Кавказский Узел | Верования чеченцев

Кавказский Узел | Верования чеченцев

28 марта 2009, 23:56

По вероисповеданию чеченцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней православной Грузии, откуда начиная с 8 в. к ним стало проникать христианство. Наиболее оно укрепилось, видимо, в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов христианского культа). В то же время чеченцы продолжали сохранять и прежние языческие верования. Пантеон их божеств, возглавляемый «отцом богов» Дела, включал в себя громовержца Села, богиню Тушоли, бога загробного мира Эштра и т. д. Ислам стал распространяться среди чеченцев с 15-16 вв. проповедниками из соседнего Дагестана. Большую роль в исламизации чеченцев сыграл суфизм, укоренившийся первоначально в форме накшбандийской ветви. В ходе Кавказской войны чеченцы вели борьбу под знаменем ислама, присоединившись к имамату Шамиля. В 50-60-е гг. 19 в. среди них распространяется др. ветвь суфизма — кадирия (так называемый зикризм). Громкие радения (зикр) кадиритов, сопровождающиеся танцем по кругу, вызвали резкое недовольство и репрессивные меры со стороны Шамиля. Несмотря на это, зикризм утвердился во всей горной Чечне; орден накшбандия сохранил свои позиции в осн. среди равнинных чеченцев.

Гонения на религию в годы советской власти, насильственная депортация чеченцев в 1944 лишь способствовали укреплению среди них позиций ислама, ставшего одним из мощнейших факторов этнического самосохранения.

Влияние ислама в Чечне усилилось с возобновлением свободного отправления культа с конца 1980-х гг. Создано самостоятельное Духовное управление мусульман республики. Вовлечение ислама в политическую жизнь проявилось в создании в 1992 г. проправительственного Исламского центра (в качестве альтернативы оппозиционному муфтияту). Война 1994-1996 гг., в которой религиозные лозунги сыграли не последнюю роль, способствовала дальнейшему укреплению позиций ислама.

Как и все мусульмане, чеченцы отмечают главные исламские праздники ? Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Празднование мавлида растягивается иногда на месяц; мавлид устраивается также и по др. особо важным поводам.

Ислам в Чечне имеет неортодоксальную суфийскую специфику. Суфийские общины (вирды), переплетенные с клановой (тейповой) организацией, составляют одну из основ чеченского общества. Развито почитание святых мест, которыми зачастую являются могилы видных суфийских шейхов. В верованиях чеченцев до сих пор сохраняются следы доисламских представлений, которые переплетены с исламскими.

В последние годы в Чечне распространяются идеи ваххабизма.

Источники:

  • Религии народов современной России: словарь. — М., 1999.
  • Автор:

    Кавказский Узел

    Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

    Лента новостей

    НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

    24 мая 2023, 16:15

    • Военный из Северной Осетии осужден на три года за ранение сослуживца

      Мобилизованный Сагындык Карабалиев получил три года колонии за ранение подчиненного. Защита настаивала на смягчении наказания, указывая на готовность Карабалиева отправиться на военную операцию на Украине, но суд в Ростове-на-Дону составил приговор Владикавказского военного суда в силе.

    24 мая 2023, 15:30

    • Четыре жителя Астраханской области убиты на Украине

      Арстанбек Джауптиков, Исламбек Зналиев, Олег Юргель и Григорий Себекин погибли на Украине. С начала военной операции на Украине официально подтверждена гибель там как минимум 138 жителей Астраханской области.

    24 мая 2023, 14:46

    • Родители детей с ахондроплазией добились от властей Грузии финансирования лечения

      Власти Грузии включили ахондроплазию в список болезней, лечение которых оплачивает государство. Родители больных ахондроплазией детей, проводившие многодневную акцию протеста в Тбилиси, согласовали с Минздравом график поставок дорогостоящего препарата.

    24 мая 2023, 13:52

    • Журналисты скептически оценили шансы активиста стать мэром Махачкалы

      Активист движения «Город наш» Арсен Магомедов принял участие в конкурсе на должность мэра Махачкалы. У активиста немного шансов стать градоначальником, поскольку итоги выборов мэра обычно предрешены, указали дагестанские журналисты.

    24 мая 2023, 13:04

    • Защита потребовала допросить эксперта по делу Эдуарда Атаева

      Качество экспертизы гранаты, найденной при обыске у дагестанского активиста Эдуарда Атаева, вызвало вопросы у защиты. Заседание по уголовному делу прошло на фоне рассмотрения жалобы на ликвидацию реготделения «Парнаса», которым руководит Атаев.

    Темы дня

    • 24 мая 2023, 14:46

      Родители детей с ахондроплазией добились от властей Грузии финансирования лечения

    • 24 мая 2023, 13:04

      Защита потребовала допросить эксперта по делу Эдуарда Атаева

    • 23 мая 2023, 21:11

      Житель Степанакерта начал круглосуточную акцию протеста после заявления Пашиняна

    • 23 мая 2023, 17:53

      Суд в Грозном третий раз отказался удовлетворить жалобу жены Тепсуркаева

    • 22 мая 2023, 20:50

      Суд оставил в силе решение об аресте Павла Улибегова

    • 22 мая 2023, 19:00

      Волгоградец Никита Журавель арестован по делу о сожжении Корана

    События дня

    • 24 мая 2023, 16:15

      Военный из Северной Осетии осужден на три года за ранение сослуживца

    • 24 мая 2023, 12:16

      Ростовский инженер заподозрен в госизмене

    • 24 мая 2023, 12:03

      Житель Волгограда погиб в военной операции

    • 24 мая 2023, 10:03

      Подрядчик отделался штрафом за хищения при строительстве диспансера в Магасе

    • 24 мая 2023, 08:13

      Первый пункт отбора на контрактную службу открылся в Дагестане

    • 23 мая 2023, 17:07

      Житель Нальчика осужден на длительный срок за присягу лидеру «Имарат Кавказ»*

    • 23 мая 2023, 15:37

      Защита заявила о нарушении прав Рауфа Арашукова

    • 23 мая 2023, 14:54

      Два уроженца Северной Осетии убиты на Украине

    Новости

    • 24 мая 2023, 10:27

      Суд усмотрел фальсификации в деле жителя Чечни о наркотиках

    • 24 мая 2023, 01:44

      Неделя с 15 по 21 мая прошла без жертв вооруженного конфликта на Северном Кавказе

    Все новости

    Персоналии

    Еще

    Блогеры

    • 05 мая 2023, 16:32

      Блогерка. Северный Кавказ

      «Товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка»
    • 24 февраля 2023, 10:03

      Ветер с Апшерона

      Кадыров думал-думал и придумал: водители автобусов проверяют дневники школьников
    • 21 февраля 2023, 08:53

      Блогерка. Северный Кавказ

      зачем возвращаться туда, где тебя пытали

    Все блоги

    Справочник

    Все справки

    • 17 мая 2023, 20:23

      Узаконенная коррупция в Туапсе
    • 12 мая 2023, 22:39

      В Сочи опять пилят гималайские кедры
    • 02 мая 2023, 15:55

      Администрация Сочи подала апелляции на ряд решений по узакониванию многоэтажных домов. Людей могут лишить жилья.
    • 23 апреля 2023, 23:33

      Жители Сочи годами не могут добиться от застройщика устранения дефектов при строительстве
    • 22 апреля 2023, 21:59

      Сыну инвалида ВОВ не дают положенную по закону его отцу квартиру
    Все SMS-новости

    Архив новостей

    Аналитика

    • 09 мая 2023, 16:45

      В апреле 2023 года в ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе четыре человека погибли

    • 05 апреля 2023, 10:23

      В I квартале 2023 года в ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе погибли 7 человек

    Все статьи

    Религиозность по-чеченски: ислам на словах

    • Мурад Магомадов (псевдоним)
    • для bbcrussian.com и интернет-СМИ «Кавказский узел»

    Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

    Автор фото, RIA Novosti

    Чеченские власти в последние годы активно внедряют нормы ислама и шариата, но на бытовом уровне это воспринимается как желание руководства установить тотальный контроль над населением. Молодежь к «исламизации» республики относится с большой долей иронии и скептицизма.

    Религия стала неотъемлемой частью Чечни последних лет: запрет на алкоголь и продажу энергетических напитков, обязательное ношение головных платков, длинных юбок и платьев девушками. В традиционную чеченскую рубашку со стоячим воротником и накладными карманами, которая прежде считалась одеждой мулл, теперь по пятницам должны носить госслужащие.

    Уже никем эти изменения не воспринимаются как непонятные и ненужные новшества. Но внешняя атрибутика, однако, не отражает реальных настроений людей, особенно в молодежной среде.

    «Ислам у нас только на словах, и это скажет любой знающий человек. То, что у нас девушек заставляют носить длинные платья, хиджабы и платки, каждую пятницу ходить в мечеть, это не ислам. Это просто показуха» — считает студент грозненского ВУЗа Мурад.

    «Такое впечатление, что муллы сами во всем запутались и теперь путают всех остальных. То у них можно и нужно носить бороды, то нельзя. То песни и танцы не разрешены по шариату, то, оказывается, можно. У людей такая каша в головах, что никто не знает чего можно ожидать завтра, каких нововведений, — недоумевает он. – Я пытаюсь следовать установкам религии, но при этом особо не выделяться, чтобы не было проблем.

    Вместо алкоголя — наркотики?

    Местные телеканалы постоянно транслируют различные передачи на религиозные темы, местное духовенство проводит беседы с молодежью, призывая соблюдать религиозные нормы, а молельные комнаты в госучреждениях уже давно стали нормой.

    Подобного, конечно, не было даже в как бы независимой Ичкерии времен Дудаева-Масхадова, хотя после завершения первой военной кампании на территории республики время от времени предпринимались попытки «шариатизации». Теперь руководство республики во главе с сыном бывшего ичкерийского муфтия вновь взялось за исламизацию республики. Но уже с учетом собственного взгляда на вопрос.

    Кадыров, например, взял за правило постоянно ходить в рубашке навыпуск с накладными карманами, некоем подобии военного френча. Эту «моду» тут же подхватили его ближайшие соратники и, естественно, духовенство. Так в свое время соратники Иосифа Сталина подражали «вождю народов», предпочитая кители и сапоги строгим деловым костюмам.

    «Кадыровская мода» в Чечне прижилась, в том числе и среди молодежи, хотя большинство, в зависимости от возраста, предпочитает в качестве повседневной одежды обычные костюмы или футболки с джинсами.

    Автор фото, RIA Novosti

    Несколько лет назад в Чечне запретили продажу спиртных напитков, а недавно очередь дошла и до так называемых «энергетиков». Но эти запреты выходят боком. Все большее число молодежи теперь «для поднятия тонуса» принимает лекарственные препараты, содержащие наркотики. Особой популярностью пользуются так называемые «баклосаны».

    «Если ты выпьешь алкоголь или покуришь анашу, то это легко узнают по запаху. А вот если употребить несколько таблеток, то никто ничего не поймет, зато так можно снять стресс или поднять настроение», — объясняет грозненский тинейджер Малик.

    «Мы с друзьями иногда ими балуемся, но без фанатизма, мы же не наркоманы», — добавляет Малик. По его словам, среди употребляющих такие «легкие» наркотики есть и девушки, его сверстницы.

    Религия, как полагает подросток, — удел скорее пожилых, чем молодежи.

    «Каждый сам волен решать, чего он хочет от жизни. Я тоже верю в Бога, но не считаю, что дни и ночи нужно проводить в молитвах и постоянно каяться. Это скорее дело стариков. Жизнь должна быть интересной и насыщенной, а многие из тех, кто сегодня демонстрирует свою религиозность, были далеко не ангелами в свое время. Хотя среди моих друзей есть несколько человек, которые читают Коран, и их можно назвать глубоко верующими людьми. Нашему общению это, в общем-то, не мешает, хотя они постоянно убеждают всех, что религия во всем и всегда должна быть на первом месте», — говорит он.

    Девичьи хитрости

    В ВУЗах и школах республики сегодня не увидишь простоволосых девушек в коротких платьях или юбках. Пару лет назад некие неустановленные лица устроили в Грозном настоящую охоту за девушками без платков. Расстреливали их шариками с краской из пейнтбольных ружей.

    Власть такие карательные меры в отношении «несознательных» представительниц прекрасного пола поддержала.

    Автор фото, RIA Novosti

    Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

    Подкаст

    Что это было?

    Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

    эпизоды

    Конец истории Подкаст

    Носить длинную одежду и платки стало в Чечне уже непреложным правилом, но и здесь есть свои маленькие хитрости, которыми местные девушки нередко пользуются. Длинные платья могут быть обтягивающими фигуру, а платок можно как бы случайно сбросить на плечи, и распущенные волосы он уже не скроет.

    «На занятия в короткой юбке или платье не пустят, для этого есть охрана, которая за этим следит. То же самое касается и платка, это обязательный атрибут одежды. Но при желании выход всегда можно найти. Мы с подружками иногда одеваем довольно узкие блузки и юбки. Это такой вот наш негласный протест против навязываемой хиджабизации, — делится студентка Мадина. — Быть «белой вороной» нельзя, это может обернуться потом проблемами. У нас многие теперь носят хиджабы, а их за глаза называют «монашками».

    «Если спросить меня, то религию не нужно путать со светским образованием. Пусть хиджабы носят те девушки, которые учатся в медресе или исламских ВУЗах, а у всех остальных должно быть право выбора, естественно, в разумных пределах, — поясняет она. — У нас, например, не появишься на улице в топике и шортах, это будет позором на всю семью и даже род».

    Многие в Чечне убеждены: несмотря на все внешние признаки исламизации, коренного перелома в сознании людей все же не произошло. Распространено мнение, что настоящие верующие здесь были во времена СССР, когда люди и власть уважали, и Бога боялись.

    А сейчас нет ни того ни другого, и ислам у нас больше на словах, а не в сердцах.

    Совместно с интернет-СМИ « Кавказский узел«

    Чеченцы — Группа прав меньшинств

    Профиль

    По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 1 431 360 чеченцев. Численно чеченцы являются шестой по величине этнической группой страны, составляя 1,04 процента населения. Чеченцы являются коренными жителями Северного Кавказа и этнически близки к ингушам, подавляющее большинство которых проживает в Чечне. Чеченцы — мусульмане-сунниты. Господствующей формой социальной организации чеченцев является клан. Чеченский язык принадлежит к кавказской семье языков.

    Исторический контекст

    До депортации чеченцы проживали преимущественно в горных районах Чечни; они постепенно расселились по равнинам. Чечня была включена в состав царской империи после продолжительной войны в девятнадцатом веке. После большевистской революции советская власть встретила значительное сопротивление в регионе. Некоторые районы не подчинялись до 1920-х гг. В 1922 году чеченцам была предоставлена ​​собственная автономная область. В декабре 1934 года она была объединена с Ингушской автономной областью в Чечено-Ингушскую АО, которая 19 декабря стала Чечено-Ингушской АССР.36. В 1920-е и 1930-е годы в этот район стали прибывать русские. Иммиграция привела к укреплению родовых связей и традиционных религиозных братств в регионе.

    Массовая депортация

    23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши подверглись массовой депортации в одночасье по приказу советского лидера Иосифа Сталина в наказание за предполагаемое сотрудничество с нацистской Германией, хотя многие чеченцы героически сражались в рядах Красной Армии. Около 459 486 человек были отправлены в Среднюю Азию, и многие, по крайней мере 20 процентов, погибли во время ужасного путешествия на поезде. Территория Чечено-Ингушской АССР была разделена. В 1950-х годов чеченцев и ингушей постепенно реабилитировали и разрешили вернуться на свои прежние земли, к тому времени заселенные русскими поселенцами.

    С 1970-х годов в этом районе наблюдался рост этнических настроений и рост требований автономии. С распадом Советского Союза напряженность в отношениях между ингушами и чеченцами усилилась. Чеченцы требовали полной независимости от России, а ингуши хотели остаться в составе Федерации, чтобы вернуть себе земли, отданные под юрисдикцию Северной Осетии.

    Президент Дудаев и провозглашение независимости

    С конца 1990 года чеченское движение за самоопределение возглавлял Джохар Дудаев, бывший советский генерал ВВС. В ноябре 1991 года Дудаев стал президентом Чечни. Чечня провозгласила независимость, и для восстановления контроля были отправлены российские войска. Российский парламент отказался поддержать этот шаг, и войска были выведены: вместо этого Москва ввела экономическую блокаду республики.

    Власти Чечни стремились укрепить свою вновь обретенную государственность. 17 марта 1992 года была принята новая Конституция Чечни. Государственными языками стали чеченский и русский, а вместо кириллицы была введена латиница. Русские стали покидать территорию. Отношения между ингушами и чеченцами ухудшились, и 4 июня 1992 г. российский парламент принял закон о создании отдельной ингушской республики.

    В Чечне развернулась борьба между президентом и парламентом. Москва стремилась повлиять на события, предлагая тайную поддержку оппозиционным силам. Внутренняя оппозиция президенту Дудаеву неуклонно искоренялась в 1992-3. Осенью 1994 года в Чечне разразилась гражданская война, когда оппозиционные группировки бросили вызов Дудаеву. Провал этой акции привел к росту напряженности между Россией и Чечней. В конце 1994 года Россия предприняла полномасштабное вторжение в республику в ходе так называемой Первой чеченской войны. Несмотря на значительное превосходство в живой силе, российские вооруженные силы потерпели унизительное поражение, вынудив президента Ельцина согласиться на прекращение огня в 1996 году и подписать мирный договор год спустя.

    По самым скромным подсчетам потерь, в войне погибло 7500 российских комбатантов, 4000 чеченских комбатантов и не менее 35000 мирных жителей. Несмотря на большие потери с обеих сторон, Москва продолжала добиваться военного решения чеченского вопроса, в то время как чеченцы оставались приверженными идее независимости. Война перекинулась на соседние районы и часто угрожала стабильности всего Кавказского региона.

    Вторая чеченская война

    Последовал нестабильный период, когда Чечня переживала  де-факто , но международно непризнанная независимость от Москвы. В 1999 году в ответ на чеченские рейды в Дагестан и предполагаемые взрывы жилых домов в России чеченскими террористами Москва снова вторглась в Чечню, что положило начало Второй чеченской войне. Война столкнула российские военные и промосковские чеченские силы против чеченских боевиков в конфликте, характеризующемся ужасающим уровнем разрушений, игнорированием жертв среди гражданского населения (особенно со стороны российского военного командования) и нарушениями прав человека с обеих сторон.

    Несмотря на то, что в 2000 году российским военным частям удалось захватить столицу Чечни Грозный, сровняв город с землей, чеченское сопротивление продолжало действовать как на территории Чечни, так и в соседних районах Северного Кавказа и нанесло ряд ударов по российским мирным жителям и пророссийские чеченские лидеры. Среди них захват заложников в театре «Норд-Ост» в Москве в 2002 г. и школе № 1 в Беслане в сентябре 2004 г., операции, закончившиеся ужасающим числом жертв и всемирным осуждением преступников, а также убийства пророссийски настроенных чеченских Президент Ахмад-Хаджи Кадыров в мае 2004 г.

    Движение за независимость Чечни стало ассоциироваться с ваххабитским радикализмом, и российские политики недвусмысленно присоединили борьбу с ним к глобальной «войне с террором». Воспользовавшись потерей симпатии к чеченскому делу, вызванной захватом заложников в Москве и Беслане, Москве удалось установить пророссийский режим в Грозном и устранить ключевых фигур чеченского сопротивления, включая бывшего президента Аслана Масхадова и полевого командира Шамиля Басаева.

    Промосковский режим

    Несмотря на установление в Чеченской республике промосковского режима, в продолжающихся боевых действиях оставались заинтересованные стороны. К ним относятся интересы фигур в российских вооруженных силах и силах безопасности, которые могут получить выгоду или продвижение по службе в результате продолжающегося конфликта, а также интересы пророссийски настроенных чеченцев, чье положение укрепляется продолжающимся существованием чеченского сопротивления. Чеченский конфликт можно в какой-то степени охарактеризовать как ситуацию двоевластия, раскола между пророссийским режимом, тесно связанным с кланом убитого президента Кадырова и его сына Рамзана, и сопротивлением, выступающим за независимость, состоящим из ряда полевые командиры, их вооруженные силы, сочувствующие среди широких слоев населения и посланники, представляющие сопротивление за границей.

    Продолжающийся вялотекущий конфликт возник в 2005 году после убийства бывшего президента Чечни Аслана Масхадова в марте, всего через несколько недель после того, как он в одностороннем порядке предложил Москве прекращение огня и безоговорочные переговоры с Москвой о прекращении войны. Масхадова сменил Абдул-Халим Садуллаев, председатель Верховного шариатского суда, на посту президента и военного командира сопротивления. По мнению некоторых аналитиков, назначение Садуллаева представляет собой переход к более молодому поколению в чеченском сопротивлении (Садуллаеву было за 30), которое было более воинственным, менее желающим или способным вести переговоры о мирном соглашении с Россией и более склонным к религиозности. В сообщениях далее говорилось о расколе среди повстанцев между теми, кто поддерживал создание суверенной Чеченской республики в качестве национального государства и независимого субъекта международного права, и теми, кто отвергал эту идею в пользу создания исламского государства, охватывающего всю территорию Чечни. Северный Кавказ, лишь частью которого будет Чечня.

    В июне 2005 года Садуллаев пообещал, что повстанцы больше не будут захватывать заложников и ограничат свои атаки военными объектами. После смерти Масхадова повстанцы предприняли лишь одну крупную операцию за пределами Чечни — нападение на Нальчик, столицу Кабардино-Балкарской республики, в октябре 2005 г. , в ходе которого было убито более 130 человек, включая мирных жителей.

    В марте 2006 года Рамзан Кадыров, сын убитого бывшего пророссийского президента Ахмеда-Хаджи Кадырова, был избран парламентом премьер-министром Чеченской республики, а через год назначен президентом. Российские правозащитные группы критиковали Кадырова за то, что он продолжает нанимать бывших чеченских боевиков против России, которые лично ему лояльны (неофициально известны как0029 кадыровцы ’), и которые предположительно несут ответственность за многочисленные серьезные нарушения прав человека, включая похищение и «исчезновение» гражданских лиц.

    17 июня 2006 г. Садуллаев был убит российским спецназом в г. Аргун; Его преемником был объявлен полевой командир и бывший вице-президент правительства непризнанного чеченского сопротивления Доку Умаров. Чеченские сепаратисты были потрясены еще больше, когда всего через несколько дней после того, как Умаров назначил ветерана-военачальника Басаева (ответственного за массовый захват заложников в Буденновске в 1995 и который также взял на себя ответственность за захват заложников в Московском театре в 2002 году) в качестве своего вице-президента Басаев был убит российским спецназом 10 июля.

    В октябре 2006 года журналистка Анна Политковская была застрелена в своем доме в центре Москвы. Политковская много писала о нарушениях прав человека российскими и чеченскими силами безопасности в Чечне. Ее смерть вызвала международный резонанс. В августе 2007 года российские власти произвели ряд арестов в связи с ее смертью, утверждая, что убийство было организовано чеченской преступной группировкой.

    Несмотря на некоторое снижение остроты конфликта в Чечне, правозащитники и политические активисты в Чеченской Республике по-прежнему находились в большой опасности, многие были похищены, пропали без вести или убиты. В их числе Наталья Эстемирова, журналист, лауреат многочисленных международных премий в области прав человека, похищенная в июле 2009 года возле своего дома в Грозном, столице Чеченской Республики, и впоследствии найденная мертвой в лесу недалеко от города Назрань в Республика Ингушетия. В следующем месяце глава гуманитарной организации Зарема Садулаева и ее муж Алик Джабраилов были похищены и убиты недалеко от города Грозный. Активисты обвинили Кадырова в причастности ко многим из этих нападений.

    Текущие вопросы

    Хотя в последние годы хаос в Чечне несколько стабилизировался, правозащитная среда продолжает оставаться репрессивной. Правление Кадырова подвергалось широкой критике за ряд нарушений прав человека, в том числе введение обязательного исламского дресс-кода для женщин, жестокую кампанию, направленную против гомосексуализма, и целый ряд злоупотреблений, совершенных «кадыровцами», его военизированной армией. Активность боевиков в настоящее время сравнительно низкая, хотя ИГИЛ и другие боевые группировки продолжают присутствовать в регионе. Поскольку многие чеченские боевики, уехавшие в Ирак и Сирию, чтобы воевать на стороне ИГИЛ, теперь возвращаются на родину, есть опасения по поводу потенциальной опасности, которую они могут принести, и опустошения, которые могут повлечь за собой репрессии со стороны чеченских властей. Москва, как правило, позволяла и даже поощряла чеченские власти навязывать «безопасность» любой ценой: по сообщениям СМИ, после перестрелки между полицией и подозреваемыми боевиками в Чечне в декабре 2016 года 27 человек были задержаны без уведомления их родственников, а впоследствии казнен без суда в январе 2017 г.

    Влияние чеченского конфликта выходит за пределы самой Чечни, поскольку чеченцы часто связаны с терроризмом в других частях России. В результате они могут быть подвергнуты произвольному задержанию – иногда на основании сфабрикованных обвинений. Сообщалось также о случаях, когда чеченцы дважды привлекались к уголовной ответственности за одно и то же преступление. Задержание и жестокое обращение часто идут рука об руку, и общая атмосфера ксенофобии затрагивает тюремный персонал, а также общество в целом. Так, например, регулярно поступали жалобы на жестокое обращение с заключенными-чеченцами, а также на случаи, когда они не могли получить доступ к медицинскому обслуживанию или исповедовать свою религию. Данные российских неправительственных организаций указывают на связь между возникновением террористических актов и последующим ростом жестокого обращения с заключенными с Северного Кавказа во время содержания под стражей.

    Обновлено в декабре 2020 г.

    «Исламское государство» находит благодатную почву в Чечне – DW – 25.

    01.2018

    Изображение: DW

    Конфликты

    9 0004 Юрий Решето

    25 января 2018 г. 2018

    Из всех стран, из которых Исламское государство вербует своих боевиков, Россия возглавляет список. Большинство из них из Чечни, сообщает Юрий Решето из DW.

    https://p.dw.com/p/2rXEe

    Реклама

    Высокие стены в этом пригороде Грозного, столицы Чечни. Тем не менее, местные жители не хранят секретов. Люди знают друг друга и помогают друг другу так, как это было на протяжении поколений. Тем не менее есть одна вещь, о которой соседи не любят говорить: пропавшие молодые люди.

    Никто точно не знает, сколько молодежи уехало. Каждый из них слишком много.

    Петимат Саламова молчала за стенами своего дома целых четыре года после исчезновения дочери. Теперь она нарушила молчание о Салине, которая ушла из дома вслед за своим мужем Русланом.

    Отправился в Сирию воевать на стороне «Исламского государства» (ИГ). Саламова не знает, почему он ушел. — Но он был хорошим мальчиком, — сказала она. «Он всегда помогал по дому. Он был религиозен. Я не знаю, что он искал в Сирии. Думаю, его обманули. Эти злые вербовщики обманули его. Это их вина».

    «Он забрал мою дочь и их троих детей», — сказала Саламова. «Я знаю, что Руслан не вернется, потому что он был убит в марте прошлого года».

    По официальным данным, на стороне террористической организации воюют до 800 взрослых чеченцев; реальная сумма, вероятно, намного выше. Некоторые уехавшие молодые люди числятся пропавшими без вести, но власти даже не знают, что многие из них пропали. Так мне сказал Саид Машаев. Он вернулся, а чиновники так и не узнали, что он уехал.

    Почему так много молодых чеченцев присоединяются к ИГ? Исследователь терроризма Елена Супонина из московского Российского института стратегических исследований назвала ряд причин: «Высокий уровень безработицы, социальное недовольство и несбывшиеся надежды толкают многих в регионе к одной из самых извращенных форм ислама из существующих — в руки джихадистов».

    Саламова говорит, что ее дочь и муж забрали детей, когда уезжали Олимпиада в Сочи может быть как-то связана с исходом. Он сказал, что принятые в то время меры безопасности вынудили «огромное количество экстремистов покинуть страну, и ИГ всосало их, как пылесос». Но, по его словам, теперь, когда группировка потеряла почти всю свою территорию, «этот пылесос дует в другую сторону и грозит выплюнуть террористов».

    Кажется, что вербовщикам легко вербовать боевиков из Чечни и соседних республик на Кавказе, несмотря на то, что государство следит за гражданами через спецслужбы — и несмотря на демонстративную лояльность, которую чеченский лидер Рамзан Кадыров проявил к президенту России Владимиру Путину .

    Чечня, отстроенная на российские деньги после окончательного окончания кровопролитных войн 1990-х годов, стала рассадником религиозного фанатизма. Руководство республики отказывается признать этот факт. Кадыров дошел до того, что заявил, что в Сирии не воюют чеченцы, заявив, что террористы просто подделали российские паспорта.

    У бывшего бойца Машаева другое мнение: «Мы, чеченцы, очень популярны в ИГ. У нас большой боевой опыт».

    Гадшиев сказал, что ИГ ценит боевые способности чеченцев Изображение: DW

    Группа поддержки из 800 человек

    Машаев сказал, что понятия не имел, что присоединяется к террористической группе. Он утверждает, что хотел защитить честь сирийских мусульман-суннитов во имя ислама. Чеченцы в основном сунниты. На вопрос, носил ли он оружие в Сирии и убивал ли он кого-нибудь, худощавый молодой человек из Грозного ответил отрицательно. После короткой паузы он добавил: «По крайней мере, я не знаю».

    Он сказал, что решил покинуть Сирию после того, как однажды утром его заставили смотреть, как его товарищи обезглавливают группу шиитов. Однако Машаев не мог сбежать несколько месяцев. После травмы, потребовавшей медицинской помощи, ему разрешили поехать в Турцию. Оттуда он бежал в Грозный. Сначала ему удавалось оставаться незамеченным.