Первые танки СССР

Содержание

История танков СССР берёт своё начало в далёком 1914 году, когда инженер Пороховщиков разработал колёсно-гусеничную машину под названием Вездеход, защищённую бронёй. Её масса была около 4 тонн, броня защищала от пуль, имелось пулемётное вооружение, а экипаж состоял из всего 1 человека. В движение Вездеход приводился 15 киловаттным двигателем, который передавал мощность на колёсно-гусеничный двигатель с помощью планетарной трансмиссии.

Через год она была построена в Риге, на испытаниях показала себя с лучшей стороны, преодолевая бездорожье и достигнув 25 км/час.

Первые танки СССР

Амбициозные проекты

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.

Первые танки СССР

Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам - уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг.

9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.

Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта - его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.

Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Позаимствованный опыт

Существовали и другие проекты, оказавшиеся слишком утопичными и забытыми даже без постройки модели. Несмотря на такое количество, первыми повоевавшими оказались отнюдь не машины СССР, а английские, после чего появились и французские Renault FT-17, оказавшиеся весьма удачными для своего времени.

Первые танки СССР

Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк.

Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя "Борец за свободу тов. Ленин", последующие 14 машин также получили свои имена.

Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары.

В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека.

Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.

Развитие своего танкостроения

Первые танки СССР

Лишь в 1927 году появился МС-1, также известный как Т-18 или малый танк сопровождения пехоты, весьма современный и совершенный для своего времени. Его полуавтоматическая 37 мм пушка в башне дополнялась 2 пулемётами, толщина брони достигала 16 мм, а скорость - 16,5 км/час.

Началось бурное создание новой техники в СССР, появились Т-19, Т-20, Т-23 и Т-24, танкетки Т-17 и Т-23, но все они не отличались какими-либо значимыми преимуществами перед Т-18, зато были дороги в производстве. Стоит лишь остановиться на принятом на вооружение в 1931 году Т-24, получившем 45 мм пушку и 4 пулемёта, размещённые в ряд, скорость 22 км/час и экипаж из 4 человек.

С начала 30-х годов, на вооружение СССР начала поступать новая техника, многое заимствовалось за рубежом.

Т-26 являлся английским Light Tank Mk.VI, Т-27 танкеткой Carden-Loyd Mk VI, серия колёсно-гусеничных БТ была основана на танке Кристи, а Т-28, получивший 3 башни, был родственником Medium Mk III.

Тем не менее, уже к 1933 году СССР имел 5 типов вполне актуальной техники, предназначенной для разных задач.

Первые танки СССР

Например, тяжёлый Т-35 и быстроходные БТ, отлично подходящие для быстрых глубинных атак.

Стоит вспомнить и самоходную установку АТ-1, в то время называвшуюся артиллерийским танком. Позже, во время Великой отечественной войны, подобные машины стали актуальными, как поддерживая пехоту, так и ведя борьбу с бронетехникой противника.

Заключение

Довоенный период подошел к концу, значит, стоит подвести итог. За его время советские танки прошли путь от утопичных проектов до серийных боевых машин, постепенно налаживалось производство, появлялось понимание того, каким должен быть танк.

От пулемётного вооружения начали приходить к пушечному, постепенно улучшалась защита корпуса за счет формы, применения сварки и толщины, постоянно наращивались скорость и маневренность.

За счёт серийного производства повышалась надёжность как отдельных механизмов, так и машин в целом, также появилась классификация танков, разбившая их в зависимости от веса на лёгкие, массой до 20 тонн, средние, массой до 40 тонн и тяжёлые.

Армия СССР получила различные машины, отвечавшие требованиям тех времён, но вскоре начавшаяся Вторая мировая война, повлекла создание новых советских танков, один из которых стал лучшим в мире. Впрочем, это уже другая история.

Поделитесь с друзьями

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Первые танки СССР

Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского "Рено" FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО, поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж. Головную машину, получившую имя "Борец за свободу тов. Ленин", сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14. "Русский Рено" (танк "М" - малый; или "КС" - "Красное Сормово"), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода - 60 км, толщина брони - 8-6 мм, экипаж 2 человека.

На первом танке стояла трофейная французская пушка, но затем добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное производство этих машин в дальнейшем не было развернуто. Кроме экономических проблем, выяснилось, что броня корпуса и башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность недостаточны, скорость на местности мала, а расположение вооружения мешает его применять. В танке было очень душно и жарко, что затрудняло работу экипажа.

Первый советский танк


Первый советский танк "Борец за свободу тов. Ленин", 1919 год.

В постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 года ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 году ЦК ВКП(б) и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями:

  • по численности - не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
  • по технике - быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.

Танк "Русский Рено"


Схема внутреннего устройства танка "Русский Рено"

В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской,  бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия. По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х годов организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу по созданию новых видов вооружения.

  • Для непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 года учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 года ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам.
  • В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата по вопросам моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский.

За первую пятилетку планировалось изготовить 1075 танков. А ведь в это время танковый полк Красной армии полностью состоял из трофейных машин, включая 45 танков "Рикардо", 12 "Тейлор" (английские танки Первой мировой войны Мk.V и Мk.А) и 33 французских "Рено". Разрабатывать танки должна была специальная организация Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), которое к этому времени представило проекты танкетки Т-17, легкого танка сопровождения пехоты Т-16 и более тяжелого "маневренного" танка Т-12. Две первые машины должен был выпускать ленинградский завод "Большевик" (бывший Обуховский сталелитейный), а Т-12 - Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на Украине.

Танк МС-1


Советский танк МС-1, 1929 год.

Т-16 скоро улучшили и переименовали в танк Т-18/МС-1, "малый сопровождения". В 1927-1928 гг. планировалось выпустить 23 танка, на следующий год - еще 110, однако первые 30 машин подготовили лишь к  1 мая 1929 года. Для своего времени это была довольно совершенная машина, сохранявшая, тем не менее множество конструктивных решений, взятых от "Рено", включая хвост для преодоления траншей. Однако наш танк оказался короче и легче (двигатель установлен поперек корпуса в одном блоке с коробкой передач). 37-мм пушка и пулемет размещались под углом друг к другу, и наводить их на цель одновременно было невозможно. С 1930 года танк получил новую башню с кормовой нишей для размещения боеприпасов, модернизированную ходовую часть и более мощный двигатель, что увеличило скорость до 22 км/ч. Всего до конца 1931 года, когда танки МС были сняты с производства, было построено более 900 машин, ставших на первое время основой танкового парка СССР. Достаточно успешно эти машины опробовались во время конфликта на КВЖД - Китайско-Восточной железной дороге, подвергшейся в 1929 году нападению китайских милитаристов. Многие танки вышли из строя из-за технических неполадок, но в целом они показали себя достаточно хорошо. Затем их использовали в качестве учебных, а башни от МС нашли применение в начале Великой Отечественной войны. Их установили на местности как закрытые огневые точки.

Вскоре на ХПЗ начали делать Т-12, который по проекту должен был весить 16 тонн, но в действительности весил 19,5. В экипаже танка было 4 человека, а вооружить его планировали 45-мм пушкой и тремя пулеметами. Танк приняли на вооружение под маркой Т-24 в 1929 году. Особенностью нового танка стало трехъярусное расположение вооружения: пулемет в лобовой части корпуса, 46-мм пушка и два пулемета в основной башне, один под углом к основному вооружению, и четвертый пулемет в маленькой башенке кругового вращения на крыше главной башни. Экипаж танка составлял 5 человек. Боевая масса - 18,5 т, скорость - 22 км/ч, бронирование до 20 мм. Всего было выпущено 25 танков этого типа. Отмечалось, что танк получился сложным и малонадежным.



pro-tank.ru

Первые советские танки - обзор, история, технические характеристики и интересные факты

Самый первый советский танк был основан на образце французского "Рено FT-17". Решение о том, чтобы начать производство собственных танков, было принято в 1919 году, осенью.

Начало работ

Как говорилось ранее, в качестве образца была взята французская модель. Этот танк был доставлен на Сормовский завод, который располагался в Нижнем Новгороде. На территории предприятия машина была разобрана, проводились тщательные исследования, вплоть до измерения габаритов абсолютно каждой детали. Кроме того, в создании первого танка советской разработки принимал участие Ижорский завод, а также московский АМО. Эти фабрики занимались поставкой двигателей, а также брони. На Сормовском заводе занимались производством шасси и окончательной сборкой машины. Сборка первого советского танка была завершена зимой 15 декабря 1921 года. В этот день машина была поставлена в регулярные войска армии. После этого были собраны еще 14 машин, которые называли "Русским Рено". Как назывался первый советский танк? Первая машина в своем роде получила прозвище "Борец за свободу тов. Ленин".

Оборудование первого танка

На первом советском танке этой модели была установлена французская пушка. Однако позже был добавлен пулемет, который установили в боковой лист башни с правой стороны. Важно также сказать, что серийное производство данных моделей развернуто не было, на то имелось несколько причин. Эти машины были невыгодны с экономической точки зрения. Кроме материальных затрат, проблемы были с броней корпуса и башни. Эти места пробивались бронебойными снарядами. Проходимость полученного танка, а также его маневренность оставляли желать лучшего. Скорость первого советского танка была очень мала, а расположение пушки было таким, что применять ее было очень неудобно. Кроме того, внутри советской машины было очень душно и жарко, что также препятствовало нормальному функционированию экипажа.

Задачи СССР

15 июля 1929 года было выпущено постановление ЦК ВПК(б) "О состоянии обороны СССР". В задачи, которые ставились перед промышленностью, входила не только модернизация уже имеющихся видов вооружения, но и разработка новых образцов танков, артиллерии и самолетов.

За первую пятилетку было запланировано изготовить 1075 боевых единиц. Это несмотря на то, что первыми советскими танками были лишь трофейные модели, которые насчитывали, 45 моделей "Рикардо", 12 моделей "Тейлор", а также 33 модели "Рено". Изготавливать советские машины должно было Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста. К тому времени это бюро уже представило несколько новых моделей танков. Сюда входила танкетка Т-17, легкий танк, предназначающийся для сопровождения пехоты Т-16, а также более тяжелая модель Т-12. Стоит также добавить, что в довольно короткие сроки была произведена модернизация модели Т-16, после чего танк был переименован в Т-18 или МС-1 - малый сопровождения. В течение 1927-1928 года было запланировано выпустить 23 таких модели, а на следующий год еще 110. Однако выполнить план не удалось. Первые танки МС-1 в количество 30 штук были изготовлены лишь к 1 мая 1929 года.

Описание первых машин советского производства

Как уже упоминалось, название первого советского танка - "Русский Рено". Решение о постройке данной модели было принято на заседании 10 августа 1919 года. Чертежи для этой модели были разработаны при участии советского инженера Калинина, а также французских инженеров Дем и Розье. Двигатель для танка изготавливался на московском АМО, а исходным образцом служил образец со все того же "Рено ФТ". Первые испытания машины "Борца за свободу тов. Ленина" были проведены в 1920 году 31 августа. Полная же серия включала в себя 15 машин, которые были построены и сданы в мае 1921 года. В боевых сражениях эти агрегаты не принимали участия, а в апреле 1930 года и вовсе были сняты с вооружения. Интересный факт об этих моделях - каждая из них имела свое собственное имя.

Второй попыткой изобретения танка стал Т-16, который был изготовлен на основе итальянского "Фиат-3000". В разработке принимали участие несколько инженеров. Их детище прошло свои первые испытания в марте 1927 года. Однако агрегат не имел тех характеристик, которые были запланированы изначально, а потому его испытания были отложены.

МС-1 образца 1927 и 1930 года

Первый советский танк модели МС-1 был готов в мае 1927 года. Получен этот образец был путем устранения недостатков, которыми обладала модель Т-16. Значительными отличиями стали следующие пункты: корпус танк был удлинен, была смонтирована улучшенная модель двигателя, а также улучшена подвеска. Испытания на государственном уровне этот танк проходил в июне того же года, закончились они успешно. Серийное производство моделей МС1 или Т-18 было начато в феврале следующего года на заводе "Большевик". В ноябре 1929 года рота из этих моделей, состоящая из 9 образцов, приняла участие в боевых действиях на КВЖД.

В 1929 году модель МС-1 модернизировали. Установлен был новый двигатель, а также КПП. Кроме этого, было установлено литое ведущее колесо, а также гусеницы с траками литого типа. Также танк получил новую башню, которая имела кормовую нишу, предназначенную для установки орудия ПС-2. В планах было также установить на этот танк радиостанцию. Также стоит добавить, что к тому времени модель этого танка уже не считалась перспективной, однако несмотря на этот факт, он был принят на вооружение РККА.

Тяжелые танки

Основное отличие всех тяжелых танков советского производства состоит в том, что у них имеется рациональное бронирование, мощные орудия, а также хорошая подвижность. Однако имеются и определенные минусы. Скорострельность орудия невысока, точность выстрела и прочность танка также не отличаются высокими показателями. Данные качества первых советских тяжелых танков привели к тому, что экипаж был вынужден вести боя на средней, а еще лучше на ближней дистанции.

Модели тяжелых машин

В конце 30-х гг. прошлого столетия СССР руководствовалось двумя принципами: первый - это постройка легких и маневренных танков, а второй - это конструирование тяжелых моделей с большим количеством башен(от трех до пяти), с большим количеством разнообразного вооружения, установленного на этих башнях.

В том же году бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения, которое выступало в качестве главного конструкторского органа, заключило контракт с руководством Красной армии о создании первого советского тяжелого танка, предназначающийся для прорыва укрепленной обороны противника. Вес этой машины должен был быть 50 тонн, а в качестве главных орудий модель должна была иметь две 76-миллиметровые пушки и пять пулеметов. Номер машины был Т-30. Однако здесь возникли сложно, так как реализовать этот проект на просторах СССР в то время не было возможности. В 1932 году все работы и вовсе были прекращены, поскольку проект танка Т-30 был признан несостоявшимся в качестве его использования как боевой машины.

fb.ru

Первые танки СССР

 

 Пока различные трудности преследовали танкостроение в экономически развитых странах, в России, ставшей в 1917 г. страной, решившей строить социализм, на повестке дня стояли совершенно другие задачи. Еще осенью 1919 г. Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского"Рено" FТ-17. За образец взяли трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО (ныне ЗИЛ), поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж.

Головную машину, получившую соответствовавшее духу времени название "Борец за свободу тов. Ленин", сдали армии 15 декабря 1921 г., после чего последовали еще 14, все также с именами собственными. "Русский Рено", или, как их еще называли, танк "М" (малый) или "КС" - "Красное Сормово", отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода - 60 км, толщина брони - 8-6-мм, экипаж 2 человека.

На первой машине стояла трофейная французская пушка, но затем на танки добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное производство этих машин в дальнейшем так и не было развернуто. Помимо чисто экономических проблем вскоре выяснилось, что броня корпуса и башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность недостаточны, скорость на местности очень мала, а столь своеобразное расположение вооружения мешает его применять. К тому же в танке было очень душно и жарко, что затрудняло и без того очень тяжелую работу экипажа.

Первый советский танк "Борец за свободу тов. Ленин", 1919 г.

Конечно, чтобы делать совершенные танки, требовалась и совершенная техника. Но не менее важной была и военная доктрина страны, под которую они создавались. В постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 г. ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 г. ЦК ВКП(б) и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями:
по численности - не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
по технике - быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.

Схема внутреннего устройства танка "Русский Рено"

В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской,  бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия.
По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х гг. организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу по созданию новых видов вооружения. Дли непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 г. учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 г. ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам. В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата, подавшее вопросами моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский. Проведенные мероприятия способствовали более целеустремленной работе военного ведомства в решении задач технического перевооружения, и в частности в выработке точки зрения на его характер и тактико-технические требования к боевой технике.

Успехи индустриализации в Советском Союзе были куплены дорогой ценой. Государство платило за них низким жизненным уровнем населения. На внешнем рынке продавались большие запасы золота, платины и алмазов. Шло откровенное ограбление церквей, монастырей и музеев. На экспорт отправлялись иконы, редкие рукописи, картины великих мастеров, коллекции бриллиантов, сокровища музеев и библиотек. Советское правительство экспортировало лес, уголь, никель, марганец, нефть, хлопок и многое другое. Несмотря на возникший в начале 30-х гг. голод, в эти страшные годы за рубеж ежегодно продавались большие партии зерна. Не считаясь с жизненными интересами своего народа, партия и правительство под руководством И. Сталина делали все возможное для производства совершенных видов вооружения.
Только за первую пятилетку планировалось изготовить, например, 1075 танков. Задача эта казалась особенно впечатляющей, так как единственный в это время танковый полк Красной армии полностью состоял из трофейных машин, включая 45 танков "Рикардо", 12 "Тейлор" (английские танки первой мировой войны Мk.V и Мk.А) и 33 французских "Рено".

Разрабатывать танки должна была специальная организация Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), которое к этому времени представило проекты танкетки Т-17, легкого танка сопровождения пехоты Т-16 и более тяжелого "маневренного" танка Т-12. Две первые машины должен был выпускать ленинградский завод "Большевик" (бывший Обуховский сталелитейный), а Т-12 - Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на Украине.

Советский танк МС-1, 1929 г.

Т-16 скоро улучшили и переименовали в танк Т-18/МС-1 "малый сопровождения", который и стал первым серийным танком СССР. В 1927-1928 гг. планировалось выпустить 23 танка, на следующий год - еще 110, однако первые 30 машин производственники сумели подготовить лишь к  1 мая 1929 г.
Для своего времени это была довольно совершенная машина, сохранявшая, тем не менее множество конструктивных решений, взятых от "Рено", включая хвост для преодоления траншей. Однако наш танк оказался короче и легче, так как конструкторы сумели установить на нем двигатель поперек корпуса в одном блоке с коробкой передач. Большим недостатком было то, что 37-мм пушка и пулемет размещались под углом друг к другу поэтому одновременно наводить их на цель было невозможно.
С 1930 г. танк получил новую башню с кормовой нишей для размещения боеприпасов, модернизированную ходовую часть и более мощный двигатель, что увеличило скорость до 22 км/ч. Всего до конца 1931 г., когда танки МС были сняты с производства, было выпущено более 900 машин, ставших на первое время основой танкового парка СССР. В боях - и достаточно успешно - эти машины опробовались во время конфликта на КВЖД - Китайско-Восточной железной дороге, подвергшейся в 1929 г. нападению китайских милитаристов.

Мнение командиров РККА о танках на КВЖД было довольно противоречивым, поскольку многие танки вышли из строя не из-за боевых, а из-зи технических неполадок, но в целом они показали себя достаточно хорошо. Затем их еще долго использовали в качестве учебных, и даже башни от МС нашли себе применение в начале Великой Отечественной войны. Их установили на местности как закрытые огневые точки.
Вскоре на ХПЗ начали делать Т-12, который по проекту должен был весить 16т, но в действительности весил 19,5. В экипаже танка было 4 человека, а вооружить его задумали 45-мм орудием (в то время еще не разработанным) и тремя пулеметами.Танк постоянно улучшали, задерживая выпуск, но все-таки сумели довести до ума и приняли на вооружение под маркой Т-24 в 1929 г. Особенностью нового танка стало трехъярусное расположение вооружения: пулемет в лобовой части корпуса, 46-мм пушка и два пулемета в основной башне, один опять-таки под углом к основному вооружению, и четвертый пулемет в маленькой башенке кругового вращения на крыше главной башни. Экипаж танка составлял теперь 5 человек. Боевая масса - 18,5 т, скорость - 22 км/ч, бронирование до 20 мм. Всего было выпущено 25 танков этого типа, причем отмечалось, что танк получился сложным и малонадежным.

Надо сказать, что одной из главных причин всех этих трудностей и относительно низкой эффективности конструкторских разработок являлось вполне объяснимое отсутствие грамотных кадров и опыта работы по созданию танков. Молодые инженеры были неопытны, а старые - очень часто боялись перечить новой власти и старались все сделать так, как того хотели военные. Те, в свою очередь, требовали от конструкторов сделать все по максимуму, редко задумываясь, а можно ли такое сделать вообще. Удачные технические решения, вроде установки двигателя поперек корпуса на танке МС-1, не были должным образом оценены и не получили распространения, зато пулеметы, торчавшие из танка Т-24 во все стороны, вызывали одобрение военных.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-orujie.ru

Тяжелые советские танки - первые танки армии СССР: фото


Назад к учебнику танкиста

Все советские тяжёлые танки отличаются рациональным бронированием, мощным вооружением и неплохой подвижностью. Однако скорострельность орудий невысока, невелики точность и прочность самих танков. Всё это вынуждает действовать на средних, а лучше — на ближних дистанциях боя.

Стандартные танки

Первый танк СССР среди категории "тяжелые" — довольно-таки противоречивый танк. Он имеет неплохое бронирование и выбор вооружения, но при этом есть и минусы: плохой обзор, посредственная подвижность. Также танк фармит очень много серебра для пятого уровня. Отличная фугасница позволит вам нагибать танки 1-6 уровней!!! 57 мм пушка позволит буквально "поливать" врагов снарядами, но не ожидайте от этого орудия хорошего урона. Этот танк СССР не может похвастаться ни хорошей подвижностью, ни крепкой бронёй. Зато у него выбор между более скорострельным и точным 107 мм орудием ЗиС-6 и мощной, но не точной 152 мм гаубицей с долгой перезарядкой. У некоторых игроков складывается мнение, что этот "уродец" неповоротливая махина... Вы ошибаетесь. На самом деле великая сила живёт в КВ-2! Большинство предпочитают брать 152 мм гаубицу...и правильно делают! Ведь "Климку" забрасывает к 5-7 уровням! 5-6 уровни для КВ-2 это семечки) но -8 уровни имеют более рикошетную броню и более мощные орудия... зачастую они пробивают КВ-2. Будьте осторожны! Мощь 152 орудия безумна, по альфе(ОФ) с ним может сравнится только Е100 , но он 10 уровня а вы 6 уровня , та что думайте и решайте. Довольно сбалансированный по ТТХ танк — неплохое бронирование, приемлемая подвижность и 107 мм орудие ЗиС-6. В силу этого ему трудно порекомендовать какую-либо определённую тактику. По подвижности и бронированию скорее средний танк, чем тяжелый. Однако мощная 122 мм топовая пушка позволяет на равных спорить даже с танками 7-8 уровней, главное вовремя уходить в укрытие на перезарядку. Из недостатков можно отметить частные возгорания топливных баков, низкую обзорность, крайне долгую перезарядку, долгое сведение и низкую точность. КВ-3 обладает хорошим для своего уровня бронированием корпуса, крепкой рикошетной башней, превосходным топовым орудием. На данном танке придется избирать тактику медленного продавливания или сдерживания танков противника. И все это из-за слишком медленной скорости и плохой маневренности в сравнении с ИСом. ИС… О нем складывают легенды. И нет, вы не угадали! По крайней мере в стоковой комплектации танк просто ужасен. После установки башни и нового орудия танк преображается. Из беспомощной жертвы он превращается в яростного охотника, при удачных обстоятельствах уничтожающего вообще все живое.

Главная тактика — поддержка СТ и ТТ. Желательно держаться вдалеке от противника, при действии на первой линии быстро убивают, запас жизни и брони пока еще не очень велик. Исключения составляют бои, где танк в топе — но и в них ИС в одиночку долго не живет.

Тяжи ИС-1 и ИС-2 относятся к Советским танкам Второй Мировой войны. Как и его премиумный собрат КВ-5 этот танк отличается большой массой и толстой равносторонней бронёй. Однако постоянно стоит помнить о низкой скорости и разовом уроне топового 107 мм орудия. С ИС-3 начинаются действительно тяжелые танки серии Иосиф Сталин. У этого танка, пожалуй, нет минусов. А нет, всё таки есть: Очень малые углы вертикальной наводки, весьма частые пожары, уязвимость боеукладки, да и разве что регулярно кидает к 9-10 уровням, но и там мы можем за себя постоять. Отличная наклонная броня, наличие экранов, отличное орудие БЛ-9. Главное — дожить до этого. Ведь опыта на все потребуется очень много. Но и без этого (башня меньше в размерах, а наклон брони еще больше; только орудие отличается пробиваемостью) танк хорошо себя проявляет. Разве что в высокоуровневых боях будет грустно из-за того, что мы не сможем никого пробить. Но зайдя в корму…
ИС-3, наряду с T32 является основным танком ротных боёв чемпионского формата. Как и его старший собрат ИС-7, он обладает оптимальным сочетанием подвижности, защищённости и огневой мощи, позволяющей решать любую задачу на поле боя и следовательно, делающим его универсальным по боевому применению. Советский танк IX уровня. Отличное промежуточное звено между бронированным и неповоротливым КВ-4 и манёвренным и динамичным ИС-4. СТ-I - штурмовой танк, предназначенный для продавливания фланга или удержания какого-либо направления. Но недостаточная броня лба корпуса, хотя лоб башни и имеет 260мм, не позволяют этой машине сражаться без прикрытия союзников. Танк предназначен для ведения боя в первой линии атаки, так как большие габариты самого танка, особенно башни, и низкий коэффициент маскировки не позволяют использовать СТ-I в качестве снайпера, хотя точность орудия М62-Т2 позволяет прицельно бить с расстояния в 200-300 метров. Этот танк отличается сильным вооружением, отличной мобильностью и высокой скоростью. А вот с защитой у него возникает проблемы - листы брони хоть и расположены под рациональными углами, но толщина их невелика, да и уязвимых мест у танка хватает. А вот и любимый танк большинства населения сервера — ИС-4. Многие его боятся даже больше, чем ИС-7. Причина - очень крепкая бортовая броня, по сути даже лучше лобовой. ИС-7. Последний танк в ветке советских тяжей. ИС-7 является основным танком клановых и ротных боёв абсолютного формата, благодаря оптимальному сочетанию подвижности, огневой мощи и брони. Это позволяет решать любую задачу на поле боя и делает танк универсальным по применению.

Премиумные танки

Довольно странный танк — подвижность и габариты у него от тяжёлого танка, а скорострельное и пробивное, но маломощное орудие — от среднего. Однако не стоит его недооценивать — именно Черчилль является злейшим врагом любого светляка, да и средним танкам способен доставить немало серьёзных проблем. Против высокоуровневых танков всё не так радужно, но и там можно найти свою нишу, особенно применяя подкалиберные снаряды. На своих уровнях часто получает непробития и рикошеты. Сверхтяжёлый танк Советского Союза с очень толстой бронёй спереди и чуть менее толстой — по бортам. Оличается приемлемой подвижностью и довольно скорострельным мощным орудием (правда, его бронепробиваемость не очень высока). В силу этого представляет собой очень серьёзную угрозу для низкоуровневой техники, а вот с уничтожением одноклассников могут возникнуть серьёзные проблемы. Но хоть КВ-5 и вполне успешно способен стать танком прорыва не стоит забывать про слабые пулемётные башенки, довольно уверенно пробивающиеся даже танками 5 уровня. Этот танк напоминает американский T14 (см. фото) - для тяжёлого танка у него неплохая мобильность, а тонкая броня расположена под хорошими углами, что увеличивает шансы рикошета или непробития. Однако в отличии от американского танка у ИС-6 гораздо более мощное и менее скорострельное орудие, у которого впрочем схожие проблемы - невысокая точность и бронепробитие. Частые возгорания танка.

wiki.wargaming.net

Первые танки СССР - После Первой мировой войны - История БТВТ - Бронетехника

Пока различные трудности преследовали танкостроение в экономически развитых странах, в России, ставшей в 1917г. страной, решившей строить социализм, на повестке дня стояли совершенно другие задачи.

 

Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», 1919 г.

 

Еще осенью 1919 г. Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского «Рено» FТ-17. За образец взяли трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО (ныне ЗИЛ), поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж.
Головную машину, получившую соответствовавшее духу времени название «Борец за свободу тов. Ленин», сдали армии 15 декабря 1921 г., после чего последовали еще 14, все также с именами собственными. «Русский Рено», или, как их еще называли, танк «М» (малый) или «КС» — «Красное Сормово», отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода — 60 км, толщина брони — 8-6-мм, экипаж 2 человека. На первой машине стояла трофейная французская пушка, но затем на танки добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное производство этих машин в дальнейшем так и не было развернуто. Помимо чисто экономических проблем вскоре выяснилось, что броня корпуса и башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность недостаточны, скорость на местности очень мала, а столь своеобразное расположение вооружения мешает его применять. К тому же в танке было очень душно и жарко, что затрудняло и без того очень тяжелую работу экипажа.
Конечно, чтобы делать совершенные танки, требовалась и совершенная техника. Но не менее важной была и военная доктрина страны, под которую они создавались.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г. ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 г. ЦК ВКП(б) и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями:
по численности — не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
по технике — быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.
В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской,  бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия.
По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х гг. организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу по созданию новых видов вооружения.

Дли непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 г. учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 г. ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам. В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата, подавшее вопросами моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский. Проведенные мероприятия способствовали более целеустремленной работе военного ведомства в решении задач технического перевооружения, и в частности в выработке точки зрения на его характер и тактико-технические требования к боевой технике.
Успехи индустриализации в Советском Союзе были куплены дорогой ценой. Государство платило за них низким жизненным уровнем населения. На внешнем рынке продавались большие запасы золота, платины и алмазов. Шло откровенное ограбление церквей, монастырей и музеев. На экспорт отправлялись иконы, редкие рукописи, картины великих мастеров, коллекции бриллиантов, сокровища музеев и библиотек. Советское правительство экспортировало лес, уголь, никель, марганец, нефть, хлопок и многое другое. Несмотря на возникший в начале 30-х гг. голод, в эти страшные годы за рубеж ежегодно продавались большие партии зерна. Не считаясь с жизненными интересами своего народа, партия и правительство под руководством И. Сталина делали все возможное для производства совершенных видов вооружения.
Только за первую пятилетку планировалось изготовить, например, 1075 танков. Задача эта казалась особенно впечатляющей, так как единственный в это время танковый полк Красной армии полностью состоял из трофейных машин, включая 45 танков «Рикардо», 12 «Тейлор» (английские Мk.V и Мk.А) и 33 французских «Рено».
Разрабатывать танки должна была специальная организация Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), которое к этому времени представило проекты танкетки Т-17, легкого танка сопровождения пехоты Т-16 и более тяжелого «маневренного» танка Т-12. Две первые машины должен был выпускать ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский сталелитейный), а Т-12 — Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на Украине.

 

Советский танк МС-1, 1929 г.

 

Т-16 скоро улучшили и переименовали в Т-18/МС-1 «малый сопровождения», который и стал первым серийным танком СССР. В 1927- 1928 гг. планировалось выпустить 23 танка, на следующий год — еще 110, однако первые 30 машин производственники сумели подготовить лишь к  1 мая 1929 г.
Для своего времени это была довольно совершенная машина, сохранявшая, тем не менее множество конструктивных решений, взятых от «Рено», включая хвост для преодоления траншей. Однако наш танк оказался короче и легче, так как конструкторы сумели установить на нем двигатель поперек корпуса в одном блоке с коробкой передач. Большим недостатком было то, что 37-мм пушка и пулемет размещались под углом друг к другу поэтому одновременно наводить их на цель было невозможно.
С 1930 г. танк получил новую башню с кормовой нишей для размещения боеприпасов, модернизированную ходовую часть и более мощный двигатель, что увеличило скорость до 22 км/ч. Всего до конца 1931 г., когда танки МС были сняты с производства, было выпущено более 900 машин, ставших на первое время основой танкового парка СССР. В боях — и достаточно успешно — эти машины опробовались во время конфликта на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, подвергшейся в 1929 г. нападению китайских милитаристов.
Мнение командиров РККА о танках на КВЖД было довольно противоречивым, поскольку многие танки вышли из строя не из-за боевых, а из-зи технических неполадок, но в целом они показали себя достаточно хорошо. Затем их еще долго использовали в качестве учебных, и даже башни от МС нашли себе применение в начале Великой Отечественной войны. Их установили на местности как закрытые огневые точки.
Вскоре на ХПЗ начали делать Т-12, который по проекту должен был весить 16т, но в действительности весил 19,5. В экипаже танка было 4 человека, а вооружить его задумали 45-мм орудием (в то время еще не разработанным) и тремя пулеметами. Танк постоянно улучшали, задерживая выпуск, но все-таки сумели «довести до ума» и приняли на вооружение под маркой Т-24 в 1929 г. Особенностью нового танка стало трехъярусное расположение вооружения: пулемет в лобовой части корпуса, 46-мм пушка и два пулемета в основной башне, один опять-таки под углом к основному вооружению, и четвертый пулемет в маленькой башенке кругового вращения на крыше главной башни. Экипаж танка составлял теперь 5 человек. Боевая масса - 18,5 т, скорость — 22 км/ч, бронирование до 20 мм. Всего было выпущено 25 танков этого типа, причем отмечалось, что танк получился сложным и малонадежным.


Надо сказать, что одной из главных причин всех этих трудностей и относительно низкой эффективности конструкторских разработок являлось вполне объяснимое отсутствие грамотных кадров и опыта работы по созданию танков. Молодые инженеры были неопытны, а старые — очень часто боялись перечить новой власти и старались все сделать так, как того хотели военные. Те, в свою очередь, требовали от конструкторов сделать все по максимуму, редко задумываясь, а можно ли такое сделать вообще. Удачные технические решения, вроде установки двигателя поперек корпуса на танке МС-1, не были должным образом оценены и не получили распространения, зато пулеметы, торчавшие из танка Т-24 во все стороны, вызывали одобрение военных.
Получилось, что освобожденное революцией «живое творчество масс», как любили у нас говорить в те далекие годы, помимо положительных имело и немало отрицательных сторон. Техническое творчество, в том числе и в области обороны, показалось многим тогда делом весьма легким, а севшие на руководящие посты выдвиженцы из рабоче-крестьянской среды зачастую просто не предполагали, как много им всего нужно будет знать, чтобы успешно создавать то самое новое, о котором они только что говорили с высоких трибун.


Патентные организации, народные комиссары промышленности и обороны и даже «сам товарищ Сталин» целыми пачками получали всевозможные предложения с заявками на изобретения по укреплению обороны СССР. Отказы специалистов воспринимались их авторами как вредительство, с которым нужно было обязательно «разобраться». Во многих заявках шла речь о бронетанковой технике, причем некоторые из них прямо-таки потрясают воображение любого технически грамотного человека.
Так, один из заявителей в 1928 г. предложил, например, «Сходукет», что, по словам его автора В. Лукина, означало «Скороходовая двухколесная танга». Куда до нее «царь-танку» Лебеденко, диаметр колес которого составлял 9м — тут диаметр предполагался еще больше — 12м! Машина была подробно прорисована снаружи в разных ракурсах, но схема ее внутреннего устройства, равно как и все надлежащие расчеты, полностью отсутствовала, что неудивительно, так как заявитель, как это явствовало из его письма, был отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость (все свое сво-одное от сна и еды время он, по его словам, посвятил разработке «Сходукета»).
В 1927 г. В. Майер спроектировал «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» — два пустотелых цилиндра в рост человека, между которыми должен был сидеть боец, вооруженный пулеметом. Сзади агрегат поддерживали два роликовых катка, а двигал его вперед сам красноармеец, переступая ногами по скобам на внутренней стороне цилиндров. Впрочем, оригинальная схема автора не дает точного представления о том, как же все-таки должен был ехать его «щит»...


Аналогично (то есть толком не понятно как) действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цеплявшиеся руками за расположенные на его внутренней поверхности скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал.
Если двоечник В. Лукин возлагал главную надежду на чудовищные размеры своей «танги», то В. Налбандов в 1930 г. разработал проект «лилипута» — одноместной танкетки, в которой водитель-пулеметчик располагался в лежачем положении. В заявочных материалах имелись расчеты — видимо, с академической успеваемостью проблем у автора не возникало. Зато он, как, впрочем, и все его предшественники и современники, не сообразил, что машина высотой всего 70 см не сможет преодолевать значительных вертикальных препятствий, а броня, прикрывающая ходовую часть почти до земли, будет помехой для ее движения; причем одновременно и рулить, и стрелять одному неудобно. Неудивительно, что этот проект был отвергнут, невзирая даже на предусмотренную конструктором возможность вести огонь по самолетам.
А. Лисовский и А. Грач придумали бронированные аэросани, причем обе машины напоминали собой панцирь черепахи - «чтобы все пули отскакивали». И. Лысов в 1928 г. подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах на оси вращения. Двигатель как самая тяжелая часть конструкции помещался в центре корпуса на карданном подвесе, а поворот машины предполагалось изменять путем «перемены центра тяжести». В регистрации изобретения было отказано, поскольку у него, как оказалось, имелся германский аналог, защищенный патентом №159411 еще в 1905 г.


В конце 20-х гг. Ф. Хлыстов изобрел «пеномет» — устройство, залепляющее специальной пеной смотровые приборы неприятельской бронетанковой техники. Интересно, что в 1988 г. аналогичную заявку подал изобретатель в Германии. Еще одно тогдашнее предложение (тоже продублированное в Германии в 1989-м) — обстреливать танки баллонами с жидким азотом: последний, мол, испаряясь, создаст вокруг танка газовое облако такой концентрации, что его двигатель захлебнется и перестанет работать. Оба автора (наш и немецкий) явно не задумывались над двумя вопросами: 1) что помешает экипажу завести мотор, когда облако газа рассеется; 2) какая потребуется концентрация газа, чтобы движущийся танк не сумел бы его проскочить на ходу?
В то же время среди предложений, по которым был получен отказ, имелись и намного опередившие свое время.
Так, прообразом современной встроенной реактивной брони можно признать разработанное в 1929 г. А. Новоселовым «автоматическое бронеприкрытие для водителей броневых машин» из проволочного экрана и вертикальной бронезаслонки с приводом от двух соленоидов. При прохождении сквозь экран пуля замыкала тесно натянутые проволочки, на соленоиды поступал электрический ток, и они толкали в них стержни вместе с прикрепленным к ним бронещитком: тот опускался и прикрывал смотровой люк. Изобретатель получил отказ в связи с тем, что его устройство на практике бы постоянно запаздывало: так как даже на расстоянии 2 км от стрелка пуля имеет скорость около 150 м/с, на что и обращалось внимание заявителя в рецензии на его работу.
Разработка одессита Д. Палийчука - не что иное, как газодинамическая, или динамореактивная, броня, без которой сегодня не обходится ни один танк! В 1927 г. для защиты кораблей автор предложил приспособление из шестигранных призм, заполненных взрывчаткой, - подобий «орудийных стволов, производящих в случае попадания газодинамический эффект отражения».
Здесь, забегая вперед, можно заметить, что в годы Великой Отечественной войны в боях за Берлин наши танкисты несли такие потери от огня немецких «фаустников», что вынуждены были наваривать на свои Т-34 кроватные сетки и парковые ограды с решетками. Даже когда в 1982 г. израильские танки с динамореактивной броней успешно вторглись в Ливан, многие из наших военных выступали против того, что бы наши танки «обкладывались взрывчаткой». А ведь все могло быть по-другому даже в ходе Великой Отечественной войны, если бы в свое время идея Палийчука не была «похоронена» как «не достигающая цели»...
Впрочем, отделить зерна от плевел в этом чудовищном потоке информации было не так-то легко. Представьте, как реагировали бы вы, получив для оценки заявку Я. Циприкова, предложившего снаряд с гордым названием «Оборона СССР».
Согласно описанию, последний «при вылете из орудия попадает на специальную тележку на колесах и совершает на ней полет к цели, где разъезжает на ней по полю боя, нанося повреждения окопам и проволочным заграждениям, после чего подрывается». Эксперт, наверное, просто «убил» автора вопросом: почему тот считает, что снаряд непременно полетит колесами вниз? На чем их переписка и оборвалась...


Надо сказать, что помимо изобретателей-одиночек в стране действовало и немало специфических оборонных организаций, которые также постоянно предлагали нечто новое. В 1930 г. было создано Особое конструкторско-производственное бюро ВВС РККА, реорганизованное затем в целый экспериментальный институт, где помимо авиации почему-то занимались и танками. Его руководитель - П. Гроховский и его сотрудники разработали проект полностью бронированного мотоцикла на трехколесном шасси, еще одной одноместной танкетки и боевых аэросаней, у которых броня защищала не только корпус с двигателем, но и винт, воздух к которому поступал через жалюзи в крыше. Поскольку легким танкам того времени было трудно соперничать с полевой артиллерией, Гроховский предлагал усилить их вооружение очень мощными в то время безоткатными динамореактивными пушками Л. Курчевского, вплоть до того, чтобы поставить на танк БТ вместо штатной 45-мм пушки 203-мм орудие!
Понятно, что когда во главе страны находились люди, которым революционный пафос заменял высшее образование, отобрать наиболее перспективные решения в области техники представлялось невероятно сложным делом. Поэтому военные руководители страны охотно шли на рискованные и не всегда оправданные эксперименты с техническими новинками, спеша выяснить «а как оно будет в металле», что неизбежно приводило к огромному перерасходу финансовых и материальных ресурсов. Кончилось тем, что в конце 30-х гг. журнал «Изобретатель» был закрыт, а многие известные изобретатели арестованы и попали в лагеря. Самого Гроховского в 1937 г. сняли с должности начальника Экспериментального института (который вскоре был также закрыт), а спустя 5 лет отправили в лагерь, где он и умер в 1946 г.


Получилось, что кроме МС-1 все наши танки конца 20-х гг. были опытными и не годились для серийного производства. Между тем разразившийся на Западе экономический кризис, оборвавший десятилетие процветания, вновь оживил надежды советского руководства на мировую революцию, которая должна была бы вот-вот вспыхнуть. Получается, что недовольство пролетариата за рубежом нарастало, популярный лозунг «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» призывал советских трудящихся на борьбу. Заводы, готовые к массовому выпуску танков, уже были, но... не было самих танков, которые годились бы для широкомасштабного серийного производства. И вот здесь руководители СССР обратились к закупкам перспективных образцов бронетанковой техники за рубежом.

Источник: http://pro-tank.ru/

bronetexnika.moy.su

8 лучших отечественных танков / Назад в СССР / Back in USSR

За многие десятилетия в Советском Союзе сложилась уникальная научная и конструкторская школа конструирования броневого танкового вооружения и техники. Результатом стало появление большого количества серийных и опытных моделей бронетехники и вооружения. Вспомним некоторые из них
МС-1 (Т-18) МС-1 (Т-18)
Стал первым советским массовым танком. Всего было выпущено около 960 единиц. Впервые в боях МС-1 были использованы в конфликте на КВЖД в 1929 г., когда атака 9 танков обратила в бегство китайскую пехоту. Во второй половине 30-х — начале 40-х годов значительная часть этих машин использовалась в качестве неподвижных огневых точек на границе на Дальнем Востоке и Карельском перешейке. Эпизодически встречаются упоминания об участии МС-1 в боевых действиях и в первые месяцы Великой Отечественной войны. До наших дней в качестве музейных экспонатов и памятников сохранилось не более 10 МС-1.
БТ
«Быстроходный танк» был символом механизированных частей Красной Армии в 1930-е годы, основным инструментом так называемой «глубокой операции». Творческое развитие конструкции американского инженера Кристи повоевало в Испании, на Дальнем Востоке и встретило Великую Отечественную войну. В июне 1941 года различные модели БТ (в основном БТ-7) были самыми массовыми советскими танками в строю, не считая по-настоящему устаревшего тихоходного Т-26. После войны к этим машинам было принято относиться пренебрежительно, однако большей части танков, состоявший на вооружении вермахта на момент вторжения в СССР, БТ не уступали ни в чем.

КВ
Тяжелый танк «Клим Ворошилов», с которым советские мехкорпуса встретили начало войны. КВ воевали довольно долго и, несмотря на сложность в эксплуатации, сумели показать себя. Именно КВ был в руках экипажа, который 24 июня 1941 года под литовским Расейняем в одиночку на сутки (!) остановил продвижение боевой группы (по сути, половины всех наличных сил) 6-й танковой дивизии вермахта. А Зиновий Колобанов управлял КВ в том бою 22 августа 1941 года, где он умудрился подбить 22 танка противника.

Т-34 (Т-34-85)
«Тридцатьчетверка» в представлениях не нуждается. Лучший танк Второй мировой войны видел все — и горечь первых дней июня 41-го, и разбитый выстрелами купол берлинского Рейхстага. После войны эта машина дралась на Ближнем Востоке, в Корее и во Вьетнаме.

ИС-2
Лучший по вооружению и бронированию советский тяжелый танк времен войны и один из сильнейших танков, выпускавшихся в этот период. Мощная 122-мм пушка и тяжелая броня позволяли использовать танк при прорыве укрепленных полос противника, а также при штурмах городов.

Т-54 (Т-55)
Один из самых массовых послевоенных танков. Впервые принятый на вооружение в 1946 году, в версии Т-55 выпускался до 1979 года (всего выпущено до 44 тысяч машин Т-54 и Т-55, не считая китайских «тип 59»), после чего прошел модернизацию, получив комплекс управляемого вооружения. Один из самых «повоевавших» танков периода Холодной войны: за его плечами арабо-израильские войны, Вьетнам, Афганистан и целая куча локальных конфликтов по всему миру, включая войны на постсоветском пространстве и в бывшей Югославии.

Т-72
Создававшийся как дешевый в производстве мобилизационный танк, Т-72 сумел доказать свой потенциал и пережить более «навороченных» братьев. Стал самым массовым основным боевым танком: в СССР было выпущено около 30 тыс. машин и еще 6 тыс. — по лицензии за рубежом (в Индии, Иране, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии). Вслед за Т-55 стал одним из самых «воюющих» танков в мире. Его самый младший и современный потомок — тот самый «летающий танк» Т-90.

Т-80
Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем (была версия и с дизелем), самая мощная боевая машина советского времени, наследник «танка европейской войны» Т-64. Быстроходный маневренный танк с прекрасным вооружением и современной системой управления огнем, Т-80 при всей своей дороговизне мог считаться шедевром танкостроения.

back-in-ussr.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о