Легкий танк Renault «FT-17» | Энциклопедия военной техники

Char leger d’accompagnement FT17

К 1940 году во французской армии продолжали оставаться на вооружении легкие танки Renault FT17 и его модификации. Это был первый в мире танк, имевший вооружение, смонтированное во вращающейся башне. Производился с 1917 года фирмами Renault, Berliet, Scheidet и Deiauney- Belleville. Всего выпущено 7820 единиц.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Renault char cannon FT17 (FT18) – корпус клепаный, башня многогранная, клепаная (FT17) или литая (FT-18). Часть танков имела “хвосты” (на марше откидывающиеся на крышку моторного отделения), позволяющие преодолевать широкие рвы и окопы.

Renault char mitrailleur FT17/18 (FT31) – вместо пушки установлен пулемет Hotchkiss калибра 8 мм обр. 1914 года или 7,5 мм обр. 1931 года с боекомплектом в 4800 и 4500 патронов соответственно. Изготовлено 2100 единиц.

Renault BS-установлена 75-мм гаубица Schneider, размещенная в увеличенной башне. Изготовлено 39 единиц.

Renault TSF-радиофицированный невооруженный танк с экипажем из 3 человек. Изготовлено 188 единиц.

К 1940 году во французских бронетанковых силах имелось 7 отдельных танковых батальонов (11, 18, 29, 30, 31, 33, 36 ВСС), оснащенных в основном машинами FT18, по 63 танка в каждом. Эти батальоны придавались полевым армиям. Материальная часть использовалась в качестве неподвижных огневых точек. Были сформированы и 3 отдельные роты FT18 (343, 344, 350 Cie.A) no 10 танков в каждой. Остальные машины этого типа находились на хранении в парках. В предвоенные годы танки FT17 (FT18) экспортировались в Афганистан, Бельгию, Бразилию, Грецию, Голландию, Испанию, Италию, Польшу, США, Финляндию, Чехословакию, Югославию и Японию. По окончании быстротечной кампании во Франции танки FT, захваченные немцами, использовались в полицейских частях и для охраны аэродромов под обозначением RzKpfw 18R 730 (f).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА
БОЕВАЯ МАССА, т: 6,89.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5000,
ширина – 1740,
высота – 2376,
клиренс – 435.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 16,
борт и корма – 16,
крыша – 8,
Днище – 6,
башня – 22.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA18 U21 калибра 37 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 237 артвыстрелов.
ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 35 л.с. при 1500 об/мин, рабочий объем 4480 см3.
ТРАНСМИССИЯ: коническое сцепление, четырехскоростная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; 4 тележки – одна с тремя, остальные с двумя опорными катками малого диаметра, подвешенные к про дольной балке на листовых пружинных рессорах, ведущее колесо заднего расположения; ширина гусеничной цепи 343 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 7,7.
ЗАПАС ХОДА, км: 35.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ;
угол подъема, град. – 20;
ширина рва, м – 1,35;
высота стенки, м – 0,6;
глубина брода, м – 0,7

war-book.ru

Легкий танк Рено FT-17 | Warfront

Весной 1918 года немцы перешли в решительное наступление на Западном фронте. К концу мая они оказались уже в 35 км от Парижа у местечка Виллер-Котре. 3 июня 1918 года на юго-восточной опушке большого леса вокруг Виллер-Котре – леса Рец, германское командование вводит в бой 28-ю резервную дивизию. Она являлась “ударной”, имела усиленные штаты, была соответствующим образом снаряжена и в течение нескольких месяцев обучалась в тылу. Несмотря на упорное сопротивление французов, немецкая пехота поначалу добилась некоторых успехов, которые стоили ей, правда, огромных потерь. Оборону французов поддерживали исключительно удачные действия артиллерии и авиации, постоянно находившейся в воздухе. В 6 часов 30 минут утра из выдающегося на восток угла леса внезапно появилось 5 французских танков. Два из них почти сразу были остановлены минометным огнем (вероятно, настильной стрельбой), а остальные три продолжили атаку. В ходе боя два танка прорвались в глубь немецких позиций и попали в окружение. Против них немцы бросили пехотный полк и два батальона дивизионного резерва. Объединенными усилиями им удалось вывести оба танка из строя и взять в плен их экипажи. “Разве этот отчет о сражении… не является потрясающим? Разве можно в бою желать большего, как с 6 солдатами, обслуживающими 3 боевые машины, сломать фронт такого отважного и опытного противника на протяжении свыше 1 км?


Разве одновременно не трогательно и ужасно, что пять батальонов должны были соединиться для того, чтобы побороть эти три стальные коробки- И это через шесть месяцев после Камбрэ! Почти через два года после первого появления танков! Вот так, быть может, несколько эмоционально оценивает результаты этого боя австрийский генерал Эмансбергер в своей книге “Танковая война”, изданной в Мюнхене в 1934 году. Читатель, наверное, уже догадался, что в этом бою боевое крещение приняли легкие танки Рено FT 17, ставшие, без сомнения, одной из самых выдающихся конструкций танков за всю их историю. Их компоновка (отделение управления – впереди, боевое – посередине, силовое – сзади) признана классической и широко распространена и по сей день. В декабре 1915 года “отец французских танков” полковник Ж. Этьен предложил Луи Рено-известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, осуществить идею постройки легкого танка. Рено отказался от предложения Этьена, мотивируя отказ отсутствием опыта постройки подобных машин. Несмотря на это, в следующем году Рено получил заказ на разработку танка, который, по-видимому, стал детищем совместной работы Рено и Этьена. В декабре 1916 года модель танка была представлена Консультативному комитету по артиллерии специального назначения; первые прототипы последовали в феврале и марте 1917 года.

Официальные испытания начались 10 апреля и закончились полным успехом. Консультативный комитет немедленно выдал заказ на 1000 машин. Все они должны были иметь 8-мм пулемет Гочкиса, но Этьен предложил вооружить часть танков 37-мм пушкой. Предполагалось, что завод фирмы “Рено” в Билланкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 года.

Производственные проблемы предельно обострились после 20 июня, когда заказ был увеличен до 3500 машин, причем все они требовались к весне 1918 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ распределился таким образом: “Рено” – 1850 танков, “Берлие” -800, “Шнейдер” -600 и “Делоне-Бельвиль” -280 танков. “Рено” смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре. Одну из них сразу отправили в США, где предполагалось изготовить 1200 танков. От остальных французских фирм танки начали поступать только в середине 1918 года. Существуют несколько версий по поводу происхождения аббревиатуры FT в названии танка (одна из них от слов faib”e tonnage – легкий вес). На деле же все было гораздо проще. Все транспортные средства фирмы “Рено” получали буквенные индексы: легковые машины AG, артиллерийские тракторы – EG, грузовики – FV. Полное официальное название нового танка – “Char “eger Renau”t FT mode”e 1917”, в обиходе же его сократили до более краткого FT-17. Несколько слов о конструкции танка. Он имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек – одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска – блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк FT 17 имел съемный “хвост” на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный двигатель “Рено”.

Так танки Первой мировой доставлялись на поле боя

Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная. С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (“радиотанк” TSF) и огневой поддержки (“Рено” BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось – ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны. Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков “Рено”. Но общий заказ оказался значительно большим, ибо между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. Таким образом, FT-17 стал самым массовым танком первой мировой войны и вдобавок самым воюющим. За период с 31 мая по 11 ноября 1918 года они имели 3292 встречи с врагом, в ходе которых 440 машин было потеряно. Первой иностранной армией, принявшей FT-17, стала американская, которая получила 514 танков французского производства и с успехом использовала их в боях в сентябре – ноябре 1918 года.


Производство же собственных задерживалось из-за необходимости перевода размеров из метрической системы в дюймовую, принятую в США. Кроме того, производство двигателей “Рено” развернуть в США не удалось, и на танки пришлось устанавливать американский мотор “Буда” мощностью 43 л. с. Всего было заказано 4440 “6-тонных танков модели 1917 года”, однако в связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 950 танков, которые и составили в 20-30-е годы основу броневых сил армии США. В 1940 году американцы передали 329 6-тонных танков Канаде и 212- Англии для тренировки и обучения экипажей. Италия получила три FT в июне 1918 года, однако новых поставок из Франции не последовало. Программа строительства этих танков в Италии была закрыта сразу после окончания войны. Зато на базе “Рено” итальянцы разработали проект собственного танка – “Фиат-3000”. Эта машина создавалась в содружестве фирм “Фиат”, “Ансальдо” и “Бреда” с использованием итальянских узлов и агрегатов. По сравнению со своим французским прототипом “итальянец” оказался легче и существенно быстроходнее. Первый вариант вооружался двумя 6,5-мм пулеметами. В 1929 году танк получил 37-мм пушку, которой перевооружили 48 из имевшихся в войсках машин. Кроме того, на них улучшили ходовую часть и установили более мощный двигатель. До начала 30-х годов “Фиаты” составляли основу танкового парка итальянской армии. Они воевали в Эфиопии, Греции, Албании, Югославии, а также на острове Сицилия в 1943 году. 18 декабря 1918 года подразделение “Рено” FT-17 выгрузилось в Одессе. Впервые эти танки вступили в бой против Красной Армии 7 февраля 1919 года, когда совместно с бронепоездом белых они поддерживали атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк FT 17 Renault был поврежден и захвачен красноармейцами.

Доставленный в Москву, а позже в Сормово, он послужил образцом для постройки первых советских танков “Рено Русский”. Вскоре еще 4 танка было захвачено и отправлено для ремонта в Харьков. Из них сформировали 1-й автотанковый отряд, состоявший из двух подразделений бронеавтомобилей и одного – из танков “Рено”. 2-й отряд оснастили тремя британскими МкV, тоже трофейными. К концу гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось 11 автотанковых отрядов, пополнявшихся главным образом за счет трофейных машин, захваченных в боях с поляками, в Крыму и на Дальнем Востоке. Пожалуй, самое крупное использование FT-17 после мировой войны имело место во время советско-польской войны 1920 года. Франция передала Польше танковую часть, в которой имелось 120 “Рено” (72 пушечных и 48 пулеметных). На основе этой части был сформирован 1-й польский танковый полк, подразделения которого участвовали в боях с Красной Армией под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Часть вышедших из строя танков устанавливали в железнодорожных полувагонах, которые превращались, таким образом, в импровизированные бронепоезда. Однако их эффективность оставляла желать лучшего. Потери поляков составили 19 танков, из которых 7 стали трофеями Красной Армии. После войны Польша получила небольшое количество танков для восполнения потерь, и к середине 30-х годов в польской армии имелось 174 “Рено” разных вариантов. Помимо Польши “Рено” FT-17 стали стандартными машинами целого ряда государств. Финляндия получила 32 танка еще в 1919 году; в 1924-м 12 FT приобрела Эстония. Последние совместно с четырьмя английскими МкV составили две роты в ее автотанковом полку. В 1923 году 12 машин получила Литва. В отличие от обычных эти танки были вооружены пулеметами “Максим” германского образца калибра 7,92 мм с водяным охлаждением. Латвия оказалась единственной страной региона, не получившей FT, но в 30-х годах она приобрела 6 “Фиат-3000”. Вплоть до 1940 года 48 “Рено” имела Югославия. Бельгия приобрела 54 машины, находившиеся на вооружении до 1934 года, а затем переданные в жандармерию. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по нескольку машин для проведения испытаний. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия, первой в Латинской Америке получившая танки. Танковая часть в Рио-де-Жанейро насчитывала 40 FT-17.

В разное время “Рено” получили воевавшие между собой Греция и Турция; они применялись в Сирии, в Марокко, воевали в Китае. Когда разгорелась гражданская война в Испании, республиканцам достался 1-й танковый полк в Мадриде; на стороне франкистов остался 2-й танковый полк в Сарагосе. 1-й полк участвовал в обороне испанской столицы. В 1937 году Польша продала 16 “Рено” Уругваю (на самом же деле их получили республиканцы). В самой Франции танк Рено ФТ 17 составлял основу танкового парка до середины 30-х годов, когда их начали вытеснять R-35 и Н-39, их прямые наследники. В 20-х годах французы предприняли ряд попыток модернизировать “Рено”, создав модификации М24/25, М26/27, NC-1, NC-2 и NC-3, ни одна из которых в массовое производство не пошла. Эти модификации отличались от базового варианта, главным образом, ходовой частью, более мощным двигателем, что позволяло улучшить маневренные качества танка. Но все они сохраняли прежним вооружение и состав экипажа. Танк NC-1 в 1927 году был закуплен Японией и получил название Тип 89 “Оцу”. В 1929 году японцы модернизировали эту машину, оснастив ее 57-мм пушкой и дизелем мощностью 75 л. с. “Оцу” участвовали в боевых действиях в Маньчжурии в 1931- 1933 годах. На начало второй мировой войны “Рено” еще имелись в армиях Польши (70 штук и 32 в качестве бронедрезины “R”), Греции, Югославии, Румынии, Финляндии (некоторое число из них использовалось в качестве ДОТов на линии Маннергейма в 1939 году) и самой Франции, в которой 536 машин имелось в войсках и еще больше на складах. Причем в 30-х годах пушечные “Рено” были разоружены, так как 37-мм пушки понадобились для вооружения новых танков R-35 и Н-39, а на пулеметных 8-мм Гочкисы были заменены на новые 7,5-мм пулеметы образца 1931 года.

Захваченный немцами “Рено”

Эти танки получили обозначение FT-31. Всего во Франции немцы захватили 1704 “Рено”. Они использовались для полицейских целей и охраны аэродромов. Во время сооружения Атлантического вала небольшое число башен от FT использовалось для ДОТов; однако башни от R-35 и H-39 имели более толстую броню и оказались предпочтительней. Иногда FT просто закапывали в землю – во всяком случае, такой танк был встречен в 1944 году американцами после высадки в Нормандии. Вероятно, последнее боевое использование ветерана “Рено” имело место в 1945 году, когда подразделение этих танков вступило в бой с японцами, штурмовавшими Ханойскую крепость. С 1918 по 1945 год — 27 лет в в строю! Завидная судьба машины, ничего не скажешь.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Renault FT-17

Масса    6,8-7 т
Экипаж    2 чел
Двигатель    “Рено, 4-цилиндровый, водяного охлаждения
мощность    35 л. с. при 1500 об/мин
макс. скорость    7,7 км/ч
Вооружение    37-мм пушка или 8-мм пулемет
запас хода    35 км
Преодолеваемые препятствия    глубина брода  0,7 м,
ширина рва  1,8 м (с хвостом) и 1,35 м (без хвоста),
высота стенки – 0,6 м.

Чертежи танка “Рено” ФТ-17


Чертежи аналога “Рено” ФТ-17 из Италии – Фиат-3000

warfront.info

Обзор: Renault FT-17

Представляем вашему вниманию обзор на недавно вышедшую новинку фирмы MENG – модель танка Renault FT-17.

Если честно, то я никогда не питал особой слабости к этой машине. Она мне всегда казалась довольно неказистой и не очень интересной. Видимо сказывался, в том числе и опыт общения с «дубовым» пластиком фирмы RPM. Все изменилось в тот момент, когда фирма Meng анонсировала скорый выход этой машины в своем исполнении. Поймал себя на мысли, что было бы интересно пособирать этого коротыша. Задался целью и немного почитал про историю создания и применения этих танков, чтобы немного освежить и обогатить свои познания. Очень зацепили трофейные «старички» FT-17 на службе вермахта, люфтваффе и полицейских частей, попавшие в кадр фотоаппарата уже во второй половине войны. Получалось, что эти машины были в строю около четверти века и сменили двух хозяев. В общем, к прибытию из Поднебесной заветной коробочки с новинкой, я уже твердо решил, что сделаю обзор и, не откладывая в долгий ящик, займусь постройкой.

Совсем немного об истории создания и применения…

Сам Renault FT-17 можно считать родоначальником большинства современных танков, так как именно в этой машине впервые была применена компоновка с вооружением, установленным во вращающейся башне в средней части корпуса, двигателем, расположенным в кормовой части и отделенным перегородкой и отделением управления в носовой части. Если смотреть по этим критериям, то большинство современных танков устроены аналогично. Первый опытный экземпляр был создан в январе 1917 года, а в марте следующего года Renault FT-17 были приняты на вооружение французской армии. 31 мая 1918 года танки были впервые применены в бою в лесистой местности в районе городка Retz и показали свое превосходство в подобных условиях по сравнению с неповоротливыми и громоздкими Mk V и Сен Шамон.
FT-17 был принят на вооружение в 27 странах и участвовал в двух мировых войнах, гражданской войне в России, Советско-польской войне, Зимней войне и других конфликтах. Сложно найти другую такую машину, которая была бы столь узнаваема, состояла бы на вооружении стольких стран и в течение столь долгого времени и давала моделистам такой широкий спектр для исторических привязок, схем окраски и конверсий. На мой взгляд, в этом аспекте ФТ-17 можно сравнить лишь с Т-34 и, возможно Т-55.

Что там внутри?

Итак, что же мы имеем. Первое впечатление – очень красивый бокс-арт, удобная инструкция и приятная упаковка. Кто бы что ни говорил, но это тоже важный фактор. Гораздо приятнее начинать работу с моделью, которая красиво и качественно оформлена, видно, что инструкцию и картинку на коробке рисовала не «курица лапой», причем, впопыхах, а люди, которые серьезно относятся к своей работе и к своим потенциальным покупателям. Но это все, скорее субъективные факторы.

Предлагаю обратиться собственно к самому главному — к литникам! Сразу хочу отметить высочайшее качество литья. Я не заметил ни единой утяжины, облоя или какого-либо другого дефекта. Хочу отметить, что я собирал менговский Minenraumer, держал в руках Тигр, Т-90 и пикапы, и качество литья там было, хоть и на очень высоком уровне, но небольшой облой кое где встречался. В данном случае, на мой взгляд Менг вышел на новый уровень. К литью просто невозможно придраться! По своему виду и фактуре сам пластик субъективно напоминает тамиевский, а для большинства коллег это эталон качества (речь идет именно про саму пластмассу). Все заклепки, литьевые номера, шильдики, фактура материалов (дерево, рифление, литой металл) выполнены просто великолепно.

(фото 002) Литник А. На этом литнике представлены борта корпуса, рифленый полик боевого отделения, подбашенный лист и прочие элементы.

(фото 003) Литник В. Здесь представлены: днище корпуса, детали хвоста для преодоления траншей, люки мехвода и мто и другая мелочевка.

(фото 004) Литник С. Здесь мы имеем детали лыж-направляющих ходовой части, пулемет, ствол орудия и элементы интерьера.

(фото 005) Литник С крупным планом. Обратите внимание на качество литья. Шильдик с надписью Louis Renault и литьевые номера выполнены просто ювелирно!

(фото 006) Литник D. На нем представлены детали ходовой части. Обратите внимание, что в наборе представлены два вида ленивцев – деревянный и металлический.

(фото 007) Литник D крупным планом. Фактура древесины передана отлично. Хотя, вероятно и немного утрированно, ведь вживую «рисунок древесины» может быть и не столь заметен.

(фото 008) Литник D крупным планом. Ведущая звездочка крупным планом. Обращают на себя внимание литьевые номера и аккуратность литья.

(фото 009) Литник F. На этом литнике представлены элементы интерьера, детали двигателя, радиатор, трансмиссия и прочие потроха.

(фото 010) Литник F крупным планом. Деталь радиатора может похватать чистым аккуратным литьем даже на очень крупном плане. Обратите внимание, как отлит ремешок с пряжкой на детали 35!

(фото 011) Литник G. Еще один литник с потрохами. Снаряды, которые хранятся в башне, отлиты отдельными деталями. Придется вклеивать их в стеллаж поштучно.

(фото 012) Литник H. На этом литнике представлены детали башни. Причем, в наборе идет башня более поздняя литая, которая изготавливалась на заводе Жиро. Вероятно, менг выпустит и модель с ранней клепаной башней.

(фото 013 и 014) Деталь башни Жиро крупным планом. Обратите внимание на фактуру литья, и литьевые номера. На левой скуле воспроизведена маркировка завода Girod.

(фото 013 и 014) Деталь башни Жиро крупным планом. Обратите внимание на фактуру литья, и литьевые номера. На левой скуле воспроизведена маркировка завода Girod.

(фото 015) Литник Е х 2 шт. Литник довольно специфической формы с катками дается в наборе в двух экземплярах.

(фото 016) Литник Е крупным планом. Каточки отлиты очень чисто и потребуют минимальной обработки.

(фото 017) Траки даются россыпью и без литников. Это очень удобно и экономит много времени при сборке.

(фото 018) Два трака крупным планом. Соединяются на «клик», примерно как у тамиевского B1bis и позволяют сделать ленту рабочей. Жду фриуловские траки, но не уверен, что будет смысл менять. Эти траки очень понравились.

(фото 019) Маленькая плата с необходимым минимумом фототравления. Думаю, стоит ждать реакции производителей фототравления на появление этой модели. Н у а пока можно воспользоваться травленкой Aber, которая предназначена для старого набора RPM.

(фото 020) Декаль фирмы Cartograf, что не может не радовать!

(фото 021) Литые металлические детали для сборки подвестки. Видимо, они отлиты из металла для того, чтобы обеспечить максимальную прочность. Пружинки подвески, которые представлены в наборе, совсем не похожи на оригинал. Их стоит заменить на другие с более частыми витками, либо изготовить из проволоки самостоятельно.

(фото 022-023) Инструкция больше напоминает небольшую книжку. Схема продумана и удобна, присутствует небольшая историческая справка, в том числе и на русском языке и практически без ошибок!

(фото 022-023) Инструкция больше напоминает небольшую книжку. Схема продумана и удобна, присутствует небольшая историческая справка, в том числе и на русском языке и практически без ошибок!

(фото 024) Цветная схема окраски на четыре варианта. Два на французскую армию времен первой и второй мировых войн, один для польской армии и один для немецкой машины, использовавшейся наземными частями люфтваффе.

Честно говоря, четыре варианта мне показалось сильно мало, так что тот же Bison может нас вскоре порадовать новыми наборами декалей, ну а может и Менг выпустит другие варианты FT-17.
Отдельно отмечу, что оба варианта французской армии собираются в варианте орудийных танков, польский ФТ-17 предполагается собрать в варианте с пулеметом Hotchkiss, который, кстати, представлен в наборе еще и отдельным бонусом на станке. А трофейный немецкий вариант предполагается также в пулеметном варианте, вооруженным 7.5мм пулеметом MAC Mle.31.

Если сравнить данную модель с уже давно представленными на рынке китами фирмы RPM, то откровенно говоря, сравнивать просто нечего. Если раньше они воспринимались просто убогими, то теперь о них не хочется даже и вспоминать. Эти наборы слабее и хуже по всем параметрам и скорее всего скоро сгинут с прилавков. Кстати, скоро следует ожидать появления модели FT-17 от Italeri. Конечно это будет на порядок лучше старого RPM, но я очень сомневаюсь, что эта модель сможет стать достойным конкурентом Менгу, учитывая качество литья и деталировки, свойственные Италу и почти не претерпевшие изменений за последние 10-15 лет.
Шасси танка Renault FT-17 позволяет построить большое количество различных машин, начиная от «Русского Рено» или первого американского танка М1917 и заканчивая экзотическими бульдозерными, наблюдательными или гаубичными версиями. Уверен, что Meng не остановится на одном наборе, ну и производители афтермаркета не оставят эту новинку незамеченной.
P.S. Уже начал постройку этой модели в трофейном немецком варианте, так что ждите новостей! Посмотрим какова стыкуемость и достоверность этой новинки.

Владимир Яшин

ost-front.ru

Танк Рено FT-17 — Техническое описание

Техническое описание

Французский танк «Рено» FT-17 выпускался в трех вариантах:

  • пулеметном (Char Mitrailler 8 mm)
  • пушечном (Char Canon 37mm)
  • командирском или как его называли «радиотанк» (Char signal TSF)
  • танк огневой поддержки (Char Canon 75 mm BS) с 75-мм гаубицей «Шнейдер»
Танк «Рено» FT (пулеметный вариант) с клепаной башней
Нажмите на изображение для увеличения  
Классическая схема компоновки

Схема компоновки до сих пор остается классической — с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, передним — отделения управления и средним — боевого отделения с установкой вооружения во вращающейся башне. Хотя вращающиеся башни с пулеметным, пушечным или смешанным вооружением в то время же широко применяли на бронеавтомобилях, так что Рено не был первооткрывателем, однако, он — первый, кто создал действующий танк с вращающейся башней.

Нажмите на изображение для увеличения

В передней части корпуса по оси машины на откидном сиденье, установленном на днище, располагался водитель. Командир танка, он же стрелок, находился в башне — стоял или полусидел в брезентовой петле; позже было установлено небольшое сиденье, регулируемое по высоте. Лобовой люк с трехстворчатой крышкой предназначался для выхода и входа экипажа танка, а в задней части башни слева был аварийный люк-лаз с двустворчатой крышкой. Верхняя створка лобового люка со смотровой щелью при передвижении откидывалась вверх, образуя окно механика-водителя. В боевых действиях водитель вел наблюдение через три открытые смотровые щели в верхней створке и в скулах корпуса.

Обитаемый объем был отгорожен от моторно-трансмиссионного отделения стальной перегородкой с двумя зарешеченными окошками для циркуляции воздуха. Окошки были снабжены откидными заслонками для защиты экипажа в случае возгорания двигателя. Несущий корпус танка «Рено» FT представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым на заклепках крепились броневые листы и детали ходовой. Сложность с получением броневых отливок нужного профиля и необходимой точности заставили сделать корпус полностью клепанным из катаных листов, хотя прототип танка имел литую лобовую часть корпуса. Толщина наклонных листов составляла 8 мм, вертикальных листов корпуса — 16 мм, крыши и днища — 6 мм. Наклонная установка листов увеличивала бронестойкость корпуса.

Танк «Рено», пушечный вариант

Башня танка.

Вопрос с башней получилось решить не сразу. Прототип танка «Рено» FT имел литую башню со сферическим наблюдательным «куполом», который был выполнен заодно с крышей башни. Уже в первых серийных танках «купол» заменили цилиндрическим колпаком с пятью смотровыми щелями и грибовидной откидывающейся крышкой. Это упростило изготовление и улучшило вентиляцию. Смотровые щели выполнялись также в створках башенного люка, а в клепанных башнях — и в передних скулах. Пришлось упрощать и конструкцию самой башни. Первые 100 танков фирма «Рено» по собственной инициативе оснастила восьмигранной клепаной башней. Её полную пригодность показали испытания. И оказалось, что пушку и пулемет можно размещать в одинаковых башнях с соответствующими изменениями установки. «Омнибус» — «для всех» — название, которое получила универсальная башня диаметром 1,07 м, приспособленная для установки пушки или пулемета и, которая пошла в серию. Она устанавливалась на шаровом погоне, для ее опоры на бортах корпуса приклепывались короткие скобы.

Последний (третий) вариант башни имел коническую форму. Её Ж.Рено, надеясь на лучшую бронестойкость, предполагал изначально. В теории это было так, однако восьмигранная башня демонстрировала лучшую стойкость против бронебойных пуль, чем коническая, т.к. качество катанной плоской брони было тогда выше, чем кованной или литой. Эти башни производились фирмой Acieries Paul Girod, Ugine («Южин») и в основном устанавливались на танки фирмы «Рено», но также поставлялись и другим производителям. Танки с литыми коническими башнями появились в 1918 году, из-за чего их иногда именуют FT-18. Хотя в остальном это были те же танки Renault FT-17.
Броня в целом обеспечивала танкистам по тем временам довольно неплохую защиту. Толщина броневых листов литой башни составляла до 22 мм, а клепаной башни- 16 мм, литой — до 22 мм.

Танк «Рено» FT (пушечный вариант) с литой башней
Нажмите на изображение для увеличения

Вооружение.

37-мм танковая пушка SA18 «Гочкис» («Пюто»), как и пехотная Мlе1916 TR, была выполнена на основе старой морской и имела длину ствола 21 калибр, нарезной части -15 калибров, полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, пружинные противооткатные устройства, литой кожух люльки, пистолетную рукоятку управления, телескопический прицел. Для установки в башню пушка крепилась в полусферическом щите, который своими горизонтальными цапфами опирался в гнезда поворотного вертикального щита. Угол возвышения — от -20° до +35°. Стрельба велась унитарными выстрелами с чугунной (435 г) или стальной (560 г) осколочными гранатами, снаряженными мелинитом, и бронебойным снарядом (510 г). Начальные скорости снарядов — соответственно 402, 367 и 390 м/с. Дальность стрельбы — до 2400 м, однако видимость из танка позволяла стрелять не далее 800 м. Бронебойный снаряд мог пробивать 12-мм броню на дальности до 500 м. Для самообороны вблизи танка (75-100 м) служил картечный выстрел. Боевая скорострельность — до 10 выстрелов в минуту. Трубка оптического прицела была защищена стальным кожухом. Стрелок усилием плеч и спины с помощью наплечников поворачивал башню, производя грубую наводку. После чего с помощью плечевого упора пушки доворачивал ее на цель.

Таким же образом производилась наводка и в пулеметном варианте танка, угол возвышения пулемета составлял от -20° до + 35°. Размеры оружия затрудняли действия стрелка в башне, а установка коробки с лентой составляла большую проблему. В пулеметные танки «Рено» FT-17 французы ставили, использовавшийся в пехоте, 8-мм станковый «Гочкис» модели 1914 года (Мlе 1914 Hotchkiss). Для сравнения — англичане выбрали танковый пулемет на основе ручного «Гочкиса». Пулемет имел автоматику на основе отвода пороховых газов, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, питание от жестких лент (обойм), сцепленных по несколько штук, органами управления служили пистолетная рукоятка и рукоятка на затыльнике пулемета. Всего было построено 2100 пулеметных танков. Боекомплект выстрелов к пушке (20 осколочных, 25 бронебойных и 12 картечных) или патронов к пулемету (4800 — 50 лент по 96 патронов) размещался на днище и на стенках боевого отделения.



< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Студия масштабных моделей «Восточный фронт»

Если бы еще пару лет назад мне сказали, что вскоре я возьмусь за постройку Renault FT-17, то я бы скорее всего посмеялся. Если честно, то этот танк никогда мне особо не нравился. Усугублялось впечатление еще и тем, что единственный доступный на тот момент вариант в 35ом масштабе — дровишки фирмы RPM, которые могут легко отбить всякое желание строить подобную модель. Однако, когда фирма Meng анонсировала скорый выход этого дедушки всех современных танков, у меня появился интерес к данной машине. Стал обращать внимание на интересные фотографии FT, попадавшеся мне на глаза и сохранять их в отдельную папку. Когда же, из Поднебесной прислали коробочку с этой моделью для обзора, я уже точно знал, что одним обзором дело не ограничится. (Кстати, обзор можно посмотреть ЗДЕСЬ.) Качество литья и проработки мелочей меня так впечатлили, что признаться честно, был охвачен шапкозакидательскими настроениями быстрой постройки данного набора, без заморочек с деталировкой. Казалось, что все настолько подробно, что и дорабатывать там почти нечего, да и тратить несколько месцев на постройку этой новинки желания не было. Однако, сложилось все несколько иначе. При начале постройки заглянул в пару валков, исправил пару косячков, потом еще пару, потом стал это подробно фотографировать, потом напряг друзей и коллег помощью с музейными и ч\б фото, и в итоге, решил подготовить статью. В общем, как это часто у меня бывает, капитально погрузился в работу над этой моделью на несколько месяцев вместо планировавшейся быстрой постройки.

ИСТОРИЯ

Сам Renault FT-17 можно считать родоначальником большинства современных танков, так как именно в этой машине впервые была применена компоновка с вооружением, установленным во вращающейся башне в средней части корпуса, двигателем, расположенным в кормовой части и отделенным перегородкой и отделением управления в носовой части. Если смотреть по этим критериям, то большинство современных танков устроены аналогично. Первый опытный экземпляр был создан в январе 1917 года, а в марте следующего года Renault FT-17 были приняты на вооружение французской армии. 31 мая 1918 года танки были впервые применены в бою в лесистой местности в районе городка Retz и показали свое превосходство в подобных условиях по сравнению с неповоротливыми и громоздкими Mk V и Сен Шамон.

FT-17 был принят на вооружение в 27 странах и участвовал в двух мировых войнах, гражданской войне в России, Советско-польской войне, Зимней войне и других конфликтах. Сложно найти другую такую машину, которая была бы столь узнаваема, состояла бы на вооружении стольких стран и в течение столь долгого времени и давала моделистам такой широкий спектр для исторических привязок, схем окраски и конверсий. На мой взгляд, в этом аспекте ФТ-17 можно сравнить лишь с Т-34 и, возможно Т-55. Практически сразу решил, что буду строить свой ФТ-17 в каком-нибудь необычном варианте.

Довольно интересными, на мой взгляд, являются машины, попавшие на службу к немцам после падения Франции в 1940 году. По разным данным, Германия получила от 700 до 1800 экземпляров FT-17 в качестве трофеев. Правда, большинство источников сходятся на том, что в рабочем состоянии было около 500 штук, что тоже не мало. Это было лишь малой каплей того вклада, который Франция исправно вносила в котел побед Германии на протяжении нескольких лет с 1940 по 44 годы. Конечно, танки Рено были безнадежно устаревшими, но вполне подходили для использования на второстепенных ролях, например в качестве тягачей или для патрульно-охранной службы на территории Франции. Кроме того, они служили для обучения механиков-водителей в танковых школах. Часть машин использовали для борьбы с партизанами и защиты транспортных путей на оккупированных территориях, в частности в Югославии, Норвегии и на территории Советского Союза. Большое количество FT-17 эксплуатировалось и частями Люфтваффе, которые применяли их для охраны аэродромов, в качестве тягачей и, вероятно также для расчистки взлетных полос. О количестве FT-17 в немецких войсках может красноречиво говорить и тот факт, что при высадке в Нормандии, у союзного GI было не меньше, а может даже и больше шансов встретить старый FT-17, чем грозный Тигр или Патеру. Есть много кадров, где удивленные американские солдаты позируют на фоне брошенных немецких Реношек, которые они встретили в качестве «силы противостоящей вторжению». Как минимум один ФТ-17 даже был обратно захвачен силами FFI (французское сопротивление) и запечатлен катающимся по Парижу! В общем, на долю этих танков выпало многое и мне захотелось воспроизвести далеко не самый славный эпизод в их долгой жизни – службу на новых хозяев.

ПРОТОТИП МОДЕЛИ
Довольно долго ломал голову над тем, какую машину выбрать в качестве прототипа. На фото фигурирует большое количество интересных «германизированнных» ФТ-17. Сначала я планировал сделать свою модель в пулеметном варианте FT-31, опираясь на фото машины из крайнего номера Panzerwrecks, принадлежавшей частям Люфтваффе и брошенной в Париже, благо такой вариант предусматривает комплектация менговской модели. Но немного смущала куцеватость танка, который без хвоста для преодоления траншей и с пулеметом вместо орудия, смотрелся совсем несолидно. Хотелось выбрать прототип с более типичной внешностью. Поиски продолжились, и к своему удивлению обнаружил, что наличие хвоста у немецких FT-17 было большой редкостью. Видимо, за ненадобностью его повсеместно демонтировали. Благо, что Василий Дюнов помог, поделившись своими фотографиями немецких реношек ковыряясь, в которых я все-таки выбрал себе понравившийся прототип.
К сожалению, не удалось узнать, где и когда был сделан снимок, равно как неизвестно и какому подразделению принадлежала машина. (Если кто-то может помочь в этом вопросе, буду крайне признателен). Но при внимательном рассмотрении многочисленных электрических фотографий трофейных FT-17, их систематизации и сортировке удалось выявить еще несколько машин с абсолютно идентичной по расположению, стилистике и размерам маркировкой и наличием хвоста, что являлось большой редкостью для немцев. Предположил, что эти танки вполне могли принадлежать одному подразделению. Кстати, на одной из фоток написаны слова Сербия и Балканы, так что мне ничего не оставалось, как принять эту информацию на веру, тем более, что старые французские танки часто применялись немцами для борьбы с партизанами на Балканах.

СБОРКА
Изначально к постройке этого кита я отнесся как к проекту без серьезного вникания в нюансы. Планировал построить из коробки и поставить новинку на полку. Первое впечатление было таким, будто в модели почти все идеально и этого будет достаточно. Однако, при просмотре валков и музейных фото обнаружилось, что здесь есть где приложить руки и для постройки достоверной модели надо потратить немало усилий. Ни в коем случае не говорю ничего плохого про менговскую новинку. Набор действительно великолепен, особенно для моделиста-изкоробочника, так как стыкуемость и литье на высочайшем уровне, но для опытного моделиста здесь есть задачи, которые требуют решения. На тот момент, когда я занялся постройкой этой модели, специального набора травлёнки еще не было выпущено, поэтому обзавелся набором фирмы Aber, который был рассчитан еще на старый набор фирмы RPM. На самом деле, из этого набора потребовалось совсем не много, что объясняется гигантской разницей в качестве между моделями RPM и Meng. То, что у рпмовского нужно было обязательно менять, у менга отлично имитировано в платике и не требует замены. Также решил использовать в работе металлические траки фирмы Friulmodel, которые как и изкоробочные менговские хоть и обладают целым рядом недостатков, но все-таки чуть более достоверны. Собсвенно, афтермаркет на этом и исчерпывается, так как большинство доработок делались руками с использованием подручных средств. Все перипетии постройки и доработки иллюстрированы на фотографиях в технологической статье.

ОКРАСКА
При покраске умышленно отказался от активного применения новомодных веяний, сконцентрировавшись скорее на классических приемах, хотя и не отказал себе в удовольствии поиграть оттенками базового цвета. Задута модель была тамиевскими акрилами в серый панцерграу. Нет никаких сомнений, что прототип был окрашен именно в этот оттенок. Под инструментальным ящиком намеренно оставил непрокрас с родным французским оливковым цветом. Как мне кажется, такое вполне могло иметь место быть )) Кроме того, немного оживил базовый цвет белее светлым и более темным оттенками серого, нанесенными поверх базового XF-24. В такой ситуации всегда мечешься между двух огней, опасаясь, с одной стороны переборщить с градиентами, а с другой стороны, немного «недоработать» и получить скучный окрас, когда глазу будет не за что зацепиться. Но самым первым моментом при окраске стал не подбор оттенков, а рутинная задача качественно замаскировать уже покрашенный и затонированный интерьер, чтобы ничего не испортить. Процесс окраски подробно показан в технологической статье.

Маркировка потребовала тщательного изучения фотографий прототипа, чтобы максимально точно передать размеры и пропорции элементов. Кресты я нанес, используя сухие декали Microwold. Они подошли практически идеально, только края пришлось чуть-чуть укоротить. Не смотря на то, что декали Обратил внимание, что крест на люке доступа в мто нанесен не по центру, а чуть смещен вправо, что воспроизвел и на модели. В связи с тем, что на фото прототипа ракурс съемки такой, что носовую часть не видно, крест на лобовой плите воспроизвел с учетом фотографий машин из того же подразделения (по моей версии), сфотографированных спереди. Кстати, обратил внимание на интересную особенность маркировки немецких FT-17. Если на башне нанесены балкенкройцы, то на лобовой плите их нет, если же на башне нанесены номера, то почти обязательно будет крест на лобовой бронеплите. Вот такое наблюдение.

На этом все. Работа над данным проектом растянулась с октября 2013 года по февраль 2014 года. Надеюсь, статья по постройке и окраске этой модели пригодится многим коллегам, тем более, что данный ФТ-17 хоть и трофейный, но при этом не подвергался никакой германизации, кроме окраски. Далеко не все неточности были мной исправлены, но, думаю, что от этого материала уже можно отталкиваться при постройке своего Менговского ФТ-17, чтобы добиться большей достоверности. Что касается самого набора, то могу сказать, что он очень хорош, как по качеству литья, так и по стыкуемости и менговцы хорошо выполнили свою работу за исключением некоторых неточностей. В любом случае, по сравнению со старым набором фирмы RPM, этот реношка очень хорош!

Хочу выразить благодарность всем друзьям и коллегам, чьё участие, советы и фотографии очень помогли мне при постройке этой модели! Отдельно хочу поблагодарить Игоря Перепелицу за его замечатеьный валк по Реношке из музея в Пароле, Сергея Бека за его советы и помощь музейными фотографиями и Василия Дюнова за помощь с подборкой фото для выбора прототипа. Без помощи коллег, этой модели могло и не быть. По крайней мере, она точно была бы другой и, в любом случае, менее достоверной.
Отдельную благодарность за терпение хочу выразить своей жене Екатерине! Именно она является первым зрителем и критиком всех моих трудов и очень часто помогает дельным советом в самый нужный момент. Ну и конечно же спасибо фирме MENG за то, что они выпустили этот набор, да еще и прислали его для подготовки обзора.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
MENG – сама модель
Aber – фототравление
Aber – набор инструментов
Friulmodel – траки
North Star models – ведро
АК – цепь
Verlinden – игральные карты
Verlinden – сапоги
Verlinden – бутылки и картонки с провизией
DioPark – пассатижи, воронка, наручные часы
PlusModel – листья
PlusModel – масляная канистра
Пластиковые и латунные прутки и трубочки Lion roar
Листовой пластик Tamiya

Владимир Яшин
Новосибирск 2014

ost-front.ru

Первый из современных | Warspot.ru

Первая мировая война памятна для истории, помимо всего прочего, рождением новых видов вооружения, в частности танков. Несмотря на то, что первые работоспособные машины такого рода были разработаны только к середине войны, в их «семействе» сразу же стали появляться предвестники будущего разделения на различные по специализации классы. Яркий тому пример – Рено FT-17, первый серийный легкий танк.

Начальник штаба 22-го артиллерийского полка французской армии полковник Жан Этьен, первым в стране разглядевший потенциал бронированных машин на гусеничном ходу, обратился к конструктору и владельцу известного автомобильного завода Луи Рено с идеей постройки танка в декабре 1915 г. Полковник тогда только-только начал продвигать свою идею и осаждал с ней как ведущих конструкторов, так и Ставку главнокомандующего французской армией. В результате первый проект машины вместе с Этьеном подготовил Э. Брилье, главный инженер завода Крезо, Рено же отказался от проекта, сославшись на отсутствие опыта в разработке механизмов с гусеничной ходовой частью.

Между тем создание французского танка одобрил сам маршал Жоффр, а государственные заказы на их изготовление в результате коррупции получили сразу две фирмы – «Шнейдер-Крезо» и FAHM из города Сен-Шамон. Надо полагать, Рено не захотел оставаться в стороне от перспективного предприятия, кроме того, у него появилась возможность выиграть время и поучиться на ошибках конкурентов.

В декабре 1916 г. он сам обратился с просьбой поручить ему производство танков, представив оригинальную модель. Утверждение проекта FT столкнулось с некоторыми проблемами, поскольку в тот момент шла дискуссия о способах применения новинки. Нужды окопной войны требовали создания тяжелых машин, несущих на себе большое количество вооружения, для прорыва глубоко эшелонированных линий обороны противника. Представленная модель этим требованиям явно не отвечала. Но, в конце концов, необходимость обеспечить пехоту мобильным средством огневой поддержки взяла верх, и 22 февраля 1917 г. Луи Рено получил пробный заказ на 150 машин с пулеметным вооружением, а в марте изготовил готовый прототип.

9 апреля (по другим данным, 10 апреля) начались испытания новой машины, которые завершились полным успехом. После этого Консультативный комитет по артиллерии специального назначения увеличил заказ до 1000 машин, и это были еще не окончательные цифры. До конца 1918 г. было заказано 3530 танков FT-17, которые были распределены между фирмами «Рено» (1850), «Берлие MDP» (800), «Сомюа» (600), «Делоне-Беллвилль» (280).

Конструктивно Рено FT-17 заметно опережал своих конкурентов, «Шнейдер» CA1 и «Сен-Шамон». Во-первых, у него была собственная ходовая часть, с крупным направляющим колесом спереди, делавшая его гораздо проходимее. Танк фирмы «Шнейдер-Крезо» был поставлен на практически не измененную ходовую базу трактора «Холт», послужившую прототипом всех гусеничных машин Англии и Франции, а корпус «Сен-Шамона» так далеко выходил за пределы ходовой части, что значительно снижал его возможности по преодолению препятствий. Во-вторых, FT-17 обладал чрезвычайно удачной компоновкой корпуса. За счет вынесения оружия во вращающуюся башню он мог поражать цели в радиусе 360 градусов, в то время как «Шнейдер» CA1 и «Сен-Шамон» должны были маневрировать всем корпусом для перенесения огня с цели на цель. Революционным оказалось и внутреннее строение машины, с разделением на три части: отделение управления – в передней части, боевое – посредине и силовое – сзади. При этом двигатель был специально изолирован от боевого отделения, чтобы предотвратить распространение пожара или проникновение отработанных газов. Собственно, внешний вид «Рено» FT-17 и положил начало формированию классического образа танка, а компоновка корпуса, примененная в нем, остается неизменной и по сей день. Это и дает ему право именоваться первым из современных танков.

«Рено» FT-17 (пушечный вариант) на пересеченной местности (http://wwi.hut2.ru)

Корпус танка собирался на каркасе из металлических уголков, толщина брони составляла 16 мм по всем вертикальным поверхностям, днище имело бронирование в 6 мм, крыша – 8 мм. Ходовая часть состояла из четырех тележек на борт – одна с тремя и три с двумя катками малого диаметра. Ведущее колесо располагалось сзади вместе с двигателем. Переднее направляющее, как уже было сказано, было гораздо крупнее прочих, что позволяло преодолевать значительные отвесные препятствия, не прибегая к английской системе вывода гусениц на крышу танка и сделав их, таким образом, более защищенными от огня противника. Размер корпуса составлял 4,1 м в длину (4,96 м со специальным «хвостом» для преодоления рвов), 1,74 м в ширину, 2,14 м в высоту.

Вооружение танка состояло либо из полуавтоматического артиллерийского орудия «Пюто» SA 18 калибром 37 мм, либо из пулемета «Гочкис» калибром 7,92 мм. Позднее появилась модификация и с пушкой, и с пулеметом. Боевая масса танка составляла от 6,5 т в пулеметном до 6,7 т в пушечном варианте. Для сравнения, танк «Шнейдер» весил 14,6 т, «Сен-Шамон» – все 22 т. Экипаж FT-17 насчитывал всего 2 человека, в противовес 6 и 8 у основных конкурентов соответственно.

«Рено» FT-17 на вооружении республиканской армии
в Испании (http://wiki.wargaming.net)

По шоссе танк фирмы «Рено» развивал скорость 7,8 км/ч, в то время как машина фирмы «Шнейдер-Крезо» – только 4 км/ч. Детище FAHM из Сен-Шамона, правда, могло разогнаться до 8 км/ч, но это преимущество сводилось на нет низкой проходимостью. В результате у «Рено» получился в полном смысле этого слова первый легкий танк, совмещавший приличную для своего времени скорость с огневой мощью. Серьезным недостатком его был лишь малый запас хода, только 35 км по шоссе, но для завершающего этапа Первой мировой войны этого было вполне достаточно.Удачность конструкции FT-17 доказала его долгая и насыщенная боевая биография. Эта машина активно поставлялась Францией в другие страны и состояла на вооружении в Афганистане, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Иране, Испании, Китае, Литве, Нидерландах, Польше, России, Румынии, США, Турции, на Филиппинах, в Финляндии, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Югославии и Японии. Последние в своей истории бои танк FT-17, начавший свой путь на фронтах Первой мировой войны, принял в ходе различных кампаний уже Второй мировой.

warspot.ru

Танк Рено «Renault» FT-17 — оружие французской армии Первой мировой войны

С марта 1918 года новые танки, по­лучившие официальное обозначение «легкий танк Рено «Renault» FT (см. фото) оружие 1917 года» (в обиходе его сократили то более краткого Fт -17), начали по­ступать в войска армии. Несомненно, это была одна из самых выдающихся кон­струкций в истории бронетехники, на многие годы определившая на­правление его развития.

Танк Рено «Renault» FT-17 — оружие французской армии Первой мировой войны

Компонов­ка, впервые примененная на танке Рено «Renault» (двигатель, траномиссия, ведущее колесо — сзади, отделение правления — спереди, a боевое от­деление с размещением вооружения во вращающейся баш­не—в центре), до сих пор остается классичес­кой, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор.

«Renault» FT-17 (см. фото) оказался не только новаторской бронетехникой, но и очень дешевой ма­шиной, простой и надежной в произ­водстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходи­мостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были не­велики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузови­ках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудова­лись специальными съемными «хвос­тами».

«Renault» FT-17 выпускался в четы­рех вариантах: пулеметном, пушеч­ном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находи­лись радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой подде­ржки с 75-мм орудием, установлен­ным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, послед­ние в битвах поучаствовать не успели.

Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Renault» FT-17, что сделало их самым массовым танковым оружием Первой мировой вой­ны. За относительно короткий пе­риод — с 31 мая по 11 ноября 1918 года — «Renault» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.

Естественно, такая хорошая для своего времени бо­евая машина не могла не привлечь внимания военных всего мира. Первой иностранной армией, принявшей на вооружение танки FT-17 и успевшей испытать их в боях Первой мировой, стала американская — она получила 514 танков французского производства. Позднее, уже после окончания войны, «Renault» FT-17 был закуплен 20 странами, в том числе Бельги­ей, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией, Испани­ей, Голландией, Польшей и Чехословакией. Многим из этих танков довелось повоевать. Так, они сража­лись в Испании в годы гражданской войны, причем с обеих сторон, в 1939 году защищали Варшаву, а в 1940 — Париж. После капитуляции Франции захва­ченные немцами танки «Renault» использовались в по­лицейских частях и для охраны различных объектов. Предположительно, последнее упоминание о боевом применении ветерана «Рено» относится к 1945 году, когда подразделение этих танков отражало наступле­ние японцев на Ханой.

В 1918 году танки появились в том числе и на тер­ритории России — в составе армий Белого движения и войск интервентов. Отсутствие подобной боевой техники в Красной Армии (количество трофейных машин было очень невелико) ощущалось достаточно остро, поэтому решение о создании собственного

танка было абсолютно обоснован­ным. Разработать свою конструкцию в условиях страшной разрухи было нереально, поэтому в качестве про­тотипа для первого советского се­рийного танка был выбран легкий французский «Renault» FT-17 — луч­ший и к тому же наиболее простой танк того времени, захваченный красноармейцами в бою с войсками генерала Деникина в Украине в марте 1919 года. Машину отправили в Мос­кву в качестве подарка В. И. Ленину, который и дал указание организовать производство аналогичной советской техники.

Осенью 1919 года разобранный и неполностью комплектный тро­фейный танк «Renault» FT-17 был отправлен на завод «Красное Сормово». Специалисты из техни­ческого бюро за сравнительно ко­роткое время, с сентября по декабрь 1919 года, разработали чертежи новой машины. Слово «новой» здесь не является преуве­личением, поскольку многие, за­частую очень важные узлы и агрега­ты, например коробка передач, бы­ли утеряны и их пришлось проектировать и изготавливать са­мостоятельно. Ввиду сложности за­дачи и отсутствия необходимого опыта сормовичам пришлось «ско­оперироваться» с рядом других предприятий страны. Так, Ижорс- кий завод поставлял броневые лис­ты, а московский автомобильный завод АМО — двигатели. Тем не ме­нее, несмотря на все многочислен­ные трудности, уже через восемь месяцев с момента прибытия тро­фейной боевой машины на завод, а точнее 31 августа 1920 года, пер­вый советский танк под названием «Борец за свободу товарищ Ленин»

завод поставлял броневые лис­ты, а московский автомобильный завод АМО — двигатели. Тем не ме­нее, несмотря на все многочислен­ные трудности, уже через восемь месяцев с момента прибытия тро­фейной боевой машины на завод, а точнее 31 августа 1920 года, пер­вый советский танк под названием «Борец за свободу товарищ Ленин»

Танк «Русский Рено» РККА. Выпуска­емые единичными экземлгярами «Рус­ские Рено » имели персональные «име­на». Так, представленного на фото «зовут» «Бореи, за свободу тов. Ле­нин».

покинул сборочный цех и в период с 13 по 21 ноября успешно прошел испытания.

Поскольку советская машина бы­ла очень близка к прототипу и отли­чалась от него лишь двигателем и формой башни, то останавливать­ся на ее констру кции мы не станем. Отметим лишь, что в целом по сво­им тактико-техническим характе­ристикам танк «Русский Рено», бо­лее известный по имени головной машины серии как «Борец за свобо­ду товарищ Ленин», не уступал про­тотипу, а по таким параметрам, как максимальная скорость, запас хода и бронирование борта даже превос­ходил его.

В 1921 году вслед за головной ма­шиной было изготовлено еще 14 тан­ков этого типа, отдельные из которых получили собственные имена: «Па­рижская Коммуна», «Пролетарий», «Буря», «Победа», «Красный Борец», «Илья Муромец».

Служба «Русских Рено» в войс­ках, вопреки существующему мне­нию, героическими примерами не

изобиловала, поскольку ни в каких боевых действиях гражданской войны принять участие они не ус­пели. Имеется лишь скудная ин­формация о том,что весной 1922 года два танка предполагалось использовать при подавлении крес­тьянского восстания, но из-за на­чавшейся распутицы (а проходи­мость «Русского Рено» оставляла желать лучшего) сделать этого не удалось.

Начиная с 1924 года первые со­ветские танки стали постепенно выходить из строя, из-за чего в кон­це 1926 года их пришлось подверг­нуть ремонту с использованием де­талей, снятых с уже списанных французских «Renault». Восстанов­ленные таким образом машины продолжили свою службу в Мос­ковском и Ленинградском военных округах до весны 1930 года, когда вместе со своими французскими «коллегами» по приказу Реввоенсо­вета были выведены из состава ли­нейных частей и отправлены на хранение.

 

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *