БТ-5 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2015; проверки требуют 140 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2015; проверки требуют 140 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
БТ-5

БТ-5 у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска
БТ-5
Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 11,6
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
История
Годы производства 1933—1934
Годы эксплуатации 1933—1945
Количество выпущенных, шт. 1884
Основные операторы

ru.wikipedia.org

Танк БТ-5 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила «проверка на вшивость» и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков «в дни испытаний», с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке «мудрейшего из мудрых вождя всех народов»), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный «автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему «общепринятому». Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания «Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941″, так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…» Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из «механизированной кавалерии» (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…» Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, «применением брони повышенной сопротивляемости». Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как «метод Круппа». Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что «метод Круппа» в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ «Большевика» под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил «сорокапятку».

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…». В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала «площадка» с препятствиями, «купание» в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески «Комсомольца». Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м».

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов». Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: «Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

oruzhie.info

КВ-5 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.
КВ-5

Проект сверхтяжёлого танка КВ-5
КВ-5
Классификация сверхтяжёлый танк прорыва
Боевая масса, т 100
Компоновочная схема классическая, трёхбашенная
Экипаж, чел. 6
История
Производитель ЛКЗ
Годы разработки 1941
Годы эксплуатации не выпускался
Количество выпущенных, шт. существовал только макет
Бронирование
Тип брони Сварная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 180
Борт корпуса (верх), мм/град. 150
Днище, мм 40

ru.wikipedia.org

Быстроходный танк БТ-5 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики быстроходного танка БТ-5

Страна:СССР
Тип:Быстроходный танк
Дата выпуска:1933 г.
Длинна:5,58 м
Ширина:2,23 м
Высота:2,23 м
Броня, лоб:13 мм
Броня, борт:13 мм
Броня, башня:13 мм
Экипаж:3 человека
Двигатель:Карбюраторный М-5, мощностью 400 л.с.
Дальность хода:150 км (на гусеницах), 200 км (на колёсах).
Максимальная скорость:52 км/ч (на гусеницах), 72 км/ч (на колёсах).
Масса:11,5 тонн
Вооружение:1х 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г., 1х 7,62-мм пулемет ДТ

«Советский быстроходный танк БТ-5 — история создания, характеристики и модификации»


Танковая проблема начала 1930-х

Танков в СССР в начале 1930-х г.г. не хватало. По большому счету, в серийное производство запускалось всё, что только можно было освоить. Реальные боевые качества этих машин по большому счету были вторичны — чтобы обезопасить страну, в первую очередь нужно было показать соседям, что в СССР танки строят, да так, чтоб два раза подумали, прежде чем сунуться диктовать свои порядки.

Вчера были танки только у Чемберлена, сегодня есть и у нас!

Чертеж легкого танка БТ-5

История создания танка БТ-5

«Быстроходный танк» БТ-2 был машиной не самой плохой, но «промежуточной» — выпускавшейся только до тех пор, пока не найдется достойная смена. Недоработок и нареканий в его конструкции хватало. Именно по этой причине, его как можно скорее попытались сменить на что-то более грозное.

Хотя были и достаточно прогрессивные идеи по созданию улучшенных версий БТ-2: танков БТ-4 и БТ-6, предпочтение отдали варианту БТ-5. В отличие от «соседей» по номерам, БТ-5 отличался от «двойки» только новой башней и комплектом вооружения, плюс доработками ходовой и т.п., что называется «по мелочи».
Зато он же обладал и весомым преимуществом: в отличие от «четверки» и «шестерки», «пятерка» не требовала переделки производственной линии, и могла быть запущена в серию практически одномоментно, на тех же агрегатах, что и БТ-2. Как тут не пошутить про то, что для «быстроходных танков» была важна не только скорость в бою, но и скорость в производстве.

Быстроходный танк БТ-5

В марте 1933 года БТ-5 сменил на конвейере БТ-2. Первоначально машина комплектовалась башнями двух видов — «ижорская» (сварная, с большой нишей сзади, проектировавшуюся изначально для танка Т-26) и «мариупольская» (клепаная, с маленькой нишей сзади). Однако начиная с 1935 года, из-за вскрывшихся дефектов в изделиях завода в Мариуполе, БТ-5 комплектовался только «ижорскими» башнями. «Дефектные» танки почти все ушли в учебные части.

За сравнительно небольшой отрезок времени, БТ-5 прошел довольно активный путь развития. Начинавшийся как вариант усиленного БТ-2, к 1934 году он получил новый двигатель М-17Т мощностью 500 л.с., полностью измененный главный фрикцион и усиленную коробку передач. Это не говоря о ленточных тормозах, улучшенном бронировании.

Производство танка БТ-5 было закончено накануне 1935 г., всего было произведено 1884 танка этого типа.

Танк БТ-5 с башней мариупольского завода

Конструкция танка БТ-5

Компоновка танка классическая. Конструкция корпуса «быстроходного танка» БТ-5 в целом повторяет конструкцию БТ-2, башня («ижорская») аналогична башне легкого танка Т-26. По бокам башни расположены две смотровые щели и два отверстия для стрельбы из револьвера. В крыше башни имелся закрывающийся изнутри люк для входа и выхода экипажа. В поздней части башни было отверстие для вентиляции и перископического прицела.
Основное вооружение танка БТ-5 — 45-мм пушка спаренная с пулеметом ДТ. Пулемет при этом имел собственный открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия.

Снаряды укладывались на пол боевого отделения, располагались в вертикальных обоймах на правой и левой стенках корпуса, занимали также стенки и нишу башни. Пулеметные диски занимали место над снарядной укладкой в боевом отделении.

Экипаж танка составляет 3 человека, наблюдение за полем боя осуществляется через прицелы и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами, размещенных на боковых стенках башни.

На командирских танках имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне, замененной впоследствии на штыревую. Боекомплект командирских танков с радиостанцией был сокращенным.

Легкий танк БТ-5 в профиль

Модификации танка БТ-5

  • БТ-5—линейный танк (1933—1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущена 1621 машина;
  • БТ-5РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-3(1933—1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущено 263 машины:
  • ХБТ-5 (БХМ, БХМ-2) — химический (огнеметный) танк (1936 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г., пулемет ДТ и огнеметная установка или съемный дымовой прибор ТДП, выпущено 10 огнеметных танков и 3 танка для постановки дымовых завес;
  • БТ-ИС — танк с измененной формой корпуса и шестью ведущими колесами колесного хода (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин;
  • БТ-5/В-2 — модернизированный танк (1939 г.). Линейный танк БТ-5, оснащенный дизельным двигателем В-2, выпущено 5 машин;
  • БТ-СВ-2 (БТ-СВ) — танк с измененной формой корпуса и башни (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ, выпущено 2 опытных образца;
  • БТ-ТТ — телемеханическая группа танков БТ (1939—1941 гг.). Состав: телетанк, вооруженный огнеметной установкой КС-60 и 7,62-мм пулеметом Силина; танк управления, вооруженный 45-мм танковой пушкой образца 1934—1938 гг. и пулеметом ДТ, выпущена опытная группа машин.
  • БТ-5ПХ — танк подводного хождения.
  • РБТ-5 — экспериментальный ракетный танк.

Быстроходный танк БТ-5 с 76-мм орудием

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

БТ-5 — Советский легкий танк

БТ-5 в музее в Кировске

История создания

БТ-2, созданный на базе танка М.1940, или «Кристи», имел множество положительных качеств. Хотя «Кристи» и был скорее опытным шасси, собранным рабочими, он обладал высокой подвижностью и относительной простотой производства, что было необходимо для его успешного применения. Тем не менее, танк для своего создания требовал высококвалифицированного труда, а его пробиваемость не соответствовала заявленным требованиям. В связи с этим было решено внести в конструкцию БТ-2 целый ряд существенных изменений, начиная от размеров башни и заканчивая установкой нового оборудования.

БТ-2 со всеми внесенными изменениями был назван БТ-5, и уже в 1933 году его приняли на вооружение.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация
  • Классификация – легкий танк;
  • Боевая масса – 11,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 1836 штуки.
Размеры
  • Длина корпуса – 5580 мм;
  • Ширина корпуса – 2230 мм;
  • Высота – 2230 мм;
  • Клиренс – 350 мм.
Бронирование
  • Лоб корпуса – 13 мм;
  • Борт корпуса – 13 мм;
  • Корма корпуса – 10 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 13 мм;
  • Маска орудия – 13 мм;
  • Борт башни – 13 мм;
  • Корма башни – 13 мм;
  • Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К обр. 1937 г.;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 115;
  • Углы ГН: -8…+25 градусов;
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.;
  • Пулемет —  7,62-мм ДТ.
Подвижность
  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5;
  • Мощность двигателя – 400 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 150 км на гусеницах, 200 км на колесах;
  • Удельная мощность — 34,8 л.с./т;
  • Колёсная формула — 8×2/2;
  • Тип подвески — подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт — 0,65 кг/см²  на гусеницах; 5,65 кг/см²  на колёсах;
  • Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
  • Преодолеваемый ров – 2 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,9 м.

Модификации

  • БТ-5РТ – танк с радиостанцией 71-ТК-1, использовавшийся для командования. Из-за антенн был сильно заметен на поле боя, из-за чего его выводили из строя в первую очередь;
  •     БТ-5/В-2 – экспериментальный танк с дизельным двигателем;
  • РБТ-5 – ракетный танк;
  • ХБТ-5 – химический танк;
  • БТ-5ПХ – танк подводного хождения.

Применение в бою

Впервые БТ-5 были применены в 1936-1939 году в Испании, в гражданскую войну. Тогда несколько танков были отправлены на помощь республиканцам вместе с советскими добровольцами. Из-за несогласованности действий танков и пехоты в первом же бою было потеряно 16 машин. После этого танки несколько раз применялись в других боевых действиях, и особенно хорошо проявили себя при штурме Теруеля.

Также БТ-5 участвовали в боях у озера Хасан в 1938 году. Танки использовали в первую очередь для поддержки атаки. Из-за вязкого грунта многие танки застряли, другие стали легкой мишенью для артиллерии. Несмотря на это, танки оказали огромное влияние на ход сражения. БТ-5 активно использовались и в другом сражении против японцев – в битве у реки Халхин-Гол.

В ходе всех этих сражений БТ-5 показали себя с хорошей стороны, однако они существенно уступали БТ-7, да и огневая мощь всех БТ в целом становилась уже недостаточной для эффективного ведения боевых действий.

БТ-5 активно использовали в ходе Освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию во время Второй мировой войны. Особенно широко их использовали в Украине, так как Белоруссии в основном сражались БТ-7. Применялись они и в Зимней войне, однако из-за неумелых действий принесли не так много пользы, как могли бы.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось около 1700 БТ-5, прием некоторые из них требовали ремонта. Они участвовали сражениях на Юго-Западном фронте, а также в ряде других операций.

В 1945 году БТ-5 участвовали в сражении с Квантунской армией, а в августе того же года их быстроходность использовали в степях Монголии.

После ВОВ в учебных заведениях осталось 23 танка.

БТ-5 стал одним из немногих танков межвоенного периода, которые активно эксплуатировались в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на множество недостатков, благодаря своей маневренности и скорости они часто оказывались очень полезны в бою, иногда изменяя ход сражения в лучшую сторону.

Память о танке

Сегодня сохранилось восемь экземпляров БТ-5:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В городе Кировск Ленинградской области. Танк был поднят из Невы и установлен на постамент;
  • В городе Борзя;
  • В музее города Читы;
  • Оставшиеся экземпляры расположены в разных городах Монголии как памятники.

Фотографии танка

Танк в культуре

БТ-5 можно увидеть в нескольких компьютерных играх:

Также БТ-5 и БТ-7 можно увидеть в фильме «Трактористы», когда Клим Ярко объясняет, «что такое танки».

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Советский танк БТ-5

БТ-5 – это советский лёгкий танк, который является, по сути, «гибридной» моделью, которая должна была заменить в войсках не очень удачный танк БТ-2.

Корпус БТ-5 практически не отличается от корпуса предшественника (БТ-2) – несколько увеличилась высота и масса. А вот форма башни, вооружение, двигатель – это уже, как бы сейчас сказали, инновации.

Изначально танк БТ-5 предназначался для комплектования новых танковых и механизированных корпусов Красной Армии.

Серийное производство нового танка было организовано на Харьковском Паровозостроительном заводе. Нужно сказать, что БТ-5 нисколько не уступал одинаковому с ним по массе Т-26 по вооружению, проходимости, бронированию и средствам связи, но значительно превосходил последний по запасу хода, подвижности и удельной мощности.

БТ-5 оказался не сложным в его освоении личным составом танковых подразделений, был неприхотливым в обслуживании, выгодно отличался высокой подвижностью. Оттого и был, без всякого преувеличения, любим танкистами.

Танк, в целом, сохранил компоновочную схему своего предшественника:

  • в передней части отделение управления;
  • в средней части – боевое отделение;
  • в корме – моторно-трансмиссионное отделение.

Башня и корпус каркасные с противопульным бронированием из катаных листов, толщиной от 6 до13 мм, которые соединялись заклёпками.

Новая башня цилиндрической формы с кормовой нишей. Башня устанавливалась на шариковой опоре крыши корпуса.

Посадка экипажа в танк через люки, которые расположены в крыше башне и в лобовой части корпуса.

Вооружение танка состоит из 45-мм полуавтоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта ДТ. Пушка позволяла вести эффективный огонь по танкам и бронемашинам, артиллерийским системам, расположенным открыто огневым средствам, пехоте и живой силе противника.

 

 

Основные тактико-технические характеристики танка БТ-5

 

Назначение: танк группы дальнего действия

Тип танка: лёгкий колёсно-гусеничный с пулемётно-пушечным вооружением

Компоновочная схема: классическая

Год начала серийного выпуска: 1933

Год окончания эксплуатации в РККА: 1945

Боевая масса, т: 11,5

Экипаж – 3 человека

РАЗМЕРЫ

Длина корпуса, мм: 5 580

Ширина, мм: 2 230

Высота, мм: 2 230

Клиренс, мм: 350

БРОНИРОВАНИЕ

Лоб корпуса, мм: 13

Борт корпуса, мм: 13

Корма корпуса, мм: 10

Днище, мм: 6

Крыша корпуса, мм: 10

Лоб башни, мм: 13

Маска орудия, мм: 13

Борт башни, мм: 13

Корма башни, мм: 13

Крыша башни, мм: 10

ВООРУЖЕНИЕ

Калибра и марка пушки: 45-мм, 20-К образца 1937 года

Тип пушки: нарезная

Скорострельность, выстр./мин: 12

Длина ствола: 46 калибров

Дальность стрельбы прямой наводкой, м: 3 600

Наибольшая дальность стрельбы, м: 4 800

Бронепробиваемость на дистанции 1 000 м (при угле встречи 90 градусов), мм: 32

Боекомплект пушки: 115 снарядов

Углы горизонтального наведения пушки, град.: — 8 … + 25

Прицелы: телескопический ТОП обр. 1932 года/перископический ПТ-1 обр. 1932 года

Пулемёт: спаренный с пушкой 7,62-мм ДТ

Боекомплект пулемёта: 2 709 патронов (43 магазина)

ПОДВИЖНОСТЬ

Тип двигателя: V-образный авиационный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5

Мощность двигателя, л.с.: 365

Трансмиссия: многодисковый фрикцион сухого трения, четырёхступенчатая коробка передач, два многодисковых фрикциона с ленточными тормозами.

Скорость по шоссе, км/ч: 53 на гусеницах и  72 на колёсах

Запас хода по шоссе, км: 150 на гусеницах и 200 на колёсах

Удельная мощность, л.с./т: 34,8

Колёсная формула: 8Х2/2

Тип подвески: подвеска Кристи

Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,65 на гусеницах и 5,65 на колёсах

Преодолеваемый подъём, град.: 37

Преодолеваемая стенка, м: 0,55

Преодолеваемый ров, м: 2

Преодолеваемый брод, м: 0,9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Радиостанции (на командирских машинах): 71-ТК-1

Дальность связи, км: 15 на ходу и 30 на стоянке в телефонном режиме. В телеграфном режиме – до 50

 

Модификации танка БТ-5

 

  • БТ-5 – линейный танк;
  • БТ-5РТ – командирский танк с радиостанцией;
  • БТ-5/В-2 – экспериментальные танки с дизелем В-2;
  • ХБТ-5 – химический танк;
  • РБТ-5 – ракетный танк;
  • БТ-5ПХ – танк БТ-5 подводного хождения

 

Фото лёгкого танка БТ-5