Домашний Т-60: как белорус собрал собственный танк

На днях байнет облетела новость о жителе поселка Мачулищи Игоре Тутове, который своими руками собрал танк Т-60. Машина, которую неискушенному обывателю сложно отличить от оригинала, быстро стала местной достопримечательностью. 42.TUT.BY решил выяснить все подробности о самодельном танке из первых уст.

Чтобы сделать танк, пришлось ехать на Кубинку

Дорога к дому создателя Т-60 больше напоминает танкодром: грунтовка изобилует ямами, и подвеска то и дело дает пробой. Поэтому стоящий вдалеке у гаража танк воспринимается как самое адекватное средство передвижения по поселку. Хотя сам хозяин небоевой машины предпочитает автомобиль.

— Танк я собирал для души. Изредка могу по полю проехать, детвору покатать. А для такой дороги есть полноприводный универсал.

На создание Т-60 у Игоря ушло порядка двух лет. Самая большая трудность — отсутствие чертежей, по которым можно было строить танк.

— Чтобы сделать максимально похожий на исторический прототип танк, пришлось прочитать немало литературы и съездить в музей на Кубинку

(бронетанковый музей в Московской области. — TUT.BY). Там с женой пробыли три дня, специально для этого даже снял номер в гостинице неподалеку. За это время удалось сфотографировать Т-60 со всех ракурсов, что очень помогло в работе.

Во время визита на Кубинку Игорь познакомился и с немецкой бронетехникой. Но даже огромный "Маус" его не впечатлил.

— Большая машина, много стали потратили и труда, но впустую — танк так и не попал на поле боя. Вообще, немецкая техника другая: их танки созданы для экипажа, а наши — для победы.

Сконструировал Т-60, чтобы помнили

По словам Тутова, сделать именно Т-60 его вдохновила непростая судьба машины.

— Т-60 создавался наспех в начале войны, на базе плавающего Т-40, когда всю технику немцы уничтожили у границы, а танки были очень нужны.

Число 147 на башне танка никак не связано с историей. Это номер участка, на котором построил дом Игорь Тутов.

В качестве вооружения использовали авиационную пушку, а мотор поставили и вовсе от легкового автомобиля (дефорсированная версия двигателя ГАЗ-11), трансмиссию — от опытного (в то время) грузовика ГАЗ-51.

Место механика-водителя самодельного Т-60.

Бензиновый двигатель и слабая броня приводили к тому, что танки горели, как свечки. У меня есть много друзей-поисковиков, которые порой находят фрагменты Т-60, но обнаружить хотя бы одну целую машину им не удалось. Я не хочу, чтобы этот танк был забыт, поэтому и взялся за работу.

Двигатель от цементовоза, гусеницы от БМП

С военной техникой Игорь Тутов знаком не понаслышке, еще во время службы в армии ему довелось посидеть за штурвалом БМП-2. Кстати, от этой боевой машины Игорь позаимствовал ряд деталей для своего танка.

— Опорные катки, гусеницы — все это приобреталось в РУП «Белспецконтракт». Они хорошо подошли по ширине. Двигатель и трансмиссию позаимствовал у отжившего свой век цементовоза на базе машины «Урал-375».

Учитывая родословную мотора, «аппетит» у танка соответствующий — 80 литров на 100 километров пути. Можно заливать 80-й, но так как его больше не производят, то ездит танк на 92-м бензине. Коробка механическая, пятиступенчатая.

Думаю, максимальная скорость моего Т-60 составит порядка 70 км/ч, но до таких величин разгонять его не пробовал, опасно, возникают трудности с управлением.

Игорь старался повторить все детали конструкции, танк даже весит порядка 6 тонн, как исторический прототип.

Посмотреть приезжала даже милиция

Кроме танка во дворе у Игоря Тутова стоит бутафорская тачанка с пулеметом максим, совсем как те, что в войну использовали и красные, и белые, и махновцы. Но больше всего внимания к себе привлекает именно Т-60.

— Однажды приезжала даже милиция — проверяли, не настоящее ли орудие установлено в моем танке. Приехали, убедились, что это просто труба, и стали фотографироваться на память.

Учитывая, что Т-60 получился внешне очень близок к оригиналу, Игоря часто зовут поучаствовать в исторических реконструкциях.

— Представители «Линии Сталина» приезжали, приглашали принять участие в «Дне танкиста» и в исторических реконструкциях сражений. Обещали, что танк самостоятельно привезут на трейлере, но я отказался — нет времени. На репетиции нужно потратить почти неделю.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/скачать видео (15.69 МБ)

Увлечение Игоря разделяет его сын Данила, который помогал отцу с постройкой Т-60. А еще они вместе играют в World of Tanks.

— Я патриот, поэтому играю только на советских танках. Мой любимый Т-34−85. Может, когда-нибудь соберу такой же, но раскрывать все свои планы не буду.

Читайте также: 22 подбитых танка за 30 минут боя. Как подвиг танкиста Колобанова увековечили под Минском

42.tut.by

Т-60 Легкий танк - aviArmor

Разработчик: КБ завода №37
Год начала работ: июль 1941
Год выпуска первого прототипа: август 1941

Серийно выпускался в 1941-1943 гг. Оставался на вооружении до 1945 г.

Как и многие другие машины военного времени легкий танк Т-60 был разработан в сжатые сроки и во многом представлял собой очередную «временную меру». Впрочем, распространенная в русскоязычных источниках версия о том, что проектирование этого танка заняло всего 15 дней в экстремальных условиях, также не совсем соответствует действительности.

Отправной точкой для танка Т-60 можно считать июль 1941 года, когда полным ходом шли работы по проекту Т-45 (первый с таким названием). Эта машина представляла собой «сухопутный» вариант танка Т-40, но с усиленным бронированием и 45-мм пушкой 20К в увеличенной башне. Поскольку проектирование было связано с большим объемом доработок, в инициативном порядке конструкторской группой завода №37 под руководством Н.Астрова был разработан «промежуточный» проект под индексом «030». Фактически, это был тот же Т-40, но без водоходного оборудования и более сильным бронированием: 15 мм борта, 20 мм лоб корпуса и 25 мм подбашенная коробка. Проект получил одобрение представителя военной приемки Н.Окунева, который написал письмо на адрес И.В.Сталина.

Вмешательство высшего руководства потребовалось не просто так. Летом 1941 года завод №37 получил указание организовать массовый выпуск легких танков Т-50, который конструктивно серьёзно отличался от Т-40. В своем письме Окунев аргументированно доказал, что выпуск танка абсолютно нового типа, который должен был протекать параллельно с Т-40, на текущих заводских мощностях невозможен. Поэтому, вместо Т-50 более рационально было бы наладить производство танков «030».

«Сталинское» письмо возымело сильный положительный эффект. Уже утром следующего дня на завод приехал нарком тяжелого машиностроения В.Малышев, которому было поручено заниматься новым танком. В целом, проект изменять не стали, но нарком посоветовал оснастить «030» не спаркой пулеметов, а 20-мм скорострельной пушкой. Замечание было принято и после окончательного утверждения 1-го августа 1941 года танк получил индекс Т-60, однако, и тут не всё было однозначно.

За несколько дней до приезда Малышева, 25-го июля 1941 года, на заводе №37 прошло техническое совещание, на котором присутствовали директор завода Левитанский, главный инженер Козырев, старший инженер Козырев, начальник КБ Астров, а также представители ГАБТУ. В протоколе этого совещания было зафиксировано, что для нового танка будут разработаны упрощенные корпус и башню, а развертывание их производства на проведут на ГАЗе и ХТЗ. Из конструкции башни предстояло удалить все гнутые бронелисты, при этом по толщине брони она должна соответствовать корпусу. Работ по самому корпусу было несколько больше. При его проектировании отказывались от дополнительного «цементования» и все бронелисты предполагалось изготовлять из гомогенной брони. Высота корпуса уменьшалась на 150 мм, удалялись бортовые ниши и ниши для гребных винтов, срезались носовая и кормовая части. В совокупности это позволяло сэкономить массу и вводило взаимозаменяемость основных деталей для танков выпущенных как в Горьком, так и в Харькове. Параллельно, по причине предполагаемого увеличения массового выпуска Т-40 и

Т-60 (такое название было присовено новому танку), уменьшалось количество радиофицированных танков. На этом же совещании обсуждался выпуск танка под индексом Т-70 – надо полагать, что тут имелось в виду неофициальное обозначение очередного проекта модификации Т-40. По крайней мере, в документах завода №37 этот индекс больше не встречался.

Поскольку внедрить в производство все изменения одномоментно на заводе не смогли, в серийное производство пошел ещё один «переходной» танк, который известен сейчас как Т-30, который отличался отсутствием водоходного оборудования и рядом более мелких доработок. Процесс усиления бронирования сдерживался отсутствием броневого проекта и квалифицированных рабочих, так что развернуть выпуск «стандартных» Т-60, в их современном понимании, удалось не ранее октября 1941 года. До этого времени, судя по архивным документам, на заводе №37 планировался выпуск ещё одного «переходного» варианта Т-40 с упрощенным корпусом и пулеметным вооружением.

Конструктивно танк Т-60 повторял своего предшественника Т-40, отличаясь от него рядом узлов и агрегатов. Разработанный инженером А.Богачевым так называемый «пониженный» корпус имел высоту всего 1360 мм. Углы наклона броневых листов к вертикали составляли: для верхнего лобового – 70°, нижнего лобового – 30°, переднего листа рубки водителя – 25°, бортов башни -25,5°, верхнего кормового – 69°, нижнего кормового – 32,5°. Корпус танков первых серий собирался из листов гомогенной толщиной 6, 10, 13, 15 до 20 мм.

Первый опыт боевого применения Т-60 показал, что для легкого танка, который весьма часто применяется для непосредственного сопровождения пехоты, толщина бронирования является недостаточной. В ноябре 1941 года были инициированы работы по усилению защищенности, путем установки накладных бронелистов. Предполагалось, что в результате экранировки толщину лобовой части корпуса, маски пушки и щитка водителя удастся довести до 35 мм, а башни и кормы корпуса – до 25 мм. Первые экранированные Т-60 планировали получить в том же месяце, а с декабря 1941 года следовало начать выпуск танков с усиленным бронированием без накладной брони. Фактически, до конца года удалось сдать не более 10-12 экранированных Т-60, а массовый выпуск танков с 25-35 мм бронированием удалось наладить только в феврале 1942 г.

Компоновка Т-60 была классической. В передней части танка, с небольшим смещением к правому борту, располагалось место механика-водителя, над головой которого устанавливалась небольшая рубка с фронтальным смотровым прибором и верхним люком. Командир танка располагался в боевом отделении, которое находилось в средней части корпуса и было совмещено с отделением управления. На крыше корпуса устанавливалась одноместная башня, которая на танках Т-60 выпуска сентября-октября 1941 года была конической, и только с ноября её заменили на технологически более простую, восьмигранной формы. В кормовой части корпуса устанавливался двигатель ГАЗ-202 и агрегаты трансмиссии, которая включала главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатую коробку передач автомобильного типа (4+1), два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два однорядных бортовых редуктора. В левой части кормового отделения устанавливалось два бензобака по 320 литров.

В электрооборудовании использовалась однопроводная схема с напряжением бортовой сети 6В. Энергия подавалась от последовательно соединенных аккумуляторный батарей ЗСТЭ-112 и генератора Г-41. Первые серийные танки оснащались световой внутренней сигнализацией между водителем и командиром, но на практике такая система себя не оправдала и большая часть Т-60 вообще не имела никакой внутренней связи.
Для борьбы с пожарами использовались два ручных тетрахлорных огнетушителя, крепившихся на кронштейнах на бортах корпуса справа и слева от механика-водителя. Во время тушения пожара экипаж должен был одевать противогазы, так как при разложении огнегасящего состава от высокой температуры выделялся ядовитый газ фосген.

Ходовая часть Т-60, применительно на один борт, состояла из четырех обрезиненных опорных катков с независимой торсионной подвеской, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и мелкозвенчатой гусеничной ленты с одногребневыми траками шириной 260 мм и шагом 100 мм. На танках первых серий опорные катки были литыми, хотя предполагалось, что они будут сварными. Впоследствии, с 1942 года, часть машин заводом №37, №38 и №264 получила спицованные катки и ленивцы. Кроме того, небольшое количество Т-60 264-го завода оснащалось литыми металлическими катками с внутренней амортизацией. Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году.

Отдельно стоял вопрос вооружения танка. Распоряжение наркома Малышева об установке на новый танк 20-мм пушки было окончательно зафиксировано 25-го августа 1941 года. По НКВ был объявлен соответствующий конкурс, участие в котором приняли ОКБ-15 и ОКБ-16.

Первыми с заданием справился конструкторский коллектив под руководством Шпитального (ОКБ-15), который предложил танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Это орудие представляло собой «гибрид», где в основе лежал крыльевой вариант, но со стволом от моторного и креплением от турельного. Кроме того, дополнительно производилась обработка затыльника и вводился новый спуск. Первые испытания танковой пушки ШВАК прошли с 4 по 7 августа на серийном танке Т-40. Было установлено, что при стрельбе с места кучность определяется как удовлетворительная, но на ходу она сокращалась до нулевой. Более того, низким оказалось бронебойное действие 20-мм штатных снарядов типа Б-3, стрельба которыми приводила к положительным результатам только в случае обстрела вертикальных броневых поверхностей толщиной до 20 мм на дистанции до 400 метров. Лучше дела обстояли с осколочно-фугасными снарядами, но в целом это картины не меняло.

На основании полученных данных военная комиссия пришла к выводу, что спаренная установка из пушки ШВАК и пулемета ДТ испытания выдержала, однако для танка Т-60 следует найти более приемлемый вариант пушечного вооружения. Поставки пушек начались в первой половине сентября 1941 года и уже в конце этого месяца ШВАК начали устанавливать на танки Т-30.

Гораздо лучшие результаты показал танковый вариант пушки ШВАК, разработанный в ОКБ-16 под руководством Э.Нудельмана. Это орудие использовало систему перезаряжания крыльевой и турельной установок ШВАК, а ствол длиной 82,4 калибра – от мотор-пушки МП-20. Хотя в процессе испытаний тоже не обошлось без критических замечаний было решено вести дальнейшую доводку пушки силами ОКБ-15 параллельно с освоением серийного производства. Официальное принятие на вооружение состоялось в декабре 1941 года, а в серийном производстве это орудие получило название ТНШ-1 (или ТНШ-20). Во всех случаях танки комплектовали телескопическими прицелами ТМФП-1 с подсветкой прицельных шкал, под которым на специальном кронштейне устанавливался дублирующий механический прицел, пристрелянный на дальность до 400 метров. В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость пушки до 35 мм (с дистанции 500 метров).

Большие потери в танках и эвакуация многих предприятий оказали прямое влияние на количественный показатель производства достаточно простого и дешевого танка. Приоритет выпуска Т-60 был настолько высок, что постановлением ГКО №222 от промышленности потребовали к концу 1941 года сдать 10000 машин, для чего выделялось три завода: №37, ГАЗ и ХТЗ. Силовые агрегаты должны были поставлять ГАЗ и ЗИС. Бронекорпуса с башнями для завода № 37 – Подольский и Ижорский заводы, для ГАЗа – Выксунский и Муромский, для ХТЗ – Новокраматорский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный и Мариупольский металлургический имени Ильича. Также, для выпуска башен и корпусов, предполагалось задействовать таганрогский завод «Красный котельщик», но очень скоро все эти планы были радикально пересмотрены.

По состоянию на 16 августа удалось собрать несколько бронекорпусов и изготовить опытный образец танка Т-60 из неброневой стали. Перегонку с завода №37 на ГАЗ провел сам Астров – весь пробег уложился в 14 часов без единой поломки. Прибытие главного конструктора в Горьки заметно ускорило темп работ и первые серийные Т-60 начали сходить с конвейера ГАЗа уже в середине сентября 1941 года. По утвержденному плану, который был намного ближе к реальности, горьковчанам предписывалось до конца года собрать 1010 «линейных» и «радийных» танков. План удалось перевыполнить на 67 машин, но ни одна из них радиостанций так и не получила. Также завод в Горьком первым перешел на оснащение своих танков новыми восьмигранными башнями конструкции Ю.Юдовича высотой 380 мм с толщиной стенок 25 мм, поставки которых наладили с Подольского завода.

Ситуация с выпуском танков на ХТЗ обстояла намного хуже. К тому времени харьковский завод находился в прифронтовой полосе и был предельно загружен. Даже в этот момент ХТЗ являлся основным предприятием по выпуску танков Т-34, кроме которых уже было развернуто производство бронетракторов ХТЗ-16 и проводился ремонт бронетехники, поступавшей с фронта. На этом фоне налаживание выпуска легких танков Т-60 протекало с большими трудностями. По состоянию на 16 сентября был создан задел на 50 машин, а до эвакуации харьковчане успели сдать 7 серийных танков. Один харьковский Т-60 попал в 35-ю тбр, а шесть других поровну распределили между 71-м отб, 25-м запасным танковым полком и Харьковским танковым училищем.

В конце осени производство ХТЗ переехало в Сталинград, где мощности для выпуска танков Т-60 разместили на территории завода №264. Согласно плану, в ноябре предстояло сдать 50 танков, а в декабре – 300. По факту до конца года выпустили только 45 машин.

В начале 1942 года производством Т-60 занималось четыре предприятия: завод №37, завод №264, ГАЗ и завод №28 в Кирове. Из-за многочисленных трудностей в производстве и приближении фронта выпуск танков на заводе №264 был прекращен в июле. Остальные предприятия постепенно сворачивали выпуск Т-60, полностью прекратив его к концу года. Дольше всего этот танк выпускал завод №37, который с июля 1942 года стал филиалом Уралмаша. В течении января-февраля 1943 года из сохранившегося задела деталей собрали ещё 55 машин, что довело общее количество серийных Т-60 до 5773 единиц (в это число также включены танки Т-30, производившиеся на заводе №38 параллельно с танками Т-60).

Разумеется, в процессе серийного производства предпринимались неоднократные попытки улучшить боевые качества Т-60. Но если с усилением бронирования все было более-менее ясно, то с вооружением постоянно возникали проблемы.

Уже в 1941 году не было секретом, что 20-мм пушка не является эффективным средством борьбы с бронетехникой и полевыми укреплениями. Конструкторы задумывались об установке на Т-60 пушки типа 20К, но в конечном итоге она пошла на танки Т-70. Более приемлемым вариантом была 37-мм пушка ЗИС-19, разработанная в ОКБ-92 и обладавшая весьма неплохими показателями. При длине ствола 66,7 калибра начальная скорость снаряда составляла 915 м\с, а баллистика соответствовала 37-мм зенитному орудию образца 1937 года. Кстати, боеприпасы использовались также зенитные.

Монтаж пушки ЗИС-19 на танк Т-60 провели в январе, а на испытания его отправили в феврале 1942 года. За время испытаний новая артсистема зарекомендовала себя с хорошей стороны. При меньшем калибре ЗИС-19 обладала одинаковой бронепробиваемостью с 45-мм пушкой 20К, отличаясь при этом лучшей технологичностью в производстве и меньшей стоимостью. Соответственно, увеличился возимый боекомплект. Впрочем, принять на вооружение эту пушку помешали два фактора – высокий износ ствола и теснота в стандартной башне. Второй недостаток попытались исправить летом 1942 года, установив специально разработанную башню, но проблемы это не решило. Надо отметить, что 45-мм пушку на Т-60 все же установили – опытный танк получил индекс Т-45 и, кроме новой артсистемы, он оснащался новой башней с кормовой нишей. Хотя испытания в целом проходили успешно летом 1942 года работы по Т-45 свернули в пользу Т-70.

Также пытались повысить динамические качества Т-60. В начале мая 1942 года приказом №404 по НКТП предписывалось начать работы по установке на танк двигателей ЗИС-5 и ЗИС-16, однако до практического воплощения этой идеи дело так и не дошло. Помимо этого, не менее 170 танков Т-60 использовалось для выпуска самоходной системы залпового огня БМ-8-24, выпускавшейся на заводе «компрессор» с августа 1941 по январь 1942 года.

Источники:
М.Коломиец «Танки-смертники Великой Отечественной. Т-30, Т-60, Т-70» Москва. Яуза\Стратегия КМ\ЭКСМО. 2010
М.Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)»
М.Барятинский «Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-60 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 6500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 2290
Высота, мм 1750
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 780 снарядов
945 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТМФД-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 15-35 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
башня — 35 мм
крыша — 15 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-202, бензиновый, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатая коробка передач автомобильного типа (4+1), два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два однорядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с независимой торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница с одногребневыми траками шириной 260 мм и шагом 100 мм
СКОРОСТЬ 43 км\ч по шоссеч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км по шоссе
190 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Крен, град. 35°
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3

aviarmor.net

drawings of tanks

               Советского легкие танки и САУ созданные на базе  плавающего танка Т-40


Танк Т-40С

Экранированный танк Т-60

Танк Т-70

Чертеж компоновки опытного танка  Т-70 с литой башней

Танк Т-70М



Чертежи башни танка Т-70 с 37 мм автоматической пушкой П-11

Опытные зенитные САУ на базе Т-60 и Т-70

Чертежи проекта САУ с 76 мм пушкой ЗиС-3 на базе танка Т-70

 СУ-76М (СУ-15)

Т-80

Опытные ОСУ-76 и ЗСУ-37 (СУ-17)

чертеж компоновки СУ-17

Ну и собственно чертеж компоновки корпуса Т-40

Чертеж подвески катка танка Т-40

Чертежи ходовой части СУ-76

Двигатели танков Т-40,Т-60,Т-70,Т-80



Сержант Сергеев Е.Е. проводит занятия по конструкции спаренного танкового двигателя ГАЗ-203 с личным составом учебного гвардейского тяжелого танко-самоходного полка.

г. Алитус, Литовская ССР, 1950 г.


Случайно затесавшаяся САУ на базе БА-64

Советского легкие танки и САУ созданные на базе  плавающего танка Т-40 Танковые башни завода № 112 Приключения иностранцев в Советской России Легкий танк А-20 (модернизация танка БТ)

ТРОФЕИ КРАСНОЙ АРМИИ

Тяжелые танки ИС МОДЕЛИ ТАНКОВ В МАСШТАБЕ 1:43

drawingstanks.blogspot.com

вариант модернизации танка Т-60 » Военное обозрение

РККА к началу Великой Отечественной войны располагала более чем 23 тысячами танков разных типов. Техническое состояние этих машин также было различным. Катастрофическое для СССР начало войны и череда поражений лета-осени 1941 года серьезно выкосили советский танковый парк. К началу контрнаступления под Москвой Красной Армии удалось собрать всего лишь 774 танка, из которых всего 222 были тяжелыми и средними.

Легкий танк Т-60, на основе которого затем и постарались создать модернизированную версию Т-45, появился не от хорошей жизни. В планах военных был запуск в серийное производство легкого танка Т-50, который по набору тактико-технических характеристик был очень достойной боевой машиной, однако в условиях войны советская промышленность не смогла освоить его выпуск. В мирное время, потратив некоторое время, танк бы обязательно запустили в серию, но мирного времени у страны больше не было.


В такой обстановке, когда Т-50 в серию так и не пошел, а советские танковые части понесли огромные потери в боях с агрессором, родился легкий танк Т-60. Этот легкий танк был разработан уже после начала Великой Отечественной войны. Он представлял собой результат глубокой модернизации легкого танка Т-40, которая была проведена КБ под руководством Н. А. Астрова. Танк отличался от своего «донора» лучшей бронезащитой и более мощным вооружением — 20 автоматической пушкой (ТНШ-20 или ШВАК). Впервые на танке было использовано устройство для подогрева в зимнее время охлаждающей жидкости двигателя.

Легкий танк Т-40

В условиях острой нехватки танков основным достоинством легкого танка Т-60 стала его простота производства на советских автомобильных заводах с широким использованием автомобильных механизмов и узлов. Танк выпускался одновременно на четырех заводах. Помимо этого, на его базе была создана и серийно выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибра 82 мм. За короткое время советской промышленностью было выпущено почти 6 тысяч данных танков, которые сыграли очень важную роль в сражениях начального периода войны и в битве за Москву, когда на счету была каждая бронеединица.

В ходе серийного производства легкого танка Т-60 неоднократно предпринимались попытки улучшить характеристики боевой машины — все прекрасно понимали, что боевая ценность танка весьма невысока. Советские танкисты часто называли эти машины БМ-2 (братская могила на двух человек), «смертниками» и даже «гробами». Танкисты не жаловали их за слабое бронирование и вооружение, считая легкой добычей для немецких танкистов и противотанковой артиллерии. Так уже в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в городе Горьком по собственной инициативе приступило к проектированию новой пушки ЗИС-19, которая была предназначена для вооружения легкого танка Т-60. Новое орудие представляло собой 37-мм пушку со стволом длиной 66,7 калибра, с начальной скоростью полета снаряда — 915 м/с и баллистикой от 37-мм зенитки образца 1939 года. При этом боеприпасы использовались те же, что и с зенитным орудием. В октябре 1941 года здесь же приступили к разработке варианта орудия ЗИС-19БМ — 45-мм пушки с длиной ствола 46 калибров с начальной скоростью полета снаряда 757 м/с. Это орудие представляло собой дальнейшую модернизацию 45-мм танковой пушки 20К.

Уже в декабре 1941 года завод № 92 получил в свое распоряжение легкий танк Т-60. В кратчайшие сроки — с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года на предприятии разработали окончательные чертежи установки, и всего за неделю — с 12 по 19 января 37-мм орудие ЗИС-19 было изготовлено в металле и установлено в башне танка Т-60. После доработки данного орудия в апреле 1942 года прошли сравнительные полигонные испытания второго варианта 37-мм пушки ЗИС-19 в танке Т-60 и 45-мм танковой пушки образца 1938 года, установленной в серийном легком танке Т-70.

Танки Т-60 во время парада на Красной площади

По результатам проведенных испытаний (из орудия ЗИС-19 было сделано 826 выстрелов) отмечалось, что кучность боя пушки на дистанции 2000 метров была неудовлетворительной, на дистанции 1000 и 500 метров она была лучше табличных значений для 37-мм зенитного орудия. Также была получена неплохая скорострельность — до 10 выстрелов в минуту без исправления наводки орудия и 6-7 выстрелов в минуту с корректировкой наводки. Наряду с этим у орудия ЗИС-19 была выявлена низкая живучесть ствола, а также ряд недостатков в работе накатника и ударного механизма. Помимо этого, вести огонь из 37-мм орудия, размещенного в стандартной башне танка Т-60, было очень затруднительно из-за тесноты башни и неудачного расположения механизмов наводки. В заключение отмечалось, что орудие ЗИС-19 не смогло выдержать серию испытаний.

Попытки усилить вооружение танка Т-60 предпринимались и на других советских заводах. К примеру, на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) изготовили легкий танк Т-60, вооруженный 45-мм орудием, установленным в новой башне, однако на старом погоне. В конце 1941 года макетный образец танка изготовили и испытали стрельбой, после чего был выдан заказ на постройку аналогичного танка, но уже из броневой стали. Однако в связи с работами по созданию легкого танка Т-70 дальнейшие работы по размещению 45-мм орудия в танке Т-60 на ГАЗе были прекращены.

Работали над своим проектом более совершенного танка и в конструкторском бюро завода №37. Здесь одновременно с проведением испытаний двигателя ЗИС-16 (форсированный двигатель ЗИС-5 с алюминиевым поршнем и алюминиевой головкой) в кратчайшие сроки смогли подготовить проект нового легкого танка, который получил обозначение Т-45. Боевая машина, выполненная на основе танка Т-60, предлагалась в качестве альтернативы другому легкому танку Т-70 завода ГАЗ. В пояснительной записке к проекту танка Т-45, направленной директором завода № 37 Фрезеровым и главным инженером Мартиросовым в ГАБТУ КА от 20 мая 1942 года, содержалась следующая информация:

Опытный образец танка Т-45, вид слева сверху. Свердловск май 1942 года

«С целью существенного улучшения боевых характеристик танка Т-60, сохранения массового выпуска этого танка, облегчающего немедленный переход на его производство без уменьшения объемов выпуска, заводом № 37 на базе легкого танка Т-60 был спроектирован и построен опытный образец под названием Т-45. В результате предприятию удалось создать одномоторный танк с более мощной силовой установкой и разрешением вопроса установки усиленного варианта вооружения при практически равных тактико-технических характеристиках с танком Т-70 и экономией расхода металла на 2500 кг».

Новый танк обладал таким же боекомплектом, как и Т-70. На нем была установлена новая башня увеличенного размера с 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня устанавливалась на существующем погоне легкого танка Т-60. Хотя башня была увеличенного размера, она по-прежнему оставалась одноместной. Разместить двухместную башню на корпусе танка Т-60, даже с использованием более мощного двигателя ЗИС-16, не представлялось возможным. При этом в установке вооружения был применен упрощенный поворотный механизм башни танка Т-60 и штатный подъемный механизм пушки со спусковым устройством. Удачное расположение органов управления и механизмов новой башни на танке Т-45, как продемонстрировали испытания, позволило существенно увеличить скорострельность 45-мм орудия, доведя показатель до 7-8 выстрелов в минуту, против 4-5 выстрелов в минуту у танка Т-70 (стрельба велась с места). Одновременно с этим упрощениям подверглась и конструкция башни: вместо 233 деталей, из которых состояла башня легкого танка Т-60, в башне танка Т-45 их количество сократилось до 141, а новых деталей было всего 46. При этом толщина броневых листов башни выросла с 25 до 35 мм.


Конструкция корпуса легкого танка Т-45 почти не менялась по сравнению с танком Т-60. Проводилось лишь увеличение толщины верхнего лобового листа корпуса с 15 мм до 25 мм, а также изменялась конструкция люка мехвода. Измененный люк позволял механику-водителю покинуть боевую машину при любом положении башни. При этом ходовая часть легкого танка Т-45 перекочевала на него с танка Т-60 без изменений. Она состояла из 4-х опорных и 3-х поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения (на каждый борт).

В качестве силовой установки на танке Т-45 планировалось использовать двигатель ЗИС-16, развивавший мощность 85 л.с. Этот мотор представлял собой форсированный вариант двигателя ЗИС-5. В пояснительной записке, которая была направлена в ГАБТУ КА, отмечалось: «Двигатель ЗИС-16 является более надежным в эксплуатации, чем двигатель ГАЗ-202, и в состоянии работать на втором сорте бензина вместо авиационного, который потребляет ГАЗ-202. В перспективе существует возможность дальнейшего повышения мощности двигателя ЗИС-16. Дальнейшее форсирование по мощности силовой установки позволит наращивать боевые качества танка Т-45 против Т-70. Поставка двигателей ЗИС-16 с Миасского автомоторозавода имени Сталина возможна в ближайшее время». Однако в действительности производство двигателя ЗИС-16 в Миассе, куда было эвакуировано моторное производство ЗИСа, так и не удалось освоить.

Переход на серийный выпуск легкого танка Т-45, который отличался улучшенными по сравнению с Т-60 характеристиками и мало в чем уступал танку Т-70, можно было осуществить на заводе №37 в сжатые сроки, без уменьшения программы выпуска танков, так как технологическая оснастка производства танка Т-60 сохранялась практически в полном объеме. Однако в результате танк Т-45 так и остался проектом. Сказывалось и отсутствие двигателя ЗИС-16, и невозможность установки на танк двухместной башни. В то же время, по заверению конструкторов ГАЗа, они как раз завершали разработку проекта танка Т-70 с двухместной башней, которому военные отдавали свое предпочтение. А сам легкий танк Т-70 уже находился в серийном производстве и был хорошо освоен промышленностью.

Тактико-технические характеристики танка Т-45:

Габаритные размеры: длина — 4,1 м, ширина — 2,39 м.
Боевая масса — 6800-7000 кг.
Бронирование: лоб башни — 35 мм, лоб корпуса — 25 мм.
Вооружение — 45-мм орудие и 7,62-мм пулемет ДТ.
Боекомплект — 90 выстрелов.
Силовая установка — карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-16 мощностью 85 л.с.
Максимальная скорость — до 45 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 300 км.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
Коломиец М. В. Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70. Москва: Эксмо, 2010. 160 с.
http://strangernn.livejournal.com/1375990.html
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-45.htm
http://tank.uw.ru/articles/sowetskie/sovet1/lite
http://wowar.ru/tank-t-60

topwar.ru

Легкий танк Т-60 | Бронетехника и военный автотранспорт

Легкий танк Т-60\Балансир левый.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Балансир правый.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Башня.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Бронекорпус.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Ведущее колесо.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Гусеница простая.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Звездочка ведущего колеса левая.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Звездочка ведущего колеса правая.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Кожух ведущего колеса.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Кривошип ленивца.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Опорный каток сквозной.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Поддерживающий каток.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Решетка радиатора малая.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Решетка радиатора.SLDPRT

Легкий танк Т-60\Сборка Т-60.SLDASM

Легкий танк Т-60\Ящик ЗиП.SLDPRT

Легкий танк Т-60

vmasshtabe.ru

Легкий танк Т-60

В последующем сохранялось применение Т-60 как машин сопровождения войск на марше, охранения и связи, для разведки боем, борьбы с десантами, в качестве арттягачей для буксировки противотанковых пушек ЗИС-2 и дивизионных ЗИС-3, как командирских и учебных танков. В таком виде Т-60 использовались в действующей армии до конца Отечественной войны, а как арттягачи - еще и в войне с Японией. Танки Т-60, кроме Красной Армии, встречались только в Войске Польском (3 единицы в 1945 году). К сожалению, немало машин оказалось «в плену». Немцы чаще всего применяли их как быстроходные бронированные тягачи для противотанковой артиллерии, иногда без башен. Некоторое количество захваченных Т-60 они передали своему союзнику - Румынии. Там на их базе построили партию вполне удачных самоходных артиллерийских установок ТАСАМ с советской 76,2-мм пушкой Ф-22, размещенной в открытой рубке. Бронекорпус и ходовая часть нареканий не вызывали и были оставлены без изменений, за исключением увеличения жесткости подвески. Есть сведения о постройке румынами еще двух типов закрытых артиллерийских установок, в том числе со 105-мм гаубицей, на шасси танка Т-60.
По окончании войны уцелевшие Т-60 быстро списали. Сохранились всего один полноценный экземпляр в Музее бронетанковой техники в Кубинке и натурная копия (только внешняя), изготовленная в конце 60-х годов, в музее Выксунского завода ДРО.
В Музее обороны Ленинграда с марта 1947 года экспонировался танк Т-60 № 164 из состава Ленфронта, на котором лейтенант Д.И.Осатюк, о котором рассказывалось выше, при прорыве блокады в январе 1943 года одним из первых пробился на Большую землю. Впоследствии при ликвидации музея в 50-е годы танк № 164 бесследно исчез. Один «шестидесятый» в хорошем состоянии, но без пушки ШВАК хранится в танковом музее в г.Парола (Финляндия). Известен ещё танк-памятник Т-60 находящийся в п.Глубокий Каменского района Ростовской области.
В июне 2003, года группа «Север» во время поисковых работ на Синявинских болотах нашла почти полностью разбитый танк Т-60, завязший в болоте. Обнаружили танк совершенно случайно, наткнувшись в болоте на гусеницы. Найденный Т-60, без всякого сомнения, погиб во время боя. Были найдены фрагменты останков танкистов, детали обмундирования.
Немцы сначала подбили танк, а потом методично добивали израненную машину, пока она полностью не развалилась. В результате детали танка разлетелись в радиусе до восьмидесяти метров. Корпус танка буквально вздуло от взрыва. Тем не менее треть танка сохранилась - гусеницы, башня, платформа под башню, часть броневых листов.
Через некоторое время танк восстановили и теперь его можно увидеть в Музее старинных автомобилей и военной техники (Клуб Кабриолетов и Родстеров), в п/о Архангельское, Красногорского района, Московской области.
Меньше других эта машина была запечатлена на кинопленке - снимали ее на фронте не часто. Редким документом стали кадры вступления подразделения Т-60 в освобожденный Волоколамск в декабре 1941 года (операторы Г.М.Бобров и Р.Л.Кармен). Однако учебные Т-60 нередко «играли» немецкие танки в художественных фильмах, созданных в годы войны: например, «Два бойца» и «Она защищает Родину» (оба - 1943 год). На экране хорошо видны быстроходность и маневренность машины, ее малые размеры, тонкая длинноствольная пушка. Такой она всем и запомнилась...
Фотографии лёгкого танка Т-60 

            Чертежи лёгкого танка Т-60:
                   - опытный танк 0-60
                   - габаритные чертежи
                   - установка пушки ТНШ в башне
                   - планер КТ


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г.
А.Бескурников. "Лёгкие, но грозные" (Моделист-Конструктор №2, 1978 г.)
Е.Прочко. "Лёгкие танки Т-40 и Т-60" (Бронеколлекция №4, 1997 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г
С.Глезеров. "Т-60: разведчик и боец" (Региональная общественно-политическая газета "Вести")
CD "Военная Россия: Бронетехника". ООО "Медиахауз". 2005 г.
www.jagdtiger.de

  

bronetehnika.narod.ru

Легкий танк Т-60

По сравнению с Т-40 боевая масса Т-60 возросла незначительно - сначала до 5800 кг, а после усиления брони с октября 1941 года - до 6400 кг. Правда, это обстоятельство, а также установка нефорсированного двигателя заметно снизили удельную мощность танка: максимальная скорость уменьшилась до 44 км/ч, предельный преодолеваемый подъем - до 29,5°, а после увеличения массы - до 26°. Впрочем, и этого было достаточно. В целом же средние скорости движения в различных условиях не снизились, как, впрочем, и маневренные качества и параметры профильной проходимости по местности: ширина рва - 1,7 м, высота стенки - 0,65 м, глубина брода -0,9 м, допустимый крен - 35°.

Конструкция смотровой щели с перископом в башне танка Т-60.
Заметно вырос запас хода: по шоссе - до 455 км, по грунту - до 350 км, по тяжелому бездорожью - до 160 км. Удельное давление на грунт увеличилось, но незначительно - до 0,485 (у машин с усиленной броней - до 0,535) кг/см2 без учета погружения гусениц, с учетом погружения-до 0,4 (0,44) кг/см2. Впоследствии для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году. Из всех отечественных танков у Т-60 в то время проходимость была наилучшей - по болотистому грунту, снегу, мокрой луговине, в весеннюю распутицу. Гарантийный ресурс определили в 1000 км пробега. Первоначальный перегрев двигателя, размещенного в уменьшенном мотоотсеке, был ликвидирован улучшением аэродинамики выхода нагретого воздуха из радиатора через пулестойкие жалюзи за счет введения криволинейных направляющих - «лопаток Прандтля».
Интересно, что на краткие испытания второго опытного образца Т-60 (уже с пушкой) приезжал И.В. Сталин. После чего сразу началась интенсивная подготовка к производству танка на всех указанных заводах, куда срочно отправлялись дубликаты технической документации. По собственной инициативе к этой работе подключился Московский автозавод им. Сталина (ЗИС), где ведущие конструкторы Б.М. Фиттерман и A.M. Авенариус создали аналогичный танк ЗИС-60, отличавшийся от Т-60 башней новой конструкции, иной установкой вооружения и применением автобусного силового агрегата ЗИС-16 мощностью 88 л.с., гораздо более тяжелого и громоздкого, чем ГАЗ-202, но в целом вписавшегося в несколько увеличенный корпус. Эти корпуса с башнями также начали делать в Подольске и до эвакуации ЗИСа, начавшейся 16 октября 1941 года, их поставили не менее 10 комплектов.
Идея массового производства на неспециализированных предприятиях предельно простого легкого танка с автомобильным силовым агрегатом казалась столь привлекательной, что с предложением о выпуске Т-60 улучшенного проекта выступил и станкостроительный завод № 301 «Комсомолец» в Егорьевске, хорошо оснащенный для изготовления различных редукторов, приводов, катков и элементов подвески. Однако по ряду причин эта инициатива не была реализована. А на головном заводе № 37 для расширенного производства Т-60 срочно монтировался конвейер, готовилась технологическая оснастка, сооружалась эстакада для приемки бронекорпусов.
Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года нарком танковой промышленности В.А.Малышев разрешил ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в заметных количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения. В крайних случаях возможна была установка, в том числе и в войсках, маломощного силового агрегата ГАЗ-М, но с большой потерей для Т-60 в динамике, а также других более или менее подходящих автомобильных двигателей.
Для ускорения подготовки к производству Т-60 на ГАЗе еще в конце августа Н.А. Астров лично перегнал туда танк Т-60 из первой опытной партии, совершив всего за 14 ходовых часов пробег со средней скоростью 30 км/ч, что свидетельствовало о надежности новой машины и ее хороших ходовых качествах. В то время сотрудники конструкторско-экспериментального отдела под руководством главного конструктора А.А.Липгарта и начальника бюро шасси и двигателей А.М.Кригера уже напряженно работали над чертежами Т-60, переделывая их под технологию и стандарты автомобильного производства. На заводе они проходили еще под индексом 030, а в дальнейшем 060, но уже с автомобильной системой обозначения, принятой на ГАЗе. К этой работе были подключены и «вооруженцы» из прежнего ОКБ завода: В.А.Дедков, И.В.Гавалов, В.К.Рубцов и автомобильные «кузовщики», ставшие квалифицированными создателями бронекорпусов: Ю.Н.Сорочкин, А.Н.Кириллов, Б.Т.Комаревский, В.Ф.Самойлов, О.Г.Муро. Все эти специалисты внесли большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковой техники, выпускавшейся на ГАЗе в годы войны. Параллельно с ними технологи завода А.Я.Фрейдлин, С.А.Батанов, К.М.Чивкунов и Г.Э.Таурит вели разработку специальной оснастки и инструмента применительно к массовому производству, по своему объему беспрецедентному даже для такого гиганта автомобилестроения, как ГАЗ.
Только в годы войны по-настоящему удалось оценить разумность и дальновидность проектировщиков, заложивших еще в конце 20-х годов большие, а для мирного времени даже избыточные мощности в инструментальное, станочное и штамповое производство автозавода, в размеры сборочных корпусов с их заведомо несоразмерным крановым хозяйством, в межцеховые бетонные покрытия, способные выдержать интенсивное движение танков. Стоит напомнить, что до этого завод уже выделил несколько самых лучших, с новейшим оборудованием корпусов для организации авиамоторостроения (завод № 466), а также производства минометов, различных снарядов и авиационных стартовых радиостанций. Между тем московский завод № 37 15 сентября 1941 года выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации (приказ от 9 октября) производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60.

Танковая колонна перед отправкой на фронт.
г.Киров. Июль 1942 года.
Вместо предполагавшегося вначале Ташкента завод эвакуировали в Свердловск: на территории заводов «Металлист», вагоноремонтного имени Воеводина и филиала «Уралмаша» - всего на три промплощадки, куда оборудование прибывало с 28 октября по 6 ноября. Вместе с частью эвакуированного туда завода «КИМ» был образован новый танковый завод № 37 (главный конструктор Г.С. Суренян, затем Н.А. Попов). Собранные на нем с 15 декабря 1941 года, в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые 20 танков Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по улицам Свердловска, предварительно проведя отстрел своего оружия на специально построенном полигоне. За первый квартал 1942 года произвели уже 512 машин.
         Желая внести свой вклад в совершенствование конструкции танка Т-60, в частности, повысить его подвижность на местности, и в соответствии с заданием правительства свердловчане в феврале 1942 года построили и испытали образец усовершенствованной модели Т-60-1 (061 или Т-60-ЗИС) с силовым агрегатом ЗИС-60 повышенной до 95 л.с. (в перспективе - до 110 л.с.) мощности. К его производству предполагалось привлечь близрасположенный, но в то время достраивавшийся Миасский автомоторный завод. Всего же до сентября 1942 года на Урале было выпущено 1144 Т-60, после чего завод № 37, недолго выпуская и танк Т-70, прекратил самостоятельное танкостроение, перейдя на производство узлов и агрегатов к танку Т-34, а также боеприпасов. В то же время на заводе по инициативе главного конструктора Наркомата танковой промышленности С.А. Гинзбурга успели развернуть большие работы по созданию легких артиллерийских самоходных установок, новых легких танков и бронетранспортеров. Уже 3 марта 1942 года были представлены эскизные проекты двух самоходных установок на базе удлиненного 6-каткового шасси танка Т-60, но с двумя параллельно работающими на общий вал и установленными по бортам силовыми агрегатами ГАЗ-202. Первая представляла собой штурмовое 76-мм орудие поддержки пехоты с боевой массой 7,5 - 8 т, вторая - 37-мм зенитную автоматическую пушку ЗИС-19 горьковского завода № 92 или 61-К красноярского завода № 4, с круговым обстрелом и боевой массой 7 - 7,5 т. Она получила индекс Т-60-2 или 062.        arixtra GlaxoSmithKline.

bronetehnika.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о