Содержание

Танк LТ-38

LT vz.38 — ТNHР —
Panzerkampfwagen 38(t) —
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном «ЧКД-Прага» под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t).

Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых «истребителей танков» типа «Хетцер» с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ — TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа «Кристи», которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней — колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа «Прага» ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки «Шкода» А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и «боевую» поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т. е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться «Туран» I (с 40-мм пушкой) и «Туран» II (с 75-мм пушкой).

При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса

9,4 т

Размеры:  
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:  
лоб корпуса

25 мм

лоб башни

25 мм

Тип двигателя

карбюраторный «Прага»

Максимальная мощность

125 л. с.

Максимальная скорость

42 км/час

Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz. 222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer’ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga [MBI];
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 [Wydawnictwo Militaria 8];
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ТАНКИ НА БАЗЕ Pz.38 (t). Славянская броня Гитлера

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ТАНКИ НА БАЗЕ Pz.38 (t)

Praga TNHnA

С начала Второй мировой войны Панцерваффе испытывали острую потребность в специализированном разведывательном танке. Поэтому уже 15 сентября 1939 года Управление вооружений Вермахта начало проработку этого вопроса. Летом 1940 года трем компаниям — ВММ, ?koda и MAN — выдали техзадания на проектирование. Новый танк должен был иметь массу 12–13 т и скорость 50 км/ч. Толщина лобовой брони предусматривалась до 30 мм, бортовой — 20 мм. Вооружение: 20- или 37-мм пушка и пулемет.

В октябре 1940 года фирма ВММ изготовила деревянный макет, а в период с ноября 1941-го по апрель 1942 года — пять прототипов: два из простой стали, с клепаным и сварным корпусами; три — из броневой, один клепаный и два сварных. Танк TNHnA получил усовершенствованную башню с «казематом» на крыше, в котором имелись четыре смотровых прибора, обеспечивавших хороший обзор поля боя вперед и назад. Еще два прибора наблюдения находились в бортах башни. По сравнению с базовым Pz.38 (t), была модернизирована и ходовая часть: теперь она включала в себя опорные катки диаметром 810 мм вместо 775 мм. На танке установили новый V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Praga NR мощностью 248 л. с. при 2500 об/мин, разгонявший 11,8-т боевую машину до скорости 64 км/ч. Запас хода составлял 200 км. Все вооружение танка — 37-мм пушка ?koda А19 и пулемет MG 34 — размещалось в башне. Боекомплект состоял из 90 выстрелов и 700 патронов. Экипаж машины — 4 человека.

Разведывательный танк TNHnA во дворе фирмы ВММ. 1941 год.

Летом 1942 года прототипы ВММ и других фирм отправили на Куммерсдорфский полигон. В октябре там прошли сравнительные испытания танков TNHnA, Т-15 фирмы ?koda и VK1303 фирмы MAN. В ходе этих испытаний TNHnA, например, прошел 338 км за 9 часов, и вполне успешно. Но военным больше приглянулся VK1303 — будущий Pz.IIL Luchs.

Оставшиеся не у дел TNHnA (или Pz.38 (t) nA) послужили базой для создания весьма интересной боевой машины. В 1943 году Управление вооружений заказало фирме ВММ два прототипа гусеничного разведчика K?tzchen («Кетцхен» — «котенок»). Один из них был оснащен дизелем Tatra 103 мощностью 220 л. с., другой бензомотором Praga NR. По сути «Кетцхен» представлял собой гусеничный бронетранспортер. Его корпус был сварен из бронелистов толщиной 20–50 мм, расположенных под рациональными углами наклона. Крыши корпус не имел. В его кормовой части справа располагался двигатель. В задней стенке десантного отсека, вмещавшего 6–8 пехотинцев, слева от двигателя находилась двухстворчатая дверь. Вооружение состояло из двух пулеметов MG 34 на вертлюжных установках. Масса «котенка» составляла 10,5 т.

Прототипы изготовили в 1944 году. На испытаниях они развили скорость до 64 км/ч. При этом запас хода у машины с дизелем достиг 600 км. Несмотря на успешные испытания, серийный выпуск бронетранспортера так и не был начат. Дальнейшая судьба прототипов не известна.

Еще один прототип TNHnA уже после войны послужил для испытаний «шкодовских» 47-мм и 57-мм пушек, а в 1950-х годах был разделан на металлолом.

Прототип разведывательного танка TNHnA на заводской территории фирмы BMM в Праге. 1943 год.

Aufkl?rungspanzer 38 (t) Sd.Kfz.140/1

Летом 1943 года конструкторское бюро фирмы ВММ приступило к проектированию еще одного разведчика — машины, вооруженной 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и спаренным с ней пулеметом или 75-мм гаубицей К51. Установка вооружения должна была быть унифицирована с таковой у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/4 и Sd.Kfz.234/3. Заказом предусматривалось изготовление прототипа и трех машин для испытаний. Первоначально ВММ планировала использовать шасси танка TNHnA, однако это оказалось нереальным — танк и многие его агрегаты не производились серийно, что серьезно тормозило работу. Поэтому пришлось вернуться к отработанному шасси Pz.38 (t). В сентябре 1943-го на фирме ВММ изготовили два деревянных макета: один с 20-мм пушкой, другой — с 75-мм гаубицей. Зимой 1944 года прототип и три предсерийные машины уже проходили испытания. У первого была сварная подбашенная коробка, у остальных — клепаные. Все они собирались из бронелистов толщиной 10 и 15 мм. При этом башни и вооружение отсутствовали, а их место заняли балластные макеты. Использование двигателя Praga АЕ мощностью 160 л. с. при 2600 об/мин привело к изменениям в системе выхлопа. В отличие от Praga АС, на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх, поэтому пришлось удлинить выхлопную трубу и поднять глушитель почти на крышу силового отделения.

Aufkl?rungspanzer 38 (t). Чертеж выполнил В. Мальгинов.

Серийный Aufkl?rungspanzer 38 (t) во дворе завода ВММ в Праге.

Вид на боевое отделение разведывательного танка Aufkl?rungspanzer 38 (t). Хорошо виден лафет вооружения с 20-мм пушкой KwK 38 в центре, пулеметом MG 34 слева и прицелом TZF 3а справа. Откидная сетчатая крыша защищала боевое отделение от ручных гранат.

В открытой сверху многогранной башне была установлена 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 42. Спаренная установка позволяла вести огонь по воздушным целям (угол возвышения колебался в пределах от -4° до +70°). Боекомплект состоял из 300 артвыстрелов и 1500 патронов. Для зашиты от ручных гранат сверху башня прикрывалась откидным двухстворчатым экраном из стальной сетки. Башня с вооружением комплектно поставлялась фирмой Appelt.

После принятия на вооружение разведывательный танк получил обозначение Aufkl?rungspanzer 38 (t) (или Aufkl?rer 38 (t) и индекс Sd. Kfz.140/1. Боевых машин этого типа выпустили совсем не много: в феврале 1944 года — 37 единиц и в марте — 33. При изготовлении танков использовались шасси Pz.38 (t) 10-й серии — Ausf.М.

Aufkl?rungspanzer 38 (t) поступили на вооружение нескольких танковых дивизий, в том числе — 2-й танковой, действовавшей на Западном фронте. Несколько таких машин стали трофеями союзнических войск.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Архивы Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) »Прага»

После победы в конкурсе на легкий танк для чехословацкой армии фирма ČKD заполучила кон­тракт на выпуск P-II, принятого на вооружение как LT vz.34. Вскоре был объявлен новый конкурс, который . ..

ПОДРОБНЕЕ +

История шведского танкостроения довоенного периода неразрывно связана с немецкими танками и инженерами. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить первый шведский танк Strv m/21, он же …

ПОДРОБНЕЕ +

  Наибольшего успеха чехословацкой танковой промышленности удалось добиться с лёгкими танками. LT vz.35 и LT vz.38 оказались удачными машинами, в ходе Второй мировой войны воевавшими в составе …

ПОДРОБНЕЕ +

В мае 1935 года иранская закупочная комиссия подписала соглашение с чехословацкой компанией ČKD о приобретении легких танков Praga TNH. На тот момент этих танков еще даже не было в металле, но иранцы …

ПОДРОБНЕЕ +

Вероятно самый знаменитый не немецкий танк участвовавший в Великой Отечественной Войне на стороне наших противников. В книжке присутствуют ранее не известные мне модификации, но не менее известных …

ПОДРОБНЕЕ +

LT vz.38 Легкий танк — aviArmor

Официальное обозначение: LT vz.38
Альтернативное обозначение: Pz.38(t), TNH
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в различных вариантах до 1944 г., оставался на вооружении армии Перу до 1988 г.

Чаще всего история легкого танка LT vz.38 связывается с чехословацкой и немецкой армиями, но при этом большинство авторов вскользь упоминают о его экспортных модификациях, как о вторичном продукте. На самом деле, всё обстояло с точностью до наоборот.
В 1935 году под руководством конструктора Александра Сурина, эмигрировавшего из России и работавшего на фирме ČKD (Ceskoslovensko-Kolben-Danek) с начала 1920-х гг., началась проектирование легкого танка TNH, предназначенного для экспортных поставок. Чехословацкие специалисты создали достаточно интересную боевую машину, сильно отличавшуюся от танков серии P-II и S-II.

Вместо многоколёсной “тележечной” ходовой части, типичной для чехословацкого танкостроения того времени, были установлены 8 опорных катков. Передняя и задняя пары соединялись в общий балансирный блок с амортизацией на листовых рессорах. Несмотря на столь простую конструкцию подвески она неплохо держала полный вес танка (8500 кг) и позволяла сэкономить пару сотен килограмм. Ведущее колесо было литым, с зубчатыми венцами, направляющее колесо располагалось сзади. Трансмиссия была механической, с 5-скоростной коробкой передач Praga-Wilson (впоследствии ставшей стандартной для всех танков этого типа), дифференциалом, а также бортовыми фрикционами и передачами. Крутящий момент от двигателя к КПП передавался при помощи многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Система охлаждения была жидкостной и включала 50-литровый радиатор установленный позади двигателя.

Корпус модели TNH изготовлялся из катаных броневых листов толщиной от 8 до 15 мм, которые соединялись при помощи сварки и заклёпок. Башня танка была двухместной, цилиндрической формы, с толщиной стенок 15 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 20-мм автоматической пушки Škoda A4 BETA и 7,92-мм пулемета ZB vz.35. Ещё один аналогичный пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. Компоновка танка была классической, экипаж – 4 человека.

Силовая установка включала бензиновый двигатель Praga TN100 мощностью 100 л.с. при 2000 об\мин. (рабочий объём 7940 см.куб.), который вместе с системой охлаждения располагался в кормовой части машины.

В сентябре того же года в Чехословакию прибыла делегация из Ирана, возглавляемая генералом Исмаилом Ханом. Из новых образцов техники чехословацкие партнеры представили образцы танков AH-IV, TNH и некоторые другие, но для экспортных поставок были выбраны только машины фирмы ČKD. Контракт на 50 танков модели TNH подписали уже 10 сентября, но вооружение для них заказывалось отдельно.

Изготовление танков производилось на предприятии в г.Слани, после чего готовый образцы отправляли в Гамбург, откуда они морем переправлялись в Иран. Последняя из 50 заказанных машин прибыла в Тегеран в мае 1937 года, однако пушки и пулеметы поставлялись с большим опозданием и до боеспособного состояния танки удалось довести только в ноябре. Первая демонстрация новых танков иранской армии состоялась на военном параде 22 февраля 1938 г.

Чехословацкие танки TNH и танкетки AH-IV вошли в состав 1-й и 2-й танковых дивизий (по 25 машин в каждой) и составили, таким образом, основу иранских бронетанковых сил на ближайшее десятилетие. В обучении личного состава принимали участие чехословацкие офицеры и техники, но всё равно подготовка иранских танкистов была не на высоком уровне. Впоследствии был поднят вопрос о поставке дополнительной партии из танков модернизированной модели TNHPS, но из-за немецкой оккупации этот план реализован не был. Единственным улучшением TNH стала установка в 1940 году немецких радиостанций фирмы Telefunken.

Во время вторжения в Иран советско-британских войск осенью 1941 года танковые части сопротивления не оказывали, что спасло их от полного уничтожения. В дальнейшем иранская армия была переформирована под надзором британских военных, а танки TNH оставались на вооружении до 1957 года.

Второй крупный заказ на чехословацкие танки был оформлен с правительством Перу в 1936 году. Годом ранее перуанская армия, начисто лишенная бронетанковой техники, “выбила” средства на покупку всего семи 5-тонных танков с пушечно-пулеметным вооружением. Обязательным условием было оснащение танка двигателем и оборудованием, способным работать на высоте 4 км на уровнем моря. Перуанская делегация посетила фирмы Vickers, Renault и FIAT, но более всего им по вкусу пришелся чехословацкий танк LTL.
Фирма-изготовитель приступила к внесению всех необходимых доработок, установив двигатель SV 1664 мощностью 125 л.с. при 2200 об\мин. и усилив вооружение путем замены 20-мм пушки на 37-мм Škoda A3 и установки тяжелого пулемета ZB vz.35 и легкого пулемета ZB vz.30. Боекомплект состоял из 54 выстрелов и 2700 патронов. Экипаж сократили до 3-х человек. При массе 6300 кг на танк развивал скорость до 40 км\ч твёрдом грунте и имел максимальный запас хода 187 км.

После модернизации наименование модели сменилось на LTP, но серийные образцы изготовлялись на базе модифицированного танка LTH, что повлекло за собой увеличение боевой массы до 7330 кг. Несмотря на это ходовые качества остались на прежнем уровне.

Чехословацкая машина настолько понравилась перуанским военным, что заказ возрос до 37 единиц, но впоследствии его пришлось сократить до 24. Первый танк прибывший в Перу носил название “Lima” (название столицы Перу) и был собран чехословацкой бригадой специалистов под руководством инженера Чевички. Эта машина прошла полный цикл испытаний, в том числе в условиях высокогорья на высоте 3725 и 4500 метров. Выпуск танков для Перу был завершен к 8 августа 1938 года, но из-за начавшего “деления” Чехословакии и мобилизации армии поставка остальных машин была задержана до 4 ноября.

В перуанской армии танки LTP получили название Tanque 38\39 и были сведены в один танковый батальон. Практически сразу после вступления в строй приняли участие в военном перевороте, а 7 июня 1939 года их “официально” продемонстрировали широкой публике на военном параде в Лиме.

Тем временем, обострилась обстановка в приграничных районах Перу. Правительство соседнего государства Эквадор, желая восстановить “историческую справедливость” и вернуть земли в верхнем течении Амазонки, потерянные в ходе раздела территории Великой Колумбии в 1830 году. Примечательно, что в обоих странах тогда правила военная хунта, параллельно вынашивая планы вторжения на территорию соседней страны.

Более шустрыми оказались перуанцы – после серии приграничных инцидентов 5 июля 1941 года начались полномасштабные боевые действия. Перуанская армия выдвинула на передовую линию значительные силы: две легкие пехотные дивизии, четыре независимых пехотных батальона, две артиллерийские группы (включавшие подразделения оснащенные 75-мм горными пушками и 105-мм тяжелыми орудиями), два кавалерийских полка и 12 танков. Кроме того, была задействована авиация и парашютисты.

Танки пошли в бой 22 июля в районе реки Зарумилла, атаковав вместе с пехотой и самолётами NA-50 эквадорские войска на фронте протяженностью 19 км. В течении двух следующих суток напряженные бои ведись в районе населенных пунктов Хуакиллас, Чакрас, Кебрадо Сека и Ранчо Чико. Перуанское командование стремилось полностью окружить войска противника, но условия боевых действий не позволили сделать это быстро.

Новое мощное наступление началось утром 31 июля – встречая слабое сопротивление перуанцы захватили несколько опорных пунктов, сильно продвинувшись вглубь Эквадора. В тот же день отдельный парашютный взвод с самолётами Caproni Ca-111 провел удачную операцию по захвату г.Порт-Боливар. В дальнейшем боевые действия переместились в сельву о окончательно завершились лишь 21 октября 1941 года.

Действия танков LTP были признаны успешными, тем более, что по боевым причинам ни одной машины потеряно не было. Мнение перуанских танкистов об этих машинах было столь хорошим, что в 1946 году было высказано пожелание приобрести в Чехословакии ещё 100 танков, но поскольку их производство было прекращено ещё в годы войны дело ограничилось поставками запасных частей. В Перу танки LTP служили особенно долго – последние машины этого типа вывели из эксплуатации лишь в 1988 году!

Не менее крупный заказ вполне мог состояться с Литовской Республикой. В начале 1930-х гг. армия этой небольшой страны всерьёз озаботилась обновлением парка бронетанковой техники. Литовцам было на что жаловаться, так как их единственными танками являлись тогда Renault FT-17, закупка которых была проведена больше 10 лет назад. Стоит ли говорить, что тактико-технические данные этих машин, созданных в годы Первой Мировой войны, считались давно устаревшими? Литовская делегация посетила несколько стран, включая Францию, Великобританию и Чехословакию, выбрав для начала легкий танк М1933 фирмы Vickers, а затем его улучшенную модификацию М1936.

Тем не менее, наличия только “виккерсов” оказалось недостаточным и в 1937 году министерство обороны Литвы заказало на фирме новый легкий танк, более подвижный и лучше вооруженный. По реестру фирмы он проходил под обозначением LTL.

Отличительной особенностью этой модели была силовая установка, которая состояла из бензинового мотора Praga F4 мощностью 125 л.с. Двигатель потреблял только высококачественное топливо с октановым числом не ниже 74. В систему питания входили два топливных бака по 110 литров и один бак на 40 литров. Подача топлива осуществлялась при помощи механического мембранного насоса и электрического Autopulse. Запуск двигателя производился при помощи стартера Bosch мощностью 3 л.с., зажигание – от двух магнето Bosch Vertex напряжением 12В.

Корпус танка собирался из катаным бронелистов толщиной. Наибольшую толщину (25 мм) имела вертикальная лобовая бронеплита, а листы, установленные под углом более 30° имели толщину 12 мм. Борта и наклонные поверхности имели 15-мм бронезащиту, крыша и днище – 8 мм, диски опорных катков – 6 мм. Броня танка LTL надежно защищала от поражения снарядами 20-мм пушки Oerlikon на дистанции до 250 метров и от пуль противотанковых ружей типа vz.31 с любой дистанции.

Башня имела более тонкое бронирование: стенки – 15 мм, крыша – 6 мм. В её лобовой части устанавливалась 20-мм пушка Oerlikon и пулемет Maxim калибра 7,92-мм, ещё один аналогичный пулемет монтировался в лобовом листе корпуса слева от водителя. Для лучшего наблюдения была установлена небольшая командирская башенка, в крыше которой, кроме посадочного люка, имелись два лючка для световой и флажковой сигнализации.

Экипаж танка состоял из трех человек. Спереди, с правой стороны корпуса, находилось место механика-водителя и органы управления машиной, слева от него располагался радист, который также обслуживал курсовой пулемет. Отделение управление отгораживалось от боевого отделения бронеперегородкой толщиной 5 мм с двумя люками. Наблюдение за окружающей обстановкой проводилось при помощи двух поворотных эпископов и смотрового прибора радиста в лобовом бронелисте, а также четырех эпископов в командирской башенке и монокулярного перископа.

Стремясь как можно скорее получить выгодный заказ фирма ČKD представила сразу два опытный танка – LTL и LTH. Разработка второго танка велась для швейцарской армии по несколько другим требованиям на основе модели LTP. Например, толщина бронирования в передней части корпуса была доведена до 32 мм, а вместо чехословацкого двигателя был установлен швейцарский Saurer-Arbon CT1 той же мощности. Несмотря на возросшую до 7700 кг массу динамические характеристики танка остались на прежнем уровне.

Оба прототипа поступили на испытания в январе 1939 года, показав примерно равные ТТХ. Опытный образец танка LTL прошел 1474 км израсходовав 1415 литров топлива, в то время как LTH на 1431 км потратил 1515 литров. Казалось бы, при более совершенной конструкции модель LTL имеет большие шансы на успех, но литовские представители выбрали более тяжелый LTH.

Сборка танков по литовскому заказу, которые получили новое название LLT, началась на заводе в г.Слани и к июлю 1940 года был готов 21 танк. Передать их Литве так и не удалось – месяцем ранее это государство вошло в состав СССР и заказ пришлось отменить. “Бесхозные” танки 26 августа 1940 года были куплены у немцев Словакией, но с условием, что на них будет установлена пушка А7 и два пулемета ZB vz.37. Для этого пришлось видоизменить лобовую часть корпуса, а модернизированные таким образом танки получили обозначение LT vz.40 или более просто – LT-40 (иногда встречается обозначение LTS-40). Первое время танки поступали только с пулеметным вооружением и только осенью на них установили полный комплект вооружения. На танке устанавливался двигатель Škoda TNHPS мощностью 125 л.с. при 2200 об\мин., что позволяло развивать максимальную скорость до 47 км\ч и иметь запас хода по шоссе 200 км. По немецкому образцу устанавливалась небольшая командирская башенка.

Как уже указывалось ранее, интерес к чехословацкому экспортному танку проявила армия Швейцарии. Переговоры с представителями этой страны начались в 1937 году, после чего 16 декабря был подписан контракт на поставку 24 танков модели LTH. От танков, поставленных в Перу и Иран, они отличались усиленным до 32 мм бронированием лобовой части корпуса, дизельным мотором Saurer-Arbon CT1 и новым составом вооружения. В полностью снаряженном состоянии масса возросла до 7700 кг, что не сильно отразилось на ходовых и скоростных качествах LTH.

Согласно контракту, первые 12 танков должны были доставить в Швейцарию в собранном виде, с двигателями SV 1664 и без вооружения. Вторая партия поставляла в разобранном виде. В процессе сборки швейцарским специалистам предстояло своими силами установить дизели собственного производства, а также 24-мм автоматические пушки Oerlikon M. 38 и пулеметы Maxim M.38 калибра 8-мм. Несмотря на небольшой калибр орудия фирмы Oerlikon выпускали снаряды с начальной скоростью 790 м\с, что делало их опасными противниками для легких танков на близкой дистанции.

Первый прототип LTH прибыл 1 марта 1938 года, после чего сразу начались его ходовые испытания – сначала в Чехословакии, а затем в Швейцарии. Заказчик остался доволен выбранным типом танка. По сравнению с британскими Vickers M1934, закупленными годом ранее, LTH обладали более высокой скоростью (до 45 км\ч) и были значительно лучше бронированы и вооружены.

Сборка серийных танков началась в августе 1938 года и была завершена в апреле следующего года. Следует отдать должное чехословацкой стороне – даже в условиях критического положения страны фирма в полной мере выполнила заказ. В швейцарской армии танки получили обозначение Panzerwagen 39 (Pz.39, почти как в вермахте) и были распределены между танковыми ротами трёх легких бригад, дислоцированных в Альпах. Так как война обошла эту страну стороной танки LTH в боевых действиях участия не принимали и были сняты с эксплуатации в 1950 году.

В 1941 году шасси легкого танка Pz.39 попытались приспособить для переделки в САУ, названной Nahkampfkanon 1 (NK1). Для этого потребовалось удлинить ходовую часть на один опорный каток, добавить четвертый поддерживающий ролик (на один борт) и видоизменить корпус. Вместо башни была появилась высокая бронированная надстройка, в которой установили 105-мм орудие НВ42. Бронирование лобовой части корпуса усилили до 40 мм, бортов – до 25 мм, поэтому неудивительно, что масса САУ увеличилась до 12500 кг.

По данным фирмы Arbon & Berna AG, проводившей процесс доработки, с дизельным мотором Saurer-Arbon CT1D скорость по шоссе составила 50 км\ч, по местности – 24 км\ч. Соответственно, запас хода колебался в пределах 120-200 км. Тем не менее, на вооружение САУ Nahkampfkanon 1 не принималась и осталась в единственном экземпляре.

Последней станой, куда предстояло отправить экспортные танки фирмы ČKD, была Швеция. В начале 1939 года шведское правительство подписало контракт на поставку 90 танков модификации TNH-Sv, практически полностью идентичных LT vz. 38. Из-за скорой оккупации страны заказ был отменен, а все собранные танки перекупили нецмы. Тогда Швеция купила лицензию на выпуск этих машин и произвела в 1941-1942 гг. не менее 220 танков двух модификаций — Strv m/41 SI и Strv m/41 SII. В составе шведской армии они служили до 1957 года, а после вывода в резерв шасси танков использовали для создания самоходных орудий Sav m/43 и бронетранспортеров Pbv 301.

Источники:
«Энциклопедия немецких танков Второй Мировой Войны», П.Чемберлен и Х.Дойл, АСТ-Астрель.2004 г.
«Фронтовая иллюстрация» № 2\2004 г. «Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) «Прага»
«Техника — молодежи», №6\1980
«Praga Škoda LT vz.38 \ PzKpfw 38 (t)», MBI
“Latin America’s Wars: The age of the professional soldier, 1900-2001” Robert L. Scheina
“Танковые операции” Герман Гот, Heidelberg, Kurt Vowinckel Verlag, 1956 \ Москва. Воениздат, 1961
Obrnena technika Ceskoslovenske republiky
Сайт РККА — Французская кавалерия
Сайт РККА — Словакия
The «Škoda» tank in the Bulgarian Army
Forum Valka. cz: ST-III \ PP vz.38/46 \ CPV
Ivo Pejcoch «Tanky Praga: Historie obrnenych vozidel ČKD 1918-1956 «. Svet kridelю2007. ISBN: 8086808386

Чертежи легкого танка LT vz.38 [1]
Чертежи легкого танка LT vz.38 [2]
Чертежи легкого танка LT vz.40
Компоновка легкого танка LT vz.38

Рисунки — М.Дмитриев

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

LT.vz.38 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 9500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4619
Ширина, мм 2135
Высота, мм 2252
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Skoda А7 (длина ствола 42 калибра) и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 42 выстрела и 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицелы TZF и MGZF (только на танках выпуска после 1939 г. )
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
макса орудия — 25 мм
лоб башни — 25 мм
борт башни — 15 мм
корма башни — 15 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga EPA, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 123 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка и 2 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 42-48 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 230 км по шоссе
160 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 29°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG 37 (только на Pz. 38(t))

Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) | Panzerkampfwagen Pz.Kpfw 38(t)

Pz.Kpfw 38(t) (Panzerkampfwagen 38 (t)) – танк Второй мировой войны. Проект ческой фирмы ЧКД. После немецкой оккупации, налажен выпуск танков для нужд немецкой армии. Машина выпускалась в нескольких модификациях, шасси использовалось в нескольких немецких САУ. Помимо Германии состоял на вооружении армий Румынии, Словакии и Венгрии.

История создания.

В середине тридцатых годов Чехословацкое правительство приняло решение о модернизации армии. Согласно плану, значительные средства должны были быть привлечены под программу строительства легких танков. Но необходимо было определиться с выбором, продолжить ли производство LT vz. 35 либо объявить конкурс на проектирование новой машины. Для чего, в конце октября месяца тридцать седьмого года МО Чехословакии созвано совещание, на котором присутствовали командиры танковых полков, представители проектных организаций и представители генерального штаба.

Большинство присутствующих высказались за создание новой машины, в виду наличия у LT vz. 35 большого числа конструкторских недостатков. Министерством вооружений был объявлен конкурс на проектирование и создание нового легкого танка улучшенной конструкции.

Фирма «Шкода» для участия в конкурсе представила два своих танка, один из которых представлял собой капитальную модернизацию LT vz. 35, уже имевшегося в армии и новый танк, который первоначально позиционировался как машина для экспортных поставок.

Танк с успехом прошел полигонные испытания в Миловицах, где пять дней в неделю совершал пробеги по сто шестьдесят-двести километров. Так что к концу испытаний он прошел более пяти с половиной тысяч километров ( из 1500 по бездорожью) без серьезных поломок. При этом машина требовала не больше 0,5-1 часа на ежедневное техническое обслуживание, а ТО не отличалось сложностью. Конструктивные недостатки были, но в допустимых пределах.

Танк, проходивший испытания в Миловицах, а скорее прототип танка, не имел вооружения, а вместо него его догрузили балластом весом в 380 кг, так что его общая масса составила 8480 кг, без экипажа.

По результат испытаний и доработок конструкции, продлившихся вплоть до июля текущего года, так получил как новую башню характерной формы, так и множество улучшений и изменений коснувшихся как непосредственно конструкции, так и броневой защиты.

Итогом были приемные испытания, которые прошли первого июля. В ходе, которых комиссия из тридцати армейских офицеров, представителей генштаба, проектных организаций порекомендовало принять на вооружение машину как Lehky Tank vz. 38.

После чего его доставили обратно на завод, где полностью разобрали, чтобы оценить степень износа. Износ оказался небольшим. Что добавило фирме репутации как надежного производителя.

На вооружение LT vz. 38 приняли постановлением от тридцать первого августа тридцать восьмого года. Первый правительственный заказ предусматривал строительство для армии ста пятидесяти таких машин, так как мобилизационная потребность чешской армии в легких танках имевшимися танками покрывалась только на половину.

Любопытно, что «кровавые акулы» чешского капитализма за партию танков для родной армии запросили сумму эквивалентную 3,4 миллионов долларов США, без вооружения и оснащения.

Эта сумма настолько шокировала чешских военных, что от покупки они решили отказаться.

На переговорах продлившихся весь май тридцать восьмого года, цену за машину удалось снизить с 640180 до 620146 крон, что в общем немного и МО Чехословкии заказало партию из 150 штук.

Первые LT vz. 38 покинули цеха в конце тридцать восьмого года. Однако вследствие неблагоприятной внешнеполитической ситуации, дальнейшее производство было временно прекращено. Так что возобновление производства этих танков произошло после немецкой оккупации. В мае тридцать девятого года появились первые машины, выпущенные для германской армии.

Pz.Kpfw 38(t) на немецкой службе.

В тридцать девятом году, после объявления Чехии немецким протекторатом, чешская промышленность перешла в полное владение оккупантов. Первым делом немцы конфисковали танки, принадлежащие теперь уже бывшей чешской армии.

Уже второго мая на ЧКД прибыла группа офицеров Управления вооружений. Прибывшим продемонстрировали образцы бронетехники выпускавшейся заводом. Среди представленных образцов был и LT vz. 38. Танк оказал на немцев благоприятное впечатление, по своим характеристикам он заметно опережал большинство имевшихся на то время у Германии танков, которые по большей части были представлены Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II.

Все остальное произошло быстро. Немцы, пятнадцатого мая тридцать девятого года, сформировали специальный штаб Управления вооружений в Праге, и он в тот же день отдал необходимые распоряжения о военной приемке новых танков в количестве десяти штук. В течение следующих 5 дней, на четырех из них прошли подготовку, для дальнейшего использования в качестве инструкторов 11 немецких танкистов из числа унтер-офицеров и офицеров. Для чего были привлечены 3 офицера бывшей чешской армии. 22.05.39 г, немецко-чешская комиссия приняла деять из десяти
Pz.Kpfw 38(t).

Согласно немецким планам, завод должен сдать всю партию в ноябре текущего года, равными партиями по 25 машин в месяц. Что и было сделано. Последние танки были приняты в конце ноября.

Поначалу немцы обозначали эту машину как L.Т.М. 38, затем Pz.Kpfw III(t). И только в сороковом году они он стал называться Pz.Kpfw 38(t). Очевидно, что данное наименование должно было подчеркнуть не немецкое происхождение машины.

Модификации танка.

  • Ausf.A.

    Данная партия из ста пятидесяти танков является первой серийной модификацией танка. Pz.Kpfw 38(t) данной серии практически полностью повторяли конструкцию LT vz. 38. Отличия все же были и заключались в немецком электрооборудовании, накладных кольцах на шаровые опоры пулеметов. Наиболее очевидное внешнее отличие — крупное основание радиоантенны, от которого отходил трубчатый кожух антенны. Поздние танки Ausf.A прошли модернизацию, которая изменила их внешний облик. 

     В виду очевидных превосходных боевых свойств Pz.Kpfw 38(t)фирме BBM, в которую преобразовали ЧКД, передали заказ еще на триста двадцать пять машин. В рамках этого заказа были изготовлены танки трех модификаций — Ausf. B,С, а также D. Контракт подписан в июле тридцать девятого, танки были изготовлены в течении четырех месяцев, начиная с января сорокового года.

  • Ausf.B.

    Модификация Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B. представляла собой первые сто десять машин из заказа, изготовлены в срок января по май. Немецкое оборудование дополнили немецкие радиостанции. Машины получили обычные для немецких танков световые сигналы тормоза и ходовую фару типа Notek. Антенна лишилась трубчатого кожуха. 

     

    Ранние Ausf.B, в количестве 50 машин электрическим оборудованием старого типа, все последующие машины электрооборудованием все той же фирмы Bosch нового типа.

  • Ausf.С.

    Данную производственную серию выпустили количеством сто десять машин, с мая по август. Отличие оп прежнего образца — уплотнитель вокруг погона башни, по-иному размещен глушитель, а также немецкого типа антенна. На месте глушителя смонтировали дымовые шашки. Нижний лобовой лист усилили до сорока миллиметров.

  • Ausf.

    D.

    Последние Pz.Kpfw 38(t) из заказа лета тридцать девятого года. Всего изготовлено сто десять машин, в производстве с сентября по ноябрь сорокового года.
    В данную модификацию внесены улучшения на основе опыта начала войны. Изменения коснулись лобового листа, который из изогнутого стал прямым. Часть машин построена с лобовым листом толщиной в 50 мм. Для чего использовали накладную броню толщиной в двадцать пять миллиметров.  

    Удачный опыт боевого применения Ausf.A. в Польше принес BBM еще два заказа на партии танков- 275 танков в тридцать девятом году и еще 250 в сороковом году.
    Для выполнения заказов среднемесячное производство должно было увеличено до пятидесяти машин.

  • Ausf.E.

    Производство Pz.Kpfw 38(t) данной модификации продолжалось с 10.1940 г. по 05.1941 г., всего было изготовлено 275 машин. Конструктивно танк представлял собой 38(t) Ausf.E усиленного бронирования. Толщина бронирования башни и корпуса танка доведена до пятидесяти миллиметров путем экранирования дополнительным броневым листом (25+25). Аналогично добронированированы борта боевой машины до тридцати миллиметров.

    Число заклепок и болтов, крепящих листы брони, сокращено для упрощения производства. Приборы наблюдения радиста и водителя заменили аналогичными по функционалу, но упрощенной конструкции.

    Для компенсации возросшего до 10,14 т веса увеличено с число листов рессор. На надгусеничной полке левого борта установлен ящик для амуниции. Кольцевые накладки вокруг шаровой пулемета башни больше не ставили.

  • Ausf.F.

    Серийная модификация серийно выпускалась с мая по октябрь текущего года, всего было выпущено двести пятьдесят машин. Данная модификация отличалась от предыдущей лишь в деталях, например кронштейнами, удерживающими канистры. 

  • Ausf.S.

    Танки из заказа для Шведской армии. Серия выпускалась параллельно с 05-10.1940 г. Конфискована Германией для собственных нужд. Конструктивно аналогичны Ausf.A-C за исключением толщины лобового бронирования, равного пятидесяти миллиметров.

  • Ausf.G и Ausf.H.

    Вскоре после начала операции «Барбаросса» фирме ВММ был спущен правительственный заказ на выпуск двух серий танков по Ausf.G и Ausf.Н по пятьсот машин в каждой. На протяжении года с октября сорок первого по октябрь сорок второго года, было произведено всего триста шесть машин из серии Ausf.G.Оставшиеся шасси из этой серии достроили как ПТ САУ Marder. Та же участь постигала и серию Ausf.H.

 

Эскиз танка LT vz. 38

Эскиз танка Pz 38 (t) ausf A-D

Эскиз танка Pz 38 (t) ausf A-F-E-G

Эскиз танка Pz 38 (t) ausf E-G

 

  • Танк Pz.38(t) Ausf.F — в Кубинке видео
  • Panzerkampfwagen 38(t)
  • Танк PzKpfw.38(t) видео

[История] Танк Pz.38(t) — Новости

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.


Panzer 38(t) Ausf. F, №9, Третья танковая дивизия. Октябрь 1941, Операция Барбаросса.
Автор — InFerNos1 | Скачать


После Мюнхенского соглашения, 10 октября 1938 года Германия присоединила к своей территории Судетскую область Чехословакии. Когда Словакия объявила независимость, чешское государство вошло в состав III Рейха. 15 марта 1939 года Гитлер объявил о создании протектората Богемия и Моравия, которое возглавил К. фон Нейрат, смененный 27 сентября 1941 года Р. Гейдрихом.

Оставляя в стороне все политические процессы на оккупированных землях, остановимся на вопросе обустройства экономики Богемии и Моравии. Все ресурсы территории, включая и трудовые, были направлены на усиление оборонной промышленности Германии. Снизив производство товаров народного потребления и установив нормы выдачи последних жителям покоренной Чехословакии, руководство протектората, создав специальные управления, организовало эффективное производство на угольных шахтах, в металлургии и в оборонной сфере.

Благодаря этим шагам, германское руководство добилось увеличения производства боевой техники, которая по своим характеристикам порой не уступала немецким образцам.

Легкий танк Рz Kpfw 38(t) Ausf А

Модули танка PzKpfw 38 (t)

Одним из таких образцов стал легкий танк фирмы ČKD – LT vz. 38. Прототип машины был разработан группой конструкторов фирмы под руководством эмигранта из Российской Империи А.М. Сурина в 1937 году, а в 1938 году танк победил в конкурсе на поставку LT Vz 38 в чехословацкую армию. Фирма получила заказ на постройку 150 машин, однако выполнить его не успела.

Тем не менее, после образования протектората Богемия и Моравия новые власти в марте 1939 года предложили фирме ČKD закончить начатое. С мая по ноябрь 1939 года все 150 танков были собраны и приняты на вооружение Вермахта под индексом Рz Kpfw 38(t) Ausf А.  Боевая масса машины составляла 9400 кг. На танке устанавливался двигатель «Прага» ЕРА мощностью 125 л.с.

Рz Kpfw 38(t) Ausf А развивал максимальную скорость по шоссе 42 км/ч. Запас хода машины составлял 250 км. В качестве основной защиты использовалась стальная катаная броня толщиной от 8 до 25 мм. Экипаж Рz Kpfw 38(t) Ausf А состоял из 4 человек. Вооружение машины включало 37-мм пушку A7 с боекомплектом 72 выстрела. Дополнительно танк оснащался двумя 7,92-мм пулеметами ZB vz.37.

От чешского прототипа Рz Kpfw 38(t) Ausf А отличался лишь наличием на левом борту антенны радиостанции FUG 37(t). Помимо этого, экипаж был увеличен до четырех человек за счет снижения количества боекомплекта на 18 снарядов.

Войдя в состав 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии, танки Рz Kpfw 38(t) Ausf А принимали участие в боевых действиях в Польше в 1939 году (59 экипажей) и в Норвегии в 1940 году (15 экипажей). Впоследствии машины этой модификации применялись на всех фронтах Второй мировой войны, за исключением африканского театра военных действий.

Легкий танк Рz Kpfw 38(t) Ausf F

После боев в Польше командованию Вермахта стало ясно, что броневая защита Рz Kpfw 38(t) Ausf А нуждается в усилении. В ноябре 1940 года были начаты работы по усилению бронирования: лобовые части получили дополнительные 25-мм листы, крепившиеся заклепками. Помимо этого, усилению были подвергнуты борта башни и надстройки.

В дополнение к наращиванию броневой защиты места водителя и пулеметчика оснастили новым прибором наблюдения – Sehklappe 50. К тому же инженеры сумели снизить количество заклепок на лобовых броневых листах, что увеличивало их устойчивость к воздействию снарядов противника. Башенный пулемет оснастили внутренней шарнирной установкой.

PzKpfw 38(t) во Франции, июнь 1940

Боевая масса Рz Kpfw 38(t) Ausf F увеличилась до 9850 кг. Несмотря на это, машина по-прежнему оснащалась двигателем «Прага» ЕРА мощностью 125 л.с.

Прежней осталась и скорость движения по шоссе, равнявшаяся 42 км/ч. Запас хода легкого танка составлял также 250 км.

Бронирование Рz Kpfw 38(t) Ausf F машины варьировалось от 8 до 50 мм (25+25).

Экипаж легкого танка остался прежним – 4 человека.

Рz Kpfw 38(t) Ausf F получила новое вооружение, включавшее 37-мм пушку 3.7cm KwK38(l) L/47,8 с 42 выстрелами осколочно-фугасного и бронебойного действия. Оснащался танк и двумя 7,92-мм пулеметами MG-37 с боезапасом 2400 патронов.

Всего с ноября 1940 года по октябрь 1941 года было выпущено около 250 Рz Kpfw 38(t) модификации F.

Машины этого типа вместе с более ранними версиями легкого танка вошли в состав новых танковых дивизий: 12-й, 19-й и 20-й. Пополняли Рz Kpfw 38(t) и танковые дивизии, успевшие принять участие в боевых действиях в Европе – 7-ю и 8-ю тд.

С началом операции «Барбаросса» все чешские танки были направлены на Восточный фронт, где они провоевали до середины 1942 года и были потеряны в боях, либо – по техническим причинам.

PzKpfw 38(t) на Восточном фронте

Несмотря на то, что Рz Kpfw 38(t) представлял собой лучший чешский танк, произведенный в общей сложности в количестве 1396 штук и эксплуатировавшийся в нескольких странах мира до начала 50-х годов, боевые качества легкого танка оставляли желать лучшего. Именно по этой причине его удачное шасси стали использовать в качестве основы для немецких самоходных артиллерийских установок Marder III и Jagdpanzer 38(t).

Подытоживая все сказанное, вспомним слова немецкого танкового аса О. Кариуса, повоевавшего в начале войны на Pz.Kpfw.38(t): «Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд».


В одном из ближайших обновлений мы введём в игру декали «Иранская императорская корона», а также «535 «, которые размещались на Pz.38(t) вооружённых сила Ирана:

Автор декалей — Branislav «InkaL» Mirkov


Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.A — Танковая энциклопедия

Чехословакия / Германия (1939 г.) Легкий танк — построено 150 шт.

Перед войной немецкая армия активно занималась расширением своих новых танковых дивизий. С этой целью большое внимание уделялось разработке новых типов танков (панцеров). Из-за нехватки производственных мощностей у немецкой промышленности в то время и несмотря на большие усилия, более желанные и более мощные Panzer III и IV не могли быть произведены в достаточном количестве. Вместо этого немцы были вынуждены использовать большое количество слабо вооруженных Panzer I и Panzer II.

Panzerkampfwagen 38 (t) Ausführung A (Источник: panzernet.net)

К счастью для немцев, во время захвата Чехословакии в начале 1939 года, они перешли во владение заводов Škoda и ČKD. С ними они получили более 200 LT vz. 35 и, что более важно, около 150 (не все к тому времени были готовы) LT vz. 38. Хотя оба должны были быть приняты на вооружение, немцев гораздо больше интересовал более совершенный LT vz.38, который намного превосходил немецкие Panzer I и II и почти не уступал более крупным Panzer III. ЛТ vz. 38 станет большим преимуществом для немецких танковых дивизий в первые несколько лет войны. В последующие годы его шасси будут повторно использовать для ряда различных модификаций вплоть до конца войны.


шт.Кпфв. 38(t) Ausf.G / Pz.BfWg 38(t) Обзор Куки Сьюэлла (Tristar 1/35)

Главная > Отзывы > Немецкий > Тристар Набор масштаба 1/35 № 022; Немецкий танк Kpfw. 38(т) Ausf. G/Panzerbefehlswagen Pz.BfWg 38(t) Ausf. Г

Куки Сьюэлл


Резюме
Артикул и описание Набор Tristar в масштабе 1/35 №35022; Немецкий танковый кпфв. 38(т) Ausf. G/Panzerbefehlswagen Pz.BfWg 38(t) Ausf. Г
Шкала: 1/35
Носители и содержимое: 543 части (484 части в коричневом стироле, 51 травленая латунь, 8 прозрачный стирол)
Цена: 42 доллара США
Тип обзора: FirstLook и FirstBuild
Преимущества: Немного отличается от более раннего Ausf.Э/Ф Комплект; варианты для командного или линейного варианта танка, очень приятно комплекты гусениц’
Недостатки: гусеница не особо забавна в сборке (см. текст)
Рекомендация: Настоятельно рекомендуется для всех немецких военных и вентиляторы «Малая Армия»

Background

TNHP-S до сих пор обслуживался старым комплектом Italeri и другим от Алана в России, но теперь Тристар вышел не с одним, а ДВА комплекта этого популярного маленького танка.Следуя прямо по пятам их очень хороший Ausf. Комплект E/F является одним из комплектов Ausf. Г. Этот не поставляется с цифрами, но имеет множество вариантов а также возможность сделать его ранним командирским танком с «поручневая» антенна.

Согласно книге Францева/Климента 2002 г. по танку ТНХП-С, или «Прага». (раньше я накосячил, а танки потом строились на знаменитом «Шкода» работает, они были дизайном CKD, и термин «Прага» назван в честь столицы Чехии Праги) дошел до своего финального танка дизайн с немецким вермахтом в Ausf.Г в 1941 году; модель H прогнозировалось, но танк тогда считался устаревшим, но вместо самоходных применялись надежные и полезные шасси противотанковые орудия. 306 таких танков (и дополнительно 184 башни для укрепления) были построены (серии 1101-1359 и 1480-1526) с производство было прекращено 20 июня 1942 года.

Буква G мало чем отличалась от предшествовавшей ей F, поскольку в основном некоторые измененные фитинги и новая укладка и перестановка такие предметы, как «Notek», чтобы обеспечить лучшую защиту хрупких компоненты.

Примерно один танк из 20 строился как командирская машина. дополнить обычный радиоприемник Fu 5 штыревой антенной, на нем установлен Fu 7 или Fu 8, что требовало как снятия основного орудия, так и установка «поручневой» антенны вокруг задней части корпуса. К избежать выделения для уничтожения, качественный муляж пистолета Была установлена ​​​​почти идентичная обычной 3,7-см пушка. Эти танки имел двух радистов-пулеметчиков вместо одного радиста оператор/пулеметчик и наводчик.

Снова ввод от Тома Дженца (который снова получает бесплатный штекер для «Panzertracts» книги на дне коробки!) этот комплект также обеспечивает все известные базовые варианты Ausf. G. Более 60 деталей от Ausf. E/F заменены на новые литники (сюрприз! Tristar делает НОВЫЕ литники, а не «смешивать и сочетать»!) и новый лист травленой латуни Включено. Этот набор не поставляется с фигурками, однако, чтобы сохранить вещи сбалансированы и цены примерно равны.Есть выбор крыльев предусмотрены ящики для хранения, а также множество мелких вещей. Там есть некоторые незначительные придирки (некоторые образцы болтов и заклепок появляются переноситься, но так как это удаление, а не добавление, то для меня мелочь) но в целом хорошо совпадает с планами и фотографии.

Построив E/F, я могу сделать следующие замечания по G. Это очень точно спроектированный комплект, и, как отмечалось выше, если детали не подходят, то это ВАША вина, а не Тристара! у меня была подгонка проблемы, которые вскоре оказались «ошибкой оператора» с моей стороны и не их.

Сборка начинается с колес, которые очень деликатны и требуют большое внимание при сборке. Шины для опорных катков и возвратные ролики — это отдельные детали, хорошо, если вы хотите их покрасить перед установкой, и поскольку последним шагом является установка треки, которые вы можете предпочесть. Как и почти все «плоские комплекты» (живот, борта, и кормовой лист как отдельные детали) корпус рядом, а вы придется позаботиться о том, чтобы найти детали на очень компактном и занятые литники.

На шаге 4 вы начинаете использовать прозрачные детали; обратите внимание, что часть G-3 установлен как можно правее в лобовом отверстии в приказать очистить ручку С-19, если козырек С-18 оставлен открытым должность. Есть два стиля козырька для правой стороны, G-1 и Г-2, но я понятия не имею в чем разница и просто использовал Г-2 один. Установка носового пулемета сложна, так как ручки трудно пройти через отверстие в гласисе и взять некоторые утонченность.

Инструменты и вещевые принадлежности Step 5 поставляются с очень красивыми латунными ремнями. с пряжками, застежками и даже отверстиями для ремня. Я предлагаю отжигая их над спиртовкой, чтобы легче было гнуть. То остальная часть шага перечисляет большое количество вариантов. Я должен сказать, что Направления Tristar намного проще, чем DML. выяснить, куда идут все части, и что является и что не является вариант.

Шаг 6 охватывает верхнюю часть корпуса и еще раз обратите внимание, что все части являются плотная, но правильная посадка.Я предлагаю установить заднюю раму палубы (A-4) во-первых, так как его задний край должен упираться в заднюю пластину а не сверху. Водительский люк красиво сделан, обивка есть отлиты внутри и нет следов выбрасывающего штифта. (Есть некоторые на внутри корпуса и под надгусеничными полками, но ни в каком месте важно.)

Коробка для дымовой свечи в шаге 7D довольно сложна в сборке, так как шлицевая секция (деталь Д-45) — единственная, которая вроде бы не самовыравниваться.В собранном виде ящик хорошо помещается на кормовой плите. То единственная проблема, которую я нашел во всем наборе, о котором стоит упомянуть, имела место здесь. Комплект E/F предлагает вам регулировочные шлицы для гусеницы. натяжные устройства (детали Е-33) или чехлы для них (Е-34) но предполагает, что крышки идут по шлицам. Это не будет работать, так как крышки должны сидеть заподлицо и если собраны в инструкции к комплекту под ними хороший просвет 2 мм.Я ушел крышки сняты, но я думаю, что правильным выбором было бы установить крышки и пропустить сплайны. Комплект G разделяет разницу и показан открытый шлиц E-33 слева, и закрытый E-34 на правильно! Иди разберись.

Шаг 8 — начальная сборка башни, требующая осторожности. если ты правильно, оптический прицел наводчика (Б-26) вращается вместе с орудие и это видно с лобовой части башни. Шаг 8-3 прикрывает командирскую башенку, и если вы не торопитесь и заботитесь о вся сборка идет буквально без швов, что не должно быть там.

На шаге 8-4 корпус башни я приклеил одну сторону на место, затем сзади, потом с другой стороны, и наконец крыша и передняя юбка. Таким образом, я смог выровнять все части и снова без зазоров. То передняя часть башни идеально подходит, бортовые листы (С-14 и 15) также вяжется без швов.

Шаг 9 начинается с установки рельсовой антенны, что довольно простой. Но обратите внимание, что пластиковые биты должны быть латунными. нижние колонтитулы, поэтому потребуется некоторая осторожность, чтобы выровнять все сборка.

Последняя установка гусеницы; Я сделал один их путь и один мой путь. Их способ — просто соединить ссылки и установить их, но большинство штифтов слишком слабы, чтобы их удерживать, так что это было более чем немного раздражающий. Я сделал небольшое приспособление для сборки из куска Квадратная полоса 0,080 дюйма (2 мм), приклеенная к секции листа 0,040 дюйма (1 мм) для помощи в выравнивании. «Мой путь» заключался в использовании цемента Tamiya «Orange». и сделайте секции из десяти штифтов, заполненных концевыми секциями, а затем собрать их на модели.Это было быстрее и НАМНОГО меньше раздражающий!

В комплект входят наклейки и инструкции по отделке для трех различные танки: командирский танк с универсальным «R01» красного цвета и белый на «Панцерграу»; линейный танк из состава 1-й бронетанковой дивизии (Венгрия), Эстергом, 1942 г. ; и танк 9-й роты Бронетанковая бригада, Болгария, 1944 г. Предлагаю хороший источник фото хотя, поскольку направления отделки довольно спартанские и не совпадают с комментариями в книге Францева/Климента.

В целом, это отличный маленький набор, который станет забавным проектом для просто о ком угодно. Это невероятно точный набор для сборки и это весело для меня, когда вам не нужно доставать замазку тела!

Настоятельно рекомендуется.

Спасибо Боб Левен из MRC за обзорный образец

.

Copyright www.missing-lynx.com 2006


Капитальный ремонт немецкого танка Armytech

АРМИТЕК

Armytech обеспечивает высочайшее качество капитального ремонта, ремонта и восстановления исторических танковых двигателей.Мы специализируемся на капитальном ремонте редких исторических танковых двигателей и трансмиссий немецкого и чешского производства. Armytech — одна из последних компаний в Европе, предоставляющих такую ​​услугу. Большая часть знаний о старинных танках была утеряна, и мало кто понимает характеристики и материалы, которые использовались. Мы работаем только с высококачественными немецкими материалами. Поскольку многие немецкие танки и детали были произведены в Чешской Республике после немецкого вторжения (Protektorat Böhmen und Mähren), мы унаследовали знания и имеем доступ к большинству оригинальных материалов той эпохи.

Armytech имеет опыт  в следующих видах капитального ремонта:

•     Оригинальный Jagdpanzer 38 (Hetzer) (см. галерею фотографий капитального ремонта и видео капитального ремонта работающего бензинового двигателя Praga)

•     Капитальный ремонт двигателя немецкого танка Maybach HL230, см. нашу текущую галерею капитального ремонта двигателя танка Wehrmach Panther Maybach HL230. Этот капитальный ремонт мы выполняем для Axistrackservices. Этот двигатель представляет собой 23-литровый V12 мощностью 700 л.с., используемый в основном в Panther, Tiger II и Jagdtiger.

•     Новый проект начинается сейчас: немецкий Maybach HL120. Этот двигатель представляет собой 11,9-литровый V12 мощностью 320 л.с., используемый в основном в Panzer III, Sturmgeschütz III и Panzer IV. Капитальный ремонт ГБЦ, шлифовка распредвалов и новые ролики и подшипники. Двигатель был статическим дисплеем до сих пор.

•     Капитальный ремонт двигателей тяжелых судов (паровых и дизельных двигателей), например, исторического пассажирского судна «Непумук» в Праге

•     Все виды двигателей легковых, гоночных и грузовых автомобилей.Также компрессор и турбо.

•     Чешские двигатели Praga и Tatra

•     Все виды ценных старинных автомобильных двигателей для национального музея в Праге и многих международных клиентов.

Мы любим восстанавливать исторические двигатели по частям. У нас самые точные инструменты и оборудование в Чешской Республике. Капитальный ремонт двигателя большого танка обычно занимает от 3 до 6 месяцев, в зависимости от состояния. Мы можем заставить ваши двигатели работать ровнее и лучше, чем новые, потому что мы приводим их в соответствие с сегодняшними потребностями использования.Например, мы адаптируем компрессию двигателей, моменты закрытия клапанов и седла клапанов к современным стандартам бензина, чтобы гарантировать полную работу в любых условиях. Мы предоставляем всемирную гарантию и сервисное обслуживание наших восстановленных двигателей на срок до 50 000 км или 5 лет.

Armytech имеет отличную международную репутацию среди коллекционеров по всему миру. Мы отреставрировали танки и многие классические автомобили в пражском национальном военном музее.

Мы можем быстро диагностировать проблемы и быстро запустить двигатели и трансмиссии ваших танков. В случае незначительных повреждений мы также вылетаем к вам, чтобы отремонтировать ваш танк на месте.

 

Танки Оси в Красной Армии

Дата Часть Автомобили союзников Автомобили Оси
27 июня 1941 8 механический корпус ? 13 Pz.III и Pz.IV (Т-3 и Т-4)
5 мая 1942 г. 150-я тбр 1 КВ, 7 Т-34, 7 БТ, 18 Т-26, 1 Т-40, 1 Т-60 1 Pz.III (Т-3)
25 июля 1942 г. 32-й танковый полк ? 1 Pz.II (Т-2), 3 StuG.III (СУ-75)
Март 1942 г. 121-я танковая бригада ? 3 Pz.III (Т-3)
14 мая 1942 г. 52-я танковая бригада 5 КВ, 2 Т-34, 13 Т-60, 3 М3 Стюарт, 1 Валентайн 1 Pz.IV (Т-4)
5 июля 1942 г. 107-й отдельный танковый батальон 1 КВ, 2 Т-34, 1 БТ-7 2 шт.III (Т-3), 1 Pz.IV (Т-4), 3 StuG.III (СУ-75), 1 Pz.I (Т-1) в/ч
1 августа 1942 г. «Б» отдельный батальон 9 Т-60 12 Pz.III (Т-3), 7 Pz.IV (Т-4), 2 StuG, 10 Pz.38(t)
1 апреля 1943 г. 151-я танковая бригада 3 M3 Stuart, 25 валентинок 4 Pz.IV (Т-4), 5 Pz.III (Т-3), 2 Pz.II (Т-2)
1 апреля 1943 г. 266-й отдельный танковый батальон ? 4 шт.III (Т-3) в/ч
6 мая 1943 г. 62-й отдельный танковый батальон 3 Т-34, 15 Валентайн 2 Pz.III (Т-3), 1 Pz.IV (Т-4) в/ч
30 мая 1943 г. 75-й отдельный танковый батальон 15 валентинок 9 Pz.III (Т-3), 1 Pz.IV (Т-4)
10 июня 1943 г. 29 тк 129 Т-34, 84 Т-70, 1 КВ 1 Pz.38(t)
7 июля 1943 г. 244-й танковый полк 16 M3 Grant, 2 M3 Stuart 9 Pz.III (Т-3), 4 Pz.IV (Т-4)
10 августа 1943 г. 1938-й самоходно-артиллерийский полк в/ч 2 СУ-122, 2 СУ-76 2 StuG.III (СУ-75)
28 августа 1943 г. отдельная рота, 44-я армия 1 M3 Grant, 1 M3 Stuart 13 Pz.III (T-3), 3 Pz.IV (T-4)
4 сентября 1943 г. 1448-й самоходно-артиллерийский полк 14 СУ-76 и СУ-122 1 Pz.III (Т-3)
11.11.1943 213-я тбр 4 Т-34 11 Pz.IV (Т-4), 35 Pz.III (Т-3)
ноябрь 1943 г. 53-я гвардейская танковая бригада ? почти 30 полугусениц
27.07.1944 28-я Гв тбр 32 Т-34, 13 Т-70, 4 СУ-122, 4 СУ-76 2 Pz.VI (Т-6 Тигр)
лето 1944 51 отдельный мотополк 2 Pz.V (Т-5 Пантера), 5 Pz.VI (Т-6 Тигр) в/ч
18 августа 1944 г. 62-й гвардейский тяжелый танковый полк из 8 ГТК в/ч ? 3 Pz.V (Т-5 Пантера)
1 сентября 1944 г. 5-я гв тбр 23 Т-34, 47 Т-70 2 StuG.40, 1 Pz.IV (T-4) в/ч
10 сентября 1944 г.