История китайского танкостроения | World of Tanks
До XVII века Китай был практически изолирован от внешнего мира. Благодаря этому, с одной стороны, он сохранил уникальную культуру и для своего региона однозначно мог называться великой державой. С другой стороны, замкнутость Поднебесной империи в себе привела к тому, что она была как бы вырвана из исторического контекста и развивалась очень медленными темпами. В результате, когда европейцы начали свою экспансию в Китай, противопоставить им оказалось практически нечего.
Поначалу китайцы вообще не очень понимали, чем им грозит контакт с «круглоглазыми варварами». Европейцев принимали всего лишь как представителей ещё одной народности, пришедших, чтобы добровольно признать над собой мудрую власть китайского императора. Но время очень быстро расставило всё по своим местам. Началось противостояние, в котором Китай был заведомо обречён на поражение.
Как ни старались правители династии Цин оградить Китай от иноземцев, в полной мере им этого сделать не удалось. Иезуиты-миссионеры проникали в страну, попутно с обращением жителей в христианскую веру занимаясь изучением государства, фактически — разведкой. Британцы, очень хотевшие расширить свою империю за счёт богатого Китая, начали ввозить в страну опиум. Этот наркотик стал настоящим бедствием для Поднебесной. Запреты и борьба с контрабандой привели к опиумным войнам, в которых Китай потерпел поражение и фактически превратился в полуколонию для европейских стран. Помимо Британии, куски от Китая оторвали Франция, Германия и Япония. Пусть и в несколько меньшей степени, но своё участие в этом процессе приняла и Российская империя. Впрочем, как раз её отношения с Китаем были относительно корректными и порой даже близкими к союзническим.
Начало ХХ столетия оказалось для Китая весьма бурным. В 1911–1913 годах произошла Синьхайская революция, провозгласившая начало Китайской республики. После этого, в 1913 году, произошла так называемая «вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Она была подавлена, и в стране воцарилась военная диктатура под руководством Юань Шикая. В 1915 году была сделана попытка восстановить империю с Шикаем на престоле, однако это «новшество» продержалось всего год. В 1916 году Юань Шикай отрёкся от трона, а вскоре и умер. После его смерти в Китае образовалось большое количество милитаристически настроенных политических группировок. Кто-то из них получал поддержку от Японии, кто-то — от Англии и США.
С 1912 года в Китае существовала партия под названием Гоминьдан. Руководил ей Сунь Ятсен. Через десять лет после этого в стране появилась коммунистическая партия. Ею руководил Чэнь Дусю. С 1922 по 1927 год коммунисты и гоминьдановцы состояли в альянсе, главной целью которого была борьба с милитаристскими группировками. В это время Китай активно сотрудничал с Советским Союзом и Германией. СССР присылал в страну военных советников, которые помогали в обучении местных вооружённых сил, а Германия занималась поставками разнообразной техники, а также наладкой в стране промышленности.
В 1927 году пути Гоминьдана и Коммунистической партии Китая разошлись. Войска Гоминьдана изгнали коммунистов в северные провинции, и партия, которую к тому времени возглавил Чан Кайши, преемник Сунь Ятсена, окончательно захватила власть в стране.
В 1937 году началась война Китая и Японии. На самом деле отношения этих двух стран уже давно были весьма далекими от добрососедских. Но теперь противостояние развернулось в полную силу и продолжалось вплоть до поражения Японии в 1945 году.
В описанный период времени китайские вооружённые силы всех существующих коалиций использовали бронетехнику, произведённую другими государствами. Танки либо закупались, либо захватывались у противников в бою. Приведём примеры танков, которые использовала китайская армия.
Британия, отличавшаяся довольно своеобразными взглядами на концепцию танковых войск, умудрилась не заинтересоваться весьма толковым для тех времён танком «Виккерс шеститонный». В результате львиная доля этих танков, произведённых в Англии, шла на экспорт. И Китай был одним из покупателей наряду с СССР, Польшей, Финляндией, Аргентиной и ещё целым рядом государств.
У французов Китай покупал не менее известную машину — Renault FT 17. Этот танк вообще можно назвать выдающимся явлением, поскольку именно в нём впервые была применена компоновка, ставшая впоследствии классической: двигатель в задней части машины, центральное расположение боевого отделения и орудие, размещённое в полностью вращающейся башне.
Поскольку Китай воевал с Японией, неизбежным было появление в армии Поднебесной некоторого количества трофейных танков этого государства. Около 1940 года под китайскими знамёнами стали появляться японские танки «Чи-Ха». Эти пятнадцатитонные машины несли 57-мм орудие, имели противопульное бронирование и по пересечённой местности могли развивать скорость до 19 километров в час. По европейским меркам это был не очень высокий показатель, но для Японии «Чи-Ха» являлся довольно-таки продвинутой машиной.
С началом Второй мировой войны ассортимент танков Китая пополнился американскими М5. В рамках программы ленд-лиза эти танки поставлялись в Китай в солидных количествах. Опять-таки нельзя не отметить, что если для европейского театра военных действий эти машины были довольно слабыми, то для Китая — вполне приемлемыми.
После окончания Второй мировой войны Советский Союз и Китай были в настолько дружеских отношениях, что китайские лидеры напрямую попросили Советский Союз помочь с обновлением бронетанкового парка страны. В Китай начали поступать танки ИС-2, Т-34-85, самоходные противотанковые установки СУ-100 и тяжёлые танки ИС. Но настоящей датой рождения китайского танкостроения как полностью самостоятельного следует считать 1957 год, когда Советский Союз продал Китаю несколько экземпляров танка Т-54 и техническую документацию на его производство.
Т-54 был чрезвычайно удачной боевой машиной. В Советском Союзе он состоял на вооружении в течение 30 лет — очень значительный срок для техники стремительного и динамичного ХХ века. Китаю действительно повезло начать развитие своего танкостроения именно с этой боевой машины.
На основе Т-54 Китай создал средний танк «Тип 59». Серийный выпуск этой машины организовали на заводе в городе Баотоу провинции Внутренняя Монголия. Советские специалисты принимали участие как в строительстве этого завода, так и в запуске танка в производство. Первые модификации машины были полной копией советского Т-54. В дальнейшем конструкцию изменяли в сторону упрощения производства и приспособления машины к действиям в климатических условиях Юго-Восточной Азии.
Существовало около шести разновидностей танка «Тип 59», выпускавшихся в разные годы и различающихся между собой дополнительными цифровыми и буквенными индексами.
Так, «Тип 59-I», который начали выпускать в начале 1960-х годов, был вооружён улучшенной 100-мм пушкой, оснащался более новой системой управления огнём, инфракрасными приборами наблюдения, а также системой стабилизации орудия. В восьмидесятых годах на танк поставили лазерные дальномеры. Правда, расположили их неудачно — над маской пушки снаружи, так что приборы были уязвимы для осколков и пуль. Затем была выпущена серия танков «Тип 59-II», на которые вместо лицензионной копии 100-мм советской пушки Д-10Т установили израильское 105-мм орудие. Оно отличалось высокой точностью стрельбы. Специально для этого орудия китайской фирмой «Норинко» были созданы бронебойно-подкалиберные снаряды с оперением. На дистанции до 2500 метров эти снаряды даже под острым углом пробивали 150 миллиметров брони. В дальнейшем выпускались также опытные модификации танка со 120-мм пушкой, испытывался танк, который дорабатывался британскими конструкторами. В наши дни существует сильно модернизированная разновидность машины под названием «Тип 59D». Она оборудована динамической защитой, весьма продвинутой системой управления огнём, а также орудием, снаряды которого пробивают до 400 мм брони.
Кроме этого, в 1963 году именно на базе Т-54 был запущен в производство его облегчённый вариант «Тип 62». Этот танк массой в 20,5 тонн был выпущен в количестве приблизительно 1200 экземпляров. «Тип 62» производился не только для китайской армии, но и активно продавался в другие государства. Всего он состоял на вооружении около 11 государств мира.
Из любопытных экспериментов китайских конструкторов следует также отметить тяжёлый танк проекта WZ-111. Эта машина разрабатывалась в начале 1960-х годов как замена советским танкам ИС-2 и ИС-3, которые состояли на вооружении китайской армии, но были уже устаревшими. Объективно говоря, необходимость в тяжёлом танке в те годы была уже сомнительной. Однако китайцы всё-таки работали над машиной, которая напоминала ИС-3 конструкцией корпуса с лобовой бронёй, устроенной по принципу «щучьего носа». Вооружаться этот танк должен был 122-мм орудием раздельного заряжания. Дальше постройки одного опытного образца дело не пошло: проект закрыли. Но один экземпляр WZ-111 с макетом башни всё-таки был построен, и в настоящее время он находится в экспозиции музея Народно-Освободительной Армии Китая.
Китай достаточно поздно запустил собственную танкостроительную отрасль. Но использовать бронетанковую технику это государство начало гораздо раньше. И практически всегда это были машины, которые для своего времени являлись одними из лучших. Кроме того, когда китайцы начали строить танки, они не просто копировали чужую технику. Конструкторы активно занимались модернизацией и улучшением танков, по максимуму используя потенциал боевых машин. В результате часто получалось так, что китайская модификация той или иной техники превосходила свой прототип. Динамика развития танкостроения в Китае всегда была только положительной. И к нашему времени КНР выпускает боевые машины очень высокого уровня, которые заслуженно считаются одними из лучших в мире.
Обсудить материал вы можете здесь.
worldoftanks.ru
История создания игры — Tanki Online Wiki
На Новый 2012 год в игру была добавлена карта «Вокзал». При этом её создали за два года до этого (в 2010). После вывода карты на основные серверы был замечен баг: проп башни изнутри легко простреливался из пушки Шафт. Через два дня после открытия карты были приняты меры, и использование этого бага стало караться, а ещё через неделю баг был полностью исправлен.
В 2009-2010 годах существовала партия «КПТО» («Коммунистическая Партия Танков Онлайн»). Эта партия занималась разработкой различных программ для ТО.
В 2011 году разработчики решили устроить конкурс-гонку, в которой нужно было постоянно крутить башней. Для этого создавалась карта под названием «Карусель». Ею занималось особое объединение игроков — «КПТО» («Коммунистическая Партия Танков Онлайн»). Предполагалось, что на карте нельзя будет пользоваться припасами (ни покупными, ни падающими с неба). Партия развалилась и карта так и не была выпущена. Стоит отметить, что карту разрабатывал легендарный картодел Figishe.
Проект пушки Рикошет появился еще в 2009 году. Тогда его планировали назвать «Вулканом». Выстрелы пушки изначально не должны были отскакивать от поверхностей и были голубого цвета. Тогда Вулкан/Рикошет являлся пулемётом, но на стадии тестирования возникла идея отскакивающих шариков, что впоследствии переросло в полноценную пушку, ныне известную как Рикошет. Когда только начали тестировать корпус Хорнет, он состоял из пяти блоков: центральной части и четырёх боковых, каждая из которых находилась ниже по уровню к центральному блоку, и на каждом боковом блоке находились гусеницы. Затем Хорнет изменили до нынешнего состояния из-за слишком футуристического дизайна и сложностей, связанных с гравитацией и сцеплением с поверхностью. Появление в июне 2011 года пушки Шафт вызвало настоящий фурор среди танкистов. После релиза Шафт покупался со скоростью 3 шт. в секунду! Позже его характеристики отредактировали, ввели резисты. Но через день его изъяли, кристаллы вернули, описание поменяли. В первый день теста на тестовом сервере максимальный урон Шафта в прицельном режиме составлял 150 — 175 — 200 — 250 единиц (для M0 — М1 — М2 — M3 соответственно), на второй день — 200 — 225 — ~275 — 300.Первый фильм про «Танки Онлайн» появился вместе с конкурсом «Экранизация сказки» в 2011 году. В нём использовались упорядоченные материалы из игры, был свой сюжет. Возможно, и до этого момента существовали короткометражные фильмы, но они не были так известны. Игрок FAK19 создал наиболее популярную серию фильмов — «B-mashina». Всего было снято четыре фильма. В дальнейшем FAK19 решил сделать ремейк «B-mashina» под названием «New Evil». Фильмы FAK19 наполнены большим количеством спецэффектов. Монтаж вёлся в программе «3D Studio Max». Канал на YouTube: MrFAK12
Первый голд в «Танках Онлайн» был номиналом в 1000 кристаллов. Изначально никто не знал о том, где и когда падал этот бонус. Первый голд упал на карте Кунгур, на фонде 700 кристаллов, взяла его танкистка с ником Noosya. Позднее золотые ящики стали падать почти на всех картах, но их номинал был урезан до 100 кристаллов. Сейчас точки выпадения золотого ящика есть на всех картах. В 2010 году была введена особая модификация самой слабой пушки Смоки под названием Смоки XT. Стоила эта модификация 3 950 кристаллов. Доступна для покупки она была ровно неделю. Смоки XT была лучше по всем параметрам, чем обычная Смоки М3. Предполагалось, что хороший игрок сможет окупить стоимость Смоки XT. В 2009 году разработчики решили создать такую пушку, которая могла наносить урон соперникам и при этом лечить танкистов из своей команды. Так появилась пушка Изида. Первая концепция Изиды только лечила и выглядела как трёхзубчатое нечто, своим видом напоминающее модели из игры «Half-Life». В дальнейшем её переделали в двузубчатую башню для танка. Также Изида позволяла лечить самого себя при стрельбе в пустоту. Эта способность была слишком сильной, и её убрали. В ноябре 2014 года был переработан визуальный эффект выстрела, а 16 февраля 2017 года пушка лишилась вампиризма. Во время бета-тестирования (май 2009 года) «Танки Онлайн» получили награду на Конференции Разработчиков Игр (КРИ 2009) в номинации «Лучшая игра без издателя». Это говорит о том, что уже в фазе тестов игра заслужила признание в игровой индустрии.Основная статья: История создания игры
В ноябре 2009 года «Танки Онлайн» попали в финал народного голосования «Премия Рунета» и заняли в нём 17-е место. Это при том, что игре было всего полгода.
Летом 2012 года в «Танках» проходила акция, приуроченная к проведению чемпионата Европы по футболу. Во время этой акции номинал золотых ящиков несколько раз увеличивался, и в итоге было подсчитано, что чуть менее чем за месяц игроки поймали голдов на 90 миллионов кристаллов — в условиях нынешней экономики это без малого миллиард кристаллов!
27 сентября 2012 года состоялась необычная битва под названием «Kasim vs Sun», в которой комьюнити-менеджер Максим Хусаинов и специалист техподдержки Ксения Игнатьева сражались друг против друга на «васпосмоках». Максим победил со счётом 22:19. Игроки могли поддержать Максима или Ксению, приобретя в гараже специальную краску стоимостью 100 кристаллов. Красок за Kasim было куплено 47 341, за Sun — 18 004, за обоих игроков сразу — 4 844, каждый купивший краску за Максима обогатился на 59 кристаллов.
Каждый год 31 октября «Танки» отмечают Хэллоуин. В 2012 году за время проведения акции специальная карта была создана 59 597 раз, а специальный золотой ящик выпал 12 008 раз. Не обошлось без интересных совпадений: 30 октября 2012 года в игре зарегистрировался танкист под номером 16 666 666, а твит о праздничном спецвыпуске видеоблога стал 666-м. В 2014 году на специальной хэллоуинской карте было 45 привидений. А в 2015 году за 31 октября танкисты провели в игре суммарно 196 лет и поймали 440 000 голдов, а хэллоуинская карта была создана 184 652 раз. Победитель конкурса на лучшего золотолова — игрок с ником Ti-To — поймал 195 ящиков и получил в награду ВикоГром XT.
В видеоблогах №22, 23 и 24 разработчики и помощники администрации задавали вопросы игрокам:
- комьюнити-менеджер Юрий Мальцев: «Почему вы повторяете автоматические «жёлтые сообщения» в чате?»
- комьюнити-менеджер Максим Хусаинов: «Что значат ники вида MecTb_3a_…?»
- гейм-дизайнер Владимир Ковтун: «Чего вы больше всего ждёте от ребаланса?»
- тестер serene_only: «Зачем собирать кристаллы на тестовом сервере?»
- тестер Dj-Shadow: «Зачем при входе в битву спрашивать, выпадал ли голд?»
- администратор GVA: «Зачем спрашивать, кто взял голд?»
В последнем в 2012 году выпуске видеоблога «Танки» провели церемонию TANKI AWARDS 2012 с Ксенией Игнатьевой в качестве ведущей:
- Креатив года: ydzero с мультиком «персонажи 16-битных игр против мамонтошафта»
- Конкурсмэн года: CAHKABAHKA
- Битва года: Kasim vs Sun
- Гуру года: NBAHbI4
- Мем года: р***ланс
- Карта года: 2042 (создана 2 350 000 раз)
- Клан года: General Tanks
- Клановый прорыв года: СНК
- Тандем года: sahjkr & Polanskiy
- Нагибатор года: Rendi.Orton
На создание первой тестовой версии «Танков» ушло четыре с половиной месяца. Первый зарегистрированный в «Танках» игрок, не являющийся разработчиком — GlebNikitin. А самым-самым первым в игре зарегистрировался серверный программист «Альтернативы» Алексей Квиринг (arts80). Первой картой в «Танках» стал прототип Трибьюта.
К середине 2010 года в игре было зарегистрировано около 200 000 игроков. 19 декабря 2010 года была взята планка в миллион регистраций. 6 июня 2011 — регистрация под номером 3 миллиона (игрок с ником katyana). 4 января 2012 года — семимиллионная регистрация (игрок с ником stepan1234567891). 25 марта 2012 года — преодолён рубеж в 10 миллионов регистраций (игрок с ником lYonsl). На День танкиста 2012 был зарегистрирован аккаунт под номером 15 000 000 (игрок с ником adilov.amir). 5 февраля 2013 года — двадцатимиллионная регистрация (игрок с ником tolik755). Конец июля 2013 года — тридцатимиллионная регистрация (игрок с ником nadja8201).
В 43-м и 44-м выпусках видеоблога «засветился» играющий в «Танки» Никита Джигурда.Игра «Танки Онлайн» наиболее популярна на родине — в России. Далее следуют Украина, Беларусь, Армения, Казахстан, Германия, Молдова, Грузия, США и Саудовская Аравия.
Самая популярная краска в игре — «Зелёный», затем «Праздник» и «Лесник». Тройка наиболее популярных пушек — это Рельса, Рикошет и Твинс. Из корпусов наибольшей популярностью пользуются Хорнет, Викинг и Васп.
Официальная группа «Танков Онлайн» ВКонтакте появилась в январе 2011 года. Однажды комьюнити-менеджер Максим Хусаинов пообещал искупаться в проруби, если число подписчиков в группе перевалит за 500 000. 27 сентября 2014 года эта отметка была пройдена, и на Новый год Максим выполнил своё обещание — первый видеоблог 2015 года он начал вести из проруби. Самой вместительной картой является Дюссельдорф (40 игроков), на Берлин могут зайти одновременно 36 игроков, на Тэмпл и Безумие — по 32. В свою очередь, Тэмпл является самой просторной картой, совсем чуть-чуть отстаёт Берлин, а Дюссельдорф замыкает тройку. Самыми маленькими картами являются Остров, Холм и Пинг-понг.Летом 2014 года проходил чемпионат мира по футболу в Бразилии, и «Танки» не могли остаться в стороне от этого события. В акции «Футбольная лихорадка» игрокам предлагалось приобрести одну из 32 красок, символизировавших страны-участники чемпионата. Тем, кто купил краску за страну, вошедшую в тройку призёров, вернули до 50% кристаллов, потраченных на покупки в период проведения акции. Всего красок было куплено 555 502 штуки, из них за Россию — 111 тысяч (самая популярная краска), за ставшую чемпионом Германию — 38 007, за Аргентину — 17 641, за Нидерланды — 15 819, ну а наиболее редко покупалась краска Кот-Д’Ивуара — всего около 1000 штук. Призовыми по акции было роздано около 887 миллионов кристаллов.
В майской «ИГРЕ» 2013 года призом для тех, кто решит все загадки, была временная краска «Шторм» с защитой 15% от всех пушек. По итогам квеста краску заполучили 9636 танкистов.Немного о названиях предметов: давным-давно Рельса называлась Fear Machine, Рикошет могли назвать Вулканом, Хорнет — Раптором, Викинг — Центурионом, а Молот — Магнумом. Что касается Вулкана, то гейм-дизайнер Семён Стрижак (известный как Орех) в шутку обещал, что «пулемёт никогда не будет назван Вулканом, иначе у меня вырастут два дополнительных пальца на руке». Кстати, Магнумом в итоге была названа пушка-артиллерия.
Режим наблюдателя (спектатор) в игре существовал далеко не с самого начала. А первым боем, транслируемым при помощи спектатора, стал четвертьфинал верхней сетки TOF Dream Team III между командами International и «Тяжело и Сложно».Летом 2014 года команда «Танков Онлайн» побывала на игровой выставке gamescom в немецком городе Кёльн. В честь этого события в игру была ненадолго введена карта «Кёльн», на которой падали голды с удвоенным номиналом. В период проведения акции золотых ящиков выпало на 191 миллион кристаллов, а карту посетило около миллиона игроков.
Съёмки видеоблога ведутся обычно в среду, хотя подготовка сюжетов начинается намного раньше. Четверг и пятница уходят на монтаж видео.На десяти картах в игре (Зона, Год 2042, Плато, Станция, Шум, Эспланада, Противостояние, Рио, Простор, Пустыня) есть ржавые остовы ТитаноЖиг — дань доребалансному фольклору игроков, согласно которому ТитаноЖига считалась самой нелепой и бесполезной комбинацией пушки и корпуса.
Днём рождения «Танков Онлайн» считается 4 июня 2009 года — дата старта открытого бета-тестирования. Первым игроком, достигшим максимального звания (на тот момент это был Маршал), стал легендарный T7000. В апреле 2010 года начал работу китайский сервер. А 16 апреля 2014 года «Танки Онлайн» были запущены в Бразилии. Первый генералиссимус в бразильской локали — игрок с ником limadj2, он достиг отметки 1 400 000 опыта 2 сентября 2014 года, потратив на прокачку около четырёх с половиной месяцев. В награду за своё скоростное прохождение limadj2 получил полностью микропрокачанные Викинг М3, Рикошет М3 и краску «Зевс».Основная статья: История создания игры
Голос за кадром русскоязычной версии видеоблога «Танков Онлайн» принадлежит художнику «Альтернативы» Андрею Козлову.
Иногда в честь каких-либо праздников фонды в игре увеличиваются. Самые большие фонды в игре были 2 августа 2015 года — пятикратные.
9 мая 2015 года можно было всего за 70 кристаллов приобрести абонемент на бесконечные припасы, действовавший до рестарта 10 мая. В тот день в игре было практически невозможно найти игрока, кто бы ездил без «гирлянды» — кроме разве что тех, кто играл в PRO-битвах с отключёнными припасами.
Первыми из игроков раннюю демку «Танков на Unity» увидели и опробовали немецкие игроки на танковстрече в городке Вильдфлекен, проходившей в начале июля 2014 года. В июне 2015 года к демо-версии новой игры прикоснулись игроки из пяти городов России в рамках мероприятия «Автопробег ТО». А в октябре 2015 года в офисе «Альтернативы» побывал известный среди игроков видеоблогер DJAGERnout228, который не только поиграл в бета-версию игры, уже получившей окончательное название Tanki X, но и рассказал о своих впечатлениях в видеоблоге. Основная статья: Tanki XВо время новогодних праздников 2014-2015 был зарегистрирован вход в «Танки Онлайн» из Северной Кореи — страны, в которой доступ в Интернет жёстко ограничен. Кто же это мог быть?..
Давным-давно в игре существовал так называемый «Зал славы» — внутриигровое окно, в котором отображалась статистика всех игроков: заработанные очки опыта, количество уничтож
ru.tankiwiki.com
Краткая история танков » Nibler.ru

В самом начале, когда танкостроение только появилось и развивалось, танки производились с исключительно пулемётным вооружением, а после того, как закончилась Вторая мировая война начали проводить эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением. Существуют даже танки с огнемётом. Точного определения танка нет, поскольку его задумка постоянно менялась и различалась в разных армиях. Танки времён Первой мировой войны при знакомстве с ними в первый раз можно сначала и не узнать,кажется, что это вовсе не танки (например, Сен-Шамон), или же, возьмём, к примеру, шведскую машину Strv-103, которая классифицируется не как танк, а как истребитель танков. Некоторые машины (например, Тип 94), которые в отечественной литературе встречаются под названием «малые танки», в западной литературе называются танкетками. Несмотря на то, что тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39) называется танком, у него нет поворотной башни, и поэтому некоторые специалисты относят его к сверхтяжёлой САУ.Танки отличаются от других гусеничных боевых машин с пушечным вооружением в основном возможностью быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В большинстве случаев у них это получается за счёт установки пушки во вращающейся в горизонтальной плоскости башне, хотя существуют и немногочисленные исключения. Вот, например, самоходная артиллерийская установка, она похожа на танк своей конструкцией, однако предназначена для решения совершенно других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, поэтому у нее есть некоторые отличия, и в первую очередь это касается баланса «огневая мощь/защищённость».Состав бронетанковых войск специально делят на танки и «специализированные боевые машины» с целью выделения «специализированных боевых машин» в специальные подразделения в соответствие с применяемой военной доктриной. Например, во время ВМВ американская армия пользовалась доктриной генерала Макнейра, которая возлагала роль борьбы с танками противника на «истребители танков» (M10 Wolverine, M18 Hellcat) — как назвали боевые машины, конструктивно аналогичные лёгким или средним танкам с эффективным противотанковым вооружением, в то время как у собственно танков была другая задача — поддерживать пехоту в бою. В отечественной же литературе те же машины называются противотанковыми САУ.
Откуда появилось само название
Слово «танк» происходит от английского слова tank, и переводится как «бак» или «цистерна». Его название происходит отсюда: когда пришло время отправлять на фронт первые танки, британская контрразведка пустила слух о том, что российское правительство заказало партию топливных цистерн из Англии. И танки были отправлены по железной дороге под видом цистерн (повезло, что гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Так у них название это и прижилось. Любопытно, что в России новая боевая машина с самого начала называлась «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).История развития конструкции и боевого применения танков
Появление танков
Появились танки во время Первой мировой войны. После незамедлительного начального маневренного этапа боевых действий на фронтах наладилось равновесие (т.н. «окопная война»). Было практически невозможно пробиться через глубоко-эшелонированные линии обороны противников. Единственный способ, по которому можно было подготовить наступление и ворваться в оборону противника, заключался в мощном использовании артиллерии с целью разрушить оборонительные сооружения и уничтожить живые силы, а затем ввести в прорыв свои войска. Но оказалось, что в участок «чистого» прорыва не получится ввести войска достаточно быстро из-за перепаханных и разрушенных взрывами дорог, да и к тому же враги по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевали подтягивать резервы и блокировать прорыв.Построить танки решили в 1915 году практически одновременно Великобритания, Франция и Россия. Первая английская модель танка полностью была готова в 1916 году, а когда танк прошел испытания, производство получило первый заказ на 100 машин. Это был танк Mark I — довольно несовершенная боевая машина, которая выпускалась в двух модификациях — «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением). Вскоре стало известно, что у пулемётных «самок» довольно низкая эффективность. Они не могли бороться с бронетехникой противника и с большим трудом уничтожали огневые точки. После этого выпустили ограниченную серию «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом — пушка. Солдаты тут же метко назвали их «гермафродитами».
Впервые танки (модели Mk.1) использовала английская армия против немецкой армии 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе этого сражения было определено, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (а 17 танков сломались), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Однако, даже эти оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потерь в этой наступательной операции оказалось в 20 раз меньше обычных.Несмотря на то, что из-за малого количества танков, фронт полностью так не удалось прорвать, новый вид боевой техники все же показал свои возможности и оказалось, что у танков большое будущее. В первое время появления танков на фронте немецкие солдаты их безумно боялись.
Главные союзники англичан на западном фронте, французы, разработали и выпустили очень удачный (настолько удачный, что его ещё использовали в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции) лёгкий танк Рено FT-17. В то время, как конструировали этот танк, впервые применили многие решения, которые в дальнейшем стали классическими. У него была вращающаяся башня с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом (в отличие от «спонсонного», то есть в выступах по бокам корпуса, расположения вооружения в Mk.1), низкое удельное давление на грунт (и, как следствие, высокую проходимость), относительно высокая скорость и хорошая маневренность.В России одними из первых были созданы танк Пороховщикова («Русский вездеход») и колёсный танк Лебеденко, каждый из которых сделали лишь в одном (опытном) экземпляре. Конструкторы объясняют это либо непрактичностью конструкции, либо «косностью царского правительства». Русская армия в Первой мировой войне не имела ни отечественных, ни импортных танков. Уже во время гражданской войны Белая армия пользовалась теми танками, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года отправили в Москву, где его разобрали и исследовали. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М на базе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М назвали «Борец за Свободу тов. Ленин». В период с 1920—1921 годов изготовили 15 танков, однако весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект закрыли. В боях эти танки не участвовали, их использовали только в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.
Танки межвоенного периода (1919—1938)
В период между мировыми войнами разрабатывать танки решили и другие государства, помимо Великобритании, Франции и Германии. В это же время, когда генеральные штабы и правительства крупных мировых держав, рассуждали об итогах Первой мировой войны, и понимали неизбежность будущей, ещё более кровавой войны, они разрабатывали и глобальные стратегии боевых действий. Генштабы приняли стратегию, которая придавала большое значение танковым войскам и ставила соответствующие задачи перед конструкторами вооружений и заводами, выпускающие танки.
В межвоенный период у танкостроителей и военных ещё не было единого мнения об оптимальной тактике применения танков и их конструкции. В результате чего выпустили танки таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, из-за своей узкой специализированности, и из-за того, что их не всегда использовали по назначению. Таким образом, лёгкие танки были сравнительно слабо бронированными, хотя довольно часто и высокоскоростными (например, советский БТ-7).Их броня служила защитой только от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время ее легко можно было пробить пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек, начиная с калибра 37 мм. Вооружение у этих танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25—37 мм), численность его экипажа была недостаточной (2—3 человека), а условия существования — на пределе физиологических возможностей танкистов. В то же время, в начале 1930-х годов, талантливым американским танковым конструктором Дж. Кристи была создана оригинальная схема независимой подвески. В то время достаточно активно разрабатывались конструкции амфибийных и даже авиатранспортабельных танков.
Малоперспективными оказались и малоподвижные многобашенные гиганты, которые носили несколько разнокалиберных пушек и пулемётов как, например, французский
70-тонный Char 2C и советский 50-тонный
Эта схема включала в себя также и большего количества экипажа (до 10—12 человек), что вело к затруднённости централизованного управления огнём в боевой обстановке и немного усложнило конструкцию. Большие размеры (особенно длина и высота) могли разоблачить его и, как следствие, повышали уязвимость на поле боя. Тогдашние адаптированные карбюраторные двигатели авиационного типа решили низкие тягово-динамические качества таких «супертанков», особенно при их разворотах. В межвоенный период были разработаны и первые танки с дизельными двигателями, например, в Японии в 1932 году (дизель Мицубиси, 52 л. с.). В СССР уже в середине 1930-х годов разработали программу широкой дизелизации танков всех классов, но реально оснастить такими моторами (дизель В-2, 500 л. с.) удалось только средние и тяжёлые машины. В остальных странах дизельные моторы на танки ставились сравнительно ограниченно до 1950-х годов.
Танки военного периода (1939—1945)
Вторая мировая война стала поводом увеличить и улучшить производство танков. Всего за 6 лет танки совершили огромный рывок, чем за предыдущие двадцать. В это время уже многие танки имели противоснарядное бронирование, мощные длинноствольные пушки (калибром до 152 мм), а в конце войны у них появились уже и первые ночные (инфракрасные) прицелы (хотя опыты по их постановке на танк проводились в СССР ещё до войны), а радиофикация танков стала считаться необходимой их частью. Тактика применения танков также значительно усовершенствовалась. Уже в первый период войны (1939—1941) немецкие военачальники показали всему миру, как применение танковых соединений позволяет провести операции по оперативному и стратегическому окружению и быстро выиграть войну (т. н. «блицкриг»). Тем не менее и другие государства (Великобритания, Франция, Польша, СССР и т. д.) создавали собственные теории тактики применения танков, во многом схожие с немецкой. В ходе Второй мировой войны немецкая школа улучшила увеличение бронирования и длины орудий, приборы наблюдения (включая инфракрасные приборы ночного видения), обитаемости, а советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков только при крайней необходимости.
Т-34КВ
ИС
Советской танковой школой были созданы также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники, самоходные артиллерийские установки и истребители танков. Американская школа с самого начала отставала в плане компоновки и технологичности, но ей все же удалось наверстать упущенное к концу войны за счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей, хорошего качества стали и порохов, а также радиофикации (минимум по две рации на танк). Самыми удачными немецкими танками стали:
PzKpfw IV«Тигр», с некоторыми оговорками
«Пантера»
и «Королевский тигр».
А вот самыми лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85
с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2.
А самым лучшим американским танком стал M4 «Шерман», который широко поставлялся в СССР по ленд-лизу.
Танки послевоенного периода
Танки послевоенного периода разделяют на три поколения.
Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях: это советские средние Т-44Т-54
и тяжёлые танки:
ИС-3 ИС-4
ИС-7
Т-10
американские:
M26 «Першинг»M46 «Паттон»
M47
английский A41 «Центурион» и другие.
Лёгкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76), разведывательные (американский M41 «Уокер Бульдог») и позже авиатранспортабельные (американский M551 «Шеридан»). С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские:
Т-55Т-62
американский M48
английский Чифтен
французский AMX-30 и другие.
Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960—1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой (лазерные дальномеры, баллистические вычислители и т. п.), повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские:
Т-64Т-72
американские M60
западногерманский Леопард-1
В это время также был предпринят ряд обширных программ по модернизации танков первого поколения до уровня танков второго поколения, например, модернизация до уровня танка M60 танка M48A5 (в армии США) и M48A2G (в бундесвере).
По ТТХ танков первого и второго поколений СССР смог опередить своих вероятных противников, но необходимость ограничения массы и размеров основного типа танка (из-за необходимости вписывания в железнодорожный стандартный габарит) и некоторое отставание в оснащении электроникой привели к быстрому моральному старению советских танков первого и второго послевоенных поколений, что нашло подтверждение в войнах 1960—1990-х гг. на Ближнем Востоке.
Танки третьего поколения создавались в 1970—1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели.
К танкам этого поколения относятся советские и российские:
Т-72БТ-80
Т-90
американский M1A2 «Абрамс»
западногерманский «Леопард-2»
французский «Леклерк»
и другие.
Конструкция танка
Компоновка
В настоящее время подавляющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой являются установка основного вооружения (пушки) во вращающейся на 360° башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключениями здесь являются шведский танк Strv-103(безбашенная схема) и израильские танки «Меркава»
модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения.
Двигатель танка
На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе её, получили распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всем мире со второй половины 1950-х гг., позже заменённые многотопливными двигателями, а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80В 1930—1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания — карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.
Преимущества ГТД над дизельным двигателем:
Меньше расход смазочных жидкостей.
Меньше время подготовки к запуску, особенно на морозе.
Выхлопные газы ГТД гораздо менее токсичны, их можно напрямую использовать для обогрева танка, в то время как на танках с дизельными двигателями требуется специальный теплообменник.
Более благоприятное для транспортной машины применение крутящего момента, коэффициент приспособляемости составляет 2,6. Этим коэффициентом определяется уменьшение количества переключений при движении по пересечённой местности.
Более простая система трансмиссии.
Лучшая «незаглохаемость», то есть способность двигателя к продолжению работы, даже если танк упрётся в препятствие или застрянет в глубокой грязи.
В 1,75—2 раза ниже уровень демаскирующих шумов.
Ресурс ГТД в 2—3 раза выше, чем у поршневых двигателей, за счёт уравновешенности и сведения к минимуму трущихся поверхностей в моторе.
Большая компактность.
Большая мощность при том же размере (массе)
Преимущества дизельного двигателя над ГТД:
Большая надёжность в условиях высокой запылённости. В отличие от авиационных турбин, танковая работает у самой земли и за минуту пропускает через себя несколько кубометров воздуха, часто содержащего большие количества поднятой танком пыли. Отсюда намного выше требования к системе очистки поступающего воздуха.
Незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды.
Меньший в 1,8—2 раза расход топлива, то есть, с одной стороны, более дешёвая эксплуатация, с другой — больший запас хода при том же количестве возимого топлива
Стоимость дизельного двигателя до десяти раз меньше.
Лучшая пожаробезопасность вследствие использования плохо воспламеняющегося дизельного топлива.
Возможность ремонта в полевых условиях.
Ещё одним немаловажным преимуществом является возможность запуска дизельного двигателя танка с буксира, т. е. «с толкача», поэтому танк с таким двигателем имеет большую вероятность продолжить выполнение своей задачи при помощи другого танка
Дизельные двигатели слабее нагреваются, поэтому менее заметны для тепловизоров.
Для преодоления водных преград по дну танку с ГТД требуется вытяжная труба — выхлоп в воду для него невозможен.Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведённые правительственной комиссией, показали
Танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9—10 %, а в условиях Средней Азии — не более 2 %.
Часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65—68 %, километровый расход — на 40—50 %, а запас хода по топливу меньше на 26—31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов.
На высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9 %, у В-46 — 5 %, у ГТД-1000Т — 15,5 %.
Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные — в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз). Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США. Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003—2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 — к газотурбинным. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвёртого поколения для будущих бронированных боевых машин. Многие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены ГТД на дизели в качестве условия к допуску на тендер. Так, в 2004 году Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «Абрамс», но при условии, что ГТД танка в нём будет заменён на дизельный двигатель. В США даже конкретно в экспортных целях был разработан танк M1A2 «Абрамс» с дизельным двигателем.Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них.
Современные дизельные двигатели, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).
Ходовая часть
Все танки имеют гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещё в 1818 году французом Дюбоше. Такая конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов. Гусеницы современных танков стальные, с металлическим или резинометаллическим шарниром (РМШ), по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от пяти до семи). В некоторых моделях верхняя часть гусеницы, провисая, опирается на опорные катки, в других используются специальные поддерживающие катки малого диаметра. Как правило, в передней части находятся направляющие колёса, которые совместно с механизмом натяжения обеспечивают требуемое натяжение гусеницы. Гусеницы приводятся в движение посредством зацепления их ведущим колесом, крутящий момент на которое подаётся от двигателя через трансмиссию. Путём изменения скорости перематывания одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте.
Важным параметром является площадь той части гусеницы, которая контактирует с землёй (опорная поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади — удельное давление на грунт. Чем оно меньше, тем по более мягким грунтам может двигаться танк, т. е. тем выше его опорная проходимость.
Удельное давление на грунт некоторых современных танков
Все танки имеют систему подрессоривания (подвеску) — совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания предназначена для передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, для смягчения толчков и ударов, действующих на корпус танка, и для быстрого гашения колебаний корпуса. От качества системы подрессоривания в большой степени зависят средние скорости движения танков по местности, меткость огня с ходу, работоспособность экипажа, надёжность и долговечность работы оборудования танка.
©
nibler.ru
История танков — это… Что такое История танков?
История танков начинается в годы Первой мировой войны, когда были созданы первые образцы этого нового вида вооружений, возможности которого были быстро оценены воюющими сторонами. С тех пор активно развивались как конструкция танков, так и тактика их применения, взгляды на которые многократно менялись. Со времён окончания Первой мировой войны танки постепенно получили распространение практически во всех странах, содержащих сколько-нибудь значительные вооружённые силы и, начиная с середины XX века, применялись в подавляющем большинстве вооружённых конфликтов. В настоящее время, бронетанковые войска являются основной ударной силой сухопутных войск практически всех крупных армий.
Предыстория танков
В Средние века в полевом бою широко применялись варенбурги, каррочио, таборы и гуляй-город, а при штурме городов и замков — осадные башни, известные ещё с античности. В Китае и Корее в полевом бою ещё с античности в аналогичных целях использовали боевые колесницы покрытые «бронёй» из щитов, и оснащённые станковыми арбалетами. Аналогично, на закате Римской Империи использовались колесницы со скорпионами и балистами.
И если таборы гуситов были вооружены сами пушками и вели эффективный артиллерийский огонь, то позднее, развитие артиллерии сделало применение таборов и их аналогов — бессмысленным. Так как полевая артиллерия, в отличие от монструозных осадных бомбард просто по таборам не попадавшим, легко уничтожала эти малоподвижные деревянные «танки». И только в Америке на «диком западе», продолжала применяться подобная тактика, и только потому что индейцы не имели артиллерии.
Считается, что первый танк придумал Леонардо да Винчи, но он не получил широкого употребления и вскоре был забыт. Это был деревянный «ящик» на колесах с бойницами для стрельбы.
В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.
Первая мировая война
К началу Первой мировой войны, самоходные бронированные военные машины уже не являлись новинкой. Появившись в начале 1900-х годов, бронеавтомобили уже успели получить распространение, хотя и ограниченное, в армиях Великобритании, Франции и Германии. Но бронеавтомобили того времени, строившиеся на базе коммерческих автомобилей, обладали крайне низкой проходимостью и были практически не способны к передвижению вне дорог. В условиях изрытого окопами и артиллерийским огнём «лунного ландшафта» фронтовой полосы позиционной войны, к которой перешёл Западный фронт вскоре после начала войны, бронеавтомобилям редко выпадала возможность вступить в бой, что определило их сугубо второстепенную роль на том фронте[1].
Заключительный тест гусеницы, 21 февраля 1916, перед массовым заказом танка Шнейдер СА1 25-го.
Вместе с тем, первый год войны отчётливо продемонстрировал кризис традиционных тактик наступления в условиях позиционной войны. Даже длительная артиллерийская подготовка оказывалась не в состоянии причинить противнику тяжёлые потери и подавить его огневые точки, а тем более — выбить его с занимаемых позиций, и пехоте приходилось вести наступление на вражеские укреплённые позиции, неся огромные потери, прежде всего от пулемётного огня. Успехи же, достигаемые таким образом были невелики и к 1915 году стало очевидно, что достигнуть стратегического прорыва прежними средствами в сложившихся условиях невозможно.
Проекты боевых машин на гусеничном ходу выдвигались ещё до начала войны в различных странах, но пионером в создании танков стала Великобритания. Ещё с 1914 года многими британскими инженерами и военными выдвигались различные проекты боевых машин, в частности, использовавших тракторное шасси, однако они встречали значительное сопротивление со стороны военного министерства[2]. Преодолеть его удалось лишь к 1915 году, когда под руководством Э. Суинтона были созданы и испытаны невооружённые прототипы бронированных боевых машин на тракторном шасси. Хотя испытания прошли успешно, военные требовали от будущей машины высокой проходимости, в частности, способности преодолевать широкие рвы и значительные вертикальные препятствия, которую тракторное шасси не обеспечивало. Для решения этой проблемы, гусеничную ленту пустили вокруг корпуса, что увеличивало как длину опорной поверхности, так и высоту зацепления[3].
Первый прототип новой боевой машины был закончен в январе 1916 года и по результатам проведённых в феврале того же года испытаний, получил высокие оценки ряда военных, в том числе командующего британскими экспедиционными силами во Франции. Уже вскоре, военным министерством был размещён заказ на производство первой партии из 100 танков[4]. Для сохранения секретности, новые машины производились и транспортировались под видом «резервуаров для воды» (англ. tank) и впоследствии это название стало общепринятым, распространившись во многие языки[4]. В соответствии с британской системой обозначения вооружений, машины получили обозначение «Танк, Модель 1» (англ. Tank, Mark I или Mk.I).
Первый танк представлял собой 28-тонную гусеничную машину с противопульным бронированием толщиной от 5 до 12 мм, производившуюся в двух вариантах, различавшихся вооружением — пулемётным или пушечным, обозначавшихся, соответственно, как «Самка» (англ. Female) и «Самец» (англ. Male). Карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с, взятый от гражданского трактора, обеспечивал танку максимальную скорость всего в 6,4 км/ч. Конструкция первых танков отличалась крайним несовершенством. Условия работы экипажа внутри танка находились на пределе возможностей человеческого организма, часты были несчастные случаи, порой со смертельными исходами. Конструкция танков также отличалась очень низкой надёжностью, а проходимость, несмотря на внимание, уделённое ей при проектировании танка, оказалась невелика из-за низкой тяговооружённости машины и просчётов проектировщиков[5]. Но несмотря на всё это, будучи впервые применены 15 сентября 1917 года в ходе битвы на Сомме, танки, хоть и в полной мере проявив в том эпизоде свои недостатки, сумели добиться значительных, по сравнению с наступлением традиционными методами, успехов. Будучи практически неуязвимы для стрелкового оружия, танки оказывали очень сильное психологическое воздействие на германскую пехоту[6].
По итогам первых боёв, конструкция танка была доработана с учётом выявленных недостатков и в производство были запущены усовершенствованные его модификации — вначале малосерийные Mk.II и Mk.III, затем — существенно более совершенные Mk.IV, выпущенные в количестве 1015 единиц[7]. В войска Mk.IV поступили в мае 1917, а в бой им довелось впервые вступить в июне того же года. Несмотря на внесённые усовершенствования, конструкция танков по-прежнему имела массу недостатков, усугублявшихся просчётами командования и малым опытом в применении нового вида вооружений, и применение их отнюдь не всегда было успешным[8]. В декабре 1917 года началось производство очередной модели танка — Mk.V, вновь значительно переработанной по сравнению со своими предшественниками, особенно в области моторно-трансмиссионной установки. Всего до конца войны было изготовлено 1057 таких танков в нескольких вариантах[9].
По мере совершенствования конструкции танков и роста опыта их боевого применения, а также по мере возрастания их количества в войсках, танки начали использоваться всё более успешно. Несмотря на то, что неудачи танков весной — летом 1917 года несколько подорвали авторитет нового вида вооружений в глазах британского командования, очень успешное применение танков в битве при Камбре в ноябре того же года, где танки были впервые применены в значительных массах — более 400 единиц, в ходе тщательно подготовленного и организованного наступления, даже несмотря на общую неудачу операции, убедило командование в полезности танков[10]. В 1918 году танки применялись во множестве операций и зачастую достигали значительных успехов. Продолжалось и совершенствование конструкции танков, появились так и не пошедшие в серийное производство модификации Mk.VI и Mk.VII. Последними моделями в линейке британских тяжёлых танков стали разработанный в сотрудничестве с США Mk.VIII, произведённый в количестве 107 единиц и выпущенный в количестве 36 экземпляров Mk.IX, созданный для роли танка снабжения или бронетранспортёра, но ни один из них не успел попасть в войска до конца войны[11].
Межвоенный период
Вторая мировая война
Во Второй Мировой Войне танки проявили свои сильные стороны: быстроходность, меткость, расчленение обороны.
СССР
Т-34
КВ-2
Германия
Немецкое командование при тактике блицкрига в Польше (сентябрь 1939 года) использовали быстроходные танки для вклинивания в слабую польскую оборону и ее расчленение на несколько окруженных групп, которых добивали пехота и артиллерия. В результате польские войска на западной и юго-западной границе были уничтожены в течение первых трех дней войны. В Скандинавии из-за сложного рельефа танковые соединения не были использованы в таком количестве, но именно в Норвегии была создана тактика «танкового десанта». В весенне-летней кампании 1940 года появился такой знаменитый танковый полководец, как Гудериан. Он осознал все преимущества и недостатки танковых соединений.
TVI «Тигр»
TVA «Пантера»
Великобритания
- MkII «Матильда»
США
- M4A3E8 «Шерман»
Холодная война
ХХI век
Будущее танка
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
- ↑ E. Bartholomew Early Armoured Cars. — Эйлсбери: Shire Publications, 1988. — С. 30. — 32 с. — (Shire Albums № 209). — ISBN 0-85263-908-2
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 2. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 3. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ 1 2 С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 4. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 7. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 20. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 10. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 21. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 14. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 22. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 16—17. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
dic.academic.ru
История зарождения советского танкостроения
Танки в армии еще не появились, но солдаты уже во всю использовали преимущества бронированной техники, например, автомобилей или бронированных поездов. Но все эти машины, нужно признать, были ограничены своими недостатками, а достоинства не могли обеспечить им широкое признание. Из новой исторической статьи вы узнаете немного о зарождении танкостроения на нашей с вами родине.
Автомобилям нужна была полноценная гусеничная подвеска, которой они были лишены, а поезда могли использоваться исключительно на железных дорогах. Каждый, хоть немного смыслящий в военном деле начальник, понимал, что создание полноценной бронированной самоходной машины – это одна из самых приоритетных задач.
И Россия не была исключением, ее высшие чины уже не раз изобретали различные танки в начале двадцатого века. Даже те люди, которые лишь поверхностно знают историю, могут вспомнить легендарный «Царь-танк», знаменитый «Вездеход» или же широко известный сверхтяжелый танк Менделеева. Кроме этого, было еще много разных проектов – боевая машина Гюнтера, броненосец Демьяненко или побывавший у многих на устах «трактор», который создал инженер Казанский. Как видите, идей было множество – начиная от откровенных провальных и заканчивая потенциально успешными. Но вся суть в том, что все эти проекты существовали лишь на бумаге – в свете двух революций, которые произошли в 1917 году, на реализацию амбициозных идей попросту не было времени.
Но все проходит, прошла революционная суматоха и танки снова заполонили умы военных чинов – август 1919-го года стал известен тем, что именно в это время был отдан приказ о выпуске танка под названием Renault FT. Именно с этого времени и принято начинать отчет в истории советского танкостроения.
Советская адаптация знаменитого танка не была идеальной копией французской машины, выяснилось, что добравшись до места назначения, опытный образец потерял по пути несколько важных деталей. И самый неприятный сюрприз постиг разработчиков сразу после беглого осмотра танка – в нем не было коробки передач! В итоге, возглавляющие завод советские инженеры, должны сами были спроектировать утерянные части и вдохнуть в железного монстра жизнь. И проделанная работа была удачной – в 1920 году выходит первый танк СССР, получивший название «Борец за свободу».
Всего русских адаптаций французского танка было выпущено всего 15 штук. Чтобы выпускать больше, нужны были большие производственные силы, коих на тот момент попросту не было. В те года СССР было очень отсталым в плане индустриализации государством и правительству нужно было приложить немалые усилия для изменения ситуации.
Несмотря на все недостатки, работы по проектированию новых боевых машин продолжались, и первый конкурс на лучший танк провели в 1920 году. Победу получил десятитонный, умеющий плавать танк Кондратьева. Это была полностью самостоятельная работа, однако она базировалась на некоторых иностранных достижениях. Спустя два года, на похожем конкурсе было представлено целых семь проектов.
1923 год был примечателен тем, что создание бронетанковой техники стало полностью курировать Управление военной промышленности. Спустя год работы было создано специальное Танковое бюро, начавшее функционировать шестого мая. Задача Бюро состояла в следующем: нужно было готовить кадры, изучать работы иностранных инженеров, накапливать опыт других государств и наконец, проектировать совершенно новые танки. И последняя задача была наиболее важная – правительству нужен был свой собственный танк, так как политическая ситуации накалялась, а машинный парк СССР состоял из зарубежной техники, которая уже порядком устарела.
Начальный этап работы Бюро был с виду простым – нужно было спроектировать три вида танков. Тяжелую машину для организации прорывов, быстрый танк для подвижных составов и малый танк, способный поддержать пехоту. Октябрь 1925 года стал примечателен тем, что после совещания по возникшим в танкостроении проблемам, работы над тяжелым танком были практически остановлены.
Но, несмотря на возникшие проблемы, малый танк появился спустя два года, в 1927. Хотя внешне машина все еще сильно напоминала французский прообраз, нельзя не отметить, что разработчики внедрили несколько своих удачных решений. И вот танк Т-16 отправляется на испытания, которые призваны показать, будет ли у танка будущее. И будущего и Т-16 не было – в процессе тестирования были выявлены многочисленные проблемы, связанные с ходовой частью и двигателем. Несколько месяцев доработок и вот новая модель танка, получившая название Т-18, уже принята на вооружение армии.
В ноябре 1927 года было полностью сформулировано задание по созданию маневренного танка. Разработкой поручили заниматься Орудийно-арсенальному тресту и конструкторскому бюро Харьковского завода. Однако сотрудничество не удалось и в итоге вышло примерно следующее: в Москве должны были работать над башней и корпусом, а харьковчанам поручили ходовую часть и трансмиссию. Однако в Москве не проявляли особого рвения и сотрудники харьковского завода должны были работать в двух направлениях.
Здесь стоит вспомнить, что в октябре 1928 года к харьковчанам присоединился будущий знаменитый конструктор Морозов, тогда еще техник-чертежник.
Маневренный танк Т-12 создавался с помощью полученного при создании МС-1 опыта и использования новой идеи многоярусного вооружения. Принцип многоярусного вооружения вовсю использовался американскими конструкторами при создании средних танков. На советскую машину предполагалось установить не одну, а целых две башни. В первой, орудийной, находится орудие 45мм или же 57мм гаубица. Малая башня была вооружена хуже – с помощью спаренной пулеметной установки 7.62мм.
Однако такая схема танка имела два существенных недостатка. Когда вращалась большая башня, прицел маленькой сбивался. Вторая проблема заключалась в многоярусности – высота машины составляла целых три метра, а это даже по тем временам являлось преувеличением.
Опытный образец новой машины строили целый год и вот, в апреле 30-го года начались первые полевые испытания. И во время тестов вновь были выявлены большие проблемы с ходовой частью. После того, как проблемы были устранены, танк вновь показали начальству, однако хоть машин
mirtankov.su
История танка — это… Что такое История танка?
История танков начинается в годы Первой мировой войны, когда были созданы первые образцы этого нового вида вооружений, возможности которого были быстро оценены воюющими сторонами. С тех пор активно развивались как конструкция танков, так и тактика их применения, взгляды на которые многократно менялись. Со времён окончания Первой мировой войны танки постепенно получили распространение практически во всех странах, содержащих сколько-нибудь значительные вооружённые силы и, начиная с середины XX века, применялись в подавляющем большинстве вооружённых конфликтов. В настоящее время, бронетанковые войска являются основной ударной силой сухопутных войск практически всех крупных армий.
Предыстория танков
Первый танк придумал Леонардо да Винчи, но он не получил широкого употребления и вскоре был забыт. Это был деревянный «ящик» на колесах с бойницами для стрельбы.
Первая мировая война
К началу Первой мировой войны, самоходные бронированные военные машины уже не являлись новинкой. Появившись в начале 1900-х годов, бронеавтомобили уже успели получить распространение, хотя и ограниченное, в армиях Великобритании, Франции и Германии. Но бронеавтомобили того времени, строившиеся на базе коммерческих автомобилей, обладали крайне низкой проходимостью и были практически не способны к передвижению вне дорог. В условиях изрытого окопами и артиллерийским огнём «лунного ландшафта» фронтовой полосы позиционной войны, к которой перешёл Западный фронт вскоре после начала войны, бронеавтомобилям редко выпадала возможность вступить в бой, что определило их сугубо второстепенную роль на том фронте[1].
Вместе с тем, первый год войны отчётливо продемонстрировал кризис традиционных тактик наступления в условиях позиционной войны. Даже длительная артиллерийская подготовка оказывалась не в состоянии причинить противнику тяжёлые потери и подавить его огневые точки, а тем более — выбить его с занимаемых позиций, и пехоте приходилось вести наступление на вражеские укреплённые позиции, неся огромные потери, прежде всего от пулемётного огня. Успехи же, достигаемые таким образом были невелики и к 1915 году стало очевидно, что достигнуть стратегического прорыва прежними средствами в сложившихся условиях невозможно.
Проекты боевых машин на гусеничном ходу выдвигались ещё до начала войны в различных странах, но пионером в создании танков стала Великобритания. Ещё с 1914 года многими британскими инженерами и военными выдвигались различные проекты боевых машин, в частности, использовавших тракторное шасси, однако они встречали значительное сопротивление со стороны военного министерства[2]. Преодолеть его удалось лишь к 1915 году, когда под руководством Э. Суинтона были созданы и испытаны невооружённые прототипы бронированных боевых машин на тракторном шасси. Хотя испытания прошли успешно, военные требовали от будущей машины высокой проходимости, в частности, способности преодолевать широкие рвы и значительные вертикальные препятствия, которую тракторное шасси не обеспечивало. Для решения этой проблемы, гусеничную ленту пустили вокруг корпуса, что увеличивало как длину опорной поверхности, так и высоту зацепления[3].
Первый прототип новой боевой машины был закончен в январе 1916 года и по результатам проведённых в феврале того же года испытаний, получил высокие оценки ряда военных, в том числе командующего британскими экспедиционными силами во Франции. Уже вскоре, военным министерством был размещён заказ на производство первой партии из 100 танков[4]. Для сохранения секретности, новые машины производились и транспортировались под видом «резервуаров для воды» (англ. tank) и впоследствии это название стало общепринятым, распространившись во многие языки[4]. В соответствии с британской системой обозначения вооружений, машины получили обозначение «Танк, Модель 1» (англ. Tank, Mark I или Mk.I).
Первый танк представлял собой 28-тонную гусеничную машину с противопульным бронированием толщиной от 5 до 12 мм, производившуюся в двух вариантах, различавшихся вооружением — пулемётным или пушечным, обозначавшихся, соответственно, как «Самка» (англ. Female) и «Самец» (англ. Male). Карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с, взятый от гражданского трактора, обеспечивал танку максимальную скорость всего в 6,4 км/ч. Конструкция первых танков отличалась крайним несовершенством. Условия работы экипажа внутри танка находились на пределе возможностей человеческого организма, часты были несчастные случаи, порой со смертельными исходами. Конструкция танков также отличалась очень низкой надёжностью, а проходимость, несмотря на внимание, уделённое ей при проектировании танка, оказалась невелика из-за низкой тяговооружённости машины и просчётов проектировщиков[5]. Но несмотря на всё это, будучи впервые применены 15 сентября 1916 года в ходе битвы на Сомме, танки, хоть и в полной мере проявив в том эпизоде свои недостатки, сумели добиться значительных, по сравнению с наступлением традиционными методами, успехов. Будучи практически неуязвимы для стрелкового оружия, танки оказывали очень сильное психологическое воздействие на германскую пехоту[6].
По итогам первых боёв, конструкция танка была доработана с учётом выявленных недостатков и в производство были запущены усовершенствованные его модификации — вначале малосерийные Mk.II и Mk.III, затем — существенно более совершенные Mk.IV, выпущенные в количестве 1015 единиц[7]. В войска Mk.IV поступили в мае 1917, а в бой им довелось впервые вступить в июне того же года. Несмотря на внесённые усовершенствования, конструкция танков по-прежнему имела массу недостатков, усугублявшихся просчётами командования и малым опытом в применении нового вида вооружений, и применение их отнюдь не всегда было успешным[8]. В декабре 1917 года началось производство очередной модели танка — Mk.V, вновь значительно переработанной по сравнению со своими предшественниками, особенно в области моторно-трансмиссионной установки. Всего до конца войны было изготовлено 1057 таких танков в нескольких вариантах[9].
По мере совершенствования конструкции танков и роста опыта их боевого применения, а также по мере возрастания их количества в войсках, танки начали использоваться всё более успешно. Несмотря на то, что неудачи танков весной — летом 1917 года несколько подорвали авторитет нового вида вооружений в глазах британского командования, очень успешное применение танков в битве при Камбре в ноябре того же года, где танки были впервые применены в значительных массах — более 400 единиц, в ходе тщательно подготовленного и организованного наступления, даже несмотря на общую неудачу операции, убедило командование в полезности танков[10]. В 1918 году танки применялись во множестве операций и зачастую достигали значительных успехов. Продолжалось и совершенствование конструкции танков, появились так и не пошедшие в серийное производство модификации Mk.VI и Mk.VII. Последними моделями в линейке британских тяжёлых танков стали разработанный в сотрудничестве с США Mk.VIII, произведённый в количестве 107 единиц и выпущенный в количестве 36 экземпляров Mk.IX, созданный для роли танка снабжения или бронетранспортёра, но ни один из них не успел попасть в войска до конца войны[11].
Межвоенный период
Вторая мировая война
Холодная война
ХХI век
Будущее танка
Примечания
- ↑ E. Bartholomew Early Armoured Cars. — Эйлсбери: Shire Publications, 1988. — С. 30. — 32 с. — (Shire Albums № 209). — ISBN 0-85263-908-2
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 2. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 3. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ 1 2 С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 4. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 7. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 20. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 10. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 21. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 14. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 22. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
- ↑ С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 16—17. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
Литература
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Всемирная история создание танков — Мир танков
Танк — это бронированная машина в большинстве случаев оборудована гусеничным ходом, и чаще всего с пушечным вооружением в качестве боевого оружия.
На самых первых этапах развития танкостроения, производство выпускало танки с пулемётным вооружением, а после того как закончилась Вторая мировая война проводились военные эксперименты по созданию бронированной машины с ракетным вооружением на борту.
В истории создании танков известны варианты боевых машин с огнемётным вооружением. Чёткого и точного определения, что такое танк нету. Так как их концепция изменялась в разные эпохи существования и была различной в разных армейских дивизиях. Танки Первой мировой на первый взгляд вообще неузнаваемы, (например, Сен-Шомон), или, например, шведская бронемашина модели Srv-103 классифицируется не как танк, а как уничтожитель танков.
Некоторые машины типа 94, которые в литературе России именуются как «малыми танками», в западных литературных источниках их называют «танкетками». Мощный штурмовой танк типа Tortose, хотя и называется танком, но в свою очередь не имеет поворотной боевой башни и поэтому специалисты относят его к сверхтяжёлым САУ.
Главным отличием современной боевой машины — артиллерийского танка — от других танков с пушечным вооружением считается возможность в кратчайшее время переносить огонь в пределах углов возвышения, и горизонтальных углов. В большинстве случаев данная возможность реализована за счёт пушки, которая установлена во вращающейся плоскости башне, хотя есть исключения. Артиллерийская самоходная установка бывает, схожа с танком по конструкции, и предназначена для выполнения других поставленных задач: например, уничтожения танков из засад или огневой поддержки с закрытой позиции, поэтому имеет отличия, в первую очередь это баланс «огневая мощь и защищённость».
Разделение бронетанковых войск на «специализированные боевые машины» является необходимостью последних в специальные подразделения, с применяемой военной доктриной. Наглядный пример, во время Второй мировой, американской армией использовалась доктрина генерала Мокнейра, которая осуществляла борьбу с танками противника. История создания танков насчитывает множество так называемых «истребителей боевых машин », например, M10 Wolverne, M18 Helcat — это боевые машины, по конструкции аналогичны средним танкам с эффективным и точным противотанковым вооружением. В советской литературе данные машины будут называться противотанковыми САУ.
Newer news items:
Older news items:
www.wartanks.ru