Ефрейтор

В рядах вооруженных сил существует определенное количество званий, но есть особенное звание ефрейтор , которое вызывает неоднозначные отклики у военнослужащих. Часто его недолюбливают, но стоит разобраться по какой причине к нему такое отношение.

История возникновения звания

Звание ефрейтор известно еще с 16 века, когда его впервые стали присваивать военнослужащим некоторых европейских стран. Давали его опытным и надежным солдатам, которым можно было доверить какое-то поручение. Ефрейторам доверяли присматривать за новобранцами, конвоировать арестантов и временно руководить солдатами, вместо отсутствующих сержантов.

Если переводить с немецкого языка, « ефрейтор », означает «освобожденный». В данном случае солдат освобождался от некоторых обязанностей, возложенных на рядовой состав , таких как отправка в наряд. Если носитель звания хорошо проявлял себя в службе, у него появлялся шанс продвинуться в ней и стать сержантом.

Звание ефрейтора в армии России появилось во времена Петра I. Он был любителем всего немецкого, поэтому оно стало значиться среди прочих чинов русской армии. Именно в войсках Петра I, известных как потешные, появились первые ефрейторы. По статусу военнослужащий был ниже капрала, но при этом выше рядового солдата. Капрал в царской армии приравнивался к современному сержанту. В дальнейшем оно будет отменено и вернется только при Павле I в 18 веке в 1798 году. В царской армии его носили не солдаты, проявившие себя в бою, а военные специалисты. Такому специалисту как телеграфист, могли присвоить это звание.

После революции звание ефрейтор было упразднено, как пережиток царизма. Про него забыли на некоторое время. Вновь оно было введено только в 1924 году. Во время отечественной войны с 1940 года, звание могли получить только проходящие военные курсы военнослужащие. В 1943 году именно солдатам в этом звании поручали руководить взводом вместо сержанта. Такие бойцы пользовались уважением среди сослуживцев и были обстреляны в бою.

В морском флоте ефрейтор приравнен к старшему матросу. В советское время к этому армейскому чину формировалось положительное отношение, благодаря художественным фильмам, выходившим на экраны.

В дальнейшем за ефрейтором закрепился статус выше рядового, но при этом ниже младшего сержанта. В настоящее время звание присваивается старослужащим рядовым, которые могут воспитывать новобранцев в соответствии с уставом. Они остаются теми же солдатами, но с большими полномочиями.

Часто чин ефрейтора присваивается медицинскому персоналу, т.к. они изначально обладают знаниями выше, чем у простых рядовых. Как правило, такое звание присваивается солдатам, которые являются старшими в своей должности, это может быть водитель, радист и другие должности.
В российской армии ефрейтора можно получить, проходя службу на следующих должностях:

  1. Стрелок (гранатометчик, снайпер , пулеметчик), командующий группой.
  2. Инструктор санитарной службы. Должность есть в основном в сухопутных войсках.
  3. Вожатый, работающий со служебными собаками, он должен быть старшим в отряде. Должность присутствует в пограничных войсках.
  4. Старший телефонист или радист. Такая должность имеется в войсках связи.
  5. Старший водитель или механик — водитель.
  6. Старший химик. Должность распространена в войсках химзащиты.
  7. Наводчик орудия. Должность присутствует в войсках артиллерии.
  8. Оператор — наводчик. Такая должность есть в танковых войсках.

Почему не любят это звание в армии

Ефрейтор это рядовой или сержант? Ни то и ни другое, это уже не простой рядовой , но в то же время еще и не сержант . Как известно в рядах вооруженных сил советской армии к этому званию было неоднозначное отношение. Такое же отношение существует до сих пор в рядах вооруженных сил РФ. Известны пословицы и поговорки на этот счет. Общий смысл их, сводится к тому, что лучше носить чистые погоны , чем быть ефрейтором.

По какой причине такое отношение к этому армейскому чину, можно выделить сразу несколько:

  • На имеющего это звание солдата, возлагаются дополнительные обязанности, без каких-либо особых привилегий. С него уже спрашивают больше, но никаких особых поощрений за это обычно не бывает.
  • Это чин имел Адольф Гитлер, он принимал участие в первой мировой войне в этом звании. По этой причине в советской армии не любили ефрейторов.
  • Выделение или поощрение кого-либо из общей массы солдат не всегда положительно сказывается на солдате, получившем это звание. Имеет место банальная зависть среди солдатского коллектива. Считается, что оно присваивается любимчикам командира.
  • Во время первой Мировой войны солдат, имеющих звание ефрейтор ставили в первую шеренгу. Поэтому чаще всего именно они умирали первыми. Поэтому никакой родитель не хотел, чтобы сын носил это звание. Исходя из этого родилась всем известная поговорка о сыне — ефрейторе.
  • Ефрейтор – это тот же солдат, но старший по званию. Подчиняться ему, мало кто хочет, отсюда и отношение к нему не совсем позитивное.

Для получения звания ефрейтор не обязательно занимать должность, согласно штатному списку в части, это звание присваивается рядовому, как поощрение и его может получить любой солдат, который чем-то его заслужил. Для получения звания нужно проявить себя в строевой подготовке или показать рвение к службе, за что может быть присвоено такое звание.

Но иногда ефрейтора присваивают командиры тем, к кому они особенно хорошо относятся. В армии, как известно, не любят выскочек, отсюда исходит неприязнь к этому виду поощрения. Иногда солдат, получивший это звание, без особого удовольствия прикрепляет к погонам знаки отличия, чтобы не выделяться среди остальных. Но во время проверок все знаки отличия должны быть на погонах в соответствии со званием.

Погоны и знаки отличия

Погоны солдата, который имеет это звание, отличаются тем, что на них присутствует знак отличия. Ефрейтор погоны носит с одной лычкой, у младшего сержанта таких лычек две. При получении звания, существует необходимость правильно закрепить лычку на погонах.

Сейчас погоны на полевой форме уже не пришиваются. Погоны и фальшпогоны уже присутствуют на форме солдата, необходимо только правильно расположить знак отличия на погоне.

Лычки представляют собой полоски серого или защитного цвета. На парадной форме должны присутствовать лычки золотистого цвета, они должны быть расположены таким образом, чтобы их угол находился вверху. Лычка ефрейтора имеет ширину 5 мм. Расстояние лычек от края погона ефрейтора, должно быть 45 миллиметров.

Располагать лычку на погоне необходимо следующим образом:

  1. Возьмите погон и лычку соответствующего размера. Наметьте место расположения лычки.
  2. Разогните ножки лычки, и посмотрите куда они будут направлены.
  3. Карандашом сделайте отметку, где будет располагаться лычка.
  4. При помощи шила аккуратно проделайте отверстие в месте погона.
  5. Вставьте разогнутые ножки лычки в подготовленное отверстие и загните.
  6. Убедитесь в надежности закрепления лычки на поверхности погона.

Какое бы отношение не было к этому воинскому званию, можно сделать вывод, что этот знак отличия дается солдатам, которые отличаются ответственностью и хорошо проявили себя в службе. Как относиться к этому званию зависит как от самого солдата, так и от руководства части, а негативную окраску ему придают любители солдатского юмора, который зачастую не имеет отношения к действительности.

Воин с одной лычкой: почему в Советской армии не любили ефрейторов

Русская семерка

Отношение к этому «промежуточному» званию младшего командного состава в советской армии было противоречивым – от пренебрежительного до уважительного. В первые годы «реабилитации» ефрейторов, выпавшие на Великую Отечественную войну, единственную лычку на погоны вешали не за прихлебательство перед вышестоящим командованием, а за конкретные заслуги.

© Русская семерка

Возвращение «сопли»

Видео дня

До 1940 года «старорежимные» воинские звания в рабоче-крестьянской Красной Армии находились в опале. Прямо перед войной этот вопрос пересмотрели, и ефрейторы вновь появились в советских войсках. Когда в 1943 году в форме одежды личного состава РККА свое законное место заняли погоны, на них появились и ефрейторские лычки («сопли», как их называли в войсках) – по одной желтой поперечной полоске на погон.

В Великую Отечественную ефрейтор – это, прежде всего, опытный боец, заслуживший право в случае форсмажора командовать отделением или даже взводом вместо сержантов – военнослужащий, имевший реальный авторитет среди солдат и обстрелянный в сражениях (что было немаловажно в условиях войны). В последней режиссерской работе знаменитого советского кинематографиста Леонида Быкова (1976 год) «Аты-баты, шли солдаты», в которой автор исполняет главную роль ефрейтора Святкина, эта особенность звания «ефрейтор» продемонстрирована особенно красноречиво.

Кем был советский ефрейтор

В советской армии ефрейтор мог занимать определенные воинские должности, только имея это звание – то есть, получить для этого соответствующий уровень подготовки. В боевой обстановке это должен быть командир, обеспечивающий нужную работу подразделения, оставшегося без низового (сержантского) командного состава. В советском морфлоте ефрейторам соответствовали старшие матросы. В пехоте это были старшие стрелки (пулеметчики, гранатометчики, в десанте, у мотострелков, морпехов, погранцов и у ВВ-шников — снайперы). Ефрейтор – помощник командира отделения, в случае боевой потери замещающий его. В советской армии звание «ефрейтор» всегда сопровождалось должностным прилагательным «старший» – водитель, вожатый служебных собак (для пограничников), радиотелефонист (для связистов), химик, огнеметчик (химвойска) и так далее. Ротный фельдшер или санинстуктор тоже должен был носить как минимум одну лычку – это были военнослужащие-срочники, имевшие за плечами гражданское медучилище или техникум.

Ирония по поводу «подвешенного» статуса

Ефрейтор – это уже не рядовой, но еще не младший сержант. «Лучше иметь дочь проститутку, чем сына ефрейтора» – это похабное присловье – ровесник «дедовщины», процесса внутреннего разложения советской армии, начавшегося с конца 50-х годов ХХ века, продолжавшегося вплоть до развала СССР и, к сожалению, унаследованного современной российской армией. Ефрейтором становились старослужащие, зарекомендовавшие себя, по мнению командования, с положительной стороны.

Если этот промежуточный этап (до присвоения звания «младший сержант») затягивался, то ефрейтор все чаще становился мишенью для шуток сослуживцев. В особенности, если «сопливый» не имел авторитета среди своих товарищей. А такое нередко случалось , поскольку многие солдаты в советской армии стремились выслужиться и получить заветную лычку любой ценой, в том числе, заискивая перед командованием части. Неприязнь в коллективе по отношению к ефрейтору часто провоцировала элементарная, часто подсознательная, зависть – «этот смог получить «соплю» на погоны, а я нет, чем я хуже?».

В общественном сознании пренебрежительное отношение к ефрейторам советской армии не культивировалось. Достаточно вспомнить популярный фильм «Семь невест ефрейтора Збруева» с Семеном Морозовым в главной роли. Там ефрейтор Костя Збруев оказывается на обложке журнала «Умелый воин», советские девушки без ума от него, засыпают письмами. Дембель Костя выбирает семь претенденток «на чистую дружбу» и едет выбирать. Не раз демобилизованный ефрейтор в своих «поисково-любовно-исследовательских» похождениях находит способ проявить армейскую смекалку и пытается неординарно, но достойно выти из сложной ситуации — он же советский ефрейтор!

Истории, Леонид Быков, Семен Морозов

Русская семерка: главные новости

  • Что Эдгар Кейси предсказал России и Китаю

  • Тайна последней жены Василия Сталина: почему ее считали агентом КГБ

  • По каким особым приметам жандармы ловили Ленина

Погоны и погоны — Почему полковника зовут «Кернал»?

Эполеты и погоны

До двадцатого века погоны и погоны были обычными приспособлениями для обозначения ранга. Эполеты, от старого французского слова epaule, обозначающего плечо, по-видимому, возникли как тканевые ремни, которые носили на плечах, чтобы удерживать плечевые пояса и ремни на месте. В другой истории они начинались как доспехи для защиты плеч. Ко времени нашей Войны за независимость эполеты, которые носили   британские и французские офицеры, превратились в сложные изделия из золота или серебра, которые начинались от воротника и заканчивались на плече тяжелой бахромой из золотой или серебряной проволоки. Некоторым они казались причудливыми щетками для волос. Они также были очень дорогими, так как были сделаны из золота или серебра, иногда из цельного металла, а иногда и с покрытием. Эполеты для сержантов и других рядовых были из более дешевых металлов или ткани. В нашей армии офицеры начали носить золотые или серебряные погоны в 1780 году во время Войны за независимость и продолжали носить их до 1872 года, в основном на парадной форме. Генерал армии носил эполеты до начала двадцатого века. Офицеры военно-морского флота также начали носить погоны во время Войны за независимость и не отказывались от них в пользу парадной формы до незадолго до Второй мировой войны. Офицеры морской пехоты носили погоны на специальной парадной форме до 19 лет.22.

Вышитые знаки различия обычно располагались на погонной лямке или возле «полумесяца» — закругленной части на конце плеча. Для некоторых званий, таких как майор или младший лейтенант, их размер был погоном или размер бахромы был основным признаком звания, поскольку эти офицеры не носили знаков различия.

Наряду с тем, что погоны были дорогими, они были довольно хорошими целями, поэтому в 1831 году армия перешла на погоны не только для парадной униформы. Военно-морской флот использовал ремни с 1830 года. Офицеры носили ремни через плечо в швах рукавов пальто. Обычно ремешки имели приподнятые края, вышитые золотом или серебром, с вышитыми между краями знаками различия. Офицеры ВМФ носили погоны до 189 г.9, когда они сменили свои нынешние погоны. Офицеры армии и морской пехоты носили ремни до первых нескольких лет этого века, когда они сменились на металлические булавочные знаки различия. Они начали носить металлические знаки различия незадолго до конца девятнадцатого века на своей новой униформе цвета хаки или оливкового цвета, но также носили ремни на некоторых формах. Армейские офицеры до сих пор носят погоны на своей синей форме. Многие также носят вышитые знаки различия.

Офицеры военно-морского флота начали носить полоски из золотых галунов на манжетах рукавов в 1852 году, но с другим узором, чем сегодня.