Пассажирский самолет Ту-154. Досье — ТАСС

25 декабря 2016, 10:02

Крушение Ту-154 Минобороны РФ

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2016 г. вскоре после вылета из Сочи упал в Черное море самолет Ту-154Б-2 Минобороны РФ. На его борту находились 92 человека — музыканты ансамбля имени А.В. Александрова, представители СМИ и общественных организаций.

Ту-154 — реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый советский реактивный авиалайнер. Вплоть до конца 2000-х гг. — один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России.

История

Самолет был разработан в 1960-х гг. в конструкторском бюро авиационного завода номер 156 (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод, ММЗ «Опыт», с 1989 г. — Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне — ОАО «Туполев» в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК). Руководил разработкой Андрей Туполев, главные конструкторы — Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Новый самолет создавался на замену среднемагистральному лайнеру Ту-104. Первый полет совершил 3 октября 1968 г., серийно строилась модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 г. по маршруту Москва — Минеральные Воды. Серийное производство велось с 1970 г. по 2013 г. на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 г. — ОАО «Авиакор — авиационный завод», Самара).

По данным ОАО «Туполев», построено не менее 930 единиц разных модификаций.

Модификации

Всего существует более десяти модификаций Ту-154, в том числе летающие лаборатории Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля «Буран», самолет для программы «Открытое небо» Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-155 и Ту-156. Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100.

Летно-технические характеристики

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т- образным килевым оперением. Имеет три двигателя, расположенных сзади.

Эксплуатанты

  • длина самолета — 47,9 м;
  • размах крыла — 37,55 м;
  • высота — 11,4 м;
  • максимальная взлетная масса (здесь и далее — для наиболее массовой модификации Ту-154М) — 104 т.;
  • пассажировместимость — 164-175 человек;
  • максимальная скорость — 950 км/ч;
  • практическая дальность — 3 тыс. 900 км;
  • практический потолок — 12 тыс. м;
  • экипаж — 4 человека.

По состоянию на декабрь 2016 г. в эксплуатации остаются порядка 60 единиц Ту-154, большинство из них используются военными ведомствами России и Китая. Регулярная пассажирская эксплуатация практически прекращена. Несколько экземпляров числятся и продолжают выполнять полеты у российской авиакомпании «Алроса», белорусской — «Белавиа», северокорейской — Air Koryo.

Катастрофы

Всего в катастрофах было потеряно не менее 70 самолетов Ту-154.

Потерпевший катастрофу самолет

25 декабря потерпел катастрофу самолет модификации Ту-154Б-2 с серийным номером 0572. Он был построен в 1983 г. на Куйбышевском авиазаводе (возраст в 2016 г. — 33 года) в пассажирской компоновке. После постройки поступил в состав ВВС СССР с регистрационным номером СССР-85572, в 1992 г. вошел в состав ВВС России. С 1994 г. регистрационный номер — RA-85572. В 1994-2008 гг. эксплуатировался совместно ВВС России и 223-м специальным летным отрядом Минобороны РФ.0сау/скт. 

Теги:

Крушение Ту-154 Минобороны РФ

максимальная скорость, вес, длина, практическая аэродинамика, технические характеристики (ТТХ)

Динамично развивающийся Советский Союз в 1960 годы серьёзно заявил о себе начав выпуск принципиально новых реактивных самолётов. Новый тип газотурбинных двигателей стал интересен авиаконструкторам для производства пассажирских судов, увеличивая их лётно-технические характеристики и эксплуатационные качества.

Авиапарк гражданской авиации начал обновляться современными реактивными лайнерами для магистральных авиалиний и для линий местного воздушного пространства. Одним из таких принципиально новых проектов стал пассажирский самолёт Ту-154, который часто сравнивают с Боингом 727.

Содержание статьи

  • История создания
  • Конструкция
    • Крыло
    • Шасси
    • Салон
    • Кабина самолёта Ту-154
  • ТТХ в сравнении с аналогами
  • Применение
  • Интересные факты
  • Перспективы модернизации
  • Видео

История создания

Начавшиеся 60-е годы ХХ века требовали модернизации советского авиастроения. Зарекомендовавшие модели пассажирских самолётов: реактивного Ту-104 и турбовинтовых Ан-10 и Ил-18 морально устаревали.

Разные типы судов осложняли обслуживание и техническую эксплуатацию. Производимые самолёты на западе намного превосходили отечественные модели по таким параметрам как:

  • Скорость;
  • Надёжность;
  • Комфортабельность;
  • Пассажировместимость;
  • Грузоподъёмность;
  • Экономичность.

Основным иностранным самолётом, обладающим, практически всеми технологическими достоинствами был Boeing 727.

Советское руководство поставило перед авиастроителями задачу создать достойную конкуренцию американцам, выпустив в серийное производство новый современный пассажирский самолёт для внутреннего рынка и стран социалистического лагеря.

Способный перевозить от 100 пассажиров, надёжный, экономичный. Обладающий значительной крейсерской скоростью и обеспечивающий комфортный перелёт. Министерство авиапромышленности объявило о начале конкурса по замене трёх самолётов разного типа одним среднемагистральным авиалайнером.

Борьба развернулась между ОКБ Туполева, представившего модель Ту-154 и ОКБ Ильюшина с новым Ил-72. Цифра 154 это рабочее название по количеству посадочных мест, которая так и осталась в названии реактивного перевозчика.

Через некоторое время проект Ильюшина признали неоправданным и отклонили. Таким образом исход конкурса был предопределён. Первым конструктором проекта среднемагистрального самолёта стал Дмитрий Сергеевич Макаров.

Через некоторое время главным конструктором нового лайнера был назначен Сергей Михайлович Егер, и спустя короткий срок его сменил на посту Александр Сергеевич Шенгард, в 1975 году.

Новый директор проекта начинал работу в авиастроении с инженера-конструктора и дослужился до главного конструктора ОАО «Туполев», имел звание «заслуженного конструктора СССР» и множество наград.

Среди коллег он пользовался авторитетом, кроме того к его точке зрения прислушивались и в Министерстве Авиастроения.

Первые Ту-154 были оборудованы как транспортные самолёты и эксплуатировались в тестовом режиме. Они перевозили различные грузы и почту по внутренним авиалиниям в течение всего 1971 года.

Показав достойный результат и соответствие требуемым характеристикам, в феврале 1972 года лайнер стал совершать регулярные пассажирские авиарейсы Аэрофлота. После недолгих согласований с министерством иностранных дел, в апреле 1972 года состоялся первый полёт по международной авиалинии самолёта Ту-154 в Берлин.

Потенциал лайнера в период испытательных полётов, давал пищу инженерам для возможностей его масштабной модификации.

Это послужило основанием работ по его модернизации 1975 года. Задачи были поставлены на усовершенствование по следующим направлениям:

  • По увеличению грузоподъёмности;
  • Пассажировместимости;
  • Замене силовой установки на самолёте.

Окончание работ по усовершенствованию дало обновлённую модель Ту-154Б, которая заняла место предыдущего типа Ту-154. По назначению: кроме пассажирского, лайнер активно разрабатывался как грузовое судно.

Специализированным моделям для перевозки грузов присвоили индекс Ту-154Т и Ту-154С, в последнем случае «С» означает Cargo, что в переводе с английского языка звучит – грузовой.

Серийный выпуск Ту-154Б был прекращен в 1998 году, так как самолёт морально и физически устарел. ХХI век требовал более совершенных технологических решений и других эксплуатационных характеристик. Однако Самарский завод «Авиакор» изъявил желание продолжить малосерийное производство Ту-154 в период с 1998-2013 годы.

Конструкция

Планер Ту-154 скомпонован по классической аэродинамической схеме. Крылья низко расположены и имеют стреловидную форму. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму с верхнерасположенными рулями высоты. Авиадвигатели смещены в хвостовую часть.

4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бортам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Это решение было принято для уменьшения шума в салоне самолета при работающих двигателях.

Крыло

Конструкция выполнена по схеме балочного типа (кессон). Три лонжерона обеспечивают жёсткость крыла. Само крыло имеет развитую механизацию:

  • Предкрылки;
  • Закрылки щелевого типа;
  • Элероны;
  • Интерцепторы.

Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии топлива в крейсерском режиме полета.

Шасси

Шасси самолёта сделана на основе трёхопорной схемы. Основные стойки шасси имеют тележки с восьмью колесами, уборка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка производится с помощью гидросистемы.

Салон

Салон самолёта состоит из двух разделённых отсеков. Между ними находятся вестибюль и буфет.

Общее количество мест для пассажиров 158, не считая дополнительных, которые могут быть установлены на мини-рельсы.

По классификации салон делится на три вида:

  • Бизнес класс;
  • Эконом класс;
  • Стандартный класс.

Салоны располагаются по порядку, как в списке от кабины пилотов. Максимальная вместимость 164 пассажира.

Кабина самолёта Ту-154

В экипаже самолёта состоят:

  • Первый и второй пилоты;
  • Бортинженер;
  • Бортпроводники от четырёх до шести человек;

При необходимости возможно размещение в отсеке управления штурмана.

Кабина пилотов располагается в носовой части фюзеляжа самолёта, имеет неплохую обзорность, как и салон, кабина герметична. В отсеке управления рабочие места пилотов и бортового инженера. Бортпроводники имеют кресла в салоне.

ТТХ в сравнении с аналогами

ТТХ/моделиТу-204Аэробус-А321Боинг 757/200Ту154 Б/М
Пассажировместимость,
чел.
212171215164
Предельный взлётный
вес, т
108,589,7108,9104,2
Максимальная
коммерческая масса, т
21,121,422,718,1
Крейсерский ход, км/ч815-835855860900-950
Необходима длинна
ВВП, м
2550255025502550
Топливная
эффективность, г/пасс.
км
19,218,624,127,6
Стоимость в млн.
долларов США
35,1 (2007 год)91,3 (2008 год)80,2 (2002 год)15,1 (1997 год)

Стоит добавить, что практический потолок полета самолета Ту-154 – 12000 метров.

Применение

На конец 2015 года на Российских авиалиниях эксплуатировалось менее ста авиалайнеров Ту-154Б иТу-154М. Среди самых крупных владельцев является авиакомпания «UTair», около 15 самолётов.

В странах некогда бывших Советских республик осталось значительное количество пассажирских авиамашин. Самый крупный владелец – Казахстан, на его авиалиниях летают около 12 машин. Белоруссия владеет пятью машинами.

Таджикистан, тоже пять машин в авиапарке. Киргизия, Узбекистан и Азербайджан по три самолёта. В Северной Корее и Китае по два лайнера Ту-154.

Иран ввёл полный запрет на эксплуатацию самолётов Ту-154 с февраля 2011 года. Бывшие братские страны по социалистическому лагерю: Чехия, Болгария и Словакия содержат Ту-154 компоновки «Салон» для первых лиц государства.

Самолёт компоновки «Салон» был у Польских авиалиний, но его потеряли в катастрофе со всеми членами экипажа и пассажирами 10 апреля 2010года. Министр обороны Польской республике заявил, что по информации самописца, на борту слышны шумы взрыва.

Теракт, основная версия следственной комиссии Польши. Сколько бы российские следователи не убеждали об отсутствии взрыва польских коллег, точку в расследовании поставить никто не может.

Интересные факты

Внешний вид Ту-154 очень схож с Боингом 727, но к общей разработке они отношения не имеют. Силовая трёхмоторная установка у Советского лайнера мощнее Американского самолёта.

По статистике рейтинга безопасности, западный аналог проигрывает со счётом 58-33, это цифры случившихся катастроф с 1964 года.

В съёмках фильма «Экипаж» принимали участие два самолёта Ту-154. Один из самолётов находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, она вполне подошла режиссёру для работы киногруппы. Второй Ту пострадал при перевозке ядовитого металла – ртути и был списан. Но для кинематографа он вполне подошёл.

Перспективы модернизации

Заменить устаревший Ту-154 был призван Ту-334. Его активная разработка велась в середине 1990-х годов. Он внешне очень похож на своего предшественника и прогнозировалось доведение его до такой же степени надёжности, как и Ту-154.

Число двигателей сократили до двух, но стреловидные крылья и Т-образное оперение осталось прежним. Помимо металла, в составе корпуса активно применены композитные материалы.

Видео

Туполев Ту-154 против Боинга 727

Автор Николас Камминс

Многие всегда считали Туполев Ту-154 самолетом-подражателем Боинга 727. Оба они трехдвигательные с хвостовым двигателем, оба летали с разницей в десятилетие друг от друга, и у обоих был одинаковый профиль миссии. Но лучше ли более поздний советский? Или авиакомпании предпочитают классическую версию? Давайте исследовать.

Как мы будем выполнять это сравнение?

Чтобы подойти к этому разумно, предположим, что мы авиакомпания, выбирающая между двумя самолетами. В то время как самолет может иметь более высокий уровень комфорта для пассажиров, мы будем больше озабочены практическим результатом и тем, является ли это хорошей сделкой.

Поскольку две державы времен холодной войны разделили мир еще в 1960-х и 1970-х годах, мы предполагаем, что покупка конкретного самолета не будет сопряжена с такими проблемами, как техническое обслуживание или отсутствие запасных частей (что было проблемой для SSJ100). Если вы выберете один самолет, у него не будет фоновых проблем с его развертыванием.

Приступим к анализу.

Пассажиры

Есть два варианта Боинга 727: меньший Боинг 727-100 и более значительный 727-200. Меньшая версия может вместить до 106 пассажиров в конфигурации с двумя классами, из них шестнадцать пассажиров в первом классе (тогда еще не было бизнеса) с 38-дюймовым пространством для ног и 90 пассажиров в экономическом классе с невероятными 34-дюймовым пространством для ног. сегодня почти не встречается).

Более крупный и популярный Boeing 727-200 имел на борту 134 пассажира; 20 в первом классе и 114 в эконом-классе с одинаковым расстоянием между сиденьями.

Советский аналог Ту-154 за свою жизнь претерпел множество различных конструктивных изменений (и список модификаций может быть отдельной статьей), его пассажировместимость варьировалась от 114 до 180 человек в зависимости от модели. Нельзя отрицать, что перевозка 180 пассажиров делает его конкурентом Boeing 737 (который начал летать одновременно с Ту-154) и, таким образом, превосходит оригинальный Boeing 727.

Победитель: Ту-154

Боинг 727 Northwest Orient Airlines. Фото: Джон Проктор из Wikimedia.

Диапазон

Что касается дальности полета, Boeing предлагал три разные модели на протяжении всего срока службы Boeing 727.

  • Boeing 727-100 — с дальностью полета 2250 морских миль (4170 км)
  • Boeing 727-200 — с дальностью полета 1900 морских миль (3500 км)
  • Boeing 727-200 Advanced — увеличена дальность полета до 2550 морских миль (4720 км)

Ту-154, с другой стороны, имел две версии на протяжении всей разработки. В середине производства конструкция была изменена, чтобы включить более экономичные двигатели, что существенно расширило диапазон.

  • Ту-154 — имел дальность полета 2100 морских миль (3900 км)
  • Ту-154М — имел дальность полета 3600 морских миль (6600 км) 154 изначально не смог превзойти Boeing 727 (хотя и был близок к этому), и только с дальнейшими улучшениями он смог соответствовать западным технологиям двигателей.

    Победитель: Розыгрыш

    Боинг 727 мог летать так же далеко, как Ту-154. Фото: SDASM через Flickr

    Цена

    Все вышеперечисленное спорно, если самолет-победитель дороже другого. По прейскуранту:

    • Боинг 727-200 стоил 8,5 миллионов долларов (1972 год) или 52,42 миллиона долларов сегодня.
    • На Ту-154 сложнее найти цену, но указана современная цена 45 миллионов долларов.

    Мы видим, что Ту-154 был дешевле в производстве и продаже в страны на несколько миллионов меньше.

    Суть в том, что Ту-154 имел все преимущества, которые может принести десятилетие разработки. Он мог перевозить больше пассажиров и летать дальше, а благодаря тому, что видел различные пробелы, которые не вмещал Боинг 727, он также мог их удовлетворить. Ту-154 на протяжении многих лет будет конкурировать с Boeing 737 и станет опорой советской сферы влияния.

    Что вы думаете? Дайте нам знать об этом в комментариях.

    Туполев ТУ-154 | Бюро архивов авиационных происшествий

    Дата и время: 25 декабря 2016 г. , 05:25 LT

    Тип воздушного судна:

    Туполев ТУ-154

    Оператор:

    Регистрация:

    RA-85572

    Фаза полета:

    Взлет (набор высоты)

    Тип полета:

    Военный

    Выжившие:

    Расписание:

    Москва — Сочи — Хмеймим

    MSN:

    83A-572

    год:

    1983

    Расположение:

    Сочи-Адлер

    Краснодарский край

    Страна:

    Россия

    Регион:

    Азия

    Экипаж на борту:

    8

    Потери экипажа:

    Пассажиры на борту:

    84

    Погибшие:

    Другие погибшие:

    Всего погибших:

    92

    Время налета самолета:

    6689

    Обстоятельства:

    Самолет вылетел с авиабазы ​​Москва-Чхаловский в 01:38 на авиабазу Хмеймин, расположенную недалеко от Латакии, Сирия, на борту 84 пассажира и 8 членов экипажа. В 03:43 самолет приземлился в аэропорту Сочи-Адлер для дозаправки. В 05:25 взлет был начат с ВПП 24. Через 34 секунды командир ВС начал разворот со скоростью 300 км/ч. Вскоре после старта шасси было поднято, и пилот продолжил набор высоты с поднятием носа на 15°. Примерно через 53 секунды после взлета, на высоте 157 метров, капитан приказал убрать закрылки, пока самолет поднимался на высоту 231 метр со скоростью 360 км/ч. После ошибочных движений на штурвале самолет начал снижаться, а его скорость увеличилась до 373 км/ч, когда в кабине пилотов прозвучала сигнализация GPWS. При скорости снижения 30 м/с самолет развил скорость 540 км/ч, накренился влево на угол 50° и в итоге рухнул в море примерно в 1270 м от берега в 05:25 и 49.секунды. Полет занял 73 секунды между взлетом и столкновением с водой. Обломки были обнаружены в 2760 метрах от конца взлетно-посадочной полосы № 24 и в 340 метрах левее ее продолженной осевой линии на глубине 30 метров. Самолет разрушился при ударе, все 92 человека на борту погибли, в том числе 64 члена Александровского хора Красной Армии, их художественный руководитель, девять журналистов, семь офицеров Министерства обороны, два высокопоставленных чиновника и один представитель общественной компании.