Тяжелый танк ИС-3М (Объект 703М)

Интересные факты
ПроизводствоРазработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях.
НазваниеАббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин»
Вооружение
Орудие122-мм Д-25Т обр. нарезная / 28 снарядов
ПрицелТелескопический шарнирный ТШ-17 панорама Герца боковой уровень
Пулемёты №112,7-мм ДШКМ
Пулемёты №27,62-мм ДТМ
Бронирование
Тип брониСтальная литая и катаная
Лоб корпуса110 мм
Борт корпуса90 мм
Корма корпуса60 мм
Днище16 мм
Крыша корпуса20 мм
Лоб башни250 мм
Дополнительно
Экипаж4 человека
Боевая масса49 т

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 10 июня 1949 г. на Челябинском Кировском заводе были разработаны и проведены мероприятия по улучшению конструкции на двух танках ИС-3 —  так родился ИС-3М. 

Проведены заводские и войсковые испытания. Постановлением СМ СССР от 12 декабря 1950 г. были определены сроки и исполнители проведения работ на всех ранее выпущенных танках ИС-3, к разработке мероприятий привлекалось и конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода. Работы по модернизации были проведены в 1952-1953 гг. на ЛКЗ и ЧКЗ. Усовершенствовано 754 танка на ЛКЗ и 314 — на ЧКЗ. С вооружения МО РФ танк был снят в 1997г.

В результате проведенных мероприятий: усилена жесткость корпуса, установлены новый дизель В-54К-ИС, более совершенный воздухоочиститель, радиостанция Р-113 и зенитная установка с пулеметом ДШКМ. На танке установили ночной прибор механика-водителя, смотровой прибор командира, подогреватель двигателя, систему командирского целеуказания.

В первую очередь была усилена жесткость днища корпуса накладными бронелистами, в кормовой части установлены дополнительные косынки и планки.

Вооружение танка ИС-3М 122-мм нарезная пушка Д-25Т, со спаренным с ней 7,б2-мм пулеметом ДТМ, в зенитной установке 12,7-мм пулемет ДШКМ. При стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета применялся телескопический шарнирный прицел ТШ-17. Коллиматорный прицел К10-Т — при стрельбе из пулемета ДШКМ. На командирском люке установили смотровой прибор ТПК-1, у механика-водителя – ночной ИК-прибор ТВН-2.

В боекомплект пушки входили выстрелы с бронебойно-трассирующими остроголовыми и тупоголовыми снарядами и осколочно-фугасными снарядами раздельно-гильзового заряжания. Максимальная дальность стрельбы — 15 000 м. Скорострельность из пушки не превышала 3 выстр./мин.

На усовершенствованные танки устанавливали дизели В-54К-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.) вместо дизеля В-11-ИС-3. В зимнее время использовался подогреватель с низконапорной испарительной камерой сгорания (НИКС-1) для обеспечения пуска двигателя при низких температура.

Предусмотрена установка двух дополнительных бочек с топливом для увеличения запаса хода до 450 км.

На верхнем кормовом листе корпуса танка крепились две дымовые шашки с дистанционным управлением для постановки дымовых завес.

Трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование по сравнению с танком ИС-3 получили лишь незначительные изменения.

Первое и единственное боевое применение танков ИС-3М Советской Армией было в ходе событий 1956 года в Венгрии.

Около 100 машин ИС-3М были переданы армии Египта, которые вступили в бой в июне 1967 года, во время «шестидневной войны» с Израилем. При отступлении танки, брошенные египетскими танкистами, достались Израилю. В войне 1973 года, часть этих ИСов была использована в качестве долговременных огневых точек на израильской стороне. ИС-3М еще долгое время несли службу в армии Израиля в качестве тяжелых тягачей и дотов.

В 70-80-е годы тяжелые танки ИС-3М в Советском Союзе использовались в качестве учебных машин, а часть их поступила на вооружение укрепленных районов на границе с Китаем.

Тяжелый танк ИС-3М экспонируется в 1 павильоне Технического центра парка «Патриот».

история легендарного танка в честь Сталина

31 октября 1943 года на вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-2. Боевая машина, названная в честь Иосифа Сталина, стала самым мощным советским танком времен Великой Отечественной войны. Создателем легендарной машины стал Жозеф Котин.

«Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) санкционировало старт программы создания нового тяжёлого танка», — рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.

К тому времени на вооружении Красной армии стоял тяжелый танк КВ-1. Однако, он не устраивал военных, так как имел большой вес, плохую проходимость и слабое для своего класса вооружение.

Зимой 1942-1943 годов Красная армия окружила сталинградскую группировку немцев. Противник закрепился на рубежах Сталинградского обвода – линии обороны, которая была построена для обороны города Красной армией. Она была укреплена ДОТами, ДЗОТами и бронеколпаками, с которыми без артиллерийской поддержки пехота справиться не могла. Это стало одним из поводов для ускорения разработки самоходного орудия на базе танка КВ-1, а также заставило конструкторов ИС-2 увеличить калибр будущей машины.

«Ещё одним важным аргументом стал захват и транспортировка на учебный полигон нового немецкого танка «Тигр». После обстрела танка всеми видами артиллерии, стало ясно, что в Красной армии нет орудия, способного бороться с новыми тяжёлыми танками на равных», — добавил сотрудник Музея Победы.

В сентябре 1943 года конструктор Фёдор Петров приступил к усовершенствованию тяжёлой пушки А-19, чтобы ее можно было установить на танк. Орудие получило название Д-25Т. В октябре 1943 года начались испытания объекта 240 – танка ИС-1 с орудием Д-25Т на полигоне в Чебаркуле. По результатам испытаний танк был принят на вооружение Красной армии под индексом ИС-2.

Уже в декабре 1943 года 35 танков ИС-2 были готовы. Их сразу направили в войска.

Первые же танковые бои с использованием ИС-2 ошеломили всех. Красная армия отмечала отличную огневую мощь, великолепную проходимость и возможность уничтожать немецкие «Тигры» и «Пантеры» на солидных дистанциях. Немцы же поняли, что с появлением ИС-2 закончилась их танковая гегемония на поле боя и в сражениях с новыми русскими танками их ждут большие безвозвратные потери.

ИС-2 шли на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва и гвардейских танковых бригад. В бою ИС-2 показывал себя лучше немецких оппонентов, неоднократно доказывая в бою своё превосходство.

Первое применение ИС-2 пришлось на весеннюю кампанию 1944 года на южном фланге советско-германского фронта.

«Немцы, бегущие под ударами Красной армии, на своей шкуре прочувствовали боевые качества нового тяжёлого танка», — заявил историк.

Немаловажным фактором была и ремонтопригодность нового танка. Как и Т-34, ИС-2 был прост в эксплуатации. К примеру, ремонтники 88-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка за шесть дней в январе 1945 года восстановили 15 танков.

Тяжёлый танк ИС-2 также был использован как база для тяжёлых самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 и ИСУ-152.

«Начиная с 1944 года тяжёлые танки ИС-2 стали веским аргументом советского командования. Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки прорыва были остриём главного удара Красной армии. ИС-2 прорывали вражескую оборону, уничтожали немецкий зверинец тяжёлой техники, в городских боях действовали в составе штурмовых групп», — рассказал Горбунов.

Всего за годы войны было выпущено 3385 танков ИС-2. Эта боевая машина заслуженно считается одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.

Увидеть ИС-2 можно на открытой площадке боевой техники Музея Победы.

#сб

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Немецкие штурмовые орудия времен Второй мировой войны

Марко Пантелич / 29 апреля 2023 г.

Немецкий рейх (1943-1945) Самоходная штурмовая артиллерийская установка – 123 захвачено и 55 построено после перемирия Regno d’Italia (англ. : Kingdom…

Подробнее

  • Французские прототипы времен холодной войны

Мариса Белхоте / 26 апреля 2023 г.

Франция (1947-1952) Легкий танк – построен 1 прототип Вторая мировая война поставила танковую промышленность Франции в неопределенное состояние….

Подробнее

  • Немецкая импровизированная техника времен Второй мировой войны

Марко Пантелич / 24 апреля 2023 г.

Германский рейх (1945 г.) Импровизированная самоходная противотанковая пушка – построена как минимум одна машина В последние месяцы войны…

Подробнее

  • Тяжелые танки США времен Второй мировой войны

Уильям Уайнахт / 22 апреля 2023 г.

Соединенные Штаты Америки (1940-1944) Тяжёлый танк – построено 40 Нажмите здесь, чтобы принять участие! Первая попытка Соединенных Штатов…

Подробнее

  • Прототипы времен холодной войны США

Эндрю Хиллс / 19 апреля 2023 г.

Соединенные Штаты Америки (1987-1991 гг.) Ракетный истребитель танков — построено 5 Ракета AGM-114 «Hellfire» разработана в США…

Подробнее

  • Прототипы советских САУ времен Второй мировой войны

Павел Алексей / 17 апреля 2023 г.

Советский Союз (1940-1941 гг.) Тяжелая самоходная артиллерийская установка – построены только компоненты Даже после того, как КВ-2 поступил на вооружение советской армии,…

Подробнее


Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров.

Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для бронетехники: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом.

От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

⚠ Об иллюстрациях на сайте: Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования

, в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.

Показ (уже десять лет!)

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Подпишитесь на нас в Twitter

Твиты от tanksenc Follow @tanksenc

Танковый архив

Канадские валентинки

Британское военное министерство не питало иллюзий по поводу развития ситуации в Европе даже в 1938 году. Политика умиротворения была принята, чтобы отсрочить неизбежный крупный конфликт, к которому военные королевства не были готовы. Летом 1939 года ситуация продолжала обостряться, но англичане все еще не были готовы к полномасштабной войне. Крейсерские танки поступили на вооружение только в 1939 году, а пехотные танки, за исключением Infantry Tank Mk.I, даже не производились. Тем временем наблюдатели из-за Атлантического океана внимательно следили за ситуацией в Европе. В США началось производство Medium Tank M2 и испытания Light Tank M2A4. Они знали, что если в Европе начнется война, то они рано или поздно будут в нее втянуты.

Подобные настроения не были редкостью в Канаде, но вряд ли велась подготовка к войне. В отличие от США или Великобритании, в Канаде не было традиций танкостроения. Канадские бронетанковые батальоны, созданные во время Первой мировой войны, прибыли слишком поздно, чтобы принять участие в боевых действиях. Канадская армия не была механизирована в межвоенный период и почти не имела собственных танков в начале Второй мировой войны. Тем не менее, после падения Польши в 1919 г. было предложено вновь создать канадские танковые войска.39. На столе стояла механизация кавалерийских частей, как Постоянного, так и Непостоянного Активного ополчения. Быстро стало ясно, что без налаживания отечественного танкового производства невозможно вооружить танковые войска. 219 устаревших легких танков M1917, которые были закуплены в США по цене металлолома, но они использовались для обучения и не более того.

Столкнувшись с нехваткой бронетехники всех типов, Канада закупила изношенные и морально устаревшие M1917 легких танков из США по цене металлолома. Эти танки стоили чуть больше металлолома.

Подробнее »

Первый КВ-1С

 «Начальнику ГБТУ БТУ генерал-майору танковых войск тов. Коробкову

Докладываю, что Кировский завод представляет на испытания два танка КВ-1С.

Первый танк: №10279

  1. Двигатель: В -2КФ № А-1401 650 л.с. при 2100 об/мин
  2. Система охлаждения:
    1. Водяные радиаторы, предназначенные для танка КВ-3
    2. Радиатор масляный от самолета РЗТ
  3. Коробка передач: 8-ступенчатая с демультипликатором, чертеж 21гр
  4. Главный фрикцион: четырехдисковый, чертеж 110гр
  5. Вентилятор со штампованными лопатками и фрезерованным диффузором, чертеж 902гр
  6. Чертеж поворотных ворот 119гр и управление чертеж шатунов 117гр

Второй бак: #10334

  1. Двигатель: В-2КФ #4МЛ-1669 650 л.с. при 2100 об/мин
  2. Система охлаждения:
    1. Водяные радиаторы: производство с дополнительными радиаторами — чертеж 903гр.сб.8
    2. Производство масляный радиатор с доп.радиатором, чертеж 902гр. Воздухозаборник с дефлекторами.
  3. Коробка передач: 8-ступенчатая с демультипликатором, черт. 212гр
  4. Главный фрикцион: четырехдисковый, черт. 210гр.
  5. Чертеж главной передачи 15гр (обычная ведущая звездочка с 16 зубья)

К 21 апреля 1942 года начались испытания танка №10334. Проехал за 99 км по трассе. Отрезаны соединительные конусы тяг управления 2-й, 3-й и 4-й передачами.

Танк №10279 сегодня (22 апреля) вышел в первый заход, но не был принят на испытания, так как воздухозаборники на нем по-прежнему деревянные.

Автомобили не готовы к проверке системы охлаждения.

Старший помощник начальника 5-го отдела БТУ, военинженер 2-го класса [Подпись] »


ЦАМД РФ Ф.38 Оп.11355 Д.870 стр.170

Бронепробиваемость 45 мм APCR

 «Председателю Государственного Комитета Обороны товарищу Сталину И.В.

Представляем основные результаты полигонных испытаний 45-мм подкалиберного бронебойного выстрела конструкции военинженера 1-го разряда тов. Бурмистрова. наилучшие результаты показывает твердый вольфрамовый сплав.Этот выстрел удовлетворяет требованию пробития не менее 60 мм брони с коэффициентом сопротивления не менее 2400 под углом 30 градусов на дальности 300-500 метров. Они значительно повышают мощность снаряда. 45-мм модель 1932/37 противотанковая пушка.

Подробнее »

Малыш ИС-3

Вторая мировая война стала катализатором создания множества бронетехники, в том числе тяжелых танков. Эти машины были довольно редки в начале войны, но в 1941-42 годах ситуация коренным образом изменилась. Красная Армия больше всех инвестировала в тяжелые танки. Поначалу советские тяжелые танки шли по классическому пути увеличения веса, в результате чего КВ-1 становился перегруженным. Потребность в мобильности привела к появлению КВ-13 и КВ-1С. Результатом этой новой ветви развития стал танк ИС-1 (ИС-85), который вскоре был заменен на ИС-2 (ИС-122). Танк сочетал в себе мощное вооружение с достаточной подвижностью и высоким уровнем защиты. Тем не менее работы по модернизации ИС-2 начались весной 1944.

Кировец-1 на НИБТ Полигоне, декабрь 1944 г.

Подробнее »

9 0127 Незапланированная рабочая лошадка Вермахта

Как Pz.Kpfw.IV стал самым массовым и долгоживущим танком Германии.

В мировом танкостроении немало случаев, когда не все шло по плану. Даже легендарный Т-34 должен был уйти со сцены в 1941 году в пользу Т-34М. Только начало войны спасло его от замены. То же самое произошло и с Medium Tank M4. Его должны были заменить в 1943, но замены оказались неудачными. Так было с каждым долго служившим танком, и немцы не стали исключением.

Pz.Kpfw.IV Ausf.C был самым распространенным немецким средним танком в начале войны.

Подробнее »

Вторая скрипка

Несмотря на то, что немецкий танк Pz.Kpfw.IV изначально создавался как машина поддержки (Begleitwagen) и по многим параметрам уступал своему аналогу Pz.Kpfw. III, он по-прежнему оставался самым тяжелым танком в немецком арсенале и навесным орудие самого большого калибра. Проблемы с производством Pz.Kpfw.III также сделали его самым массовым немецким средним танком в начале Второй мировой войны. Несмотря на свое «второстепенное» обозначение, Pz.Kpfw.IV не ускользнул от внимания англичан. Агенты разведки и танкисты одинаково стремились раскрыть его секреты.

Встреча в Африке

Как и в случае с Pz.Kpfw.III, англичане знали о Pz.Kpfw.IV только из слухов. Подтвержденной информации было немного, но одно из немногих, что было известно точно, заключалось в том, что танк был тяжелее Pz.Kpfw.III. В сводках разведки он назывался средним танком, тогда как Pz.Kpfw.III именовался «средне-легким танком». Естественно, англичане столкнулись с Pz.Kpfw.IV во Франции в 1940 году, но получить образец для изучения не удалось из-за быстрого разгрома британского экспедиционного корпуса. Хотя точных данных о бронировании и вооружении танка не было, опознавательный плакат все же был составлен и роздан 16 декабря 19 г. 40.

Рисунок Pz.Kpfw.IV Ausf.C, составленный по данным разведки, с указанием отличительных особенностей машины. Дефлектор антенны, неподвижная маска орудия, пистолетный порт в цельной лобовой плите и смотровая щель водителя были среди особенностей, уникальных для этого варианта танка.

Подробнее »

Тяжелые трофеи из Ленинграда

Есть много бронетехники, которая оказала влияние на танкостроение во всем мире. В этот список входят немецкие машины, особенно танк «Тигр». На момент своего появления это был самый защищенный и тяжеловооруженный танк в своей весовой категории. Хотя эффективность экипажей Тигра часто преувеличивается, это действительно был очень опасный противник, особенно с 1943 до весны 1944 года. Танки во всем мире эволюционировали, чтобы бороться с Тиграми.

Tiger 121 до нанесения зимнего камуфляжа.

Около 9:30 18 января 1943 года на восточной окраине Рабочего поселка №1 встретились Волховский и Ленинградский фронты. Это было первое прорыв блокады Ленинграда. В этот же день произошло еще одно важное событие: в районе рабочего поселка № 5 были захвачены танки «Тигр». Два образца были доставлены на НИБТ Полигон в Кубинке. Их изучение показало, что советская танковая программа требует срочных изменений. Сегодня мы поговорим о том, как были захвачены немецкие танки и каковы были первые впечатления об этих танках.

Подробнее »

Тяжелый без альтернатив

Часто можно встретить мозговые штурмы о том, как должны были развиваться отдельные машины или даже целые школы танкостроения. Большинство таких мозговых штурмов проводят люди, далекие от истории, но иногда в этом упражнении принимают участие даже отъявленные историки. Среди советских танков Т-28 — популярный персонаж альтернативной истории. Современному совершенствованию этого танка нет предела, но тот факт, что Т-28 был заменен на КВ-1, а не Т-34, часто игнорируется, как и то, что замена Т-28 по имени Т-29уже существовал.

Объект 237 принят на вооружение Красной Армии как ИС-85 (ИС-1).

Тяжелый танк ИС-85 был принят на вооружение Красной Армии 4 сентября 1943 года. Это был финал программы по созданию преемника КВ. Часто можно услышать утверждения, что если КВ оставить в производстве и модернизировать, то из него можно сделать тяжелый танк не хуже ИС-85. Вы можете смеяться, но эти заявления были сделаны не только альтернативными историками. Попытки сохранить КВ-85 предпринимались на самом высоком уровне еще в 1944. Тем не менее КВ пришлось уступить место на конвейере своему преемнику. Читайте дальше, чтобы узнать, почему так произошло и почему не было альтернативы танку ИС.

Подробнее »

Видео: Реален ли КВ-6?

КВ-6 «Бегемот» — один из самых печально известных поддельных танков, но есть ли в вымысле зерно правды? Я смотрю на историю танка КВ-6 в моем последнем видео.


Американские генералы при дворе короля Георга

Британцы к 1941 году оказались в невыгодном положении в Северной Африке. Пехотные танки «Матильда» и «Валентайн» были достаточно современными и часто уязвимыми только для 88-мм зенитных орудий, а вот крейсерские танки не уступали противнику. Даже Crusader, самая современная машина своего класса, была вооружена той же 2-фунтовой пушкой, что и его предшественники. Броня была немного толще, чем у последнего поколения, но все же противостояла только 3,7-см Pak с дальних дистанций. Эти танки не имели себе равных, когда немецкие танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV вышли на поле боя в 1919 году.41. Поскольку британские «тяжелые крейсера» все еще находились на ранних стадиях разработки, спасение пришло от американцев с их Medium Tank M3.

Привередливые гости

Британцы впервые попросили танки у американцев летом 1940 года, после того как во Франции была потеряна большая часть британских танковых войск.