Михаил Кошкин: конструктор из кондитерской
3 декабря 1898 года родился талантливейший конструктор Михаил Ильич Кошкин ‒ создатель легендарного Т-34.
В юности он, наверное, и не думал, что танк станет для него главным делом всей жизни. Много лет Михаил проработал кондитером ‒ сначала подмастерьем в карамельном цехе фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь», а затем руководителем кондитерской фабрики в Вятке. Об удивительной судьбе Михаила Кошкина и как в ней появились танки ‒ в нашем материале.
Ранние годы
Будущий конструктор родился в небольшом селе Ярославской губернии в крестьянской семье. Жили они скромно, земли было немного, и основным источником дохода семьи были промыслы. Они и стали причиной несчастья: в 1905 году отец трагически погибает на лесозаготовках. Чтобы помочь матери, в 14-летнем возрасте Михаил отправляется на заработки в Москву.
Первая мировая война, а затем и Гражданская вносят свои коррективы в «кондитерскую» биографию будущего танкостроителя. Его призывают в армию, и рядовой 58-го пехотного полка Кошкин участвует в боях на Западном фронте. Позже убеждения приводят Михаила уже в ряды Красной армии.
Михаил Кошкин – второй слева
В те годы на долю молодого Кошкина выпало много трудностей: несколько ранений, перенесенный тиф. Он продолжал удивлять окружающих своей смелостью, целеустремленностью и решительностью. Стране нужны были такие новые кадры: перспективного молодого человека руководство решает отправить в Москву в Коммунистический университет имени Свердлова.
После его окончания Михаил начал строить партийную карьеру.
Первым серьезным заданием выпускника стало руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Здесь же Кошкин встретил свою будущую жену.Начало танкостроения
Кошкина ожидала успешная партийная карьера, но неожиданно для всех он выбирает другой путь. Михаил просит руководство партии помочь ему получить техническое образование. В 1929 году его направляют в Ленинград, где в 30-летнем возрасте Кошкин становится студентом политехнического института.
Именно в стенах Ленинградского политеха определилась сфера его научных интересов – танкостроение, направление в те годы очень актуальное для страны. Надо отметить, что до 1929 года в СССР, можно сказать, не было танковой промышленности. Правительство страны хорошо понимало, что для обеспечения безопасности нужно оперативно приступить к выпуску современных танков.
Танкостроению посвящена дипломная работа Кошкина – «Коробка переменных передач среднего танка». Параллельно с учебой в институте Михаил работает в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода, где на тот момент разрабатывались танки Т-29 и Т-46-1. Пришел он туда конструктором, а за два с половиной года вырос до заместителя начальника КБ.
Танк БТ-7
В 1936 году молодого конструктора назначают на Харьковский паровозостроительный завод начальником танкового КБ. Начинает Кошкин с модернизации колесно-гусеничного танка БТ-7 – на тот момент одного из основных танков Красной армии. Всего за год танк был доработан, получил, в частности, новейший дизельный двигатель. БТ-7 стал первым в мире танком с дизелем.
Гусеницы против колес
Осенью 1937 года армия выдает задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. Так здесь рождается проект танка под названием А-20. Однако новый колесно-гусеничный танк конструктора Кошкина не устраивал. Он не раз подчеркивал, что колесная техника отлично применима на шоссе, но не настоящем поле боя.
Идеальная машина, по мнению Кошкина, должна выглядеть по-другому – скоростная, с высокой проходимостью, с крепкой броней и ударной мощью.Михаил Ильич наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Два проекта были представлены высшему руководству в Москве. Военные инициативу конструктора не оценили, но в дальнейшую судьбу гусеничного танка вмешался Сталин. В итоге Харьковскому заводу было поручено построить и испытать обе модели.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34
Коллектив под руководством Кошкина работал в быстром темпе: всем было понятно, что большая война не за горами. Первые образцы танков поступили на испытания в самом начале Второй мировой – осенью 1939 года. Тестирование показало, что оба танка, и А-20, и А-32, объективно лучше всех предыдущих отечественных моделей. Но для окончательного решения машины ожидали реальные боевые условия – Советско-финская война 1939-1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина показал явное преимущество.
После этого танк немного доработали – броня увеличилась до 45 мм, была установлена 76-миллиметровая пушка. И боевая машина обрела свое новое «имя» – Т-34.
Первая ласточка наших бронетанковых сил
Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.
Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.
Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».
Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге
Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.
«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.
Лучшая награда
Конечно, Т-34 продолжал совершенствоваться. Так в 1944 году на вооружении Красной армии появилась модификация Т-34-85. Новый танк получил пушку калибра 85 мм, превосходил своего предшественника по бронезащите, в итоге – лучше противостоял немецким «Тиграм» и «Пантерам».
Танки Т-34-85 6-й советской гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива
Но Михаил Кошкин триумфа своего детища не застал. После того самого знаменитого пробега, по прибытии в Харьков, он оказался в больнице. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.
Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. Полвека спустя, в 1990 году, он стал Героем Социалистического Труда.
На предстоящем праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне легендарные «тридцатьчетверки» гордо возглавят парадные колонны. Предприятия Уралвагонзавода уже завершили работы по восстановлению и подготовке 13 исторических танков к параду.
Великие танковые конструкторы. Кто на самом деле придумал танк Т-34
https://ria.ru/20190507/1553318504.html
Великие танковые конструкторы. Кто на самом деле придумал танк Т-34
Великие танковые конструкторы. Кто на самом деле придумал танк Т-34 — РИА Новости, 07.05.2019
Великие танковые конструкторы. Кто на самом деле придумал танк Т-34
Советский средний танк Т-34 безоговорочно признан шедевром мирового танкостроения. Во многом именно он повлиял на исход Великой Отечественной войны. Но есть одна неясность. До сих пор доподлинно неизвестно, кого из советских конструкторов можно называть главным создателем великой «тридцать четверки».
2019-05-07T12:00
2019-05-07T12:00
2019-05-07T12:00
танки
подкаст
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155331/84/1553318420_2:0:598:335_1920x0_80_0_0_ec2c78d0f3cef86da13a032e15778e7f.jpg
Великие танковые конструкторы. Кто на самом деле придумал танк Т-34
Советский средний танк Т-34 безоговорочно признан шедевром мирового танкостроения. Во многом именно он повлиял на исход Великой Отечественной войны. Но есть одна неясность. До сих пор доподлинно неизвестно, кого из советских конструкторов можно называть главным создателем великой «тридцать четверки».
audio/mpeg
Великие танковые конструкторы. Кто на самом деле придумал танк Т-34
Советский средний танк Т-34 безоговорочно признан шедевром мирового танкостроения. Во многом именно он повлиял на исход Великой Отечественной войны. Но есть одна неясность. До сих пор доподлинно неизвестно, кого из советских конструкторов можно называть главным создателем великой «тридцать четверки».
audio/mpeg
Официально им считают Михаила Кошкина, однако его опорой в технических вопросах был Александр Морозов — гений без высшего образования. Вместе с ними работал талантливый мастер Николай Кучеренко.Тем не менее, вокруг танка Т-34 до сих пор существует много конспирологических теорий. В том числе, предположение, что чертежи легендарного танка оказались у Кошкина случайно. Так кому же на самом деле принадлежала идея создания чудо-танка и что стоит за этой неясностью?Подкаст подготовлен совместно с разработчиками игры «World of Tanks» и при поддержке танкового радио wargaming.fmПодписывайтесь на подкаст и слушайте в эфире Wargaming.fm, в приложениях Apple Podcasts, Google Podcasts и Castbox. С любым устройством вы можете использовать Яндекс.Музыка, и Soundstream. Скачайте выбранное приложение и наберите в строке поиска «РИА Новости» или название подкаста.Как и где бесплатно подписаться на подкасты ________Эпизод подготовила Лина АлексюнайтеМонтировал Андрей ТемновЭксперт эпизода Алексей МакаровПомогите сделать подкасты РИА Новости еще лучше. Пройдите опрос и расскажите о своих впечатленияхСпрашивайте нас, предлагайте нам, спорьте с нами: [email protected]Подписывайтесь на наш канал в инстаграме @ria_podcasts
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155331/84/1553318420_77:0:524:335_1920x0_80_0_0_d373ed3c0f9969ecdc3c553782267bfb.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
подкаст, аудио
Танки, Подкаст
Официально им считают Михаила Кошкина, однако его опорой в технических вопросах был Александр Морозов — гений без высшего образования. Вместе с ними работал талантливый мастер Николай Кучеренко.
Тем не менее, вокруг танка Т-34 до сих пор существует много конспирологических теорий. В том числе, предположение, что чертежи легендарного танка оказались у Кошкина случайно. Так кому же на самом деле принадлежала идея создания чудо-танка и что стоит за этой неясностью?
Подкаст подготовлен совместно с разработчиками игры «World of Tanks» и при поддержке танкового радио wargaming.fm
Подписывайтесь на подкаст и слушайте в эфире Wargaming.fm, в приложениях Apple Podcasts, Google Podcasts и Castbox. С любым устройством вы можете использовать Яндекс.Музыка, и Soundstream.Скачайте выбранное приложение и наберите в строке поиска «РИА Новости» или название подкаста.
Как и где бесплатно подписаться на подкасты
________
Эпизод подготовила Лина Алексюнайте
Монтировал Андрей Темнов
Эксперт эпизода Алексей Макаров
Помогите сделать подкасты РИА Новости еще лучше. Пройдите опрос и расскажите о своих впечатлениях
Спрашивайте нас, предлагайте нам, спорьте с нами: [email protected]
Подписывайтесь на наш канал в инстаграме @ria_podcasts
Конфетный человечек, изменивший дизайн танков
Самый массовый танк Второй мировой войны был быстрым, мощным и хорошо защищенным наклонной броней, и его сделал кондитер, который устал от кондитерских изделий и решил сделать революционный вместо танка.
Вилли Вонка, съешь свое сердце.
Проекты танков Christie в конечном итоге потерпели неудачу в США, но элементы разработок компании стали частью десятков проектов танков в западных и российских вооруженных силах.
(Харрис Юинг)
Михаил Кошкин работал на кондитерской фабрике, пока не решил, что хочет изучать инженерное дело. Благодаря серии чисток Иосифа Сталина, Кошкин быстро оказался во главе программы усовершенствования танка БТ. Серия танков BT была основана на американской конструкции Christie и патентах, которые были проданы за границу после того, как армия отказалась от Christie.
Сталин, желая убедиться, что его бронетанковые войска стоят своей цены, хотел испытать новые танки в бою и получил свой шанс в гражданской войне в Испании. Танки БТ оказались полезными, но далеко не идеальными. Несмотря на толстую броню, противотанковая пехота все еще имела преимущество перед ними, и двигатели машин загорались от легких попаданий, а иногда и просто от напряжения при движении танка.
Танки БТ были отправлены обратно в Россию по железной дороге для анализа, и Кошкин и его команда быстро нашли недостатки в конструкции. Программа усовершенствований быстро превратилась в программу замены, и Кошкин начал работу над новой конструкцией в 1934 году, которую он назвал в этом году Т-34.
Он включает в себя ряд конструктивных изменений, с которыми флиртуют по всему миру. Это был не первый танк с наклонной броней, не первый с дизельным двигателем и не первый с большой пушкой во вращающейся башне, но он был , солидный дизайн, вобравший в себя все эти изменения в дизайне. В то же время, когда он работал над Т-34, Кошкин должен был работать над новой конструкцией танка БТ: А20.
Михаил Кошкин работал на кондитерской фабрике, но перед Великой Отечественной войной решил стать инженером. Его вдохновленный дизайн танка Т-34 станет самым массовым танком Второй мировой войны.
(Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова)
Позже А20 станет БТ-20. Он также имел ряд улучшений, в том числе наклонную броню и улучшенный двигатель, но все еще имел относительно небольшую броню для экипажа или двигателя — всего 20 мм в некоторых местах.
Обе конструкции, Т-34 и БТ-20, были представлены советскому руководству в 1939 году. Там офицеры отказались от Т-34 в пользу БТ-20, отчасти потому, что предложенная конструкция Т-34 потребовала бы гораздо больше стали для производства и гораздо больше топлива для запуска. Был создан опытный образец БТ-20.
Но вместо того, чтобы смириться с поражением своей конструкции, Кошкин написал письмо Сталину и продолжил доработки, прежде чем создать полноценный прототип. Сталин попросил показать танк, и Кошкин проехал на нем 800 миль в Москву, чтобы показать его. Танк показал себя быстрым, эффективным и хорошо защищенным, поэтому Сталин отправил его в серию вместо БТ-20.
Кошкин вскоре умер от пневмонии, но его конструкция танка стала самым массовым танком Второй мировой войны. Россия принимала участие во вторжении в Польшу, но позже, в июне 1941 года, подверглась нападению нацистской Германии.
Как показывает история, Советский Союз вскоре оказался в состоянии борьбы за свое выживание во время Второй мировой войны. Танки и другое оружие будут импортировать из Америки, но лучшим отечественным вариантом, который был у Советского Союза, по-прежнему был Т-34.
Окончательный проект, запущенный в производство, представлял собой 76-мм орудие, способное уничтожить все, что могла предложить Германия, его толстая и наклонная броня могла выдержать попадания большинства немецких танков того времени, и его было легко обслуживать в полевых условиях, то есть T -34 почти все были доступны для боя.
Танк Т-34 во время реконструкции боя.
(Cezary Piwowarski CC BY-SA 4.0)
Когда впервые произошло столкновение между немецкими танками и Т-34, советский экипаж удивил немцев, пробив немецкий танк одним выстрелом. Немецкие танкисты убеждали себя, что они почти непобедимы, пока не столкнулись с Т-34.
Но немцы хорошо подготовились к вторжению, и они атаковали на восток, вглубь России, захватив первоначальный завод Т-34 и почти прорвав оборону Москвы, прежде чем они были остановлены на последней линии обороны, когда наступила настоящая русская зима.
Перебазированные производственные линии Т-34 успели выпустить сотни экземпляров до весенней распутицы, и эти танки стали ключевыми участниками сражений на ближайшие годы. Но конструкции немецких танков также развивались, и гонка вооружений потребовала модернизации Т-34.
Во время войны было построено более 35 000 Т-34, а более поздние модели оснащены модернизированными 85-мм орудиями в качестве места для дополнительного члена экипажа, что позволяет командиру танка отказаться от своих обязанностей стрелка, чтобы лучше следить за тем, что происходит вокруг машины. .
Немецкий солдат осматривает подбитый в бою российский Т-34. Т-34 были сверхмощными на момент своего дебюта, но немецкие бомбардировщики и артиллерия всегда представляли для них угрозу, а более поздние немецкие танки, такие как «Тигр», могли уничтожить Т-34.
(Bundesarchiv Bild)
В конце концов Советскому Союзу удалось вытеснить немцев из России и вернуть их в Берлин. Этот успех был частично связан с тем, что Америка отправила так много оборудования на восток в рамках ленд-лиза, частично благодаря тому, что США, Великобритания и Канада открыли новый фронт во время вторжений в день «Д», а частично благодаря сладкоежке, который решил сделать оружие мирового класса вместо сладостей.
Признайтесь: вы бы посмотрели продолжение Вилли Вонки в таком виде.
(Часть информации в этой статье взята из второго эпизода Age of Tanks на Netflix. Если у вас есть подписка, вы можете посмотреть эпизод здесь.)
Михаил Кошкин
Танк Т-34 был разработан в конструкторском бюро завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. Малышева) под руководством Михаила Кошкина. Кошкин прожил недолго, успев построить всего один танк, которому отдал все свои силы и саму жизнь. Его могила не сохранилась, и имя никогда не гремело по миру. Несмотря на известное имя конструктора, при котором были заложены основы Т-34, о его жизненном пути и даже об истории создания этой легендарной машины известно немного. Исключительно нетребователен в быту, по отношению к собственным потребностям, в работе был напорист, принципиален и требователен. Не терпел разгильдяйства, небрежности. Он был одержимым человеком. Он ничего не делал вполсилы, вполсилы.
Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. У семьи было немного земли, и отец Михаила, Илья Кошкин, занимался промыслами. Мише не было семи, когда его отец умер в 1905 году, напрягшись на лесозаготовках. Мать осталась с тремя малолетними детьми на руках, и Михаилу пришлось помогать ей зарабатывать на кусок хлеба.
«Сладкая жизнь» закончилась с началом Великой войны, перешедшей в Гражданскую. В начале 1917 года был призван в Российскую императорскую армию, воевал в составе 58-го стрелкового полка на Западном фронте. К красным перешел бывший рядовой 58-го стрелкового полка; воевал в Красной Армии под Царицыном, под Архангельском, воевал с армией Врангеля.
Из смелого, предприимчивого и решительного борца сделали политработника. После нескольких ранений и заражения сыпным тифом его отправили в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. Кошкин считался перспективным менеджером. В 1924 года выпускнику университета Кошкину было поручено руководство… кондитерской фабрикой в Вятке. Там он проработал до 1929 г. на различных должностях, женился.
До 1929 года в СССР танковой промышленности просто не существовало. Трофейные машины, доставшиеся в наследство от Белой Армии, небольшого собственного производства, отставали от лучших мировых образцов на века. В 1929 году правительство решает — ситуацию надо менять в корне. Без современных танков обеспечить безопасность страны невозможно. Михаил Кошкин, партийный работник, которому было уже за 30, был направлен в Ленинградский политехнический институт для обучения на автотракторном факультете.
В 1934 году окончил Ленинградский индустриальный институт (ныне — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). В 1934-1937 годах работал конструктором, заместителем главного конструктора Ленинградского завода опытного машиностроения №185. Участвовал в разработке прототипов Т-29 и первого отечественного гусеничного танка с противобортовой броней — среднего танка Т-46-5. За участие в создании нового танка Т-46-5 награжден орденом Красной Звезды.
Предвоенный период был временем обилия различных концепций танка. Создатели Т-34 смогли заглянуть в будущее и разработать вооружение, наиболее подходящее для ведения надвигающейся войны. Кошкин и его команда были единственными в преддверии ВОВ, кто смог угадать, каким будет поле боя, какие средства поражения будут опасны для танка, какие задачи предстоит решать танку. Они предвидели картину боя и понимали, каким должен быть танк перед тем или иным. На основе этого видения, которое непременно сопровождалось расчетами и оценками, и создавался Т-34.
Достаточно быстро с должности рядового конструктора он дошел до заместителя начальника КБ. 28 декабря 1936 года он был назначен начальником танкового КБ № 190 Харьковского паровозостроительного завода № 183. Назначение Кошкина на этот пост произошло при довольно трагических обстоятельствах — бывший начальник КБ Афанасий Фирсов и ряд других конструкторов попали под саботаж после того, как танки БТ-7, выпускаемые заводом, стали массово выходить из строя.
Фирсову удалось переложить вину на Кошкина, и тогда это обстоятельство стало бы поводом для очернения имени конструктора. Говорят, что Т-34 разрабатывал Фирсов, а не Кошкин, который был карьеристом и бездарем.
Из Москвы на Харьковский завод № 183 имени Коминтерна была направлена бригада выпускников Военной академии механизации и моторизации Красной Армии (ВАММ) численностью около сорока человек. На базе этой группы была создана отдельная группа, не подчиненная Кошкинскому КБ, с рядом харьковских инженеров, в том числе с А.А.Морозовым. Руководство этими КБ было возложено на адъюнкта (аналог аспиранта в гражданских вузах) ВАММ военного инженера III ранга Адольфа Яковлевича Дик. Евгений Анатольевич Кульчицкий был назначен консультантом КБ, а в дальнейшем — главным испытателем танков СССР, заместителем начальника бронетанкового научно-исследовательского бронетанкового полигона. Дополнительного места для прибывших не выделялось, а теснота, в которой располагался персонал, значительно усложняла работу.
Кошкину действительно пришлось нелегко. Кадровый состав КБ был слаб, и приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее под руководством Кошкина танк БТ-7, оснащенный новым двигателем, был модернизирован.
Самостоятельный проект Кошкина оказался не слишком удачным — созданный под его руководством танк БТ-9 был забракован в 1937 году из-за конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. Москвичам не удалось выполнить задание в установленный срок. Они усмотрели в этом злой умысел и вредительство, новообразованное КБ было расформировано, а его руководитель, получив такое же обвинение во вредительстве, как и Фирсов, также оказался в тюрьме.
Осенью 1937 года Управление бронетанкового управления Красной Армии выдало Харьковскому заводу задание на разработку нового колесно-гусеничного танка. И тут снова всплыл заговор: на заводе, кроме Кошкина, в этот момент работал Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов после запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме. Правда, Адольф Яковлевич пережил и Фирсова, и Кошкина, дожив до 1978.
Уровень военно-инженерной подготовки А.Я.Дика проявлялся во всех местах, где ему довелось работать — и в лагерных ремонтных мастерских, и в поселении в Сибири, на котельном заводе в Бийске, где он находился после службы его предложение. Есть даже воспоминания о его участии в разработке отечественных компьютеров.
После ареста Дикса на начальника КБ Кошкина легла дополнительная ответственность. Конструкторское бюро было реорганизовано и вновь стало единым; М.И. Кошкин. Он понимал, что никто не простит его ошибок. Коллектив под руководством М.И.Кошкина разработал проект чисто гусеничной машины. А вот колесно-гусеничная конструкция А-20 не подходила. По его мнению, погоня за колесными машинами, прекрасно показывающими себя на шоссе, в условиях реальной войны не оправдана. Те же быстроходные БТ-7, которые прекрасно летали по оврагам, но обладали лишь противопульным бронированием, немцы язвительно называли «скоростными самоварами».
Кошкин возглавил работы по совершенствованию легкого колесно-гусеничного танка А-20 (БТ-20) и гусеничного танка А-32 (Т-32). Наряду с Кошкиным работали его единомышленники, которые впоследствии продолжили его дело — Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.
В феврале 1939 года харьковчане Кошкин и Морозов были приглашены на заседание Комитета обороны, где должна была решиться судьба будущего харьковского танка. На совещании Кошкину было предоставлено слово для доклада о реализации проекта А-20. Но, несмотря на энергичные возражения председателя — заместителя наркома обороны Г.И. Кулик, свой доклад он начал с представления проекта чисто гусеничного А-32. На Высшем военном совете в Москве, где были представлены проекты как колесно-гусеничного А-20, так и гусеничного А-32, военные явно не в восторге от инициативы конструкторов.
Но в самый разгар спора вмешался Сталин. Сталин, выделяя каждый слог, тихо сказал: «Думаю, товарищу Кошкину и его конструкторам мы дадим свободу действий. Пусть поэкспериментируют на двух машинах. Сравнительные испытания покажут, кто прав». Идеи Кошкина получили право на жизнь. Конструктор торопился, подгоняя других. Увидел — большая война уже на пороге, танк нужен как можно быстрее. Первые образцы танков были готовы и поступили на испытания осенью 1939, когда уже началась Вторая мировая война. Специалисты признали, что и А-20, и А-32 являются лучшими из всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колесах, но уступил А-32 по проходимости; к тому же возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение. А 19 декабря на заседании Комитета Обороны было принято Постановление № 443, которым предписывалось принять танк А-32 (гусеничный) на вооружение Красной Армии и присвоить этому танку наименование Т-34.
Образцы прошли испытания в реальных условиях – во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. И здесь гусеничная версия Кошкина явно лидировала. С учетом замечаний танк доработали — увеличили броню до 45 мм, поставили 76-мм пушку. В результате работы конструктора и его ближайших помощников Александра Морозова и Николая Кучеренко появился танк Т-34 по совершенствованию конструкции гусеничного танка А-32.
В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По результатам их испытаний, 19 декабря1939 г. Комитет Обороны СНК СССР принял решение присвоить прототипу А-32 наименование Т-34, принять его на вооружение с условием доработки.
Окружающие были поражены фанатизмом Кошкина — у него дома жена и дочери, а он думает только о танке. А конструктор, который боролся за каждый день, за каждый час, сам того не зная, уже воевал с фашистами. Не прояви это, упрямство, усердие, самоотверженность, кто знает, как бы повернулась судьба Родины? Войсковые испытания танка начались 19 февраля.40. Но для того, чтобы танк был запущен в серийное производство, опытные образцы должны пройти определенное количество километров.
Михаил Кошкин принял решение — эти километры Т-34 наберет, доехав из Харькова в Москву своим ходом. В истории отечественного танкостроения этот пробег стал легендой. Накануне Кошкин сильно простудился, а танк — не лучшее место для больного, особенно в зимних условиях. Но отговорить его было невозможно — на столицу шли два танка с переулками и лесом. Военные сказали: не доедут, сломаются, и гордому Кошкину придется везти свое детище по железной дороге. 17 марта 1940, оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву, и предстали перед глазами высшего советского руководства в Кремле. Обрадованный Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых войск».
По результатам показа танки были рекомендованы к немедленному серийному производству. Однако для серийного производства опытным образцам Т-34 не хватает еще 3000 километров. И больной конструктор снова забирается в машину, ведя колонну, идущую в Харьков. 19 апреля40, когда опытные танки вернулись на завод, одна из машин перевернулась в воду. Холодный конструктор помог вытащить танк, после чего был госпитализирован с воспалением легких в Харькове, продолжая при этом вести доработку Т-34.
Пневмония — это бактериальная, вирусная или грибковая инфекция одной или обеих сторон легких, которая вызывает наполнение воздушных мешочков или альвеол легких жидкостью или гноем. Симптомы могут быть легкими или тяжелыми и могут включать кашель с мокротой, лихорадку, озноб и затрудненное дыхание. На серьезность пневмонии влияют многие факторы, такие как тип микроба, вызывающего легочную инфекцию, возраст и общее состояние здоровья. Пневмония, как правило, более серьезна для детей в возрасте до пяти лет, взрослых старше 65 лет, людей с определенными заболеваниями, такими как сердечная недостаточность, диабет или ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких), или людей со слабой иммунной системой.
В конце 1800-х и начале 1900-х годов пневмония была основной причиной смерти от инфекционных заболеваний и третьей по значимости причиной смерти в целом. Уильям Ослер назвал пневмонию Капитаном Людей Смерти. В 1892 году Ослер классно написал о пневмонии: «Это самокупирующаяся болезнь, на течение которой никак не влияет медицина». В 1930-х годах был представлен первый антибактериальный агент — сульфапиридин. Сульфапиридин приобрел широкую известность, когда его использовали для лечения бактериальной пневмонии Уинстона Черчилля в 1919 году. 42.
В 21 веке больных пневмонией обычно лечат дома пероральными антибиотиками. Инфекцию Chlamydia pneumoniae обычно лечат антибиотиками, хотя легкая форма заболевания обычно проходит сама по себе. Заболевание лечат в каждом конкретном случае, используя макролиды (азитромицин) в качестве терапии первой линии. Антибиотики тетрациклинового ряда (тетрациклин и доксициклин) также используются для лечения инфекций дыхательных путей, вызванных C. pneumoniae. Большинство людей быстро реагируют на лечение. Благодаря успеху пневмококковой конъюгированной вакцины пневмококковых инфекций, устойчивых к антибиотикам, стало намного меньше. До открытия антибиотиков треть всех людей, у которых развилась пневмония, впоследствии умирали от инфекции.
Процедуре пневмонэктомии (удалению легкого) уже несколько десятилетий. Пневмонэктомия была в первую очередь для больных раком легких. Туберкулез (ТБ) представляет собой бактериальную инфекцию легких. В тяжелых случаях может потребоваться операция по удалению пораженных тканей легкого. В серьезных случаях врожденной долевой эмфиземы требовалась операция, обычно лобэктомия для удаления пораженной доли легкого. Естественное течение тяжелой пневмонии может привести к образованию эмпиемы и абсцесса, а также к некрозу легких и кистозной болезни, которые могут сдавливать нормальную паренхиму.
В более тяжелых случаях эти осложнения не исчезнут без хирургического вмешательства. Некротизирующая пневмония (НП) встречается редко и имеет очень плохой исход у взрослых. Устоявшихся показаний к хирургическому лечению острой некротизирующей пневмонии нет.
Несмотря на операцию по удалению пораженного легкого, спасти его не удалось. Кошкин умер в возрасте 41 года 26 сентября 1940 года в заводском санатории под Харьковом.
Михаил Кошкин был посмертно награжден Государственной премией СССР в 1942 году и орденом Красной Звезды. Михаил Кошкин, Александр Морозов и Николай Кучеренко были удостоены Сталинской премии I степени в 1942 году за создание среднего танка нового типа.