ИС-9 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2016; проверки требуют 56 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2016; проверки требуют 56 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Т-10 | |
---|---|
Т-10М в Музее ВОВ в Киеве | |
Т-10М | |
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 50[1] |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Разработчик | ВНИИ-100 ГСКБ-2 |
Производитель | СССР СССР |
Годы разработки | 1944—1953 |
Годы производства | 1954—1966 |
Годы эксплуатации | 1954—1993 |
Количество выпущенных, шт. | Около 1539[2]http://www.army.lv/files/135.pdf |
Основные операторы | СССР СССР , Российская Федерация |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7250 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10 560 |
Ширина, мм | 3380[1] |
Высота, мм | 2585 |
База, мм | 4550 |
Колея, мм | 2660 |
Клиренс, мм | 460 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная литая и катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 60 / 78+45°[3] 120 / 55+40°[3] |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 120 / 50°[3] |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 120 / 47°[3] 80 / 62°[3] |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 80 / 10° |
encyclopaedia.bid
ИС Средний танк тяжелого бронирования
![]() |
Разработчик: КБ ЧКЗ
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1942
Танк остался на стадии прототипа, построено два опытных образца
Следующий этап модернизации привел к появлению двух опытных танков ИС «Образец №1» (ему сохранили обозначение «Объект 233») и ИС «Образец №2» («Объект 234»). В целях ускорения их постройки ГКО распорядился использовать имевшиеся опытные КВ-13, доработав их конструкцию и внеся ряд изменений. Помимо улучшенного дизайна ИС №1 получил пушку Ф-34М, а ИС №2 комплектовался 122-мм гаубицей У-11 и башней от КВ-9.
Деревянный макет первого ИС собрали в марте 1943 г. одновременно с постройкой корпуса и башни, а спустя несколько недель оба прототипа и серийный КВ-1с отправили на сравнительные испытания. К 1 апреля ИС «Образец №1» прошел 489 км, ИС «Образец №2» — 405 км, КВ-1с — 475 км. Серьёзных замечаний по ходовым свойствам сделано не было, лишь отметили, что на танках следует установить два смотровых прибора MK-IV, сделать командирскую башенку единого типа, доработать двигатель и немедленно устранить отмеченные дефекты. А вот по вооружению опытные танки ИС испытания не прошли. Из 15 выстрелов, сделанных из 122-мм гаубицы с расстояния 400 метров, ни один из снарядов в цель не попал. Что касается 76,2-мм пушки Ф-34М, то она могла пробить только бортовую и кормовую броню «тигра» с дистанции менее 200 метров, что было явным самоубийством для экипажа любого советского танка.
Итог этой истории был очевиден — ни КВ-13, ни опытные танки ИС в серийное производство так и не пошли. Тем не менее, работы по ним пригодились при постройке тяжелого танка ИС-1, который поступил на вооружение в конце 1943 г.
Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть II». (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Свирин «Чёртова дюжина». (Танкомастер №8, 2003 г.)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ТАНКА
ИС\Объект 233 обр.1942 г.
БОЕВАЯ МАССА | ~40000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | ? |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 76,2-мм пушка Ф-34М или 122-мм гаубица У-11, один 7,62-мм пулемет ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | ? |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | смотровой прибор MK-IV телескопический прицел — ТОД-6 |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 80-100-120 мм башня — 85 мм борт корпуса — 75-85 мм корма — 60-85 мм крыша — 20 мм днище — 20-30 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | В-2К, дизельный, мощностью 600 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа с 5-скоростной коробкой передач |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница |
СКОРОСТЬ | 60 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | 2,20 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 71ТК-3 |
aviarmor.net
Танк ИС
+ Бонус — сравнение тяжей 7-го уровня!
ИС — это младший брат семейства советских тяжей в Мире Танков. Как и большинство техники в WOT ИС в стоке убог и практически бесполезен на поле боя, так как пушка слабая, недостаточная, чтобы нанести ощутимый урон таким толстякам, как T29 и другим более топовым жиртрестам так же как и ровестникам против которых ИС’а кидает балансировщик.
Но все меняется, когда вы ставите 122 миллиметровую пушку. С этим пуклом
В обслуживании ИС довольно дорогой — ремонт и расходники обойдуться вам в копеечку и не всегда после даже вполне удачного боя удасться выйти в ноль. Один снаряд на 122-миллиметровку стоит около 1к кредитов. При каждом выстреле я это вспоминаю. По началу этот танк меня чуть до банкротства не довел с непривычки.
Бронирован ИС неплохо. Снаряды рикошетят очень часто и серьезного пробития можно опасаться лишь от тяжей или попадания по жопе. Башня бронирована так же, как и у КВ-13 и в лоб практически непробиваема. Что касается брони корпуса — здесь можно наблюдать классический вариант усиленного лба и слабоватой кормы.
Сравнение тяжей 7-го уровня.
Зеленое — что у танка лучше других.
Красное — что у танка хуже других.
Синее — одинаковые значения, сравниваемого параметра.
Без заливки — значение по середине.
Что сравниваем/Название танка | ИС | T29 | PzKpfw VI Tiger |
---|---|---|---|
Прочность (топовая) | 1230 | 1250 | 1450 |
Предельная масса танка (т) | 47,5 | 63,5 | 58,9 |
Мощность двигателя (л.с.) | 600 | 720 | 610 |
Максимальная скорость (км/ч) | 34 | 30 | 30 |
Скорость поворота (град/сек) | 32 | 20 | 22 |
Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм) | 120/90/60 | 102/76/51 | 100/80/80 |
Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм) | 120/90/90 | 279/127/102 | 82/82/82 |
Урон базовым снарядом | 120-200 | 86-144 | 101-169 |
Бронепробиваемость базовым снарядом (мм) | 90-150 | 96-160 | 104-173 |
Скорострельность орудия (выстр/мин) | 14,12 | 19,11 | 15 |
Скорость поворота башни (град/сек) | 43 | 30 | 26 |
Обзор (м) | 380 | 380 | 400 |
Дальность связи (м) | 500 | 450 | 470 |
Итак, подсчитаем результаты:
ИС: зеленых — 6, красных — 5.
T29: зеленых — 5, красных — 4.
PzKpfw VI Tiger: зеленых — 2, красных — 2.
Исходя из этого анализа выходит, что ИС — это самый противоречивый тяжелый танк 7-го уровня в WOT. Но по количеству зеленых баллов — он все же на первом месте, однако если разобраться, то не все для него так хорошо, как кажется.
Прочность тяжей колеблется в одинаковом диапазоне, если только у немца она чуть выше конкурентов. Масса танка — весьма спорный момент. Чем тяжелее танк, тем он медленнее, однако с другой стороны — чем он легче — тем слабее броня. Поставим плюс самому тяжелому тяжу T29 — ИС проигрывает ему 16 тонн, которые американец отложил в свою лобовую броню башни. ИС — самый быстрый из трех сравниваемых тяжей, что дает ему сомнительное преимущество, так как задача тяжей вовсе не скоростная, а вот скорость поворота — это ощутимый плюс.
Бронирование корпуса ИС‘а выполнено на отлично — здесь его стенки самые прочные. Что не скажешь про башню, броня там хоть и не самая плохая, но тягаться с T29, с его лобовой броней башни в 279 мм, смысла нет. Еще одним недостатком ИС’а является низкая пробиваемость и скорострельность, по сравнению с остальными двумя танками, однако это компенсируется хорошим наносимым уроном.
Фото зон пробития ИС.
Что означают цвета зон пробития?
19 сентября 2011, 17:57 admin 22 386
mirtankov.su
Тяжёлый танк Т-10 (ИС-10) — 7 Апреля 2010
Тяжёлый танк Т-10 (ИС-10) ![]() T-10 (объект 730) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Последний из серии тяжёлых танков ИС (ИС-10), также один из последних тяжёлых танков в мире. История создания и производства ![]() История Т-10 началась в конце 1948 года, когда Главным Бронетанковым Управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка, получившего название ИС-8, был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких, как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года, причём из-за больших объёмов внесённых в конструкцию изменений танк сменил название сначала на ИС-9, потом на ИС-10. После смерти Сталина в марте 1953 года, название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года. ![]() Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1954 по 1966 год. В 1954—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых машин. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 60-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М. Броневой корпус и башня ![]() Корпус танка выполнялся из катаных и штампованых броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Верхняя лобовая деталь толщиной 120 мм имела угол наклона в 57 градусов к вертикали. Борта выполнялись из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. ![]() Башня Т-10 — литая, с переменной толщиной стенок, максимальная толщина лобовой брони башни составляла 201 мм при угле наклона 24 градуса к вертикали. Передняя часть крыши башни имела толщину 40 мм и отливалась вместе с башней, тогда как задняя часть изготавливалась из броневого листа, крепившегося к башне при помощи сварки. Вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода или вручную. Вооружение ![]() Основным вооружением Т-10 являлась 121,92-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, являвшаяся развитием пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка оборудовалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3-4 выстрелов в минуту против 2-3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия состоял из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения. На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды. ![]() Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ. Двигатель и трансмиссия ![]() Двигатель Т-10 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. Рабочий объём двигателя 38,8 л. Ходовая часть Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса располагались 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм. Характеристики
![]() |
3v-soft.clan.su
Тяжелый танк — ИС-2
Год разработки: 1942 г.
Год производства: 1943-1945 г.
Боевая масса: 46 тонн
Длинна: 9.8 мм
Ширина: 3.07 мм
Высота: 2.7 мм
Скорость: 37 км\ч
Запас хода: 240 км
Радио: 71-ТК-3
Броня
a. Лоб: 120 мм
b. Борт:: 90 мм
c. Корма: 60 мм
d. Рубка: 60 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 30 мм
g. Крыша/Днище: 20/30 мм
Экипаж: 4 чел.
Вооружение: 1-122 пушка Д-25т. 3-7.62 пулемет ДШК.
Изготовители: СССР
Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.
КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.
Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка ИС-3
Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, — ИС-2 (объект 234).
В последних числах октября 1944 года, опытный образец танка («Объект 703») вышел на ходовые испытания. По окончанию, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний.
В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.
Историческая справка. ИС-2 оказался более грозным противником танков вермахта, поскольку пушка Д-25Т имела большую дальность прямого выстрела, чем Д-5Т, а ее бронебойный снаряд значительно большую бронепробиваемость. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды.
Надо заметить, что немцы довольно долго не имели возможности детально изучить подбитые ИС-2, поскольку поле боя оставалось за русскими. Такая возможность им представилась лишь в мае 1944 года под румынским городом Тыргу-Фрумос.
На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий.
Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги. В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Куба получила два полка ИС-2 в начале 60-х годов. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в береговой обороне в качестве огневых точек.
(М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2 / Бронеколлекция 3.98)
tank2.ru
Танк ИС Википедия
«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.
- ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
- ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.Выпущено более 3000 ед.
- ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
- ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
- ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
- ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
- ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
- ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.
wikiredia.ru
Тяжелый танк — ИС-2
Год разработки: 1942 г.
Год производства: 1943-1945 г.
Боевая масса: 46 тонн
Длинна: 9.8 мм
Ширина: 3.07 мм
Высота: 2.7 мм
Двигатель:
a. Скорость: 37 км\ч
b. Запас хода: 240 км
Радио: 71-ТК-3
Броня:
a. Лоб: 120 мм
b. Борт: 90 мм
c. Корма: 60 мм
d. Рубка: 60 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 30 мм
g. Крыша/Днище: 20/30 мм
Экипаж: 4 чел.
Вооружение: 1-122 пушка Д-25т. 3-7.62 пулемет ДШК.
Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.
КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.
Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка ИС-3
Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, — ИС-2 (объект 234).
В последних числах октября 1944 года, опытный образец танка («Объект 703») вышел на ходовые испытания. По окончанию, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний.
В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.
Историческая справка. ИС-2 оказался более грозным противником танков вермахта, поскольку пушка Д-25Т имела большую дальность прямого выстрела, чем Д-5Т, а ее бронебойный снаряд значительно большую бронепробиваемость. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды.
Надо заметить, что немцы довольно долго не имели возможности детально изучить подбитые ИС-2, поскольку поле боя оставалось за русскими. Такая возможность им представилась лишь в мае 1944 года под румынским городом Тыргу-Фрумос.
На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий.
Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги. В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Куба получила два полка ИС-2 в начале 60-х годов. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в береговой обороне в качестве огневых точек.
(М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2 / Бронеколлекция 3.98)
www.tankimira.ru