Содержание

Танк Т-34 — мифы и реальность — журнал За рулем

Т-34 — один из самых знаменитых танков не только в России, но и во всем мире. И, как и любой известный образец оружия, «тридцатьчетверка» обросла немалым количеством укоренившихся мифов. Сегодня мы разберем самые известные из них.

Миф 1: потрясающая надежность

Отечественное вооружение славится простотой и неприхотливостью. Способность того же автомата Калашникова дольше, чем аналоги, обходиться без чистки и простота обслуживания стали легендой. Подчас кажется, что так было всегда — но, увы, развитие каждой модели оружия — это длинный путь доделок и уточнений. А в случае с танком Т-34 это дополнялось еще и влиянием военно-политической обстановки.

Свежесобранные Т-34 Сталинградского тракторного завода. Источник: waralbum.ru.

Свежесобранные Т-34 Сталинградского тракторного завода. Источник: waralbum.ru.

Материалы по теме

Танк был отправлен в производство весной 1940 года. В воздухе пахло войной, и Т-34 требовался в больших количествах. Но вначале изготовление нового изделия должны были освоить танковые заводы. Этот процесс не улучшил качества или количества выпускаемых танков — первые Т-34 выходили весьма сырыми. Затем началась война. Стране отчаянно требовались новые танки, и ради массовости производства требования к выпускаемой продукции снизились еще сильнее. К началу 1942 года дело улучшилось, но до знаменитой надежности было еще далеко. В апреле 1942-го в США прибыли «эталонные» Т-34 — лучшие образцы для оценки американскими испытателями. Первые поломки на полигоне начались уже после 60-го километра, а на 343-м «тридцатьчетверка» вышла из строя окончательно. Воздушный фильтр, согласно отчету американцев, «мог сконструировать только саботажник» — двигатель забился пылью и требовал капитального ремонта.

Сборка Т-34 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru.

Сборка Т-34 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru.

Реальный ресурс двигателя Т-34 в первую половину войны редко превышал сотню моточасов. Дело стало меняться к 1943 году. Страна перестала выживать, танки уже не всегда сгорали в первых серьезных атаках. Умы военных стали занимать вопросы надежности — они планировали гнать немцев на Запад, а для преследования требовалась длительная работоспособность. К началу Курской битвы ресурс дизелей «тридцатьчетверок» был увеличен (за счет незначительного понижения мощности) до 300 моточасов. А Т-34-85, поступившие в войска в 1944 году, были уже надежны по-настоящему, что сильно пригодилось при длительном танковом пробеге по Европе на завершающем этапе войны.

Миф 2: чудо-оружие

Для 1941 года Т-34 был очень серьезным аргументом на поле боя. «Тридцатьчетверка» могла поражать танки панцерваффе на расстоянии 500–1500 метров, в то время как противник должен был подбираться на 100–200 метров или вообще вплотную. Казалось бы, имея 1300 Т-34 на 22 июня 1941 года, можно было не бояться 3500 немецких танков — мощная «тридцатьчетверка» перещелкала бы их как орешки. Но в реальности все было куда сложнее.

www.zr.ru

Пять фактов про танк-легенду Т-34

Фото: Анатолий Жданов

1 ВМЕСТО СЕРДЦА — НАДЕЖНЫЙ МОТОР
Т-34 во многом обязан славе превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил уникальный дизельный двигатель В-2 мощностью 500 «лошадей». К середине войны немецкие пушки научились доставать его с километра, но конструкторы не стали наращивать броню, а сделали ставку на маневренность, надежность. К 1944 году Т-34 творили чудеса — на полной скорости, без поломок, проходили сотни километров. У танкистов тогда появилась поговорка: «Броня фигня, но танки наши быстры».

2 СИМФОНИЯ «ЛАПТЕЙ»

Самым нежным местом танка были «лапти» — так танкисты называли гусеницы. Хлопот с ними было по горло — рвались от застрявших камней, гремели во время движения. Отсюда знаменитая строчка — «по полю танки грохотали». За километры было слышно. Сказывалась вынужденная «рационализация». Вплоть до осени 1943-го катастрофически не хватало резины. Каучук, приходивший по ленд-лизу, шел в авиацию и на флот. На танки ставили стальные катки без резиновых бандажей. Лязг траков о «лысые» ролики — та еще симфония.

3 ТЕАТР МИМИКИ И ЖЕСТА

В движении разговаривать экипажу было невозможно из-за грохота. Общались так: командир, сидевший в башне, ставил сапоги на плечи водителю: надавит на левое — поворот влево. На правое — вправо. Упрется двумя ногами — стой на месте. Жестами командовал и заряжающему: сунет ему кулак под нос — заряжай бронебойным. Растопыренную пятерню — осколочным. После каждого выстрела машина наполнялась пороховыми газами. Случалось, что во время боя заряжающие теряли сознание.

4 «МИККИ МАУС» С «ПИРОЖКОМ»

«Пирожок» и «Гайка» — так в солдатском обиходе назывались башни первых моделей Т-34 с 76-миллиметровой пушкой. Немцы дали им прозвище «Микки Маус» — за сходство при открытых люках. Теснотища в башнях была, как в обед на коммунальной кухне. Т-34 и комфорт — вещи несовместимые. Американцы как-то погоняли  и вынесли вердикт: «На ней могут воевать только русские».

5 ХИТРЫЙ ЛЮК

Ноу-хау Т-34 — люк механика-водителя спереди. У других дверца была сверху. Оппоненты возражали, мол, лишняя «дырка во лбу» делает уязвимее. На практике именно люк спас жизнь многим механикам. «Вылезти из него секундное дело. Встав, я высовывался наружу по пояс, кувырок, и уже на земле», — вспоминал гвардии сержант Анатолий Рыжов. 

ДОСКА ПОЧЕТА


Кассир-ас

Дмитрий Лавриненков — это имя вписано золотыми буквами в историю отечественных бронетанковых войск. На его счету 52 уничтоженные вражеские машины. Это всего за полгода — столько довелось ему повоевать, пока не погиб от осколка мины. Лучший показатель среди танкистов Красной армии. А может, и всей Второй мировой. Выходец из кубанских казаков, бывший кассир в сельской сберкассе, он добровольцем пошел на фронт.

Фото: wikimedia.org

ПРЕМЬЕРА

26 апреля в прокат вышел исторический фильм «Танки» режиссера Кима Дружинина с Андреем Мерзликиным в главной роли. Действие разворачивается в 1940 году, когда Михаил Кошкин совершил тайный пробег на прототипе танка Т-34 с целью утвердить производство этих новых машин, которые помогли Советскому Союзу одержать Великую Победу.



www.souzveche.ru

Танк, ставший легендой (Т-34). Всемирная история бронетехники

Танк, ставший легендой (Т-34)

В феврале 1940 года две первые опытные тридцатьчетверки отправились в беспрецедентный тысячекилометровый пробег по маршруту Харьков — Москва. Одну из машин вел известный конструктор М. И. Кошкин, возглавлявший в то время отдел, проектировавший Т-34. Оба танка в конце концов благополучно добрались своим ходом до одного из подмосковных заводов, где их подремонтировали, а в ночь на 17 марта 1940 года двинулись в Кремль, где разработчикам предстояло представить новые машины членам правительства. Танки Т-34 получили похвальные отзывы всех присутствующих, дальнейшую же их судьбу должны были решить полигонные испытания.

История бронированных машин Т-34 началась в октябре 1937 года, когда танковое конструкторское бюро Харьковского завода получило заказ от Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Красной армии на проектирование новой колесно-гусеничной машины, способной в будущем заменить состоявший на вооружении танк типа БТ. Последний имел такие недостатки, как слабое бронирование (13–20 мм) и повышенная пожароопасность авиационного бензинового двигателя. Именно их и предстояло устранить конструкторами при создании более современных моделей бронированных машин. Так, существенно уменьшить уязвимость танка от огня предполагалось при помощи установки мощного дизеля, работавшего на тяжелом топливе.

Вместе с тем приступили и к разработке машин с противоснарядным бронированием. Проектирование колесно-гусеничной машины с 30-мм броней и 45-мм пушкой велось на Харьковском заводе в конструкторском отделе, возглавляемом М. Кошкиным, который незадолго до этого сменил на данном посту своего предшественника А. Фирсова, необоснованно репрессированного в 1937 году. Нужно заметить, что сложившемуся к тому времени коллективу конструкторов под начальством А. Фирсова принадлежала предварительная проработка нового танка.

Больший опыт, приобретенный коллективом отдела при проектировании танков серии БТ, и данные, полученные при использовании этих машин в Испании, привели конструкторов к окончательному выводу о нецелесообразности проектирования колесно-гусеничного движителя. Именно поэтому, наряду с плановой работой над новым колесно-гусеничным танком, А-20 завод по своей инициативе начал заниматься созданием исключительно гусеничной машины.

В результате в мае 1938 года Комитету обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20, созданного в соответствии с тактико-техническими требованиями ГАБТУ, и гусеничного А-32.

Нужно сказать, что каждая из данных моделей имела свои достоинства и недостатки, поэтому членам Главного военного совета, рассматривавшим проекты, предстоял нелегкий выбор.

Так, А-20 выгодно отличался от всех БТ усиленным бронированием корпуса и башни, более рациональными углами наклона броневых листов. Он оснащался 45-мм пушкой, спаренным с ней пулеметом ДТ и еще одним пулеметом, установленным в отделении управления. Силовую установку А-20 обеспечивал дизель В-2 мощностью 450 л. с.

Танк А-32 по техническим характеристикам и внешнему виду сначала очень напоминал А-20: примерно та же масса, то же вооружение. Аналогичной была и механическая силовая передача. Однако на этом сходство заканчивалось.

В отличие от танков серии БТ у А-32 отсутствовал колесный привод, а гусеничный движитель имел с каждой стороны по пять опорных катков большого диаметра с резиновыми шипами. Ведущее колесо с шестью роликами для зацепления с гребнями траков располагалось сзади. Конструкцией предусматривалась индивидуальная подвеска со спиральными пружинами, находившимися в бортовых нишах корпуса. За счет уменьшения массы привода толщину лобовой брони удалось увеличить до 30 мм.

На Главном военном совете после сообщений, сделанных об обеих машинах М. Кошкиным и А. Морозовым (руководителем секции перспективного проектирования), было заслушано и мнение танкистов, прибывших из Испании, а также представителей ГАБТУ. Первые высказывались в пользу гусеничного танка, вторые — колесно-гусеничного.

В итоге большинство членов Главного военного совета отвергли проект А-32 как не отвечающий заданным требованиям Управления. Однако выступивший в заключение И. Сталин предложил дать возможность конструкторам сделать предлагаемую ими новую машину и после параллельного испытания образцов А-20 и А-32 принять окончательное решение.

Опытные образцы А-20 и А-32 построили к июлю 1939 года. Оказалось, что трудоемкость изготовления первого была приблизительно вдвое больше трудозатрат на второй.

При ходовых испытаниях оба показали практически равноценные результаты (так, скорость и того и другого равнялась 65 км/ч), достаточные надежность и работоспособность механизмов и узлов. По результатам испытаний сделали вывод, что танку А-32, имевшему запас по увеличению массы, не лишним будет усилить бронирование, соответственно повысив прочность отдельных узлов и деталей.

Несколькими месяцами позже — 19 декабря 1939 года — правительство СССР приняло решение о создании усовершенствованного варианта А-32 — среднего танка Т-34, ставшего впоследствии одним из самых знаменитых в истории мирового танкостроения.

Сборку двух первых опытных тридцатьчетверок начали в январе 1940 года. И уже в конце февраля танки отправились своим ходом в Москву.

После показа машин в Кремле их переправили на полигон для проведения серии испытаний. Т-34 преодолевали сложнейшие препятствия и выполняли весьма трудные маневры. По ним стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. По окончании испытаний танки отправили через Минск и Киев на родной завод.

В июне 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) постановило развернуть массовое производство бронированных машин Т-34 и КВ. Причем первых к концу года предполагалось выпустить уже 600 экземпляров.

Однако, когда руководство ГАБТУ, включив в отчет об испытаниях отрицательный отзыв о танках специалистов полигона, направило его заместителю наркома обороны маршалу К. Кулику, тот, не затрудняя себя тщательным разбором всех сведений, представленных в документе, поспешил утвердить его. В результате были прекращены и производство, и приемка танков Т-34. Таким образом получилось, что к 15 сентября 1940 года на заводе успели изготовить лишь три серийных экземпляра.

Руководители Харьковского предприятия обжаловали решение К. Кулика в наркомате и предложили выпускать все же тридцатьчетверки, доработав их в соответствии с пожеланиями полигонщиков. В конце концов им удалось добиться серийного выпуска и приемки танков Т-34. К началу 1941 года Харьковский завод изготовил 115 из 600 заказанных машин.

Между тем к концу лета 1940 года здоровье конструктора М. Кошкина резко ухудшилось. Врачи оказались не в состоянии помочь ему, и в сентябре Кошкина не стало. Руководство конструкторским коллективом Харьковского завода поручили А. Морозову. Немало различных препятствий пришлось преодолеть и ему, и его сотрудникам, и рабочим предприятия, прежде чем тридцатьчетверка была признана будущими союзниками и противниками СССР во Второй мировой войне настоящим шедевром мирового танкостроения.

Одной из проблем, которую пришлось решать харьковским конструкторам, стало оснащение нового танка пушкой. Первоначально для него сделали 76,2-мм пушку Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра. Но сразу же выяснилось, что у нового орудия слишком много недостатков, поэтому его заменили на пушку Ф-32, принятую на вооружение в 1939 году и предназначавшуюся для установки в тяжелый танк КВ.

Всего за семь месяцев конструкторы разработали вариант и для Т-34 — 76,2 мм пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Следует отметить, что данное орудие по своим техническим качествам значительно превосходило Л-11. Однако никто из руководителей ГАБТУ не хотел брать на себя ответственность и разрешать установку в танк нового орудия.

И тогда директор Харьковского завода А. Елян сделал смелый шаг: он от своего имени санкционировал производство не принятой на вооружение в высших военных кругах пушки. Серийный выпуск Ф-34 начался в январе 1941 года, а в следующем месяце этого же года ими уже стали оснащать танки Т-34.

Таким образом, сложилась весьма странная ситуация: завод выпускал пушки, их принимали, устанавливали в танки, те в свою очередь уходили в войска, но ГАБТУ не представил пушку правительству для принятия ее на вооружение и даже не дал ей положительную оценку по результатам испытаний.

И лишь в начале Великой Отечественной войны, когда от танкистов стали поступать похвальные отзывы о Ф-34, создатель данной пушки, известный конструктор В. Грабин, смог доложить на одном из заседаний Государственного Комитета обороны о создавшемся положении.

После соответствующих указаний орудие всего лишь за пять дней было испытано и уже официально принято на вооружение. К концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменила на тридцатьчетверках неудачную Л-11.

Однако неприятности, казалось преследовавшие танк Т-34, на истории с пушкой не закончились. В мае 1941 года во время обсуждения проблемы производства танка Т-34 в Комитете обороны представители армии предложили остановить выпуск существующей модели танка и возобновить его уже в варианте Т-34М, разработкой которого Харьковский завод занимался с осени 1940 года.

По сути, это была практически новая машина, которая к маю 1940 года существовала лишь в чертежах и макете.

Однако Комитет обороны, ввиду серьезной угрозы войны с Германией, не дал своего согласия на снятие Т-34 с производства. Весной 1942 года конструкторы и технологи развернули громадную работу по улучшению и упрощению изготовления тридцатьчетверок. К началу Великой Отечественной войны в Красной армии насчитывалось уже 1225 танков Т-34, из них в западных округах — 967.

24 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело насущные потребности танковой промышленности. Постановлением Государственного Комитета обороны № 1 от 1 июля программа выпуска танков на Харьковском заводе была увеличена. Вскоре к производству Т-34 подключились и другие заводы.

Итак, попробуем в нескольких словах рассказать, что же представлял собой легендарный танк, оказавшийся неприятной неожиданностью для немцев, ведь его пушки почти насквозь пробивали машины вермахта, орудия которых ничего не могли поделать с броней Т-34.

Корпус танка Т-34 образца 1939 года сваривался из броневых катаных листов, которым были приданы рациональные углы наклона. Люк механика-водителя находился на лобовом листе корпуса. В верхнюю часть крышки люка вмонтировали центральный смотровой прибор водителя. Боковые смотровые приборы водителя размещались в лобовом листе корпуса слева и справа от люка. Амбразура для установки курсового пулемета ДТ, закрытая броневым колпаком, располагалась справа от люка.

В верхнем съемном кормовом листе корпуса имелись прямоугольный люк для доступа к агрегатам в кормовой части трансмиссионного отделения и два овальных отверстия под выхлопные трубы, снаружи защищенные броневыми колпаками. Задняя часть над моторно-трансмиссионным отделением была съемная, крепилась болтами к бортовым листам и перегородкам, снабжалась броневыми люками для доступа к двигателю и жалюзи.

Башня танка сварная, овальной обтекаемой формы. Задний лист ниши башни крепился на болтах; в нем также находилось отверстие для стрельбы из револьвера.

В задней части крышки находился люк для входа и выхода экипажа. В крышке люка устанавливался смотровой прибор кругового обзора, а в передней части крыши — перископический прицел ПТ-6 и колпак вентилятора. Следует отметить, что на некоторых танках Т-34 устанавливались литые башни.

Пушка Л-11 (или Ф-34) была спарена с пулеметом ДТ. Для стрельбы прямой наводкой на танке предназначался телескопический прицел ТОД-6. Боекомплект пушки составлял 77 выстрелов. Машины с радиостанцией снаряжались 46 пулеметными дисками (2898 патронов), без радиостанций — 75 дисками (4275 патронов).

Поворотный механизм башни имел ручной и электрический приводы, подъемный механизм пушки — ручной привод.

Двигатель В-2 эксплуатационной мощностью 400 л. с. при 1700 оборотах в минуту позволял танку развивать скорость до 47 км/ч. Запас хода достигал 300 км.

Подвеска танка — индивидуальная пружинная. В ходовую часть входили по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра (830 мм) на борт. Мелкозвенчатая гусеничная цепь собиралась из 74 траков шириной 550 мм.

Радиостанции 71-Тк-3 устанавливались только на командирских танках.

Необходимо отметить, что танки Т-34 первых выпусков имели целый ряд характерных деталей, не встречающихся в последующих модификациях.

К ним относятся: размещения смотровых приборов и форма люка механика-водителя, отсутствие броневой маски курсового пулемета, прямоугольный люк в кормовом листе корпуса, установка смотрового прибора кругового обзора в крышке башенного люка, наличие двух фар на верхнем лобовом листе корпуса, рамы оригинальной формы на верхнем лобовом и нижнем кормовом листах корпуса и др.

Тридцатьчетверка окрашивалась в защитный цвет. Резиновые бандажи на опорных и направляющих катках были черными. Дульный срез пушки, буксирный трос и гусеничные цепи краской не покрывали. Ни тактических номеров, ни опознавательных знаков танки того времени не несли.

Нужно отметить, что эффективность использования танков Т-34 на начальном этапе Великой Отечественной войны была существенно снижена за счет их недостаточной освоенности, а также вследствие больших потерь машин в приграничных сражениях, обусловленных господством немцев в воздухе и применением ими в противотанковых целях мощных 88-мм зенитных пушек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Т-34 – СУДЬБА ЛЕГЕНДЫ

Тот фильм был о том, как экипажу пленных танкистов, которых гитлеровцы заставили на захваченном ими Т-34 идти на новые противотанковые пушки, удается вырваться из смертельной ловушки и пройти по немецкому тылу, круша все встреченное на пути. 

Одним из главных геро­ев обоих фильмов явля­ется легендарный Т-34. Об этом танке написано много книг и снято много фильмов. Все те, кому сегодня под 60 лет, помнят, как вымирали дворы советских городов, когда из окон начинала звучать вступительная баллада польского сериала «Четыре танкиста и собака», где Т-34 с башенным номером 102 и названием «Рыжий» был практически равноправным героем фильма. 
И вот что интересно. Обычно отблески славы какой-нибудь легендарной машины падают на последующие модели. Образно выражаясь, дети купаются в отблесках славы отцов. А с Т-34 ситуация сложилась иная. На машины выпуска 1940–1941 и отчасти 1942 годов пролились отблески славы и потрясающих качеств, которые этот танк приобрел к началу 1943 года, и особенно – с венца его развития – Т-34-85. И мы увидим, что история Т-34 – это классическая история превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. 
Вокруг танка сложилось множество мифов. И один из таких мифов: что косные военные не желали и не могли оценить революционность конструкции танка, заложенные в нем резервы. И всячески препятствовали принятию танка на вооружение. Мол, не желали категорически отказываться от колесно-гусеничной схемы. 
Отчасти доля правды в этом есть. Непримиримым врагом Т-34 был тогда еще командарм 1-го ранга Г.И. Кулик, занимавший должность начальника Главного артиллерийского управления. Однако это не вся правда. Трудностей на пути Т-34 было много по объективным и субъективным причинам. 
Например, колесно-гусеничный ход. Здесь нет никакой косности военных. Ведь никто в РККА не предъявлял претензий к Т-26, Т-28, Т-35, которые имели гусеничный ход. Военные исходили из чисто практических соображений. Раз танк позиционировался как танк для крупных танковых соединений, то он должен иметь хорошую маневренность. А весь командный состав РККА видел, во что превращаются дороги после прохода по ним больших масс танков на гусеничном ходу. Следующие за танками пехота и артиллерия были вынуждены вести настоящую битву с разбитыми вдрызг дорогами. Вот и исходили из того, что на колесах танки будут меньше разбивать и без того не лучшего качества дороги. К тому же марши на колесах позволяли снижать износ гусениц. 
Кстати, в вермахте колесно-гусеничный ход тоже находил применение. Только колесами для немецких «панцеров» служили тягачи с трейлерами, на которых танки по автобанам перебрасывались на сотни километров. Да и в Советской Армии колесно-гусеничный ход впоследствии тоже имелся, в ней колесами для танков, БМП и другой гусеничной техники служили танковые транспортеры МАЗ-537 и транспортеры Курганского завода колесных тягачей 5000-й серии. В составе военных округов имелись целые полки таких транспортеров, способные перебрасывать даже танковые дивизии на сотни километров. При этом средняя скорость на марше была почти вдвое больше, чем у танков, идущих своим ходом. 
Правда состоит и в том, что на рубеже 1939–1940 годов Т-34 был крайне «сырой» машиной. На испытаниях на полигоне   НИИБТ в подмосковной Кубинке были отмечены многочисленные недостатки. Особенно явственно эти недостатки выглядели на фоне испытанного тогда же в Кубинке немецкого танка PzKpfw III.
Прежде всего претензии были к трансмиссии Т-34. Главный фрикцион (8 ведущих и 10 ведомых дисков), четырехступенчатая коробка переключения передач (представляла собой простой набор шестерен, которые перемещались друг относительно друга) не позволяли в полной мере использовать возможности двигателя. Они достались тридцатьчетверке по наследству от колесно-гусеничного танка А-20. Но то, что вполне подходило для 16-тонной машины, было уже не совсем пригодно для танка в 26,5 тонн. 
Включение-выключение главного фрикциона и переключение передач были очень сложными и требовали огромных физических усилий. Сталкивавшиеся при переключении передач зубцы шестерен ломались, отмечались даже разрывы картера коробки. А при ошибке выключения главного фрикциона с остаточным трением дисков друг о друга происходил их нагрев и коробление, главный фрикцион выходил из строя. «Горел» как выражались танкисты. 
Проблема трансмиссии была очень серьезной. Многие механики-водители решали проблему просто: снимали с двигателя ограничитель числа оборотов коленчатого вала, устанавливали вторую передачу и двигались только на ней, без переключения передач в бою и на марше. Скорость движения варьировалась только педалью управления подачи топлива. Само собой, двигатель изнашивался и выходил из строя в кратчайшие сроки. Само собой, что маневренность танка на поле боя была низкой, танк не мог реализовывать все возможности мощного дизельного двигателя. 
Еще одной проблемой была неудовлетворительная работа воздухоочистителя «Помон». Дизельный двигатель В-2 вел свою родословную от авиационных дизелей. Но авиационный двигатель на земле работал минимальное время, далее его работа происходила на высоте, где запыленность была минимальной. Танковый двигатель постоянно работал в запыленной атмосфере. «Помон» достался Т-34 от авиационного «прошлого» двигателя. И чистить его требовалось через каждые 200–220 км пробега. Если это не делалось, двигатель быстро изнашивался и выходил из строя через 330–350 км пробега. 
Проблемы с радиосвязью и внутренней связью проистекали из низкой надежности радиостанции 71-ТК-3 и танкового переговорного устройства ТПУ-2. Экипаж танка в бою и на марше общался в основном жестами. А для обеспечения связи с другими танками стрелку-радисту приходилось постоянно подстраивать радиостанцию на нужную волну. 
Обзорность из танка тоже была признана неудовлетворительной. Средствами наблюдения были зеркальные перископы (из полированной стали) у механика-водителя и в башне танка, а также в ее бортах. Командиру еще полагался установленный в люке башни командирский зеркальный прибор наблюдения. Качество этих приборов не выдерживало никакой критики. Не изменила ситуацию установка в башню танка панорамы командирской танковой (ПТ-К) – из-за небольшого поля зрения и медленной скорости поворота головки объектива. 
Тяжелой проблемой была загазованность боевого отделения при стрельбе. Расположение вытяжного вентилятора в башне осталось неизменным, как на танке А-20. Но на А-20 устанавливалась 45-мм пушка, и вентилятор располагался точно над ее казенником. На Т-34 после установки большей по размерам, 76,2-мм, пушки вентилятор оказался над орудием и был не в состоянии эффективно удалять из башни пороховые газы, попадавшие в нее из канала ствола и из выброшенных из казенника стреляных гильз. 
Подвергалась критике и теснота башни. Башня практически без изменений перешла с А-20, изменилась лишь толщина брони. И достаточно просторная для 45-мм пушки, после установки 76,2-мм пушки башня стала тесной для командира и заряжающего. 
Вместе с тем танкисты отмечали и несомненные достоинства танка, прежде всего высокую огневую мощь длинноствольной 76,2-мм пушки. Отмечали хорошую защищенность, 45-мм броня под углом наклона 60 градусов к нормали была эквивалентна 90 мм вертикальной броне. Обстрел танка из 45-мм пушек показал, что для орудий такого калибра он находится на грани полной непоражаемости. Все это обеспечивало превосходство танка в огневой мощи и защищенности перед любым другим средним танком того времени. Дизельный двигатель принимался без единого возражения. Отмечалась и простота регулировок многих систем танка, не требовавшая сложных приспособлений и устройств. 
Тем не менее, несмотря на выявленные испытателями полигона НИИБТ недостатки, танк был принят на вооружение. С условием, что все эти недостатки будут устраняться на этапе освоения производства машины. Но этого не произошло, конструкторы завода №183 в Харькове все силы бросили на проектирование нового танка – Т-34М. В новом танке должны были быть устранены все «детские болезни» Т-34. А вот на доработку самого Т-34 сил и средств выделялось немного, конструкторы фактически решили сделать Т-34 переходной моделью к Т-34М. 
Однако война внесла свои коррективы. Армия требовала средние танки сейчас и немедленно и не могла ждать, когда будут завершены разработка и испытания Т-34М. Конструкторов, образно говоря, спустили с небес на землю, они вернулись к Т-34. И все годы войны шло непрерывное совершенствование конструкции танка. 
Внесенные в его конструкцию изменения значительно снизили трудоемкость его производства, при этом характеристики танка, качество его изготовления, его надежность и безотказность в работе непрерывно улучшались. Так, вместо сложных в производстве сварных башен из катаных броневых листов на Урале, в г. Красноармейске Сталинградской области, и на металлургических предприятиях Горьковской области было освоено производство литых башен. На Уралмаше в 1943 году для танков Т-34 был освоен выпуск штампованных башен. Автоматические поточные линии по сварке корпусов и башен танков Т-34 позволили резко в разы поднять производительность труда. Уникальными являлись конвейерные линии сборки танков Т-34 на Челябинском Кировском заводе и заводе №183 в Нижнем Тагиле. 
За счет внесенных изменений в конструкторскую и технологическую документацию трудоемкость изготовления Т-34 снизилась в 2,4 раза. Так, на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле в январе 1943 года трудоемкость изготовления одного танка Т-34 составляла 5100 человеко-часов, а в 1944 году трудоемкость изготовления танка Т-34-85 снизилась до 3521 человеко-часа. Полная трудоемкость изготовления Т-34 в январе 1943 года, с учетом всех смежников, составляла 17 600 человеко-часов. Для сравнения: трудоемкость изготовления немецкого среднего танка PzKpfw IV составляла 75–80 тысяч человеко-часов, а для изготовления среднего танка PzKpfw III требовалось затратить до 55 000 человеко-часов. 
Коренной переработке подверглась трансмиссия. Осенью 1942 года танк получил новый главный фрикцион с 11 ведущими и 11 ведомыми дисками и сервомеханизмом, облегчавшим включение-выключение главного фрикциона. Примерно в это же время на Челябинском Кировском заводе при постановке на производство     Т-34 была разработана пятискоростная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен. В этой коробке передач переключение осуществлялось не перемещением шестерен, а перемещением находящихся на валах небольших кулачковых муфт. Они двигались вдоль вала на шлицах и сцепляли с ним нужную пару уже находящихся в зацеплении шестерен. Впоследствии коробки передач получили еще и синхронизаторы, что еще более облегчило переключение скоростей. 
Постоянное зацепление шестерен в коробке переключения передач и введение в нее пятой передачи существенно облегчили управление танком, позволило практически полностью использовать возможности двигателя. С новым главным фрикционом, сервомеханизмом облегчения включения-выключения главного фрикциона, с новой коробкой переключения передач уверенное управление Т-34 стало доступным даже механику-водителю квалификации ниже средней. А маневренность танка на поле боя намного возросла. 
Двойной воздухоочиститель «Циклон» обеспечил надежную и качественную очистку воздуха, поступающего в двигатель, резко увеличил его ресурс и безотказность работы. 
Танк получил надежную радиостанцию 9-Р, потом 9-РС и 9-РМ, созданные на основе кварцевых генераторов частот, надежное танковое переговорное устройство ТПУ-3-бис. Теперь каждый танк имел надежную связь с другими танками и командиром, а командир танка мог отдавать команды экипажу голосом, а не жестами. 
Уже осенью 1942 года началось «народное творчество» в ремонтных частях фронтов, когда на места для панорамы ПТ-К и перископического прицела у командира танка и башенного стрелка начали устанавливать перископические призматические приборы наблюдения Mk IV во вращающихся гнездах. Эти приборы планировалось начать выпускать еще до войны, но эвакуация в начале войны оптико-механических заводов задержала начало их производства. И поэтому первоначально Т-34 получали Mk IV, снятые с подбитых английских и американских танков, поступивших по ленд-лизу. Эти приборы существенно улучшили обзорность из танка, облегчили наблюдение за полем боя. 
Осенью 1942 года вместо башни ранней конструкции, в обиходе именовавшейся «пирожок», Т-34 получили новую шестигранную башню (так называемую «гайку»). За счет уменьшения углов наклона бортовой брони и введения небольших «заманов» над погоном башни удалось сделать ее более просторной, танкисты перестали находиться в стесненном положении. Новые башни получили два башенных люка вместо одного общего, что значительно облегчило танкистам покидание машины при ее повреждении. 
А весной 1943 года танк получил командирскую башенку на башне, где по периметру были установлены 6 призматических приборов наблюдения «триплекс», а во вращающемся на своем погоне люке был установлен перископический призматический прибор наблюдения Mk IV. Обзорность с введением командирской башенки улучшилась еще больше. Хотя совмещение командиром танка своих функций еще и с функцими наводчика все же снижало его возможности по ведению наблюдения. 
Было изменено место установки башенного вентилятора, что значительно улучшило вентиляцию боевого отделения. 
Все эти усовершенствования резко повысили боевые качества Т-34-76. Танк получил возможность активно маневрировать на поле боя, был способен совершать длительные марши по 300–400–500 км, дороги по которым двигались Т-34, уже не напоминали картину «нас много на каждом километре». Маневренность на поле боя позволяла танку выходить из-под вражеского огня, занимать выгодную позицию для ведения своего огня. Надежная радиосвязь обеспечивала устойчивое управление танковыми подразделениями в бою, позволяла своевременно сообщать экипажам о появлении вражеских танков, об обнаруженных позициях вражеской противотанковой артиллерии. Установка на танки новых приборов наблюдения и командирской башенки резко улучшило обзорность, теперь командир танка имел возможность уверено вести наблюдение за полем боя, мог своевременно обнаруживать противника, его танки и противотанковые средства. 
Как следствие, не только возросли боевые качества танка, но и снизились его потери. Так, в ходе наступления зимой–весной 1943–1944 годов среднесуточные потери танков Т-34-76 были существенно ниже, чем в ходе наступления зимой–весной 1942–1943 годов. И это несмотря на то, что качественный состав противотанковой немецкой артиллерии, немецких танков и штурмовой артиллерии стал несравненно выше. Советским танкистам приходилось иметь дело уже не с PzKpfw III, оснащенными 50-мм пушками, и еще относительно немногочисленными PzKpfw IV с длинноствольными пушками, а с немецкими танками, штурмовыми орудиями и истребителями, оснащенными длинноствольными 75-мм и 88-мм пушками – PzKpfw IV, Ausf. H, PzKpfw V «Panther» («Пантера») и PzKpfw VI, Ausf. E/H «Tiger» («Тигр»), StuG 40, «Мардер» и «Насхорн». 
Венцом же развития конструкции Т-34 являлась его модификация Т-34-85. Эти красивые длинноствольные машины стали воплощением всей конструкторской работы по совершенствованию тридцатьчетверки. В этом танке был реализован весь боевой опыт двух с половиной лет войны. И их блистательные характеристики отодвинули далеко в тень неуклюжих предшественников выпуска 1940–1941 годов. 
Надежная и безотказная трансмиссия и воздухоочиститель, когда танки без поломок проходили с боями по 1000 км и более. Надежная и устойчивая радиосвязь и внутренняя связь. Отличный обзор – командир танка имел в командирской башенке перископический призматический прибор наблюдения Mk IV и шесть приборов наблюдения «триплекс» по периметру башенки, кроме того, приборы Mk IV имели и наводчик с заряжающим. Два башенных вентилятора обеспечивали надежное удаление пороховых газов из боевого отделения. Мощное вооружение – 85-мм пушка 
С-53/ЗИС-С-53 позволяла не только уверенно поражать танки PzKpfw IV с 1300–1500 метров, с 1000 метров в лобовую броню поражался и «Тигр». И, самое главное, – полное разделение функций экипажа. Командир танка перестал выполнять функции наводчика и мог полностью сосредоточиться на наблюдении за полем боя и управлением действиями танка или танкового подразделения. 
Все эти усовершенствования сделали 
Т-34 одной из любимейших машин наших танкистов. Притом что роль его в годы войны существенно изменилась. В начале войны тридцатьчетверки с их несовершенной трансмиссией, неустойчивой связью, тем не менее, были идеальными машинами поддержки пехоты. Их экипажи безбоязненно шли в атаку на противника, зная, что броня Т-34 выдержит ураганный огонь немецких 37 и 50-мм противотанковых пушек. К середине 1943 года Т-34 перестал быть неуязвимым как для 75-мм и 88-мм пушек немецких «панцеров», «Штурмгешютцев» и «Ягдпанцеров», так и для 75-мм противотанковых пушек пехоты. Но к этому времени тридцатьчетверки стали идеальным танком для крупных танковых и механизированных соединений, предназначенных для глубоких прорывов, обходов, действия в глубине обороны противника. Именно эти тридцатьчетверки прорывались на флангах немецких группировок, неслись по тыловым дорогам немецких войск, проходили за считаные дни сотни километров, отсекали и окружали вражеские корпуса и армии. Это напоминало трагические дни 1941 года. Вот только в отличие от панцерваффе, имевших в 1941 году танки, не способные тягаться с Т-34 и КВ, наши Т-34-85 в 1944–1945 годах имели 85-мм пушку, способную поражать превосходящие их по бронезащите вражеские танки, а надежная радиосвязь и хороший обзор позволяли успешно вести бой против «кошек» панцерваффе. 
И в заключение процитирую историка Алексея Исаева: «Т-34, вступившие в бой в первые дни войны у границы, и Т-34, врывавшиеся в апреле 1945 года на улицы Берлина, хотя и назывались одинаково, но существенно отличались и внешне, и внутренне. Но как в начальный период войны, так и на ее завершающем этапе танкисты видели в «тридцатьчетверке» машину, в которую можно было верить. Вначале это был отражавший вражеские снаряды наклон брони, устойчивый к возгоранию двигатель, всесокрушающее орудие. В период побед – это высокая скорость, надежность, устойчивая связь и позволяющая постоять за себя пушка».

Москва

www.sovross.ru

Т-34, танк-легенда. Рождение, часть 1.

Буду потихеньку писать про Т-34, история создания которого, весьма и весьма интересна.

История создания «тридцатьчетверки» начинается, как ни странно с работ изобретателя-самоучки Цыганова. О них можно прочитать тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/28476.html. В январе 1937 года руководство АБТУ РККА, впечатленное результатами испытаний танков БТ-ИС конструкции Н. Цыганова, приняло решение о развертывании серийного производства БТ-7-ИС. В 1937 году предполагалось изготовить на заводе № 183 партию из 100 таких машин, отличавшихся от серийного БТ-7 лишь наличием привода на шесть опорных катков при движении на колесном ходу. Проектирование новой боевой машины и подготовку документации для серийного выпуска, естественно поручили КБ 190 под руководством Кошкина.
Однако, дело осложнялось тем, что в КБ и так не хватало людей, даже для работ по серийному БТ-7, не говоря уже о каком-то «левом» БТ-7-ИС. Видимо Кошкин сумел убедить свое руководство в лице Неймана в том, что у КБ нет ни времени ни возможности заниматься БТ-7-ИС, впрочем как и проектом глубокой модернизации БТ-7 – БТ-9.
Но тут поступили сведения о боевом применении советских танков в Испании. По этим результатам стало понятно, что при насыщении обороны противника скорострельной противотанковой артиллерией, танки с бронированием как у Т-26 и БТ, даже при массированном их применении на узком участке фронта, просто не успевают доехать до противника — их уничтожают раньше. Ну или они несут настолько тяжелые потери, что даже в случае прорыва обороны, о дальнейшем развитии наступательной операции речи вести уже не приходится. И грянул гром: АБТУ РККА в приказном порядке заставило КБ отдела 100 завода №183 форсировать работы по проекту БТ-9.
21 сентября 1937 года проект был представлен военным. Они его забраковали, а также остались недовольны вообще работой конструкторов. Более того вояки решили поставить во главе конструкторской группы, занимавшейся БТ-9 своего человека. Им стал военинжинер 3-го ранга, адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) имени Сталина Адольф Яковлевич Дик.
А.Я. Дик, несомненно, был талантливым конструктором, и именно с его именем связано начало работ над тем проектом, который впоследствии и стал знаменитой «тридцатьчетверкой». Довольно естественно, что «пришлого варяга» не очень- то жаловали в КБ. Однако, деваться было некуда. 15 августа 1937 года на заседании Комитета обороны СНК СССР обсуждался вопрос о принятии на вооружение РККА танков новых типов, по опыту эксплуатации Т-26 и БТ в Испании.
В принятом по итогам этого постановлении N° 94 сс, предполагалась разработка новой колесно-гусеничной машины типа БТ массой 13-14 т, с 20-25 мм броней и дизельным двигателем, вооруженной 45 или 76-мм пушкой и двумя пулеметами ДТ . Теперь задание на конструирование боевой машины исходило непосредственно от руководства страны, что требовало выполнить его в сжатые сроки.
Ситуация усугублялась конфликтом интересов между А.Я. Диком, с одной стороны, и «местными» конструкторами Кошкиным и Морозовым, с другой. АБТУ РККА встало на сторону Дика, что восторгов у конструкторов заводского КБ конечно не вызывало. Тут надо пояснить, что конфликт этот, продолжение вечной борьбы военных и производственников. Первые стремятся получить «идеальный» танк, обеспечивающий на поле боя превосходство над противником, вторые исходили из невеликих возможностей советской промышленности тех времен.
Но «шутки» закончились 28 сентября 1937 года. Пришел «лесник» и всем выдал люлей. В этот раз в качестве «лесника» выступил начальник 8-го управления НКОП Нейман, он написал директору завода №183 Бондаренко письмо следующего содержания:
≪Решением Правительства № 94сс от 15 августа 1937 г. 8-му Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление считает необходимым провести следующие мероприятия.
1. Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно глав-
ному инженеру завода.
2. По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинже-
нера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников
ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.
3. По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича.
4. Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
5. Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, свя-
занных с новым проектированием во всех цехах завода.
6. Считать необходимым проектировать три варианта ходовой части и изготовить два опытных образца,
утвержденных по рассмотрению проектов.
7. На проведение работы заключить договор с АБТУ не позднее 15 октября 1937 г.≫.
Предусматривалось, что к 1 февраля 1938 года в АБТУ РККА должен быть представлен проект и макет машины, к 1 мая рабочий проект в двух вариантах, а к 1 сентября следовало изготовить два опытных образца. После испытаний и устранения дефектов с 1 мая 1939 года завод №183 уже должен был приступить к серийному выпуску новых танков. Руководителем нового мощного КБ назначался А.Я. Дик.
13 октября 1937 года АБТУ выдало новосформированному ОКБ завода № 183 тактико-технические требования на проектирование нового колесно-гусеничного танка, получившего индекс БТ-20:
≪1. Тип — колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи.
1 Боевой вес- 13-14 т.
3. Вооружение — 1 х 45-мм, 3 ДТ, огнемет для самозащиты или 1 х 76-мм,
3 Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
4. Боекомплект — 130-150 х 45-мм или 50 х 76-мм, 2500-3000 патронов.
5. Бронирование: лоб — 25, коническая башня-20, борт, корма- 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 град.
6. Скорость — на гусеницах и колecax одинаковая: макс. 70 км/ч, миним. 7 км/ч.
7. Экипаж — 3 чел.
8. Запас хода — 300 — 400 км.
9. Двигатель — БД-2 мощностью 400 — 600 л.с.
10. Трансмиссия — по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после
бортовых фрикционов).
11. Подвеска — индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
12. Установить стабилизатор выстрела ≪Орион≫ и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м≫.

Именно с этого момента начинается официальная история танка позже получившего индекс Т-34.

mihalchuk-1974.livejournal.com

Легендарный танк – Т-34

Мне показалось правильным и в каком-то смысле даже справедливым, что после того, как посвятил прошлый обзор про немецкую самоходную установку «Фердинанд», то будет справедливым написать пару слов и про наш советский танк Т-34.

Данный танк по праву зовётся «танк победы», поскольку во многом именно благодаря ему советский союз победил гитлеровскую германию. Однако не всё так празднично было у этого танка на первых порах.

Дело в том, что сегодня «Т-34» во многом ассоциируется с его последней модификацией, именно эти танки сохранились в большем количестве и даже спустя пятидесятилетия остаются на ходу (и иногда продолжают участвовать в военных действиях). Я в свою очередь написал урок «как нарисовать танк в фотошопе», как раз отталкиваясь от модернизированного танка. Это танк Т-34-85, и принят на вооружение он был 23-го января 1944-го года, да да именно 1944-го, т.е. за 1,5 года до окончания войны. Постойте-ка, возможно, скажете Вы, все решающие исход войны сражения к тому моменту уже прошли, как же так то?

Да, под Брестом, под Москвой, под Ленинградом, под Сталинградом и в Прохоровке были 34-ки «старого» образца – Т-34-76.

(все размеры )

Именно этим 34-кам было суждено стать «легендой», в том же сражении, под Прохоровкой, где я описывал «проблемы» САУ «Ferdinand», по другую сторону так же не сидели, сложа руки. Поняв очевидное превосходство тяжёлых (тигров) и средних (пантер) танков противника, было решено, что танк нуждается в модернизации. Но это будет в том далёком, а в 41-м ещё недостаточно освоили этот танк, поскольку его не успели ещё испытать в боевых действиях. Лишь в декабре 42-го был подписан приказ И.В. Сталина об использовании танкистов по назначению (до этого момента, они могли оказаться в пехоте, после того как их танк сгорел или после штрафбата). И только после сражения под Прохоровкой, было принято решение модернизировать сам танк, заменив башню и усилив орудие.

К слову и в 43-м находились умельцы, которые разгоняли свои машины и «наскакивали» на тигров и пантер, тараном выводя из строя орудия – немцы даже прозвали наших танкистов за это «кузнечиками».

Наши танки не отличались крепкой бронёй, как это воспевалось в песнях, здесь спасала русская смекалка, лист брони был наклонён, что должно было дать дополнительное бронирование – но, увы, не давало. Танки наши, немцы били и били их не только тигры, но и «лёгкие» танки тоже.

Это в игре World of Tanks на Т-34 Вы быстро добираетесь до танка противника и вступаете с ним в бой, в реалиях 2-й мировой войны, танк Т-34 могли вывести из строя ещё до того, как он обнаружил вражину.

Принципиальное отличие всё же было в «простоте» производства, ни в коей мере не хочу ущемлять героический труд советских граждан – все они герои, но в то же время – сделать 34-ку было проще и дешевле (это так же заслуга советских инженеров) нежели немецкий аналог. И если наши разработчики стремились максимально упростить производство, то немцы наоборот усложняли технологию, что в итоге пагубно отразилось на их судьбе. Именно массовость этих танков и сделала их победителями.

green-willow.ru

Легенда и правда о танке «Т-34». Часть 3

В мае 1934 года на ХПЗ начинаются испытания опытного образца БТ-7 с дизельным двигателем. В ноябре заводу выдан заказ на изготовление 300 танков БТ-7 с 45-мм пушкой. В декабре он увеличен с 300 до 650 машин.

(Окончание)

В то время был очень популярен призыв: «Даешь!» И надо было давать. Николай Кучеренко поделился тогда с женой опасениями Фирсова: «Мы между Сциллой и Харибдой. Сдадим сырой танк – жди от него беды. А не сдадим – головы полетят». Беда пришла.

В 1935 году ХПЗ передает БТ-7 в серийное производство. Завод наградили орденом Ленина. А Фирсова — орденом Красного Знамени. Но скоро на завод приходят плохие вести из воинских частей: ломаются коробки передач.

Фирсова отстраняют от руководства, но пока оставляют конструктором. КБ временно возглавил его заместитель Николай Кучеренко. Конструкторы думают, как вылечить коробку. В декабре 1936 года на завод присылают нового главного конструктора Михаила Ильича Кошкина. Фирсова обязали ввести Кошкина в курс дела. Он это делает с большим желанием, торопится. Но не все успевает — за ним скоро пришли и увели. Нельзя без содрогания читать протоколы допросов. Припомнили Фирсову все: Швейцарию, Николаев, неполадки с танками БТ. Расстреляли. И предали забвению.

Расстреляли и директора завода Ивана Бондаренко. Арестовали еще несколько конструкторов.

«Могла дойти очередь и до моего отца, — сказала Лариса Васильева. – Но полному уничтожению фирсовского конструкторского бюро помешал приемный сын маршала Ворошилова, Петр, работавший в танковой промышленности. Убедил: «Некому будет заканчивать танк».

Михаил Кошкин отказался от кадровых перетасовок — все остались на своих местах. «Только за это ему надо кланяться в ножки!» — говорили на заводе. Но он еще и Т-34 «довел и пробил», как бы приняв эстафету от Фирсова.

Образование инженера-механика Кошкин получил сравнительно поздно, в 1936 году, до этого работал на достаточно высоких административных и партийных должностях. Без его настойчивости, безумной энергии, «вхожести» в высшие инстанции Т-34 мог бы и не состояться.

Ведь очень долго шли споры среди конструкторов, какой нужен танк: колесно-гусеничный или гусеничный? Противники второго проекта утверждали, что гусеницы ненадежны, это, мол, как калоши на ботинках, которые уместны только в дождь и грязь.

И все-таки Комитет обороны выбирает гусеничный вариант. 19 декабря 1939 года выходит поистине историческое постановление №443: «…принять на вооружение РККА танк гусеничный с дизель-мотором, с пушкой 76 мм. Присвоить указанному танку название Т-34». Так открывалась новая страница в отечественной истории танкостроения.

Но противостояние продолжалось. Чтобы доказать состоятельность проекта, Кошкин решает показать новое детище завода самому Сталину. Главного конструктора уговаривали отправить две машины на железнодорожной платформе. Он отказался. Только своим ходом! Отправился в Москву простуженным, в холодном танке. Поехал без своих замов. Решил: в случае неудачи за все ответит только своей головой. Вернулся победителем, выдержав нелегкий бой. Сталин сказал: «Это будет ласточка в наших танковых войсках».

Серийное производство Т-34 началось в июне 1940 года. Но до серийного выпуска главный конструктор Кошкин не дожил. Михаил Ильич так и не смог одолеть свою простуду. Умер в сентябре 1940 года от воспаления легких. Сталинскую премию ему присудили посмертно. Дело продолжили заместители Кошкина – Морозов и Кучеренко.

И снова согласования, сомнения, испытания… С началом войны ох как сказались недавняя «охота на ведьм», шпиономания и поиски врагов народа! Не хватало специалистов. Одни исчезли навсегда после повальных арестов, другие ушли добровольцами на фронт — уж лучше погибнуть в бою, чем за колючей проволокой.

Нагрузка на остальных возросла беспредельно. Особенно в связи с эвакуацией на Урал. Фронту нужны были новые танки, которых тогда так не хватало! Но даже само их появление стало шоком для немцев. Вот, например, как описывает свою первую встречу с Т-34 немецкий танкист обер-лейтенант Ханс Груббе. «Я был один из тех, кто 22 июня перешел границу СССР. В первом же бою мы увидели «это». Оно двигалось на нас быстрее наших танков. В него стреляли, но «это» проплыло мимо, как призрак. Позже узнали, что «это» — танк Т-34. Никто его не ожидал, и даже не знал, что он существует. Дьявол во плоти! Нелегко будет нам с ним».

А немецкий генерал Хайнц Гудериан доложил в ставку: «… у русских появился танк, который превосходит наши!»

Гитлер, узнав, что «недочеловеки» построили новый танк, пришел в ярость, как об этом не узнали раньше? И приказал идти на Харьков, чтобы уничтожить завод, где строили «Тридцатьчетверки»! «Харьков сейчас важнее, чем Москва». А его там прямо-таки ждали с нетерпением! И в голову не пришло фюреру, что советские танкостроители в короткий срок смогут эвакуировать завод на Урал и там продолжить работу. И что к выпуску танков смогут срочно подключиться и другие заводы страны, в том числе и кораблестроительные, как, например, горьковское «Красное Сормово».

А потом немцы увидели, как на этом танке русские воюют. Стреляют до последнего снаряда. Ведут объятые пламенем боевые машины на таран. Взрываются вместе с танком, но не сдаются… Известный военачальник дважды Герой Советского Союза танкист Михаил Катуков, которого танкисты прозвали «Генерал Хитрость», издал в начале войны брошюру, где учил не только храбро воевать, но и проявлять русскую смекалку. Где-то спрятаться, а потом внезапно налететь, где-то незаметно зайти с тыла.

Старший лейтенант Зиновий Колобанов из 1-й танковой дивизии Северного фронта проявил хитрость в августе 1941 года. Экипаж его танка всего за полчаса уничтожил вражескую колонну из 22 танков, зажав ее на шоссе в «коробочку». Первый выстрел в первый танк, второй – в последний, третий в центр. Но ни экипаж, ни командир никаких наград не получили. Им не поверили. Колобанов умер в 1994 году, так и не дождавшись достойной награды за свой подвиг.

Но, к счастью, поверили и наградили Золотой Звездой другого героя-танкиста – Семена Коновалова, который, захватив немецкий танк, пристроился на нем к колонне немцев и так добрался до своих. Об этом реальном герое и реальном подвиге совсем скоро можно будет увидеть фильм «Несокрушимый», который будет демонстрироваться на Первом канале.

Уроки Катукова пригодились в боях под Мценском в октябре 1941 года. Семь наших тяжелых танков КВ (Клим Ворошилов) и 22 «Тридцатьчетверки» смогли уничтожить 133 фашистских танка! Сами же почти не пострадали. Гудериан тогда еще не знал, что именно после Мценска начался закат его карьеры военачальника. Позже часть вины за проигранную битву под Москвой Гитлер возложил именно на Гудериана и сместил его с должности командующего танковой армией.

В декабре 1941 года первые Т-34, выпущенные на Урале, участвовали в наступлении наших войск под Москвой в том самом районе, где сейчас находится Музей истории танка Т-34 — на Дмитровском шоссе в 37 км от Москвы. Рядом с музеем возвышается «Тридцатьчетверка». На постаменте выбиты слова поэта-танкиста Михаила Анчарова: «Я застыл, как забытый бой».

Т-34 стал надежным щитом столицы. Недаром изображен на медали «За оборону Москвы». Но и в других боях Великой Отечественной войны стал для врага грозным оружием.

Танкисты воевали, а производственники увеличивали свою продукцию. В 1942 году выпуск танков в нашей стране превысил количество построенных танков в Германии. Какими усилиями это достигалось? Об этом очень точно сказано в песне «День Победы»: «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей…» Мужчины уходили на фронт, к станкам становились подростки. «…нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта», — написал о них поэт Юрий Воронов.

И, тем не менее, танкостроители стали получать серьезные претензии от танкистов.

После страшного танкового сражения под Прохоровкой, длившегося несколько дней, где участвовало более 1200 танков и самоходок, Павел Ротмистров, тогда еще генерал-полковник, командующий 5-й гвардейской танковой армией, обратился с очень взволнованным докладом к Верховному командованию. Этот доклад — довольно большое и убедительное повествование можно прочитать в книге «Правда о танке Т-34». Ротмистров утверждал, что наши танки выиграли затяжной бой только благодаря героизму, исключительному мужеству, силе духа и мастерству наших танкистов. Что наши Т-34 уже потеряли первое место, которое занимали в первые дни войны. Что наши конструкторы и производственники отстают с модернизацией. Ротмистров даже обвинил их в консерватизме и зазнайстве. Не количеством надо брать, а качеством. Немцы ведь не дремали, а совершенствовали свои танки и выпускали новые образцы.

На Курской дуге, сообщил генерал, противник противопоставил нам свои «Тигры» с утолщенной броней, вооруженные 88-мм пушкой против нашей 76-мм! Чтобы поразить эти машины, «Тридцатьчетверке» приходилось подходить к ним ближе, подставляя себя под удар. Не всем нашим экипажам удавалось выходить победителями в этих жестоких схватках. Нам просто необходима более мощная пушка!

«Так вот почему Павлу Алексеевичу не хотелось в нашей с ним беседе вспоминать Курскую битву! Вот почему он сказал мне тогда: «Радуйся, что твой отец остался жив, и ты родилась…» Он хорошо знал цену той победы.

Члены военного совета стали возражать боевому генералу. Ведь пушка требует изменений и в корпусе, и в башне. Но Сталин распорядился — и 85-миллиметровая пушка появилась в кратчайшие сроки. Та самая, которой в фильме «Т-34» и был оснащен модернизированный танк наших киногероев — танк Победы. На нем пленные и сбежали из концлагеря. И выиграли поединок на европейском мосту с немецким «Тигром». Не могли не выиграть. Потому что, по словам дважды Героя Советского Союза маршала Ивана Конева: «Ни один танк не мог сравниться с ним – ни американский, ни английский, ни немецкий. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным». Он вынес основную тяжесть войны. В послевоенные годы был на вооружении 45 государств мира. До 1997 года — в Российской армии.

Что же касается побега танкистов из плена — в это очень хочется верить, даже если это легенда. Но ведь и сам танк Т-34 давно стал легендарным.

P.S. Во время зимних каникул и в выходные дни, как никогда увеличился наплыв посетителей в Музей истории танка Т-34 — до 400 человек в день! По словам директора музея Геннадия Панькина: «Этому способствовал замечательный фильм «Т-34». Детей и взрослых особенно интересовали сами танки Т-34. У нас их на музейной территории три еще со времен войны. Один из них стоит перед музеем на пьедестале».

wek.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *