Танк Е-100 — характеристики

Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 появился в результате попытки создать конкурента Маусу, разработанному Фердинандом Порше.

Сотрудники фирмы Адлерверке 30 июля 1943 года начали работу над этим проектом. Е-100 должен был стать самым мощным и тяжёлым в Е-серии, имея защиту на уровне Мауса и хорошую подвижность при этом. Кроме того, на всю серию планировали ставить унифицированные части для облегчения производства и ремонта, а, зарекомендовавшая себя как очень капризная и сложная подвеска, наконец-то заменялась на другую.

Танк Е-100

Создание

Танк Е-100

Путь у танка оказался довольно тернистым. В конце 1944 года Гитлер лично издал приказ в связи со сложным положением Германии, согласно которому разработка и производство всех сверхтяжёлых танков отменялись. Несмотря на это, на заводе Хеншель сотрудники до самого конца войны продолжали создавать Е-100.

К 1945 году для Е-100 изготовили корпус и ходовую часть, после чего успели провести несколько испытаний. Но война уже заканчивалась, вследствие чего окончательные испытания были проведены в Великобритании после того, как его захватили и переправили туда союзные войска.

Теперь, после краткого экскурса в историю, можно поговорить об особенностях сверхтяжёлого танка Е-100. Корпус и ходовая были собраны вместе, а всё остальное находилось лишь в проектном состоянии, поэтому точно сказать его характеристики не выйдет.

Танк Е-100

Конструкция

Компоновка Е-100 сохранила традиции немецкого танкостроения и предполагала переднее размещение трансмиссии вместе с задним расположением двигателя. Экипаж должен был состоять из 6 человек — командира, наводчика, двух заряжающих в башне и радиста с механиком-водителем в корпусе.

Вес Е-100 планировался около 140 тонн, но при этом стояла задача обеспечить сравнимую с Маусом защиту. Бесконечно наращивать толщину бронелистов невозможно, поскольку это повышает вес и уменьшает объём доступного пространства внутри корпуса. Поэтому многие листы брони на Е-100 разместили под наклоном, что позволило повысить защиту при меньшей массе.

Корпус

Танк Е-100

Верхний лобовой лист имел толщину 200 мм и угол наклона 60°, что давало приведённую толщину около 300 мм, нижний — 200 мм и 50°. Это делало лоб корпуса практически неуязвимым для современных ему орудий.

Борта достигали 120 мм, причем снаружи ещё имели экраны толщиной 65-75 мм, защищающие ходовую часть от повреждений.

Кормовая часть корпуса также отличалась отличной защитой, заключающейся в листе брони толщиной 150 мм под углом 50°.

И даже днище с крышей корпуса имели довольно неплохую толщину в 80 мм. Конечно, на фоне других цифр эти смотрятся совсем не внушительно, но вспомните про бронезащиту лёгких и средних танков, чей лоб был менее прочным, чем крыша у Е-100.

Танк Е-100

Башня

Изначально инженеры планировали установку башни от Мауса, но позже было предложено ещё два варианта.

Один из них это башня «Mausturm II», фирмы Крупп, отличающаяся возможностью установки в неё другого орудия и худшей защитой бортов из-за толщины всего 80 мм. При этом лобовой лист должен был быть прямым и расположенным под наклоном, что давало хорошую стойкость к попаданиям снарядов.

А последний вариант башни Е-100 так и остался практически не изучен, поскольку чертежи или эскизы не сохранились, а образец не успели изготовить. Известно лишь то, что проектировалась она по заказу фирмы Адлер и отличалась наклонными листами брони.

Вооружение

Планируемое к установке орудие менялось вместе с вариантами башен. В самом начале это было 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренное 7.5 см KwK 37 L/24. После этого инженеры решили установить 15 см KwK 44 L/38, ради которого и была спроектирована вторая башня. Позже оказалось, что это орудие с незначительными недоработками ставится и в первую из башен. А в вариант фирмы Адлер должно было устанавливаться всё то же 15 см KwK 44 L/38 или огромное и сверхмощное 17,3 см KwK 44 .

Ходовая

Ходовая часть была переработана, как и на остальных танках Е-серии. Теперь она использовала не торсионы, а пружины Бельвиля, что позволило освободить место в корпусе, выдерживать большие нагрузки и значительно облегчить обслуживание с ремонтом, поскольку для замены катка теперь не было нужды снимать множество других, демонтируя чуть ли не половину ходовой части при этом.

Фирмой Адлерверке были созданы гусеницы шириной в метр, с которыми Е-100 не помещался на железнодорожные платформы, поэтому пришлось, как и на Тигре, использовать более узкие гусеницы во время транспортировки и снимать внешний ряд опорных катков вместе с бортовыми экранами.

Ходовую часть на Е-серии большинство источников хвалит, но есть и подводные камни. При всех своих плюсах, её производство наладки технологий по созданию тарельчатых пружин и материала для них. Кроме того, требовалось ещё долго и точно механически обрабатывать части подвески на фрезерных и токарных станках. В итоге теоретически более простая, технологичная и дешёвая подвеска могла оказаться более дорогой и сложной в производстве из-за требования дефицитных на тот момент материалов, станков и рабочей силы.

Двигатель

В качестве двигателя планировался 1200 сильный Maybach HL234, который должен был разгонять танк Е-100 до 40 км/час, но его производство так и не было налажено до самого конца войны, поэтому испытания проводились с Maybach HL230 мощностью 700 л.с., чего явно не хватало для 140 тонн, из-за чего на полигоне Е100 достиг лишь 20 км/час и отличился ужасной проходимостью.

Эпилог

Танк Е-100

Танк Е-100 так и не был произведён даже в единичном экземпляре, а на испытаниях был установлен маломощный двигатель, после чего всё было отправлено на разборку. Такая незавидная судьба оказалась у довольно перспективного немецкого танка. В отличии от своего конкурента, Мауса, Е-100 обладал меньшим весом, лучшей защитой, подвижностью, технологичностью и возможностью установки более мощного вооружения. Но помогло бы это ему на войне? Наверняка нет, ведь оставались нерешёнными проблемы, присущие сверхтяжёлым танкам, например, маленький запас хода на уровне 100 километров, невозможность проезжать через многие мосты, цена производства и размеры, благодаря которым танк становился отличной мишенью для всех, в том числе и авиации, которой огромная толщина лобовых бронелистов не особо мешала.

Танк Е-100 был лишь интересным образцом немецкого танкостроения, но никак повлиять на ход войны, будучи даже введённым в серийной производство, не мог. Впрочем, как и другие проекты немецкого сверхоружия.

tanksdb.ru

Супертяжелый немецкий танк Е-100: история создания, описание, оценка проекта

Е-100 – это немецкий тяжелый (вернее, сверхтяжелый) перспективный танк периода Второй мировой войны. Данная боевая машина входила в состав так называемой Е-серии, состоящей из пяти танков и самоходных установок. Немцы разрабатывали эти боевые машины, учитывая весь полученный опыт в производстве танков и их боевом применении.

Разработка боевых машины Е-серии началась уже во второй половине войны. Несмотря на острую нехватку ресурсов, немцы делали упор на разработке новых машин, вместо того, чтобы увеличить выпуск старых, уже обкатанных войной образцов бронетехники. Следует отметить, что ни одна из боевых машин Е-серии так и не была доведена до серийного производства. Также нужно сказать, что разработка новых образцов боевой техники была поручена компаниям, которые ранее не занимались выпуском подобной продукции.

В состав немецкой Е-серии входили следующие машины:

  • E-10. Проект малого разведывательного танка, который можно было бы использовать для уничтожения вражеской бронетехники. Масса машины планировалась на уровне 15 тонн, танк должен был вооружен пушкой Pak 40 L/48 (75 мм).
  • E-25. Проект САУ с массой 25—30 тонн. Вооружение — 75-мм пушка Pak L/70.
  • E-50. Проект среднего танка с массой около 50 тонн.
  • E-75. Проект тяжёлого танка с массой около 75-80 тонн.
  • E-100. Сверхтяжелый танк, который должен был стать альтернативой знаменитому «Маусу». Масса гиганта должна была достигать 130 или 140 тонн.

Самым известным из этой пятерки, безусловно, является сверхтяжелый танк Е-100. Размеры этого танка были действительно гигантскими, однако немцам не удалось завершить даже опытный образец. Многие специалисты считают, что технические решения, использованные в конструкции Е-100, выглядят куда более удачными, чем у его прямого конкурента — танка Maus. Кроме того, из всей вышеуказанной серии боевых машин создателям Е-100 удалось продвинуться дальше всего. Представляем вам историю создания танка Е-100 и обзор особенностей его конструкции.

История создания

В мае 1942 года в Германии была создана особая исследовательская группа, которая занималась разработкой новых образцов бронетехники, учитывая весь опыт ее применения за три года мировой войны. Возглавил эту группу главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения Э. Книпкамп.

Данная идея была личной инициативой Книпкампа, работы шли медленно, так как основные ресурсы были задействованы на выпуск серийной бронетехники, а также разработку новых машин, согласно армейским заказам. Однако определенных результатов энтузиастам добиться все же удалось.

Были сформулированы основные принципы, которых следует придерживаться при разработке новых боевых машин. Конструкторы считали, что нужно максимально усилить их защиту и увеличить возимый боекомплект, унифицировать большинство узлов и механизмов новых боевых машин, чтобы упростить и удешевить их производство. Также были выдвинуты ряд предложений, которые должны были бы упростить ремонт и обслуживание танков и САУ. Силовую установку и трансмиссию предлагалось перенести на корму, объединив в единый блок, и сделать новые машины заднеприводными.

Однако работа инициативной группы началась слишком поздно – Германия уже проигрывала войну и никакие новые боевые машины не могли исправить ситуацию.

Разработка танка Е-100 началась в июле 1943 года в городе Фридберге. Проектирование, а в дальнейшем и изготовлением новой боевой машины занималась компания Adler. Из-за острейшего дефицита сырья в 1944 году Гитлер приказал завершить все работы над созданием новых тяжелых танков, приказ касался и Е-100, и «Мауса», который разрабатывался компанией Фердинанда Порше. Однако в отношении Е-100 приказ фюрера так и не был выполнен: хоть и медленными темпами, но работа над машиной продолжалась.

Предсерийный образец танка изготавливался на заводе компании Henschel. К началу 1945 года был готов только корпус нового танка, его шасси и силовая установка. Башню сделать к этому моменту не успели, поэтому на испытаниях она была заменена массо-габаритным макетом.

Весной 1945 года незавершенный предсерийный образец Е-100 был захвачен англичанами. Британские солдаты очень любили делать фото на фоне нацистского гиганта. Летом 1945 года машина была отправлена в Великобританию для всеобщего изучения. Впоследствии она, к сожалению, была порезана на металлолом.

Описание

Сверхтяжелый танк Е-100 был выполнен по классической для немецкого танкостроения схеме: с силовым отделением в корме танка и трансмиссией в носовой части. Вес нового танка планировался на уровне в 140-150 тонн, обслуживать стального гиганта должны были шесть членов экипажа: механик-водитель, радист, командир, два заряжающих и наводчик. Места последних трех членов экипажа находились в башне.

Корпус и башня боевой машины имели рациональные углы наклона, что повышало их устойчивость к попаданию снарядов противника. Нижний (наклон 50°) и верхний (наклон 60°) лобовой броневой лист имел толщину 200 мм, что делало танк практически неуязвимым при обстреле с фронта. Внушительным было бронирование бортов (120 мм + наружный экран) и кормы (150 мм). Даже днище Е-100 имело серьезную броневую защиту – 80 мм.

Изначально на Е-100 планировали установить башню от танка Maus, позже конструкторы предложили еще два варианта башни. Одним из них должна была стать башня Mausturm II, изготовленная компанией Круппа. Она отличалась более тонкой броней (80 мм) и лобовым листом, установленным под наклоном. Внешний вид второго варианта башни Е-100 неизвестен, поскольку чертежи ее были уничтожены, а натурный образец так и не успели изготовить.

Для Е-100 предлагалось несколько вариантов вооружения, однако ни один из них так и не был реализован в металле. Первоначально на танк хотели установить орудие 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренный с ним пулемет. Однако позже конструкторам этого показалось мало, и Е-100 решено было вооружить 150-мм пушкой 15 см KwK 44 L/38, именно ради нее и была спроектирована вторая башня. Впрочем, после небольших доработок эту пушку смогли поставить и в башню №1. Рассматривался еще один вариант с установкой на Е-100 мощнейшего орудия 17,3 см KwK 44.

Ходовая часть машины были переработана с учетом огромного веса танка. Вместо привычных торсионов были использованы пружины Бельвиля, что освободило место в корпусе танка. Кроме того, подобная конструкция ходовой была гораздо более ремонтопригодна. Ранее немецким ремонтникам для замены одного катка приходилось демонтировать чуть ли не половину ходовой части.

Для Е-100 были изготовлены гусеницы, ширина которых достигала 1000 мм. Естественно, что с такими габаритами машина не влазила на железнодорожные платформы, поэтому танк пришлось оснастить еще и «транспортными» гусеницами шириной 550 мм. Использование «боевых» широких гусениц позволило уменьшить удельное давление на грунт 140-тонного гиганта до 1,4 кг/см2. Хотя, конечно менять их после и до начала транспортировки машины было очень неудобно.

В целом, ходовую часть Е-100 большинство специалистов хвалит, отмечая ее простоту по сравнению с другими немецкими машинами, а также ремонтопригодность. Однако есть одно «но»: пружины для танка были довольно дорогими и сложными в изготовлении, что могло оказаться серьезной проблемой для воюющей Германии.

Изначально танк хотели оснастить двигателем Maybach HL 230P30 (700 л. с.), а в перспективе поставить на машину Maybach HL234 с мощностью 1200 л. с. В теории он должен был разгонять танк до 40 км/ч (что выглядит маловероятно), однако производство более мощного мотора так и не было освоено до конца войны. Однако даже с двигателем Maybach HL234 Е-100 имел удельную мощность всего лишь 8,5 л. с./тонну, что явно недостаточно для боевой машины.

Вместо эпилога

Е-100 был довольно интересной машиной, однако, очевидно, что даже серийное производство этих танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны. Более того, расходуя ресурсы на различные нереальные проекты, руководство Третьего Рейха только приближало свой неизбежный конец. Зачем задыхающейся от нехватки всего и вся Германии понадобилось строить сухопутные форты на гусеницах, наверное, толком не смогло бы объяснить даже ее руководство. Наверно, как и все диктаторы, Гитлер просто увлекался гигантизмом.

Германия, практически не имевшая ресурсов, вступив в войну сразу с тремя крупнейшими мировыми государствами, уже была обречена на поражение. И никакое чудо-оружие спасти ее не могло.

militaryarms.ru

немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

В начале 1943 года Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах. Поражения под Сталинградом и в Африке, подтолкнули Гитлера на создание «чудо-оружия». Идея гигантизма у немецких конструкторов, занимающихся военными разработками, коснулись практически всех видов вооружения.

Не обошла гигантомания стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.

Содержание статьи

Е-серия

Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.

Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:

  • Е-10, прототип предназначался для проведения разведки, а также выполнял задачи по уничтожению бронетехники противника. На машину планировалась установка пушки Pak40 L/48 калибром 75 мм, а масса не превышала 15 тонн;
  • Е-25, самоходно-артиллерийская установка вооружённая пушкой калибром 75 и длиной ствола 70 диаметров или 5м 25см. Масса САУ должна была составлять не более 30 тонн;
  • Е-50, средний танк, масса которого составляла около 50 тонн;
  • Е-75, данный прототип тяжёлого танка должен был иметь массу не более 80 тонн;
  • Е-100, проект являлся флагманом Е-серии и относился к классификации сверхтяжёлого танка.

Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.

Конструкторское бюро Э. Книпкампа

Весной 1942 года в Германии было организовано исследовательское бюро под руководством Э. Книпкампа, задачей которого являлась проектирование новых видов танков и САУ с учётом опыта применения за истекший период войны.

Создание группы инициировано самим Книпкампом, но продвижение проектов шло со скрипом по причине того, что массивная часть средств направлялась на работу по созданию и модернизации военной техники в соответствии с требованиями вермахта. Но, несмотря на ограниченность в ресурсах, конструкторам удалось получить результат.

Разработчиками определены правила, которые использовались при проектировании боевой техники.

Акценты в конструкторском бюро делались в пользу увеличения до максимальных значений уровня бронезащиты, повышения боезапаса и стандартизации компонентов боевой техники. Так элементы трансмиссии и двигатель должен быть размещён в задней части бронемашины.

Разгар деятельности бюро Книпкампа начался достаточно поздно – во второй половине Второй мировой войны, в то время, когда страны Оси начали терпеть поражения на всех фронтах.

Разработка и изготовление

В июле 1943 года в городе Фридберг предприятием Adler начата работа по проектированию Е-100. В дальнейшем данная компания занималась производством танка. Ввиду острого недостатка ресурсов в 1944 фюрер приказал остановить разработки тяжёлых танков, таких как Е-100 и «Maus». Но, в отличие от предприятия Порше, которое заморозило проектирования «мышонка», на заводе компании Хенкель, хоть и достаточно медленно, но все же продолжался процесс изготовления Е-100.

В начале 1945 года были изготовлены следующие компоненты: бронекорпус, ходовая и силовая установка. Башня не была готова к моменту проведения испытания, и её заменили макетом, имеющим такую же массу и габариты.

Проект был захвачен британскими частями весной 1945 года. Есть несколько фотографии с позирующими на фоне стального гиганта союзниками. Через несколько месяцев прототип был передислоцирован в Великобританию, где после проведения исследований, он был списан и отправлен на резку металла.

Конструкция

Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.

Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны ещё больше увеличивали бронезащиту.

Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.

Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.

В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.

Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.

При проектировании шасси танка был учтён большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжёлой бронетехникой панцерваффе.

Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.

Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.

Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.

ТТХ Е-100

Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.

 MausЕ-100
Длина корпуса, мм90208700
Ширина корпуса, мм37004480
Высота, мм36303320
Клиренс, мм570570
Масса, т.180140
Бронирование, ммЛоб 200
Борт 185
Корма 180
Лоб 240
Борта 120
Корма 150
Вооружение128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
128 мм KwK 44 L/55, 75 мм KwK 37 L/24
или 150 мм KwK 44 L/38
или 173 мм KwK 44
Мощность двигателя, л/с1080 или 1250700
Максимальная скорость, км/ч2023
Запас хода, км186120
Расход топлива, л/100 км14001000
Давление на грунт, кг/см21,311,4

Е-100 во многом превосходил прямого конкурента танк «Maus». Так, благодаря броневым листам расположенными под разными углами наклона, Е-100 имел лучшую защищённость, чем «мышонок», при этом масса стала намного меньше.

Стремление проектировщиков к унификации узлов машины и простота монтажа запасных частей, позволяли танку иметь неплохие шансы на запуск в серию.

Но, несмотря на это, проект Е-100 так и остался незавершённым, по причине своей дороговизны и нехватки ресурсов.

Истощённая Германия, теснимая союзниками, не могла себе позволить транжирить стратегические материалы, даже для создания такого чудо-танка.

На завершающем этапе Второй мировой войны в Германии при изготовлении боевых машин больше внимание стало уделяться небольшим истребителям танков, не требующим больших затрат. Такой машиной стал «Hetzer», серийный выпуск которого был начат в 1944 году.

Видео

warbook.club

e-100 (танк) Википедия

-серия (Entwicklung series — развитие, разработка) — программа разработки серии опытных немецких танков времён Второй мировой войны во главе с E-100. Хотя данные танки не были созданы в металле, кроме Е100, от которого создан был только корпус.

Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали массовый выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные исследовательские и конструкторские работы и строились опытные образцы. Приоритетом были скорее изыскательные наработки по новым узлам и механизмам, а не массовое производство, поэтому проекты E-серии доверили фирмам, не занимавшимся производством танков для фронтов, чтобы не отвлекать их.

История

В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп создал специальную исследовательскую группу, которую возглавил лично. Эта группа должна была разработать ряд проектов боевых машин, в которых предполагалось учесть весь полученный к этому времени боевой опыт в области бронетехники. Работа эта была личной инициативой Книпкампа, и, естественно, шла довольно медленно — основные силы отдела испытаний танкового вооружения были задействованы на обеспечение серийного производства танков и разработку новых образцов по заказам армии. Тем не менее, к апрелю 1943 года группа сформулировала основные требования, которые следовало воплотить в новых боевых машинах. Весь проект получил обозначение «серия Е» (Е обозначает «разработка», от немецкого «Entwicklung»).

В машинах серии Е предусматривалось реализовать следующие принципы:

  • максимально усилить защиту лобовой части корпуса, усилить вооружение и возимый боекомплект;
  • создать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простой монтаж и демонтаж в корпусе для упрощения обслуживания и ремонта;
  • для увеличения внутреннего объёма корпуса и снижения общей высоты машин использовать подвеску с размещением упругих элементов снаружи корпуса, а также изменить компоновку, разместив двигатель с трансмиссией в корме;
  • конструкция подвески должна обеспечить возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков для возможности отвода танка в тыл;
  • использовать максимальное количество одинаковых узлов и агрегатов на всех боевых машинах, для облегчения производства, обслуживания и ремонта.

Танки программы «E»:

  • E-10 — малый разведывательный танк и истребитель танков массой около 15 тонн. Должен был вооружаться 75-мм пушкой Pak 40 L/48.
  • E-25 — истребитель танков массой около 25—30 тонн. Должен был вооружаться 75-мм пушкой Pak L/70.
  • E-50 — средний танк массой около 50-55 тонн.
  • E-75 — тяжёлый танк массой около 75-80 тонн.
  • E-100 — сверхтяжелый танк массой 130—140 тонн, альтернатива сверхтяжелому танку «Maus».

Танки программы «E»

E-10

E-10 — проект лёгкого танка массой около 10 тонн.

Работы над созданием E-10 начались в 1944 году. Он должен был быть максимально унифицирован с остальными танками E-серии, будучи при этом как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов. Проект танка был создан фирмой «Kloeker-Humboldt-Deutz», которая до этого никогда не занималась разработкой бронетехники. Планировалось заменить этим лёгким танком танк Pz. 38 (t) и машины на его базе, а также истребитель танков JagdPanzer 38 (t) «Hetzer».

Конструкция E-10 в целом похожа на конструкцию легких немецких истребителей танков «Hetzer». В целях экономии массы, уменьшения количества деталей и снижения общей высоты танка башню как таковую было решено исключить. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm PaK 39

ruen (как на «Хетцере»).

Опорные катки располагались в шахматном порядке, по четыре на борт диаметром 1000 мм каждый. Их подвеска состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб в качестве пружин. С помощью гидравлического привода можно было регулировать высоту клиренса: она варьировалась в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка была в пределах 1400—1600 мм.

Из-за скромных размеров пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки — теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади, рядом с двигателем. Это упрощало её демонтаж и обслуживание, и кроме того, позволяло увеличить пространство боевого отделения. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком.

В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов «Maybach HL 100» с водяным охлаждением мощностью 400 л. с. или «Аргус»rude с воздушным охлаждением мощностью 350 л. с. Проектная скорость Е-10 составляла бы 65—70 км/ч при движении по шоссе.

Работы над проектом E-10 прекратились спустя несколько месяцев. Его предполагаемая масса составляла примерно 15—16 тонн, хотя он по условию должен был быть десятитонным. Отсутствие башни исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью, что создало бы препятствия при развертывании серийного производства.

Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было.[1]

E-25

E-25 — проект опытного истребителя танков массой около 25 тонн.

Договор на разработку шасси для истребителя танков Е-25 был заключён весной 1943 года с компанией «Аргус»rude из Карлсруэ. Проектирование велось под руководством доктора Клауэrude. Проект машины был представлен на рассмотрение военных только осенью 1944 года. Новая машина напоминала Е-10, но имела более мощное вооружение и большую массу. В январе комиссия по развитию танков приняла решение об изготовлении трёх опытных образцов для проведения испытаний. Корпуса Е-25 начали собирать на заводе фирмы Alkett в Берлин-Шпандау, но до конца войны завершить их сборку не получилось.

На танки предполагалось устанавливать двигатель Maybach HL 100 мощностью 400 л. с. с возможностью замены на Maybach HL 101, однако из-за задержек с отработкой данных моторов на танк решили устанавливать 600-сильный двигатель воздушного охлаждения или же авиационный мотор Otto, мощностью 400 л. с. Однако два последних варианта оказались неудачными, в результате чего на Е-25 было решено установить двигатель Maybach HL 230. В ходовой части использовались такие же опорные катки, как и у Е-10, но теперь их было по 5 на борт. На танке планировалось использовать 700-мм траки. Е-25 имел лобовое бронирование 50 мм, бортовое — 30 мм, кормовое — 20 мм. Крыша и днище имели броню 20 мм. На истребитель танков планировали устанавливать 75-мм пушку PaK L/70, впрочем окончательного решения о вооружении принято не было.

E-50 и E-75

Проекты Е-50 и Е-75 планировались в качестве «стандартных танков». Они должны были иметь одинаковые двигатели, топливные баки, систему охлаждения, ведущие и направляющие колёса, механизм натяжения гусениц, а также одинаковую форму и габариты, однако за счёт менее сильного бронирования у Е-50 внутренний объём был больше. Всё это позволяло добиться высокой степени унификации машин. Стоит отметить, что проектные работы над этими проектами к концу Второй Мировой были далеки от завершения, не были подготовлены полные комплекты чертежей, не говоря о опытных образцах. Дело ограничилось проведениям расчётов, ряда испытаний и создания различных макетов и стендов, необходимых для этого. В конце 1944 года предполагалось провести испытания элементов подвески Е-50 и Е-75 на корпусе «Королевского Тигра», однако сделать этого не удалось.

На танки планировалось установить двигатель Maybach HL 233 P, планировавшийся к запуску в серийное производство в начале 1945 года. Его мощность составляла 900 л. с. Однако в связи с тем, что работы над этим двигателем не были завершены, также рассматривался вариант установки на танки двигателя Maybach HL 234, имевшего такую же мощность, однако до конца войны работы над этим двигателем также не были завершены. Предусматривалось установить на танки 8-скоростную коробку передач с гидромеханическим приводом. Расчётная скорость движения Е-50 составляла 60 км/ч, а Е-75 — 40 км/ч. В подвеске данных машин предполагалось использовать тележки, состоявшие из двух катков каждая, закреплённых на подпружиненных балансирах. В подвеске Е-50 использовалось три тележки на борт, а у Е-75 — четыре. Катки были смещены относительно друг друга таким образом, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы. Также следует отметить, что гусеницы Е-50 предполагалось использовать в качестве транспортных для Е-75. Разработкой башен и вооружения для танков занималась фирма Krupp, однако до конца войны вопрос о том, какое вооружение установить на танки, окончательно решён не был. Предположительно, это могли быть длинноствольные 88- и 105-мм орудия (первое — в том числе длиной 100 калибров).

E-100

Модель танка E 100

Е-100 — проект сверхтяжёлого танка с массой 130—140 тонн, разрабатывался как альтернатива разработанному Ф. Порше сверхтяжёлому танку Maus, который при сходных боевых характеристиках с «Маусом» был бы достаточно технологичным для массового производства. Проектирование началось 30 июля 1943 года в Фридберге. Разработку конструкции и постройку опытного образца вела фирма «Adler». Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками (касающийся как Е-100, так и разрабатываемого параллельно с ним «Maus»), проектирование продолжалось медленными темпами и была начата постройка прототипа. Продолжались работы на заводе Henschel в Хаустенбеке и на полигоне Зеннелагер вплоть до окончания войны. Незавершённый опытный образец (шасси без башни) был захвачен в Зеннелагере на заводе «Хеншель» английскими войсками[2]. В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний. Потом полуготовый Е-100 был отправлен на металлолом, посему до наших дней не сохранился.

На танке Е-100, в отличие от остальных машин серии «E», использовали традиционную для германского танкостроения компоновку, в которой двигатель располагался в корме, а ведущие колёса и трансмиссия — в передней части танка. На Е-100 планировалось устанавливать двигатель Maybach HL 230P30 и рулевое управление Henschel L 801. В перспективе планировалось установить более мощный Maybach HL 234 или дизель мощностью 1100—1200 л. с. С новым двигателем должна была устанавливаться новая гидромеханическая трансмиссия Maybach Mekydro[2]. По расчётам фирмы «Adler» танк должен был развивать скорость 40 километров в час, что весьма маловероятно. В ходовой части использовались обрезиненные опорные катки диаметром 900 мм, имевшие в качестве упругих элементов спиральные пружины. «Боевые» гусеницы имели ширину 1000 мм, были разработаны специальные «транспортные» гусеницы шириной 550 мм[2]. Лобовое бронирование должно было составлять 150—200 мм под углом 45 или 30 градусов, бортовое — 120 мм, а кормовое — 150 мм. Причём, верхняя часть борта и верхняя часть гусениц должны были закрываться 90-мм экранами, которые предполагалось при перевозке снимать. Следует сказать, что решение об окончательном вооружении танка не было принято. Предполагалось вооружить танк либо 150-мм орудием, либо 174-мм орудием. Скорее всего, для установки 174-мм орудия на шасси E-100, потребовалось бы избавиться от башни, сделав неподвижную рубку. Башня имела диаметр погона 3060 мм, её поручили разрабатывать фирме Krupp. Также рассматривался вариант использования шасси Е-100 в качестве базы для различных САУ и спецмашин.

  • Галерея
  • Модель танка, вид сбоку.

  • Модель E 100, 1:72.

  • Собранное шасси Е-100, погружённое на прицеп.[3]

  • То же шасси, вид сбоку.

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Танки E 10-25-50-75-Flakpanzer — выпускает фирма Trumpeter, в 35 масштабе. Также на рынке присутствуют более мелкие масштабы этих танков, в частности в 72 масштабе выпускаются фирмой Modelcollect (Китай).

Танк Е 100 различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Dragon (Китай) с башней от танка Маус, Trumpeter (Китай) с Двумя вариантами башен: выдуманной башней якобы фирмы Henschel и башней фирмы Krupp, аналогичной представленной в игре World of Tanks. Trumpeter также выпускает модель самоходной установки Jagdpanzer E100, оснащенной 170 мм стволом (фантазия на тему, как бы она могло выглядеть, если бы немецкие конструкторы начали разработку такой САУ).

В компьютерных играх

В MMO-играх World of Tanks, World of Tanks Blitz и World of Tanks Console представлены следующие танки серии E: E 25 (как премиумная противотанковая САУ (ПТ-САУ) 7 уровня), E 50 и выдуманный разработчиками E 50 Ausf. M (как средние танки 9 и 10 уровня соответственно), E 75 и E 100 (как тяжелые танки 9 и 10 уровня соответственно), выдуманные САУ на базе E 100: Jagdpanzer E 100 (как противотанковая САУ (ПТ-САУ) 10 уровня),Waffenträger auf E 100(ПТ-САУ 10 уровня(выведена из игры) и G.W. E 100 (ранее-G.W. Type E) (как гаубичная САУ 10 уровня).

Танки Е-100 (башня от Pz. Kpfw Vlll Maus), E-75, Е-50, Е-25 и Е-10 представлены в модификации «GZM» для игры Блицкриг.

Тяжёлые танки E-50, E-75 и E-100, Противотанковая САУ JgPz E-100, E-10, Сверхтяжёлый танк Е-90 (Танк E-100 с башней, схожей с башней Pz.Kpfw Vl Ausf B «Tiger ll») представлены в браузерной игре Ground War: Tanks.

Тяжёлый танк Е 100 представлен в ММО-игре War Thunder в качестве тяжёлого танка V ранга.

Вымышленный танк E-79, очень похожий по внешнему виду и компоновке на E-75, доступен как один из управляемых танков в игре Panzer Front.

Стоит отметить, что тактико-технические характеристики бронетехники, особенности её применения в бою, и тому подобное, часто искажается в компьютерных играх.

Примечания

  1. ↑ E-10. Легкий танк.
  2. 1 2 3 М. Барятинский. Все танки Гитлера. Окончательная энциклопедия / Л. Незвинская. — Научно-популярное. — Москва: Эксмо, 2014. — С. 487.
  3. ↑ Послевоенная фотография на полигоне английской армии.

Литература

  • М. Барятинский. Все танки Гитлера. Окончательная энциклопедия / Л. Незвинская. — Научно-популярное. — Москва: Эксмо, 2014.
  • М. Барятинский. Maus. Супертанк доктора Порше. — М.: Восточный фронт, 1996. — 32 с. — (Историко-техническая серия).
  • М. Коломиец. E-100 и другие немецкие танки 1945 года. — М.: Яуза, 2013. — 1400 экз.
  • Питер Чемберлен и Хилари Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 271 с. — 5100 экз.

Ссылки

Инженерные и разведывательные машины

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

wikiredia.ru

Тяжелые танки. Е-100. Гайд

В отличии от других наций, у немцев есть сразу два танка десятого уровня. Это «Маус» и Е-100. Внешне они схожи, напоминают настоящие движущиеся горы, хотя тактика применения у них немного разнится. Если сравнить с «мышью», то оказывается, что этот прототип является немного более подвижным и маневренным, хотя игрокам этого явно недостаточно, ведь кличку Е-100 получил весьма характерную – «эстонец». Изначально разработчики определяли эту машину как танк, способный наносить большой урон, но позже стало понятно, что Е-100 – это отличная универсальная машина, способная проявлять свои лучшие качества и в защите базы, и в атаке на противника. Одна из самых лучших машин в игре, хотя уязвимых участков брони у «эстонца» побольше, чем у его брата «Мауса. В любом случае, Е-100 – это фактор, с которым приходится считаться на поле боя, ведь танк способен даже в полуживом состоянии вытянуть на себе всю нерадивую команду.

Е-100 – это самый тяжелый и мощный танк серии прототипов, которую разрабатывать начали еще в 1942 году. Разработчики старались по возможности унифицировать ключевые узлы и модули этих машин. Другими словами, часть деталей от Е-50 или Е-75 должна была использоваться и на нашем герое. В реальности этот танк так и не был построен. Тем не менее, разработчики игры решили, что столь необычный и нестандартный прототип обязательно должен присутствовать в игре.

Главная особенность Е-100 – это возможность выбора между двумя орудиями. Остальные танки десятого уровня такой возможности лишены. В остальном же все, как и у других машин – стоковый модуль является одновременно и ТОПовым. Предлагаем изучить все модули подробнее, понять, какие из них являются нашими помощниками, а из-за каких могут возникнуть проблемы в бою.

Ходовая часть «E-100-Ketten» обладает единственным преимуществом – она может передвигать танк, весом в 150 тонн. Скорость поворота составляет всего 20 градусов в секунду – это очень мало. С другой стороны, Е-100 – это сверхтяжелый танк, задача которого заключается не в маневренных перестрелках, а в натиски и мощи.

Рация «10WSc» с дальностью связи 820 метров. Тут сказать особенно нечего – со своей задачей этот модуль справляется на ура, так что мы всегда будем в курсе того, на каких участках игровой карты наша помощь нужна больше всего. Хотя, поиграв несколько сотен боев на «эстонце», вы поймете, что бегать с фланга на фланг – это задача не для нас. В любом случае, рация классная и полезная.

Двигатель «Maybach HL 295 Ausf. B». Его мощность составляет 1200 лошадиных сил. Это много, но ведь и весит танк 150 тонн, так что удельная мощность получается не очень большой. Тем не менее, мы можем разгоняться до 30 километров в час, что гораздо больше, чем максимальная скорость «мыши». Так что можно использовать свою большую подвижность в боях, главное, помнить, что передвигаться лучше не по прямой линии, а от укрытия к укрытию. Все-таки на этих уровнях ключевые игроки – это артиллерия, для которой неважна толщина нашей брони.

Наши топы:

Топ MMORPG 2018 и Топ браузерных игр 2018

Башня «E-100-Turm Ausf. B». Достойный этой машины модуль. Только представьте – лобовая броня составляет 240 миллиметров, а боковая – 150 миллиметров. Крепкая башенка, пробивать которую очень непросто даже ТОПовыми пушками. В нее устанавливаются оба орудия машины. Скорость поворота – всего 20 градусов в секунду, так что придется выбирать конкретное направление огня, ведь быстро менять его направление не получится. Наконец, башня имеет отличный обзор в 460 метров. Правда, замечать противника раньше, чем он сам это сделает, проблематично из-за колоссальных размеров машины.

Пушки. В стандартной комплектации идет ствол «KwK 44 L/55». Тут все ясно – это пушка, с которой игроки познакомились уже давно – это орудие установлено на «мыши». Так что мы получаем отличную пушку, с хорошими показателями пробития, неплохую точность. Вот только скорострельность и скорость сведения прицела не так хороши, как бы хотелось. Кроме того, на таких уровнях хочется не только пробивать, но и наносить большое количество урона. Это получится только после нескольких сотен боев – после того, как удастся открыть и установить пушку «KwK 44 L/38» калибра 15 сантиметров. Что мы получаем? Гораздо больший урон, но меньшее пробитие. Скорость сведения останется прежней, а вот скорострельность и точность немного ухудшаться. Опытные игроки рекомендуют использовать стоковое орудие в боях на случайных картах, а вот в ротных боях и на высадках целесообразнее будет поставить ТОПовую пушку, которая будет наносить урон, сравнимый с уроном от американского Т30. Дело в том, что в клановых войнах практически всегда стрельба ведется премиумными снарядами, а кумулятивные снаряды ТОПовой пушки обладают огромным пробитием.

Поскольку игроки часто ругают ТОПовое орудие Е-100, следует поговорить о нем подробнее. На самом деле, эта пушка очень хороша, главное, понять, как следует ей пользоваться. Да, у нее меньшее пробитие базовым бронебойным снарядом (самый низкий показатель из всех орудий десятого уровня), но на таких уровнях случайных людей не так много, так что большинство владельцев машины к этому времени уже отлично знают, где находятся уязвимые места ИС-7, «мыши» или Т30. Во многом этот ствол напоминает ТОПовое орудие «королевского тигра» – малое пробитие, зато большой урон. Урон реально огромный, особенно, если мы будем использовать премиумные снаряды. С ними также есть проблемы – их точность просто отвратительна, так что стараемся стрелять ими в ближнем бою.

На дальних расстояниях есть смысл использовать осколочно-фугасные снаряды. Да, их серьезно «порезали» разработчики, но свои 400 очков жизни за выстрел мы будем забирать стабильно. Особенно эффективно бить фугасами по «черепахе» Т95. Лобовая броня этой ТОПовой американской ПТ просто непробиваема, а вот фугасами мы не только будет наносить урон этой модели, но и критовать модули и ранить экипаж.

Что касается многочисленных жалоб на точность пушки, но они не вполне обоснованы. Мы попадаем именно туда, куда целимся даже с расстояния в 400 и более метров. Помните, что скорость полета фугасного снаряда меньше, чем у бронебойного заряда, так что всегда делаем поправку на расстояние до цели. Как видим, набор вооружений у танка лучший в игре, что и делает модель одним из самых универсальных танков.

Теперь еще об одном важнейшем аспекте – о броне танка. Главный ее плюс – это наличие экранов на бортах. Как итог – 190 миллиметров по бокам – это лучшая броня бортов в игре на сегодняшний день. Это позволяет «съедать» урон от попаданий фугасами, а артиллерия с удивлением увидит, что ее сплеш, столь эффективный против того же Т30, против Е-100 вообще не помогает. Лобовая броня в верней части корпуса обладает толщиной 200 миллиметров – просто класс! Пробить ее не могут ни танки, ни ПТ. Разве что «Объект 704» или Т95 могут наносить урон, стреляя подкалиберными снарядами. Что касается башни, то и тут все отлично – 240 миллиметров наклонной брони в лобовой части – это весомый довод в противостоянии с любым противником. Есть у этого модуля и определенные недостатки. Во-первых, это верхняя часть, которую пробивают даже СТ восьмого уровня. Во-вторых, замечен неприятный баг – при автоприцеле пушка противника постоянно целится в самое уязвимое место башни – вертикальный срез в самом низу этой детали. Часто попадания в это место приводят к поломке механизма, который отвечает за ее поворот, а Е-100 без вращающейся башни – это не противник ТОПовому СТ.

Борта бронированы, пожалуй, лучше, чем у любого другого танка в игре. Этому способствуют и экраны, и толщина брони. Правда, в бок Е-100 стреляют не по бортам, а в башню. 150-миллиметровую броню без наклона своим ТОПовым орудием может пробить даже Т-34-85. Правда, урон мы получим минимальный.

Теперь необходимо рассказать о том, как лучше применять «эстонца» в боевых условиях. Для начала перечислим то, за что можно похвалить эту модель. Во-первых, за возможность улучшения орудия до пушки калибра 15 сантиметров. Во-вторых, это крепкая броня, причем, не только в лобовой части танка, но и по бортам, и даже в корме. Способствуют крепости машины и экраны на бортах, которые минимизируют урон от осколочно-фугасных снарядов. Особенно актуально это в боях с большим количеством САУ – их сплеш нам практически не страшен. Похвалим и живучесть машины – очков жизни у танка предостаточно, так что, как и «мышь», Е-100 часто уничтожается самым последним, с огромным трудом и потерями в рядах противника. Среди преимуществ назовем и неплохой обзор, хотя все равно замечать первым будем не мы, а нас. Наконец, урон ТОПовой пушки очень большой, сравнимый альфа-страйк способен наносить только Т30 со своей 155-миллиметровой пушкой.

Недостатки машины. Первый – это низкие показатели пробития ТОПовой пушки. Приходится использовать премиумные снаряды, а это не каждому по карману. Второй недостаток – большое количество уязвимых точек во всех проекциях машины. Зная эти места, противникам не составит особого труда если не уничтожить Е-100 быстро, то уж заставить его отступить с небольшим количеством НР точно. Еще один минус – это достаточно слабая броня на боках башни. Пробивают ее даже средние танки шестого уровня. Не смертельно, но очень неприятно. Трансмиссия находится в передней части корпуса, так что попадание в нижний броневой лист регулярно приводит к возгоранию. Ну и последнее – огромные размеры, из-за которых танк заметен с расстояния в 400 метров.

Благодаря своей универсальности использовать «эстонца» можно как в защите (огромное количество НР, мощная броня в лобовой части), так и в нападении (приличная скорость, отличное вооружение). Одним словом, пользуйтесь преимуществами и скрывайте недостатки. Главное – прятать нижний лист брони в укрытие. Постоянно используйте тактику «ромбика» — так мы повысим шансы на выживание. Одним словом, ничего сложного в игре на Е-100 нет – обычная тактика игры на тяжелой немецкой машине, разве что помним, что из укрытий лучше выезжать задом – именно там расположена башня и именно там нет трансмиссии.

Оборудование. Тут выбор очевиден – доводим до совершенства наше орудие. Сначала ставим досылатель, ведь универсальная машина должна иметь приличный урон в минуту. Стабилизаторы позволят улучшить точность пушки, а приводы наводки позволят стрелять по уязвимым местам врага. Для любителей пассивного стиля игры вместо стабилизатора можно поставить вентиляцию. Набор снаряжения – комплект для ремонта поврежденного модуля, аптечка для экипажа и огнетушитель. Танк часто загорается, так что этот расходник покупаем обязательно.

Вывод. Сложно сказать, лучше ли Е-100, чем «мышь». Но факт остается фактом – танк мощный, универсальный, полезный и на высадках, и в случайных сражениях.

mmolabel.ru

Супертяжелый германский танк Е-100 » Военное обозрение

Из всех проектов серии Е наибольший интерес представляет супертяжелый танк Е-100, тем более, что именно программа разработки танка Е-100 стала наиболее продвинутой. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в отношении танка Е-100 проводились па заводе фирмы Адлер во Франкфурте-на-Майне. Разработка проекта началась 30 июня 1943 г. и не прекращалась ни на один день до самого окончания войны.

Проектирование сверхтяжелого танка стало данью увлечения фюрера гигантизмом. Во второй половине войны у германских конструкторов и, особенно, у промышленности, испытывавшей дефицит всего и вся, наверняка имелись задачи более важные, нежели проектирование форта на гусеницах. В конце 1944 г. Гитлер проявил признаки здравого смысла, запретив дальнейшие работы по всем проектам тяжелых танков, но работы по Е-100, тем не менее, продолжились. Конструкторам удалось завершить большую часть проектных работ, а в Хаустенбеке под Падернборном началась сборка корпуса.


Шасси и силовую установку танка подготовили к испытаниям в начале 1945 г. На танке был установлен двигатель Майбах HL-230 и трансмиссия Майбах OG-401-216В. Дифференциалы были использованы такие же. как на танке «Тигр» — Хеншель LR01. гусеницы набраны из траков фирмы Адлер, имевших в ширину 1000 мм. Использование таких широких гусеницы требовало дополнения этих«боевых» гусениц транспортными, чтобы установленная на ж.д. платформу машина могла вписаться в ж.д. габарит. Ведущие колеса были расположены в задней части корпуса. Толщина лобовой брони составляла 240 мм. толщина бортовой брони — 120 мм. Башню на танк установить до окончания войны не успели. На корпус в испытательных целях был установлен лишь массо-габаритный макет башни. Танк предполагалось вооружить орудием калибра 150 мм или даже 170 мм. Расчетная максимальная скорость монстра составляла 40 км/ч. Союзники много фотографировали опытный образец в Падерборне. В 1945 г. англичане перевезли корпус танка Е-100 на свой остров для исследований и испытаний.

topwar.ru

Танк Е-100. История создания.

Как известно, весной 1942 года, на фоне блистательных побед германской армии, когда готовился бросок к Сталинграду, марш на Кавказ и далее на Ближний Восток, когда Англия была почти задушена в морской блокаде, а Африканский корпус Роммеля прорывался в Египет, Гитлер предложил построить 100-тонный сверхтяжелый танк «Маус».

Немецкие конструкторы и чиновники управления вооружений пошли еще дальше в своих фантазиях и предложили создать параллельно проект 150-тонного танка! Как известно, проект «Маус» курировал доктор Фердинанд Порше, получив этот контракт, он отодвинул конструкторов концерна Крупп на второй план (им поручили только башню «Мауса»), и те не могли не попытаться перехватить инициативу. Кроме того, у Порше были затруднения с проектом тяжелого танка «Тигр», который был более срочной задачей.

Поэтому на встрече с чиновниками управления вооружений 11 сентября 1942 года, конструктор фирмы Крупп, обер-инженер Вулферт (Woelfert) предложил в инициативном порядке разработать альтернативу «Маусу». Чиновники заверили его, что фирма «Майбах» сможет создать более мощный двигатель, с увеличенными до 1000 л.с. показателями. В ноябре Крупп представил концептуальный дизайн нового 150-тонного танка, из отличительных черт которого можно выделить съемные бортовые экраны, защищающие гусеницы. Поскольку в ширину железнодорожной платформы танк не вписывался, предполагалось для перевозки демонтировать бортовые экраны, один ряд катков и «переобуть» танк в более узкие транспортные гусеницы. Чиновники управления вооружений предложили использовать компоненты танка «Тигр» Хеншеля, для ускорения разработки нового 150-тонного танка. Имея те же самые двигатель, трансмиссию и систему рулевого управления что у «Тигра» новый 150-тонный танк был бы медлительным и неповоротливым, с предельной скоростью 20 км/ч.

На данном этапе проектирования новый танк получил наименование Tiger-Maus, что показывало его родство с обоими проектами. Учитывая, что в это время уже велась разработка нового Henschel Tiger II (будущий «Королевский Тигр»), можно было рассчитывать на использование узлов и от него. Поэтому ширину корпуса для нового танка оставили такую же как у проекта Хеншеля, 1760 мм.
К 7 декабря 1942 года Крупп представил облегченный до 130 тонн проект Tiger-Maus с единственным доступным двигателем, Maibach HL 230, мощностью 700 л.с. Траки имели ширину 1100 мм, вес ходовой части – 83,4 тонны, корпуса – 52 т, 32 опорных катка диаметром 800 мм, башня со 150-мм основным и 75-мм вспомогательным орудием. Танк должен был нести 40 снарядов 150-мм, 75 снарядов калибра 75 мм, 4500 патронов 7,92 мм для спаренного пулемета MG34. Экипаж должен был составить шесть человек.

Чиновники управления вооружений встретили новый проект с большим воодушевлением. По сравнению с проектом Porsche Maus, данный танк выгодно отличался передаточным отношением рулевого механизма, более низким удельным давлением на грунт, мог перевозиться по железной дороге без того, чтобы останавливать встречное движение поездов (для Мауса Порше требовалось полностью освободить две колеи!), меньшая на 40 тонн масса танка (по сравнению с Маусом, который потяжелел до 170 тонн!), что экономило время и материалы на постройку. Показатели были бы еще лучше, если бы Майбах все-таки сумел выдать мотор с мощностью 1000 лошадиных сил. Башня у танка располагалась по центру корпуса, в отличие от Мауса, у которого она была сзади, а это влияло на центр массы, распределение давления на грунт. Этот новый проект, Tiger-Maus можно было намного быстрее запустить в производство, учитывая что многие его компоненты уже успешно работали на танках Тигр.
Однако 15 декабря 1942 года было решено отказаться от проекта Tiger-Maus в пользу именно Поршевского проекта… Разрабатывать параллельно два супертяжелых танка было нерационально. Крупп всеми силами пытался продавить свое детище, но 5 января 1943 года Гитлер поставил на проекте жирную точку.

Прошло немного времени, и весной 1943 года Книпкамп потребовал от Круппа передать все разработки по Tiger-Maus в фирму Adler. Проект был обозначен как Е-100. Дело в том, что еще с 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп с небольшой группой конструкторов в свободное время прорабатывал «Серию Е» — Е от слова Entwicklung (разработка) — целую линейку новых танков и противотанковых САУ, максимально унифицированную между собой для облегчения серийного производства и ремонта. В этой серии намечались машины Е-5, Е-10, Е-25, Е-50, Е-75 и Е-100. Серия Е – сама по себе интересная тема для отдельной, обобщающей статьи, поэтому пока мы не будем вдаваться в детали по поводу остальных машин серии Е.
Для Е-100 была разработана новая башня, основанная на башне танка Maus, но с облегченной бронезащитой. Башня весила 35 тонн, имела наклонный передний лист, 75-мм орудие монтировалось над 128-мм. Толщина брони башни – лоб 200, борт 80, корма 150, крыша 40 мм. В остальном это был тот же проект Tiger-Maus, еще одно отличие – пружины подвески. Танковая комиссия одобрила постройку оного прототипа Е-100, правда фирма Adler не имела опыта в разработке и выпуске танков… Фирма Adler выделила группу конструкторов и 30 июня 1943 года те приступили к работе. В течение 1944 года на заводе в Падерборне (Paderborn) были выпущены отдельные узлы и 15 января 1945 года фирмой был представлен отчет о проделанной работе. Фотографии из этого отчета сейчас служат основным источником информации о прототипе Е-100.

______________________

Сборка корпуса была не закончена, из-за постоянных бомбардировок союзниками срывались сроки поставки узлов и агрегатов. Пружины подвески по ошибке отправили на другой завод… На сборке прототипа трудилось всего три человека из-за того, что завод Adler был перегружен другой работой. К изготовлению башни даже не приступали… В корпусе танка был установлен слабосильный двигатель Maibach HL 230, мощностью 700 л.с, который стоял на всех немецких тяжелых танках и САУ, начиная с Пантеры, Тигра, Кинг Тигра и вплоть до Ягдтигра, Ягдпантеры и Штурмтигра. Также на прототипе стояла  8-ступенчатая трансмиссия Maibach OG 40 12 16 B, рулевое управление Henschel L801. Корпус имел бронезащиту:

200 мм верхняя лобовая деталь, под углом 60 град
150 мм нижняя лобовая деталь, под углом 52 град
120 мм борта, вертикальные
150 мм задняя бронеплита, под углом 30 град
40 мм крыша
Дно — 80 мм в передней части и 40 мм в задней
Общая масса должна была составить 130 тонн

Также был разработан проект “B”, который предусматривал более мощный 1200 л.с двигатель Майбах и 8-скоростную гидро-механическую трансмиссию Mekydro, допускавшую задний ход. В таком варианте Е-100 смог бы развивать скорость до 40 км в час!

Но даже первый прототип не был готов на момент окончания войны и достался британцам, которые тщательно изучили шасси и заставили немецких инженеров восстановить его чертежи, которые частично сгорели. В июне 1945 года корпус Е-100 был переправлен в Великобританию для испытаний. Английские инженеры смогли довести его до ходового состояния, и проверить его на ходу, но были разочарованы. Даже без башни машина выдавала до 20 км/ч, а с башней – ползла бы еще хуже. Прототип в итоге был разобран и отправлен в переплавку…
Оценивая возможный боевой потенциал Е-100, нужно отметить, что унификация многих узлов с уже производящимися серийно делала его более выгодным в плане производства, в отличие от более сложного Мауса. Более рациональные углы наклона делали его защиту более эффективной, чем у Мауса с его вертикальными бортами. С более мощным двигателем, если бы его успели создать, Е-100 был бы намного более подвижным, чем Маус.

По материалам западной прессы)))
Павел Черепанов

ost-front.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *