М114 или бардак по-американски » Военное обозрение

В начале 50-х годов правительства многих стран озаботились созданием бронированных средств передвижения для собственной разведки. Не исключением в этом вопросе стали и США. Имеющиеся на тот момент М3 и М8 «Greyhound» явно не подходили для этой роли. Были слишком тяжелы для авиадесантирования, не умели плавать, да и вообще, морально устарели и повсеместно выводились из состава войск и передавались силам нацгвардии или в резерв.


К 1954 году, наконец, окончательно определились с требованиями к технике, которую по доброй армейской традиции назвали аббривеатурой – ACRC (Armored Cavalry Reconnaissance Vehicle – Бронекавалерийская разведывательная машина). Максимальный вес ограничили 3,6 тоннами, экипаж должен был составлять 4 человека, а максимальная скорость достигать – 70 км/ч. Фактически военные хотели получить некий аналог бронированного джипа, который можно было бы переоборудовать в медэвак или в противотанковое средство. Кстати, основной парк разведки в 1951-м и состоял из джипов, но вскоре ситуацию предстояло исправить. Общий объем заказа запланировали в 3 тысячи единиц.

Бронированный джип разведки 82-й аэромобильной

Только к 1960-му на конкурс было представлено несколько моделей от конкурирующих производителей, причем все по весу сильно потяжелее требуемого. Армия начала масштабную программу госиспытаний. В это же время в Советском союзе уже 3 года как производили БРДМ-1 и готовились испытывать БРДМ-2. В вооруженных силах США в январе того же года запустили в серию БТР М113, машин удачных и состоящих на вооружении по сей день. Изготавливал те БТРы – «Ford Motor Company».

На суд потребителя разведброни фордовцы представили М113 C&R – с заниженным для меньшей заметности силуэтом, а General Motors – прототип Т114. Задание было не очень сложным, прототипы похожи. Кого же стоило выбрать? Казалось, решение очевидно – наличие в войсках унифицированного БТРа и БРДМа на единой платформе, самый низкий силуэт, самая высокая надежность и самая низкая цена изделия марки Ford. М113 C&R выиграл испытания, но… госприемку не прошел. Между Фордом и ДжиЭмом всегда шла масштабная экономическая битва, особого накала она достигла как раз в послевоенные годы. Так как «распил и откат всех победят» даже в Америке, у GMа в тот раз откат оказался больше, а лобби сильнее. Итак, новым ACRC армии США предстояло стать Т114 от подразделения Chrysler. Официальной политической причиной такого решения стало создание новых рабочих мест. И вот что у этих новых рабочих получилось…


M113 C&R
Опытные модели Т114 появились еще в 1958 году. И первым казусом стал двигатель – военная версия гражданского Chevy Small Block 283 V8 с заявленной мощностью в 160 л.с. Для тех, кто не в теме подскажу, что это – один из самых «дохлых» моторов тех годов с простеньким однокамерным карбюратором. Эти движки ставили на среднеразмерные авто, а для грузовиков и топовых моделей существовали Big block, для которых в 58-м году 250 л.с были самой нижней планкой мощности. Здесь, опять же, поработала жадность, биг блоки рядовые американцы раскупали как пирожки, производственных мощностей не хватало, чтобы обеспечить «гражданку», вот и поставили на семитонную боевую машину то, что оставалось. Достойным выходом из положения могла стать установка на базовый атмосферник двух- или четырехкамерного карбюратора, что позволило бы увеличить тягу до 180-200 лошадок при незначительном удорожании, но и этого не сделали. Трансмиссию применили автоматическую, доработанный Hydramatic с режимом пониженной передачи для движения по воде. И если сам по себе Гидраматик был технологическим прорывом того времени, то допилили явно на скорую руку, впрочем, об этом позже.

Прототип М114
Первоначальные компоновочные решения предусматривали установку пулемета М85 калибра 0.50 в командирской башенке, смещенной в корму корпуса, крыша была выполнена по сложному эргономичному профилю, экипаж состоял из 3-х человек (мехвод, командир и наблюдатель), а в плотной компоновке нашли место для откидного сидения, чтобы брать пассажира. Двигатель разместили впереди, рядом с водителем, там же и топливный бак, чтобы веселее было подрываться на минах. Еще был большой квадратный люк сзади, и машина умела плавать, используя для движения по воде гусеницы.

Он же с других ракурсов

Были даже попытки установить 106 мм автоматическую безоткатку

Т114 был официально переименован в М114 с датой начала производства в 1962 году. Для того чтобы оправдать надежды армии и политиков изначальный прототип пришлось существенно переработать. В основном, с целью удешевления производства. Профиль крыши максимально упростили, долгие споры вызвала башня и ее необходимость. В конце концов, остановились на этаком варианте неподвижной полубашенки с восемью наблюдательными приборами и пулеметом, установленным снаружи БЕЗ возможности вести стрельбу изнутри. Пулемет М85 заменили на М2 Browning, а наблюдатель получил в свое распоряжение пулемет калибра 0.30 и стал наблюдателем-пулеметчиком. Кормовой квадратный люк упростили, теперь он стал меньше и круглым. Фактически уже прошедшую госприемку программу пришлось перечерчивать заново.
Производственная модель
Как только новые, измененные чертежи попали в Вашингтон, первые 2,7 миллиона долларов отправились в Кливленд , для установки нового производственного оборудования. Уже в августе 1962 года завод заработал на полную мощность, привлекая к работе 7200 дополнительных рабочих рук. Всего к 1965 году произведи 3710 машин, при изначальном заказе в 3 тысячи.

Опьяненные ожидаемым успехом машины военные тут же начали поставку техники в части и тут же на поверхность начали выходить первые проблемы.

Самой первой проблемой стал пулемет. Для того чтобы пострелять и командир и наблюдатель были вынуждены по пояс выглядывать из своего уютного отделения. Щитка даже не было. О защите от ОМП в этом случае история умалчивала. Первые 600 машин сошли с конвейера как есть, потом баг пофиксили и танкетка с дистанционным управлением основного вооружения получила обозначение М114А1.



М114А1
Пока с одним разбирались, созрело другое. В чью-то светлую голову пришла идея установить вместо пулемета 20-мм автоматическую пушку Hispano-Suiza. По показаниям очевидцев легкую машину при стрельбе изрядно покачивало отдачей, и цель пытался поразить только первый снаряд, остальные просто пугали. Не помогали даже короткие очереди. К тому же в прицел было очень плохо видно, и наилучшие результаты давала наводка по-стволу. Вообще, у этой неплохой авиационной пушки сложилась крайне неудачная сухопутная судьба. Закупив лицензию на производство, американское военное руководство трепетно пыталось ее хоть куда-то пристроить. Ни М551 Шеридан ни MBT-70 не избежали примерки, но только М114 получил этот «довесок» на серийных машинах. Хотя в низкой точности и была виновата платформа, но практика применения в частях выявила и другой недостаток. Разработанное для работы в воздухе орудие изрядно загрязнялось где-то на 200-м выстреле вместо паспортных 550, и если после 150-200 снарядов разогретой Хиспане давали остыть, то дальше стрелять уже не получалось. Солдатики, правда, на стрельбах радовались, говорят, что лупит здоровски, вот только в настоящий бой с ней никто ехать не хотел. Совместные стрельбы с М163 «Вулкан» подсказывали решение. Для повышения устойчивости достаточно было установить на машину опорные платформы, но, и без того перетяжеленная, М114 просто не позволяла этого сделать. Достоверно неизвестно сколько экземпляров переделали и была ли это заводская или полевая модернизация. Если донором для переделки выступал М114, новое название – М114Е2, если это был М114А1, то маркировку принимали М114А1Е1, отсюда некоторая путаница в индексах.

М114А1Е1
Проблема номер два – ходовая. Опорные катки достойно выдерживали все нагрузки, но гусеница стала лебединой песней конструкторского гения. Применение сплошной (!) резино-металлической ленты при разрыве позволяла экипажу расслабиться и просто ждать рембригаду. Срастить без спецоборудования было невозможно. Если этого мало, то добавлю, что в ходу у неумелого или просто непривыкшего мехвода гусянка имела свойство непредсказуемо терять натяжение. При этом М114 либо закручивался волчком, либо уезжал в ближайший кювет.
Слетевшую гусеницу меняют только на сертифицированных СТО

Кусочек
Про двигатель уже упоминал, но добавлю. Изначально разведмашина предназначена для авангардной разведки, то есть должна находиться или двигаться впереди основных сил, которыми были, в том числе и БТР М113. Слабенький Small Block с большим трудом вытягивал в этом деле. Особенно когда появились дизельные 113-е. В воспоминаниях ветеранов часто упоминается фраза, что вот, мол, хороший был 114-й, туда бы двигатель дизельный, как у «бэтэра». Да нельзя было! Тот дизель, был почти в 1,5 раза тяжелее предшественника, и если Фордовская машинка потянула, то GM ни по компоновке, ни по развесовке этого сделать не позволяла.

Трансмиссия, обещал добавить про трансмиссию. Доработка вместо переделки добавила хорошему автоматическому Гидраматику свойство спонтанно включать пониженную (которую использовали для движения по воде). А если машина при этом двигалась на скорости километров 50 в час? Эффект был, как будто в стенку врезались. Почему она при этом не «капотировала»? Так была у нее одна хитрость – свес. Передний свес танкетки выступал за габариты гусеницы. И вполне естественно, что он утыкался в любой преодолеваемый овраг или ров. Особой пикантности ситуации добавляет все тот же слабый двигатель, который не мог вытянуть машинку обратно. Экипажу не оставалось ничего другого, кроме как ждать буксир. Не способствовал повышению проходимости и клиренс, у М114 он был всего 36 сантиметров, в противовес 56см у М113. Служившие жалуются, что ACRC не могла двигаться по колеям, проложенным остальной армейской техникой, и вынуждена была двигаться в стороне от них, любая попытка прокатиться по накатанной дорожке неминуемо приводила к посадке на брюхо и долгому откапыванию.


И все, надо идти в деревню за трактором
Бронирование в угоду меньшей массе тоже было меньшим по сравнению с БТР. Только лобовое хоть как то сопоставимо и то, за счет больших углов наклона. Во время вьетнамской войны туда отправили пробную партию из 40 М114, которые очень быстро показали свою полную несостоятельность в условиях джунглей. Тонкое бронирование и низкий клиренс способствовали высокой уязвимости к подрыву на минах или попаданиям РПГ, а слабая силовая установка ограничивала применение техники в условиях сильно пересеченной месности. Стесненное боевое отделение сильно понижало шансы выжить при подрыве на мине и не позволяло брать в разведку дополнительное оборудование. Боевое применение выявило и проблемы логистики. Из-за отсутствия унификации разведвзводы испытывали страшный дефицит запчастей. По результатам опыта от применения М114 в джунглях Вьетнама отказались мотивируя это тем, что те же задачи с большей эффективностью может решать менее проблемный М551 «Шеридан». Зная о том, сколько головной боли армии доставил этот танк, сложно даже представить всю полноту ужасности нового американского БРДМ-а.

Наконец, в 1973 году начштаба Крейтон Абрамс официально признал проект М114 провальным и в приказном порядке потребовал выведения техники из эксплуатации повсеместно. Процесс продолжался аж до 1979-го и эти шесть лет были еще более мучительны для экипажей и обслуживающего персонала, поскольку снабжение запчастями прекратилось вовсе. Танкетки еще до снятия с вооружения из-за поломок вставали в частях на мертвый прикол. За все время службы ни одна единица так и не была переделана ни в медицинскую, ни в противотанковую версию. Тем временем не прошедший госприемку М113 C&R вполне успешно завоевывал экспортный рынок и прослужил в трех разных странах около 35 лет, в противовес всего десяти у конкурента.
Оригинальная подпись: Oops!
Отдельного интереса заслуживает судьба почти четырех тысяч списанных М114. Американцы на форумах в недоумении. Некоторая часть осела в коллекциях, часть передали полиции и нацгвардии, но вот куда делись остальные непонятно. В резерве, говорят, тоже нету. Наверное, по-тихому переплавили на что-то более полезное. Вот такой вот он – бардак по-американски.

Зато красиво смотрится

Использованы источники:
http://www.eaglehorse.org/3_home_station/m114/m114.htm
http://blacktailfa.deviantart.com/art/Failed-Tanks-3-The-M114-ACRC-156099920?offset=0#comments
http://xbradtc.com/2011/02/14/armored-recon-wrong-turn-with-the-acrc/

topwar.ru

T114 Battalion Anti-Tank — War Thunder Wiki

T114 BAT

Основные характеристики

Кратко

Подробно

6.7/6.7/6.7БР

2 человекЭкипаж

Подвижность

9,0 тоннМасса

7 вперёд
1 назадКПП

Вооружение

26 снарядовбоезапас

-8° / 8°УВН

12,7-мм пулемёт M80Спаренный пулемёт

150 снарядовбоезапас

5 снарядовразмер обоймы

300 выстрелов/минскорострельность

Экономика

8 020 покупка3 200/3 400/2 260ремонт10 000 обучение экипажа420 000 эксперты1 100 асыx 2,90 награда за бой

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Напишите о подвижности машины. Оцените удельную мощность и манёвренность, а также максимальную скорость хода вперёд и назад.

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените машину по совокупности её характеристик и боевой эффективности. Отметьте её достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

  • Высокая мобильность
  • Малый размер корпуса
  • Высокая бронепробиваемость снарядов

Недостатки:

  • 2 члена экипажа
  • Плотная компоновка
  • Слабое бронирование
  • Низкое заброневое воздействие кумулятивных боеприпасов

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main. В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.


wiki.warthunder.ru

Т114: убийца гигантов - Блоги

T114 BAT — лёгкий американский экспериментальный истребитель танков, вооружённый безоткатной 106-мм пушкой. Эта необычная машина прибывает в ангары игроков War Thunder в обновлении 1.71 “Новая эра”!​

В начале 1950-х годов американские инженеры начали разработку лёгкой бронированной машины поддержки пехоты нового поколения. Компания  General Motor представила на испытания две версии своей разработки Т114: одна версия предназначалась для поддержки мотопехоты, вторая являлась истребителем танков. В отличие от первой, пулемётной версии, истребитель танков получил на вооружение безоткатную нарезную пушку калибра 106мм — такую же, какие были установлены на M50 Ontos. Специально для T114 инженеры разработали и воплотили в металле систему заряжания этой пушки из башни. В 1960 году было построено шесть прототипов T114, четыре пулемётных и два — с безоткатным орудием. Последние на короткий промежуток времени получили название BAT (Batallion Anti-Tank).

Один из двух прототипов охотника за танками проходил испытания на Абердинском полигоне в декабре 1960 — январе 1961, второй остался на заводе-изготовителе для прохождения производственных испытаний. Из-за неудовлетворительных результатов испытаний все работы по T114 BAT были остановлены в 1961 году, а два построенных прототипа позже были переоборудованы в пулемётные версии. Впоследствии упрощённая версия этой машины поступила на вооружение Армии США под названием M114.

Мы предлагаем нашим игрокам отправится на танковое сафари за штурвалом этой подвижной и фантастически выглядящей машины в обновлении War Thunder 1.71 “Новая эра”! T114 BAT станет одной из первых премиумных машин V ранга в игре. Это танк-диверсант, способный выполнять задачи повышенной сложности в высокоранговых боях: скорость, динамика и невысокий силуэт (чуть больше двух метров) позволят ему скрытно проходить по флангам противника, а 106-мм пушка отлично справится с бортами и кормой любого бронированного гиганта.

Экипаж машины составляет всего два человека, а броня может спасти разве что от пулемётного огня, так что этому танковому ниндзя не стоит подставляться под удар. Никогда. Но есть и безусловное преимущество — обойма! T114 делает три последовательных выстрела с очень маленькой задержкой, после чего обойму танка необходимо перезарядить. Трёх оперённых снарядов хватит любому противнику — или даже нескольким!

www.playground.ru

Выпуск 114. Танк Т-34 | Танк Т-34 | Eaglemoss

Производитель: Eaglemoss Collections

Масштаб: 1:16

Виды доставки*:

  • Самовывоз
  • Доставка курьером
  • Доставка Почтой России

Стоимость доставки зависит от географического расположения Вашего населенного пункта.

Уточнить доступный для Вас вид доставки и его стоимость Вы можете, заполнив форму заказа на нашем сайте, либо у оператора горячей линии по телефону 8-800-555-44-85.

Стандартный срок доставки - от 2-х до 4-х недель с даты оформления Заказа.

Пожалуйста, обратите внимание, что каждая стандартная посылка содержит не более 4-х журналов (если Вы заказываете 7 журналов, например, это составит 2 посылки). В остальных случаях уточняйте детали и особенности доставки заказа на сайте Вашей коллекции либо у оператора горячей линии по телефону 8-800-555-44-85.

Как только Ваш заказ будет передан в службу доставки, Вы получите CMC с номером Вашего отправления, статус которого Вы сможете самостоятельно отслеживать:

Почтовое отправление: на сайте Почты России http://www.russianpost.ru/tracking20/

Доставку до пункта самовывоза и курьером: на сайте Курьерской службы http://www.spsr.ru/ru/service/monitoring

Длительность хранения посылок:

  • В пунктах выдачи – 15 календарных дней.
  • В постоматах – 4 календарных дня.
  • В почтовых отделениях – 30 календарных дней.
  • По окончании данного срока посылка будет возвращена продавцу, а заказ будет считаться аннулированным.

Виды оплаты:

  • Наличными (при получении в почтовом отделении, в пункте выдачи заказов, в постоматах или курьеру).
  • Банковской картой при оформлении заказа на сайте – действует скидка на заказ**
  • Банковской картой при получении в постоматах и курьеру***.

*Если иное не отражено в поле “Характеристики” конкретного товара.
**Размер скидки указывается при оформлении заказа. Скидка действует только при оплате заказа на сайте магазина.
***Оплата банковской картой курьеру возможна только в г. Москве.

shop.eaglemoss.com

114-я танковая бригада

16 мая 1942 г. 114-ю танковую бригаду срочно направляют в район Валаклеи, В.-Бурлука, Барвенково для деблокирования окруженных соединений 6-й и 12-й армии. Бригада, выгрузившись, вступила в бой в районе Савинцева, Музорова Байрака и Малой Комиссаровки.

В результате упорных боев бригаде удалось прорвать кольцо окружения и дать возможность выйти многим частям из окружения, особенно 300-й сд.

В дальнейшем бригада ведет оборонительные бои у хутора Коновалова, с. Хатков, м. Бурлук, с.с. Казначеевка, Козинка, ст. Валуйки, Угловое, Вейделеевка, Чертково, Россошь.

Понеся потери, бригада выводится на доукомплектовывание в поселок Разбойщина Саратовской области. После доукомплектования бригада направляется под Сталинград в июле 1942 г. и действует совместно с 266-й сд генерала Труфанова.

Во время наступления наших войск под Сталинградом в ноябре 1942 г. бригада ведет тяжелые бои в районе Калач, а затем Нижне-Чирская, Вертячий; Грачевая и Каменная балки северо-западнее Сталинграда.

Командиром бригады в этот период был подполковник Карпов, комиссаром бригады - полковой комиссар Ольшевский, зам. командира бригады по технической части - майор Сниткин, командирами танковых батальонов - капитаны Журавлев и Пучков, начальником штаба - майор А.М. Ямщиков, начальником связи - майор Казачков, помощником командира бригады по тылу - майор Потапов, командиром роты техобеспечения - капитан Солод, командиром роты автоматчиков - ст. лейтенант Молодцов, командиром комендантского взвода - ст. лейтенант В.А. Михайлов.

Итоговая ведомость по видам боевой деятельности (по количеству дней)

  в наступлении в обороне в резерве Ставки ВГК в резерве фронта в резерве армии/корпуса во 2-м эшелоне в 3-м эшелоне
1941 - - - - - - -
1942 19 103 90 20 7 - -
1943 - - - - - - -
1944 - - - - - - -
1945 - - - - - - -

 

tankfront.ru

два чешских танка-близнеца » Военное обозрение

Удивительные вещи происходят иногда в мире военной техники. Маленькая страна вносит в ее развитие вклад, несопоставимый с ее размерами. Вот и Чехия тоже… Страна в центре Европы, но очень небольшая. И тем не менее и винтовки создавали ее конструкторы-оружейники, и пистолеты, и пушки, причем какие… Вся австро-венгерская армия и флот были вооружены орудиями фирмы «Шкода» и какими – вплоть до калибра 420-мм, а минометы так и вовсе до 500-мм. А в перерыве между двумя мировыми войнами Чехия не только вошла в члены мирового танкового клуба, но и заняла в нем очень даже приличное и достойное место. Достойное настолько, что продукцией ее танковых заводов не брезговал германский Вермахт, и воевала она вплоть до 1945 года. Ну, а накануне Второй мировой войны именно Чехословакия была самым главным экспортером танков в Европе. Ведь танки, принадлежавшие фирмам «Шкода» и ЧКД, шли в Австрию и Болгарию, поставлялись Венгрии, Румынии, Швеции, Швейцарии, Турции и даже в Иран и в Перу. И да, действительно, эти фирмы сумели организовать выпуск двух образцов, которые оставили заметный след среди всех прочих машин аналогичного класса и эпохи — то есть танков LT-35 и LT-38. Но и этого мало. Когда Германия оккупировала Чехословакию, эти машины продолжали выпускаться уже под германскими обозначениями Pz-Kpfw. 35(t) и Pz-Kpfw.38(t), или 35 и 38(t), где «t» значило «чешский». Большое количество этих танков было передано и продано также сателлитам Германии, или же использовались в качестве основы для совершенно новых машин.
Музей в Банска-Быстрице, танк LT-38.

Ну, а начать рассказ об этих двух танках следует с напоминания о том, что в Чехословакии в период 30-х годов выпуском бронетехники занимались две фирмы: ЧКД и «Шкода». Фирму «Шкода» в 1859 г. основал Эмиль Риттер фон Шкода – отсюда и ее название. Заводы этой фирмы находились в городе Пльзень, а производство оружия было начато в 1890 г. Пушки «Шкода» по окончанию Первой мировой войны поставлялись многим странам мира. Затем фирма приобрела автомобильные заводы «Лаурин и Клемент» и на «Шкоде» задумались не только о выпуске автомобилей, но и о бронетехнике. Хотя дело осложнялось тем, что в стране уже существовала фирма, которая выпускала броневики — «Татра». Другая причина — успех конкурентов из фирмы ЧКД, заводы которой находились в Праге. Однако фирма ЧКД вооруженческой никогда не являлась, хотя и выпускала армейские грузовики и даже гусеничные артиллерийские тракторы. Вот почему, когда военные начали подбирать производителя для приобретенной в Англии танкетки «Карден-Ллойд», их выбор пал именно ЧКД, ведь машины на гусеницах она уже производила. Правда, танкетки, выпущенные под обозначением vz.33 (Р—1), долго в производстве не удержались. Всего-то сделали 70 машин и в 1933 г. на этом остановились.


LT-35 в экспозиции Абердинского полигона США. Обращает на себя внимание тщательно выполненная камуфляжная раскраска.

Однако производить боевые машины оказалось для фирмы выгодным делом, и в 1934 г. ЧКД по собственной инициативе предложила армии легкий танк собственной конструкции с вооружением из 37-мм пушки «Шкода» и двух пулеметов. Танк был принят на вооружение под обозначением LT.vz.34 (легкий танк образца 34 г.), и был произведен в количестве 50 машин.

«Шкода», понятно, уступать конкуренту не хотела, поскольку также имела некоторый опыт в этих делах — две построенные в инициативном порядке опытные САУ для нужд противотанковой и противовоздушной обороны. В этом же году ею был предложен военным и средний танк SU, но те его отклонили. Кстати, одной из причин стало то, что ЧКД тут же выставила улучшенный образец LT.vz.34.

«Шкода» ответила танком S-Н-а (S — Шкода, II — легкий танк, а — кавалерийский образец), и он военным приглянулся больше, чем танк от фирмы ЧКД. Сначала оба танка в виде деревянных макетов фирмы представили комиссии в октябре 1934 г. S—II—а получил одобрение, в июне 1935 г. на испытания отправился уже его прототип. Ну, а как только испытания завершились, в октябре 1935 г., фирме дали заказ сразу на 160 танков данного типа. Так ЧКД потеряла свою монополию на производство танков в Чехословакии. Ну, а S—II—а, которому дали обозначение LT-35, стал производиться не только для нужд своей собственной страны, но также и экспортироваться за границу. Затем «Шкода» предложила модель среднего танка S—III, и целый ряд последовательных модификаций — Т-21, Т-22 и Т-23.
Интересно, что конкуренция не помешала фирмам договориться о совместном производстве нового танка LT-35, а количество заказанных машин распределили практически поровну.

Тем не менее ЧКД продолжила работу над новыми танками, в результате которой получились танкетка AH-IV и легкий танк TNH. AH-IV заинтересовала, главным образом, заказчиков за рубежом, тогда как TNH приглянулся чехословацким военным. Испытания машины прошли хорошо, 1 июля 1938 года танк приняли на вооружение под индексом LT-38. Всего заказали 150 таких танков, причем первые 20 требовались уже к концу 1938 года, а все остальные 130 — в 1939-ом, к концу мая. Более того, фирме предстояло освоить еще и средний танкV-8-H или ST-39, который следовало выпустить в количестве 300 машин. Сделать его, правда, так и не успели, все закончилось на уровне прототипа, поскольку Чехословакия была аннексирована. Но пока этого еще не произошло LT-35 и LT-38, а кроме них еще и их многочисленные модификации, и различные промежуточные образцы начали экспортировать за границу. Сразу два вида танков заказала Румыния: ЧКД AH-IV* (*румынское обозначение R — 1) и «Шкода» LT-35 — R-2. Причем румынам требовалось 126 танков, часть которых сделала «Шкода», а часть изготовлена непосредственно в Румынии по приобретенной лицензии. В 1942 году Румыния приобрела еще 26 танков 35(t), но уже у Германии. Следующие 50 танков 38(t) им были поставлены немцами в марте 1943 г., поскольку они потеряли множество танков под Сталинградом. 21 танк румыны переделали в САУ с трофейными пушками Ф — 22 УСВ и ЗИС-З. До июня 1944 г. было сделано около 20 этих установок, получивших название ТАСАМ R-2. В начале 1940 г. румыны хотели приобрести 200 танков Т-21 у фирмы «Шкода», но этот контракт так и не был подписан.


Германский PzKpfw.38(t) Ausf.A в экспозиции танкового музея в Мунстере.

Затем чешские танки получила… Словакия. До Мюнхенского соглашения здесь размещалась 3-я «быстрая дивизия» армии Чехословакии, на вооружении которой находилось 79 танков LT-35. Теперь на ее основе и были созданы национальные словацкие бронетанковые части. Потом Словакия купила у немцев дополнительно еще 32 танка 38(t), а 21 танк LT-40 (облегченная, «экспортная» версия, готовившаяся для отправки в Литву) словакам был передан в порядке военной помощи.

На 22 июня 1941 года армия Словакии в своем составе имела 114 танков LT-35, LT-38 и LT-40. Большие потери в танках на советско-германском фронте вынудили словаков приобрести у немецкой стороны еще 37 танков производства фирмы ЧКД, ну и, разумеется, танки уже непосредственно германского производства.


Германский PzKpfw.38(t) в музее в Тольятти. Как говорится, почувствуйте разницу. Ну… хорошо хоть так-то сделали!

Многие танки были поставлены в очень отдаленные и, можно даже сказать, в экзотические страны. Например, в 1935 году 50 танков TNH отправились в Иран, а в конце 1938 г. 24 LT-38 (одна из модификаций LTP) купила республика Перу. Для Ирана все эти танки были настолько значимой ценностью, что состояли на вооружении его армии вплоть до 1957 года! Но перуанские танки несли службу куда дольше: два таких танка участвовали в неких событиях 1988 г. – ну, очевидно, какой-то очередной местный «пронунсиаменто». Эти LTP от собственно чешских танков отличались вооружением, аналогичным LТ—35.

21 танк LTL, вооруженный 20-мм автоматической пушкой «Эрликон», должен был экспортироваться в Литву. До литовцев они не дошли, а затем их оснастили 37-мм пушками, и они как раз и превратились в те самые танки LT—40, что затем немцы решили продать союзной Словакии. И этот же танк, но марки LTH и с пушкой «Эрликон» был поставлен Швейцарии (24 машины), где его обозначили как Pz.39.

Наконец на 92 танка TNH SV с поставкой в 1939—40 гг. сделала заказ Швеция. Понятно, что с началом войны контракт был сорван, но ссориться с нейтральными шведами немцы все-таки не решились и два танка-прототипа вместе с лицензией на их выпуск Швеции все же передали. И шведы создали на их основе впечатляющий танковый парк, отдельные танки из которого служили до... 1970 года!


Танковый музей в Туне, Швейцария. Прототип САУ на шасси LTH обр. 1943 г.

Еще одной страной на Востоке, заказавший себе чешские танки в 1938 году, стал Афганистан, которому потребовалось 10 «шкодовских» танков. Понятно, что туда эти танки не попали, но зато они попали… в Болгарию, которая получила 26 LT-35 в 1940 году, и пожелала заказать еще. Вот ей «афганские» танки и отдали. Эти LT-35 отличались тем, что на них стояла 37-мм пушка А-8, которой вооружались танки LT-38. И в Болгарии они служили так долго, что в 1948 году фирме «Шкода» поставлять для них запасные части из старого запаса.


Танки «болгарской поставки». Фото военных лет.

Югославия заказала прототип танка Т-12 — S—II— А, но только с дизелем и пушкой калибра 47-мм. Югославы рассчитывали на 120 таких танков, но война разрушила и этот план.

Продолжение следует…

topwar.ru

2.2. Малый танк сопровождения пехоты Т-16

Разработчик: КБ ОАТ
Начало работ над проектом: 1924 год
Выпуск первого опытного экземпляра:
1927 год
Судьба проекта:
Явился предсерийным образцом танка Т-18 (МС-1)

 

В 1926 году в СССР принимается трёхлетняя программа строительства танков, в рамках реализации которой в нашей стране начались одновременные работы по созданию большого количества уникальных образцов военной техники. Программа состояла из двух частей: планов минимум и максимум. Согласно первому в каждой пехотной дивизии должен был появиться один танковый батальон, имеющий на вооружении танки сопровождения (т.е. лёгкие) и «пулемётки сопровождения» (т.е. танкетки). Согласно второму варианту должен был появиться ещё и батальон «маневренных» танков.

Рис. 46 Танк Т-16 Опытный экземпляр. Вид сбоку.

Но уже в июле 1925 года Танковое бюро ГУВП ВСНХ разработало под руководством Шукалова С.П. в инициативном порядке проект советского танка. В сентябре 1926 года на расширенном совещании представителей РККА, ГУВП и ОАТ проект был принят.

 

Рис.47 Танк Т-16 с имитаторами пушки и пулемётов на испытаниях. Июнь 1927 года.

 

Во исполнение принятой трёхлетней программы принимается решение по существенному расширению объёма конструкторских работ по созданию отечественного танка. В качестве базового варианта для начала работ были рассмотрены три конструкции танков: Рено FT-17, Фиат 3000А и вышеназванная отечественная разработка. Решение было принято в пользу последней, как наиболее полно отвечающей требованиям Красной Армии.

Заводу «Большевик» была поставлена задача изготовить один опытный экземпляр танка. Основными ограничениями были: масса танка не должна превышать 5 тонн и машина должна иметь двигатель мощностью не менее 35 л.с. В результате этих работ появился Т-16 – ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ТАНК, полностью разработанный и изготовленный в СССР.

Естественно, в его конструкции хорошо просматривается и итальянский и особенно французский след. Но это не удивительно, так как отечественной школы танкостроения в то время просто не существовало.

Клёпаный из бронелистов корпус каркасного типа, классическая компоновка (отделение управления, отделение боевое. отделение моторно-трансмиссионное) - это Т-16. Доступ к двигателю осуществлялся за счёт наличия съёмных кормовых листов. Экипаж размещался в машине через трёхстворчатый люк, размещённый в передней части танка. Вертикальные створки раскрывались в стороны, а откидной щиток передний – вверх.в этом щитке устанавливался перископический прибор и наблюдательная щель, закрытая заслонкой. Перед люком размещались кронштейны осей колёс направляющих, одновременно выполнявшие роль механизма натяжения гусениц.

Командир танка находился в боевом отделении и должен был вести огонь из спаренных пулемётов (6,5 мм) и пушки Гочкиса (37 мм), которые планировалось установить в шестигранной башне танка, выполняя одновременно функции заряжающего и наводчика. На опытном экземпляре указанное вооружение отсутствовало.

 

Рис.48  Танк Т-16 во дворе завода. 1927 год.

 

Башня через шариковую опору опиралась на подбашенный лист и вращалась командиром танка с помощью специального плечевого упора. Сиденья для командира предусмотрено не было. Его заменял ремень, подвешенный к плечевому упору.

На крыше башни устанавливалась башенка для ведения наблюдения, накрытая грибовидным колпаком. Последний можно было откинуть на пружине и застопорить в открытом положении. Для защиты экипажа от травм башню изнутри обшили кожей, а на щели для наблюдения предусмотрели кожаные налобники. Башня по правому борту имела вентиляционное отверстие, закрытое сдвижной заслонкой, имевшей каплевидную форму.

 

Рис.49   Танк Т-16 на испытаниях. Июнь 1927 года.

 

Боевое и моторно-трансмиссионные отделения разделяла металлическая заслонка, имевшая двустворчатый люк, через который обеспечивался доступ к двигателю. Необходимой мощности и габаритов двигателя на тот момент в СССР не было. Поэтому конструктору Микулину поручили его разработку. Он достаточно хорошо справился с решением этого вопроса, создав 35 сильный двигатель с воздушным охлаждением. КПП и механизм поворота монтировалась с ним в едином блоке. На испытаниях заявленных 35 л.с. двигатель не показал, но зато являлся многотопливным и мог работать практически на любом бензине.

Рис.50   Танк Т-16 на испытаниях.

 

 

Два топливных бака в надгусеничных коробках вмещали 120 литров бензина. На кормовом бронелисте танка крепилось стандартное, по тем временам, дополнение конструкции -  «хвост», позволявший преодолевать рвы большей ширины.

Ходовая часть (на борт) имела по три катка поддерживающих и по три балансирных тележки с двумя катками опорными малого диаметра в каждой из них. Колёса направляющие и катки опорные были снабжены наружной амортизацией. Заднее колесо было ведущим. Переднее – направляющим. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы танка составляла 300 мм.

Танк, при существенном внешнем сходстве с FT-17, имел перед последним ряд значительных преимуществ. Он был легче, меньше по габаритам и более скоростным.

Сложности производственного характера, обусловленные отсутствием специалистов, инструмента и требуемых материалов в нужных количествах значительно удлинили сроки изготовления прототипа. Он был изготовлен лишь в  марте 1927 года.

Его полевые испытания выявили непригодность машины для серийного производства в связи с регулярными поломками двигателя и выходом из строя ходовой части. Ещё одним существенным недостатком конструкции являлась неспособность танка преодолевать рвы, ширина которых превышала 1500 мм, и его высокая центровка.

Используя знания и технические решения, полученные в процессе создания Т-16, на его базе создали улучшенную машину, получившую наименование Т-18 (второе наименование МС-1 малый танк сопровождения пехоты).

Рис.51  То, во что превратился Т-16, танк Т-18

Тактико-технические характеристики лёгкого танка Т-16 образца 1927 года

Масса полная (кг) 5050
Экипаж (чел) 2
Длина / ширина / высота / клиренс (мм) 4350 с хвостом (3420 без) /1800/2030/325
Вооружение пушка Гочкиса (37 мм) – 1; спаренный танковый  пулемет Федорова - Иванова (6,5 мм) - 1
Боекомплект 120 выстрелов и 4000 патронов
Прицельные приспособления Прицел телескопический
Бронирование противопульное  лоб/борт/корма/ крыша/днище/башня (мм) 16/16/16/6/6/18
Двигатель марка/мощность (л.с.) 4-ех цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения Т-16 / 35
Трансмиссия (тип) механическая
Скорость шоссе / грунт (км/час) 14,5 / 8
Запас хода по шоссе (км) 100
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,72
Ширина рва, м

1,50

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о