Войска Варшавского Договора » Военное обозрение

На протяжении более 30 лет «холодной войны» огромные танковые армии НАТО и стран Варшавского Договора готовы были превратить Европу в некое подобие поля боя под Прохоровкой, только в невообразимо больших масштабах. К счастью, наличие ядерного оружия удержало стороны от развязывания кровавой бойни. Хотя история и не терпит сослагательного наклонения, многие люди часто задаются вопросам «а что было бы. если бы ..?»


Войска Варшавского Договора

Танковый парк армий стран Варшавского Договора был огромен. По оценкам он насчитывал 53000 советских танков и еще около 12000-15000 восточноевропейских танков. Однако далеко не все эти машины планировалось применять в возможном военном конфликте. Большую долю составляли старые машины Т-54А и Т-55, находившиеся в дивизиях второго эшелона, дислоцированных в центральной части СССР. В случае начала боевых действий их можно было бы перебросить на запад, но участвовать в первых боях они не могли. Кроме того, значительная группировка советских войск дислоцировалась в районе китайской границы, однако оснащенность дальневосточных частей была немногим лучше, чем частей в Центральной России.

Войска стран Варшавского Договора представляли собой довольно пеструю картину. В общем, они делились на «северную группу»: ГДР, ПНР, ЧССР. — и «южную группу»: НРБ, ВНР и СРР. Армии стран северной группы были лучше оснащены и в силу географического положения стран, были призваны сыграть заметную роль в предполагаемом конфликте. Румыния была сомнительным союзником, а слабая Болгария не могла предложить никакой существенной помощи. Много внимания уделялось оснащенности армий восточноевропейских стран. Разведка стран НАТО предпринимала отчаянные попытки определить оснащение польских, немецких и чехословацких дивизий, однако, результаты были минимальные. Советское командование учитывало опыт Великой Отечественной войны, когда советским оружием было целиком оснащено Войско Польское. Поэтому советское командование интересовало не сколько оснащенность союзных армий, сколько их боевая готовность.

Советские танки можно разделить на три поколения. Машины первого поколения — Т-54А и Т-55 — составляли 38% парка Советской Армии и 85% парка союзных армий. Каждое десятилетие проводилась программа по переделке старых танков, которые получали новые лазерные дальномеры, улучшенные системы управления огнем, а также дополнительные бронеэкраны. Переделанные старые танки почти не встречались в советских дивизиях Западной группы войск, зато их было предостаточно, например, на границе с Турцией. Танки второго поколения — Т-62 — составляли около 24% численности танкового парка Советской Армии. В армиях других стран Варшавского Договора эти машины практически отсутствовали. Танк Т-62 не представлял собой кардинально новой машины, это были улучшенные Т-55, вооруженные более мощной пушкой.

Первым танком третьего поколения был танк Т-64, который составлял около 18% от общей численности парка Советской Армии. По своим характеристикам Т-64 находился на уровне современных ему западных танков М-60, Leopard 1 и Chieftain, однако несколько уступал им в мощности пушки. Выпуск Т-64 прекратили в начале 80-х годов. В возможной войне между НАТО и Варшавским Договором, советские танки Т-64 были бы самыми распространенными. Танк Т-72 представлял собой упрощенный и удешевленный вариант Т-64, при этом сохраняющий боевые характеристики своего предшественника. Т-72 стал первым танком нового поколения, поставляемым Советским Союзом в союзные армии. Кроме того, лицензионный выпуск Т-72 наладили в Польше и Чехословакии. Танки Т-72 составляли коло 16% численности советских танковых войск и около 5-10% численности восточноевропейских армий. Последним новым танком, появившемся до развала Варшавского Договора, был Т-80. Он представлял собой дальнейшее развитие линии Т-64 и Т-72, однако, его трудно сравнивать с современными ему западными танками M1 Abrams, Leopard 2 или Challenger. Танки Т-80 составляли менее 10% советского парка и были сконцентрированы главным образом в частях, дислоцированных в Восточной Германии.

Советские танковые войска были столь многочисленны, что для их оснащения приходилось использовать и старые машины. Для того, чтобы полностью переоснастить Советскую Армию новыми танками потребовалось бы не менее 20 лет. Разумеется, старые танки периодически проходили модернизацию, хотя это и не решало всех проблем. Советские танки обладали высокой скоростью, хорошей бронезащитой и мощным вооружением, не уступая по этим параметрам западным образцам. Но в конструкции советских танков отчетливо просматривалось стремление создать технологичную и дешевую машину, годную для массового производства. Поэтому на индивидуальном уровне советские танки уступали американским, что с лихвой компенсировалось численным превосходством.

Группа советских войск в ГДР

Основной ударной группировкой советских войск в Восточной Европе была группа, дислоцированная на территории ГДР. Группа была оснащена лучше любого другого объединения. В мирное время она состояла из 8 механизированных и 11 танковых дивизий, объединенных в составе пяти армий. Кроме того, в составе каждой армии имелся отдельный танковый полк. Всего группа располагала 5700 танками, еще 2000 машин находилось в первом эшелоне резерва, учебных полках и других вспомогательных частях. Штатное расписание советской танковой дивизии насчитывало около 330 танков, штатное расписание механизированной дивизии — 220 танков. Парк группы постоянно обновлялся. Самыми массовыми танками были машины Т-64А и Т-64Б, составлявшие около 65% численности парка. В 1981 году начали поступать новейшие танки Т-80, численность которых со временем достигла 15%. Самым старым танком Западной группы войск был Т-62, составлявший около 15% парка. Эти машины находились главным образом в отдельных танковых полках, учебных частях и др.


Танк Т-55А(М), Советская Армия, Киевский ВО

В конце 80-х годов в Советской Армии начали применять многоцветный камуфляж. Советские руководства по камуфлированию всегда упоминали о многоцветном камуфляже, но на практике прежде он практически не применялся. Основной цвет — оливковый № 2. Это темно-зеленая краска, по цвету примерно соответствующая американской FS 34077. Первоначально части использовали и старые краски, предназначавшиеся для других целей. Это были краски черная № 2 (предназначенная для окраски ходовой части автотранспорта), битумная черная № 4 (для окраски стальных поверхностей за исключением ходовой части), серебристо-серая № 1 (для наружных поверхностей деталей из легированной стали), коричневая N° 2 (для поверхности из углеродистой стали, в т.ч. стволов орудий), желтая N° 1 (для стальных и алюминиевых частей грузовых автомобилей). Специальные краски для камуфляжа стали использовать с середины 80-х годов. Чаще всего использовались эмали: зеленая ЗИЛ-508М. черная ЧВ-714, песочная ПЧВ-6, красно-коричневая ПЧВ-26, темно-коричневый ЧВ-113 и белый ЧВ-1. Схемы камуфляжа были традиционными. На основной цвет (оливковый N° 2) накладывали красно-коричневые (ПЧВ-26) и черные (ЧВ-714) пятна. Тактический номер делается белой краской. Приказ № 50 (1982 год) предписывает наносить на танки тактический номер, однако вид номера можно приспособить к типу камуфляжа. Согласно уставу цифры должны быть высотой 20-40 см и шириной 2/3 от высоты. Летом цифры должны быть нанесены белой краской, а зимой — красной или черной.


Танк T-55A(M)-Kladivo; чехословацкая армия, 1988 год


Чехословацкая армия использовала многоцветный камуфляж на протяжении 15 лет. Для камуфляжа применялась недолговечная темперная
краска, поскольку камуфляж наносили на время летних учений. Наиболее популярные цвета: охра и красно-коричневый. Известны фотографии, на которых видно, что граница между разными цветами выделена черной каймой. На иллюстрации изображен танк, представляющий собой хороший пример машины Варшавского Договора. Танк оснащен дополнительной броней, наложенной по обе стороны башни, а также системой управления огнем Kladivo чешского производства и лазерным дальномером (все это размещено над стволом пушки). В задней части башни смонтирован анемометр. На накладной броне изображены миниатюрные чехословацкие флаги.


Танк Т-64Б, Центральная группа советских войск, Чехословакия, 1988 год

Хотя советские сухопутные войска и использовали на танках камуфляжную окраску, камуфляж имели далеко не все машины, как, например, этот Т-64Б. Танк целиком выкрашен оливковой краской № 2. Для быстрого опознавания танков используются белые полосы, образующие крест при виде сверху. Бортовое плечо креста видно на иллюстрации, а продольная полоса идет вдоль диаметральной линии танка через лобовую броню корпуса, по башне (не задевая при этом ствола) и дальше по крышке двигателя Эта крестообразная эмблема довольно часто использовалась Советской Армией, в том числе в 1940 году в Прибалтике, в 1945 году в ходе Берлинской операции и в 1968 году в Чехословакии. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет быстро идентифицировать танк не только с земли, но и с воздуха. В мирное время крестообразный знак также использовался во время учения для обозначения танков условного противника. На танке видны традиционные геометрические знаки. Верхнее число обозначает полк, а нижнее — номер самого танка. В конце 80-х годов появилось правило, предписывающее обозначать надписью бортовые ящики и топливные баки на танках Т-64, Т-72 и Т-80. Обычно это надписи по шаблону ЗИП (запас инструментов и приборов) и ТОПЛИВО. Обе надписи проиллюстрированы на врезке.

Национальная народная армия ГДР

Национальная народная армия ГДР (National Volksarmee — NVA) имела самые тесные контакты с Советской Армией. В случае начала войны, немецкие дивизии попросту были бы включены в состав советских фронтов. Это нашло свое отражение и в уровне оснащенности армии ГДР — NVA была оснащена лучше любой другой армии стран Варшавского Договора.

NVA состояла из четырех механизированных дивизий и двух танковых дивизий. Эти части располагались вдоль советских линий. Основным танком армии ГДР был Т-55, составлявший около 80% парка. Остальные 20% приходились на машины Т-72Б рогатка и Т-72Г, главным образом польского или чехословацкого производства. Доля новых танков неуклонно возрастала.

Чехословацкая народная армия

Чехословацкая народная армия (CSLA) также была оснащена достаточно хорошо, прежде всего благодаря развитой оборонной промышленности ЧССР. Поскольку ЧССР имела общую границу с ФРГ, советское командование уделяло много внимания поддержанию высокой боеготовности чехословацкой армии. Не все чехословацкие части были полностью укомплектованы. Это прежде всего касалось частей, дислоцированных в Словакии. CSLA стала первой восточноевропейской армией, занявшейся модернизацией своих танков Т-55. Первым шагом стало оснащение этих танков системой управления огнем «Kladivo». Далее, танки стали оснащать накладной броней. В составе чехословацкой армии было пять механизированных и пять танковых дивизий. Всего ЧССР располагала 2650 танками, 80% приходилось на Т-55, а 20% — на Т-72 рогатка и Т-72Г. CSLA поддерживала Центральную группу войск Советской Армии, состоявшую из двух танковых и трех механизированных дивизий. Советские войска в ЧССР располагали 1550 танками: 20% — Т-62, остальные — Т-72 или Т-64. В случае войны CSLA должна была бы участвовать в двух разных операциях. Часть сил должна была действовать против армии НАТО на территории ФРГ, а другая часть должна была находиться в резерве на случай вступление Австрии в войну.


Танк Т-72Г, 9-я танковая дивизия ГДР, 1987 год

Армия ГДР не использовала многоцветного камуфляжа в летний период. Лишь зимой поверх стандартного темно-зеленого цвета наносились пятна белой смываемой краской. Никаких официальных стандартов на зимний камуфляж не существовало, все зависело от вкусов экипажа. Поэтому камуфляж каждого танка был индивидуален. На врезках представлены знаки государственной принадлежности ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии.

Народное Войско Польское

Народное Войско Польское (LWP) было второй по численности после Советской Армии армией Варшавского Договора. Но экономические трудности Польши отрицательно сказывались на техническом уровне армии. В случае возможного военного конфликта Войско Польское играло бы лишь второстепенную роль. Польские дивизии предполагалось использовать на второстепенных участках фронта: в Австрии и Дании. Войско Польское насчитывало пять танковых и восемь механизированных дивизий, а также несколько отдельных танковых полков. Всего Польша располагала 3100 танками, из которых 300 — Т-72б рогатка или Т-72Г. На территории ПНР располагались только две советские танковые дивизии, располагавшие 650 танками, главным образом, Т-62 и Т-72.

Танковые войска остальных стран-участниц Варшавского Договора

Армии трех остальных стран-участниц Варшавского договора, хотя и располагали заметным количеством танков, подавляющее большинство их автопарка составляли старые машины. Венгерская армия располагала 1300 танками, из которых только 100 были Т-72, а остальные были Т-54А и Т-55. Венгрия в возможном военном конфликте должна была действовать против Австрии. В Венгрии под Кечкеметом и Секешфехерваром дислоцировались советские 35-я и 102-я механизированные дивизии, а в районе Татабаня и Веспрема — 2-я и 5-я танковые дивизии. Таким образом, группировка советских войск в Венгрии по численности превосходила всю венгерскую армию и располагала почти 1400 танками, из которых почти все были машины Т-72.

Румынская армия была самодостаточным формированием, а ее участие в возможных вооруженных конфликтах было весьма проблематичным. Румыния располагала восемью механизированными и двумя танковыми дивизиями, общая численность парка бронетехники составляла 1300 танков, из которых почти все были старыми Т-54А (или их румынскими вариантами TR-580/TR-77) или сомнительными по своей боевой ценности танками TR-800.

Болгария была дальше всего удалена от вероятного театра военных действий. Тем не менее болгарская армия насчитывала восемь механизированных дивизий и пять танковых бригад, располагавших достаточно большим количеством танков — 1900, из которых лишь 100 были Т-72. В случае войны Болгария должна была действовать на южном фланге против Турции и Греции. Сколько-нибудь серьезных сил Советской Армии в Болгарии не было.

Советские танковые войска в европейской части СССР

Войска Западного военного округа играли роль главного резерва сил, находящихся в Восточной Европе. Танковые и механизированные дивизии Западного ВО находились в состоянии повышенной боевой готовности. При этом они были лучше оснащены, чем дивизии, находившиеся в глубине Советского Союза. Более того, дивизии Западного ВО были оснащены даже лучше, чем дивизии Западной группы войск. Дело в том. что на территории СССР была обеспечена лучшая секретность, чем в ГДР или Польше.

Силы Варшавского Договора, предназначенные для войны в Европе

Как уже говорилось выше, Варшавский Договор располагал огромным ударным потенциалом, но использовать все войска одновременно не представлялось возможным. Советское командование тщательно скрывало свои планы, поэтому трудно точно сказать о том, где и как планировалось использовать танковые клинья. Наиболее вероятный план развития событий в случае вооруженного конфликта в Европе был описан в 1987 году американским комитетом по изучению советских армий (SASO). В материалах SASO утверждается, что на начальном этапе боевые действия велись бы на трех фронтах, каждый из которых состоял бы из двух-четырех армий первой линии и одной армии быстрого резерва. На этой стадии в Европе действовало бы 15 танковых и 17 механизированных дивизий, располагавших 9000 танков. В первые же дни должны были прибыть еще четыре танковые и пять механизированных дивизий (3000 танков). Таким образом, силы первого удара насчитывали 12000 танков. Сразу после начала войны советское командование должно было перебрасывать в Европу резервы. Таким образом, в войне в Европе приняли бы участие 56% всех советских танков (53350 штук), исключая машины, находившиеся в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Ленинградском ВО. Силы первого удара включали в себя около 12% всего автопарка.

topwar.ru

Зенитные танки Германии » Военное обозрение

С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и непосредственно на поле боя. Сначала для этого использовались главным образом пулеметы, а также автоматические орудия калибра 20 и 37-мм. С развитием штурмовой авиации появились и самоходные зенитные установки, которые сначала изготавливались на базе полугусеничных тягачей. Эти машины имели значительно большую маневренность, чем буксируемые орудия, и требовали небольшого времени для приведения их в боевое положение.

В конце 1943 года началась разработка зенитных самоходок на танковых шасси. В Германии эти машины назывались «зенитные танки (Flakpanzer). В 1944 году в серию были запущены Flakpanzer на шасси 38 (t) с 20-мм зениткой, а также Flakpanzer IV «Wirbelwind» (со счетверенной установкой 20-мм орудий), «Mobelwagen» и «Ostwind» (с 37-мм пушкой Flak 43). Однако вскоре от использования 20-мм орудий для вооружения зенитных танков отказались в пользу более крупных калибров — 30, 37 и 55-мм.


Зенитные танки на шасси «Пантеры»

С самого начала производства «Пантеры» на ее базе проектировались зенитные танки, вооруженные различными орудиями от 20 до 88-мм. Однако это проекты не вышли из стадии чертежей и деревянных макетов.

21 декабря 1943 года «танковая комиссия» на своем заседании пришла к выводу, что вооружение зенитного танка на базе «Пантеры» должно состоять из спарки 55-мм автоматических пушек.

55-мм зенитка, получившая обозначение Flak 58, разрабатывалась с 1942 года. В ее конструкции использовалось большое количество технических новинок: электрогидравлический привод механизмов наводки, гидравлические домкраты для вывешивания орудия при стрельбе, использование радиолокационной станции для управления огнем. Орудие имело скорострельность 450 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда достигала 1050 м/с.

8 мая 1944 года отдел испытания танкового вооружения уведомил компании Krupp и Rheinmetall о том, что необходимо проектировать зенитные танки на базе «Пантеры» под 55-мм автоматические пушки. При этом требовалось использовать базовое шасси без каких-либо изменений (особенно это касалось диаметра погона) или с минимальным их числом, чтобы облегчить серийное производство зенитных танков, а вооружение планировалось устанавливать в полностью бронированных башнях. При этом Rheinmetall оказалась в более выигрышном положении, так как она уже имела опыт подобных работ, в отличие от «крупа».


Зенитный танк Flakpanzer IV «Wirbelwind» со счетверенной установкой 20-мм пушек Flak 38, подбитый во время боев на улице Берлина Май 1945 года (АСКМ)

Компания Rheinmetall, а точнее, фирма Vereinigte Apparatebau AG — так к этому времени называлось конструкторского бюро «рейнметалла» из соображений секретности,- 23 октября 1944 года представила свой проект и модель в масштабе 1:10 на рассмотрение отдела испытаний танкового вооружения. Обсуждение прошло на специальном заседании отдела 8 ноября.

Flakpanzer V Zwilling 5,5 cm Gerat 58 представлял собой шасси «Пантеры» Ausf. G со смонтированной на нем довольно массивной башней, в которой устанавливались два 55-мм орудия Flak 58 с углом возвышения от -5 до +72 градусов (больше «поднять» пушки было невозможно из-за конструкции установки). В целом проект получил одобрение военных, но они предложили внести в конструкцию машины ряд изменений. Прежде всего, представителям фирмы Rheinmetall нужно было рассмотреть возможность установки броневых листов башни (особенно переднего) под большими углами наклона к вертикали. Кроме того, было рекомендовано перенести вентиляторы с крыши башни. Один из них нужно было установить под маской пушек (для более быстрого удаления пороховых газов при стрельбе), а второй — в нижней части башни у погона (для удаления газов из стрелянных гильз, которые ссыпались вниз).

19 декабря 1944 года представителей фирмы Vereinigte Apparatebau вновь пригласили в отдел испытания танкового вооружения для дальнейшего обсуждения проекта зенитного танка на базе «Пантеры». На этом заседании военные потребовали от конструкторов установить в башне, помимо двух 55-мм пушек, дополнительное вооружение: спар-ку 20-мм орудий MG 151 и 7,92-мм пулемет MG 42, два MG 42 и одну MG 151 или двеMG 151. Предполагалось использовать это вооружение в качестве пристрелочного и для экономии расхода 55 выстрелов для Flak 58 (возимый боекомплект последних составлял чуть больше 100 штук).


Цех сборки зенитных танков Flakpanzer IV на заводе фирмы Deutsche-Eisenwerke. 1944 год (ЯМ)

Для наблюдения за полем боя требовалось установить на крыше командирскую башенку от «Пантеры» Ausf. G. Кроме того, обсуждался вопрос об использовании дополнительного двигателя для вращения башни и наведения орудий на цель — из-за возросшей массы использование привода от двигателя танка оказалось неэффективным. По предварительным расчетам, требовался дополнительный мотор мощностью порядка 42 л. с. и небольших размеров. Обсуждались варианты использования двигателей фирм Hirth и Volkswagen, но они оказались слабоватыми для этого, да к тому же имели довольно большие размеры и не умещались в боевое отделение танка. В результате было принято решение отказаться от использования дополнительной силовой установки и вращение башни осуществлять по-старому — путем отбора мощности от основного двигателя танка.


После обсуждения своего проекта и получения необходимых рекомендаций фирма Vereinigte Apparatebau AG (читай -Rheinmetall) должна была изготовить полномасштабный деревянный макет башни, после утверждения которого планировалось построить опытный образец.

Почти одновременно с фирмой Vereinigte Apparatebau проект своего зенитного танка на шасси «Пантеры» представила и компания Кшрр. Спарка 55-мм зениток монтировалась в башне, имевшей толщину брони 15-40 мм. Углы возвышения орудий составляли от -5 до +80 градусов, боекомплект -104 выстрела. В башне размешалось четыре человека — командир (он имел в своем распоряжении командирскую башенку от «Пантеры» Ausf. G), наводчик и два заряжающих. Проект фирмы Кшрр не имел каких-то особых преимуществ перед проектом Vereinigte Apparatebau, но после его обсуждения в конце декабря 1944 года «крупповские» инженеры получили «добро» на доработку своего зенитного танка и изготовление деревянного макета башни.


Деревянная модель зенитного танка Flakpanzer IV с двумя 30-мм пушками в башне «Kugelblitz» («Шаровая молния»)
Проект монтажа установки «Шаровая молния» на шасси Jagdpanzer 38 D
Вид сверху зенитной установки «Шаровая молния» с двумя 30-мм пушками Мк 103. Хорошо виден 30-мм защитный броневой кожух, а также открытые лючки для загрузки боекомплекта (ЯМ)

Для ускорения готовности зенитного танка на шасси «Пантеры» еще в ноябре 1944 года отдел испытания танкового вооружения заключил с фирмой Duerkoppwerke договор на изготовление четырех 55-мм орудий Flak 58 — по две для компаний Кшрр и Vereinigte Apparatebau.

14 февраля 1945 года представитель отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) полковник Крон сообщил представителям фирм о том, что разработка зенитного танка с 55-мм орудиями на шасси «Пантеры» не является приоритетной. Тем не менее, фирме Vereinigte Apparatebau предписывалось закончить изготовление деревянной модели башни. Однако до конца войны эту работу завершить не удалось.

Зенитный танк «Шаровая молния» (Kugelblitz)

Еще в начале 1944 года возникло предложение об использовании в качестве вооружения для зенитных танков 30-мм авиационной пушки Мк 103. Орудие имело довольно высокую скорострельность (темп стрельбы 425 выстрелов в минуту) и мощные боеприпасы.

Летом 1944 года инженер Йозеф фон Глаттер-Гоц, работавший в автомобильном отделе инспекции Генерального штаба, спроектировал шарообразную башню для использования ее на зенитных танках. После рассмотрения данного предложения, отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) поручил компании Daimler-Benz доработать проект и изготовить опытный образец установки.

14 июля 1944 года управление вооружений утвердило план выпуска «Шаровой молнии» на шасси Pz. IV начиная с 5 сентября 1944 года. Планировалось к декабрю достиг-нутьвыпуска 30 машин в месяц. 5 сентября эти цифры скорректировали — фирма Daimler-Benz должна была собрать две первых машины в октябре, а завод Stahlindustrie — три в ноябре. Затем выпуск должен был возрастать, достигнув в феврале 1945 года 100 машин в месяц.

Однако обстановка внесла свои коррективы. Первый опытный образец установки был изготовлен на заводе Deutsche Eisenwerke фирмы Daimler-Benz в октябре 1944 года. «Шаровая молния» представляла собой башню сферической формы из 20-мм брони, установленную при помощи карданной подвески в неподвижном защитном 30-мм броневом кожухе в виде усеченного конуса. Первоначально башню предполагалось установить на танке Pz.IV.

В качестве вооружения «Шаровой молнии» использовалась спарка 30-мм автоматических орудий Мк 103/38, являвшихся вариантом авиационной пушки, поработанным специально для установки в зенитный танк.

Общая высота «Шаровой молнии» составляла 2300 мм, а высота башни — всего 600 мм. Таким образом, установка была достаточно компактной. По первоначальному проекту вращение установки должно было вестись при помощи механических приводов и двумя маховиками, как на обычных зенитных орудиях. Но расчеты показали, что получаемая скорость недостаточна для сопровождения самолетов штурмовой авиации. Поэтому научно-исследовательский институт авиации в Берлин-Адлерсхофе спроектировал гидравлический привод для вращения башни. При этом вращение осуществлялось при помощи специального джойстика, похожего на штурвал управления истребителем. В результате, теперь для наведения установки на цель требовался только один человек. Скорости вращения башни «Шаровой молнии» оказались очень высокими — 45 градусов в секунду по вертикали, и 22 градуса в секунду по горизонтали. Боекомплект составлял 1200 выстрелов, уложенных в специальных коробах. Стрелянные гильзы и звенья лент ссыпались в специальные холщевые мешки. Каждое орудие оснащалось вентилятором для отвода пороховых газов при стрельбе.


Схема размещения расчета в башне «Шаровая молния»

В башне размещалось три человека — командир, он же наводчик, и два заряжающих. При этом экипаж помещался полулежа, рядом друг с другом, что облегчало передачу команд. В качестве средств наведения предполагалось использование специального перископического прицела и стереоскопического дальномера. Кроме того, для использования на «Шаровой молнии» проектировался специальный механический прибор для сопровождения цели. Предполагалось, что после того, как командир «захватит» самолет противника прицелом и включит прибор, последний сможет «вести» стволы орудий за воздушной целью.

Однако наладить выпуск установки «Шаровая молния» так и не удавалось. 30 января 1945 года был утвержден новый график изготовления установок на заводе Stahlindustrie — по 10 в феврале и марте, и 40 в апреле. В уже упоминавшемся документе «Обзор состояния вооружения по танкам, штурмовым, самоходным орудиям и тягачам до августа 1945 года», датированном концом февраля, по «Шаровой молнии» присутствуют такие цифры: 8 машин в марте, 10 в апреле и начиная с мая — по 30 штук в месяц (по август включительно). При этом указано, что установки должны монтироваться на шасси Pz. IV. Кроме того, есть такое примечание: «Будут ли вообще строить «Шаровую молнию» еще не определено».


Общий вид установки«Шаровая молния с двумя 30-мм пушками Мк 103. Снизу виден броневой короб для размещения расчета (ЯМ)

Дело в том, что несмотря на казалось бы неплохие характеристики, эта установка обладала целым рядом недостатков: была очень тесной, имела малый боезапас и ограниченные углы обзора командира. Что касается использования прибора для сопровождения цели, то его так и не изготовили, да и его эффективность представлялась весьма сомнительной. Интересно мнение инженера Циммер (он работал в компании Rheinmetall и спроектировал башню для танка «Пантера»). По поводу «Шаровой молнии» он заявил что, по его мнению, только не профессиональный инженер мог разработать такую башню.

Тем не менее, несколько «Шаровых молний» было изготовлено. Так, немецкий исследователь В. Шпильбергер пишет о пяти изготовленных машинах, собранных заводом Deutsche-Eisenwerke AG в начале 1945 года и переданных в учебную часть в Ордруфе, Тюрингия.

В работах другого авторитетного исследователя немецкой бронетехники, Т. Йен-ца, приведены другие данные. В одной из своих работ он приводит данные допросов союзниками представителей компании Daimler-Benz. Согласно показаниям инженера Эбеля, только три полностью готовых «Шаровых молнии» были изготовлены заводом Deutsche-Eisenwerke. А представитель Deutsche-Eisenwerke инженер Сполдер сообщил, что только два образца установки были собраны и направлены в Берлин.

Однако есть и другие данные. В одном из документов рейхсминистерства вооружений, захваченных частями Красной Армии в 1945 году, есть сведения о производстве танков и самоходок за февраль 1945 года, причем по дням. Так вот, согласно этому документу, на заводе Stahlindustrie было изготовлено 7 «Шаровых молний» — 2 до 10 февраля, 2-13 февраля, 2-19 февраля и 1-20 февраля. Хотя возможно, что в этом документе речь идет об изготовлении установок (башен), а в приведенных выше данных — о сборке машин в целом.


Готовая броневая башня установки «Шаровая молния» на заводе фирмы Deutsche-Eisenwerke. Весна 1945 года. В борту видно отверстие для крепления элементов карданной подвески (ЯМ)

Помимо шасси танка Pz. IV, установку «Шаровой молнии» планировали и на других танковых шасси. 4 сентября 1944 года фирма ВММ завершила проект установки такой башни на базе «Хетцера». При этом у последнего бортовые листы корпуса установили вертикально.

Но после принятия в качестве основного шасси Jagdpanzer 38 D истребителя танков, последовало решение об установке «Шаровой молнии» на этой базе.

План выпуска, утвержденный 30 января 1945 года, предполагал изготовить первые 5 «Шаровых молний» на Jagdpanzer 38 D в июле 1945 года, 20 — в августе с последующим увеличением до 100 машин в месяц в декабре. Однако генерал-инспектор танковых войск 14 марта 1945 года на встрече с начальником Генерального штаба армии высказался против изготовления «Шаровых молний». По его мнению, в первую очередь Jagdpanzer 38 D нужно выпускать в варианте истребителя танков. В результате обсуждения, было решено использовать для установки «Шаровой молнии» ремонтные Jagdpanzer 38 (t).

В результате появился план переделки «хетцеров» в зенитные танки по 35-45 штук в месяц. При этом, так как они должны были использоваться вместе с Jagdpanzer 38 D (8 зенитных танков на каждый батальон), то их скорость должна была быть такой же. В результате, помимо установки «Шаровой молнии» на «хетцеры» при ремонте планировалось монтировать и дизель Tatra. Однако до конца войны проект переделки так и не был завершен.

Одновременно с «Шаровой молнией», фирма Vereinigte Apparatebau (конструкторское бюро компании Rheinmetall) предложила свой вариант зенитного танка на шасси Jagdpanzer 38 D. Он представлял собой 37-мм пушку Flak 44, установленную в полуоткрытую башню. Проект рассматривался отделом испытания танкового вооружения (WaPruf 6) 13 января 1945 года, и в целом получил одобрение. Однако военные потребовали упростить форму башни для облегчения производства.


Проект зенитного танка Flakpanzer V Zwilling 5,5 cm Gerat 58 с двумя 55-мм орудиями, разработанный фирмой Vereinigte Apparatebau AG осенью 1944 года

14 февраля 1945 года фирма Vereinigte Apparatebau сообщила, что у них готов проект упрощенного зенитного танка на базе Jagdpanzer 38 D с минимальными переделками последнего. Вооружение — 37-мм пушка Flak 44 — осталось прежним, а вращение орудия осуществлялось гидроприводом при помощи дополнительного автомобильного двигателя. При этом скорость поворотов составляла 40 градусов в секунду. Орудие устанавливалось в открытой сверху башне с толщиной брони 16 мм. Экипаж танка составлял 4 человека, возимый боезапас — 200 выстрелов, масса 15 тонн.

Получив эти сведения, представители WaPruf 6, заявили, что из-за неясности с выпуском Jagdpanzer 38 D, никакого решения об изготовлении зенитного танка на данном шасси сейчас принято быть не может.

Таким образом, работы по новым зенитным танкам не вышли из серии проектов и опытных образцов. И едва ли можно было бы ожидать появления каких-то новых образцов этих машин в первой половине 1945 года. Устранение недостатков и испытание опытных образцов 55-мм зенитного танка на базе «Пантеры» и «Шаровой молнии» на Jagdpanzer 38 D требовало много времени. Да и едва ли можно было выделить нужное количество шасси, необходимое для серийного выпуска этих машин. В лучшем случае, с серию мог пойти вариант Jagdpanzer 38 D с 37-мм пушкой в открытой башне.

topwar.ru

Panzer 56: vasillich — LiveJournal

Что-то вроде предисловия.
Танкофилам наверняка известен фейковый E-79, он же VK-6600. Когда я увидел эту машину, мне не понравилась ее нелогичность и вычурность, скажем так. Но стало интересно — а как бы выглядел немецкий танк, максимально технологичный и простой, при этом равный по своим боевым возможностям Т-44 или Т-54? Некоторую информацию к размышлению дали Е-10 и Е-25 от «Klöckner-Humboldt-Deutz», и MAN-овский E-50. Вобщем, так и получилась та машина, о которой рассказано ниже.
И еще: никакая машина не может существовать в вакууме.  Поэтому вдобавок к этому танку я придумал мир, и он, похоже, тот же самый, в котором существует СССР, придуманный lnago (см. например тут или тут).

Конец октября 1956 года в Будапеште выдался очень тревожным. Волнения, начавшиеся 23 числа и продолжавшиеся даже после ввода советских войск, резко усилились после их вывода 30 октября. В этих условиях, опасаясь нападения на посольство ГДР, ночью с 29 на 30 командование Национальной Народной Армии ГДР отдало приказ о передислокации танков Pz.56 с территории завода «Чепель» (бывшего «Манфред Вайсс»), где они изучались венгерскими специалистами, к посольству. Шесть имеющихся машин по заранее согласованному с советским командованием маршруту с максимальной быстротой вышли к посольству и встали на его охрану. И, как оказалось, вовремя, так как именно 30 октября стало кульминацией хортистского переворота.

Вплоть до 4 ноября, когда советские войска повторно вошли в Будапешт, присутствие этих танков сдерживало вооруженных мятежников от захвата посольства. В последующих боях танки не участвовали, лишь после 8 ноября их привлекли, по согласованию с командованием ННА, к постовой службе на улицах Будапешта.

* * *
История танка Pz.56 началась летом 1944 года. Фирма Klöckner-Humboldt-Deutz подключилась к созданию танков серии «Е». Кроме проектов «Е-10» и «Е-25» она решила поучаствовать и в создании танка «Е-50».

Работу над танком поручили Вернеру Арпу, бывшему танкисту, а до этого — инженеру-технологу.
Арп прекрасно осознавал недостатки существующих немецких танков — усложненность конструкции, ненадежность подвески и трансмиссии. Масла в огонь подлил и захваченный на сандомирском плацдарме новейший советский танк Т-44. Срочно требовалась простая и технологичная машина, превосходящая или хотя бы не уступавшая новым советским танкам, и  которую промышленность Райха смогла бы освоить в кратчайшие сроки.

Так были использованы катки с внутренней амортизацией, однорычажная подвеска с тарельчатыми пружинами Бельвиля, отказ от гнутых броневых плит, использование уже хорошо освоенных двигателя Maybach HL230 и 88-мм пушки KwK 43.

Двигатель поставили поперек корпуса. При внутренней ширине корпуса 1?00 мм хватило места не только для редуктора (цепь Морзе) к трансмиссии, но и для бензобака емкостью 460 литров.

Трансмиссия состояла из шестидискового главного фрикциона, шестискоростной (5 + ЗХ) планетарной коробки передач (три планетарных ряда) и одноступенчатых планетарных бортовых редукторов, являющихся так же механизмами поворота. Для удешевления производства использовались штампованные прямозубые шестерни. Все тормоза и фрикционы трансмиссии ни грамма ферродо и работали по схеме «металл по металлу».
 

Вес бронекорпуса был 13,9 тонны и башни с маской 6.7 тонны. Бронирование при этом было у бронекорпуса: верхний лобовой лист 160 мм, нижний 90 мм, борта 60 мм, корма 40 мм, крыша 30 мм, дно 20 мм, крышка МТО 10 мм. У башни: лоб 200 мм, борта и корма 80 мм, крыша 20 мм.

Боезапас состоял из 50 снарядов: 15 в нише башни, 25 справа от мехвода и 10 на полу боевого отделения.

Вес полностью заправленного и снаряженного танка был 36 тонн. Длина 6280 мм, с пушкой 9396 мм, ширина (по бортовым экранам) 3320 мм, высота 2783 мм.

Первый прототип был собран на заводе Alkett в Берлине и в начале марта он прибыл в Куммерсдорф, где и был взорван 20 апреля, перед захватом полигона Красной армией.

* * *
Закончилась война. Наступил 1949 год. 24 мая была образована Федеративная Республика Германии, а затем, 7 октября была провозглашена Германская Демократическая Республика. В условиях наступившей холодной войны ГДР оказалась на самом острие противостояния двух свехдержав. Руководство СССР хоть и болезненно, но приняло факт разделения Германии, которому оно противилось с момента окончания войны. Вследствие этого молодому государству было оказаны некоторые послабления как в экономической, так и в военной сферах.

Так, после создания Kasernierte Volkspolizei (Народной полиции на казарменном положении), ей были разрешены, хоть и тайно, танки. Их количество было ограничено 60 штуками, впоследствии — 120. Так же было разрешено производство бронетехники в режиме в строжайшей секретности.

Руководство ГДР должно было решить, выпускать ли ей самой танки или ограничиться закупками Т-35-85 в СССР? И если выпускать, то какой танк — лицензионную «тридцатьчетверку» или же свой?

После ряда совещаний было все же решено восстановить производство бронетехники с выпуском своего танка. Несмотря на дешевизну остальных вариантов, немаловажных для страны с разрушенной экономикой, вдобавок разорванной экономически после введения в западной зоне новой марки, решение выпуска своего танка позволяло не только сохранить конструкторские и производственные кадры, но и получить современный средний танк.

В качестве кандидата на выпуск был выбран проект «Е-50» от Klöckner-Humboldt-Deutz, как наиболее простой и технологичный. Перед постановкой в производство танк был подвергнут доработкам. Так, прямозубые шестерни в трансмиссии были заменены на косозубые, вместо механического привода тормозов использовали гидропневматический, изменили схему электрооборудования, и т.п.

Производство танка было развернуто в уцелевших после англо-американских бомбардировок цехах завода VOMAG в Плауэне. Выпуск мотора Майбах наладили на бывшем авиамоторном заводе Mitteldeutsche Motorenwerke в Тауха — пригороде Лейпцига. Он во время войны принадлежал концерну Auto Union  и выпускал авиамоторы Юнкерса. Наиболее важное оборудование и станки для него были возвращены из СССР. 150 танковых орудий так же были получены из Советского Союза, и там же, на Ижорском заводе был куплен броневой прокат.

С 1950 по 1956 год было произведено 144 танка.

После 1956 года, когда в ГДР в ответ на создание Бундесвера была организована Национальная Народная Армия, танку было присвоен индекс Pz.56. Его производство продолжалось вплоть до 1964 года и было выпущено еще 960 машин. 88-мм пушки для них были заказаны в Чехословакии, на заводе «Шкода».

В 1970 году танки прошли модернизацию. Так, на лобовую броню бронекорпуса была установлена дополнительная защита по типу, устанавливавшейся на Т-55 и Т-62, орудие заменено на 115-мм гладкостволку советского производства У-5ТС, а бензиновый двигатель Майбах был заменен на 600-сильный дизель «Татра» воздушного охлаждения.

Танк был на вооружении только ННА ГДР, на экспорт не производился и по лицензии не выпускался.

* * *
Если не считать эпизода в Будапеште осенью 1956 года, то в реальных боевых действиях Panzer 56 удалось поучаствовать только один раз: в уничтожении десанта в заливе Кочинос.

4 марта 1960 года на рейде Гаваны в результате диверсии был взорван французский сухогруз «Ле Кувр», груженый бельгийским оружием. Затем под давлением США западные правительства отказали Кубе в поставках воружения, и кубинское правительство обратилось за помощью к Восточному блоку.
ЧССР предоставил стрелковое оружие, СССР танки, артиллерию и авиацию, а ГДР — легкие штурмовики, военных специалистов, а так же послал на Кубу добровольческую мотострелковую бригаду «Артур Беккер» (Freiwilligen-Motorisierte-Schützenbrigade «Artur Becker»), которая была дислоцирована в окрестностях Гаваны и к апрелю 1961 года заканчивала свое формирование. (прим. Артур Беккер — комиссар 1 батальона 11 интербригады, попал раненым в плен и был расстрелян франкистами в 1938 году).

Ночью, 17 апреля 1961 года, в 03.15 информация о высадке «Бригады 2506» в заливе Кочинос стала известна кубинскому руководству. Через полчаса танковый батальон добровольческой бригады, как наиболее боеспособный, начал 150-километровый  марш и, побив все рекорды, через 5 часов достиг района боевых действий, оказав существенную поддержку контратакующим кубинским войскам.

vasillich.livejournal.com

Танки и бронетехника Германии второй мировой войны

Немецкие танки Второй мировой войны

Германия вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее и танк «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. — 150-221,
  • в 1943 г. — 100-150,
  • в 1945 г. — 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года — танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.

pro-tank.ru

Экспериментальные тяжелые танки Durchbruchswagen (Германия) » Военное обозрение

В конце тридцатых и в первой половине сороковых годов немецкой военной промышленностью были созданы несколько проектов перспективных танков тяжелого класса. Несколько таких машин пошли в серию и активно использовались на основных фронтах Второй мировой войны. Другие проекты так и не продвинулись дальше испытаний опытной техники, а некоторые из них изначально являлись экспериментальными и предназначались исключительно для отработки новых идей. Первые варианты немецкого тяжелого танка были созданы в рамках проекта Durchbruchswagen – DW I и DW II.

Работы по созданию тяжелых танков начались в январе 1937 года. Управление вооружений заказало промышленности разработку нового проекта с последующими строительством и испытанием опытной машины. Подрядчиком по новому проекту была выбрана компания Henschel. В ходе нового проекта следовало решить ряд важнейших вопросов конструкторского и технологического характера. Кроме того, требовалось сформировать облик машины с требуемыми характеристиками. Перспективный танк получил условное обозначение DW I (Durchbruchswagen 1 – «Танк прорыва, первый»). Также в некоторых источниках указывается, что прототипы проекта Durchbruchswagen также получили дополнительное обозначение Pz.Kpfw.VI, которое впоследствии было присвоено тяжелому танку «Тигр».


DW I

Требованиями к новому проекту DW I задавались основные параметры перспективной машины. Защита танка должна была осуществляться броневыми листами толщиной 50 мм. Это могло привести к значительному росту боевой массы в сравнении с существующей техникой. Боевая масса танка DW I должна была на 50% превышать соответствующий параметр средней бронемашины Pz.Kpfw.IV (18,4 т) и достигать 25-30 т. Вопрос вооружения изначально не рассматривался, однако на этот счет высказывались некоторые предложения. Тем не менее, главной задачей первого проекта «Танка прорыва» было создание и отработка нового шасси.


Шасси DW I с весовым имитатором башни. Рисунок «Тяжелый танк «Тигр»» // Бронеколлекция

При создании проекта DW I специалистам фирмы Henschel пришлось столкнуться с некоторыми проблемами производственного характера. Так, техническим заданием требовалось создать танк с круговым 50-мм бронированием, однако технологии и производственные возможности того времени не позволяли в полной мере реализовать эти планы. Главные проблемы подобного рода были связаны с ограничениями, налагаемыми оборудованием металлургических заводов на размеры изготавливаемых деталей. По этой причине, в частности, не удалось выполнить борта корпуса в виде единых деталей требуемых габаритов.

При создании корпуса для нового тяжелого танка использовались основные идеи, применявшиеся в предыдущих проектах. Было решено сохранить лобовую часть из нескольких листов, расположенных под углом друг к другу. Верхний лист монтировался почти вертикально и использовался для установки смотровых приборов экипажа. Использовались вертикальные борта, которые пришлось изготавливать из двух частей. Первая деталь борта начиналась в лобовой части корпуса и доходила до кормы боевого отделения. Борта моторного отсека изготавливались из отдельных деталей соответствующей формы.

Сверху корпус прикрывался горизонтальной крышей. Кормовую часть крыши выполнили наклоненной назад и вниз. На крыше изначально предлагалось помещать погон для установки башни, однако боевое отделение для танка не разрабатывалось. Поэтому вместо башни на крыше корпуса следовало устанавливать несколько металлических листов соответствующей массы, которые должны были служить имитатором.

Корпус тяжелого танка DW I предлагалось собирать из 50-мм броневых листов разных форм и размеров. Основная часть соединений деталей выполнялась сваркой. Стык бортовых деталей позади боевого отделения должен был собираться на заклепках. Характерной чертой такого корпуса был одинаковый уровень защиты при обстреле с любых ракурсов. Кроме того, идея корпуса, состоящего из нескольких раздельных агрегатов, в дальнейшем получила определенное развитие.

В проекте планировалось использовать отработанную компоновку корпуса, уже успевшую стать традиционной для немецких танков разных классов. В передней части машины следовало располагать агрегаты трансмиссии, рядом с которыми находилось отделение управления. Центральная часть корпуса выделялась под боевое отделение, а в корме предлагалось помещать двигатель. Моторный отсек и трансмиссия должны были соединяться при помощи проходящего через боевое отделение карданного вала.

Ввиду большой боевой массы новое шасси должно было получать сравнительно мощный двигатель. В кормовом отсеке предлагалось устанавливать бензиновый двигатель Maybac HL 120 мощностью 280 л.с. В передней части корпуса помещались механическая коробка передач Maybach Variorex и механизм поворота Cletrac. Подобная силовая установка должна была обеспечивать вращение передних ведущих колес и давать машине требуемые характеристики подвижности.


Схема DW I с башней от танка Pz.Kpfw.IV и 75-мм орудием. Рисунок Wikimedia Commons

Ходовая часть танка Durchbruchswagen 1 должна была получить по пять опорных катков среднего диаметра на каждом борту. Катки имели индивидуальную торсионную подвеску. Кроме того, передние и задние пары катков должны были получать дополнительные амортизаторы для усиления. В передней части корпуса находились ведущие колеса, располагавшиеся со значительным превышением над опорными катками. В корме имелись направляющие колеса, незначительно поднятые над опорной поверхностью. Также имелись три пары поддерживающих роликов. Танк должен был использовать металлическую гусеницу шириной 300 мм с гребневым зацеплением.


Размеры экипажа должны были зависеть от типа применяемого оружия. Тем не менее, DW I не планировалось оснащать полноценным боевым отделением, что должно было привести к различным последствиям. Внутри корпуса бронемашины планировалось разместить два рабочих места для танкистов. В передней части корпуса, у левого борта, помещалось место механика-водителя. Попадать в машину водитель должен был через люк в крыше корпуса. В лобовом листе предусматривался смотровой люк.

Справа от водителя находилось место стрелка-радиста. Как и водитель, он имел собственный люк в крыше, а в лобовом листе находилась пулеметная установка. Также на правом рабочем месте отделения управления должна была находиться радиостанция одной из существующих моделей.

Мощное бронирование и использование балласта вместо башни привели к тому, что полная масса экспериментального танкового шасси DW I достигла 30 т. В таком виде проект получил одобрение заказчика, после чего стартовало строительство опытного образца. В середине 1937 года машина вышла на испытания, площадкой для которых стал один из немецких полигонов.

По имеющимся данным, продлившиеся несколько месяцев испытания позволили определить как преимущества, таки и недостатки нового проекта. Были выявлены определенные проблемы с имеющейся трансмиссией и отдельными ее агрегатами. Также критике подверглась «сборная» конструкция корпуса, созданная из-за отсутствия возможности выпуска деталей требуемых размеров. Имелись и иные замечания, которые следовало учитывать при дальнейшем создании тяжелых танков.

В ходе испытаний было установлено, что имеющийся 280-сильный двигатель способен обеспечить достаточно высокие характеристики подвижности, однако в дальнейшем могла понадобиться замена силовой установки. При боевой массе на уровне 30 т удельная мощность танка составляла лишь 9,3 л.с. на тонну, из-за чего максимальная скорость бронемашины на шоссе не превышала 35 км/ч. Это удовлетворяло существовавшим в то время требованиям, но в перспективе требовалось принять меры, направленные на повышение подвижности.


Современная модель опытного шасси DW I. Фото Webshop.lamaquette.be

Испытания опытного танка DW I, по разным данным, продолжались до середины 1938 года. После этого было решено остановить проверки первого прототипа и приступить к созданию новой бронемашины с улучшенной конструкцией и повышенными характеристиками. Первый прототип, необходимость в котором пропала, был отправлен на завод-изготовитель, где оставался в течение некоторого времени.

DW II

Новый вариант «Танка прорыва» должен был стать улучшенной версией предыдущего DW I. Предлагался ряд мер, направленных на улучшение конструкции корпуса и трансмиссии. В частности, за время работ по теме Durchbruchswagen промышленности удалось разработать технологии производства крупноразмерных броневых плит требуемой толщины. Это позволило оптимизировать конструкцию бронекорпуса. Кроме того, появились новые узлы и агрегаты, которые можно было бы использовать при совершенствовании трансмиссии. Обновленный танк должен был получить соответствующее обозначение – DW II.

Общие обводы броневого корпуса в новом проекте остались прежними. Так же не изменилась и толщина брони. Ввиду появления новых технологий борта корпуса удалось выполнить из единых листов, без каких-либо дополнительных стыков. Благодаря этому, в частности, корпус получил цельносварную конструкцию. Заклепочные соединения основных деталей более не использовались.

Некоторым изменениям в новом проекте подвергся состав лючков на разных деталях бронекорпуса. К примеру, возле рабочих мест членов экипажа, располагающихся в корпусе, на бортах теперь предлагалось устанавливать полукруглые лючки с подвижными крышками вместо имевшихся небольших щелей. Между верхней ветвью гусеницы и второй парой опорных катков теперь имелись дополнительные люки для эвакуации.

Танк DW II сохранил общую архитектуру силовой установки и трансмиссии предшественника, а также должен был комплектоваться аналогичным двигателем. При этом были внесены изменения в состав трансмиссии, а также доработаны отдельные ее элементы. Переделке подверглись коробка передач, бортовые передачи и стояночный тормоз. Список подобных изменений был сформирован по результатам испытаний первого прототипа.

Общие особенности конструкции ходовой части остались без изменений, однако некоторые ее детали были переработаны. Была изменена и усилена независимая торсионная подвеска. Также переделали ведущие колеса. Некоторым доработкам подверглась конструкция гусеницы. Прочие детали ходовой части, равно как и их расположение, остались прежними.

В рамках проекта DW II не планировалось разрабатывать новую башню для установки вооружения. Этот агрегат планировалось заимствовать у существующего среднего танка Pz.Kpfw.IV. Несколько броневых листов разной формы и толщиной до 50 мм должны были соединяться друг с другом и образовывать многоугольную конструкцию. В лобовом листе предусматривалась амбразура для орудия и пулемета, в бортах имелись смотровые приборы и люки для посадки в машину. В кормовой части башни также имелась командирская башенка.


Схема второго прототипа DW II. Рисунок World-of-ru.livejournal.com

Вместе с башней у существующего танка заимствовался весь комплекс вооружения. Основным оружием перспективного тяжелого танка должна была стать пушка 7,5 cm KwK 37 L/24. 75-мм орудие оснащалось коротким стволом длиной 24 калибра. Пушка могла разгонять снаряд до скоростей порядка 450 м/с и пробивать до 35 мм брони на дистанции 1 км (бронебойным снарядом). При использовании кумулятивного боеприпаса толщина пробиваемой брони достигала 100 мм.

Дополнительное вооружение танка должно было состоять из 7,92-мм пулеметов MG 34. Один из них монтировался в общей установке с орудием, а второй помещался в амбразуре лобового листа корпуса. Управлять ими должны были наводчик и стрелок-радист соответственно.

В 1939 году новый прототип тяжелого танка был построен и вскоре вышел на испытания. По разным данным, в полигонных тестах использовалось шасси, оснащенное башней от серийного среднего танка. Также встречаются упоминания очередного использования металлических блоков, игравших роль весового имитатора башни. Так или иначе, опытная машина Durchbruchswagen 2 вышла на полигон и показала свои возможности. Кроме того, она продемонстрировала правильность или ошибочность примененных доработок.

Безусловным плюсом нового проекта стало использование сплошных бортов, не разделявшихся на две детали. Кроме того, оправдали себя доработки трансмиссии и ходовой части. Подобные изменения были выполнены по результатам проверки предыдущей боевой машины, а также основывались на реальном опыте, что позволило правильным образом изменить проект. Общие характеристики танка DW II, в первую очередь показатели подвижности, остались на прежнем уровне. В то же время, выросла надежность работы техники, а также улучшилось управление ею.

Итоги

В 1937-39 годах компанией Henschel были разработаны два проекта перспективных тяжелых танков семейства Durchbruchswagen. Эта техника дошла до испытаний и позволила установить перспективы тех или иных идей и решений, лежавших в ее основе. Кроме того, появление двух новых проектов стало своеобразным стимулом для развития технологий изготовления брони с необходимыми параметрами.

Проекты DW I и DW II с самого начала не рассматривались в качестве средства перевооружения армии. Были построены лишь два опытных тяжелых танка, которые прошли испытания и после этого вернулись на завод-изготовитель. О серийном строительстве речи не шло. В течение некоторого времени два прототипа оставались на одной из площадок завода Henschel, но в дальнейшем их разобрали и отправили в переплавку за ненадобностью.

В скором будущем на основе идей, заложенных и проверенных в рамках проекта Durchbruchswagen, были созданы несколько новых вариантов перспективной бронетехники. Первым из новых танков стали VK 3001(H) и VK 3001(P) от Henschel и Porsche соответственно. Дальнейшее развитие этой техники, приведшее к появлению еще нескольких проектов, в итоге позволило Германии создать требуемый тяжелый танк, который пошел в серию и поступил в войска. Тем не менее, до этого оставалось еще несколько лет.

По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://pancerium.pl/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.

topwar.ru

Немецкие тяжелые танки — стандартные и премиум танки

Назад к учебнику танкиста

Скорострельные и точные пушки делают из немецких тяжей отличных снайперов. Однако в ближнем бою могут возникнуть проблемы из-за не всегда рационального бронирования, больших силуэтов и низкой подвижности. Частично это компенсируется самой высокой прочностью, но лишь частично.

Стандартные танки

Легенда Панцерваффе! Дождались, первый тяжелый танк! У Тигра больше жизни чем у тяжелых танков других наций (в среднем на 100 хп), но урон от нашей пушки меньше (ненамного, но чувствуется разница). Поэтому нас спасет только наше мастерство. Но мы привыкли к средним танкам, которые хотя бы на немного быстрее, маневреннее и, в конце концов, удачливей. Так что попробуем не соваться первыми в атаку и просто накапливать опыт. Тактика этого накопления подразумевает тактику ПТ с башней, это кусты — дальний обстрел, прятки за более крепкими ТТ то есть помощь по мере сил. Стоит упомянуть что Тигр танк квадратный т.е без наклонных плит брони, а значит рикошеты это редкость, чтобы получать рикошеты придется учится ставить танк под углом к противнику (это сложно, но нужно тренироваться). Не забывайте, что вся техника немцев очень меткая и поиграть в снайпера можно на всех танках. В отличии от Тигра Хеншеля, Тигр Порше может похвастаться очень крепким (200 мм) лбом корпуса. Правда, это спасает в основном от танков 6-7 лвл — и то если знать, как надо лбом работать. Это позволяет успешно воевать с одноклассниками, выживать во многих боях — по крайней мере до тех пор, пока враг не обнаружит, что башня даже спереди бронирована куда как слабее (100 мм у стокового, 120 мм у топовых башен) корпуса. Но не будем раньше времени плакать, если есть топовый Тигр Хеншеля в гараже, то первое топ орудие у Порше можно ставить сразу и в сток башню. Это даст нам хоть какое-то преимущество. Помним, что танк медленный, плохо маневрирует, но хорошо крутится на месте. Тактика такая — на этой машине либо медленный прорыв (если вы топ в списке или по крайней мере второй), желательно с поддержкой СТ, (учитываем свою медлительность и слабые бока 80 мм как и у Хеншеля), либо можем затыкать любые дыры в обороне и удерживать место прорыва, при грамотном стоянии можно уничтожить всех (если арта не прибьёт, что часто происходит всё из-за той же маневренности), Наконец, тактика ПТ — кусты, укрытия, поддержка, всё что можно делать на Тигре Хеншеля, у нас получится и на Порше. Королевский Тигр — любимец многих танкистов из-за точного и пробивного орудия. Но тут уже надо быть мастером своего дела, ибо серьёзная броня только на лбу танка, хотя и наклонная. Стоковая башня имеет 100 мм лоб, пробить может каждый (не забываем, что танк уже 8 лвл, поэтому такой лоб башни пробьет каждый одноклассник, и даже 7 лвл ТТ), так что новую ставим как можно быстрее. Рекомендуемый вариант изучения — ходовая, башня, орудие (двигатели можно и на Тигре изучить). Вашими одноклассниками становятся ИС-3, ИС-6, Т-32, Т-34, КВ-5 и Lowe — с ними вы сможете легко совладать используя топовое 10.5 мм орудие, крепкий лоб башни (185 мм) и корпуса (150мм + наклон), а так же шасси и двигатели в топовой комплектации. Сток же гораздо менее приятен, хотя 88 мм орудие многие оставляют с целью недопущения выхода танка в минус по кредитам, так как именно с этого немецкого тяжёлого танка переступается та грань, после которой при неудачных боях начинаются убытки. Все орудия можно ставить и на башню Порше, но лучше сначала прокачать башню Хеншеля, шасси, и двигатели, в том порядке, как требует тактика использования танка, а потом уже пушки, при том промежуточное орудие между стоком и топом имеет такую же пробиваемость, как и стоковое, даже немного ниже, урон в полтора раза больше, а стоят снаряды к нему в пять раз дороже, это одна из главных причин дорогого обслуживания этого танка. Неоднозначный танк: своей подвижностью и манёвренностью он больше напоминает средний, а не тяжёлый. К сожалению, бронёй и вооружением он тоже больше средний, чем тяжёлый. Дальнейшее развитие Королевского Тигра — ещё мощнее, ещё крепче и ещё … медленнее, по крайней мере до установки топового двигателя (кстати — он общий у всей Е-серии). Однако не стоит забывать про слабые борта и повышенную чувствительность танка к фугасам. Вот оно, адское порождение войны известное также как Тапок. Много брони, много жизни, но на бой всегда опаздываешь. Привыкаем медленно ползать и выживать под чрезвычайным вниманием окружающих, используя очень крепкий лоб и заднее расположение башни. Этот тяжёлый немецкий танк можно рассматривать как быстрый и облегчённый во всех смыслах Maus. Но есть и другой путь — достаточно поставить 150 мм орудие. К сожалению, его потенциал полностью раскрывается лишь с кумулятивными снарядами за золото, что делают эту комплектацию выбором почти исключительно для кланваров. Но с бронебойными снарядами он будет почти также хорош, как с кумулятивными. О я-я фольксваген!!! Вот она, наша конечная цель. Гроб на колесиках. Maus настолько огромен, что на многих картах можно встать на базу врага, а за тобой спрячется средний танк и ни танки ни даже артиллерия не смогут попасть по этому среднему танку. Maus огромный, медленный и самый живучий. В игре еще будут другие тяжелые танки, но ни один из них не будет иметь столько жизни, как тяжёлый танк Maus!

Премиумные танки

Трофейный французский танк. Отличается хорошим и почти равномерным бронированием, отличной манёвренностью и точным скорострельным орудием (однако не очень мощным и пробивным). Крепкая броня способна выдержать немало попаданий от танков ниже уровнем. Однако бронепробиваемость орудия и разовый урон зачастую недостаточны для борьбы с одноклассниками и потому прямых боёв 1 на 1 желательно избегать. Кроме того, никуда не делись и традиционные для тяжёлых танков недостатки — большие габариты и низкая скорость, делающие В2 отличной мишенью для артиллерии. Этот сверхтяжёлый танк (90 тонн) представляет собой серьёзную угрозу на дальних дистанциях. Причиной тому являются отличный обзор 400 метров, в сочетании с высокоточным пробивным орудием 10.5 см IX. Однако в ближнем бою обнаруживаются серьёзные недостатки — общее бронирование довольно слабое (бока и тыл 80 мм), лоб крепче, но нижний бронелист большой и гораздо слабее верхнего. К тому же там находится трансмиссия а значит, крит двигателя или даже пожар не редкость. В итоге выходит что брони у танка особо нет (разве что против 5-7 уровня) и его тактика это поддержка и игра в «ПТ-САУ». Но и задавить мелочь мы собой тоже можем — всё таки 90 тонн это не шутка. Орудию не хватает разового урона при борьбе с танками 9-10 уровня при довольно невысокой скорострельности. К тому же динамикой танк похвастать не может — из-за слабого для такой массы двигателя, свои 35 км/ч он набирает обычно с горки, средняя скорость редко превышает 19-22 км/ч. Таким образом, к выбору позиции приходится подходить с большей тщательностью. Ну а в общем, танк хороший для тех, кто предпочитает тактику ПТ-САУ.

wiki.wargaming.net

Немецкие средние танки в World Of Tanks

Назад к учебнику танкиста

Большинство немецких средних танков — мобильные снайпера: точные и скорострельные орудия позволяют поражать противниках на весьма больших дистанциях. А вот, если играть на среднем танке в ближнем бою, то начинаются проблемы из-за медленных башен, слабого корпуса и нерациональной компоновки, почти не способствующей рикошетам и непробитиям. Но они очень эффективны против СТ других наций из-за высокой массы, подходящей для тарана, и пробития, достаточного для борьбы с СТ.

Стандартные танки

Первый средний танк немецкой ветки. Танк мало весит и быстро едет, поэтому является скорее светляком — если весь остальной свет уже полег под гусеницами противника, то следующим поедете вы. Но при этом, разведав ближайшие окрестности, можно смело кидаться на перехват светляков неприятеля, прикрыть артиллерию или просто поддержать другие танки. Конечно же, данный танк имеет и свой минус — это вооружение, которое не особо радует. На выбор нам предлагается два варианта: 5 см KwK39 L/60 — для аккуратного и постепенного убивания целей. Стрелять можно и издалека, что повысит шансы на выживание, (орудие снайперское, но для своего класса неплохо кусает, это оптимальный выбор: танк всё равно проходной). 7,5см KwK37 L/24 — скорее выбор светляка. Заряжаем фугасами, подъезжаем в упор и ваншотим противника. По сравнению с Pz.Kpfw. III, этот танк ощутимо тяжелее. Игра на нем в какой-то степени знакомит с основами управления тяжелыми танками. Тем более, это танк выступает одноклассником КВ и вполне успешно с ним борется, но это уже отдельная история. Слабый двигатель не может быстро разогнать или повернуть танк. Но есть один плюс, который перекрывает все недостатки этого танка. Это возможность установки орудия 7,5см KwK42 L/70, которое вообще-то шестого, а не пятого уровня. Отличная пробиваемость, высокая скорострельность, кучность стрельбы, небольшой вес и неплохой урон — идеальное орудие. К тому же не надо забывать про очень крепкий лоб топовой башни, и, встав за камушком (тактика американских тяжелых танков), становимся страшным убийцей, пока нас не снесут артой или чем-нибудь фугасным. Масса у данной машины почти такая же как и у PzKpfw IV, но при этом мы имеем возможность поставить более мощный двигатель, который даже при средней ходовой танка, позволяет хорошо маневрировать на любой местности и в любой обстановке. За такую манёвренность приходится платить высоким уровнем боев, в которые попадает танк. В плюсы можно записать и наклонную лобовую броню корпуса, повышающую шанс поймать рикошет. К сожалению, за свою маневренность, быструю динамику разгона и небольшие размеры танк лишен серьезного вооружения. Но несмотря на все это, танк оказывает отличную поддержку союзникам в любом бою. Этот танк — нечто среднее между VK 30.01 (H) и VK 36.01 (H). Как по броне, так и по ходовым качествам. Танк хорош как поддержка на расстоянии, но при необходимости может вступать в ближний бой. Также неплохо себя показывает в такой несвойственной для среднего танка роли как «кустовой охотник». Скорость с топовым двигателем позволяет занять нужную позицию и сменить её в случае необходимости. Танк похож на VK 30.01 (H), которому заметно усилили бронирование. По стилю боя ближе к КВ-13 — отличное наклонное бронирование и динамика, но слабое в плане пробития вооружение. VK 30.01 (D) выбивается из всех линейки немецких СТ и в чем-то похож на своих советских собратьев — он также ориентирован больше на ближний бой и атаке в группе. Этот танк способен на многое, и отлично подходит для внезапных прорывов в тылы и фланг, для рейдов по засевшим в кустах самоходкам и САУ противника. Имеет неплохие шансы даже против старших собратьев, но учтите, что часто придется сталкиваться с танками, чьей сильной стороной как раз таки тоже является маневренность. Топовая башня прибавит танку массы в ущерб маневренности, но это даст возможность устанавливать топовую 88-миллеметровую пушку и позволит активнее использовать таран. Наконец-то!

Легендарная Пантера. Немецкий средний танк 7 уровня — прямой конкурент VK 30.01 (D). Набор орудий схож, но есть различия — у 7,5cm KwK45 L/100 средний разовый урон всего 135, но пробитие гораздо выше. К тому же это одно из самых точных орудий в игре. Также осталась 8,8cm KwK36 L/56, выбор идёт только между этими орудиями. Подвижность на очень низком уровне для среднего танка. По этой причине лучше не ввязываться в ближний бой, а заканчивать его на дальней или средней дистанции. Танк слабо бронирован с боков и кормы, чуть лучше бронирован лоб. Но прямых попаданий по возможности стоит избегать — получать урон не ваша задача.

Улучшенная версия пантеры. Толще броня, лучше орудие, лучше динамика. Бортовая броня тоже стала толще, но все равно недостаточно, так что защищайте борта. Тактика такая же, как и на пантере, но изменения есть — быстрые атаки из под куста и сдерживание прорыва средних танков, благо орудия топовое досталось нам от Тигра 8,8см KwK43 L/71, урон большой и пробитие большое вкупе с прекрасной меткостью и скорострельностью. Но сведение очень долгое. А так по большому счету мы остались снайпером, только противники стали страшней и больше, но и мы стали страшней, теперь нестрашно и выйти против всех (СТ, ТТ и т. д.) танков от 7 лвл, ТТ от 8 лвл нам страшны как и прежде за исключением того, что укусить мы можем сильней. А вот истребление СТ восьмого уровня других наций доставляет одно удовольствие из-за высокой массы, которая просто прекрасно подходит для тарана, и пробития, достаточного для любого СТ8, кроме башен Тип 59 и М26. Считается средним танком, но его вес сопоставим с весом Королевского Тигра. А учитывая высокую максимальную скорость, Е-50 может успешно таранить даже вражеские тяжёлые танки, не говоря уже о средних танках или самоходках на их базе. Впрочем главным козырем танка традиционно остаются очень точные орудия и засадная тактика. В бою Е-50 выступает в качестве «мобильной ПТ с башней». Прямая атака имеет смысл только в группе с тяжелыми танками или средними танками. В патче 0.8.8 была усилена лобовая броня танка — по бронестойкости она стала сопоставима с тяжелыми танками. Вершина развития средних танков Германии, возможно лучшие немецкие танки в World of Tanks. Дальнейшее развитие Е-50. Несколько ключевых отличий от предшественника (заднее расположение трансмиссии, куда более высокая скорость поворота ходовой и чуть более низкий силуэт) позволяют в ряде случаев отыгрывать роль типичного среднего танка, впрочем, не стоит этим слишком увлекаться. Машина может похвастать лучшей точностью в игре и лучшим лбом корпуса среди всех СТ в игре, однако стандартные кредитные подкалиберные снаряды усложняют успешное пробитие противника на сверхдальних дистанциях. Увы, за отличную подвижность, уступающую среди одноклассников только танку Bat Chatillon 25t, крепкий лоб и неплохую скорость поворота приходится платить низким уроном в минуту и медленной башней.

Премиумные танки

Злостный нагибатор своих уровней.Этот трофейный французский танк хорошо вооружён и защищён. Однако его подвижность — не самое сильное место, особенно на топких и слабых грунтах. Также отметим большой и уязвимый двигатель танка, поэтому корпус желательно укрывать. Тогда высокий силуэт идёт танку на пользу — можно активно использовать неровности рельефа, выставив под огонь только небольшую и довольно хорошо защищённую башню. Противоречивый танк: с одной стороны быстрый, прочный и довольно хорошо вооружённый. С другой — слабый обзор, посредственная манёвренность, невысокая точность орудия, и догое время сведения, а также склонность к критам. Таким образом, танк довольно непрост в обращениях, но в умелых руках вполне боеспособен, а самое главное — весьма успешно зарабатывает кредиты. Корпус от Пантеры делает этот танк очень интересным. К плюсам танка можно отнести его вес и наклон брони , вес делает танком очень отличным Камикадзе(можно затаранить даже танки 9 уровня), броня не отличается особой прочностью , но имеет очень хороший наклон , что приводит к частым рикошетам. Несмотря на меткость и скорострельность пушки, к минусам надо отнести низкую маневренность танка и слабый домаг пушки для 6 уровня. Немецкий премиумный средний танк седьмого уровня. Представляет собой визуально изменённую стоковую версию танка Panther с повышенным запасом прочности. Орудие 7.5 cm KwK L70 обладает недостаточной мощью и бронепробиваемостью для 7 уровня. Но, «Эрзац-пантера», как правило, попадает в топ, где мало кого мы не пробьем.

wiki.wargaming.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *