Лёгкий танк Т-60 — парк Патриот

Хорошая маневренность, низкий силуэт – немцы прозвали их «неистребимая саранча», а красноармейцы его называли «малютка».

Страна производительСССР, Московский танковый завод №37
Год производства1941 — 1943гг.
УникальностьТ-60 сохранился в единичных экземплярах (6 ед.)
ЭпохаВремён войны
ТипЛегкий танк
СерийностьСерийный / около 6000 ед.

Интересные числовые показатели:
УникальностьСерийный танк Т-60 сохранился в единичных экземплярах (6 ед.)
Особенность конструкции Низкий силуэт танка, башня смещена к левому борту, в следствии установки двигателя по правому борту танка; впервые серийный танк оборудован предпусковым подогревателем двигателя.
Использование отлаженных в производстве автомобильных узлов и агрегатов.
Боевое применениеТанки принимали участие в битве за Москву, в Сталинградском сражении, Харьковской операции, битве за Крым, прорыве блокады Ленинграда, выполняя разные задачи использовались до конца Великой Отечественной войны.
Бронирование:
Тип брониГомогенная катаная
Лоб корпуса (верх)15/70 и 35/16 мм/град
Лоб корпуса (середина)35/28 мм/град
Лоб корпуса (низ)30/76 мм/град
Борт корпуса15/0 мм/град
Борт башни
25-35/25 мм/град
Маска орудия20 мм/град
Вооружение:
Орудие / выстреловАвтоматическая 20-мм танковая пушка ТНШ / 780 шт
Пулемет / патронов7,62 мм ДТ / 945 шт
Подвижность:
Двигательчетырёхтактный, рядный 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения «ГАЗ-202»
Максимальная мощность70 л. с.
Мощность двигателя52кВт
Максимальная скорость45 км/ч
Запас хода450 км
Скорость по пересеченной местности20-25 км/ч
Дополнительно:
Экипаж2 человек
Средства связи:радиостанция 71-ТК-3
Боевая масса5,8 тонн

Описание:

Танк Т-60, предназначенный для поддержки пехоты, разработан КБ Московского танкового завода №37 на базе танка Т-40 в августе 1941 г. В сентябре Т-60 был принят на вооружение Красной Армии. Руководитель проекта – главный конструктор завода Николай Александрович Астров. Танк серийно производился на нескольких заводах с сентября 1941 по февраль 1943 года.

Головным заводом по выпуску Т-60 был Горьковский автозавод (ГАЗ). Н.А. Астров сам перегнал опытный танк Т-60 из Москвы в Горький.

Броневая защита Т-60 дифференцированная, противопульная. Цельносварной корпус имел низкий силуэт. Часть бронеплит корпуса были съемными для удобства обслуживания узлов и агрегатов танка. Башня сварная восьмигранной формы, смещена к левому борту. Ходовая часть и трансмиссия заимствованы у танка Т-40. Вооружение 20 мм нарезная автоматическая пушка ТНШ, спаренная с пулеметом.

Впервые серийные танки Т-60 были оборудованы предпусковым подогревателем двигателя для эксплуатации в зимних условиях.

В передней части танка в отделении управления находился механик-водитель, в башне в боевом отделении – командир танка.

«Шестидесятки» принимали участие в многочисленных операциях Великой Отечественной войны. 7 ноября 1941 года 48 танков Т-60 принимали участие в военном параде на Красной площади, после этого они были отправлены на фронт. Т-60 использовались в битве за Москву, в боевых действиях в Крыму, в Харьковской операции, в обороне Сталинграда.

С весны 1942г. их доставляли, замаскированными от налетов фашистской авиации, на баржах с углем на Ленинградский фронт.

Танки Т-60 12 января 1943 года, в первом эшелоне ударной группировки при прорыве блокады Ленинграда, преодолели по льду реку Неву. Стреляя из пушек и пулеметов, вышли на крутой обледенелый берег, казавшийся неприступным. Прорывая фашистские позиции захватили плацдарм глубиной около трех километров.

Немцы «шестидесятку» прозвали «неистребимой саранчой», а красноармейцы ее называли «малютка», танкисты 91-й танковой бригады своим танкам давали названия: «Грозный», «Орёл», «Смелый».

Малошумные, небольшого размера с высокой подвижностью и высоким темпом огня автоматической пушки ТНШ и пулемета ДТ делали танк Т-60 серьезным врагом для пехоты противника.

До конца войны легкие танки продолжали нести службу в бронетанковых подразделениях Красной Армии. Во второй половине войны они использовались: для разведки, боевой охраны, как артиллерийские тягачи, учебные, связные и командирские машины.

На базе Т-60 разработана пусковая установка БМ-8-24 для 82-мм реактивных снарядов.

Легкий танк Т-60 представлен в экспозиции «Вставай страна огромная» Музейного комплекса Парка «Патриот».

Все экспонаты парка патриот

Танк Т-60. Малый, да удалый

За что его любил маршал бронетанковых войск Михаил Катуков и ненавидели немцы

Судьба этого удивительного танка неразрывно связана с первыми, самыми трудными месяцами Великой Отечественной войны. Сложись ее начало более удачно для Красной армии, и Т-60 вообще мог не появиться. В реальности же создание этого танка, который по многим показателям был шагом назад в отечественном танкостроении, оказалось вынужденной, но очень эффективной мерой. Маленький, со слабым бронированием и всего-то 20-миллиметровой пушкой, он позволил советским войскам удержаться под Москвой и перейти в контрнаступление, участвовал в обороне Крыма и Северного Кавказа и даже успел повоевать во время полного снятия блокады Ленинграда.

Письмо Сталину

Рассказ об истории малого танка Т-60 стоит начать с того, что машин с таким индексом было две. Первым обозначение «Т-60» получил танк, который позднее стал известен как Т-30. Это была упрощенная, без водоходного оборудования и с некоторыми изменениями конструкции версия плавающего танка Т-40, созданного конструктором Николаем Астровым в 1939 году. По распоряжению правительства московский завод №37, выпускавший эти машины, должен был прекратить их производство и заняться сборкой легких танков Т-50. Но возможностей быстро освоить гораздо более сложную и тяжелую «пятидесятку» у завода не было. И тогда Николай Астров предложил вместо нее выпускать сухопутную версию «сороковки».

Свою идею конструктор и военный представитель завода №37 полковник Василий Окунев изложили в письме, которое вечером в первой половине июля 1941 года опустили в специальный ящик у Никольских ворот Кремля. Туда попадала корреспонденция, предназначенная для самого Сталина, и письмо Астрова и Окунева оказалось в руках у Верховного главнокомандующего в ту же ночь. Оценив преимущества предложенного решения, Сталин отправил на московский завод заместителя наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева. Его задачей было оценить, насколько боеспособной может быть новая машина и как быстро ее смогут освоить в производстве.

14 июля, познакомившись с опытным образцом танка, замнаркома Малышев написал на имя курировавшего танковую промышленность Вячеслава Молотова письмо, в котором полностью поддержал идею Николая Астрова. А три дня спустя Молотов подписал постановление о выпуске легких танков Т-60 на заводе №37. Причем объем выпуска предполагался солидным: сразу 1600 машин до конца 1941 года!

Пока решалась судьба предложения по измененному Т-40, в конструкторском бюро Астрова по распоряжению Госкомитета обороны подготовили еще один проект малого танка на той же базе. Он получил гораздо более простые корпус и башню, что позволяло выпускать его еще быстрее и даже на не слишком приспособленных к тому предприятиях. Эта машина получила внутренний чертежный индекс 060, и в конечном итоге именно она и стала тем самым знаменитым Т-60.

Танк, вооруженный по-самолетному

Широко распространена версия о том, что идею оснастить Т-60 приспособленной к установке в танковой башне авиапушкой ШВАК калибром 20 мм подал во время первого визита на завод Вячеслав Малышев. Сегодня уже известно, что подобное решение принималось несколько иным образом. Первоначально Т-60, как и Т-30, и их общий прародитель Т-40, должен был вооружаться крупнокалиберным пулеметом ДШК. Но обеспечить их выпуск в объеме, который позволил бы вооружить все вновь выпускаемые танки, оружейный завод не мог, а другого крупнокалиберного пулемета в распоряжении танкистов не было. Вопрос стал предметом обсуждения на специальном совещании в Наркомате обороны, на котором и оформилась идея установки в новый малый танк авиапушки. Это не только решало вопрос с вооружением, но и увеличивало огневую мощь Т-60.

В течение нескольких дней из двух модификаций пушки ШВАК – крыльевой и турельной – создали новую, приспособленную к размещению в танковой башне. Именно ее и получил второй прототип «шестидесятки», который вскоре был показан Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Вскоре новая машина отправилась на испытания, которые и завершились принятием танка Т-60 на вооружение Красной армии. А новые пушки, получившие в итоге индекс ТНШ-1, стали ставить и на некоторые танки Т-30.

К тому времени, как Т-60 был принят на вооружение, перед тремя заводами – в Москве, Харькове и Горьком – уже стояла правительственная задача по выпуску 10 тысяч (!) легких танков. Первоначально имелись в виду машины, известные сейчас под индексом Т-30. Но когда стало понятно, что с точки зрения технологии производства и толщины бронирования Т-60 превосходит эту модель, заводы переориентировали на него.

Сегодня такая цифра – десять тысяч танков за полгода – кажется невероятной. В первые месяцы войны такая задача выглядела всего лишь очень непростой. Горьковский автозавод, которому поручалось выпустить треть от общего числа Т-60, и без того занимался производством двигателей для этих машин и другого оборудования. Московский завод уже имел опыт производства Т-40 и тоже мог справиться с заданием. Под вопросом оказался Харьков: вскоре после выхода постановления стало ясно, что харьковский завод придется эвакуировать. Это серьезно нарушило планы, и постановление в конечном итоге так и не было выполнено в полном объеме.

Мастер на все руки

Суммарный выпуск всех модификаций танка Т-60 за неполные два года, с августа 1941-го по февраль 1943-го, составил 5665 экземпляров. Такой показатель делает Т-60 третьим по численности – после Т-34 и Т-70 – отечественным танком времен Великой Отечественной. А если вспомнить, на какое время пришелся основной выпуск машины, то становится понятно, что без «шестидесятки» положение Красной армии зимой 1941 года и в течение всего 1942-го было бы заметно иным.

Двухместный Т-60 стал тем самым легким танком сопровождения пехоты, которого советским войскам категорически не хватало с первой военной осени. К этому времени подавляющее большинство довоенных Т-26 и БТ всех моделей уже были потеряны, а восполнить их убыль было неоткуда. Что касается средних с тяжелыми, то эвакуация основных предприятий на восток привела к тому, что осенью их выпуск катастрофически снизился. Тридцатьчетверки и КВ поступали в войска такими небольшими партиями, что, как утверждают некоторые историки, их распределением по частям занимался лично Верховный главнокомандующий. Восполнить эту нехватку танков первой линии как раз и были призваны Т-60. Пусть слабо бронированные и со слабым орудием, но даже они серьезно поднимали моральный дух пехотинцев, когда появлялись на передовой перед началом атаки. К тому же «шестидесятки» были вполне эффективными против вражеской пехоты и пулеметчиков, практически на равных сражались с танками-одноклассниками вроде немецких Т-I и T-II.

Диапазон применения Т-60 оказался очень широк, пожалуй, шире, чем у всех остальных танков. Помимо главной задачи, поддержки пехоты, их можно было использовать для перевозки десанта на броне, в качестве тягачей для противотанковых орудий, как разведывательные танки и во время разведки боем… В плюс «шестидесятым» можно записать и рекордно малую высоту: всего 1,7 м – меньше, чем у любого другого танка, разработанного и выпускавшегося в годы войны! С таким силуэтом «шестидесятки» умудрялись оставаться незаметными для противника в густом подлеске, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания фронтовиков.

Эффективность применения Т-60, как и в случае со многими другими советскими танками первой половины войны, во многом зависела от того, насколько грамотно ими распоряжались командиры подразделений. Например, в танковых бригадах малые танки нередко применялись как средство поддержки тяжелых КВ – нечто вроде современных боевых машин поддержки танков (БМПТ). Они отсекали огнем от тяжелых собратьев вражескую пехоту и легкобронированные цели, и для выполнения этих задач им вполне хватало 20-миллиметровой автоматической пушки. Если же Т-60 бросали в бой без поддержки пехоты, да еще и против средних немецких танков, то исход такой схватки, конечно, был предрешен – и не в пользу советских танкистов.

Т-60 идут в бой

Свое боевое крещение Т-60 получили в сентябре 1941 года в Полтавской области, где они действовали в составе 10-й танковой бригады. А первым случаем их массового применения стала оборона Москвы и дальнейшее контрнаступление Красной армии. Сказалась близость театра военных действий к месту производства танков – московскому и горьковскому заводам. На кадрах со знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года хорошо видны почти полсотни Т-60, гремящих по брусчатке. Причем машины эти имеют разные башни: часть – положенные им граненые, разработанные специально для «шестидесяток», а некоторые – конические литые, доставшиеся им в наследство от Т-30.

Пиком применения Т-60 в войсках первой линии стал 1942 год. Они отметились во время Харьковской операции и ее трагического провала, воевали в Крыму и на Северном Кавказе. Туда, кстати, в основном попадали танки, выпущенные на окраине Сталинграда – в поселке Красноармейске. Расположенный там завод №264 занимался выпуском бронекатеров, когда его перепрофилировали на производство «шестидесяток». Именно сталинградские Т-60 воевали на южных рубежах советско-германского фронта и сыграли заметную роль в боях 1942 года.

Если на юге и в центре Т-60 довольно быстро уступили место средним и тяжелым танкам, то на севере, прежде всего в Ленинграде и Карелии, они продолжали активно воевать вплоть до 1944 года. Характерен такой эпизод: когда весной 1942 года потребовалось перебросить в осажденный Ленинград 60 «шестидесяток», сделали это, замаскировав их в… угле, погруженном на баржи! Немецкая авиация мало интересовалась этим грузом, и потому отправка танков прошла совершенно незамеченной. Проделать этот трюк с любыми другими машинами вряд ли удалось бы: не давали больший вес и высота. По тем же причинам именно Т-60 первыми пошли в бой в январе 1943 года во время прорыва блокады. Их вес и габариты позволили им преодолеть Неву прямо по льду и помочь пехоте захватить плацдармы, на которые Т-34 и КВ смогли перебраться по специальным настилам только на следующий день.

Т-60 советский легкий танк | Фотографии мировой войны

Вы здесь: Главная › Галерея › СССР › Танки ›
Т-60 фотогалерея

Нажмите на миниатюру, чтобы увеличить

Немецкий танк Т-60
Танк Т-60
железнодорожный транспорт
Танк Т-60

Немецкий тягач Т-60
Немецкий тягач Т-60 1942 г.
Побеленный танк
Танк Т-60

Танк Т-60
Т-60 ЗиС-42 1942
Танк Т-60
Танк Т-60

Экипаж танка 3ГТТБ
БМ-8-24
Экипаж танка ноябрь 1941 г.
Танк Т-60

Танк Т-60
Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Немецкий тягач Т-60

Немецкий тягач Т-60 с ПАК
Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Немецкий тягач Т-60
Панцеркампфваген Т-60 743(р)

Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Панцеркампфваген Т-60 743(р)

Панцеркампфваген Т-60 743(р)
Танки БТ-5 Т-60
Т-60 3-й гвардейской танковой бригады 1942 г.
БМ-8-24 на шасси легкого танка Т-60

Побеленный танк-разведчик Т-60
Захваченный итальянскими войсками Т-60
Т-60 с башней Т-30, ноябрь 1941 г.
Т-60 август 1942 г.

Танк Т-60 зима 1942/1943 гг.
Советский экипаж и их Т-60
Интерьер башни Т-60
Церемония вручения Т-60 1942 г.

Трофейный Т-60
Российские солдаты едут на танке Т-60.
советский танк-разведчик Т-60
Трофейные танки Т-60, Т-34/76 и Т-70 на немецкой свалке

Немецкий солдат позирует на обломках Т-60. Примечание: необычная маркировка юнитов.
Танк Т-60 б/н 113 где-то на Восточном фронте, 1942-1943 гг.
Горящий танк Т-60. Операция «Барбаросса», лето 1941 г.
Советская реактивная система залпового огня БМ-8-24 на шасси легкого танка Т-60.

Немецкие солдаты осматривают подбитые танки Т-60 и Т-34/76, 1942/43 гг.
Брошенный легкий танк Т-60. Восточный фронт, зима 1942-1943 гг.
Танк Т-60 на вооружении Германии
Танки Т-60 с бортовыми номерами White 10 и White 18. Восточный фронт, октябрь 1942 г.

советский танк т-60
Танк Т-60

Танк Т-60 — лёгкий танк-разведчик, производившийся в СССР с 1941 по 1942 год. За это время было построено более 6292 танков.
Немецкое обозначение: Panzerkampfwagen T-60/70 743(r).

Запись опубликована в рубрике «Танк
СССР» и отмечена меткой.

Статистика сайта:
фото Второй Мировой : более 34500
моделей самолетов: 213
моделей танков: 96
моделей транспортных средств: 92
моделей орудий: 5
единиц: 2
кораблей: 49

Фотографии мировой войны 2013-2023 гг. , контакт: info(at)worldwarphotos.info

Работает на WordPress | Тема: Quintus от Automattic. Политика конфиденциальности и использования файлов cookie

Танк Т-60 — Фото и видео

СЕТКИ-МАКЕТЫ
Масштабные модели и военная история

Опубликовано Изменено от SdKfz.000

Страна Советский Союз
Тип Легкий танк
В эксплуатации 1941–45
Построен 6292

Разведывательный танк Т-60 пр. — легкий танк, выпускавшийся Советским Союзом с 1941 по 1942 год. За этот период было построено 6292 единицы. Танк был разработан для замены устаревшего плавающего танка-разведчика Т-38.

Источник: танк Т60 в Википедии
Т-60 Прогулка вокруг
Фотограф Владимир Якубов
Локализация Неизвестно
Фотографии 44

Подождите, ищу для вас танк Т-60…

Связанные комплекты:

Поиск комплектов на eBay:

Поиск на eBay

Найдите то, что вам нужно, Мы предлагаем это, но решать вам

Тактическая пресса – Т-60 и машины на его базе

Подробнее:

Танк Т-60 был легким танком, выпускавшимся в Советском Союзе с 1941 по 1942 год. Он был разработан для замены устаревшего плавающего танка-разведчика Т-38 и участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны. Т-60 базировался на шасси Т-40, но с более тяжелым бронированием и конической башней. Основным вооружением была 20-мм пушка ТНШ, которой было недостаточно против большинства немецких танков. Т-60 задумывался как временная мера массового производства до тех пор, пока не появятся более совершенные танки, такие как Т-34 или КВ-1. Однако из-за разрушения советской промышленности немецким вторжением Т-60 оставался на вооружении дольше, чем планировалось, и часто использовался для поддержки пехоты, разведки или буксировки артиллерии. Т-60 также использовался некоторыми силами Оси, такими как Румыния, которые захватили несколько единиц и модифицировали их в истребители танков. В итоге Т-60 был заменен на Т-70 в 1919 году.43.

просмотров : 1399

Опубликовано в Прогулка вокруг.
Метки : Легкий танк

Перевод

История и модели Новости

  • Agusta-Bell AB.212 – фото и видео

    25 марта 2023 г.

  • Робинсон R44 – фото и видео

    24 марта 2023 г.

  • Britten-Norman BN-2 Islander — фото и видео

    24 марта 2023 г.

  • Бристоль Болингброк – фото и видео

    24 марта 2023 г.

  • Bücker Bü 133 Jungmeister – фото и видео

    24 марта 2023 г.

Поддержите сайт!

Работа этого сайта основана на добровольной работе администратора. Тем не менее, техническое функционирование сайта требует некоторых существенных затрат.
Заранее большое спасибо всем, кто нам поможет!
Вы можете дать то, что хотите!

Последние обновления

  • Танк Т-60 — Фото и видео

    Танк Т-60 — лёгкий танк, выпускавшийся Советским Союзом с 1941 по 1942 год подробнее »

  • Mitsubishi G4M — фото и видео

    Mitsubishi G4M — двухмоторный средний бомбардировщик наземного базирования, служивший в ВВС Императорского флота Японии читать далее »

  • Kawasaki Ki-61 — фото и видео

    Kawasaki Ki-61 — японский истребитель, принимавший участие во Второй мировой войне читать далее »

  • Savoia-Marchetti SM.