Самые массовые танки — участники Великой Отечественной войны

На каждый «Тигр» приходилось по шесть десятков Т-34, а на каждую «Пантеру» — по восемь «Шерманов»
Сравнивать между собой танки, участвовавшие в Великой Отечественной войне по обе стороны фронта, в принципе, довольно бессмысленно. Ведь в конечном счете лучшим, как говорят, оказывается то оружие, которое победило. А в случае с величайшей войной ХХ века справедливее было бы сказать так: лучшим оказывается то оружие, которое держат в руках победители. Можно сравнивать немецкие, советские, английские и американские танки и по вооружению, и по броне, и по тяговооруженности, и по комфортности для экипажа. По каждому параметру будут свои лидеры и аутсайдеры, но в конечном итоге победу добыли танки антигитлеровской коалиции. В том числе и потому, что их попросту было гораздо больше. Общий объем выпуска десятки самых массовых танков Великой Отечественной войны составляет не менее 195 152 штук. Из них на долю СССР приходится 92 077 танков и 72 919 — на долю США, то есть четыре пятых, а все остальное — доля Германии (21 881 танк) и Великобритании (8275 танков).

С одной стороны, примечательно, что, уступая по общему числу произведенных танков, Германия смогла так эффективно распорядиться имеющимся в наличии. С другой, Советскому Союзу пришлось платить массовыми танковыми потерями за невысокий уровень подготовки танкистов и тот боевой опыт, который они набирали в ходе войны. Но показательно, что из десяти самых многочисленных танков Великой Отечественной, да и всей Второй мировой подавляющее большинство входит в любой список «лучших танков 1940-х». Что естественно: в военных условиях налаживают массовый выпуск именно того оружия, которое доказывает свою эффективность и превосходство в целом.

1. Советский средний танк Т-34

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 84 070 штук

Вес: 25,6–32,2 т

Вооружение: пушка калибра 76/85 мм, два пулемета калибра 7,62 мм

Экипаж: 4–5 человек

Скорость на пересеченной местности: 25 км/ч

Ни один танк в истории мирового танкостроения никогда не выпускался в таких колоссальных количествах. Больше половины из почти 85 тысяч «тридцатьчетверок» приходится на модификации самого первого варианта — Т-34-76 (детище легендарного конструктора Михаила Кошкина), вооруженного 76-миллиметровой пушкой Ф-34. Именно эти танки, которых к началу войны успели выпустить около 1800 штук, преподнесли танкистам вермахта неприятный сюрприз и заставили Германию спешно изобретать способы сделать свои бронированные машины способными на равных воевать с русскими. Именно эти машины вынесли на себе — в прямом смысле слова! — и тяжесть первых месяцев войны, и невероятное напряжение перелома в войне, и стремительность броска на запад, к Победе.

Т-34, по сути, являл собой один сплошной компромисс: он должен был быть одновременно простым в производстве и в ремонте, достаточно легким и в то же время с мощной броней, относительно небольшим, но при этом с высокой боевой эффективностью, несложным для освоения, но с современной оснасткой… По каждому из этих параметров, а то и сразу по нескольким Т-34 уступает любому из остальных девяти танков из этой подборке. Но танком-победителем, безусловно, был и остается именно он.

2. Американский средний танк М4 «Шерман»

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 49 234

Вес: 30,3 т

Вооружение: пушка калибра 75/76/105 мм, пулемет калибра 12,7 мм, два пулемета калибра 7,62 мм

Экипаж: 5 человек

Скорость на пересеченной местности: 40 км/ч


Танк М4 «Шерман». Фото: AP


Свое имя — «Шерман», в честь героя Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана, — М4 получил сначала в Великобритании, и лишь потом оно стало общим для всех танков этой модели. А в СССР, куда ленд-лизовские М4 поставлялись с 1942 года по 1945 год, его чаще всего называли «эмча», по индексу. По числу танков, стоявших на вооружении Красной армии, М4 уступили только Т-34 и КВ: в СССР воевало 4063 «Шермана».

Этот танк не любили за излишнюю высоту, делавшую его весьма заметным на поле боя, и слишком высокий центр тяжести, из-за чего танки частенько опрокидывались даже при преодолении незначительных препятствий. Зато он был очень простым в обслуживании и надежным, комфортным для экипажа и вполне эффективным в бою. Ведь 75- и 76-миллиметровые пушки «Шерманов» с успехом уничтожали немецкие Т-III и Т-IV, хотя и оказались слабоваты против «Тигров» и «Пантер». А еще любопытно, что, когда на советско-германском фронте стали массово применяться реактивные гранатометы «фаустпатроны», именно танки М4 стали основой тактики борьбы с гранатометчиками, получившей название «метла». Четыре–пять автоматчиков, усевшихся на танк и пристегнувшихся форменными ремнями к скобам на башне, открывали огонь по любым укрытиям, где могли прятаться немцы, вооруженные «фаустпатронами». А все дело было в удивительной плавности хода «Шермана»: ни один другой танк Красной армии не позволил бы автоматчикам прицелиться на полном ходу из-за сумасшедшей тряски.

3. Американский легкий танк «Стюарт»

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 23 685

Вес: 12,7 т

Вооружение: пушка калибра 37 мм, три–пять пулеметов калибра 7,62 мм

Экипаж: 4 человека

Скорость на пересеченной местности: 20 км/ч

В американской армии легкие танки М3 «Стюарт» появились в марте 1941 года, когда стало ясно, что их предшественники М2 явно не соответствуют требованиям времени. Но «двойка» стала основой для создания «тройки», унаследовав как ее достоинства — высокую скорость и эксплуатационную надежность, так и недостатки — слабость вооружения и брони и ужасающую тесноту боевого отделения. Но зато танк был несложен в производстве, что и позволило ему стать самым массовым в мире легким танком.

Из почти 24 тысяч «Стюартов» основная часть разошлась по театрам боевых действий, где воевала сама американская армия. Четверть М3 досталась англичанам, а вторыми по числу полученных по ленд-лизу машин были советские войска. В Красной армии воевало 1237 (по американским данным, 1681, однако в США учитывали все отгруженные машины, часть из которых была уничтожена вместе с судами конвоев) танков «Стюарт» всех модификаций. Правда, в отличие от «Шерманов», они уважением у танкистов не пользовались. Да, они были надежными и простыми, но нормально перемещаться могли только по прямым и широким дорогам, а на узких и извилистых плохо маневрировали и легко опрокидывались. Их теснота стала притчей во языцех у советских танкистов, а установленные в бортовых нишах курсовые пулеметы в частях сразу снимали, дабы не тратить попусту патроны: прицелов эти пулеметы не имели вообще. Но зато М3 были незаменимы в разведке, а их небольшой вес позволял использовать «Стюарты» даже для десантных операций, как это было во время десанта под Южной Озерейкой в окрестностях Новороссийска.

4. Немецкий средний танк Т-4

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 8686

Вес: 25 т

Вооружение: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм

Экипаж: 5 человек

Скорость на пересеченной местности: 25–30 км/ч


Танк Т-4. Фото: waralbum.ru


По-немецки он назывался Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV), то есть боевой танк IV, а в советской традиции его обозначали как T-IV, или Т-4. Он стал самым массовым танком вермахта за всю историю его существования и применялся на всех театрах военных действий, где присутствовали немецкие танкисты. Т-4 — это, пожалуй, такой же символ немецких танковых частей, каким для советских танкистов стал Т-34. Да они и были, собственно, главными врагами с первого и до последнего дня войны.

Первые танки Т-4 покинули ворота завода в 1937 году, а последние — в 1945-м. За восемь лет существования танк подвергался множеству модернизаций. Так, после встречи в бою с советскими Т-34 и КВ у него появилась более мощная пушка, а броня усиливалась и усиливалась по мере того, как у противника появлялись новые средства для борьбы с PzKpfw IV. Удивительно, но факт: даже после появления более мощных и сильных «Тигров» и «Пантер» Т-4 оставался основным танком вермахта — настолько велик был его модернизационный потенциал! И, что закономерно, эта бронированная машина пользовалась заслуженной любовью у танкистов. Во-первых, она была очень надежной, во-вторых, достаточно быстрой, а в-третьих, чрезвычайно комфортной для экипажа. И понятно почему: ради удобства размещения людей конструкторы отказались от сильных углов наклона брони. Впрочем, это же стало и слабым местом Т-4: что в борт, что в корму их легко поражали даже 45-миллиметровые советские противотанковые пушки. Кроме того, ходовая часть PzKpfw IV оказалась не слишком хороша для России с ее «направлениями вместо дорог», что внесло существенные коррективы в тактику применения танковых соединений на Восточном фронте.

5. Английский пехотный танк «Валентайн»

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 8275 штук

Вес: 16 т

Вооружение: пушка калибра 40 мм, пулемет калибра 7,92 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 15 км/ч


Танк «Валентайн». Фото: AP


Предназначенный для поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций, «Валентайн» стал самой массовой британской бронированной машиной, и, конечно, эти танки активно поставлялись в СССР по ленд-лизу. В общей сложности советской стороне было отгружено 3782 танка «Валентайн» — 2394 британских и 1388 собранных в Канаде. Дошло до советско-германского фронта на полсотни машин меньше: 3332 штуки. Первые из них попали в боевые части в самом конце ноября 1941 года, и, как писали в своих воспоминаниях немецкие участники битвы под Москвой, проявили себя не лучшим образом: пленные советские танкисты, дескать, от души ругали британские «жестянки».

Впрочем, как считают историки танкостроения, причиной всему была катастрофическая спешка, из-за которой экипажи просто не успели освоить технику так, как следовало, и оценить все ее возможности. Ведь «Валентайн» не случайно выпускался такой крупной серией. В полном соответствии с британской концепцией пехотного танка он не отличался высокой скоростью, зато был отменно бронирован. Фактически это был своего рода британский аналог советского КВ с гораздо более слабой пушкой и низкой скоростью, но зато куда более надежный и ремонтопригодный. После первого опыта боевого применения командование танковых подразделений Красной армии нашло неплохой вариант использования этих машин в бою. Их стали пускать в «связке» с более приспособленными к войне на Восточном фронте советскими машинами, ставя в пару с более маневренными, но менее защищенными легкими танками Астрова типа Т-70. Единственные проблемы, с которыми так и не удалось справиться, — это слабое артвооружение и ужасающая теснота «Валентайнов».

6. Немецкий средний танк «Пантера»

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 5976 штук

Читайте в рубрике «История»
Тайна отречения последнего русского царяОтрекаясь от престола, он переставал быть помазанником Божьим, а народ, не вставший на его защиту, избавлялся от греха цареубийства Тайна отречения последнего русского царя
Вес: 45 т

Вооружение: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм

Экипаж: 5 человек

Скорость на пересеченной местности: 25–30 км/ч


Танк «Пантера». Фото: U.S. Army Signal Corps / AP


Первое появление Panzerkampfwagen (PzKpfw) V Panther — знаменитой «Пантеры» — на Восточном фронте приходится на Курскую битву. К несчастью для советских танкистов и артиллеристов, новый немецкий танк оказался не по зубам большинству орудий Красной армии. Зато сама «Пантера» «кусалась» издалека: ее 75-миллиметровая пушка пробивала броню советских танков с таких дистанций, на которой новая немецкая машина была для них неуязвима. И этот первый успех дал возможность немецкому командованию заговорить о том, чтобы сделать Т-5 (так новый танк назывался в советских документах) основным вместо «ветерана» Т-4.

Но реальность оказалась иной. Хотя «Пантера» стала вторым по массовости выпуска немецким танком Второй мировой войны, а кое-кто из танковых экспертов считает ее лучшим средним танком 1940-х, вытеснить Т-4 она не смогла. Как гласит распространенная легенда, своим появлением на свет «Пантера» обязана советскому Т-34. Дескать, Берлин, недовольный тем, что русским удалось создать танк, который не по зубам вермахту, потребовал сконструировать своего рода «немецкую тридцатьчетверку». Но, как известно, стремление повторить нечто, созданное противником, приводит к появлению пусть и более мощного, но менее пригодного к модернизации оружия: конструкторов держат в тисках характеристики прототипа и удачность его конструкции. Так случилось и с «Пантерой»: она сумела превзойти средние танки союзников, в том числе и Т-34, но так до конца военной карьеры и не избавилась от врожденных недостатков. А их было немало: легко выходившая из строя силовая установка, излишняя сложность системы опорных катков, чрезвычайно высокая стоимость и трудоемкость изготовления и так далее. К тому же если в противостоянии с танками «Пантера» показывала себя с наилучшей стороны, то артиллерия была ей всерьез опасна. Поэтому наиболее эффективно PzKpfw V действовали в обороне, а при наступлении несли существенные потери.

7. Немецкий средний танк Т-3

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 5865

Вес: 25,9 т

Вооружение: пушка калибра 37/50/75 мм, три пулемета калибра 7,92 мм

Экипаж: 5 человек

Скорость на пересеченной местности: 15 км/ч

Пусть и не такой массовый, как Т-4, Panzerkampfwagen (PzKpfw) III с середины 1941-го по начало 1943-го составлял основу парка панцерваффе — танковых сил вермахта. А всему причиной странная для советской традиции система определения типа танка по… вооружению. Поэтому с самого начала имевший 75-миллиметровую пушку Т-4 считался тяжелым танком, то есть не мог быть основной машиной, а имевший 37-миллиметровое орудие Т-3 относился к средним и вполне претендовал на роль основного боевого танка.

Хотя Т-3 к началу Великой Отечественной войны уже существенно уступал по своим характеристикам новым советским танкам Т-34 и КВ, количество PzKpfw III в войсках и отработанная на европейских ТВД тактика их применения, помноженная на богатый боевой опыт немецких танкистов и налаженную систему взаимодействия разных родов войск, уравнивали их возможности. Так продолжалось до начала 1943-го, когда необходимый боевой опыт и навыки появились и у советских танкистов, а недостатки ранних модификаций отечественных танков в новых были устранены. После этого преимущества советских средних танков, не говоря уже о тяжелых, стали очевидными. И это даже несмотря на то, что калибр орудия Т-3 последовательно увеличили сначала до 50 мм, а потом и до 75 мм. Но к тому времени такое же орудие имел более совершенный и хорошо отработанный Т-4, и производство «троек» свернули. Но свою роль машина, отличавшаяся отличными эксплуатационными характеристиками и пользовавшаяся любовью у немецких танкистов, сыграла, став одним из символов Второй мировой.

8. Советский тяжелый танк КВ

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 4532

Вес: 42,5–47,5 т

Вооружение: пушка калибра 76/85 мм, три пулемета калибра 7,62 мм

Экипаж: 4–5 человек

Скорость на пересеченной местности: 10–15 км/ч


Советские войска движутся вслед за тяжелыми танками «КВ». Фото: Самарий Гурарий / РИА Новости

«Клим Ворошилов» — а именно так расшифровывается аббревиатура КВ — стал первым советским тяжелым танком классической схемы, то есть однобашенным, а не многобашенным. И хотя опыт его первого боевого применения во время Зимней войны 1939–1940 годов оказался не самым лучшим, новую машину поставили на вооружение. В том, насколько верным было это решение, военные убедились после 22 июня 1941 года: даже после нескольких десятков попаданий снарядов немецких орудий тяжелые КВ продолжали вести бой!

Но непробиваемый КВ требовал очень внимательного отношения к себе: на тяжелой машине быстро выходили из строя силовой агрегат и трансмиссия, страдал двигатель. Зато при должном внимании и с опытными экипажами танки КВ даже первых серий умудрялись проходить без ремонта мотора по 3000 км. Да и со своей основной задачей непосредственной поддержки штурмующей пехоты машина справлялась отменно. Она могла долго двигаться со скоростью пешего бойца, позволяя пехотинцам все время скрываться за броней, которая была не по зубам большинству наиболее распространенных в то время противотанковых пушек вермахта.

Летом 1942 года, когда стало понятно, что тяжелые танки, даже если их главной задачей остается непосредственная поддержка прорыва пехоты, должны обладать большей маневренностью и скоростью, появился КВ-1с, то есть скоростной. За счет чуть более тонкой брони и доработанного мотора его скорость выросла, новая коробка передач стала более надежной, а эффективность боевого применения выросла. А в 1943 году, как ответ на появление «Тигров», у КВ появилась модификация с новой башней и новым 85-миллиметровым орудием. Но модифицированная модель недолго простояла на конвейере: на смену ей уже осенью пришли тяжелые танки серии ИС — гораздо более современные и эффективные.

9. Советский тяжелый танк ИС-2

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 3475

Вес: 46 т

Вооружение: пушка калибра 122 мм, пулемет калибра 12,7 мм, три пулемета калибра 7,62 мм

Экипаж: 4 человека

Скорость на пересеченной местности: 10–15 км/ч

Первые танки серии ИС — «Иосиф Сталин» — разрабатывались параллельно с модернизацией танков КВ, на которые ставили новое 85-миллиметровое орудие. Но очень скоро стало ясно, что этой пушки мало, чтобы на равных вести бои с новыми немецкими танками «Пантера» и «Тигр», имевшими толстую броню и более мощные 88-миллиметровые орудия. Поэтому после выпуска сотни с небольшим танков ИС-1 на вооружение был принят ИС-2, вооруженный 122-миллиметровой пушкой А-19.

Неуязвимый для большинства противотанковых пушек вермахта, да и многих танковых тоже, ИС-2 мог играть для пользующейся его поддержкой пехоты роль не только бронированного щита, но и артиллерийской поддержки, и противотанкового средства. 122-миллиметровая пушка вполне позволяла решать все эти задачи. Правда, она же была и причиной одного из существенных минусов ИС-2. Обслуживаемая единственным заряжающим, пушка с тяжелым снарядом была нескорострельной, позволяя вести огонь со скоростью 2–3 выстрела в минуту. Зато непревзойденная броня давала возможность использовать ИС-2 в новой роли — как броневую основу штурмовых групп, действовавших в городах. Пехотинцы-десантники защищали танк от гранатометчиков и расчетов противотанковых пушек, а танкисты громили укрепленные огневые точки и ДОТы, расчищая путь пехоте. Но если пехотинцы не успевали выявить гранатометчика, вооруженного «фаустпатроном», то ИС-2 сильно рисковал. Размещенные внутри танка топливные баки делали его чрезвычайно пожароопасным (в огне очень часто погибал механик-водитель, не имевший своего люка и выходивший последним через башню), а боеукладка на дне боевого отделения при попадании кумулятивного снаряда почти гарантированного взрывалась, уничтожая весь экипаж.

10. Немецкий тяжелый танк «Тигр»

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 1354

Вес: 56 т

Вооружение: пушка калибра 88 мм, два–три пулемета калибра 7,92 мм

Экипаж: 5 человек

Скорость на пересеченной местности: 20–25 км/ч


Танк «Тигр». Фото: Федеральный архив Германии


Вопреки распространенному мнению, что своим появлением Panzerkampfwagen (PzKpfw) VI Tiger обязан столкновением напавшей на СССР Германии с новыми советскими танками Т-34 и КВ, разработки тяжелого танка прорыва для вермахта стартовали еще в 1937 году. К началу 1942-го машина была готова, ее приняли на вооружение под индексом PzKpfw VI Tiger и направили первые четыре танка под Ленинград. Правда, этот первый бой был для них неудачным. Зато в последующих сражениях тяжелый немецкий танк полностью подтвердил свое кошачье имя, доказав, что, как и настоящий тигр, остается самым опасным «хищником» на поле боя. Особенно заметно это было в дни битвы на Курской дуге, где «тигры» оказались вне конкуренции. Вооруженный длинноствольной пушкой танк с мощной броней был неуязвим и для советских танков, и для большинства противотанковых орудий, во всяком случае в лоб и издалека. А чтобы поразить его в борт или корму с ближней дистанции, нужно было еще умудриться занять столь выгодную позицию. Это было весьма непростым делом: экипаж Т-6, как назывался «Тигр» в советских документах, имел превосходную систему наблюдения за полем боя.

Лишь позже, когда появились советские ИС-2, созданные на их базе САУ ИСУ-152 и пушки БС-3, на «тигров» нашлась управа. Не случайно ИСУ-152 и БС-3 в войсках получили уважительное прозвище «Зверобой». Но это произошло только в 1944 году, а до этого времени танк PzKpfw VI был вне конкуренции. Он и сегодня считается одним из лучших тяжелых танков гитлеровской Германии, да и всей Второй мировой войны. Однако выпустили «тигров» недостаточно для того, чтобы эти дорогущие — стоимость одной машины достигала 800 000 рейхсмарок и была втрое выше стоимости любого другого танка того времени! — и мощные машины оказали кардинальное влияние на ход войны.

topwar.ru

Танки - обзоры военных танков, характеристики и особенности

Современные танки, как и их предшественники, появившиеся ещё в самом начале прошлого столетия, вызывают неизменный интерес практически у любого человека, интересующегося историей. Один из самых интересных разделов портала «Warspot» поможет составить исчерпывающее представление о том, что такое танки и бронетехника. Обладая хорошими вооружением, подвижностью и защищённостью, эти тяжёлые боевые бронированные машины за свою чуть более чем вековую историю прошли большой путь от экспериментальных образцов до эффективного оружия. Танки внесли решающий вклад в многочисленные сражения обеих мировых и множества локальных войн. Обилие интересной и часто уникальной информации позволит, зайдя на сайт, про танки узнать практически всё.

Разумеется, обзор бронетехники, ограниченный одними лишь военными танками, будет весьма неполным. Военные бронированные машины – разнообразный и очень интересный класс техники, включающий бронеавтомобили, боевые разведывательные машины, бронетранспортёры (БТР), боевые машины пехоты (БМП) и стоящие немного особняком бронепоезда. В эту же категорию попадают многие бронированные образцы самоходных артиллерийских установок (САУ) и зенитных самоходных установок (ЗСУ), а также обширная группа защищённых военных инженерных машин.
История бронетехники изобилует интересными событиями и поворотами. Разные подходы к созданию военных танков привели к тому, что бронетехника стран мира могла значительно отличаться друг от друга. Необычная бронетехника, появлявшаяся на чертежах в конструкторских бюро по всему миру, не всегда реализовывалась в металле. Но даже о таких образцах у нас есть много информации, ведь история создания бронетехники – тема, о которой регулярно рассказывает наш сайт. Танков много не бывает – если вам понятен этот девиз, то на warspot.ru вам обязательно понравится, ведь раздел «Танки» содержит материалы по истории создания и развития танков, особенностях устройства различных ее образцов и боевом применении.
Кроме статей, темами которых являются различные виды танков и виды бронетехники, в тематических обзорах раздела представлены качественные фотографии. Учитывая интерес, который вызывает разнообразная бронетехника мира, видео с ней мы также часто публикуем, ведь для понимания того, как устроена и как работает бронетехника, видео – очень удобный инструмент.
Какие бы модели бронетехники вас не интересовали (это может быть лёгкая, тяжёлая, колёсная бронетехника, различные типы танков) – самую интересную и свежую информацию о них можно без труда отыскать на нашем портале. Помимо исторических образцов, живой интерес часто вызывает разнообразная современная бронетехника (в частности, современная колёсная бронетехника). Поэтому мы не пропускаем новинки бронетехники мира — материалы о них регулярно появляются на портале.
Далеко не каждый специализированный сайт о бронетехнике, тематикой которого является военная бронетехника, может похвастаться такой постоянно пополняющейся коллекцией уникальных и интересных материалов, какой обладает раздел «Танки» нашего портала. Здесь можно, например, узнать, как могла выглядеть бронетехника, фотографии которой невозможно найти, поскольку ни одного образца машины так и не было построено. Не обходят наши авторы стороной и такую вызывающую интерес тему, как испытание бронетехники. Видео такого содержания тоже публикуется на портале. Тематический танковый раздел придётся по душе всем любителям этих боевых машин.

warspot.ru

Основные боевые танки — Военный информатор

Основные боевые танки

Основной производитель: Турция Имя: Otokar Altay Ana Muharebe TankТип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 2014 В марте 2007 года …

Основной производитель: Украина  Имя: Оплот-МТип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 2012 БМ «Оплот» («Оплот-М» до принятия на во…

Основной производитель: Украина  Имя: Т-72Е1Тип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 2012 Т-72Е1 - проект модернизации Т-72 предст…

Основной производитель: Украина  Имя: Т-64ЕТип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 2013 Т-64Е — украинская глубокая модернизация …

Основной производитель: Пакистан  Имя: Al-Khalid Тип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 2000 В середине 1990-х гг. Китай заключи…

Основной производитель: Словения  Имя: M-55S-1 Тип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 1999 На словенском предприятии STO Ravne (…

Основной производитель: Израиль  Имя: M60T Sabra Тип: Основной боеовй танк Год принятия на вооружение: 2008 Основной израильский танк Sabra с…

Основной производитель: Великобритания  Имя: Challenger 2 Тип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 1991 Принятие на вооружение т…

Основной производитель: Германия  Имя: Leopard 1 Тип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 1965 Корпус танка сварен из монолитных…

Основной производитель: Германия  Имя: Leopard 2 Тип: Основной боевой танк Год принятия на вооружение: 1991 Необходимость в разработке танка …

military-informant.com

Наши танки в реальной войне обречены? » Военное обозрение

Недавно  была опубликована статья полковника, кандидата военных наук Сергея Викторовича Суворова «Броня крепка, но Запад нам дороже», в которой автор с позиций прошлого поколения войн, да еще с необъективными техническими характеристиками, утверждает, что «российские танки по некоторым параметрам имеют превосходство, а именно, по огневой мощи и защищенности». Одновременно Сергей Суворов широко пропагандирует свои взгляды по военно-технической политике российского танкостроения, которые, на наш взгляд, не соответствуют закономерностям нового поколения бесконтактных войн.

 ПРИЗНАНИЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ 
В одном из своих интервью в 2003 году по случаю Дня танкистов начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны генерал-полковник Сергей Маев отметил: «Вместе с тем надо, видимо, признать следующее. Если сравнивать боевые и технические характеристики конкретных машин, то преимущество, например, советских танков, которое было очевидно в 60–70-х годах, увы, во многом утрачено – в связи с созданием на Западе нового поколения танков на основе реализации передовых технических решений». 
Сергей Викторович упоминает о прошедших глубокую модернизацию танках и БМП, БТР. Ответ на вопрос: что же мы получили от этой модернизации, можно найти в статье Сергея Маева: «Состояние и перспективы развития зарубежного и отечественного бронетанкового вооружения и техники в первой четверти XXI века» («Вооружение. Политика. Конверсия. № 3, 2001»). Он утверждает, что реализация мероприятий в соответствии с программой модернизации образцов бронетанкового вооружения и техники позволит по основным боевым свойствам достичь уровня серийных танков М1А1, «Леопард-2», «Челенджер», который соответствовал уровню 80-го года прошлого века. При этом не учитывается, что еще до завершения нашей модернизации танки М1А1 «Абрамс», «Леопард-2», «Челенджер» превратились в М1А2 SEP «Абрамс», «Леопард-2А6», «Челенджер-2» с повышенными боевыми характеристиками, недостижимыми для модернизированных российских танков Т-72, Т-80, Т-90. Таким образом, глубокая модернизация старой советской бронетехники, проведение которой планировалось до 2015 года, не позволит танковому парку России значительно повысить уровень выполняемых боевых задач. К этому следует добавить, что за деньги нашего налогоплательщика оплачиваются расходы по модернизации, не позволяющей достичь уровня боевых свойств танков М1А2 SEP, «Леопард-2А6».


Сменивший на посту Маева начальник ГАБТУ генерал-полковник Владислав Полонский в статье «Бронетехника будущего. Государственная программа вооружения: тенденции и перспективы развития бронетанкового вооружения и техники» («Обозрение армии и флота, № 6, 2007») отмечает, что отечественный парк в 1,2–1,9 раза уступает по военно-техническому уровню танковым паркам наиболее развитых зарубежных государств. Приведенные им значения коэффициентов военно-технического уровня танка Т-90 составляет 1,5, а у танка М1А2 – 2,2; БМП-2 – 1,0, а у американской БМП М2А2 – 1,87. 

Ещё в начале 1980 года заместитель министра обороны по вооружениям, лауреат Ленинской и Государственной премии, генерал-полковник Виталий Михайлович Шабанов, докладывая итоги своей поездки в Афганистан на ВПК, обронил такие слова: «Кому нужна эта «консервная» банка» – БМП-1, которая не защищает даже от стрелкового оружия?» Недавно заместитель министра обороны Владимир Поповкин сравнил наши БМП и БТР с гробами. А вот Сергей Викторович без всяких доказательств утверждает, что, например, у БТР-90 после модернизации его боевая эффективность выросла в 2 раза. Вместе с тем грозой БМП и БТР являются кассетные управляемые боеприпасы. По БМП и БТР еще до подхода к зоне боевых действий будут наноситься удары противотанковыми боеприпасами, доставляемыми различными носителями. Наиболее опасным является попадание ударного ядра самоприцеливающегося боевого элемента. Ударное ядро (масса – порядка 0,5 кг, скорость – 2 км/с, бронепробиваемость – 120 мм) после пробития бронезащиты крыши образует мощный осколочный поток массой в несколько килограммов, который эффективно поражает десант, вызывает возгорание топливных баков и пороховых зарядов гильз. Поражение усугубляется рикошетом части осколков, которые наносят дополнительные повреждения.

Устанавливаемый на БМП-3 комплекс активной защиты «Арена» не способен бороться с ударными ядрами и бронебойными подкалиберными снарядами (БПС) из-за их высоких скоростей. Установка на БМП-3 навесной динамической защиты (ДЗ) бесполезна из-за модернизации зарубежных кумулятивных боеприпасов, которые оснащены тандемными боевыми частями (БЧ). Размещение моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части БМП-3 не свидетельствует о попытках улучшить защиту экипажа и десанта. На зарубежных БМП «Мардер» и «Бредли» двигатель и трансмиссия установлены в носовой части корпуса и, выполняя функции «толстого экрана», защищают личный состав, что весьма важно в наступательной операции. По этим причинам нельзя признать, что БМП-3 лучшая машина в своем классе. Из этого следует вывод о слабой защите БМП, БТР, создатели которых уделяли внимание в первую очередь ходовым качествам и вооружению. 
И, наконец, дадим слово гражданскому человеку – генеральному директору НИИ стали, доктору технических наук, академику РАРАН Валерию Григоряну. Он в статье «Защита танка – анахронизм или жизненная необходимость?» (Военный парад, № 5, 2002), несмотря на создание радиопоглощающего и теплоизолирующего материала «Накидка», отмечает, что в настоящее время необходимо применить масштабные усилия по снижению заметности, так как ее дальнейшее игнорирование делает содержание танковых парков бессмысленным из-за их неспособности к ведению сколько-нибудь серьезных боевых действий. Иначе думает С.Суворов – надо закупить для всех танков «Накидку», и проблема заметности будет решена. А Валерий Григорян отмечает, что «Накидка» является только одним из компонентов концепции создания малозаметных образцов ВВТ. 
ПОЧЕМУ Т-95 НЕ ПРИНЯТ НА ВООРУЖЕНИЕ? 
Момент наивысшего напряжения в статье Сергея Викторовича достигается в описании непринятия танка Т-95 на вооружение. Он отмечает: «Этот танк практически прошел государственные испытания. Машина по основным боевым показателям – огневой мощи, защищенности и подвижности – значительно превосходит все имеющиеся на вооружении и перспективные образцы танков. Это действительно танк XXI века». Если верить Сергею Викторовичу, то получается, что Государственная комиссия по каким-то необъективным причинам не приняла эту машину на вооружение. А на самом деле все обстоит иначе. У танка Т-95 не все в порядке с пушкой и бронебойным подкалиберным снарядом. Одновременно государственные испытания нельзя было проводить из-за отсутствия имитатора защиты перспективного типового зарубежного танка для проверки противотанковых боеприпасов, входящих в боекомплект Т-95. Также для оценки защиты Т-95 отсутствовал аналог зарубежного современного и перспективного БПС. 
В боевых условиях танк Т-95 будет поражаться в глубине своей обороны кассетными самоприцеливающимися и самонаводящимися боевыми элементами, доставляемыми артиллерией, РСЗО и авиацией. Достоинством этих управляемых элементов является то, что они будут действовать по слабозащищенной крыше. Применение микроволнового оружия позволит нарушить работу бортовой информационно-управляющей системы, системы связи и передачи данных, а также комплекса активной защиты. Уцелевшие после авиационных и артиллерийских ударов Т-95 будут встречены огнем противотанковых ракетных комплексов, боевые характеристики которых всегда опережали параметры защиты отечественных танков. Бронепробиваемость основного заряда зарубежных тандемных БЧ AGM-114L Longbow Hellfair, HOT2T, Eryx, Milan2T, Javelin значительно превосходит стойкость защиты танка Т-95, что свидетельствует о высоком заброневом действии. Вероятность поражения Т-95, оснащенного встроенной ДЗ «Контакт-5», этими ракетами по критерию «потеря огня или подвижности» при обстреле лобовых зон будет составлять 0,8–0,9. Не спасает от поражения Т-95 установка противотандемной ДЗ «Реликт». Модернизация БЧ ПТУР НОТ2Т, имеющей предзаряд, отстреливаемый при подлете к цели, бронепробиваемость которого может быть достигнута 450–500 мм, что достаточно для инициирования сразу двух слоев ВВ ДЗ «Реликт». Дополнительная противоосколочная защита предзаряда НОТ2Т позволит нейтрализовать действие активной защиты (АЗ) танка Т-95, что обеспечит основному заряду тандемной БЧ возможность поражения корпуса бронемашины. Другими словами, предзаряд, вызывая огонь на себя, создает условия основному заряду проскочить АЗ без помех.
И, наконец, высокая бронепробиваемость зарубежных 120-мм БПС позволит совместно с другими противотанковыми средствами добить прорвавшиеся к линии боевого соприкосновения Т-95. При этом вероятность поражения Т-95, например, снарядом М829А2 при обстреле лобовых зон на дальности 2 км будет составлять 0,7–0,8. 
Опыт последних военных конфликтов свидетельствует, что на поле боя побеждают не отдельные образцы вооружения, а системы, сочетающие в своем составе ударные средства со средствами разведки, связи, навигации, управления и обслуживания. Очевидно, что Т-95 не вписался в эту систему. 
ТАНКОВЫЙ ПАРК ИЛИ ТАНКОВЫЙ ХЛАМ? 
Основу российского танкового парка составляют машины Т-72, Т-80, Т-90. Большинство из них оснащены навесной и встроенной ДЗ, которые преодолеваются современными зарубежными ПТУР и гранатометными выстрелами с тандемными БЧ с вероятностью 0,8–0,9. При этом высокая бронепробивная способность основного заряда этих БЧ позволяет надежно поражать наши бронемашины. Зарубежные БПС DM33F1, DM43, DM53, M827, M829, M829A1, M829A2, M829A3, OFL120G1, имея остроконечные головные части, будут преодолевать встроенную ДЗ наших бронемашин без детонации ВВ и благодаря высокой бронепробиваемости будут надежно поражать их. 
С вооружением наших танков также неблагополучно – отечественные БПС и ракетное вооружение по бронепробиваемости всегда отставали от параметров бронестойкости зарубежных танков. 
В табл. 1 представлены значения бронестойкости лобовых фрагментов защиты американских танков и бронепробиваемости советских БПС. Данные таблицы свидетельствуют о том, что при обстреле танков США в пределах углов максимальной защиты поражение будет достигаться за счет попадания в ослабленные зоны. Для танка М1А2 под значением бронестойкости 700 мм броневой стали следует понимать то, что такая защита не пробивается БПС с бронепробиваемостью 700 мм (350 мм/60 град.). 
Поскольку большую часть российского танкового парка составляют машины Т-72, то оценки эффективности стрельбы по «Абрамсам» проведем применительно к ним. 
В табл. 2 представлены результаты компьютерного моделирования эффективности поражения танков М1, М1А1 при стрельбе из танка Т-72 по критерию «потеря огня или хода» в пределах углов максимальной защиты. Подобным способом для БПС 3БМ48 с бронепробиваемостью 300 мм/60 град. применительно к дальностям 1; 1,5; 2 км получены значения вероятностей поражения танка М1А2 0,21; 0,17; 0,06 соответственно. Представленные вероятности поражения свидетельствуют о низкой эффективности поражающего действия БПС 3БМ42, 3БМ32, 3БМ48 при стрельбе в лобовые зоны американских танков. Более высокая степень поражения может быть достигнута только при стрельбе в бортовые зоны этих танков. Напомним, что толщина борта Т-72 составляет 70 мм. 
В состав вооружения танков Т-72, Т-80, Т-90 входят ракета 9М119 с моноблочной БЧ и ракеты 9М128, 9М119М с тандемными БЧ. Все эти ракеты имеют бронепробиваемость 350 мм/60 град. и не пробивают лобовые зоны защиты танков М1А2 и «Леопард-2А6». Другим недостатком этих ракет является то, что их тандемная БЧ преодолевает ДЗ супостатов с вероятностью не более чем 0,5 («НВО», № 12, 2010). 
Недавно в известной столичной газете появилась статья Михаила Барятинского «Бой, которого не было», посвященная боевому крещению танка Т-72 в пятой арабо-израильской войне, который находился в рядах сирийской армии. При этом автор утверждает, что на дистанции боя свыше 1500 м танк Т-72 был неуязвим для 105-мм бронебойных подкалиберных снарядов при условии их попадания в лобовую проекцию корпуса и башни. Но что все это не так – обнаружено еще в 1983 году. Как же это случилось? 
В 1982 году в 38-м НИИ МО (г. Кубинка) из района боевых действий был доставлен израильский танк М48А5 американского производства, оснащенный навесной ДЗ, которая предназначалась для борьбы с кумулятивными боеприпасами. В этом танке оказались 105-мм БПС М111, которые были испытаны по лобовой броне танка Т-72. Одновременно для сравнительной оценки совместно с БПС М111 велась стрельба 125-мм снарядом 3БМ22 «Заколка» (табл. 3). 
Что же представляет собой многослойная броня верхней лобовой детали корпуса (ВЛД) танка Т-72? Так, например, экспортный вариант Т-72М имел трехслойную лобовую защиту корпуса, состоящую из двух броневых плит (толщина – 60 и 50 мм), между которыми размещался стеклотекстолит (толщина – 105 мм). Угол наклона этого трехслойного «пирога» составлял 68 град. от вертикали к ВЛД. Результаты оказались ошеломляющими – многослойная броня была пробита 105-мм израильским снарядом на дальности 2 км. Таким образом, информация Барятинского о том, что 105-мм снаряд М111 не может поражать Т-72 на дистанции свыше 1500 м, не соответствует действительности.

 

Израильский 105мм бронебойный подкалиберный снаряд МК111. 1-элементы депферирующего устройства; 2- центрирующее утолщение; 3 – корпус; 4 – ведущее устройство с отделяемыми частями; 5 – ведущий поясок; 6 – стабилизатор; 7 – трассер.
Рисунок автора
 
БПС 3БМ22 принят на вооружение в 1976 году и использовался при проверке бронестойкости защиты советских танков при проведении государственных испытаний. Но с бронепробиваемостью 3БМ22 не пробивал не только ВЛД танка Т-72, но и танков Т-80, Т-90. При этом 3БМ22 не являлся аналогом разрабатываемых зарубежных бронебойных снарядов. Налицо надувательство – государственные испытания проводились с помощью БПС, который не пробивал новые, но слабые конструкции защиты советских танков. 
Конструкция израильского 105-мм БПС М111 (см. рис. ) свидетельствует о реализации передовых технических решений: 
– повышение бронепробиваемости по многослойным преградам осуществлено за счет применения тяжелосплавного материала для изготовления корпуса снаряда; 
– ведущим устройством снаряда принята катушка, обхватывающая его «тело» по значительной длине, во избежание деформации снаряда в стволе из-за колоссальных перегрузок при разгоне; 

– демпфирующее устройство, состоящее из баллистического наконечника (материал – алюминиевый сплав), внутри которого размещены три цилиндра из тяжелого сплава, обеспечивает минимальные ударно-волновые нагрузки в корпусе снаряда, что предохраняет его от деформации в процессе бронепробития; 
– остроконечная форма баллистического наконечника при штатных скоростях снаряда обеспечивает преодоление динамической защиты советских танков без детонации ВВ. 
Испытания, проведенные в 38-м НИИ МО, не явились серьезным предупреждением для Минобороны и руководства оборонной промышленности к повышению качества выпускаемых образцов бронетанковой техники. Другими словами, продолжалась порочная практика поставки в войска разунифицированных танков с боевыми характеристиками, не отвечающими тогдашним условиям и требованиям. Это привело к тому, что на вооружении скопилась масса недоработанной бронетехники с низкими эксплуатационными характеристиками. Естественно, что развалившаяся оборонка в российских условиях не смогла выправить создавшееся положение. Иначе говоря, советский танковый кризис перерос в российскую танковую деградацию. 
Одновременно Барятинский утверждает, что «если броня пробита, то топливо и пороха в зарядах вспыхивают и взрываются на всех танках, вне зависимости от типа и страны производства». В случае топливных баков все обстоит иначе. Причины горения топливных баков Т-72, Т-80, Т-90, представляющих собой тонкостенные конструкции, обусловлены неудовлетворительной защитой. Баки после воздействия кумулятивной струи или остатков БПС подвергаются интенсивному разрушению с выплескиванием топлива внутри танка. Большое количество паров топлива и наличие горячих осколков являются причиной возникновения пожаров, с которыми штатные системы ППО не способны бороться. В «Абрамсах» носовые внутренние топливные баки размещены в забронированных объемах. Попадание кумулятивной струи или остатков БПС в такие баки не вызывает их разрушения и образования паров топлива, что исключает возникновение пожара. Такая конструкция топливных баков позволила включить их в систему лобовой защиты танков. 
Суворов преувеличивает значение реализации государственных программ вооружения по восстановлению былой танковой мощи России. Модернизация бронетехники является очередной химерой программ вооружения («НВО», № 36, 2010), поскольку использование старых стволов пушек и боеприпасов с недостаточной бронепробиваемостью, а также плохой способностью преодоления ДЗ не повышает боеспособность наших танков. 
Рассуждая по поводу состояния танкостроительных организаций и научных организаций Минобороны, Сергей Викторович, на мой взгляд, искажает действительность. Советский военно-промышленный комплекс имел как немало положительного, так и отрицательного, но был разрушен. А вот создать новый российский ВПК до сих пор не удалось. По этой причине с таким недоношенным ВПК сложно ожидать принятия на вооружение не только новых бронемашин, но и других ВВТ.

 

Таблица 1

Сопоставление бронестойкости лобовых фрагментов защиты американских танков и бронепробиваемости отечественных БПС
Тип (год принятия на вооружение) Бронестойкость, мм Тип (год принятия на вооружение) Бронепробиваемость, мм
М1 (1980) 500 3БМ22 (1976) 420
  500 3БМ32 (1984) 500
М1А1 (1985) 600 3БМ42 (1986) 440
М1А2 (1994) 700 3БМ48 (1991) 600

Таблица 2

Эффективность поражения танков М1, М1А1 при стрельбе из танка Т-72
БПС Дальность стрельбы, км Вероятность поражения танка
М1 М1А1
3БМ42 “Манго”, 1,0 0,20 0,17
бронепробиваемость 1,5 0,15 0,14
210 мм/60 град. 2,0 0,10 0,09
3БМ32 “Вант”, 1,0 0,28 0,22
бронепробиваемость 1,5 0,20 0,17
250 мм/60 град. 2,0 0,13 0,10

Таблица 3

Характеристики БПС БМ22 (СССР) и М111 (Израиль)
Наименование БМ22 М111
Калибр пушки, мм 125 105
Масса полетная, кг 4,73 3,80
Диаметр снаряда, мм 44 (макс) 32
Длина снаряда (активная), мм 453 400
Тип ведущего устройства БПС при движениив стволе кольцевой, из стали ст.35Х3НМ катушечный, из алюминиевого сплава
Начальная скорость, м/с 1710 1455
Падение скорости на 1 км, м/с 105 44
Пробиваемость монолитной бронеплиты на 2 км, мм/60 град. 170 180
при скорости, м/с 1530 1365
Материал снаряда Корпус ст.35Х3НМ, демпфер ВНЖ-90МТ, сердечник ВН-8 вольфрамовый сплав, плотность 17,6 г/куб.см

topwar.ru

характеристики и фото :: SYL.ru

Анализируя причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, можно рассматривать множество факторов, доказывая ее закономерность и неотвратимость. Однако, помимо морального превосходства, массового героизма солдат и офицеров, подвига тружеников тыла, следует обратить внимание и на такую важную составляющую общего успеха, как техническое обеспечение войск. Главной ударной силой наземных войск во время Второй мировой были танки. СССР имел на вооружении непревзойденные образцы бронетехники уже в конце тридцатых годов. Такого технологического уровня еще долго не могла добиться ни одна страна в мире.

Первые танки

Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями. Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой "Рено". Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

«Дедушка» советского танкостроения Т-18

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

Т-29

Первым олицетворением колесно-гусеничной концепции стал Т-29. Теоретически он вобрал в себя все самые передовые технические идеи своего времени, выйдя даже за их рамки. Калибр башенного орудия был немыслим для середины 30-х, он составлял целых 76 мм, имел несколько большие размеры, чем предшествующая модель Т-28, а при 30-мм толщине брони мог перемещаться достаточно прытко, не хуже, чем легкие танки СССР того времени. Машину подвела сложность производства и низкая надежность, она осталась опытно-экспериментальной, но роль ее преуменьшать не стоит.

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Многобашенный СМК

Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 - БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

Плавающие

При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов – «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

Т-44

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

«Климы» - самые тяжелые танки - 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса – 47,5 тонн, скорость – 34 км/ч, калибр башенной пушки – 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение – взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

ИС – Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств. Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

www.syl.ru

Т-44 ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вступление

Что бы понять какой танк является лучшим надо сначала понять для чего он предназначен. Безграмотное большинство считает что главное предназначение танка это встретить в чистом поле боевую машину противника и победить её. При этом естественно главными характеристиками танка становятся толщина брони и начальная скорость снаряда. При этом калибр снаряда и соответственно пушки должен не очень сильно уступать калибру линейного корабля. Вот так по мнению дилетантов и любителей электронных игр выглядят идеальные танки.

На самом деле главная задача танка это войти в дыру в обороне противника (которую обеспечила артиллерия или грамотная разведка) и окружить, разгромить, напугать. Для выполнения этой задачи нужны совсем другие качества - подвижность, надёжность ходовой части и двигателя, большой запас возимого горючего и снарядов. Мне могут возразить. Противник бросит свои танковые войска в район прорыва и непосредственное столкновение неизбежно.
Ответ на этот вопрос нашли немецкие войска ещё летом сорок первого года. При угрозе лобового танкового удара надо убегать прикрываясь противотанковыми средствами. Вот с этих позиций и попытаемся определить лучший танк Второй мировой Войны.

Необходимая толщина брони

Идеальная броня состоит из нескольких слоёв - твёрдый слой, пластик (для гашения кумулятивной струи), слой средней твёрдости, подложка, подбой. В общей сложности получается метров двенадцать. Это я к тому, что защитить танк на сто процентов просто не возможно. Сейчас выскажу не много сложную но очень важную для последующего понимания мысль. Броня у танка должна быть ТАКОЙ ТОЛЩИНЫ, что бы противнику для того что бы пробить её пришлось применять достаточно мощные и соответственно ТЯЖЕЛЫЕ И ДОРОГИЕ противотанковые пушки. Понятия тяжелые и дорогие для каждого исторического промежутка будут определяться уровнем развития промышленности. Для периода Второй Мировой Войны противотанковая пушка с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда калибром 76.2 миллиметра и выше была и тяжелой и дорогой. Самый яркий пример это наши противотанковые пушки ЗИС-2 и БС-3. ЗИС-2 была не на много тяжелее противотанковой пушки калибра сорок пять миллиметров, но за три года их выпустили десять тысяч. А противотанковую пушку калибра сорок пять миллиметров, только в сорок третьем году выпустили семнадцать тысяч. С БС-3 ещё хуже. Они пробивала всё что угодно, но вес три тысячи шестьсот килограмм затруднял маневрирование. А высокая стоимость позволила выпустить только полторы тысячи орудий. Ещё один очень показательный пример. В сорок четвёртом году пытались усилить бронирование Т-34-85. Толщину лобового листа увеличили до семидесяти пяти миллиметров. Люк водителя сделали толщиной сто миллиметров. Но как оказалось немецкая танковая пушка калибра восемьдесят восемь миллиметров всё равно пробивает лобовую броню. Поэтому решили не перегружать подвеску и трансмиссию и оставить броню толщиной сорок пять миллиметров, хотя в сорок четвёртом году такая броня защищала только от осколков.
Мощные и тяжелые противотанковые орудия имеют малую маневренность и малую скорострельность. Их трудно маскировать и вообще их просто мало. Поэтому надёжно прикрыть ими ВЕСЬ фронт не возможно.

Зная критерии идеального танка - оптимальная броня, большой боекомплект, подвижность, надёжность и дальность хода, проанализируем самые массовые танки Второй Мировой Войны.

М-4 Шерман


Американский танк Т-4 Шерман был подлинным недоразумением сделанным на коленке. Он был очень высоким и имел очень смешную "тракторную" подвеску. Мощность орудия и броневая защита у него были средненькие. Из за отсутствия планетарного механизма поворота его трансмиссию можно назвать примитивной. Но эта примитивная трансмиссия была сделана в Америке и имела усилители и синхронизаторы там где это было нужно. Поэтому управление танком было лёгкое, а сама конструкция была достаточно надёжной. Боекомплект был достаточно большой, радиостанция лучшая в мире. Снаряды не детонировали при поражении танка. И самое главное его выпускали в огромном количестве. В чистом поле против Тигра у Шермана не было ни каких шансов. Но как ИНСТРУМЕНТ глобальной войны он был на много полезнее Тигра. Очень советую почитать воспоминания ветерана, почти всю войну провоевавшего на иностранных танках. Книга есть в интернете, называется - "Танкист на иномарке". Читая эти воспоминания я сделал выводы, что в сорок четвёртом и в сорок пятом году наше командование применяло танковые войска в основном ПРАВИЛЬНО.

Германские танки

Начну с конца, с Пантеры и Тигра. Оба танка являлись типичными противотанковыми самоходками. Они имели очень современную и эффективную подвеску. Но с точки зрения производства и боевой эксплуатации эта подвеска была верхом идиотизма. Вес, особенно у тигра, был катастрофически завышен. Запас топлива минимален. Поэтому ни о какой подвижности говорить не приходится. Максимально эффективно эти танки могли действовать только в роли подвижной огневой точки.

Танк Т-4 имел древнюю "тракторную" подвеску и современное разнесённое бронирование. Длинноствольное орудие калибра 75 миллиметров он получил только к середине войны. Из за появившегося дульного тормоза его часто путали с Тигром.


Самым совершенным оказался немецкий танк Т-3. У него была современная торсионная подвеска, плюс масляные компенсаторы на первом и последнем катках. Он обладал самой высокой скоростью - почти семьдесят километров в час. Причём замер скорости проводили наши специалисты в Кубинке. Правда для чего такая скорость танку не понятно. Не в колоне не по полю боя с такой скоростью не ездят. Возникает законный вопрос - а почему самую лучшую боевую машину сняли с вооружения? Ответ самый простой - узкий корпус не позволял установить орудие калибра 75 миллиметров.

Т-44 лучшая боевая машина

Скажу сразу, повоевать танку Т-44 не пришлось, да и полного своего совершенства он достиг года через два после окончания войны. Но на его примере можно показать какой должна была быть идеальная боевая машина Второй мировой Войны.
История конструирования танка Т-44 началась с сильного желания советских конструкторов чем нибудь заменить, или хотя бы улучшить легендарный танк Т-34. Принципиальные изменения и улучшения конструкции накапливались, но Сталин боясь сокращения серийного производства, запрещал их внедрение. После освобождения восточной Украины встал вопрос какую машину запускать в Харькове? И вот тут решили, что настало время новой модели.
Новый танк имел простой корпус с вертикальными боковыми листами. Это позволило поставить башню большого размера. В лобовом листе пропал люк водителя и гнездо пулемёта. Он стал монолитным и более прочным Подвеска стала современной торсионной. А самое главное танковые конструкторы сильно побили конструкторов дизельных моторов. Те в свою очередь убрали в другие места все вспомогательные механизмы двигателя, которые выступали за его габариты. В результате корпус танка получился ниже на триста миллиметров. В трансмиссии изменили передаточные отношения шестерён и этим уменьшили действующие нагрузки и повысили надёжность. Практически все баки с горючим расположили в моторном отделении. Я говорю практически потому что в носовой части корпуса правее механика водителя всё таки расположили один бак с горючим. Единственное что не пускало новую машину в светлое будущее были бортовые фрикционы доставшиеся от Т-34.
Новую машину машину обстреливали на полигоне из немецких пушек калибра семьдесят пять и восемьдесят восемь миллиметров. Потом добавляли толщину брони и снова обстреливали. В результате увеличения веса подвеска и трансмиссия перестали "тянуть". Срочно усилили подвеску и заменили бортовые фрикционы на планетарные механизмы поворота. В результате получился Т-54. Выходит Т-44 подошёл очень близко но не стал лучшей боевой машиной Второй мировой войны.

Проектируем лучший танк Второй Мировой Войны

Безусловно за основу берём корпус Т-44. Ставим планетарную трансмиссию. Она позволит сделать достаточно подвижной машину весом тридцать шесть тонн при мощности двигателя пятьсот двадцать лошадиных сил. Бак с горючим из боевого отделения убираем. А вместо него делаем вертикальный бак в районе кормового листа. Корпус при этом удлиняется всего на двадцать сантиметров, а мы получаем четыреста литров солярки. Лобовая и бортовая броня толщиной восемьдесят миллиметров. Мне могут возразить, что лобовую броню делают обычно толще бортовой. Но лобовая броня у нас наклонная и её ПРИВЕДЁННАЯ толщина равна ста шестидесяти миллиметров. Башню делаем сварной и с более развитой кормовой частью. Это увеличит боезапас и улучшит балансировку башни. Что касается вооружения то ограничимся орудием калибра восемьдесят пять миллиметров. Сотка конечно мощнее, но боекомплект уменьшается почти в двое. А как мы выяснили при рейдах по тылам противника боекомплект это главное. Вот мы и получили самый лучший танк Второй Мировой Войны.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДУРАКА?

Дурак не читает статью (или читает но не понимает смысла прочитанного), а сразу начинает комментировать. И самое главное, в отличии от умного человека, дурак ни когда не сомневается.
О чём это я? Просто прилетел очередной комментарий на статью.
Цитата.
Лучший среди каких танков?
Т-44 был всего лишь логическим завершением Т-34/85. И так же, как и Т-34/85 имел немощную 85 миллиметровую пушку ЗИС-С-53.
Для сравнения, основные танки американцев тех лет M26 Pershing были оснащены мощной 90 миллиметровой пушкой.
Британский A41 Centurion был оснащен мощнейшей 76 миллиметровой пушкой QF 17 pounder. И даже более легкий A34 Comet (вообще легкий, крейсерский) был оснащен мощной 76 мм пушкой QF 77 mm HV, рядом с которой советская 85 мм танковая пушка ЗИС-С-53 нервно курила в сторонке.
Поэтому СССР выкручивался и выдумывал какие-то "средние танки". Время которых (средних пехотных вообще-то) закончилось еще в ходе ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ и весь мир перешел на ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК, ПЛЮС у некоторых дополнительно были еще и вспомогательные легкие танки. Так вот эти вспомогательные легкие танки по техническим характеристикам где-то примерно и соответствовали Т-44.
Отчего же вспомогательная по сути БТТ вдруг стала какой-то там "лучшей" с учетом имеющейся основной (ОБТ)?
Конец цитаты.
Начнём с конца. Я не понял последнее предложение. Там какие то странные сокращения, которые при расшифровке ломают логику русского языка - с учетом имеющейся основной ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК.
Видимо автор хотел сказать, что Т-44 был вспомогательным танком. Вот только интересно какой танк автор считает основным?

Но главная претензия автора к слабой пушке танка Т-44. А зачем ему более мощная пушка? Сражаться с королевскими тиграми?
То есть вся моя статья, где я объясняю что танк ЭТО КОМПЛЕКС КАЧЕСТВ - подвижность, защита, количество боеприпасов и многое другое, не вошла автору комментариев в мозг. Объяснить, что танк Т-44 должен был сражаться с тиграми в последнюю очередь вообще практически не возможно.
Теперь про танки с хорошими и мощными пушками. У американского на пушке был дульный тормоз, то есть он после выстрела секунд двадцать ни чего в прицел не видел и не понимал куда улетел его снаряд.
К стати, установка дульного тормоза позволяла и на Т-44 устанавливать пушку калибра сто миллиметров.

На фотографии Т-44 с пушкой калибра 100 миллиметров. Снаряд весом шестнадцать килограммов разгонялся до скорости девятьсот метров в секунду.
Давайте сравним мощность орудий. Американская - 3970000 джоулей, наша - 6400000 джоулей. Даже как то не удобно за американцев стало.
Ещё автор вспоминает какие то СРЕДНИЕ пехотные танки. Так вот у нас роль пехотных танков в конце войны выполняли СУ-152 и ИС-2. Правда их называли танками прорыва.

voennoe-obozrenie.ru

Танки Второй мировой войны | Военное оружие и армии Мира

Без преувеличения можно утверждать, что танки являлись одним из решающих факторов Второй мировой войны. По степени влияния на ход боевых действий с ними может конкурировать только авиация.

Танки находились на вооружении практически всех армий, принимавших участие в войне. Их производство постоянно росло, причем в это время произошел качественный сдвиг-с середины 1942 года выпуск средних танков превысил производство легких. К концу же войны в основных воюющих государствах (кроме США и Японии) выпуск легких танков был прекращен. Доминирующее положение на полях сражений заняли средние танки, оказавшиеся наиболее универсальными, приспособленными для решения наибольшего спектра боевых задач.

Серийное производство первого в мире универсального танка началось в 1940 году. Это был советский средний танк Т-34, ставший, кроме того, и самым массовым танком Второй мировой войны. При массе в 30 т. Т-34 был защищен 45-мм наклонной броней и вооружен длинноствольной 76-мм пушкой, что обеспечивало ему превосходство над любым средним танком начального периода Великой Отечественной войны. Доминировал на поле боя в то время и советский тяжелый танк КВ. Впрочем, основу танкового парка Красной армии в 1941 году составляли легкие танки Т-26 и БТ, которые существенно уступали немецким танкам Pz.III и Pz.IV, а также некоторым другим.

В немецких танках еще накануне войны был осуществлен принцип разделения обязанностей членов экипажа. У «троек» и «четверок» он состоял из пяти человек. Это обстоятельство, а также удачная организация танковых частей и соединений и хорошо отлаженное взаимодействие их с другими родами войск позволяли немецким танковым войскам на начальном этапе Второй мировой войны добиваться феноменальных успехов, что было наглядно продемонстрировано в Польской и особенно во Французской кампаниях.

Несмотря на то что французские танки по вооружению не уступали немецким, а по броневой защите даже превосходили их, они чаще всего проигрывали в бою. Это в основном объяснялось тем, что большинство французских танков имело экипажи из двух-трех человек. Перегруженные обязанностями французские танкисты были просто не в состоянии правильно ориентироваться в быстро менявшейся боевой обстановке.

Примерно в таком же положении находились и английские танкисты. Британия вступила во Вторую мировую войну, имея два основных класса танков — пехотные и крейсерские. И если первый был представлен довольно удачным танком «Матильда», защищенным 78-мм броней, то второй составляли несколько типов слабобронированных и ненадежных танков. Остается только удивляться, как в стране, строившей отличные корабли и самолеты, в течение долгого времени не могли добиться приемлемой технической надежности своих танков. Достичь этого удалось только при создании танка «Кромвель», первого британского универсального танка, появившегося в 1943 году. К этому времени в английской армии пехотных танков уже практически не осталось — тяжелыми танками «Черчилль» были вооружены только две танковые бригады.

Соединенные Штаты Америки вступили во Вторую мировую войну, не имея толком ни танков, ни танковых войск. Однако американцы быстро делали правильные выводы из чужого опыта. В результате уже в 1942 году началось производство исключительно удачного среднего танка М4 «Шерман», ставшего основой танкового парка армий США и других западных союзников во Второй мировой войне. Вместе с тем для американской армии было характерным массовое и длительное использование легких танков. И если наличие в войсках большого количества танков М3/М5 «Стюарт» еще как-то можно объяснить, то принятие на вооружение в 1944 году легкого танка М24 «Чаффи» свидетельствует о незрелости американской танковой мысли тех лет.

Впрочем, основные танковые сражения Второй мировой войны проходили на Восточном фронте. Характерным для советско-германского танкового противостояния было то, что техника противоборствующих сторон за четыре года войны обновилась почти полностью.

Столкнувшись в 1941 году с Т-34 и KB, ставшими для них неприятным сюрпризом, немцы пошли сначала на серьезную модернизацию своих средних танков Pz.III и Pz.IV, радикально усилив их вооружение, а затем и на масштабный выпуск новых тяжелых танков «Тигр» и «Пантера». Эти два танка, а также примкнувший к ним в 1944 году «Королевский тигр» стали одними из самых мощных танков Второй мировой войны. Их 75- и 88-мм пушки были способны поражать танки антигитлеровской коалиции с дистанции до 3 тыс. м! Особенностью этих машин была некая оборонительная направленность в их конструкции. Из трех основных параметров — вооружение, защищенность и подвижность — предпочтение было явно отдано двум первым.

Этого нельзя сказать о советских танках — Т-34-85 и ИС-2. В отличие от немецких машин они имели значительно более сбалансированные характеристики, особенно «тридцатьчетверка». В результате именно они вышли победителями из танковых сражений Второй мировой войны.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь