Русский приём танкового боя — таранный удар » Военное обозрение

Россия была родиной не только воздушного, но танкового тарана. И он активно применялся в годы Великой Отечественной войны. Первый в мире танковый таран совершил Семён Кузьмич Осадчий (1904 — 13 ноября 1936), ещё в годы гражданской войны в Испании 1936—1939 годов.
Осадчий был призван в Красную Армию в 1926 году, затем прошёл обучение в бронетанковой школе. В Испании он командовал танковым взводом, воевал на лёгком танке Т-26. 29 октября 1936 года произошло первое в мире сражение танков против танков. В бою у населённого пункта Сесения (30 км южнее Мадрида) сошлись советские танки — роты под командованием капитана П. М. Армана и итальянские лёгкие танки «Ансальдо» (они до модернизации были вооружены 2-мя 8-мм спаренными пулемётами). Советские танкисты одержали убедительную победу, уничтожив несколько танков врага. В этой схватке экипаж Осадчего, совершил первый в мире танковый таран, Т-26 столкнул в ущелье итальянский танк «Ансальдо». Рейд советских танкистов был очень успешен, они в этот же день уничтожили и рассеяли до двух батальонов пехоты и два эскадрона кавалерии, вывели из строя 12 пушек, два-три десятка единиц автотранспорта, разбили танковое подразделение противника. За этот бой танкисты Арман, Погодин, Осадчий получили первые звания Героя Советского Союза за воинские подвиги (31 декабря 1936 года). Осадчий не дожил до Великой Отечественной войны – в бою 3 ноября 1936 года его танк уничтожил две артиллерийские батареи и шесть пулемётных точек. Но в танк попал снаряд, взрывом ему оторвало обе ноги, 13 ноября он скончался в госпитале.
Таран был тактическим приёмом, когда, пользуясь своей мобильностью и бронёй, танки врывались на огневые позиции врага, таранили артиллерийские орудия, пулемётные точки, различный транспорт противника. А также выводили из строя танки врага путём столкновения, бронетехнику противника обычно опрокидывали или обездвиживали (вражеский танк, САУ мог потерять гусеницу). Кроме того, экипажи танков могли таранить уличные баррикады или кирпичные стены зданий, давить самолёты. Успешность тарана во многом зависела от подготовки экипажа, его мастерства. Большую роль в нём играл боевой дух танкистов, их готовность умереть, но выполнить задачу. Всего в годы Великой Отечественной войны наши танкисты совершили до 160 таранов.
Особенно много таранов было совершено в 1943 году. К примеру, в сражении в районе Прохоровки 12 июля 1943 года (один из знаменитых эпизодов Курской битвы) советские танкисты совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курского сражения — более 50. Таранными ударами уничтожали не только легкую и среднюю бронетехнику врага, но, бывало, и тяжёлые «Тигры». При ударе корпусом танки выходили из строя, у немецкой бронетехники рвались гусеницы, лопалась броня, деформировались ведущие и опорные катки. Прямые тараны совершались, как правило, в особых случаях, когда кончались боеприпасы, была повреждена пушка, а бой продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече с машинами противника на улицах городов и населённых пунктов, а также в ближнем танковом бою, когда танки врывались в боевые порядки врага. Таранить старались в борт танка, это могло привести к переворачиванию машины противника. Бывало, что танки взрывались из-за детонации боекомплекта, или из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков.
Один из первых таранов Великой Отечественной войны совершил Павел Данилович Гудзь (28 сентября 1919 года — 5 мая 2008 года). Родился он в крестьянской семье, ко времени начала Великой Отечественной войны с отличием окончил 2-е Саратовское тяжёлое танковое училище. Павел Гудзь был направлен в город Львов (Киевский Особый военный округ). В середине июня 1941 года молодой лейтенант Гудзь прибыл в 63-й танковый полк 32-й танковой дивизии (под командованием полковника Ефима Пушкина) 4-го мехкорпуса (командир генерал-майор Андрей Власов) в составе 6-й армии.
В субботу 21 июня 1941 года комвзвода лейтенант Павел Гудзь заступил на дежурство по части. Утром 22 июня танкисты полка были подняты по боевой тревоге. Взвод управления (пять тяжелых танков КВ-1, два средних танка Т-34 и два бронеавтомобиля БА-10), которым командовал Гудзь, во главе полковой колонны выдвинулся в сторону западной границы в район Кристополя. Первым встретив передовой отряд гитлеровцев, Гудзь повёл взвод в атаку и уничтожил вражескую пушку. К 12 часам дня соединение лейтенанта Гудзя уже уничтожило пять немецких танков, три бронетранспортёра и несколько единиц автотранспорта.В тот же день командирский КВ-1 Гудзя в 8 км от Яворово под управлением механика-водителя Галкина (в прошлом он был испытателем-водителем танков в ленинградском Кировском заводе) нанёс скользящий удар в направляющее колесо вражескому среднему танку Т — III, сбил с него гусеницу и затем сильным ударом сбросил в кювет. Есть мнение, что это был первый танковый таран не только в дивизии, но и во всей Красной Армии. Кроме того, его танк протаранил вражеский бронетранспортёр.
Кроме того, есть данные, что танковые тараны в первый день применяли танкисты 5-й танковой дивизии (командующий полковник Фёдор Фёдopoв). Эта танковая дивизия вxoдилa в состав 3-го мехкорпуса, её командиром был генерал-майор танковых войск Алексей Куркин, 11-й армии Прибалтийского Особого военного округа и дислоцировалась в литовском городе Алитус. На вооружении 5-й танковой дивизии были в основном лёгкие танки БТ-7 и Т-26 и средние танки Т-28, бронеавтомобили и некоторое число новых средних танков Т-34. Жестокий бой произошёл на берегу реки Неман. В ходе одной из схваток, несколько русских машин фланговой атакой уничтожили полдесятка немецких танков, часть из них была протаранена и сброшена в кювет.
Гудзь прославился не только первым (или одним из первых) танковых таранов в Великой Отечественной войне, но и уникальным боем, когда его экипаж уничтожил в одном бою десять танков противника. После парада 7 ноября 1941 года его танковый батальон участвовал в жестоких боях в полосе 16-й армии Рокоссовского. К началу декабря 1941 года после почти месяца жестоких боев в 89-м отдельном танковом батальоне Гудзя остался лишь один танк КВ-1 и несколько лёгких танков. Противник — части немецкой 10-й танковой дивизии, занял подмосковное село Нефедьево в 35 км от Москвы. Командир танкового батальона капитан Константин Хорин, пригласил начштаба Гудзя и поставил перед ним задачу выбить противника из населённого пункта.

Лейтенант П. Д. Гудзь на своём танке КВ-1 движется с Красной площади после участия в Военном параде 7 ноября 1941 года.
Один танк поддержал атаку советской пехоты, приняв бой с 18 танками противника. В ходе ожесточённого боя советские танкисты не только подбили и уничтожили 10 машин врага, но и поддержали наступление пехотных подразделений, танк «Клим Ворошилов» давил гусеницами и расстреливал из пулемёта не выдержавшую натиска немецкую пехоту. На боле боя осталось до 400 немцев. Когда бой закончился, на героическом танке насчитали 29 вмятин от вражеских снарядов.
Танкист-ас и в дальнейшем доблестно служил своей Родине. В боях за Сталинград был тяжело ранен (два пулевых ранения и 6 осколков в груди). Но после госпиталя вернулся на фронт. В Запорожье в районе Днепрогэса танк Гудзя был подбит. Двое членов экипажа КВ погибли, а командир получил тяжёлое ранение. У Гудзя была повреждена левая ключица и кисть левой руки. Павел Данилович отрезал остатки кисти ножом, из уже подбитого танка уничтожил два немецких тяжёлых танка «Тигр». После нового попадания в КВ, Гудзя, потерявшего сознание, вытащил из танка механик-водитель. После лечения, Гудзь получив протез руки, снова добровольно вернулся на фронт. После войны стал блестящим преподавателем, профессором, доктором военных наук, дослужился до чина генерал-полковника танковых войск.
Герой Советского Союза капитан Алексей Петрович Босов (21.03.1910 — 18.11.1941).
В 1932 году закончил рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Затем по партийной мобилизации молодого человека направили на учебу в Ульяновскую бронетанковую школу имени В. И. Ленина. Закончив её, Алексей получил звание среднего командира и служил в Забайкальском военном округе. Участвовал в боях на Халкин-Голе. 27 августа во время боя в долине реки Хайластин-Гол (приток Халхин-Гола), его рота нанесла фланговый удар по японскому отряду. В скоротечном жестоком бою советские танкисты Босова уничтожили огнём пушек, пулемётов, бросая ручные гранаты через люки машин: 10 артиллерийских орудий и 220 солдат и офицеров противника, 30 человек взяли в плен. За Халхингольскую наступательную операцию Босов получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина.
Великая Отечественная война застала капитана Алексея Босова за учёбой в стенах Военной академии бронетанковых войск. Но когда немцы подошли к Москве, отважный танкист попросился на фронт. Капитан стал командиром роты в батальоне тяжелых танков КВ, его послали на Волоколамское направление, на этом участке Западного фронта шли одни из самых жестоких боёв за Москву. Вместе с бойцами легендарной дивизии Панфилова отдельный танковый батальон отбивал яростные атаки гитлеровцев. 18 ноября 1941 года в районе села Малые Городищи его рота получила задание выбить врага из населенного пункта Деньково. Против 5 КВ были брошены 12 немецких танков, начался встречный бой. В ходе этого боя КВ Босова уничтожил 8 вражеских танков – 4 из них были протаранены. Кроме того, советские танкисты уничтожили до роты пехоты противника, и танк Босова раздавил немецкий самолёт-разведчик, который выруливал на взлёт. К сожалению, смерть нашла в этот день и героя, его экипаж погиб.
Применяли советские танкисты тараны и против самолётов противника на земле. 11 января 1944 года танки 49-й танковой бригады раздавили 17 самолётов противника на аэродроме польского города Любек. 28 марта 1944 года танкисты 64-й гвардейской танковой бригады на аэродроме города Черновцы огнём пушек и пулемётов и таранными ударами уничтожили 30 самолётов врага. 17 января 1945 года группа танков под командованием И. Кравченко из 47-й гвардейской танковой бригады таранами и огнём танкового вооружения ликвидировали 20 самолётов на аэродроме под польским городом Сохачев.
Экипаж гвардии лейтенанта Дмитрия Евлампиевича Комарова (08.11.1922 — 05.09.1944) совершил таран бронепоезда (!). Комаров родился в крестьянской семье, до войны работал бухгалтером на железной дороге. С началом войны призван в армию и проходил обучение в Благовещенском танковом училище. В апреле 1943 года был отправлен на фронт в должности командира среднего танка Т-34.
Летом 1944 года участвовал, в составе 15-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового Донского корпуса 1-го Белорусского фронта, в операции «Багратион». 25 июня 1944 года его бригада получила задачу перерезать железную дорогу Лунинец – Бобруйск и отбить станцию Чёрные Броды.
Танк Комарова первым ворвался в населённый пункт, прорвавшись через огонь 10-и немецких самоходных артиллерийских установок «Артштурм» (вооружённые 75-мм пушкой САУ Штуг III). В этот момент по советским танкам открыл огонь немецкий бронепоезд, а ответный огонь не мог причинить ему вреда. Танк Комарова был подожжён, а сам командир ранен, но танк был на ходу. Тогда Комаров и механик-водитель танка Михаил Бухтуев приняли решение протаранить бронепоезд противника. На максимальной скорости объятый огнём танк врезался в бронепоезд, две бронеплощадки были сбиты с рельсов и опрокинуты, поезд остановился. Вдохновлённые подвигом товарища, танки бригады освободили станцию. При ударе механик-водитель Бухтуев погиб, раненый Комаров смог выбраться и отстреливаясь от немцев, спрятался в лесу. Его нашли через несколько дней разведчики.
Отважный танкист не дожил до Победы. 5 сентября 1944 года в ночном ожесточённом бою за плацдарм на западном берегу реки Нарев Дмитрий Комаров погиб. 26 сентября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).


topwar.ru
Третье ратное поле России. Большая Переменка
Начнём экскурсию
Семьдесят лет назад произошли события, о которых сейчас вы можете узнать из школьных учебников. Известно, что танковое сражение унесло много человеческих жизней. Чтобы увековечить подвиг советских воинов, на территории Прохоровского района Белгородской области был создан Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Не так давно в его состав вошёл и Музей боевой славы Третьего ратного поля России. Он открылся в мае 2010 года.
Музейный комплекс занимает 5000 квадратных метров. Представьте себе, как это много! Здесь соседствуют культурно-исторический центр «Третье ратное поле России «Прохоровское поле» и храм Первоверховных апостолов Петра и Павла, поскольку решающее сражение Курской битвы прошло именно в день этих святых — 12 июля.
При входе в сам музей установлены шесть стел. Это специальные каменные плиты с именами павших здесь воинов, информацией о ходе сражения. За зданием музея тоже есть что посмотреть: фрагменты советских и немецких оборонительных укреплений с траншеями, окопами, площадками под орудия и укрытием для танков. А на территории отечественных окопов реконструирован наблюдательный пункт.
От мирной жизни — к военному времени
Зал № 1 нас встречает выставкой, рассказывающей об истории Прохоровского района. Такого, каким он был накануне войны. Представьте, ещё минуту назад люди жили обычной мирной жизнью: читали книги или слушали музыку, играли в лото и домино… А спустя мгновение – война. Экспонаты этого зала показывают быстрый и внезапный переход от мирной жизни к жизни военной.
В зале № 2 — экспозиция, посвящённая началу Курской битвы и боевым действиям, прошедшим с 5 по 11 июля. Здесь разместились макеты разнообразной военной техники, личные вещи участников боёв. Например, вещи дважды Героя Советского Союза Андрея Кравченко. Его танковый корпус первым принял на себя бой на прохоровской земле.
Зал № 3 посвящён событиям 12 июля. В этот день в бой вступила танковая армия генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова. В комплекс «Штаб Ротмистрова» входит мебель из дома, где располагался штаб командующего армией, а также личные вещи генерал-лейтенанта. А ещё здесь можно увидеть комплексы (это такие мини-выставки, посвящённые какой-то одной теме) артиллеристов, танкистов, миномётчиков, разведчиков, пошаговые карты военных действий.
В зале № 4 рассказывается о значении Прохоровского сражения и о судьбе его участников. В центре внимания — легендарный Танк Победы Т-34. Знаете ли вы, что мощность двигателя этого танка равняется 500 лошадиным силам, а сам он может разгоняться до 54 километров в час? И это при средней массе в 27,5 тонны!
А ещё в зале представлены вещи участников сражения, добившихся значительных успехов в отраслях науки, техники, производства, военного искусства.
Тема зала № 5 — победа советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь буквально по годам представлены наиболее значимые сражения, повлиявшие на ход войны. Битва под Москвой (1941 год), Сталининградская битва (1942 год), Курская битва — (1943 год). В 1944 году — освобождение Красной Армией Белоруссии, Прибалтики. В 1945 — Берлинская операция, в ре- зультате которой нацистская Германия была разгромлена.
А на втором этаже музея находится экспозиция «История края». Здесь тоже много интересных экспонатов. Они показывают, как развивалась белгородская земля с VII века до нашей эры (это очень древние времена!) до настоящего времени. Здесь есть макеты и засечной черты, и участка крепостной стены. Представлен быт наших предков, обустройство их домов.
Танковый таран
На территории комплекса располагается скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Многие называют его проще — «Танковый таран». Над каркасом «тарана» работал известный белгородский скульптор Тарас Костенко. Сюжет композиции — буквально накинувшиеся на фашистский «тигр» два советских танка — представляет собой эпизод за несколько секунд до взрыва… Автором же самой скульптуры стал известный в России скульптор Фридрих Согоян.

Скульптура «Танковый таран»
Елена Мельникова
«Хорошая работа получается в том случае, когда создаваемое произведение проходит через сердце. Только тогда удаётся оживить холодный камень и бетон», всегда говорил Фридрих Мкритович.
В 2000 году на Белгородчине открылась монументальная композиция, также созданная Фридрихом Согояном, — памятник воинам-танкистам, одолевшим бронированную фашистскую армаду в битве под Прохоровкой.
И пусть главные герои «Танкового тарана» — не люди, а боевые машины, нетрудно себе представить, что в тот момент думали, о чём мечтали солдаты, находившиеся в этих танках. Одни — проклинали врага, пришедшего захватить родную землю, другие — проклинали тех военачальников, которые послали их на верную гибель в страну, где даже дети готовы были отдать жизнь за Родину.
У «Танкового тарана» есть своя история. На Прохоровском поле было совершено более десяти танковых таранов, на которые советские бойцы шли, заведомо зная, что погибнут. 12 июля первый такой подвиг совершил экипаж танка-«тридцатьчетвёрки» — командир экипажа лейтенант Гусев, механик-водитель Александр Николаев, старший сержант Роман Чернов. 20-летний сержант Николаев, спасая раненого командира и своих товарищей, сам себе отдал приказ: «Иду на таран!». Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…
Подвиг советских танкистов запечатлён и на монументальном художественном полотне в музее-диораме «Курская дуга. Белгородское направление». Именно оттуда скульпторы подхватили идею запечатлеть танковый таран ещё и в виде памятника.
А что внутри?
А что же внутри «Танкового тарана». Неприметная снаружи дверь — и вот перед вами обезумевший немецкий солдат, за спиной у которого, будто в издёвку, цитата «из Гитлера»: «Победа под Курском должна подействовать на мир как сигнал фанфары». И дата — 15 апреля 1943 года.

Скульптура немецкого воина внутри «Танкового тарана»
Елена Мельникова
Каких-то три месяца оставалось до переломного сражения на Прохоровском поле. Фотографию немецкого солдата после боя военный фотокорреспондент Виктор Кинеловский сделал в июле 1943 года. Растерянность, безысходность, отчаяние в облике человека, который принёс столько горя нашей стране, олицетворяют поражение нацистской Германии. Впервые за 65 лет после войны враг изображён не свирепым и безжалостным захватчиком, а глубоко несчастным, обезумевшим человеком. Во время экскурсии здесь ещё звучит трёхминутная фонограмма — взрывы, скрежет танковой брони, предсмертные крики солдат.
И словно стонет загнанный в ловушку фашист, которого там, в Германии, наверное, тоже ждали с фронта…
Интересные факты о «Танковом таране»
Работу над созданием монумента «Танковый таран» можно без преувеличения назвать ювелирной. Чеканку латуни и чернового металла производили одиннадцать человек — именно благодаря ручной чеканке танки получились «как живые», кажется, что вот-вот неповоротливые машины, грохоча, разъедутся, и… Работать внутри приходилось в противогазах, так как для работы с латунью можно использовать только аргонную сварку, при этом в воздух выделяются цинк, свинец и другие вредные вещества. Всего над созданием монумента работали около 20 человек.
ххх
Скульптор Тарас Костенко рассказывал, что во время работы над «Танковым тараном» мастера столкнулись с необъяснимыми, почти мистическим фактами. Когда проводили процесс дробостроения (на специальной установке под большим давлением воздуха металл нужно было покрыть мелкой дробью, чтобы очистить от масла и других примесей), металл на танках начал… плакать, словно покрываться кровавыми потёками. Не захотели танки и обработки на другом агрегате — пескоструе, необходимом, чтобы «загладить» швы. Сопротивлялся металл, не давался машинам. Требовал только ручной обработки! Вот и трудились строители памятника (а иначе их не назовёшь!) над этой махиной, буквально каждый сантиметр ощупывая и обрабатывая вручную. Всего наложили около 11 километров сварочных швов. И когда танки, ещё по отдельности, не сцепившиеся в смертельном таране, везли на грузовых прицепах, военные отдавали честь боевым машинам. А во время открытия монумента кто-то из высоких гостей сказал: «Они едут, как живые…».
Алёна Рогожа, Елена Мельникова, «Большая переменка», № 7, 2013
www.peremenka31.ru
Крах операции «Цитадель». Танковому сражению под Прохоровкой – 75 лет
Крах операции «Цитадель»
12 июля – памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение между советской и германской армиями.
Основными участниками танкового сражения под Прохоровкой были 5-я танковая армия под командованием генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова и 2-й танковый корпус СС, которым командовал группенфюрер СС Пауль Хауссер.
10 июля началось наступление на Прохоровку. Благодаря эффективной поддержке своей штурмовой авиации немцам к исходу дня удалось захватить важный оборонительный пункт – совхоз «Комсомолец» – и закрепиться в районе деревни Красный Октябрь. На другой день немецкие войска продолжали теснить русских в районе хутора Сторожевое и окружили части, которые обороняли деревни Андреевку, Васильевку и Михайловку.
До Прохоровки осталось лишь 2 км без каких‑то серьезных укреплений. Осознавая, что 12 июля Прохоровка будет взята и фашисты повернут на Обоянь, выйдя в то же время в тыл 1-й танковой армии, командующий фронтом Николай Ватутин надеялся лишь на контрудар 5-й танковой армии, который мог переломить ситуацию. Времени на подготовку контрудара практически не оставалось. У войск было только несколько часов светлого времени и короткая летняя ночь для проведения необходимой перегруппировки и расстановки артиллерии. Причем и артиллеристы, и танки Ротмистрова испытывали нехватку боеприпасов.
Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника, но все же они вынудили его отойти в исходное положение. Наши войска выстояли в четырехдневном ожесточенном сражении, а противник утратил свои наступательные возможности.
Курская битва была жестокой и беспощадной. Победа в ней досталась советским войскам большой ценой. На всех участках развернувшегося 12 июля грандиозного сражения советские воины проявили несгибаемое мужество, высокое боевое мастерство и массовый героизм, вплоть до самопожертвования. Всего же советские воины совершили в тот день более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курской битвы – более 50.К примеру, в сражении в районе Прохоровки 12 июля 1943 года советские танкисты совершили более 20 танковых таранов. Первый совершил механик-водитель Т-34 Александр Николаев, направив свой горящий танк на немецкий «Тигр» и уничтожив его.
12 июля 1943 г. наступил новый этап Курской битвы. В этот день перешли в наступление часть сил советских Западного и Брянского фронтов, а 15 июля нанесли удар по врагу войска правого крыла Центрального фронта. 5 августа войска Брянского фронта освободили Орел. В тот же день войска Степного фронта освободили Белгород. Вечером 5 августа в Москве в честь войск, освободивших эти города, впервые был произведен артиллерийский салют. В ходе ожесточенных боев войска Степного фронта при содействии Воронежского и Юго-Западного фронтов 23 августа освободили Харьков.
Неоспоримо, что крах немецкой операции «Цитадель» изменил весь дальнейший ход войны. Вооруженные силы Германии после Курска вынуждены были перейти к стратегической обороне не только на советско-германском фронте, но и на всех театрах военных действий Второй мировой войны.
Скульптурная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран» / Фото: windoftravel.orgvremya31.ru
Танковое сражение под Прохоровкой
Сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги в полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский, Белгородская область. Некоторыми представителями Генштаба Вооруженных сил СССР считается одним из крупнейших сражений в военной истории с применением бронетанковых сил.
Непосредственное командование танковыми соединениями во время сражения осуществляли: генерал-лейтенант вооруженных сил СССР Павел Ротмистров и оберстгруппенфюрер СС Пауль Хауссер со стороны Германии. Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: германским войскам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам окружить группировку противника.
Сталинградский разгром потряс военную машину фашистской Германии, но ее мощь по-прежнему оставалась велика. Основной ударной силой вермахта, не подводившей гитлеровское командование до сих пор, были танковые корпуса, в составе которых действовала элита — бронетанковые дивизии СС. Именно они должны были прорвать эшелонированную советскую оборону при ликвидации Курского выступа. Гитлеровское командование планировало овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу.
Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага. Тем самым планировалось создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление.
К 11 июля немцы заняли исходные позиции в районе Прохоровки. Вероятно, имея разведывательные данные о присутствии советских танковых резервов, германское командование предприняло действия по отражению неизбежного контрудара советских войск. В частности, 1-я дивизия Лейбштандарте-СС «Адольф Гитлер», укомплектованная лучше других дивизий 2-го танкового корпуса, заняла дефиле и 11 июля атак в направлении Прохоровки не предпринимала, подтягивая противотанковые средства и подготавливая оборонительные позиции.
В свою очередь, на позициях к северо-востоку от станции сосредоточилась советская 5-я гвардейская танковая армия. Ранее она находилась в резерве и 6 июля получила приказ совершить 300-километровый марш и занять оборону на рубеже Прохоровка — Весёлый. Район сосредоточения 5 гвардейской танковой и 5 гвардейской общевойсковой армий был выбран командованием Воронежского фронта с учетом угрозы прорыва 2-м танковым корпусом СС советской обороны на прохоровском направлении.
Первые столкновение в районе Прохоровки произошло вечером 11 июля 1943 года. По воспоминаниям Павла Ротмистрова, в 17 часов он вместе с маршалом Василевским во время рекогносцировки обнаружил колонну танков противника, стремящуюся к станции.
В 8 утра 12 июля советская сторона провела артподготовку и в 8:15 перешла в наступление. Первый атакующий эшелон насчитывал четыре танковых корпуса: 18, 29, 2 и 2 гвардейский. Второй эшелон составлял 5-й гвардейский мехкорпус. В начале сражения советские танкисты получили преимущество: восходящее солнце слепило наступавших с запада немцев.
Очень скоро боевые порядки смешались. Высокая плотность боя, в ходе которого танки сражались на коротких дистанциях, лишила немцев преимущества более мощных и дальнобойных пушек. Советские танкисты получили возможность прицельно бить в наиболее уязвимые места тяжело бронированных немецких машин.
Южнее основного сражения наступала немецкая танковая группа «Кемпф», стремившаяся зайти советской группировке в левый фланг. Угроза охвата заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов. Около 13 часов немцы вывели из резерва 11 танковую дивизию, совместно с дивизией «Мертвая голова» нанесшей тяжелый удар по советскому правому флангу, на котором находились силы 5 гвардейской армии. Им на подмогу были брошены две бригады 5 гвардейского мехкорпуса и атака была отбита.
К 14 часам советские танковые армии стали теснить противника в западном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10-12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Обе стороны понесли под Прохоровкой огромные потери. В частности, советские войска потеряли около 500 танков из 800. Противник, в свою очередь, лишился порядка 300 машин из 400.
ruspekh.ru
Поединок с «Пантерами» Ивана Миренкова
Среди подвигов, совершенных танкистами, особое место занимают тараны, совершенные экипажами. К сожалению, как-то так получилось, что о героях-танкистах — мастерах таранов знают очень немногие. Но такие тараны совершались на протяжении всей войны. Одним из первых его совершил экипаж лейтенанта П. Гудзя. Это случилось 22 июня 1941 года в 8 км от Яворова: танк KB таранил немецкие T-III и бронетранспортер.
Особенно много таранов было в 1943 году. Например, в сражения в районе Прохоровки 12 июля советские воины совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курской битвы — более 50. Такими ударами уничтожались не только легкие и средние бронированные машины врага, но иногда «тигры» и «пантеры». При ударе корпусом немецкие танки выходили из строя. У них лопалась броня, рвались гусеницы, деформировались ведущие и опорные катки.
Прямые удары совершались, как правило, в исключительных случаях, когда кончались боеприпасы, повреждалась пушка, а бой продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече с вражескими машинами на улицах городов и поселков, а также в ближнем танковом бою, когда танки врывались в боевые порядки противника. Таранить стремились в борт танка, иногда это приводило с переворачиванию машины противника. Часто машины взрывались либо из-за детонации боекомплекта, либо из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков. При взрыве обычно страдали обе машины.
Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно. Случалось это обычно при плохой видимости (туман, снег, дождь) или ночью, когда прицельный огонь из пушки вести нельзя. Особенно эффективными были преднамеренные тараны, нацеленные на уничтожение вражеских колонн. Боевые машины внезапно врывались в них и ударами корпуса крушили врага, вызывая панику. Такой вид таранов — одна из вершин мужества и мастерства танкистов, действовавших в разведке, в авангардах и в передовых отрядах. Они, как правило, наносили противнику большой ущерб.
В годы войны такие тараны совершили экипажи Героев Советского Союза капитана В. Богачева из 43-й танковой дивизии под Дубно (26 июня 1941 г.), старшего лейтенанта А. Умникова из 50-й гвардейской танковой бригады под Краматорском (7 февраля 1943 г.), лейтенанта И. Киселева из 65-й ТБ у польского населенного пункта Юзефув (15 января 1945 г.).
Известны несколько случаев таранов танками бронепоездов. 24 июня 1944 года под Бобруйском на станции Черные Броды таран бронепоезда совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме — капитана Леонида Малеева, командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.
Врываясь на вражеские аэродромы, воины таранили самолеты. Механики-водители 24-го танкового корпуса в наступательной операции Сталинградской битвы, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 км, утром 24 декабря 1942 года прорвались к станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и 2 аэродрома противника, где размещались более 300 самолетов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами. Танкисты 1-го танкового батальона 54-й танковой бригады капитана С. Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М. Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 — на железнодорожных станциях в эшелонах. С участием танкистов был разрушен «воздушный мост», по которому шло снабжение окруженной в Сталинграде группировки Паулюса. Лишилась необходимой поддержки с воздуха и группировка Манштейна, пытавшаяся деблокировать окруженные армии.
Тараны танков против самолетов применили также 11 января 1944 г. воины 49-й танкового батальона на аэродроме г. Любек (Польша), где сожгли 17 самолетов. 28 марта 1944 г. 64-я гвардейская ТБ на аэродроме г. Черновцы таранными ударами и огнем уничтожила 30 самолетов. 17 января 1945 г. тр И. Кравченко из 47-й гвардейской ТБ на аэродроме под г. Сохачев (Польша) таранными ударами и огнем истребила 20 самолетов.
Танковые тараны совершались как днем, так и ночью. 26 июня 1941 года ночной таран под Дубно совершили танкисты 43-го отдельного разведывательного батальона. Колонна одного из полков противника, вооруженного танками T-II и T-III, остановилась для заправки горючим. При наступлении темноты машины капитана Архипова сделали залп из пушек и ворвались в колонну. Противник понес значительные потери, поднялась паника. Были захвачены пленные.
Танки, врываясь на вражеские огневые позиции, таранили артиллерийские батареи, крушили шестиствольные реактивные минометы и другую боевую технику. При невозможности обхода или для выигрыша времени воины успешно громили мощные берлинские баррикады и даже кирпичные стены зданий.
Результативность танковых таранов во многом зависела от подготовки командиров танков и механиков-водителей. Чтобы совершить такой удар, от экипажей, особенно механиков-водителей, требовались высокое профессиональное мастерство, предельное напряжение духовных и физических сил, мужество и отвага. Поэтому тараны совершались преимущественно опытными танкистами, уверенными в боевых и технических возможностях техники, готовыми до конца выполнить свой воинский долг перед Родиной.
Наибольшее число таранов совершено экипажами танков KB и Т-34. Они, обладая значительной массой, скоростью и мощной, качественной броней, сокрушали ударом корпуса вражеские танки, бронетранспортеры, штурмовые орудия и другие бронированные машины и равноценные им боевые объекты противника. Иногда экипаж, используя последнюю возможность для уничтожения врага, совершал «огненный таран» в объятой пламенем машине. Известны случаи, когда одним экипажем было совершено несколько танковых таранов. При обороне Москвы в ноябре 1941 года 4 тарана совершил экипаж танка KB Героя Советского Союза А. Босова, 3 тарана совершил механик-водитель KB Н. Томашевич в одном бою 12 июля 1941 года, выручая попавшего в беду под Лугой танк командира оперативной группы подполковника Вязникова. Трижды таранил врага И. Рогозин под городом Кривой Рог, дважды — экипажи танков лейтенанта И. Бутенко и старшего лейтенанта П. Захарченко.
Надо ли учить танкистов применению в бою танковых таранов? Опыт минувшей войны показывает, что надо. В ряде танковых частей на фронте, да и в некоторых училищах во время войны этому специально учили и правильно делали. В результате таранов экипажи иногда выходили победителями в самых сложных условиях боевой обстановки, нанося врагу значительный урон.
Танковый таран — это оружие смелых людей. В нем сочетается беспредельная храбрость с высоким воинским мастерством, с точным расчетом. Чувство товарищества и высочайшая ответственность за выполнение воинского долга перед Отечеством являлись основным побудительным мотивом их применения танкистами в годы войны.
tankfront.ru
Танковый таран в арсенале Красной армии
Советские танкисты шли в лобовую атаку на вражескую технику, исчерпав порой боекомплект и не имея иного способа уничтожения противника. Обычно на таран шли также при заклинивании орудия или его разрушении от артиллерийского огня.
От удара в боковую часть лопались броневые листы гитлеровских машин, корежились гусеницы, выходили из строя катки. Вред материальной части бронетехники наносился серьезный, но стоило это порой жизни советских танкистов. Иногда детонировал боекомплект в обоих танках. И погибали сразу оба экипажа — немецкий и советский.
По Яворовым 22 июня 1941 года так поступил экипаж танкистов лейтенанта П. Гудзя. Тяжелый танк KB ударил на немецкий бронетранспортер и на танк T-III. Для немцев было невозможным отразить мощный удар многотонного бронированного монстра, каким и являлся «Клим Ворошилов».
Массовыми таранами поражали вражеские танки советские танкисты в сражении на Курской дуге. В 1943 году только за один день 12 июля у Прохоровки было произведено до двух десятков танковых таранов. Всего за Курскую битву танкисты РККА ходили в такие атаки свыше 50 раз. Причем целями атак были не только легкие танки и бронетранспортеры, но и «пантеры», «тигры».

Советский танк БТ пошел на таран немецкой автоколонны. Протаранен Horch 901
Боевыми наградами в истории танковых войск отмечались танковые тараны экипажей Героя Советского Союза капитана В.Богачева ( в районе Дубно, в 1941 году). Знаменитым стал таран экипажа лейтенанта И.Киселева (65-я танковая бригада) в Польше у Юзефува зимой 1945 года.
Некоторые танковые асы проводили несколько таранов. Три тарана было на счету механика-водителя танка KB-1 Н.Томашевич в день 12 июля 1941 года. Он сражался под Лугой.
Четыре тарана принадлежат экипажу танка KB-1 Героя Советского Союза А. Босова в битве за Москву в ноябре 1941 года. Герой Советского Союза А.Н. Балашов на Т-34 таранил немецкие танки противника трижды. Два раза — средние (в 1941 году) и один раз — «Тигра» (во время битвы на Курской дуге). Причем после тарана экипаж продолжал вести бой на своей машине.

Советский танк Т-34 протаранил StuG III
Интересно, что советские танки таранили не только единичные экземпляры бронетехники вермахта. Бывали случаи, когда танки шли в атаку на целые бронепоезда. Например, так было 24 июня 1944 года в районе Бобруйска. Здесь на станции Черные Броды протаранил немецкий бронепоезд танк гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова из 15-й гвардейской танковой бригады.
Советские танкисты наносили урон не только панцерваффе, но и люфтваффе. В ходе Сталинградской битвы танки РККА пробились к станции Тацинской, где находились сразу два аэродрома немцев, с которых обеспечивалась поддержка воздушного моста, обещанного Герингом замерзавшим воякам Паулюса. У танкистов почти не оставалось снарядов. 300 немецких самолетов разных типов давили корпусами и гусеницами, разбивая таранными ударами. Удар на Тацинскую отозвался и танкистам группировки Манштейна, который пытался деблокировать окруженцев.
Первое место при нанесении таранных ударов, согласно статистике РККА, принадлежало тяжелым машинам КВ-1. На втором месте — средний танк Т-34. Командование старалось не слишком пропагандировать танковые тараны как способ ведения боя. Но сведения попадали в прессу. Боевые наставления указывали на то, что таран — исключительное, крайнее средство нанесения удара по врагу, возможное только после израсходования боекомплекта.
armflot.ru
Третье ратное поле России (сентябрь, 2012) (Прохоровка, Россия)
Поделиться:
Россия Прохоровка > Третье ратное поле России (сентябрь, 2012) (13 Фото)
В военной истории России есть три великих ратных поля, на которых произошли три важнейшие битвы. В этих сражениях были одержаны решающие победы, оказавшие влияние на судьбу России. Это Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское поле.
Мы хотим познакомить вас с третьим ратным полем России, поле, где произошла одна из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны. Это Прохоровское поле, территория которой расположена в Прохоровском районе Белгородской области. —
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм был открыт 3 мая 1995 году в честь 50-летия Победы в ВОВ.
Колокол единения трех славянских народов. Был построен в 2000 году в честь приезда президентов трех славянских государств: России – В.В.Путина, Украины – Л.Д.Кучмы, Республики Беларусь — А.Г.Лукашенко. На самом колоколе написаны слова преподобного Сергия Радонежского: «Любовию и единением спасемся».
Парадные врата на территорию храма.
Здание музея. Открытие музея состоялось 2 мая 2010 года. Является одним из самых уникальных музеев России.
Скульптурная композиция "Танковое сражение под Прохоровкой. Таран".
—
—
Скульптурная композиция "Таран" посвящена историческому танковому сражению в Курской битве ВОВ. Из истории: 12 июля 1943 года старшие сержанты А.Николаев и Р. Чернов на танке Т-34 совершили таран немецкого "Тигра". "ПРОЩАЙТЕ ДРУЗЬЯ! ИДЕМ НА ТАРАН!"
Позади музея тоже свой музей под открытым небом.
Окопы, пушки…
—
Это только первая часть про Прохоровское поле. Дальше будет интересно.
Дата публикации: 23.11.12Спасибо, сейчас тоже интересно!
Какой прекрасный храм. Интересно.
Спасибо! Святое, ратное место России!Как наверное и каждая пядь земли русской по которой прокатилась война!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.
fototerra.ru
Зал № 1 нас встречает выставкой, рассказывающей об истории Прохоровского района. Такого, каким он был накануне войны. Представьте, ещё минуту назад люди жили обычной мирной жизнью: читали книги или слушали музыку, играли в лото и домино… А спустя мгновение – война. Экспонаты этого зала показывают быстрый и внезапный переход от мирной жизни к жизни военной.
Зал № 3 посвящён событиям 12 июля. В этот день в бой вступила танковая армия генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова. В комплекс «Штаб Ротмистрова» входит мебель из дома, где располагался штаб командующего армией, а также личные вещи генерал-лейтенанта. А ещё здесь можно увидеть комплексы (это такие мини-выставки, посвящённые какой-то одной теме) артиллеристов, танкистов, миномётчиков, разведчиков, пошаговые карты военных действий.
В зале № 4 рассказывается о значении Прохоровского сражения и о судьбе его участников. В центре внимания — легендарный Танк Победы Т-34. Знаете ли вы, что мощность двигателя этого танка равняется 500 лошадиным силам, а сам он может разгоняться до 54 километров в час? И это при средней массе в 27,5 тонны!
А ещё в зале представлены вещи участников сражения, добившихся значительных успехов в отраслях науки, техники, производства, военного искусства.
Тема зала № 5 — победа советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь буквально по годам представлены наиболее значимые сражения, повлиявшие на ход войны. Битва под Москвой (1941 год), Сталининградская битва (1942 год), Курская битва — (1943 год). В 1944 году — освобождение Красной Армией Белоруссии, Прибалтики. В 1945 — Берлинская операция, в ре- зультате которой нацистская Германия была разгромлена.
А на втором этаже музея находится экспозиция «История края». Здесь тоже много интересных экспонатов. Они показывают, как развивалась белгородская земля с VII века до нашей эры (это очень древние времена!) до настоящего времени. Здесь есть макеты и засечной черты, и участка крепостной стены. Представлен быт наших предков, обустройство их домов.
Танковый таран
На территории комплекса располагается скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Многие называют его проще — «Танковый таран». Над каркасом «тарана» работал известный белгородский скульптор Тарас Костенко. Сюжет композиции — буквально накинувшиеся на фашистский «тигр» два советских танка — представляет собой эпизод за несколько секунд до взрыва… Автором же самой скульптуры стал известный в России скульптор Фридрих Согоян.
Елена Мельникова
«Хорошая работа получается в том случае, когда создаваемое произведение проходит через сердце. Только тогда удаётся оживить холодный камень и бетон», всегда говорил Фридрих Мкритович.
И пусть главные герои «Танкового тарана» — не люди, а боевые машины, нетрудно себе представить, что в тот момент думали, о чём мечтали солдаты, находившиеся в этих танках. Одни — проклинали врага, пришедшего захватить родную землю, другие — проклинали тех военачальников, которые послали их на верную гибель в страну, где даже дети готовы были отдать жизнь за Родину.
У «Танкового тарана» есть своя история. На Прохоровском поле было совершено более десяти танковых таранов, на которые советские бойцы шли, заведомо зная, что погибнут. 12 июля первый такой подвиг совершил экипаж танка-«тридцатьчетвёрки» — командир экипажа лейтенант Гусев, механик-водитель Александр Николаев, старший сержант Роман Чернов. 20-летний сержант Николаев, спасая раненого командира и своих товарищей, сам себе отдал приказ: «Иду на таран!». Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…
Подвиг советских танкистов запечатлён и на монументальном художественном полотне в музее-диораме «Курская дуга. Белгородское направление». Именно оттуда скульпторы подхватили идею запечатлеть танковый таран ещё и в виде памятника.
А что внутри?
А что же внутри «Танкового тарана». Неприметная снаружи дверь — и вот перед вами обезумевший немецкий солдат, за спиной у которого, будто в издёвку, цитата «из Гитлера»: «Победа под Курском должна подействовать на мир как сигнал фанфары». И дата — 15 апреля 1943 года.
Елена Мельникова
И словно стонет загнанный в ловушку фашист, которого там, в Германии, наверное, тоже ждали с фронта…
Работу над созданием монумента «Танковый таран» можно без преувеличения назвать ювелирной. Чеканку латуни и чернового металла производили одиннадцать человек — именно благодаря ручной чеканке танки получились «как живые», кажется, что вот-вот неповоротливые машины, грохоча, разъедутся, и… Работать внутри приходилось в противогазах, так как для работы с латунью можно использовать только аргонную сварку, при этом в воздух выделяются цинк, свинец и другие вредные вещества. Всего над созданием монумента работали около 20 человек.
Скульптор Тарас Костенко рассказывал, что во время работы над «Танковым тараном» мастера столкнулись с необъяснимыми, почти мистическим фактами. Когда проводили процесс дробостроения (на специальной установке под большим давлением воздуха металл нужно было покрыть мелкой дробью, чтобы очистить от масла и других примесей), металл на танках начал… плакать, словно покрываться кровавыми потёками. Не захотели танки и обработки на другом агрегате — пескоструе, необходимом, чтобы «загладить» швы. Сопротивлялся металл, не давался машинам. Требовал только ручной обработки! Вот и трудились строители памятника (а иначе их не назовёшь!) над этой махиной, буквально каждый сантиметр ощупывая и обрабатывая вручную. Всего наложили около 11 километров сварочных швов. И когда танки, ещё по отдельности, не сцепившиеся в смертельном таране, везли на грузовых прицепах, военные отдавали честь боевым машинам. А во время открытия монумента кто-то из высоких гостей сказал: «Они едут, как живые…».
Среди подвигов, совершенных танкистами, особое место занимают тараны, совершенные экипажами. К сожалению, как-то так получилось, что о героях-танкистах — мастерах таранов знают очень немногие. Но такие тараны совершались на протяжении всей войны. Одним из первых его совершил экипаж лейтенанта П. Гудзя. Это случилось 22 июня 1941 года в 8 км от Яворова: танк KB таранил немецкие T-III и бронетранспортер.
Особенно много таранов было в 1943 году. Например, в сражения в районе Прохоровки 12 июля советские воины совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курской битвы — более 50. Такими ударами уничтожались не только легкие и средние бронированные машины врага, но иногда «тигры» и «пантеры». При ударе корпусом немецкие танки выходили из строя. У них лопалась броня, рвались гусеницы, деформировались ведущие и опорные катки.
Прямые удары совершались, как правило, в исключительных случаях, когда кончались боеприпасы, повреждалась пушка, а бой продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече с вражескими машинами на улицах городов и поселков, а также в ближнем танковом бою, когда танки врывались в боевые порядки противника. Таранить стремились в борт танка, иногда это приводило с переворачиванию машины противника. Часто машины взрывались либо из-за детонации боекомплекта, либо из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков. При взрыве обычно страдали обе машины.
Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно. Случалось это обычно при плохой видимости (туман, снег, дождь) или ночью, когда прицельный огонь из пушки вести нельзя. Особенно эффективными были преднамеренные тараны, нацеленные на уничтожение вражеских колонн. Боевые машины внезапно врывались в них и ударами корпуса крушили врага, вызывая панику. Такой вид таранов — одна из вершин мужества и мастерства танкистов, действовавших в разведке, в авангардах и в передовых отрядах. Они, как правило, наносили противнику большой ущерб.
В годы войны такие тараны совершили экипажи Героев Советского Союза капитана В. Богачева из 43-й танковой дивизии под Дубно (26 июня 1941 г.), старшего лейтенанта А. Умникова из 50-й гвардейской танковой бригады под Краматорском (7 февраля 1943 г.), лейтенанта И. Киселева из 65-й ТБ у польского населенного пункта Юзефув (15 января 1945 г.).
Известны несколько случаев таранов танками бронепоездов. 24 июня 1944 года под Бобруйском на станции Черные Броды таран бронепоезда совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме — капитана Леонида Малеева, командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.
Врываясь на вражеские аэродромы, воины таранили самолеты. Механики-водители 24-го танкового корпуса в наступательной операции Сталинградской битвы, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 км, утром 24 декабря 1942 года прорвались к станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и 2 аэродрома противника, где размещались более 300 самолетов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами. Танкисты 1-го танкового батальона 54-й танковой бригады капитана С. Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М. Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 — на железнодорожных станциях в эшелонах. С участием танкистов был разрушен «воздушный мост», по которому шло снабжение окруженной в Сталинграде группировки Паулюса. Лишилась необходимой поддержки с воздуха и группировка Манштейна, пытавшаяся деблокировать окруженные армии.
Тараны танков против самолетов применили также 11 января 1944 г. воины 49-й танкового батальона на аэродроме г. Любек (Польша), где сожгли 17 самолетов. 28 марта 1944 г. 64-я гвардейская ТБ на аэродроме г. Черновцы таранными ударами и огнем уничтожила 30 самолетов. 17 января 1945 г. тр И. Кравченко из 47-й гвардейской ТБ на аэродроме под г. Сохачев (Польша) таранными ударами и огнем истребила 20 самолетов.
Танковые тараны совершались как днем, так и ночью. 26 июня 1941 года ночной таран под Дубно совершили танкисты 43-го отдельного разведывательного батальона. Колонна одного из полков противника, вооруженного танками T-II и T-III, остановилась для заправки горючим. При наступлении темноты машины капитана Архипова сделали залп из пушек и ворвались в колонну. Противник понес значительные потери, поднялась паника. Были захвачены пленные.
Танки, врываясь на вражеские огневые позиции, таранили артиллерийские батареи, крушили шестиствольные реактивные минометы и другую боевую технику. При невозможности обхода или для выигрыша времени воины успешно громили мощные берлинские баррикады и даже кирпичные стены зданий.
Результативность танковых таранов во многом зависела от подготовки командиров танков и механиков-водителей. Чтобы совершить такой удар, от экипажей, особенно механиков-водителей, требовались высокое профессиональное мастерство, предельное напряжение духовных и физических сил, мужество и отвага. Поэтому тараны совершались преимущественно опытными танкистами, уверенными в боевых и технических возможностях техники, готовыми до конца выполнить свой воинский долг перед Родиной.
Наибольшее число таранов совершено экипажами танков KB и Т-34. Они, обладая значительной массой, скоростью и мощной, качественной броней, сокрушали ударом корпуса вражеские танки, бронетранспортеры, штурмовые орудия и другие бронированные машины и равноценные им боевые объекты противника. Иногда экипаж, используя последнюю возможность для уничтожения врага, совершал «огненный таран» в объятой пламенем машине. Известны случаи, когда одним экипажем было совершено несколько танковых таранов. При обороне Москвы в ноябре 1941 года 4 тарана совершил экипаж танка KB Героя Советского Союза А. Босова, 3 тарана совершил механик-водитель KB Н. Томашевич в одном бою 12 июля 1941 года, выручая попавшего в беду под Лугой танк командира оперативной группы подполковника Вязникова. Трижды таранил врага И. Рогозин под городом Кривой Рог, дважды — экипажи танков лейтенанта И. Бутенко и старшего лейтенанта П. Захарченко.
Надо ли учить танкистов применению в бою танковых таранов? Опыт минувшей войны показывает, что надо. В ряде танковых частей на фронте, да и в некоторых училищах во время войны этому специально учили и правильно делали. В результате таранов экипажи иногда выходили победителями в самых сложных условиях боевой обстановки, нанося врагу значительный урон.
Танковый таран — это оружие смелых людей. В нем сочетается беспредельная храбрость с высоким воинским мастерством, с точным расчетом. Чувство товарищества и высочайшая ответственность за выполнение воинского долга перед Отечеством являлись основным побудительным мотивом их применения танкистами в годы войны.
По Яворовым 22 июня 1941 года так поступил экипаж танкистов лейтенанта П. Гудзя. Тяжелый танк KB ударил на немецкий бронетранспортер и на танк T-III. Для немцев было невозможным отразить мощный удар многотонного бронированного монстра, каким и являлся «Клим Ворошилов».
Массовыми таранами поражали вражеские танки советские танкисты в сражении на Курской дуге. В 1943 году только за один день 12 июля у Прохоровки было произведено до двух десятков танковых таранов. Всего за Курскую битву танкисты РККА ходили в такие атаки свыше 50 раз. Причем целями атак были не только легкие танки и бронетранспортеры, но и «пантеры», «тигры».

Боевыми наградами в истории танковых войск отмечались танковые тараны экипажей Героя Советского Союза капитана В.Богачева ( в районе Дубно, в 1941 году). Знаменитым стал таран экипажа лейтенанта И.Киселева (65-я танковая бригада) в Польше у Юзефува зимой 1945 года.
Некоторые танковые асы проводили несколько таранов. Три тарана было на счету механика-водителя танка KB-1 Н.Томашевич в день 12 июля 1941 года. Он сражался под Лугой.
Четыре тарана принадлежат экипажу танка KB-1 Героя Советского Союза А. Босова в битве за Москву в ноябре 1941 года. Герой Советского Союза А.Н. Балашов на Т-34 таранил немецкие танки противника трижды. Два раза — средние (в 1941 году) и один раз — «Тигра» (во время битвы на Курской дуге). Причем после тарана экипаж продолжал вести бой на своей машине.

Интересно, что советские танки таранили не только единичные экземпляры бронетехники вермахта. Бывали случаи, когда танки шли в атаку на целые бронепоезда. Например, так было 24 июня 1944 года в районе Бобруйска. Здесь на станции Черные Броды протаранил немецкий бронепоезд танк гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова из 15-й гвардейской танковой бригады.
Советские танкисты наносили урон не только панцерваффе, но и люфтваффе. В ходе Сталинградской битвы танки РККА пробились к станции Тацинской, где находились сразу два аэродрома немцев, с которых обеспечивалась поддержка воздушного моста, обещанного Герингом замерзавшим воякам Паулюса. У танкистов почти не оставалось снарядов. 300 немецких самолетов разных типов давили корпусами и гусеницами, разбивая таранными ударами. Удар на Тацинскую отозвался и танкистам группировки Манштейна, который пытался деблокировать окруженцев.
Первое место при нанесении таранных ударов, согласно статистике РККА, принадлежало тяжелым машинам КВ-1. На втором месте — средний танк Т-34. Командование старалось не слишком пропагандировать танковые тараны как способ ведения боя. Но сведения попадали в прессу. Боевые наставления указывали на то, что таран — исключительное, крайнее средство нанесения удара по врагу, возможное только после израсходования боекомплекта.