Кировский завод в годы Великой Отечественной войны

Страницы истории: Кировский завод в годы Великой Отечественной войны.

 

С первых дней войны более 15 тысяч кировцев подали заявления с просьбой направить их в действующую армию, свыше 10000 человек встали в ее ряды. Значительная помощь фронту была оказана в возведении различных оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

 

 

 

В месячный срок в начале войны Кировским заводом было развернуто производство полковых пушек, налажено массовое производство снарядов и мин.

 

В июне 1941 года на предприятии был сформирован первый стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения, в июле 1941-го г. ополченцы-кировцы преградили путь врагу на Лужском рубеже.

 

Для оказания помощи действующей армии на заводе были созданы истребительный и танковый батальоны, 10 партизанских отрядов, батальон войск НКВД, диверсионная и разведывательная группы, артиллерийский дивизион, переброшенный от стен завода на Пулковские высоты и позднее прошедший с боями до Берлина.

 

В начале сентября 1941 года линия фронта приблизилась вплотную к Кировскому заводу, однако враг был остановлен — всего в трех километрах от стен предприятия.

 

Завод обороняли три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника, круглосуточное дежурство осуществляли бойцы МПВО.

 

На территории завода и вокруг него было построено 512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, 1050 метров металлических баррикад с бойницами, 650 противотанковых ежей.

 

Для Кировского завода — основного поставщика танков в стране — первоочередной задачей стало увеличение темпов их выпуска. Был поставлен на серийное производство тяжелый танк КВ (Клим Ворошилов), разработанный в предвоенные годы (1939 г.), созданы условия для ремонта танков, приходящих с фронта. За три первых военных месяца собрано 492 танка КВ, за шесть предвоенных — 393. Из числа специалистов были сформированы три передвижные ремонтные бригады (ПРБ — 21, 22, 23), предназначенные для ремонта танков на передовой. Две ушли на Ленинградский фронт, одна — на Западный.

 

В связи с приближением фронта, с сентября по декабрь 1941 года, прошла широкомасштабная эвакуация танкового и основного артиллерийского производств на Урал. Из блокированного города в Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием были переправлены свыше 15000 кировцев и членов их семей.

 

6 октября 1941 г. по решению Иосифа Сталина Челябинский завод переименован в Кировский, его директором назначен И.М.Зальцман (директор Кировского завода с 1938 г.), главным конструктором — Ж.Я. Котин. Весь танкостроительный комплекс получил название Танкоград. На Урале наращен выпуск танков КВ нескольких модификаций, разработан новый тяжелый танк ИС (1943 г.), началось производство САУ.

 

За период войны Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и САУ, 48,5 тыс. танковых моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры, более 17 млн заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков.

 

За время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», из них 124 часа — под артиллерийским обстрелом. Число артобстрелов — 187.

 

На Кировский завод было сброшено 4423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб.

 

Разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых построек.

 

На территории завода 2500 кировцев умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.

 

В 1941 году директор Кировского завода И.М.Зальцман и главный конструктор танкового КБ Ж.Я.Котин удостоены звания Героя Социалистического Труда.

 

За годы Великой Отечественной войны 11 кировцев были удостоены звания Героя Советского Союза.

 

В канун 40-летия Победы, 4 мая 1985 года, за заслуги в обеспечении СА и ВМФ в годы Великой Отечественной войны Кировский завод награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

 

kzgroup.ru

«Танки в твоем городе»: Кировский завод

Друзья!

Представляем цикл статей «Танки в твоем городе»! Подписчик нашего сообщества «ВКонтакте» Николай Нагайник подготовил материал о заводах-изготовителях бронетехники, расположенных на территории России.

Приятного чтения!


Этой публикацией я хочу начать цикл статей о танковых заводах России и их продукции. Предприятия, о которых пойдет речь, создавали машины, приносившие победы на полях сражений. Эти же предприятия поддерживают обороноспособность страны и сегодня.

Итак, Кировский Завод, Санкт-Петербург.

Кировский завод был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по изготовлению артиллерийских боеприпасов. С 1812 года здесь развивается машиностроительное направление: началось производство паровых машин.

В 1868 году завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым, который за 12 лет превратил металлургическое предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. Помимо прочей продукции, на заводе наладили производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев. Именно при Путилове были заложены основы создания уникальных инновационных технологий.

После смерти Путилова в 1881 году завод до 1889 года возглавлял Н. И. Данилевский. За короткое время Путиловский завод стал поставщиком для многих частных железных дорог и в течение 90-х годов XIX века выпустил 673 паровоза.

К началу Первой мировой предприятие стало важнейшим центром отечественного машиностроения, вышло на ведущие позиции по России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. Наиболее выдающимися образцами бронетехники, выпускавшейся на заводе в те годы, были пушечно-пулеметные бронеавтомобили на базе шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co.

Летом 1916 года Путиловским заводом был получен заказ на проектирование танка. В кооперации с Сормовским заводом предприятие приступило к разработке нового шасси, однако процесс затянулся из-за загруженности завода прочими военными заказами. Первый образец шасси был представлен только к середине 1917 года, но вскоре после испытаний работы по танку прекратились.

В феврале 1917 года на Путиловском заводе трудилось 29 тысяч рабочих. Их массовая забастовка 18 февраля (3 марта) переросла 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги Февральской революции в Петрограде.

Путиловский завод был национализирован 27 декабря 1917 (9 января 1918). В 1922 году завод получил новое имя — «Красный Путиловец». В 1924 году на заводе прошли испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и началось его серийное производство, а в 1932 здесь создается танковое КБ и начинается серийное производство танков, в числе которых был уникальный Т-28.

В 1938 году СКБ-2 (специализированное конструкторское бюро) Ленинградского Кировского Завода было назначено головным разработчиком тяжелых танков, а серийное производство танков серии КВ стартовало в феврале 1940 года.

Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тысяч сотрудников вместе с членами семей были эвакуированы на Урал, где на Челябинском Кировском заводе (известном как «Танкоград») развернулось массовое производство «танков Победы» — тяжелых танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе. Всего с конца 1939 по май 1945 года в войска поступило более 19 тысяч единиц танков и САУ производства Кировского завода, что составляло около 20% общего количества бронетанковой техники, выпущенной промышленностью страны за этот период.

Особой страницей в трудовой и военной летописи завода является блокада. В осажденном Ленинграде, в 4 километрах от передовой, Кировский завод был одной из главных целей артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. Около 2,5 тысяч рабочих умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта.

В послевоенные годы основными направлениями деятельности Кировского завода стали массовое производство военной техники, тракторов, атомное и энергомашиностроение, а в 1948 году была изготовлена опытная партия тяжелого танка ИС-7.

В 1951 году на Кировском заводе был создан плавающий танк ПТ-76.

В 1975 году на вооружение приняли самоходную артиллерийскую установку 2С7 «Пион», которая так же была разработана на Кировском заводе. 2С7 могла применять не только бетонобойные, кассетные и фугасные, но также ядерные боеприпасы.

С 1976 года на предприятии выпускался танк Т-80 и ряд его модификаций. Машина была принята на вооружение и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя.

Кроме разработки танков, Кировский завод принимал участие в создании БМП-3 и комплекса по защите танков от высокоточного вооружения «Штора-1».

На сегодняшний день продукция завода представлена широкой номенклатурой изделий как специального, так и гражданского применения. Она экспортируется в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Ссылка: 

https://vk.com/armoredwarfare?w=wall-68420747_1118743

aw.mail.ru

Путиловский завод — историческое название ОАО Кировский завод

 

 

Кировский завод (с 1868 до 1922 года — «Путиловский завод», с 1922 по 1934 год — «Красный путиловец») был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. С 1812 года завод начал развивать машиностроительное направление, приступив к изготовлению паровых машин. Одновременно было освоено художественно-литейное производство, завод участвовал в создании архитектурных ансамблей и монументально-скульптурных памятников Петербурга и его пригородов. 

 

В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен в результате наводнения. Четыре последующих десятилетия стали для предприятия периодом борьбы за выживание.

 

В 1868 году завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым (1820-1880 гг.), который за 12 лет превратил металлургическое предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. В кратчайшие сроки завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций, других видов промышленной продукции, многие из которых выпускались по собственной технологии. Одновременно развивалась социальная инфраструктура предприятия: была открыта больница, столовая, библиотека, разбит парк и построен театр, создана эффективная система профессионального обучения. Именно при Н. И. Путилове были заложены основы многоотраслевого производства, традиции «фирменного» профессионального мастерства и создания уникальных инновационных технологий.

 

С тех пор многими поколениями путиловцев-кировцев были изготовлены тысячи наименований техники и промышленного оборудования, которые опережали свое время, не имели мировых аналогов. Многие образцы давали путевку в жизнь целым направлениям развития техники. Так, Кировский завод является одним из первопроходцев (с 1913 года) в зарождении и становлении отечественного турбоэнергомашиностроения, родоначальником сельскохозяйственного (с 1924 г.) и по сегодняшний день — флагманом отечественного тракторостроения в сегменте мощных тракторов. Завод первым в мире организовал серийное производство тяжелых танков (с 1939 г.) и создал первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1976 г.). Эта традиция продолжается и в новейшей истории Кировского завода.

 

Созданное Н. И. Путиловым в 1873 году акционерное «Общество Путиловских заводов» в течение последующих сорока с лишним лет вполне доказало свою жизнеспособность. К началу Первой мировой войны завод стал важнейшим центром отечественного машиностроения, вышел на ведущие позиции в России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения, судостроении, турбостроении.

 

Путиловцы были передовым отрядом рабочего движения в стране. Они играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны сражались свыше 10 тысяч бойцов-путиловцев, было сформировано 25 боевых воинских единиц — отрядов, полков, батальонов, дивизионов. В период коллективизации тысячи рабочих завода отправились в село для создания колхозов.

 

kzgroup.ru

Еще одна компиляшка. Кировский завод во время войны. Танки, пайки, блокада: serh — LiveJournal

На Кировском заводе реанимировали танки и «шили» корабли

Кировский завод почти сразу же, с первых дней блокады оказался на линии фронта. До нее оставались считанные километры. Нет, разумеется, часть его мощностей успели перебросить на Урал, но как эвакуируешь целиком предприятие, буквально пустившее корни в питерскую землю?! Поэтому Ленинградский Кировский завод продолжал работать, хотя и в куда более суровых условиях, чем его челябинский «дублер». Не хватало практически всего – сырья, комплектующих, рабочих рук, но, тем не менее, пользуясь не полностью вывезенным складским «заделом», на Кировском собирали танки, которые прямо из цеха отправлялись на фронт, ремонтировали разнообразную военную технику и даже «сшивали корабли».

С завода – на фронт

А, надо сказать, задел на складах завода был более чем солидный – узлы, детали, целые блоки для танков. Причем не каких-нибудь, а самых, пожалуй, грозных танков начала Второй мировой – КВ и КВ-2. Разработанный еще в 1939 году, КВ весил приблизительно 47 тонн, а толщина его лобовой брони доходила до 75 мм, то есть была практически непробиваема тогдашними средствами. Его же орудие — 76,2 мм пушка Л-11 – могло с расстояния в полкилометра запросто проломить 56-милиметровую броню. В бою этому танку не было равных до 1943 года, когда ему на смену пришли еще более мощные ИСы. Правда довольствоваться приходилось именно тем, что есть на складе, поэтому из ворот завода периодически выходили «монстры», до сих пор приводящие в недоумение военных историков и моделистов – КВ с башней от КВ-2, танки, с нештатными защитными приспособлениями, придуманными буквально на ходу, чтобы заменить недостающие детали и так далее. Одновременно собирались полковые пушки, производились боеприпасы и мины. Только в конце октября 1941 производство танков в осажденном городе постепенно сошло на нет: с этого времени главной задачей ленинградского завода стали ремонтные работы.


Цитата

«В сентябре 1941 года мы покинули родной Кировский завод и своим ходом направились на Западный фронт… В октябре в районе станции Щербинка развернулись для работы в полевых условиях. В один из погожих осенних дней на базу прибыла рота танков KB, здорово потрепавшая накануне немецкий артиллерийский полк. Машины пришли прямо с передовой, их внешний вид свидетельствовал об ожесточенности проведенного боя: на броне всех без исключения танков виднелись следы многих попаданий. Однако пробоин и серьезных боевых повреждений эти танки не получили — настолько стойкой оказалась их броня».

Л. Н. Переверзев, начальник 22-й базы


Между тем на Урале, в Челябинске, на полную мощность работал «дублер» Ленинградского Кировского завода. Туда было переправлено более 15 000 рабочих, часть производственных мощностей. Огромный комплекс, выросший на базе ЧТЗ из, собственно, Челябинского тракторного, Кировского завода и Харьковского дизельного, получил имя Танкоград. Танки там собирались по невиданной доселе методе – не как «штучный товар», а конвейерным способом, так же, как трактора. До конца 1941 года с этого конвейера сошло 1358 КВ.

Впрочем, в Ленинграде работа тоже не останавливалась: из числа специалистов Кировского сформировали три передвижные танкоремонтные базы, обслуживавшие бронированные машины прямо на линии фронта. А те танки, что нуждались в более серьезном ремонте, отправлялись на завод, чтобы покинуть его уже своим ходом и, пройдя через город, снова оказаться в бою. Очевидцы вспоминают, как зимой 1941 года тяжелые машины «танцевали вальс» на улицах города: четкого поворота на обледеневшей дороге сделать не получалось, так что свежееотремонтированные КВ выписывали затейливые «кренделя».


цитата

Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.

Д. Осадчий, командир танковой роты 124-й танковой бригады


Самый длинный в мире корабль

Другой фронт работ Кировского завода покажется тем, кто не знаком с историей предприятия, несколько непрофильным – судоремонт: здесь восстанавливались и ремонтировались корабли Балтийского флота. А подчас даже не восстанавливались, а просто собирались из обломков. Так, именно на Кировском заводе «сшили» из двух половин «самый длинный корабль в мире» — теплоход «Челюскинец», выполнявший в войну вспомогательные функции, и прослуживший как минимум до конца 70-х.

Самым длинным он стал не по замыслу конструкторов, задумавших его всего лишь 121-метровым, а по несчастной случайности. Писатель Виктор Конецкий, которому довелось послужить на этом судне в конце 60-х, писал: «В марте 1940 года теплоход, следуя из Нью-Йорка в Ленинград, при подходе к Таллинскому рейду выскочил на каменистую банку. Поднявшимся штормом судно переломило на две части. Носовая осталась на мели, а кормовую понесло ветром. Корму поймали милях в семи от носа, что дало возможность говорить легкомысленным морским острякам, что «Челюскинец» — самое длинное на планете судно». Надо сказать, что если бы не война и блокада, теплоход еще долго пребывал бы в виде руины, но в 1942-м он понадобился Балтфлоту как транспортник, и рабочие Кировского вернули «Челюскинца» к жизни. Впрочем, это был далеко не единственный случай судоремонта.


Справка

Кировский (а ранее- Путиловский) завод за свою историю нередко выполнял заказы флота. Так, со стапелей Кировского сошли знаменитый эсминец «Новик» и ставшая легендарной канонерская лодка «Кореец», принявшая вместе с «Варягом» бой в бухте Чемульпо. Завод строил паровые котлы и турбины, артиллерийские башни для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты для крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, много других механизмов. На нем разработана первая башенная установка для военных кораблей. А в конце минувшего века Кировский выпускал турбинные установки для подводных лодок, атомных ледоколов, танкеров.


Поддержка с тыла

Самой сложной проблемой Ленинградского Кировского завода было даже не сырье и не энергия — понимая важность работы предприятия для города, эти вопросы решали на самом высоком уровне, — а кадры. Около 10 000 рабочих ушли на фронт еще в самом начале войны (1-я Кировская дивизия народного ополчения прикрывала город на Лужском рубеже, на Ленинградском фронте воевал сформированный на заводе батальон войск НКВД, диверсионная группа, а в лесах под Лугой беспокоили врага 10 партизанских отрядов, тоже состоящих из рабочих-кировцев), почти 15 000 человек были эвакуированы на Урал, и на Ленинградском Кировском осталось меньше 10 000 работников. Иван Голушко, бывший командиром танковой части, вспоминает свой приезд на завод: «Военпред инженер-майор А. Ф. Волков сразу повел меня в цех, где ремонтировались моторы. Кировский завод находился совсем рядом с передним краем и подвергался обстрелу. Но люди спокойно трудились на своих рабочих местах, не считаясь ни со временем, ни с силами, ни с бомбежками. Когда погрузили два двигателя в автомобиль, рабочие пригласили меня к печке-времянке на перекур, стали расспрашивать, откуда приехал, как на фронте, как ведут себя в бою отремонтированные ими двигатели. Предложили закурить либо попить чайку. Я не курил, а чайку попробовал, как говорится, с «таком», то есть без сахару. Кто-то невесело пошутил: сахар, мол, это углеводы, которые пожилому человеку уже вредны. Действительно, среди рабочих не было молодых». Точнее так: молодые были, но — слишком молодые, вчерашние ученики ФЗУ, подростки. Но рабочих рук все равно не хватало, равно как и технических мощностей: приходилось буквально выкручиваться, изобретать на ходу, чтобы выполнять поставленные задачи. Так, корпуса снарядов вытачивались из проката, а корпуса авиабомб сваривались из проката или отливались из бетона. А как в практически фронтовых условиях поддерживали в рабочем состоянии станки – и вовсе трудно себе представить: по воспоминаниям очевидцев, из трех «мертвых» станков удавалось собрать один «живой».


Цитата

Я был командиром ремонтного взвода двадцать первой подвижной базы. Осенью сорок первого года нас с завода перебросили в окрестности города, и мы работали в непосредственной близости от района боевых действий. Ремонтировали и танки, и бронемашины, и мотоциклы. Чего мы только не изобретали, чтобы как можно быстрее снова могли бить врага поврежденные боевые машины! Из старого танка сделали самоходный подъемный кран — без него в полевых условиях мы просто не смогли бы снимать башни танков. Другую, окончательно вышедшую из строя машину оборудовали специальным устройством, и ее, когда требовалось, превращали в мост, по которому перетаскивали через глубокие овраги нашу технику. Сварку деталей и узлов делали прямо на поле: из брезента устраивали большую палатку, закатывали туда сварочную машину — и пошла работа!

Михаил Давыдов


Рабочий паек

Условия, в которых трудились рабочие, сложно назвать даже экстремальными: рабочий паек, считавшийся по меркам декабря 1941 года едва ли не настоящим сокровищем, едва позволял поддерживать силы. Иными словами, если цитировать ставшую уже классической фразу кузнеца-кировца М. Серафимовича, «Мы трудились порой до изнеможения. — Бывало, в глазах все темнеет — и упадешь тут же, обессиленный. Товарищ подойдет, даст нюхнуть нашатырного спирта, отведет в столовую, там получишь чего-нибудь горячего — снова вроде бы ожил. Опять пойдешь в цех и становишься к своей ковочной машине». То, что в тылу делают все возможное и невозможное, — понимали и на фронте. Иван Голушко, своими глазами видевший, что происходит на Кировском, пишет: «ленинградским рабочим было гораздо труднее, чем фронтовикам. Нас, солдат, кормили, одевали, вооружали. А рабочий должен был заботиться сам о себе: питание, одежда, отопление, передвижение к дому и обратно на завод — все ложилось на его плечи». Была и другая опасность: для немецкой разведки не было секретом, что за корпуса виднеются на горизонте, практически сразу за передовой. Поэтому обстрелы велись постоянно: за время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», из них 124 часа — под артиллерийским обстрелом. На Кировский завод было сброшено 4 423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб. Все вместе, в сочетании с голодом, это делало работу на предприятии делом более чем рискованным. Только в рабочее время, на территории завода 2 500 рабочих умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.

Был вполне реальной и угроза захвата завода. Поэтому из числа рабочих были сформированы собственный артиллерийский дивизион, три стрелковые роты, истребительная, пулеметная и танковая, минометный, саперный и разведывательный взводы, обслуживающие подразделения. Кировский превратился в «крепость в крепости».

Кстати, когда блокада была снята, артиллерийский дивизион Кировского был прикомандирован к действующей армии и прошел с войсками до Берлина.


факт

В январе 1943 года на Кировском заводе произошло событие, имевшее, скорее, не прикладное, а пропагандистское значение, но от того – не менее заметное — товарищеский матч по русскому хоккею с динамовцами. В трех километрах от фронта. Просто чтобы еще раз показать противнику: мы живы.


А в это время на Урале

На Урале, между тем, начал работать в полную силу Танкоград. Или, как он, согласно указанию Сталина назывался официально, — Челябинский Кировский завод. Надо сказать, что без специалистов с Ленинградского Кировского завода этот проект заработал бы едва ли: крестным отцом его, поставившим производство на ноги, был Исаак Зальцман, директор Кировского завода в Ленинграде, возглавивший Танкоград. В кратчайшие сроки ему ужалось наладить производство КВ и КВ-2 на Урале. А летом 1942 года он получил указание начать выпуск среднего танка Т-34. До этого на заводе средних танков не выпускали, специального оборудования для этого установлено не было, да и вообще, необычным для того времени делом было производство двух столь разных машин на одном предприятии. Но Зальцману удалось справиться, организовать производство: первые «тридцатьчетверки» сошли с конвейера всего через месяц с небольшим.


Цитата

Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных. История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали: “Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать”.

Из речи Исаака Зальцмана перед рабочими ЧКЗ


Между тем, военная техника развивалась не только в Советском Союзе: к 1942 году немцы разработали эффективное средство борьбы с тяжелыми танками – термитные снаряды, прожигавшие прежде неуязвимую броню. Ленинградский ополченец Василий Чуркин вспоминал: «Недалеко от моста, стояло около десяти наших подбитых танков. Среди них были маленькие, средние и даже большие танки «КВ» (Клим Ворошилов). Экипажи находились внутри, мертвыми. Метрах в четырехстах по ту сторону моста, на обочине дороги стояла небольшая сорокапятимиллиметровая немецкая пушка, разбитая нашим снарядом. Она и подбила наши танки. Пушка стреляла термитными снарядами на таком близком расстоянии прямой наводкой без промаха. Снаряд, ударившись о броню танка, не отскакивал от нее, а мгновенно воспламенялся, развивая температуру до двух тысяч градусов, и металл в этом месте плавился. У танка заклинивало башню или же он загорался. Как новинку военной техники, пушку эту разобрали и увезли в Ленинград».

И тогда на смену КВ пришли ИСы – танки «Иосиф Сталин».

Новая машина оказалась немецкой артиллерии не по зубам: в этом тяжелом танке, разработанном, кстати, в Ленинграде, в КБ Котина на Кировском заводе, были сведены воедино все лучшие черты его предшественников. ИСы стали, мягко говоря, неприятным сюрпризом для немцев: они с легкостью пробивали броню немецких тяжелых танков на дальностях до двух километров. Германское командование даже в приказном порядке запретило своим танкистам вступать в бой с этими танками.


До победы

Сложно сказать, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не удалось сохранить производственные мощности Кировского завода. Определенно, танковые войска Ленинградского фронта без завода и его ремонтных бригад быстро оказались бы небоеспособными. Недаром лозунгом кировских ремонтников был: «Один восстановленный танк спасает сто бойцов!» А без разработок конструкторов Кировского завода не было бы и новых танков, ставших серьезным козырем в войне.

Но за победу предприятию пришлось заплатить серьезную цену, рассчитаться разрушенными цехами, уничтоженными станками, поредевшим кадровым составом. В блокадном городе завод вел собственную войну, продолжая существовать и работать буквально в двух шагах от фронта.

serh.livejournal.com

Кировский завод: прошлое и настоящее. Часть 1

После закулисья Буквоеда нас ожидало не менее интересное мероприятие — экскурсия на Кировский завод. Но сначала, я хочу немного рассказать об истории одного из крупнейших, на сегодняшний момент, предприятия. Тем более, что Музей Кировского завода мы тоже посетили.

Музей истории и техники ОАО «Кировский завод» был открыт в 1962 году и на сегодня является одним из самых крупных промышленных музеев России. Фонды музея насчитывают более 12 тысяч единиц хранения. Экспозиция размещена во Дворце культуры и техники им. И.И.Газа, в 6-ти залах общей площадью более 600 кв. м. В экспозиции представлены материалы, освещающие историю Путиловско-Кировского завода за 210 лет.

Основой нынешнего Кировского завода стал «Казенный чугунолитейный завод», построенный в 1801 году. История завода началась 3 апреля 1801 года, когда было отлито первое пушечное ядро.

01. На стенде музея — продукция завода, которая украшает улицы Петербурга. Работы выполнены в содружестве с архитектором Росси

В 1824 году случилось сильное наводнение в Петербурге. Завод был подтоплен и ему нанесен большой урон, 160 человек погибли, пытаясь спаси оборудование. Завод отстраивается вновь и переходит к новым хозяевам. Так завод переходил из рук в руки, пока в 1868 году его не выкупил Николай Иванович Путилов.

02.

С именем Н.И. Путилова связана одна из ярких страниц истории завода. Выкупив завод, он в кратчайшие сроки организовал выпуск рельсов для железных дорог, стали, вагонов, боеприпасов по передовым для того времени технологиям.

03.

04. До 1922 года завод назывался «Путиловский», а после переименован в «Красный путиловец». А «Кировским заводом» он стал в 1992 году

05. Ассортимент завода постоянно расширялся. Выпускались товарные и пассажирские вагоны, а после 1880 года — паровозы, корабельные башенные орудия, миноносцы

06.

07.

08.

09. Такие трамвайные вагоны завод выпускал с 1929 по 1933 гг.

10. В 1924 году начался выпуск первых тракторов «Фордзон-путиловец». Так началось развитие отечественного тракторостроения и тракторного производства на Кировском заводе, которое и сейчас является главным направлением его деятельности

11. В 1933 году завод выпустил опытную серию автомобилей «Л-1»

12.

13. В 1932 году начато серийное производство танков. Первым был отечественный танк Т-28

В 1941 — 1945 гг. танковое производство эвакуировано на Урал, где был создан знаменитый Танкоград. Оставшиеся в блокадном Ленинграде кировцы ремонтировали танки и выпускали боеприпасы.

14. Танк «ИС-2»

15. Артиллерийская самоходная установка на базе танка «ИС»

16. «Завод-фронт» — так называли Кировский во время блокады. Диорама проспекта Стачек и корпусов завода дает убедительное представление об осажденном городе

17. Продукция послевоенного периода- трелевочный трактор КТ-12

18.

19. Вездеход «Пингвин»

20. Щит для метрополитена

21. Главный турбогенератор для атомного ледокола «Ленин»

22. Главный турбозубчатый агрегат ТС-2. Такие агрегаты установлены на танкерах типа «Варшава» — «София»

23. В 1962 году выпущен первый трактор «Кировец» К-700

24. Эта часть экспозиции посвящена конверсии производства в 80-90-е гг.

25. В 90-е гг. завод выпускал также и продукцию народного потребления

26. Этот стенд посвящен памяти П.Г. Семененко — генерального директора завода в 1987-2005 гг., проработавшего на нем более 30 лет

27.

28.Очень интересную экскурсию по музею для нас провел его директор, Саврасов Игорь Юрьевич

Я считаю, что подобные музеи интереснее посещать с экскурсией, экспонаты за стеклом мало что расскажут о себе сами.
Музей работает по предварительным заявкам и записаться на экскурсию можно по е-mail: [email protected] или по телефону 647-64-68 / 784-22-33.

Сегодня ОАО «Кировский завод» — один из крупнейших российских промышленных холдингов машиностроительного профиля с развитой металлургической базой.
И мы отправляемся на экскурсию по цехам ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш»

29.

30. Про деятельность завод «Киров-Энергомаш» нам рассказывал главный конструктор предприятия Николай Александрович Недошивин

ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш» является многопрофильным предприятием, занимающим ведущее положение на рынке производства и модернизации энергетического оборудования в Российской Федерации. Оно выполняет заказы в области атомной, тепловой, корабельной и гидроэнергетики. Компания также выпускает различное нестандартное оборудование общепромышленного назначения.

На сегодняшний момент один из приоритетных заказов завода — разработка и изготовление паротурбинной установки для самого большого и мощного в мире универсального атомного ледокола проекта 22220 (ЛК-60).

31. Я люблю гулять по цехам завода, несмотря на то, что мало понимаю в промышленном производстве 🙂

32.

33. Передвигаясь по цехам, мы старались не отвлекать сотрудников от работы. Но такой большой группе сложно остаться незамеченной! А некоторые охотно позируют 🙂

34.

35. Оборудование завода

36.

37.

38.

39.

40. Рабочее место одного из сотрудников. Общая численность персонала завода около 900 человек

41. Готовая продукция завода

42. В цехах завода я заметила девушек-сотрудниц, правда в небольших количествах

43.

44.

45. Составляющие паротурбинной установки

46.

47. На мой взгляд, неплохое дизайнерское решение 🙂

48. Большие части одного огромного целого 🙂

49. Вал ротора

50. Заготовка вала

51. На заводе живет котик 🙂 Очень ласковый и совершенно не боится людей, позволил себя погладить всем желающим

52. Некоторые детали требуют тщательной обработки

53.

54.

55. Основа паротурбинной установки очень внушительных размеров

56.

57.

58.

59.

60.

61. Общий вид одного из цехов

62.

63. Винтажная доска объявлений

И перед тем как мы покинем цеха завода «Киров-Энергомаш» несколько информации в цифрах:
— более 80% атомных подлодок всех поколений, все существующие в мире атомные ледоколы и многие надводные корабли большого водоизмещения ВМФ оснащены турбозубчатыми силовыми агрегатами Кировского завода;
— 50% российских и 13 зарубежных атомных электростанций функционируют с использованием оборудования производства Кировского завода;
— турбинное оборудование Кировского завода установлено на самой быстрой в мире атомной подводной лодке «Анчар», самой большой в мире атомной подводной лодке «Акула», первой отечественной и третьей в мире атомной подводной лодке «Ленинский комсомол», первом в мире атомном ледоколе «Ленин».

64. Территория заводского комплекса достаточно большая, и дальше, на Петербургский тракторный завод мы поехали на автобусах

Я благодарю spbblog за организацию пресс-тура и лично upsya за приглашение. Благодарю всех участников за компанию !
Продолжение следует ….

vikni.livejournal.com

ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА — 87 лет

(Ниже текст поздравления на 50-летие из ВБТТ №1,  1982)


Особое конструкторское бюро по танкострое­нию на производственном объединении «Кировский завод» было создано в связи с организацией серий­ного производства танков по решению Сов­наркома от 19 января 1932 г.
В конце первой пяти­летки, когда в нашей стране было налажено про­изводство высококачественных сталей, проката, броневого листа и цветных металлов, завод начал выпуск танка Т-28. В исключительно сжатые сроки было изготовлено 10 таких машин, и уже 1 мая 1933 г. они участвовали в военном параде на Крас­ной площади.
Затем развернулись работы по созда­нию многобашенного танка СМК с противоснаряд- ным бронированием. Многие оригинальные реше­ния этой машины: торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, новая широкая гусеница были использованы в конструкции перво­го в мире однобашенного тяжелого танка КВ.

Создание КВ явилось крупным шагом в развитии отечественного танкостроения, высоко оцененным Партией и Правительством — в 1940 г. Кировский завод был награжден орденом Красного Знамени. Уже к концу первого полугодия 1941 г. Красная Армия получила 636 танков КВ-1 и КВ-2.

В трудные годы Великой Отечественной войны танковое КБ вело напряженную работу над проек­тами новых боевых машин для Красной Армии. Разрабатывался тяжелый танк с 85-мм пушкой и тяжелые самоходные орудия на его базе. Осенью 1941 г. часть Кировского завода эвакуируется из осажденного Ленинграда в г. Челябинск. Здесь, совместно с коллективом ЧТЗ, в кратчайшие сроки организуется серийное производство тяжелых тан­ков. В 1942 г. усилия КБ были направлены на их модернизацию (КВ-1C), а также установку на танк новых видов вооружения.
В это грозное время создаются специальные боевые машины: самоход­ная установка КВ-7, огнеметный танк КВ-8, танк КВ-9 со 122-мм гаубицей. Самоходная установка КВ-7 обладала высокой скорострельностью и воз­можностью ведения залпового огня.

С января 1943 г. был освоен выпуск самоходно­го артиллерийского орудия КВ-14 (СУ-152), став­шего грозой немецких танков на Курской дуге.
В этот же период КБ разрабатывает новый тяже­лый танк ИС-1 с 85-мм пушкой, принятый на во­оружение осенью 1943 г. В связи с возросшим объемом опытных работ из состава челябинского Кировского завода в этом же году выделился опытный завод «100».
В конце 1943 г. был создан модернизированный тяжелый танк ИС-2, сочетавший мощное вооруже­ние (122-мм пушка) с усиленной броневой защи­той. Вскоре было налажено серийное производст­во танков ИС-2, и в 1944 г. фронт получил 2 210 та­ких машин.
Боевые машины танкового КБ принимали уча­стие во всех основных битвах

Великой Отечествен­ной войны и были высоко оценены Советским пра­вительством. За успехи в создании боевой техники в военное время большая группа конструкторов была удостоена Государственной премии СССР и награждена орденами и медалями.
В 1945—1946 гг. основная часть конструкторов танков вернулась в Ленинград и продолжала рабо­ту на Кировском заводе в составе филиала завода «100», который в 1949 г. был преобразован в на­учно-исследовательский институт — ВНИИ-100, принявший активное участие в укреплении оборон­ной мощи и развитии народного хозяйства СССР.

В конце 40-х гг. был разработан удостоенный Государственной премии трелевочный трактор КТ-12.

В 1949 г. ЦК партии и Советское правительство поставили задачу — создать поколение новых бое­вых машин. В результате работ, развернутых на ЧK3, ЧТЗ, во ВНИИ-100 и других организациях, Советская Армия получила тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76 и плавающий бронетранс­портер БТР-50П.

В 1951 г. из ВНИИ-100 был выделен конструк­торский коллектив — ОКБТ, который в составе ЛКЗ успешно продолжал работы по созданию тя­желых самоходных орудий, установок для пуска ракет и машин специального назначения.

В 60-х гг. развернулись работы по применению на танке газотурбинного двигателя. В результате творческого сотрудничества ОКБТ с научно-произ­водственным объединением им. В. Я. Климова, с  ВНИИтрансмаш, конструкторским бюро им. А. А. Морозова и другими предприятиями от­расли был создан современный основной танк. Ра­бота по созданию и освоению в производстве ново­го танка была удостоена Ленинской премии. Было также разработано отмеченное Государственной премией 203-мм самоходное артиллерийское ору­дие, принятое на вооружение в 1976 г.
Конструкторы ОКБТ внесли большой вклад в оснащение сельского хозяйства мощными тракто­рами, необходимость в которых возникла в связи с освоением целинных земель.

Выполняя постанов­ления Коммунистической партии и Советского правительства, в 1960 г. они приступили к разра­ботке нового колесного трактора с дизелем мощ­ностью 215 л. с. Через два года был создан опытный образец К-700, а еще через год — выпущена уста­новочная партия этих машин. В мае 1980 г. с глав­ного конвейера Кировского завода сошел 200-тысяч­ный трактор семейства «Кировец». Работа по соз­данию трактора также была удостоена Ленинской премии. Одновременно создавалась опытная пар­тия тракторов К-710 с двигателем 500 л. с. Одна из таких машин возглавила праздничную колонну трудящихся Кировского завода 1 мая 1981 г.

Велик вклад ОКБТ в народное хозяйство и укрепление обороноспособности нашей Родины. За 50 лет конструкторской деятельности им создано около 40 серийных машин. Непрерывно растет на­учно-технический потенциал бюро. В последние годы разработано большое количество разнообраз­ных стендов, автоматизированная обработка экспе­риментальных данных, повысился уровень научно- исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот. ОКБТ имеет тесные научные связи с отрасле­выми институтами, вузами и НИИ Академии наук и Министерства обороны СССР. В настоящее вре­мя перед коллективом ОКБТ стоят большие, слож­ные и ответственные задачи по выполнению кон­структорских работ по танковой и тракторной те­матике. Коллектив ОКБТ прилагает все свои силы для претворения в жизнь решений XXVI съезда партии и указаний Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева.

Танки ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА:
Танк «Объект 287»
ОБТ Т-80 и Т-80Б
ОБТ Т-80У
Модернизация Т-80УЕ-1 и Т-80УА
Проект танка «Объект 225» и «Объект 226»
Объект 292
Объект 299

andrei-bt.livejournal.com

Кировский завод

Подробности
Категория: Заводы и производства
Опубликовано: 03.08.2016
  1. История создания
  2. Вторая половина 19-го века
  3. Революция и довоенные года
  4. Военное время
  5. Современность

Кировский завод является одним из основных машиностроительных заводов России.

Зарождение мировой легенды

Находится завод в городе Санкт-Петербурге. Он был создан в 1801 году, и в этом же году с его производственных линий вышло первое пушечное ядро для нужд российской армии. Изначально завод специализировался на чугунолитейном производстве артиллерийских боеприпасов (пушечных ядер). В 1812 году завод приступил к разработке своего машиностроительного отдела, и развернул изготовление паровых двигателей. В то же время специалисты завода начали работать над художественным литьем, что позволило ему участвовать в создании архитектурных комплексов и памятников в Санкт-Петербурге и его пригородах. В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен наводнением, и изо всех сил стремился выжить в течение следующих сорока лет. В 1868 году завод покупает известный российский инженер и предприниматель Николай Путилов. Ему удалось в течение 12 лет превратить старый металлургический завод в многопрофильный машиностроительный завод.

Очень быстро завод стал основным поставщиком рельсов для российской железнодорожной отрасли. В число его специализаций вошла также выплавка стали высокого качества. Лидировал в сфере производства:

— боеприпасов;

— вагонов;

— пушек;

— оборудования и деталей для линейных кораблей;

— инструментов;

— крупногабаритных, стальных конструкций;

— различных других промышленных товаров.

В то же время, завод работал над развитием социальной инфраструктуры, открывались больницы, кафе, библиотека, парк и театр, а также создавалась эффективная система профессиональной подготовки. При Путилове завод диверсифицировал свою продукцию, и заложил основы своего собственного бренда, используя усовершенствование профессиональных навыков своих рабочих, и создание уникальных и современных технологий своего времени.

 

Вторая половина 19-го века

На заводе также выпускались подвижные составы для железных дорог. Во время индустриализации 1890-х годов производство стало активно увеличиваться и расширяться. Количество рабочих мест возросло вчетверо, достигнув 12400 человек в 1900 году. Завод традиционно производил товары для российского правительства и железнодорожную продукцию. Начиная с 1900 года, он также начинает производить крупные партии почти всего необходимого объема артиллерийского оружия для Российской императорской армии. С тех пор многие поколения сотрудников Путиловского завода создали тысячи новаторских транспортных средств и моделей промышленного оборудования, которые сильно опережали свое время. Все силы направлялись на достижение производственных вершин.

До Первой мировой войны завод стал центром российского машиностроения и ведущим производителем в России и Европе:

— локомотивов;

class=»eliadunit»>

— артиллерийских боеприпасов;

— кораблей;

— турбин.

Революция и первые советские годы

В 1917 году он превратился в гигантское предприятие, которое было самым крупным в городе Санкт-Петербурге. В феврале этого же года забастовки на заводе были частью событий, спровоцировавших Февральскую революцию. Его сотрудники участвовали в рабочем движения в стране, и сыграли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. Более чем 10000 сотрудников Путиловского Завода участвовал в гражданской войне, образуя 25 боевых воинских частей — отрядов, полков, батальонов и дивизий. В период коллективизации тысячи рабочих завода были переселены в сельскую местность для создания колхозов.

Его деятельность открывала новые направления технологического развития. Доказательством этого служит тот факт, например, что завод был одним из первопроходцев (в 1913 году) в развитии российского турбостроения и тракторостроения (с 1924 года). В суровых экономических условиях 1920-х годов, завод изготовил оборудование для Волховской гидроэлектростанции. Данный завод также организовал первое в мире полномасштабное производство тяжелых танков (в 1939). Эта традиция определенной модели формирования отношения к работе продолжается и сегодня во всех видах деятельности Кировского завода.

После Октябрьской революции он был переименован в завод Красный Путиловец, известный своим производством первых советских тракторов (Фордзон-Путиловец), созданных на основе трактора Фордзон. После убийства Сергея Кирова в 1934 году завод был переименован в Кировский завод № 100.

Военный период и первые послевоенные годы

До Второй мировой войны завод выпустил около 200 000 тракторов. Во время Второй мировой войны здесь изготавливали танк Т-34. Позже создали Т-80, первый в мире танк с газотурбинным двигателем (1976).
Позже завод освоил производство:
— больших паровых турбин;
— кранов;
— машин для строительства тоннелей метро;
— подъемного оборудования для плотин и шлюзов;
— двигателей для зерноуборочных комбайнов.

Осенью 1941 года большая часть оборудования завода и около 15 000 рабочих с их семьями были эвакуированы на Урал, где работал Челябинский филиал Кировского завода (известный как Танкоград) началось массовое производство: танков,  тяжелых танкодромов и самоходных артиллерийских установок. В период с конца 1939 по май 1945 года советские войска получили более 19000 различных видов тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок, сделанных на Кировском заводе (около 20% от общего количества бронированных автомобилей, произведенных в стране).

Блокада Ленинграда занимает особое место в истории военного времени для Кировского завода. В блокадном Ленинграде, который был всего в 4км от линии фронта, завод был одной из главных мишеней для вражеских обстрелов и бомбардировок. На основании неполных данных, в общей сложности 4700 снарядов и 770 бомб упали на территорию завода. 2500 заводских рабочих умерли от голода, и почти 150 были убиты в результате обстрелов и бомбардировок. Несмотря на это, производство техники на фронт никогда не остановилось, не на один день. Рабочими завода укомплектовывался 1-ый пехотный полк, 1-ая дивизия гражданской обороны Кировского завода. В общей сложности около 1000 сотрудников Кировского завода сражались на фронте. В послевоенные годы этот завод был ориентирован на массовое производство военной техники, тракторов Кировец (с 1962 года), а также оборудования для электрической и атомной энергетики.

Современная история

В 1992 году Кировский завод стал одним из первых российских государственных предприятий, которые были преобразованы в акционерные общества. В тяжелых социально-экономических условиях периода перестройки завод преобразовал блок оборонной промышленности, и реструктуризировал финансово-хозяйственную деятельность. Это сыграло фундаментальную роль в переходе к рыночной экономике. Производство было переориентировано на новые конкурентоспособные технологии, востребованные на рынке того времени.

На основе специальных К-702 и К-703 промышленных тракторов, Кировский завод приступил к выпуску первой в истории линии российского производства дорожно-строительной техники и специальной техники для дорожно-строительной и нефтегазовой промышленности. На сегодняшний день завод является ведущим российским производителем мощных тракторов. На протяжении многих лет он выпустил около 470,000 тракторов, 12000 этих единиц экспортируется в 14 стран мира. Около 40 000 тракторов Кировец работают в полях по всему миру сегодня. Его изобретения в настоящее время составляют основу парка тяжелых тракторов на большинстве современных российских сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих до 40% основных сельскохозяйственных работ. Они также предоставляют круглогодичные решения многих транспортных проблем в сельской местности.

Редукторные турбины, изготовленные на данном заводе, используются в энергетическом оборудовании, установленном на более чем 80% атомных подводных лодок всех поколений, на борту каждого из девяти атомных ледоколов в мире, и во многих военно-морских и крупных торговых судах. Оборудование, производимое на заводе, работает на русских и зарубежных атомных электростанциях. Начиная примерно с 2004 года, гордостью завода стало производство роскошного бронированного автомобиля Dartz Т-98 Комбат, который несколько напоминает Hummer.

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *