Танки Победы
При этом КВ-2 получил более мощный доработанный дизельный двигатель В-2К, обладавший мощностью 600 л.с., позднее такой появился и на КВ-1. Правда, существенной прибавки характеристик танку это не дало. Из-за установки новой башни вес машины вырос на 10 тонн (боевая масса КВ-2 составляла 52 тонны), поэтому компенсировать такой прирост мощностью двигателя было трудно.Одновременно с этим танки КВ-1 и КВ-2 отличались хорошим бронированием, которое было непреодолимым препятствием для большинства орудий ПТО тех лет. Толщина брони лобовых и бортовых листов составляла 75 мм, толщина кормы от 60 мм до 75 мм. Толщина брони сварных башен составляла 75 мм, литых — 95 мм, так как литая броня отличалась меньшей прочностью. Броня маски орудия у КВ-1 составляла 90 мм, у КВ-2 — 110 мм. В 1941 году бронирование ряда машин было увеличено еще сильнее за счет установки 25-мм броневых экранов.
Планы производства новых машин были грандиозными, но сбыться им помешала война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. Также к выпуску танков должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), но до войны там собрали считанные единицы КВ. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2.
Первые же столкновения с противником раскрыли высокую выживаемость КВ на поле боя. В некоторых случаях танки КВ-1 и КВ-2 в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев. Но при этом танк в 1941 году еще был «сырым». Сказывались поспешность внедрения машины в производство и новизна его конструкции. Очень много хлопот танкистам доставляла трансмиссия, которая часто не выдерживала нагрузок тяжелого танка. Если в открытом боестолкновении танкам КВ не было равных, то в условиях отступления многие машины приходилось уничтожать или просто бросать даже из-за небольших поломок. Чинить или эвакуировать эти танки не было никакой возможности. А во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые, более мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34, и их выпуск постепенно свернули. fishki.net
ТАНК ПОБЕДЫ | Историк
В воспоминаниях танкиста, ветерана Великой Отечественной войны, однажды прозвучали на первый взгляд странные слова: «Свой танк я считал живым существом и часто обращался к нему: Танечка-Танюша! Помоги прорваться, я тебя в каждый трак* расцелую!»
Почему танкисты, люди со стальными характерами, нервами и силой воли, прошедшие через ад войны, проявляли столько нежности к тяжёлой бронированной машине, очеловечивали её? Почему в книге Стивена Бисти «Чудесные сечения» среди 18 технических чудес света есть рассказ именно о танке Т-34? Почему, наконец, в 1945 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал лучшим вооружением прошедшей войны английскую пушку, немецкий самолёт «Мессершмитт» и советский танк Т-34? С оговоркой: «…если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»
Если бы высокомерный англичанин увидел уникальную экспозицию Музейного комплекса «История танка Т-34», он нашёл бы ответ не только на свой вопрос…
Глубоко символично, что Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» открыт на 37-м км Дмитровского шоссе 6 декабря 2001 года — в день 60-летия начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Именно в этот день, именно с этого рубежа танки Т-34 пошли громить врага под Лобней и Белым Растом. Скоро этому мемориальному комплексу исполнится 15 лет…
…В залах музея, расположенных на двух этажах и на танковой площадке, история знаменитой «тридцатьчетвёрки» и вправду представлена как биография истинного воина-победителя, потому и начинается с рассказа о славных предках, о родословии.
Западноевропейский рыцарь и русский витязь, надевая на себя и коня латы, уже могли ощущать себя защищёнными, почти как танкисты в танке.
Хотя куда безопаснее воевать под защитой толстых крепостных стен. Жаль, что, сидя в крепости, удобно обороняться, но не нападать. Вот бы придумать крепость… на колёсах. Возможно, так и рассуждали древние ассирийцы и шотландцы, создавая боевые повозки, и древние индийцы, надевая доспехи на боевых слонов. А древние русичи во главе с князем Олегом мчались на врага посуху, как по морю, в «колёсных кораблях», прикрывались большими деревянными щитами на колёсах, толкая их перед собой, при взятии вражеских крепостей называя нехитрую, но эффективную защиту «гуляй-городом».
Однако лишь к концу XIX — началу ХХ веков танки становятся похожими на… танки и создаются в Великобритании, Германии, Франции, США, России…
В теме «Душа танка» рассказывается о судьбах конструкторов — «родителях» этого «бронированного витязя». На стендах можно увидеть танк «в разрезе», представить себе его работу, рассмотреть основные детали — «жизненно важные органы» машины.
«Сердце танка» — его дизель, то есть мотор. Интересно, что дизель В-2 оказался настолько грамотно сделанным и обладал такими высокими техническими показателями, что, модернизируясь и обновляясь, являлся безотказным «сердцем» многих «потомков» «тридцатьчетвёрки», включая танки Т-72 и Т-90. А его «кожа» — броня — стала бронёй нового типа: противоснарядная, высокой твёрдости.
Рассказ об огромной семье «тридцатьчетвёрок» представлен в теме «Освоение серийного производства». А место рождения у них было разное: Харьковский завод № 183, знаменитый Сталинградский тракторный. Свыше тысячи «новорождённых» танков из Харькова и Сталинграда уже было на вооружении Красной армии к началу Великой Отечественной войны. И это оказалось неприятной неожиданностью для армии захватчиков. На третий день войны Гитлеру доложили о двух захваченных танках: тяжёлом КВ и среднем Т-34. И фюрер впервые… испугался. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», — заявил он.
В СССР же думали о том, как спасти имеющиеся танковые производства (эвакуация Харьковского завода на Урал, в Нижний Тагил, началась в сентябре 1941 года), как развернуть в глубоком тылу новые заводы. Танковое производство наладили на семи предприятиях, включая знаменитый Уралвагонзавод. А советские люди — от колхозников, рабочих и служащих до знаменитых артистов, писателей, художников — сдавали деньги, облигации и даже фамильные драгоценности в Фонд обороны, чтобы пошли они на строительство новых танков для армии, для Победы.
И пусть ещё в августе 1941 года Гитлер развернул 2-ю танковую группу генерала Гейнца Гудериана с московского направления на юг — на Харьков, чтобы захватить завод, ставший «колыбелью» Т-34, но оказалось поздно. Слабым подобием нашему танку стал созданный в 1943 году немецкий танк Т-V «Пантера», так похожий на Т-34 формой броневого корпуса и башней.
Танк Т-34 — долгожитель. Ведь он служил Родине с июня 1940 года по сентябрь 1997-го. Была у него и «международная миссия»: самый массовый танк в мире состоял на вооружении в 46 государствах. А сколько «памятников при жизни» поставлено легендарному «воину» — не счесть! «Тридцатьчетвёрки» водружали на постаменты во многих городах и сёлах по пути их триумфального шествия от Москвы до Берлина. Они стали самыми массовыми и обыденными мемориалами воинской доблести. Удивительно, что большинство танков, превратившихся сразу после войны в памятники и экспонаты, и сегодня на ходу — стоит лишь смазать ходовые механизмы и залить в баки топливо.
Именно удивительную жизнеспособность танка особо отметили ещё в суровом 1942 году, когда его создатели-«родители» — Михаил Кошкин (посмертно), Александр Морозов и Николай Кучеренко — получили Сталинскую премию I степени.
Много захватывающих дух боевых эпизодов о героической фронтовой судьбе танка Т-34 узнают посетители Музейно-мемориального комплекса, а на открытой площадке воочию увидят восемь танков и самоходную артиллерийскую установку. Своей рукой дотронутся до легендарной брони — холодной зимой и горячей летом, представят, как непросто быть танкистом. И даже подержатся за настоящие танковые рычаги, установленные на специальном тренажёре.
* «Трак» от Track — звено ленты танка на гусеничном ходу — фигурная пластина из стали.
Ольга ЖУКОВА
xn--h1aagokeh.xn--p1ai
Танк победы | Загадки истории
Эта боевая машина начала выпускаться в СССР еще в 1940 году. Танку Т-34 суждено было прожить долгую и славную жизнь. Он по праву считается лучшим средним танком Второй мировой войны. Его по достоинству оценили не только союзники, но и противники. «Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели», — после первых встреч с Т-34 записал генерал-майор вермахта Фридрих фон Мелентин.
У Т-34 была нелегкая судьба. Удивительно, но этот танк создан, что называется, вопреки желанию советского бронетанкового командования, так сказать, в инициативном порядке. И его конструктор Михаил Кошкин крупно рисковал, начав работу над прототипом легендарного танка — в случае неудачи он мог быть обвинен во «вредительстве», со всеми вытекающими из этого последствиями. Но он рискнул и создал для Красной армии машину, ставшую эталоном для создателей бронетанковой техники всего мира.
«Родственники за границей»
Так уж сложилось, что первые серийные танки Красной армии имели иностранное происхождение. Дело заключалось в том, что русская армия не имела опыта производства гусеничных боевых машин, и на то, чтобы создать собственные КБ, в которых можно было бы разработать чертежи танков и создать опытные образцы, требовалось время. А его не было. В конце 20-х годов XX века в воздухе уже пахло грозой. Красной армии были нужны танки, причем в немалом количестве.
Первые советские образцы МС-1, являвшиеся репликами французского танка «Рено FT-17», выпускались буквально поштучно. Надо было искать решение за рубежом, где на основе опыта Первой мировой войны конструкторские бюро вели работу над новейшими образцами бронетанковой техники.
Тогда существовала концепция двух типов танков — танков непосредственной поддержки пехоты и так называемых крейсерских танков. Первые должны были иметь противопульное бронирование, пушку и сравнительно небольшую скорость. Вторые — тонкую броню, легкую пушку и большую скорость. В качестве образца для создания отечественного танка сопровождения пехоты в Англии приобрели танк «Виккерс 6-тонный», который после доработки стал массово выпускаться советскими танковыми заводами под наименованием Т-26.
В качестве опытного образца для создания отечественного крейсерского танка в США был приобретен экземпляр колесно-гусеничного танка у американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Тогда существовала концепция танка, использовавшего в зависимости от обстоятельств колесного или гусеничного движителя. То есть в бой такой танк должен был идти на гусеницах, а к полю боя он мог добираться на колесах, развивая скорость, сравнимую со скоростью автомобиля. Правда, для движения на колесах требовались хорошие дороги, которых в Стране Советов было не так уж и много.
Вот этот самый «танк Кристи» и стал образцом для создания «бэтэшек» — знаменитой серии советских колесногусеничных танков: БТ-2, БТ-5 и БТ-7, ставших, если так можно выразиться, «родителями» легендарной «тридцатьчетверки».
Ценою жизни
Т-26 и «бэтэшки» долгое время верой и правдой служили Красной армии. Первой серьезной боевой проверкой для них стали сражения в далекой Испании. Там в Гражданской войне на стороне республиканцев участвовали и советские добровольцы, сражавшиеся на советской боевой технике. Вот там-то и выяснилось, что время танков с противопульным бронированием прошло — в войсках появились скорострельные противотанковые пушки, чьи снаряды легко пробивали броню танков.
В Москве на самом высоком уровне изучили опыт боев в Испании. Было решено начать работу над новыми танками с противоснарядным бронированием и более мощной пушкой. А вот каким должен быть движитель, так окончательно и не решили. Мнения сторонников чисто гусеничного и колесногусеничного движителя разделились примерно поровну. Было решено на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) начать работу над легким колесно-гусеничным танком А-20.
В 1938 году КБ ХПЗ возглавил конструктор Михаил Кошкин. Он-то и принял рискованное решение — начать работу над двумя вариантами заказанного правительством танка, колесно-гусеничного А-20 и чисто гусеничного А-32.
Оба образца были готовы к маю 1939 года. Оба без поломок прошли заводские испытания. Окончательную судьбу танка должно было решить руководство наркомата обороны. Опытные экземпляры доставили в Москву, где на полигоне они успешно преодолели рвы и другие противотанковые препятствия, показав хорошие ходовые качества.
Окончательное решение должно было быть принято после опытного пробега гусеничного варианта танка, получившего наименование А-34, из Харькова в Москву. Два танка А-34 в
сопровождении двух тягачей 5 марта 1940 года вышли из ворот завода ХПЗ. Возглавил пробег сам Михаил Кошкин. Во время движения конструктору пришлось самому не раз садиться за рычаги управления танком. Март был холодный и снежный. По дороге Кошкин сильно простудился, в Москву приехал уже тяжелобольным.
17 марта оба танка стояли на Ивановской площади Кремля. Их осмотрели командование наркомата обороны и сам Сталин. В конце концов было принято решение начать серийное производство нового танка, получившего название Т-34. Только Михаил Кошкин к тому времени совсем слег и в сентябре 1940 года умер.
Неприятный сюрприз для панцерваффе
Именно танк Т-34/85 въехал в Берлин и называется «танком победы»
К началу Великой Отечественной войны советские танковые заводы успели изготовить 1100 штук. В первую очередь они поступали большей частью в приграничные военные округа. Их там к 22 июня 1941 года оказалось 967. Они-то и приняли первый удар врага.
К большому сожалению, экипажи Т-34 не успели еще освоить новую для них боевую технику. Поэтому большинство танков было потеряно не в бою, а по техническим причинам: механики-водители сжигали бортовые торсионы и ломали коробки передач. Были случаи, когда Т-34 с их дизельными двигателями технари заправляли бензином и тем самым выводили их из строя.
Но там, где «тридцатьчетверкам» удавалось встретиться лицом к лицу с наступающими частями вермахта, враг сразу чувствовал, что имеет дело с абсолютно неизвестными ему грозными машинами. Т-34 участвовали в знаменитом танковом сражении в треугольнике Луцк — Броды — Ровно в конце июня 1941 года. Тогда наступающая 1-я танковая группа противника понесла немалые потери.
Прекрасно показала себя 4-я танковая бригада под командованием генерала Катукова, наносившая короткие контрудары из засад под Орлом и Мценском по наступающей 2-й танковой группе «отца панцерваффе» генерала Гудериана. 4-я танковая бригада стала 1-й гвардейской танковой бригадой.
Заводы, выпускавшие Т-34, вскоре должны были вынуждены эвакуироваться из-за приближения войск противника. Так был потерян ХПЗ, а затем Сталинградский тракторный, в цехах которого в 1942 году шли бои между бойцами Красной армии и вермахта. Производство танков было развернуто в Горьком на Сормовском заводе, в Челябинске, Омске и Нижнем Тагиле. С учетом боевого опыта машина непрерывно совершенствовалась.
В 1943 году конструкторское бюро, которое после смерти Кошкина возглавил Александр Морозов, начало работать над новой модификацией Т-34 с новым орудием большего калибра и новой башней. Боевая машина, запущенная в серию в 1944 году, получила наименование Т-34/85. Именно на этом танке наши воины закончили Великую Отечественную войну, и именно он называется «танком Победы».
Как он был устроен
Т-34 имел классическую компоновку. Его экипаж состоял изначально из четырех человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и заряжающего с командиром танка, выполнявшего функции наводчика. Они находились в двухместной башне. На Т-34/85 появился пятый член экипажа — наводчик, который также располагался в башне танка.
Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит гомогенной стальной брони высокой твердости, толщинами 13, 16, 40 и 45 миллиметров. Броневая защита танка противоснарядная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 миллиметров. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину 45 миллиметров. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-миллиметровых броневых плит. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-миллиметровых броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину 20 миллиметров. Днище танка имело толщину 13 миллиметров под моторно-трансмиссионным отделением и 16 миллиметров в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-миллиметровой бронеплиты. На Т-34 образца 1943 года толщина верхней кормовой бронеплиты была увеличена с 40 до 45 миллиметров, а толщина днища в лобовой части — с 16 до 20 миллиметров.
Башня Т-34 — двухместная, близкая к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. Основным вооружением Т-34 ранних выпусков (до начала 1941 года) была 76-миллиметровая пушка Л-11. С марта 1941 года она была заменена на 76-миллиметровую пушку Ф-34. Оба орудия использовали один ассортимент боеприпасов. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На Т-34 выпуска 1942-1944 годов с «улучшенной башней» боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ. Один из них размещался в спаренной с пушкой установке и имел общие с ней углы наведения. Другой («курсовой») находился в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса.
На всех модификациях Т-34 устанавливался V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения. Внутренние топливные баки располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески. Танки ранних выпусков имели шесть внутренних баков общей емкостью 460 литров. На машинах поздних выпусков число внутренних баков было доведено до восьми, а их общая емкость — до 540 литров.
В ходовой части Т-34 использовалась «свечная» подвеска, или, как ее еще именуют, подвеска Кристи, унаследованная от «предков» — танков серии БТ. Но у Т-34 подвеска была модернизирована, и пружина была размещена под небольшим углом.
С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 миллиметров, направляющего колеса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колеса.
Лучше и сильнее
Крупнейшим сражением 1943 года стала Курская битва. В ходе кровопролитных сражений советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери. Модернизированные немецкие танки и штурмовые орудия, имевшие усиленную до 70-80 миллиметров лобовую броню, стали малоуязвимы для пушки Т-34. Появление мощно вооруженных и хорошо бронированных тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» лишило Т-34 всех его преимуществ перед танками противника. Необходимо было срочно усилить вооружение и бронирование «тридцатьчетверки». Так появилась модификация Т-34/85.
В 1944 году Т-34 с 76-миллиметровой пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года он стал постепенно вытесняться Т-34/85. В составе советских танковых частей Т-34 приняли участие в крупных наступательных операциях, закончившихся разгромом большого количества немецких частей и освобождением значительных территорий. Советское военное руководство, создав значительный численный перевес и захватив стратегическую инициативу, могло выбирать направления ударов и, взломав оборону противника, вводить танковые части в прорыв, проводя масштабные операции на окружение. Немецкие танковые части в лучшем случае успевали парировать намечавшуюся атаку, в худшем — были вынуждены отступать из предполагавшихся котлов, бросая неисправную либо просто оставшуюся без горючего технику. Советское военное руководство стремилось по возможности избегать танковых сражений, предоставляя борьбу с немецкими танками противотанковой артиллерии и авиации.
К началу 1945 года Т-34 с 76-миллиметровой пушкой было в войсках уже относительно немного. Основным советским танком стал Т-34/85. Они и закончили войну в Берлине и Праге, и приняли участие в августе 1945 года в разгроме японской Квантунской армии.
Танки Т-34 активно использовались армией Северной Кореи во время Корейской войны, а также участвовали во множестве вооруженных конфликтах в Европе и Азии. До сих пор Т-34 находятся на вооружении и используются в боевых действиях в ряде стран третьего мира.
Александр ЕГОРОВ
Под номером один
По рейтингу Top Ten Tanks, составленному телеканалом Military Channel в 2007 году, на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью. Высший балл по последнему критерию обеспечил танку Т-34 репутацию танка «номер 1».
Просмотрено: 59
zagadki-istorii.ru
Подарочный набор книг «Танки Победы»
Игорь Желтов, Алексей Макаров. «А-34. Рождение “тридцатьчетвёрки”»
Отличная книга для любителей вдумчивого и скрупулёзного чтения. В мельчайших деталях, шаг за шагом авторы восстанавливают историю создания и принятия на вооружение легендарного советского среднего танка.
За схемами, чертежами и таблицами, которых очень много в книге, стоит напряжённая работа восьми конструкторских групп КБ-520 людей, которые в сжатые сроки смогли полностью перерассчитать конструкцию А-32 и обеспечили воплощение в металле танка А-34. Подробно освещены все нюансы устройства опытных моделей: от корпуса и башни до того, каким был возимый комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей.
Большое внимание уделяется государственным и войсковым испытаниям А-34, включая знаменитый пробег машин своим ходом из Харькова в Москву в марте 1940 года. Благодаря этому пробегу удалось собрать большое количество информации и ещё больше ускорить путь нового танка в войска.
В завершении книги рассказывается о «жизни» опытных образцов уже после того, как Т-34 заступил на боевое дежурство. Прототипы использовались конструкторами для отработки новых технических решений: приводов управления, гусеничных траков и многого другого.
Несмотря на очень «техническую» направленность книги, она написана достаточно простым и интересным языком, так что будет интересна не только любителю военной истории, но и массовому читателю.
Андрей Уланов, Дмитрий Шеин. «Первые Т-34»
Многие годы работы в фондах Центрального архива Министерства обороны позволили авторам собрать множество материала, в том числе и такого, который никогда не публиковался ранее. Книга «Первые Т-34», написанная на его основе, получилась увлекательной, информативной и — страшной.
Коротко рассказав об окончании производства, А. Уланов и Д. Шеин переходят к боевому дебюту «тридцатьчетвёрок», совпавшему с началом Великой Отечественной войны. Танк был новым, армия ещё не успела его освоить и обучить личный состав. Даже руководство по эксплуатации Т-34 должно было появиться только осенью 1941 года.
Немцы не были джентльменами, они не собирались ждать, пока советские танкисты научатся воевать. В боях под Алитусом, Сенно, Лепелем, Бродами, советские танкисты пытались остановить врага как могли и как умели. И хотя за полтора месяца войны потери «тридцатьчетвёрок» составили 70% от их общих потерь за 41-й год, наши бойцы справились.
Книга заканчивается операцией «Тайфун» — немецким наступлением, которое должно было завершиться в Москве, но вместо этого превратилось в первое по-настоящему крупное поражение вермахта на Восточном фронте.
Несомненное достоинство книги — то, каким языком она написана. Притом что авторы не занимаются домыслами, а строго следуют документам, читатель как будто держит в руках остросюжетный роман. «Первые Т-34» захватывают и не отпускают с первой до последней страницы.
worldoftanks.ru
Танк Т-34 — оружие Победы
Самый-самый
Это танк был «самым» по многим характеристикам. Из всего того, чем в этой категории располагала к концу 1930-х — началу 1940-х годов Красная армия, Т-34 считался самым маневренным, самым проходимым, самым мобильным. И, конечно же, самым массовым: «тридцатьчетверку» собирали на нескольких машиностроительных заводах, ведущим из которых считался Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.
Т-34 не только не уступал европейской технике, но и по некоторым параметрам даже превосходил ее. «Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике», — к такому выводу пришел Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета, специалист по истории Второй мировой войны.
Не без изъяна
При этом Т-34, конечно, был далек от идеала. Присутствовали у танка и определенные недостатки. В первую очередь это касалось человеческого фактора. Разумеется, война — это не курорт, а танк — далеко не пятизвездочный отель, но все же даже в таких машинах солдату должно быть удобно и относительно комфортно. Однако в Т-34 было настолько тесно, что заряжающий должен был стоять на ящике со снарядами, гильзы при этом падали под ноги. Командиру же приходилось выполнять функции наводчика, поэтому он, прицеливаясь, не мог в полной мере оценить картину боя. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что особенно тесными были первые образцы танка, впоследствии площадь башни увеличили.
Советская почтовая марка с изображением Т-34. (wikipedia.org)
Среди других недостатков танка обычно отмечают плохую оптику, которая не давала шанса прицелиться издалека, а также довольно тонкую броню. Но у брони были достоинства другого рода: бронелисты располагались под наклоном, и вражеские снаряды чаще всего задевали их по касательной и не могли пробить.
История и современность
В наши дни у Т-34 по меньшей мере две различные функции: в некоторых странах — например, в Лаосе, Мали, Вьетнаме и других — такие танки до сих пор состоят на вооружении; в России же сохранившиеся танки этой модели в первую очередь являются памятниками истории. Многие Т-34 превратились в мемориалы павшим воинам.
Последний же Т-34, собранный на Уралвагонзаводе, сразу же занял почетное место перед заводской проходной. В 1981 году его перевезли на новый постамент, а впоследствии этот танк каждый год начал принимать участие в майских парадах.
Т-34 на постаменте в Волгограде. (wikipedia.org)
В Будапеште же один из образцов Т-34 не так давно буквально обрел вторую жизнь. В 2006 году венгерская столица столкнулась с антиправительственными выступлениями, в результате которых демонстрантам удалось угнать танк с выставки военной техники, организованной в центре города. Остановил новоиспеченных танкистов, пытавшихся прорваться сквозь полицейское оцепление, только слезоточивый газ.
Танк в культуре
Т-34 по праву можно назвать героем книг. Он фигурирует, например, в повести советского писателя Якова Резника «Сотворение брони», в известном произведении польского прозаика Януша Пшимановского «Четыре танкиста и собака». Также существует документальный сборник, составленный писателем Артемом Драбкиным, в котором объединены воспоминания тех ветеранов, кому пришлось работать с именно этой моделью. Книга так и называется — «Я дрался на Т-34».
Макет со съемок сериала «Четыре танкиста и собака». (wikipedia.org)
Также Т-34 можно увидеть во многих фильмах — как в качестве самого себя, так и в роли других танков. Например, создатели картины «Спасти рядового Райана» использовали на съемочной площадке Т-34−85, однако они пытались выдать его за немецкого «Тигра». Внимательные зрители эту нестыковку сразу заметили.
diletant.media
ТАНК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»
История распорядилась так, что одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне – под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь наших пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34 и особенно в части его вооружения.
В конце августа на заводе №112 состоялось совещание, на которое прибыли нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500–600 м. «Образно выражаясь, – сказал нарком, – противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку».
На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.
Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков издал постановление №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр».
Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.
ГКО 5 мая 1943 года принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.
Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка удачно подошла к тяжелым танкам КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С – к самоходке СУ-85.
Однако, для установки ее в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.
Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была решить все проблемы, но… Прекрасные массогабаритные характеристики этого орудия решались за счет большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом, подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней – за основной башенной броней. Для лучшего уравновешивания ее цапфы сдвинули вперед, а казенная часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные заряжающие по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казенную часть орудия. В результате пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании ее испытаний – в октябре 1943 года – отдали приказ ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34. Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции пушку Д-5Т.
При этом заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года – 25 шт., феврале – 75 шт., марте – 150 шт., а с апреля полностью перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.
Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На башне имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке находился смотровой перископический прибор МК-4 кругового обзора. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс и бойницы для стрельбы из личного оружия. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны – на правом борту, так же как у танка Т-34 с 76-мм пушкой. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.
Танки с пушкой Д-5Т несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, первые серийные машины имели один башенный вентилятор, а последующие – два. Танки последних выпусков имели приборы наблюдения только МК-4 и более позднюю командирскую башенку. Радиостанция размещалась в башне, но в корпусах этих танков еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом листе или его заглушенное отверстие.
Следует отметить, что рассмотренная модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на нынешний день в литературе есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных машин. В западных изданиях цифры колеблются в диапазоне 500–700 танков. На самом деле значительно меньше! С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, в том числе пять командирских машин с радиостанцией РСБ-Ф.
Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре – ноябре 1943 года ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шаба-ров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, В.А.Тюрин и А.М.Вол-гевский), а артиллерийский завод № 92 – пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А.И.Савина.
В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. Пушка С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем даже у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.
Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 года.
Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». При этом первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к производству Т-34-85 приступил завод № 183, а с июня – завод № 174 в Омске.
Продолжавшиеся параллельно с производством полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки С-53. Заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре– декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» – аббревиатура от названия артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» – индекс ЦАКБ). Всего в 1944–1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14 265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и в последующем на Т-44.
У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа – МК-4, причем как в раннем – открытом, так и в позднем – закрытом вариантах. В течение 1944 года ввели крепление пяти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, установку малых дымовых шашек (МДШ) на кормовом листе корпуса. По мере производства менялись форма и размеры балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые листы. Она уменьшалась в размерах, а на машинах поздних выпусков была изъята – верхний и нижний листы стали свариваться встык.
В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ ряд усовершенствований конструкции башни танка. В том числе замену двухстворчатого командирского люка одностворчатым, введение в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов, дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшение вентиляции боевого отделения разнесенными вентиляторами. Из перечисленных предложений в январе 1945 года была внедрена только одностворчатая крышка люка командирской башенки.
Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи предложили перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. При этом передний вентилятор был вытяжным, а задний – нагнетательным. Судя по всему, в ГБТУ по непонятным причинам решили повременить с внедрением этого весьма толкового предложения. Во всяком случае, на фотографиях боевых действий весны 1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не встречаются. Не участвовали такие танки и в Параде Победы, а вот 7 ноября 1945 года подразделения Кантемировской танковой дивизии, участвовавшие в параде на Красной площади, были укомплектованы именно такими танками. Все это позволяет предположить, что машины с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже после Великой Отечественной войны и, по-видимому, только на заводе № 112. У этих машин была еще одна характерная деталь – отсутствовала смотровая щель в правом борту корпуса.
У танков разных заводов имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления. Башни различались числом и расположением литьевых и сварных швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым оребрением. Встречались разные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек. Даже защитные планки погона башни были разными. На танках использовалось и несколько вариантов гусеничных траков.
Кроме линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85. Подобно их предшественнику ОТ-34, на этой машине курсовой пулемет заменялся автоматическим поршневым танковым огнеметом АТО-42 завода № 222. Установка огнемета в танке была разработана на заводе № 174, который наряду с заводом № 112 являлся производителем огнеметных машин.
Серийное производство Т-34-85 в СССР прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года), выпустив 25 899 боевых машин. В зарубежных источниках приводятся следующие цифры производства Т-34-85 в СССР в послевоенные годы: 1946 – 5500, 1947 – 4600, 1948 – 3700, 1949 – 900, 1950 – 300 единиц. Судя по количеству нулей, цифры эти, скорее всего, носят весьма приблизительный характер. Если же взять за основу количество машин, выпущенных в 1946 году, завышенное в этих источниках вдвое, и допустить, что все остальные цифры завышены также, получается, что в 1947–1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это действительно похоже на правду. Нельзя же всерьез предположить, что наша танковая промышленность простаивала почти пять лет. Выпуск среднего танка Т-44 прекратился в 1947-м, а к массовому производству танка Т-54 заводы приступили практически в 1951 году. До этого он выпускался с 1946 года в ограниченных количествах.
В войска танки Т-34-85 начали поступать в феврале–марте 1944 года. Примерно в это время их получили бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получили всего по нескольку таких машин. Большинство в них составляли Т-34 с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось и на переподготовку экипажей, в первую очередь – наводчиков.
В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной. Т-34-85 участвовали и в разгроме японской Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.
В заключение можно сказать, что проведенные в 1942–1944 годах мероприятия по модернизации танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший его от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и мощным вооружением стали причиной популярности Т-34-85 у танкистов. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин и Прагу, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, в большинстве случаев, застыли на постаментах, навсегда оставшись в памяти народа символом нашей Победы.
Поделиться в социальных сетях:
otvaga2004.ru
Танки Победы — Славянская культура
Выдающиеся боевые машины, которые помогли победить Гитлера. Победа в войне создавалась не только на поле боя, но и в конструкторских бюро — вступив в Великую Отечественную со скромным набором видов бронированной техники, советская армия вынуждена была перевооружаться на ходу. Созданные в рекордно короткие сроки и сумевшие сломать хребет немецкому панцерваффе, эти машины стали легендами.КВ-2
Тяжелый танк из серии, названной в честь наркома оборона СССР Климента Ворошилова, изначально разрабатывался для другой войны — советско-финской. Необходимость создания мощной, хорошо защищенной боевой машины стала очевидна во время бесплодных попыток прорвать укрепления линии Маннергейма. КВ-1, вооруженного 76,2-миллиметровой пушкой, было недостаточно: требовался танк, способный бороться с дотами, дзотами и другими фортификационными сооружениями.
Для решения этой задачи были привлечены два конструкторских бюро: КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и артиллерийского АОКО (завод №172 им. Молотова). На разработку проекта было отведено всего несколько дней: конструкторов перевели на казарменное положение. Работая по 16–17 часов в сутки, они сумели в течение двух недель, к январю 1940 года, представить проект машины. А уже в феврале был изготовлен опытный образец.
По первоначальному проекту в качестве вооружения для обновляемого танка рассматривалась 152-мм гаубица образца 1909/30 годов. Однако 152-мм гаубица образца 1938 года, известная под названием М-10, имела намного лучшие огневые характеристики: ее бронебойный снаряд массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м. Кроме того, она могла специальными бетонобойными снарядами массой 40 кг разбивать железобетонные укреплениями. Правда, установка такой гаубицы потребовала разработки новой башни — больших размеров, чем у КВ-1. Экипаж нового танка состоял из шести человек: в отделении управления размещались командир, механик-водитель и радист-пулеметчик с пулеметом ДТ, в башне — наводчик, заряжающий и замковый, закрывавший замок орудия.
Помимо гаубицы, КВ-2 был оснащен тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ: один из них был спарен с гаубицей, другой располагался в шаровой опоре кормовой стенки башни, третий — слева от механика-водителя, в лобовом листе подбашенной коробки. Танк получил новый двигатель: после доработки дизель В-2К имел большую мощность 600 лошадиных сил. Правда, это не дало значительного повышения характеристик — из-за новой башни танк весил почти на 10 тонн больше (его боевая масса равнялась 52 тоннам. — РП), и прирост мощности мотора компенсировался возросшей массой. Зато КВ-2 отличался на редкость хорошей защитой: бронекорпус с толщиной лобовых и бортовых плит от 75 мм, не пробивался из подавляющего большинства существовавших в то время противотанковых орудий.
Советский тяжелый танк КВ-2.
Немцев неуязвимость КВ-2 поражала. Отметим, что КВ-1 и КВ-2 были первыми танками, принявшими участие в боевых действиях. Так, к 22 июня 1941 года в частях Северо-Западного фронта имелось 57 тяжелых танков КВ, из них 18 КВ-2. «Группе «Раус» удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепление, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона, — писал 23 июня 1941 года в своем дневнике немецкий танкист, участник боев под Расейняем. — В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой «Раус», и связь с этой частью отсутствовала в течение всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк».
КВ-2 серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Большая часть этих танков была уничтожена во время отступления Красной Армии. Уцелевшие танки воевали в течение нескольких последующих лет. Начиная с 1943 года, часть их была переделана в ремонтно-эвакуационные машины: к тому времени ходовые качества танка морально устарели. Из трехсот с лишним танков КВ-2 до нашего времени уцелел лишь один – он находится в Центральном музее Вооруженных сил.
T-34
Самый массовый средний танк Второй Мировой войны, предназначенный для боя на средних и ближних дистанциях, серийно выпускался с 1940 года. Он был разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183. Благодаря мощному дизельному двигателю авиационного типа В-2 и широким гусеницам, «тридцатьчетверка» обладала высокой подвижностью и была эффективной в маневренном бою. При относительно небольшой толщине брони углы наклона бронелистов были выбраны настолько удачно, что давали дополнительную прочность при попаданиях снарядов. А необычайно высокая удельная мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе — РП) давала танку Т-34 преимущества в проходимости и маневренности.
Удачная конструкция танка обеспечивала Т-34 надежную защиту от снарядов, мощное вооружение и надежную ходовую часть. Первоначально танк оснащался 76-мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра. С февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с этой пушкой. Экипаж Т-34 состоял из четырех человек: командира, механика-водителя, заряжающего и радиста.
Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развернуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Всего в годы войны было выпущено более 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие практически во всех крупных сражениях войны.
В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. На основе танка создавались различные модификации — например, Т-34-57 — танк-истребитель, вооруженный 57-мм пушкой ЗИС-4 (некоторое количество таких танков успешно показало себя в битве под Москвой — РП) огнеметный танк ОТ-34 (ТО-34), а также несколько самоходных артиллерийских установок.
ИС-2
Этот советский тяжелый танк, получивший название в честь Иосифа Сталина, выпускался в 1943–1953 годы. Он был самым мощным и бронированным из советских танков того времени и одним из сильнейших танков в мире. Своим рождением он обязан Курской битве: это сражение продемонстрировало превосходство немецкой бронетехники над советской. «Тридцатьчетверки» не могли противостоять «Тиграм», требовались более тяжелые и обладающие более мощным вооружением машины. Новую модель, которую разрабатывали сотрудники КБ Котина и конструкторы завода № 9, оснастили 122-мм пушкой. Выбор орудия определялся как хорошими бронебойными качествами — оно пробивало 160-мм броню немецких танков с дистанции в 1000 метров — так и широкими возможностями ее промышленного производства. Лобовая броня со спрямленным носом давала лучшую защиту: она выдерживала прямое попадание 88-мм немецкого бронебойного снаряда с расстояния в километр, одновременно позволяя избежать существенного увеличения массы танка. Корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Его конструктором удалось добиться гармонии между мощной защитой и относительно невысокой массой: ИС-2 весил 46 т, но был защищен гораздо лучше, чем «Пантера», весившая 44,8 т и даже 55-тонный «Тигр I».
В дальнейшем танк подвергся нескольким важным улучшениям. Одной из главных проблем был низкий темп стрельбы (2–3 выстрела в минуту) и скромный боекомплект (28 снарядов). В 1944 году эта проблема была решена путем замены орудия: ИС-2 оснастили усовершенствованной пушкой Д-25Т с новой казенной частью. Конструкторы собирались увеличить и бронебойность снарядов, однако с лета 1944 года качество брони немецких «Пантер» ухудшилось, что сделало их более уязвимыми для наших снарядов, и проблема решилась сама собой: ввиду недостатка марганца броню «Пантер» стали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем и отличавшейся повышенной хрупкостью.
Первой частью, которая использовала ИС-2 в бою, была 11-я гвардейская отдельная тяжелая танковая бригада. Хорошая защита танков сократила потери — так, в апреле 1944 года, во время боев на юге Украины, 72-й гвардейский отдельный танковый полк 20 дней сражался с противником, потеряв всего восемь танков этого типа. Один ИС-2, например, выдержал пять прямых попаданий из 88-мм орудия немецкой тяжелой самоходной установки СУ-88 «Фердинанд»/«Элефант» с дистанции в 1,5–2 км. В одном из самых известных боев с участием этих танков — во время сражения за Сандомирский плацдарм на Висле (август 1944 года — РП.) — они противостояли грозным «Королевским тиграм». Ведя огонь с дистанции 600 метров, ИС-2 уничтожили 4 «Королевских тигра» и повредили еще 7. Потери советских войск составили 3 уничтоженных и 7 поврежденных танков этого типа.
Похожие статьи:
Военное дело → Т-34: Оружие Победы
Военное дело → Танки. Уральский характер (2014)
Вторая мировая война → Отец «34-ки». Михаил Ильич Кошкин
Художественные фильмы → Главный конструктор (1980)
Вторая мировая война → СС «Галичина» против Украины
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru