Содержание

История создания перспективного танка. «Русский «Тигр» Т-95

«Росинформбюро» продолжает серию материалов, в которых независимый военный эксперт Алексей Хлопотов, отвечая на вопросы главного редактора «Росинформбюро» Вячеслава Прунова, рассказывает об истории создания танка будущего в России. Третья часть посвящена «Объекту-195». Конструкторы в шутку назвали его «Abrams-kaput».

Все иллюстрации, а также подписи к ним, представлены А. Хлопотовым.

 

– Алексей! В прошлой беседе мы говорили об опытно-конструкторских работах 90-х годов, на основе которых был создан «танк предельных параметров» Т-95. Тогда работы по теме «Совершенствование 88» были, фактически, завершены. УКБТМ вышло на создание первого опытного образца «Объект 195». Что же было дальше?

– В этом же, 2000 году, произошло еще одно, я бы сказал, знаменательное событие – избрание на пост Президента Российской Федерации В. В.Путина. Кто бы и как бы к нему не относился, но он сумел изменить отношение общества к Армии и ВПК. «Оборонщики» почувствовали, что стали вновь нужны Родине. В ноябре 2000 года, прошло заседание Правительства, где было окончательно принято принципиальное решение о необходимости для России создания перспективного танка. В рамках все той же ОКР «Совершенствование -88» провели еще одну коррекцию ТТЗ. Ведь с момента его предыдущей редакции прошло уже 7 лет – весьма не малый срок, за который в обычных условиях вполне возможно создать современный танк практически с нуля. Начался новый этап в создании танка, который, пользуясь терминологией питерских конструкторов-танкостроителей, можно было классифицировать как «танк предельных параметров». Опять же образно, по моему «195-й» — Т-95 – это было воплощение концепции немецкого тяжелого танка «Тигр» на технологическом уровне конца 20 века. Могучий танк!

 

    Танк «объект 195» на Кубинке

 

Похоже, Т-95 создавался в режиме строжайшей секретности. Есть пара-тройка плохих изображений, и нет точных данных.

– Все, что касается «Объекта 195» и темы «Совершенствование-88» – большая тайна! Мы располагаем любительскими фотографиями. Что-то просочилось в СМИ, о чем-то мы догадываемся. Информацию, как мозаику, пришлось складывать по кусочкам. Это сейчас, не успели задать ОКР, а уже все известно прессе. Еще 10-15 лет назад все было по другому. Например, ходит такая байка, что Министра обороны маршала И.Д.Сергеева сняли с должности именно за то, что он «сдал» в 2000 году во время посещения «Уралвагонзавода» Т-95-й прессе. Возможно, что и не без оснований. Ведь до визита Сергеева, об этом супер-танке никто ничего вообще не знал, в открытых публикациях он ни разу не упоминался.

 

Что же представлял собой этот секретнейший образец бронетехники?

Первое и самое главное. На «девяносто пятом» установили очень мощную новую 152 мм пушку 2А83. Весь экипаж, как уже говорил, разместили в бронекапсуле. При этом нельзя сказать, что это чисто тагильская идея. В питерском «299-м объекте», то же была капсула. Причем, по моему мнению, размещение экипажа там было более рациональнее: два члена экипажа – бок обок, и один, между ними, чуть сзади. Как в вертолете Ми-8. Тагильские конструкторы попытались сделать габариты минимальными и посадили трех человек плечом к плечу в один ряд. Машина получилась высоко защищенная, но тяжелая, весом около 55 тонн. Конечно, если сравнивать с западными танками, то, конечно, не такая уж чтоб очень. Но опять же, у нее нет обитаемой башни, которую необходимо так же хорошо защищать. Будь у нее такая башня, при том же корпусе, она бы тянула за 60 тонн. Тем не менее, что бы сбалансировать центр масс и обеспечить плавность хода, пришлось удлинить корпус и соответственно ходовую часть до 7 катков.

Но и эти 55 тонн сыграли злую шутку. Согласно представлениям наших военных, танк должен быть авиатранспортабельным. А для большинства самолетов нашей военно-транспортной авиации 55 тонн это предел. В последствии это аукнулось и стало еще одной галочкой против «тяжелой» машины.

Второе. Т-95 должен был увидеть цель на максимальной дальности, когда противник не может тебя достать и гарантированно уничтожить с первого выстрела. Для обнаружения и целеуказания использовался целый комплекс различных средств. Это различная оптика, телевизионная, радиолакационная, тепловизионная техника. Было предусмотрено внешнее целеуказание от беспилотников, самолетов разведчиков, спутников, от штабов различных уровней. Полная ситуационная осведомленность экипажа.

Экспериментальная установка 152-мм пушки 2А83 на лафете гаубицы Б-4. Полигон НТИИМ

 

– Да и новая 152 мм пушка давала колоссальное преимущество. Это же корабельный калибр! И к ней были нужны другие выстрелы. Выходит, снаряды стали больше, а боекомплект – меньше?

– Ну, смотря какой корабль… там ведь тоже есть и 120-130мм орудия и 100мм и меньше, но вот шесть дюймов – 152мм, это вполне себе крейсерский калибр! Если говорить о боекомплекте, то при создании Т-95, и в последствии, при модернизации Т-90 С, наши конструкторы руководствовались простой логикой. Уменьшение боекомплекта вполне компенсируется новыми возможностями СУО. Новый комплекс вооружения позволяет поражать цель меньшим количеством снарядов. Если раньше, на гарантированное уничтожение одной цели, требовалось три выстрела, тут было достаточно одного.

 

– 152-мм орудие, которое одним выстрелом, превращает танк противника в груду металла, часто избыточное оружие на поле боя. Было ли на «девяносто пятом» дополнительное вооружение?

– Да. Это 30-милиметровая пушка 2А42, как на БМП-2 или БМПТ. Она монтировалась в боевом модуле вместе с основным орудием. При этом автоматическая пушка имела свои привода, и по вертикали, и отчасти, по горизонтали. Она не могла развернуться на 180 градусов, но в определенном секторе могла работать самостоятельно. 30 мм скорострельная пушка – это альтернатива излишнему расходу основного боекомплекта. Те цели, на которые не стоит тратить дорогой тяжелый выстрел, можно поразить из этой пушки.

 

Экспериментальная установка 152-мм пушки 2А83 на лафете гаубицы Б-4. Полигон НТИИМ

 

– На фотографиях Т-95, действительно, напоминает немецкий «Тигр». Угловатая, квадратная башня. А сам танк, не приземистый, а какой-то непривычно высокий.

– Да, высокий. Но в этом есть свой плюс.Угол прокачки пушки – основного вооружения в вертикальной плоскости при такой высоте был больше чем на танках Т-72, Т-90. И это очень важно, потому что в некоторых боевых действиях, особенно на пересеченной местности, в горах, или как экстремальный случай – в городах, требуются большие углы склонения и возвышения. Чем больше, тем лучше. Кроме того, «195-й» должен был стрелять за горизонт по невидимым целям по принципу «выстрелил и забыл». В том числе, управляемыми и корректируемыми снарядами с внешним целеуказанием. У Т-95 должна была быть широкая гамма боеприпасов. Не только бронебойно-подкалиберные «ломы», но и, предположим, кассетные снаряды. Дальность прямого выстрела у него была что-то в районе 5 км. На «Абрамсах» она не превышает 3 км.

 

– Ну, Т-95 и называли «Абрамс-капут». С огневой мощью – понятно, а как обстояли дела с защитой? Он действительно был неуязвим?

– Защита была очень мощной, но в тоже время дифферинцированной. Предусматривалось несколько ее уровней. Первый – это различные покрытия маскировочного типа, противорадиолокационные накидки, различное деформирующее окрашивание – все то, что не дает противнику тебя раньше времени обнаружить или опознать. Дальше, уровень, где действует комплекс активной защита. Для «195-го» разрабатывался КАЗ «Штандарт». Это некий гибрид «Арены» и «Дрозда». Одновременно работает комплекс активного оптико-электронного противодействия «Штора-2». Следующий уровень – комплекс динамической защиты. Сейчас стал известен комплекс универсальной модульной ДЗ «Реликт» с элементами 4С23. Этот элемент долгое время был засекречен. Почему? Потому что он разрабатывался именно для комплекса ДЗ «195-го». Да и теперь «Реликт», в экспортном варианте, идет со старыми элементами 4С22. Ну а дальше, собственно броня: спецсплавы, керамика, композиты. Но и это еще не все… Потом мы, точнее экипаж «195-го», имеет защиту в виде упоминавшийся не раз капсулы, которая вроде как изготовлена из броневого титана. Титан использовали во многих элементах конструкции. Он еще и облегчал машину. А потом еще комплект защитного обмундирования типа известного теперь «Ковбоя». В этом танке все работало на то что бы максимально сохранить, сберечь экипаж.

 

Экспериментальная установка 152-мм пушки 2А83 на шасси Т-72. Полигон Догуз.

 

– Как были защищены борта и верхняя проекция?

– Тут я точно сказать ничего не могу. Это же не монолитная броня, как панцирь у броненосца. Там взаимоувязанный комплекс бронирования. Узлы, механизмы, двигатель, топливо тоже создают защиту. Конструктивную, где одно, более важное, защищается другим – менее важным и критичным. Одно защищается другим. Сверху от «крышебоев» должен был защищать КАЗ. Борта прикрывались экранами с ДЗ и решетками, так как это показывалось нам на БМПТ и Т-90МС, дальше борт корпуса и конструктивная защита. Думаю, что граната РПГ-29, Т-95 в борт бы не взяла. А еще есть быстродействующие ППО и ПАЗ. Повторюсь, в «195-м» на первом плане была защита экипажа. Экипаж полностью изолирован, то есть из любых современный противотанковых средств «достать» экипаж практически нельзя.

 

– Экипаж в капсуле, «достать» его невозможно. А как была защищена вынесенная орудийная установка? Ведь достаточно повредить пушку и танк превращается в большой безоружный трактор.

– Ну, тут нужно определяться чему отдаем приоритеты. Максимальное обеспечение выживаемости машины в целом или ее экипажа. В первом случае компоновка должна быть иная со всеми вытекающими… Врать не стану, точно не знаю, но, по-моему, никакой динамической защиты на боевом модуле нет. По ТТЗ, если не ошибаюсь, предполагалось обеспечить защиту вынесенного вооружения только от 25-30 миллиметровых снарядов. Там ведь еще другая проблема – пушку повредить – это нужно еще постараться. Куда проще вывести из строя хрупкую прицельную оптику. А прицелы там здоровенные – внешние стекла где-то 30 на 40 сантиметров. Минометный обстрел или крупнокалиберная снайперская винтовка и все – прицелов нет. Выход только в резервировании каналов и дублировании. Ну и конечно в том, чтобы не подпускать к себе врага на дистанцию такого выстрела.

– Т-95 был заметно тяжелее предшественников. Значит, ему был нужен новый мотор. Что известно о его двигательной установке?

– В начале разговора я не зря много внимания уделил двигателю. На танке Т-95 стоял челябинский Х-образный двигатель 2В12-3 (А-85-3) мощностью в полторы тысячи лошадиных сил. Полторы тысячи «лошадок» были прописаны в ТТЗ, да и газотурбинщики, со своим ГТД 1500 наступали на пятки. Но, как я уже не однажды говорил, турбина хороша на далекое будущее, когда масса танков достигнет 100 и более тонн. В этом случае не обойтись без гибридной силовой установки и электротрансмиссии, а для получения энергии понадобится мощная турбина 2500 – 3000 л. с. – а может, и больше. И при такой мощности, она по всем параметрам опередит дизель. И в габаритах будет выигрывать. Направление ГТД очень перспективно, забрасывать его не следует, нужно вести НИР в этой области, создавать заделы, но сейчас использовать ГТД на танках – не целесообразно.

 

– Сколько всего было сделано экземпляров Т-95?

– Было сделано три экземпляра: первый – опытный заводской экземпляр и два экземпляра, их называют №1, №2 для государственных испытаний. Государственные испытания прошли.

 

– И каким было заключение государственной комиссии? Что сказали военные?

– Заключение было положительным, правда, с длинным перечнем замечаний, которые нужно было устранить. Танкостроители сделали все, что от них зависело: корпус, ходовая часть, МТО, двигатель, систему управления, ИУС. В общем «телега» была готова. Были вопросы по автомату заряжания, но самое главное – по прицельным комплексам. В 1990-е годы с отечественной электроникой все было очень плохо. Красногорский завод «Зенит» так и не смог довести прицелы до нужного уровня. Кроме того, машина должна была плотно взаимодействовать с внешней средой, со спутниками, с беспилотниками. Но этих систем у нас и сейчас по-настоящему нет!

 

– Отстающая электроника тянула назад забежавших далеко вперед танкостроителей?

– Так точно. Но «Объект 195» могли бы запустить с этими недоработками, а потом модернизировать. Ставить другие прицелы, другие системы. То, что сейчас делают с Т-90. Только у «195-го» платформа была перспективнее. Новая «телега» давала отрыв от противников и конкурентов. Вообще сейчас жизненный цикл танка сильно удлинился. В 1930-е годы он был несколько лет. В годы Войны он сократился до нескольких атак, а сейчас танки стали долгожителями. И согласно требованиям к перспективной машине, она должна будет служить не менее 30 лет. Поэтому, в новую машину нужно закладывать большой потенциал под будущие модернизации.

 

Дизельные двигатели производства ЧТЗ боевого и гражданского назначения на показе руководству России 08. 12.2009 г/ ГДВЦ НТИИМ

 

– И тут, как гром среди ясного неба, сообщение о том, что уже готовый Т-95 не примут на вооружение. Что это – чей-то злой умысел или трагическая ошибка?

– И умысел и ошибка. После госиспытаний, в высших эшелонах власти, Министерстве обороны, да и КБ, началась «мышиная возня». Поскольку теперь мы живем в капиталистическом обществе, интересы государства отошли на второй план. Вперед выдвинулись интересы личные и интересы корпораций. КБ создает новый танк, как интеллектуальный продукт. Да, они получают какие-то отчисления от количества выпущенных изделий, но не это главное, в основном КБ живет за счет разработки, опытно-конструкторских работ. И поэтому возникла такая дилемма: или «мы» дорабатываем «195-ый», приспосабливаем его к новой элементной базе, ставим другую электронику, оптику, тепловизоры…

 

– Или?..

– Или «мы» на этой машине ставим крест, и настаиваем на том, что нужно открывать опытно-конструкторскую работу по созданию новой машины. Этот вариант и был принят. 7 апреля 2010 года – вот «черная» дата. В этот день господин Поповкин, будучи тогда замом Министра обороны и начальником вооружения заявил о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта. По его словам, проект машины «морально устарел». Тем самым мы вернулись на тот путь, который был проложен товарищем Морозовым – главным конструктором ХКБМ, путь по которому он следовал всю жизнь и который завел советское танкостроение в тупик. Не доводя одну машину, мы уже хотим «новую». Не доводя эту «новую», мы еще хотим «сверхновую» делать. Для КБ этот вариант максимально выгоден. Если у государства конечно есть деньги и оно готово платить за эти вечные опытно-конструкторские работы.

 

    Танк «объект 195» на Кубинке

 

– И на этом путь эволюционного развития, которым был силен «Уралвагонзавод», прервался?

– По сути, да. Сейчас мы наблюдаем сплошной меркантилизм: за модернизацию орденов и премий не дают (потому и «195-й» устарел…). Нужно, соответственно, что-то новое, совсем новое (потому УКБТМ практически никак не отвечало и не реагировало на критику Поповкина – денег все равно даст, зачем кусать «руку дающего»?…). А еще внутри КБ ситуация такая, что главный конструктор, собрался на пенсию. «Свято место пусто не бывает» и соответственно нашлись ретивые претенденты. Которым очень хочется получить «свою» «собственную» машину. Приезжает Главный на Кубинку – ратует за продолжение работ по «195-му», за доведение его до серии. Следом едет его зам – и заявляет прямо противоположное. В Кубинке никто ничего понять не может… А тут еще смена управляющей команды в Корпорации – пока новый Генеральный не разобрался что к чему, пока не вошел в курс дела – люди успели обстряпать свои «делишки». В итоге получили ОКР шифра «Армата». Которая вполне естественно опирается на наработки по «195-ому», но преподносится как нечто революционное и «действительно прорывное», но de facto, по сути своей, является деэволюцией или даже деградацией.

 

– Но это уже совсем другая история.

 

Продолжение следует….

Тяжелый танк «Тигр I» / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф

Иные части и подразделения

В конце 1943 — начале 1944 годов в составе германского вермахта стали появляться танковые роты (Funklenk-Panzer-Kompanien) радиоуправляемых гусеничных танкеток В-IV. Танками управления этими «снарядами» могли служить любые образцы бронетанковой техники рейха, в том числе и танки «Тигр». Подобная штабная структура К. St. N. 1176 f для ротных подразделений радиоуправления была принята 1 февраля 1944 года. Они состояли из группы управления (2 танка Pz.Kpfw.VI Ausf.E или 2 танка Pz.Kpfw.VI Ausf.B) и трех взводов по 4 аналогичных танка, а также 9 танкеток B-IV (еще 9 в резерве). Две танковые роты радиоуправления, укомплектованные тяжелыми танками «Тигр I» в качестве 3-х рот уже были переданы в 504-й и 508-й танковые батальоны вермахта.

1 июня 1944 года были утверждены новые штаты для батальонов радиоуправляемых танкеток. Но только один из них — 301-й батальон танков радиоуправления был оснащен тяжелыми машинами «Тигр I». В составе 31 танка Pz.Kpfw.VI Ausf.E с ноября 1944 года это подразделение в конце августа было направлено на Западный фронт.

«Тигры» 301-го батальона танков радиоуправления перед отправкой на фронт. Октябрь 1944 года.

«Тигр» номер «113» (черный с белой окантовкой). Танк имеет трехцветный камуфляж. Базовый цвет — желтый Dunkel Gelb с нанесенными по нему оливково-зелеными и коричневыми пятнами. Октябрь 1944 года.

Тяжелые 380-мм мортиры «Штурмтигр» также были объединены в роты/батареи штурмовых мортир. Одна (первая) из них в составе 1000-й роты (только один «Штурмтигр» в августе 1944 года) использовались при подавлении Варшавского восстания. В дальнейшем 1000-ю и 1001-ю батареи укомплектовали 4 «Штурмтиграми» каждую и отправили на Западный фронт. Эти подразделения принимали участие в операциях «Вахта на Рейне» и «Северный ветер», а затем вели бои на территории Германии.

Кроме отдельных танковых соединений по штату оснащенных Pz.Kpfw.VI «Тигр I», эти машины были в ряде учебных и сводных танковых частей.

В учебной танковой дивизии (Panzerlehrdivision), которая в 1944 году находилась на территории Франции планировалось создать танковую роту «Тигров» в составе 14 машин. Однако в смешанной роте 2-го батальона было только 3 «Тигра I» и 9 «Пантер».

С началом вторжения англо-американских войск в Нормандию в боях участвовало 6 танков «Тигр» (из них 5 Pz.Kpfw.VI Ausf.B с башней «Порше», 1 Pz.Kpfw.VI Ausf.E). К августу 1944 года все они были выведены из строя.

В школе танковых войск в Бергене находилось 6 танков «Тигр I», 11 танков «Пантера», а также 12 штурмовых орудий и истребителей танков. 24 марта 1945 года вся эта материальная часть была включена в территориальное командование танковых войск «Тюрингия», которое находилось в подчинении командования танковых войск на Западе.

Данная материальная часть была включена в несколько боевых танковых групп.

Один из «Тигров» был включен в роту в роту Ферманна (Fehrmann), которая в свою очередь поддерживала боевую группу Шульца (Schulze).

Два других «Тигра I» были приданы боевой группе полковника Гросана (Grosan) из состава 2-й дивизии морской пехоты. Боевая группа полковника Гросана состояла из двух Pz.Kpfw.VI Ausf.E, двух танков Pz.Kpfw.V «Пантера», двух штурмовых орудий StuG III и 6 75-мм противотанковых орудий РАК 40.

В апреле 1945 года это импровизированное подразделение сражалось на северном участке Западного фронта. Противником немецких войск на этом участке были англичане. Впервые на участке Энгенхаузен (Engenhausen) английские войска были атакованы 11 апреля 1945 года. До 18 апреля бои с британской 7-й бронетанковой дивизией шли в районах городков Остенхольц (Ostenholz), Хадемсторф (Hademstorf), Биспинген (Bispingen).

Собственно группа «Ферманн», сформированная на базе танковой школы в Бергене (Bergen) состояла из 5 танков Pz.Kpfw.V «Пантера» и 6 танков Pz.Kpfw. VI AusI.E «Тигр I». Командовал группой обер-лейтенант Ферманн (Fehrmann). Все танки «Тигр I» этой боевой группы маркировались литерой «F» и имели номера «01», «02», «03», «04», «05» и «13». Данное подразделение вело боевые действия в апреле 1945 года на Западном фронте в районе рек Визер (Weser) и Аллер (Aller), городов Нинштадт (Nienstedt) и Эгесторф (Egestorf). Противником группы были американские и английские войска. Группа вела боевые действия с 6 по 13 апреля 1945 года.

«Тигры» 301-го батальона тяжелых танков, подбитые в районе Гиленкирхена (Geilenkirchen). Машина поздних выпусков, покрыта циммеритом (zimmerit) и окрашена белым маскирующим составом. Западный фронт, зима 1945 года.

«Тигр» из состава роты «Хуммель» («Hummel»), подбитый американскими войсками. Машина позднего периода выпуска покрыта циммеритом и имеет стандартный трехцветный без тактических обозначений. Западный фронт, февраль 1945 года.

21 октября 1944 года для действий в секторе Аахена (Aachen) на базе 500-го учебного подразделения была сформирована танковая рота «Падерборн» (Paderborn) из 15 танков «Тигр II». По некоторым источникам перед участием в боях она была усилена 3 танками Pz.Kpfw.VI Ausf.E и 2 танками Pz.Kpfw.IV. Это подразделение имело свои тактические обозначения в виде латинской литеры «R» и тактического номера машин. «Тигры I» имели номера «R3», «R4», «R7». Pz.Kpfw.IV имели номера «R6», «R7». Подобный код черной краской наносился на обе стороны башен танка. Эта система использовалась и для другой техники танковой роты «Падерборн», которая была предназначена для пополнения группы армий «X». Всего в распоряжении школы было 18 танков «Тигр Г и 9 танков „Тигр II“. По другим источникам согласно рапорта командира группы от 28 марта 1945 года в ней насчитывалось 3 автомобиля, 4 танка Pz.Kpfw.III, 5 танков Pz.Kpfw.VI, 11 танков Pz.KpIw.VI Ausf.E, б танков Pz.Kpfw.VI Ausf.B. 2 танка „Тигр I“ из этой боевой группы были переданы в 424-й батальон тяжелых танков, 3 ‘Тигра II» (один с башней «Порше») были переданы в 508-й тяжелый танковый батальон вермахта.

После всех этих реорганизаций танковая группа «Падерборн» имела в своем составе 5 танков «Тигр I», 3 танка «Тигр II», 4 танка «Пантера» и 4 танка Pz.Kpfw.III. Командовал группой капитан Уккерт (Uckert).

Боевая группа вела бои с 30 марта по 12 апреля 1945 года (пока не были уничтожены все составляющие ее танки. — Прим. авт.) в районах Кирхборхена (Kirchborchen), самого Падерборна (Paderborn) и Велдрома (Veldrom).

В апреле 1945 года на Западном фронте также вела бои 116-я танковая дивизия, которая имела в своем составе 14 танков «Пантера» и 4 САУ «Штурмтигр».

4 апреля 1945 года приказом командования вермахта начала свое формирование танковая дивизия «Клаузевиц». Это соединение создавалось на базе учебного соединения «Великая Германия». Уже 6 апреля 1945 года данное соединение состояло из штаба, роты охраны штаба «Голштиния», учебного подразделения «Фельдхеррнхалле» и элементов 106-й танковой бригады. 7 апреля в район формирования дивизии железнодорожным транспортом был доставлен танкоистребительный дивизион «Великая Германия» в составе двух рот и одной роты из батальона «Потсдам» (всего 31 штурмовое орудие StuG III) и подразделения 106-й танковой бригады. В состав дивизии на 15 марта 1945 года входило 31 StuG III, 10 Pz.Kpfw.V «Пантера», 5 «Ягдпантер» и 10 Pz. IV/70 (V). 13 апреля 1945 года в состав дивизии был включен танковый батальон «Путлос» (Putlos). Этим подразделением командовал майор фон Бенигсен (von Bennigsen). Оно состояло из роты тяжелых танков (10 «Пантер» Pz.Kpfw.V и 2 танка Pz.Kpfw.VI Ausf.E), смешанной танковой роты (7 Pz.Kpfw.IV, 4 Pz. IV/70 (V), Panzerjaeger IV, StuG III) и легкой мотопехотной роты на 16 автомобилях. Дивизия, имевшая в своем составе 2 танка «Тигр I» с 16 апреля участвовала в боях на Западном фронте в районах Бюхена (Buchen) и Люнебурга (Lueneburg). Последний «Тигр I» из состава этого соединения вел бои с 3-м королевским танковым полком 1 мая 1945 года северо-восточнее города Шварценбека (Schwarzenbek). В свою очередь необходимо заметить, что материальная часть танковой дивизии «Клаузевиц» и танкового батальона «Путлос» в некоторой степени была заимствована из танковой боевой группы «Норд», которая была сформирована 13 февраля 1945 года на базе танковой школы в Бергене, но участия в боях не принимала.

«Тигр I» из состава компании «Ферманна» («Fehrmann») за номером «F02» подбитый британскими войсками в районе Остенхольца (Ostenholz). До своего уничтожения «Тигр» подбил 2 танка «Комета», полугусеничный транспортер и бронеавтомобиль. Апрель 1945 года.

Боевая группа «Норд» состояла из штаба танковой группы, танкового батальона школы танковых войск Бергене, танкового батальона «Путлос» и панцергренадерского батальонов. Только в составе сводного батальона в Бергене было 6 танков «Тигр» и 5–6 «Тигров» числилось в танковом батальоне «Путлос».

На советско-германском фронте отдельные танки Pz.Kpfw.VI Ausf.E также использовались вне штатных для них частей и соединений вермахта.

В августе 1944 года во время боев на территории Словакии в 1-й танковой армии находились 2 танка «Тигр», 28 танков Pz.Kpfw.IV и 16 штурмовых орудий StuG III. Тип танков «Тигр I» точно не был определен. По различным источникам так в документах называли «Тигр-Порше», «Тигр I», VK 4501(Р). Как бы то ни было, эта группа вела боевые действия в октябре 1944 года в районах Луки (Lucky), Рузомберок (Rusomberok). Дальнейшая судьба этой танковой группы неизвестна.

В конце января 1945 года на территории Силезии была сформирована танковая рота «Пантера». Первый взвод этого малоизвестного подразделения имел в своем составе 3 танка «Тигр».

В этом же районе в марте-мае 1945 года действовала 1-я танковая дивизия ВВС «Герман Геринг» в составе которой также находилось 2 танка «Тигр».

При обороне города Познань в конце января 1945 года немцами была использована импровизированная сводная группировка, состоящая из 17 StuG III 500-го дивизиона штурмовых орудий, 8 новых StuG III, прибывших для пополнения танковой дивизии вермахта «Великая Германия», двух танков «Пантера», одного Pz.Kpfw.IV, одной Jagdpanzer 38 и одного «Тигра I». Отступая из района Познани на территорию Германии, это соединение вело бои до 23 февраля 1945 года.

Несколько танков «Тигр I» находилось в составе танковой дивизии «Мюнхеберг» и панцергренадерской дивизии «Курмарк».

Танковая дивизия вермахта «Мюнхеберг» (Muencheberg) начала формироваться 5 марта 1945 года с использованием материальной части и оргштатных структур танкового батальона «Куммерсдорф» (Kummersdorf). Сам батальон был организован 16 февраля 1945 года из одной смешанной роты «Куммерсдорф» и одной смешанной роты батальона «Штандорф 1». Танковая рота «Куммерсдорф» состояла из трех линейных взводов (1 танк «Королевский Тигр», 1 САУ «Ягдтигр», 4 танка «Пантера», 2 танка Pz.Kpfw.IV, 1 танк Pz.Kpfw.III (50-мм пушка L/60), 1 88-мм САУ «Насхорн», 1 150-мм САУ «Хуммель» (MGK 151 (Triple)), 2 танка М4 «Шерман»), взвода бронеавтомобилей (четырехосный БА Sd.Kfz.233 (75-мм орудие L/24), четырехосный БА Sd.Kfz.231 (20-мм пушка), двухосный трофейный БА, 1 танкетка-транспортер для доставки ВВ B-IV С с 20-мм пушкой и 2 В-IV с пулеметом) и танкового взвода немобильных машин (1 «Тигр-Порше» с 88-м пушкой L/70, 1 САУ «Штейр» с 88-м пушкой L/70, 1 танк итальянского производства Р 40 (i)). По другим данным на 13 февраля 1945 года в танковой роте «Куммерсдорф» имелось 4 StuG III, 3 Pz. Kpfw.V, 1 Pz. IV/70 (A), 1 Pz. IV/70 (V), 3 Pz.Kpfw.IV, 2 Jagdpanzer IV, 1 Pz.Kpfw.III с 50-м пушкой L/60, 1 Pz.Kpfw.IV с короткоствольным 75-мм орудием, 1 «Ягдтигр», 1 «Бергерпантер» (ремонтно-эвакуационная машина на базе танка «Пантера»). Численность смешанной танковой роты из танкового батальона «Штандорф 1» авторам точно не известна. После начала формирования дивизии батальон «Куммерсдорф» был переименован в 1-й батальон 29-го танкового полка.

«Тигр» с номером «F01». Западный фронт, апрель 1945 года.

По немецким данным в его состав входило 4 роты (3 в структуре батальона, одна придана дополнительно, из которых 3-я рота батальона была организована и оснащена по штатам тяжелых танков) на 25 марта имевших в составе 36 танков: 4 Pz.Kpfw.IV Ausf.J, 21 Pz.Kpfw.V «Пантера», 6 Pz.Kpfw.VI «Тигр I», 4 Pz.Kpfw.VI «Королевский тигр», 1 САУ «Ягдтигр». 10 танков «Пантера» согласно планам немецкого командования поступили в дивизию 5 апреля 1945 года. 7 апреля 1945 года 1-й батальон 29-го танкового полка и одна рота 25-го панцергренадерского полка железной дорогой из Вюнсдорфа (Wunsdorf) были отправлены на участок группы армий «Висла».

По советским данным на 16 марта 1945 года танковая дивизия «Мюнхеберг» состояла из двух мотопехотных полков, танкового батальона и артиллерийского полка. Командиром дивизии был генерал-майор Мушерт. Командирами 1-го и 2-го моторизованных гренадерских полков являлись соответственно майор Штойбер и подполковник Родуст. Название дивизии позаимствовано у района формирования этого соединения, где на базе охранного полка «Великая Германия», других запасных подразделений 3-го Военного округа оно и было собственно создано. В начале апреля не будучи еще полностью сформированной (отсутствовали противотанковый дивизион, саперный батальон, дивизион самоходных орудий, 13-я и 14-я роты гренадерских полков), дивизия была переброшена в район западнее Кюстрина, где сменила части 25-й панцергренадерской дивизии.

По показаниям немецких пленных оба мотопехотных полка были трехбатальонного состава, каждый батальон состоял из трех стрелковых рот по 60–70 человек личного состава, 7–8 ручных пулеметов, 25–30 фаустпатронов и одной роты тяжелого орудия: 100–130 человек, 8 станковых пулеметов и 6 81-мм минометов.

Артполк 3-х дивизионного состава имел новую материальную часть.

«Тигр I» из состава роты Ферманна (Fehrmann). Машина окрашена в зеленооливковый цвет, номер танка — голубой, окантовка — белая. Западный фронт, апрель 1945 года.

«Тигр I» из состава танковой дивизии «Мюнхеберг» («Muencheberg») номер «323» в центре Берлина. Май 1945 года.

Боевой и численный состав дивизии на 1 апреля 1945 года составлял: 5000 человек, 150 пулеметов, 22 миномета, 12 противотанковых орудий, 25 полевых орудий и 45 танков. 20 апреля 1945 года дивизии была подчинена боевая группа «Эйслер», имевшая несколько десятков бойцов действующих в пешем строю.

Реально это соединение представляло из себя боевую группу на базе танковой дивизии, однако в официальных документах танковая дивизия «Мюнхеберг» изначально формировалось по штату 1945 года как полнокровная танковая дивизия. Видимо командование вермахта в скором времени предполагало полностью укомплектовать это соединение согласно штатного расписания. Однако, несмотря на свою недоукомплектованность, тд «Мюнхеберг» имела в своем составе роту танков «Тигр» и была сильнейшим соединением вермахта на берлинском направлении, участвуя в боевых действиях до 2 мая 1945 года. Так, еще 1 мая 1945 года 5 «Тигров» вели бои в районе Зоологического Сада, последняя из этих машин (танк «Тигр I») была подбита в конце дня в районе Бранденбургских ворот.

Панцергренадерская дивизия «Курмарк» начала формироваться по штатам Panzer-Grenadier-Division 44 30 января 1945 года. Согласно типовой структуры данная дивизия должна была иметь дивизион штурмовых орудий: три батареи Jagdpanzer 38 «Хетцер» и одну батарею Pz.IV/70. Фактически для формирования танкового подразделения панцергренадерской дивизии «Курмарк» был использован 51-й танковый батальон. На его оснащение с 23 по 25 января прибыло 28 САУ «Хетцер», 2 февраля 1945 года в состав дивизии дополнительно был включен 1-й батальон танкового полка «Бранденбург», имевший на вооружении 45 танков типа Pz.Kpfw. V «Пантера». По советским данным пехотная дивизия «Курмарк» была преобразована в панцергренадерскую в районе города Мюнхеберг. В состав дивизии на середину апреля входили мотополк, артполк и танковый батальон. По показаниям пленных отдельный танковый батальон был объединен с одним батальоном на бронетранспортерах в танковый полк. Командир дивизии — полковник Лангхайт. Таким образом, называясь панцергренадерской, дивизия «Курмарк» по составу и численности материальной части реально являлась танковой. 26 января в состав дивизии была включена боевая группа из двух танков «Тигр I», которые были переданы из состава танкового корпуса «Великая Германия». На 15 марта 1945 года в составе дивизии числилось 3 танка Pz.Kpfw.IV (из них 26 исправных) и один боеготовый танк «Тигр I». Точные данные о наличии в панцергренадерской дивизии «Курмарк» САУ «Хетцер» в немецких документах отсутствуют. По показаниям пленных, захваченных советской разведкой, стало известно, что количество САУ и танков в дивизии на 14–16 апреля 1945 года колеблется в пределах 40–45 машин, а на пополнение личного состава дивизии прибыло до 1000 человек моряков. К началу Берлинской операции дивизия находилась в резерве в районе Лицена (юго-западнее Зелов) и введена в бой 16 апреля 1945 года в районе Дольгелин.

В конце апреля 1945 года (18–19 апреля 1945 года) панцергренадерская дивизия «Курмарк» активно вела бои в районе южнее Марксдорф, где действовало до 20 танков типа Pz.Kpfw.V «Пантера», а затем отошла на Бухгольц.

С выходом советских войск в районы Ной-Мюле, Кинбаум, Хангельсберг создалась прямая угроза всем коммуникациям Франкфуртской группировки немецких войск. Для обеспечения целостности ее левого фланга из района Ной-Мюле в район Фюрстенвальде была переброшена часть сил дивизии «Курмарк», которые заняли оборону на рубеже Хойнерсдорф, Берлендорф, 2 км зап. Фалькенхаген. Однако уже 20 апреля немецкие войска были выбиты из города Бухгольц и отошли в южном направлении, где и завершили боевые действия в полосе ответственности 1-го Украинского фронта.

Pz.Kpfw.VI(H) на выставке трофейной техники в Москве. Вероятно, до выставки машина подвергалась обстрелу советскими артиллеристами. Лето 1943 года.

Танки Pz.Kpfw.VI(H) номер «S54» и «S51» из состава 1-й танковой дивизии СС. Видимо, они были захвачены советскими войсками в конце 1943 года. Выставка трофейной техники, зима 1944 года.

Майка Black Tiger — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 218 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Черный тигровый танк с запахом – Sparkle City Co

Распродано

85,00 $

Изготовлены из того же очень удобного хлопка/спандекса, который мы используем во всех футболках.

Стиль джерси, свободный крой.

Количество:

XS С М л XL ХХL
СУНДУК 35 дюймов 37 дюймов 39 дюймов 40 дюймов 42 дюйма 44 дюйма
ДЛИНА 22 дюйма 23 дюйма 24 дюйма 25 дюймов 27 дюймов 28 дюймов
ПЛЕЧО 15 дюймов 15 дюймов 16 дюймов 17 дюймов 17 дюймов 18 дюймов
РУКАВ 6 дюймов 7 дюймов 7 дюймов 7 дюймов 8 дюймов 8 дюймов

Правила доставки

 

Sparkle City Товары обычно доставляются в течение 1-2 рабочих дней, однако время доставки не гарантируется.
Если вам нужна быстрая покупка, пожалуйста, приобретите улучшенный вариант доставки, доступный вам при оформлении заказа. Мы не обрабатываем заказы в выходные или праздничные дни, поэтому заказы, размещенные в пятницу или праздничные дни, не будут отправлены до следующего рабочего дня.
Заказы будут отправлены способом, выбранным вами во время размещения заказа. метод, выбранный во время размещения заказа. Большинство способов доставки применимы к рабочим дням, если не выбрана повышенная доставка. нет кредита в магазине, и товар не отправляется обратно. В этом случае мы свяжемся с вами по электронной почте.

 

 

Политика возврата
Эта политика действует только для розничных заказов. Чтобы узнать о нашей политике оптового обмена, свяжитесь с нами по адресу [email protected] 
 
Вам не очень нравится ваша новая покупка из-за того, что она подходит по размеру, поддерживает фанатов или работу команды? Без проблем! Sparkle City будет рад помочь.