Легкий разведывательный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs (Германия) » Военное обозрение
Еще в 1938 году немецкая армия заказала разработку легкого разведывательного танка с боевой массой порядка 9 т, 20-мм автоматической пушкой и бронированием толщиной до 30 мм. В течение нескольких следующих лет силами ведущих разработчиков бронетехники были созданы несколько вариантов подобных машин, которые, однако, не дошли до массового серийного производства. Проект легкого разведывательного танка удалось довести до эксплуатации в войсках только к концу 1942 года. Серийная машина нового типа получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.Появлению новой модификации танка Panzerkampfwagen II предшествовал ряд любопытных событий. Напомним, в конце тридцатых годов Вермахт пожелал получить легкий танк на базе существующего Pz.Kpfw.II, способный выполнять задачи разведки, а при необходимости и участвовать в боях, для чего ему требовались соответствующие защита и оружие. Первым вариантом такой бронемашины стал танк VK 901 от фирм MAN и Daimler-Benz. Эта разработка прошла испытания, но не получила одобрения заказчика по причине недостаточных характеристик защиты и превышения требуемой боевой массы примерно на полторы тонны.
В дальнейшем появился проект VK 903, тоже не устроивший военных. Увеличение толщины бортовой брони на 5 мм не дало желаемого прироста защиты, а также исключило выполнение требований по массе. В дальнейшем была одобрена разработка легкого танка весом до 12-13 т, получившего название VK 1301. Эта машина, как и ее предшественники, не пошла в серию. При этом одной из главных причин отказа от нее стал заметный прогресс проекта VK 1303, разрабатывавшегося в то же время. Одновременно с этим имелись и некоторые проблемы технического характера.
Музейный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs из Сомюраю Фото Wikimedia Commons
В середине 1940 года к программе создания легкого разведывательного танка были привлечены чехословацкие компании BMM и Škoda, что привело к серьезному усилению конкуренции и некоторому ускорению работ. К концу 1941 года все участники программы представили свою новую технику на испытания. Интересен тот факт, что первый этап конкурса завершился победой легкого танка от BMM. Однако вскоре специалисты фирмы MAN усовершенствовали свой вариант бронемашины, после чего она смогла одержать победу во втором этапе программы в середине 42-го. Танк от MAN теперь предлагалось строить серийно и эксплуатировать в войсках.
Разработка проекта с условным обозначением VK 1303 стартовала в конце 1940 года. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам легких танков, специалисты фирмы MAN должны были разработать свой вариант бронемашины с требуемыми характеристиками. К этому времени заказчик согласился поднять предельную боевую массу до 13 т, что должно было в определенной мере упростить создание проекта, а также давало возможность обеспечить приемлемую защиту. Кроме того, это позволило завершить разработку нового танка в сравнительно краткие сроки, поскольку появилась возможность широко использовать существующие узлы и агрегаты без крупных доработок.
Применение готовых наработок привело к ожидаемым результатам. Внешне танк VK 1303 должен был минимально отличаться от другой техники, созданной ранее. Отдельные черты экстерьера этой машины напоминали VK 901, VK 903 и VK 1303. При этом присутствовали и некоторые заметные отличия в конструкции тех или иных агрегатов. В рамках двух новейших проектов VK 1301 и VK 1303 планировалось реализовать одни и те же идеи, однако достигать цели предлагалось разными способами и при помощи различного состава оборудования.
Прототип шасси, использовавшийся в ранних испытаниях. Фото Aviarmor.net
В проекте VK 1303 было предложено использовать имеющиеся наработки по предыдущим проектам, в том числе касающиеся конструкции корпуса и бронезащиты. Для экономии времени и сохранения преемственности новый танк должен был иметь общую компоновку, традиционную для немецкой бронетехники того времени. Двигатель помещался в корме, трансмиссия – в передней части корпуса. Обитаемые отсеки следовало размещать между ними. Также планировалось использовать отработанную форму корпуса, собираемого при помощи сварки из бронелистов разной конфигурации.
Корпус танка VK 1303 сохранил свойственную своим предшественникам лобовую часть, состоящую из трех листов толщиной по 30 мм. Нижний и средний листы располагались под разными углами к вертикали, верхний монтировался с небольшим наклоном назад. Позади лобовой части помещались вертикальные борта толщиной 20 мм. Из аналогичного листа изготавливалась корма. Крыша и днище должны были иметь толщину 13 и 10 мм соответственно. В сравнении с предыдущими разработками подбашенная коробка была расширена ввиду использования новой башни. Для более эффективного использования внутреннего пространства кормовой лист корпуса был завален назад и образовывал дополнительную нишу.
На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню, аналогичную использовавшейся в предыдущих проектах. Корпус башни состоял из нескольких листов разной формы, установленных с наклоном внутрь. Для улучшения характеристик и облегчения конструкции башня имела скосы в передней и задней частях бортов. Защита башни от обстрела спереди обеспечивалась лбом и маской толщиной по 30 мм. Борта башни предлагалось изготавливать из листов толщиной 15 мм, корму – из 20-мм. Сверху башня закрывалась наклонной 13-мм крышей. Интересной особенностью проекта VK 1303 было расположение башни в центре корпуса, а не со сдвигом к борту, как в других модификациях Pz.Kpfw.II.
Схема танка Luchs. Рисунок Барятинский М. «Разведчики боем»
Новый танк сохранил силовую установку предшественников. В кормовом моторном отсеке помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. Двигатель оснащался электростартером, но мог запускаться и при помощи ручной системы. В состав трансмиссии входили главный фрикцион сухого трения типа Mecano фирмы Fichtel & Sachs, коробка передач ZF Aphon SSG48 с шестью скоростями переднего хода и одной заднего, а также колодочные тормоза фирмы MAN. В кормовом отделении корпуса вместе с двигателем помещались два топливных бака общей емкостью 235 л.
Ходовая часть для танка VK 1303 представляла собой дальнейшее развитие агрегатов, использованных в предыдущих проектах. При этом, как и в случае с VK 1301, имело место некоторое изменение конструкции с целью усиления агрегатов и компенсации возросшей боевой массы. Ходовая часть получила по пять опорных катков диаметром 735 мм на каждый борт. Катки с резиновыми бандажами оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, передняя и задняя пары катков получали дополнительные гидравлические амортизаторы. Катки монтировались в два ряда в шахматном порядке: по три внутри и два снаружи.
Вновь были использованы спицованные ведущие колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Направляющие колеса с механизмами натяжения помещались в корме. В новом проекте была использована мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм, разработанная для одного из предыдущих разведывательных танков.
В броневой башне танка должно было размещаться все необходимое пулеметно-пушечное вооружение. Интересно, что в ходе проектирования башня и комплекс вооружения претерпели некоторые изменения. Так, в первой версии проекта VK 1303 предусматривалось асимметричное размещение установки с вооружением, но позже было решено поместить пушку на продольной оси башни. Это позволяло в определенной мере улучшить эргономику внутренних объемов башни без значительных изменений ее конструкции.
Один из полноценных прототипов. Фото Aviarmor.net
В качестве основного оружия для нового танка была выбрана 20-мм автоматическая пушка KwK 38, уже применявшаяся на нескольких предыдущих модификациях Pz.Kpfw.II. Эта пушка со стволом длиной 55 калибров могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1050 м/с и делать 220 выстрелов в минуту. Самые эффективные бронебойные боеприпасы орудия могли пробивать до 35-40 мм гомогенной брони с дистанции 100 м. Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент, помещенных в металлические короба. Внутри боевого отделения размещался боекомплект орудия из 330 снарядов.
В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект пулемета – 2250 патронов.
Наводить оружие предлагалось при помощи ручных приводов, обеспечивавших поворот башни и подъем орудийной установки. С помощью таких механизмов можно было вести огонь в любом направлении с возвышением стволов от -9° до +18°. Орудие комплектовалось прицелом TZF 6/38 фирмы Zeiss, который можно было применять для стрельбы из пушки и пулемета. Кроме того, пулемет оснащался собственным прицелом KgzF 2.
Со временем легкий танк получил дополнительное вооружение в виде двух трехствольных дымовых гранатометов. Эти устройства должны были помещаться в передней части бортов башни. Задачей 90-мм гранатометов было обеспечение маскировки в различных боевых ситуациях.
Интерьер боевого отделения. Фото Pro-tank.ru
Экипаж нового танка состоял из четырех человек. В переднем отделении управления корпуса должны были располагаться механик-водитель и радист. В крыше отделения управления имелось два люка для доступа на места экипажа. В лобовом листе и бортах корпуса располагались четыре лючка для слежения за окружающей обстановкой. На рабочем месте радиста планировалось устанавливать радиостанции FuG 12 и FuG Spr «a». Антенна одной из станций помещалась на кормовой части башни, а вторая, метелочного типа, должна была монтироваться в специальном стакане на правом борту подбашенной коробки.
В башне поместили рабочие места командира и наводчика, который также должен был выполнять функции заряжающего. Было решено отказаться от использования командирской башенки, из-за чего наблюдение теперь предлагалось осуществлять при помощи двух перископов в люках. Также на правом борту башни появился щелевой смотровой прибор.
В ходе проекта VK 1303 конструкторам фирмы MAN удалось уложиться в требования заказчика к габаритам и весу машины. Длина танка составляла 4,63 м, ширина – 2,48 м, высота – 2,21 м. Боевая масса не превышала 11,8-12 т. Расчетная максимальная скорость достигала 60 км/ч, запас хода – 290 км. Столь высокая подвижность должна была обеспечиваться сравнительно хорошими показателями удельной мощности танка: не менее 15 л.с. на тонну.
Танк Pz.Kpfw.II Ausf.L на фронте. Фото Aviarmor.net
К середине 1941 года проект VK 1303 дошел до стадии испытаний опытного шасси. На заводе MAN был собран прототип машины, не оснащавшийся полноценным корпусом и башней. Для упрощения конструкции эта машина получила пустой объем на месте боевого отделения, который частично заполнили грузом для имитации веса танка. Также опытная машина получила ветровое стекло и несколько других деталей, совершенно не характерных для боевой бронированной техники, но облегчающих работу испытателей.
Сравнительные испытания нескольких легких разведывательных танков, разработанных разными фирмами, прошли в мае-июне 1942 года. Эти испытания показали явное превосходство танка VK 1303 над другими машинами. По результатам сравнения военные сделали свой выбор – армия должна была получить легкие танки фирмы MAN. Прочие машины отличались менее высокими характеристиками и поэтому не смогли заинтересовать заказчика.
В середине 1942 года танк VK 1303 приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»). Вскоре появился заказ на серийное строительство техники. Вермахт заказал строительство и поставку 800 легких танков новой модели. Производство этой техники поручили фирмам MAN и Henschel. Осенью 1942 года (в некоторых источниках упоминается осень 43-го) с конвейера сошли первые серийные танки.
К концу 1942 года появилось предложение модернизировать новый танк с целью повышения его основных характеристик. Так, серьезные претензии вызывало использованное оружие. К этому времени 20-мм автоматическая пушка KwK 38 успела устареть и потеряла возможность поражать массовые танки противника. В связи с этим началась разработка нового варианта «Рыси» с усиленным вооружением. В некоторых источниках такая машина упоминается под обозначением VK 1303b.
Музейный образец. Фото Modelwork.pl
В качестве главного средства повышения огневой мощи была выбрана пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Такое орудие позволяло решить поставленную задачу, но требовало переделки конструкции бронемашины. Имеющаяся башня, разработанная под орудие KwK 38, не могла вместить новую пушку повышенной мощности. Была разработана новая версия башни, отличавшаяся увеличенными размерами и, по некоторым данным, отсутствием крыши.
На определенном этапе развития проекта появилось предложение оснастить танк Pz.Kpfw.II Ausf.L более мощным двигателем. Вместо имевшегося Maybach HL 66P предлагалось использовать дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. Такую переделку прошел один из серийных танков, но дальше модернизация не продвинулась. Серийные бронемашины оснащались только штатными карбюраторными двигателями.
Несмотря на все усилия, выполнить заказ на строительство восьми сотен танков нового типа так и не удалось. По разным данным, до начала 1944 года было построено не более 100-142 машин типа Luchs. Согласно некоторым источникам, несколько танков перестроили из опытных VK 1301, а остальные машины строились с нуля. В общей сложности фирмой MAN было построено не более 118 танков, а Henschel выпустила до 18 машин. В январе 1944 года производство было свернуто. К этому времени заводы-подрядчики были загружены несколькими заказами с высоким приоритетом, из-за чего они более не могли выпускать легкие танки с неоднозначными перспективами. В итоге не была выполнена даже пятая часть исходного заказа.
Вариант легкого танка с усиленным вооружением, по разным данным, не был воплощен в металле либо не вышел из стадии испытаний. В одних источниках утверждается, что такая бронемашина даже не строилась, тогда как другие говорят о сборке нескольких опытных образцов. Кроме того, встречается упоминание выпуска 31 танка с 50-мм пушками. Тем не менее, согласно большинству источников, в серию «Рысь» с пушкой KwK 39 не пошла.
Сохранившийся до наших дней танк, вид на корму. Фото Lesffi.vraiforum.com
Сохранились упоминания о двух проектах специальной техники на базе нового легкого танка. На основе существующего шасси предлагалось построить ремонтно-эвакуационную машину Bergepanzer Luchs, пригодную для обслуживания легких танков нескольких типов. Кроме того, рассматривалась возможность создания зенитной самоходной установки Flakpanzer Luchs с оригинальным боевым отделением, оснащенным 37-мм автоматической пушкой.
Первые серийные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L поступили в войска осенью 1942 года. Машины разведывательного назначения предлагалось распределять по несколько единиц между имеющимися крупными соединениями. Предполагалось, что в составе разведывательных батальонов танковых дивизий появится по новой роте, оснащенной танками Luchs. Первоначальный заказ позволял оснастить новой техникой большое количество соединений, однако на практике перевооружение затянулось, а затем было сокращено.
Ввиду остановки производства новых танков после 100-142 единиц технику успели получить лишь несколько соединений: 2-я, 3-я, 4-я и 116-я танковые дивизии, учебная дивизия Вермахта и 3-я танковая дивизия SS Totenkopf. Задачей машин, переданных батальонам этих соединений, было участие в разведке и дополнение уже имевшейся на вооружении техники.
По некоторым данным, некоторые эксплуатанты танков Pz.Kpfw.II Ausf.L остались недовольны характеристиками этой техники. Так, известно о кустарном усилении бронирования путем установки дополнительных 20-мм листов на лобовые детали корпуса. Такая доработка в условиях войсковых мастерских позволяла значительно повысить уровень защиты и живучесть машины на поле боя.
Музейный танк «выступает» перед зрителями. Фото Pro-tank.ru
Согласно большинству источников, танки Luchs активно эксплуатировались в течение длительного времени. Последние сообщения о массовом применении такой техники в интересах разведки относятся к концу 1944 года. При этом до лета 44-го машины типа «Рысь» применялись только на Восточном фронте, а после начала боев в Западной Европе часть соединений, вооруженных такой техникой, была переброшена на новый театр военных действий. Таким образом, легкие разведывательные танки, имевшиеся на вооружении нескольких дивизий, успели повоевать на всех европейских фронтах и сразиться с бронетехникой нескольких стран антигитлеровской коалиции.
Ввиду специфического сочетания защиты и огневой мощи, прямо влиявших на боевую эффективность и живучесть на поле боя, легкие разведывательные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs подвергались серьезным рискам. Они могли противостоять пехоте или легким танкам противника, но средние танки и артиллерия оказывались слишком серьезной угрозой. Как следствие, разведывательные подразделения регулярно несли потери. Более того, к концу войны почти все танки «Рысь» были выведены из строя, уничтожены или захвачены противником.
Из 100-142 построенных танков Luchs до нашего времени дожили лишь несколько машин, теперь являющихся музейными экспонатами. Танки этого типа хранятся в британском Бовингтоне, французском Сомюре, немецком Мюнстере, в российской Кубинке и в нескольких других музеях. Эта техника регулярно проходит реставрацию и находится в хорошем состоянии. Кроме того, часть машин до сих пор сохраняет работоспособность и используется в показательных выступлениях.
Проект разработки легкого разведывательного танка стартовал еще в середине 1938 года, но реальные результаты в виде серийной техники требуемого типа появились лишь осенью 42-го. Подобное затягивание работ привело к неприятным для немецкой армии последствиям. Танк образца 1942 года фактически создавался по измененному техническому заданию конца тридцатых годов, из-за чего уже не мог в полной мере отвечать требованиям своего времени. В результате было построено не более полутора сотен машин, после чего строительство свернули ввиду отсутствия заметных перспектив. Таким образом, поставленная армией задача была решена, но это произошло слишком поздно для полноценного использования новой техники.
По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.
topwar.ru
Pz.II Ausf.L «Лухс» — последний танк-разведчик вермахта
К концу 1941 года в Германии пришли к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны.
В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы «Шкода».
Танк VK 1303 приняли на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин. Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 единиц, фирма «Хеншель» — 18.
КОНСТРУКЦИЯ
Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован несколько лучше своих предшественников, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось явно недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы имел три отделения: управления (оно же — трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.
Сварная башня отличалась размерами большими, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. Вращение ее осуществлялось вручную, с помощью механизма поворота.
Вооружение танка состояло из 20-мм пушки «Рейнметалл-Борзиг» KwK 38 и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Для стрельбы из пушки наводчик пользовался телескопическим однообъективным прицелом «Uenc»TZF 6/38 с 2,5х увеличением.
Этот же прицел мог служить и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.
Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.HI модификаций J, L и М. Однако разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — она была слишком мала. К тому же это бы привело к резкому сокращению боекомплекта. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.
На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 66р мощностью 180 л. с. (132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 м³. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа «Фитчел энд Сакс» «Месапо», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN. В ходовую часть танка «Лухс», применительно к одному борту, входили пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами, направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц. Гусеница — мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 360 мм.
«Лухсы» оснащались радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fu Spr «f».
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Первые серийные «Лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако из-за незначительного количества выпущенных машин новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе.
На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «Лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявились слабость вооружения и броневой защиты танка.
В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Боевая масса, т: 11,8
- Экипаж, чел.: 4
- Габаритные размеры, мм:
— длина: 4630
— ширина: 2480
— высота: 2210
— клиренс: 400 - Максимальная скорость движения, км/ч:
— по шоссе: 60
— по местности: 30 - Запас хода, км:
— по шоссе: 290
— по местности: 175
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5091warfor.me
Легкий танк Pz-II L «Рысь» » Военное обозрение
На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей — как легких, так и тяжелых.
Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.
Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение — 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.
Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.
В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).
Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 — в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 — со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.
Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.
В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.
Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.
Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.
Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой — в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего — смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.
Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки — 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда — 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.
Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.
На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.
Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо — этилированный бензин с октановым числом 76 — размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).
Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.
В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.
«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».
Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel — 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.
Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.
До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.
topwar.ru
Лухс (танк) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Panzer. Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs» в экспозиции танкового музея в Сомюре | |
Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs» | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 11,8 |
Компоновочная схема | классическая с передним размещением трансмиссии |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы производства | 1942—1943 |
Годы эксплуатации | 1943—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 131 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4630 |
Ширина корпуса, мм | 2490 |
Высота, мм | 2113 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная поверхностно закалённая |
Лоб корпуса, мм/град. | 20—30 / 10—25° |
Борт корпуса, мм/град. | 20 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 20 / 30° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 13 |
Лоб башни, мм/град. | 30 / 10° |
Маска орудия, мм/град. | 30 |
Борт башни, мм/град. | 15 / 20° |
Корма рубки, мм/град. | 20 / 20° |
Крыша башни, мм | 13 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 20-мм KwK 38 или |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 (2 cm KwK 38) |
Боекомплект пушки | 330 (2 cm KwK 38) |
Углы ГН, град. | 360° |
Прицелы | телескопический T.Z.F.4 (для KwK 38) |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-34 |
Подвижность | |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 180 при 3200 об/мин |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
«Лухс» (нем. Luchs — рысь; полное обозначение — Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs») — немецкий лёгкий танк периода Второй мировой войны, разработанный в 1940—1942 годах фирмами «Daimler-Benz» и «MAN».
История создания
Летом 1938 года немецкие фирмы «Daimler-Benz» и «MAN» начали разработку нового разведывательного танка под индексом VK901. Данный танк позиционировался как развитие PzKpfw II, но на самом деле это была совершенно новая машина. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков состояла из пяти катков на один борт. На танк ставился двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л. с., позволявший 10,5-тонному танку развивать максимальную скорость 50 км/ч. От PzKpfw II у VK901 осталось вооружение и бронирование корпуса. В 1939 году был изготовлен прототип, и после проведения испытаний он был принят на вооружение под индексом Panzerkampfwagen II Ausführung G. С апреля 1941 по февраль 1942 года было изготовлено 12 машин, после чего производство остановили[1].
15 апреля 1939 года «Daimler-Benz» и «MAN» был выдан заказ на проектирование 13-тонного разведывательного танка, получившего обозначение VK1301[1]. Конструкция танка основывалась на VK901[2]. Главным отличием было наличие у VK1301 двухместной башни. Однако в июле 1940 года Департамент разработки и испытаний техники армейского управления вооружений подключил к программе создания 13-тонного разведывательного танка чешские фирмы «Škoda» и «BMM»[3]. В июле 1941 года фирма «MAN» изготовила шасси танка. Спустя месяц появился модернизированный вариант — VK1303. В конце января 1942 года на Куммерсдорфском полигоне начались испытания опытных образцов. «Škoda» разработала лёгкий танк Т-15, основывавшийся на LT vz.35, а «BMM» — TNH n.A., разрабатывавшийся на базе LT vz.38. По итогам первого этапа испытаний победа досталась проекту фирмы «BMM». Однако на втором этапе испытаний, проходившем в мае — июне 1942 года, победа досталась проекту «MAN»[4]. Танк был принят на вооружение вермахта под наименованием Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs» (нем. Luchs — рысь)[5].
Производство
Производственный заказ фирме «MAN» составил 800 танков. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. По данным Михаила Барятинского, до января 1944 года было изготовлено от 140 до 142 танков: 118 танков изготовила фирма «MAN», 18 — «Henschel», также, по разным данным, было выпущено от 4 до 6 танков с 50-мм пушкой KwK 39[6]. По данным британского историка Питера Чемберлена, серийное производство началось в сентябре 1943 года и продолжалось до января 1944 года. Первые 100 танков предполагалось оснащать 20-мм пушкой, а впоследствии танки должны были получить 50-мм орудия. Однако производство остановилось на 100-й машине. Ещё 4 танка были переделаны из VK 1301. Не было произведено ни одного танка с 50-мм пушкой[1]. Так или иначе, фирма «MAN» полностью заказ выполнить не смогла. Дело в том, что фирма оказалась загруженной производством танка «Пантера», а выпускать ещё и лёгкий разведывательный танк было уже выше сил фирмы[7].
Конструкция
Экипаж «Лухса» состоял из четырёх человек. Масса танка составляла 11,8 тонн[5].
На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66p мощностью 180 л. с. Запуск двигателя осуществлялся посредством электростартера. Трансмиссия состояла из двухдискового фрикциона сухого трения типа «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48, карданного вала и колодочных тормозов типа MAN[5].
Применительно к одному борту ходовая часть «Лухса» состояла из пяти обрезиненных опорных катков, диаметром 735 мм, расположенных в два ряда[1].
Корпус и башня
Сварной корпус коробчатой формы имел три отделения (управления, боевое и моторное). В лобовой части корпуса располагались механик-водитель и радист. В лобовой проекции танк имел бронирование 30 мм. Бортовое бронирование корпуса составляло 20 мм, в корме было также 20 мм. Крыша и днище корпуса имели бронирование всего 10 мм[1].
В двухместной башне размещались командир (также исполнявший обязанности наводчика) и заряжающего[5]. Башня отличалась большими размерами, относительно предшественников, однако командирская башенка у «Лухса» отсутствовала. В отличие от других модификаций PzKpfw II башня располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Лобовое бронирование башни: 30 мм, орудийная маска: 30 мм. Бортовая броня составляла 20 мм, кормовая была той же толщины. Крыша башни имела бронирование 12 мм[1].
Вооружение
Вооружение танка состояло из нарезной танковой 20-мм пушки KwK 38 и спаренного с ней пулемёта MG 34. Боекомплект состоял из 330 снарядов и 2250 патронов. Для стрельбы из пушки у наводчика имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Для стрельбы из пулемёта также имелся прицел — KgzF 2. Прицел для 20-мм пушки также мог использоваться для стрельбы из пулемёта. Углы вертикальной наводки составляли от −9° до +18°. Для запуска дымовых гранат на бортах башни устанавливались три мортирки NbK 39 калибра 90 мм[5]. Ещё в ходе проектирования было понятно, что 20-мм пушка очень существенно будет ограничивать возможности танка, поэтому с апреля 1943 года было решено начать выпуск танков с 50-мм пушкой KwK 39, однако новая пушка не помещалась в башню танка. Для решения этой проблемы было принято решение о разработке новой башни, позволявшей разместить в ней 50-мм пушку. Однако серийное производство этих машин так и не было запущено[1][5].
Патрон | Тип | Масса | Скорость | Наклон | 100 м | 500 м | 1000 м |
---|---|---|---|---|---|---|---|
PzGr. | бронебойный | 148 г | 780 м/с | 30° | 20 мм | 14 мм | 9 мм |
PzGr. 40 | подкалиберный | 100 г | 1050 м/с | 30° | 40 мм | 20 мм | / |
Радиостанция и приборы наблюдения
На «Лухс» ставились радиостанции FuG 12 и коротковолновые Fu.Spr.f[1]. На крыше башни было смонтировано два перископических прибора: один устанавливался на крыше командирского люка, а другой — на крышке люка заряжающего. У него также был собственный смотровой прибор, смонтированный в правом борту башни[5].
Боевое применение
В войска «Лухсы» начали поступать осенью 1942 года. Предполагалось вооружать этими танками одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако новые танки получили очень немногие соединения вермахта, так как количество выпущенных машин было невелико. Танки получили 2-я, 3-я, 4-я, 116-я и учебная танковые дивизии, а также танковая дивизия СС «Мёртвая голова». В этих соединениях «Лухсы» использовались вплоть до окончания Второй мировой войны[1]. В некоторых частях лобовую броню танка усиливали дополнительными 20-мм бронелистами. Подобное усиление было осуществлено в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии[5].
Сохранившиеся экземпляры
Напишите отзыв о статье «Лухс (танк)»
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Питер Чемберлен, 2003, с. 36.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 125.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 138.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 143.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Михаил Барятинский, 2014, с. 125.
- ↑ Михаил Барятинский, 2014, с. 127.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 150.
- ↑ Heereswaffenamt. Gerätliste. Berlin: Oberkommando des Heeres, 1943. 413 p. D 97/1+.
- ↑ JENTZ, Thomas L., DOYLE, Hilary Louis & SARSON, Peter. New Vanguard 19 — StuG III Assault Gun, 1940—1942. Oxford: Osprey Publishing, 1996.
- ↑ PAWLAS, Karl R. Waffen-Revue W 127 — Datenblätter für Heeres: Waffen, Fahrzeuge und Gerät. Nürnberg: Publizistisches Archiv für Militär- und Waffenwessen, 1976. 248.
Литература
- Барятинский М. Б. Panzerkampfwagen II // Броня Гитлера. Все танки 3 Рейха. — М.: Яуза, 2014. — 1000 экз.
- Питер Чемберлен и Хилари Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 271 с. — 5100 экз.
- Алексей Калинин. Panzerkampfwagen 38(t). — М.: Тактикал Пресс, 2013. — 5000 экз.
- Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.: Иллюстрированный справочник. — М.: АСТ, 2003. — 271 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016501-3.
- Walter J. Spielberger. Die Panzerkampfwagen I und II und ihre Abarten. — Motorbuch Verlag Stuttgart. — Bd. 2. — ISBN 3-87943-335-6.
- Барятинский М. Б. [armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzII/luchs/ Танки «Luchs» и «Leopard» — разведчики боем] // Моделист-конструктор. — 2011. — № 11.
Ссылки
- [www.achtungpanzer.com/panzerkampfwagen-ii.htm Panzerkampfwagen II Sd.Kfz. 121] (англ.). Achtung Panzer!.
|
Отрывок, характеризующий Лухс (танк)
Когда он приехал домой, уже смеркалось. Человек восемь разных людей побывало у него в этот вечер. Секретарь комитета, полковник его батальона, управляющий, дворецкий и разные просители. У всех были дела до Пьера, которые он должен был разрешить. Пьер ничего не понимал, не интересовался этими делами и давал на все вопросы только такие ответы, которые бы освободили его от этих людей. Наконец, оставшись один, он распечатал и прочел письмо жены.«Они – солдаты на батарее, князь Андрей убит… старик… Простота есть покорность богу. Страдать надо… значение всего… сопрягать надо… жена идет замуж… Забыть и понять надо…» И он, подойдя к постели, не раздеваясь повалился на нее и тотчас же заснул.
Когда он проснулся на другой день утром, дворецкий пришел доложить, что от графа Растопчина пришел нарочно посланный полицейский чиновник – узнать, уехал ли или уезжает ли граф Безухов.
Человек десять разных людей, имеющих дело до Пьера, ждали его в гостиной. Пьер поспешно оделся, и, вместо того чтобы идти к тем, которые ожидали его, он пошел на заднее крыльцо и оттуда вышел в ворота.
С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видал больше Пьера и не знал, где он находился.
Ростовы до 1 го сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе.
После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.
В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.
Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го.
С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться.
В продолжение этих трех дней, предшествовавших пленению Москвы, все семейство Ростовых находилось в различных житейских хлопотах. Глава семейства, граф Илья Андреич, беспрестанно ездил по городу, собирая со всех сторон ходившие слухи, и дома делал общие поверхностные и торопливые распоряжения о приготовлениях к отъезду.
Графиня следила за уборкой вещей, всем была недовольна и ходила за беспрестанно убегавшим от нее Петей, ревнуя его к Наташе, с которой он проводил все время. Соня одна распоряжалась практической стороной дела: укладываньем вещей. Но Соня была особенно грустна и молчалива все это последнее время. Письмо Nicolas, в котором он упоминал о княжне Марье, вызвало в ее присутствии радостные рассуждения графини о том, как во встрече княжны Марьи с Nicolas она видела промысл божий.
– Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было!
Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.
31 го августа, в субботу, в доме Ростовых все казалось перевернутым вверх дном. Все двери были растворены, вся мебель вынесена или переставлена, зеркала, картины сняты. В комнатах стояли сундуки, валялось сено, оберточная бумага и веревки. Мужики и дворовые, выносившие вещи, тяжелыми шагами ходили по паркету. На дворе теснились мужицкие телеги, некоторые уже уложенные верхом и увязанные, некоторые еще пустые.
Голоса и шаги огромной дворни и приехавших с подводами мужиков звучали, перекликиваясь, на дворе и в доме. Граф с утра выехал куда то. Графиня, у которой разболелась голова от суеты и шума, лежала в новой диванной с уксусными повязками на голове. Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию). Соня присутствовала в зале при укладке хрусталя и фарфора. Наташа сидела в своей разоренной комнате на полу, между разбросанными платьями, лентами, шарфами, и, неподвижно глядя на пол, держала в руках старое бальное платье, то самое (уже старое по моде) платье, в котором она в первый раз была на петербургском бале.
Наташе совестно было ничего не делать в доме, тогда как все были так заняты, и она несколько раз с утра еще пробовала приняться за дело; но душа ее не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать что нибудь не от всей души, не изо всех своих сил. Она постояла над Соней при укладке фарфора, хотела помочь, но тотчас же бросила и пошла к себе укладывать свои вещи. Сначала ее веселило то, что она раздавала свои платья и ленты горничным, но потом, когда остальные все таки надо было укладывать, ей это показалось скучным.
wiki-org.ru
Лукс | |
---|---|
Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs» в экспозиции танкового музея в Сомюре | |
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 11,8 |
Компоновочная схема | классическая с передним размещением трансмиссии |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы производства | 1942—1943 |
Годы эксплуатации | 1943—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 131 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 4630 |
Ширина, мм | 2490 |
Высота, мм | 2113 |
Тип брони | стальная катаная поверхностно закалённая |
Лоб корпуса, мм/град. | 20—30 / 10—25° |
Борт корпуса, мм/град. | 20 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 20 / 30° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 13 |
Лоб башни, мм/град. | 30 / 10° |
Маска орудия, мм/град. | 30 |
Борт башни, мм/град. | 15 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 20 / 20° |
Крыша башни, мм | 13 |
Калибр и марка пушки | 20-мм KwK 38 или 50-мм KwK 39 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 (2 cm KwK 38) 60 (5 cm KwK 39) |
Боекомплект пушки | 330 (2 cm KwK 38) |
Углы ГН, град. | 360° |
Прицелы | телескопический T.Z.F.4 (для KwK 38) |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-34 |
Боекомплект пулемётов | 2550 |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 180 при 3200 об/мин |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2 |
Тип подвески |
ru-wiki.ru
Лухс (танк) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Panzer.Лукс | |
---|---|
Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs» в экспозиции танкового музея в Сомюре | |
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 11,8 |
Компоновочная схема | классическая с передним размещением трансмиссии |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы производства | 1942—1943 |
Годы эксплуатации | 1943—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 131 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 4630 |
Ширина, мм | 2490 |
Высота, мм | 2113 |
Тип брони | стальная катаная поверхностно закалённая |
Лоб корпуса, мм/град. | 20—30 / 10—25° |
Борт корпуса, мм/град. | 20 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 20 / 30° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 13 |
Лоб башни, мм/град. | 30 / 10° |
Маска орудия, мм/град. | 30 |
Борт башни, мм/град. | 15 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 20 / 20° |
Крыша башни, мм | 13 |
Калибр и марка пушки | 20-мм KwK 38 или 50-мм KwK 39 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 (2 cm KwK 38) 60 (5 cm KwK 39) |
Боекомплект пушки | 330 (2 cm KwK 38) |
Углы ГН, град. | 360° |
Прицелы | телескопический T.Z.F.4 (для KwK 38) |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-34 |
Боекомплект пулемётов | 2550 |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 180 при 3200 об/мин |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Медиафайлы на Викискладе |
«Luchs» (нем. Luchs — рысь; полное обозначение — Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs») — немецкий лёгкий танк периода Второй мировой войны, разработанный в 1940—1942 годах фирмами «Daimler-Benz» и «MAN».
История создания
Летом 1938 года немецкие фирмы «Daimler-Benz» и «MAN» начали разработку нового разведывательного танка под индексом VK901. Данный танк позиционировался как развитие PzKpfw II, но на самом деле это была совершенно новая машина. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков состояла из пяти катков на один борт. На танк ставился двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л. с., позволявший 10,5-тонному танку развивать максимальную скорость 50 км/ч. От PzKpfw II у VK901 осталось вооружение и бронирование корпуса. В 1939 году был изготовлен прототип, и после проведения испытаний он был принят на вооружение под индексом Panzerkampfwagen II Ausführung G. С апреля 1941 по февраль 1942 года было изготовлено 12 машин, после чего производство остановили[1].
15 апреля 1939 года «Daimler-Benz» и «MAN» был выдан заказ на проектирование 13-тонного разведывательного танка, получившего обозначение VK1301[1]. Конструкция танка основывалась на VK901[2]. Главным отличием было наличие у VK1301 двухместной башни. Однако в июле 1940 года Департамент разработки и испытаний техники армейского управления вооружений подключил к программе создания 13-тонного разведывательного танка чешские фирмы «Škoda» и «BMM»[3]. В июле 1941 года фирма «MAN» изготовила шасси танка. Спустя месяц появился модернизированный вариант — VK1303. В конце января 1942 года на Куммерсдорфском полигоне начались испытания опытных образцов. «Škoda» разработала лёгкий танк Т-15, основывавшийся на LT vz.35, а «BMM» — TNH n.A., разрабатывавшийся на базе LT vz.38. По итогам первого этапа испытаний победа досталась проекту фирмы «BMM». Однако на втором этапе испытаний, проходившем в мае — июне 1942 года, победа досталась проекту «MAN»[4]. Танк был принят на вооружение вермахта под наименованием Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs» (нем. Luchs — рысь)[5].
Производство
Производственный заказ фирме «MAN» составил 800 танков. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. По данным Михаила Барятинского, до января 1944 года было изготовлено от 140 до 142 танков: 118 танков изготовила фирма «MAN», 18 — «Henschel», также, по разным данным, было выпущено от 4 до 6 танков с 50-мм пушкой KwK 39[6]. По данным британского историка Питера Чемберлена, серийное производство началось в сентябре 1943 года и продолжалось до января 1944 года. Первые 100 танков предполагалось оснащать 20-мм пушкой, а впоследствии танки должны были получить 50-мм орудия. Однако производство остановилось на 100-й машине. Ещё 4 танка были переделаны из VK 1301. Не было произведено ни одного танка с 50-мм пушкой[1]. Так или иначе, фирма «MAN» полностью заказ выполнить не смогла. Дело в том, что фирма оказалась загруженной производством танка «Пантера», а выпускать ещё и лёгкий разведывательный танк было уже выше сил фирмы[7].
Конструкция
Экипаж «Лухса» состоял из четырёх человек. Масса танка составляла 11,8 тонн[5].
На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66p мощностью 180 л. с. Запуск двигателя осуществлялся посредством электростартера. Трансмиссия состояла из двухдискового фрикциона сухого трения типа «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48, карданного вала и колодочных тормозов типа MAN[5].
Применительно к одному борту ходовая часть «Лухса» состояла из пяти обрезиненных опорных катков, диаметром 735 мм, расположенных в два ряда[1].
Корпус и башня
Сварной корпус коробчатой формы имел три отделения (управления, боевое и моторное). В лобовой части корпуса располагались механик-водитель и радист. В лобовой проекции танк имел бронирование 30 мм. Бортовое бронирование корпуса составляло 20 мм, в корме было также 20 мм. Крыша и днище корпуса имели бронирование всего 10 мм[1].
В двухместной башне размещались командир (также исполнявший обязанности наводчика) и заряжающий[5]. Башня отличалась большими размерами, относительно предшественников, однако командирская башенка у «Лухса» отсутствовала. В отличие от других модификаций PzKpfw II башня располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Лобовое бронирование башни: 30 мм, орудийная маска: 30 мм. Бортовая броня составляла 20 мм, кормовая была той же толщины. Крыша башни имела бронирование 12 мм[1].
Вооружение
Вооружение танка состояло из нарезной танковой 20-мм пушки KwK 38 и спаренного с ней пулемёта MG 34. Боекомплект состоял из 330 снарядов и 2250 патронов. Для стрельбы из пушки у наводчика имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Для стрельбы из пулемёта также имелся прицел — KgzF 2. Прицел для 20-мм пушки также мог использоваться для стрельбы из пулемёта. Углы вертикальной наводки составляли от −9° до +18°. Для запуска дымовых гранат на бортах башни устанавливались три мортирки NbK 39 калибра 90 мм[5]. Ещё в ходе проектирования было понятно, что 20-мм пушка очень существенно будет ограничивать возможности танка, поэтому с апреля 1943 года было решено начать выпуск танков с 50-мм пушкой KwK 39, однако новая пушка не помещалась в башню танка. Для решения этой проблемы было принято решение о разработке новой башни, позволявшей разместить в ней 50-мм пушку. Однако серийное производство этих машин так и не было запущено[1][5].
Патрон | Тип | Масса | Скорость | Наклон | 100 м | 500 м | 1000 м |
---|---|---|---|---|---|---|---|
PzGr. | бронебойный | 148 г | 780 м/с | 30° | 20 мм | 14 мм | 9 мм |
PzGr. 40 | подкалиберный | 100 г | 1050 м/с | 30° | 40 мм | 20 мм | / |
Радиостанция и приборы наблюдения
На «Лухс» ставились радиостанции FuG 12 и коротковолновые Fu.Spr.f[1]. На крыше башни было смонтировано два перископических прибора: один устанавливался на крыше командирского люка, а другой — на крышке люка заряжающего. У него также был собственный смотровой прибор, смонтированный в правом борту башни[5].
Боевое применение
В войска «Лухсы» начали поступать осенью 1942 года. Предполагалось вооружать этими танками одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако новые танки получили очень немногие соединения вермахта, так как количество выпущенных машин было невелико. Танки получили 2-я, 3-я, 4-я, 116-я и учебная танковые дивизии, а также танковая дивизия СС «Мёртвая голова». В этих соединениях «Лухсы» использовались вплоть до окончания Второй мировой войны[1]. В некоторых частях лобовую броню танка усиливали дополнительными 20-мм бронелистами. Подобное усиление было осуществлено в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии[5].
Сохранившиеся экземпляры
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Питер Чемберлен, 2003, с. 36.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 125.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 138.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 143.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Михаил Барятинский, 2014, с. 125.
- ↑ Михаил Барятинский, 2014, с. 127.
- ↑ Алексей Калинин, 2013, с. 150.
- ↑ Heereswaffenamt. Gerätliste. Berlin: Oberkommando des Heeres, 1943. 413 p. D 97/1+.
- ↑ JENTZ, Thomas L., DOYLE, Hilary Louis & SARSON, Peter. New Vanguard 19 — StuG III Assault Gun, 1940—1942. Oxford: Osprey Publishing, 1996.
- ↑ PAWLAS, Karl R. Waffen-Revue W 127 — Datenblätter für Heeres: Waffen, Fahrzeuge und Gerät. Nürnberg: Publizistisches Archiv für Militär- und Waffenwessen, 1976. 248.
Литература
- Барятинский М. Б. Panzerkampfwagen II // Броня Гитлера. Все танки 3 Рейха. — М.: Яуза, 2014. — 1000 экз.
- Питер Чемберлен и Хилари Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 271 с. — 5100 экз.
- Алексей Калинин. Panzerkampfwagen 38(t). — М.: Тактикал Пресс, 2013. — 5000 экз.
- Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.: Иллюстрированный справочник. — М.: АСТ, 2003. — 271 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016501-3.
- Walter J. Spielberger. Die Panzerkampfwagen I und II und ihre Abarten. — Motorbuch Verlag Stuttgart. — Bd. 2. — ISBN 3-87943-335-6.
- Барятинский М. Б. Танки «Luchs» и «Leopard» — разведчики боем // Моделист-конструктор. — 2011. — № 11.
Ссылки
| |||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
wikiredia.ru
Немецкий легкий танк «Лухс». История танка (1916 – 1996)
Немецкий легкий танк «Лухс»
Еще в 1939 году была предпринята попытка придать большую подвижность разведывательным частям, снабдив их гусеничными машинами. Управление вооружений 15 сентября 1939 года выдало заказ на такую машину фирме MAN. Фирма решила использовать узлы своих опытных танков VK901 и VK601, на основе которых был создан экспериментальный VK1301, окончательная модель VK1303, выполненная из мягкой стали, появившаяся в апреле 1942 года, оказалось много лучше существующих легких танков: широкие гусеницы и современная ходовая часть уменьшили давление на грунт, улучшив проходимость. При шести передачах вперед и двух коробках передач получалось 12 скоростей, что и нужно разведчику.
В дополнение к обычным стеклоблокам в крыше башни установили два перископа кругового обзора (один – в люке командира, другой – в крыше для наводчика). Танк оснащался двумя приемопередающими радиостанциями. Экипаж – командир, наводчик, водитель и радист.
Заказ на 800 танков, названных «Лухс», предусматривал, что только первые 100 будут вооружены 20-мм пушкой, а последующие – 50- мм с длиной ствола 60 калибров. С сентября 1943 по январь 1944 года выпустили 100 танков и заказ аннулировали, еще 4 были переделаны на VKI301, 50-мм пушку они так и не получили.
«Лухс» отличался высокой скоростью, но к моменту поступления в разведывательные батальоны танковых дивизий устарел из-за слабого вооружения.
Немецкий танк T-IIIJ
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
tech.wikireading.ru