Танк «Колоссаль»

В 1918 году Джулио Дуэ (Giulio Douhet; 1869-1930) — итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (в 20-х гг. начальник ВВС Италии) — опубликовал фантастическое произведение «Крылатая победа», в котором на вооружении у Германии были сверхтанки — «колоссальные танки Круппа». Эти гигантские танки хоть и не обладали большой скоростью (4 км/ч), весили 4000 тонн, имели 6 дизелей по 3000 л. с. и вели огонь зажигательной жидкостью, но управлялись небольшим экипажем, в который входили 2 (!) человека. Фантасика Дж. Дуэ таковой и остается, Германия вовсе не собиралась создавать подобных монстров, однако, идея сверхтяжелого танка все же нашла свое воплощение.


Ставка Главного командования в конце 1917 года выдала требования на «сверхтанк» весом до 150 тонн. От Инспекции автомобильных войск Й. Фольмер получил соответствующее задание. 28 июня 1917 года Военным министерством был утвержден проект «К-Wagen» (Kolossal-Wagen, Kolossal или K).






Танки K-Wagen, Mark VIII Liberty и Fiat 2000
Нажмите на любое изображение танка, чтобы увеличить

Предположительно танк «Колоссаль» должен был иметь:

  • броню 30-мм;
  • 18 человек в экипаже;
  • две или четыре пушки калибра 50-77 мм;
  • 2 двигателя по 200-300 л.с.;
  • 4 пулемета;
  • 2 огнемета;
  • возможность преодолевать ров до 4 метров.




Сверхтяжелый танк «Колоссаль» 
Нажмите на изображение для увеличения

Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков «Kolossal-Wagen» при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного «К-Wagen». Но большинство деталей и узлов необходимо было создать заново, т.е. перед конструкторами стояла довольно сложная задача.

В целом схема танка «Kolossal» была позаимствована у англичан:

  • гусеницы охватывали корпус
  • вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах
















 

A7V

Gewicht (t)

30

Länge (mm)

7.350

Breite

3.050

Höhe

3.300

Bodenfreiheit

200

Motor

Daimler

PS

2×100

Geschw. (km/h)

10

Kraftstoff (1)

500

Fahrbereich (km)

35

Besatzung

18

Bewaffnung

 

Kanone (Kal/Mun)

5,7/180

MG (Anzahl)

6
















 

K-Wagen

Gewicht (t)

150

Länge (mm)

12.700

Breite

6.000

Höhe

3.000

Bodenfreiheit

 

Motor

Daimler

PS

2×650

Geschw. (km/h)

7,5

Kraftstoff (1)

3.000

Fahrbereich (km)

k.A.

Besatzung

22

Bewaffnung

 

Kanone (Kal/Mun)

4×7,7/8000

MG (Anzahl)

7
















 

LK II (Kanone)

Gewicht (t)

8,5

Länge (mm)

5.080

Breite

1.950

Höhe

2.675

Bodenfreiheit

400

Motor

Diverse

PS

40-60

Geschw. (km/h)

14

Kraftstoff (1)

150

Fahrbereich (km)

70

Besatzung

3

Bewaffnung

 

Kanone (Kal/Mun)

3,7/100

MG (Anzahl)

0
















 

Oberschlesien I

Gewicht (t)

19

Länge (mm)

6.700

Breite

2.340

Höhe

2.965

Bodenfreiheit

600

Motor

Argus

PS

180

Geschw. (km/h)

16

Kraftstoff (1)

1.000

Fahrbereich (km)

k.A.

Besatzung

5

Bewaffnung

 

Kanone (Kal/Mun)

5,7/k.A.

MG (Anzahl)

2

Аналогично немецкому опытному танку первой мировой войны A7VU на танке «Колоссаль» было взаимное расположение отделений: моторно-трансмиссионное — позади, отделения управления и боевое — впереди. Причем моторно-трансмиссионное и боевое отделение без спонсонов занимали приблизительно равный объем корпуса. 22 человека — это опять рекордный экипаж. Два водителя находились в отделении управления. Цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше была смонтирована на крыше танка в передней части. Для командира танка и офицера-артиллериста была предназначена рубка.

Схема компоновки танка «Kolossal»

Нажмите на изображение для увеличения

Из (крепившихся к каркасу заклепками и болтами) больших катаных листов собирали корпус танка «Kolossal-Wagen». Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках части спонсона были орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Сиденье наводчика находилось слева от ограждения. Для наводки он использовал телескопический прицел и соосные маховики. Установка пулемета MG.08 располагалась в передней стенке спонсона у угла.Такие же пулеметные установки находились в бортах и лобовом листе отделения управления, в узкой задней части спонсона. Механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии, должны были вести огонь из задних пулеметов. Танк «Колоссаль» мог сосредоточить огонь примерно равной плотности любом направлении, т.е. установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела.

Однако, исходя из проектного веса танка нужно было искать более мощные двигатели. Были выбраны два мотора «Даймлер» по 650 л. с. для моторной группы. На крышу в задней части корпуса были выведены радиаторы и выхлопные трубы с глушителями. 3000 литров — таков был запас топлива. Ходовая часть отличалась оригинальностью конструкции — катки с ребордами по типу железнодорожных крепились к тракам гусениц, не к корпусу танка «К-Wagen». По бокам корпус был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и «обкатывались» гусеницы. С помощью болтов и заклепок собирались траки. Ведущее колесо — заднего расположения. Бронекрышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны, прикрывались верхние ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями.



Нажмите на изображение для увеличения

Танк «Kolossal» планировали обеспечить средствами связи, перед двигательным отсеком было место радиста. При транспортировке по железной дороге танк мог быть разобран на 15-20 частей. Но довольно сложно предположить, как планировалось применять «Kolossal-Wagen» в первой мировой войне. Вероятно, командиры верили в реализацию идеи, существовавшую тогда во всех армиях — прорыв фронта в нескольких местах при помощи подвижных крепостей. Но увы — 18.11.1917 года танк «Колоссаль» был признан Опытным отделением Инспекции автомобильных войск пригодным только для позиционной войны. Ведь мертвое пространство (и не малое) в поле обзора из рубки управления было терпимо только для «позиционного» танка, а по вооружению танк «К-Wagen» представлял собой, установленные в одном «подвижном форте», артиллерийскую и пулеметную батареи.




Постройка танков «K-Wagen» на заводе «Рибе» 
Нажмите на изображение для увеличения  

Контракты на постройку пяти «К-Wagen» был заключен с заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройка танков «Колоссаль» была начата в апреле 1918 года. В конце Первой мировой войны на заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир. Через четветрть века уже в фашистской Германии были построены два самых тяжелых танка «Маус» (180 тонн), которые тоже не приняли участия в боях.

Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка «Колоссаль»













Боевая масса, т

150

Экипаж, чел.

22

Габаритные размеры, мм

длина

12800

ширина

5900

высота

3300

клиренс

390

Броня, мм:
лоб, борт

30

Вооружение

четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08

Двигатель

«Даймлер», 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, два мощностью по 650 л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

7,5

Запас хода, км

< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

“K-Wagen” “Großkampfwagen” Сверхтяжелый танк — aviArmor

Официальное обозначение: K-Wagen, Kolossal-Wagen, K-Wagen, Kolossal
Альтернативное обозначение: Großkampfwagen
Год постройки первого прототипа: 1918
Стадия завершения работ: два недостроенных прототипа были разобраны после войны.

Незадолго до начала испытаний прототипа гусеничной бронемашины Marienwagen I mit Panzeraufbau, которую танком можно было назвать с большой натяжкой, в марте 1917 года Ставка Главного Командования, совместно с Инспекцией автомобильных войск, немецкой армии сформулировала требования к танку сверхтяжелого типа массой до 150 тонн. По требованию заказчика в качестве силовой установки предполагалось использовать два бензиновых двигателя мощностью 250-300 л.с. Бронирование составляло 30 мм, что должно было обеспечить защиту от огня полевой артиллерии калибром не более 75-80 мм. В свою очередь, вооружение немецкого танка включало бы четыре орудия калибром 57-77 мм установленных, четыре 7,92-мм пулемета MG08 и два огнемета. Длина танка заметно превышала бы 10 метров, что позволило бы преодолевать рвы шириной до 4 метров. Разработку проекта поручили одному из наиболее талантливых немецких инженеров Р.Фолльмеру, который параллельно вёл работы по тяжелому танку A7V и легкому LK-I.

Сверхтяжелый танк, проект которого Военное ведомство утвердило уже 28 июня 1917 года, получил сразу несколько названий. Чаще всего употребляются обозначения Kolossal-Wagen, K-Wagen или Kolossal, но иногда встречается название Großkampfwagen (“гросскампфваген” – большая боевая машина). Вначале на проектирование и постройку 10 машин отвели год, но вскоре СГК сократило этот срок до 8 месяцев, при этом заметно расширив программу. Предполагалось, что в 1918 году будет построено не менее 100 танков по доработанному проекту. Стоимость одного K-Wagen первоначально оценивалась в 500.000 немецких марок, что в условиях сложного экономического положения Германии было просто астрономической суммой.

Разумеется, при проектировании K-Wagen не обошлось без влияния британских ромбовидных танков. Они не обладали высокой подвижностью, но несли тяжелое вооружение и были способны легко преодолевать рвы и траншеи шириной до 3 метров. Отсюда появилась компоновка с удлиненным корпусом и полностью охватывающими его гусеницами, а также размещение вооружения в бортовых спонсонах. В целом же, компоновка K-Wagen получилась оригинальной, с размещением экипажа в два яруса разделение корпуса на четыре отсека.

Передняя часть корпуса была отдана под места для трёх пулеметных установок, две из которых размещались по бортам и одна в лобовом бронелисте с небольшим смещением влево.

В средней части корпуса находилось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих водителей находились за пулеметными установками и не имели никаких (!) смотровых приборов. Управление танком осуществлял командир, который вместе с артиллерийским офицером находился на верхнем ярусе и были защищены цилиндрической бронированной башенкой с шестью смотровыми щелями и верхним люком. Поскольку танк предполагалось оснастить радиостанцией по центру боевого отделения размещалось место для радиста. По бортам находились большие спонсоны, каждый из которых был рассчитан под установку двух 77-мм пушек капонирного типа с полуавтоматическим затвором и двух 7,92-мм тяжелых пулеметов. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Наведение орудие на цель осуществлялось с помощью телескопического прицела и соосных маховиков. Передняя часть спонсона была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимальный сектор обстрела из орудий. Фактически, при имеющемся размещении вооружения, обеспечивался почти круговой обстрел, за исключением узкого сектора на корме.

Третий и четвертый отсеки был моторно-трансмиссионными. В результате проведенных расчетов было выяснено, что даже 300-сильные двигатели не дадут достаточной удельной мощности, поэтому ставка делалась на два двигателя Diamler-Benz мощностью 650 л.с. Для их обслуживания выделялось два механика. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. Рядом с двигателями находились топливные баки общим объёмом 3000 литров. Над двигателями выводились две выхлопные трубы. Для доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от двигателей предназначалось четыре вентиляционных люка в крыше корпуса и по три на каждом из спонсонов. Огонь из кормовых пулеметных установок также должны были вести механики.

Танк K-Wagen получился поистине был большим по всем параметрам. Его полный экипаж должен был включать, по различным данным, от 22 до 27(!) человек. Последний вариант имел следующий состав: командир, два водителя, артиллерийский офицер, 12 артиллеристов (заряжающие, наводчики, подносчики боеприпасов), 8 пулеметчиков (по два человека на каждый пулемет) и два механика. Зачем понадобилось комплектовать K-Wagen в буквальном смысле толпой танкистов нетрудно будет понять, если учесть консерватизм руководства Ставки Главного Командования. По мнению старых вояк для обслуживания одного орудия требовался штатный расчет. Видимо, для танка исключения решили не делать. То же самое касалось пулеметов – для них, как в пехоте, требовался стрелок и заряжающий.

Не менее оригинальной получилась ходовая часть K-Wagen. В отличии от тех же британских “ромбов” катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к корпусу танка, а к тракам гусениц. Траки были составными и собрались при помощи болтов и заклепок. Гусеничная цепь приводилась в движение ведущим колесом кормового расположения и перемещалась по рельсовым направляющим целиком охватывающим корпус. Верхние ветви гусениц, с передними и задними нисходящими ветвями, прикрывались бронированной крышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны.

Пока шли проектно-исследовательские работы СГК пересмотрело своё мнение относительно сверхтяжелых танков и их количества. Теперь вместо 100 машин требовалось изготовить только 10. В апреле 1918 года Военное ведомство заключило контракт на поставку первых пяти танков K-Wagen с шарикоподшипниковым заводом Riebe в Берлин-Вайсензее, а пять других предстояло получить от предприятия Wagonfabrik Wegman из Касселя.

Сейчас трудно сказать, как немецкое командование собиралось использовать сверхтяжелые танки. Если по вооружению вопросов к K-Wagen не возникало, то по части скоростных характеристик и подвижности на местности не было никакой определенности. Положение усугублялось не только огромной массой танка, что полностью препятствовало его самостоятельному выдвижению к линии фронта, но и полным отсутствием обзора с мест водителей. В результате 18 октября 1917 года Опытное отделение Инспекции автомобильных войск сделало логичный вывод о том, что использовать K-Wagen в качестве танка прорыва будет неприемлемо. Десять строившихся машин теперь предстояло задействовать в боях чисто оборонительного характера, тем более что обстановка на Западном фронте складывалась для Германии наихудшим образом.

Несмотря на массу технических недостатков строительство танков шло быстрыми темпами и к 11 ноября было почти собрано два K-Wagen. По различным данным их состояние оценивается от 70 до 90% готовности. Фотографии того времени по большей части подтверждают эту версию. После заключения перемирия необходимость в сверхтяжелых танках полностью исчезла. Тем не менее, представители Германии обратилось к союзному командованию с просьбой достроить хотя бы один K-Wagen и провести в 1919 году его испытания. Британцы не сильно возражали против продолжения работ по немецким танкам с расчетом на будущую выгоду, но для французов это был вопрос принципа. Ненависть ко всему немецкому была у них настолько высока, что практически всё немецкое трофейное вооружение они отправили на слом, передав лишь небольшую его часть своим новоиспеченным союзникам в Восточной Европе. Такая же незавидна участь постигла и танки K-Wagen – в начале 1919 года оба недостроенных прототипа отправили на слом.

Источники:
«Танки Первой Мировой Войны» (иллюстрированный справочник) сост.С.Л.Федосеев. Москва. АСТ\Астрель. 2002
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000» (иллюстрированный справочник) сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.

Копия оригинально чертежа танка K-Wagen образца 1918 г.
Рисунок танка K-Wagen образца 1918 г. (Horvat Tibor)

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА
“K-Wagen” образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА 150000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 22-27
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 12800
Ширина, мм 5900 (со спонсонами)
Высота, мм 3300
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре капонирные 77-мм пушки и семь 7,92-мм тяжелых пулемета Schwarzloze MG08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телесопические орудийные прицелы, оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 30 мм
крыша — 10 мм (?)
днище — 10 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Daimler-Benz, жидкостного охлаждения, мощностью 400 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа:
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ опорные катки крепившиеся к составным гусеничным тракам, задние ведущие колеса, рельсовые направляющие охватывающие корпус
СКОРОСТЬ 7,5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

aviarmor.net

СВЕРХТЯЖЁЛЫЙ ТАНК «К-WAGEN» («Колоссаль»). Танки Кайзера

СВЕРХТЯЖЁЛЫЙ ТАНК «К-WAGEN» («Колоссаль»)

В мае 1918 года итальянский офицер, апологет военной авиации Дж. Дуэ задумал обнародовать свои взгляды в форме фантастического романа «Крылатая победа». В книге он «снабдил» Германию двумя тысячами «колоссальных танков Круппа по 4000 т (!) весом, с 6 дизелями по 3000 л.с. (из них 2 запасных), со скоростью 4 км/ч, разбрызгивающих на площади полукруга радиусом в 100 м зажигательную жидкость, …экипаж — всего 2 человека». Такие монстры понадобились Дуэ исключительно для того, чтобы оттенить мощь предлагаемой им «межсоюзнической воздушной армии», сокрушающей в романе германскую и австрийскую армии ударами по тыловым коммуникациям. Разумеется, на самом деле подобных чудовищ в Германии строить не собирались, однако идея «подвижной крепости» всё же нашла своё крайнее выражение в виде первого воплощённого в металле сверхтяжёлого танка.

Уже в конце марта 1917 года Ставка Главного командования выдала требования на «сверхтанк» весом до 150 т. Фольмер получил от Инспекции автомобильных войск соответствующее задание. Военное министерство утвердило проект «К-Wagen» (Kolossal-Wagen или просто Kolossal) 28 июня 1917 года. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, две или четыре пушки калибра 50–77 мм, четыре пулемёта, два огнемёта, экипаж 18 человек, два двигателя по 200–300 л.с., сможет преодолевать ров шириной до 4 м. На разработку проекта и создание первого образца отвели год, но Ставка Главного командования сократила этот срок до восьми месяцев. Программа выглядела солидно — постройка 100 танков при первоначальном заказе на 10. Расчётная стоимость одной такой машины — не менее 500 тыс. рейхсмарок. Перед конструкторами стояла сложная задача — большинство узлов и деталей приходилось разрабатывать заново.

Схему танка «К» в целом заимствовали у англичан: гусеницы охватывали корпус, а вооружение — 4 пушки и пулемёты — устанавливалось в широких спонсонах и в бортовых амбразурах. Однако взаимное расположение отделений было аналогично A7VU: отделения управления и боевое — впереди, моторно-трансмиссионное — позади. При этом боевое отделение без спонсонов и моторно-трансмиссионное занимали примерно равный объём корпуса. Экипаж вновь оказался рекордным — 22 человека.

В отделении управления помещались два водителя. На крыше танка в передней части монтировалась цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше. Рубка предназначалась для командира танка и артиллерийского офицера.

Корпус танка собирался из больших катаных листов, крепившихся к каркасу заклёпками и болтами. Съёмные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках уширенной части спонсона имелись орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казённой части. Слева от ограждения находилось сиденье наводчика. Для наводки он пользовался телескопическим прицелом и соосными маховиками. В передней стенке спонсона у угла располагалась установка пулемёта MG.08. Такие же пулемётные установки имелись в узкой задней части спонсона, в бортах и лобовом листе отделения управления.

Огонь из задних пулемётов должны были вести механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии. Установка вооружения отвечала всё тому же требованию кругового обстрела — в любом направлении танк «К» мог сосредоточить огонь примерно равной плотности. На крыше спонсонов имелись вентиляционные решётки.

Сверхтяжёлый танк «Kolossal-Wagen».

Уже проектный вес танка заставил искать более мощные двигатели. Для моторной группы выбрали два мотора «Даймлер» по 650 л.с. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. Запас бензина составлял 3000 литров. Оригинальностью конструкции отличалась ходовая часть: катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к корпусу танка, а к тракам гусениц. Корпус по бокам был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и «обкатывались» гусеницы. Траки собирались с помощью болтов и заклёпок. Ведущее колесо — заднего расположения. Верхние ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями прикрывались бронекрышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны.

Планировалось оснастить танк средствами связи — место для радиста отвели перед двигательным отсеком. Для перевозки по железной дороге «К» мог разбираться на 15–20 частей. Как предполагалось осуществлять боевое применение таких колоссов, понять довольно трудно. Очевидно, командование верило в возможность прорвать в нескольких местах фронт союзников (вспомним фантастическую «машину кайзера») с помощью подвижных крепостей — идея, возникавшая в те годы во всех воюющих странах. Однако уже 18 октября 1917 года Опытное отделение Инспекции автомобильных войск признало, что танк типа «К» пригоден только для позиционной войны. По вооружению «К» представлял собой артиллерийскую и пулемётную батареи, установленные в одном «подвижном форте». Большое мёртвое пространство в поле обзора из рубки управления было терпимо только для «позиционного» танка.

Схема компоновки сверхтяжёлого танка «К».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА «К-Wagen»

Боевая масса, т: 150.

Экипаж, чел.: 22.

Высота, м: 3,3 (2,9 по крыше).

Длина, м: 12,8.

Ширина, м: 5,9 (3,1 без спонсонов).

Клиренс, м: 0,39.

Толщина брони, мм: лоб, борт — 30.

Вооружение: орудия — 4х77-мм; пулемёты — 6–7х7,92-мм MG.08.

Боекомплект: 8000 патронов.

Двигатель: марка — «Даймлер»; тип — карбюраторный; число цилиндров — 6; охлаждение — жидкостное; мощность, л.с. — 2х650.

Максимальная скорость, км/ч: 7,5.

Контракт на постройку пяти экземпляров «К» заключили с шарикоподшипниковым заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на пять других — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройку танков начали в апреле 1918-го. К концу войны на «Рибе» почти достроили один танк, для второго были готовы бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов, кроме двигателей. После поражения немцев и заключения Версальского мира всё это пошло на слом.

Заметим, что спустя четверть века в Германии снова были построены два самых тяжёлых танка — 180-тонные «Маус», также не принявшие участия ни в одном бою. Любопытно, что в обе мировые войны, уже после перелома хода событий не в свою пользу, немецкое военное руководство выдавало задания и выделяло ресурсы на «сверхтанки». Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза колоссы оказывались в роли мертворождённого дитя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Сверхтяжелый танк Колоссаль

Сверхтяжелый танк Колоссаль

Сверхтяжелый
танк  » Колоссаль»





Страна Германия
Производитель
Конструктор Фольмер
Год
создания
1917


 

Модификации:


Базовая орудия
4×77-мм

пулеметы 6-7×7,92 MG.08




Всего
было изготовлено 1 экземпляр.

Уже
в конце марта 1917 г.
Ставка главного командования определила требования на
«сверхтанк» массой до 150
тонн, и Инспекция автомобильных войск выдала Фольмеру соответствующее
задание.
Проект был утвержден военным министерством 28 июня 1917 г. и получил
обозначение
«К-Wagen» («Kolossal-Wagen» или
просто «Kolossal»), предполагал 30-мм броню,
две или четыре пушки калибра 50-77 мм, четыре пулемета, два огнемета,
экипаж 18
человек, два двигателя по 200-300 л.с, переход через рвы шириной до 4
м. Идея
«подвижного форта» получала развитие, неизбежно
ведшее в тупик. На разработку
проекта и постройку первого танка отвели год, но Ставка сократила этот
срок до
восьми месяцев. Претенциозная программа постройки 100 танков (при
нервом заказе
на 10) была трудно реализуема, большинство узлов приходилось
разрабатывать
заново.

Компоновочную
схему в целом
заимствовали у англичан и у A7VU: гусеницы охватывали корпус, а
вооружение
устанавливалось в широких спонсонах и в бортовых амбразурах. Впереди
располагались отделения управления и боевое, позади —
моторно-транемиссионное.
Экипаж вновь оказался рекордным — 22 человека. В отделении
управления
помещались два водителя. На крыше танка в передней части монтировалась
цилиндрическая рубка для командира танка и артиллерийского офицера,
снабженная
смотровыми щелями и люком. За ней располагались два круглых люка.

Корпус
танка собирался на
каркасе из больших катаных листов на заклейках и болтах. Съемные
спонсоны имели
сложную в плане форму, в передней и задней стенках уширенной части
спонсона
выполнялись орудийные амбразуры. В амбразуре устанавливалась 77-мм
капонирная
пушка с полуавтоматическим затвором на поворотной тумбе с
полуцилиндрическим
щитом. Пушки взяли из форта Идштайнер. Наводчик располагался на сиденье
слева
от ограждения казенной части пушки, пользовался телескопическим
прицелом и
соосными маховиками. В передней стенке спонсона ставился пулемет MG-08.
Такие
же пулеметные установки имелись в узкой задней части спонсона, в бортах
и
лобовом листе отделения управления. Огонь из задних пулеметов должны
были вести
механики, основной обязанностью которых было наблюдение за Двигателем и
трансмиссией. В любом направлении танк «К» мог
сосредоточить огонь примерно
равной плотности. На крыше спонсонов выполнялись вентиляционные решетки.

Уже
проектная масса танка
заставила искать более мощные двигатели. Для моторной группы выбрали
два
двигателя «Даймлер» по 650 л.с.. Выхлопные трубы с
глушителями и радиаторы
выводились на крышу в задней части корпуса. Оригинальную
«орбитальную»
конструкцию имела ходовая часть. Гусеница состояла из чередующихся
внутренних и
внешних траков, а соединявшие их болты служили осями для катков с
ребордами.
Корпус по бокам был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и
обкатывались
гусеницы. Такая гусеница ранее была опробована на тракторе
«Орион». К ее
достоинствам относились уменьшение потерь на трение в шарнирах и
повышение КПД
гусеничного хода, однако увеличение массы гусеницы практически сводило
их на
нет. Траки собирались на болтах и заклепках. Ведущее колесо —
заднего
расположения. Верхние ветви гусениц прикрывались крышей, переходящей в
изогнутые бронеэкраны.

Предполагалось
оснастить
танк средствами связи — для радиста было отведено место в
центре корпуса. Для
перевозки по железной дороге «К» мог разбираться на
15-20 частей. Как мыслилось
поначалу боевое применение колоссов, понять трудно. Однако уже 18
октября 1917
г. Опытное отделение Инспекции автомобильных войск признало, что танк
типа «К»
пригоден только в качестве средства позиционной войны. По вооружению
«К»
представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в
одном
корпусе.

Контракт
на постройку пяти
танков «К» выдали шарикоподшипниковому заводу
«Рибе» в Берлин-Вайсензее, еще на
пять — «Вагонфабрик Вегман» в Касселе
(вагоностроительные заводы начали
использовать уже на заре танкостроения). Постройку начали в апреле 1918
г. К
концу войны на «Рибе» почти достроили один танк,
для второго были готовы
бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов кроме двигателей. Все
это
пошло на слом после поражения Германии.

Заметим,
что спустя четверть
века в Германии снова построили два самых тяжелых танка —
180-тонные «Маус»,
также не принявшие участия ни в одном бою. В обе мировые войны, уже
после
перелома хода событий не в пользу Германии, германское военное
руководство
выдавало задание и выделяло ресурсы на
«сверхтанки». Оба раза конструкторы
закладывали в эти монстры ряд оригинальных решений, и оба раза монстры
оказывались мертворожденными.

 
     

 


Технические
характеристики: 












Боевая
масса, т.
150
Длина, м. 12,8
Ширина, м 5,9
Высота, м. 3,3
Тип
двигателя
2 ×
«Даймлер»
Мощность,
л.с.
2 x 650
Максимальная
скорость, км/ч
7,5
(расчетная)
Запас
хода, км
Толщина
брони, мм.
30
Экипаж 22 человека
Вооружение орудия
4×77-мм

пулеметы 6-7×7,92 MG.08


Источники:
Танки Певой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.

           
           
 www.militiahungarorum.extra.hu


  




 

www.tankibtr.narod.ru

Опытный сверхтяжелый танк «K-Wagen» («Колоссаль»)

Уже проектный вес танка заставил искать более мощные двигатели. Для моторной группы выбрали два двигателя «Даймлер» по 650 л.с, установленных параллельно в изолированном моторном отделении. С коробкой передач двигатели соединялись карданными валами, выведенными через отверстия в стенке, отделявшей моторное отделение от транс-миссионного. Была разработана система электрического дистанционного управления сцеплением (системы «Вулкан»). Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы двигателей выводились на крышу в кормовой части корпуса. Запас бензина составлял 3000 л.
Оригинальностью конструкции отличалась ходовая часть: катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к корпусу танка, а к тракам гусениц. «Ширина колеи» катков составляла 495 мм. Корпус по каждому борту был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и «обкатывались» катки траков гусеницы. Такая гусеница ранее была опробована на тракторе «Орион». К ее достоинствам относились уменьшение потерь на трение в шарнирах и увеличение КПД гусеничного хода, однако увеличение массы гусеницы практически сводило эти достоинства на нет. Траки собирались на болтах и заклепках. Ведущее колесо — заднего расположения. Корпус подвешивался к ходовой части на винтовых пружинах. Верхние ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями прикрывались бронекрышей, переходящей в изогнутые бронеэкраны. Нижняя ветвь гусеницы шла по дуге большого радиуса – в соответствии со взглядами тех лет, это должно было обеспечить лучшую поворотливость и меньшее сопротивление движению на твердом грунте и увеличение проходимости на мягком, за счет погружения гусениц в грунт и увеличения площади опорной поверхности.

Опытный сверхтяжелый танк «K-Wagen»

Предполагалось оснастить танк средствами связи – для радиста отвели место перед моторным отделением. Для связи отделения управления с механиками в моторном отделении в корпусе прокладывались переговорные трубы (так что моторное отделение можно назвать «машинным», по аналогии с кораблями).
Для перевозки по железной дороге «K-Wagen» мог разбираться на 15 –20 частей. Сейчас довольно трудно понять, каким образом предполагалось осуществлять боевое применение таких гигантов. Если по вооружению вопросов к «K-Wagen» не возникало, то по части скоростных характеристик и подвижности на местности не было никакой определенности. Положение усугублялось не только огромной массой танка, что полностью препятствовало его самостоятельному выдвижению к линии фронта, но и полным отсутствием обзора с мест водителей. Очевидно, командование верило в возможность прорвать в нескольких местах фронт союзников (вспомним фантастическую «машину кайзера») с помощью подвижных крепостей – идея, возникавшая в те годы во всех воюющих странах. Однако уже 18 октября 1917 года Опытное отделение Инспекции автомобильных войск признало, что использовать «K-Wagen» в качестве танка прорыва будет неприемлемо. По вооружению он представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в одном «подвижном форте». Большое мертвое пространство в поле обзора из рубки управления было терпимо только для «позиционного» танка. Строившиеся машины теперь предстояло задействовать в боях чисто оборонительного характера, тем более что обстановка на Западном фронте складывалась для Германии наихудшим образом.

Контракт на постройку пяти экземпляров танка «K-Wagen» был выдан шарикоподшипниковому заводу «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на пять других – заводу «Вагонфабрик Вегман» в Касселе (а вовсе не «заводам Круппа», на которые литература всего мира привыкла списывать весь «милитаризм» германской промышленности). Постройка танков началась в апреле 1918 г. Несмотря на массу технических недостатков, строительство танков шло быстрыми темпами. Была разработана технология сборки танка «K-Wagen» с использованием мостового подъемного крана и специальных повозок. В качестве вспомогательного предусматривали выполнить самоходный стреловой кран на шасси трактора-транспортера A7V (очевидно, с расчетом на его использование для сборки и разборки гигантского танка при его перевозках). К концу войны на заводе «Рибе» был почти достроен один танк, для второго были готовы бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов кроме двигателей.

Сборка двух танков K-Wagen в заводском цеху.

После заключения перемирия необходимость в сверхтяжелых танках полностью исчезла. Тем не менее представители Германии обратилось к союзному командованию с просьбой достроить хотя бы один «K-Wagen» и провести в 1919 году его испытания. Британцы не очень возражали против продолжения работ по немецким танкам с расчетом на будущую выгоду, но для французов это было дело принципа. Ненависть ко всему немецкому была у них настолько высока, что практически всё немецкое трофейное вооружение они отправили на слом, передав лишь небольшую его часть своим новоиспеченным союзникам в Восточной Европе. Такая же незавидная участь постигла и танки «K-Wagen» – в начале 1919 года оба недостроенных прототипа отправили на слом.
Заметим, что спустя четверть века в Германии снова были построены два самых тяжелых танка – 180-тонные «Маус», также не при­нявшие участия ни в одном бою. В обе миро­вые войны, когда ситуация складывалась не в пользу Германии, германское военное руководство выдавало задание и выделяло ре­сурсы на «сверхтанки». Оба раза конструкто­ры закладывали в них оригинальные идеи и решения, и оба раза монстры оказывались мертворожденными.

Источники:
1. Сост. Холявский Г. Л. Полная энциклопедия танков мира. 1915 – 2000 гг. – Минск, ООО «Харвест», 2006. – 576 с., ил.
2. Федосеев С. Л. Первые германские танки. «Тевтонский ответ». – М.: Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2011. – 128 с., илл. – (Серия «Война и мы. танковая коллекция»).
3. Федосеев С. Л. Танки кайзера (Германские танки 1-й мировой войны). – «Бронеколлекция», 1996, № 5.
4. Федосеев С. Л. Танки Первой Мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 288 с.

tanki.wanka.ru

НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ: Сверхтяжелый танк «Колоссаль» («К-Wagen»)

В 1918 году Джулио Дуэ (Giulio Douhet; 1869-1930) —
итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (в 20-х гг. начальник
ВВС Италии) — опубликовал фантастическое произведение «Крылатая победа»,
в котором на вооружении у Германии были сверхтанки — «колоссальные
танки Круппа». Эти гигантские танки хоть и не обладали большой скоростью
(4 км/ч), весили 4000 тонн, имели 6 дизелей по 3000 л. с. и вели огонь
зажигательной жидкостью, но управлялись небольшим экипажем, в который
входили 2 (!) человека.
Фантасика Дж. Дуэ таковой и остается, Германия
вовсе не собиралась создавать подобных монстров, однако, идея
сверхтяжелого танка все же нашла свое воплощение.

Ставка Главного командования в конце 1917 года выдала
требования на «сверхтанк» весом до 150 тонн. От Инспекции автомобильных
войск Й. Фольмер получил соответствующее задание. 28 июня 1917 года
Военным министерством был утвержден проект «К-Wagen» (Kolossal-Wagen, Kolossal или K).

Танки K-Wagen, Mark VIII Liberty и Fiat 2000

Предположительно танк «Колоссаль» должен был иметь:

  • броню 30-мм;
  • 18 человек в экипаже;
  • две или четыре пушки калибра 50-77 мм;
  • 2 двигателя по 200-300 л.с.;
  • 4 пулемета;
  • 2 огнемета;
  • возможность преодолевать ров до 4 метров.

Сверхтяжелый танк «Колоссаль»

Нажмите на изображение для увеличения

Срок разработки и создания первого образца был
сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа
выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков «Kolossal-Wagen» при
первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная
стоимость одного «К-Wagen». Но большинство деталей и узлов необходимо
было создать заново, т.е. перед конструкторами стояла довольно сложная
задача.

В целом схема танка «Kolossal» была позаимствована у англичан:

  • гусеницы охватывали корпус
  • вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах

Аналогично немецкому опытному танку первой мировой войны A7VU
на танке «Колоссаль» было взаимное расположение отделений:
моторно-трансмиссионное — позади, отделения управления и боевое —
впереди. Причем моторно-трансмиссионное и боевое отделение без спонсонов
занимали приблизительно равный объем корпуса. 22 человека — это опять
рекордный экипаж. Два водителя находились в отделении управления.
Цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по
периметру и люком в крыше была смонтирована на крыше танка в передней
части. Для командира танка и офицера-артиллериста была предназначена
рубка.

Схема компоновки танка «Kolossal»

Нажмите на изображение для увеличения

Из (крепившихся к каркасу заклепками и болтами)
больших катаных листов собирали корпус танка «Kolossal-Wagen». Съемные
спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней
стенках части спонсона были орудийные амбразуры, в которые
устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором.
Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с
полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Сиденье наводчика
находилось слева от ограждения. Для наводки он использовал
телескопический прицел и соосные маховики. Установка пулемета MG.08
располагалась в передней стенке спонсона у угла.Такие же пулеметные
установки находились в бортах и лобовом листе отделения управления, в
узкой задней части спонсона. Механики, основной обязанностью которых
являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии, должны были
вести огонь из задних пулеметов. Танк «Колоссаль» мог сосредоточить
огонь примерно равной плотности любом направлении, т.е. установка
вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела.

Однако, исходя из проектного веса танка нужно было
искать более мощные двигатели. Были выбраны два мотора «Даймлер» по 650
л. с. для моторной группы. На крышу в задней части корпуса были выведены
радиаторы и выхлопные трубы с глушителями. 3000 литров — таков был
запас топлива. Ходовая часть отличалась оригинальностью конструкции —
катки с ребордами по типу железнодорожных крепились к тракам гусениц, не
к корпусу танка «К-Wagen». По бокам корпус был охвачен рельсовыми
направляющими, по которым и «обкатывались» гусеницы. С помощью болтов и
заклепок собирались траки. Ведущее колесо — заднего расположения.
Бронекрышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны, прикрывались верхние
ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями.

Танк «Kolossal» планировали обеспечить средствами
связи, перед двигательным отсеком было место радиста. При
транспортировке по железной дороге танк мог быть разобран на 15-20
частей. Но довольно сложно предположить, как планировалось применять
«Kolossal-Wagen» в первой мировой войне. Вероятно, командиры верили в
реализацию идеи, существовавшую тогда во всех армиях — прорыв фронта в
нескольких местах при помощи подвижных крепостей. Но увы — 18.11.1917
года танк «Колоссаль» был признан Опытным отделением Инспекции
автомобильных войск пригодным только для позиционной войны.
Ведь мертвое пространство (и не малое) в поле обзора из рубки
управления было терпимо только для «позиционного» танка, а по вооружению
танк «К-Wagen» представлял собой, установленные в одном «подвижном
форте», артиллерийскую и пулеметную батареи.

Постройка танков «K-Wagen» на заводе «Рибе»

Нажмите на изображение для увеличения

Контракты на постройку пяти «К-Wagen» был заключен с
заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков — с
«Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройка танков «Колоссаль» была начата
в апреле 1918 года. В конце первой мировой войны на
заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго
были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и
бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир.
Через четветрть века уже в фашистской Германии были построены два самых тяжелых танка «Маус» (180 тонн), которые тоже не приняли участия в боях.

Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка «Колоссаль»

Боевая масса, т

150

Экипаж, чел.

22

Габаритные размеры, мм

длина

12800

ширина

5900

высота

3300

клиренс

390

Броня, мм:
лоб, борт

30

Вооружение

четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08

Двигатель

«Даймлер», 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, два мощностью по 650 л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

7,5

Запас хода, км

tank-german.blogspot.com

Опытный сверхтяжелый танк «K-Wagen» («Колоссаль»)

В мае 1918 г. итальянский офицер Дж. Дуэ задумал обнародовать свои взгляды на средства и способы ведения современной войны в форме фантастического романа «Крылатая победа». В книге он «снабдил» Германию двумя тысячами «колоссальных танков Круппа по 4000 т весом, с 6 дизелями по 3000 л.с. (из них два запасных), со скоростью 4 км/ч, разбрызгивающих на площади полукруга радиусом в 100 м зажигательную жидкость, экипаж – всего два человека». Такие колоссы понадобились Дуэ исключительно для того, чтобы оттенить мощь и значение предлагавшейся им «межсоюзнической воздушной армии», сокрушающей в романе германскую и австрийскую армии ударами по тыловым коммуникациям. Можно понять, что после первых потрясений 1914 года от огня германской тяжелой артиллерии и газовых атак 1915 года союзники постоянно ожидали от Германии неких «технических монстров». На самом деле подобных чудовищ в Германии строить не собирались, но идея «подвижной крепости» все же нашла свое крайнее выражение в виде первого воплощенного в металле сверхтяжелого танка.
Уже в конце марта 1917 г. Ставка Главного Командования выдала требования на «сверхтанк», названный поначалу «скромно» Gross Kampfwagen («большая боевая машина») массой до 150 тонн. Й. Фольмер получил от Инспекции автомобильных войск соответствующее задание на разработку. Проект танка был утвержден военным министерством 28 июня 1917 г. и стал известен под обозначением «K-Wagen» (Kolossal-Wagen или просто Kolossal — модное тогда словечко в Германии). Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, две или четыре пушки калибра 50 – 77 мм, четыре пулемета, два огнемета (снова огнеметы!), экипаж 18 человек, два двигателя по 200 – 300 л.с., сможет преодолевать ров шириной до 4 м. На разработку проекта и создание первого образца отвели год, но Ставка Главного командования сократила этот срок до восьми месяцев. Программа выглядела солидно – постройка 100 танков при первоначальном заказе на 10, но была вряд ли реализуема. Расчетная стоимость одной такой машины – не менее 500000 рейхсмарок. Перед конструкторами стояла сложная задача – большинство узлов и деталей приходилось разрабатывать заново.

Схему компоновки «K-wagen» в целом заимствовали у англичан: гусеницы охватывали корпус, а вооружение устанавливалось в широких спонсонах и в бортовых амбразурах. Однако взаимное расположение отделений было аналогично A7VU – впереди располагалось отделение управления, в средней части – боевое, в задней – моторное и трансмиссионное. При этом обитаемое отделение без спонсонов и моторно-трансмиссионная группа занимали примерно равный объем корпуса. Количество экипажа вновь оказалось рекордным – от 22 до 27 человек (самая большая численность экипажа для когда-либо построенных «в железе» танков). Последний вариант имел следующий состав: командир, два водителя, артиллерийский офицер, 12 артиллеристов (заряжающие, наводчики, подносчики боеприпасов), 8 пулеметчиков (по два человека на каждый пулемет) и два механика. Зачем понадобилось комплектовать «K-Wagen» в буквальном смысле толпой танкистов можно будет понять, если учесть консерватизм руководства Ставки Главного Командования. По мнению старых вояк для обслуживания одного орудия требовался штатный расчет. Видимо, для танка исключения решили не делать. То же самое касалось пулеметов – для них, как в пехоте, требовался стрелок и заряжающий.

Схема компоновки танка «К-Wagen». Хорошо видно разделение на отделения управления, боевое, моторное и трансмиссионное, а также стремление обеспечить равную «огневую мощь» в нескольких секторах одновременно.

В отделении управления помещались два водителя. На крыше танка в передней части монтировалась цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше. Рубка предназначалась для командира танка и офицера-артиллериста.
Корпус танка собирался на каркасе из крупных листов катанной стальной брони на заклепках и болтах. Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках уширенной части спонсона выполнялись орудийные амбразуры. В амбразуре устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Наводчик располагался на сиденье слева от ограждения, пользовался телескопическим прицелом и соосными маховиками наводки, по бокам от установки размещались помощник наводчика и заряжающий. В передней стенке спонсона, у угла, располагалась установка пулемета MG.08, обслуживаемого пулеметчиком и его помощником (т. е. в передней части спонсона размещалось до 5 человек). Такие же пулеметные установки имелись в узкой задней части спонсона, в бортах и лобовом листе отделения управления.

Сверхтяжелый танк «Kolossal-Wagen»

Огонь из задних пулеметов должны были вести механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии. Установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела – в любом направлении танк «К» мог сосредоточить огонь примерно равной плотности. На крыше спонсонов имелись вентиляционные решетки.

(Окончание следует)

tanki.wanka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о