Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)


Многоцелевой лёгкий бронированный тягач МТ-ЛБ уже более сорока лет находится на вооружении нашей армии и замены ему пока не предвидится. В войсках эту гусеничную бронированную высокоманевренную машину зачастую использовали и в качестве транспортёра. В проекте МТ-ЛБ удалось успешно примирить немало противоречивых требований, предъявлявшихся военными к технике подобного класса. Прогрессивные компоновочные решения, заложенные в конструкцию этой машины, позволили ей длительное время оставаться на уровне лучших современных образцов. Шасси тягача оказалось настолько удачным, что на его базе были созданы зенитный ракетный комплекс «Стрела-10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационная станция разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и другие образцы вооружения.

Более пятидесяти различных комплексов сконструировано на шасси МТ-ЛБу — более вместительной его модификации. Так, например, командноштабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс дистанционной химической разведки «Даль» и прочие. Серийное производство МТ-ЛБ было развёрнуто в 1968 г. на Харьковском тракторном заводе им. С.Орджоникидзе и продолжалось до начала 1990-х. По советской лицензии их также выпускали в Польше и Болгарии.

История самого многоцелевого тягача МТ-ЛБ («изделие 6») началась в 1959 г, когда на ХТЗ стали проводить вторую модернизацию АТ-Л, устанавливая на него более мощный двигатель. Первые результаты испытаний показали, что при существующей компоновке, когда КПП и двигатель размещались в одном блоке, дальнейшее повышение мощности практически невозможно. Использование нового, более габаритного и тяжёлого двигателя с соответствующей коробкой передач привело к непомерно возросшей нагрузке на передние катки — затруднилось преодоление препятствий, машина начала «клевать носом». Были необходимы совершенно иные компоновочные решения — не модификация, а разработка новой машины.

В 1960 г. ГС КБ тягачей ХТЗ под руководством А.Белоусова начало проектирование «изделия 6». С учётом полученного от заказчика ТТЗ необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения. Были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизельный двигатель, быстроходность — до 60 км/ч, грузоподъёмность — 2,5 т, масса буксируемого прицепа — 6,5 т. Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали герметичный корпус, который обеспечивал бы машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная КПП, торсионная подвеска с гидроамортизаторами; предусматривалась и высокоэффективная система охлаждения и вентиляции.

Базовую конструкцию тягача разрабатывали в двух исполнениях — с бронированным и небронированным корпусами. Позднее первая машина получила индекс

МТ-ЛБ («Б» — бронированный), вторая — МТ-Л. Учитывая неудачную попытку со второй модернизацией АТ-Л, конструкторы избрали для «изделия 6» совершенно нетрадиционную для артиллерийских тягачей компоновку. Двигатель разместили в средней части корпуса, а КПП, выполненную в едином блоке с бортовыми передачами, — в носовой, соединив их карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была перетяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовую часть, а размещение массивного двигателя и его систем вблизи центра тяжести положительно влияло на повышение плавности хода. Отделение управления расположили между двигателем и трансмиссией, а всю заднюю часть корпуса заняли закрытой грузовой платформой, приспособленной также и для перевозки людей.

Опытные образцы тягача подвергли всесторонним испытаниям в различных климатических условиях: и в Арктике — с её низкими температурами, и в Туркмении — с жарой и высоким содержанием пыли в воздухе. Замечаний оказалось немного, и в 1964 г. доработанные МТ-ЛБ и МТ-Л были одобрены государственной комиссией и рекомендованы к серийному производству. Транспортёр МТ-Л, также получивший положительную оценку комиссии, в серию на ХТЗ не пошёл. Вся документация и конструкторские наработки были переданы Семипалатинскому машиностроительному заводу, успешно использовавшему их при совершенствовании своей продукции. Отказ от производства MT-Л, несмотря на то, что он получился более дешёвым и простым в изготовлении, объяснялся тем, что военные настаивали именно на бронированном корпусе. Во время боевых действий, когда приходилось выдвигаться на позиции зачастую под огнём противника, экипажу требовалась защита.

В 1964 г. транспортёр-тягач МТ-ЛБ приняли на вооружение Советской Армии. На ХТЗ развернулась подготовка к его производству. Учитывая предполагавшийся большой объём выпуска, переход на новое изделие оказался отнюдь не простым. Надо сказать, что для любого завода выпуск новой продукции — всегда болезненный процесс. К тому же технологическое оснащение производства выпускавшегося в Харькове тягача АТ-Л тогда достигло чрезвычайно высокого уровня. Так, в 1963 г. суточный выпуск составлял пять машин. И всё это с переходом на новую технику приходилось ломать, заменять оборудование. Поэтому первая промышленная партия МТ-ЛБ покинула цеха только в 1967 г. Тем не менее, в следующем году на заводе уже полностью наладили серийное производство.

Конструкторам Харьковского тракторного завода удалось создать не просто бронированный тягач, а надёжную универсальную машину, получившую в войсках заслуженное одобрение, хотя из-за высокой скорости МТ-ЛБ артиллеристы первоначально даже столкнулись с неожиданной проблемой. В то время шины на колёсах орудий заполнялись губчатым каучуком — густматиком. Использовать традиционные пневматические шины было нельзя, так как в боевых условиях орудиям приходилось действовать зачастую под градом пуль и осколков, а даже одного пробоя шины было достаточно, чтобы оно не смогло двигаться. Густматик смягчал удары на ходовую часть орудия при движении по бездорожью и бып нечувствителен к пулевым и осколочным повреждениям. МТ-ЛБ, даже с орудием, мог развивать скорость 60 км/ч, в то время как прежние тягачи — до 30 — 40 км/ч. Оказалось, что на таких скоростях густматик сильно разогревался и на марше шины орудий буквально взрывались от возникающих в них температурных напряжений. Пришлось военным срочно требовать от промышленности повышения работоспособности колёсного хода артиллерии на высоких скоростях буксировки.

Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также для монтажа в кузове различного оборудования. В передней части корпуса машины размещены агрегаты трансмиссии, далее следует отделение управления с местами экипажа. Двигатель расположен в средней части ближе к левому борту, за счёт чего образуется проход у правого борта. Задняя часть корпуса служит десантным отделением или грузовой платформой. Герметичный корпус машины — сварной конструкции из катаных броневых листов толщиной 7-14 мм. Это обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В отделении управления слева располагается механик-водитель, справа — командир машины. В лобовом листе перед каждым из них оборудовано по смотровому окну, в боевой обстановке они закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведёт наблюдение через три прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменён прибором ночного видения ТНВ-2Б, работающим с подсветкой ИК фары (ФГ-125). Два прибора наблюдения имеются у командира. Вращающаяся коническая башня с 7,62-мм пулемётом ПКТ расположена в правой части крыши отделения управления — над местом командира. Левее башни находится командирский люк, ещё левее — люк механика-водителя.

Позади отделения управления, в средней части корпуса, в шумопо-глощающих перегородках установлен многотопливный 8-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8В и обслуживающие его системы. Максимальная мощность двигателя — 240 л.с., что обеспечивает весьма высокий для 1960-х гг. показатель удельной мощности — 26 л.с./т. Радиатор системы охлаждения находится здесь же в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса. Для облегчения запуска в холодное время двигатель снабжён специальным устройством, обеспечивающим подогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере. Мощность от двигателя к трансмиссии, расположенной в передней части корпуса, передаётся через карданный вал, проходящий между сиденьями механика и командира. Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и одну — заднего. Двухпоточный механизм поворота обеспечивает два фиксированных радиуса разворота на каждой передаче; управление осуществляется механиком-водителем с помощью двух рычагов.

Десантно-грузовое отделение в кормовой части рассчитано на 11 полностью экипированных пехотинцев или 2,5 т груза. Внизу вдоль его бортов расположены два топливных бака, накрытых сверху поролоновыми подушками и служащих сиденьями для четырёх человек. Вход в отделение — через два люка в крыше корпуса, а также через двухстворчатые двери в кормовом бронелисте. Для наблюдения за полем боя служат стеклоблок Б-2 в правом борту и смотровой прибор ТНПО-170 в правой кормовой двери. Для ведения стрельбы предусмотрены четыре амбразуры. Ходовая часть транспортёра состоит из 12 опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. На передних и задних узлах подвески установпены тепескопичес-кие гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Опорные катки — из алюминиевого сплава. Ведущие колёса в передней части корпуса имеют съёмные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещён внутри корпуса, регулировка натяжения также осуществляется изнутри машины.

Гусеница — стальная, мелкозвенчатая, с открытым шарниром. На поздних модификациях могла устанавливаться гусеница с закрытым резино-металлическим шарниром (РМШ), срок её службы — в 2,5-3 раза выше. Ширина гусеничных траков — 350 мм. При движении по шоссе МТ-ЛБ развивает скорость до 61 км/ч. Он может преодолевать подъём до 35°, вертикальную стенку высотой 0,61 м, ров шириной 2,41 м. Большим преимуществом МТ-ЛБ является его способность вплавь преодолевать водные преграды со скоростью 6 км/ч. Движение при этом обеспечивается за счёт перемотки гусениц. Чтобы встречный поток воды не заливал машину, на плаву поднимается волноотражательный щит, кроме того, присоединяются к воздухопитающей трубе удлинитель, к выхлопной — защита выхлопа. На транспортёре имеются высокопроизводительные помпы мощностью 450 л/с, при необходимости откачивающие поступающую в корпус воду При работе помп машина может удерживаться на плаву при потере плавучести даже до 30%. Устанавливаются фильтровентиляционная, а также и отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.

Радиосвязь с другими машинами осуществляется радиостанцией Р-123, которая находится перед сиденьем командира под правым лобовым стеклом. Часть транспортёров выпускалась также с компактным и лёгким оборудованием для самоокапывания — отвалом скреперного типа, масса которого составляла всего 350 кг (длина машины при этом возрастала на 250 мм). Оно позволяло за 1,5-2 ч отрыть котлован для устройства позиций, где мог разместиться как сам транспортёр, так и буксируемые им прицепы.

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБ
Боевая масса, т 9,7, 12,2 с грузом
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Длина корпуса, мм 6399-6509
Ширина корпуса, мм 282-2865
Высота, мм 1835-1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395-415
Бронирование — стальная катаная, лоб корпуса 14 мм
Пулемёты 1 x 7,62-мм ПКТ
Двигатель — ЯМЗ-238В, дизельный макс. мощность: 240 л.с., при 2100 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость на плаву, км/ч 5-6
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

www.dogswar.ru

Иностранные модификации на базе МТ-ЛБ » Военное обозрение

МТ-ЛБ разошелся по миру серией в более чем 9 000 экземпляров. По сей день этот многоцелевой транспортер (тягач), легкий, бронированный, используется во многих странах мира, в том числе и в виде различных модификаций, созданных на базе данной машины. Тягач, произведенный в Харькове, стал настоящим долгожителем, разменяв отметку в 40 лет. Серийное производство МТ-ЛБ на Харьковском заводе началось еще в 1966 году. После развала СССР вся производственная база МТ-ЛБ осталась на территории независимой Украины.

Ближайший сосед


Спустя некоторое время в харьковском КБ им. Морозова встал вопрос о создании на базе многоцелевого тягача новых машин. Одной из них стала БМП МТ-ЛБР6. На вооружение данная БМП получила одноместную вращающуюся башню с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 (российский аналог 2А72) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (российский аналог ПКТ). Питание автоматической пушки производится из 2-х коробок с лентами, которые располагаются справа и слева от нее и во фронтальной проекции защищены бронещитком. В качестве прицельных приспособлений используются ПЗУ-7 и ТКН-4С. Также на башне машины было установлено 6 дымовых гранатометов из системы 902Б «Туча». Во время работ броневая защита машины была усилена за счет использования разнесенного бронирования. Ходовая часть БМП была прикрыта противокумулятивными экранами, также машина получила систему автоматического пожаротушения и фильтровентиляционную установку. Для того чтобы сохранить подвижность машины и компенсировать увеличение массы, на БМП был установлен новый дизельный двигатель мощностью в 310 л.с.

БМП МТ-ЛБР6

Другие варианты модернизации МТ-ЛБ, разработанные на Украине, предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым пулеметом НСВТ-12,7 «Утес» калибра 12,7 мм. Башенка с НСВТ ставится взамен штатной башенки ТКБ-01, в которой устанавливался 7,62-мм пулемет. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов.

Дальние соседи

По лицензии МТ-ЛБ производился в Болгарии и Польше. По мере накопления необходимого опыта инженеры данных стран стали вносить в конструкцию машины изменения, а позднее начали создавать на ее базе собственные машины. После объединения Германии вся военная техника Национальной Народной Армии (ННА) ГДР была передана Бундесверу. Часть этой техники немцы тут же распродали «по дешевке» соседям. Не минула такая судьба и МТ-ЛБ. Около 450 единиц приобрела Швеция. Скандинавы с оглядкой на СССР и советский опыт переоборудовали тягач под самоходный ПТРК, установив на нем ПУ и систему управления комплекса RBS-56 «Штурм». Данная шведская модификация получила наименование Pbv 401. Стоит отметить, что шведы не стали бы зря раскидываться деньгами, к тому же в северных широтах МТ-ЛБ особенно востребована из-за своих ходовых возможностей.

Болгария

Большое количество МТ-ЛБ (более 1000 штук) в настоящее время находится на вооружении болгарской армии, большинство из них собраны на заводе BETA. В основной своей массе они практически идентичны оригинальным машинам, но все же часть из них была выпущена после различных переработок, что только расширило гамму данного семейства. В Болгарии на базе МТ-ЛБ были разработаны самоходные минометы калибром 80 и 120 мм (KShM R-81 и KShM-R-80), санитарная машина MT-LB SE, машина химической разведки MR HR и автоматизированный комплекс химической разведки Maritza. Тягач MT-LB-VB, производимый в Болгарии, отличался от оригинальной советской модели установкой 12,7-мм пулемета с правой стороны корпуса.

ВМР-30

Также на болгарском заводе TEREM по лицензии шел выпуск САУ 2С1 «Гвоздика», одновременно с этим местными инженерами было создано 2 БМП – ВМР-23 и ВМР-30. первая имела сварную башню со спаренной 23-мм автоматической пушкой 2А14 (такая же, как на зенитных установках ЗУ-23-2) и спаренный с пушкой пулемет ПКТ. На БМП имелась также ПУ для ПТУР 9М14М «Малютка». На модели ВМР-30 ставилась башня, полностью идентичная башне БМП-2. Обе машины рассчитаны на 3 членов экипажа и 7 человек десанта. Для того чтобы компенсировать рост массы машин, они получили более мощные двигатели ЯМЗ-238Н (302 л.с.).

Польша

Не отстали от болгар, а во многом и обошли их поляки, создавшие на основе МТ-ЛБ еще большее семейство самых разнообразных машин. Инженеры польского предприятия HSW (Huta Stalowa Wola) создали на базе МТ-ЛБ машину инженерной разведки Hors, машину дистанционного минирования Kroton, машину технической помощи Mors, санитарную машину Lotos, машину разминирования Durian, командно-штабную машину (КШМ) Lowcza с автоматизированным комплексом управления войсками и ЗСУ Sopel. Большинство польских вариантов МТ-ЛБ, помимо всего прочего, оснащались водометными движителями с гидроприводами.

Машина инженерной разведки Hors предназначена для ведения инженерной разведки мостов, гидротехнических сооружений, дорог и придорожных объектов, минновзрывных заграждений, проведения химической разведки водоемов и местности. Для выполнения этих задач машина получила специальные комплекты инженерной и химической разведки. От оригинального МТ-ЛБ машина отличается небольшим возвышением на кормовой части корпуса, башенкой с большими пуленепробиваемыми стеклами и 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7, расположенной над местом командира машины, водометными движителями, а также наличием специальной антенны на корпусе.


Для быстрого минирования местности при действиях в составе подвижных заградотрядов польскими инженерами была спроектирована машина дистанционного минирования Kroton. Корпус данной машины был переделан полностью. База МТ-ЛБ была удлинена на 1 метр, в ходовой части с каждой стороны было добавлено по 1 узлу подвески с опорным катком. За отделением управления до самой кормы разместили специальную площадку, на которую можно было погрузить 4 блока кассет с минами (по 20 штук в каждой). При этом машина лишилась водоотражающего щитка и водометов, что не позволяет ей вплавь преодолевать водные преграды.

Инженерная машина Durian

Машина технической помощи Mors используется для осуществления технической разведки на поле боя, эвакуации поврежденной техники и оказания помощи экипажам (технической и медицинской), а также осуществления несложных инженерных работ. В составе специального оборудования на Mors имеется лебедка с максимальным усилием до 6 тс, комплекты специальных инструментов и запчастей, а также кран-стрела с грузоподъемностью 1,5 тонны. Для самообороны на машине имеется вращающаяся башенка с 12,7-мм пулеметом.

Санитарная машина Lotos используется для эвакуации раненых с поля боя, а также оказания им первичной медицинской помощи. Десантное отделение в ней выполнено чуть выше основного корпуса машины и позволяет перевозить в нем до 4 раненых в положении лежа и до 8 сидячих легкораненых. Вооружения данная машина не имеет. Машина также не имеет водометных движителей, а движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц, как на оригинальной модели МТ-ЛБ.

Инженерная машина Durian чаще всего применяется с двухосным прицепом Р2Р-WLWD, который используется для транспортировки удлиненных подрывных зарядов, которые применяются для проделывания проходов в минных полях. Инженерная машина используется для ведения разведки минных заграждений противника, выполнения минновзрывных и других инженерно-саперных работ, организации проходов в минных полях. Внешне она во многом схожа с машиной инженерной разведки Hors.

ЗСУ Sopel

КШМ Lowcza, имеющая автоматизированный комплекс управления войсками, предназначена для повышения эффективности управления подразделениями на поле боя. Внешне она сильно похожа на санитарную машину Lotos, но в отличие от нее имеет водометные движители с гидроприводами и три дополнительных антенны.

ЗСУ Sopel является самой сложной среди всех польских разработок на базе МТ-ЛБ. База данной машины была удлинена, как и в случае с машиной дистанционного минирования Kroton, на 1 метр, а ходовая получила дополнительный узел подвески с седьмым опорным катком. На машину ставится одноместная башня, оснащенная комплексом зенитного вооружения, а также пассивных средств обнаружения воздушных целей. ЗСУ Sopel получила на вооружение спаренную 23-мм автоматическую пушку, а также ПУ с двумя ПЗРК «Стрела-3». Приводы наведения башни на цель выполнены электрогидравлическими, что позволяет наводить оружие на 360° по горизонту и на -8° +80° по вертикали. Дальность ведения огня по воздушным целям из артиллерийской установки составляет 2 500 метров, по наземным — до 2 000 метров. Система управления огнем, примененная на ЗСУ Sopel, позволяет уничтожать воздушные цели, перемещающиеся со скоростью до 450 м/с на высотах от 100 до 1 500 метров. При помощи ракет она может поражать цели, летящие со скоростями от 150 до 260 м/с на высотах от 50 до 2 300 метров и на удалении до 4 200 метров.

topwar.ru

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБу (Россия)


Одновременно с началом серийного производства МТ-ЛБ в Харькове начались работы по созданию на его базе целого семейства боевых и вспомогательных машин. Вскоре появилась снегоболотоходная модификация МТ-ЛБВ высокой проходимости, предназначенная специально для эксплуатации в северных районах страны. Удельное давление тягача на грунт, в основном за счёт увеличения ширины гусениц, удалось снизить до 0,28 кг/см2 (0,45 кг/см2 — у МТ-ЛБ), что было существенно для болотистой и заснеженной тундры. При этом средняя скорость движения машины с прицепом по глубокому снегу достигала 9-18 км/ч.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за №609-201 ХТЗ в 1967 г. был определен головным разработчиком 122-мм самоходной артиллерийской установки (главный конструктор — А.Белоусов). Первоначально предполагалось просто наложить всю артиллерийскую часть гаубицы Д-32 на шасси МТ-ЛБ. Однако оказалось, что его шестикатковые шасси для этого слишком слабы, поэтому ввели дополнительный седьмой опорный каток. В результате получили удлинённое шасси МТ-ЛБуш («изделие 26») для 122-мм САУ, получившей наименование 2С1 «Гвоздика». Установку смогли создать в сжатые сроки — первые четыре образца передали на полигонные испытания в августе 1969-го, менее чем через два года после официального начала работ.

Конец 1960-х гг. стал временем бурного развития комплексов вооружения, радиолокационных систем, электронных систем управления войсками, габариты и масса которых колебались в очень широких пределах. Их разработчикам требовались гусеничные или колёсные многоцелевые шасси высокой проходимости. Поэтому в соответствии с планом основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сухопутных войск на 1970-1975 гг. в целях размещения некоторых комплексов вооружения и военной техники, а также для создания командно-штабных машин различного уровня на ХТЗ началась разработка «изделия 10» — унифицированного семикаткового шасси МТ-ЛБ повышенной грузоподъёмности, впоследствии названного МТ-ЛБу. На новой машине полностью изменили форму корпуса, что позволило существенно увеличить его внутренний объём, соответственно появилась возможность удобного размещения различного оборудования. Для компенсации возросшей массы и сохранения подвижности на тягаче установипи двигатель повышенной до 300 л.с. мощности. Шасси МТ-ЛБу использовались и для создания бронированных машин специального назначения, количество которых со временем выросло до полусотни.

В 1970-х гг. в серийное производство приняли целый ряд специализированных шасси для носителей вооружения, созданных на базе самого МТ-ЛБ и отличавшихся в основном деталями конструкции корпуса и изменениями в составе оборудования. Так, для монтажа зенитного ракетного комплекса «Стрела-10», поступившего на вооружение в 1976 г., предназначалось «изделие 35». С тягача сняли пулемётную башню, вырезали в кормовой части крыши круглое окно для монтажа пусковой установки зенитных ракет.

Другой вариант специализированного шасси — «изделие 49» — служило базой для боевой машины 9П149 самоходного противотанкового ракетного комплекса «Штурм С», принятого на вооружение в 1979 г. Здесь также отказались от пулемётной башенки, а в крыше выполнили Т-образный вырез для поднимающейся пусковой установки противотанковой ракеты. На базе ходовой части и силовых агрегатов МТ-ЛБ разработали машину химической разведки РХМ «Кашалот» и её командирский вариант — РХМ-К. Транспортёр при этом полностью перепроектировали, а сам его корпус разместили в специальной герметичной капсуле для повышения степени защиты экипажа. Продолжая развивать семейство МТ-ЛБ, на ХТЗ в 1980 — 1982 гг. изготовили опытные образцы транспортёра-тягача МТ-ЛБу с укороченным корпусом и шестикатковой ходовой частью. Этот тягач задумывали в двух вариантах — с обычной механической и с гидромеханической трансмиссией. Однако в серию он не пошёл.

В 1982 г. на заводе прошла испытания и была запущена в серийное производство новая модификация снегоболотоходного транспортёра — МТ-ЛБВМ. С учётом опыта войны в Афганистане усилили его вооружение: 7,62-мм пулемёт во вращающейся башенке заменили на крупнокалиберный 12,7-мм HCBT на турели, что позволило вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. В 1985 г. провели новую модернизацию шасси МТ-ЛБу, причём без остановки серийного производства. В результате удалось расширить его возможности для размещения оборудования различных комплексов вооружения и управления. В 1990 г. на шасси МТ-ЛБу с укороченным корпусом был создан гражданский снегоболотоходный плавающий транспортёр ХТЗ-10НК «Харьков», Успешно пройдя все испытания, он также был принят в серийное производство.

Шасси МТ-ЛБу («изделие 10»), разработанное в 1982 г. на базе узлов и агрегатов транспортёра МТ-ЛБ, сохранило его компоновку, однако получило совершенно другой корпус. Ходовую часть также изменили, добавив седьмой опорный каток на борт Удлинив корпус машины, соответственно увеличили объём грузового отделения. В крыше корпуса выполнили круглый люк большого диаметра для установки различного крупногабаритного оборудования, а в бортах — несколько дополнительных лючков для доступа к внутренним агрегатам. Несмотря на то, что масса машины возросла до 14 т, благодаря более мощному 300-сильному двигателю ЯМЭ-238БН её ходовые качества сохранились на уровне МТ-ЛБ. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч. Конструкторам также удалось обеспечить МТ-ЛБу плавучесть; скорость на воде с помощью перемотки гусениц — 6 км/ч. Однако для повышения эффективности передвижения по воде провели некоторую модернизация оборудования для плава, в частности, изменили конструкцию передних щитков, которые получили более выгодную с гидродинамической точки зрения форму. Теперь они стали съёмными и устанавливались только во время движения по воде, а в остальное время закреплялись на левом борту корпуса. МТ-ЛБу не имеет штатного вооружения — от башенной пулемётной ТКБ-01 отказались.

В 1985 г. «изделие 10» ещё раз подверглось модернизации. Так, установили 30-сильный автономный энергоагрегат, который мог без запуска основного двигателя обеспечивать на стоянке электропитанием аппаратуру размещённых на шасси различных войсковых комплексов. Для облегчения её обслуживания изменили расположение люков корпуса. На базе МТ-ЛБу изготовлено более пятидесяти специализированных военных машин. Так, для артиллерийских частей были созданы комплекс управления артиллерийским огнём 1В12 и радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219 «Зоопарк-1», для инженерных войск — комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н «Даль», для частей ПВО сухопутных войск — подвижные пункты управления ПВО мотострелкового (или танкового) полка 9С8 «Овод-М-СВ»-ППРУ-1 и 9С80-1 «Сборка»-ППРУ-1м, унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 «Ранжир», командно-штабные машины комплекса АСУ В «Манёвр».

Конструкция гусеничного шасси МТ-ЛБу
Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-ЛБу предназначено для монтажа на нём различных объектов военной техники. В передней части корпуса находятся трансмиссионный отсек и отделение управления, за ними — у левого борта средней части корпуса — установлен двигатель, далее — кормовое отделение. Корпус МТ-ЛБу — цельносварной, коробчатой формы, изготовлен из броневой стали. Внутри разделён перегородками, панелями и поликами на функциональные отделения. Герметизирован, водонепроницаем. Обладает водоизмещением, позволяющим машине с номинальным грузом преодолевать водные преграды на плаву.

В трансмиссионном отсеке установлены механизмы силовой передачи, пневмосистемы, часть электрооборудования. Трансмиссия шасси состоит из главной передачи, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, карданных валов, бортовых передач, тормозов и управления механизмами поворота. Над трансмиссионным отсеком расположено отделение управления, отделённое от него съёмными поликами. Здесь в два рядя установлены четыре мягких сиденья. Переднее левое предназначено для механика-водителя. Оно регулируется по расстоянию от передней стенки, по высоте, наклону спинки в зависимости от роста и «габаритов» механика-водителя.

Перед сиденьем механика-водителя находятся рычаги управления и переключения передач, а также педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рукоятка управления ручной подачей топлива, щиток отопителя. На передней стенке размещены щиток приборов, вентилятор обдува, рукоятка управления фарой-прожектором и её выключатель. Наблюдение за дорогой и местностью ведётся через лобовые стекла, снабжённые стеклоочистителями, через шесть смотровых приборов. Лобовые стекла могут закрываться снаружи защитными крышками. На левом борту отделения установлены фильтро-вентиляционная установка, реле-регулятор, фильтр радиопомех, щиток нагнетателя, левый щиток приборов, блок питания прибора ТВН-2Б, аппарат А-4 переговорного устройства, выключатель батарей, редуктор привода к датчику пути навигационной аппаратуры, корпус прибора ТНПО-170А.

Двигательный отсек ограждён изоляционными панелями. Здесь находится силовая установка: двигатель с системами охлаждения, подогрева и смазки, а также топливной и воздушной. Дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8Н — многотопливный, 8-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, с газотурбинным наддувом. Номинальная его мощность — 300 л.с. при 2100 об/мин. В кормовой части корпуса машины, предназначенной для монтажа объектов техники и перевозки грузов, размещены отопитель (по правому борту) и топливные баки (по два на правом и левом бортах).

В ходовой части применена торсионная подвеска. С каждого борта расположено по семь обрезиненных пустотелых опорных катков из алюминиевого сплава. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Гусеница — стальная, мелкозвенчатая. Ширина гусеничных траков — 350 мм. На обледенелых дорогах, особенно на скользких подъёмах и спусках, к тракам гусениц могут крепиться добавочные грунтозацепы, имеющиеся в комплекте ЗИП. При движении по шоссе машина развивает скорость до 60 км/ч, при движении на плаву — 6 км/ч Запас хода по топливу — 500 км. Максимальный угол подъёма составляет 35°, а крена — 25°. Движение на плаву обеспечивается перемоткой гусениц. Для повышения их эффективности в передней части подкрылков устанавливаются гидродинамические щитки, а сзади опускаются кормовые решётки.

МТ-ЛБу оснащён отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65, фильтровентиляционной установкой, водооткачивающей системой, устройством для выключения подвески. В войска МТ-ЛБу поставлялось в двух комплектациях: с переговорным устройством Р-124 и без него, а также и без шестерни отбора мощности в промежуточном редукторе.

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБу
Боевая масса, т 11,5 + до 4т монтируемого оборудования
Экипаж, чел. 1
Десант, чел. 6
Длина корпуса, мм 7210
Ширина корпуса, мм 2850
Высота, мм 2035
База, мм 4445
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 400
Бронирование — стальная противопульная
Двигатель — ЯМЗ-238Н, дизельный с наддувом макс. мощность: 300 л.с., при 2100 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч:
— 26-32 по грунту
— 4-5 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый брод, м плавает

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *