КВ-7 Тяжелый танк прорыва — aviArmor

Разработчик: КБ ЧКЗ \ СКБ-2
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Причина завершения работ: техническая недоведенность и несоответствие ТТЗ.

Тяжелый танк прорыва «Объект 227», или как его чаще называли — КВ-7, стал апогеем развития «танков прорыва» созданных на шасси серийного КВ-1. Поздней осенью 1941 г., когда уже было налажено производство серийной продукции на ЧКЗ, КБ этого завода получило задание на разработку нового танка с более мощным вооружением и улучшенной подвижностью. Общее проектирование осуществляли инженеры Л.Е.Сычев и Г.Н.Москвин, а вопросами вооружения заведовали Л.И.Горлицкий и Н.В.Курин с завода Уралмаш.

В отличии от остальных проектов КВ-7 больше соответствовал САУ огневой поддержки, чем танку прорыва. Вооружение решили услить весьма радикальным способом. Вместо одного крупнокабирного орудия на танке хотели установить три (!) 76,2-мм танковые пушки ЗиС-5. Столь внушительное число стволов объясняется не гигантоманией конструкторов, а отсутствием мощной пушки калибра 85-122 мм, которая была бы пригодна для установки на танк. Вскоре от этой идеи отказались в виду нереальности её осуществления, и спроектировали новый вариант, вооружение которого состояло из одного центрального 76,2-мм орудия Ф-34 и двух дополнительных 45-мм пушек 20К. Выбор в сторону столь странного симбиоза был не случаен, поскольку наркомат танкопрома всё ещё находился под влиянием довоенных теорий. Считалось, что Ф-34 будет успешно бороться с танками противника, а «сорокопятки» будут действовать против легкой бронетехники. Для поражения особо прочных целей предусмотрели залповую стрельбу из всех трёх орудий. Угол вертикальной наводки составлял -5°+15°, угол горизонтальной наводки ±7,5°. Боевая скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту. Боезапас для 76-мм пушки равнялся 93 снарядам, для двух 45-мм пушек — 200 снарядов. Проектирование и сборку этой стрелковой установки, названной У-13, поручили УЗТМ. пулемётное вооружение КВ-7 состояло из трех 7,62-мм пулеметов ДТ: один лобовой в корпусе танка, один кормовой в рубке и один в маленькой башенке на люке боевого отделения.

Бронекорпус танка тоже подвергли значительным доработкам. Прежде всего, из-за невозможности установить в башне три орудия вместо неё сконструировали объёмную бронированную рубку, с тощиной лобовых и бортовых листов 75 мм с 20-мм накладной бронёй . В ней размещались командир танка, наводчик и два заряжающих, а также весь боекомплект к пушкам. Стрелок-радист и механик-водитель сидели в передней части танка. Бронекорпус КВ-7 сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм, орудийная установка защищалась подвижной бронемаской толщиной 100 мм.

На танке устанавливался четырёхтактный V-образным 12-цилиндровымй дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. Пуск двигателя обеспечивался двумя стартёрами СМТ-4628 мощностью 6 л.с. каждый или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 литров в боевом отделении машины. КВ-7 имела плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

По опыту эксплуатации серийных КВ-1 смотровое оборужование КВ-7 значительно улучшили. В крыше броневой рубки устанавливались шесть призменных смотровых приборов, защищённых броневым прикрытием. Ещё двумя такими приборами оснащались рабочие места механика-водителя и стрелка из курсового пулемёта. Для ведения огня самоходка оснащалась прицелом ТМФД-7. Шаровые установки пулемётов ДТ могли оснащаться телескопическим прицелом ПУ от снайперской винтовки.

Ходовая часть танка состояла из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми литыми поддерживающими катками без резиновых бандажей. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Параллельно, видимо в целях подстраховки, был разработан второй вариант КВ-7. Он вооружался двумя 76,2-мм орудиями ЗиС-5 в установке У-14, схожей по конструкции с У-13. Скорострельность из обеих орудий достигла 15 выстрелов в минуту, при этом пулемётное вооружение было сохранено, но по сравнению с первым вариантом изменения коснулись укладки боекомплекта. Теперь боезапас составлял 150 унитарных выстрелов к орудиям, 2646 патронов к ДТ (42 диска) и 30 ручных гранат Ф-1. В современной литературе танк с тремя пушками именуется как КВ-7-I, а двухпушечный вариант — КВ-7-II.

Постройка первого опытного образца была завершена в ноябре 1941 г., и 29 декабря он был отправлен в Москву для прохождения совместных испытаний с КВ-8, которые проводились в присутствии К.И.Ворошилова, начальника ГАБТУ И.Федоренко и начальника ГАУ Н.Н.Воронова. Их результаты обнадеживающими назвать было трудно. Как и прежде отмечалась низкая нажежность трансмиссии танка, почти без изменений перешедшей от серийного КВ-1. В боевом отделении было явно недостаточно места для комфортной работы шести членов экипажа, а вести стрельбу по двум различным целям оказалось практически невозможно, так как 76 или 45-мм пушкам требовались различные прицелы. По защищенности КВ-7 был аналогчен КВ-1 с литой башней, в то время как по боевой эффективности он явно уступал серийным танкам.

В апреле 1942 г. проходил испытания КВ-7-II. И здесь больших успехов добиься не удалось — советский «танк-САУ» не имел существенных преимуществ перед КВ-1, а 76,2-мм пушки были нужны для выпуска серийных танков.

Последнее слово осталось за Сталиным, который после рассмотрения данных об испытаниях КВ-7 спросил:

«Зачем нужно три пушки? Лучше установить одну, но хорошую…»

Собственно после этого никто больше не поднимал вопрос о многопушечных вариантах КВ и проект в скором времени был закрыт. Впоследствии трехпушечный танк был разобран, а КВ-7-II осталяся в виде музейного экспоната.

Источники:
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. «Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг.» Издательский центр «Экспринт», 2005
Карпенко А. В. Тяжёлые советские САУ //Танкомастер № 4, 2001

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ТАНКА
КВ-7-I обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА47500 кг
ЭКИПАЖ, чел.6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм6750
Ширина, мм3250
Высота, мм2450
Клиренс, мм?
ВООРУЖЕНИЕодна 76,2-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20К, три 7,62-мм пулемета ДТ или две 76,2-мм пушки Ф-34 и три 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ93 снаряда к 76,2-мм пушке, 200 снарядов к 45-мм пушке, 3591 патрон \ 150 снарядов к пушкам и 2646 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯприцел ТМФД-7
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 75+20 мм
борт корпуса — 75 мм
корма корпуса — 60 мм
лоб рубки — 75 мм
борт рубки — 75 мм
крыша — 20 мм
днище — 20-30 мм
ДВИГАТЕЛЬВ-2К, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа с 5-скоростной коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 6 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ34 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 225 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м1,20
Глубина брода, м1,60
Ширина рва, м2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-3

aviarmor.net

Три плюс два. Опытная самоходка КВ-7, «Объект 227» » Военное обозрение

В первые несколько месяцев Великой Отечественной войны проявилось множество преимуществ и недостатков советского оружия и военной техники. Что-то показывало превосходные результаты, а показатели других типов в боевой обстановке не оправдывали ожиданий. К примеру, существующие танки, в том числе и тяжелые КВ-1, не всегда справлялись с возлагаемыми на них задачами. Бронирование и ходовые качества были достаточными, но порой не хватало огневой мощи. Войскам была нужна новая бронемашина, имеющая более серьезное вооружение. Кроме того, бойцы были бы не прочь получить танк с удобным боевым отделением.

Осенью 41-го решить все возникшие проблемы собрались на Челябинском Кировском заводе. Конструкторы Л.И. Горлицкий и Н.В. Кудрин инициировали начало работ по созданию нового танка. Проект получил название «Объект 227» или КВ-7. В качестве основы для новой бронемашины была взята уже освоенная в серии ходовая часть танка КВ-1. Компоновку исходного танка решили не изменять и так же размещать боевое отделение в средней части бронекорпуса. Куда большие проблемы возникли с вооружением. На осень 1941 года самым большим калибром среди всех имевшихся танковых пушек обладали 76-миллиметровые Ф-34 и ЗиС-5. Однако, как выяснилось из боевого применения танков Т-34 и КВ-1 в первые месяцы войны, они были недостаточным оружием для тяжелого танка прорыва. У челябинских инженеров не было возможность ждать новое орудие большего калибра. Пришлось обходиться имеющимися типами вооружений.

Сначала поступило предложение оснастить «Объект 227» сразу тремя 76-мм пушками ЗиС-5. По мнению предложивших это конструкторов, батарея из трех пушек могла бы дать новому танку достаточную огневую мощь, не требуя при этом значительного перестроения производства и логистики. Однако три 76-мм орудия никак не получалось вписать во вращающуюся башню. После ряда безуспешных попыток перекомпоновать боевое отделение или башню инженеры решили отказаться от последней. По новому предложению три ЗиС-5 должны были располагаться в неподвижной бронированной рубке. Таким образом, КВ-7 становился не танком, но самоходной артиллерийской установкой. Конструкторы с ЧКЗ не ставили своей целью точное соблюдение терминологии и продолжили работы по теме «227» уже в виде САУ.

Тем не менее, даже отказ от вращающейся башни не дал практически никакого толку в деле оснащения новой САУ тремя пушками ЗиС-5. Размер казенников и противооткатных устройств пушек требовал не только убрать поворотный механизм, но и расширить рубку до неприличных размеров – ее боковые стенки в таком случае должны были быть чуть ли не за уровнем внешних обводов гусениц. Само собой, после такого результата предварительного проектирования три ЗиС-5 были отвергнуты за бесполезностью. Второй вариант вооружения самоходки КВ-7 предполагал установку одной 76-мм пушки Ф-34 и двух 45-мм 20К. Все три орудия предлагалось устанавливать на одном опорном блоке, обозначенном индексом У-13. На единой раме монтировалась общая люлька с тремя «комплектами» креплений для противооткатных устройств. Конструкция У-13 позволяла одновременно производить нацеливание всех трех пушек как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Рассматривалась возможность обеспечения каждой пушки собственными средствами наведения, но такая возможность значительно усложняла конструкцию. Примечательно, что при проектировании КВ-7 впервые в нашей стране была создана т.н. рамочная система крепления орудия. Впоследствии аналогичные механизмы будут применяться почти на всех советских самоходках того времени. Рамочное крепление имело большие преимущества перед ранее применявшимся т.н. тумбовым, в первую очередь, в эргономическом аспекте. Использованный узел крепления У-13 позволял наводить все три пушки в пределах 15° в стороны от продольной оси в горизонтальной плоскости и от -5° до +15° в вертикальной. Прицеливание пушек Ф-34 и 20К производилось при помощи телескопического прицела ТМДФ-7. Дополнительное вооружение самоходки состояло из трех пулеметов ДТ. Два из них размещались в шаровых установках в лобовом листе корпуса и кормовом листе рубки. Кроме того, в распоряжении экипажа из шести человек был еще один аналогичный пулемет, который в случае необходимости можно было использовать в качестве запасного или зенитного. Боекомплект самоходки составлял 93 76-мм снаряда, 200 45-миллиметровых, 40 дисков для пулеметов и 30 гранат.

Бронированная рубка изготовлялась из катаных бронелистов с толщиной от 75 мм (лоб) до 30 мм (крыша). Лоб и борта рубки располагались под углами к вертикальной плоскости. Маска пушек имела толщину 100 миллиметров и была выполнена подвижной. Кроме того, зазор между маской и листами рубки оснащался дополнительными щитками. Конструкция бронекорпуса ходовой части танка-основы КВ-1 не претерпела каких-либо изменений, кроме доработок для установки рубки. На опытном экземпляре КВ-7 с тремя пушками устанавливался 12-цилиндровый дизель В-2К мощностью 600 лошадиных сил. Трансмиссия была полностью скопирована с КВ-1. Похожим образом дело обстояло с топливной системой, подвеской, гусеницами и т.д.

Сборка первого опытного экземпляра САУ проекта «Объект 227» была завершена уже в декабре 41-го. Тогда же начались испытания. Ходовые качества новой самоходки не сильно отличались от танка КВ-1 – сказалась примененная ходовая часть и новый двигатель. А вот на пробных стрельбах возникли серьезные проблемы. Как оказалось, самоходка КВ-7 просто не могла одновременно вести огонь из всех трех орудий, что не позволило производить более 12 выстрелов в минуту. По причине разных калибров и мощностей боеприпасов каждая пушка или, как минимум, каждый тип пушек требовал отдельного прицела. Таким образом, один прицел ТМДФ-7, предназначенный для использования с пушкой Ф-34, не справлялся со своими обязанностями. Еще одна проблема конструкции выяснилась при стрельбе из крайних 45-миллиметровых пушек. Из-за особенностей креплений системы У-13 выстрел из пушки 20К сдвигал все орудия и сбивал наводку. Наконец, единая система креплений для всех трех пушек не позволяла одновременно обстреливать более одной цели. Было решено продолжить модернизацию этого варианта КВ-7 для повышения эффективности огня.

Одновременно с трехпушечным вариантом «Объекта 227» в конструкторском бюро ЧКЗ создавался и двухпушечный. Словно предвидя проблемы с прицеливанием орудий различного калибра, Горлицкий и Кудрин предложили разработать версию самоходки «227» с двумя орудиями одинакового калибра. В качестве вооружения для проекта КВ-7-II были предложены все те же ЗиС-5. На основе креплений системы У-13 была сделана установка У-14, рассчитанная на установку двух трехдюймовых орудий. Две пушки ЗиС-5 на установке У-14 были смонтированы на второй опытный экземпляр новой САУ. Конструкция рубки при этом почти не изменилась – пришлось переделать только маску орудий и несколько других деталей. Также пришлось переделать укладку боекомплекта для пушек. Применение двух одинаковых орудий позволило упростить ее «организацию» и разместить в боевом отделении 150 снарядов. Состав и боекомплект пулеметного вооружения, равно как и гранаты, перешли к КВ-7-II безо всяких изменений.

Создание двухпушечной самоходной артустановки заняло больше времени и испытания КВ-7-II начались только в апреле 1942 года. Единый калибр обоих орудий значительно облегчил работу экипажа, а в перспективе мог упростить проблему снабжения. После нескольких дней тренировок экипаж испытателей смог достичь боевой скорострельности в 15 выстрелов в минуту. Это было больше, чем у первого варианта КВ-7. Однако этим превосходство над трехпушечной машиной и ограничилось. Ходовые показатели КВ-7-II были точно такими же, а эргономика боевого отделения, если и улучшилась, то ненамного. Похожим образом дело обстояло и в сравнении самоходок КВ-7 обеих версий с исходным танком КВ-1.

В конце весны 42-го вопрос судьбы «Объекта 227» вышел на высший уровень. В ходе обсуждения результатов испытаний и перспектив самоходки в качестве вооружения для Красной Армии прозвучала фраза, которая поставила крест на ее принятии на вооружение. Кто-то из военного руководства Советского Союза спросил: «Зачем нужно две или три пушки? Одна, но хорошая будет гораздо лучше». Ряд источников приписывает эти слова товарищу Сталину. Однако другие советские военачальники тоже не видели в проекте КВ-7 каких-либо преимуществ перед имеющейся техникой. Установка более мощных орудий также вряд ли могла сделать КВ-7 перспективной системой. По результатам обсуждения в верхах проект был закрыт. Первый экземпляр «Объекта 227», оснащенный тремя орудиями, был разобран и в дальнейшем использовался в качестве платформы для испытаний другой техники. КВ-7-II с двумя пушками ЗиС-5 долгое время стоял в одном из цехов ЧКЗ, став в некотором роде музейным экспонатом.


По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://raigap.livejournal.com/
http://battlefield.ru/

topwar.ru

Танки КВ 7-го мехкорпуса. — Книга про КВ — LiveJournal

     Ув. belarus22 разместил у себя серию материалов по определению местоположения известных по немецким фотографиям танков КВ из танковых дивизий 7-й мехкорпуса и установлению по архивным документам их точных заводских номеров.

     Первую часть трудов ув. belarus22 перетаскиваю к себе ниже. Речь в ней пойдет о судьбе двух танков КВ-1 и двух танков КВ-2 из 14-й танковой дивизии, которые были потеряны недалеко от моста через речку Черногостницу.

Оригинал взят у belarus22 в Танки КВ 7-го мк. 14-я тд, 27-й тп. КВ-1 № 4659 и № 4661, КВ-2 № 4714 и № 4696

В 33 км западнее Витебска есть деревня Черногостье. Расположена деревня на берегу небольшой речушки — Черногостницы, которая в двух километрах севернее деревни впадает в Западную Двину. В начале июля 1941 года здесь наступала на боевые порядки немецкой 7.Pz.Div. наша 14-я танковая дивизия 7-го мк.
6 июля разведку боем проводил в этом месте 1-й танковый батальон 27-го тп под командованием Героя Советского Союза капитана Хараборкина Георгия Филимоновича. При попытке подойти и форсировать Черногостницу был подбит вражеским снарядом танк КВ-2 командира батальона с заводским номером № 4696 (в акте на списание машины ошибочно указан другой номер). В ходе пожара и детонации боекомплекта танк был разрушен.
КБ-на к-н Хараборкин Г.Ф. — погиб

КМ — л-т Муравский Захар Афанасьевич — погиб
Плостун — госпиталь
МВ кр-ц Шаповалов — жив
Лепский — погиб
Нендадзе- погиб.
Фотография этого танка:

Рядом с КВ-2 № 4696 в ходе этой же атаки завяз и был оставлен второй КВ-2 № 4714, на котором хорошо виден белый ромб с 4-й (тактический знак 27-го тп 14-й тд).

Обстоятельства потери танка: 6.7.41г. участвовал в бою у д. Черногостье. Танк засел в болото и была пробита снарядом противника маска. Было повреждено противооткатное устрво, пробиты масляные бачки, повреждена ходовая часть. Пулеметы, затвор, оптика диски сняты и сданы на танк к-ра роты л-та Сергеева, где и сгорели 10.07.41г. Радиостанция приведена в негодность. Оружие снимали л-т Журавлев Василий Михайлович, кр-ц Шаповалов, мл.с-т Роваев.

На немецком аэрофотоснимке, сделанном в июне 1944 года Виден этот танк.

На следующий день 7 июля в этом же месте попытку переправы через Черногостницу предпринял весь 27-й тп.
В ходе атаки метрах в 300-х ближе к реке было потеряно два танка КВ-1 № 4659 и № 4661 прибывшие в 14-ю тд в составе танкового батальона Харьковского танкового училища.

Обстоятельства потери машин:
№ 4659 6.7.41г. участвовала в бою в р-не переправы через р. Черногостница.
Правее деревянного моста в 100м. машина наскочила на минное поле, где было раздавлено 4 мины, а затем была обстреляна артиллерией пр-ка. Взрывом мин была сбита правая гусеница и повреждена левая, а затем, попаданием 2-х снарядов была сбита левая гусеница и разбито два правых направляющих колеса. Попаданием одного снаряда в башню заклинена маска (не было возможности придать пушке угол возвышения). Из за отсутствия эвакх ср-в машина оставлена. Снято 2 пулемета, 12 магазинов, стреляющее приспособление затвора пушки.
Экипаж:
КМ – л-т Коляновский С.И.
МВ – мл.с-т Жуков
КО –
Р — с-т Говенко
З –
№ 4661 5.7.41г. машина была передана на период боя в распоряжение командира 1 тб 27 тп капитана Хараборкина. 6.7.41г. в 6 ч. утра машина имела задачу доставку саперов и обеспечение наведения переправы через р. Черногостница вблизи взорванного моста. Во время буксировки подбитого танка л-та Коляновского (КВ-1 № М-4659 ), попавшего на свое минное поле и подбитого снарядом противника, танк КВ-1 № 4661 получил сильное повреждение ходовой части правой стороны от крупнокалиберного артснаряда пр-ка. Вторым попаданием была заклинена башня и поврежден ствол пушки, кроме этого рация и контрольные приборы мех.вода вышли из строя. Танк двигаться не мог, экипаж вывел из строя пушку и изъял пулеметы и вышел с поля боя.
Машина за отсутствием эвакуационных средств осталась на поле боя.

Уже после войны останки погибшего в бою 6 июля 1941 года капитана Хараборкина Г.Ф. перезахоронили в местечке Бешенковичи, в 20 км юго западнее от места его гибели, напутав при этом с датой гибели и воинским званием.


iam-krasnoyarsk.livejournal.com

Танки КВ 7-го мехкорпуса. Продолжение.

     Перетаскиваю к себе третью часть трудов ув. belarus22. В ней речь пойдет о судьбе двух танков КВ-1 из 14-й танковой дивизии с зав. №№ Б-4657 и Б-4658.
     В конце мая 1941 года эти два танка КВ-1 были оправлены в Харьковское БТУ, а с началом войны в составе танкового батальона этого училища прибыли в 7-й мехкорпус.

Оригинал взят у belarus22 в Танки КВ 7-го мк. 14-я тд, 27-й тп. КВ-1 № М-4657 и М-4658.

Надо заметить, что все танки КВ-1 в 7-м мк (всего их было направлено в дивизии корпуса 14 машин, из которых 4 танка в составе танкового батальона Харьковского танкового училища прибыли в 14-ю тд, и 10 машин с ЛКЗ были направлены в 1-ю мсд), машины производства последних предвоенных месяцев 1941 года, и все вооружены танковыми пушками Ф-32, что значительно сужает круг поисков по фотографиям этих машин.
О танках 1-й мсд разговор отдельный.

Сейчас речь пойдет о танках 14-й тд. КВ-1 М-4657, М-4658, М-4659, М-4661, с пушкой Ф-32, башня без гужонов, с литыми коушами, (минимум на одном М-4659 коуши плетеные) с двумя ящиками ЗИП на правом крыле и одним на левом, с 3-мя пулеметами ДТ (спаренный с пушкой, у стрелка-радиста и задний в башне). Танки были отправлены в Харьков с ЛКЗ 23.05.1941г. 4.07.1941г. в составе батальона ХТУ под командованием майора Гришина, с личным составом и боеприпасами (за исключением бронебойных снарядов) прибыли в р-н Смоленска и были включены в состав 27тп 14тд 7мк, вместе с 29-ю танками Т-34.
Танки М-4659 и М-4661, как я уже писал, в ходе боя 6 июля 1941 года были потеряны на восточном берегу реки Черногостница.

КВ-1 М-4658.

На корме башни хорошо виден ромб с «4» (тактический знак 27-го тп).

Экипаж:
КМ — л-т Сластиков ?, МВ – Тимарев ?, остальные три члена экипажа не известны.
Обстоятельства потери танка:
Машина участвовала атаке 6.7.41г. в р-не Черногостье, но в результате выхода из строя левого б.фрик-на, машина была возвращена в р-н СПАМ№1, где была восстановлена. После этого, машина была направлена в р-н р.Черногостници, для эвакуации машин, завязших в болоте. После выполнения этой задачи, по приказу к-ра роты 1 бна 27 тп ст.л-та Абрамова танк находился на выжидательной позиции а затем убыл в р-н ГЕПа дер. Шелки Витебского р-на. Машина двигалась в колонне роты, а в последствии отстала в р-не д.Тарелки ее обошли другие машины марки БТ-7. В рез-те нарушения правил движения машин в колонне на марше, обгоняющая машина БТ-7 своей передней броней ударила в левое ведущее колесо, из за чего вышел из строя лев. борт. фр-н, поврежден редуктор бортовой передачи (левой стороны). Машина была отведена в кусты, частично восстановлен борт. фр-н, и на первой передаче возвратилась в р-н ГЭП а д.Шелки. В районе ГЭПа ремонтной бригады не оказалось, и машину восстановить не удалось. Из р-на Шелки было приказано выйти в р-н Рудня. Машина двигалась в хвосте колонны 27 тп и прикрывала колонну. По пути движения колонны мосты были разрушены. При преодолении брода машина завязла в болоте. Средств эвакуации не было, экипажем оружие было выведено из строя, средств подрыва не было, танк не подорвали. Машина осталась западнее Витебска по одним данным в 10-ти, по другим данным в 4-х км.
Машина настолько «прочно села», что ее и немцы не стали вытаскивать, а просто построили над ней мост.

Есть определенные несоответствия в разных документах о причине потери танка. Так в акте на списание указано «При преодолении брода машина завязла в болоте», а в «ОТЧЁТЕ О ДВИЖЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ 27 ТП 14 ТД
ЗА ПЕРИОД с 22.6.41г. по 1.8.41г.» причина указана следующая: «Танк КВ-М первого танкового батальона, следовавший из ремонта в район Витебска по Витебскому шоссе, провалился с мостом». Как видно на фотографиях, на мой взгляд, второй документ более достоверен.
Танк провалился с мостом в районе деревни Шилки, в 15 километрах юго-западнее Витебска.

Современная местность узнаваема:

Однако местное население не знает о том, что во время войны под мостом находился танк. Могу объяснить это тем, что сейчас в д. Шилки дачи, и ни кого, кто бы жил в годы войны в деревне там давно уже нет.

КВ-1 М-4657.
Идентифицировать фотографии этого танка пока не удалось, и место его потери остается не известным.
Экипаж:
КМ — л-т Романенко?, МВ – мл.с-т Костин?, КО – мл.с-т Пыко?, Р — Полищук ?, З – .
Обстоятельства потери танка:
6.7.41г. перевозила подразделение саперов к реке в р-не Черногостье, была обстреляна сильным арт.огнем, в р-те были сбиты левый и правый передние катки, заклинено орудие и вырвано по половине у двух траков гусеницы, после чего машина засела в болоте. 9.07.41г. танк был эвакуирован на СПАМ. После ремонта, с другим экипажем (скорее всего с к-ом машины лт-ом Алещенко и заряжающим кр-цем Серебряковым с КВ-Б № 4746) направлена на оборону Витебска. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Вполне возможно, что это один из трех танков КВ, о которых писал в своих мемуарах «Записки командующего фронтом» Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. «К моему удивлению, от Витебска в сторону Рудни двигались даже танки — несколько тяжелых KB и несколько Т-26. Особенно странно было видеть отступающие танки новых образцов. Три таких танка KB двигались на Рудню якобы в ремонт. Буквально угрожая оружием (просунув револьверы в люки механиков-водителей), мы остановили эти танки, кстати, они оказались исправными, и взяли их под контроль».

iam-krasnoyarsk.livejournal.com

Опытный тяжёлый танк прорыва КВ-7 ( «Объект 227» ) (СССР. 1941 год)

Тяжелый танк прорыва «Объект 227», или как его чаще называли — КВ-7, стал апогеем развития «танков прорыва» созданных на шасси серийного КВ-1. Поздней осенью 1941 г., когда уже было налажено производство серийной продукции на ЧКЗ, КБ этого завода получило задание на разработку нового танка с более мощным вооружением и улучшенной подвижностью. Общее проектирование осуществляли инженеры Л.Е.Сычев и Г.Н.Москвин, а вопросами вооружения заведовали Л.И.Горлицкий и Н.В.Курин с завода Уралмаш.


В отличии от остальных проектов КВ-7 больше соответствовал САУ огневой поддержки, чем танку прорыва. Вооружение решили услить весьма радикальным способом. Вместо одного крупнокабирного орудия на танке хотели установить три (!) 76,2-мм танковые пушки ЗиС-5. Столь внушительное число стволов объясняется не гигантоманией конструкторов, а отсутствием мощной пушки калибра 85-122 мм, которая была бы пригодна для установки на танк. Вскоре от этой идеи отказались в виду нереальности её осуществления, и спроектировали новый вариант, вооружение которого состояло из одного центрального 76,2-мм орудия Ф-34 и двух дополнительных 45-мм пушек 20К. Выбор в сторону столь странного симбиоза был не случаен, поскольку наркомат танкопрома всё ещё находился под влиянием довоенных теорий. Считалось, что Ф-34 будет успешно бороться с танками противника, а «сорокопятки» будут действовать против легкой бронетехники. Для поражения особо прочных целей предусмотрели залповую стрельбу из всех трёх орудий. Угол вертикальной наводки составлял -5°+15°, угол горизонтальной наводки ±7,5°. Боевая скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту. Боезапас для 76-мм пушки равнялся 93 снарядам, для двух 45-мм пушек — 200 снарядов.

Проектирование и сборку этой стрелковой установки, названной У-13, поручили УЗТМ. пулемётное вооружение КВ-7 состояло из трех 7,62-мм пулеметов ДТ: один лобовой в корпусе танка, один кормовой в рубке и один в маленькой башенке на люке боевого отделения.

Бронекорпус танка тоже подвергли значительным доработкам. Прежде всего, из-за невозможности установить в башне три орудия вместо неё сконструировали объёмную бронированную рубку, с тощиной лобовых и бортовых листов 75 мм с 20-мм накладной бронёй . В ней размещались командир танка, наводчик и два заряжающих, а также весь боекомплект к пушкам. Стрелок-радист и механик-водитель сидели в передней части танка. Бронекорпус КВ-7 сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм, орудийная установка защищалась подвижной бронемаской толщиной 100 мм.

На танке устанавливался четырёхтактный V-образным 12-цилиндровымй дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. Пуск двигателя обеспечивался двумя стартёрами СМТ-4628 мощностью 6 л.с. каждый или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 литров в боевом отделении машины. КВ-7 имела плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.


По опыту эксплуатации серийных КВ-1 смотровое оборужование КВ-7 значительно улучшили. В крыше броневой рубки устанавливались шесть призменных смотровых приборов, защищённых броневым прикрытием. Ещё двумя такими приборами оснащались рабочие места механика-водителя и стрелка из курсового пулемёта. Для ведения огня самоходка оснащалась прицелом ТМФД-7. Шаровые установки пулемётов ДТ могли оснащаться телескопическим прицелом ПУ от снайперской винтовки.

Ходовая часть танка состояла из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми литыми поддерживающими катками без резиновых бандажей. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.
Полная масса танка КВ-7 составила 47 тонн.

Параллельно, видимо в целях подстраховки, был разработан второй вариант КВ-7. Он вооружался двумя 76,2-мм орудиями ЗиС-5 в установке У-14, схожей по конструкции с У-13. Скорострельность из обеих орудий достигла 15 выстрелов в минуту, при этом пулемётное вооружение было сохранено, но по сравнению с первым вариантом изменения коснулись укладки боекомплекта. Теперь боезапас составлял 150 унитарных выстрелов к орудиям, 2646 патронов к ДТ (42 диска) и 30 ручных гранат Ф-1. В современной литературе танк с тремя пушками именуется как КВ-7-I, а двухпушечный вариант — КВ-7-II.

Постройка первого опытного образца была завершена в ноябре 1941 г., и 29 декабря он был отправлен в Москву для прохождения совместных испытаний с КВ-8, которые проводились в присутствии К.И.Ворошилова, начальника ГАБТУ И.Федоренко и начальника ГАУ Н.Н.Воронова. Их результаты обнадеживающими назвать было трудно. Как и прежде отмечалась низкая нажежность трансмиссии танка, почти без изменений перешедшей от серийного КВ-1. В боевом отделении было явно недостаточно места для комфортной работы шести членов экипажа, а вести стрельбу по двум различным целям оказалось практически невозможно, так как 76 или 45-мм пушкам требовались различные прицелы. По защищенности КВ-7 был аналогчен КВ-1 с литой башней, в то время как по боевой эффективности он явно уступал серийным танкам.

В апреле 1942 г. проходил испытания КВ-7-II. И здесь больших успехов добиься не удалось — советский «танк-САУ» не имел существенных преимуществ перед КВ-1, а 76,2-мм пушки были нужны для выпуска серийных танков.

Последнее слово осталось за Сталиным, который после рассмотрения данных об испытаниях КВ-7 спросил:»Зачем нужно три пушки? Лучше установить одну, но хорошую…»

Собственно после этого никто больше не поднимал вопрос о многопушечных вариантах КВ и проект в скором времени был закрыт. Впоследствии трехпушечный танк был разобран, а КВ-7-II осталяся в виде музейного экспоната.


БОЕВАЯ МАССА 47500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6750
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2450
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20К, три 7,62-мм пулемета ДТ или две 76,2-мм пушки Ф-34 и три 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 93 снаряда к 76,2-мм пушке, 200 снарядов к 45-мм пушке, 3591 патрон \ 150 снарядов к пушкам и 2646 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицел ТМФД-7
БРОНИРОВАНИЕ Лоб корпуса и рубки — 75+20 мм
Борт корпуса и рубки — 75 мм
Корма — 60 мм
Крыша и днище — 30 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2К, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ 5-скоростная коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 сдвоенных обрезиненных основных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 34 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 225
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м 1,20
Ширина рва, м 2,20
Глубина брода, м 1,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Источник — http://www.aviarmor.net

raigap.livejournal.com

Танки КВ 7-го мехкорпуса. Продолжение.

     Перетаскиваю к себе вторую часть трудов ув. belarus22. В ней речь пойдет о судьбе двух танков КВ-2 из 14-й танковой дивизии с зав. №№ Б-4703 и Б-4705.

     В своей записи ув. belarus22 также разместил фотографии ящиков для возимого ЗИПа от танка КВ-2, которые дожили до наших дней в хозяйстве у одного из местных жителей.

Оригинал взят у belarus22 в Танки КВ 7-го мк. 14-я тд, 27-й тп. КВ-2 № Б-4703 и Б-4705

В ходе контрудара 7-го мк в правый фланг наступающего на Витебск XXXIX.A.K. 3-й танковой группы немцев, и последующего отхода наших дивизий из-за создавшейся угрозы окружения после прорыва нашей обороны немцами на северном берегу Западной Двины, 14-я тд 9 июля 1941 года частью сил нанесла в направлении города Сенно короткий удар, чтобы обеспечить отход главных сил дивизии. При отходе северо-восточнее Сенно, в районе деревень Тепляки и Стриги (хутор Ходюшенки) было оставлено 2 танка КВ-2.

№ Б-4703.
Экипаж:
КМ — л-т Лось Николай Михайлович
Алексеенко
Павлюков
Нимоконов
Калашников – в часть не вернулся
Радченко
Обстоятельства потери танка:
При следовании по маршруту д.Леонтьево-Сенно по приказанию к-ра полка капитана Кривошея буксировал засевшую Т-34. При буксировке сгорел главный фрикцион. После ремонта (подложены прокладки под нажимные болтики) танк был послан в р-н Тепляки для прикрытия отхода наших частей. По выполнению задачи капитаном Беляковым был отдан приказ отхода. У выполнявшей туже задачу машины КВ-Б №4752 л-та Атяскина лопнул топливный провод. Капитан Беляков приказал снять провод с машины №4703 завести в лес, вывести из строя, замаскировать и оставить. Приказание было выполнено. Машина оставлена в лесу у д.Тепляки со сгоревшим главным фрикционом. В виду отсутствия эвакуационных ср-в и занятия р-на противником не эвакуирована. Были сняты: топливный провод, приборы водителя, рация, затвор, пулеметы, диски, оптические приборы (ПТ-9, ПТ-К, ТОМ) и переданы на машину л-та Амелика и л-та Атяскина. Что они и подтверждают.
Из всех известных мне фотографий КВ-2, сделанных немцами, наиболее подходящей является фотография КВ-2 № 103 на странице ув. Ильи Мазурова. http://kv1ehkranami.narod.ru/kv2.html

Жители деревни Тепляки говорят, что очень похоже.
К сожалению сейчас на этом месте лес, и дорога шедшая через деревню на север к Задорожью не используется с 90-х годов прошлого века и заросла.
Сейчас это место выглядит так:

Ну и как водится в деревнях, когда поняли что наши не скоро вернутся за танком, стали по-тихоньку его растаскивать, благо немцы к нему интереса не проявляли. До наших дней сохранился трак с пальцем и два ящика для ЗИПа:

№ Б-4705.

Хорошо виден тактический знак 27 тп (белый ромб с «4»)
Экипаж:
КМ — л-т Сергеев Апполинарий Иванович, остальные не известны.
Обстоятельства потери танка:
10.7.41г. В р-не д. Стриги засел в болото и сгорел от арт.снарядов противника. С танка снято: тыловой пулемет, 10 дисков, 18 гранат, и по приказанию генерал-лейтенанта Конева были переданы для обороны м.Бол. Плоское.
Сейчас это место выглядит так:

Танки располагались:

iam-krasnoyarsk.livejournal.com

И снова о танках КВ 144-й танковой бригады

     В продолжение предыдущей записи о танках 144-й танковой бригады, а также записи о танке КВ у д. Вырье от ув. grossgrisly.

     В процессе обновления страницы сайта по танкам КВ-1 с «круглой башней» пришлось поразбираться с документами пехотных дивизий ХХ-го и VII-го армейских корпусов ГА «Центр», в полосе которых могли действовать танки 144-й танковой бригады.
     Дело в том, что из подписи к лоту с нижеприведенным фотоснимком танка №10 стало известно, что его сделал немец из 15-й пехотной дивизии ГА «Центр» в 1941 году.

     А 15-я пехотная дивизия своим правым флангом как раз и проходила через район деревни Вырье Дорогобужского района Смоленской области.

     Напомню, что в районе этой деревни 8 октября 1941 года пехотинцами 499-го пехотного полка 268-й пехотной дивизии был обнаружен русский 52-тонный танк.

     Вместе с танком было захвачено три автомашины и два артиллерийских тягача. Правда, произошло это скорее ближе к Ленкино.

     Теперь по матчасти. Танк КВ-1 с «круглой» башней №10 является машиной установочной серии. Причем, скорее всего, судя по дискам опорных катков с оребрением, очень раннего выпуска. У машин установочной серии боле позднего выпуска и ранних серийных машин КВ эта деталь оребрения уже не имеет.
     И такой танк вполне мог оказаться в 144-й танковой бригаде, которая была сформирована в сентябре 1941 года на базе 102-й танковой дивизии.

     Известно, что 12 июля 1941 года с ЛКЗ на ст. Вязьма для 101-й и 102-й танковых дивизий было отправлено 7 танков КВ-1. И в их числе 1 ремонтный. Подробнее читаем в записи о распределении танков КВ в «сотых» танковых дивизиях.
     Этим ремонтным танком был КВ-1 установочной серии с зав. № У-6. Перед отправкой с завода этот танк модернизировали — заменили двигатель , КПП, топливные баки, а также установили новую пушку Ф-32.

     Вместе со снимком КВ-1 с «круглой» башней № 10 продавались и другие снимки. Наиболее интересны из них фото закопанного Т-34 и осеннее фото Т-26. Неизвестно только из подборки 15-й пехотной дивизии они или нет.

     Возможно кому-то встречались эти танки, особенно Т-34, и были подписи?

     И теперь по танку №4, который «дорога Дорогобуж — Вязьма«. На лобовом листе у него действительно был нарисован Feldpostnummer.

     Принадлежал этот номер B02136D какой-то части из 267-й пехотной дивизии VII-го армейского корпуса, которая двигалась правее дивизий ХХ-го армейского корпуса и в ходе наступления вышла к селу Семлево Вяземского района Смоленской области. Только вот в её документах я не нашел упоминаний о встречах с 52-тонными танками в октябре 1941 года. Возможно, плохо искал.

     Так что этот КВ-1 №4 вполне мог быть «танком Лукина», о котором шла речь в комментариях к записи ув. grossgrisly.

     Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.

iam-krasnoyarsk.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *