Pz.Kpfw V/VI «Чёрный тигр» (Black Tiger). Германия
1943 год. Главный инспектор бронетанковых войск Гейнц Гудериан выступает с докладом перед Гитлером, в котором рассказывает о катастрофических потерях танков Пантера в результате технических неполадок. Пантер по техническим причинам выходит из строя гораздо больше, чем от огня советских противотанковых сил.
Гитлер в бешенстве, он принимает решение прекратить выпуск Пантер и объявляет новый конкурс на новый средний танк. Сроки конкурса и его условия предельно жёсткие. Поэтому на разработку принципиально новых машин просто нет времени. На конкурс выходит всего две машины: компания Крупп вышла с танком Pz.Kpfw.III/IV (именно он стал победителем конкурса), а вот Фердинанд Порше сделал свой танк на базе, как оказалось, вполне надёжной самоходки «Фердинанд».
Танк получил название Pz.Kpfw.V/VI «Чёрный тигр» (Black Tiger). По причине свой высокой цены танк не пошёл в серию. Однако мелкосерийно он собирался (по некоторым данным было собрано около 20 машин) и в боях участвовал.
ТТХ:
Масса танка – 52 тонны
Бронирование:
- Лоб – 100 мм
- Борт – 50 мм
- Корма – 40 мм
- Лоб башни – 110 мм
- Борт башни – 45 мм
Двигатель – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный
Мощность – 700 л.с.
Скорость максимальная – 48 км/час (шоссе) (В реальности больше 40 км/час машина не ездила)
Вооружение:
- Пушка – 7,5 cm KwK 42
- Боекомплект пушки – 121 снаряд
- Пулемёты – 2×7,92 MG-42
PS. Понятно, что АИ не самая правдоподобная, но лучшей под эту машину я не придумал. А автор созданием предыстории для этой машины не озаботился. Более того, у этой модели даже башня не крутится. Думаю, просто поленился париться с переносом погона башни от Пантеры на модель Фердинанда.
ТТХ также придумал самостоятельно. Естественно, особенно не высчитывал, делал на глаз.
И ещё, название для данной АИ машины придумал сам.
Источник: http://www.track-link.com/gallery/6568/1
alternathistory.com
Pz.Kpfw V/VI «Чёрный тигр» (Black Tiger). Германия: alternathistory — LiveJournal
1943 год. Главного инспектора бронетанковых войск, Гейнц Гудериан, выступает с докладом перед Гитлером, в котором рассказывает о катастрофических потерях танков Пантера в результате технических неполадок. Пантер по техническим причинам выходит из строя гораздо больше, чем от огня советских противотанковых сил.
Гитлер в бешенстве, он принимает решение прекратить выпуск Пантер и объявляет новый конкурс на новый средний танк. Сроки конкурса и его условия предельно жёсткие. Поэтому на разработку принципиально новых машин просто нет времени. На конкурс выходит всего две машины: компания Крупп вышла с танком Pz.Kpfw.III/IV (именно он стал победителем конкурса), а вот Фердинанд Порше сделал свой танк на базе, как оказалось, вполне, надёжной самоходки «Фердинанд».
Танк получил название Pz.Kpfw.V/VI «Чёрный тигр» (Black Tiger). По причине свой высокой цены танк нет пошёл в серию. Однако, мелкосерийно он собирался (по некоторым данным было собрано около 20 машин) и в боях участвовал.
ТТХ:
Масса танка – 52 тонны
Бронирование:
Лоб – 100 мм
Борт – 50 мм
Корма – 40 мм
Лоб башни – 110 мм
Бот башни – 45 мм
Двигатель – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный
Мощность – 700 л.с.
Скорость максимальная – 48 км/час (шоссе) (В реальности больше 40 км/час машина не ездила)
Вооружение:
Пушка – 7,5 cm KwK 42
Боекомплект пушки – 121 снаряд
Пулемёты – 2×7,92 MG-42
PS. Понятно что АИ не самая правдоподобная но лучшей под эту машину я не придумал. А автор созданием предыстории для это машины не озаботился. Более того у этой модели даже башня не крутиться. Думаю просто поленился парится с переносом погона башни от Пантеры на модель Фердинанда.
ТТ Х так же придумал самостоятельно. Естественно, особенно не высчитывал, делал на глаз.
И ещё, название для данной АИ машины придумал сам.
Источник — http://www.alternathistory.com/pzkpfw-vvi-chernyi-tigr-black-tiger-germaniyaalternathistory.livejournal.com
Тяжелый танк «Тигр» — Вооружение
Тяжелый танк «Тигр»
В «бронированном кулаке» германской армии тяжелых танков не было вплоть до 1943 года. Но это вовсе не значит, что работы по их созданию в Германии не велись. Неверно утверждение о том, что немцы в спешке строили «Тигры» только потому, что якобы средние Pz. III Pz IV оказались бессильными против наших Т-34, КВ и ИС.
Созданием тяжелого танка для возрождающегося и набирающего силу Вермахта немецкие инженеры занялись еще в 1936 году. На фирме «Хеншель и сын» (Henscl & Sohne) в городе Кассель было основано конструкторское бюро по проектированию «танка прорыва». Возглавил его талантливый инженер Эрвин Авель. Уже к 1937 году был готов проект танка DW. 1. Через год – его улучшенный вариант DW. 11, массой 30 т. Перед войной эта работа не являлась приоритетной, поэтому технологическая база для производства новой бронированной машины была готова лишь к 1940 году. К этому времени построили шасси, обозначенное как VK.3001 (H). В июне на него поставили башню с макетом орудия. Танк произвел впечатление на военных, и Управление вооружения Вермахта выдало фирме заказ на создание еще более мощного танка с броней более 100 мм и весом, в два раза превышающим вес прототипа VK.3001. Этот танк скорее предназначался для демонстрации мощи и устрашения, чем для боя. Но здравый смысл все же победил, и от этого отказались, заменив спецификацией на танк с броней до 100 мм массой в 36т. На него предполагалось поставить 7,5 см орудие с коническим каналом ствола для повышения начальной скорость снаряда. Параллельно велись работы по модернизации зенитной пушки Ffar 35/36 калибра 8,8 см.
Буквально за месяц до нападения на СССР фирма «Хеншель» построила два танка по этой спецификации – VK. 3601 (H) и VK. 3602 (H) и подготовила базу для их серийного производства. Но управление вооружения изменило задание и предложило увеличить бронезащиту, доведя массу танка до 45 т. Для стимулирования работы и создания конкурентной борьбы аналогичное задание выдали и доктору Фердинанду Порше.
Авель пошел уже проторенной дорогой, используя свой опыт и дорабатывая старый проект. Порше решил идти своим путем. Общим для обоих танков была только башня. Ее создание поручили фирме «Крупп» (Krupp), которая производила 8,8 см пушку.
Летом 1942 года началось новое наступление Вермахта в России. Но к этому времени уже ясно проявились первые симптомы надвигающейся катастрофы. Боевые действия затягивались. Несмотря на некоторые успехи в начале 1942-го, измотанные сухопутные войска, истекая кровью, зарывались в землю. Фронт требовал принципиально новых бронированных машин.
В это время на пост генерала-инспектора бронетанковых войск назначается генерал-полковник Гейнц Гудериан. Используя широкие полномочия, он начал реорганизацию танковых частей, чтобы хоть как-то избавить армию от больших потерь. Его «права на вмешательство» распространялись даже на «святая святых» – войска СС. Улучшая и организуя старое, Гудериан форсировал и работы по созданию танков новых типов.
И вот, как подарок к дню рождения Гитлера, 20 апреля 1942 года на испытательный полигон вышли две новые бронированные машины, призванные в корне изменить положение на фронте. Фирмы «Хеншель» и «Порше» явили из своих цехов танки VK. 4501 (H) и VK. 4501 (P), правда, получившиеся тяжелее заданного почти на десять тонн. Пройдя все испытания, обе машины оказались равноценными по всем своим качествам. Но у танка Авеля была более простая механическая трансмиссия, а не электрическая, сложная, как у Порше. Поэтому фирме «Хеншель» отдали предпочтение. Под маркой «специально бронированная машина» Sd. Kfz. 181 Pz. Kpfw. VI (H), получив гордое обозначение «Тигр» (Tiger), танк пошел в серию. Включая первый прототип, с апреля 1942 было построено 1355 машин этого типа. В 42 – 44-х годах производство «Тигров» по месяцам выглядело так (см. табл. на стр. 30). Кроме фирмы «Хеншель» небольшое количество «Тигров» произвела фирма «Вегман АГ». На фирме «Порше» построили пять версий своего «Тигра». Все они использовались для обучения танковых экипажей.
Pz.VI (H) практически не имел модификаций базовой модели. Включив в конструкцию по программе унификации бронетанковой техники Вермахта стандартные катки, командирскую башню, элементы трансмиссии и двигатель, аналогичные «Пантере» и всем поздним немецким танкам, «Тигр» получил обозначение Ausf.E (Буква «Н» никогда не являлась обозначением модификации, и показывала только фирму-изготовитель).
Корпус «Тигра» представлял собой сварную бронекоробку.
Башня сварная, цилиндрической формы. Борта корпуса и башни не имели наклона. Броня гомогенная хромоникельмолибденовая. Толщина лобового листа брони 100 мм, борт и башня – 82 мм. Пушка KWK36L/56 калибра 8,8 см. боекомплект 92 выстрела. Справа, в лобовом листе корпуса, устанавливался пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Позже на «Е» расположили аналогичный зенитный пулемет на командирской башенке. Боекомплект обоих пулеметов – 5700 патронов.
Двигатель V-образный 12-цилиндровый «Майбах». Вначале это был HL 210 P45 мощностью 650 л.с., а на «Е» стоял HL 230 P45, мощностью 700 л. с. коробка передач «Майбах-Олвар» с восемью передачами переднего хода и четырьмя – заднего. Привод управления – гидравлический, полуавтоматический. Тормоза дисковые. Скорость танка по шоссе составляла 38 км/ч, по бездорожью – 20 км/ч.
Ходовая часть состояла из восьми катков на каждую сторону с шахматным их расположением и торсионной подвеской. Гусеницы с открытым шарниром двух типов – шириной 52 см – «транспортные» и 72,5 см – «боевые». Транспортировка по железной дороге осуществлялась с узкой гусеницей и снятым рядом внешних половинок катков. Танк преодолевал водные преграды глубиной до 4 м по дну. Радиоустановка включала радиостанции Fu 5 и Fu 7.
Первым боевым соединением, получившим «Тигры» в сентябре 1942 года, был 502 тяжелый танковый батальон (sPzAbt 502), воевавший на Ленинградском фронте. В ноябре эти танки имел 501 батальон в Северной Африке, где они произвели весьма устрашающее впечатление на союзников в Тунисе. Тактика применения «Тигров» заключалась в создании отдельных батальонов и усилении ими танковых дивизий.
Так, в последней битве за Северную Африку в феврале 1943-го, 501-й батальон находился на острие удара 10-й танковой дивизии немцев. Наступление Роммеля южнее Туниса смяло правый фланг союзных войск, рассеяв и полностью деморализовав 2-й американский корпус. Танки прорвались на 150 км через Кассеринский перевал, создав серьезную угрозу с тыла 1-й английской армии и аэродромам тактической авиации. Только нерешительность итальянского верховного командования и проблемы с материально-техническим снабжением на позволили Роммелю победить. 3 марта немцы вернулись на свои прежние позиции.
В первую очередь «Тигры» поступали на вооружение 501-511-х отдельных тяжелых танковых батальонов. В составе каждого насчитывалось 59 тяжелых танков. Позднее в 501-503-м батальонах служили «Королевские Тигры», а в остальных – «Тигры».
На западном фронте у «Тигра» так и не нашлось достойного противника до самого окончания боевых действий. Спустя месяц после вторжения в Нормандию Эйзенхауэр докладывал президенту США о проблемах американской армии, с которыми она столкнулась в Европе. В частности, в этом докладе говорилось, что американские противотанковые пушки и 76 мм пушка танка «Шерман» не в состоянии поразить «Тигр» и «Пантеру». Американская пушка МЗ калибра 75 мм, стоявшая на большинстве «Шерманов» и имевшая скорость снаряда 810 м/с, не могла пробить даже бортовую броню «Тигра» (82 мм) с расстояния более 100 метров. Английская 17-фунтовая (калибра 76,2 мм) пушка Мк.V и американская М1А2 калибра 76 мм имели скорости снаряда 885 м/с и 880 м/с, но для борьбы с тяжелыми немецкими танками этого было недостаточно. «Тигр» мог поразить танк «Шерман» на расстоянии более трех километров, а «Шерман» с 76-мм пушкой должен был подбираться на расстоянии не менее 800 метров, чтобы иметь хоть какие-то шансы на успех.
То же самое можно сказать и о «Кромвеле» или «Комете». Броневая защита танков союзников была значительно хуже немецкой. Максимальная толщина брони их танков равнялась 76 мм и была хуже по качеству. Среди английских танкистов ходил печальный рассказ о том, что поразить «Тигра» можно, только попав ему в перископ. Правда, неизвестно, удалось ли это кому-либо осуществить.
К недостаткам танковых пушек союзников можно отнести порох, который давал при выстреле больше дыма и сильную вспышку, а она слепила экипаж. Надо отметить и сильную воспламеняемость американских танков, которые вспыхивали даже от, казалось, незначительных попаданий. Поджечь же немецкий танк, как рассказывали сами танкисты, было весьма непростым делом.
Интересной иллюстрацией превосходства «Тигра» над своими противниками может послужить один примечательный бой у местечка Виллер-Бокаж во Франции, состоявшийся 13 июня 1944 года. Одиночный «Тигр» из 101-го танкового батальона 1-й дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (командир – гауптштурмфюрер Михель Витман) атаковал танковую колонну 7-й бронетанковой дивизии англичан. «Тигр» неожиданно вклинился в расположение англичан и почти в упор расстрелял колонну из 20 танков и автомашин снабжения. Далее, таранив и перевернув «Кромвель», который преграждал въезд на главную улицу Виллер-Бокажа, он ворвался на нее и расстрелял там три из четырех штабных танков, четвертый сумел укрыться в саду. Один из «Шерманов»сумел зайти с борта к танку Витмана и с расстояния примерно 180 метров выпустил четыре снаряда из своей 17-фунтовой пушки. По крайней мере один из них достиг цели, над «Тигром» показался дым. Но ответный выстрел обрушил на «Шермана» половину здания, за которым он прятался, и полностью накрыл его. Пока англичане приходили в себя после этого побоища, «Тигр», получивший, как выяснилось, лишь незначительные повреждения, ретировался, уничтожив по дороге еще один «Кромвель». В итоге за столь короткое время англичане потеряли 25 танков, 14 транспортеров и 14 грузовиков.
На Восточном фронте «Тигры» начали свой боевой путь со станции Мга под Ленинградом. В январе 1943 года один из новых танков был захвачен бойцами Красной армии.
До 1942 года в СССР не было рубочных самоходок, аналогичных немецким штурмовым орудиям и танкам-охотникам. После начинается буквально лихорадочное их строительство.
Самоходная установка СУ-85 на базе танка Т-34 с пушкой Д5С конструкции Ф. Петрова, созданная в мае 1943 года на заводе «Уралмаш», стала первым прообразом советских «Зверобоев» Великой Отечественной войны. Троянов модернизировал зенитную пушку калибра 100, которая могла пробивать броню толщиной 160 мм с расстояния в 1000 метров, и вооружил ею свою самоходку СУ-100. Следующими стали СУ-122, ИСУ-122, СУ-152 и др. Основной тактикой их применения стало создание артиллерийских засад и огневая поддержка пехоты и танков. С появлением «Тигра» тяжелый советский танк КВ-1 («Клим Ворошилов») моментально устарел. Имея 100-мм лобовую броню, практически лишенную рациональных углов наклона, вес 48 тонн, скорость 35 км/ч по шоссе и пушку 76 км/ч, КВ не мог тягаться на равных со своим немецким противником. Нужны были срочные ответные меры. И Котин предложил усилить бронирование танка за счет дополнительных броневых экранов, установить новую 85-мм пушку в новой башне. Но и это не помогло. Танк КВ-85 оказался не слишком удачным, его конструкция исчерпала себя.
В 1944 году Котиным была создана новая серия танков под маркой ИС («Иосиф Сталин»). Первый из них, ИС-1, имел лобовую броню в 80 мм с рациональными углами наклона, новую башню с новой 85-мм пушкой ЗИС-53, конструкции В. Грабина, длиной ствола в 51,5 калибра и начальной скоростью снаряда 792 м/с, способную пробивать 110-мм броню с расстояния в 500 м и 100-мм – с расстояния в 1000 м. Хотя эта пушка обеспечивала снаряду меньшую начальную скорость, она превосходила по дульной энергии в 1,5 раза пушку «Тигра». Вес танка ИС-1 составил 44 т (против 57 т «Тигра»), что при скорости 37 км/ч по шоссе делало его подвижным и маневренным.
В 1944 году на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) инженер Н. Духов создал проект более мощного танка на базе КВ-ИС. Он поставил на ИС-1 новую башню с более с более мощной пушкой калибра 122 мм со скоростью снаряда 795 м/с, несколько изменив форму бронирования корпуса. Так появился на свет танк ИС-2.
Надо отметить, что в борьбе с «Тиграми» использование на другом советском танке Т-34 пушки калибром 76 мм оказалось явно недостаточно. Поэтому в декабре 1943 года вместо нее В. Крылов поставил на Т-34 модернизированную 85-мм пушку Грабина, которая имела обозначение ЗИС-С-53. В результате Т-34 мог выйти на бой не только с «Тиграми», но и с их более мощными модификациями – «Королевскими тиграми».
«Тигры» имели немало недостатков. Основным из них стала недостаточная проходимость при большой массе. Так, например, застрявший или поврежденный «Тигр» могли буксировать либо другой «Тигр», либо связка из трех 18-тонных тракторов Sd.Kfz.18. Серьезным недостатком оказался малый запас хода, что особенно сильно проявилось в боях за Нормандию, когда «Тигры» останавливались из-за нехватки горючего, а подвоз топлива был очень осложнен господством в воздухе авиации союзников и мог осуществляться только ночью. «Тигр» оказался несколько медлительнее своих противников в скорости разворота башни и имел меньшую скорострельность.
На базе «Тигра 1» были сделаны командирский (Befehlstiger) и инженерный (Bergestiger) танки, тяжелая самоходная установка «Штурмтигр» (Sturmtiger), построенная в количестве 18 штук. Ее 38 см мортира RW 61 предназначалась для борьбы против долговременных огневых точек. Боекомплект состоял из 13 ракетных снарядов массой 345 кг. Толщина брони рубки – 150 мм.
Порше использовал проект своего «тигрового» шасси для создания в 1942 году самоходного орудия «Элефант» (Elefant – Слон), вооруженного пушкой РаК 43/2L/71 калибра 8,8 см, предназначенной для борьбы с танками на дистанциях 1000 – 2000 м и защищенного броней в 200 мм. На самоходке стояли два двигателя Майбах HL 120 мощностью по 300 л. с.
Выпущенные в количестве 90 единиц «Элефанты» весною 1943 года поступили на вооружение 653-го и 654-го батальонов истребителей танков (PzjagAbt). Причем 653-й батальон был направлен в Италию, а 654-й в Россию, под Курск.
www.nakop.ru
Танк Тигр » Военное обозрение
История танка Тигр началась много сотен тысяч лет назад, когда несколько видов крупных кошачьих решили отказаться от выходящих из моды и не отвечающих современным условиям длинных саблевидных клыков, приобрести хвосты и начать применять новые схемы камуфляжа. Несмотря на насмешки своих надменных саблезубых сородичей, они терпеливо отращивали длинные хвосты и тщательно исследовали различные типы маскирующей окраски. После нескольких десятков тысяч лет напряженного труда первый тигр, наконец, поточил когти о пальму и до тридцатых годов двадцатого века все более-менее устаканилось.
Тем временем к власти в Германии пришел А. А. Шикльгрубер, в просторечии именуемый Гитлером. И не прозлодействовав и пяти лет начал реализовывать свои военномегаломаньяческие фантазии. Не осталось в стороне и панцерваффе. Первые немецкие танки, конечно, не были педальными, как утверждают некоторые недобросовестные исследователи, но, тем не менее, танками их называли только откровенно пристрастные люди. Фюреру хотелось чего-то большего… В конце января 1937 г. Фирма Хеншель получила заказ на проектирование некоего агрегата, стыдливо названного «боевой машиной». Первый изготовленный образец танком не являлся и вообще собирался из двух частей на болтах. Ходовая часть его была совершенно нормальной и ничто не предвещало того ужаса, который предстояло испытать тысячам немецких техников в 43-45 гг. В то время в Германии не применялись прогрессивные советские методы управления конструкторским процессом, заключавшиеся в помещении целых коллективов в особые, наглухо закрытые помещения, где им создавались все условия для продуктивной работы, поэтому когда представители Панцерваффе прибыли смотреть опытный танк, им быстренько показали нечто без башни, нагруженное рельсами.
— А где танк? — спросили танкисты.
— А вот, — ответили конструкторы.
— Это???
— Ну, собственно, это еще не танк. Это первый концептуально-экспериментальный прототип опытной машины.
— А сразу опытную машину нельзя было сделать?
— Ну-у-у, в таком деле спешка ни к чему. К тому же мы опробовали на нем некоторые интересные идеи.
Тогда один из офицеров панцерваффе сказал, что у него есть знакомые, которые работают в гестапо, поэтому если это бодяга будет продолжаться, то на конструкторах тоже будут опробованы некоторые интересные идеи, касающиеся болевых порогов, пределов прочности суставов и сочленений и анатомии вообще. Не прошло и года, как конструкторы представили второй прототип. Чтобы избежать наездов со стороны танкистов и гестапо, на него быстренько воткнули башню от PzKpfw IV и с гордостью продемонстрировали представителям Панцерваффе.
— Ну и? — спросили представители
— Вот! с гордостью ответили инженеры.
— Что «вот»? — зловеще прошипел входивший в группу Гудериан, потянувшись к кобуре.
Гудериана оттащили в сторону Гот и Манштейн, после чего для поднятия боевого духа двух первых попавшихся инженеров быстренько расстреляли. Это необыкновенно взбодрило остальных и новый опытный прототип появился буквально через год. Башни он не имел, но зато имел кое-что другое…
Среди сотрудников фирмы Хеншель ходила темная легенда о детстве инженера Книпкампа. Злая мачеха заставляла бедного мальчика с утра до вечера мыть, вытирать и расставлять по полкам посуду. Бесконечные ряды тарелок — вот что осталось в памяти несчастного ребенка. До поры до времени советник имперского управления вооружений Книпкамп справлялся со своими комплексами, хотя его проект автоматической пушки, стрелявшей плоскими дискообразными снарядами в свое время напугал управление до нескольких инфарктов (очевидцы рассказывали, что действующий образец больше всего напоминал взбесившуюся посудомоечную машину, а водяное охлаждение ствола, дававшее облака пара, только усугубляло это впечатление). Поэтому ничего не подозревавший главный конструктор Эрвин Адерс поручил инженеру конструирование ходовой части. Говорят, что увидев первый образец, Адерс сожрал две упаковки валидола. Затем он спрятал в кабинете трех самых крепких своих инженеров, положил к карман пиджака именной П-38 и вызвал Книпкампа для объяснений.
— Это что? — руки Главного Конструктора заметно дрожали.
— Экспериментальный образец нового прогрессивного шасси, — нездоровый блеск в глазах инженера напугал Адерса до такой степени, что он забыл про пистолет.
— Но зачем в четыре ряда???!!!
— Потому что! Так! Лучше! Плавность! Хода! — уловив истерические нотки в голосе конструктора,
инженеры в шкафу тихо упали в обморок.
— Но через месяц нам сдавать машину! — простонал Адерс, прикидывая, отправят ли его в концлагерь или сразу расстреляют.
— Все будут в восторге, — заверил его Книпкамп.
Надо сказать, что после показа второго образца, управление вооружений решило не рисковать и поручило разработку тяжелого танка еще и фирме Порше. К счастью для антигитлеровской коалиции, у Порше были свои тараканы в голове. Фердинанд Порше очень любил всевозможные электрические прибамбасы, поэтому в качестве двигателя для своего монстра он выбрал не примитивный Майбах, а соорудил целую цепь из бензомотора, генератора и электромотора. Чтобы картина была полной, следует добавить, что на каждое из ведущих колес полагалось по своему электромотору, поэтому общее количество двигателей и генераторов в танке достигало шести. По слухам, после представления проекта часть сотрудников фирмы, что поумнее, поступила добровольцами в Вермахт и, страшно довольная собой, уехала в Польшу. Самые же умные бежали во Францию и стали членами Сопротивления. Тем временем Германия напала на СССР. В начале июля Порше и Адерса срочно вызвали в Куммерсдорф. Прямо у машины их встретил прилетевший с фронта на полчасика Гудериан, и, нежно обняв за плечи, повел в какой-то ангар.
— Ну, господа, что вы на это скажете? — голос Гейнца можно было намазывать на хлеб вместо повидла.
— Donnerwetter! — Адерс сел где стоял, а Порше схватился за сердце.
Посреди ангара стоял закопченный монстр без гусениц, с броней, напоминавшей лунный ландшафт.
— Что это? — просипел Порше.
— Это? — голос Гудериана был слаще сахарина. — О-о-о, это очень интересная вещь. Это русский тяжелый танк. По нему стреляла половина 6-й дивизии, а остановился он только когда у него кончилось горючее. С Леебом случилась истерика… А теперь!!!!
Температура в ангаре упала на десять градусов, Адерс с тоской поискал глазами Манштейна… Гудериана оттащил Шпеер и Тодт. Тот вырывался и орал
— Arsch mit Ohren!!! Эти Bierfickeren четыре года делают унитазы на гусеницах и называют их тяжелыми танками! Mit solchen Arschloecher werde ich bald fertig! Тодт, сука, пусти, я им arsch порву! В то время как немецкий народ под руководством великого фюрера…
При этих словах Тодт и Шпее сделали «Хайль Гитлер», выпустив при этом Гудериана, и тот немного побил конструкторов ногами. Устав, он оправил мундир и сказал:Значит так, Arschlochen. Русский танк вы видели. Если через полгода у моих орлов не будет такой же, только лучше, я вам обоим Eier оторву. Или нет, я позвоню Гиммлеру и скажу, что вы оба — скрытые евреи.
Конструкторы утерли кровавые сопли и сделали выводы. Работы пошли ударными темпами. Очень скоро, выяснилось, что перспективное 75-мм орудие, которое предстояло установить на танк Адерса, конечно, очень хорошее орудие, но имеет несколько экзотичный бронебойный снаряд, содержащий 1 кг вольфрама. Вольфрам был в Рйхе настолько стратегическим сырьем, что конструкторов орудия сразу отправили на Восточный фронт, а Адерс имел очень неприятную беседу с дедушкой Мюллером. Пришлось идти к Порше и выпрашивать у него запасную башню. В этой башне стояла 8.8 см танковая пушка, которая в предыдущей жизни была зениткой. Это было очень мощное орудие, но танкисты не раз замечали потом, что стоит над полем боя появиться вражескому самолету, как Тигр необъяснимым образом начинает задирать ствол и крутить башней. 20 апреля 1942 г. по одному образцу от каждой фирмы было привезено в ставку Гитлера в Восточной Пруссии. Уже при разгрузке бравые поршевцы воткнули свой танк в грунт. Хитрые же хеншелевцы сгрузили свой 70-тонными краном, чем вызвали у присутствовавших танкистов, особенно техников, приступ необъяснимой тревоги. Танки показали Гитлеру и он сразу наградил Порше Крестом за военные заслуги. После этого танки немного поездили. Танк Порше ездил быстро, но ,разворачиваясь, закладывал виражи шире, чем «Ланкастер». Танк Хеншеля ездил медленнее, но зато разворачивался на месте. Правда при этом двигатель у него нагрелся так, что его пришлось сполоснуть жидким азотом. Для дальнейших испытаний танки повезли на полигон в Берк. Электротрансмиссия танка Порше постоянно выходила из строя, пробки постоянно выбивало, предохранители горели и от танка несло горелой изоляцией. После осмотра фюрер снова подошел к конструкторам.
— Фердя, что за движок на твоем танке? — фюрер ласково похлопал по плечу своего любимца. Порше начал объяснять свою систему электротрансмиссии. Фюрер слегка переменился в лице.
— Электрический? Фердя, у тебя крыша поехала? Да на твоего слона батареек во всем Рейхе не напасешься? Какова у него дальность хода? 50 км??? А потом что, зарядную станцию к нему подгонять? Ах бензомоторы? ФЕРДИНАНД, ТЫ ЧТО, ИДИОТ??? Два мотора на танке??? Не два? ШЕСТЬ??? ПОдайте мне ковер!
Фюрер сгрыз принесенный адьютантом половичок, слегка успокоился и дал рыдающему Порше свой носовой платок:
— Ну ладно, не плачь, все равно я тебя люблю. Это ты просто переутомился. Съезди в Альпы или Париж, отдохни, а потом я тебе другое дело поручу, есть у меня одна задумка… «Мышонок» называется, — фюрер захихикал и подошел к Адерсу.
— Ну-с, а что тут у тебя… ЭТО ЧТО???
— Катки, — с истерической бодростью отрапортовал Адерс.
— Вижу, что катки! Почему в четыре ряда!
— Для лучшей плавности хода! Разработано нашими инженерами под моим руководством! Плод арийского гения! Позволяет танку стрелять на ходу!
— А раньше что, нельзя было стрелять? — озадачено спросил фюрер.
Адерс прекрасно знал, что танк может стрелять хоть на ходу, хоть в падении, хоть перевернутый, был бы снаряд в орудии. Потому что стрелять и попадать — это принципиально разные вещи. Но идти на попятный было уже поздно:
— Нельзя, мой фюрер! Когда танк подпрыгивает на ходу, снаряд может от толчка перекоситься в пушке!
Поскольку всем присутствовавшим при разговоре танкистам Адерс предварительно хорошо забашлял и пообещал отмазать от Восточного фронта, они хором подтвердили слова Адерса и танк был принят на вооружение. С этой минуты начались злоключения танкистов-союзников и немецких ремонтников, но это уже совсем другая история…
Первые четыре Тигра были произведены к 18 августа 1942 г. Гитлер немедленно вознамерился отправить их куда-нибудь повоевать. До Сталинграда везти было долго, в Африке Роммель гонял англичан полотенцем, поэтому решено было отправить танки под Ленинград.
— Представляете, — хихикал фюрер. — Сидят русские, а тут — РАЗ!!!
Танкисты имели свое мнение, но высказал его только Гудериан:
— Но мой фюрер, во-первых, там у русских болота…
— Ну и что?
— Э-э-э, как бы так сказать… Танк — он очень тяжелый. Соответственно, если он поедет по болоту, то может застрять.
— Но русские же ездят!
— Русские — дети природы! Они едят мох, спят под открытым небом, знают все тропинки и перетаскивают
свои танки на руках. И потом, не лучше ли немного подождать два месяца и РРРАЗЗЗ — въехать на ста Тиграх в Москву?
Фюрер демонстративно съел небольшой палас и Гудериан признал свою неправоту. Четыре тигра были отправлены под Ленинград. Тигры, в принципе, были неглупыми зверьками, поэтому уже в первой атаке у двух из них резко сломались коробки передач, а у третьего загорелся двигатель. Танки отбуксировали в тыл, после чего специально приехавшие сотрудники гестапо показали им фотографии работы пресса для переработки металлолома на заводе Круппа. Тигры судорожно сглотнули и сказали, что выводы сделали.
Следующее наступление было через две недели. Тигров передали 170 пехотной дивизии. Командир дивизии долго чесал в затылке, раздумывая, что ему делать с четырьмя слониками. Тигры, перед внутренними взорами которых стояла картина работающего пресса, всем видом своим выражали непреклонную решимость давить и сокрушать.
— Dingsda какая-то, — сказал он наконец. — Ладно, езжайте вон по той дорожке. Что найдете — можете давить. Наших там вроде нет. Если въедете в Петербург, позвоните мне.
— А пехота? — робко спросил один из Тигров
— Какая пехота? Вы о чем? — неубедительно возмутился командир дивизии.
— Да мы так, ни о чем, — сникли Тигры и, подбадривая друг друга поехали по узенькой дорожке посреди болота.
В тот день голодные русские артиллеристы были особенно злы — махорку на позиции не доставляли уже неделю. Когда командир противотанковой батареи увидел двигающиеся по дороге четыре огромных танка, он не стал, как ожидалось, бегать кругами и кричать: «Мы сдаемся! Щас только комиссаров перестреляем!» Вместо этого он выплюнул козью ногу, в которую вместо махорки заворачивался ягель пополам с соломой и со словами: «Все, казззлы, вы докукарекались» лично встал к панораме. Первый Тигр русские просто подбили. Три остальных не были готовы такому повороту событий и запаниковали. Поскольку русские продолжали стрелять они быстренько сломались и притворились мертвыми. Ночью их вытащили на буксире. С оставшегося мертвого Тигра русские разведчики свинтили на сувениры все, что могли. Сувениры отобрали в особом отделе и отправили для дальнейшего изучения. Чуть позже, число Тигров под Ленинградом довели до семи. В ответ русские убили пять из них, хотя сами немцы утверждают, что три Тигра покончили с собой исключительно из презрения к русским. Убив первого Тигра советские солдаты долго ходили вокруг и чесали в затылке, пока кто-то не предложил отправить тушку товарищу Сталину.
Ознакомившись с Тигром товарищ Сталин разгрыз трубку и вызвал из Танкограда конструктора Котина.
— Таварыщ Котын, чито ви на это скажэтэ?
— … твою мать, сказал, — интеллигентнейший Жозеф Яковлевич.
— Будэм счытат, чито ви сказали это про Адолфа Гитлэра, — мудро улыбнулся Вождь.
Котин облазал танк от гусениц до дульного тормоза и хмуро вытянулся перед Сталиным.
— В общем, товарищ Сталин, одно из двух — либо это мутант, либо…
— Что «либо»? — мягко подбодрил конструктора товарищ Сталин
— Либо — полный звиздец, — твердо сказал Котин, прекрасно знавший, что до конца войны его точно не расстреляют.
— Как гаварыл таварыщ Лэнын, нэт такого звыздеца, каторый нэ пэрэзвыздэлы бы балшэвыкы.
— Будем стараться, товарищ Сталин, — вытянулся конструктор.
— Конечно будете, — совершенно без акцента сказал Вождь и Котин понял, что шутки кончились.
Тем временем, неотвратимо надвигалось лето. Немецкое командование готовилось внезапно срезать Курский выступ. Советское командование готовилось внезапно этому помешать. В полной тайне немцы сосредотачивали огромные силы о оснований выступа. Русские старательно делали вид, что ничего об этом не знают, а траншеи копают просто так, от нечего делать. Стаи тридцатьчетверок ползли по ночам к линии фронта, отлеживаясь днем в оврагах. Те, что попадались на глаза немецкой воздушной разведке принимали самый беззаботный вид, резвились, гонялись друг за другом и старались выглядеть как можно более ничего не подозревающими.
К началу Орловско-Курской операции, которую немецкое командование, уже имевшее представление об уровне осведомленности противника, с мрачным юмором обозвало «Цитадель», на Курскую Дугу сползлось 146 тигров. Ночью 5-го июля командование Центрального и Воронежского фронтов приказало немного пострелять по позициям немецких войск — просто чтобы намекнуть, что все готовы и можно начинать. Немцы, почему-то, начали с некоторым опозданием. Немецкие танки поехали на советские позиции. В первых рядах ползли Тигры, необычайно гордые оказанной им честью. Первое время почетная задача убоя немецких бронированных зверьков была возложена на противотанковую артиллерию и пехоту. Несмотря на потери, артиллерия и пехота с задачей более-менее справлялись. Коварные советские артиллеристы, зная, что броня Тигров непробиваема, наловчились отстреливать бедным зверькам все, что выступает за пределы броневого корпуса — от орудий до многострадальных катков. Кроме того, русские применяли гнусную и развратную тактику «заигрывающих орудий». Для этого несколько пушек маячили на холмах и, завидев Тигров, начинали разнузданно подмигивать им панорамой, зазывно отставлять станину и вообще привлекать внимание. Когда же доверчивые немецкие танки бросались навстречу, из кустов вываливала целая орава противотанковых пушек и с криком: «А кто тут к честным женщинам лезет!» устраивала безобразную драку.
Русская пехота, в основном, хитрым образом маневрировала вокруг танков, то прячась, то вновь являясь и ловя момент, чтобы положить на крышку моторного отделения связку гранат или бутылку с бензином.
Необычайные трудности доставляло немцам так называемое нахальное минирование. В самый разгар наступления перед идущими в атаку немецкими танками вдруг останавливался потрепанный русский грузовик, и несколько небритых личностей предосудительного вида начинали деловито закапывать что-то в землю прямо на дороге.
— Эй, эй, что это вы там делаете, — возмущенно кричал головной Тигр
— НЕ видишь что ли — дорожные работы проводим, — нагло отвечал старший русский, продолжая копать аккуратные ямки.
— А что вы тогда в землю закапываете?
— Не знаю. Нам приказали — мы закапываем.
— Это возмутительно! Мы, между прочим, здесь наступаем! У нас график! Мы должны в 12:30 выйти к поселку, как это он называется… «Горьелое».
— А у нас план. До 12:15 выкопать сорок ямок.
— Мы будем жаловаться! Кто у вас командир?
— Военная тайна, — ехидно отвечали русские саперы.
— Ну ладно, мужики, давайте по-хорошему. Тут объезд есть?
— Есть конечно. Вон по той балочке, — как-то слишком быстро соглашался русский.
Тигры уезжали в указанном направлении только для того, чтобы вернуться через полчаса:
— Мужики вы что? Так же нельзя! Там мины какие-то! Дитрих, вон, подорвался!
— Ох, мужики, простите, — на глаза русского сапера наворачивались кристально чистые слезы раскаяния. — Опять у нас что-то напороли. В любом случае, мы тут закончили, так что можете смело ехать.
— Ни пуха ни пера! — кричали русские саперы, садясь в грузовик.
— К черту! — дружно отвечали Тигры
— К нему, к нему, родимому, — бормотали русские, сворачивая за ближайший холмик.
Тем не менее, настал момент, когда в наступление пришлось идти советским танкистам, и тут Тигры, наконец, развернулся. Типичный танковый бой между тридцатьчетверками и Тиграми проходил так.
— Что-то как-то тихо, — озабочено говорил советский командир.
— БАММММ!!!!
— У-у-у, твою мать, — говорили советские танкисты, выбираясь из разбитого танка.
— У-у-у-у-у, мать твою, — говорили уцелевшие тридцатьчетверки, прячась кто где.
Тигры на горизонте довольно ухмылялись. Довольно быстро выяснилось, что могучие танковые атаки, которые и раньше-то удавались с большим трудом, теперь стали совсем невозможны. Особенно наших танкистов возмущало то, что Тигр не пробивается не только в лоб, но и в борт.
— Это, в конце конwов, нечестно, — кричали они Тиграм. — Куда же вас тогда подбивать?
— А никуда, — издевательски смеялись Тигры. — Мы вас сами всех подобьем.
Нашим оставалось только скрежетать зубами.
Когда Жуков положил перед товарищем Сталиным доклад о рузльтатах Курской битвы, товарищ Сталин едва не проглотил трубку:
— Таварыщ Жюков, ви, канэчна, каммуныст, но бога-то пабойтэс! Какие шестсот падбытых тыгров?
— Ну, конечно, тут мы немного преувеличили… — вздохнул Жуков. — Восемьдесят штук мы подбили.
— А нашых сколко падбылы?
— Бить не будете?
— Не буду, — сказал вождь без акцента и Жуков молча положил перед ним другой листок.
— Мда-а-а, — крякнул вождь, трамбуя табак в трубке. — Чем вы это объясните, товарищ Ротмистров?
— Ну так, мы это, того, а они, это, того… — ответил бравый танкист.
— У них танки помощнее, — перевел Жуков.
— Насколько я слышал, танки с танками не воюют! — наставительно поднял палец Сталин.
— Оно, конечно, так, но иногда и этак! — возразил Ротмистров.
— По-всякому бывает, — перевел Жуков. — И вот когда это «по-всякому» все-таки случается…
— Знаете, товарищи, — задумчиво начал Сталин, — когда товарищ Сталин был в Туруханской ссылке, ходили он как-то на медведя…
Жуков и Ротмистров скептически переглянулись
— А чтобы вы знали, товарищи, — продолжал Сталин, делая вид, что ничего не замечает, — самое трудное при этом — выманить медведя из берлоги. Пока он в берлоге — хрен его достанешь… А вот если выманишь… В общем, товарищи, гибче надо. Выманивать фашистского зверя из его логова, а еще лучше — заманивать в наше! Понятно?
— Так точно!
Собственно, в частях уже давно пришли к тем же выводам. Драки с Тиграми стенка на стенку быстро стали непопулярны, вместо этого в ход пошли всевозможные азиатские хитрости. К примеру, под Харьковом танкисты 1-го мехкорпуса применили следующий тактический прием:Тигр (читает из разговорника): Полье чистое! Ташь не ташь мне поетинщика? Вихоти тесять русски танк на честный бой, на поб.. поб… побраночку!
Т-70 (из кустов): Бже ж мой, шо ви такое говорите? Шоби ви знали, танки с танками не воюют. Танки воюют с пехотой, я извиняюсь. А ви што-то все время к нам лезете… Ви што, танкосексуалист?
Естественно, от таких оскорблений у тигра срывало башню и он рвался в кусты, чтобы разобраться с ругателем… И расставался с башней уже по-настоящему. В другом месте в течении недели по передовой демонстративно очень быстро ездил Т-34 с надписью: «Танк Героя Советского Союза, дважды еврея Советского Союза Моисея Абрамовича Финкельштейна. Все фашисты, извиняюсь, педерасты». Несмотря на то, что надпись была полностью лжива (командира танка на самом деле звали Евгений Соломонович Рабинович, он был обычным евреем и ГСС на тот момент еще не стал, да и фашисты далеко не все были педерастами), отважному танкисту удалось выманить на минное поле двух Тигров. Интересный прием применил один раз танкист Петр Героев. Оказавшись, случайно, один на один с Тигром, он принялся очень быстро ездить вокруг него. Тигр стал, соответственно, крутить башней, пытаясь достать нахала. Все быстрее мчался танк Петра Героева, все быстрее крутилась башня Тигра. Потом она внезапно остановилась, из нее вылез командир Тигра, встал на четвереньки, после чего его бурно стошнило. Остальных, как позже выяснилось, стошнило прямо в танке. Однако наиболее результативным считается непрямой разгром батальона Тигра под Фастовом. Батальон был переброшен к фронту для ликвидации прорыва. Не доезжая до линии фронта Тигры увидели разбитую немецкую колонну. Посередине разгрома высился вбитый в землю столб, на котором белела записка: «Прорвали линию фронта, теперь мочим вас, козлов, в сортире. Если не слабо — ждем вас на высоте 235.7. Двести русских танков». Проехав двадцать километров, и бросив по дороге две неисправных машины, Тигры нашли на высоте 235.7 раздавленную немецкую батарею и новую записку: «Ждали вас, ждали, задолбало. мы теперь в деревне Убитое. Будем ждать вас там, если успеете. Двести русских танков» проехав сорок километров, и потеряв еще четыре танка, Тигры приехали в деревню Убитое. В деревне они нашли только немецкий автопарк, распаханный гусеницами и третью записку: «Ну вы и сыкуны! два часа вас ждали, задолбались! Короче, ждем вас прямо в Фастове, если уж и туда не поспеете, то козлы вы все и слабаки». Напрягая силы, Тигры на последних каплях бензина доползли до Фастова, оставив на обочинах еще шесть поврежденных машин, где и нашли последнюю записку: «Гы-ы-ы, круто мы вас накололи? Красная армия уже на сто километров продвинулась, а нас самих было не двести, а только сто!» Оставшиеся тигры покончили с собой от позора и огорчения.
Тем не менее, Тигры были чрезвычайно опасным противником, но, к счастью, они все же имели одно слабое место. Этим местом была их ходовая часть… Не счесть эпитетов, которыми озверевшие немецкие механики наградили инженера Книпкампа, меняя катки на чудовищной махине. Поскольку на замену одного катка из внутреннего ряда уходило до суток, многие не выдерживали, пускали пену изо рта и бросались на Тигра с ломом, колотя ни в чем неповинную машину по чем придется. Известно, что танкисты, воевавшие на Тигре до самой смерти не могли не только есть с тарелок, но и видеть их. Вид стопки тарелок могла довести до инфаркта закаленного вояку, прошедшего русскую кампанию и лагеря для военнопленных. Чудовищная по размерам и жестокости драка между офицерами Люфтваффе и Панцерваффе, произошедшая в мае 1944 г. в баре Drei Ferkels und Sieben Gnomen Bar в Берлине, драка, из-за которой на три месяца вышел из строя состав двух гешвадеров и одного шверепанцерабтелунга, произошла из-за, казалось бы, совершенно невинной шутки. Пивший вместе с летчиками штандртенфюрер СС послал от их имени за стол танкистам горку тарелок, сложенных в шахматном порядке… (Проведенное расследование так и не установило личность штандартенфюрера. Офицеры Люфтваффе в больнице вспоминали, что звали его Отто, Отто фон…, дальше вспомнить не могли. Впрочем, все сходились на том, что он им кого-то напоминал). В результате танкистов и летчиков разнимали при помощи пожарных брандсбойтов, причем дерущиеся даже не заметили произошедшего налета тысячи американских бомбардировщиков.
Зато, следует признать, Тигр был очень прост в управлении. Управлять им мог любой член экипажа, и, вообще, должность механика-водителя Тигра считалась в Панцерваффе чем-то непрестижным. Командиры, желая пристыдить своих нерадивых водителей говорили: «Ну ты сапожник! Тебе только Тигром управлять». Кроме того, Тигр имел очень мощное вооружение, что позволяло отдельным немецким танкистам набирать невообразимые личные счета. Так, к примеру, однажды шесть Тигров 101 тяжелого танкового батальона под командой оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана за полдня уничтожили триста советских танков, что примерно в два раза превышало наличный танковый парк Красной Армии на этом участке фронта. Не удовлетворившись этим, на следующий день они уничтожили еще двести советских танков, и только внезапная атака уже тысячи советских танков заставила героев отступить.
Однако, союзники не желали понимать, что они должны по определению проигрывать таким замечательным и грозным машинам, и продолжали наступать и даже иногда уничтожать Тигры. К 1 марта 1945 г. из 1200 произведенных Тигров в живых осталось только 185. Оставшиеся в живых после капитуляции были забиты согласно ее условиям.
Остается отметить интересное явление имевшее место в Советском Союзе. Легенда о непобедимом и непробиваемом немецком Танке настолько укоренилась среди советских танков, что несколько Т-44 даже создали Клуб Исторической Реконструкции, посвященный исключительно Тигру. Они переодевались в Тигров, красили себя в немецкую окраску, наносили немецкие опознавательные знаки (надо признать, довольно неумело) и устраивали реконструкции сражений с участием Тигров. Кончилось тем, что после демобилизации они были приглашены на Мосфильм и приняли участие в съемках многих исторических фильмов, как у нас в стране, так и за рубежом.
topwar.ru
немецкий танк-легенда «Белый тигр». Оружие и военная техника. Добавил Виталик Бакланов — VilingStore.net
немецкий танк-легенда «Белый тигр»
Оснащенные мощной броней и дальнобойным орудием, танки «Тигр» были действительно выдающимися машинами того времени. Основное орудие танка могло поразить цель на расстоянии до 2000 метров. Мощная броня позволяла «Тиграм» практически вплотную подходить к противнику, не опасаясь быть пораженными вражеским снарядом. Но потери советской армии от огромной огневой мощи «Тигра» были незначительны. Чудо немецкой техники, в сочетании с бездумным его использованием, не наносило Советской армии предполагаемого ущерба.
немецкий танк-легенда «Белый тигр»
Танк «Тигр»
, породивший легенду о «Белом Тигре», по сути, всего лишь имел устрашающий вид. Легенда о «Белом Тигре» гласит, что это танк-призрак без экипажа, который крушит на своем пути все и его невозможно остановить. Существует мнение, что Белый танк все же существовал в единичном экземпляре, был оснащен мощным двигателем и управлялся спец-экипажем. Единственное, косвенное, упоминание о Белом Тигре было в разговоре Гитлера и командующего 2-й танковой группой — Гейнца Гудериана. Гудериан сказал, что въезжать на территорию захваченных городов в современной войне, вместо белой лошади, нужно на белом танке.Параметры:
Длина корпуса, мм 6316
Длина с пушкой вперёд, мм 8450
Ширина корпуса, мм 3705
Высота, мм 2930
Клиренс, мм 470
Скорость по шоссе, км/ч 38
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
vilingstore.net
Топливная система | Танк «Тигр»
Танк «Тигр» оборудовался четырьмя топливными баками общей емкостью 534 литра. Такого объема топлива хватало прожорливому двигателю HL230 (2,75 л/км) на преодоление 195 км по шоссе и всего на 110 км по бездорожью (сказывалась недостаточная мощность двигателя для тяжелого танка).
Два верхних бака, общей емкостью 348 литра, имели клиновидную форму и располагались в боковых надгусеничных отсеках над двигателем. Сверху над баками находилась решетка всаса воздуха, через которую могли пролететь пули и осколки и пробить баки. Именно поэтому они защищались листом брони толщиной 8 мм, крепящимся к палубе болтами.
Нижние баки, общей емкостью 186 литров, устанавливались в моторном отсеке по бокам двигателя. Они защищались от теплового воздействия со стороны двигателя асбестовыми экранами. Баки имели форму прямоугольного параллелепипеда со срезанным углом.
Срезанный угол был необходим для размещения амортизаторов на двух задних торсионах подвески. 4
Каждый бак крепился к корпусу с помощью двух металлических полос.
Топливо заправлялось через две заливных горловины, расположение позади и по бокам от кормовой части башни. Проходя через фильтр, установленный в горловине, бензин поступал в верхний бак и далее самотеком по соединительной линии перетекал в нижний бак.
Забор бензина осуществлялся из нижних баков, к каждому из которых было подведено две линии топливопровода, расположенных на разных уровнях. Выбор линии осуществлялся переключением селекторных клапанов, селекторы которого располагались на перегородке моторного отсека.
Каждый селектор имел три положения: 1 – Основные баки; 2 – Резерв; 3 – Выкл. В позиции «Основные баки» бензин забирался из верхней линии топливопровода. Тем самым при израсходовании бензина в верхних баках и части из нижних, топливо расположенное ниже этой линии оставалось в резерве. Чтобы воспользоваться этим резервом, необходимо было переключить селектор в позицию «Резерв» и бензин в таком случае забирался из нижней линии топливопровода. Оставшегося количества бензина (примерно 70 литров в каждом баке) хватало на преодоление еще 50 км по твердой поверхности.
После селекторного клапана бензин проходил через топливный фильтр, насос и поступал в четыре карбюратора распределяющие бензин на 12 цилиндров. Лишний бензин от карбюраторов возвращался по обратной линии в верхний левый бак.
В верхних точках каждого бака имелись воздушные линии, соединяющиеся в одну общую с установленным на ней краном. При заправке топлива кран открывали для выпуска воздуха из баков. Рычаг крана располагался сверху посередине на перегородке моторного отсека, со стороны боевого отделения.
Для слива бензина из системы в нижних баках и днище корпуса предусмотрены сливные отверстия с пробками.
metspra.ru