Тест-драйв танка «Пантера»

Циммеритовая обмазка бортов — оригинальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин
Осенью 1944 года от такой обмазки отказались, что тоже помогает в датировке «Пантеры». Когда танк находится в походном положении, специальный зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множество проблем при ремонте.

Проблема в том, что история данной конкретной «Пантеры» неизвестна, и отследить ее практически невозможно. Специалисты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны лишь само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных машин, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G пошла в серию) и не в 1945-м (потому что на поздних машинах G была изменена форма маски орудия).

В принципе, можно было бы определить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было великое множество камуфляжей, вплоть до того, что вопрос о покраске решал командир подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные машины безжалостно перекрашивали в зеленый цвет — поэтому изначального камуфляжа не сохранилось. Сегодня «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (точнее, в одну из разновидностей камуфляжа этой дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически достоверная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Собственно, кроме окраски, все в танке — родное. Вообще все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще некоторые «расходные» детали). Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, приборы — даже ключ зажигания оригинальный, даже кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большинство зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки позволяет точно представить себе, как выглядел танк тогда.

zabarankoi.mirtesen.ru

Тест-драйв танка пантера — История в новостях.

    «Тише, тише давай!» — руководит сотрудник музея, не смотря на то, что мы и без того ползем как черепаха. Танк не рекомендован для езды по асфальту — по земле значительно комфортнее.

С одной стороны необычно: СССР досталось пара сотен трофейных «Пантер» — как конкретно на протяжении войны, так и по ее окончании. Первый PzKpfw V употреблялся армиями Красной армии уже в осеннюю пору 1943 года на Курской дуге (в 59-м отдельном танковом полку). Но в эксплуатации трофейноймашины были как достоинства, так и недостатки.

Преимущества танка заключались в прекрасном оружии: германская 75-мм пушка KwK 42 разрешала поражать цели на намного больших расстояниях, чем имело возможность любое советское орудие подобного класса. Вследствие этого германского зверя собирались использовать в качестве истребителя танков.

Был кроме того издан официальный документ — «Краткое руководство по применению трофейного танка T-V («Пантера»). Но жизнь внесла собственные коррективы. «Пантера» была через чур сложной в эксплуатации и неудобной в ремонте — катастрофически не хватало запасных частей (правильнее, их не было вовсе), к тому же танк потребовал намного более отличного горючего, чем советские автомобили.

Исходя из этого трофейные «Пантеры» широкого применения не взяли и употреблялись только эпизодически (в отличие от предшественников Pz. III и Pz. IV).

В принципе, схожие недочёты «Пантер» отмечали и германские танкисты: танк был сыроватым, недоведенным до идеала, и процент технических отказов среди Pz.V был выше, чем среди вторых германских автомобилей.

    Камуфляж «Пантеры» выдает в ней один из танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг», но это фантазия реставраторов: в советское время все трофейные танки были перекрашены в зеленый цвет.

А по окончании войны «Пантеры» в Альянсе были совсем не необходимы. Их применяли по-различному. По большей части — для расстрела целей на протяжении испытаний и учений на полигонах. Иные на переплавку.

В итоге сохранился лишь один подобный танк, что сразу после войны целенаправленно передали в Музей боевых автомобилей (сейчас — Центральный музей бронетанкового оружия и техники в Кубинке).

В том месте, в покое и благополучии, PzKpfw V Ausf. G и достоял до наших дней — как ни необычно, именно это сделало машину вправду неповторимой.

Все родное

Как уже упоминалось, в мире сохранилось 29 «Пантер», из них 12 — модификации G. Как раз такая машина хранится и в Кубинке. Больше всего танков во Франции — аж семь штук, по шесть сохранилось в Соединенных Штатах и Англии.

    Циммеритовая обмазка бортов — уникальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин В осеннюю пору 1944 года от таковой обмазки отказались, что также оказывает помощь в датировке «Пантеры».

В то время, когда танк находится в походном положении, особый зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков разрешала танку двигаться весьма медлено и равномерно распределять нагрузку на грунт. Иначе, сложность конструкции приводила к множеству неприятностей при ремонте.

Неприятность в том, что история данной конкретной «Пантеры» малоизвестна, и отследить ее фактически нереально. Эксперты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны только само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных автомобилей, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G отправилась в серию) и не в 1945-м (по причине того, что на поздних автомобилях G была поменяна форма маски орудия).

В принципе, возможно было бы выяснить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было очень много камуфляжей, впредь до того, что вопрос о покраске решал начальник подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные автомобили бессердечно перекрашивали в зеленый цвет — исходя из этого изначального камуфляжа не сохранилось. Сейчас «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (правильнее, в одну из разновидностей камуфляжа данной дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически точная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Фактически, не считая окраски, все в танке — родное. По большому счету все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще кое-какие «расходные» подробности).

Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, устройства — кроме того ключ зажигания уникальный, кроме того кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большая часть зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки разрешает совершенно верно представить себе, как смотрелся танк тогда.

По большому счету, если бы не необходимая для музейного экспоната демилитаризация, танк имел возможность бы сражаться хоть на следующий день. Он не просто на ходу — он готов к активным действиям. Трудятся система и двигатель охлаждения, ничего не подтекает.

Само собой разумеется, имеется определенная усталость металла — все-таки «Пантере» уже почти 70 лет. Но хорошие условия хранения и весьма качественная реставрация сделали собственный дело — танк как словно бы только что с конвейера.

заботы и Труды

У реставрации «Пантеры» было два главных этапа. Первый — в 1990-х, в то время, когда полвека пребывавшую «на приколе» машину перебрали подетально и поставили на ход. В архиве музея сохраняются снимки той реставрации — танк, разобранный, как детский конструктор.

Уже тогда эксперты отнеслись к технике с должным пиететом: ничего не было выкинуто, любая подробность аккуратно приведена в совершенное состояние и возвращена на законное место.

Но время шло, и пара лет назад на протяжении преобразований музея было решено довести танк, что наподобие как официально был на ходу, до ума. Сразу же обнаружились подводные камни. «Пантера» завелась, но в совокупность смазывания начала попадать вода, другими словами появились трещины в масляной магистрали либо разошлись прокладки, но в любом случае стало ясно, что двигатель требует капремонта.

В самом музее соответствующего оборудования не было — все-таки тут необходимы инструменты и станки высокой точности, плюс как минимум испытательный стенд, и Maybach отправился на ЗИЛ, где его разобрали на части — так же, как десять лет назад сам танк. Износившиеся подробности, не подлежащие реставрации, заменили, все вычистили, привели в хорошее состояние и прогнали на испытательном стенде — немцы в 1944-м не сделали бы лучше. Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке шла реставрация танка — исправлялись неточности, сделанные мастерами в 1990-х, добавлялись какие-то элементы, сломанные траки заменили на уникальные, отысканные поисковыми машинами на местах боев и сохранившиеся фактически в совершенном состоянии.

В мае 2013 года машина была закончена. Нужно заявить, что изначально была мысль сделать идеальный, «картиночный» музейный экспонат, как для книжки по эксплуатации танка. Другими словами навесить целый шанцевый инструмент (в запасниках достаточно уникальных кирок и немецких лопат), запасные траки на особые крючья, изготовить и разместить в масштабную копию боеприпаса и оформить танк в знаках и цветах культовой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Но от данной идеи было нужно отказаться по необычной обстоятельству — танк был так востребованным, что тащить дальше с окончанием реставрации было легко запрещено. Он потребовался и на фестивале «Поле боя», и на вторых военных шоу — само собой разумеется, единственная в стране «Пантера», к тому же и на ходу. А шанцевый инструмент навешивать не стали, по причине того, что при таких условиях танк было нужно бы поставить за ограждение на большом расстоянии от визитёров музея.

Мало ли кому саперная лопатка пригодится — не уследишь. Но и без дополнительной навески «Пантера» внушает уважение.

Персональный опыт

В то время, когда «ползаешь» по танку, забираешься вовнутрь, дотрагиваешься до органов управления, ощущения совсем другие, нежели в то время, когда ветхие фотографии. В он весьма несложен — вопреки распространенным преданиям о невероятном комфорте и кондиционерах, предлагавшихся германским танкистам. Аскетичная, весьма хорошо скомпонованная, достаточно неудобная в военная машина.

Единственная уступка — набитые конским волосом и отделанные натуральной кожей мягкие сиденья (к слову, «тридцатьчетверки» время от времени выходили с фабрик по большому счету без сидений, танкисты подкладывали под себя свернутые ватники).

Но в остальном — машина для боя, а не для отдыха. Поражает уровень качества сборки. Оно германское — как раз в том смысле, какой мы вкладываем в это слово сейчас, другими словами совершенное: фаски сглажены, уголки ровненькие, точность монтажа потрясающая.

Наряду с этим прогрев термосифонного подогревателя для запуска двигателя зимний период осуществлялся посредством паяльной лампы, что в рамках технологичности конструкции и общей сложности смотрится достаточно дико.

Но, на еще более идеальных «Тиграх» было так же.

    Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. D (количество — 2) Нидерланды: танк-монумент в БредеШвеи?цария: Panzermuseum Thun в городе Тун

Снаружи танк увлекателен огромным числом каких-то крепежей, подробностей, назначение большинства которых с первого взора совсем неясно. Ну прекрасно, вот тут очевидно крепилась лопата, тут — запасной трак для гусеницы, а это что? Вещь в том, что, в то время, когда танк поступал в распоряжение экипажа, танкисты фактически постоянно модернизировали его по собственному усмотрению.

Снаружи приваривались крепежи, к примеру, для касок, разного инструмента, не входящего в изначальный боекомплект, кроме того иногда коробки для шинелей либо личных вещей, «багажники». Исходя из этого, в случае если поставить рядом пять «Пантер», вряд ли найдутся хотя бы две однообразные.

В то время, когда забираешься в танк в первый раз, первые пять мин. опасаешься наступить на какой-нибудь элемент, опасаешься дотронуться до чего-либо в: это же музейный экспонат, ему 70 лет, с ним необходимо очень осторожно Только позже приходит осознание: это же танк. Он же выдерживает попадание боеприпаса. Какой вред смогут причинить ему твои кроссовки?

Вот тогда, в то время, когда поймёшь, что это замечательная военная машина, а не экспонат за стеклом, начинаешь относиться к машине совсем в противном случае. Как танкист.

    Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. G (количество — 12) Англия: по одному экземпляру в Bovington Tank Museum (Бо- вингтон) и Defence College of Management and Technology (Шраи?венхэм).

США: по два экземпляра в US Army s National ArmorCavalry Museum (Форт-Беннинг) и Patton Museum of Cavalry and Armor (Форт-Нокс).

Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon в Оверлоне. Российская Федерация: Центральныи? музеи? бронетанкового оружия и техники в Кубинке. Франция: Muse?e des blinde?s de Saumur (Сомюр).

Бельгия: Танки-монументы в Уффализе, Селле и Гранмениле.

Позже танк отправился. Рычание, гул, дым — 45 т непробиваемой мощи. Чувство, в принципе, такое же, как и от современных танков.

Изменились броня, оружие, силовые установки, но психотерапевтический эффект остался тем же, что и 70 лет назад. Наряду с этим «Пантера» находится за гранью понятия «музейный экспонат».

Она не предназначена чтобы находиться за стеклом, — она обязана двигаться. Фактически, что она совершает благодаря праздникам военным и различным фестивалям. Однако чрезмерным нагрузкам танк не подвергают — мы также ездили только по ровным поверхностям, для чего лезть на рожон.

Но мы-то знаем, что «Пантера» может всё.

    Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. A (количество — 15) Франция: два экземпляра в Muse?e des blinde?s de Saumur (Сомюр), один в Overlord Museum (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-монумента в Па- риже и один экземпляр на свалке техники в городе Мурмелон-ле-Гран.

Германия: по однои? машине в Deutsche Panzer- museum Munster (Мунстер) и Auto- und Technik- museum Sinsheim (Зинсхаи?м). США: по одному экземпляру в US Army s National ArmorCavalry Museum (Форт-Беннинг) и Military Vehicle Technology Foundation (Портола-Валли). Англия: три автомобили в частном собрании The Wheatcroft Collection и одна в частном собрании RexRod Cadman Collection.

Канада: Canadian War Museum в Оттаве.

В Кубинке еще достаточно неповторимых танков, каковые весьма хочется поставить на ход, перевоплотить из стационарных экспонатов в живые автомобили. Техника обязана трудиться — в этом случае, само собой разумеется, на мирном поприще. «Пантера» — один из многих танков в реставрационном последовательности, и потому хранителям музея — успеха!

Благодарим за помощь в подготовке материала Центральный музей бронетанкового оружия и техники МО РФ и отечественного консультанта Андрея Черняева

Статья «Прокатиться на «Пантере»» размещена в издании «Популярная механика» (№135, январь 2014).

Музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке| Сила | Телеканал Страна


Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:

osutivremeni.ru

Тест-драйв танка Пантера

Циммеритовая обмазка бортов — оригинальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин
Осенью 1944 года от такой обмазки отказались, что тоже помогает в датировке «Пантеры». Когда танк находится в походном положении, специальный зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множество проблем при ремонте.

Проблема в том, что история данной конкретной «Пантеры» неизвестна, и отследить ее практически невозможно. Специалисты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны лишь само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных машин, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G пошла в серию) и не в 1945-м (потому что на поздних машинах G была изменена форма маски орудия).

В принципе, можно было бы определить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было великое множество камуфляжей, вплоть до того, что вопрос о покраске решал командир подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные машины безжалостно перекрашивали в зеленый цвет — поэтому изначального камуфляжа не сохранилось. Сегодня «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (точнее, в одну из разновидностей камуфляжа этой дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически достоверная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Собственно, кроме окраски, все в танке — родное. Вообще все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще некоторые «расходные» детали). Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, приборы — даже ключ зажигания оригинальный, даже кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большинство зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки позволяет точно представить себе, как выглядел танк тогда.

fishki.net

Трофейные танки на службе Красной Армии. Часть 2: sell_off — LiveJournal

С появлением у немцев новых тяжелых танков Pz-V «Пантера» и Pz-VI «Тигр» появились и первые случаи их использования в частях Красной Армии. Правда, таких эпизодов достаточно мало. Новые немецкие танки, имея высокие боевые характеристики, были весьма сложными по конструкции (гораздо сложнее, чем Pz-II, 3, 4 или 38 (t)). Их использование было сложным делом, требовавшим к тому же соответствующей ремонтной базы. Естественно, советские танкисты не обладали опытом эксплуатации новых немецких танков. Поэтому часто, захватив совершенно исправные германские тяжелые танки, наши танкисты их вскоре ломали и не могли их починить из-за отсутствия запасных частей, инструмента и опыта ремонта таких машин. Но в отдельных частях эти танки все-же использовались в боях.
Осмотр трофейной матчасти перед её эвакуацией в тыл. Район Сталинграда, начало 1943 года

Уже осенью 1943 г. одна захваченная «Пантера» непродолжительное время использовалась танкистами 59-го отдельного танкового полка. По воспоминаниям ветеранов «во время боев, когда наши танки шли в атаку основной огонь немецкой артиллерии велся по трофейной «Пантере»».
Конечно в «Пантере» наших танкистов в первую очередь привлекало вооружение: баллистические данные 75-мм орудия KwK 42 позволяли подбивать немецкие танки на дистанциях, недоступных ни одной советской танковой и противотанковой пушке середины 1943 г. В начале 1944 г. в ГБТУ КА рассматривался вопрос об использовании исправных трофейных «Пантер» в качестве истребителей танков. В это же время издается «Краткое руководство по использованию трофейного танка Т-5 («Пантера»)». Тем не менее, «Пантера» в Красной Армии не прижилась. Штаб 4-й гв. ТА 13 сентября 1944 г. докладывал в ГБТУ КА:
«Указанные танки являются сложными в эксплуатации и ремонте. Запасные части к ним отсутствуют, что не позволяет осуществлять их плановое обслуживание. Для питания танков необходимо предусмотреть бесперебойную поставку в части авиабензина высокого качества.
Кроме того, в армии имеются большие проблемы с боеприпасами для немецкой 75-мм пушки обр. 1942 г., так как боеприпасы от пушки обр. 1940 г. непригодны для использования их в танке «Пантера». Считаем, что для проведения скрытных наступательных операций более пригодным является немецкий танк типа Pz-IV, имеющий более простое устройство, легкий в эксплуатации и ремонте, а также наиболее широко распространенный в немецкой армии».
Советские танкисты получают трофейное самоходное орудие StuG III. Центральный фронт, август 1943 года (РГАКФД).


Все же в ряде случаев трофейные «Пантеры» действовали довольно успешно. Например, в январе 1944 г, в боях на подступах к Житомиру, частями 3-й гв. ТА было захвачено значительное количество поврежденных немецких танков. По распоряжению замкомандующего армией по технической части генерал-майора Ю. Соловьева в 41 и 148-м отдельных ремонтно-восстановительных батальонах (ОРВБ) создали по одному взводу из наиболее опытных ремонтников, которые в короткий срок восстановили четыре Pz-IV и одну «Пантеру». Через несколько дней экипаж этой «Пантеры», в бою в районе Жеребки подбил тяжелый танк «Тигр».
Широко известная по фотографиям рота гв. лейтенанта Сотникова, в августе 1944 г. в боях под Варшавой успешно использовала три Pz-V.
Рота танков «Пантера» гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (пригород Варшавы), Польша, август 1944 года (РГАКФД).


Трофейные танки «Пантера» использовались в Красной Армии до конца войны, но в очень незначительных количествах и эпизодически. Например, во время отражения немецкого наступления в районе оз. Балатон в марте 1944 г. ( операция вермахта «Весеннее пробуждение»), 991-й САП подполковника Гордеева имел в своем составе 16 СУ-76М и три трофейных «Пантеры».
Первой частью КА, использовавшей трофейный «Тигр», стала 28-я Гв.ТБр 39-й армия Белорусского фронта. 27 декабря 1943 г. во время атаки «тигров» 501-го батальона у деревни Синявки, одна из атакующих машин застряла в воронке и была брошена экипажем. Танкисты 28-й гв. ТБр сумели вытащить «Тигр» и привезти его в свое расположение. Машина оказалась совершенно исправной, и командование бригады решило использовать его в боях. В «Журнале боевых действий 28-й гвардейской танковой бригады» об этом сказано так:
«28.12.43 г. С поля боя приведен в полной исправности захваченный танк «Тигр». Командиром бригады назначен экипаж танка Т-6 в составе: командир танка трижды орденоносец гвардии лейтенант Ревякин, механик-водитель гвардии старшина Килевник, командир орудия гвардии старшина Илашевский, командир башни гвардии старшина Кодиков, стрелок-радист гвардии сержант Акулов. Экипаж в течении двух суток освоил танк. Кресты были закрашены, вместо них нарисовали две звезды и написали «Тигр».
29.12.43 г. В районе боев ведутся работы по восстановлению захваченного у противника самоходного орудия.
31.12.43 г. в бригаде по списку: КВ-1, Т-34 — 33 (безвозвратно потеряно 17, требуют ремонта 9), Т-70 — 24 (безвозвратно потеряно 17, требуют ремонта 2), «Тигр» — 1, «Артштурм» — 1, СУ 122 — 1″.
Первый бой трофейный «Тигр» провел 5 января 1944 г., когда совместно с семью Т-34, пятьюТ-70 и СУ-122 атаковал узел обороны противника в деревне Синявки. Деревня была взята, и до 7 января танкисты отбивали атаки немцев. В ходе трехдневных боев 28-я гв. ТБр уничтожила 5 ПТО, 18 пулеметов, танк и САУ противника (первоначально предполагалось, что это модификация «артштурма»). Свои потери составили СУ-122 (сгорела) и один подбитый Т-34. Кроме того, из-за технических неисправностей вышел из строя «Тигр»: «Трофейный танк Т-6 «Тигр» нуждается в среднем ремонте. Вопрос о его восстановлении осложняется отсутствием запчастей. Эвакуация его требует армейских средств».
Танк Pz.lV Ausf Н, захваченный советскими войсками у 9-й танковой дивизии вермахта западнее Орла. Июнь 1943 года


То, что 28-й гв. ТБр использовался именно «Тигр» подтверждается документами. Упоминаемый же выше «Артштурм» на самом деле оказался 88-мм самоходкой «Насхорн». Об этом можно узнать из такой записи в «Журнале боевых действий»:
«21.01.44 г. Боеготовы: 5 Т-34, 5 Т-70, 1 Т-6 «Тигр» и самоходное орудие «Артштурм», захваченное у противника и восстановленное силами роты технического обеспечения бригады. Обеспеченность боеприпасами:
76-мм — 5,5 боекомплектов;
45-мм — 5,5 боекомплектов;
88-мм для «Тигра» — 4 боекомплекта;
88-мм для «Артштурма» — 1 боекомплект».
Как видно по калибру орудий в 28-й гвардейской танковой бригаде действительно имелся «Тигр» и «Насхорн», на тот период никаких других самоходок с орудием калибра 88-мм у немцев на Восточном фронте не было.
Позднее, бойцами 28-й Гв.ТБр был захвачен еще один исправный «Тигр», к сожалению, где и как это произошло неизвестно. По состоянию на 27 июля 1944 г. бригада имела в своем составе 47 танков и 8 САУ: 32 Т-34, 13 Т-70, 4 СУ-122, 4 СУ-76 и два Pz-VI «Тигр». Вся эта техника успешно участвовала в операции «Багратион». По состоянию на 6 октября 1944 г. в 28-й Гв.ТБр было 65 танков Т-34 и один Pz-VI «Тигр».
Еще один трофейный «Тигр» имелся в составе частей 48-й армии 1-го Белорусского фронта. 25 августа 1944 г. член военного совета армии генерал-майор Истомин докладывал в штаб фронта: «В данное время из танков у нас действует только пять СУ-76, четыре ИСУ-122 и один трофейный танк «Тигр»». Известно, что Pz-VI входил в состав 713-го САП, и на 1 октября 1944 г. требовал среднего ремонта.
Но в большинстве случаев трофейные «тигры» очень быстро ломались и бросались по пути следования наступавших частей Красной Армии. Например, 21 августа 1944 г. в местечке Конюхив, 5-я гв. ТБР 4-го Украинского фронта отремонтировала два «артштурма» (StuG 40) и один Pz-VI «Тигр». Из этих машин сформировали роту трофейных танков. По донесению комроты «все машины не имеют оптических приборов, а «артштурмы» не укомплектованы ремнями вентиляторов». 7-8 сентября бригада, имевшая 23 Т-34, 47 Т-70, два тягача на базе Т-34, один «Тигр», два StuG 40, 4 БА-64 и три БТР «Скаут» совершила длительный марш, выдвигаясь к линии фронта. Во время марша «по техническим неисправностям были оставлены в местечке Дольны один «Артштурм» и «Тигр»». Позднее «Артштурм» был отремонтирован, а «Тигр» пришлось бросить.
Самоходная установка Sturmgeschutz IV из состава 366-го самоходно-артиллерийского полка. 3-й Украинский фронт, 4-я гвардейская армия, март 1945 года

Кроме, собственно, танков немецкого производства части Красной Армии захватывали и машины союзников Третьего рейха. В августе 1944 г. в районе Станислава части 18-й армии 4-го Украинского фронта разгромили 2-ю танковую дивизию венгров, захватив при этом практически всю ее матчасть. Готовясь к предстоящим боям в Карпатах, командование армии решило использовать доставшиеся трофеи. 9 сентября 1944 г. приказом № 0352 по войскам 18-й армии был сформирован «Отдельный армейский батальон трофейных танков»:
«В результате проведенной операции танковый парк армии обогатился трофейными машинами, требующими восстановления армейскими ремонтными средствами. Ремонт боевых машин, в основном закончен, танки готовы вступить в строй.
Приказываю:
1. Командующему бронетанковыми и механизированными войсками 18-й армии гв. полковнику Серову сформировать отдельный танковый батальон трофейных танков (на 32 машины).
2. Батальон содержать:
а) офицерский состав (40 человек) — за счет резерва офицерского состава армии;
б) сержантский (138 человек) и рядовой (28 человек) состав — за счет 239-го армейского запасного стрелкового полка.
Зачислить батальон на все виды довольствия.
3. Гв. полковнику Серову организовать в батальоне боевую учебу с учетом подготовки к боевым действиям в горной местности».
Согласно утвержденного временного штата, батальон состоял из трех рот (по три взвода в каждой), взвода технического обслуживания, хозяйственного отделения и пункта медицинской помощи. Кроме танков, батальону придавалось: 1 легковая машина, 2 мотоцикла, 15 грузовиков, ремонтная летучка и 2 автоцистерны.
В «Докладе об использовании трофейных танков в условиях горно-лесистой местности», который датирован 11 ноября 1944 г. и подписан начштаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гв. подполковником Ворониным, в частности говорится:
«Туран 1 и 2 относятся к типу средних танков с двигателем в 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим нормальный прогрев на месте 15-20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе, с большой точностью стрельбы. Пулеметы по устройству сложны, но работают хорошо. Имелись случаи задержек в стрельбе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26, вынослива. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП необходимо вытаскивать ее вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении легкое, но большой радиус поворота снижает маневренность.
«Толди» 1 и 2 относятся к типу легких с двигателем «Ганс» 155 л.с. Вооружены 20-мм или 40-мм пушками и одним пулеметом. Танки быстроходны, легко управляемы. Поворот осуществляется рулевым колесом по типу танков БТ (при снятых гусеницах).
СУ «Зриньи» имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам — малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою.
«Нимрод» имеет 40-мм пятизарядную автоматическую пушку. СУ имеет очень хорошие боевые качества, используется для борьбы с танками и зенитными целями.
Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.
Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушение производится незначительное, и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадание снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения, вплоть до полного выхода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата (видимо имеется в виду «фаустпатрон») и других кумулятивных снарядов, танки загораются.
Личный состав 1-й танковой роты в течении месяца занимался изучением матчасти, боевых характеристик танков, вождением и боевой стрельбой. В результате хорошей подготовки водительского состава 1-я танковая рота совершила марши по труднопроходимым дорогам горно-лесистой местности, пройдя 800 километров с небольшим количеством отставших по техническим причинам машин.
Личный состав 2-й и 3-й танковых рот, прибывший из г. Горький, на третий день был посажен на танки без должной подготовки водительского состава из-за отсутствия времени на изучение матчасти и трофейных машин. В дальнейшем 2-я и 3-я роты имели гораздо больше технических неисправностей и отставших танков. Например, пять танков, оставленных в Гюлехово, до сих пор не прибыли в батальон (г. Ужгород). В боях от Нижне-Верецке до Ужгорода в основном действовали танки 1-й роты».

Трофейные самоходные установки «Хуммель» из состава 366-го самоходно-артиллерийского полка. 3-й Украинский фронт, 4-я гвардейская армия, март 1945 года. На бортах машин нанесены красные звёзды с белой окантовкой


Впервые батальон был введен в бой 15 сентября 1944 г. Ввиду ограниченной проходимости горных дорог, он использовался «группами по 3-4 машины как подвижное огневое средство в боевых порядках пехоты». Из-за отсутствия обходных путей, танки действовали колонной с дистанцией между собой 50-200 м, тем самым подвергая себя фланговому огню. В отдельных случаях они использовались практически без пехотного прикрытия, имея до 10 человек десанта на 5-7 машин. В районе станции Оса, действуя без пехотной поддержки и не имея возможности для обхода, танкисты два раза ходили в атаку, потеряв два танка подбитыми и один сгоревшим, но задачу выполнить не смогли. Только после прохождения горных перевалов и выхода в Закарпатье, машины получили возможность для маневра, сразу увеличив эффективность своих действий. Так, совместно с пехотой, они овладели Свалова, а 26 октября 1944 г. первыми ворвались в г. Мукачево.
13 ноября 1944 г. остатки батальона — 13 машин — были переданы в состав 5-й гв. ТБр: «Во исполнение приказа БТ и МВ 18-й армии принят батальон трофейных танков, сосредоточенный: на южной окраине Нижней Нзмецке — три танка и тылы батальона, четыре танка в Ужгороде (три не заводятся и один требует среднего ремонта) и шесть танков находятся в бою за Тарновце».
Следует отметить, что кроме трофейных танков венгерского производства, в составе 5-й гв. ТБр имелось два трофейных «артштурма» (StuG 40), которые советские танкисты с успехом использовали с сентября 1944 г. По состоянию на 1 января 1945 г. в бригаде еще имелось 3 «Турана», 1 «Толди», 1 САУ «Зриньи» и 1 «Артштурм». Но вся эта техника требовала ремонта.
Бойцы Красной Армии за изучением венгерского танка «Толди». 18-я армия, август 1944 года (РГАКФД).

Источники:
М. Коломиец «Трофейные танки Красной Армии. На «Тиграх» на Берлин!» М. Яуза, Эксмо 2010 г.
Главное автобронетанковое управление «Люди, события, факты в документах. 1940-
1942 гг.» Книга II. М., 2005.
Главное автобронетанковое управление «Люди, события, факты в документах. 1943-
1944 гг.» Книга III. M., 2006.
Главное автобронетанковое управление «Люди, события, факты в документах. 1944-
1945 гг.» Книга IV. М., 2007.

sell-off.livejournal.com

Тест-драйв танка «Пантера»


«Тише, тише давай!» — командует сотрудник музея, хотя мы и так ползем как черепаха. Танк не предназначен для езды по асфальту — по земле гораздо комфортнее.

В 1942—1945 годах немцы изготовили почти 6000 танков PzKpfw V, более известных как «Пантера». Но до наших дней дошло всего двадцать девять машин, причем на территории России хранится, по официальным данным, лишь один подобный танк. Редакции «Популярной механики» довелось на нем прокатиться.

С одной стороны странно: Советскому Союзу досталось несколько сотен трофейных «Пантер» — как непосредственно во время войны, так и по ее окончании. Первый PzKpfw V использовался войсками Красной армии уже осенью 1943 года на Курской дуге (в 59-м отдельном танковом полку). Но в эксплуатации трофейной машины были как плюсы, так и минусы. Преимущества танка заключались в великолепном вооружении: немецкая 75-мм пушка KwK 42 позволяла поражать цели на значительно больших расстояниях, чем могло любое советское орудие аналогичного класса. В связи с этим немецкого зверя планировали использовать в качестве истребителя танков.

Был даже издан официальный документ — «Краткое руководство по использованию трофейного танка T-V («Пантера»)». Но жизнь внесла свои коррективы. «Пантера» оказалась слишком сложной в эксплуатации и неудобной в ремонте — катастрофически не хватало запасных частей (точнее, их не было вовсе), к тому же танк требовал значительно более высококачественного топлива, чем советские машины. Поэтому трофейные «Пантеры» широкого применения не получили и использовались лишь эпизодически (в отличие от предшественников Pz. III и Pz. IV). В принципе, схожие недостатки «Пантер» отмечали и немецкие танкисты: танк был сыроватым, недоведенным до идеала, и процент технических отказов среди Pz.V был выше, чем среди других немецких машин.


Камуфляж «Пантеры» выдает в ней один из танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг»,
но это фантазия реставраторов: в советское время все трофейные танки были перекрашены в зеленый цвет.

А после войны «Пантеры» в Союзе оказались совсем не нужны. Их использовали по-разному. В основном — для расстрела целей во время учений и испытаний на полигонах. Иные просто отправились на переплавку. В итоге сохранился только один подобный танк, который сразу после войны целенаправленно передали в Музей боевых машин (ныне — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). Там, в покое и благополучии, PzKpfw V Ausf. G и достоял до наших дней — как ни странно, именно это сделало машину действительно уникальной.

Все родное

Как уже упоминалось, в мире сохранилось 29 «Пантер», из них 12 — модификации G. Именно такая машина хранится и в Кубинке. Больше всего танков во Франции — аж семь штук, по шесть сохранилось в США и Великобритании.


Циммеритовая обмазка бортов — оригинальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин
Осенью 1944 года от такой обмазки отказались, что тоже помогает в датировке «Пантеры». Когда танк находится в походном положении, специальный зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множество проблем при ремонте.

Проблема в том, что история данной конкретной «Пантеры» неизвестна, и отследить ее практически невозможно. Специалисты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны лишь само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных машин, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G пошла в серию) и не в 1945-м (потому что на поздних машинах G была изменена форма маски орудия).

В принципе, можно было бы определить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было великое множество камуфляжей, вплоть до того, что вопрос о покраске решал командир подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные машины безжалостно перекрашивали в зеленый цвет — поэтому изначального камуфляжа не сохранилось. Сегодня «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (точнее, в одну из разновидностей камуфляжа этой дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически достоверная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Собственно, кроме окраски, все в танке — родное. Вообще все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще некоторые «расходные» детали). Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, приборы — даже ключ зажигания оригинальный, даже кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большинство зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки позволяет точно представить себе, как выглядел танк тогда.

Вообще, если бы не обязательная для музейного экспоната демилитаризация, танк мог бы воевать хоть завтра. Он не просто на ходу — он готов к активным действиям. Работают двигатель и система охлаждения, ничего не подтекает. Конечно, есть определенная усталость металла — все-таки «Пантере» уже без малого 70 лет. Но хорошие условия хранения и очень качественная реставрация сделали свое дело — танк как будто только что с конвейера.

Труды и заботы

У реставрации «Пантеры» было два основных этапа. Первый — в 1990-х, когда полвека находившуюся «на приколе» машину перебрали подетально и поставили на ход. В архиве музея хранятся снимки той реставрации — танк, разобранный, как детский конструктор. Уже тогда специалисты отнеслись к технике с должным пиететом: ничего не было выброшено, каждая деталь бережно приведена в идеальное состояние и возвращена на законное место.

Но время шло, и несколько лет назад в ходе преобразований музея было решено довести танк, который вроде как официально был на ходу, до ума. Сразу же обнаружились подводные камни. «Пантера» завелась, но в систему смазывания начала попадать вода, то есть возникли трещины в масляной магистрали или разошлись прокладки, но в любом случае стало понятно, что двигатель требует капитального ремонта.

В самом музее соответствующего оборудования не было — все-таки тут нужны станки и инструменты высокой точности, плюс как минимум испытательный стенд, и Maybach отправился на ЗИЛ, где его разобрали на части — так же, как десять лет назад сам танк. Износившиеся детали, не подлежащие реставрации, заменили, все вычистили, привели в отличное состояние и прогнали на испытательном стенде — немцы в 1944-м не сделали бы лучше. Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке шла реставрация танка — исправлялись ошибки, сделанные мастерами в 1990-х, добавлялись какие-то элементы, сломанные траки заменили на оригинальные, найденные поисковиками на местах боев и сохранившиеся практически в идеальном состоянии.

В мае 2013 года машина была закончена. Надо сказать, что изначально была идея сделать совершенный, «картиночный» музейный экспонат, как для учебника по эксплуатации танка. То есть навесить весь шанцевый инструмент (в запасниках достаточно оригинальных немецких лопат и кирок), запасные траки на специальные крючья, изготовить и разместить внутри масштабную копию снаряда и оформить танк в цветах и знаках культовой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Но от этой идеи пришлось отказаться по удивительной причине — танк оказался настолько востребованным, что тянуть дальше с окончанием реставрации было просто нельзя. Он потребовался и на фестивале «Поле боя», и на других военных шоу — конечно, единственная в стране «Пантера», да еще и на ходу. А шанцевый инструмент навешивать не стали, потому что в таком случае танк пришлось бы поставить за ограждение на значительном расстоянии от посетителей музея. Мало ли кому саперная лопатка понадобится — не уследишь. Но и без дополнительной навески «Пантера» внушает уважение.

Личный опыт

Когда «ползаешь» по танку, забираешься внутрь, дотрагиваешься до органов управления, ощущения совсем другие, нежели когда просто рассматриваешь старые фотографии. Внутри он очень прост — вопреки распространенным легендам о кондиционерах и невероятном комфорте, предлагавшихся немецким танкистам. Аскетичная, очень плотно скомпонованная, довольно неудобная внутри боевая машина. Единственная уступка — набитые конским волосом и отделанные натуральной кожей мягкие сиденья (к слову, «тридцатьчетверки» иногда выходили с заводов вообще без сидений, танкисты подкладывали под себя свернутые ватники).

Но в остальном — машина для боя, а не для отдыха. Поражает качество сборки. Оно немецкое — именно в том смысле, какой мы вкладываем в это слово сегодня, то есть идеальное: фаски сглажены, уголки ровненькие, точность монтажа потрясающая. При этом прогрев термосифонного подогревателя для запуска двигателя зимой осуществлялся с помощью паяльной лампы, что в рамках общей сложности и технологичности конструкции смотрится довольно дико. Впрочем, на еще более совершенных «Тиграх» было так же.


Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. D (количество — 2)
Нидерланды: танк-памятник в Бреде Швейцария: Panzermuseum Thun в городе Тун

Снаружи танк интересен огромным количеством каких-то крепежей, деталей, назначение большинства которых с первого взгляда совершенно неясно. Ну хорошо, вот тут явно крепилась лопата, тут — запасной трак для гусеницы, а это что? Штука в том, что, когда танк поступал в распоряжение экипажа, танкисты практически всегда модернизировали его по собственному усмотрению. Снаружи приваривались крепежи, например, для касок, различного инструмента, не входящего в изначальный боекомплект, даже порой ящики для шинелей или личных вещей, «багажники». Поэтому, если поставить рядом пять «Пантер», вряд ли найдутся хотя бы две одинаковые.

Когда забираешься в танк впервые, первые пять минут боишься наступить на какой-нибудь элемент, опасаешься дотронуться до чего-либо внутри: это же музейный экспонат, ему 70 лет, с ним нужно крайне осторожно… Лишь потом приходит осознание: это же танк. Он же выдерживает попадание снаряда. Какой вред могут причинить ему твои кроссовки? Вот тогда, когда осознаешь, что это мощная боевая машина, а не экспонат за стеклом, начинаешь относиться к машине совсем иначе. Как танкист.


Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. G (количество — 12)
Великобритания: по одному экземпляру в Bovington Tank Museum (Бо- вингтон) и Defence College of Management and Technology (Шрайвенхэм). США: по два экземпляра в US Army’s National Armor & Cavalry Museum (Форт-Беннинг) и Patton Museum of Cavalry and Armor (Форт-Нокс). Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon в Оверлоне. Россия: Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Франция: Musée des blindés de Saumur (Сомюр). Бельгия: Танки-памятники в Уффализе, Селле и Гранмениле.

Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. A (количество — 15)
Франция: два экземпляра в Musée des blindés de Saumur (Сомюр), один в Overlord Museum (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-памятника в Па- риже и один экземпляр на свалке техники в городе Мурмелон-ле-Гран. Германия: по одной машине в Deutsche Panzer- museum Munster (Мунстер) и Auto- und Technik- museum Sinsheim (Зинсхайм). США: по одному экземпляру в US Army’s National Armor & Cavalry Museum (Форт-Беннинг) и Military Vehicle Technology Foundation (Портола-Валли). Великобритания: три машины в частном собрании The Wheatcroft Collection и одна в частном собрании Rex & Rod Cadman Collection. Канада: Canadian War Museum в Оттаве.

В Кубинке еще достаточно уникальных танков, которые очень хочется поставить на ход, превратить из стационарных экспонатов в живые машины. Техника должна работать — в данном случае, конечно, на мирном поприще. «Пантера» — один из многих танков в реставрационном ряду, и потому хранителям музея — удачи!

Благодарим за помощь в подготовке материала Центральный музей бронетанкового вооружения и техники МО РФ и нашего консультанта Андрея Черняева

bazaistoria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *