Основной боевой танк М60 (США)

Характеристики основного боевого танка М60

Страна: США
Тип: Основной боевой танк
Дата выпуска: 1960 г.
Длинна: 9,44 м
Ширина: 3,63 м
Высота: 3,64 м (по крыше командирской башенки)
Броня, лоб: 120 мм
Броня, борт: 50-76 мм
Броня, башня: 25-180 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 1х дизель Continental AVDS-1790-2C, мощностью 750 л.с.
Дальность хода: 480 км
Максимальная скорость: 48,3 км/ч
Масса: 52,61 тонн
Вооружение:
  • 1х 105-мм пушка М68 (63 выстрела)
  • 1х 7,62-мм пулемет М73 (5950 патронов)
  • 1х 12,7-мм пулемет М85 (900 патронов)
  • «Американский основной боевой танк M60. История создания, описание конструкции, основные модификации и боевое применение танка»


    История создания танка M60

    Основной боевой танк M60 — первый танк этого типа в армии США. Его разработка началась в 1957 году фирмой «Крайслер», в противовес советскому среднему танку Т-54, и была дальнейшим развитием конструкции танка M48 «Паттон III». Работы были закончены довольно быстро — уже в марте 1959 года M60 (прототипы назывались ХМ60) прошел ходовые испытания, и получил наименование 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60.

    Серийное производство M60 велось на заводе Detroit Tank Plant с 1960 по 1987 год, всего за это время было изготовлено 15221 машин, правда включая как собственно танки, так и инженерные машины на том же шасси. Кроме США производством основного танка M60 занималась итальянская фирма ОТО Melara, выпустившая 200 танков М60А1.

    С начала 1960-х и до конца 1970-х г.г., танк M60 стал основной боевой машиной армии США, однако участия в боевых действиях со стороны США, почти не принимал. На Вьетнамскую войну его по каким-то причинам не отправляли, а к началу операции «Буря в пустыне», M60 уже порядочно устарел, и несколько десятков использовавшихся против Ирака танков этого типа, использовались скорее в роли вспомогательных. Единственное действительно «боевое» применение M60 в американской армии — это вторжение США на Гренаду в 1983 году, но и тут M60 использовались в очень малых количествах.

    Чертеж американского основного танка M60

    Уже к началу 1980-х г.г., танки типа M60 не удовлетворяли армейское командование, к тому же на вооружение были приняты более совершенные основные танки M1 «Абрамс», поэтому понемногу их стали выводить в резерв, а затем и вовсе сняли с вооружения. Тем не менее, машина оставила о себе память как надежный, сравнительно не сложный в ремонте и техобслуживании танк, способный действовать без существенных доработок в самых различных климатических условиях.

    В разные годы, танки M60 состояли на вооружении: Афганистана, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Греции, Египта, Израиля, Италии, Иордании, Ирана, Испании, Йемена, Ливана, Марокко, Омана, Португалии, Саудовской Аравии, США, Таиланда, Тайваня, Туниса и Турции.

    В некоторых из перечисленных государств, модификации M60 несут службу и поныне.

    Танк M60, вид сбоку

    Конструкция танка M60

    Американский основной боевой танк M60 имеет классическую компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

    Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную у танка М48А2, однако в конструкции башни есть и ряд изменений, в частности лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка М48А2 и установлена новая командирская башенка увеличенного размера. В башне размещены места 3-х членов экипажа.

    Рабочее место механика-водителя располагается по продольной оси корпуса танка. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка, непосредственно за креслом размещен блок из 6 аккумуляторных батарей.

    Основным вооружение танка M60: 105-мм пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

    Пушка не стабилизирована, заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

    Кроме пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15″ до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола.

    Основной боевой танк M60 (США)

    Оборудование танка включает:

    • Монокулярный прицел-дальномер М17С, (для командира танка) с базой 2000 мм и 10-кратным увеличением.
    • Перископический прицел М31 и телескопический прицел М105С (для наводчика). Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом.
    • Указатель азимута М28А1 и указатель квадранта М13А1, для стрельбы с закрытых позиций.
    • Пулеметный прицел М71-28С (для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям) и прибор наблюдения М34 в командирской башенке.
    • УКВ радиостанцию AN/GRC и танковое переговорное устройство AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона.
    • Фильтро-вентиляционную установку Е37Р1, а также комплект танковых противогазов и капюшонов для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.
    • Дополнительно танк оборудован рентгенметром, автоматической системой пожаротушения, обогревателями для экипажа.

    Система управления огнем танка включает:

    • Баллистический вычислитель M13A1D (копия аналогичного с М48А2) автоматически устанавливающий сетки прицела и прицел-дальномера в положение, соответствующее замеренной дальности. При этом поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
    • Баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел.

    Двигатель и ходовая часть:

    Двигатель танка M60 дизельный (в отличие от бензинового на  M48), герметизированный, и как следствие, может работать в воде. Двигатель устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. По умолчанию двигатель снабжен теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи.

    Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до — 30°С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.

    Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2 (по опорных катков на борт), но без натяжных роликов, с более жесткими торсионными валами. Средние опорные катки и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на 1 и 6 опорных катках установлены ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Гусеницы обрезиненные.

    Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.

    Модификация M60A2 сильно отличается от того, что делали на основе танка M60 до и после.

    Модификации танка M60

    • М60 — первый серийный вариант. Боевая масса танка 49,71 т. Серийное производство с 1960 по 1962 год. Изготовлено 2202 единицы.
    • М60А1 (1962 г.) — новая несимметричная литая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной снарядостойкостью (толщина лобовой брони — 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа. Усовершенствованная система управления огнем (в том числе установлены приборы для ночной стрельбы). Рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части. Танк оснащен усовершенствованными устройствами преодоления водных преград по дну.
      С 1962 по 1980 год изготовлено 7849 танка модификации М60А1.
    • М60А2 (1972 г.) — танк огневой поддержки с новой литой башней сложной конфигурации. Вооружение: 152-мм орудие-пусковая установка М162 (стрельба обычными снарядами и ПТУР MGM51C «Шиллейла»), спаренный пулемет М73 и зенитный пулемет М85. Боекомплект: 33 выстрела и 13 ПТУР. Боевая масса 46,332 т.
      С 1972 по 1975 года изготовлено и переоборудовано из танков М60А1 526 единиц.
    • М60АЗ (1978 г.) — модернизированный основной основой танк. Установлена новая  система управления огнем, включающая лазерный дальномер AN/VVG-2, электронный баллистический вычислитель М21, перископический комбинированный прицел/прибор наблюдения М36Е1 и восемь стеклоблоков М41, установленных в командирской башенке. Установлены взаимозаменямые активные и пассивные модули приборов ночного видения. Подсветка ИК-приборов осуществляется с помощью более экономичного и мощного ксенонового прожектора. Пушка оснащена теплозащитным кожухом пушки. Также установлены спаренный пулемет М240, два 6-и ствольных дымовых гранатомета М239, двигатель заменен на AVDS-1790-2C. Боевая масса 52,62 т.
      Изготовлено 1811 единиц, 5661 переоборудовано из танков М60А1.

    Саперный танк M728. Несмотря на «ракетомет» вместо пушки, такой вариант M60 всё ещё остается танком

    • М60АЗ TTS (1979 г.) — TTS (Tank Termal Sight) — М60АЗ с тепловизионным прицелом наводчика AN/VGS-2. Автоматический контур системы управления оружием включает танковый баллистический вычислитель М21, командирский прицел-дальномер AN/VVG-2, прицел наводчика AN/VSG-1, стабилизатор оружия и баллистический привод М10А4, датчики атмосферных параметров.
    • М60АЗ ERA (1988 г., Explosive Reactive Armour) — танки М60АЗ оснащенные навесной динамической защитой. Каждый комплект состоит из 49 металлических коробок МI и 42 коробок М2, заполненных взрывчатым веществом. Боевая масса 54,4 т.
      В модификацию ERA переоборудовано 170 танков.
    • М60А4 (нереализованный проект) — перевооружение танка 120-мм гладкоствольной пушкой, и замена двигателя на новый, мощность 1050 л.с. Планировалось также оснастить танк автоматической трансмиссией, накладной броней, усовершенствовать ходовую часть и воздушные фильтры.

    Также на базе танка M60 были созданы вспомогательные машины:

    • Саперный танк М728 (на базе М60А1). Предназначен для выполнения военно-инженерных работ на поле боя. Оснащен бульдозерным отвалом М9 и А-образной стрелой крана грузоподъемностью 9 т. В походном положении стрела опускается за башню. М728 оснащен двухскоростной лебедкой с тяговым усилием 27,2 т (на корме башни) с отбором мощности от двигателя танка. Общая длина троса 61 м.
      Саперный танк М728 вооружен короткоствольной 165-мм пушкой M135 (30 выстрелов) с дальностью эффективного огня 1000 м. Также машина оснащена 7,62-мм пулеметом М73 и 12,7-мм пулеметом М85.
      С 1966 по 1972 год изготовлено 243 саперных танка М728. Интересно, что в отличие базового танка M60, М728 принимали участие во Вьетнамской войне.
    • Мостоукладчик М60 AVLB — мостоукладчик на базе танка M48 без изменений перенесенный на шасси М60. Мост выполнен из высокопрочных алюминиевых сплавов, длина моста составляет 19,2 м, ширина проезжей части — 3,8 м. Время укладки моста на преграду — 3 мин., снятия с преграды — 10 мин. Укладка на преграду, а также снятие моста с нее могут осуществляться без выхода экипажа из машины.
      Изготовлено около 400 единиц М60 AVLB.

    Американские танки семейства M60 — первые ОБТ на вооружении армии США

    Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

    armedman.ru

    M60A2 «Starship» » Военное обозрение

    История создания

    В 60-е годы прошлого столетия угроза войны с Советским союзом настолько пугала западноевропейскую и американскую общественность, что эта общественность безропотно позволяла тратить огромные суммы на различные оборонные проекты. В том числе и на явно неудачные или слишком амбициозные. Одной из таких «мертворожденных» идей была разработка совместного американо-западногерманского основного боевого танка MBT-70. Едва ли не главной предпосылкой неудачи стала попытка совместить в одном флаконе две школы танкостроения – немецкую и американскую. Слишком уж разными они были. Настолько разными, что споры между конструкторами велись буквально за каждую мелочь. Единственной деталью танка, о целесообразности которой никто не задумывался, была его пушка/пусковая установка ХМ-150 калибром 152 мм. Все дело в том, что к 60-м годам эволюция размеров управляемых ракет уже позволяла втиснуть ее в тонкие рамки орудийного ствола, а существующие в США стандартные танковые орудия калибром 90 и 105 мм не могли уверенно пробивать новые советский Т-54/55 в лобовой проекции. Панацеей могли оказаться управляемые противотанковые ракеты MGM-51 Shillelagh, диаметр которых составлял столь необходимо малые 150 мм. Ракеты сырые, ненадежные и очень, очень дорогие, но именно они были призваны стать ассиметричным ответом советским танковым армадам.

    Американское военное руководство отлично осознавало тот факт, что принять МВТ-70 на вооружение им никто не даст. Мало того что проект изначально был обречен на провал, хотя и послужил неплохим прототипом для отработки новых идей, так еще и логистическая картина складывалась для звездно-полосатых не лучшим образом. Имея на вооружении 76, 90, 120 мм танковые снаряды и 152 мм боеприпасы низкого давления (только для М551 Шеридан) добавлять еще один тип как минимум глупо (у ХМ-150 боеприпасы были более высокой кинетики, чем у шеридановской М81). Однако броня советов вполне различимо виднелась из-за железного занавеса, а «поиметь» ракетный танк страсть как хотелось. Решение нашлось мгновенно. Взяли орудийную систему М81 с Шеридана и поставили на новейший американский танк того времени – которым оказался М60 Patton.


    Чтобы поставить на танк новую пушку, разрабатывать «с нуля» его не нужно, достаточно изобрести новую башню, а корпус использовать старый, как есть. И если еще со времен Второй мировой войны подобная задача успешно решалась танкостроителями «малой кровью», то в этом конкретном случае все получилось с точностью до наоборот. Первые деньги на проект, получивший название М60А2, конгресс США выделил в 1966 году, наивно полагая уже через год увидеть результаты. Реальность оказалась несколько иной. На выбор конструкторами было предложено 4 варианта турелей одна другой краше. Только турель модели «D» была схожа с оригиналом. Остальные три имели достаточно странную форму и приплюснутый силуэт. Военные все же выбрали модификацию «В» считая, что меньший забронированный объем приведет к уменьшению общей массы танка и, следовательно, повышению его маневренности, которая у первоисточника М60А1 была далеко не на высоте. История показала, что погоня за эргономикой не всегда дает положительный результат. Помимо того, что конструкторам пришлось решить массу проблем, связанных именно с малым объемом, новая башня получилась на 5 тонн тяжелее, да и до ума ее доводили вплоть до 1971 года. К этому времени проект МВТ-70 превратился в ХМ-803, а затем окончательно канул в Лету. М60А2 остался последним предсерийным танком оснащенным комплексом управляемого вооружения. Но флагмана и пионера из него явно не получилось. А что же получилось?
    Прототип танка с башней модели D и 20мм автоматической пушкой


    Существовал и такой прототип на шасси Т95

    Особенности конструкции
    Первые серийные машины сошли с конвейера в 1973 году (по некоторым данным в 1974) и на 1975 год их успели произвести в количестве 526 штук. Любопытно, что по данным армейской приемки танков поступило 540. И самой первой болезнью танка стал его вес. Дело в том, что в ходовой М60А1 были успешно применены алюминиевые опорные катки со стальными накладками (в отличие от цельностальных в М48), вот эти то катки и не выдерживали дополнительного веса башни. Пришлось ставить более крепкие. Этим, отчасти, объясняется применение цельностальных катков в М60А3. Проходимость, да и вообще ходовые характеристики, новой модификации стали еще хуже чем у первоисточника. Дальше больше. Опять логистика виновата. Танк это не только боевая машина, но еще и инфраструктура, которая эту боевую машину довозит на поле боя, увозит с него при необходимости, мосты ему ставит там… Так вот вся эта карусель снабжения была «заточена» под 52-тонный танк, но никак не под 57-тонный.


    Продолжая путешествие в мир американских танковых парадоксов нужно сказать, что одним из существенных недостатков новой модификации Паттона стало его орудие. Да-да, та штука, ради которой все затевалось, оказалась изъяном конструкции. Стрельба кинетическими боеприпасами давала сильнейшую отдачу, а размер самих снарядов сократил боекомплект танка практически вдвое, что не могло не сказаться на потенциале боеспособности. Если обычный Паттон возил с собой 67 снарядов, то М60А2 только 33 кинетических и 13 управляемых ракет. Новое вооружение принесло с собой все тот же ворох проблем, который так радовал танкистов на Шериданах. Это и отсыревающая сгораемая гильза, которая рассыпается в руках или не входит в казенник, и тлеющие угольки, залетающие в боевое отделение после выстрела, грозящие поджечь весь боекомплект. Одно благо – решения уже были отработаны и внедрены на М551, поэтому установка продувочного комплекта ствола и новые целлофановые пакетики для гильз все решили. Опять же, живучесть ствола на уровне 100-200 выстрелов в противовес 1000 на М60А1.


    Обратите внимание, слева стоит машина с эжектором на стволе, а справа с установленной системой продувки



    Концепция применения М551 не предусматривала прямого противостояния с танками противника, а исключительно работу из засад и на опережение. Поэтому особенность Шиллейлы становиться на боевой взвод метров через 700 полета была не так важна. Совсем другое положение у тяжело бронированной машины. Для танка вполне нормальная ситуация вести маневренный бой с аналогичной бронетехникой. И что в итоге происходит, если вдруг Т-54 выскакивает из ближайшего оврага в 200 метрах от ракетного Паттона? Экипаж последнего начинает судорожно доставать заряженный ПТУР и менять его на кумулятивный снаряд, если успевает, конечно.

    Эргономика боевого отделения – отдельная песня. Системы управления были показушно роскошными, слишком яркими и исключительно сложными для танка. Благодаря необычной форме башни все члены экипажа были физически изолированы друг от друга. Что при этом делать, если по какой-то причине выходило из строя ТПУ история умалчивает. Если члена экипажа ранили, то его спасение остается исключительно на его совести, потому что снизу не поможешь, а сверху у каждого был свой лючок, который в боевой обстановке тоже задраен. Да-да, три люка на башне и один в корпусе для мехвода, чтобы броня крепче была, так сказать. Необычная форма самой башни тоже внесла вклад. По большому счету нормально видел поле боя только командир. Заряжающий и наводчик видели каждый свою половинку, а мехвод, понятное дело, жадно вглядывался вперед. Приплюснутая форма башни хоть и давала некоторое уменьшение силуэта имела практически такую же высоту и длину, как и у М60А1, так что особой функции кроме уменьшения рабочего пространства экипажа и изоляции их друг от друга такая «фишка» не несла. А еще, как интересный факт, М60А2 был на 5 см выше предшественника, такое вот снижение заметности.


    Были у танка и преимущества, так, например, лазерный дальномер и электронный комплекс управления огнем существенно повышали вероятность поражения цели, а тепловизионная оптика и ее обнаружения. Впрочем, эти достоинства явно терялись в нескончаемом потоке недостатков.

    Служба в частях

    В боевых действиях танк участия никогда не принимал, но немного послужил в Западной Германии. Первые машины начали поступать к 1974 году. Комплектовались ими части на наиболее танкоопасных направлениях, причем там, где местность наименее пересеченная. В этом случае дальнобойность ракет и их возможность уверенно поражать цель давала явное преимущество. Существовали как полностью оснащенные М60А2 подразделения, так и частично. Военные экспериментировали, поскольку концепция применения новой техники еще не была отработана. Встречаются даже упоминания об оснащении инженерных подразделений этими танками, но, вероятно, очевидец спутал их с М728 в первом приближении схожими со «Старшипами».


    Инженерная М728 действительно похожа

    Сразу же на машину посыпались множественные нарекания. В основном по поводу переусложненной электроники. Кроме того, вся эта начинка имела склонность чутко реагировать на малейшую сырость и, хотя танк – машина герметичная, в мире мало танкистов, которые ни разу бы не промокли, находясь внутри боевой машины. Сотрясение башни от стрельбы обычными кинетическими боеприпасами напрочь выводило из строя систему управления ракетами. Если экипажи желали израсходовать все 13 ракет они должны были их использовать все и сразу, потому что чередовать – не получалось. В целом надежность орудийной системы была ниже среднего. Служившие в тех частях техники вспоминают, что, если происходили учебные стрельбы, приходилось по ночам переставлять рабочие электронные блоки с отстрелявшейся машины на ту, стрельбы которой были назначены на завтра.


    Несомненно, на момент своего появления М60А2 был самым технически продвинутым танком в мире, но это его и погубило. Отсутствие запасных частей, неспособность техников отремонтировать машину в полевых условиях, все это привело к тому, что к 1981 году последний ракетный Паттон сняли с боевого дежурства. Заменяли их на новую модификацию М60А3 в которой более совершенная СУО несколько уравняла шансы против советских танков. А списанные «Старшипы» переделывали в мостоукладчики.

    И последнее. Бытует легенда, что свое прозвище Starship (Звездолет) танк получил за форму башни, сложность СУО и стоимость разработки. На самом же деле, по признанию одного ветерана холодной войны: «Я никогда не слыхал, чтобы кто-либо из инженеров называл его starship. Абсолютное большинство использовали фразу – piece of shit. Возможно, ее и подкорректировали для публичного релиза»

    Использованы источники:
    http://en.wikipedia.org/wiki/MBT-70
    http://worldoftanks.ru/ru/news/1/in_the_commanders_cabin_m60a2/
    http://dragoonbase.com/forum/topics/m-60a2-i-think
    http://informationuniverse.ukrainianforum.net/t1574-602-patton-starship
    http://theminiaturespage.com/boards/msg.mv?id=327583
    http://www.steelbeasts.com/sbforums/showthread.php?t=16820
    http://warships1discussionboards.yuku.com/topic/24967/M60A2-Starship#.U5VWCUM5JUf
    http://www.patton-mania.com/M60_Patton/m60_patton.html#M60A2
    http://www.globalsecurity.org/military/systems/ground/m60a2.htm
    http://afvdb.50megs.com/usa/m60.html#M60A2
    http://www.guntruck.com/M60A2.html
    http://en.wikipedia.org/wiki/M60_Patton#M60A2_.27Starship.27

    topwar.ru

    Основной боевой танк M60T Sabra (Израиль/Турция) » Военное обозрение

    Сухопутные войска Турции располагают достаточно специфическим парком танков, в котором можно найти как современные, так и давно устаревшие образцы. Наряду с относительно новыми танками Leopard 2 немецкой постройки эксплуатируются старые американские M48. При этом, однако, командование предпринимает попытки обновить парк бронетехники, в том числе и путем модернизации существующих образцов. Результатом такого подхода стало появление проекта M60T Sabra, благодаря которому войска получили 170 глубоко модернизированных танков.

    Проект Sabra стартовал начале двухтысячных годов и предназначался для проведения глубокой модернизации имеющейся в наличии техники. Не имея возможности строить собственные современные танки или закупать зарубежные образцы, турецкое командование было вынуждено обратиться за помощью к зарубежным специалистам. Разработка проекта модернизации существующей техники в 2002 году была заказана израильской компании Israel Military Industries (IMI), имевшей большой опыт создания и обновления бронемашин. От подрядчика требовалось разработать проект глубокой модернизации имеющихся танков M60A3 Patton американской постройки, позволяющий значительно повысить их характеристики. Проект получил обозначение Sabra.

    Ввиду большого возраста и соответствующего технического облика имеющихся танков M60A3, техническое задание к проекту Sabra подразумевало переработку всех основных особенностей техники. Требовалось повысить характеристики силовой установки, усилить защиту и установить новое вооружение увеличенной мощности. Таким образом, специалистам IMI пришлось фактически создавать новый танк на базе существующих агрегатов. При этом, однако, следовало широко использовать имеющиеся узлы, поскольку строительство танков с нуля не планировалось. К счастью, компания IMI уже имела опыт модернизации бронемашин семейства M60. Ранее ей приходилось разрабатывать подобные проекты в интересах армии Израиля.
    Строевой танк M60T Sabra. Фото Militaryedge.org

    Изначально турецким военным был предложен существующий вариант модернизации, создававшийся для израильской армии. В таком случае вооруженные силы Турции могли получить незначительно доработанный танк серии «Магах» версии 7C. Израильская промышленность уже имела опыт модернизации американских танков, и именно такой вариант обновления техники изначально был предложен заказчику. Впоследствии вариант проекта Sabra на базе «Магах 7C» получил дополнительное обозначение Mk 1.

    Ознакомившись с проектом Sabra Mk 1, турецкая сторона потребовала внести в него некоторые изменения, связанные с конструкцией силовой установки, башни и т.д. Все эти пожелания были учтены в обновленном проекте Sabra Mk 2, который сохранил основные черты базового Mk 1, но имел массу сравнительно небольших отличий, влияющих на характеристики.

    Модернизируемый танк M60 должен был сохранить основные агрегаты, такие как корпус, башня и ходовая часть, которые не следовало дорабатывать для упрощения и удешевления процесса обновления. Тем не менее, для повышения тех или иных характеристик на базовые детали предлагалось устанавливать различное дополнительное оборудование. Таким образом, общая архитектура и компоновка танка в ходе модернизации осталась прежней. В передней части корпуса сохранилось отделение управления, в центре осталось боевое отделение, а корма по-прежнему отдавалась под двигатель и трансмиссию.

    Характерной чертой танков семейства M60, в том числе M60A3, являются корпус и башня, изготовленные из гомогенной брони, что не соответствует современным требованиям и не позволяет обеспечить приемлемый уровень защиты от существующих в настоящее время противотанковых средств. По этой причине проект Sabra предусматривал усиление бронезащиты базового танка за счет установки дополнительных элементов. В проекте версии Mk 1 предлагалось использовать дополнительные навесные модули бронирования, устанавливаемые поверх собственной брони танка. Модули планировалось крепить на верхней лобовой детали и на бортовых экранах корпуса. Кроме того, предлагались лобовые и бортовые модули для башни, а на ее корме размещалась открытая корзина.


    Выставочный образец. Фото Wikimedia Commons

    В дальнейшем развитие систем дополнительной защиты продолжилось путем установки нового оборудования. Проектом Mk 2 предусматривалось усиление навесной брони динамической защитой. Кроме того, для повышения живучести в боевых условиях танки Sabra всех модификаций должны оснащаться автоматической системой пожаротушения и дымовыми гранатометами.

    Для упрощения сборки модернизированных танков базовый M60A3 в ходе ремонта и обновления сохраняет имеющиеся корпус и башню. Дополнительная защита монтируется прямо на их поверхности. За счет этого, в частности, танк Sabra сохраняет внешнее сходство с базовым образцом.

    Проектом Sabra Mk 1 на базе «Магаха» подразумевалось использование дизельного двигателя Continental AVDS-1790-5A мощностью 908 л.с. Такая силовая установка не устроила заказчика, из-за чего в проекте Mk 2 был предложен двигатель MTU MT 881 KA-501 мощностью 1000 л.с. Одним из основных преимуществ, сказавшихся на выборе заказчика, стала возможность лицензионного производства двигателей MTU на турецких предприятиях. Также заменили трансмиссию. Вместо изделия Allison CD850-6BX (Mk.I) танк оснастили системой Renk 304S.

    Ходовая часть базового танка не претерпела значительных изменений. В ее составе сохранилось по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту, по три поддерживающих ролика и дополнительные амортизаторы. Направляющие колеса остались в передней части корпуса, ведущие – в корме.


    Схема установки дополнительного бронирования на базовые корпус и башню. Рисунок Alternathistory.com

    Одно из основных требований к проекту Sabra касалось усиления вооружения. Танки M60 всех основных модификаций оснащались нарезным орудием M68 калибра 105 мм, параметры которого уже не позволяют эффективно поражать современную бронетехнику с высоким уровнем защиты. По этой причине специалистам компании IMI пришлось разрабатывать новый комплекс вооружения с более мощным основным орудием. При создании обновленного боевого отделения использовались имеющиеся наработки и готовые агрегаты, заимствованные у израильских танков. Примечательно, что в ходе создания модернизированной башни не пришлось значительно дорабатывать существующие агрегаты.

    Основным оружием танков Sabra всех модификаций стало гладкоствольное орудие MG253 калибра 120 мм, разработанное для танка «Меркава» Mk 3. Ствол пушки оснащается эжектором и теплозащитным кожухом. В укладках боевого отделения размещаются 42 унитарных выстрела. Утверждается, что применение гладкоствольного орудия большего калибра позволило значительно повысить огневую мощь танка, а также увеличить дальность эффективного огня и могущество боеприпасов. Таким образом, танки Sabra с точки зрения основного вооружения имеют большое преимущество перед базовыми M60 всех основных модификаций.

    Башня модернизированного танка Sabra Mk 1 оснащается электрическими приводами поворота и гидравлической системой подъема орудийной установки. Это оборудование позволяет наводить вооружение в любом направлении с возвышением от -9° до +20°. В проекте Sabra Mk 2 было предложено использовать только электрические системы наведения.

    В качестве дополнительного вооружения танки Sabra должны были получать пулеметы и дымовые гранатометы. В одной установке с пушкой предлагалось монтировать пулемет винтовочного калибра, такой как M240 или MG3. На командирской башенке предусмотрели установку для зенитного пулемета. По желанию заказчика, на ней расположили крупнокалиберный пулемет M85. На скулах башни монтируются два блока 60-мм дымовых гранатометов.


    Парадный строй танков. Фото Militaryedge.org

    Модернизированный танк оснащается цифровой системой управления огнем Knight, в состав которой входит различное оборудование от компаний El-Op Industries Ltd и Elbit Systems. СУО интегрирована с другой аппаратурой, используемой для управления танком и связи. Применены дневные и ночные приборы, позволяющие вести наблюдение и атаковать цели в любых метеоусловиях и в любое время суток. Так, рабочее место наводчика оснащено комбинированным прицелом с увеличением до х8 в дневном режиме и до х5,3 в ночном. Имеющийся лазерный дальномер позволяет определять расстояние до цели в пределах 200-9995 м с точностью до 5 м.

    В ходе модернизации до состояния Sabra Mk 1/2 танк M60A3 сохраняет экипаж, состоящий из четырех человек. В передней части корпуса располагается механик-водитель, трое других танкистов (командир, наводчик и заряжающий) находятся в боевом отделении.

    После установки нового оборудования и дополнительного бронирования габариты танка остаются на прежнем уровне. Длина машины составляет 6,95 м, ширина 3,63 м, высота – 3,27 м. Боевая масса танка Sabra зависит от модификации. В первой версии этот параметр равнялся 55 т, в варианте Mk 2 – 59 т. На увеличении массы сказались усиление брони, новая силовая установка и некоторые другие факторы.

    Танк Sabra Mk 1, оснащенный двигателем Continental AVDS-1790-5A, должен был иметь удельную мощность на уровне 16,5 л.с. на тонну. В модификации Sabra Mk 2 этот параметр вырос до 16,95 л.с. на тонну. С такими характеристиками первый вариант бронемашины мог развивать максимальную скорость до 48 км/ч, второй – до 55 км/ч. Запас хода на одной заправке топлива у всех модификаций задан на уровне 450 км. Танки всех модификаций способны подниматься на склон крутизной 60%, двигаться с креном 30%, забираться на стенку высотой 91 см и пересекать траншею шириной 2,6 м. Без подготовки возможно преодоление брода глубиной до 1,4 м, с подготовкой – до 2,4 м.


    Танк Sabra на параде. Фото Militaryedge.org

    Контракт на разработку проекта модернизации строевых танков семейства M60 был подписан в 2002 года. После этого в течение нескольких лет компания IMI работала над созданием проекта и выполнением требований заказчика. В 2005 году началось строительство опытного танка Sabra, который был представлен в конце осени. В дальнейшем компания-разработчик и вооруженные силы Турции провели весь комплекс необходимых испытаний, по результатам которых были выполнены определенные доработки и принято решение о дальнейшей судьбе новой техники.

    Турецкие военные одобрили проект Sabra Mk 2 и приняли решение начать серийное производство новых танков. В 2007 году был подписан контракт на проведение ремонта имеющихся в армии танков M60A3 с модернизацией по новому проекту. На вооружение новые машины были приняты под обозначением M60T Sabra. В соответствии с договором от 2007 года, израильская сторона передала турецкой промышленности ряд необходимых технологий и лицензии на производство некоторого оборудования. При этом, однако, дополнительные модули бронирования производились только в Израиле и поставлялись в Турцию в готовом виде. Необходимые комплектующие производились различными предприятиями и поставлялись 2-му главному центру технического обслуживания, где производились ремонт техники и установка нового оборудования.

    Выполнение контракта на поставку танков M60T Sabra продолжалось до весны 2009 года. За это время турецкие и израильские предприятия изготовили 170 комплектов модернизации и установили их на строевые танки M60A3. К концу прошлого десятилетия все эти машины вернулись в строй, став одними из самых новых и совершенных танков в турецкой армии.

    По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Турции располагают примерно 930 танками M60 нескольких модификаций, включая M60T Sabra. Таким образом, более семи с половиной сотен бронемашин относятся к устаревшим модификациям и серьезно уступают модернизированной технике по ряду характеристик. Как следует из опубликованных сведений, модернизация оставшихся танков семейства M60 не планируется. Реализация подобного проекта связана с крупными тратами, которые не вписываются в турецкий военный бюджет. Кроме того, на протяжении нескольких последних лет турецкая армия строит планы по переходу на новейший танк Altay с отказом от устаревшей техники.


    Разгрузка танков M60T вблизи турецко-сирийской границы, конец 2015 г. Фото Alternalhistory.com

    Завершив выполнение контракта на поставку оборудования для модернизации танков, израильская компания IMI продолжила развитие проекта Sabra. Результатом дальнейших работ стало появление варианта Sabra Mk 3, отличающегося от предшественников рядом характерных черт. В этом проекте предлагается использовать дополнительные модули бронирования, созданные на основе наработок по проекту «Меркава» Mk 4, а также системы предупреждения о лазерном или радиолокационном облучении. На командирской башенке вместо турели предлагается устанавливать дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. Кроме того, ходовая часть получает гусеницу, заимствованную у танков израильской разработки.

    Насколько известно, проект Sabra Mk 3 пока не заинтересовал потенциальных заказчиков, прежде всего Турцию. Предлагаемый вариант модернизации имеет заметные преимущества перед предыдущими, однако отличается большей стоимостью. Кроме того, на его перспективах сказываются планы турецкого командования, касающиеся развития бронетанковой техники. Таким образом, можно предполагать, что проект Sabra Mk 3 никогда не выйдет из стадии предварительной разработки и продвижения на рынке. Тем не менее, нельзя исключать, что этот проект может заинтересовать третьи страны, на вооружении которых до сих пор состоят старые танки американского производства. Заказ комплектов модернизации позволит обновить технику с заметным повышением ее характеристик до приемлемого уровня, но при этом сэкономить в сравнении с закупкой новой современной техники.

    Проект модернизации танков M60A3 под названием Sabra представляет определенный интерес с технической точки зрения. Путем использования готовых комплектующих и разработки некоторых новых изделий израильским специалистам удалось создать оригинальной проект обновления устаревшей бронетехники со значительным повышением ее характеристик. Главными плюсами новых проектов можно считать использование 120-мм орудия и современной цифровой системы управления огнем. Такие нововведения позволили избавиться от устаревших 105-мм пушек и поднять огневую мощь танков на достаточно высокий уровень, сравнимый с ведущими зарубежными разработками.

    Тем не менее, присутствуют и некоторые специфические минусы, прежде всего, связанные с модернизационным характером проекта. Танки M60 оснащались гомогенной броней, что наложило серьезные ограничения на повышение уровня защиты. Даже после установки дополнительного бронирования, в том числе с динамической защитой (Sabra Mk 2) уровень защиты танка может быть недостаточен для противодействия современным бронебойным снарядам или противотанковым ракетам.


    Общий вид танка Sabra Mk 3. Рисунок Alternalhistory.com

    Другой минус танка Sabra – сравнительно низкая подвижность. Даже после установки мощного 1000-сильного двигателя машина M60T имеет удельную мощность менее 17 л.с. на тонну, что ограничивает максимальную скорость, проходимость и другие параметры подвижности. Как следствие, по ряду параметров Sabra уступает современным и некоторым устаревшим танкам. При этом дальнейшее повышение мощности двигателя может быть невозможным из-за неприемлемого увеличения нагрузки на ходовую часть.

    Проект Sabra разрабатывался в соответствии с заказом 2002 года, а модернизация танков проводилась в 2007-2009 годах. В результате этого сухопутные войска Турции получили 170 глубоко модернизированных бронемашин с повышенными характеристиками. Это позволило в определенной мере обновить материальную часть танковых подразделений, однако доля модернизированных танков M60T не слишком велика. Для сравнения, за последние годы Турция приобрела порядка 350 танков Leopard 2. Тем не менее, проект Sabra считается успешным, поскольку позволил без значительных затрат обновить часть устаревшей техники и повысить ее характеристики.

    По материалам сайтов:
    http://military-today.com/
    http://army-technology.com/
    http://militaryfactory.com/
    http://militaryedge.org/
    http://alternathistory.com/

    topwar.ru

    «Доступный основной боевой танк» на базе M60 Patton (Турция) » Военное обозрение

    Танк M60 Patton был разработан американскими конструкторами еще в конце пятидесятых годов, но до сих пор остается на вооружении многих стран. Почти два десятка армий мира эксплуатируют несколько тысяч таких бронемашин. Несмотря на большое количество, эти танки уже давно устарели и имеют недостаточные боевые возможности. Поскольку не все страны, использующие танки M60, могут позволить себе новую технику, регулярно появляются проекты модернизации бронетехники, призванные повысить ее возможности и продлить срок службы.

    В 2011 году турецкая компания StandartBio присоединилась к числу фирм и организаций, работающих над совершенствованием устаревшего танка. Ее проект модернизации танка M60 получил условное название The Affordable Main Battle Tank («Доступный основной боевой танк»). Как ясно из названия, целью проекта было доведение характеристик обновляемого танка до максимально возможных. При этом модернизация должна была иметь приемлемую для заказчиков цену. В качестве потенциальных заказчиков модернизации танка M60 рассматривались государства, на вооружении которых остается большое количество машин этой модели. В частности, турецкая армия до сих пор использует свыше 800-850 устаревших танков американского производства.

    Одна из важнейших характеристик танка – подвижность. Для повышения ходовых характеристик турецкая компания предлагает оснастить танк новым дизельным двигателем мощностью 1200 л.с. При помощи такой силовой установки модернизированный танк M60, даже потяжелев из-за ряда нового оборудования, имеет более высокие характеристики в сравнении с базовой машиной. Кроме того, предусмотрена вспомогательная силовая установка для снабжения танка электроэнергией при выключенном основном двигателе. Заявлено обновление ходовой части и усиление подвески. В результате, как утверждается, обновленный танк имеет подвижность не хуже, а по ряду параметров и лучше, чем у машины базовой версии.

    Небольшим доработкам при модернизации должен подвергаться бронекорпус базового танка. Лобовые и боковые части корпуса прикрываются модулями дополнительного бронирования. Борта и кормовая часть башни оснащаются противокумулятивными решетками. Учитывая параметры защиты старых модификаций танка M60, можно говорить о том, что установка дополнительных модулей позволяет значительно повысить живучесть боевой машины в обстановке реального боя. Интересным обновлением защиты машины стала оригинальная командирская башенка. Над командирским люком предлагается монтировать характерный бронированный купол с наблюдательными приборами и креплениями для установки пулемета.

    Почти все модификации танка M60 оснащались 105-мм нарезным орудием. Характеристики такого вооружения давно не отвечают современным требованиям. В связи с этим компания StandartBio провела глубокую модернизацию всего комплекса вооружений устаревшего танка. В первую очередь необходимо отметить доработку башни и башенного оборудования, позволяющие использовать современные пушки калибра 120 мм. Обновленный танк оснащается гладкоствольным орудием M256. Имея возможность использовать все существующие 120-мм выстрелы стандарта НАТО, такое орудие значительно поднимает боевой потенциал модернизированного танка. В укладках боевого отделения помещается до 40 унитарных снарядов.

    В ходе модернизации предполагалось повысить эффективность огня по живой силе и незащищенной технике противника. Как и базовая машина, обновленный танк оснащается спаренным с пушкой пулеметом винтовочного калибра. Второй пулемет калибра 12,7 мм устанавливается на креплениях командирской башенки, позволяющих наводить оружие в вертикальной плоскости. Для горизонтальной наводки командир танка должен поворачивать башенку. Значительное повышение возможностей вспомогательного вооружения было достигнуто путем применения автоматической пушки. В задней части крыши башни предусмотрена дополнительная дистанционно управляемая турель с 25-мм пушкой ATK LW25. Боекомплект автоматической пушки – 300 снарядов.

    Пушка LW25

    При модернизации предполагается полностью заменять все прицельные приборы и прочее оборудование, предназначенное для управления огнем. Модернизированный по проекту компании StandartBio танк M60 получает современные цифровые компоненты системы управления огнем, а также развитый прицельный комплекс. Утверждается, что примененные прицелы позволяют экипажу наблюдать за обстановкой и наводить оружие в любое время суток и любых метеоусловиях. Кроме того, новая аппаратура облегчает работу экипажа.

    Установка пушки LW25 на башне модернизированного танка М60

    Как и все другие компании, занимающиеся производством или модернизацией бронетехники, StandartBio занималась активным продвижением своего проекта «Доступный основной боевой танк». Нельзя не отметить, что в проекте обновления устаревшей боевой машины турецкие инженеры применили несколько интересных технических решений. В первую очередь, это усиление комплекса вооружений за счет автоматической пушки. Таким образом, модернизированный M60 при необходимости может атаковать три цели одновременно: при помощи основного орудия или спаренного пулемета, командирского пулемета и автоматической пушки. В условиях городских боев, свойственных современным конфликтам, подобная возможность будет полезной.

    И все же проект модернизации M60 не позволяет этой боевой машине достичь возможностей современных основных танков. К примеру, несмотря на установку дополнительных модулей, общий уровень защиты корпуса и башни остается недостаточным. Модернизированный танк может стать не слишком сложной целью для современных противотанковых средств.

    На бортах башни установлены решетчатые экраны для защиты от РПГ

    Однако не стоит забывать, что основной целью турецкого проекта было создание комплекса мер, позволяющего увеличить характеристики устаревшего танка M60 до приемлемого уровня, а также удешевление работ по обновлению бронетехники. Подобный подход к созданию проекта мог бы позволить небольшим небогатым странам обновить свои бронетанковые войска без крупных затрат на приобретение новых танков. С учетом этой особенности проект компании StandartBio выглядит интересным и многообещающим.


    [/center]

    По материалам сайтов:
    http://standartbio.com/
    http://globalsecurity.org/
    http://army-guide.com/

    topwar.ru

    М60А1 — мнение советских исследователей

    В ходе войны Судного Дня (1973) в СССР были доставлены ряд трофеев.

    Среди них был танк М60А1.


    Захваченный М60А1

    Представлены материалы по оценке результатов изучения и испыта­ний натурного образца серийного американского танка М-60А1, проведенных в в/ч 68054 в период с ноября 1973 г. по июнь 1975 г.

    Танк М-60А1 представляет интерес для отечественных специалистов, так как Он характеризует общий уровень современного американского танкостроения и являет­ся наиболее массовым зарубежным основным танком.

    До изучения натурного образца танка М-60А1 все сведения по этой машине бы­ли почерпнуты, в основном, из различных литературных источников, в которых неред­ко имелись недостаточные и противоречивые данные.

    В статьях, написанных непосредственными участниками исследования американ­ского танка – сотрудниками в/ч 68054 и предприятия п/я А-7701, – достаточно под­робно описаны наиболее интересные конструктивные особенности танка и его основных узлов и систем, а также результаты их стендовых и натурных испытаний.

    Поскольку объектом исследования явился частично восстановленный и не полно­стью укомплектованный образец танка М-60А1, получивший ранее ряд боевых повреж­дений, авторами статей учитывалось снижение отдельных характеристик, машины по сравнению с серийным новым танком.

    К характеристикам, выявленным авторами статей, относятся такие важные показатели, как точность стрельбы, бронепробиваемость снарядов, время подготовки перво­го и последующих выстрелов, толщина и углы наклона брони, уровень теплоизлучения, эксплуатационные показатели средств связи и др.

    Авторам статей удалось показать такие интересные конструктивные решения, как:

    • пушка с малой кривизной и разностенностью ствола, установленная в массив­ной маске-люльке;
    • симметричные противооткатные устройства;
    • система дублирования командиром ведения огня наводчиком;
    • способ определения дальности прицелом-дальномером;
    • блочное исполнение моторно-трансмиссионной установки с использованием быстросъемных клапанных соединений масло- и топливопроводов;;
    • компактное исполнение узлов электрооборудования и обогревателя;
    • дополнительный насос трансмиссии для режима буксировки и др.

    Танк М60А1 — БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА

    фото —

    andrei-bt.livejournal.com

    Средний танк М60 | Военное оружие и армии Мира

    М60, первый американский основной боевой танк, был разработан в 1957-1959 годах на основе среднего танка М48 и отличался от него вооружением.

    Танки второго поколения М60А1 в период 1960-1970-х годов обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, а их хорошая приспособленность к эксплуатации в различных климатических зонах, техническому обслуживанию и ремонту в полевых условиях, а также относительно невысокая стоимость обусловили их широкое распространение в армиях многих стран.

    РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО

    Танк разрабатывался с 1957 года и должен был превзойти по ТТХ советский танк Т-54. Разработчик — фирма «Крайслер». Первые четыре прототипа, получившие обозначение ХМ60, были изготовлены в марте 1959 года и прошли всесторонние испытания. Танк был стандартизирован 16 марта 1959 года как 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60. Вопреки расхожему мнению, название Patton и уж тем более Patton IV ему никогда не присваивалось. Серийное производство осуществлялось на заводе «Детройт Танк Плант» с 1960 по 1987 год. Изготовлена 15 221 единица, включая инженерные машины и БРЭМ. В Италии фирмой ОТО Melara по лицензии изготовлено 200 танков модификации М60А1.

    К концу 1970-х годов, несмотря на многократную модернизацию, приведшую к увеличению массы машин, по уровню защищенности и подвижности даже последние образцы — танки М60А3 — перестали удовлетворять возросшим требованиям. Возникла необходимость перехода к танкам следующего — третьего поколения.

    МОДИФИКАЦИИ

    М60 — первый серийный вариант. Боевая масса танка 46,2 т. Серийное производство с 1960 по 1962 год. Изготовлено 2202 единицы. М60А1 (1962г.) — новая несимметричная относительно продольной оси литая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной снарядостойкостью (толщина лобовой брони — 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении, и усовершенствованная СУО, в которую включен комплект инфракрасных приборов наблюдения и прицелов, обеспечивающих ведение стрельбы ночью. Подсветка приборов ночного видения осуществлялась многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным прожектором AN/VSS-1 мощностью 2,2 кВт, смонтированным на маске пушки. Рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части. После 1965 года в СУО введен новый электрический баллистический вычислитель, который учитывает данные прицела-дальномера, поправки на падение начальной скорости вследствие износа канала ствола пушки и рассогласование оси канала ствола и нулевой линии прицеливания. С 1972 года устанавливается электрогидравлический стабилизатор вооружения в двух плоскостях (Add-On Stabilization — AOS), с 1974 года — гусеница M142 со съемными резиновыми подушками, с 1975-го — двигатель AVDS-1790-2С (программа RISE — Reliability Improved Selected Eqipment).

    В вариант M60A1 (RISE) переоборудовались машины модели М60А1 (AOS). С 1977 года танк оснащается пассивными приборами ночного видения на электронно-оптических усилителях изображения. Кроме того, машина оснащалась усовершенствованными устройствами преодоления по дну водных преград. С 1962 по 1980 год изготовлено 7849 танков модификации М60А1.

    М60А2 (1972 г.) — танк огневой поддержки. Установлена новая литая башня сложной конфигурации. Вооружение: 152-мм малоимпульсное орудие — пусковая установка M162, способное вести огонь, как обычными снарядами, так и ПТУР MGM51C Shillelagh («Шиллейла»), спаренный пулемет М73 и зенитный пулемет М85. Боекомплект: 33 выстрела и 13 ПТУР. Боевая масса 46,332 т. С 1972 по 1975 года изготовлено и переоборудовано из танков М60А1 526 единиц. М60А3 (1978 г.) — установлена СУО, включающая лазерный дальномер AN/WG-2, электронный баллистический вычислитель, перископический комбинированный (с дневным и ночным каналами) прицел/прибор наблюдения и восемь стек-лоблоков, установленных в командирской башенке. Установлены взаимозаменяемые активные и пассивные модули приборов ночного видения. Подсветка ИК-приборов осуществляется с помощью ксенонового прожектора AN/VSS-3A, имеющего меньшие размеры и потребляемую мощность по сравнению с прожектором AN/VS5-1 танка М60А1. Введен теплозащитный кожух пушки, установлен спаренный пулемет М240, два шестиствольных дымовых гранатомета М239, двигатель AVDS-1790-2C, ТДА, с 1987 года — быстродействующая система ППО. Боевая масса 52,62 т. Изготовлено 1811 единиц, 5661 переоборудовано из танков М60А1. М60А3 TTS (1979 г.) -TTS (TankTermal Sight) — установлен тепловизионный прицел наводчика AN/VGS-2. Автоматический контур системы управления оружием включает танковый баллистический вычислитель М21, командирский прицел-дальномер AN/VVG-2, прицел наводчика AN/VSG-1, стабилизатор оружия и баллистический привод М10А4, датчики атмосферных параметров. Прицел командира и вспомогательный прицел наводчика с вычислителем не связаны. М60А3 ERA (1988 г.) — танки М60А3 Корпуса морской пехоты США, оснащенные динамической защитой (ERA — Explosive Reactive Armour). Комплект навесной ДЗ состоит из 49 металлических коробок M1 и 42 коробок М2, заполненных ВВ. Масса танка возрастает на 1,8 т. Оборудовано 170 единиц.

    КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА М60

    Танк М60 имеет традиционную компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

    Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную с некоторыми изменениями у танка М48А2. Лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона. Верхний лобовой лист имеет толщину 120 мм и угол наклона к вертикали 64°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления — 50 и 40 мм соответственно. Толщина брони в районе  боевого отделения и МТО уменьшена до 20 мм. Рабочее место механика-водителя располагается в отделении управления строго по продольной оси корпуса. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка — гнезда из алюминиевого сплава для унитарных выстрелов к пушке М68 (15 гнезд расположено слева от сиденья, 11 — справа), за креслом размещен блок из шести аккумуляторных батарей.

    БАШНЯ И ВООРУЖЕНИЕ

    Башня заимствована у танка М48А2 с незначительными изменениями. На крыше башни установлена новая командирская башенка M19 увеличенных размеров, создающая лучшие условия для работы командира в танке. Башенка снабжена смотровыми приборами, обеспечивающими командиру танка круговой обзор, и ручным приводом. Основным вооружением танка является 105-мм танковая пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Углы вертикального наведения пушки — от -10° до +20°. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы. Максимальная скорость поворота башни — 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости — 4 град/с. Пушка не стабилизирована. Заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляете выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 унитарных выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 — в боевом отделении) со снарядами пяти типов: бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°, компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456, бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкодеформируемой головной частью, снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами и дымовой снаряд М416. Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда -1478 м/с.

    Помимо пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15° до +60°), смонтированный в командирской башенке. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.

    ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

    На танке установлен 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель воздушного охлаждения с турбонаддувом AVDS-1790-2 фирмы «Континенталь». Мощность двигателя 750 л. с. при 2400 об/мин. Двигатель в моторно-трансмиссионном отделении устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. МТО танка М60 снабжено теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в закрытый сверху теплоизоляционной крышкой специальный надмоторный отсек, в котором отработанные газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме. Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, за исключением незначительных изменений, внесенных в ее конструкцию. В частности, на танках М60 исключены натяжные ролики, использованы более жесткие торсионные валы, позволившие несколько увеличить клиренс танка, опорные (кроме крайних) и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на первом и шестом опорных катках смонтированы ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы.

    ПРИЦЕЛЫ

    На танке установлен монокулярный прицел-дальномер М17С, которым пользуется командир танка. Дальномер базой 2000 мм имеет 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели дальномером М17С — 500-4000 м; корпус прицела-дальномера связан с орудием параллелограмным механизмом. В отличие от стереоскопического (как у М48), у которого определение дальности производится совмещением двух изображений, монокулярный дальномер более прост в эксплуатации, при работе с ним не требуется хорошее зрение и длительная тренировка.

    Наводчик пользуется перископическим прицелом М31 и телескопическим шарнирным прицелом М105С. Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

    ДРУГОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    В СУО танка М60 входит баллистический вычислитель M13А1D и баллистический привод M10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел. Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута и квадранта, которые усовершенствованы по сравнению с такими же приборами танка М48А2.

    Радиооборудование танка состоит из одной УКВ радиостанции AN/GRC- 3 (или AN/GRC-4,5,6,7 или 8), обеспечивающей устойчивую связь в радиусе 32-40 км и танкового переговорного устройства AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона. Кроме того, на М60 может устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемым авиацией.

    Танк оснащен фильтро-вентиляционной установкой Е37Р1, специальными танковыми противогазами и капюшонами для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней, рентгенметром, автоматической системой ППО и воздушными обогревателями (для обогрева экипажа).

    Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.