«Репортаж / Летно-тактические учения МиГ-29СМТ» в блоге «Авиация»

 

25 апреля в Воронежской области на аэродроме «Бутурлиновка» прошли летно-тактические учения с истребителями поколения «4+» МиГ-29СМТ, в ходе которых, курским летчикам впервые предстояло вступить в воздушный бой с летчиками из Воронежа и Тверской области, атакующих на самолетах Су-34, МиГ-31, Су-24.

В учениях принимали участие самолеты трех авиагрупп из городов Курск, Воронеж, Хотилово Тверской области. В течение двух дней истребители МиГ-29 отрабатывали вопросы прикрытия войск с воздуха, а также поражение противника.

1. В роли условного противника выступили фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также истребители-перехватчики МиГ-31. Действия самолетов Курской авиагруппы осложнялись постановщиками помех.

 

2. По плану учений, условный противник на самолетах Су-24, Су-34 и МиГ-31 будет заходить в заданный квадрат с различных сторон и на разных высотах от предельно малых до 10 тыс. метров. Одновременно в воздухе будет находиться до 9 самолетов с каждой стороны.

3. Истребителям МиГ-29СМТ придется автономно осуществлять поиск и уничтожение целей, что является не характерной для данного самолета задачей.

4. Но учения учениями, а прежде, чем самолет вылетит на задание, его нужно к вылету подготовить. Подготовка авиационной техники ложится на плечи инженерно-технического состава. 

5. Подготовка к вылету МиГ-29СМТ занимает около 50 минут. За это время специалисты совершают над самолетом множество операций: от заправки необходимыми жидкостями и газами, до проверки всех систем.

6. Рядом с самолетом находится машина АПА-5. Это аэродромный пусковой агрегат, предназначенный для электростартерного запуска авиационных двигателей и бортового электропитания самолета в наземных условиях. АПА-5 работает следующим образом. Включается стояночный тормоз и отключается сцепление. Затем включается четвёртая передача, обеспечивающая включение приводов генераторов. Педалью газа полностью открывается дроссельная заслонка и фиксируется в этом положении защёлкой. После подготовки электроагрегата к работе подключают кабели к разъёмам самолета. В режиме группового запуска к агрегату могут подключаться два самолёта.

7. А это уже заправка сжатым воздухом. В самолете много различных систем, которые используют газы: воздух, азот, кислород. Азотом, например, заполняется свободное пространство топливных баков.

8. Когда истребитель заправлен, летчик запускает двигатели. По командам техника он выводит турбины на разные режимы, делает прогазовку, проверяет работу элеронов, закрылков, рулей высоты и направления, и прочих систем.

9. Все проверено — можно рулить на взлет. Перед этим техник по традиции обязательно касается рукой крыла.

10. Горбатый 🙂

11. Взлет парой.

12. Прицел МиГ-29СМТ способен захватывать цели на дистанции до 100 километров во всем диапазоне высот. Бортовая электроника позволяет обстреливать четыре цели одновременно. А если дело доходит до ближнего боя, в ход идет 30-миллиметровая пушка ГШ-301.

13. Без форсажа с подвесным топливным баком разгоняется долго, двигаясь с поднятым носом больше половины полосы.

14. Здесь как в игре: «синие» — противник, придут с запада. Наши МиГ-29 — «красные». Восемь истребителей будут взлетать парами, каждая уйдет в свой сектор. При появлении целей, командный пункт выводит на них самолеты.

15. Дальше происходт дальний ракетный бой. Если кто-то из противников после него уцелел, начинается сближение и маневренный бой на коротких дистанциях.

16. Касание.

 

17. Выпуск тормозного парашюта.

 

18. Пробег.

 

19. После выруливания на стоянку, начинается уже послеполетное обслуживание самолета.

20. Пока летчик расписывается в журнале и докладывает о замечаниях по работе матчасти, за его спиной один техник залезает в воздухозаборники, чтобы проверить лопатки турбины. Второй подключает к борту ноутбук и скачивает полетную информацию. Третий снимает кусок обшивки, вынимает из спрятанного под ней прибора кассету и вставляет новую.

21. Клаустрофобия? Нет, не слышал 🙂

22. Кабина МиГ-29СМТ.

23. Отличительной чертой от предыдущих модификаций МиГ-29, является минимум механических приборов, на смену которым, пришли два больших МФИ (многофункциональных индикатора).

24. 

25.

26.

27. Командир авиагруппы «Курск» гвардии полковник Руслан Купчин заявил: — Поставленные задачи выполнены. А раз военные летчики работают хорошо, мирные жители могут спать спокойно.

Тем, кто дочитал до конца-бонусное видео.

sdelanounas.ru

Воздушные дуэли МиГ-29 — Фотоблог обо всём — ЖЖ

25 апреля в Воронежской области на аэродроме «Бутурлиновка» прошли летно-тактические учения с истребителями поколения «4+» МиГ-29СМТ, в ходе которых, курским летчикам впервые предстояло вступить в воздушный бой с летчиками из Воронежа и Тверской области, атакующих на самолетах Су-34, МиГ-31, Су-24.
Недавно я уже знакомил читателей с авиагруппой «Курск». Тем, кто пропустил рассказ о самолетах МиГ-29СМТ, настоятельно рекомендую.

39 фотографий, общий вес 4,7 мегабайт

В учениях принимали участие самолеты трех авиагрупп из городов Курск, Воронеж, Хотилово Тверской области. В течение двух дней истребители МиГ-29 отрабатывали вопросы прикрытия войск с воздуха, а также поражение противника.

2. В роли условного противника выступили фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также истребители-перехватчики МиГ-31. Действия самолетов Курской авиагруппы осложнялись постановщиками помех.

3. По плану учений, условный противник на самолетах Су-24, Су-34 и МиГ-31 будет заходить в заданный квадрат с различных сторон и на разных высотах от предельно малых до 10 тыс. метров. Одновременно в воздухе будет находиться до 9 самолетов с каждой стороны.

4. Истребителям МиГ-29СМТ придется автономно осуществлять поиск и уничтожение целей, что является не характерной для данного самолета задачей.

5. Но учения учениями, а прежде, чем самолет вылетит на задание, его нужно к вылету подготовить. Подготовка авиационной техники ложится на плечи инженерно-технического состава.

6. Аэродромная заправочная колонка.

7. Подготовка к вылету МиГ-29СМТ занимает около 50 минут. За это время специалисты совершают над самолетом множество операций: от заправки необходимыми жидкостями и газами, до проверки всех систем.

8. Во время запуска двигателей и проверки оборудования, техник самолета держит связь с летчиком с помощью этого переговорного устройства.

9. Рядом с самолетом находится машина АПА-5. Это аэродромный пусковой агрегат, предназначенный для электростартерного запуска авиационных двигателей и бортового электропитания самолета в наземных условиях. АПА-5 работает следующим образом. Включается стояночный тормоз и отключается сцепление. Затем включается четвёртая передача, обеспечивающая включение приводов генераторов. Педалью газа полностью открывается дроссельная заслонка и фиксируется в этом положении защёлкой. После подготовки электроагрегата к работе подключают кабели к разъёмам самолета. В режиме группового запуска к агрегату могут подключаться два самолёта.

10. А это уже заправка сжатым воздухом. В самолете много различных систем, которые используют газы: воздух, азот, кислород. Азотом, например, заполняется свободное пространство топливных баков.

11. Машина воздушной компрессорной станции.

12. Станция позволяет регулировать давление в широких пределах.

13.

14. Каждая манипуляция фиксируется техниками в специальном журнале.

15. Заправка кислородом перед вылетом. Здесь предъявляются строгие требования к чистоте заправочного оборудования. Ведь чистый кислород — очень опасный газ. Например, при контакте с масляным загрязнением может произойти возгорание.

16. Автомобильная кислородозаправочная станция АКЗС-75М-131-П (на базе шасси ЗиЛ-131) предназначена для заправки кислородной системы самолетов медицинским кислородом.

17. Самолет уже заправлен. Идет общение техника и летчика по переговорному устройству.

18. Когда истребитель заправлен, летчик запускает двигатели. По командам техника он выводит двигатели на разные режимы, делает прогазовку, проверяет работу элеронов, закрылков, рулей высоты и направления, и прочих систем.

19. Все проверено — можно рулить на взлет. Перед этим техник обязательно касается рукой крыла — для удачи.

20.

21. МиГ-29СМТ. Взлет парой.

22. Прицел МиГ-29СМТ способен захватывать цели на дистанции до 100 километров во всем диапазоне высот. Бортовая электроника позволяет обстреливать четыре цели одновременно. А если дело доходит до ближнего боя, в ход идет 30-миллиметровая пушка ГШ-301.

23. Самолет тяжелый. Без форсажа разгоняется долго, двигаясь с поднятым носом больше половины полосы.

24. Здесь как в игре: «синие» — противник, придут с запада. Наши МиГ-29 — «красные». Восемь истребителей будут взлетать парами, каждая уйдет в свой сектор. При появлении целей, командный пункт выводит на них самолеты.

25. Дальше происходт дальний ракетный бой. Если кто-то из противников после него уцелел, начинается сближение и маневренный бой на коротких дистанциях.

26. Посадка.

27. На КДП наблюдали за обстановкой командир авиагруппы и командир авиабазы. Первый руководил действиями своих летчиков, второй готовил сюрпризы — на учениях так часто бывает. Появляется на локаторе неожиданная отметка. «Чей борт?» — спрашивает командир, а генерал плечами пожимает, мол, не знаю, действуйте.

28.

29. Когда истребители улетели, техники собрались в курилке, а над аэродромом разлилась тишина.

30. После выруливания на стоянку, начинается уже послеполетное обслуживание самолета.

31. Пока летчик расписывается в журнале и докладывает о замечаниях по работе матчасти, за его спиной один техник залезает в воздухозаборники, чтобы проверить лопатки компрессора. Второй подключает к борту ноутбук и скачивает полетную информацию. Третий снимает кусок обшивки, вынимает из спрятанного под ней прибора кассету и вставляет новую.

32. Клаустрофобия? Нет, не слышал.

33. Кабина МиГ-29СМТ.

34. Отличительной чертой от предыдущих модификаций МиГ-29, является минимум механических приборов, на смену которым, пришли два больших монитора.

35.

36. Диспетчерский пункт инженерного обеспечения.

37. В авиации все суеверны. Поэтому вы не увидите, например, самолета с бортовым «13».

38.

39. Командир авиагруппы «Курск» гвардии полковник Руслан Купчин заявил: — Поставленные задачи выполнены. А раз военные летчики работают хорошо, мирные жители могут спать спокойно.

Рулежка на старт.

Большое спасибо пресс-службе Западного военного округа в Воронеже за организацию этой поездки!

Добавить в друзья




foxbat.livejournal.com

Новые МиГ-29СМТ ВКС России — bmpd — LiveJournal

В мае и начале июня 2016 года споттерами были опубликованы фотографии двух истребителей МиГ-29СМТ(Р) (тип 9-19Р) новой постройки АО «РСК «МиГ», переданных ВКС России уже в 2016 году — самолетов с синими бортовыми номерами «25» и «27».

Истребитель МиГ-29СМТ(Р) (тип 9-19Р) с бортовым номером «27 синий» ВКС России новой постройки АО «РСК «МиГ» по контракту 2014 года. Жуковский, июнь 2016 года (с) Alex S / russianplanes.net ( ccылка )

Оба самолета изготовлены по контракту на поставку Министерству обороны России 16 одноместных истребителей МиГ-29СМТ(Р) новой постройки в исполнении 9-19Р, заключенному ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в состав которой входит РСК «МиГ», в апреле 2014 года. Производство самолетов по данному контракту осуществляется РСК «МиГ» на Производственном комплексе № 2 (бывший завод «Знамя труда») в Москве.

Первые четыре самолета МиГ-29СМТ(Р), построенных по этому контракту, в декабре 2015 года поступили в состав 116-го Учебного центра боевого применения 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России на аэродром Приволжский близ Астрахани — истребители с синими бортовыми номерами «20», «21», «22» и «23».

Истребитель МиГ-29СМТ(Р) (тип 9-19Р) с бортовым номером «25 синий» (регистрационный номер RF-90858) ВКС России новой постройки АО «РСК «МиГ» по контракту 2014 года. Бельбек (Крым), июнь 2016 года (с) Aртём Старков / russianplanes.net ( ссылка )

Истребитель МиГ-29СМТ(Р) (тип 9-19Р) с бортовым номером «25 синий» (регистрационный номер RF-90858) ВКС России новой постройки АО «РСК «МиГ» по контракту 2014 года. Самолет оснащен авиационными катапультными устройствами АКУ-170 для подвески управляемых ракет РВВ-СД класса «воздух-воздух» средней дальности. Приволжский, март 2016 года (с) Макс Скрябин / russianplanes.net ( ccылка )

bmpd.livejournal.com

МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ

Разработка модернизированного истребителя МиГ-29СМТ («изделие 9-17») началась в АНПК «МиГ» в начале 1997 года под руководством В.В.Новикова (в 1999 году его сменил А.Б.Слободский). Опытно-конструкторские работы проводились совместно с АО «Русская авионика». Идея модернизации заключалась в придании самолёту принципиально новых боевых качеств и значительного увеличения боевого радиуса действия при минимальных затратах. Информационно-управляющее поле кабины лётчика предполагалось построить на основе многофункциональных цветных ЖК дисплеев и многофункциональных пультов управления. Разработана модернизированная БРЛС Н019МП, имеющая режим картографирования местности. В состав навигационого комплекса включён приёмник аппаратуры спутниковой навигации. Запас топлива увеличен за счёт двух новых топливных баков: накладного за кабиной и фюзеляжного в доработанной хвостовой части.

В августе 1997 года началось изготовление первого прототипа (переоборудован из МиГ-29 «9-12» выпуска 1982 года). Первый полёт прототипа состоялся 29 ноября 1997 года (лётчик-испытатель М.Р.Алыков). Вскоре к нему добавились ещё 2 прототипа, переоборудованных из МиГ-29С. На одном из них было установлено новое приборное оборудование кабины с ЖК дисплеями. Он использовался для отработки БРЛС Н019МП. На другом прототипе отрабатывалась топливкая система с накладными баками. В начале 1998 года первый прототип был доработан и его обводы фюзеляжа стали соответствовать конфигурации СМТ. В таком виде он вновь поднялся в небо 22 апреля 1998 года (лётчик-испытатель В.М.Горбунов). Лётные испытания продолжались до июня 1999 года. В августе 1998 года впервые поднялся в воздух двухместный вариант — МиГ-29УБТ («изделие 9-52»). В начале 1999 года по стандарту МиГ-29СМТ был переоборудован первый строевой самолёт из состава ВВС России.

МиГ-29СМТ построен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа. В контрукции планёра широко используются композиционные материалы. Крыло стреловидное (42° по передней кромке) с развитыми корневыми наплывами (73,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных отклоняемых носков, элеронов и щелевых закрылков. Оперение двухкилевое с цельноповоротным стабилизатором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ РД-33 третьей серии, установленных в хвостовой части. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Запас топлива размещён в 7 фюзеляжных и 2 крыльевых баках. Возможна подвеска 1 ПТБ на 1500 л под фюзеляжем и 2 ПТБ по 1150 л под крылом. Перед кабиной слева может устанавливаться демонтируемый топливоприёмник системы дозаправки в воздухе. Кабина палота закрыта каплевидным фонарём и оснащена катапультным креслом К-26ДМ (МиГ-29УБТ — двумя). Вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, 2 ракет Р-27Э, до 4 Р-27, до 6 ракет ближнего боя Р-77, до 4 ракет типа «воздух-поверхность» Х-29Т с телевизионной ГСН или Х-29Л с лазерной ГСН, противолокационных ракет Х-31, до 4 корректируемых бомб КАБ-500Кр или КАБ-500Л.

Предполагается переоборудование в вариант МиГ-29СМТ-1 180 истребителей типа «9-13». 20 самолётов приобрёл Йемен. Ведутся переговоры с Индией о модернизации принадлежащих ей МиГ-29.

Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29СМТ (МиГ-29СМТ-1, «изделие 9-17») — многоцелевой фронтовой истребитель. Первый полёт 29 ноября 1997 года.
  • МиГ-29СМТ-2 — доработанный. Отличается бортовой РЛС «Жук-М», топливными баками в наплывах крыла.
  • МиГ-29УБТ («изделие 9-52») — учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной. Первый полёт в августе 1998 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-33
Взлётная тяга, кгс:

на форсаже
максимальная бесфорсажная

2×8340
2×5040
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,36
17,32
4,73
Площадь крыла, м2 38,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

11200
15600
19700
Запас топлива, л:

без ПТБ
с ПТБ

6180
9980
Боевая нагрузка, кг 4000
Максимальное число М 2,3
Максимальная скорость, км/ч

у земли
на высоте

1500
2450
Скороподъёмность, м/с 330
Дальность полёта, км:

на малой высоте без ПТБ
на большой высоте с ПТБ
на большой высоте с 1 ПТБ
на большой высоте с 3 ПТБ

700
1500
2100
2900
Практический потолок, м 18000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега без форсажа, м

разбега с форсажом, м
пробега, м

600-700
260
660-870
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. — 1999. — №12. — С. 1-11.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 88-98.
  3. Васильев Н. Дальность, интеллект, эффективность: О самолёте Ми-29СМТ // Крылья Родины. — 1998. — №7. — С. 28.
  4. Гордон Е.И., Фомин А., Михеев А. МиГ-29. — М.: POLYGON, «Любимая книга», 1998.
  5. Ильин В.Е. МиГ-29, «Мираж» 2000, F-16. Звёзды четвёртого поколения. — М.: АСТ. «Астрель», 2002. — С. 18-24, 38-51.
  6. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 60-76.
  7. Модернизация истребителя МиГ-29 // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 17-18.
  8. Мороз С.Г. «Девятка» на 4+ // Авиация и Время. — 2001. — №6. — С. 38-49.
  9. Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов // Авиация и космонавтика. — 2001. — №8. — С. 10-11.
  10. Смоляров А. Самолёты МиГ — взгляд с Запада // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 66-69.
  11. Совенко В.Ю., Зенкин В.Н. А теперь — «горбатый»! // Авиация и Время. — 1998. — №4. — С. 28-32.

aviaros.narod.ru

на авиабазе Хмеймим замечен новый МиГ-29СМТ (видео)

Последнее обновление:

Сирия сегодня, новости 13 сентября 2017. На авиабазе Хмеймим замечен новый российский истребитель МиГ-29СМТ (видео).

Сирия сегодня: кадры с российской авиабазы Хмеймим в Сирии, где во вторник был представлен новый российский истребитель МиГ-29СМТ.

Взлет легкого истребителя ВКС России МиГ-29СМТ с авиабазы Хмеймим в Сирии попал в поле зрения камер иностранных журналистов. Видео с аэродрома опубликовал в Twitter репортер BBC Стив Розенберг.

Ранее МиГ-29 в Сирии замечены не были. Основу российской группировки в Хмеймим составляют штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34. Прикрытие с воздуха им обеспечивают тяжелые сверхманевренные истребители Су-30СМ и Су-35. Появление в сирийском небе МиГов, очевидно, вызвано желанием военных «обкатать» в боевых условиях и этот тип самолетов. Напомним, ранее Минобороны РФ заявило о доработке российской авиа— и бронетехники с учетом опыта боевого применения в Сирии.

The Russian air base near Latakia earlier today. We’re back here nearly 2 years after Russia launched its military operation in Syria. pic.twitter.com/PVVAKVE7Cj

— Steve Rosenberg (@BBCSteveR) 12 сентября 2017 г.

МиГ-29 — российский истребитель четвертого поколения, предназначенный для решения тактических задач на линии фронта. Новейшая модификация СМТ оборудована «стеклянной кабиной» и дополнительным топливным баком. Самолет получил возможность дозаправляться в воздухе и применять высокоточное оружие.

МиГ-29СМТ (9-17) — одноместный многоцелевой фронтовой истребитель, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ с принципиально новым комплексом бортового оборудования, расширенной номенклатурой вооружения и увеличенной дальностью полета. Разработка начата в 1997 г.  Планер самолета «9-17» создан на базе планера истребителя «9-13С». Основным конструкционным отличием МиГ-29СМТ является установка двух накладных фюзеляжных топливных баков. Между шпангоутами NЗБ и N8 расположен бак на 1400 л, а в хвостовой части, между шпангоутами N8 и N 10 — бак на 480 л. Конструкция малого бака позволит устанавливать его на модернизируемые самолеты непосредственно в авиачастях, а большой бак может монтироваться на авиаремонтных предприятиях ВВС.  Дальнейшее увеличение запаса топлива на борту истребителя может быть обеспечено за счет отказа от верхнего входа воздухозаборника и установки на его месте дополнительных баков. При этом для защиты двигателей от попадания посторонних предметов в канале воздухозаборника предполагается разместить убирающиеся решетки (как на МиГ-29М и МиГ-29К).  Разработана технология нанесения в аэродромных условиях на поверхность планера МиГ-29 противорадиолокационных покрытий, значительно снижающих заметность самолета (минимальная ЭПР в курсовой плоскости — менее 1 м2).

Специалисты МАПО «МИГ» не стали первыми, кто откликнулся на потребности рынка. Превращение удачных истребителей воздушного боя четвертого поколения в многофункциональные истребители поколения «4+» является характерной чертой современной авиационной моды. Именно это происходит сегодня с F-16, «Гриппеном» и др. Но россияне, последовательно и целеустремленно ведя эту работу, к настоящему времени получили неплохой шанс опередить конкурентов. МиГ-29СМТ является логическим продолжением (или завершением?) цепочки модернизации базовой модели МиГ-29 («изделие 9-12»). Первым звеном в ней можно считать «изделие 9-13», на котором объем внутренний топливных баков был увеличен на 240 л. За ним последовал МиГ-29С с возможностью применения ракет Р-27Т с тепловой ГСН, а также Р-27ЭТ и Р-27ЭР С увеличенной дальностью пуска. Усовершенствование РЛС позволило брать на борт и новейшие ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ с активной радиолокационной ГСН. После того, как на самолете установили штангу дозаправки топливом в полете, вариант получил обозначение МиГ-29СД.

Дальнейшие работы велись по пути расширения номенклатуры средств поражения класса «воздух-поверхность». При этом была установлена телесистема управления высокоточным оружием, позволяющая передавать изображения с телевизионных ГСН боеприпасов на дисплеи в кабине летчика и применять ракеты Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500КР. Для поражения работающих РЛС противника предусмотрено применение ракет Х-31П с пассивной радиолокационной ГСН. Эта модификация самолета, получившая обозначение МиГ-29СМ, вплотную приблизилась к реализации концепции многофункционального истребителя. Оставалось сделать последний шаг — увеличить дальность и продолжительность полета на внутреннем топливе. Так появился МиГ-29СМТ, на котором также изменен состав оборудования и, как утверждаете я, ликвидированы выявленные многолетней эксплуатацией недостатки самолета. Если это действительно так, то «двадцать девятый» вновь имеет шансы выдвинуться в ряд машин, наиболее привлекательных для оснащения ВВС многих стран.

Однако найти объемы для размещения дополнительного топлива внутри очень плотно закомпонованного современного истребителя не так-то просто. Первый вариант решения — организация баков в наплывной части центроплана — пришлось отвергнуть ввиду неприемлемо большого объема необходимых доработок. Так, требовалось усилить конструкцию наплыва из-за избыточного давления внутри бака, без чего топливная система нормально работать не может. Возникла также необходимость переделки воздухозаборников и применения другого способа их защиты от попадания посторонних предметов, связанная с отказом от верхнего входного устройства. Поэтому к реализации был принят более простой вариант — увеличить запас керосина за счет установки дополнительного бака в надгротовой части фюзеляжа.

Какие же конкретные изменения отличают МиГ-29СМТ от ранее выпущенных вариантов? Описываем их со слов генерального директора Михаила Коржуева, других специалистов МАПО ╚МИГ╩, а также опираясь на фирменные информационные материалы по машине. Дополнительное топливо размещено в двух конформных баках общей емкостью 2020 л (1585 кг). Благодаря этому радиус действия истребителя при решении задач «воздух-воздух» без ПТБ возрос в 3, 5 раза. Ограничения, накладываемые на режимы полета при наличии ПТБ, значительно сужены. Штанга дозаправки, установленная в носовой части слева, является съемной. Монтаж ее в полевых условиях занимает максимум 2 часа. Считается, что применение дозаправки позволит использовать новый МиГ «практически без ограничений по дальности».

Другие наиболее заметные изменения коснулись кабины истребителя, которые, как утверждается, позволили наконец реализовать концепцию управления, когда летчик не отрывает рук с РУДов и ручки управления самолетом. Г-н Коржуев рассказал, что применение одного монохромного экранам двух многофункциональных жидкокристаллических дисплеев размером 6х8″ с активной матрицей привело к значительному упрощению работы летчика с информационно-управляющим полем кабины. Сведения, отображающиеся на дисплеях, легко считываются, в соответствии с конкретным этапом полета там появляются необходимые подсказки. В условиях динамично развивающегося воздушного боя это позволяет принимать более качественные решения, причем много быстрее, чем ранее. На экранах может отображаться электронная карта местности, а также теле — и тепловизионное изображение наземных целей. С помощью цифровой обработки возможно улучшение его качества, увеличение отдельных объектов (режим «электронная лупа») и совмещение изображений («картинка в картинке»). Представители МАПО «МИГ» особенно гордятся возможностью автоматической привязки телеизображений к электронной и радиолокационной карте местности.

Обновленное оборудование кабины комплексируется с остальной авионикой МиГ-29СМТ с помощью цифровой шины обмена данных по стандарту MIL STD 1553В с открытой архитектурой. Последний термин означает, что отныне на самолет можно устанавливать любое оборудование как российского, так и западного производства.  В состав БРЭО входит модернизированный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС Н019МП, в которой реализован режим картографирования местности, оптико-электронная прицельная система (КОЛС и нашлемная система целеуказания), комплекс навигации, новый помехоустойчивый комплекс связи и наведения (две радиостанции Р-833, каналы телекодового обмена и командной радиолинии управления), комплекс РЭП, комплекс контроля и регистрации «Карат-Б» с малогабаритной системой видеорегистрации, система учета ресурса самолета и диагностики его состояния «Регата», система управления оружием и другое оборудование.

Информационно-управляющее поле кабины включает два цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора (МФИ) с кнопочным обрамлением, индикатор на лобовом стекле, многофункциональный пульт управления (МФПУ) с монохромным жидкокристаллическим дисплеем, резервные приборы и пульты, органы управления на ручке управления самолетом и рычагах управления двигателями. Количество различных индикаторов сокращенно по сравнению с серийным МиГ-29 вдвое (с 30 до 16), сигнализаторов — в 2.5 раза (с 82 до 34), органов управления — на 40% (со 193 до 136), при этом реализуется концепция HOTAS (Hands On Throttle And Stick), в соответствии с которой летчик может осуществлять большинство операций по самолетовождению, прицеливанию и пуску ракет, не снимая рук с ручки управления самолетом и РУД.

Естественно, крупным доработкам подверглась и система управления оружием. На представленном экземпляре самолета главный ее элемент — РЛС — имеет возможность работать в режиме картографирования. Благодаря этому в арсенал истребителя вошли сверхзвуковые ракеты противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35У с активной радиолокационной ГСН, появилась возможность производить «слепое» бомбометание ночью и сквозь слой облаков свободнопадающими бомбами, выполнять более точное прицеливание при стрельбе НАР и решать некоторые разведывательные задачи. Показанный самолет имел еще одно отличие — он был оборудован дополнительной аппаратурой управления огнем Optronique CLDP-CT разработки французской фирмы Thompson-CSF, размещенной в подфюзеляжном контейнере. В состав аппаратуры входят инфракрасный и телевизионный приемники, а также лазерный дальномер-целеуказатель. Контейнер дает возможность применения УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л и корректируемых бомб КАБ-500Л с лазерной ГСН. Кроме того, французская аппаратура позволяет решать навигационные задачи и выполнять прицеливание при уровне освещенности порядка 10-4 люкс, т. е. абсолютно темной ночью. Все данные, полученные с помощью РЛС, теле — и ИК-приемников, могут передаваться на землю в близком к реальному масштабе времени. Появление аналогичного российского контейнера разработки компании «Геофизика» ожидается к концу 1998 г. Кроме перечисленного вооружения на самолет можно установить до четырех УР типа Х-29Т (с телевизионным самонаведением) и до четырех корректируемых авиабомб КАБ-500кр.

По информации фирмы, в ближайшем будущем на МиГ-29СМТ планируется установить новый многорежимный радар, полностью интегрированный в систему управления оружием. Утверждается что, прежде всего это повысит эффективность боевой работы истребителя по воздушным целям. Так, самолет противника с эффективной поверхностью рассеивания порядка 5 м2 можно будет обнаружить на дальности до 130 км. Новая РЛС обеспечит одновременное сопровождение до 10 целей и применение оружия по 4 из них. Станет возможным обнаружение вертолетов на фоне земли, в т. ч. на режиме зависания, а также малоразмерных целей типа крылатых ракет. В состав вооружения МиГа войдут УР «воздух-воздух» Р-27ЭР1 и Р-27Т1.

Выставлявшийся на ILA’98 самолет был оснащен теми же двигателями РД-33 3-й серии, что и предыдущие версии «двадцать девятого». Однако руководители МАПО «МИГ» объявили о возможном переходе на его дальнейшее развитие РД-43 с увеличенной до 10 тс форсажной тягой, уменьшенным на 3-5% удельным расходом топлива, цифровой системой управления и, самое интересное, с установкой в перспективе системы отклонения вектора тяги. Конечно, это не может не повлечь за собой необходимость дальнейшего совершенствования системы управления самолетом. Электродистанционная, трехкратно резервированная, она должна приобрести способность одновременно управлять отклонением аэродинамических поверхностей и сопел двигателей. Эта работа не завершена, но уже улучшены некоторые характеристики управляемости истребителя и расширен диапазон допустимых углов атаки.

Навигационное оборудование модифицированного самолета дополнено приемниками спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR. Имея возможность получать данные сразу от 12 спутников и комбинируя их с показаниями бортовой инерциальной навигационной системы, летчик может определять местоположение МиГ-29СМТ с точностью, превышающей 50м.

Радиолокационная заметность МиГ-29СМТ в передней полусфере уменьшена «более чем в 10 раз», причем, как утверждается, без снижения летных характеристик. Достигнуто это благодаря применению радиопоглощающих материалов, эффективных в широком диапазоне длин волн, и двухкратному уменьшению отражающей способности зеркала бортовой РЛС. Таким образом сокращена дальность захвата МиГ-29СМТ ракетами противника, а боевая эффективность истребителя в целом в воздушном бою против самолетов, не обладающих стелс — особенностями, повышена в два раза. Все это дало основания г-ну Коржуеву утверждать, что новый МиГ — именно тот самолет,

Принципиально изменилась и система технической эксплуатации истребителя. Как подчеркнул заместитель главкома ВВС РФ по вооружению Юрий Клишин, обновленный МиГ, станет первым боевым самолетом России, техобслуживание и ремонты которого будут проходить не по календарному графику, а исходя из его реального состояния. Такой подход позволит значительно снизить стоимость эксплуатации МиГа. Наряду с увеличением назначенного ресурса планера с 4000 до 6000 часов (до 30 лет) это ведет к уменьшению стоимости летного часа на 40% и к росту критерия «стоимость-эффективность» МиГ-29СМТ по сравнению с ранними версиями «двадцать девятого» в 3, 3 раза.

Вообще на салоне руководители МАПО «МИГ» всячески подчеркивали именно экономическую привпекательность предлагаемой ими программы модернизации. Так, утверждалось, что стоимость доработки, хоть и зависит от того, из какого варианта МиГ-29 ее производить, все равно в 15-20 раз меньше затрат на приобретение нового истребителя с аналогичными качествами. А переделать в МиГ-29СМТ можно любую из ранее выпущенных машин. Причем работы можно проводить не только на заводе-изготовителе самолетов, но и на ремзаводах стран СНГ, а также в технических центрах других стран.

Вот так примерно выглядит МиГ-29СМТ в глазах его создателей. Слов нет, описание впечатляющее, хотя и рекламное. Что же следует иметь в виду, чтобы приблизить его к жизни? Мы рекомендуем всегда помнить о следующем: самолет как таковой есть прекрасная иллюстрация действия законов диалектики — если что-то одно в нем улучшается, то что-то другое обязательно ухудшается. Так, проведенные доработки даже с учетом более легкого импортного оборудования наверняка привели к росту массы пустого самолета, ориентировочно, на 4-6%. В результате скорости отрыва и посадки, а значит, и длина взлетной и посадочной дистанций у МиГ-29СМТ должны возрасти. Для сохранения длины пробега в тех же пределах, что и у серийного самолета, необходимы новые более энергоемкие тормоза и (или) увеличение площади тормозного щитка и парашюта. Но на представленной в Берлине машине площадь щитка была даже меньше нормальной! Его верхняя створка оказалась закрытой обтекателем нового топливного бака. Можно предполагать, что конструкция щитка в дальнейшем будет доработана в соответствии с новыми обводами или щиток вообще перенесут на гаргрот по типу F-15. Но в последнем случае объем топлива сократится, а масса пустого вновь возрастет, т. к. потребуется усиление конструкции бака, установка привода и ряд других изменений.

При тех же двигателях и неизменной несущей системе утяжеление истребителя не может не стать причиной снижения его летных характеристик даже при малом остатке топлива. Конечно, установка двигателей РД-43 могла бы исправить ситуацию, но при этом дальность полета — один из главных «козырей» МиГ-29СМТ — обязательно снизится. Ведь новые двигатели, хоть и имеют меньший удельный расход топлива, чем РД-33, но абсолютный-то больший! Да и сами они наверняка будут потяжелее, особенно при наличии системы отклонения вектора тяги. На маневренность в продольном канале определенное негативное влияние должно оказать наличие обтекателя штанги дозаправки, т. к. он расположен у начала наплыва, где происходит формирование вихря, от которого во многом зависит управляемость самолета на больших углах атаки. По этой же причине допустимые углы атаки для самолета со штангой окажутся меньше, чем без нее. Однако ухудшение маневренности, имеющие значение исключительно для ведения ближнего воздушного боя, для боевой эффективности МиГ-29СМТ в целом не играет большой роли ввиду его возросших возможностей в дальнем ракетном бою.

Теперь несколько слов о коммерческой стороне вопроса. Надо признать, что самое необходимое условие для успеха предлагаемой программы модернизации у МАПО «МИГ» имеется. Это значительный парк ранних «двадцать девятых» за пределами России, средний налет которых едва достигает 600 часов. Эти машины могут летать еще лет 20, и их необходимо поддерживать на уровне. Второй фактор тоже работает на москвичей: благодаря приобретенной многофункциональности и универсальности в плане оружия и оборудования МиГ-29СМТ наверняка будет отвечать требованиям большинства стран-владельцев МиГов. Да и не очень-то эти страны богаты (а некоторые просто бедны), чтобы в ближайшем будущем развивать свои ВВС путем закупки новых самолетов. И все же пока ни одна из них не заявила о намерении модернизировать МиГи, которыми располагает. Может быть, еще не пришло время для таких заявлений? Все-таки самолет только залетал (к ILA’98 было выполнено около 40 полетов), и все его новшества еще нужно проверить. А может быть, проблемы посерьезнее? Некоторые из потенциальных заказчиков, как Польша, стремятся в НАТО и приобретением западной авиатехники хотят на практике доказать свою верность идее «атлантической солидарности». Другие, как Украина, попали под гнет собственных экономических проблем и, похоже, не думают об обновлении самолетного парка. Третьи, как Молдавия, вообще стремятся избавиться от МиГов, пусть даже за бесценок.

В общем, государств, способных реально откликнуться на предложение МАПО «МИГ» и «Росвооружения», не так уж и много. И в этом повинны не только объективные причины. Россия собственными руками часто закрывает себе выходы на рынки вооружений. Например, всей Европе известны мытарства офицеров снабжения ВВС Германии, пытавшихся наладить поставки запчастей для немецких МиГ-29. А командующие ВВС стран бывшего Варшавского договора страдают синдромом советского авиационного «сервиса», и некоторым из них само упоминание о возможности эксплуатировать российские самолеты кажется насмешкой над усилиями по обеспечению боеготовности парка. Ибо в бытность их еще командирами полков, проблема комплектующих к МиГам была настолько серьезной, что, по свидетельствам очевидцев, иногда единственным способом ее решения был следующий: на аэродром нуждающихся приглашался дружественный полк ВВС СССР на аналогичной матчасти, и в неформальной обстановке офицеры братских армий договаривались об обмене узлами и агрегатами между своими самолетами. В итоге каждый получал, что хотел: демократы — почти новые комплектующие, а советские люди — скромное вознаграждение.

Очевидно, стремясь улучшить качество обслуживания европейских МиГов, «Росвооружение» и МАПО «МИГ» наладили сотрудничество с немецкой Daimler-Benz Aerospace и в 1993 г. учредили совместную фирму MiG Aircraft Product Support GmbH (MAPS), взявшую на себя заботы по адаптации немецких МиГ-29 под стандарты НАТО и накопившую в этом деле уникальный опыт. Возможно, в будущем именно MAPS станет важнейшим звеном цепочки, которая приведет европейские «двадцать девятые» к варианту «СМТ». А пока фирма сделал

achtungpartisanen.ru

МиГ-29СМТ («изделие 9-17»). МиГ-29

МиГ-29СМТ («изделие 9-17»)

Обвал финансирования оборонной промышленности сначала Советского Союза, а затем, по наследству, и России похоронил надежду на запуск в серийное производство самолетов МиГ-29М. Как менее дорогая альтернатива МиГ-29М в ОКБ была разработана модификация МиГ-29СМТ. МиГ- 29СМТ давал микояновцам шанс на выживание в условиях повального увлечения в верхах изделиями фирмы Су. Микояновский истребитель 5-го поколения «1.44» по непонятно-понятным причинам «завис», денег на МиГ-29М не выделялось, экспорту МиГ- 29, в отличие орт Су-27, на государственном уровне никто не способствовал, программу транспортного МиГ-110 «перебила» своим С-80 все та же фирма с улицы Поликарпова. В «изделии 9-17» была предпринята попытка интегрировать в планер старого МиГ-29 максимум наработок по МиГ- 29М. Пришлось пойти по пути, которого так хотел избежать Р. А. Беляков: растить «горб» и размещать в нем дополнительное топливо и электронику.

МиГ-29М позиционировался не только и даже не столько как истребитель воздушного боя. Микояновцы и дальновидные представители ВВС видели в нем самолет, способный заменить снятые но странным и надуманным предлогам с вооружения российских ВВС истребители-бомбардировщики МиГ-27 и Су-17. Острейшую нужду в таких машинах показала Чечня.

В вариант МиГ-29СМТ можно модернизировать ранее построенные варианты истребителя. Фактически самолет представляет собой сильно упрощенный МиГ-29М, но в отличие от «М» в кабине «СМТ» стоят цветные жидкокристаллические многофункциональные индикаторы – сказался прогресс в области электроники. Полностью обновлено навигационное оборудование – установлена инерциальная навигационная система с коррекцией по спутникам систем ГЛОНАСС и NAVSTAR. Электронный «борт» завязан на шину данных ставшего международным американского военного стандарта MIL-STD 1533.

В увеличенном гаргроте размещен дополнительный запас топлива. Суммарный запас топлива во внутренних баках на МиГ- 29СМТ составляет 4775 кг.

В качестве демонстратора использовался прототип МиГ-29СМ с бортовым номером «331» (ранее «405»). Частично доработанный в вариант СМТ путем замены приборного оборудования кабины самолет выполнил первый полет в новом качестве 29 ноября 1997 г. Позже на самолет был установлен гаргрот увеличенного объема. С новым гаргротом самолет выполнил первый полет 22 апреля 1998 г.

Первый самолет «изделие 9-17», соответствующий штатной комплектации, был переоборудован из МиГ-29СЭ борт «555» (заводской номер 4710), модернизированный самолет получил бортовой номер «917»; первый полет на нем совершил 14 июля 1998 г. летчик-испытатель Владимир Горбунов. В том же году машина демонстрировалась в Фарнборо.

В систему управления оружием истребителя-бомбардировщика МиГ-29СМТ интегрирована PJIM Н-019М, совместимая с системой управления ракет воздух – поверхность Х-31А и Х-35У. Практически, в ассортимент вооружения входят все управляемые ракеты (кроме используемых на стратегических ракетоносцах Ту-22МЗ, Ту- 95МС и Ту-160) и корректируемые бомбы российского производства.

Предполагалось, что модернизация «строевых» МиГ-29 в вариант «СМТ» начнется в 1999 г. с темпом 20 самолетов в год. Естественно, этого не произошло. В 2006 г. появились сообщения о планах ВВС начать модернизацию истребителей МиГ-29 в вариант МиГ- 29СМТ силами 121-го авиаремонтного завода в Кубинке. Не исключено, что принятию данного решения способствовали поставки самолетов МиГ-29СМТ на экспорт.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *