Содержание

Немецкий танк. Немецкие танки Второй мировой войны. Тяжелый немецкий танк

Вторая мировая война стала одним из самых кровопролитных сражений за всю историю цивилизованного мира. Количество жизней, отданных во имя свободы, поражает и одновременно заставляет каждого гордиться своей родиной, осознавая, что заслуга предков неоценима. Стремление к изучению истории этого сражения среди молодежи очень похвально, ведь не зря сэр Уинстон Черчилль утверждал, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего». Чтобы оценить, насколько важен подвиг наших защитников, надо обязательно познакомиться с историей немецких танков. Именно немецкие танки ВОВ служили главным элементом вооружения вермахта, но это все равно не помогло германским войскам одержать победу. Так в чем же причина?

Легкие танки

Подготовка Германии к вооруженному противостоянию началась задолго до самого наступления. Но хотя некоторые разработки немецкой бронетехники были уже опробованы, эффективность легких танков оставалась весьма сомнительной.

Panzerkampfwagen I

Подписание Версальского договора, которое имело место по окончании Первой мировой войны, поставило Германию в определенные рамки. Это соглашение строго регламентировало все вооружение Германии, включая военные силы и бронетехнику. Строгие условия договора привели лишь к тому, что в скором времени Германия занялась разработкой, а затем и производством новой военной техники секретно.

Первым танком, созданным в Германии в межвоенное время, стал Panzerkampfwagen I, известный также под сокращенным названием PzKpfw I. Разработки этого танка начались в 1931 году, а официально по документам он проходил как сельскохозяйственный трактор. Заказ на создание был отдан 4 ведущим машиностроительным фирмам, но в результате вермахт отдал предпочтение модели, созданной фирмой Friedrich Krupp AG.

После разработки и проведения всех необходимых испытаний тестовой модели этот легкий немецкий танк был запущен в производство. По официальным данным, с 1934 по 1936 год было создано порядка 1100 экземпляров. После того как первые образцы были переданы в войска, оказалось, что танк не способен развивать достаточно высокую скорость. После этого на его базе были созданы две модификации: Pzkpfw I Ausf.A и PzKpfw I Ausf.B. После незначительных изменений корпуса, ходовой и двигателя танк уже представлял серьезную опасность для вражеской бронетехники.

Боевое крещение PzKpfw I состоялось в Испании во время Гражданской войны 1936 – 1939 годов. Во время первых же боев стало понятно, что немецкий танк едва ли сможет сражаться против советского Т-26. Несмотря на то что орудие PzKpfw I достаточно мощное, оно не может пробить Т-26 с больших дистанций, в то время как для советской машины это не было проблемой.

Поскольку технические характеристики этой комплектации оставляли желать лучшего, большая часть экземпляров была потеряна на полях сражений. На протяжении почти всей Второй мировой танки находились на вооружении вермахта, хотя на них и лежали второстепенные задачи.

Panzerkampfwagen II

После проверки не особо удачного танка PzKpfw I у немецких вооруженных сил появилась необходимость создания легкого танка с противотанковым орудием. Именно такие требования были предъявлены фирмам-разработчикам, но проекты не удовлетворяли заказчика, поэтому и была сделана комплектация с деталями различных фирм. Так же как и PzKpfw I, PzKpfw II официально проходил как сельскохозяйственный трактор.

В 1936-1937 годах было выпущено 75 танков в трех различных комплектациях. Эти подмодификации почти не отличались техническими характеристиками, но они служили испытательными образцами для определения эффективности отдельных технических решений.

В 1937 году приступили к выпуску модификации Pz Kpfw II Ausf b, которая совмещала в себе усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть, впоследствии использовавшуюся, чтобы производить лучшие немецкие танки. Производство PzKpfw II во всех трех модификациях осуществлялось в 1937-1940 годах, за этот период было выпущено порядка 1088 экземпляров.

После первых сражений стало понятно, что PzKpfw II значительно уступает аналогичным танкам вражеской техники, поскольку его броня оказалась слишком слабой, а наносимый урон маленьким. Тем не менее производство этой машины только увеличивалось вплоть до 1942 года, а когда уже появились новые, более совершенные модели, танк стал использоваться на второстепенных участках.

Panzerkampfwagen II Ausf L Luchs

Плохая проходимость на польских землях вынудила Третий Рейх заняться разработкой новой единицы бронетехники, которая обладала бы гусеничным движителем. Разработка новой техники была поручена двум машиностроительными гигантам — Deimler-Benz и MAN, которые производили почти все немецкие танки Второй мировой войны. Несмотря на название, эта модификация имела очень мало общего с PzKpfw II, хотя у них одни производители большинства модулей.

В 1939-1941 годах обе фирмы занимались проектированием разведывательного танка. По результатам этих работ было создано несколько моделей, которые впоследствии даже были произведены и отправлены на фронт. Но все эти комплектации не удовлетворяли заказчиков, поэтому работы продолжались. В 1942 году инженерам, наконец, удалось создать машину, которая удовлетворяла всем требованиям, и после небольших доработок она была выпущена в количестве 800 штук.

Luchs был оснащен двумя радиостанциями и большим количеством наблюдательных устройств, вследствие чего в экипаже появился новый член – радист. Но после того как первые 100 машин были отправлены на фронт, стало очевидно, что 20-миллиметровая пушка однозначно не в состоянии справляться с вражеской бронетехникой. Поэтому остальная часть партии была переоборудована, и на ее вооружении работала уже 50-миллиметровая пушка. Но и такая комплектация не удовлетворяла всем требованиям, поэтому производство Luchs было остановлено.

Средние танки

Немецкие средние танки периода Второй мировой были оснащены множеством модулей, которых не было у противника. Хотя бронетехнике СССР все равно удавалось успешно бороться с вражеской техникой.

Panzerkampfwagen III

Немецкий средний танк Pzkfw III пришел на смену своему слабому предшественнику Pzkfw I. Вермахт потребовал от производителя машину, которая могла бы бороться на равных с любой вражеской техникой, а вес новой модели должен был быть равен 10 тоннам при 37-миллиметровой пушке. Немецкие вооруженные силы рассчитывали, что Pzkfw III будет основной единицей немецкой бронетехники. В бою ему должны были помогать один легкий танк Pzkfw II и один тяжелый, который должен служить огневой мощью взвода.

В 1936 году были представлены первые модификации машины, а в 1939 одна из них уже поступила в серийное производство. Поскольку между Германией и Советским Союзом был заключен договор военно-технического сотрудничества, СССР приобрел один экземпляр машины для тестирования. После исследований было решено, что танк хоть и достаточно бронированный и быстрый, но пушка слабая.

После первых боев с Францией вермахту стало понятно, что немецкий танк Pzkfw III уже не справляется с возложенными на него задачами, поэтому он был модернизирован, на него установили более мощное орудие и сделали лоб бронированным, чтобы машина не была слишком легкой добычей САУ. Но поскольку качество вражеской техники продолжало расти, а нагромождение новых модулей на Pzkfw III привело к значительному увеличению массы и, следовательно, ухудшению проходимости, производство танка было прекращено.

Panzerkampfwagen IV

Производством этой машины занималась компания Krupp, которой была поручена разработка и создание мощного танка массой 24 тонны с 75-миллиметровой пушкой. Как и многие другие немецкие танки Второй мировой войны, PzKpfw IV был оснащен ходовой частью, в состав которой входило 8 опорных катков, что улучшало маневренность и проходимость машины.

У танка было множество модификаций. После испытаний первой модели А было решено установить более мощный двигатель, что и было осуществлено в последующих двух комплектациях В и С, которые принимали участие в польской кампании. Хотя они проявили себя на поле неплохо, было решено создать новую модель с улучшенной броней. Все последующие модели значительно модифицировались, учитывая опыт, полученный после испытаний первых версий.

С 1937 до 1945 года было произведено 8525 экземпляров различных модификаций, которые принимали участие практически во всех сражениях и хорошо зарекомендовали себя на протяжении всей войны. Именно поэтому на базе PzKpfw IV было создано еще несколько других машин.

Panzerkampfwagen V Panther

Обзор немецких танков доказывает, что PzKpfw V Panther являлся одной из самых эффективных машин вермахта. Шахматная подвеска, 75-миллиметровая пушка и отличная броня сделали его лучшим немецким танком, по мнению многих экспертов.

Поскольку в течение первых лет войны бронетехника Германии удовлетворяла требования, разработка мощного танка осталась на начальных стадиях. Но когда Советский Союз продемонстрировал свое превосходство в танкостроительстве, выпустив в свет КВ и Т-34, которые значительно превосходили существующие немецкие танки Второй мировой войны, Третий рейх задумался о производстве новой более мощной модели.

PzKpfw V Panther, созданный на основе Т-34, участвовал в основных сражениях на фронте всей Европы и показал себя наилучшим образом. Хоть производство этой модели было достаточно длительным и затратным, она оправдала все надежды создателей. На сегодняшний день сохранилось всего 16 экземпляров, один из которых находится в танковом музее Кубинки.

Тяжелые танки

Во время Второй мировой основной огневой мощью Германии служили именно тяжелые танки. Это вовсе не удивительно, если принять во внимание их технические характеристики. Самый мощный тяжелый немецкий танк – это, конечно же, «Тигр», но не пасет задних не менее известный «Маус».

Panzerkampfwagen VI Tiger

Проект «Тигра» был разработан в 1941 году, а уже в августе 1942 первые экземпляры приняли участие в сражении под Ленинградом, а затем в битве на Курской дуге. После того как войска Германии атаковали Советский Союз и встретили серьезное сопротивление в виде маневренного бронированного Т-35, орудие которого способно было повредить любой немецкий танк, было решено создать машину, способную дать ему отпор. Поэтому перед инженерами стояла задача создания модернизированного аналога КВ-1 по технологии PzKpfw IV.

Отличная броня и 88-миллиметровая пушка делали танк лучшим среди тяжелых танков во всем мире, что было признано войсками США, Великобритании и Франции. Мощное бронирование танка со всех сторон делало его практически непобедимым, но такое новое вооружение вызвало у антигитлеровской коалиции потребность в новых средствах борьбы. Поэтому ближе к концу войны у противников Германии были в наличии САУ, которые способны уничтожить немецкий танк «Тигр». В том числе к ним относились советские СУ-100 и ИСУ-152.

Panzerkampfwagen VIII Maus

Вермахт планировал сооружение сверхтяжелого танка, который стал бы недостижимой мишенью для вражеской техники. После того как Гитлер уже подписал заказ на разработку, ведущие машиностроители убедили его, что нет надобности в создании подобной модели. Но Фердинанд Порше думал иначе и поэтому лично приступил к проектированию комплектации новой супертяжелой единицы военной техники. В результате был создан «Маус», броня которого равна 200-240 мм, что является рекордом для военной техники.

Всего 2 экземпляра увидели свет, но они были взорваны войсками Красной армии в 1945 году, как и многие другие немецкие танки. Фото, которые сохранились, и модель, собранная из двух вышеупомянутых взорванных танков, дают отличное представление о том, насколько мощной была эта модель.

Заключение

Подводя итог, надо сказать, что хоть в Германии в период Второй мировой войны танковая промышленность была довольно хорошо развита, ее новинки появлялись как ответ на такие модели советских танков, как КВ, КВ-1, Т-35, и многие другие. Именно этот факт дает понять, насколько важную роль для исхода войны сыграло стремление советского народа к победе.

fb.ru

Фашистский танк Т-34 и другие оборотни. Фото. : spetsialny — LiveJournal


Самые крупные трофеи немцам достались  к 22 августа 1941 года они подбили и захватили 14 079 советских танковв том числе и на рубежах СССр-ии на 22 июня.
Однако попытки использовать столь богатые трофеи с самого начала были сопряжены с большими трудностями.

[Spoiler (click to open)]

Первые советские танки Т-26, захваченные в качестве трофеев, начали использоваться Вермахтом уже летом 1941 года. На фото вверху — танк Т-26 обр.1939 г. вытаскивает завязший в грязи 3-тонный грузовик «Мерседес-Бенц»

Такой же танк охраняет тыловой парк одной из пехотных частей Вермахта

 Заниматься трофейными танками было просто некогда. В результате к октябрю 1941 года в немецких войсках находилось всего около 100 советских танков различных типов. Остальная, брошенная на поле боя советская бронетехника, простояв под открытым небом зиму 1941/42 года, восстановлению уже не подлежала. В этот период Вермахт получил с ремонтных предприятий лишь несколько Т-26 (Pz.740®, БТ-7 (Pz.742® и Т-60. Большинство же машин, в первую очередь, Т-34 (Pz.747® и KB (Pz.753®, использовавшихся фронтовыми частями, были захвачены в полностью исправном состоянии, сразу вводились в строй и эксплуатировались до тех пор, пока не были подбиты или не выходили из строя по техническим причинам.
Лишь с середины 1942 года на вооружение частей, оснащенных трофейными советскими танками, стали поступать машины с германских ремонтных предприятий. Основным из них, специализировавшимся на нашей технике, был ремзавод в Риге.
Кроме того, с 1943 года отдельные Т-34 восстанавливались на заводах фирмы Daimber-Benz в Берлине и фирмы Wumag в Герлитце.

Танки Т-26 в немецкой полевой мастерской. На переднем плане — Т-26 обр.1933г. с красной звездой и надписью «Захвачен 15-м пехотным полком». На втором плане — Т-26 обр. 1939 г. с крестом, названием Tiger II и тактическим значком 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова»


Трофейный советский танк Т-26 обр. 1939 г., используемый для отработки учебно-боевых задач по взаимодействию с пехотой, в одной из частей Вермахта

После вторичного захвата немцами Харькова весной 1943 года в цехах Харьковского тракторного завода дивизией СС «Рейх» была создана ремонтная мастерская, в которой прошли восстановление несколько десятков танков Т-34. Для частей СС вообще являлось характерным более активное использование трофейных советских танков. При этом в ряде случаев они состояли на вооружении танковых подразделений совместно с немецкими танками. В дивизии «Рейх» сформировали отдельный батальон, на вооружении которого числилось 25 танков Т-34. Некоторая их часть оборудовалась немецкими командирскими башенками.

Танк БТ-7 обр. 1935 г. в Вермахте. 1943 (или 1944) год. Боевая машина выкрашена в желтый цвет

Красноармеец осматривает вкопанный в землю танк БТ-7 обр.1937 г., использовавшийся немцами в качестве неподвижной огневой точки. 1943 год

Трофейный танк Т-34 из состава 98-й пехотной дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Танки Т-34 из состава 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». 1942 год

Отдельные танки Т-34 без башен использовались немцами в качестве эвакуационных тягачей.
Что же касается тяжелых танков KB, то, судя по имеющимся данным, в немецких частях число их было невелико и вряд ли превышало 50 единиц.
В основном это были танки КВ-1 Челябинского производства с пушками ЗИС-5.
Однако есть сведения и об использовании в Вермахте некоторого количества, видимо, очень небольшого, танков КВ-2.

Вместо большого люка на крыше башни этого танка Т-34 установлена командирская башенка, заимствованная у танка Pz.lll

Немецкие командирские башенки устанавливались и на некоторых трофейных Т-34 более поздних модификаций — с так называемой улучшенной башней

Трофейный танк Т-34, переделанный немцами в зенитную самоходную установку с 20-мм счетверенной автоматической пушкой. 1944 год

Судя по фотографиям, на некоторых KB, для улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки от немецких танков Pz.NI и Pz.IV. Наиболее же творчески к этому вопросу подошли в 22-й немецкой танковой дивизии. Захваченный этим соединением в конце лета 1943 года танк КВ-1 оборудовали не только командирской башенкой, но и перевооружили немецкой 75-мм длинноствольной пушкой.


Трофейные танки Т-34 ремонтируются в цеху Харьковского паровозостроительного завода.
Весна 1943 года. Работы осуществлялись силами специального предприятия, созданного в структуре 1-го танкового корпуса СС

Отремонтированные танки Т-34 вошли в состав смешанной танковой роты дивизии СС «Рейх», где использовались совместно с немецкими Pz.IV

Один из танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане — бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год

В мае 1942 года в ходе подготовки немецкого десанта на остров Мальта (операция «Геркулес») предполагалось сформировать роту из трофейных тяжелых танков КВ. На них планировалось возложить борьбу с английскими пехотными танками «Матильда», входившими в гарнизон острова. Однако потребного количества исправных танков KB не оказалось и эту идею реализовать не удалось, тем более, что и сама высадка на Мальту так и не состоялась.
Некоторое количество трофейных легких танков Т-70 и Т-70М применялась частями Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70®. Точное число этих машин неизвестно, но вряд ли их было больше 40 — 50 штук. Чаще всего эти танки использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях (Ordnungspolizei), причем в последних (например, в 5-й и 12-й полицейских танковых ротах) Т-70 эксплуатировались до конца 1944 года. Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались для буксировки 50- и 75-мм противотанковых пушек.

spetsialny.livejournal.com

Внушающий страх гитлеровский танк был непригоден к войне » Военное обозрение

Танк «Тигр» был самым страшным кошмаром для союзников по антигитлеровской коалиции. Помимо своей непробиваемой брони он обладал еще и внушающей страх огневой мощью. Они в отчаянии пытались дать достойный ответ, пока не обнаружили, что немецкий танк имеет слишком много слабых сторон.


Земля дрожит под гусеницами танка. Унтерштурмфюрер СС Михаэль Виттман (Michael Wittmann) сидит в башне пушки и ищет глазами следующую цель.

Как обычно, немногословный командир танка дает короткие, точные приказы, такие как «налево», «цель в ста метрах», «вперед!»

Вокруг него продолжается сражение с участием двух тысяч немецких и советских танков на большом поле к югу от русского города Курск.

На этом участке фронта бои идут практически безостановочно уже неделю, начались они 5 июля 1943 года. Это самое крупное танковое сражение в мире, но Виттман может чувствовать себя в относительной безопасности в своей башне. Дело в том, что 28-летний эсэсовец впервые командует в большом сражении самым совершенным танком Германии, «Тигром I».

То, что «Тигр» много весит, не мешает ему быстро реагировать на любую угрозу.

Вместо того чтобы тратить несколько минут на поворот тяжелой башни, Виттман за несколько секунд разворачивает весь танк.

Более легкие советские танки Т-34 не имеют никаких шансов. Вскоре добычей «Тигра I» Виттмана становятся восемь танков, три противотанковых орудия и одна артиллерийская батарея.

Примерно 70 других «Тигров», участвующих в сражении, также подбивают много российских танков.

Темнеет, русское поле покрыто обугленными трупами. Черные столбы маслянистого дыма поднимаются от горящих останков сотен машин.

Полностью уничтожено примерно 700 танков. Большинство — советские и немецкие средние танки, но, хотя немцы в целом и потерпели поражение под Курском, «Тигров» они потеряли на удивление мало.

И Михаэль Виттманн спокойно возвращается в свою дивизию. Он только что доказал, каково это — быть настоящим танкистом-асом нацистской Германии.

Но существенной долей своего успеха он обязан «Тигру I». С того самого момента, когда танк появился в немецкой армии в 1942 году, он доказал, что может быть грозным оружием в умелых руках.


T-34 ответить не мог

Гитлер заказал танк уже в мае 1941 года. В бланке заказа упоминалась и прочная броня, и большая огневая мощь, и водонепроницаемый корпус со шноркелем — для того, чтобы танк без проблем мог форсировать реки во Франции и Советском Союзе.

Пока инженеры трудились над новым танком, Гитлер в июне 1941 года бросил немецкую армию на СССР.

Ломая сопротивление, вермахту вскоре удалось завладеть большой частью страны. Но, впрочем, была одна область, когда гитлеровская армия натолкнулась на неожиданно жесткое сопротивление.

Советские танки Т-34 существенно превосходили немецкие танки типов PzKpfw и «Пантера».

Почти через год — в течение которого недостатки танка выявлялись и устранялись раз за разом — немецкие инженеры уже могли сообщить танковым войскам хорошие новости.

Первый «Тигр I» был готов. И немцы сразу же принялись обучать офицеров, которым предстояло танк обслуживать.

Когда создавалось новое оружие, позаботились и об огневой мощи, и о непробиваемой броне. Гигант весил до 60 тонн, когда имел на борту все нужное снаряжение и был заправлен топливом.

Тем не менее, он был не намного медленнее, чем вражеские танки: на пересеченной местности танк развивал скорость 20 км в час. Максимальная скорость была в два раза больше.

Осенью 1942 года «Тигр» был отправлен на Восточный фронт, и Красная Армия очень скоро начала бояться его 88-миллиметровой пушки.

При благоприятных погодных условиях «Тигр», например, мог обезвредить танк Т-34 на расстоянии до 2200 метров. А Т-34 на таком расстоянии ответить не мог.

У солдат стала развиваться «тигрофобия»

Несмотря на поражения, которые терпели немцы, «Тигр» доказал свою ценность в сражениях у Курска и Харькова летом и весной 1943 года.

В сражении за Харьков одна танковая дивизия, например, уничтожила 501 советский танк. В течение месяца, что продолжалось сражение, немцы потеряли всего лишь 18 «Тигров» — и это был еще не самый выдающийся результат.

В ходе войны «Тигры» уничтожили почти 10 тысяч танков, а собственные потери составили 1715. Поэтому солдаты Красной Армии очень боялись этот танк.

Советские пропагандисты пытались поднять боевой дух рядового состава, рассылая лживые рапорты об уязвимости «Тигра».

В частности, летом 1943 года СССР заявил, что Красная Армия уничтожает в день по 10-12 «Тигров».

И вскоре пропаганда стала настолько неправдоподобной, что через несколько недель получилось, что Советы уничтожили больше «Тигров», чем их существовало в действительности.

Но советские попытки представить гитлеровский танк менее устрашающим, помогали не слишком.

Одних только слухов о том, что им предстоит столкнуться с этим танком, было достаточно, чтобы вызвать у солдат Красной Армии ужас.

Британцы даже изобрели слово для обозначения того страха, который охватывал солдат стран коалиции: «тигрофобия».

Пытаясь успокоить солдат, британский фельдмаршал Монтгомери запретил своим офицерам говорить о «Тигре» в присутствии рядовых.

Целый ряд немецких танкистов также показал, что противник не зря уважал «Тигра». Например, Михаэль Виттман за семь своих первых месяцев командования «Тигром» уничтожил 117 вражеских танков.

33 танка выведены из игры

Самый знаменитый немецкий танк еще раз был использован в бою, когда 33 советских танка в пять часов утра 8 января 1944 года прорвали немецкую линию обороны на Украине.

Михаэль Виттман сразу же отправился туда. Под командованием 29-летнего эсэсовца было 12 «Тигров».

Над покрытыми снегом полями раздавался треск пулеметов, грохот орудий и шум моторов, но облачность была низкой, и поэтому видимость в то ледяное утро была не очень хорошей.

Вдруг откуда-то в неясном свете вынырнул похожий на призрак вражеский танк. Виттман обозначил позицию, стрелок прицелился. Снаряд смел пушку первого Т-34.

Но танков становилось все больше, теперь у Виттмана было много целей — на выбор. И «Тигр» окружила стена огня.

Снаряд попал в один из Т-34, который сам собирался выстрелить по немецкому батальону.

Вскоре после этого «Тигр» Виттмана прямым попаданием уничтожил еще один вражеский танк. Это стало неожиданностью для нападавшего советского танка.

Советские танкисты тянули с ответом так долго, что ситуация стала фатальной. Немцы отрезали их, взяв их в клещи, и четыре часа спустя 33 танка Т-34 и 7 самоходных орудий были выведены из игры.

Танк был худшим врагом самому себе

Но успехов танка, впрочем, было недостаточно для того, чтобы Гитлеру вновь улыбнулась удача на фронте. Не помогло и то, что немецкие инженеры летом 1944 года обеспечили фронту первые усовершенствованные модели победоносного танка — «Тигр II» или «Королевский тигр», как его тоже называли.

Немецкая армия все время отступала по морозной Восточной Европе, а «Тигр» был не очень приспособлен к зиме.

Он поглощал огромное количество топлива — на 15 литрах танк мог преодолеть не более километра, а если танк шел по снегу или грязи, то расход топлива увеличивался.

«Наши «Тигры» и «Пантеры» не едят сено», — признался в отчаянии один немецкий офицер зимой 1944 года. Еще одной проблемой танка была его масса.

Они облегчали подвеску, коробку передач и другие жизненно важные части танка по максимуму. Неровный рельеф местности, высокая скорость или большие расстояния часто полностью выводили из строя механику. По правде говоря, «Тигр» нечасто выдерживал длинные переходы без того, чтобы не выйти из строя в конце.

Проблемы с механикой были большой головной болью немцев, да и союзники довольно скоро обнаружили слабые стороны танка.

Летом 1944 года британские солдаты, например, обнаружили несколько подбитых «Тигров» в Италии. Находка стала сенсацией в британской армии, которая усиленно искала способ одолеть танк.

Поэтому для осмотра танка была задействована специальная группа, и в августе она представила несколько обескураживающий вывод в рапорте «Кто убил Тигра?»: Он сам себя убил.

Вермахт годами пытался скрывать правду о технических проблемах «Тигра». Но для танкистов механика все время была большой проблемой.

Например, башню, которая весила 11 тонн, приходилось поднимать с помощью крана, если надо было менять коробку передач.

Дороги на Восточном фронте были скверные, стоило ударить морозу, как грязь замерзала между гусеницами. Экипажам нередко приходилось отвинчивать массивные колеса, чтобы соскрести с них лед.

Подобный ремонт требовал времени и в спокойных условиях. А на ледяном поле боя, в грязи, задача становилась почти невыполнимой.

Многим экипажам «Тигра» приходилось с горечью взрывать свои дорогостоящие танки и уходить пешком, чтобы не попасть в лапы врагам.

Все эти проблемы привели к тому, что у немецких танковых батальонов никогда не было боеспособных «Тигров» в количестве, достаточном для того, чтобы они могли решить исход крупного сражения.

Еще одной проблемой стала серьезная нехватка опытных командиров танков. Поэтому молодые и неопытные офицеры часто получали под свое командование «Тигр» с напутствием: «Будьте осторожны, У вас в руках миллионы марок».

Недостаток опыта у командиров нередко приводил к тому, что слишком много «Тигров» ломались из-за перегруженности.

Часто танки ломались, так и не успев попасть на войну. К счастью для нацистов, не все командиры танков были некомпетентны.

Например, Михаэль Виттман уничтожил на Восточном фронте 138 вражеских танков. Но даже его военной удаче пришел конец.

Благодаря допросам военнопленных и обследованию захваченных у немцев «Тигров» союзники быстро поняли, что немецкий танк вовсе не был таким уж непобедимым. Даже один солдат мог вывести «Тигр I» из строя, если знал, куда надо бить.

Вентиляционные отверстия можно было повредить или заблокировать снарядом.

Смотровые щели были покрыты закаленным стеклом, но все равно уязвимы для осколков.

Слабым местом орудийной башни было место крепления с корпусом танка. При удачном попадании снаряда поворачивать башню становилось невозможно.

88-миллиметровую пушку можно было вывести из строя, если солдату удавалось загнать в ствол гранату.

Топливный бак взрывался зарядом, заложенным за задними колесами «Тигра».

Гусеницы можно было вывести из строя, заложив перед «Тигром» мины. Маленькие цепные колеса перед колесами танка отлетали при попадании большинства гранат.

Пулемет можно было вывести из строя с помощью нескольких сильных ударов металлическим прутом.

Виттман погиб вместе с «Тигром»

В 1944 году его отправили в Северо-Западную Францию, где союзники 8 августа 1944 года начали большое наступление.

Виттман был отправлен на помощь немецким солдатам, сражающимся с превосходящими силами противника, но всего лишь через час после того, как его танк вступил в бой, «Тигр» охватило пламя.

Когда танк взорвался внутри, давление было настолько чудовищным, что башню весом в 11 тонн просто сдуло.

Нацистский герой погиб вместе со своим экипажем, его гибель стала настоящим шоком для батальона.

В следующие месяцы пришел конец большинству «Тигров», бывших на ходу. Некоторые были подбиты в результате массированного обстрела, но большинство были взорваны самими немцами.

Пополнить как запчасти, так и топливо было невозможно, и немцы не хотели, чтобы их драгоценные танки оказались в руках врага.

Когда нацистская Германия капитулировала, оказалось, что союзники не смогут использовать немногие оставшиеся «Тигры».

Нужно было чересчур много дорогих запчастей. Поэтому производство «Тигров» никогда не возобновлялось — несмотря на все его превосходство в силе.

topwar.ru

«Тигр» — непробиваемый фашистский монстр, наводивший ужас на танки союзников | Общество | ИноСМИ

Танк «Тигр» был настоящим стальным зверем, фашистским левиафаном весом в 57 тонн, наводившим ужас на солдат союзников. Во время Второй мировой войны у него практически не было аналогов. Ни американцы, ни англичане не могли противопоставить этому гиганту ничего серьезного. Лишь некоторые советские танки, в частности введенный в строй в 1944 году ИС-2, оказались способны доставить ему неприятности. Впрочем, основной состав танковых бригад Красной армии (костяк которого составляли средние танки Т-34) также часто оказывался бессилен перед мощным бронированием «Тигра».


Помимо брони, Panzerkampfwagen VI Ausf E, он же Panzer VI (техническое название этого непобедимого колосса), оснащался поистине смертоносным орудием — 88 миллиметровым KwK 36 L/56. В статье о «Тигре» британского танкового музея Tank museum говорится, что это орудие могло поразить любого из современников «на расстоянии до 2000 метров». Все этот делало «Тигр» настоящим кошмаром для союзников. Вот как писал о нем русский танкист Николай Дубровин: «Встреча с „Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всем своим видом».

 

Всего за Вторую мировую войну фашистами было выпущено 1354 этих гиганта. И даже этого небольшого числа хватило, чтобы слава о них дошла до наших дней. Легендарная непобедимость этой машины стала причиной того, что художник Франсиско Фернандес Наварро (Francisco Fernández Navarro) создал целую диораму, посвященную «Тигру». По его словам, ему пришлось провести немало часов с клеем и кисточкой, чтобы вдохнуть жизнь в каждого из солдат на диораме. Но это того стоило: тот, кто приобретет это произведение искусства, унесет домой кусочек истории.

 

По словам самого Фернандеса, источником вдохновения при работе над этой диорамой был фильм «Герои Келли» («Kelly’s Heroes»)«, пропущенный через призму его творческого воображения. «Я оживил семерых немецких солдат, ведущих бой с американским танкистом». Впрочем, верно и обратное, потому что именно американец хладнокровно разряжает свой пистолет в фашистов. Замечательна сама идея: одиночка вступает в схватку с группой готовых убить его солдат. У одного из немецких танкистов на лице неподдельное удивление, он словно кричит: «Что ты делаешь? Ты сошел с ума?!»

 

Впрочем, андалузский художник не любит долго почивать на лаврах. Его редко хватает более чем на несколько часов, после чего он вновь берется за работу. Творческий подход и умеренные цены делают его работы востребованными и дают много заказов. И всего этого ему удалось добиться всего за несколько месяцев продаж через интернет.


Гитлеровское чудовище


Проект создания Panzer VI, колосса, поставленного Фернандесом в центр своей работы, появился не на ровном месте. Германия начала экспериментировать в этом направлении еще в 1937 году. Но понадобилось пять лет, чтобы идея стала реальностью. «Первые серьезные шаги в этом направлении были предприняты после встречи с Гитлером, состоявшейся 26 мая 1941 года», — пишут Томас Йентц (Tom Jentz) и Хиллари Дойл (Hilary Doyle) в своей книге «Грозный «Тигр».


После этой встречи фюрер приказал двум своим ведущим производителям (австрийской компании «Порше» и немецкой компании «Хеншель») разработать тяжелый танк, способный противостоять английским пушкам. По крайней мере, так утверждают авторы этого произведения. Они же указывают на то, что проект был начат после того, как немцы столкнулись на фронте с универсальными советскими Т-34.


В ходе испытаний, проведенных в 1942 году, модель «Порше» показала себя как ненадежная. Это, безусловно, расстроило Гитлера, бывшего близким другом Фердинанда Порше. Но фюреру пришлось сделать ставку на более удобный, безопасный и надежный прототип. «Модели «Хеншель» дали зеленый свет, и уже в августе 1942 года она пошла в производство под названием «Panzerkampfwagen VI Ausf E», — рассказывает Дэвид Портер (David Porter) в своей книге «Самое секретное оружие Гитлера».


Тот же автор указывает, что всего на фабрике производством танков занималось 8 000 рабочих. «Они работали в две 12-часовые смены, дневную и ночную». На то, чтобы собрать гиганта, требовалось две с половиной смены, еще 14 смен уходило на то, чтобы довести его до полной готовности.


Как писал в своей книге «Воспоминания солдата» генерал-полковник бронетанковых войск Третьего рейха Гейнц Гудериан (Heinz Guderian), «Гитлер настолько горел желанием попробовать свое новое оружие», что, как только в его распоряжении оказались первые «Тигры», он тут же отправил их принять участие «в операции, не имевшей никакого значения». Эта операция была для «Тигров» крайне неудачной: несколько машин было потеряно, хуже того, «был утрачен эффект внезапности для будущих операций».


Но уже скоро Panzerkampfwagen VI Ausf E доказал, что может в одиночку вести бой против многочисленного противника без какой-либо помощи. В период с 12 января по 31 марта 1943 года, каждый из этих гигантов (по утверждению Портера) уничтожил по 26 русских танков. И именно так «Panzer VI» завоевывал свою славу.


Неуничтожимый


Танк «Хеншеля» оказался настоящей крепостью на гусеницах. По словам авторов книги «Грозный тигр», его размеры составляли 3,70 метров в ширину и 8,45 метров в длину (что было совершенно несравнимо с размерами среднего танка «Шерман»: 2,62 метра на 5,84 метра).

Mashable
SIDE3
The National Interest

Вес «Тигра» составлял 57 тонн против 30 тонн у основного американского танка. При этом, несмотря на свои размеры, он не был неповоротливым. По крайней мере, так утверждал немецкий ас-танкист Отто Кариус (Otto Carius) в своих мемуарах «Тигры в грязи». «Мы могли передвигаться по дорогам со скоростью 45 километров в час и по пересеченной местности со скоростью 20 километров в час. Но перевозимое оборудование заставляло нас ехать со скоростью 20-25 километров в час по дорогам и пропорционально меньшей скоростью по пересеченке». Ничуть не хуже, чем 50 километров в час, которыми мог похвастать один из будущих основных противников «Тигра».


Лобовая броня «Panzer VI» имела толщину в 100 мм, боковая — 60 мм. Это делало его практически неуязвимым для большинства средних танков союзников и пехотной артиллерии. «Боковой и кормовой брони было достаточно, чтобы обеспечить защиту от американских 75 мм и советских 76 мм пушек на обычных для ведения боя дистанциях», — пишут Йентц и Дойл.


Сухие цифры показывают безнадежность положения для американской техники. Историк Брайан Перретт (Bryan Perrett) в своей книге «Танковое дело» подтверждает тот факт, что «Тигры» могли уничтожить танк «„Шерман»» на дистанции до 3 000 метров (разумеется, при удачном для себя стечении обстоятельств). В то же время большинство танков союзников не могло пробить толстую лобовую броню «Panzer VI» и были вынуждены сближаться с ним на короткую дистанцию, чтобы обойти сбоку и бить в корму. Но военные действия в то время велись совсем не так, как показывают сегодня в кино: танки было видно не меньше, чем за полтора километра прежде, чем они успевали что-нибудь предпринимать. И это давало фашистам большое преимущество.


Отто Кариус в своих мемуарах был гораздо сдержаннее: «В России самым опасным противником для нас были „Т-34″ и „Т-43″, оснащенные длинной 76 мм пушкой. Эти танки представляли реальную угрозу на расстоянии в 600 метров при лобовой атаке, 1500 метров при атаке во фланг и 1 800 метров при атаке с тыла. При удачном попадании, мы могли уничтожить их с расстояния 900 метров».


Йентц и Дойл также указывают в своей книге, что американские танки «Шерман» с 76 мм пушкой и советские «Т-34-85» (модернизированные «Т-34» с мощным орудием) могли поразить «Тигр», пусть и на короткой дистанции.


Впрочем, такая возможность, чаще всего, была только на бумаге. Так, в случае американцев, все танки, высадившиеся в Нормандии, были снабжены не 76 мм, а менее мощным орудием. Похожая картина наблюдалась и в советских рядах, поскольку основу танковых сил СССР составляли «Т-34», практически бессильные перед лицом гитлеровского колосса. «Тигр» был гораздо сильнее «Т-34». «Наша 76 мм пушка могла причинить ему хоть какой-то вред лишь с дистанции менее 500 метров. „Тигр» же не промахивался и с километровой дистанции», — рассказывает в интервью канала «History Channel» командир танка Владимир Антонов.


Командир «Тигра» Альфред Руббель (Alfred Rubbel) в интервью этому же каналу добавляет, что и экипажи «Тигра» комплектовались особым образом: «Экипажи „Тигров» набирались исключительно из самых опытных солдат других танковых подразделений. Подготовка включала в себя теоретические занятия в классе и последующие практические занятия на танке». Кариус в своих мемуарах подтверждал его слова и добавлял, что «Тигр», несмотря на его размеры, можно было вести «двумя пальцами».


Этот танк наводил ужас. Это хорошо чувствуется в рассказах танкистов, подобных Филу Лоуренсу (Phil Lawrence), командиру «Шермана» Шербрукского стрелкового полка во время Высадки в Нормандии. В интервью каналу «History Channel» он рассказал, как столкнулся лоб в лоб с «Тигром» во время боевых действий на территории Франции.


«Он выкатился из-за угла здания. […] Это было самым страшным зрелищем в моей жизни. […] У меня был заряжен бронебойный, я выстрелил, но снаряд срикошетил от его брони. Мы молнией зарядили фугасный снаряд […] Пушка откатывалась и снова стреляла, мой заряжающий без устали заряжал снаряды». Но выстрелы не давали никакого эффекта. Ошеломленный командир приказал механику отступать, но сделать этого они не успели. «Тигр» выстрелил в них в упор. «Сложно передать словами, насколько мощным был этот удар». Снаряд ударил в нашу башню и пробил ее насквозь«. Командир чудом спасся.


Человек, который оживляет Вторую мировую войну


Франсиско откровенно рассказал газете АВС о своей последней работе, в которой союзный танкист противостоит полудюжине фашистов и «Тигру». Каждым своим ответом этот художник демонстрирует, что языком он владеет не хуже, чем кистью.


По его словам, он увлекся моделированием с девятилетнего возраста. С тех пор через его руки прошла вся техника и пехота Второй мировой войны. Танки, самолеты, солдаты… Кто только ни побывал в его маленькой мастерской: от парашютистов 101 воздушно-десантной дивизии США до немецких солдат Африканского корпуса. И все они обрели жизнь в его руках.


Вплоть до недавнего времени этот испанец творил батальные сцены для себя, при закрытых дверях. Но несколько месяцев назад он решил начать продажи через интернет. По его словам, он принял это решение, когда увидел, что для его творчества есть рынок.


При этом его работы отличаются от других, которые можно приобрести через интернет, одной немаловажной деталью: очень бюджетной ценой. По словам Франсиско, он делает свою работу для того, чтобы каждый мог взять домой кусочек истории и насладиться им Сам он называет эту концепцию «лоукост диорамами». И это действительно так, поскольку аналогичные работы нередко стоят сотни евро. «Я предпочитаю упростить окраску, чтобы сделать цену доступной, нежели усложнять ее и задирать цену до 200-300 евро».


Любители Второй мировой войны приняли его инициативу на ура и стали приобретать у него макеты. За несколько месяцев он продал почти тридцать работ и начал получать новые заказы. Американские «Шерманы», немецкие «Пантеры» и даже немецкие солдаты, остановившиеся на привале, чтобы выпить по стакану молока. Франсиско все по плечу, и за каждой из его работ кроется своя история. Каждый мазок кисти рассказывает о своем.


1. Как вы пришли в мир моделей и диорам?


Мне было 8-9 лет, когда я увлекся склеиванием моделей в масштабе 1/72. Тогда, впрочем, я еще не знал, что такое масштаб. Увлечение моделями росло и крепло, в 21 год мне подарили мой первый танк. С тех пор я стал специализироваться на сборке моделей, прошел обучение у выдающихся мастеров и профессионалов этого небольшого мирка. Сейчас мне 46, и я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Модели — по-прежнему моя страсть. Разница лишь в том, что теперь я специализируюсь на машинах и фигурках, которые сложно найти на рынке.


2. А почему вы продаете диорамы?


За эти годы я неоднократно встречал людей, которые говорили мне, что диорамы стоят очень дорого. И я решил изменить это. Сделать продукт более доступным, чем произведения выдающихся профессионалов (цены которых, кстати, вполне соответствуют качеству окраски). Я хочу, чтобы все могли насладиться миром моделей. Чтобы они могли поставить диораму у себя дома, показывать ее, отдыхать, глядя на нее… Я выбрал для себя этот путь, и, кажется, у меня все получается. Я уже продал 25 или 26 диорам. У меня готово еще 10 или 11 и я вот-вот выложу их в сеть.


3. Откуда вы черпаете идеи для своих диорам?


Некоторые диорамы основаны на фильмах. Когда я вижу в кино какую-то сцену, я стараюсь запомнить ее и воссоздать. А иногда я просто сажусь перед пустой диорамой и начинаю расставлять на ней танки, солдат… И постепенно из ничего возникает идея. Я стараюсь делать диорамы простыми, но за простотой всегда стоит какая-то история, диорама должна о чем-то рассказывать. Это, как раз, случай последней диорамы, в которой американский солдат отчаянно отбивается от немцев.


4. Фильмы?


Да. Хороший пример таких работ — моя последняя диорама. Я создал ее, основываясь на заключительной сцене фильма «Жизнь прекрасна». Это момент, когда ребенок видит танк «Шерман», который приехал спасти его. Я выставил ее на конкурс и занял третье место. Я очень горжусь этой работой. Еще мне очень нравится моя работа «Гладиатор». Это раскрашенная свинцовая фигурка, которую я делал ее на пляже. Буквально на полотенце, пока все вокруг купались.

 

4. А у вас есть какая-то любимая диорама?

 

Я люблю их все. У каждой из них своя эпоха, своя история, своя жизнь, каждая из них не похожа на другие. Но к некоторым из них я действительно испытываю особые чувства. Одна из них — это изображение сцены из фильма «Ярость». В ней я постарался в точности следовать фильму, и это оказалось непросто. Было сложно сделать, чтобы фигуры были похожи на актеров. Да и работы с «Опелем-Блитцем» получилось много, потому что я сделал модель с очень большим количеством деталей. Это было нелегко, но оно того стоило.


5. Сколько времени уходит на создание диорамы?


На то, чтобы установить и раскрасить фигурку в масштабе 1/35, уходит около 3 часов. На танк может уйти до 24 часов работы. На полную диораму из семи фигур с момента начала работы уходит пять дней. Цены относятся к категории «лоукост». Я стараюсь держаться в пределах от 20 до 50 евро.


7. Почему диорамы так популярны на различных интернет-площадках, подобных Wallapop? Почему люди вдруг решают приобрести себе диораму?


По моему опыту, люди просто хотят украсить свой дом чем-нибудь необычным. Чем-то, сделанным руками, качественным, связанным с историей, олицетворяющим какой-то ее фрагмент. Кроме того, многие увлекаются военным делом или любят те или иные танки, о которых узнали из фильмов или книг. Есть и такие, кто видит в диораме искусство. Сцену. Они видят то, что может произойти с тобой, с другими. И поэтому многие начинают коллекционировать их.


8. Можно ли назвать мир моделей искусством?


Да. Мы тоже работаем кистью и творим настоящие чудеса на очень ограниченном пространстве. Кроме того, просто поменяв фигуры местами мы меняем сюжет диорамы.


9. А как давно вы интересуетесь Второй мировой войны?


Еще со школы. Когда мы дошли до темы Второй мировой войны, я с головой погрузился в нее. Я заинтересовался военной техникой. Мне было любопытно, как это работает. Я начал копать, стал покупать наглядные книги. Все это позволило мне понять, как именно раскрашивать модели, я увидел, например, как распределяется по гусенице грязь. Но меня интересуют и другие временные периоды, в частности, испанская Гражданская война, несмотря на то, что это был очень болезненный период.

 

10. Важна ли для вас историческая достоверность?


Да. Я стараюсь придерживаться реальных деталей. Униформа, в частности, меняется от года к году и от сезона к сезону. Но при обороне Берлина, к примеру, на солдатах можно было увидеть самую разную униформу, потому что к тому моменту им приходилось обходиться тем, что у них было.


11. А какой ваш любимый танк?


Мне очень нравятся американские танки: «Шерман», «Шерман М-51»… Они великолепны. Хороши и «Тигр» с «Ягдпантерой». Еще мне очень нравится тематика Африканского корпуса.


Но до «Шермана» им далеко…


12. Каким будет ваш следующий проект?


Я думаю, что-нибудь, связанное с высадкой в Нормандии. Было бы интересно воссоздать атмосферу немецкого тыла. На эту тему мало работ. Вот только проблема в том, что должно быть что-то очень масштабное. Но я постараюсь сделать диораму поменьше, чтобы ее можно было поставить на полку и несложно было хранить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Ответы на вопросы ‘фашистский танк’

МуссолиниФашистский диктатор Италии в 1922-43 гг 9 букв
ЗаксенхаузенФашистский концлагерь близ Потсдама 12 букв
БухенвальдФашистский концлагерь близ Веймара 10 букв
СаласпилсФашистский концлагерь в Латвии, близ Риги 9 букв
МайданекФашистский концлагерь в Польше, близ Люблина 8 букв
ГитлерФашистский фюрер, развязавший 2-ю Мировую войну 6 букв
ГудерианНемецкий военачальник, фашистский генерал (1888-1954) 8 букв
СалазарФашистский диктатор Португалии, продержавшийся до 1968 года 7 букв
ДахауПервый фашистский концлагерь, созданный в 1933 г. близ Мюнхена 5 букв
БадольоИтальянский маршал, начальник генерального штаба фашистский Италии 7 букв

wordparts.ru

Немецкие танки на восточном фронте(1941-1942) – kramscalemodels

 Летом 1941 года к моменту вторжения в СССР, немецкая военная машина находилась на пике своего могущества. В прошедшей кампании на Западе немецкие танковые группы проявили феноменальную организованность и слаженность. Всего лишь чуть больше месяца понадобилось немецким танковым и моторизованым корпусам, которые неудержимо рванулись вглубь Франции, для того, чтобы решить исход войны на Западном фронте. Англо-французкие союзники оказались совершенно беспомощны перед эффективной, мобильной и высокоорганизованной немецкой армией. Огромный вклад в победу на Западе внесли танки Гудериана, Гота и Райнхардта, воевавшие в составе крупной танковой группы под общим командованием Эвальда фон Клейста.

Именно крупным танковым соединениям суждено было играть главную роль и в новой войне на востоке. Перед вторжением в СССР основная масса немецких танков(17 танковых дивизий, 3226 танков) была сосредоточена в четырех танковых группах. Эти бронированные “кулаки” должены были стремительными ударами, двигаясь в авангарде наступающих сил, входить в прорыв на уязвимых участках фронта противника, стремительно продвигаться по его тылам, дезорганизуя всю систему обороны и проводить быстрые операции на окружение больших масс советских войск. Что же представляли из себя гитлеровские танковые войска в 1941-м году? Немецкие танки по ряду характеристик были хуже некоторых советских образцов, таких как “Т-34” или “КВ”, уступая им в бронировании и огневой мощи, однако частичное техническое преобладание Красной Армии над Вермахтом с лихвой компенсировалось солидным боевым опытом немецких экипажей, четким и быстрым оперативным руководством командиров, общей слаженностью, организованностью и хорошей управляемостью немецкой армии, потрясающим сочетанием плана и инициативы. Все это дополнялось феноменальной уверенностью в собственных силах после побед над Польшей, Англией и Францией.

На вооружении гитлеровской армии в 1941 году стояли танки следующих типов: “PzI”, “PzII”, “PzIII”, “PzIV”, “Pz35(t)” и “Pz38(t)”. Танки “PzIII” и “PzIV” по классу относились к средним танкам. Все остальные машины, стоявшие на вооружении Вермахта были легкими. Тяжелых танков в 1941 году у Германии не было. Основой немецких танковых сил в начале восточной кампании был средний танк “PzIII”. Против СССР было сосредоточено 965 танков этого типа различных модификаций. Бронирование последних образцов (Panzer III Ausf.H и Ausf.J) составляло 60 – 70мм экранированной брони в лобовой проекции. Пушки калибра 45-мм, широко распространённые в Красной Армии и устанавливающиеся в том числе и на лёгкие танки, подобную броню пробивали только с очень близких дистанций. Большая часть танков “Panzer III”, участвовавших в нападении на СССР, было перевооружено 50-мм пушками, без труда поражавшими лёгкую советскую бронетехнику с любых дистанций ведения боя, а против хорошо бронированных средних и тяжелых танков мог быть использован подкалиберный снаряд. “Тройки” последних модификаций уже начисто превосходили основную массу советских танков, в том числе “БТ-7” и “Т-26”, но проигрывали в огневой мощи “КВ” и “Т-34”, которые были оснащены 76-мм пушками. Наклонная 45-мм броня “тридцатьчетверок” не уступала бронированию “троек”. Рассмотрим другие виды германской техники на восточном фронте в начале войны. Легкие танки “PzI”, которых в германской армии насчитывалось 410 единиц, были вооружены только пулеметами и, по признанию Германа Гота, являлись лишь “обузой” для немецких войск, но никак не реальной боевой силой.

Тоже самое можно сказать и о танках “PzII”. Этих безнадежно устаревших боевых машин в германской армии было 746 единиц и они могли противостоять лишь самым слабобронированным советским танкам и бронемашинам(Т-37, Т-38, Т-40). Применять “PzII” можно было лишь если в полосе их движения отсутствовала серьёзная противотанковая оборона противника. Танки “Pz35(t)” также не являли собой грозную силу, даже несмотря на то, что они превосходили по характеристикам “PzII”. Слабое бронирование и орудие не позволяло им на равных сражаться с новыми советскими боевыми машинами. К тому же количество “Pz35(t)”, находившихся на восточном фронте составляло лишь 149 боевых единиц. Кроме всего вышеперечисленного Вермахт имел 623 легких танка Pz38(t), которые на фоне остальных лёгких танков Вермахта выделялись неплохим бронированием модификаций Е, производившихся с ноября 1940-го – броня этим машин составляла уже 50мм, что намного больше, чем первые модификации этих танков. Все немецкие лёгкие танки имели недостаточно мощное орудие для борьбы с новыми советскими танками, но, за исключением “PzI” и “PzII”, вполне успешно пробивали броню легких советских боевых машин. И, наконец, средний танк “PzIV”, который немцы считали в начале войны тяжелым, был одним из самых лучших германских танков, однако в начале войны он оснащался короткоствольным 75мм орудием с низкой начальной скоростью полета снаряда, что не могло обеспечить ему превосходства или даже просто приравнять его по боевой ценности к “Т-34”. К началу вторжения, Германия располагала 439 танками “PzIV”.

Некоторые танки, входившие в состав немецкой группировки конечно были откровенно устаревшими, это касается в основном “PzI”, “PzII” и “Pz35(t)”, но другие типы немецких боевых машин, особенно это касается средних танков, при столкновении с бронетехникой противника могли вполне эффективно и успешно справляться с большинством советских танков. Немецкие боевые машины управлялись сильными экипажами и командирами, имевшими ценный опыт войны в Европе, советским же танковым войскам, в начале войны представлявшим из себя громоздские и неповоротливые соединения, вроде механизированных корпусов, не хватало обученности, организованности, слаженного и грамотного командования на всех уровнях. Это в конечном итоге и не позволило реализовать их сокрушительную ударную силу, способную поставить на немецком вторжении крест ещё в 1941 году. Германские танковые силы, умело взаимодействуя с другими родами войск, наносили катастрофические поражения Красной Армии летом 1941 года, фактически разгромив значительные силы первого эшелона Красной Армии при минимальных собственных потерях. И дело здесь вовсе не в абсолютной бездарности советского командования, тогда было сложно даже в полной мере осмыслить революционную немецкую стратегию маневренной войны: лекарства от “блицкрига”, стопроцентной защиты от стремительных прорывов немецких танковых и моторизованных групп в 1941 году ещё не знал никто.

До разгрома советских армий Западного военного округа, немцы столь же стремительно разгромили Польшу, Францию, Данию, Норвегию и т.д., установив контроль над большей частью Европы. Тот же сценарий в начале работал и в СССР – не успевшая закончить стратегическое развертывание Красная Армия получила серию чувствительных ударов от мощных немецких танковых “кулаков”, прошедших по её тылам, что в итоге привело к развалу Западного Фронта на первом этапе войны и попаданию в окружение огромных сил Советской Армии, что и соответствовало планам германского командования, бросившего вперед свои лучшие танковые силы. В быстрых и скоротечных операциях 1939 – 1942 годов немецкая армия показала всему миру мощь своих танковых соединений. В начале Второй Мировой Войны немцам не было равных в умении маневрировать своими подвижными соединениями и наносить мощнейшие стремительные удары, которые противник не мог парировать. Это время было настоящим расцветом германского могущества, перспектива конца которого стала всё ярче вырисовываться по мере того, как затягивались военные действия на восточном фронте и усиливалось сопротивление советских войск.

4tanks.ru

kramscalemodels.vavik96.com

КАК ПОВАР ИВАН СЕРЕДА ТОПОРОМ ФАШИСТСКИЙ ТАНК ЗАРУБИЛ!


Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!



Середа Иван Павлович — повар 91-го танкового полка 46-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса Северо-Западного фронта, красноармеец. 

Родился 1 июля 1919 года в селе Александровка ныне администрации города Краматорска Донецкой области Украины в крестьянской семье. Жил в селе Галицыновка Марьинского района Донецкой области Украины. Украинец. Окончил Донецкий пищевой учебный комбинат. 

В Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 

Повар 91-го танкового полка (46-я танковая дивизия, 21-й механизированный корпус, Северо-Западный фронт) красноармеец Иван Середа отличился в августе 1941 года под городом Двинском (Даугавпилс, Латвия).

Он готовил обед в лесочке, когда услышал гул мотора фашистского танка. Вооружившись винтовкой и топором он подкрался к остановившемуся гитлеровскому танку, прыгнул на броню и со всей силы рубанул топором по стволу пулемёта. Вслед за этим бросил на смотровую щель кусок брезента и забарабанил обухом по броне, громко приказывая мнимым бойцам приготовить гранаты к бою. Когда на подмогу прибежали бойцы стрелкового подразделения, на земле уже стояли сдавшиеся в плен 4 вражеских танкиста. 





Находясь с группой бойцов в разведке в тылу противника, когда фашисты обнаружили советских наблюдателей и пытались захватить их, красноармеец Середа со связкой гранат подполз к немецкому танку и подорвал его. Потом он заменил убитого пулемётчика и метким огнём уничтожил свыше десяти фашистских мотоциклистов. Группа отбилась от наседавших гитлеровцев и вернулась в своё подразделение с трофеями и 3 пленными. 




Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Середе Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 507).

В 1942 году отважный воин окончил курсы усовершенствования командного состава, а в 1944 году – Новочеркасское кавалерийское училище. 

С 1945 года старший лейтенант Середа И.П. — в запасе. Работал председателем Александровского сельского Совета Донецкой области Украины. Безвременно скончался 18 ноября 1950 года на 32-м году жизни. 

Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями. 

Именем Героя названы улицы в городе Даугавпилсе и в селе Галицыновка. В память о славном сыне украинского народа Иване Середе были установлены: мемориальная доска на улице в городе Даугавпилсе и обелиск в Галицыновке.





Из воспоминаний однополчанина Ивана Середы В. Безвительнова

Это в начале войны было. Немец тогда огромными силами пер. Наши отступали. Бои шли ожесточеннейшие. Батальон, в котором служил поваром ефрейтор Иван Середа, дрался тогда в Прибалтике. Хорошо дрался. Фашисты многих недосчитались, но и наш батальон потери нес.

В тот день немцы особенно сильно навалились, танки и самоходки подтянули. Возникла угроза окружения. В хозвзвод, стоявший в лощине, прибежал связной и передал приказ комбата выдвинуться на боевые позиции и отбить атаку на левом фланге. Командир взвода увел бойцов выполнять боевую задачу, приказав Ивану обеспечить охрану и питание личного состава.

Варит Иван кашу, к стрельбе отдаленной прислушивается. Хотелось бы помочь товарищам, да приказ на войне — закон. Загрустил совсем Иван Середа, родные места стал вспоминать: родителей, домик на берегу Амура, школу, любовь свою длиннокосую…

И тут его словно что-то в бок толкнуло. Оглянулся и обмер. От дороги ползут в его сторону три фашистских танка. И откуда взялись? Раздумывать некогда — надо добро спасать. А как спасать, если до переднего танка уже метров двести осталось? Быстренько распряг Иван лошадей и к леску, что неподалеку, направил, а сам за полевую кухню укрылся — авось фрицы не заметят.

Может быть, прошел бы номер, да один танк прямо на кухню и выкатил. Остановился рядом, огромный с белыми крестами. Танкисты кухню заметили, обрадовались. Решили, что русские ее бросили. Крышка люка открылась, и танкист высунулся. Здоровый такой, рыжий. Головой повертел да как загогочет торжествующе. Тут Иван не выдержал, куда и страх делся.

Схватил топор, что под руку попал и прыг на танк. Рыжий, как его увидел, в люк прыгнул и крышку захлопнул. А Иван уже по броне топором стучит:

«Хенде хох, гансики! Налетай ребята, окружай, круши фрицев».

Немцы начали стрелять, а Иван, недолго думая, топором им ствол погнул — против лома нет приема. А чтобы фрицы особенно не хорохорились, своим халатом им и смотровую щель закрыл.

Орет:

«Гитлер капут, окружай их, ребята…»

Топором, как кувалдой, орудует по броне. Что уж подумали немцы — не знаю. Только открывается люк, и с поднятыми руками старый знакомый рыжий верзила показывается. Вспомнил тут Иван Середа про карабин за спиной, мигом его на фашиста направил. А за тем уже второй танкист лезет, третий. Иван еще громче орет, командует несуществующим бойцам «окружать» и «держать фрицев на мушке». А сам пленных выстроил около кухни, заставил друг другу руки связать.

Когда после выполнения боевой задачи вернулись бойцы его взвода и увидели рядом с кухней немецкий танк, пленных фашистов и Ивана Середу с карабином наперевес — глазам своим не поверили. Хохоту было до слез! Только немцы стояли понурые, ничего не понимая. Гвардии ефрейтор Иван Середа стал Героем Советского Союза, а топор его хранился в части как боевая реликвия. На войне так: грудь в крестах или голова в кустах.




источник-1 источник-2





 

(Visited 2 289 times, 1 visits today)

artyushenkooleg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *