Танки вермахта
Вермахт (от немецких слов Wehrmacht, от Wehr — «оружие», «оборона, сопротивление» и Macht — «сила, мощь; власть, влияние», «войско») — Вооруженные силы нацистской Германии в 1935-1945 гг. Исторически словом «вермахт» в немецкоязычных странах обозначались вооруженные силы любой страны.
Panzer Division (танковая дивизия) — комбинированное армейское соединение вермахта, включавшее танковые части и мотопехоту, а также артиллерию и другие вспомогательные подразделения. Состав дивизий, а также доля танковых и моторизованных подразделений в составе дивизий, менялись. Танки вермахта стали основой тактики блицкрига.
Танковая дивизия вермахта имела свою собственную мотопехоту, а с 1943 года и самоходную артиллерию, что позволяло танкам вести самостоятельные действия (в армиях стран мира танки использовались для поддержания других родов войск). Передача ведущей роли танкам обеспечила решающий успех вермахта в начальный период второй мировой войны. Танковые дивизии делились на две категории: стандартная танковая дивизия вермахта и танковые дивизии СС.
Свое значение понятие «вермахт» получило во времена прихода к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Закон о создании вооруженных сил был принят 16.03.1935 года, то есть через два года после прихода к власти Гитлера. «Вооруженные силы» состоят из сухопутных войск (нем. Heer), военно-морского флота (кригсмарине) и военно-воздушных сил (люфтваффе). Во главе их создаются соответствующие органы управления — Верховные командования.
Верховное командование Вермахта
7 февраля 1938 года из управления вооруженных сил военного министерства создается Верховное командование вермахта (ОКВ), подчиненное непосредственно верховному главнокомандующему — Адольфу Гитлеру, и называемое ставкой фюрера. Должности военного министра нет. В составе ОКВ было четыре управления:
- оперативный отдел — А. Йодль;
- военная разведка и контрразведка — абвер — В. Канарис;
- экономический отдел (снабжение и вооружение армии) — Г. Томас
- управление общего назначения.
Начальником штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами был назначен генерал (с 1940 — генерал-фельдмаршал) Вильгельм Кейтель
Организация Вермахта
- Верховное командование вооруженными силами Германии — ОКВ;
Во главе родов войск стоят соответствующие верховные командования:
- Верховное командование сухопутных войск — ОКХ;
- Верховное командование ВМФ — ОКМ;
- Верховное командование ВВС (люфтваффе) — ОКЛ.
Верховным главнокомандующим вермахта являлся рейхсканцлер Адольф Гитлер. Во главе Верховного командования — главнокомандующий соответствующего вида вооруженных сил. Каждый род войск имел своего главнокомандующего, начальника штаба и штаб, которые подчинялись начальнику штаба оперативного руководства вермахта, а тот в свою очередь начальнику штаба ставки во главе которого находился Гитлер, как верховный главнокомандующий.
Организационная структура Верховного командования вермахта (ОКВ)
- Верховный главнокомандующий: фюрер и канцлер
- Командующий Сухопутными войсками
- Командующий Военно-морским флотом
- Командующий Военно-воздушными силами
1938 — 1941 гг.
- Верховный главнокомандующий и военный министр: фюрер и канцлер
- Главнокомандующий вооруженными силами
- Командующий Сухопутными войсками
- Командующий Военно-морским флотом
- Командующий Военно-воздушными силами
1941 — 1945 гг.
- Верховный главнокомандующий, военный министр и главнокомандующий сухопутными войсками: фюрер и канцлер
- Начальник штаба Сухопутных войск
- Главнокомандующий Вооруженными силами
- Командующий Военно-морским флотом
- Командующий Военно-воздушными силами
Численность Вермахта
- К началу Второй мировой войны были сформированы 12 армейских корпусов из 38 дивизий, общей численностью 582000 человек. Общая численность вермахта составляла 4,6 миллиона человек (приводится также общая численность вермахта — 3214000 человек).
- На начало Великой Отечественной войны общая численность вермахта составляла 7234000 человек. В Сухопутных силах имелось 103 дивизии, среди них 43 пехотных, в том числе 21 укомплектованных не полностью на западной границе. На востоке находилось 55 крупных военных соединений и несколько более мелких.
- В 1943 году численность вермахта достигла 11000000 человек.
- Начиная с зимы 1941 г. численный состав армии стал сокращаться из-за того, что пополнения не компенсировали потери. Например, в июне 1941 года на Восточном фронте было 3 млн. человек, а в конце второй мировой войны здесь оставалось только 1,5 миллиона.
- Всего в 1939 — 1945 г. в вооруженные силы Германии было призвано 21107000 человек.
Последние воинские формирования вермахта были разоружены к сентябрю 1945 года. Вермахт распущен законом Контрольного совета союзников № 34 от 20 августа 1946 года. |
< Назад | Вперед > |
---|
pro-tank.ru
Танки вермахта. Всемирная история бронетехники
Танки вермахтаКак известно, по Версальскому мирному договору, ознаменовавшему собой конец Первой мировой войны, Германия не имела права производить танки и включать в состав армии танковые части. Однако нет такого соглашения, которое нельзя было бы обойти, и уже в 20-х годах немцы проектируют и создают ряд опытных конструкций бронированных машин, известных как малые трактора и большие трактора.
Следует отметить, что, как правило, разработку первых серийных германских танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II связывают с приходом к власти нацистов, что не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования крупных танковых соединений, дав при этом крайне негативный отзыв о созданных к тому времени конструкциях машин. В 1935 году, после отказа Гитлера выполнять положения Версальского договора, о формировании танковых частей было объявлено уже официально.
Pz Kpfw I
Первые 15 серийных танков Pz Kpfw I Ausf.А (рис. 101 ) были выпущены к концу апреля 1934 года под названием 1LaS Krupp. Их боевая масса составляла 5,4 т. 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 57 л. с. позволял машине двигаться с максимальной скоростью до 57 км/ч.
Вооружение танков, экипаж которых состоял всего из 2 человек, представляли два 7,92-мм пулемета.
Рис. 101. Танк Pz Kpfw I Ausf.А
Главными отличиями машин серии Pz Kpfw I Ausf.А от танкеток были вращающаяся башня и несколько большая толщина броневых листов (до 13 мм).
С 1936 года началось производство танка Pz Kpfw I Ausf.B. Конструкция данной машины предусматривала установку 6-цилиндрового двигателя мощностью 100 л. с., в результате чего масса танка выросла до 6 т, а его скорость перемещения существенно не увеличилась.
В дальнейшем немецкие конструкторы использовали танки Pz I в качестве основы при создании командирского танка, самоходной артиллерийской установки с 47-мм противотанковой пушкой, тягачей и других специальных машин.
Pz Kpfw II
Немецкие специалисты очень быстро поняли, что одних танков серии Pz I для вооружения танковых частей явно недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года были разработаны тактико-технические требования к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. Весной 1935 года фирма «Krupp» представила на суд комиссии танк с увеличенной башней под 20-мм пушку, а две другие крупные компании-производители — «Henschel» и «MAN» — только шасси.
Большинством голосов члены комиссии выбрали для серийного производства шасси предприятия «MAN», и к концу 1935 года было уже выпущено первых 10 танков, оборудованных бензиновыми двигателями мощностью 130 л. с. и обозначенных как Pz Kpfw II Ausf.А1. Их скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода составлял 210 км. Вооружение состояло из 20-мм пушки и пулемета MG-34. Затем изготовили 15 машин версии Ausf.А2 и 75 танков Ausf.А3. При этом все упомянутые варианты отличались друг от друга незначительно.
В ходе полигонных испытаний данных танков удалось выявить существенные недостатки в конструкции их ходовой части. В связи с этим в 1937 году был создан совершенно новый тип шасси, который впервые применили на 200 танках серии Pz Kpfw II Ausf.С (рис. 102 ). С помощью него удалось повысить плавность хода машины по бездорожью и увеличить скорость ее перемещения по шоссе.
Рис. 102. Танк Pz Kpfw II Ausf.С
В дальнейшем в танках серии Ausf.А были введены синхронизированная коробка передач, двигатель мощностью 140 л. с., новый тип смотровой щели у механика-водителя. Модификация В имела изменения технологического характера, упрощавшие серийное производство. Pz II Ausf.С получил улучшенную систему охлаждения двигателя и бронестекло в смотровых приборах толщиной 50 мм (у машин серий А и В толщина стекла составляла 12 мм).
Боевое крещение танки Pz I моделей А и В и танки Pz II моделей А и В приняли во время гражданской войны в Испании в составе 88-го танкового батальона легиона Кондор. Однако эти машины значительно проигрывали по всем статьям республиканским танкам Т-26 и БТ-5.
Следует отметить, что улучшить боеспособность танков Pz II можно было только путем увеличения толщины брони, т. к. усилить их вооружение не представлялось возможным из-за малых размеров башни. Все изменения вносились в ходе ремонта машин и потому присутствовали не на всех танках. Случалось, что в одном подразделении находились и модернизированные, и немодернизированные машины.
Производство Pz II Ausf.С остановилось весной 1940 года. Однако недостаточное количество легких и средних танков в танковых дивизиях вермахта послужило причиной того, что германское правительство указом от 27 ноября 1939 года постановило начать выпуск модифицированной серии танков Pz II Ausf.F, которые получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. Новой формы крышки смотровых окон усилили бронезащиту танка.
Немного выделяются из серии Pz II танки моделей D и Е. Дело в том, что в 1938 году немецкие конструкторы спроектировали т. н. быстрый танк, предназначенный для танковых батальонов легких дивизий. От Pz II Ausf.С была заимствована только башня, корпус и ходовая часть разрабатывались заново.
Новая машина могла принять 3 членов экипажа, ее масса равнялась 10 т, максимальная скорость по шоссе доходила до 55 км/ч, толщина брони колебалась от 14,5 до 30 мм.
Танки модели Е отличались от D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененным типом ленивца.
Следует отметить, что к началу Второй мировой войны танки Pz I и Pz II были самыми массовыми танками вермахта. Однако их боевые качества оставляли желать лучшего. Броня этих машин легко пробивалась нарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии.
Против Pz I поляки успешно использовали даже танкетки. При встречах же с танками 7ТР немецким машинам приходилось совсем плохо. Например, 5 сентября 1939 года во время контрудара польских войск под Пётркув-Трыбунальским один танк 7ТР уничтожил пять Pz I.
Между тем немцы попытались модернизировать танки Pz II и летом 1940 года превратили их в плавающие. Предполагалось, что машины-амфибии серии Pz II, наряду с подготовленными для движения под водой танками Pz III и Pz IV, примут участие в операции «Морской лев», в ходе которой будет произведена высадка немецких сил на побережье Англии. Но осуществить этот план фашистам не удалось, и плавающие «двойки» одними из первых форсировали Западный Буг летом 1941 года.
Германское командование использовало танки Pz I и Pz II и при проведении боевых операций на Африканском континенте. Так, в 5-й легкой дивизии Африканского корпуса имелось 25 Pz I и 45 Pz II. В начале 1942 года в Африку прибыла еще одна крупная партия Pz II модификации F в тропическом исполнении.
Вообще же поставку в Африку танков Pz II можно объяснить, пожалуй, только тем, что они отличались небольшими размерами и малым весом. Такие качества позволяли перевозить данные машины на морских судах в достаточно большом количестве. Танки Pz Ausf.F использовались в африканских пустынях вплоть до 1943 года.
22 июня 1941 года вермахт выставил против Красной армии в общей сложности 3582 танка, из которых 410 было Pz I и 746 Pz II. Они могли вести бой на равных с советскими легкими танками типа Т-37, Т-38 и Т-40. На близких дистанциях Pz II представляли серьезную угрозу для Т-26 и БТ-7.
Однако до конца 1941 года на Восточном фронте практически все задействованные Pz I и свыше 400 Pz II были потеряны. Если последние еще изредка использовались немцами в 1942 и даже в 1943 году в качестве разведывательных, то первые начиная с 1942 года совсем исчезли из боевых частей. Главным уделом и тех и других стала противопартизанская война.
Из всего вышесказанного следует, что созданные в начале 30-х годов в первую очередь для учебных целей легкие немецкие танки Pz I и Pz II к 1939 году безнадежно устарели. Модернизация могла лишь несколько отсрочить их «уход со сцены». Но справедливости ради нужно отметить, что эти быстроходные и маневренные машины полностью соответствовали гитлеровской идее блицкрига — «молниеносной войны». Именно высокая динамичность и передовая тактика позволили немецким танковым войскам, наполовину и даже более состоящим из легких танков, добиваться быстрого успеха в кампаниях 1939–1941 годов. Не превосходя (кроме кампании в Польше и на Балканах) противника по количеству и качеству боевых машин, они переигрывали его тактически.
Pz Kpfw III
Специалисты справедливо полагают, что именно танки Pz III стали одними из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. К моменту начала Второй мировой войны они производились уже в значительных количествах и являлись основными машинами немецких механизированных войск. История же их началась одновременно с другими танками, с которыми Германия открыла военные действия против СССР.
В 1934 году Служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZB (Zugfuhrerwagen — ротная командирская машина). Из четырех фирм, принимавших участие в конкурсе, только одна — «Даймлер-Бенц» — получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки, явно испытавшие на себе влияние конструкций Кристи (их ходовая часть имела пять опорных катков большого диаметра, как и модели знаменитого конструктора), были переданы на войсковые испытания под армейским индексом Pz Kpfw III Ausf.A (или Pz IIIA).
12 танков модели B из второй опытной партии отличались уже совершенно другой ходовой частью с восемью маленькими опорными катками. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf.C ходовая часть была аналогичной, но заметно улучшилась подвеска. Необходимо заметить, что все остальные боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными, чего нельзя сказать о танках серии D: масса достигла 19,5 т, толщина лобовой и бортовой брони составила 30 мм, а давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и «MAN» — началось производство первой массовой модификации Ausf.E. На 96 танках этой модели были установлены ходовые части с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Следует подчеркнуть, что такое количество членов экипажа, начиная с Pz III, стало стандартным для всех последующих германских средних и тяжелых танков. Таким образом, немцам удалось уже с середины 1930-х годов добиться функционального разделения обязанностей членов экипажа. Противники же Германии достигли этого значительно позже (лишь к 1943–1944 годам).
Вооружение танка Pz IIIЕ было представлено 37-мм пушкой с длиной ствола 46,5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с. при 3000 оборотах в минуту позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км (по бездорожью 95 км).
Компоновку танка можно считать типично немецкой — трансмиссия располагалась впереди, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживания. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения размеров боевого отделения.
Отличительной чертой корпуса данного танка, как, впрочем, и всех германских танков того времени, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и большое количество люков. Необходимо подчеркнуть, что до лета 1943 года немцы предпочитали прочность корпуса свободному доступу к агрегатам.
Ширина гусеничных цепей, составлявшая 360 мм, была выбрана с учетом движения машины по дорогам, но по пересеченной местности прохождение танка затруднялось. Однако бездорожье в условиях западноевропейского театра военных действий встречалось не так уж часто.
Следующей модификацией стал танк Pz IIIF, имевший незначительные улучшения конструкции, включая командирскую башенку нового типа.
На 600 танках серии G была установлена 50-мм танковая пушка KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, разработанная фирмой «Крупп» в 1938 году. Вместе с тем началось перевооружение новой артиллерийской системой ранее выпущенных машин моделей Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.
Танки Pz III серии H отличались улучшенной башней, а также дополнительной 30-мм лобовой броней и новой 400-мм гусеницей.
Танки Pz IIIJ защищены еще более толстой броней. По отношению к танкам этой серии конструкторы также применили новый тип установки пулемета. Начиная с января 1942 года машины Ausf.J впервые стали оснащать новыми 50-мм пушками KwK 39 с длиной ствола 60 калибров.
Приблизительно в середине Второй мировой войны немцы создали модификацию L, у которой лоб корпуса и башни были укреплены дополнительными 20-мм бронелистами. На варианте М (рис. 103 ) появилась т. н. восточная гусеница, весившая 1350 кг. С ней ширина машины увеличилась до 3266 мм. С марта 1943 года эти танки выпускались с фальшбортами — стальными листами толщиной в 5 мм, защищавшими машину от кумулятивных снарядов.
Рис. 103. Танк Pz III Ausf.M
Недостаток в Германии вольфрама привел к тому, что значительно снизилась эффективность длинноствольной 50-мм пушки (ее подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником, имевший начальную скорость 1190 м/с, пробивал 94-мм броню на дистанции в 500 м). Поэтому немецкие военные совместно с конструкторами приняли решение перевооружить часть танков короткой 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, что позволяло использовать их в качестве штурмовых машин. Всего перевооружению подверглись 450 танков серии L, а также 215 танков серии М. Лобовая броня башен на этих машинах была доведена до 57 мм, масса башни при этом составила 2,45 т.
Следует отметить, что, помимо боевых, т. н. линейных танков, немецкие фирмы-производители бронетехники выпустили пять типов командирских машин общей численностью 435 штук, причем 262 из них впоследствии переоборудовали в танки управления артиллерийским огнем.
Особый заказ — 100 танков Pz IIIМ с огнеметами (для огнеметов с дальностью действия до 60 м требовалось 1000 л огнесмеси) — выполнила фирма «Вегманн». Данные машины предполагалось использовать при наступлении на Сталинград в 1942 году, но в силу различных обстоятельств они попали на фронт только в начале июля 1943 года (под Курск).
В конце лета 1940 года 168 танков моделей F, G и H переоборудовали для движения под водой — немцы хотели применить их при высадке на английское побережье.
Возможная глубина погружения машины составляла 15 м. Свежий воздух в танки подавался при помощи шланга длиной 18 м и диаметром 20 см.
Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5 м трубой под названием «шнорхелем». Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года в целях маскировки преодолело по дну реку Западный Буг.
С июля 1944 года танки Pz III начали использовать и в разведке, при этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, специально были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки бронированной машины в дрезину.
Нужно сказать, что Pz III применялись на всех театрах военных действий — от Восточного фронта до африканской пустыни. Немецкие танкисты неизменно давали об этих машинах положительные отзывы. Дело в том, что в танках Pz III были созданы оптимальные условия для работы экипажа. Подобными качествами ни один советский, американский или английский танк того периода не мог похвастаться. Прекрасные приборы наблюдения и самые современные средства прицеливания позволяли 3 членам экипажа успешно бороться с более мощными Т-34, КВ и «Матильдами» в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные Pz III в Красной армии считались лучшими командирскими машинами как раз в силу перечисленных причин: комфорт, великолепная оптика и хорошая радиостанция. Впрочем, Pz III, как и другие танки вермахта, использовались советскими танкистами и по прямому — боевому — назначению. Из них даже составлялись целые батальоны.
Производство Pz Kpfw III было остановлено в 1943 году, после выпуска около 6 тыс. танков. В дальнейшем делали лишь САУ на базе данных танков.
Чтобы ответить на вопрос, почему так быстро вышел из употребления один из наиболее массовых в начальный период Второй мировой войны немецкий танк, обратимся к теории, разработанной в послевоенные годы английским специалистом Ричардом Огоркевичем и получившей название теории «легких-средних» танков.
К данной категории Огоркевич приписывает советские БТ (причем считая их лучшими из всех «легких-средних» танков), шведский «Ландсверк-10», чешские LT-35 и LT-38, английские «крейсерские» танки конца 30-х годов от Мк I до Мк III и, наконец, немецкий Pz III. Благодаря удачному сочетанию основных параметров вооружения и подвижности «легкие-средние» танки считались универсальными, способными выступать в качестве поддержки пехоты и выполнять функции кавалерии.
Однако очень быстро выяснилось, что в первом случае их применение не совсем целесообразно, т. к. сопровождение пехоты требует движения машины со скоростью пехотинца. «Легкие-средние» же танки в таком случае становились легкой добычей противотанковой артиллерии, что и было наглядно продемонстрировано в Испании.
В первый период Второй мировой войны оказалось, что машины не в состоянии справиться и с ролью кавалерии: их нужно было поддерживать или в конечном счете заменять танками с более мощным вооружением, например с 75-мм пушкой, не только поражающей технику противника, но и ведущей эффективный огонь осколочно-фугасными снарядами.
Необходимость сочетания «легких-средних» машин с танками, вооруженными 75-мм пушкой, немецкие военные осознали к 1932 году. В 1934 году появилась конструкция танка Pz Kpfw IV , первый образец которого имел массу 17,3 т и, следовательно, не был тяжелее «легких-средних» машин того времени.
В Советском Союзе выгоды совместных действий «легких-средних» машин с более мощными танками специалисты определили менее четко, хотя уже с 1933 года в серийном производстве находились Т-28 и Т-35, вооруженные 76-мм пушками. Однако в СССР быстрее, чем в Германии, поняли, что нужно полностью заменить «легкие-средние» танки полноценными средними машинами с 76-мм пушкой. Таким образом, в 1939 году, накануне Второй мировой войны, в то время как немцы развертывали параллельное производство Pz III и Pz IV, русские сосредоточили усилия на создании среднего танка Т-34. Появление этой машины на поле боя свело почти к нулю боевую ценность немецких танков.
Наконец, следует отметить, что танки Pz III и Pz IV имели практически одинаковые размеры, подвижность и броневую защиту, но несколько увеличенная у Pz IV ширина подбашенного броневого листа обуславливала размещение башни большего размера с более мощной артсистемой, чего нельзя было осуществить на Pz III, для которого калибр орудия в 50-мм оказался предельным. Исходя из этого можно заключить, что немцам необходимо было с самого начала делать один танк, а не разбрасывать свои силы на разработку модификаций Pz III и Pz IV.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Штурмовые танки вермахта | Военное оружие и армии Мира
Сверхтяжелый «Штурмтигр» (Sturmtiger) был не единственной машиной в своем роде. Среди многообразия немецкой бронетехники имелся целый класс так называемых «штурмовых танков». К танкам, правда, входившие в него боевые машины никакого отношения не имели.
Большинство самоходок, причисляемых к штурмовым танкам, вооружались 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом, однако, некоторые из машин, созданные по техзаданию на штурмовые танки, так никогда и не были к ним причислены, и наоборот — указанным орудием вооружали не только штурмовые танки.
ПЕРВЫЕ «ШТУРМПАНЦЕРЫ»
Например, первой САУ, на которой было установлено 150-мм пехотное орудие, стала самоходка на шасси танка Pz.l. Орудие sIG 33 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой «Крупп» (Krupp) 8 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса возросла до 8,5 т. И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости.
Первой же самоходной установкой, созданной как штурмовой танк, стала САУ на базе легкого танка Pz.ll. В феврале 1941 года завод FAMO изготовил прототип самоходно-артиллерийской установки, вооруженной тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом шасси танка было заимствовано без каких-либо изменений, поэтому открытое’сверху боевое отделение САУ оказалось слишком тесным. У серийных машин, сохранив в целом компоновку прототипа, корпус расширили и удлинили. В ходовую часть добавили один опорный каток на борт. В таком виде машину приняли на вооружение под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.li, или «Штурмпанцер» (Sturmpanzer) II. 150-мм тяжелое пехотное орудие (качающаяся часть с верхним станком) sIG 33 устанавливали в передней части открытой низкопрофильной рубки. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от 0° до +73°. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. В качестве дополнительного вооружения в машине размещался пулемет MG 34. Механик-водитель находился в небольшой броневой рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка, в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки.
Силовая установка, трансмиссия и элементы ходовой части были заимствованы у серийного танка Pz.ll Ausf.C без принципиальных изменении. Надо сказать, что в войсках первые «Штурмпанцеры» встретили весьма прохладно. Во-первых, машина была почти на три тонны тяжелее танка Pz.ll, что приводило к перегреву двигателя и частому его выходу из строя. Во-вторых, слабая бронезащита не позволяла штурмовому танку оправдывать свое назначение, то есть штурмовать. И это при недостаточной дальнобойности орудия sIG 33. Даже 150-мм гаубица периода Первой мировой войны обладала большей дальностью стрельбы.
САУ ДОКТОРА ПОРШЕ
Инициатором создания следующего штурмового танка выступил доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя «танковой комиссии» министерства вооружения и боеприпасов. Он предложил использовать в качестве базы шасси танка Pz. Ill и смонтировать на нем 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 в полностью закрытой броневой рубке. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но фирма «Алкетт» зимой 1941-1942 годов взялась изготовить прототип такой САУ.
Контрактом предусматривалось изготовление в течение 1942 года опытной серии из 12 таких машин, получивших название Sturmlnfanterie-Geschutz 33 (StulG 33), или «Штурмпанцер» 33. Но производство шло медленно, во многом потому что довольно долго новым штурмовым танкам не находилось достойного применения.
Вспомнили о них только в ходе боев за Сталинград. Гитлер лично распорядился ускорить процесс. В уличных боях самоходки, вооруженные крупнокалиберными орудиями, пришлись бы как нельзя кстати. Соответствующее распоряжение фюрера последовало в сентябре 1942 года. Первые 12 машин изготавливали в большой спешке. По этой причине новая машина выглядела довольно примитивно. При боевой массе в 21 т штурмовой танк имел полностью бронированную сварную рубку простой прямоугольной формы с 50-мм (впоследствии усиленной до 80-мм) лобовой броней. В рубке была установлена 150-мм пехотная гаубица sIG 33. В качестве оборонительного вооружения использовали пулемет MG34 размещенный в шаровой установке в лобовом листе рубки. Боекомплект состоял из 30 выстрелов и 600 патронов. В задней левой части крыши имелся люк командира машины. Для посадки пяти членов экипажа служили два люка в кормовом листе рубки. Возможно, что столь простая и нетипичная для немецкого танкостроения конструкция рубки была результатом спешки, с другой же стороны — она как нельзя лучше подходила для уличных боев.
В качестве базы для размещения рубки использовали шасси 12 штурмовых орудий «Штуг» III Ausf.E. Все они покинули заводской цех в октябре 1942 года. Для следующих 12 машин, изготовленных в ноябре 1942 года, использовали шасси «Штуг» III Ausf.F/8.
«БРУММБЕР», ИЛИ «ШТУПА»
В ноябре 1942 года министр вооружений третьего рейха А. Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины «Штурмпанцер» 43, к разработке которой приступила фирма «Алкетт». На этот раз в основу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40-60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом — бои в Сталинграде были в самом разгаре.
Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33. Заново были разработаны противооткатные устройства и маск-установка, что позволило уменьшить его габариты, массу и откат при сохранении всех прочих тактико-технических характеристик.
Орудие получило обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами, а также с кумулятивными снарядами, пробивавшими 160-мм броню. Максимальная дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального — от -8° до +30°.
Все «Штурмпанцер» IV имели полностью бронированную боевую рубку с расположенным под большим углом наклона 100-мм лобовым листом. Боевая масса машины достигла 28,2 т (против 23,5 т у базового танка). В ходе серийного производства были изменены форма рубки и оформление места механика-водителя. На машинах последних выпусков появились лобовой пулемет и командирская башенка.
В 1944 году боевая машина получила неофициальное название Brummbar («Бруммбер» — «Гризли»), под которым известна значительно больше, чем под своим официальным обозначением. По разным данным, до марта 1945 года было изготовлено 298-306 штурмовых танков «Бруммбер». Они были предназначены для действий совместно с пехотными подразделениями, особенно в ходе уличных боев. На практике выяснилось, что машина весьма эффективна при разрушении полевых укреплений — блиндажей, дзотов, пулеметных гнезд, траншей, окопов и т. д. «Бруммберы» использовались также как машины непосредственной огневой поддержки в пехотных и мотопехотных частях. Штурмовые танки получили в войсках прозвище «Штупа» (Stupa — STUrmPAnzer).
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
13211warfor.me
Трофейные танки вермахта. Часть 1.: andrewbek_1974 — LiveJournal
Военнослужащие 249-й «эстонской» дивизии рядом с немецкой САУ на базе советского танка Т-26, подбитой в ночном бою под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель) (Эстония). В центре стоит Хейно Миккин (Heino Mikkin).Немецкая САУ на снимке сделана немцами на базе трофейного советского легкого танка Т-26, на которую установлена опять же трофейная французская 75-мм дивизионная пушка образца 1897 года фирмы «Шнайдер» Canon de 75 modèle 1897, превращенная немцами в противотанковую (ствол с затвором дополнен дульным тормозом и установлен на лафет от немецкой 50-мм пушки PaK 38 (оригинальный лафет был устаревшим и непригодным для использования), в итоге пушка получила название PaK 97/98(f). Официальное название получившейся машины — 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r).
Уничтоженный немецкий танк «Сомуа» S 35 (Somua S35, Char 1935 S), повёрнутый к нам правым бортом. 400 таких танков достались Германии в качестве трофея после разгрома Франции в 1940 году. Танк уничтожен советскимим партизанами в 1943 году в Ленинградской области.
Бывший польский танк 7TP, захваченный немцами в 1939 году. Использовался вермахтом для своих нужд, затем был отправлен во Францию, где и был захвачен американскими войсками в 1944 году.
Захваченные немцами советские танки Т-34-76 поставлены ими в строй. Интересно, что немцы модернизировали танки: установили командирские башенки от Pz.III, улучшив обзорность (один из недостатков оригинального Т-34), снабдили пушки пламегасителем, добавили на борт ящик, установили фары слева. Кроме того, у танков и пулеметы похоже немецкие.
Танк КВ-2 из состава Pz.Abt.zBV-66 в Нойруппине (Neuruppin). В результате немецкой модификации получил командирскую башенку, укладку для дополнительных боеприпасов на корме машины, фару Notek и еще ряд мелких изменений.
На этой фотографии тот же КВ-2 и Т-34.
Немецкие саперы разминируют дорогу перед трофейным советским танком Т-34. Осень 1941 года.
Очень известная машина. Модернизированный трофейный советский танк КВ-1 из состава 204-го танкового полка 22-й танковой дивизии вермахта. Немцы установили на нем вместо 76,2-мм пушки немецкую 75-мм пушку KwK 40 L/48, а также командирскую башенку.
Трофейный советский легкий танк Т-26 образца 1939 года на службе вермахта.
Трофейный КВ-2
Трофейный французский танк S35 из состава 22-ой танковой дивизии в Крыму. Все французские танки относились в этой дивизии к 204-му танковому полку (Pz.Rgt.204) .
Подбитые трофейные советские танки Т-34 выпуска 1941 года из состава неустановленной танковой части вермахта.
Трофейный советский танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова» носивший имя «Mistbiene».
Тот же танк захваченный советскими войсками в демянском котле.
Редчайшая фотография. Трофейный английский танк М3 «Стюарт» («Stuart»), подбитый в бою в ночь с 8 на 9 октября 1944 г. под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель) (Эстония). Одно из жесточайших сражений на Сааремаа. В ночном бою столкнулись 2-й батальон немецкого 67-го Потсдамского гренадерского полка (360 человек) и отряды 307-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона и 1-го батальона 917-го полка советской 249-й «эстонской» дивизии (всего 670 человек). Потери сторон составили по 200 человек.
Немецкие военнопленные на пути к железнодорожной станции для отправки в лагерь проходят мимо трофейного советского легкого танка Т-70 с опознавательными знаками вермахта. В первой шеренге колонны пленных видны два высокопоставленных офицера. Окрестности Киева.
Немецкий танкист наносит немецкие опознавательные знаки на башню захваченного советского танка Т-34-76. На борту башни, в центре креста, хорошо заметна заплата, закрывающая, скорее всего, пробоину в броне. Танк со штампованной башней завода УЗТМ.
Жители Белграда и бойцы НОАЮ осматривают подбитый немецкий танк французского производства Hotchkiss h45. Улица Карагеоргиевича.
Немецкий сборный пункт неисправной бронетехники в районе Кенигсберга. 3-й Белорусский фронт. На снимке, слева направо: трофейный советский танк Т-34/85, легкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства, трофейная советская САУ СУ-76, правее частично виден еще один танк Т-34. На переднем плане — части разрушенной башни трофейного советского танка Т-34/85.
andrewbek-1974.livejournal.com
Танки Вермахта: технические характеристики и фото
Танки вермахта (вооружённых сил Германии) вполне гармонировали с тогдашней немецкой концепцией их применения. При разработке первых боевых машин во главу угла ставилась боевая мощь и подвижность. Последнюю планировалось обеспечить за счёт небольшой толщины брони. Тем не менее, защита должна была выдерживать бронебойные пули, выпущенные из пулемётов винтовочного калибра. Во время Первой Мировой именно из-за пулемётов фронт стал статичным. Поэтому теоретики считали, что противопульная защита вернёт войскам должную мобильность.
Нарушение Версальского договора
Согласно Версальскому договору, заключённому после поражения Германии в Первой мировой войне, этой стране запрещалось производство импорт танков, а также других подобных машин. Но немцы тайно нарушили это ограничение ещё в 1925 году, запустив проект «Большой трактор». Результатом этой программы стали 6 танков, которые полностью собрали к началу 1929 года. Но проводить испытания в самой Германии было нельзя, поэтому боевые машины направили в СССР (танковая школа под Казанью). После проведения полевых испытаний немецкие инженеры учли все недостатки, так что в будущем лёгкие, средние и тяжелые танки Вермахта стали намного совершеннее. В Германии назревало производство боевых машин первого поколения.
Pz.I
Первые немецкие танки Pz.I относились к категории лёгких. Простота их конструкции и невысокая стоимость позволили наладить серийное производство. Только путь на конвейер был непростым. Первый танк пошёл в разработку лишь в 1930 году под кодовым названием «Малый трактор». Шасси заказали в фирме «Крупп». Чтобы ускорить процесс производства немцы решили использовать копию английской подвески танка «Карден-Лойд». Для сохранения секретности все детали закупались через фирмы посредники. Но в итоге, немецкие инженеры так и не дождались этой подвески, воссоздав её по рисункам и фото английского аналога. Тогдашний мировой кризис сильно притормозил процесс производства, и выпуск первой серии состоялся только в 1934 году. С этого времени нацисты ориентировали немецкую промышленность на создание танков для будущих завоеваний. Активно открывались танковые школы для обучения водителей. Германия готовилась ко Второй мировой войне.
Первая модификация
К концу 1935 года танки Вермахта, фото которых прилагается к статье, достигли численности в 720 единиц. Все они пошли на оснащение боевых дивизий, сформированных в этом же году. В 1936 году было основано три танковых дивизии, которые нацисты привели в состояние полной боеготовности.
Однако танк Pz.I нужно было модифицировать. Инженеры выявили недостаточную удельную мощность (всего 11 л. с. на тонну). Эта проблема была решена путём замены старого мотора новым двигателем (100 л. с.) от фирмы «Майбах». В подвеску танка вместо опорного катка добавили обычный ленивец. Новая модель получила обозначение Pz.I Ausf.B. Её выпуск начался в середине 1936 года, и уже через двенадцать месяцев новая танковая дивизия насчитывала 1175 модифицированных штук.
Pz.II
Ещё в 1933 году немецкое руководство осознало, что комплектование дивизий будет безнадёжно запаздывать. Чтобы танки Вермахта поступили в достаточном количестве, инженерам приказали работать над созданием новой лёгкой модели. Она получила название La.S. 100, но после того как попала на вооружения в дивизию, была переименована в Pz.II. Нацисты не стали оригинальничать и взяли в качестве прототипа танк Pz.I. Главное отличие новой машины – просторная башня. Это существенно усилило вооружение танка: левый пулемёт был заменён автоматической пушкой в 20-мм. Её хотели установить ещё на модель первого поколения Pz.I, но та была для неё слишком тесной.
Конечно, главное назначение пушечного вооружения – борьба с танками противника. Но самое важное это то, что вражеские щиты артиллерийских орудий были бессильны против пушечных выстрелов. Скорострельная противотанковая пушка являлась самым опасным оружием того времени. Её боекомплект был оснащён осколочно-фугасными и бронебойными снарядами.
Pz.III
Разработка среднего танка Pz.III началась в 1933 году. А в конце 1935 года компания «Даймлер-Бенц» выиграла тендер на постройку 25 единиц установочной серии. Башни были предоставлены фирмой «Крупп». После выпуска первой партии стала очевидна недоведённость конструкции боевой машины. Танки Вермахта нуждались в усовершенствовании. На него у инженеров ушло целых три года.
Первые малочисленные серии имели интересную особенность в плане вооружения: два пулемёта были спарены с пушкой, а третий располагался в корпусе танка. Машины оснащались лишь 14,5 мм противопульной бронёй. А несовершенные подвески снижали подвижность на пересечённой местности. В общем, каждая новая модификация Pz.III приближала немцев к танку, пригодному для массового производства.
Самой удачной из них стала боевая машина Pz.III Ausf.E. За счёт того, что шасси разрабатывались фирмой «Даймлер-Бенц», у этого танка были лучшие в мире ходовые качества и самая высокая скорость – 68,1 км/ч. А усиленная броня (6 см) и мощная 50-мм пушка, делали его самой грозной боевой машиной того времени. Этот факт подтвердится через много лет, когда исследователи детально изучат трофейные танки в Вермахте.
Pz.IV
Разрабатывался компанией «Крупп» для поддержки лёгких и средних Pz.III. Для этого танк вооружили 75-мм орудием 24 калибра и двумя пулемётами. Особое внимание инженеры уделили его подвеске. Они долго экспериментировали с листовыми рессорами и опорными катками, пока не получили почти идеальное гашение колебаний. При этом не потребовалась даже установка амортизаторов.
Танки Вермахта Pz.IV стали самыми массовыми за всю историю Германии. Ни одна немецкая боевая машина не получила такого же распространения ни до, ни после войны.
Заключение
Начиная с середины 1943 года танки Вермахта на Восточном фронте стали занимать оборонительную позицию. В основном все батальоны состояли из «четвёрок» (Pz.IV). Немцы несли серьёзные потери, и положение с техникой осложнялось с каждым днём. Дошло до того, что вместо танков стали использовать штурмовые орудия. В 1944 году ими вооружались целые батальоны. Конечно, штурмовые орудия прекрасно подходили для огневой поддержки, но не могли действовать сообща с линейными танками из-за ограниченного сектора обстрела. В итоге, вся организационная структура танковых батальонов пошла прахом. В последние месяцы сражений создавались однодневные боевые группы из нескольких штурмовых орудий и боевых машин. После поражения нацистов, танки Вермахта Второй мировой войны были уничтожены. А те, что остались, поступили в распоряжение советских войск.
Сегодня мы описали все основные танки Вермахта 1941-1945 годов. Конечно, сделали это кратко, поскольку весь объем информации поместить в тесные рамки короткой статьи невозможно. Для более подробного ознакомления с упомянутой техникой лучше обратиться к материалам военных энциклопедий.
fb.ru
Фотовечер. Трофейные танки вермахта. Часть 1.
Военнослужащие 249-й «эстонской» дивизии рядом с немецкой САУ на базе советского танка Т-26, подбитой в ночном бою под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель) (Эстония). В центре стоит Хейно Миккин (Heino Mikkin).Немецкая САУ на снимке сделана немцами на базе трофейного советского легкого танка Т-26, на которую установлена опять же трофейная французская 75-мм дивизионная пушка образца 1897 года фирмы «Шнайдер» Canon de 75 modèle 1897, превращенная немцами в противотанковую (ствол с затвором дополнен дульным тормозом и установлен на лафет от немецкой 50-мм пушки PaK 38 (оригинальный лафет был устаревшим и непригодным для использования), в итоге пушка получила название PaK 97/98(f). Официальное название получившейся машины — 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r).
Уничтоженный немецкий танк «Сомуа» S 35 (Somua S35, Char 1935 S), повёрнутый к нам правым бортом. 400 таких танков достались Германии в качестве трофея после разгрома Франции в 1940 году. Танк уничтожен советскимим партизанами в 1943 году в Ленинградской области.
Бывший польский танк 7TP, захваченный немцами в 1939 году. Использовался вермахтом для своих нужд, затем был отправлен во Францию, где и был захвачен американскими войсками в 1944 году.
Захваченные немцами советские танки Т-34-76 поставлены ими в строй. Интересно, что немцы модернизировали танки: установили командирские башенки от Pz.III, улучшив обзорность (один из недостатков оригинального Т-34), снабдили пушки пламегасителем, добавили на борт ящик, установили фары слева. Кроме того, у танков и пулеметы похоже немецкие.
Танк КВ-2 из состава Pz.Abt.zBV-66 в Нойруппине (Neuruppin). В результате немецкой модификации получил командирскую башенку, укладку для дополнительных боеприпасов на корме машины, фару Notek и еще ряд мелких изменений.
На этой фотографии тот же КВ-2 и Т-34.
Немецкие саперы разминируют дорогу перед трофейным советским танком Т-34. Осень 1941 года.
Очень известная машина. Модернизированный трофейный советский танк КВ-1 из состава 204-го танкового полка 22-й танковой дивизии вермахта. Немцы установили на нем вместо 76,2-мм пушки немецкую 75-мм пушку KwK 40 L/48, а также командирскую башенку.
Трофейный советский легкий танк Т-26 образца 1939 года на службе вермахта.
Трофейный КВ-2
Трофейный французский танк S35 из состава 22-ой танковой дивизии в Крыму. Все французские танки относились в этой дивизии к 204-му танковому полку (Pz.Rgt.204) .
Подбитые трофейные советские танки Т-34 выпуска 1941 года из состава неустановленной танковой части вермахта.
Трофейный советский танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова» носивший имя «Mistbiene».
Тот же танк захваченный советскими войсками в демянском котле.
Редчайшая фотография. Трофейный английский танк М3 «Стюарт» («Stuart»), подбитый в бою в ночь с 8 на 9 октября 1944 г. под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель) (Эстония). Одно из жесточайших сражений на Сааремаа. В ночном бою столкнулись 2-й батальон немецкого 67-го Потсдамского гренадерского полка (360 человек) и отряды 307-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона и 1-го батальона 917-го полка советской 249-й «эстонской» дивизии (всего 670 человек). Потери сторон составили по 200 человек.
Немецкие военнопленные на пути к железнодорожной станции для отправки в лагерь проходят мимо трофейного советского легкого танка Т-70 с опознавательными знаками вермахта. В первой шеренге колонны пленных видны два высокопоставленных офицера. Окрестности Киева.
Немецкий танкист наносит немецкие опознавательные знаки на башню захваченного советского танка Т-34-76. На борту башни, в центре креста, хорошо заметна заплата, закрывающая, скорее всего, пробоину в броне. Танк со штампованной башней завода УЗТМ.
Жители Белграда и бойцы НОАЮ осматривают подбитый немецкий танк французского производства Hotchkiss h45. Улица Карагеоргиевича.
Немецкий сборный пункт неисправной бронетехники в районе Кенигсберга. 3-й Белорусский фронт. На снимке, слева направо: трофейный советский танк Т-34/85, легкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства, трофейная советская САУ СУ-76, правее частично виден еще один танк Т-34. На переднем плане — части разрушенной башни трофейного советского танка Т-34/85.
mihalchuk-1974.livejournal.com
Самый массовый «танк» Вермахта | Блог Кирилла Шишкина
Во всех данных по численному составу и вооружению германской армии мы всегда видим, что было столько-то «танков и штурмовых орудий». Считать вместе эти два типа боевых бронемашин вообще-то правильно, так как штурмовые орудия из всех прочих боевых машины действительно ближе всех к танкам. Хотя это совсем не танки.
Штурмовое орудие эта самоходная артиллерийская установка, предназначенная для непосредственной поддержки пехоты и танков на поле боя. Во многом штурмовые орудия близки по назначению к такому типу боевых машин 30-х годов как артиллерийский танк. Определения же штурмовых орудий, что это как танк, но «без башни» или то, что они на базе танка или даже на гусеницах, не верны. В штурмовых орудиях (как и в любых самоходно-артиллерийских установках) пушка может быть установлена и в башне, создаваться они могут на любом шасси, в том числе, на колесном или полугусеничном. Хотя в подавляющем большинстве случае, особенно в Вермахте, штурмовые орудия представляли собой шасси танка, на котором вместо башни закрытая бронированная рубка, а в рубке установлена более мощная, чем на базовом танке, пушка.
Кроме того, в Вермахте штурмовые орудия предназначались только для поддержки пехоты, но не танков.
Я не случайно использовала слово «танк» в заголовке, так как в германской армии штурмовые орудия в какой-то мере замещали танки. Конкретно, танки непосредственной поддержки пехоты, которых в Вермахте не было совсем. Впрочем, было немало примеров, когда штурмовые орудия действительно использовались вместо танков, так как танковые дивизии при нехватке танков вооружались «штугами». Кстати, «штуги» это современное русскоязычное название штурмовых орудий (от «Sturmgeschütz»), появившиеся с развитием Интернета. Во время войны едва ли кто-то из наших солдат знал немецкое название. В различных советских документах времен войны штурмовые орудия именовались как «Артштурм».
Кстати, правильное полное название самого известного немецкого штурмового орудия StuG III Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 Ausführung A, где Ausführung A это модификация . В названии могла меняться модификация, и тип орудия, которым вооружалась самоходная установка.
Штурмовые орудия вообще использовались по нескольким назначениям. Кроме использования как непосредственно штурмовые орудия, как я уже написал, они могли замещать танки, так же их часто использовали как противотанковое средство. Кстати, поддержка пехоты на поле боя не означает, что «штуги» шли в атаку и вели за собой пехоту. Штурмовые орудия занимали на поле боя удобную позицию, по возможности защищенную складками местности, и вели огонь по противнику, именно этим оказывая поддержку пехоте. Впрочем, так же себя вели обычно и танки. Как я уже не раз писал, сцены из кинофильмов, где немецкие танки идут в атаку на наши окопы, может быть, и имели место в реале, но крайне редко, и уж во всяком случае, инструкциями и наставлениями не предусматривались.
Кроме широко известной StuG III, самой массовой боевой бронемашины Вермахта, были и другие штурмовые орудия,
nwtele.ru