались в бою, во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. В первых же вылетах выяснилась неадекватность самолёта условиям современной войны

[источник не указан 1578 дней]. Иракскими зенитчиками было сбито два OV-10A, после чего задачи целеуказания возложили на другой самолёт, а OV-10 продолжали использоваться для наведения авиации до конца войны[7][8].

В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах.

  • Венесуэла: участие в попытке военного переворота в 1992 году, при этом потеряна четверть авиапарка OV-10 ВВС Венесуэлы. В частности, два «Бронко» было сбито истребителями, один из ПЗРК RBS 70 и один огнём лёгкой зенитки.[9]
  • Индонезия: против партизан в Восточном Тиморе.
  • Колумбия: участие в местной гражданской войне, было потеряно как минимум три самолёта.[10][11]
    [12]
  • Марокко: против партизан ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре. Два самолёта было сбито.[13]
  • Таиланд: в пограничном конфликте с Лаосом; также предположительно против местных партизан. Один тайский разведчик был сбит над территорией Лаоса и ещё один над территорией Камбоджи.[14][15]
  • Филиппины: участие в попытке военного переворота в 1987 году, а также в антитеррористических операциях на Минданао.
  • 2015 год: в рамках операции против ИГ самолёты OV-10 Bronco, возраст которых составляет почти 50 лет, выполнили 120 боевых вылетов. Американские военные намерены выяснить, будут ли лёгкие турбовинтовые самолёты эффективнее, чем более совершенные и дорогие F-15 и F-35, в условиях борьбы с нерегулярными формированиями: «Старые самолёты могут оказаться более выгодными экономически для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Пилоты же могут лучше видеть и атаковать повстанцев, вооруженных низкотехнологичным оружием»
    [16]
    . Отмечается, что час полета современных боевых самолетов обходится приблизительно в 45 тыс. долларов, в то время как для Bronco этот показатель составляет менее 5 тыс. долларов.[17]

Характеристики

Схема самолёта OV-10A.

Летно-технические характеристики варианта OV-10A:

  • Размах крыла — 12,19 м
  • Длина — 12,12 м
  • Высота — 4,62 м
  • Площадь крыла — 27,03 м кв.
  • Масса пустого — 3161 кг
  • Нормальная взлетная масса — 4494 кг
  • Максимальная взлетная масса — 6552 кг
  • Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
  • Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
  • Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
  • Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
  • Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
  • Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
  • Перегоночная дальность — 2298 км
  • Практический потолок — 8 550 м
  • Длина разбега — 226 м
  • Длина пробега — 226 м
  • Вооружение:
  • 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
  • НАР (70 мм, 127 мм)
  • бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
  • подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
  • до 2 УР AIM-9

Аварии и катастрофы

Известные случаи:

24 марта 1994 года, OV-10C таиландских ВВС, взлетевший с аэродрома в Чиангмай, врезался в магазин возле городской трассы, лётчик погиб.[18]

1 апреля 1997 года, пилоты OV-10 филиппинских ВВС решили катапультироваться прямо над городом Давао, после возникших проблем с двигателем. Падающий самолёт рухнул на жилой дом, в котором находилась семья. Женщина сгорела на месте, ещё два ребёнка получили лёгкие ожоги.[19]

9 октября 2004 года в воздушном музее Янки в результате пожара сгорел музейный OV-10A «Бронко».[20]

Примечания

  1. 1 2 В дословном переводе амер. англ. bronco — на западе США дикая или полудикая лошадь. Смотри:
    • bronco // Новый большой русско-английский словарь / Ермолович Д.И., Красавина Т.М.. — «Русский язык-Медиа», 2004.
    • bronco (англ.). Oxford Dictionaries Online (World English). Oxford University Press. Проверено 30 декабря 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  2. ↑ Statement of Rear Adm. William E. Sweeney, United States Navy, Special Projects. / Hearings on Military Posture and H.R. 13456, 89th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1966. — P. 7921 — 8633 p.
  3. ↑ Общая масса брони, включая лобовое бронестекло, составляла 158 кг. Элементы бронирования кабины: передняя и задняя броня (поперечная) толщиной 9,5 мм из гетерогенной стали DPSA, пол кабины из алюминиевой брони толщиной 12,7 мм. Поперечная броня защищала от 7,62-мм бронебойной пули при 0° при стрельбе практически в упор, и от 12,7-мм бронебойной пули при 45° с дистанции 300 м. Продольная броня (пол кабины) — от 7,62-мм пули при 45° с дистанции 300 м. R.J. Arnold Survivability Design of Forward Air Control and Light Attack Aircraft. SAE Preprints, 1969, N 690707.
  4. ↑ «Бронко» на Уголке Неба
  5. ↑ Joseph A. Personett
  6. ↑ Vietnam Air Losses, USAF, USN, USMC, Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973 (2001). Chris Hobson. North Branch, Minnesota: Specialty Press. стр.269,270
  7. ↑ 24 февраля 1991: Four AV-8Bs and one OV-10 FAC(A) were utilized to destroy (1) FO tower, (2) mortar bunkers, (2) T-55 tanks, and (1) infantry bunker… SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  8. ↑ 25 февраля 1991: As TOWs made their shift north, the TAC(A) in an OV-10 reported a build up of armored vehicles to the northeast. SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  9. ↑ Venezuelan Coup Attempt, 1992
  10. ↑ Colombian Broncos
  11. ↑ Кокаиновые войны
  12. ↑ Fuerza Aerea Colombiana
  13. ↑ North American OV-10 Bronco Losses & Ejections (недоступная ссылка — история). Проверено 8 июля 2014. Архивировано 10 февраля 2014 года.
  14. ↑ 13-FEB-1988
  15. ↑ 21-DEC-1977
  16. ↑ CNN: США задействовали против ИГ самолеты времен войны во Вьетнаме. Новости Mail.Ru. Проверено 11 марта 2016.
  17. ↑ OV-10 Bronco // 2016
  18. ↑ 22-MAR-1994
  19. ↑ 01-APR-1997
  20. ↑ 09-OCT-2004

См. также

Литература

  • Никольский М. Противопартизанский «Бронко». Об американских самолётах OV-10A и OV-10D (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 8. — С. 27-30. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wiki2.red

North American OV-10 Bronco — Википедия. Что такое North American OV-10 Bronco

Норт Америкэн OV-10 Бронко[1] (англ. North American OV-10 Bronco) — американский лёгкий штурмовик, предназначенный для использования в контрпартизанской войне.

Разработка

В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.

Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко[1]». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.

В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолётов.

Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.

Организация производства

Примечательной особенностью производства самолёта было то обстоятельство, что в производственной цепочке вообще не было субподрядчиков, были только поставщики оборудования, кроме того, практически всё производство было сосредоточено в Огайо. В разработке и производстве штурмовиков OV-10 были задействованы следующие структуры:[2]

Генеральный подрядчик работ
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Винтомоторный блок — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division[en], Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Шасси — Cleveland Pneumatic Tool Co., Кливленд, Огайо;
  • Колёса, шины, покрышки, тормозная система — B. F. Goodrich Co.[en], Трой, Огайо;
  • Стартер-генератор — Lear-Siegler, Inc.[en], Кливленд, Огайо.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()

Варианты

  • YOV-10A — прототип.
  • OV-10А — первая и основная серийная модификация.
  • OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
  • OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
  • OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
  • OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
  • OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
  • OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
  • OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
  • OV-10X — Боинг предлагает эту модель в качестве перспективного лёгкого штурмовика для ВВС США.

OV-10D

OV-10D является вторым поколением Bronco, созданных в рамках программы по созданию вооружённого самолёта с системой наблюдения в ночных условиях (NOGS). Модификация D использует сильно изменённый планер OV-10A с инфракрасной системой ночного видения переднего обзора с вращающейся камерой под вытянутым носом (на модели A нос был короткий и закруглённый). Модель D также имела большие двигатели и большие стеклопластиковые винты. Другое внешнее отличие от модели A заключалось в том, что посередине хвостовых балок был установлен автомат для сбрасывания дипольных отражателей и специальные выхлопные патрубки для снижения инфракрасной заметности (смешивали выхлопные газы с холодным воздухом для снижения тепловой заметности).

OV-10D+

Следующей модификацией для Корпуса морской пехоты США стала модель D+. В процессе её создания модели A и D были существенно доработаны на авиационной базе морской пехоты Черри-Пойнт. Модель получила новую проводку и усиленные крылья. Также индикаторы приборов контроля параметров двигателя с круговой шкалой были заменены на цифровые индикаторы. Первый самолёт D+ был поставлен корпусу морской пехоты в конце 1979 года.

Экспорт

Кроме США, самолёты «Бронко» состояли на вооружении 7 стран мира.

Боевое применение
Неудачная посадка с выкатыванием за пределы ВПП

Самолёты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).

Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолёт создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолётов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолёт применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника ОV-1 он выгодно отличался бронированием[3], живучестью, скоростью и вооружением. Самолёт имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. В то же время половина потерь всех самолётов произошла из-за поражения пилотов через небронированное остекление фонаря кабины. OV-10 имел малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции. Нарекания вызывали вибрация хвостового оперения на больших скоростях, отсутствие кондиционера и ограниченные способности самолёта в ночное время суток. Экипажи «Бронко» чувствовали себя «незащищёнными» в кабинах с хорошим обзором — возникало впечатление, что каждое огневое средство противника стреляет именно в их самолёт[4]. Тем не менее, лётчики OV-10 демонстрировали героизм, как, например, капитан Джозеф Персонетт, посмертно награждённый Военно-воздушным Крестом за то, что в ходе двух своих последних вылетов уничтожил 265 солдат противника и 20 миномётов и орудий[5]. За пять лет войны ВВС США потеряли 64 самолёта OV-10, КМП США 10 самолётов и ВМС США 7 самолётов.[6]

Второй раз американские OV-10 использовались в бою, во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. В первых же вылетах выяснилась неадекватность самолёта условиям современной войны[источник не указан 1605 дней]. Иракскими зенитчиками было сбито два OV-10A, после чего задачи целеуказания возложили на другой самолёт, а OV-10 продолжали использоваться для наведения авиации до конца войны[7][8].

В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах.

  • Венесуэла: участие в попытке военного переворота в 1992 году, при этом потеряна четверть авиапарка OV-10 ВВС Венесуэлы. В частности, два «Бронко» было сбито истребителями, один из ПЗРК RBS 70 и один огнём лёгкой зенитки.[9]
  • Индонезия: против партизан в Восточном Тиморе.
  • Колумбия: участие в местной гражданской войне, было потеряно как минимум три самолёта.[10][11][12]
  • Марокко: против партизан ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре. Два самолёта было сбито.[13]
  • Таиланд: в пограничном конфликте с Лаосом; также предположительно против местных партизан. Один тайский разведчик был сбит над территорией Лаоса и ещё один над территорией Камбоджи.[14][15]
  • Филиппины: участие в попытке военного переворота в 1987 году, а также в антитеррористических операциях на Минданао.
  • 2015 год: в рамках операции против ИГ самолёты OV-10 Bronco, возраст которых составляет почти 50 лет, выполнили 120 боевых вылетов. Американские военные намерены выяснить, будут ли лёгкие турбовинтовые самолёты эффективнее, чем более совершенные и дорогие F-15 и F-35, в условиях борьбы с нерегулярными формированиями: «Старые самолёты могут оказаться более выгодными экономически для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Пилоты же могут лучше видеть и атаковать повстанцев, вооруженных низкотехнологичным оружием»[16]. Отмечается, что час полета современных боевых самолетов обходится приблизительно в 45 тыс. долларов, в то время как для Bronco этот показатель составляет менее 5 тыс. долларов.[17]

Характеристики

Схема самолёта OV-10A.

Летно-технические характеристики варианта OV-10A:

  • Размах крыла — 12,19 м
  • Длина — 12,12 м
  • Высота — 4,62 м
  • Площадь крыла — 27,03 м кв.
  • Масса пустого — 3161 кг
  • Нормальная взлетная масса — 4494 кг
  • Максимальная взлетная масса — 6552 кг
  • Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
  • Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
  • Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
  • Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
  • Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
  • Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
  • Перегоночная дальность — 2298 км
  • Практический потолок — 8 550 м
  • Длина разбега — 226 м
  • Длина пробега — 226 м
  • Вооружение:
  • 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
  • НАР (70 мм, 127 мм)
  • бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
  • подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
  • до 2 УР AIM-9

Аварии и катастрофы

Известные случаи:

24 марта 1994 года, OV-10C таиландских ВВС, взлетевший с аэродрома в Чиангмай, врезался в магазин возле городской трассы, лётчик погиб.[18]

1 апреля 1997 года, пилоты OV-10 филиппинских ВВС решили катапультироваться прямо над городом Давао, после возникших проблем с двигателем. Падающий самолёт рухнул на жилой дом, в котором находилась семья. Женщина сгорела на месте, ещё два ребёнка получили лёгкие ожоги.[19]

9 октября 2004 года в воздушном музее Янки в результате пожара сгорел музейный OV-10A «Бронко».[20]

Примечания

  1. 1 2 В дословном переводе амер. англ. bronco — на западе США дикая или полудикая лошадь. Смотри:
    • bronco // Новый большой русско-английский словарь / Ермолович Д.И., Красавина Т.М.. — «Русский язык-Медиа», 2004.
    • bronco (англ.). Oxford Dictionaries Online (World English). Oxford University Press. Проверено 30 декабря 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  2. ↑ Statement of Rear Adm. William E. Sweeney, United States Navy, Special Projects. / Hearings on Military Posture and H.R. 13456, 89th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1966. — P. 7921 — 8633 p.
  3. ↑ Общая масса брони, включая лобовое бронестекло, составляла 158 кг. Элементы бронирования кабины: передняя и задняя броня (поперечная) толщиной 9,5 мм из гетерогенной стали DPSA, пол кабины из алюминиевой брони толщиной 12,7 мм. Поперечная броня защищала от 7,62-мм бронебойной пули при 0° при стрельбе практически в упор, и от 12,7-мм бронебойной пули при 45° с дистанции 300 м. Продольная броня (пол кабины) — от 7,62-мм пули при 45° с дистанции 300 м. R.J. Arnold Survivability Design of Forward Air Control and Light Attack Aircraft. SAE Preprints, 1969, N 690707.
  4. ↑ «Бронко» на Уголке Неба
  5. ↑ Joseph A. Personett
  6. ↑ Vietnam Air Losses, USAF, USN, USMC, Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973 (2001). Chris Hobson. North Branch, Minnesota: Specialty Press. стр.269,270
  7. ↑ 24 февраля 1991: Four AV-8Bs and one OV-10 FAC(A) were utilized to destroy (1) FO tower, (2) mortar bunkers, (2) T-55 tanks, and (1) infantry bunker… SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  8. ↑ 25 февраля 1991: As TOWs made their shift north, the TAC(A) in an OV-10 reported a build up of armored vehicles to the northeast. SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  9. ↑ Venezuelan Coup Attempt, 1992
  10. ↑ Colombian Broncos
  11. ↑ Кокаиновые войны
  12. ↑ Fuerza Aerea Colombiana
  13. ↑ North American OV-10 Bronco Losses & Ejections (недоступная ссылка — история). Проверено 8 июля 2014. Архивировано 10 февраля 2014 года.
  14. ↑ 13-FEB-1988
  15. ↑ 21-DEC-1977
  16. ↑ CNN: США задействовали против ИГ самолеты времен войны во Вьетнаме. Новости Mail.Ru. Проверено 11 марта 2016.
  17. ↑ OV-10 Bronco // 2016
  18. ↑ 22-MAR-1994
  19. ↑ 01-APR-1997
  20. ↑ 09-OCT-2004

См. также

Литература

  • Никольский М. Противопартизанский «Бронко». Об американских самолётах OV-10A и OV-10D (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 8. — С. 27-30. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wiki.sc

North American OV-10 Bronco

TR | UK | KK | BE | EN |
north american ov 10 bronco for sale, north american ov-10 bronco
Норт Америкэн OV-10 Бронко (англ. North American OV-10 Bronco) — американский лёгкий штурмовик, предназначенный для использования в контрпартизанской войне.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Варианты
  • 3 Экспорт
  • 4 Боевое применение
  • 5 Характеристики
  • 6 Аварии и катастрофы
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Разработка

В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.

Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался с авианосцев или в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.

В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолета.

Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.

Варианты

  • YOV-10A — прототип.
  • OV-10А — первая и основная серийная модификация.
  • OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
  • OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
  • OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
  • OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
  • OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
  • OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
  • OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
  • OV-10X — Боеинг предлагает эту модель в качестве перспективного лёгкого штурмовика для ВВС США.

OV-10D

OV-10D является вторым поколением Bronco созданных в рамках программы по созданию вооружённого самолёта с системой наблюдения в ночных условиях (NOGS). Модификация D использует сильно изменённый планер OV-10A с инфракрасной системой ночного видения переднего обзора с вращающейся камерой под вытянутым носом (на модели A нос был короткий и закруглённый). Модель D также имела большие двигатели и большие стеклопластиковые винты. Другое внешнее отличие от модели A заключалось в том, что посередине хвостовых балок был установлен автомат для сбрасывания дипольных отражателей и специальные выхлопные патрубки для снижения инфракрасной заметности (смешивали выхлопные газы с холодным воздухом для снижения тепловой заметности).

OV-10D+

Следующей модификацией корпуса морской пехоты США стала модель D+. В процессе её создания модели A и D были сильно доработаны на авиационной базе морской пехоты Черри Поинт. Модель получила новую проводку и усиленные крылья. Также индикаторы приборов контроля параметров двигателя с круговой шкалой были заменены на цифровые индикаторы. Первый самолёт D+ был поставлен корпусу морской пехоты в конце 1979 года.

Экспорт

Кроме США, самолёты «Бронко» состояли на вооружении 7 стран мира.

  • ФРГ — 24 OV-10B и OV-10B(Z)
  • Венесуэла — 10 OV-10A и 16 OV-10E
  • Индонезия — 16 OV-10F
  • Колумбия — OV-10A
  • Марокко — 6 OV-10A
  • Таиланд — 32 OV-10C
  • Филиппины — OV-10A

Боевое применение

Самолёты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).

Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолёт создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолётов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолёт применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника ОV-1 он выгодно отличался бронированием, живучестью, скоростью и вооружением. Самолёт имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. В то же время половина потерь всех самолётов произошла из за поражения пилотов через небронированное остекление фонаря кабины. OV-10 имел малое время реакции на вы

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *