Cредние танки СССР в World Of Tanks
Назад к учебнику танкиста
Средние танки СССР в World of Tanks отличаются хорошим вооружением и рациональным бронированием, увеличивающим шанс рикошета или непробития. Однако за огневую мощь пришлось заплатить точностью, что вынуждает сокращать дистанцию боя до средней-ближней.
Стандартные танки
Также именуемый игроками «Трамвай» за свои большие размеры и очень слабую броню. Несмотря на эти недостатки, весьма неплохая боевая машина из-за скорострельного и точного 57 мм орудия с приличным бронепробитием. Для многих этот танк является «проходным», что, впрочем, не мешает «вытаскивать» на нём бои и убивать цели на уровень или два выше.Очень хороший танк. Легендарный советский танк. Отличается наклонной бронёй, хорошей скоростью, а также приемлемой динамикой и манёвренностью. Главный козырь — скорострельное и точное 57 мм орудие ЗиС-4, одинаково хорошо подходящее как для засад, так и для маневренных боёв. Из-за своей универсальности и гибкости в применении хорошо подходит для фарма и фана. Всё тот же Т-34, но потяжелевший из-за новой, более прочной башни. Результатом этого стала ухудшившаяся динамика танка. Зато появилось орудие Д-5Т-85БМ с неплохой скорострельностью, бронепробитием и приличным уроном. Приятный в управлении, многие игроки надолго оставляют этот танк в своих ангарах после открытия Т-43. Некоторое усиление брони ещё больше ухудшило динамику и манёвренность этого танка. При этом выбор орудий аналогичен Т-34-85, бывшему уровнем ранее. Машина хорошо показывает себя в качестве поддержки, идущей в группе средних танков, но при игре в одиночку могут возникнуть проблемы из-за слабого бронирования и маломощного орудия, особенно это заметно при попадании к девятым уровням. Там Т-43 оказывается практически беспомощен, и единственным выходом остаются золотые снаряды. Хорош бронёй, количеством хп и устойчивостью к критам. Однако мобильность всё же оставляет желать лучшего, а 85 мм орудия не всегда достаточно для эффективной борьбы. Альтернатива — 122 мм гаубица с низкой точностью и довольно долгой перезарядкой. Из двух орудий придется выбрать то, которое лучше подходит под личный стиль боя. Получив новый, более мощный топовый двигатель и весьма точное и скорострельное орудие ЛБ-1, танк стал серьезной угрозой для всех танков СССР и России подобного класса. Однако проблемы с боеукладкой все еще дают о себе знать, и, самое главное, что стоит помнить — весь свой потенциал танк по-прежнему раскрывает при игре с группой других СТ и плохо подходит для игры соло. Т-54 обладает отличной скоростью и манёвренностью, за что танк получил прозвище «Таракан». Броня танка неплохо защищает от пушек противников ниже уровнем, но полагаться только на неё не стоит. На выбор имеются два топовых 100 мм орудия: пробивное Д-54 или скорострельное и точное Д10Т2С. Оба орудия весьма эффективны при использовании кумулятивных снарядов, однако это сильно увеличивает затраты на использование танка. По сравнению с предшественником танк сдал в динамике и толщине лобовой брони, корпус стал более длинным, а значит, более уязвимым. Но не всё так плохо — отличное орудие, настоящий «пулемет» для десятого уровня, к тому же может похвастаться отличной точностью, бронебойностью и сведением, что расширяет возможности танка — по сути, это единственный советский средний танк высокого уровня, который не столь жестко ориентирован на ближний бой.Премиумные танки
Этот танк отличается высокой прочностью, сильным бронированием и низким силуэтом — что превращает его в серьёзную проблему для всех танков своего уровня. Однако низкая скорость затрудняет ведение активных действий (оборона базы зачастую оказывается предпочтительнее), а орудие с низкой бронепробиваемостью начинает вызывать проблемы при борьбе с целями уже уровнем выше. Советский акционный средний танк четвёртого уровня с динамическими характеристиками легкого. Способен вести разведывательные операции и уничтожать артиллерию противника.Средние танки СССР • World of Tanks 1.6
Видео обзор всех советских средних танков СССР
СССР – это по-своему уникальная нация игры World of Tanks. Несмотря на все отрицательные отклики со стороны игроков, боевые машины советов наиболее сбалансированы и способны вносить огромный вклад в бою. Кроме того СССР – это самая изучаемая нация в игре, вес таки патриотизм никого не покинул и все с удовольствием катаются на легендарных и интересных танках. Что самое интересное, самым большим спросом и популярностью являются средние танки, которые не обладают какими-либо особенностями, но предлагают комфортную и приятную игру.
Общие сведения о средних танках СССР
На данный момент СТ СССР имеет 14 боевых машин, среди которых имеется 3 представителя топового уровня. Они подразделены на 2 ветки и начинаются с 5 уровня. Что можно сказать, глядя на эти боевые машины? Они имеют вполне привычную для всех структуру строения, обладают универсальными орудиями, средним показателем перезарядки, отличной скоростью и маневренностью. Что касается бронирования, то эти представители имеют варьированные показатели, которые в некоторых случаях установлены идеально, а в других случаях их жутко не хватает.
ВСЕ СТ СССР: А-32 Prem, Т-28, Матильда IV Prem, Т-34, А-43, Т-34-85, А-44, КВ-13, Т-43, Объект 416, Т-54 пер. образец, Т-44, Т-54, Объект 430 II, Объект 140, Объект 430, T55A, Объект 907, T-62A
Среди всех представленных машин имеются и легендарные машины, такие как Т-34, Т-44, Т-54, Т-62А и другие. А так же имеются и секретные модели линейки Объект. Играя на них поначалу, кажется, что они безобразны и не могут ничего по сравнению с другими нациями, но ощущение ошибочно, когда начинаешь более детально рассматривать аналогичные модели.
Сравнение аналогичной техники других наций
Если брать в сравнение другие нации, которые также предоставляют игрокам немало различных СТ, то сразу в глаза бросаются специфичные конструкции, уникальные особенности и прочие характеристики, которые выделяют эти машины на фоне других. Но эти особенности не позволяют использовать танки в любом тактическом направлении избегать опасных ситуаций. Что нельзя сказать о советских СТ, которые специально заточены в плане боевой эффективности под самые неожиданные ситуации в бою. Главным отличием от остальных танков, они имеют наклонную броню, которая повышает вероятность рикошета в несколько раз. Кроме того, советская техника обладает заниженным силуэтом, что позволяет намного эффективнее скрываться от вражеского засвета. Что касается других наций, тони не обладают таковыми особенностями, или имеют некоторые погрешности.
Поэтому стоит задуматься прежде, что вы хотите от игры. Если хотите комфортную игру, которая сможет показать все прелести геймплея World of Tanks, то лучше начинать с ветки развития СССР, он выполняет эту задачу на все 200 %.
Особенности и погрешности техники, а так же топовые модели
Единственным отрицательным моментом этих боевых машин является то, что они не имеют каких-либо сильных сторон. То есть, к примеру, если немцы имеют точное орудие, англичане высокую скорострельность и французы барабан, то советской технике нечем похвастаться, поэтому они не способны сотворить нечто невероятное. Вторым отрицательным моментом является довольно слабый потенциал в дуэли, то есть на советской технике лучше всего действовать группой, так как в одного очень сложно что-либо совершить. И третьим отрицательным моментом является высокая вероятность пожара, которую пользуются профессиональные игроки. То есть, если вы сражаетесь опытным противником, то будьте готовы к тому, что будете часто загораться. Но наперекор отрицательным моментам идут положительные стороны машин. Как говорилось выше, они обладают сбалансированным орудием, высокой маневренностью и приемлемой скоростью. Но чтобы точнее оценить способности техники, необходимо рассмотреть топовые модели СТ.
Итак, в ветке СССР имеется 3 топовые модели этого класса, а именно: Т-62А, Объект 430 и Объект 140. На данный момент СССР обладает наибольшим количеством топовых СТ. Каких-либо особенных отличительных черт среди них нет и общее описание и сравнение с другими нациями будет абсолютно идентичным с информацией, которая была представлена выше. Поэтому заострять своего внимания на этих танках не имеет смысла, они имеют очень маленькие и не столь значительные отличия между собой. В основном это отличия во внешней структуре бронирования, а точнее наклоны брони. Поэтому лучше разобрать рекомендуемое снаряжение для линейки этих танков.
Рекомендации: снаряжение, навыки и дополнительное оборудование
Всем известно, что в игре World of Tanks имеется хоть и маленькое количество дополнительного оборудования, но оно может изменять технические показатели так, что можно иногда скрывать слабости у танков. Таким образом, для всей советской техники рекомендуется такой набор дополнительного оборудования: орудийный досылатель, стабилизатор вертикальной наводки и улучшенная вентиляция. Да, возможно, что не все согласятся с таким набором, но этот набор несмотря ни на что является самым оптимальным, так как улучшает необходимые показатели, которые в первую очередь необходимы боевой машине.
Что касается снаряжения, то набор остается стандартным, без каких-либо изменений. Рекомендуется брать с собой следующий набор: ремкомплект, огнетушитель и малая аптечка. Этот набор позволяет устранить повреждения и восстановить экипаж, а так же избегать вашего главного врага – пожара.
О советских средних танках
А теперь стоит взглянуть на набор навыков для экипажа. Хочется отметить, что первые два столбца навыков должны занимать ремонт и лампочка, они воссоздают основу для улучшения боевого потенциала. Третий столбец навыков рекомендуется заполнить маскировкой, учитывая низкий профиль техники, этот навык позволит вам обрести скрытность, которая иногда является ключевой особенностью в бою. А далее уже можно собирать навыки на свое усмотрение, обратите внимание на навыки, которые улучшают движение: король бездорожья, плавный ход. Так же рекомендуется изучить боевое братство, которое значительно улучшает весомость экипажа в бою. Остальные навыки не столь значительны, поэтому изучайте их в зависимости от вашего стиля игры.
Тактическое применение
Теперь мы подошли к самому интересному, это к тактическому применению этих боевых машин. Как ни странно, для советских танков не существует какой-либо одной тактики, они постоянно требуют смены обстановки, ради того, чтобы суметь добиться успеха в бою. Поэтому стоять на одном месте и пытаться применять одну тактику не имеет смысла. Лучше всего действовать в зависимости от ситуации, которая складывается в бою. Но если более подробно рассматривать все моменты, то наилучшим вариантом для советской техники является тактика поддержки союзников, то есть действовать нужно по всем возможным флангам и так, чтобы суметь повредить как можно больше врагов. Поэтому будьте готовы к частым переездам и активному положению в игре, именно от вас будет зависеть та или иная позиция на карте, именно вы сможете повергнуть врагов в шок, поэтому не стоит долго застаиваться и действовать по максимуму. Кроме того, если вы действуете группой советских танков, то успех боя вам будет гарантирован.
Таким образом, мы рассмотрели основную и общую информацию по советским СТ. Да, эта информация не поможет вам нагибать в каждом бою, но она позволит вам более грамотно и уверено действовать. Именно знание своей техники и рациональное использование слабых и сильных сторон, позволит добиться успеха даже в самом тяжелом бою.
Смотрите также:
wot-top.ru
Военная техника СССР — ЛТ, СТ, ТТ, САУ, ПТ САУ и другая техника СССР на портале wiki.wargaming.net
Военная техника СССР — ЛТ, СТ, ТТ, САУ, ПТ САУ и другая техника СССР на портале wiki.wargaming.net ‘; }Лёгкие танки
II
II
II
II
II
III
III
III
III
III
БТ-7 артиллерийский
III
III
III
III
IV
IV
IV
V
VI
VI
VII
VIII
VIII
IX
Т-54 облегчённый
X
Средние танки
III
IV
IV
IV
V
V
Т-34 экранированный
V
VI
VI
VI
VI
М4-А2 Шерман Лозы
VI
VII
VII
VII
VII
VIII
VIII
Т-54 первый образец
VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
IX
Объект 430 Вариант II
IX
IX
X
X
X
X
X
X
Тяжёлые танки
V
V
V
V
КВ-220-2 Бета-Тест
V
VI
VI
VI
VI
VI
VII
VII
VII
VII
VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
ИС-5 (Объект 730)
VIII
VIII
КВ-4 Креславского
VIII
Объект 252У Защитник
VIII
VIII
IX
IX
IX
IX
X
X
X
X
X
X
Объект 279 ранний
Противотанковые САУ
II
III
III
IV
V
V
VI
VI
VII
VII
VII
VII
VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
IX
IX
X
X
Объект 268 Вариант 4
САУ
II
III
IV
V
VI
VII
VII
VIII
IX
X
Для входа на сайт выберите регион,в котором вы играете
wiki.wargaming.net
Таблица характеристик, Нация: СССР, Класс: Все, Уровень: Все
1 | «ИС» | СССР | Тяжёлый танк | VII | 22 400 | 1 424 000 | — | 1 230HP | 120 / 90 / 60мм | 100 / 90 / 90мм | 46 225кг | 48 400кг | 700л.с | 15.14л.с./т | 35град/сек | 1.1 / 1.4 / 2.3 | 34км/ч | 14км/ч | 350м | 28град/сек | -180град | +180град | -6…-2град | +25град | 122мм | 28шт | 12.3сек | 3.4сек | 0.46м/100м | — | — | — | 175 / 217 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1902 / 1902 / 2585HP/мин | 625м |
2 | «СУ-85» | СССР | ПТ-САУ | V | 12 500 | 414 000 | — | 350HP | 45 / 45 / 40мм | — | 29 500кг | 32 400кг | 500л.с | 16.95л.с./т | 35град/сек | 1.1 / 1.4 / 2.1 | 55км/ч | 14км/ч | 280м | 44град/сек | -15град | +15град | -6град | +25град | 85мм | 38шт | 6.0сек | 2.3сек | 0.34м/100м | — | — | — | 144 / 194 / 44мм | 180 / 180 / 300HP | 1800 / 1800 / 3000HP/мин | 525м |
3 | «БТ-7» | СССР | Лёгкий танк | III | 1 500 | 37 000 | — | 230HP | 20 / 19 / 13мм | 20 / 15 / 15мм | 14 310кг | 15 500кг | 480л.с | 33.54л.с./т | 54град/сек | 0.8 / 1.0 / 2.3 | 65.4км/ч | 20км/ч | 300м | 36град/сек | -180град | +180град | -8…-5град | +25град | 37мм | 84шт | 2.1сек | 1.7сек | 0.39м/100м | — | — | — | 58 / 92 / 19мм | 40 / 40 / 50HP | 1143 / 1143 / 1429HP/мин | 615м |
4 | «БТ-7» | СССР | Лёгкий танк | II | — | 37 000 | — | 210HP | 20 / 19 / 13мм | 20 / 15 / 15мм | 14 110кг | 14 200кг | 450л.с | 31.89л.с./т | 50град/сек | 0.9 / 1.1 / 2.7 | 65.4км/ч | 20км/ч | 280м | 36град/сек | -180град | +180град | -8…-5град | +25град | 45мм | 84шт | 2.3сек | 2.3сек | 0.46м/100м | — | — | — | 51 / 88 / 23мм | 47 / 47 / 62HP | 1226 / 1226 / 1617HP/мин | 300м |
5 | «Т-34» | СССР | Средний танк | V | 11 500 | 356 700 | — | 450HP | 45 / 45 / 40мм | 52 / 52 / 45мм | 29 390кг | 31 300кг | 500л.с | 17.01л.с./т | 40град/сек | 1.1 / 1.3 / 2.3 | 56км/ч | 20км/ч | 350м | 49град/сек | -180град | +180град | -8…-7град | +26град | 76мм | 70шт | 5.7сек | 2.9сек | 0.41м/100м | — | — | — | 125 / 156 / 39мм | 115 / 110 / 165HP | 1211 / 1158 / 1737HP/мин | 525м |
6 | «КВ» | СССР | Тяжёлый танк | V | — | 410 000 | — | 560HP | 75 / 75 / 70мм | 90 / 75 / 75мм | 47 545кг | 47 800кг | 500л.с | 10.52л.с./т | 17град/сек | 1.1 / 1.7 / 3.1 | 34км/ч | 10км/ч | 310м | 22град/сек | -180град | +180град | -8град | +28град | 76мм | 111шт | 4.3сек | 2.3сек | 0.46м/100м | — | — | — | 86 / 102 / 38мм | 110 / 110 / 156HP | 1535 / 1535 / 2177HP/мин | 360м |
7 | «Т-28» | СССР | Средний танк | IV | 3 600 | 135 000 | — | 350HP | 30 / 20 / 20мм | 25 / 25 / 25мм | 17 080кг | 32 300кг | 500л.с | 29.27л.с./т | 40град/сек | 1.1 / 1.3 / 2.1 | 45км/ч | 20км/ч | 340м | 44град/сек | -180град | +180град | -6…-5град | +25град | 57мм | 78шт | 2.7сек | 2.3сек | 0.34м/100м | — | — | — | 112 / 189 / 29мм | 85 / 85 / 95HP | 1889 / 1889 / 2111HP/мин | 360м |
8 | «Т-28» | СССР | Средний танк | II | — | 135 000 | — | 320HP | 30 / 20 / 20мм | 20 / 20 / 20мм | 16 040кг | 18 900кг | 400л.с | 24.94л.с./т | 35град/сек | 1.2 / 1.5 / 2.3 | 45км/ч | 20км/ч | 320м | 46град/сек | -180град | +180град | -6…-3град | +25град | 76мм | 69шт | 4.6сек | 2.3сек | 0.60м/100м | — | — | — | 37 / 75 / 38мм | 110 / 110 / 164HP | 1435 / 1435 / 2139HP/мин | 300м |
9 | «Т-34-85» | СССР | Средний танк | VI | 27 825 | 915 000 | — | 720HP | 45 / 45 / 40мм | 90 / 75 / 52мм | 33 650кг | 35 300кг | 600л.с | 17.83л.с./т | 38град/сек | 1.1 / 1.3 / 2.1 | 54км/ч | 20км/ч | 360м | 46град/сек | -180град | +180град | -7…-6град | +22град | 85мм | 48шт | 6.0сек | 2.3сек | 0.37м/100м | — | — | — | 144 / 194 / 44мм | 180 / 180 / 300HP | 1800 / 1800 / 3000HP/мин | 525м |
10 | «Т-34-85» | СССР | Средний танк | II | — | 915 000 | — | 670HP | 45 / 45 / 40мм | 90 / 75 / 52мм | 32 370кг | 35 000кг | 500л.с | 15.45л.с./т | 36град/сек | 1.2 / 1.5 / 2.3 | 54км/ч | 20км/ч | 350м | 46град/сек | -180град | +180град | -7град | +22град | 76мм | 68шт | 4.1сек | 2.9сек | 0.41м/100м | — | — | — | 125 / 156 / 39мм | 115 / 110 / 165HP | 1683 / 1610 / 2415HP/мин | 325м |
11 | «БТ-2» | СССР | Лёгкий танк | II | 270 | 3 500 | — | 160HP | 15 / 13 / 10мм | 26 / 13 / 13мм | 10 760кг | 11 800кг | 450л.с | 41.82л.с./т | 40град/сек | 1.0 / 1.1 / 2.3 | 55км/ч | 20км/ч | 280м | 35град/сек | -180град | +180град | -8…-2град | +25град | 45мм | 80шт | 2.3сек | 2.3сек | 0.46м/100м | — | — | — | 51 / 88 / 23мм | 47 / 47 / 62HP | 1226 / 1226 / 1617HP/мин | 300м |
12 | «БТ-2» | СССР | Лёгкий танк | II | — | 3 500 | — | 140HP | 15 / 13 / 10мм | 26 / 13 / 13мм | 10 287кг | 11 500кг | 400л.с | 38.88л.с./т | 36град/сек | 1.1 / 1.4 / 2.5 | 55км/ч | 20км/ч | 240м | 32град/сек | -180град | +180град | -8…-2град | +25град | 37мм | 92шт | 2.5сек | 0.1сек | 0.10м/100м | — | — | — | 40 / 64 / 19мм | 36 / 36 / 40HP | 864 / 864 / 960HP/мин | 300м |
13 | «Т-26» | СССР | Лёгкий танк | II | 270 | 3 700 | — | 180HP | 15 / 15 / 15мм | 15 / 15 / 15мм | 9 675кг | 12 700кг | 130л.с | 13.44л.с./т | 52град/сек | 1.0 / 1.1 / 2.1 | 36км/ч | 15км/ч | 310м | 46град/сек | -180град | +180град | -8град | +25град | 37мм | 140шт | 2.3сек | 2.3сек | 0.39м/100м | — | — | — | 58 / 92 / 19мм | 40 / 40 / 50HP | 1043 / 1043 / 1304HP/мин | 300м |
14 | «Т-26» | СССР | Лёгкий танк | II | — | 3 700 | — | 150HP | 15 / 15 / 15мм | 15 / 15 / 15мм | 9 302кг | 10 200кг | 90л.с | 9.68л.с./т | 50град/сек | 1.1 / 1.4 / 2.3 | 36км/ч | 15км/ч | 280м | 44град/сек | -180град | +180град | -8град | +25град | 37мм | 160шт | 2.3сек | 2.3сек | 0.46м/100м | — | — | — | 40мм | 18HP | 470HP/мин | 265м |
15 | «СУ-122А» | СССР | САУ | V | 12 570 | 385 000 | — | 210HP | 25 / 15 / 10мм | — | 10 844кг | 13 000кг | 170л.с | 15.68л.с./т | 26град/сек | 1.1 / 1.3 / 2.1 | 30км/ч | 10км/ч | 255м | 16град/сек | -7.5град | +7.5град | -3град | +45град | 152мм | 15шт | 31.6сек | 7.0сек | 0.85м/100м | — | — | — | 38мм | 600HP | 1139HP/мин | 625м |
16 | «МТ-25» | СССР | Лёгкий танк | VI | 32 150 | 880 000 | — | 590HP | 45 / 40 / 40мм | 45 / 40 / 40мм | 26 120кг | 28 000кг | 740л.с | 28.33л.с./т | 48град/сек | 0.6 / 0.7 / 1.5 | 62км/ч | 23км/ч | 360м | 48град/сек | -180град | +180град | -5град | +25град | 76мм | 70шт | 4.5сек | 2.3сек | 0.42м/100м | — | — | — | 125 / 156 / 39мм | 115 / 110 / 165HP | 1533 / 1467 / 2200HP/мин | 730м |
17 | «Объект 430 Вариант II» | СССР | Средний танк | IX | 150 500 | 3 450 000 | — | 1 700HP | 120 / 80 / 40мм | 248 / 185 / 63мм | 36 450кг | 40 000кг | 580л.с | 15.91л.с./т | 48град/сек | 0.7 / 0.8 / 1.6 | 55км/ч | 20км/ч | 390м | 40град/сек | -90град | +90град | -4град | +16град | 100мм | 50шт | 8.0сек | 2.9сек | 0.38м/100м | — | — | — | 219 / 330 / 50мм | 320 / 320 / 420HP | 2400 / 2400 / 3150HP/мин | 760м |
18 | «БТ-7 артиллерийский» | СССР | Лёгкий танк | III | — | — | 5 | 220HP | 20 / 19 / 13мм | 15 / 15 / 13мм | 13 500кг | 14 800кг | 500л.с | 37.04л.с./т | 46град/сек | 0.8 / 1.0 / 1.9 | 51.6км/ч | 20км/ч | 290м | 40град/сек | -180град | +180град | -5…-4град | +25град | 76мм | 40шт | 4.8сек | 2.4сек | 0.60м/100м | — | — | — | 38 / 37мм | 164 / 110HP | 2050 / 1375HP/мин | 300м |
19 | «КВ-85» | СССР | Тяжёлый танк | VI | 28 800 | 900 000 | — | 870HP | 75 / 60 / 60мм | 100 / 90 / 90мм | 46 500кг | 49 000кг | 600л.с | 12.9л.с./т | 30град/сек | 1.0 / 1.1 / 2.1 | 34км/ч | 14км/ч | 340м | 28град/сек | -180град | +180град | -3град | +20град | 122мм | 28шт | 20.0сек | 3.6сек | 0.50м/100м | — | — | — | 175 / 217 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1170 / 1170 / 1590HP/мин | 440м |
20 | «ЛТТБ» | СССР | Лёгкий танк | VIII | 96 700 | 2 410 000 | — | 1 050HP | 90 / 45 / 40мм | 90 / 75 / 52мм | 22 680кг | 24 000кг | 770л.с | 33.95л.с./т | 48град/сек | 0.9 / 1.0 / 1.6 | 68км/ч | 20км/ч | 380м | 48град/сек | -180град | +180град | -5град | +15град | 85мм | 42шт | 5.4сек | 2.1сек | 0.36м/100м | — | — | — | 170 / 216 / 44мм | 180 / 180 / 300HP | 2000 / 2000 / 3333HP/мин | 730м |
wotraw.ru
Таблица характеристик, Нация: СССР, Класс: Все, Уровень: VIII
1 | «ЛТТБ» | СССР | Лёгкий танк | VIII | 96 700 | 2 410 000 | — | 1 050HP | 90 / 45 / 40мм | 90 / 75 / 52мм | 22 680кг | 24 000кг | 770л.с | 33.95л.с./т | 48град/сек | 0.9 / 1.0 / 1.6 | 68км/ч | 20км/ч | 380м | 48град/сек | -180град | +180град | -5град | +15град | 85мм | 42шт | 5.4сек | 2.1сек | 0.36м/100м | — | — | — | 170 / 216 / 44мм | 180 / 180 / 300HP | 2000 / 2000 / 3333HP/мин | 730м |
2 | «ИСУ-130» | СССР | ПТ-САУ | VIII | — | — | 5 | 1 000HP | 90 / 90 / 60мм | 0 / 0 / 0мм | 47 000кг | 52 600кг | 520л.с | 11.06л.с./т | 28град/сек | 1.1 / 1.3 / 2.1 | 38км/ч | 14км/ч | 380м | 26град/сек | -2град | +10град | -8град | +14.3град | 130мм | 25шт | 10.3сек | 2.1сек | 0.37м/100м | — | — | — | 215 / 187 / 65мм | 490 / 570 / 640HP | 2854 / 3320 / 3728HP/мин | 730м |
3 | «Т-54 первый образец» | СССР | Средний танк | VIII | — | — | 8 750 | 1 300HP | 120 / 90 / 45мм | 200 / 120 / 75мм | 35 500кг | 38 700кг | 760л.с | 21.41л.с./т | 42град/сек | 1.1 / 1.2 / 1.9 | 44км/ч | 18км/ч | 380м | 40град/сек | -180град | +180град | -7…-4.8град | +17град | 100мм | 56шт | 8.0сек | 2.2сек | 0.36м/100м | — | — | — | 190 / 247 / 50мм | 250 / 250 / 330HP | 1875 / 1875 / 2475HP/мин | 700м |
4 | «ИС-5 (Объект 730)» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | — | — | 12 000 | 1 550HP | 120 / 120 / 60мм | 201 / 129 / 90мм | 49 045кг | 54 900кг | 700л.с | 14.27л.с./т | 26град/сек | 1.4 / 1.5 / 2.3 | 42км/ч | 14км/ч | 360м | 24град/сек | -180град | +180град | -5град | +17град | 122мм | 30шт | 12.6сек | 3.2сек | 0.46м/100м | — | — | — | 221 / 270 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1857 / 1857 / 2524HP/мин | 730м |
5 | «ИС-3 с МЗ» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | — | — | 12 190 | 1 550HP | 110 / 90 / 60мм | 249 / 172 / 100мм | 49 000кг | 53 560кг | 520л.с | 10.61л.с./т | 26град/сек | 1.0 / 1.2 / 2.1 | 40км/ч | 15км/ч | 350м | 22град/сек | -180град | +180град | -5…-0.4град | +19град | 122мм | 28шт | 11.7сек | 3.4сек | 0.46м/100м | — | — | — | 221 / 270 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 2000 / 2000 / 2718HP/мин | 720м |
6 | «КВ-4 КТТС» | СССР | ПТ-САУ | VIII | — | — | 11 200 | 1 200HP | 200 / 125 / 125мм | 250 / 125 / 125мм | 100 000кг | 107 000кг | 1 200л.с | 12.0л.с./т | 24град/сек | 1.5 / 1.7 / 2.8 | 35км/ч | 10км/ч | 350м | 24град/сек | -15град | +45град | -5град | +20град | 107мм | 90шт | 8.4сек | 2.5сек | 0.36м/100м | — | — | — | 227 / 289 / 62мм | 320 / 320 / 420HP | 2286 / 2286 / 3000HP/мин | 440м |
7 | «Т-44-100» | СССР | Средний танк | VIII | — | — | 12 500 | 1 350HP | 90 / 75 / 45мм | 190 / 130 / 100мм | 33 500кг | 37 000кг | 760л.с | 22.69л.с./т | 51град/сек | 0.5 / 0.6 / 1.5 | 52км/ч | 23км/ч | 380м | 48град/сек | -180град | +180град | -7…-5град | +23град | 100мм | 56шт | 7.5сек | 2.0сек | 0.35м/100м | — | — | — | 190 / 247 / 50мм | 250 / 250 / 330HP | 2000 / 2000 / 2640HP/мин | 700м |
8 | «Т-44-100М» | СССР | Средний танк | VIII | — | — | 100 | 1 350HP | 90 / 75 / 45мм | 120 / 100 / 100мм | 33 500кг | 37 000кг | 760л.с | 22.69л.с./т | 51град/сек | 0.5 / 0.6 / 1.5 | 52км/ч | 20км/ч | 380м | 48град/сек | -180град | +180град | -7…-5град | +23град | 100мм | 56шт | 9.6сек | 2.2сек | 0.35м/100м | — | — | — | 183 / 235 / 50мм | 300 / 300 / 360HP | 1875 / 1875 / 2250HP/мин | 700м |
9 | «Кировец-1» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | — | — | 10 700 | 1 550HP | 140 / 100 / 60мм | 195 / 120 / 100мм | 47 500кг | 51 000кг | 720л.с | 15.16л.с./т | 26град/сек | 1.0 / 1.1 / 2.0 | 42км/ч | 20км/ч | 360м | 24град/сек | -180град | +180град | -5…-1град | +18град | 122мм | 30шт | 13.0сек | 3.1сек | 0.45м/100м | — | — | — | 221 / 270 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1800 / 1800 / 2446HP/мин | 730м |
10 | «Т-44-100 (Р)» | СССР | Средний танк | VIII | — | — | 100 | 1 350HP | 90 / 75 / 45мм | 190 / 130 / 100мм | 33 500кг | 37 000кг | 760л.с | 22.69л.с./т | 51град/сек | 0.5 / 0.6 / 1.5 | 52км/ч | 23км/ч | 380м | 48град/сек | -180град | +180град | -7…-5град | +23град | 100мм | 56шт | 7.5сек | 2.0сек | 0.35м/100м | — | — | — | 190 / 247 / 50мм | 250 / 250 / 330HP | 2000 / 2000 / 2640HP/мин | 700м |
11 | «КВ-4 Креславского» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | — | — | 5 | 1 500HP | 180 / 125 / 90мм | 180 / 160 / 100мм | 92 600кг | 100 000кг | 1 200л.с | 12.96л.с./т | 20град/сек | 1.4 / 1.5 / 2.8 | 30км/ч | 16км/ч | 360м | 24град/сек | -180град | +180град | -7град | +15град | 107мм | 103шт | 11.3сек | 2.9сек | 0.38м/100м | — | — | — | 227 / 289 / 62мм | 320 / 320 / 420HP | 1699 / 1699 / 2230HP/мин | 440м |
12 | «Объект 252У Защитник» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | — | — | 10 950 | 1 500HP | 130 / 100 / 90мм | 250 / 150 / 100мм | 51 500кг | 58 000кг | 700л.с | 13.59л.с./т | 30град/сек | 1.2 / 1.5 / 2.3 | 35км/ч | 14км/ч | 350м | 24град/сек | -180град | +180град | -6…-4.5град | +20град | 122мм | 30шт | 15.0сек | 3.2сек | 0.44м/100м | — | — | — | 225 / 265 / 68мм | 440 / 440 / 530HP | 1760 / 1760 / 2120HP/мин | 730м |
13 | «Объект 252У» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | — | — | 10 950 | 1 500HP | 130 / 100 / 90мм | 250 / 150 / 100мм | 51 500кг | 58 000кг | 700л.с | 13.59л.с./т | 30град/сек | 1.2 / 1.5 / 2.3 | 35км/ч | 14км/ч | 350м | 24град/сек | -180град | +180град | -6…-4.5град | +20град | 122мм | 30шт | 15.0сек | 3.2сек | 0.44м/100м | — | — | — | 225 / 265 / 68мм | 440 / 440 / 530HP | 1760 / 1760 / 2120HP/мин | 730м |
14 | «Т-103» | СССР | ПТ-САУ | VIII | — | — | 100 | 1 250HP | 100 / 100 / 60мм | 220 / 145 / 60мм | 63 000кг | 66 000кг | 900л.с | 14.29л.с./т | 30град/сек | 1.3 / 1.4 / 2.5 | 40км/ч | 12км/ч | 380м | 15град/сек | -180град | +180град | -8…-5град | +30град | 130мм | 50шт | 11.2сек | 2.3сек | 0.36м/100м | — | — | — | 258 / 307 / 65мм | 440 / 440 / 580HP | 2357 / 2357 / 3107HP/мин | 730м |
15 | «ИС-М» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | 58 000 | 2 550 000 | — | 1 500HP | 130 / 120 / 80мм | 250 / 140 / 120мм | 55 000кг | 60 000кг | 750л.с | 13.64л.с./т | 26град/сек | 1.1 / 1.7 / 2.5 | 35км/ч | 12км/ч | 350м | 32град/сек | -180град | +180град | -5град | +20град | 122мм | 30шт | 11.7сек | 3.0сек | 0.42м/100м | — | — | — | 212 / 240 / 68мм | 390 / 390 / 530HP | 2000 / 2000 / 2718HP/мин | 625м |
16 | «СТГ» | СССР | Средний танк | VIII | — | — | 9 700 | 1 350HP | 100 / 45 / 45мм | 210 / 180 / 45мм | 28 000кг | 30 000кг | 400л.с | 14.29л.с./т | 45град/сек | 0.7 / 0.8 / 1.6 | 50км/ч | 20км/ч | 370м | 35град/сек | -180град | +180град | -6град | +17град | 122мм | 35шт | 14.0сек | 2.5сек | 0.33м/100м | — | — | — | 212 / 248 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1671 / 1671 / 2271HP/мин | 730м |
17 | «СТГ Гвардеец» | СССР | Средний танк | VIII | — | — | 9 700 | 1 350HP | 100 / 45 / 45мм | 210 / 180 / 45мм | 28 000кг | 30 000кг | 400л.с | 14.29л.с./т | 45град/сек | 0.7 / 0.8 / 1.6 | 50км/ч | 20км/ч | 370м | 35град/сек | -180град | +180град | -6град | +17град | 122мм | 35шт | 14.0сек | 2.5сек | 0.33м/100м | — | — | — | 212 / 248 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1671 / 1671 / 2271HP/мин | 730м |
18 | «ИС-3» | СССР | Тяжёлый танк | VIII | 77 000 | 2 568 500 | — | 1 500HP | 110 / 90 / 60мм | 249 / 172 / 100мм | 49 095кг | 53 900кг | 700л.с | 14.26л.с./т | 30град/сек | 1.0 / 1.4 / 2.1 | 38км/ч | 15км/ч | 350м | 26град/сек | -180град | +180град | -5…-1град | +23град | 122мм | 28шт | 13.3сек | 3.4сек | 0.40м/100м | — | — | — | 225 / 265 / 68мм | 390 / 390 / 530HP | 1759 / 1759 / 2391HP/мин | 730м |
19 | «Т-44» | СССР | Средний танк | VIII | 93 653 | 2 390 000 | — | 1 300HP | 90 / 75 / 45мм | 190 / 130 / 100мм | 34 155кг | 35 300кг | 760л.с | 22.25л.с./т | 44град/сек | 1.0 / 1.2 / 2.0 | 51км/ч | 23км/ч | 380м | 48град/сек | -180град | +180град | -5…-4град | +23град | 122мм | 26шт | 15.2сек | 3.2сек | 0.42м/100м | — | — | — | 175 / 217 / 61мм | 390 / 390 / 530HP | 1539 / 1539 / 2092HP/мин | 730м |
20 | «СУ-14-2» | СССР | САУ | VIII | 118 600 | 2 720 000 | — | 410HP | 50 / 30 / 20мм | — | 63 480кг | 66 000кг | 700л.с | 11.03л.с./т | 16град/сек | 1.4 / 1.6 / 2.7 | 30км/ч | 8км/ч | 260м | 12град/сек | -4град | +4град | -0град | +60град | 203мм | 16шт | 44.0сек | 5.6сек | 0.77м/100м | — | — | — | 52 / 52мм | 1050 / 1050HP | 1432 / 1432HP/мин | 625м |
wotraw.ru
Советские средние танки и их роль в Великой Отечественной войне
Статья недоброй памяти Прохожего. Но когда он её размещал, в 2012 году. Тогда он ещё не успел переругаться почти сов семи посетителями сайта и его мысли были небезынтересны.
19 декабря 1939г. был принят на вооружение новый советский средний танк Т-34. Предполагалось, что эта машина будет переходной моделью к новому, более мощному и совершенному, среднему танку Т-34М. Эта модель должна была быть разработана, испытана и принята на вооружение в 1941г., а в 1942г. она должна была быть запущена в серийное производство.
Производство среднего танка Т-34 должно было быть освоено на двух заводах, №183 (ХПЗ) и СТЗ в 1940г. Однако СТЗ в 40г. к производству танков так и не приступил, танки выпускал только ХПЗ. Всего в 40г. он выпустил 117 машин при первоначальном плане в 500машин.
Неспешный выпуск этих танков продолжился и до начала ВОВ, при этом СТЗ все же успел наладить у себя производство этого танка. Выпуск Т-34 никто не форсировал, все понимали, модель временная и ждали принятия на вооружение нового Т-34М. Всего в 41г. до начала ВОВ с двух заводов в войска было отправлено еще 949 танков Т-34.
Т-34/45 обр. 1940г. с 45мм пушкой ВТ-38
Но поскольку именно этот танк стал основным танком РККА в начальный период ВОВ, имеет смысл более подробно остановиться на его характеристиках. В 41г. это была пятиместная машина весом 25,0т., вооруженная одной 45мм танковой пушкой ВТ-38 с длиной ствола 68,6клб. и двумя пулеметами ДТ. http://alternathistory.com/alterativnyi-tank-t-3445-sssr
25 июня 1941 года, практически сразу после начала ВОВ, вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.», в котором была сформулирована задача по созданию комплексной танкостроительной промышленности.
Т-34/45 обр. 1941г. с 45мм пушкой ВТ-38
1 июля 1941 года появилось еще одно Постановление, уже Государственного Комитета Обороны № ГКО-1cc, в соответствии с которым к производству танков Т-34 привлекался горьковский завод «Красное Сормово» (завод №112). При этом сормовчанам разрешили некоторые отступления:
1. Устанавливать авиамотор М-17Т. Решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным, временным и связанным с тем, что к середине 41г. единственным изготовителем дизелей В-2 оставался харьковский завод №75. В первые же дни войны поступило распоряжение о развертывании их производства на ХТЗ, но дизелей на всех не хватало.
В результате, до середины 42г. завод №112 выпускал танки с бензиновыми двигателями.
2. Устанавливать облегченную башню от КВ-1. Решение о производстве Т-34 с облегченной башней от КВ было также вынужденным и связанно было с тем, что сормовский завод серийно танки никогда не выпускал и оборудованием для производства погонов для танковых башен не располагал. Но СТЗ и ХПЗ, занятые наращиванием выпуска Т-34 у себя, будучи заводами недостаточно мощными, свободными производственными мощностями не располагали, поэтому было принято решение задействовать в этом вопросе самый мощный советский завод того времени – ЛКЗ. А в геометрию подбашенного бронелиста, поскольку диаметр погона КВ был больше диаметра погона Т-34, внести незначительные изменения, тем более, что в Горьком все находилось еще на стадии чертежей. Возможность использования 65мм танковой пушки на платформе Т-34 была подтверждена еще в период испытаний прототипов А-32/А-34, когда в башню ставили 65мм пушки С-5/65Т. Но тогда от них отказались из-за того, что в случае размещения этой пушки в стандартной башне Т-34 она становилась двухместной, и танк, таким образом, лишался командира, что было неприемлемо в принципе. Об этом Кошкин и Кучеренко писали еще в феврале 38г. в своем особом мнении комиссии по танку БТ-СВ-2 «Черепаха» конструктора Цыганова.
Чуть позже, уже в процессе подготовки производства, который занял 5 месяцев, Сормовскому заводу, по результатам летних боев 41г., была позволена еще одна вольность. Но об этом, немного позже.
Что касается облегченной башни от КВ, то поскольку в производстве КВ бронелист толщиной 45мм не использовался, было принято решение использовать бронелист толщиной 60мм, их которого в КВ делали ВКД. Таким образом, немного (на 30мм) уменьшались лишь наружная длина и ширина башни, по сравнению с этими показателями у стандартной башни КВ-1. Высота, крыша, внутренний объем, вооружение и оборудование, а также нижняя ее часть с верхней деталью погона оставались неизменными. Такая башня была легче серийной от КВ-1 на 1,7т.
Изготовив и отправив в Горький порядка 100 башен с погонами, ЛКЗ передал их производство ленинградскому заводу №174, который неожиданно фактически простаивал, т.к. Т-26 он выпускать закончил, а к производству Т-50 приступить так и не смог. До эвакуации в Омск помимо другой продукции завод №174 успел сделать и отгрузить в Горький еще порядка 200 таких башен с погонами. С января 42г. он возобновил отгрузку в Горький уже литых башен с погонами для них из Омска.
65мм пушкой С-5/65Т башня должна была комплектоваться уже в Горьком.
Весовые характеристики горьковского Т-34 не сильно отличались от веса харьковских машин (27,8т. и 25,0т). Несмотря на то, что на них стояла более тяжелая и просторная башня с пушкой, легче был бензиновый мотор. Всего из «ленинградского задела» было выпущено порядка 300 танков Т-34/КВл со сварной башней, впоследствии они выпускались только с литой башней.
Экипаж танка, так же, как и экипаж КВ-1, должен был состоять из 5 человек, включая отдельно командира и наводчика. Исходя из этого, а также того, что все сормовские Т-34, оборудовались радиостанциями, предполагалось использовать их, как командирские машины, а так же, как танки артиллерийской поддержки. Разумеется, предполагалось, что командирские машины будут дольше «жить». Здесь, как нельзя кстати было то, что реальный моторесурс М-17Т составлял порядка 300 моточасов, а В-2 в 41г. на танке реально нарабатывал 40-70 моточасов. Наверное, нелишним было бы заметить, что более или менее этот двигатель начал работать только в 43г., а совсем уж нормально, только с середины 50-х на танке Т-54. К тому же, бензиновый двигатель был в 5 раз дешевле, правда дороже было топливо для него.
Но, как всегда это бывает, война внесла в эти планы свои коррективы. Прежде всего, по результатам летних боев было принято решение изменить ВЛД. Сделать ее сплошной, убрав люк механика-водителя и оборудовав взамен два боковых люка в передних частях ВБД, по одному, с каждой стороны. Это резко повысило защищенность горьковской машины в лобовой проекции, не сильно ослабив гораздо менее обстреливаемые детали бортов. Дело в том, что в целом, лобовая броня Т-34 приведенной толщиной 68мм неплохо противостояла основной танковой и противотанковой пушке вермахта тех лет калибра 37мм. Конечно, по пушкам калибра 50мм положение было похуже, но их в то время было еще не очень много, так что основной была 37мм пушка. Но у Т-34 в ВЛД находился люк механика-водителя. И было замечено, что если во время боя 37мм снаряд дважды попадал в этот люк, то после второго попадания его (люк) вносило внутрь танка, убивая и калеча экипаж. Это случалось потому, что после первого попадания люк и место его прилегания к корпусу покрывались трещинами и конструкция становилась ослабленной, требовала ремонта или замены. В случае попадания в люк снаряда большего калибра, он проваливался внутрь с первого попадания.
Кроме этого немного был увеличен угол атаки НЛД. Ее угол стал равен углу ВЛД. Еще была увеличена толщина соединительной балки передней части корпуса, т.к. практика показала, что хотя, из-за ее площади, попасть в нее было довольно сложно, но в случае попадания она относительно легко пробивалась 37мм снарядом.
Кроме этого был ликвидирован третий (кормовой) пулемет, изменена конструкция и защита курсового пулемета. И именно в таком виде горьковский Т-34 в декабре 41г. начал поступать в войска. Всего, используя запас ленинградских башен и погонов, в 41г. завод успел сделать 173 танка. В конце весны 42г. Сормовский завод получил по ленд-лизу станки и оборудование из США и с августа перешел на самостоятельное изготовление литых башен и погонов для них. Несмотря на свои значительные отличия от харьковских и сталинградских машин никакого самостоятельного названия горьковские машины не имели. Позже за ними было закреплено название Т-34/КВл. В войсках на первых порах их называли «сормовские уродцы». Это определение касалось не конструкции, а качества выпускаемых машин. Сказывалась то, что выпуск танков не являлся профильным для данного предприятия. Со временем качество выпускаемых танков значительно улучшилось и в ходу осталось название «сормовские». С лета 42г. эти машины, как и все остальные Т-34, стали комплектоваться стандартным дизелем В-2. До этого момента в 42г. было выпущено еще 1.028 бензиновых Т-34.
Т-34/КВл обр. 1942г. с литой башней и 65мм пушкой С-5/65Т
В 42г. вес Т-34/КВл с дизелем В-2 составлял 28,6т., Т-34/45 – 26,4т.
Кроме горьковского завода №112 еще танки Т-34 в 41г. выпускали СТЗ (1.256шт.) и №183, он же ХПЗ, причем последний выпустил 1.560 танков в Харькове и 25 танков уже в Нижнем Тагиле. Производство Т-34 началось на этих заводах еще до ВОВ и выпускали они стандартные Т-34/45.
Всего в 41г. было выпущено 2.841 танков Т-34/45 и 173 танка Т-34/КВл.
В конце 41г. в РККА наступило явление, больше известное под названием «танковый голод». Дело в том, что потери танков были огромными, в 41г. безвозвратно было потеряно 20,5 тыс. танков, а поступления новых танков с заводов было не столь значительным, т.к. все танковые заводы, за исключением СТЗ, были вынуждены эвакуироваться. Это не могло не сказаться на количестве и качестве выпускаемых танков. Поэтому в самом начале 42г. руководство страны предприняло ряд энергичных мер для устранения дефицита танков.
К производству танков Т-34 заводом №183 эвакуированным из Харькова в Нижнем Тагиле с февраля 42г. на первых порах был подключен УЗТМ (Свердловск). Уже в апреле он начал поставлять в Нижний Тагил бронекорпуса и башни, а с середины лета начал готовиться к собственному производству Т-34/45. Первый танк производства УЗТМ вышел из стен завода уже в сентябре 42г. Всего в этом году завод передал в войска 267 танков.
Ленинградский завод №174, эвакуированный в Омск, так и не смог освоить серийное производство танка Т-50. С января 42г. он возобновил выпуск башен КВл и погонов к ним на новом месте, освоив при этом производство менее дорогой и более технологичной литой башни КВл 80х60х60 (равнопрочна сварной 69х52х52), которую по-прежнему отгружал в Горький. Поэтому в феврале было принято решение перепрофилировать его на самостоятельное производство танка Т-34. С учетом того, что заводом уже был освоен выпуск литой башни КВл, было принято решение запускать на нем производство таких же танков, какие производились в Горьком на заводе №112, но с дизельным двигателем, т.к. выпуск танковых дизелей постоянно увеличивался. В августе 42г. завод прекратил отгрузки башен с погоном в Горький и перешел на собственное производство танков. Всего в 42г. им было изготовлено 417 танков Т-34/КВл.
В связи с фактической неспособностью танка КВ к самостоятельному передвижению в январе 42г. в Москву из Челябинска, а именно туда был эвакуирован ЛКЗ, было вызвано руководство этого завода. Там им был предъявлен своего рода ультиматум — полгода на то, чтобы КВ начал ездить. Если не поедет, тогда выпуск этих танков будет ликвидирован полностью, а пока, с июля 42г., выпуск танков КВ-1 должен был быть сокращен на ¾(!), а освобождающиеся мощности должны были быть задействованы под производство танка Т-34. Учитывая производство на заводе танка КВ-1, разумеется, выпускаться должна была модификация Т-34/КВл с литой башней. В конца августа 42г. первый такой танк покинул территорию ЧТЗ.
Что касается самого КВ-1, то, конечно, танк следовало добронировать до 46-47т., но поскольку Сталин был кем-то из руководства НКТП убежден в том, что основная проблема танка в его весе, то лично им было рекомендовано (а значит, подлежало обязательному исполнению) снизить вес машины до 40т. Уже предварительные расчеты показали, что только изменением бронирования корпуса обойтись не удастся, поэтому было принято решение изменить и башню. Чуть позже также было решено изменить ее погон на максимально возможный (1660мм) для корпуса КВ-1, т.к. больший круг обслуживания так же способствовал уменьшению веса танка, и к тому же позволял использовать пушку более крупного калибра. Кроме этого уменьшалось бронирование бортов (60мм), НКД (60мм), значительно уменьшалось горизонтальное бронирование (везде минус 10мм включая башню), но, по опыту боев 41г. увеличивалось до 50мм бронирование СЛД. Слегка изменялась передняя часть танка, углы атаки становились чуть больше. Толщина бронирования новой литой трехместной башни была 90х70х70мм, что эквивалентно по защищенности сварной башне 78х61х61мм. Также до 600мм была уменьшена ширина траков гусеницы.
КВ-1с (ЧТЗ) обр. 1942г. с 85мм пушкой Д-5Т
При этом руководство завода однозначно взяло курс на увеличение калибра танковой пушки. Оно понимало, что только более мощная пушка может служить единственным аргументом их танка в его конкурентной борьбе с Т-34/КВл, т.к. тому, что КВ значительно лучше защищен никакого значения особо не предавалось. В срочном порядке была установлена тесная связь с КБ завода №9, которое убедительно попросили, не откладывая вернуться к декабрьскому (41г.) проекту 85мм пушки Уралмашзавода У-12. Кардинально переработав конструкцию орудия, в мае 42г. артиллеристы предложили собственный вариант 85мм танковой пушки. Новое изделие получило индекс Д-5 и отличалось от У-12 механизмом полуавтоматики копирного типа, а также некоторыми узлами тормоза отката и накатника. В начале лета 42г. пушка прошли испытания, которые продемонстрировали хорошие эксплуатационные качества пушки Д-5, после чего она была принята на вооружение. К числу недостатков было отнесено большое число мелких деталей, требовавших точной обработки. Ее танковый вариант назывался Д-5Т. Оно очень удачно вписывалось в увеличенную башню КВ. Вес танка, как и «наказывал» вождь, составлял ровно 40т.
Но КВ-1с осенью 42г. так и не начал выпускаться на ЧТЗ. Дело в том, что еще до этого, еще летом в НКТП произошли очень важные изменения. 14.07.42г. наркомом танковой промышленности был назначен бывший директор ЧТЗ И.М.Зальцман. Практически сразу после этого новое руководство ЧТЗ обратилось в НКТП с ходатайством о проведении широких сравнительных испытаний КВ-1с, Т-34/45 и Т-34/КВл. Разумеется, новое руководство наркомата эту идею поддержало и уже в августе эти испытания были проведены. В их программу входили ходовые испытания и сравнительные испытания их вооружения. По их результатам были получены следующие рекомендации:
1. Производство тяжелых танков на ЧТЗ сохранить.
2. Принять все меры для перехода к крупносерийному производству танков КВ-1с.
3. Производство танков Т-34/КВл продолжить.
4. Производство танков Т-34/45 по мере возможности прекратить.
В переводе с бюрократического языка на нормальный, это означало, что в ближайшее время один за двух заводов: СТЗ или №183 (Нижний Тагил) должен прекратить у себя производство Т-34/45 и прейти к производству КВ-1с. Всвязи с тем, что фронт уже вплотную приблизился к Сталинграду, выбор, само собой, пал на завод №183. Разумеется, руководство завода №183, как наследник ХПЗ для которого танк Т-34 был «родной» машиной, предприняло все меры для того, что этого не допустить, но летом 42г. чаша весов находилась совсем не там, где она была еще в начале года, когда Т-34 прорывался на ЧТЗ. Задание пришлось выполнять.
Уже в конце августа завод получил распоряжение Наркомата о том, что с марта 43г. он должен будет выпускать из своих ворот только танки КВ-1с. До этого момента, не снижая производства танков Т-34/45, на заводе должны проходить подготовительные мероприятия. Освоение производства данного танка никаких сложностей у самого мощного советского танкового завода тех лет не вызывало, т.к. танк КВ-1с изначально был более технологичен, чем Т-34. Достаточно сказать, что его корпус собирался из 8 элементов (элемент, это не то же самое, что и бронелист), из которых всего 2 были базовыми (у предыдущей модели Т-28 было 10 элементов, 2 из которых были базовыми), а корпус Т-34 собирался из 14 элементов из которых базовыми были 6. А в 42г. завод продолжал выпускать Т-34/45, которых до конца года выпустил 5.684шт.
Корпуса танков КВ и Т-34
Тогда же было подписано и еще одно распоряжение, в котором ЧТЗ поручалось постановка на мелкосерийное производство нового тяжелого танка (впоследствии он получил наименование ИС) весом 45т., который на заводе разрабатывался и готовился к производству фактически нелегально с февраля 42г, взамен КВ-1. Причем разработанный, испытанный и принятый на вооружение, но не запущенный в производство КВ-1с должен был выступать своеобразным полигоном для отдельных узлов и агрегатов нового танка. В частности на первых порах планировалось, что он будет выпускаться с башней от нового тяжелого танка, которая фактически и готовилась к серийному производству, а вовсе не башня КВ-1с. Учитывая то, что предельный возможный размер погона стандартной подбашенной коробки КВ-1с был 1660мм, а погон башни ИС-1 был 1800мм, пришлось пойти на довольно большую переделку этой коробки. Это решение было признано временно возможным. И с сентября 42г. в войска стал поступать гибридный танк КВ-85 с 85мм пушкой Д-5Т в башне танка ИС-1. Всего таких танков в 42г. было произведено немного, 148 шт., потом завод перешел на производство нового тяжелого танка ИС-1 (85мм), а затем и ИС-2 (122мм), которых в том же году выпустил соответственно 130 и 183 шт. Кроме этого в 42г. он отгрузил в войска 1.055 танков Т-34/КВл.
Во второй половине 42г. сложилось тяжелое положение у наших войск в районе Сталинграда, немцы прорвались в город и 13 сентября, выпустив последний танк Т-34/45, СТЗ фактически прекратил свое существование. Причем, эвакуировать его не удалось. Всего в 42г. СТЗ успел выпустить 2.520 танков Т-34/45.
Также в 42г. продолжили выпуск танков и другие заводы, выпускавшие танки в 41г. Это завод №183 (Нижний Тагил) – 5.684 танка Т-34/45 и завод №112 (Горький) – 2.584 танка Т-34/КВл.
Всего в 42г. было изготовлено 8.471 танк Т-34/45 и 4.056 танков Т-34/КВл.
С начала 43г. был снят с производства Т-70, а готовившийся ему на смену Т-80 в производство запущен не был. СССР окончательно отказался от выпуска танков данной весовой категории сосредоточившись на выпуске самоходок на платформе Т-70.
КВ-1с/85 обр. 1943г. с 85мм пушкой С-53
После потери СТЗ оставшимся заводам была поставлена задача своими силами компенсировать недовыпуск Т-34 на СТЗ, и, неимоверным напряжением сил, это было ими исполнено. При этом надо учитывать, что ЧТЗ выпускал средние танки только в первом квартале 43г. Далее он полностью сосредоточился на выпуске тяжелых танков ИС-2. Годовой выпуск средних танков в 43г. несмотря на потерю СТЗ и чуть позже ЧКЗ остался таким же, как и в 42г. Также потеря СТЗ повлияла на то, что производство Т-34/45 на УЗТМ все же было налажено и сохранено еще в течение года. На выпуск самоходок это предприятие было перепрофилировано только через год, в августе 43г. Всего в 43г. завод успел выпустить 464 танка.
Выпустив с начала года еще 1.244 машин Т-34/45 в марте 43г., как это и было предусмотрено планом, завод №183 перешел на выпуск фактически своего танка на основе КВ-1с. Модель завода называлась КВ-1с/85. От челябинского КВ-1с этот танк отличался наличием командирской башенки на башне, башня комплектовалась 85мм пушкой С-53, в ней не было кормового пулемета. Эта пушка была дешевле, проще и, самое главное, значительно компактнее и удобнее в обслуживании, чем Д-5Т. Кроме этого верхняя и нижняя лобовые детали были сделаны из 82мм бронелиста, а толщина лобовой детали литой башни достигла 100мм. При этом сама башня была чуть меньше, чем башня челябинского КВ-1с, а диаметр ее погона равнялся 1650мм. Также было значительное количество мелких изменений. В частности еще на 4мм было уменьшена толщина днища и на 5мм уменьшено верхнее горизонтальное бронирование передней части корпуса и башни. Было немного сокращено количество возимого боезапаса, до 580мм уменьшена ширина трака гусеницы. Было изменено передаточной число ГП в трансмиссии, и скорость танка возросла на 5 км/ч. Вес КВ-1с/85 не изменился и составлял 40т. До конца года было отгружено в войска 6.222 таких танков.
После перехода ЧТЗ к производству танков ИС-2, с целью наращивания их производства, стал вопрос о снятии с производства на этом заводе танков Т-34/КВл. Эти танки выпускались на ЧТЗ до марта 43г. и их в том году было выпущено 445 шт.
Заводы №№112 и 174 также в 43г. перешли на выпуск танков Т-34/КВл с новой 65мм пушкой ЗИС-4/65. Всего в 43г. они изготовили 1.268 танков с пушкой С-5/65Т и 3.041 танк с пушкой ЗИС-4/65. Башня в танках обр. 43г. уже комплектовалась командирской башенкой.
Т-34/КВл обр. 1943г. с пушкой ЗИС-4/65
Всего в 43г. в войска поступило: 1.708 танков Т-34/45, 1.713 танка Т-34/КВл с пушкой С-5/65Т, 3.041 танк Т-34/КВл с пушкой ЗИС-4/65 и 6.222 танка КВ-1с/85. Также ЧТЗ изготовил 2.195 тяжелых танков ИС-2.
С 44г. было принято решение о новой классификации советской БТТ. В частности по этой системе Т-34/КВл классифицировался, как легкий танк (до 30т.), КВ-1с/85, как средний (30-40т.), а ИС-2 классифицировался, как тяжелый (более 40т.).
Производство уже легких танков Т-34/КВл с 44г. осуществлялось на заводах №174 в Омске и №112 в Горьком. Машина образца 44г. отличалась от машины образца 43г. подвеской, она стала торсионной, как у КВ-1с/85. Завод №183 в Нижнем Тагиле выпускал КВ-1с/85. ЧТЗ в Челябинске выпускал танки ИС-2.
Т-34/КВл обр. 44г. с пушкой ЗИС-4/65
В 44г. четырьмя танковыми заводами было выпущено 5.755 легких танков Т-34/КВл, 8.423 средних танка КВ-1с/85 и 2.640 тяжелых танков ИС-2.
Подробнее про танковые пушки можно посмотреть здесь: alternathistory.com/artilleriya-rkka
Летом 44г., после победы 8 мая этого же года в Европе, СССР сосредоточил усилия на переброске войск и техники на Дальний Восток. И в конце лета 44г. в полном соответствии со своими союзническими обязательствами вступил в войну против Японии. А точнее, против японских войск на оккупированной ею территории Китая и Кореи. Чуть позже, в первой половине 45г., в полном соответствием с решениями ялтинской конференции, советскими войсками были возвращены в советскую юрисдикцию полностью о.Сахалин, Курильские острова, а также был оккупирован сначала полностью, а впоследствии, в обмен на признание Японией этих территориальных приобретений СССР, частично (сначала, севернее 43 параллели) перешел под советскую юрисдикцию остров Хоккайдо. Все японское население, как это было с Восточной Пруссией, было депортировано южнее. В окончательном виде граница между двумя государствами прошла по линии Хаборо-Кусиро. Охотское море приобрело международный статус внутреннего моря СССР.
Боевые действия на Дальнем Востоке продлились до конца лета 45г. и закончилась тем, что Япония, потеряв все свои континентальные и островные колонии, а также о. Хоккайдо некоторое время продолжала сопротивление, находясь в полной изоляции на оставшихся островах, но позже, 15 августа 45г., после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки капитулировала.
Линия соприкосновения в Европе, опять же, в точном соответствии с решениями ялтинской конференции проходила по границам Голландии, Бельгии, Франции (до 40г.), а также по территории Италии, по линии Кьявари-Кьоджа. Также в зоне оккупации союзных войск находились 2/3 г. Берлина. Территория ставшая впоследствии известной, как Западный Берлин.
В 1945г., после ВМВ, выпуск танков был значительно сокращен.
Если же вкратце вернуться к ходу боевых действий в ВОВ, то надо отметить следующие ее основные этапы:
1. Поражение советских войск на начальном этапе ВОВ.
2. Поражение войск Оси осенью-зимой 41-42гг.
3. Неудачное наступление и поражение советских войск в «летнюю компанию» 42г.
4. Поражение войск Оси осенью-зимой 42-43гг под Сталинградом.
5. Генеральное поражение войск Оси на «Курской дуге», летом 43г., когда 9.000 (потери 3.000 танков) в основном КВ-1с/85 и Т-34/КВл просто растоптали 3.000 немецких танков. Причем, даже исправные танки немцам эвакуировать не удалось. От этого поражения армии стран Оси не оправились уже никогда и в дальнейшем оказывали сопротивление фактически очагового характера. Осенью этого же года началось общее наступление советских войск на всех фронтах.
6. Выход к зиме 43г. на линию Государственной границы СССР.
7. Капитуляция Германии 8 мая 1944г.
Все немецкие наработки военного характера, как и специалисты, остались в советской зоне оккупации, поэтому долгое время СССР летал в космос единолично, а также был единственным, чей космонавт высаживался на Луну, например. И это только маленькая деталь из всего того, что он мог делать, а больше этого делать не мог никто.
А сколько это в человеческих жизнях, один год войны, это вообще отдельный разговор.
Это была краткая иллюстрация к тому, что означает формула «хорошая техника в достаточном количестве и в умелых руках». Причем, здесь важны все составляющие формулы. Хочу сразу ответить на вопрос тех, кто хотел бы поинтересоваться, а чего же здесь не хватало немцам. Немцам не хватало двух позиций:
1. Осознания того, что плохой танкист в танке (плохой летчик в самолете, плохой артиллерист с пушкой) лучше, чем хороший пехотинец с карабином Маузера. Хотя бы потому, что со временем может стать хорошим танкистом (летчиком, артиллеристом). Хотя это не выгодно по текущим расходам, в конце концов, окупается результатом. Прагматичным немцам этого было никак не понять.
2. Умелые руки означают умелость во всех звеньях, снизу доверху. Внизу у них все было в порядке, в вот вверху … У немцев не было полководцев. Вообще. Никогда. Всю их историю. Были какие-то смешные (почитайте их мемуары) мужички в лампасных штанах, у которых фюрер во всем виноват, не слушал их, «гениальных». Были откровенно дутые фигуры (Роммель, например). И все. Больше ничего не было. Я даже больше скажу, и не будет никогда. Слишком «правильная», рациональная и прагматичная нация — никаких шансов.
Советским войскам тоже не хватало двух позиций:
1. Первую половину ВОВ остро не хватало «умелых рук». Уже к осени 41г. они в небольших количествах появились. Дальше, больше. К второй половине войны с этим стало все в порядке.
2. Что касается уровня техники, то она и в 45г. была неважной. Причем, практически вся и во всех сферах. Ни танки, ни самолеты уровня немецких так никогда и не достигли. Если по танкам, то мало того, что «новейшие» пятиместные Т-34/85 начали выпускать только весной 44г. (а откровенно убогие Т-34/76 окончательно сняли с производства только летом 44г.), так еще и платформа у них осталась старая с бронированием легкого по тем временам танка. Хорош «средний» танк, уместнее было бы его назвать средненьким. Здесь у СССР была другая крайность, количество и только количество. А у бюрократов, соответственно, фобия – ничего не менять. Т.к. это может сказаться на священном количестве. Поэтому и результаты ВОВ были, по большому счету, не так, чтобы очень. Несмотря на то, что СССР воевал фактически в одиночку, Германию и послевоенную Европу делили на 4-х (почему-то участвовала и Франция). А по сути, это СССР «развели» на его долю «пирога победы», дали 25%, вместо хотя бы 33%. Хотя и 33% это было бы мало и несправедливо. Но Сталин сделал вид, что не заметил. Выхода не было. Могли вообще ничего не дать. А с Хоккайдо СССР и вовсе «кинули». И тоже, пришлось проглотить. Да и от Кореи отдали под контроль только половину. Как реально обстояли дела в остальной Европе, все и так в курсе.
Думаю, будь у СССР нормальная техника (а она была, надо было только обладать способностью своевременно принимать решения, действовать на опережение), т.е. будь советский бюрократ погибче, результат мог бы быть совсем другой. Т.е. народ, несмотря ни на что, войну все же выиграл, а государство (т.е. компания бюрократов) сначала «прозаседало» очередь за ее плодами, а потом и вовсе спустила даже то, что все же дали, в сортир. Ну, как-то так.
А чего и сколько оно «прозаседало» еще до ВОВ, это вообще отдельный разговор. По-хорошему, война должна была кончиться где-то к 8 мая 42г. Повоевали бы в Польше и Германии, да и на отдых. Малой кровью и на чужой территории, это могла бы быть совсем не фантастика. Впрочем, про то, что это тема для отдельного разговора, я уже упоминал.
alternathistory.com
Идеальный советский средний танк МФ-1 (Михаил Фрунзе). СССР
В современной историографии является как бы общепризнанным тот факт, что Т-34 является лучшим танком Второй Мировой. Но, это, совсем не значит, что это на самом деле так. Основным недостатком Т-34, является очень плохая обзорность как из всего танка в целом так и из его башни. Кроме того, башня Т-34, была, довольно, тесной и очень неудобной для работы экипажа. Что, существенно снижало боевые возможности танка. Но был относительно простой вариант избежать этого.
Т-34/КВл (МФ-1), Т-34 и КВ-1 в лобовой проекции
Не надо «изобретать велосипед». Тем более времени на разные изобретения у СССР уже не было. В 40г. у РККА была ОДНА дееспособная (несмотря на все недостатки) танковая платформа (от Т-34). Тогда же у РККА была ОДНА дееспособная трехместная танковая башня с 76мм пушкой Л-11 (от КВ-1, погон 1535мм, вес 7,68т). Простая логика говорит о том, что эти два сооружения должны были быть «скрещены» в танк Т-34/КВл (разумеется, название было бы какое-нибудь другое. Например, Михаил Фрунзе). При этом башню можно было вообще оставить серийную, платформа позволяла. В 44г. на эту же платформу поставили куда более крупную и тяжелую башню с 85мм пушкой С-53 (от Т-34/85, погон 1600мм, вес 8,55т). Хотя логичнее было бы ее делать из менее толстого листа (КВл) по схеме 75х60х60мм, например. Ее вес в таком варианте был бы 6,26т., а всего танка 28,2т.
Танк МФ-1 (СССР) с пушкой Л-11, 1940г.
И получился бы еще в 40г. ХОРОШИЙ средний танк, и было еще время на производство его в достаточном количестве и освоение в войсках. И тогда, наверное, основные бои 41г. были бы не под Москвой, а, возможно, под Смоленском, а на следующий год глядишь, и был бы не Сталинградский, а Харьковский какой-нибудь котел (для немцев, имеется в виду). Все меньше народу бы нашего полегло.
Танк МФ-1 (СССР) с пушкой Ф-32, первая половина 1941г.
На этом среднем танке РККА могла благополучно «доехать» до осени 42г., когда в войска пошла действительно хорошая, реально уже средняя к тому времени, танковая платформа (от КВ-1с). После этого танк Т-34/КВл (МФ-1) уже с пушкой ЗИС-5 (а впоследствии с пушкой С-54) и прочими мелкими доделками должен был быть зачислен в легкие (масса в любом случае должна была быть не более 30т.) и выпускаться ограниченным тиражом для вспомогательных целей, вместо реальных фактически танкеток Т-70. А избыток платформ можно было пустить на выпуск самоходок.
Танк МФ-1 (СССР) с пушкой ЗИС-5 в литой башне, вторая половина 1941г.
Ну, а КВ-1с мог быть к началу 44г. временно и вынужденно перевооружен 85мм пушкой Д-5Т (такие испытания реально велись. Вес башни при этом был 8,52т, но в ней помещались только два члена экипажа, что было крайне нежелательно. Впрочем, Т-34/85 первые три месяца тоже временно выпускались с этой же пушкой и двумя членами экипажа в башне). Назовем этот танк КВ-1с/85 и он должен был быть классифицирован в РККА, как средний, а значит основной танк. Только массу танков этого класса надо было разумным бронированием и др. мерами держать не больше 40т. А с весны 44г. он должен был быть в обязательном порядке перевооружен недорогой и компактной 85мм пушкой С-53, что позволило бы вернуться к трехместной схеме размещения экипажа в башне. Это то, что касается средних танков и это одна его, КВ-1с, ветвь развития.
Конечно, более желательно, но, зная позицию советского руководства в этих вопросах, абсолютно нереально, чтобы в ходе какого-либо перевооружения была поменяна на более просторную и башня КВ-1с/85. Платформа это позволяла, в реальности на нее даже ставили башню от ИС-1 с той же ДТ-5Т (погон 1800мм, вес для КВ 9,12т) и вместе это называлось КВ-85. При этом, если бы ставили новую башню, думаю, погон ее был бы равен 1660мм, т.к. ширина подбашенного бронелиста без усложняющих конструкцию вставок, как у КВ-85, позволяла довести его диаметр максимум до 1663мм. В эту башню уже в конце 42г. должна была быть установлена 85мм пушка Д-5Т. Что дало бы уже в начале 43г. полноценный средний танк с 85мм пушкой в трехместной башне (на полгода раньше Пантеры). Реальный же КВ-85 на роль массового среднего танка не годился, даже в случае его облегчения. Прежде всего из-за слишком крупной для этой платформы и вообще среднего танка того времени башни.
Что касается тяжелых танков, то их реальное развитие от КВ-1с к ИС-2, как вторая ветвь развития, выглядит вполне логичным, только сроки надо было бы передвинуть на год раньше, что было вполне реально, т.к. в этом была бы необходимость.
Легкий Т-34/КВл, средний КВ-1с/85 и тяжелый ИС-2
Т.е. к концу 42, началу 43гг. РККА вполне могла бы создать «победную» линейку танков, на которых она в дальнейшем, не прибегая ни к каким радикальным мерам (основная мантра советского руководства), и закончила бы войну. И вполне вероятно раньше, чем в мае 45г. Качество вооружений имеет достаточно большое значение. МФ-1 был бы «на голову» сильнее Т-34. Причем, даже почти в прямом смысле этого слова. КВ-1с/85 был бы сильнее его просто во всех компонентах. И даже Т-34/85 при равенстве башни и пушки с КВ-1с/85, все равно проигрывал бы ему за счет своей более слабой платформы. Что интересно, все это могло бы быть достигнуто простой и дешевой перекомпоновкой РЕАЛЬНЫХ СЕРИЙНЫХ деталей. Без каких-либо дополнительных разработок, изобретений, внедрений. Обычной оптимизацией.
В реальной действительности со средним танком в РККА (СА) все было намного хуже. Начинали ВОВ с танком Т-34 у которого никуда не годилась башня. Дело в том, что проектировали башню под пушку калибра 45мм, а получилась она с пушкой 76мм. Как и любое другое приспособленное, башня, в результате, никуда не годилась, не было места для командира танка. При этом платформа была вполне на уровне времени. Где-то уже к концу 42г., как нормальная средняя, «скончалась» и платформа. Но на реально существующую и к тому времени фактически уже среднюю платформу от КВ-1с переходить не стали. Вал и только вал. Неважно, какого качества. Начиная с начала 44г. подтянули к уровню нормального среднего танка башню, выпустив Т-34/85. Но платформа, при этом, так и осталась старая, к тому времени легкая уже, по сути. Другими словами, всю ВОВ СССР провоевал не имея полноценного среднего танка вообще. Средний «пехотный» Т-28Э таковым в полной мере не являлся. Да и было их в 41г. всего 103 во всей РККА. А 1106 выпущенных в 42-43гг. реально средних КВ-1с ошибочно классифицировали и использовали, как тяжелые. С понятным результатом.
У немецкие «конкурентов» со средним танком все было значительно лучше. До весны 42г. был очень неплохой T-III с 50мм KwK (пусть вас не смущает калибр, KwK был, к сожалению, отличный). С весны 42г. на базе «пехотного» Т-IV и 75мм ПАКа сделали отличный средний танк все с тем же названием T-IV. Ну, а с лета 43г. у немцев уже был T-V с 75мм зениткой, по сути.
Не совсем понятно, в какой период времени Т-34 был «лучшим танком ВМВ». И был ли он им вообще когда-нибудь.
alternathistory.com