Танки вермахта

Вермахт (от немецких слов Wehrmacht, от Wehr — «оружие», «оборона, сопротивление» и Macht — «сила, мощь; власть, влияние», «войско») — Вооруженные силы нацистской Германии в 1935-1945 гг. Исторически словом «вермахт» в немецкоязычных странах обозначались вооруженные силы любой страны.

Panzer Division (танковая дивизия) — комбинированное армейское соединение вермахта, включавшее танковые части и мотопехоту, а также артиллерию и другие вспомогательные подразделения. Состав дивизий, а также доля танковых и моторизованных подразделений в составе дивизий, менялись. Танки вермахта стали основой тактики блицкрига.

Танковая дивизия вермахта имела свою собственную мотопехоту, а с 1943 года и самоходную артиллерию, что позволяло танкам вести самостоятельные действия (в армиях стран мира танки использовались для поддержания других родов войск). Передача ведущей роли танкам обеспечила решающий успех вермахта в начальный период второй мировой войны. Танковые дивизии делились на две категории: стандартная танковая дивизия вермахта и танковые дивизии СС.


Свое значение понятие «вермахт» получило во времена прихода к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Закон о создании вооруженных сил был принят 16.03.1935 года, то есть через два года после прихода к власти Гитлера. «Вооруженные силы» состоят из сухопутных войск (нем. Heer), военно-морского флота (кригсмарине) и военно-воздушных сил (люфтваффе). Во главе их создаются соответствующие органы управления — Верховные командования.

Верховное командование Вермахта

7 февраля 1938 года из управления вооруженных сил военного министерства создается Верховное командование вермахта (ОКВ), подчиненное непосредственно верховному главнокомандующему — Адольфу Гитлеру, и называемое ставкой фюрера. Должности военного министра нет. В составе ОКВ было четыре управления:

  • оперативный отдел — А. Йодль;
  • военная разведка и контрразведка — абвер — В. Канарис;
  • экономический отдел (снабжение и вооружение армии) — Г. Томас
  • управление общего назначения.
    Начальником штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами был назначен генерал (с 1940 — генерал-фельдмаршал) Вильгельм Кейтель

Организация Вермахта

  • Верховное командование вооруженными силами Германии — ОКВ;

Во главе родов войск стоят соответствующие верховные командования:

  • Верховное командование сухопутных войск — ОКХ;
  • Верховное командование ВМФ — ОКМ;
  • Верховное командование ВВС (люфтваффе) — ОКЛ.

Верховным главнокомандующим вермахта являлся рейхсканцлер Адольф Гитлер. Во главе Верховного командования — главнокомандующий соответствующего вида вооруженных сил. Каждый род войск имел своего главнокомандующего, начальника штаба и штаб, которые подчинялись начальнику штаба оперативного руководства вермахта, а тот в свою очередь начальнику штаба ставки во главе которого находился Гитлер, как верховный главнокомандующий.

Организационная структура Верховного командования вермахта (ОКВ)

  • Верховный главнокомандующий: фюрер и канцлер
  • Командующий Сухопутными войсками
  • Командующий Военно-морским флотом
  • Командующий Военно-воздушными силами

1938 — 1941 гг.

  1. Верховный главнокомандующий и военный министр: фюрер и канцлер
  2. Главнокомандующий вооруженными силами
  3. Командующий Сухопутными войсками
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

1941 — 1945 гг.

  1. Верховный главнокомандующий, военный министр и главнокомандующий сухопутными войсками: фюрер и канцлер
  2. Начальник штаба Сухопутных войск
  3. Главнокомандующий Вооруженными силами
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

Численность Вермахта

  • К началу Второй мировой войны были сформированы 12 армейских корпусов из 38 дивизий, общей численностью 582000 человек. Общая численность вермахта составляла 4,6 миллиона человек (приводится также общая численность вермахта — 3214000 человек).
  • На начало Великой Отечественной войны общая численность вермахта составляла 7234000 человек. В Сухопутных силах имелось 103 дивизии, среди них 43 пехотных, в том числе 21 укомплектованных не полностью на западной границе. На востоке находилось 55 крупных военных соединений и несколько более мелких.
  • В 1943 году численность вермахта достигла 11000000 человек.
  • Начиная с зимы 1941 г. численный состав армии стал сокращаться из-за того, что пополнения не компенсировали потери. Например, в июне 1941 года на Восточном фронте было 3 млн. человек, а в конце второй мировой войны здесь оставалось только 1,5 миллиона.
  • Всего в 1939 — 1945 г. в вооруженные силы Германии было призвано 21107000 человек.
Последние воинские формирования вермахта были разоружены к сентябрю 1945 года. Вермахт распущен законом Контрольного совета союзников № 34 от 20 августа 1946 года.
< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Танки вермахта. Всемирная история бронетехники

Танки вермахта

Как известно, по Версальскому мирному договору, ознаменовавшему собой конец Первой мировой войны, Германия не имела права производить танки и включать в состав армии танковые части. Однако нет такого соглашения, которое нельзя было бы обойти, и уже в 20-х годах немцы проектируют и создают ряд опытных конструкций бронированных машин, известных как малые трактора и большие трактора.

Следует отметить, что, как правило, разработку первых серийных германских танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II связывают с приходом к власти нацистов, что не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования крупных танковых соединений, дав при этом крайне негативный отзыв о созданных к тому времени конструкциях машин. В 1935 году, после отказа Гитлера выполнять положения Версальского договора, о формировании танковых частей было объявлено уже официально.

Pz Kpfw I

Первые 15 серийных танков Pz Kpfw I Ausf.А (рис. 101 ) были выпущены к концу апреля 1934 года под названием 1LaS Krupp. Их боевая масса составляла 5,4 т. 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 57 л. с. позволял машине двигаться с максимальной скоростью до 57 км/ч.

Вооружение танков, экипаж которых состоял всего из 2 человек, представляли два 7,92-мм пулемета.

Рис. 101. Танк Pz Kpfw I Ausf.А

Главными отличиями машин серии Pz Kpfw I Ausf.А от танкеток были вращающаяся башня и несколько большая толщина броневых листов (до 13 мм).

С 1936 года началось производство танка Pz Kpfw I Ausf.B. Конструкция данной машины предусматривала установку 6-цилиндрового двигателя мощностью 100 л. с., в результате чего масса танка выросла до 6 т, а его скорость перемещения существенно не увеличилась.

В дальнейшем немецкие конструкторы использовали танки Pz I в качестве основы при создании командирского танка, самоходной артиллерийской установки с 47-мм противотанковой пушкой, тягачей и других специальных машин.

Pz Kpfw II

Немецкие специалисты очень быстро поняли, что одних танков серии Pz I для вооружения танковых частей явно недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года были разработаны тактико-технические требования к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. Весной 1935 года фирма «Krupp» представила на суд комиссии танк с увеличенной башней под 20-мм пушку, а две другие крупные компании-производители — «Henschel» и «MAN» — только шасси.

Большинством голосов члены комиссии выбрали для серийного производства шасси предприятия «MAN», и к концу 1935 года было уже выпущено первых 10 танков, оборудованных бензиновыми двигателями мощностью 130 л. с. и обозначенных как Pz Kpfw II Ausf.А1. Их скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода составлял 210 км. Вооружение состояло из 20-мм пушки и пулемета MG-34. Затем изготовили 15 машин версии Ausf.А2 и 75 танков Ausf.А3. При этом все упомянутые варианты отличались друг от друга незначительно.

В ходе полигонных испытаний данных танков удалось выявить существенные недостатки в конструкции их ходовой части. В связи с этим в 1937 году был создан совершенно новый тип шасси, который впервые применили на 200 танках серии Pz Kpfw II Ausf.С (рис. 102 ). С помощью него удалось повысить плавность хода машины по бездорожью и увеличить скорость ее перемещения по шоссе.

Рис. 102. Танк Pz Kpfw II Ausf.С

В дальнейшем в танках серии Ausf.А были введены синхронизированная коробка передач, двигатель мощностью 140 л. с., новый тип смотровой щели у механика-водителя. Модификация В имела изменения технологического характера, упрощавшие серийное производство. Pz II Ausf.С получил улучшенную систему охлаждения двигателя и бронестекло в смотровых приборах толщиной 50 мм (у машин серий А и В толщина стекла составляла 12 мм).

Боевое крещение танки Pz I моделей А и В и танки Pz II моделей А и В приняли во время гражданской войны в Испании в составе 88-го танкового батальона легиона Кондор. Однако эти машины значительно проигрывали по всем статьям республиканским танкам Т-26 и БТ-5.

Следует отметить, что улучшить боеспособность танков Pz II можно было только путем увеличения толщины брони, т. к. усилить их вооружение не представлялось возможным из-за малых размеров башни. Все изменения вносились в ходе ремонта машин и потому присутствовали не на всех танках. Случалось, что в одном подразделении находились и модернизированные, и немодернизированные машины.

Производство Pz II Ausf.С остановилось весной 1940 года. Однако недостаточное количество легких и средних танков в танковых дивизиях вермахта послужило причиной того, что германское правительство указом от 27 ноября 1939 года постановило начать выпуск модифицированной серии танков Pz II Ausf.F, которые получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. Новой формы крышки смотровых окон усилили бронезащиту танка.

Немного выделяются из серии Pz II танки моделей D и Е. Дело в том, что в 1938 году немецкие конструкторы спроектировали т. н. быстрый танк, предназначенный для танковых батальонов легких дивизий. От Pz II Ausf.С была заимствована только башня, корпус и ходовая часть разрабатывались заново.

Новая машина могла принять 3 членов экипажа, ее масса равнялась 10 т, максимальная скорость по шоссе доходила до 55 км/ч, толщина брони колебалась от 14,5 до 30 мм.

Танки модели Е отличались от D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененным типом ленивца.

Следует отметить, что к началу Второй мировой войны танки Pz I и Pz II были самыми массовыми танками вермахта. Однако их боевые качества оставляли желать лучшего. Броня этих машин легко пробивалась нарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии.

Против Pz I поляки успешно использовали даже танкетки. При встречах же с танками 7ТР немецким машинам приходилось совсем плохо. Например, 5 сентября 1939 года во время контрудара польских войск под Пётркув-Трыбунальским один танк 7ТР уничтожил пять Pz I.

Между тем немцы попытались модернизировать танки Pz II и летом 1940 года превратили их в плавающие. Предполагалось, что машины-амфибии серии Pz II, наряду с подготовленными для движения под водой танками Pz III и Pz IV, примут участие в операции «Морской лев», в ходе которой будет произведена высадка немецких сил на побережье Англии. Но осуществить этот план фашистам не удалось, и плавающие «двойки» одними из первых форсировали Западный Буг летом 1941 года.

Германское командование использовало танки Pz I и Pz II и при проведении боевых операций на Африканском континенте. Так, в 5-й легкой дивизии Африканского корпуса имелось 25 Pz I и 45 Pz II. В начале 1942 года в Африку прибыла еще одна крупная партия Pz II модификации F в тропическом исполнении.

Вообще же поставку в Африку танков Pz II можно объяснить, пожалуй, только тем, что они отличались небольшими размерами и малым весом. Такие качества позволяли перевозить данные машины на морских судах в достаточно большом количестве. Танки Pz Ausf.F использовались в африканских пустынях вплоть до 1943 года.

22 июня 1941 года вермахт выставил против Красной армии в общей сложности 3582 танка, из которых 410 было Pz I и 746 Pz II. Они могли вести бой на равных с советскими легкими танками типа Т-37, Т-38 и Т-40. На близких дистанциях Pz II представляли серьезную угрозу для Т-26 и БТ-7.

Однако до конца 1941 года на Восточном фронте практически все задействованные Pz I и свыше 400 Pz II были потеряны. Если последние еще изредка использовались немцами в 1942 и даже в 1943 году в качестве разведывательных, то первые начиная с 1942 года совсем исчезли из боевых частей. Главным уделом и тех и других стала противопартизанская война.

Из всего вышесказанного следует, что созданные в начале 30-х годов в первую очередь для учебных целей легкие немецкие танки Pz I и Pz II к 1939 году безнадежно устарели. Модернизация могла лишь несколько отсрочить их «уход со сцены». Но справедливости ради нужно отметить, что эти быстроходные и маневренные машины полностью соответствовали гитлеровской идее блицкрига — «молниеносной войны». Именно высокая динамичность и передовая тактика позволили немецким танковым войскам, наполовину и даже более состоящим из легких танков, добиваться быстрого успеха в кампаниях 1939–1941 годов. Не превосходя (кроме кампании в Польше и на Балканах) противника по количеству и качеству боевых машин, они переигрывали его тактически.

Pz Kpfw III

Специалисты справедливо полагают, что именно танки Pz III стали одними из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. К моменту начала Второй мировой войны они производились уже в значительных количествах и являлись основными машинами немецких механизированных войск. История же их началась одновременно с другими танками, с которыми Германия открыла военные действия против СССР.

В 1934 году Служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZB (Zugfuhrerwagen — ротная командирская машина). Из четырех фирм, принимавших участие в конкурсе, только одна — «Даймлер-Бенц» — получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки, явно испытавшие на себе влияние конструкций Кристи (их ходовая часть имела пять опорных катков большого диаметра, как и модели знаменитого конструктора), были переданы на войсковые испытания под армейским индексом Pz Kpfw III Ausf.A (или Pz IIIA).

12 танков модели B из второй опытной партии отличались уже совершенно другой ходовой частью с восемью маленькими опорными катками. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf.C ходовая часть была аналогичной, но заметно улучшилась подвеска. Необходимо заметить, что все остальные боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными, чего нельзя сказать о танках серии D: масса достигла 19,5 т, толщина лобовой и бортовой брони составила 30 мм, а давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.

В 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и «MAN» — началось производство первой массовой модификации Ausf.E. На 96 танках этой модели были установлены ходовые части с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Следует подчеркнуть, что такое количество членов экипажа, начиная с Pz III, стало стандартным для всех последующих германских средних и тяжелых танков. Таким образом, немцам удалось уже с середины 1930-х годов добиться функционального разделения обязанностей членов экипажа. Противники же Германии достигли этого значительно позже (лишь к 1943–1944 годам).

Вооружение танка Pz IIIЕ было представлено 37-мм пушкой с длиной ствола 46,5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с. при 3000 оборотах в минуту позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км (по бездорожью 95 км).

Компоновку танка можно считать типично немецкой — трансмиссия располагалась впереди, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживания. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения размеров боевого отделения.

Отличительной чертой корпуса данного танка, как, впрочем, и всех германских танков того времени, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и большое количество люков. Необходимо подчеркнуть, что до лета 1943 года немцы предпочитали прочность корпуса свободному доступу к агрегатам.

Ширина гусеничных цепей, составлявшая 360 мм, была выбрана с учетом движения машины по дорогам, но по пересеченной местности прохождение танка затруднялось. Однако бездорожье в условиях западноевропейского театра военных действий встречалось не так уж часто.

Следующей модификацией стал танк Pz IIIF, имевший незначительные улучшения конструкции, включая командирскую башенку нового типа.

На 600 танках серии G была установлена 50-мм танковая пушка KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, разработанная фирмой «Крупп» в 1938 году. Вместе с тем началось перевооружение новой артиллерийской системой ранее выпущенных машин моделей Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.

Танки Pz III серии H отличались улучшенной башней, а также дополнительной 30-мм лобовой броней и новой 400-мм гусеницей.

Танки Pz IIIJ защищены еще более толстой броней. По отношению к танкам этой серии конструкторы также применили новый тип установки пулемета. Начиная с января 1942 года машины Ausf.J впервые стали оснащать новыми 50-мм пушками KwK 39 с длиной ствола 60 калибров.

Приблизительно в середине Второй мировой войны немцы создали модификацию L, у которой лоб корпуса и башни были укреплены дополнительными 20-мм бронелистами. На варианте М (рис. 103 ) появилась т. н. восточная гусеница, весившая 1350 кг. С ней ширина машины увеличилась до 3266 мм. С марта 1943 года эти танки выпускались с фальшбортами — стальными листами толщиной в 5 мм, защищавшими машину от кумулятивных снарядов.

Рис. 103. Танк Pz III Ausf.M

Недостаток в Германии вольфрама привел к тому, что значительно снизилась эффективность длинноствольной 50-мм пушки (ее подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником, имевший начальную скорость 1190 м/с, пробивал 94-мм броню на дистанции в 500 м). Поэтому немецкие военные совместно с конструкторами приняли решение перевооружить часть танков короткой 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, что позволяло использовать их в качестве штурмовых машин. Всего перевооружению подверглись 450 танков серии L, а также 215 танков серии М. Лобовая броня башен на этих машинах была доведена до 57 мм, масса башни при этом составила 2,45 т.

Следует отметить, что, помимо боевых, т. н. линейных танков, немецкие фирмы-производители бронетехники выпустили пять типов командирских машин общей численностью 435 штук, причем 262 из них впоследствии переоборудовали в танки управления артиллерийским огнем.

Особый заказ — 100 танков Pz IIIМ с огнеметами (для огнеметов с дальностью действия до 60 м требовалось 1000 л огнесмеси) — выполнила фирма «Вегманн». Данные машины предполагалось использовать при наступлении на Сталинград в 1942 году, но в силу различных обстоятельств они попали на фронт только в начале июля 1943 года (под Курск).

В конце лета 1940 года 168 танков моделей F, G и H переоборудовали для движения под водой — немцы хотели применить их при высадке на английское побережье.

Возможная глубина погружения машины составляла 15 м. Свежий воздух в танки подавался при помощи шланга длиной 18 м и диаметром 20 см.

Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5 м трубой под названием «шнорхелем». Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года в целях маскировки преодолело по дну реку Западный Буг.

С июля 1944 года танки Pz III начали использовать и в разведке, при этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, специально были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки бронированной машины в дрезину.

Нужно сказать, что Pz III применялись на всех театрах военных действий — от Восточного фронта до африканской пустыни. Немецкие танкисты неизменно давали об этих машинах положительные отзывы. Дело в том, что в танках Pz III были созданы оптимальные условия для работы экипажа. Подобными качествами ни один советский, американский или английский танк того периода не мог похвастаться. Прекрасные приборы наблюдения и самые современные средства прицеливания позволяли 3 членам экипажа успешно бороться с более мощными Т-34, КВ и «Матильдами» в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные Pz III в Красной армии считались лучшими командирскими машинами как раз в силу перечисленных причин: комфорт, великолепная оптика и хорошая радиостанция. Впрочем, Pz III, как и другие танки вермахта, использовались советскими танкистами и по прямому — боевому — назначению. Из них даже составлялись целые батальоны.

Производство Pz Kpfw III было остановлено в 1943 году, после выпуска около 6 тыс. танков. В дальнейшем делали лишь САУ на базе данных танков.

Чтобы ответить на вопрос, почему так быстро вышел из употребления один из наиболее массовых в начальный период Второй мировой войны немецкий танк, обратимся к теории, разработанной в послевоенные годы английским специалистом Ричардом Огоркевичем и получившей название теории «легких-средних» танков.

К данной категории Огоркевич приписывает советские БТ (причем считая их лучшими из всех «легких-средних» танков), шведский «Ландсверк-10», чешские LT-35 и LT-38, английские «крейсерские» танки конца 30-х годов от Мк I до Мк III и, наконец, немецкий Pz III. Благодаря удачному сочетанию основных параметров вооружения и подвижности «легкие-средние» танки считались универсальными, способными выступать в качестве поддержки пехоты и выполнять функции кавалерии.

Однако очень быстро выяснилось, что в первом случае их применение не совсем целесообразно, т. к. сопровождение пехоты требует движения машины со скоростью пехотинца. «Легкие-средние» же танки в таком случае становились легкой добычей противотанковой артиллерии, что и было наглядно продемонстрировано в Испании.

В первый период Второй мировой войны оказалось, что машины не в состоянии справиться и с ролью кавалерии: их нужно было поддерживать или в конечном счете заменять танками с более мощным вооружением, например с 75-мм пушкой, не только поражающей технику противника, но и ведущей эффективный огонь осколочно-фугасными снарядами.

Необходимость сочетания «легких-средних» машин с танками, вооруженными 75-мм пушкой, немецкие военные осознали к 1932 году. В 1934 году появилась конструкция танка Pz Kpfw IV , первый образец которого имел массу 17,3 т и, следовательно, не был тяжелее «легких-средних» машин того времени.

В Советском Союзе выгоды совместных действий «легких-средних» машин с более мощными танками специалисты определили менее четко, хотя уже с 1933 года в серийном производстве находились Т-28 и Т-35, вооруженные 76-мм пушками. Однако в СССР быстрее, чем в Германии, поняли, что нужно полностью заменить «легкие-средние» танки полноценными средними машинами с 76-мм пушкой. Таким образом, в 1939 году, накануне Второй мировой войны, в то время как немцы развертывали параллельное производство Pz III и Pz IV, русские сосредоточили усилия на создании среднего танка Т-34. Появление этой машины на поле боя свело почти к нулю боевую ценность немецких танков.

Наконец, следует отметить, что танки Pz III и Pz IV имели практически одинаковые размеры, подвижность и броневую защиту, но несколько увеличенная у Pz IV ширина подбашенного броневого листа обуславливала размещение башни большего размера с более мощной артсистемой, чего нельзя было осуществить на Pz III, для которого калибр орудия в 50-мм оказался предельным. Исходя из этого можно заключить, что немцам необходимо было с самого начала делать один танк, а не разбрасывать свои силы на разработку модификаций Pz III и Pz IV.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Штурмовые танки вермахта | Военное оружие и армии Мира

Сверхтяжелый «Штурмтигр» (Sturmtiger) был не единственной машиной в своем роде. Среди многообразия немецкой бронетехники имелся целый класс так называемых «штурмовых танков». К танкам, правда, входившие в него боевые машины никакого отношения не имели.

Большинство самоходок, причисляемых к штурмовым танкам, вооружались 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом, однако, некоторые из машин, созданные по техзаданию на штурмовые танки, так никогда и не были к ним причислены, и наоборот — указанным орудием вооружали не только штурмовые танки.

ПЕРВЫЕ «ШТУРМПАНЦЕРЫ»

Например, первой САУ, на которой было установлено 150-мм пехотное орудие, стала самоходка на шасси танка Pz.l. Орудие sIG 33 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой «Крупп» (Krupp) 8 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса возросла до 8,5 т. И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости.

Первой же самоходной установкой, созданной как штурмовой танк, стала САУ на базе легкого танка Pz.ll. В феврале 1941 года завод FAMO изготовил прототип самоходно-артиллерийской установки, вооруженной тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом шасси танка было заимствовано без каких-либо изменений, поэтому открытое’сверху боевое отделение САУ оказалось слишком тесным. У серийных машин, сохранив в целом компоновку прототипа, корпус расширили и удлинили. В ходовую часть добавили один опорный каток на борт. В таком виде машину приняли на вооружение под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.li, или «Штурмпанцер» (Sturmpanzer) II. 150-мм тяжелое пехотное орудие (качающаяся часть с верхним станком) sIG 33 устанавливали в передней части открытой низкопрофильной рубки. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от 0° до +73°. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. В качестве дополнительного вооружения в машине размещался пулемет MG 34. Механик-водитель находился в небольшой броневой рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка, в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки.

Силовая установка, трансмиссия и элементы ходовой части были заимствованы у серийного танка Pz.ll Ausf.C без принципиальных изменении. Надо сказать, что в войсках первые «Штурмпанцеры» встретили весьма прохладно. Во-первых, машина была почти на три тонны тяжелее танка Pz.ll, что приводило к перегреву двигателя и частому его выходу из строя. Во-вторых, слабая бронезащита не позволяла штурмовому танку оправдывать свое назначение, то есть штурмовать. И это при недостаточной дальнобойности орудия sIG 33. Даже 150-мм гаубица периода Первой мировой войны обладала большей дальностью стрельбы.

САУ ДОКТОРА ПОРШЕ

Инициатором создания следующего штурмового танка выступил доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя «танковой комиссии» министерства вооружения и боеприпасов. Он предложил использовать в качестве базы шасси танка Pz. Ill и смонтировать на нем 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 в полностью закрытой броневой рубке. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но фирма «Алкетт» зимой 1941-1942 годов взялась изготовить прототип такой САУ.

Контрактом предусматривалось изготовление в течение 1942 года опытной серии из 12 таких машин, получивших название Sturmlnfanterie-Geschutz 33 (StulG 33), или «Штурмпанцер» 33. Но производство шло медленно, во многом потому что довольно долго новым штурмовым танкам не находилось достойного применения.

Вспомнили о них только в ходе боев за Сталинград. Гитлер лично распорядился ускорить процесс. В уличных боях самоходки, вооруженные крупнокалиберными орудиями, пришлись бы как нельзя кстати. Соответствующее распоряжение фюрера последовало в сентябре 1942 года. Первые 12 машин изготавливали в большой спешке. По этой причине новая машина выглядела довольно примитивно. При боевой массе в 21 т штурмовой танк имел полностью бронированную сварную рубку простой прямоугольной формы с 50-мм (впоследствии усиленной до 80-мм) лобовой броней. В рубке была установлена 150-мм пехотная гаубица sIG 33. В качестве оборонительного вооружения использовали пулемет MG34 размещенный в шаровой установке в лобовом листе рубки. Боекомплект состоял из 30 выстрелов и 600 патронов. В задней левой части крыши имелся люк командира машины. Для посадки пяти членов экипажа служили два люка в кормовом листе рубки. Возможно, что столь простая и нетипичная для немецкого танкостроения конструкция рубки была результатом спешки, с другой же стороны — она как нельзя лучше подходила для уличных боев.

В качестве базы для размещения рубки использовали шасси 12 штурмовых орудий «Штуг» III Ausf.E. Все они покинули заводской цех в октябре 1942 года. Для следующих 12 машин, изготовленных в ноябре 1942 года, использовали шасси «Штуг» III Ausf.F/8.

«БРУММБЕР», ИЛИ «ШТУПА»

В ноябре 1942 года министр вооружений третьего рейха А. Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины «Штурмпанцер» 43, к разработке которой приступила фирма «Алкетт». На этот раз в основу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40-60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом — бои в Сталинграде были в самом разгаре.

Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33. Заново были разработаны противооткатные устройства и маск-установка, что позволило уменьшить его габариты, массу и откат при сохранении всех прочих тактико-технических характеристик.

Орудие получило обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами, а также с кумулятивными снарядами, пробивавшими 160-мм броню. Максимальная дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального — от -8° до +30°.

Все «Штурмпанцер» IV имели полностью бронированную боевую рубку с расположенным под большим углом наклона 100-мм лобовым листом. Боевая масса машины достигла 28,2 т (против 23,5 т у базового танка). В ходе серийного производства были изменены форма рубки и оформление места механика-водителя. На машинах последних выпусков появились лобовой пулемет и командирская башенка.

В 1944 году боевая машина получила неофициальное название Brummbar («Бруммбер» — «Гризли»), под которым известна значительно больше, чем под своим официальным обозначением. По разным данным, до марта 1945 года было изготовлено 298-306 штурмовых танков «Бруммбер». Они были предназначены для действий совместно с пехотными подразделениями, особенно в ходе уличных боев. На практике выяснилось, что машина весьма эффективна при разрушении полевых укреплений — блиндажей, дзотов, пулеметных гнезд, траншей, окопов и т. д. «Бруммберы» использовались также как машины непосредственной огневой поддержки в пехотных и мотопехотных частях. Штурмовые танки получили в войсках прозвище «Штупа» (Stupa — STUrmPAnzer).

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь