Танк прорыва — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка. Для решения перечисленных задач, танки прорыва должны были обладать надёжной бронезащитой, устойчивой к противотанковым средствам противника, и достаточной огневой мощью для подавления его огневых точек. Для достижения требуемых огневых возможностей и повышения живучести машин на поле боя, танки прорыва межвоенного периода нередко проектировались тяжёлыми и многобашенными. Как и множество других образцов вооружения и военной техники тех лет, многие проекты танков прорыва не вышли за пределы стадии проектирования и опытно-конструкторских работ.

Доктрина

В соответствии с господствовавшей в те годы в Красной Армии теорией глубокой операции и глубокого боя, разработанной М. Н. Тухачевским, В. К. Триандафилловым, К. Б. Калиновским, впоследствии развитой их учениками Г. К. Жуковым и др. советскими военными теоретиками, к разработке танков прорыва и танков дальнего действия были привлечены ведущие советские опытно-конструкторские учреждения, видные учёные и организаторы производства в сфере танкостроения. В Веймарской Германии и Третьем рейхе в 1920-е — 1930-е гг. велись работы в том же направлении, сначала подспудно, с соблюдением мер конспирации, а после взятия курса на ремилитаризацию — открыто, но с соблюдением необходимых мер по защите военной тайны. Немецкие танкостроители достигли больших успехов в деле создания танков прорыва (нем.

Durchbruchswagen), работы по которым велись достаточно интенсивно до 1941 года, после чего был взят курс на развитие и усовершенствование парка тяжёлых танков без особого акцента на танки прорыва (хотя прорыв укреплённой линии обороны противника по-прежнему оставался одним из пунктов технического задания к любым проектам немецких тяжёлых танков и ряд специализированных проектов в этом направлении вёлся практически до 1943 года — перехода немецких сил по всем фронтам от наступательных действий к оборонительным). Аналогичное направление развития бронетехники было избрано французскими танковыми конструкторами межвоенного периода (фр. char de rupture и char lourd de rupture). В США и странах Британского Содружества, в силу отсутствия сухопутных границ с вероятными противниками и принципиально иного (экспедиционного) способа ведения военных действий, техника такого рода специально не разрабатывалась (как и тяжёлые танки вообще), формулировка «танк прорыва» (англ.
breakthrough tank
) употреблялась исключительно к зарубежной бронетехнике.

Организация

Организационно танки прорыва предполагалось сводить в отдельные танковые батальоны (в составе пехотных, моторизованных и танковых дивизий) и танковые полки прорыва (в составе корпусов и армий), отличавшиеся от линейных танковых частей своей организационно-штатной структурой и преобладанием парка тяжёлых танков над средними и лёгкими. Танковым частям прорыва в ходе их формирования присваивалось почётное наименование «гвардейские».[1] С началом Великой Отечественной войны и имевшими место многочисленными потерями советской стороны в живой силе и технике, вопрос проведения глубоких наступательных операций на определённое время стал неактуален, многие из сохранившихся танковых частей прорыва были расформированы или переформированы в гвардейские тяжёлые танковые батальоны и полки. Впоследствии, по мере приближения коренного перелома в войне и подготовки советского командования к перехвату стратегической наступательной инициативы, практика создания танковых частей прорыва возобновилась с учётом анализа накопленного боевого опыта и допущенных ранее ошибок. Основным методом действий танковых соединений и объединений, составлявших эшелон развития успеха в начале операции, должен быть ввод их в прорыв, отсюда возобновление практики применения танковых частей прорыва

[2]. В октябре 1942 года было начато создание отдельных тяжёлых танковых полков прорыва Резерва Верховного Главнокомандования (РГК). По штату полк состоял из четырёх рот, в каждой по пять танков, и роты технического обеспечения, всего — 214 человек личного состава и 21 тяжёлый танк[3]. В феврале 1944 года имевшиеся тяжёлые танковые полки прорыва были переведены на новые штаты. Одновременно было вновь сформировано несколько таких полков. В новых полках имелось четыре танковые роты, рота автоматчиков, сапёрный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт, всего — 375 человек личного состава и 21 тяжёлый танк. В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжёлых танковых бригад. Организационно бригада состояла из трёх тяжёлых танковых полков прорыва, моторизованного батальона автоматчиков, подразделений обеспечения и обслуживания, всего по штату в бригаде насчитывалось 1666 человек, 65 тяжёлых танков, 3 самоходные артиллерийские установки, 19 бронетранспортёров и 3 бронемашины
[1]
.

Образцы

Примечания

Литература

  • Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. / Под ред. О. А. Лосика. — М.: Воениздат, 1979. — 414 с.

wikipedia.green

Танковый прорыв при Камбре » Военное обозрение


100 лет назад, в конце ноября — начале декабря 1917 года, на Западном фронте развернулось еще одно масштабное сражение — Битва при Камбре. Оно отличалось тем, что это было первое в истории массированное танковое наступление, в котором англичане бросили в бой почти 400 боевых машин. Им удалось за несколько часов прорвать германскую оборону, но из-за несогласованности дальнейших действий все опять завершилось очередной кровавой бойней.

Подготовка операции

Наступление под Камбре (север Франции) стало последней в 1917 году попыткой союзников нанести решительный удар по германской армии на Западном фронте. Две предыдущих операции закончились полным провалом. Предпринятое весной в районе городов Аррас и Суассон так называемое «Наступление Нивеля» (названное по имени спланировавшего его командующего французской армией), потом вошло в историю под названием «Мясорубка Нивеля». А начатая британской армией летом и длившаяся до ноября 1917 года Битва при Пашендейле (по названию деревни в окрестностях города Ипр) привела к незначительным результатам и к ещё большим потерям.

Однако британское командование не смирилось и разработало план нового наступления, в котором решающая роль впервые отводилась танковым частям. Было уже очевидно, что танки становятся важным средством прорыва вражеской обороны. С этой целью был сформирован танковый корпус. Однако во время наступления при Пашендейле танки не смогли себя проявить. Низменности Фландрии из-за проливных дождей и артиллерийских ударов превратились в море грязи, в которой завязли как танки, так и пехота. Это дискредитировало танковые войска в глазах солдат. Даже сами танкисты были обескуражены. Исходя из этого опыта, новое наступление британское командование после тщательной разведки решило проводить на более подходящей местности — малопересеченной и сухой, которая и нашлась к югу от Камбре.

Кроме того, англичане тщательно подошли к подготовке операции — провели совместные тренировки по взаимодействию танковых экипажей и пехоты, отработали тактику преодоления танками глубоких и широких вражеских траншей и противотанковых рвов. Танки действовали группами не менее чем по три машины, каждая из которых несла на себе фашину — большую связку хвороста скрепленного цепями. Один танк сначала давил сопротивление пехоты в первой линии окопов, потом второй — сбрасывал в неё фашину, по которой должен был пройти третий танк, сбросив, в свою очередь, фашину уже во второй окоп и т.д. Боевые машины преодолевали рвы в 3 метра в ширину и вертикальные препятствия в 1,2 метра, легко проламывали проволочные заграждения. Это произвело сильное впечатление на пехотинцев, которые были потрясены такими способностями бронетехники. Английская пехота при этом тоже действовала несколькими группами, у каждой из которых была своя задача. Одна группа блокировала вражеские позиции, вторая — зачищала окопы, третья — являлась группой поддержки.

По плану британского командования предстоящее наступление предполагалось начать без длительной артиллерийской подготовки. Впервые в истории танки должны были сами прорвать оборону противника. Затем в бой планировалось ввести в прорыв кавалерийские дивизии, которые должны были стремительным рейдом захватить Камбре, окрестности и переправы через реку Сансе. После этого предусматривалось выйти в тыл германских войск у Валансьена и окружить германскую группировку.

При подготовке операции англичане строго соблюдали секретность. Танки подвозили к фронту вечером и при движении бронемашин к передовой обязательно открывали сильный огонь артиллерии и пулеметов, чтобы заглушить рев двигателей. Все эти меры маскировки в итоге принесли свои плоды. Германское командование ничего не подозревало о готовящемся наступлении, хотя незадолго до начала операции двое английских «языков» на допросе сообщили точную дату начала британского наступления — 20 ноября. Важное значение для танкового прорыва имел рельеф местности. Участок прорыва был выбран неслучайно: именно к юго-западу от Камбре на участке фронта в 12 километров была равнинная местность, благоприятная для движения бронемашин.


Командующий 3-й английской армией Джулиан Гедуорт Джордж Бинг (1862 — 1935)

Силы сторон

Британцы бросали в атаку 3-ю армию генерала Джулиана Бинга: 3-й, 4-й и 6-й корпуса, кавалерийский и танковый корпуса. Всего армия имела в своём составе 8 пехотных дивизий, 4 танковых бригады (476 танков), 3 кавалерийские дивизии. Общая численность составляла 92 тыс. человек. На вооружении армии было 1536 пулемётов, 1009 орудий. На участке прорыва сконцентрировали также 1000 самолётов. На вооружении танкового корпуса были танки Mark I и Mark IV.

Британцам противостояла 2-я германская армия генерал Георга фон дер Марвица: 13-й и 14-й корпуса (36 тыс. человек). Всего 5 пехотных, 1 резервная и 1 ландверная дивизии. Ещё одну пехотную дивизию перебрасывали в район Камбре с Восточного фронта. На их вооружении было 224 орудия, 272 миномёта и 900 пулемётов. Уже в ходе сражения германское командование подтянуло на этот участок фронта значительные дополнительные и резервные силы с целью организации контрудара. Таким образом, германская армия стала насчитывать в районе Камбре 16 дивизий (всего около 160 тыс. человек), 1700 орудий, 1088 миномётов и 3600 пулеметов, свыше 1000 самолётов.


Подбитый английский танк Mark I

Британское наступление

Англичане пошли в атаку около 6 часов утра 20 ноября без традиционной артподготовки, ограничившись лишь огненным валом, за которым шли танки, а чуть позади — пехота. На фронте в 15 километров одновременно двинулись в атаку 360 танков. Против 2 германских дивизий на этом участке выступили 7 британских. Англичане использовали и авиацию, но из-за неблагоприятной погоды (туман), самолеты не сыграли большой роли. Правда, и германская авиация не могла активно атаковать противника. Придуманная и отработанная британцами тактика сработала на отлично. Внезапная мощная атака большого числа танков вызвала панику в германских войсках. В первые же часы боя германцы потеряли большую часть позиций и опорных пунктов, и уже к полудню британцам удалось продвинуться на 6-8 км, прорвав все три линии германской обороны. К 13 часам первого дня операции разрыв германского фронта достиг 12 километров.

Однако генерал Бинг опоздал с вводом в брешь кавалерии, атака которой началась с полуторачасовой задержкой в 14 часов 30 минут. Кроме того, конница действовала нерешительно. Время было потеряно. Немцы успели перебросить к месту прорыва подкрепления (отдельные батальоны и небольшие отряды на автотранспорте), которые встретили конницу сильным пулеметным и артиллерийским огнем. В итоге план решительного прорыва германского фронта вглубь провалился.

Таким образом, британцы разбили державшие оборону германские дивизии, они понесли тяжелые потери. В первый день боёв англичане захватили в плен более 8 тыс. немецких солдат, 100 орудий и значительное число пулемётов, при этом понеся небольшие потери. На участке прорыва уже не было значительных германских сил. Однако британцы не смогли использовать благоприятный момент для развития наступления, что позволило противнику предпринять ответные меры.

Британцы остановили наступление, занимаясь перегруппировкой войск, и лишь к середине дня 21 ноября возобновили атаку. Но в это время германское командование подтянуло к Камбре резервы и смогло плотно закрыть брешь. Немцы, чтобы остановить новый танковый прорыв, использовали самодельные самоходные артиллеристские установки — устанавливая полевые орудия на грузовиках. Артиллерия получила возможность встречать английские танки на опасных направлениях. К 22 ноября большинство танков израсходовало запасы топлива и боеприпасов, пополнить их под огнем оказалось невозможно, а английская пехота без поддержки танков двигаться вперед уже не могла, снова завязались тяжелые позиционные бои. Германцы же продолжали стягивать резервы, готовя контрнаступление.

Таким образом, не сумев использовать прорыв фронта, английские войска фактически остановились. Бои снова стали позиционными, отдельные атаки уже не приносили значительных результатов. Британское наступление выдохлось. К 30 ноября германцам удалось полностью остановить продвижение противника.


Британское наступление. Источник карт: https://ru.wikipedia.org/

Германский контрудар

После того как английские наступление фактически завершилось, германское командование подтянуло войска и подготовило свой удар. Германскую армию в районе Камбре довели до 16 дивизий. Генерал Марвиц планировал окружить и уничтожить все английские войска, вклинившиеся в немецкую оборону. Против правого фланга англичан германцы нацелили 7 дивизий, против левого — 4 пехотные дивизии с целью мощного удара и окружения вражеских войск.

30 ноября германские войска, после сильной артиллерийской подготовки, пошли в контрнаступление. Немцы активно использовали артиллерию и авиацию. К 3 декабря они отбили занятые ранее англичанами городки Маркуэн, Кантен и Бурлон (в 4-6 километрах к западу от Камбре), но окружить противника так и не удалось. Используя оставшиеся танки, англичане смогли избежать окружения. 7 декабря английское командование завершило отвод войск на исходные позиции. Сражение завершилось. В результате контрнаступления германской армии британцы понесли тяжёлые потери, потеряв 9 тыс. человек только пленными, 100 танков, 148 орудий и сотни пулеметов.


Германское контрнаступление

Итоги

Битва при Камбре завершилась фактически вничью. Британцы прорвали вражеский фронт, но не смогли развить первый успех, снова завязнув в позиционных боях. Германцы сумели быстро отреагировать на вражеский прорыв, приняли успешные контрмеры, стянули резервы и подкрепления. Затем немцы пошли в контрнаступление с целью окружения и уничтожения британской ударной группировки, но также без решительного успеха. Британская армия фактически вернулась на исходные позиции. Британцы потеряли в сражении более 44 тыс. человек, германцы — около 40 тыс. тыс. солдат.

Битва показала, что танковые соединения ещё покажут себя при прорыве вражеской обороне. Русский военный историк, генерал Андрей Зайончковский отмечал, что «можно считать, что проблема механизации армии ведет свое начало отсюда». Однако в целом важнейшую роль в развитии операции играло взаимодействие различных родов войск. Получила дальнейшее развитие тактика общевойскового боя, основанного на взаимодействии пехоты, артиллерии, танков и авиации. Также у Камбре зарождалась противотанковая оборона.

Битва при Камбре показывала, что инициатива переходит к союзникам, германская армия перешла к стратегической обороне, хотя ещё и сохранила наступательный потенциал.


Маскировка танка

Битва при Камбре. Подбитые английские танки

topwar.ru

Танк прорыва Википедия

Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка. Для решения перечисленных задач, танки прорыва должны были обладать надёжной бронезащитой, устойчивой к противотанковым средствам противника, и достаточной огневой мощью для подавления его огневых точек. Для достижения требуемых огневых возможностей и повышения живучести машин на поле боя, танки прорыва межвоенного периода нередко проектировались тяжёлыми и многобашенными. Как и множество других образцов вооружения и военной техники тех лет, многие проекты танков прорыва не вышли за пределы стадии проектирования и опытно-конструкторских работ.

Доктрина[ | ]

В соответствии с господствовавшей в те годы в Красной Армии теорией глубокой операции и глубокого боя, разработанной М. Н. Тухачевским, В. К. Триандафилловым, К. Б. Калиновским, впоследствии развитой их учениками Г. К. Жуковым и др. советскими военными теоретиками, к разработке танков прорыва и танков дальнего действия были привлечены ведущие советские опытно-конструкторские учреждения, видные учёные и организаторы производства в сфере танкостроения. В Веймарской Германии и Третьем рейхе в 1920-е — 1930-е гг. велись работы в том же направлении, сначала подспудно, с соблюдением мер конспирации, а после взятия курса на ремилитаризацию — открыто, но с соблюдением необходимых мер по защите военной тайны. Немецкие танкостроители достигли больших успехов в деле создания танков прорыва (нем. Durchbruchswagen), работы по которым велись достаточно интенсивно до 1941 года, после чего был взят курс на развитие и усовершенствование парка тяжёлых танков без особого акцента на танки прорыва (хотя прорыв укреплённой линии обороны противника по-прежнему оставался одним из пунктов технического задания к любым проектам немецких тяжёлых танков и ряд специализированных проектов в этом направлении вёлся практически до 1943 года — перехода немецких сил по всем фронтам от наступательных действий к оборонительным). Аналогичное направление развития бронетехники было избрано французскими танковыми конструкторами межвоенного периода (фр. char de rupture и char lourd de rupture). В США и странах Британского Содружества, в силу отсутствия сухопутных границ с вероятными противниками и принципиально иного (экспедиционного) способа ведения военных действий, техника такого рода специально не разрабатывалась (как и тяжёлые танки вообще), формулировка «танк прорыва» (англ. breakthrough tank) употреблялась исключительно к зарубежной бронетехнике.

Организация[ | ]

Организационно танки прорыва предполагалось сводить в отдельные танковые батальоны (в составе пехотных, моторизованных и танковых дивизий) и танковые полки прорыва

ru-wiki.ru

Танк прорыва — Википедия. Что такое Танк прорыва

Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка. Для решения перечисленных задач, танки прорыва должны были обладать надёжной бронезащитой, устойчивой к противотанковым средствам противника, и достаточной огневой мощью для подавления его огневых точек. Для достижения требуемых огневых возможностей и повышения живучести машин на поле боя, танки прорыва межвоенного периода нередко проектировались тяжёлыми и многобашенными. Как и множество других образцов вооружения и военной техники тех лет, многие проекты танков прорыва не вышли за пределы стадии проектирования и опытно-конструкторских работ.

Доктрина

В соответствии с господствовавшей в те годы в Красной Армии теорией глубокой операции и глубокого боя, разработанной М. Н. Тухачевским, В. К. Триандафилловым, К. Б. Калиновским, впоследствии развитой их учениками Г. К. Жуковым и др. советскими военными теоретиками, к разработке танков прорыва и танков дальнего действия были привлечены ведущие советские опытно-конструкторские учреждения, видные учёные и организаторы производства в сфере танкостроения. В Веймарской Германии и Третьем рейхе в 1920-е — 1930-е гг. велись работы в том же направлении, сначала подспудно, с соблюдением мер конспирации, а после взятия курса на ремилитаризацию — открыто, но с соблюдением необходимых мер по защите военной тайны. Немецкие танкостроители достигли больших успехов в деле создания танков прорыва (нем. Durchbruchswagen), работы по которым велись достаточно интенсивно до 1941 года, после чего был взят курс на развитие и усовершенствование парка тяжёлых танков без особого акцента на танки прорыва (хотя прорыв укреплённой линии обороны противника по-прежнему оставался одним из пунктов технического задания к любым проектам немецких тяжёлых танков и ряд специализированных проектов в этом направлении вёлся практически до 1943 года — перехода немецких сил по всем фронтам от наступательных действий к оборонительным). Аналогичное направление развития бронетехники было избрано французскими танковыми конструкторами межвоенного периода (фр. char de rupture и char lourd de rupture). В США и странах Британского Содружества, в силу отсутствия сухопутных границ с вероятными противниками и принципиально иного (экспедиционного) способа ведения военных действий, техника такого рода специально не разрабатывалась (как и тяжёлые танки вообще), формулировка «танк прорыва» (англ. breakthrough tank) употреблялась исключительно к зарубежной бронетехнике.

Организация

Организационно танки прорыва предполагалось сводить в отдельные танковые батальоны (в составе пехотных, моторизованных и танковых дивизий) и танковые полки прорыва (в составе корпусов и армий), отличавшиеся от линейных танковых частей своей организационно-штатной структурой и преобладанием парка тяжёлых танков над средними и лёгкими. Танковым частям прорыва в ходе их формирования присваивалось почётное наименование «гвардейские».[1] С началом Великой Отечественной войны и имевшими место многочисленными потерями советской стороны в живой силе и технике, вопрос проведения глубоких наступательных операций на определённое время стал неактуален, многие из сохранившихся танковых частей прорыва были расформированы или переформированы в гвардейские тяжёлые танковые батальоны и полки. Впоследствии, по мере приближения коренного перелома в войне и подготовки советского командования к перехвату стратегической наступательной инициативы, практика создания танковых частей прорыва возобновилась с учётом анализа накопленного боевого опыта и допущенных ранее ошибок. Основным методом действий танковых соединений и объединений, составлявших эшелон развития успеха в начале операции, должен быть ввод их в прорыв, отсюда возобновление практики применения танковых частей прорыва[2]. В октябре 1942 года было начато создание отдельных тяжёлых танковых полков прорыва Резерва Верховного Главнокомандования (РГК). По штату полк состоял из четырёх рот, в каждой по пять танков, и роты технического обеспечения, всего — 214 человек личного состава и 21 тяжёлый танк[3]. В феврале 1944 года имевшиеся тяжёлые танковые полки прорыва были переведены на новые штаты. Одновременно было вновь сформировано несколько таких полков. В новых полках имелось четыре танковые роты, рота автоматчиков, сапёрный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт, всего — 375 человек личного состава и 21 тяжёлый танк. В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжёлых танковых бригад. Организационно бригада состояла из трёх тяжёлых танковых полков прорыва, моторизованного батальона автоматчиков, подразделений обеспечения и обслуживания, всего по штату в бригаде насчитывалось 1666 человек, 65 тяжёлых танков, 3 самоходные артиллерийские установки, 19 бронетранспортёров и 3 бронемашины[1].

Образцы

Примечания

Литература

  • Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. / Под ред. О. А. Лосика. — М.: Воениздат, 1979. — 414 с.

wiki.sc

Танки прорыва Википедия

Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка. Для решения перечисленных задач, танки прорыва должны были обладать надёжной бронезащитой, устойчивой к противотанковым средствам противника, и достаточной огневой мощью для подавления его огневых точек. Для достижения требуемых огневых возможностей и повышения живучести машин на поле боя, танки прорыва межвоенного периода нередко проектировались тяжёлыми и многобашенными. Как и множество других образцов вооружения и военной техники тех лет, многие проекты танков прорыва не вышли за пределы стадии проектирования и опытно-конструкторских работ.

Доктрина

В соответствии с господствовавшей в те годы в Красной Армии теорией глубокой операции и глубокого боя, разработанной М. Н. Тухачевским, В. К. Триандафилловым, К. Б. Калиновским, впоследствии развитой их учениками Г. К. Жуковым и др. советскими военными теоретиками, к разработке танков прорыва и танков дальнего действия были привлечены ведущие советские опытно-конструкторские учреждения, видные учёные и организаторы производства в сфере танкостроения. В Веймарской Германии и Третьем рейхе в 1920-е — 1930-е гг. велись работы в том же направлении, сначала подспудно, с соблюдением мер конспирации, а после взятия курса на ремилитаризацию — открыто, но с соблюдением необходимых мер по защите военной тайны. Немецкие танкостроители достигли больших успехов в деле создания танков прорыва (нем. Durchbruchswagen), работы по которым велись достаточно интенсивно до 1941 года, после чего был взят курс на развитие и усовершенствование парка тяжёлых танков без особого акцента на танки прорыва (хотя прорыв укреплённой линии обороны противника по-прежнему оставался одним из пунктов технического задания к любым проектам немецких тяжёлых танков и ряд специализированных проектов в этом направлении вёлся практически до 1943 года — перехода немецких сил по всем фронтам от наступательных действий к оборонительным). Аналогичное направление развития бронетехники было избрано французскими танковыми конструкторами межвоенного периода (фр. char de rupture и char lourd de rupture). В США и странах Британского Содружества, в силу отсутствия сухопутных границ с вероятными противниками и принципиально иного (экспедиционного) способа ведения военных действий, техника такого рода специально не разрабатывалась (как и тяжёлые танки вообще), формулировка «танк прорыва» (англ. breakthrough tank) употреблялась исключительно к зарубежной бронетехнике.

Организация

Организационно танки прорыва предполагалось сводить в отдельные танковые батальоны (в составе пехотных, моторизованных и танковых дивизий) и танковые полки прорыва (в составе корпусов и армий), отличавшиеся от линейных танковых частей своей организационно-штатной структурой и преобладанием парка тяжёлых танков над средними и лёгкими. Танковым частям прорыва в ходе их формирования присваивалось почётное наименование «гвардейские».[1] С началом Великой Отечественной войны и имевшими место многочисленными потерями советской стороны в живой силе и технике, вопрос проведения глубоких наступательных операций на определённое время стал неактуален, многие из сохранившихся танковых частей прорыва были расформированы или переформированы в гвардейские тяжёлые танковые батальоны и полки. Впоследствии, по мере приближения коренного перелома в войне и подготовки советского командования к перехвату стратегической наступательной инициативы, практика создания танковых частей прорыва возобновилась с учётом анализа накопленного боевого опыта и допущенных ранее ошибок. Основным методом действий танковых соединений и объединений, составлявших эшелон развития успеха в начале операции, должен быть ввод их в прорыв, отсюда возобновление практики применения танковых частей прорыва[2]. В октябре 1942 года было начато создание отдельных тяжёлых танковых полков прорыва Резерва Верховного Главнокомандования (РГК). По штату полк состоял из четырёх рот, в каждой по пять танков, и роты технического обеспечения, всего — 214 человек личного состава и 21 тяжёлый танк[3]. В феврале 1944 года имевшиеся тяжёлые танковые полки прорыва были переведены на новые штаты. Одновременно было вновь сформировано несколько таких полков. В новых полках имелось четыре танковые роты, рота автоматчиков, сапёрный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт, всего — 375 человек личного состава и 21 тяжёлый танк. В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжёлых танковых бригад. Организационно бригада состояла из трёх тяжёлых танковых полков прорыва, моторизованного батальона автоматчиков, подразделений обеспечения и обслуживания, всего по штату в бригаде насчитывалось 1666 человек, 65 тяжёлых танков, 3 самоходные артиллерийские установки, 19 бронетранспортёров и 3 бронемашины[1].

Образцы

Примечания

Литература

  • Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. / Под ред. О. А. Лосика. — М.: Воениздат, 1979. — 414 с.

wikiredia.ru

Танк прорыва — Howling Pixel

Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка. Для решения перечисленных задач, танки прорыва должны были обладать надёжной бронезащитой, устойчивой к противотанковым средствам противника, и достаточной огневой мощью для подавления его огневых точек. Для достижения требуемых огневых возможностей и повышения живучести машин на поле боя, танки прорыва межвоенного периода нередко проектировались тяжёлыми и многобашенными. Как и множество других образцов вооружения и военной техники тех лет, многие проекты танков прорыва не вышли за пределы стадии проектирования и опытно-конструкторских работ.

Доктрина

В соответствии с господствовавшей в те годы в Красной Армии теорией глубокой операции и глубокого боя, разработанной М. Н. Тухачевским, В. К. Триандафилловым, К. Б. Калиновским, впоследствии развитой их учениками Г. К. Жуковым и др. советскими военными теоретиками, к разработке танков прорыва и танков дальнего действия были привлечены ведущие советские опытно-конструкторские учреждения, видные учёные и организаторы производства в сфере танкостроения. В Веймарской Германии и Третьем рейхе в 1920-е — 1930-е гг. велись работы в том же направлении, сначала подспудно, с соблюдением мер конспирации, а после взятия курса на ремилитаризацию — открыто, но с соблюдением необходимых мер по защите военной тайны. Немецкие танкостроители достигли больших успехов в деле создания танков прорыва (нем. Durchbruchswagen), работы по которым велись достаточно интенсивно до 1941 года, после чего был взят курс на развитие и усовершенствование парка тяжёлых танков без особого акцента на танки прорыва (хотя прорыв укреплённой линии обороны противника по-прежнему оставался одним из пунктов технического задания к любым проектам немецких тяжёлых танков и ряд специализированных проектов в этом направлении вёлся практически до 1943 года — перехода немецких сил по всем фронтам от наступательных действий к оборонительным). Аналогичное направление развития бронетехники было избрано французскими танковыми конструкторами межвоенного периода (фр. char de rupture и char lourd de rupture). В США и странах Британского Содружества, в силу отсутствия сухопутных границ с вероятными противниками и принципиально иного (экспедиционного) способа ведения военных действий, техника такого рода специально не разрабатывалась (как и тяжёлые танки вообще), формулировка «танк прорыва» (англ. breakthrough tank) употреблялась исключительно к зарубежной бронетехнике.

Организация

Организационно танки прорыва предполагалось сводить в отдельные танковые батальоны (в составе пехотных, моторизованных и танковых дивизий) и танковые полки прорыва (в составе корпусов и армий), отличавшиеся от линейных танковых частей своей организационно-штатной структурой и преобладанием парка тяжёлых танков над средними и лёгкими. Танковым частям прорыва в ходе их формирования присваивалось почётное наименование «гвардейские».[1] С началом Великой Отечественной войны и имевшими место многочисленными потерями советской стороны в живой силе и технике, вопрос проведения глубоких наступательных операций на определённое время стал неактуален, многие из сохранившихся танковых частей прорыва были расформированы или переформированы в гвардейские тяжёлые танковые батальоны и полки. Впоследствии, по мере приближения коренного перелома в войне и подготовки советского командования к перехвату стратегической наступательной инициативы, практика создания танковых частей прорыва возобновилась с учётом анализа накопленного боевого опыта и допущенных ранее ошибок. Основным методом действий танковых соединений и объединений, составлявших эшелон развития успеха в начале операции, должен быть ввод их в прорыв, отсюда возобновление практики применения танковых частей прорыва[2]. В октябре 1942 года было начато создание отдельных тяжёлых танковых полков прорыва Резерва Верховного Главнокомандования (РГК). По штату полк состоял из четырёх рот, в каждой по пять танков, и роты технического обеспечения, всего — 214 человек личного состава и 21 тяжёлый танк[3]. В феврале 1944 года имевшиеся тяжёлые танковые полки прорыва были переведены на новые штаты. Одновременно было вновь сформировано несколько таких полков. В новых полках имелось четыре танковые роты, рота автоматчиков, сапёрный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт, всего — 375 человек личного состава и 21 тяжёлый танк. В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжёлых танковых бригад. Организационно бригада состояла из трёх тяжёлых танковых полков прорыва, моторизованного батальона автоматчиков, подразделений обеспечения и обслуживания, всего по штату в бригаде насчитывалось 1666 человек, 65 тяжёлых танков, 3 самоходные артиллерийские установки, 19 бронетранспортёров и 3 бронемашины[1].

Образцы

Примечания

  1. 1 2 Строительство и боевое применение советских танковых войск, 1979, с. 76.
  2. ↑ Строительство и боевое применение советских танковых войск, 1979, с. 376.
  3. ↑ Строительство и боевое применение советских танковых войск, 1979, с. 58.

Литература

  • Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. / Под ред. О. А. Лосика. — М.: Воениздат, 1979. — 414 с.
M11/39

M11/39 (итал. Carro armato M11/39) — итальянский средний танк, (по национальной классификации), времён Второй мировой войны. По массе относился к лёгким танкам. Производился в 1939—1940 годах предприятиями FIAT и Ansaldo. Первое отвечало за выпуск ходовой части, второе за бронированный корпус и вооружение. Общий выпуск составил около 100 единиц. Использовался в 1939—1942 годах в Северной Африке и на Восточноафриканском фронте. Несколько трофейных M11/39, захваченных в Северной Африке, использовались австралийскими войсками. Обозначение танка расшифровывается как M — Medi (средний), 11 — масса танка, 39 — год приятие на вооружение. В дальнейшим, аналогичную систему обозначения получали все танки итальянского производства.

ВЛ (танк)

ВЛ («Владимир Ленин») — проект советского сверхтяжёлого танка, разработанный в 1940 году. В зависимости от вооружения масса танка составляла от 260 до 460 т.

ИС-6

ИС-6 — прототип тяжелого советского танка времен Второй мировой войны, один из вариантов ИС-3.

ИС-7 (значения)

ИС-7 — советский тяжелый танк прорыва. Официально принят на вооружение и заказан к производству, но фактически не выпускался и остался опытным

ИС-7 — советский опытный 82-мм казнозарядный миномёт (точнее — мортира-миномёт) образца 1942 года

КВ-220

КВ-220 — советский опытный тяжёлый танк. Единственный образец был произведён в 1941 году. Танк также классифицировался как танк прорыва и штурмовой танк. Проходил по документам как Объект 220 и Т-220. Разрабатывался в 1940—1941 годах инженерами СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина, ведущим инженером машины был назначен Л.Е. Сычёв, позже Б.П. Павлов.

КВ-4

КВ-4 — советский опытный сверхтяжёлый танк семейства «КВ», разработка которого, по некоторым причинам, не дошла до постройки прототипа. На КВ-4 предлагались новые технические решения, узлы и агрегаты, применяемые на последующих боевых машинах СССР.

КВ-6

КВ-6 — проект советского тяжёлого танка периода Второй мировой войны.

КВ-9

КВ-9 (Объект 229) — опытный советский тяжёлый танк.

Коломиец, Максим Викторович

Максим Викторович Коломиец — российский военный историк и писатель, автор книг по теме бронетехники времён Первой мировой войны и танков времён Великой Отечественной войны.

Научный сотрудник Центрального музея Вооружённых Сил, генеральный директор специализированного военно-исторического издательства ООО «Стратегия КМ».

Логинов, Анатолий Анатольевич

Логинов Анатолий Анатольевич — российский писатель-фантаст.

Объект 0-50

«Объект 0-50» — экспериментальный советский однобашенный тяжёлый танк прорыва конца 1930-х годов.

«Объект 0-50» был разработан как танк прорыва в КБ завода № 185. По сути это был однобашенный вариант танка Т-100. Машина разрабатывалась под руководством И. С. Бушнева как конкурент однобашенного танка КВ. Разработка проекта осуществлена летом 1939 года. И. И. Агафонов был назначен ведущим инженером «Объекта 0-50». Танк имел классическую компоновочную схему, от Т-100 отличался расположением вооружения в одной башне и использованием дизеля в качестве силовой установки. Четырёхтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2 мощностью 500 л. с. располагался продольно. Экипаж 4 человека. В башенной установке размещались 76,2-мм пушка Л-11, два пулемёта: 12,7-мм ДК и 7,62-мм пулемёт ДТ. Была возможность замены одного пулемёта на 45-мм пушку. Броня противоснарядная из гомогенной броневой стали, корпус сварной из катанных броневых листов 30, 60, 75 мм, лоб корпуса 60 мм, подвеска торсионная. Проектная масса танка — 40 тонн. Машина изготавливалась на Ижорском заводе, но так и не была закончена.

Объект 115

«Объект 115» — проект советского среднего трёхбашенного танка, разработанного в 1938-м году в СКБ-2 Ленинградского Кировского Завода.

Список советской бронетехники, не производившейся серийно

Ниже представлен список единиц советской бронетехники не изготавливавшейся серийно.

Т-30

Т-30 — опытный советский тяжёлый танк межвоенного периода. Разрабатывался в КБ завода «Большевик» в 1929—1932 годах. Был построен полноразмерный деревянный макет танка, однако дальнейшие работы над ним были прекращены за бесперспективностью и высокой сложностью машины.

Т-39

Т-39 — неосуществлённый проект советского тяжёлого многобашенного танка прорыва межвоенного периода.

ТП-1

ТП-1 — проект советского танка прорыва массой 75 тонн.

Танк Данченко

Танк прорыва Данченко — проект советского сверхтяжёлого танка прорыва, разработанный в 1933 году в НИИ ВАММ под руководством М. В. Данченко.

Танк Сиркена

Танк Сиркена — условное название советского проекта тяжёлого танка прорыва, разработанного в январе 1933 года в конструкторском бюро завода «Большевик» под руководством инженера К. К. Сиркена. По проекту, танк должен был обладать мощным артиллерийским вооружением, размещённым в нескольких башнях, и защищаться противоснарядной бронёй. Не вышел из стадии эскизного проектирования.

Танки ГУВП

ГУВП*/ГУВП** — 2 проекта среднего (маневренного) танка, разработанные в 1924 году Московским танковым бюро (Техническое бюро № 01121) оружейно-артиллерийского треста Главного управления военной промышленности под руководством инженера С. П. Шукалова.

Проекты танков, при разработке которых изучались западноевропейские танки времён Первой мировой войны, стали одними из первых советских танковых проектов.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Танк прорыва Википедия

Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка. Для решения перечисленных задач, танки прорыва должны были обладать надёжной бронезащитой, устойчивой к противотанковым средствам противника, и достаточной огневой мощью для подавления его огневых точек. Для достижения требуемых огневых возможностей и повышения живучести машин на поле боя, танки прорыва межвоенного периода нередко проектировались тяжёлыми и многобашенными. Как и множество других образцов вооружения и военной техники тех лет, многие проекты танков прорыва не вышли за пределы стадии проектирования и опытно-конструкторских работ.

Доктрина

В соответствии с господствовавшей в те годы в Красной Армии теорией глубокой операции и глубокого боя, разработанной М. Н. Тухачевским, В. К. Триандафилловым, К. Б. Калиновским, впоследствии развитой их учениками Г. К. Жуковым и др. советскими военными теоретиками, к разработке танков прорыва и танков дальнего действия были привлечены ведущие советские опытно-конструкторские учреждения, видные учёные и организаторы производства в сфере танкостроения. В Веймарской Германии и Третьем рейхе в 1920-е — 1930-е гг. велись работы в том же направлении, сначала подспудно, с соблюдением мер конспирации, а после взятия курса на ремилитаризацию — открыто, но с соблюдением необходимых мер по защите военной тайны. Немецкие танкостроители достигли больших успехов в деле создания танков прорыва (нем. Durchbruchswagen), работы по которым велись достаточно интенсивно до 1941 года, после чего был взят курс на развитие и усовершенствование парка тяжёлых танков без особого акцента на танки прорыва (хотя прорыв укреплённой линии обороны противника по-прежнему оставался одним из пунктов технического задания к любым проектам немецких тяжёлых танков и ряд специализированных проектов в этом направлении вёлся практически до 1943 года — перехода немецких сил по всем фронтам от наступательных действий к оборонительным). Аналогичное направление развития бронетехники было избрано французскими танковыми конструкторами межвоенного периода (фр. char de rupture и char lourd de rupture). В США и странах Британского Содружества, в силу отсутствия сухопутных границ с вероятными противниками и принципиально иного (экспедиционного) способа ведения военных действий, техника такого рода специально не разрабатывалась (как и тяжёлые танки вообще), формулировка «танк прорыва» (англ. breakthrough tank) употреблялась исключительно к зарубежной бронетехнике.

Организация

Организационно танки прорыва предполагалось сводить в отдельные танковые батальоны (в составе пехотных, моторизованных и танковых дивизий) и танковые полки прорыва (в составе корпусов и армий), отличавшиеся от линейных танковых частей своей организационно-штатной структурой и преобладанием парка тяжёлых танков над средними и лёгкими. Танковым частям прорыва в ходе их формирования присваивалось почётное наименование «гвардейские».[1] С началом Великой Отечественной войны и имевшими место многочисленными потерями советской стороны в живой силе и технике, вопрос проведения глубоких наступательных операций на определённое время стал неактуален, многие из сохранившихся танковых частей прорыва были расформированы или переформированы в гвардейские тяжёлые танковые батальоны и полки. Впоследствии, по мере приближения коренного перелома в войне и подготовки советского командования к перехвату стратегической наступательной инициативы, практика создания танковых частей прорыва возобновилась с учётом анализа накопленного боевого опыта и допущенных ранее ошибок. Основным методом действий танковых соединений и объединений, составлявших эшелон развития успеха в начале операции, должен быть ввод их в прорыв, отсюда возобновление практики применения танковых частей прорыва[2]. В октябре 1942 года было начато создание отдельных тяжёлых танковых полков прорыва Резерва Верховного Главнокомандования (РГК). По штату полк состоял из четырёх рот, в каждой по пять танков, и роты технического обеспечения, всего — 214 человек личного состава и 21 тяжёлый танк[3]. В феврале 1944 года имевшиеся тяжёлые танковые полки прорыва были переведены на новые штаты. Одновременно было вновь сформировано несколько таких полков. В новых полках имелось четыре танковые роты, рота автоматчиков, сапёрный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт, всего — 375 человек личного состава и 21 тяжёлый танк. В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжёлых танковых бригад. Организационно бригада состояла из трёх тяжёлых танковых полков прорыва, моторизованного батальона автоматчиков, подразделений обеспечения и обслуживания, всего по штату в бригаде насчитывалось 1666 человек, 65 тяжёлых танков, 3 самоходные артиллерийские установки, 19 бронетранспортёров и 3 бронемашины[1].

Образцы

Примечания

Литература

  • Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. / Под ред. О. А. Лосика. — М.: Воениздат, 1979. — 414 с.

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *