ИС-9 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2016; проверки требуют 56 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2016; проверки требуют 56 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Т-10

Т-10М в Музее ВОВ в Киеве
Т-10М
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 50[1]
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик ВНИИ-100 ГСКБ-2
Производитель СССР СССР
Годы разработки 1944—1953
Годы производства 1954—1966
Годы эксплуатации 1954—1993
Количество выпущенных, шт. Около 1539[2]http://www.army.lv/files/135.pdf
Основные операторы СССР СССР , Российская Федерация
Размеры
Длина корпуса, мм 7250
Длина с пушкой вперёд, мм 10 560
Ширина, мм 3380[1]
Высота, мм 2585
База, мм 4550
Колея, мм 2660
Клиренс, мм 460
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78+45°[3]
120 / 55+40°[3]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50°[3]
Борт корпуса (верх), мм/град. 120 / 47°[3]
80 / 62°[3]
Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 10°

encyclopaedia.bid

ИС Средний танк тяжелого бронирования

Разработчик: КБ ЧКЗ
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1942
Танк остался на стадии прототипа, построено два опытных образца

Следующий этап модернизации привел к появлению двух опытных танков ИС «Образец №1» (ему сохранили обозначение «Объект 233») и ИС «Образец №2» («Объект 234»). В целях ускорения их постройки ГКО распорядился использовать имевшиеся опытные КВ-13, доработав их конструкцию и внеся ряд изменений. Помимо улучшенного дизайна ИС №1 получил пушку Ф-34М, а ИС №2 комплектовался 122-мм гаубицей У-11 и башней от КВ-9.

Деревянный макет первого ИС собрали в марте 1943 г. одновременно с постройкой корпуса и башни, а спустя несколько недель оба прототипа и серийный КВ-1с отправили на сравнительные испытания. К 1 апреля ИС «Образец №1» прошел 489 км, ИС «Образец №2» — 405 км, КВ-1с — 475 км. Серьёзных замечаний по ходовым свойствам сделано не было, лишь отметили, что на танках следует установить два смотровых прибора MK-IV, сделать командирскую башенку единого типа, доработать двигатель и немедленно устранить отмеченные дефекты. А вот по вооружению опытные танки ИС испытания не прошли. Из 15 выстрелов, сделанных из 122-мм гаубицы с расстояния 400 метров, ни один из снарядов в цель не попал. Что касается 76,2-мм пушки Ф-34М, то она могла пробить только бортовую и кормовую броню «тигра» с дистанции менее 200 метров, что было явным самоубийством для экипажа любого советского танка.

Итог этой истории был очевиден — ни КВ-13, ни опытные танки ИС в серийное производство так и не пошли. Тем не менее, работы по ним пригодились при постройке тяжелого танка ИС-1, который поступил на вооружение в конце 1943 г.

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть II». (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Свирин «Чёртова дюжина». (Танкомастер №8, 2003 г.)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ТАНКА
ИС\Объект 233 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА~40000 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм?
Ширина, мм?
Высота, мм?
Клиренс, мм?
ВООРУЖЕНИЕодна 76,2-мм пушка Ф-34М или 122-мм гаубица У-11, один 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯсмотровой прибор MK-IV
телескопический прицел — ТОД-6
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80-100-120 мм
башня — 85 мм
борт корпуса — 75-85 мм
корма — 60-85 мм
крыша — 20 мм
днище — 20-30 мм
ДВИГАТЕЛЬВ-2К, дизельный, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа с 5-скоростной коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м?
Ширина рва, м2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-3

aviarmor.net

Танк ИС

+ Бонус — сравнение тяжей 7-го уровня!

ИС — это младший брат семейства советских тяжей в Мире Танков. Как и большинство техники в WOT ИС в стоке убог и практически бесполезен на поле боя, так как пушка слабая, недостаточная, чтобы нанести ощутимый урон таким толстякам, как T29 и другим более топовым жиртрестам так же как и ровестникам против которых ИС’а кидает балансировщик.

 

 

Но все меняется, когда вы ставите 122 миллиметровую пушку. С этим пуклом

ИС уже начинает представлять реальную угрозу для окружающих, снимая за раз до 400+ хп. Скорость перезарядки конечно не очень велика, но с самой топовой пушкой (у которой скорострельность выше на секунду) и досылателем в комплекте жить еще как-то можно.

В обслуживании ИС довольно дорогой — ремонт и расходники обойдуться вам в копеечку и не всегда после даже вполне удачного боя удасться выйти в ноль. Один снаряд на 122-миллиметровку стоит около 1к кредитов. При каждом выстреле я это вспоминаю. По началу этот танк меня чуть до банкротства не довел с непривычки.

Бронирован ИС неплохо. Снаряды рикошетят очень часто и серьезного пробития можно опасаться лишь от тяжей или попадания по жопе. Башня бронирована так же, как и у КВ-13 и в лоб практически непробиваема. Что касается брони корпуса — здесь можно наблюдать классический вариант усиленного лба и слабоватой кормы.

 

 

Сравнение тяжей 7-го уровня.

Зеленое — что у танка лучше других.
Красное — что у танка хуже других.
Синее — одинаковые значения, сравниваемого параметра.
Без заливки — значение по середине.

Что сравниваем/Название танка

ИС

T29

PzKpfw VI Tiger

Прочность (топовая)123012501450
Предельная масса танка (т)47,563,558,9
Мощность двигателя (л.с.)600720610
Максимальная скорость (км/ч)343030
Скорость поворота (град/сек)322022
Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)120/90/60102/76/51100/80/80
Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм)120/90/90279/127/10282/82/82
Урон базовым снарядом120-20086-144101-169
Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)90-15096-160104-173
Скорострельность орудия (выстр/мин)14,1219,1115
Скорость поворота башни (град/сек)433026
Обзор (м)380380400
Дальность связи (м)500450470

Итак, подсчитаем результаты:

ИС: зеленых — 6, красных — 5.

T29: зеленых — 5, красных — 4.

PzKpfw VI Tiger: зеленых — 2, красных — 2.

 

Исходя из этого анализа выходит, что ИС — это самый противоречивый тяжелый танк 7-го уровня в WOT. Но по количеству зеленых баллов — он все же на первом месте, однако если разобраться, то не все для него так хорошо, как кажется.

Прочность тяжей колеблется в одинаковом диапазоне, если только у немца она чуть выше конкурентов. Масса танка — весьма спорный момент. Чем тяжелее танк, тем он медленнее, однако с другой стороны — чем он легче — тем слабее броня. Поставим плюс самому тяжелому тяжу T29 — ИС проигрывает ему 16 тонн, которые американец отложил в свою лобовую броню башни. ИС — самый быстрый из трех сравниваемых тяжей, что дает ему сомнительное преимущество, так как задача тяжей вовсе не скоростная, а вот скорость поворота — это ощутимый плюс.

Бронирование корпуса ИС‘а выполнено на отлично — здесь его стенки самые прочные. Что не скажешь про башню, броня там хоть и не самая плохая, но тягаться с T29, с его лобовой броней башни в 279 мм, смысла нет. Еще одним недостатком ИС’а является низкая пробиваемость и скорострельность, по сравнению с остальными двумя танками, однако это компенсируется хорошим наносимым уроном.

 

Фото зон пробития ИС.

Что означают цвета зон пробития?

 

 

 

 

 

19 сентября 2011, 17:57 admin 22 386

mirtankov.su

Тяжёлый танк Т-10 (ИС-10) — 7 Апреля 2010

Тяжёлый танк Т-10 (ИС-10)

T-10 (объект 730) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Последний из серии тяжёлых танков ИС (ИС-10), также один из последних тяжёлых танков в мире.
Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году. На экспорт Т-10 не поставлялся и участия в боевых действиях не принимал.

История создания и производства

История Т-10 началась в конце 1948 года, когда Главным Бронетанковым Управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка, получившего название ИС-8, был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких, как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года, причём из-за больших объёмов внесённых в конструкцию изменений танк сменил название сначала на ИС-9, потом на ИС-10. После смерти Сталина в марте 1953 года, название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1954 по 1966 год. В 1954—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых машин. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 60-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.

Броневой корпус и башня

Корпус танка выполнялся из катаных и штампованых броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Верхняя лобовая деталь толщиной 120 мм имела угол наклона в 57 градусов к вертикали. Борта выполнялись из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали.

Башня Т-10 — литая, с переменной толщиной стенок, максимальная толщина лобовой брони башни составляла 201 мм при угле наклона 24 градуса к вертикали. Передняя часть крыши башни имела толщину 40 мм и отливалась вместе с башней, тогда как задняя часть изготавливалась из броневого листа, крепившегося к башне при помощи сварки. Вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода или вручную.

Вооружение

Основным вооружением Т-10 являлась 121,92-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, являвшаяся развитием пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка оборудовалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3-4 выстрелов в минуту против 2-3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия состоял из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.

Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель Т-10 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. Рабочий объём двигателя 38,8 л.
Трансмиссия состояла из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода), механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса располагались 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Характеристики

Боевая масса, т
50
Экипаж, чел.
4
Количество выпущенных, шт.от 2500 до 8000
Годы производства
1954-1966
Годы эксплуатации
1954-1993
Размеры, мм
Длина корпуса7250
Длина с пушкой вперёд9725
Ширина корпуса3380
Высота2450
Клиренс460
Пушка
МаркаД-25ТА
Калибр122-мм
Пулемёты
МаркаДШКМ
Калибр12,7-мм
Количество2
Двигатель
МаркаВ-12-5
Типдизельный
Мощность двигателя, л. с.700
Скорость по шоссе, км/ч42
Запас хода по шоссе, км200
Удельная мощность, л. с./т14
Препятствия
Преодолеваемый подъём, град.32
Преодолеваемая стенка, м0,8
Преодолеваемый ров, м2,7
Преодолеваемый брод, м1,5

3v-soft.clan.su

Тяжелый танк — ИС-2


Год разработки: 1942 г.
Год производства: 1943-1945 г.
Боевая масса: 46 тонн
Длинна: 9.8 мм
Ширина: 3.07 мм
Высота: 2.7 мм
Скорость: 37 км\ч
Запас хода: 240 км
Радио: 71-ТК-3
Броня
a. Лоб:
120 мм
b. Борт:: 90 мм
c. Корма: 60 мм
d. Рубка: 60 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 30 мм
g. Крыша/Днище: 20/30 мм
Экипаж: 4 чел.
Вооружение: 1-122 пушка Д-25т. 3-7.62 пулемет ДШК.
Изготовители: СССР

Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.

КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

 

Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка ИС-3

Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, — ИС-2 (объект 234).


В последних числах октября 1944 года, опытный образец танка («Объект 703») вышел на ходовые испытания. По окончанию, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний.
В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.

 

   Историческая справка. ИС-2 оказался более грозным противником танков вермахта, поскольку пушка Д-25Т имела большую дальность прямого выстрела, чем Д-5Т, а ее бронебойный снаряд значительно большую бронепробиваемость. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды.

 

Надо заметить, что немцы довольно долго не имели возможности детально изучить подбитые ИС-2, поскольку поле боя оставалось за русскими. Такая возможность им представилась лишь в мае 1944 года под румынским городом Тыргу-Фрумос.

 

На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий.

 

Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги. В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Куба получила два полка ИС-2 в начале 60-х годов. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в береговой обороне в качестве огневых точек.

(М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2 / Бронеколлекция 3.98)

tank2.ru

Танк ИС Википедия

«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.

  • ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
  • ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.Выпущено более 3000 ед.
  • ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
  • ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
  • ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
  • ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
  • ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
  • ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

wikiredia.ru

Тяжелый танк — ИС-2

Год разработки: 1942 г.
Год производства: 1943-1945 г.
Боевая масса: 46 тонн
Длинна: 9.8 мм
Ширина: 3.07 мм
Высота: 2.7 мм
Двигатель:
a. Скорость: 37 км\ч
b. Запас хода: 240 км
Радио: 71-ТК-3
Броня:
a. Лоб: 120 мм
b. Борт: 90 мм
c. Корма: 60 мм
d. Рубка: 60 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 30 мм
g. Крыша/Днище: 20/30 мм
Экипаж: 4 чел.
Вооружение: 1-122 пушка Д-25т. 3-7.62 пулемет ДШК.

Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.

КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

 

Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка ИС-3

Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, — ИС-2 (объект 234).


В последних числах октября 1944 года, опытный образец танка («Объект 703») вышел на ходовые испытания. По окончанию, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний.
В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.

 

   Историческая справка. ИС-2 оказался более грозным противником танков вермахта, поскольку пушка Д-25Т имела большую дальность прямого выстрела, чем Д-5Т, а ее бронебойный снаряд значительно большую бронепробиваемость. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды.

 

Надо заметить, что немцы довольно долго не имели возможности детально изучить подбитые ИС-2, поскольку поле боя оставалось за русскими. Такая возможность им представилась лишь в мае 1944 года под румынским городом Тыргу-Фрумос.

 

На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий.

 

Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги. В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Куба получила два полка ИС-2 в начале 60-х годов. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в береговой обороне в качестве огневых точек.

(М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2 / Бронеколлекция 3.98)

www.tankimira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *