FCM F1 Сверхтяжелый штурмовой танк

Официальное обозначение: FCM F1
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1938 г.
Дата постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: построен полноразмерный макет танка, проект закрыт после оккупации Франции.

В рамках программы модернизации танкового парка закладывалась основа для проектирования тяжелого танка, предназначенного для замены FCM 2C. Моральная устарелость этой машины стала очевидна к началу 30-х гг., когда большинство крупнейших танкостроительных стран перешли на выпуск более легких танков, имевших более высокие тактико-технические показатели. В качестве примера можно привести советские Т-28 и Т-35, которые хотя и не были лишены недостатков, при чуть более слабой броне обладали более мощным вооружением и лучшими скоростными данными.

Новые требования к танку прорыва были сформулированы ССА (Conseil Consulatif de l’Armement – консультативным советом по делам вооружений) 4 мая 1936 г. под началом генерала Дюфло (Dufleux), которые впоследствии дополнили. Окончательный вариант ТТЗ был представлен 12 ноября 1936 г. Согласно выданной спецификации тяжелый танк имел бы максимальную массу 45 тонн, скорость 30 км\ч и запас хода 200 км. Его броня должна была выдерживать обстрел из 75-мм полевых орудий с дистанции 200 метров, при этом требования к схеме вооружения остались такими же, как и в 1921 г. – 75-мм пушка\гаубица в лобовом листе корпуса, 47-мм пушка в башне и 2-3 пулемета.

По сути, здесь предлагалось создать несколько улучшенный вариант танка В1bis. Спустя несколько месяцев фирмы ARL, AMХ и FCM представили свои проекты, но почти сразу выяснилось, что ни один из них не укладывается в техническое задание – уже на начальном этапе проектирования масса танков превысила положенную, а в дальнейшем её уменьшение не представлялось возможным. Тогда в ССА решили обратиться к зарубежному опыту и создать танк наподобие британского “Matilda” Mk.I, намного меньшего по массе, но лучше бронированного. Фактически, работы в этом направлении начались 26 марта 1936 г., но до своего логического завершения довести их не удалось. Проектные характеристики нового танка, впоследствии обозначенного как G1, были вполне выполнимыми (максимальная масса 20 тонн, бронирование – до 60 мм, основное вооружение – 37-мм пушка в башне), но из-за многочисленных задержек построенные образцы так и остались на уровне прототипов и макетов. Параллельно требования к танку прорыва изменили, доведя весовой предел до 60 тонн, что было оформлено 6 апреля 1938 г.

Не получив быстрого и, что самое главное, положительного результата по первым двум спецификациям ССА перешло к другой крайности. В феврале 1938 г. было выдано новое техническое задание – на этот раз речь шла о сверхтяжелом танке прорыва, предназначенного для преодоления хорошо укрепленных оборонительный линий. Исходя из этого, был сделан вывод, что такой танк обязательно должен иметь тяжелое противоснарядное бронирование, скорострельное орудие в малой башне и орудие более крупного калибра в основной башне. По весовым характеристикам ограничений не было.

Разработку сверхтяжелого танка продолжили все три фирмы, в числе которых осталась и FCM. Главной задачей этого бронированного монстра стала борьба с укреплениями на Западном Валу (Линии Зигфрида) на франко-германской границе. В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою “изюминку” в этот проект. Как уже упоминалось, на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм (!) Очевидно считая, что такую “шкуру” пробить не удастся никому, французские инженеры решили упростить конструкцию корпуса и башен танка, придав им максимально “рубленые” формы.

Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы, хотя она стала более широкой, чтобы выдерживать огромный вес танка.

Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.

Чтобы сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при передвижении по шоссе составила бы 24 км\ч.

Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 г., а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 г. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 г. фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX “Tracteur C”: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. В ответ представители от “шнейдера” заявили, что они согласны начать постройку башен только со 105-мм орудиями, так как постройка башен со 90-мм орудиями была сочтена нецелесообразной. Работы по ним были завершены к 4 марта 1940 г. – к этому времени выяснилось, что АМХ не способна уложиться в отведенные её сроки строительства “Tracteur C”. Спустя месяц программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались – при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль.

Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.

И все же, техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае снижалась до 20 км\ч. Как можно догадаться, ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было. Работы по постройке танка были прекращены в середине июня 1940 г., а заготовки по нему, по всей видимости, были уничтожены техническим персоналом.

Источники:
Pierre Touzin «Les vehicules blindes francais», 1900-1944. EPA, 1979
Jean-Gabriel Jeudy «Chars de France», E.T.A.I., 1997
Paul Malmassari «Les projets de chars de forteresse francais 1921-1940», La Revue historique des armees, n°234, 1er trimestre 2004
Chars Francais: 1940 FCM F1

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА
FCM F1 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА140-145 тонн
ЭКИПАЖ, чел.8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм10530
Ширина, мм3100
Высота, мм4210
Клиренс, мм360
ВООРУЖЕНИЕодна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 120 мм
борт корпуса — 100-120 мм
корма корпуса — ?
главная башня — ?
малая башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬдва Renault V12 KGM, жидкостного охлаждения, мощностью по 550 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯэлектрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 16 сдвоенных опорных катков, 4 независимых катка, ведущее колесо заднего расположения
СКОРОСТЬ20-24 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м?
Ширина рва, м~4,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ?

aviarmor.net

Маус по-французски или сверхтяжёлый танк прорыва FCM F1

С середины 30-х годов прошлого века для Франции определился самый вероятный противник в будущей войне. И как 20 лет назад им снова должна была стать Германия. Но в случае войны с Германией Франция бы стала перед проблемой преодоления немецкой линии Зигфрида, построенной Германией на границе с Францией. Эту функцию, по мнению французских стратегов, должен был выполнить специальный штурмовой танк. Который должен был иметь, как очень хорошее бронирование так и, достаточно мощное вооружение. Имевшиеся на тот момент сверхтяжёлые французские монстры 2С уже не удовлетворял этим требованиям. Бронирование его, было, явно недостаточным а пушка маломощной. Поэтому французы, 12 ноября 1936 г, объявили конкурс на создание подобной машины. Причём её философию они менять не стали, так как реального боевого опыта у них ещё не было, и ошибочности многобашенной конструкции они ещё не знали. Поэтому требования по вооружению нового танка, не претерпели ни каких изменений с далёкого 1921 года, когда создавался монстр 2С – 75-мм пушка-гаубица в лобовом листе корпуса, 47-мм пушка в башне и 2-3 пулемета.

На этот конкурс свои разработки представили сразу три французские фирмы ARL, AMХ и FCM. О проекте последней я и расскажу в этой статье.

Для начала стоит рассказать о технических требованиях выдвинутых военными для новой машины. Им требовалась машина массой до 45 тонн, со скоростью не менее 30 км/ч и запасом хода не менее 200 км. Её броня должна была выдерживать обстрел из 75-мм полевых орудий с дистанции 200 метров.  

Только появились первые эскизные наброски будущих танков стало понятно что втиснуть в 45 тонн, предложенные ТТХ для танка нереально. И поэтому в феврале 1938 года появилось новое техническое задание для проектировщиков. Масса танка уже не оговаривалась. Зато ставились требования, что новый танк должен иметь хорошее противоснарядное бронирование, скорострельное орудие в малой башне и орудие более крупного калибра в основной башне.

Проект компании FCM во многом повторял своего предшественника – танк 2С. Только в отличии от него FCM F1(именно такое обозначение получил будущий танк) был как бы повёрнутый 2С задом наперёд. В передней части корпуса располагалось отделение управления и малая башня с пушкой 47 мм. Дальше шло моторное отделение, а за ним располагалось боевое отделение с пушкой главного калибра с пушкой 75 мм. Уж не знаю, как такими орудиями французы собирались разрушать линию Зигфрида. Кстати, к этой мысли пришли и французские инженеры и сразу же предложили альтернативный главный калибр — 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Кстати, как это редко бывает, этот вариант был принят и военными.

В отличии от вооружения, бронирование у данной машины было знатное и на тот момент опережавшее возможности не только всех установленных на танках пушек, но так же и противотанковой артиллерии — его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм. Думается, что если бы такие машины хоть в каком то количестве были созданы, пришлось немцам как в случаях с нашими КВ, вытягивать свои 88 мм зенитки на прямую наводку. И то, возникали бы проблемы, так как наши КВ имели бронирование всего 75 мм.

В дополнении к основному, танк имел и пулемётное вооружение. На нём конструкторы разместили 4 пулемёта калибром 7,5 мм. Пулеметы на в FCM F1 размещались следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.

Естественно масса у данного монстра получилась просто запредельная – 140 тонн. Например, знаменитый немецкий Маус, имел массу 192 тонны. И для того что бы сдвинуть танк с места потребовался очень серьёзный двигатель. Для этого на танк установили сразу два двигателя Renault V12 KGM, жидкостного охлаждения, мощностью по 550 л.с. каждый. Таким образом, суммарная мощность машины составила 1100 л.с., как у современных танков. Например, тот же Маус имел двигатель 1080 л.с. Но даже с таким энергооснащением конструкторы не надеялись превысить скорость в 30 км/час. По предварительным расчётам она должна была составить скромные 24 км/ч.

Кстати, на этом аналогии не заканчиваются. Так же как и на Маусе на танке FCM F1 была установлена электрическая трансмиссия.

Весной 1940 годы, были свёрнуты все работы по конкурирующим проектам, и все силы были направлены на доведения до испытательного образца танка FCM F1. К этому моменту были заказаны две башни у фирмы Шнейдер с пушками 105 мм. И, даже, ещё до начала испытаний, фирма FCM получила заказ на серийное производство танка с темпом 4 машины в месяц (очень самонадеянно). Кроме этого на серийной машине потребовали довести бортовое бронирование до 120 мм, из-за чего её масса должна была возрасти до 145 тонн, а скорость упасть до 20 км/час.

Как не трудно догадаться, до разгрома Франции ни одной ни серийной ни опытной машины построено не было. Существовал только макет в натуральную величину, который можно видеть на фотографии.

PS. Существует миф, что дескать танки столь большой массы не выдержал бы не один мост. Однако, даже танк такой гигантской массы в основном большинство мостов должно было выдержать без всяких проблем, только некоторые мосты, вероятно, второстепенного значения, её не выдерживали. Да и таких во Франции 30-х было совсем не много. Кстати, думаю, как и в Германии. А вот в чём действительно была проблема, так в проходимости. Использование танка на вязких грунтах исключалось полностью.

alternathistory.com

Тяжелый танк FCM F1

Год разработки: 1940 г.
Год производства: 1941 г.
Боевая масса: 140-145 тонн
Длинна: нет данных мм
Ширина: нет данных мм
Высота: нет данных мм
Двигатель:
a. Скорость: 20-24 км\ч
b. Запас хода: 100 км
Радио: нет данных
Броня:
a. Лоб: 120 мм
b. Борт: 100/120 мм
c. Корма: 100/120 мм
d. Рубка: 100/120 мм
e. Корпус: (верх) 100/120 мм
f. Корпус: (низ) 100/120 мм
g. Крыша/Днище: 100/120 мм
Экипаж: 8 чел.
Вооружение: 90-мм пушка, 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета

FCMF1

FCM F1

Разработку сверхтяжелого танка продолжили все три фирмы, в числе которых осталась и FCM. Главной задачей этого бронированного монстра стала борьба с укреплениями на Западном Валу (Линии Зигфрида) на франко-германской границе.
 
В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою “изюминку” в этот проект. Как уже упоминалось, на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм (!) Очевидно считая, что такую “шкуру” пробить не удастся никому, французские инженеры решили упростить конструкцию корпуса и башен танка, придав им максимально “рубленые” формы.
 
Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы, хотя она стала более широкой, чтобы выдерживать огромный вес танка.
 
Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.
 
Что сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при передвижении по шоссе составила бы 24 км\ч.
 
Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 г., а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 г. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 г. фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX “Tracteur C”: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. В ответ представители от “шнейдера” заявили, что они согласны начать постройку башен только со 105-мм орудиями, так как постройка башен со 90-мм орудиями была сочтена нецелесообразной. Работы по ним были завершены к 4 марта 1940 г. – к этому времени выяснилось, что АМХ не способна уложиться в отведенные её сроки строительства “Tracteur C”. Спустя месяц программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались – при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль.
 
Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.
 
И все же, техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае снижалась до 20 км\ч.
 
Как можно догадаться, ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было. Работы по постройке танка были прекращены в середине июня 1940 г., а заготовки по нему, по всей видимости, были уничтожены техническим персоналом.
 

www.tankimira.ru

Проект сверхтяжёлого танка FCM F1 (Франция. 1938-1940 год).

В рамках программы модернизации танкового парка закладывалась основа для проектирования тяжелого танка, предназначенного для замены FCM 2C. Моральная устарелость этой машины стала очевидна к началу 30-х гг., когда большинство крупнейших танкостроительных стран перешли на выпуск более легких танков, имевших более высокие тактико-технические показатели. В качестве примера можно привести советские Т-28 и Т-35, которые хотя и не были лишены недостатков, при чуть более слабой броне обладали более мощным вооружением и лучшими скоростными данными. Новые требования к танку прорыва были сформулированы ССА (Conseil Consulatif de l’Armement – консультативным советом по делам вооружений) 4 мая 1936 г. под началом генерала Дюфло (Dufleux), которые впоследствии дополнили. Окончательный вариант ТТЗ был представлен 12 ноября 1936 года …
Согласно выданной спецификации тяжелый танк имел бы максимальную массу 45 тонн, скорость 30 км\ч и запас хода 200 км. Его броня должна была выдерживать обстрел из 75-мм полевых орудий с дистанции 200 метров, при этом требования к схеме вооружения остались такими же, как и в 1921 г. – 75-мм пушка\гаубица в лобовом листе корпуса, 47-мм пушка в башне и 2-3 пулемета.  По сути, здесь предлагалось создать несколько улучшенный вариант танка В1bis. Спустя несколько месяцев фирмы ARL, AMХ и FCM представили свои проекты, но почти сразу выяснилось, что ни один из них не укладывается в техническое задание – уже на начальном этапе проектирования масса танков превысила положенную, а в дальнейшем её уменьшение не представлялось возможным. Тогда в ССА решили обратиться к зарубежному опыту и создать танк наподобие британского “Matilda” Mk.I, намного меньшего по массе, но лучше бронированного. Фактически, работы в этом направлении начались 26 марта 1936 г., но до своего логического завершения довести их не удалось. Проектные характеристики нового танка, впоследствии обозначенного как G1, были вполне выполнимыми (максимальная масса 20 тонн, бронирование – до 60 мм, основное вооружение – 37-мм пушка в башне), но из-за многочисленных задержек построенные образцы так и остались на уровне прототипов и макетов. Параллельно требования к танку прорыва изменили, доведя весовой предел до 60 тонн, что было оформлено 6 апреля 1938 г. Не получив быстрого и, что самое главное, положительного результата по первым двум спецификациям ССА перешло к другой крайности. В феврале 1938 г. было выдано новое техническое задание – на этот раз речь шла о сверхтяжелом танке прорыва, предназначенного для преодоления хорошо укрепленных оборонительный линий. Исходя из этого, был сделан вывод, что такой танк обязательно должен иметь тяжелое противоснарядное бронирование, скорострельное орудие в малой башне и орудие более крупного калибра в основной башне. По весовым характеристикам ограничений не было.
Разработку сверхтяжелого танка продолжили все три фирмы, в числе которых осталась и FCM. Главной задачей этого бронированного монстра стала борьба с укреплениями на Западном Валу (Линии Зигфрида) на франко-германской границе.

В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою “изюминку” в этот проект. Как уже упоминалось, на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм (!) Очевидно считая, что такую “шкуру” пробить не удастся никому, французские инженеры решили упростить конструкцию корпуса и башен танка, придав им максимально “рубленые” формы. Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы, хотя она стала более широкой, чтобы выдерживать огромный вес танка. Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево. Что сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при передвижении по шоссе составила бы 24 км/ч.


Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 г., а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 г. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 г. фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX “Tracteur C”: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. В ответ представители от “шнейдера” заявили, что они согласны начать постройку башен только со 105-мм орудиями, так как постройка башен со 90-мм орудиями была сочтена нецелесообразной. Работы по ним были завершены к 4 марта 1940 г. – к этому времени выяснилось, что АМХ не способна уложиться в отведенные её сроки строительства “Tracteur C”. Спустя месяц программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались – при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль. Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.

И все же, техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае снижалась до 20 км\ч.
Как можно догадаться, ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было. Работы по постройке танка были прекращены в середине июня 1940 г., а заготовки по нему, по всей видимости, были уничтожены техническим персоналом.


Расчётные ТТХ :     боевой вес — 140-145 тонн, длина- 10,53 м, ширина — 3,1 м, высота — 4,21 м, бронирование : лоб корпуса — 120 мм, борта — 100-120 мм, силовая установка : два двигателя Renault V12 KGM жидкостного охлаждения мощностью по 550 л.с. каждый, трансмиссия — электрическая, ходовая часть — (на один борт) 16 сдвоенных опорных катков, 4 независимых катка, ведущее колесо заднего расположения, скорость -24 км/ч, запас хода по шоссе — 100 км, вооружение : одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета.

Источник — http://www.aviarmor.net/

raigap.livejournal.com

Тяжелый танк FCM F1

FCM F1

Разработку сверхтяжелого танка продолжили все три фирмы, в числе которых осталась и FCM. Главной задачей этого бронированного монстра стала борьба с укреплениями на Западном Валу (Линии Зигфрида) на франко-германской границе.
 
В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою “изюминку” в этот проект. Как уже упоминалось, на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм (!) Очевидно считая, что такую “шкуру” пробить не удастся никому, французские инженеры решили упростить конструкцию корпуса и башен танка, придав им максимально “рубленые” формы.
 
Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы, хотя она стала более широкой, чтобы выдерживать огромный вес танка.
 
Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.
 
Что сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при передвижении по шоссе составила бы 24 км\ч.
 
Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 г., а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 г. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 г. фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX “Tracteur C”: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. В ответ представители от “шнейдера” заявили, что они согласны начать постройку башен только со 105-мм орудиями, так как постройка башен со 90-мм орудиями была сочтена нецелесообразной. Работы по ним были завершены к 4 марта 1940 г. – к этому времени выяснилось, что АМХ не способна уложиться в отведенные её сроки строительства “Tracteur C”. Спустя месяц программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались – при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль.
 
Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.
 
И все же, техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае снижалась до 20 км\ч.
 
Как можно догадаться, ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было. Работы по постройке танка были прекращены в середине июня 1940 г., а заготовки по нему, по всей видимости, были уничтожены техническим персоналом.
 

www.tankimira.ru

Тяжелый танк FCM F1


Год разработки: 1940 г.
Год производства: 1941 г.
Боевая масса: 140-145 тонн
Длинна: нет данных мм
Ширина: нет данных мм
Высота: нет данных мм
Скорость: 20-24 км\ч
Запас хода: 100 км
Радио: нет данных
Броня
a. Лоб:
120 мм
b. Борт:: 100/120 мм
c. Корма: 100/120 мм
d. Рубка: 100/120 мм
e. Корпус: (верх) 100/120 мм
f. Корпус: (низ) 100/120 мм
g. Крыша/Днище: 100/120 мм
Экипаж: 8 чел.
Вооружение: 90-мм пушка, 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета
Изготовители: Франция

FCM F1

Разработку сверхтяжелого танка продолжили все три фирмы, в числе которых осталась и FCM. Главной задачей этого бронированного монстра стала борьба с укреплениями на Западном Валу (Линии Зигфрида) на франко-германской границе.
 
В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою “изюминку” в этот проект. Как уже упоминалось, на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм (!) Очевидно считая, что такую “шкуру” пробить не удастся никому, французские инженеры решили упростить конструкцию корпуса и башен танка, придав им максимально “рубленые” формы.
 
Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы, хотя она стала более широкой, чтобы выдерживать огромный вес танка.
 
Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.
 
Что сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при передвижении по шоссе составила бы 24 км\ч.
 
Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 г., а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 г. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 г. фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX “Tracteur C”: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. В ответ представители от “шнейдера” заявили, что они согласны начать постройку башен только со 105-мм орудиями, так как постройка башен со 90-мм орудиями была сочтена нецелесообразной. Работы по ним были завершены к 4 марта 1940 г. – к этому времени выяснилось, что АМХ не способна уложиться в отведенные её сроки строительства “Tracteur C”. Спустя месяц программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались – при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль.
 
Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.
 
И все же, техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае снижалась до 20 км\ч.
 
Как можно догадаться, ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было. Работы по постройке танка были прекращены в середине июня 1940 г., а заготовки по нему, по всей видимости, были уничтожены техническим персоналом.
 

www.tank2.ru

Французские тяжеловесы. Танки, опоздавшие на войну » Военное обозрение

Франция с самого начала зарождения эры танкостроения была страной, которая шла своим собственным путем в этой области. Здесь было создано много оригинальных проектов, часть из которых была воплощена в металле и даже производилась серийно, а часть так никогда и не была построена, оставив после себя лишь чертежи. При этом именно бумажные проекты французских танков, которые разрабатывались уже перед самым началом Второй мировой войны, просто поражали воображение своими размерами и массой. Уже в 1939 году во Франции были проекты бронированных мастодонтов, которые не затерялись бы на фоне более позднего немецкого «Мауса» или вовсе могли превзойти его.

О двух сверхтяжелых танках Франции данного периода мы уже писали. Об удивительных боевых машинах, какими, безусловно, были Char 2C, известный также как FCM 2C, и 140-тонный FCM F1, вы можете прочесть в статье «Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Франции». Сегодня же мы подробнее рассмотрим два других, не менее удивительных, французских проекта: тяжелый танк FCM 1A, компоновка которого была более привычна и свойственна скорее танкам периода Второй мировой войны, нежели 1917 году, и сверхтяжелый танк AMX «Tracteur С», который по французской терминологии относился к «танкам-крепостям» (Char de forteresse).


Тяжелый танк FCM 1A

История данного танка берет свое начало летом 1916 года. Именно тогда французские военные сумели сформулировать все те качества, которые они хотели бы видеть в тяжелом танке. Хотели они не так уж и много, но для тех лет их видение развития танков было передовым. Подтверждением этого станет позднее легкий танк Renault FT-17, который стал первым танком классической компоновки и очень успешной боевой машиной, активно поставляемой на экспорт. От нового тяжелого танка летом 1916 года французы хотели: башенной установки вооружения, возможности уверенно преодолевать траншеи и складки местности, чем не могли похвастаться Шнейдеры и Сен-Шамоны, а также нормального противоснарядного бронирования (к тому моменту немцы уже научились бороться с французскими танками с помощью своих 77-мм полевых орудий). Пулеметов на тяжелый танк планировалось ставить столько, сколько поместится. При этом новая тяжелая боевая машина была нужна французским военным срочно, как говорят, еще вчера.

На фоне первых французских танков проект, который был представлен Средиземноморским обществом железноделательных заводов и верфей (F.C.M.), смотрелся гораздо лучше. Компания получила задание на разработку тяжелого танка в июле 1916 года от руководителя Управления автомобильной службы французской армии. Практически сразу же после получения первой информации о боевом применении английских танков Mk.I специалисты французской компании FCM создали свой проект танка массой более 38 тонн, вооруженный 105-мм пушкой и отличавшийся 30-мм бронированием. На танк планировалось установить двигатель компании Renault мощностью 200 л.с.

Достаточно скоро, 30 декабря 1916 года, проект танка, получившего обозначение Char Lourd А, был представлен на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии французской армии. Старания инженеров компании FCM были оценены положительным образом, но выводы комиссии не были так оптимистичны. Предварительная оценка данного проекта показывала, что при полном комплекте вооружения, боезапаса и топлива, а также при 30-мм бронировании масса танка превысит 40 тонн. При существующих на тот момент времени технологиях создать удобную и надежную трансмиссию механического типа для такого танка не представлялось возможным, поэтому было принято решение о создании электрической трансмиссии. Данный проект также был развит генералом Этьеном, который предлагал два альтернативных танка с 75-мм орудиями и разными типами трансмиссий — электрической и механической.

При этом требование по бронированию осталось неизменным, танк должен был быть защищен от попаданий немецких 77-мм полевых орудий. Также опыт боевого применения первых французских танков продемонстрировал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башне не обойтись, тот же Saint-Chamond мог наводить свою пушку в весьма ограниченном секторе, являясь больше САУ, чем танком. С этой позиции башенный танк с 30-мм бронированием компании FCM для своего периода времени выглядел очень достойно.

Ходовая часть танка не отличалась особой оригинальностью конструкции. Согласно требованиям, на тяжелом танке ее пришлось выполнить достаточно высокой, практически в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, однако жесткость хода отчасти была компенсирована их количеством. Ведущие колеса находились впереди, направляющие колеса гребневого зацепления — сзади. Все открытые элементы ходовой части были надежно прикрыты бронеэкранами.

Танк FCM 1A выгодно отличался классической компоновкой. В передней части его корпуса было расположено отделение управления, в котором находились места механика-водителя и его помощника. Далее находился боевой отсек, по бортам которого имелось по одному смотровому прибору и по две амбразуры для ведения огня из пулеметов. В боевом отсеке размещались сразу 5 членов экипажа: командир танка, наводчик, заряжающий, пулеметчик и механик-моторист. Таким образом, экипаж танка состоял из 7 человек. Моторный и трансмиссионный отсеки располагались в корме боевой машины, занимая более 50% всей длины танка. Бронирование FCM 1A было дифференцированным. Так башня и лобовая часть корпуса имели 35-мм бронирование, борта и корма корпуса — 20 мм, крыша и днище корпуса — 15 мм. Приборов наблюдения на танке было мало. В корпусе боевой машины имелось 4 смотровых щели, прикрытых бронестеклами (две спереди и две по бортам). Помимо этого, командир танка мог вести наблюдение за полем боя при помощи командирской башенки или телескопического орудийного прицела.

Состав вооружения тяжелого танка компании FCM был внушительным. В башне конической формы, которая размещалась на крыше боевого отделения, планировалось установить 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. Согласно проекту (и на макете), еще один пулемет должен был быть установлен в шаровой установке во лбу корпуса с небольшим смещением к левому борту танка, однако на построенном прототипе данный пулемет отсутствовал. Помимо этого, в укладке внутри боевого отделения находилось 4х8-мм пулемета Hotchkiss, которые могли использоваться для стрельбы из амбразур в бортах корпуса.

Прежде чем построить прототип танка в металле, французы создали деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия, осмотревшая работу, осталась довольна увиденным. Внешний вид тяжелого танка FCM 1A был очень внушительным. При этом боевая машина получила вращающуюся башню и бронирование, которое превосходило любой из английских «ромбов». На ходовые испытания танка, которые прошли недалеко от города Сейне, опытный образец смог выйти 10 декабря 1917 года. Официально испытательный цикл боевой машины начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте, после чего танк решили отправить на песчаный пляж. Благодаря наличию высокой ходовой части, FCM 1A сравнительно легко преодолевал препятствия, среди которых были: вертикальная стенка высотой 0,9 метра, траншея шириной 2 метра и яма диаметром 3,5 метра. Не являлись для него препятствием и проволочные заграждения, а также небольшие воронки от снарядов. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром примерно 35 см. Но были у танка и явные слабые места, которые касались подвижности. FCM 1A с трудом управлялся на поворотах. Танк мог хорошо двигаться лишь по прямой. При попытке «заложить вираж» боевая машина из-за большой длины ходовой части и небольшой ее ширине, недоработанной трансмиссии и конструкции гусеничных траков, едва могла совершать повороты даже на твердой поверхности.


В то же время огневые испытания танка прошли очень удачно. Стрельба из 105-мм орудия доказала его высокую эффективность в боевых условиях, но на серийных танках все же собирались устанавливать 75-мм орудия. Выбор в пользу меньшего калибра французские военные обуславливали несколькими факторами: меньшей отдачей при выстреле, меньшими габаритами орудия и большим возимым боекомплектом, который и так был велик. Так, для 105-мм пушки в танке могло поместиться 120 снарядов, а для 75-мм и вовсе 200 штук. Помимо этого, для каждого из 5 пулеметов имелось от 2500 до 3000 патронов.

Попутно инженеры компании FCM создали еще два варианта танка FCM, 1В и FCM 1С. Последний из них был самым тяжелым. Его масса должна была составить уже 62 тонны, а длина возрастала до 9,31 метра. При этом бронирование и вооружение оставались неизменными. Вариант FCM 1С был изготовлен в середине 1918 года, планировалось даже приобрести 300 таких машин, однако капитуляция Германии и завершение Первой мировой войны привели к тому, что в разоренной войной Франции просто отпала необходимость в столь тяжелых танках прорыва.

Несмотря на это, доработанный вариант танка 1С, получивший новый индекс Char 2C, несколько лет спустя все-таки был запущен в серийное производство. Танк был выпущен небольшой партией. Char 2C так навсегда и остался венцом развития тяжелой бронетехники периода Первой мировой войны, однако предназначенная для позиционной войны боевая машина оказалась совсем не приспособленной для Второй мировой войны, войны моторизованной, со стремительными прорывами в глубину обороны, стратегическими охватами и гонкой по незащищенным тылам противника. Опоздав на Первую мировую войну, к следующей войне тяжелые французские танки безнадежно устарели.

Тактико-технические характеристики FCM 1A:
Габаритные размеры: длина — 8350 мм, ширина — 2840 мм, высота — 3500 мм.
Боевая масса — примерно 41 тонна.
Бронирование: лоб башни и лоб корпуса — 35 мм, борта корпуса и корма — 20 мм, крыша корпуса и днище — 15 мм.
Вооружение — 105-мм пушка или 75-мм пушка, 5х8-мм пулеметов.
Боекомплект — 120 выстрелов для 105-мм пушки, 200 выстрелов для варианта с 75-мм пушкой и более 12,5 тысяч патронов к пулеметам.
Силовая установка — 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 220-250 л.с.
Максимальная скорость — до 10 км/ч.
Запас хода по шоссе — примерно 160 км.
Экипаж — 7 человек.

Сверхтяжелый штурмовой танк или «танк-крепость» AMX «Tracteur С»

В 1920-1930-е годы французскую танковую промышленность поразил длительный период «застоя», прервать который удалось лишь перед началом Второй мировой войны. Однако данный прорыв не означал того, что теория использования танков и танковых соединений Генштабом французской армии смогла уйти так же далеко, как и конструкторская мысль. Обладая такой огромной сетью фортификационных сооружений, как «линия Мажино», командование французских сухопутных войск вплоть до мая 1940 года находилось в полной уверенности, что прорвать эту линию обороны просто невозможно. Точно того же они ждали от вечного противника — Германии, у которой имелась собственная «линия Зигфрида». Именно для прорыва последней, а также хорошо укрепленных оборонительных полос противника во Франции разрабатывались проекты танков с крупнокалиберными орудиями, которые в британской и немецкой терминологии именовались штурмовыми, а во французской — «танками-крепостями» (Char de forteresse). Ужасы окопной войны Первой мировой и нанесенная ей психологическая травма были так сильны во Франции, что на свет появилось несколько проектов фантастических мастодонтов, которые должны были прорвать любую оборону противника.

В ноябре 1939 года, когда Польша уже пала первой жертвой начавшейся Второй мировой войны, Генштаб французской армии выдвинул технические требования к очередному «танку-крепости», который смог бы преодолевать даже самые хорошо укрепленные линии обороны. Для этого, по мнению генералов старой школы, нужно было оснастить боевую машину пушками двух калибров, чтобы успешно бороться с разными типами целей не поле боя. Здесь просматривается аналогия с разрабатываемыми в СССР многобашенными танками, но остальные требования явно выходили за рамки разумного и привели к появлению проектов таких стальных монстров, как FCM F1 и AMX Tractuer C. Разгромное и быстрое поражение Польши ничему не научило французских генералов.

Заказ на разработку сверхтяжелого танка для компании АМХ не стал неожиданностью, хотя выполнение всех требований военных даже на стадии проекта представлялось трудновыполнимой задачей. Свое название «Tractuer C» новый танк получил в целях секретности. Тогда же компания работала над проектом среднего танка Tracteur B, который был более адекватным и отвечал требованиям времени. По компоновке корпус танка Tractuer C образца 1939 года сильно походил на «древний» Char 2С, который небольшой партией был выпущен компанией FCM. В носовой части боевой машины находилось отделение управления, в котором было место механика-водителя (слева) и радиста (справа). В переднем боевом отделении планировалось разместить места командира танка и заряжающего. За ними располагалась силовая установка и трансмиссия танка, а в кормовой части машины планировалось установить малую орудийную башню и место заднего механика-водителя(!). Наличие второго мехвода в корме было пережитком Первой мировой войны, так как обеспечить равноценное маневрирование танка передним и задним ходом в те годы было просто невозможно, это не удалось никому.

В качестве основного оружия для «танка-крепости» была выбрана 105-м пушка, скорее всего, Canone 105L mle1913, которая располагалась в главной башне, максимальный диаметр которой составлял 2,35 метра, и 47-мм орудия SA35 в малой башне полусферической формы в корме корпуса, расположенной с небольшим смещением в правую сторону от центральной ости танка. Из-за существенной массы вращение главной башни планировалось осуществлять при помощи электромотора. Дополнительным вооружением Tractuer C должны были стать 4х7,5-мм пулемета МАС31, которые размещались по бортам в передней и задней частях корпуса.

Бронирование танка планировалось достаточно внушительным. Корпус сварной конструкции должен был собираться из бронелистов толщиной до 100-мм (лоб и борта), вероятное бронирование главной башни находилось в этих же пределах, бронирование задней малой башни составляло порядка 60 мм. Ходовая часть боевой машины явно тяготела к танкам периода Первой мировой войны. Применительно к каждому борту она состояли из 24 опорных катков малого диаметра, а также 13 поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса.

Размеры танка Tractuer C также были соответствующими (длина по гусеницам — 9,375 метра, ширина — 3 метра, высота — 3,26 метра), хотя в этом плане он не сильно отличался от советского мастодонта Т-35. Вес танка компании АМХ оценивался в 140 тонн. Для того, чтобы приводить в движение такую тяжелую машину, танк планировалось оснастить двумя двигателями, мощность которых осталась неизвестно, а также электрической трансмиссией. Зато объем топливных баков танка был оговорен сразу — 1200 литров.

Представленные французским военным в декабре 1939 проекты танков FCM F1 и AMX Tractuer C вызвали у армейского командования неподдельный интерес, однако победителем признали первый проект. Вероятно, военная комиссия посчитала компоновку и размещение вооружения на этом танке более рациональным, однако главным козырем FCM на тот момент был деревянный макет их боевой машины. Проиграв первый тур борьбы, инженеры компании AMX не сдались. Уже в январе 1940 года они представили военным значительно переработанный проект танка, который остался известен как AMX Tractuer C 1940 года.

Корпус «танка-крепости» претерпел серьезные изменения. Как и на предыдущем проекте его конструкция была сварной и собиралась из 100-мм бронелистов, однако компоновка была совершенно другой. Конструкторы отказались от кормовой малой башни, как от пережитка прошлого, ее перенесли в носовую часть танка, что придавало ему некое сходство с FCM F1 и советскими танками Т-100 и СМК. Топливные баки и двигатели были перенесены в кормовую часть корпуса танка. В средней части корпуса расположили боевое отделение, на крыше которого появилась основная башня типа ARL8, с установленным в ней 90-мм орудием. В малой башне, которая находилась теперь впереди боевой машины, чуть правее места механика-водителя, сохранили 47-мм пушку SA35. Также сохранились и 4х7,5-мм пулемета МАС1931 по бортам корпуса.

Из-за проведенных доработок проекта длина танка увеличилась, что повлекло и доработки в ходовой части. Теперь на каждый борт приходилось уже по 26 опорных катков. Габаритные размеры Tractuer C образца 1940 года были такими: длина — 10 метров, ширина — 3,03 метра, высота — 3,7 метра. Однако до реализации данного проекта в металле дело так и не дошло, хотя некоторые предпосылки все же существовали. Французская армейская комиссия, скорее всего, в целях перестраховки, разрешили компаниям FCM, ARL и АМХ выпустить по одному опытному образцу, чтобы провести сравнительные испытания машин — танки нужно было сдать к лету 1940 года. Параллельно с этим компания Schneider в январе 1940 года получила заказ на 4 башни для прототипов будущих сверхтяжелых танков. При этом заявлено было, что башни будут производиться лишь под установку 105-мм орудий. Но очень скоро стало ясно, что фирма АМХ просто не в состоянии предоставить проект танка Tracteur C к лету 1940 года, проект остался только на бумаге, а уже в конце июня 1940 года Франция потерпела катастрофическое поражение, став очередной жертвой немецкого Блицкрига.

Даже если бы этот стальной монстр успел на поля сражений Второй мировой войны, немецкая военная машина прошлась бы по нему катком. Сверхтяжелые танки Франции не были приспособлены для молниеносной войны. Эти огромные медлительные монстры были прекрасной целью для артиллерии и авиации противника. Знаменитые «Штуки» не оставили бы от этих «черепах» камня на камне. Большие претензии были и к ходовой «сороконожке» с большим количеством маленьких опорных катков и гусеницами от устаревающего танка B1 Bis. А о таких вопросах, как проходимость по мягким и болотистым грунтам, французские военные и конструкторы как будто не думали вовсе.

Тактико-технические характеристики AMX Tractuer C 1939 года:
Габаритные размеры: длина — 9375 мм, ширина — 3000 мм, высота — 3260 мм.
Боевая масса — около 140 тонн.
Бронирование — лоб и борта корпуса, а также главная башня — 100 мм, кормовая башня — 60 мм.
Вооружение — одна 105-мм пушка Canone 105L mle1913, одна 47-мм пушка SA35 и 4х7,5-мм пулемета МАС1931.
Силовая установка — два карбюраторных двигателя (мощность и тип неизвестны).
Запас топлива — 1200 литров.
Экипаж — 6 человек.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm1a.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/amx_tracteur_c.htm
http://warspot.ru/3199-frantsuzskie-mastodonty-tanki-opozdavshie-na-voynu
http://strangernn.livejournal.com/869988.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/193991.html

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *