Основной боевой танк Т-80 (Россия)
«Основной боевой танк Т-80 — первый танк с газовой турбиной. Характеристики, особенности и модификации»
Характеристики основного боевого танка Т-80 | |
---|---|
Страна: | СССР/Россия |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1976 г. |
Длинна: | 9,65 м |
Ширина: | 3,58 м |
Высота: | 2,22 м |
Броня, лоб: | комбинированная, эквивалентна 750-мм стали |
Броня, борт: | комбинированная, эквивалентна 750-мм стали |
Броня, башня: | комбинированная, эквивалентна 750-мм стали |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | Газовая турбина ГТД-1000ТФ, мощностью 1100 л.с. |
Дальность хода: | 600 км |
Максимальная скорость: | 70 км/ч |
Масса: | 42,5 тонн |
Вооружение: | 1х пушка 2А46М-1 125-мм (38 выстрелов), 1х пулемет ПКТ 7,62-мм (1250 патронов), 1х зенитный пулемет НСВТ 12,7-мм (300 патронов), 8 пусковых установок 81-мм для пуска дымовых гранат. УР: 9К112-1 «Кобра» с управлением по радио и обратной оптической связью. |
Характеристики приведены для Т-80Б
История создания танка Т-80
Основной боевой танк Т-80 разрабатывался с 1968 года в СКБ-2 Кировского завода, как дальнейшее развитие основного танка Т-64. Первоначально, планировалось просто заменить дизельную силовую установку оригинала на газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. конструкции В.Я.Климова, и именно в таком виде первый прототип Т-80, «объект 219 сп 1», был изготовлен в 1969 году.
Однако изменение массо-габаритных и динамических характеристик танка по сравнению с оригиналом было слишком серьезным, поэтому уже для второго прототипа «объект 219 сп 2» была разработана более совершенная ходовая часть, и башня новой формы. Фактически, это был уже принципиально другой танк, сходство которого с Т-64 в основном касалось пушки с механизмом заряжания, а также отдельных конструктивных элементов.
6 августа 1976 году основной танк Т-80 был принят на вооружение СССР, став первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой, а также первым в мире основным танком с противоснарядной динамической защитой.
Чертеж основного танка Т-80УД
Производство Т-80 было развернуто:
- На кировском заводе (ЛКЗ), с 1976 по 1990 г.г.
- На «омсктрансмаше» (ОЗТМ), с 1985 по 1998 г.г. выпускалась модификация Т-80У
- На харьковском заводе им.Малышева (ХЗТМ), с 1985 по 1991 г.г., выпускалась модификация Т-80УД (дизельный).
Всего было изготовлено примерно 10000 танков Т-80 всех модификаций. Танк экспортировался за рубеж, и в настоящее время состоит на вооружении армии Российской Федерации. Из стран эксплуатантов можно выделить:
- Россия (около 4 тысяч Т-80, большая часть на хранении).
- Ангола (число неизвестно).
- Белоруссия (около 70 машин).
- Йемен (поставлено 66 Т-80).
- Кипр (поставлено 82 танка).
- КНДР (около 80 танков Т-80У).
- Пакистан (поставлено 320 танков Т-80УД).
- Узбекистан (число неизвестно, модификация Т-80БВ).
- Украина (на хранении на 2013 г. находилось 165 танков Т-80).
- Великобритания и США, получили от Украины некоторое количество Т-80.
Достоинства и недостатки основного танка Т-80
С момента принятия на вооружение, и по сей день, не утихают споры на счет целесообразности использования «восьмидесяток» и их боевой эффективности. Аргументы противников и сторонников Т-80 одинаково логичны, однако и те и другие, далеко не «железобетонные», и в основном касаются даже не самого танка, а его «турбины» — ГТД. Спор о боевых качествах этой уникальной машины уже давно превратился в вялотекущий «холивар» по типу «кто сильнее — слон или кит?». Далее приведен примерный список достоинств и недостатков Т-80, которые встречаются наиболее часто.
Т-80 называют «летающим танком». Но не потому, что он очень быстр, а от того, что на испытаниях его пришлось продувать в самой настоящей аэродинамической трубе, чтобы убедиться, что ГТД хорошо «пережевывает» пыль!
- Газовая турбина позволяет без прогрева завести танк даже при температуре -40 градусов по Цельсию.
- ГТД вещь всепогодная, всесезонная и всеядная — один и тот же танк можно использовать в самых разных климатических поясах без необходимости переоснащения силовой установки дополнительными фильтрами и и т.п. Вид топлива для такой машины не критичен — главное, чтоб горело хорошо!
- ГТД имеет исключительную мощность, а благодаря особенностям конструкции ходовой части Т-80, позволяет обеспечить танку очень плавный ход (в том числе при стрельбе), и в то же время очень высокую проходимость.
- Танк с ГТД не заглохнет наткнувшись на прочное препятствие, по типу каменной стены.
- Расход топлива для ГТД, не менее, чем в 1,5-2 раза выше, чем для дизеля. Соответственно, при сопоставимом объеме топлива, запас хода танка с ГТД, существенно меньше.
- ГТД на порядок сложнее дизельного двигателя в обслуживании, и более требователен как к техническому персоналу, так и к условиям ремонта.
- 1 ГТД Т-80 по стоимости примерно соответствует 10 дизелям от Т-72. При этом, основное вооружение и защита трех советских основных танков Т-64, Т-72 и Т-80 примерно одинаковые, и Т-80 здесь не выделяет совершенно ничем.
Конструкция танка Т-80
Внутренняя компоновка основного танка Т-80 классическая, состоит из трех отделений.
Отделение управления расположено в передней части корпуса, здесь размещается рабочее место механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено «противоминное» крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.
Танк Т-80УД
Боевое отделение находится в средней части танка, включает в себя башню с 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46-1, снабженной двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания той же конструкции, что и на танке Т-64, и размещенную в корпусе кабину, состыкованную с башней. В кабине расположен механизм заряжания, справа от пушки находится место командира танка, слева — наводчика. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемет ПКТ, радиостанция Р-123М и пульт управления М3. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком. За стенками кабины размещен кольцевой конвейер механизма заряжания.
Боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность — 6 — 8 выстр./мин., при заряжании вручную она снижается до 1 — 2 выстр./мин.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая коробка передач смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.
Гусеницы Т-80 имеют обрезиненную беговую дорожку, опорные катки также обрезинены. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 6 узлах подвески.
Самая интересная особенность танка Т-80, его Газотурбинный двигатель. Он выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.
Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съемными металлическими сетками.
Модификация Т-80УК
Основные модификации танка Т-80
- Т-80 (объект 219 сп 2) — базовый вариант. Боевая масса 42 т. Эки-паж 3 человека. Серийное производство осуществлялось на ЛКЗс 1976 по 1978 г.
- Т-80Б (объект 219Р, 1978 г.) — танк имеет комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и систему управления огнем 1АЗЗ. Вооружение — пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. С 1980 г. устанавливаетя двигатель ГГД-ЮООТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б, с 1982 г. — пушка 2А46М-1 «Рапира-3».
- Т-80БВ (1985 г.) — Т-80Б с установленным на башне и корпусе комплектом навесной динамической защиты.
- Т-80У (объект 219АС, 1985 г.) — танк имеет комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш». Вооружение — пушка 2А46-М1, боекомплект 45 выстрелов (из них 28 в механизме заряжания), усовершенствованная многослойная комбинированная броня с встроенной динамической защитой, система запуска дымовых гранат 902Б, система ППО ЗЭЦП «Иней», встроенное оборудование самоокапывания, навесной колейный трал КМТ-6. С 1990 г. — двигатель ГТД- 1250 мощностью 1250 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К119М. Боевая масса 46 т.
- Т-80УД (объект 478Б «Береза», 1987 г.) — отличается от ранних моделей 6-цилиндровым двухтактным турбопоршневым дизелем 6ТД мощностью 1000 л.с., а также зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением. С 1988 г. оснащается встроенной динамической защитой.
- Т-80УМ (1992 г.) — танк оснащен тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, радиостанцией Р-163-50У.
- Т-80УК — командирский вариант Т-80УМ. Оснащен системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, комплексом оптикоэлектронного подавления «Штора-2», радиостанциями Р-163-У и Р-163-К. Также установлены навигационная система ТНА-4 и генератор автономного питания АБ-1-П28.
Специальная пожарная машина СПМ — родственник Т-80
Машины на базе танка Т-80
- Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
- Самоходная артиллерийская установка 2С7 Пион.
- Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
- Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
- Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
- Плавающий транспортёр ПТС-4.
- Траншейный экскаватор БТМ-4М.
152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80
Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:
- Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
- «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
- БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
Т-80 – самый переоцененный российский танк | Военное дело | ИноСМИ
Танк Т-80 представляет собой яркий пример того, как тяжелобронированная техника может скрывать серьезные недостатки. В свое время российское военное командование считало Т-80 высококлассной машиной, однако эти танки понесли большие потери в боях с оснащенными легким оружием боевиками во время первой чеченской войны. После этого он так и не сумел восстановить свою репутацию.
Так не должно было случиться. Танк Т-80 стал последним основным боевым танком, спроектированным в Советском Союзе. Это был первый советский танк, оснащенный газотурбинным двигателем, и в результате он получил возможность передвигаться по дорогам с максимальной скоростью 70 километров в час, а также обладал большой удельной мощностью на единицу веса, которая составляла 25,8 лошадиной силы на тонну.
Благодаря этому стандартный танк Т-80Б стал одним из самых быстрых и маневренных из числа выпускавшихся в 1980-х годах.
Боевое мастерство чеченских повстанцев и неудачная российская тактика в большей степени являются причиной потерь танков Т-80, чем их конструкция. Тем не менее, у него имелись существенные недостатки. В конечном итоге Т-80 оказался слишком дорогим, и кроме того, он потреблял слишком много горючего. Российские военные через некоторое время сделали выбор в пользу более экономичного танка Т-72.
Т-80 стал дальнейшим развитием своего предшественника — танка Т-64. Будучи самой современной моделью конца 1960-х и начала 1970-х годов, танк Т-64 отличался от простых по своей конструкции машин, которым отдавали предпочтение Советы, таких как Т-54/55 и Т-62.
Кроме того, Т-64 был оснащен легкими стальными опорными катками небольшого диаметра, в то время как на Т-55 и Т-62 применялись большие обрезиненные катки.
Первая запущенная в серийное производство модель Т-64А выпускалась со 125-мм пушкой 2А46 «Рапира», которая стала настолько популярной, что ее начали устанавливать на все последующие российские танки — вплоть до Т-90. Примечательно то, что в итоге вес Т-64А составил всего 37 тонн, что довольно мало для танка такого размера.
Но какими бы замечательными ни были эти новшества, следует признать, что у Т-64 был капризный двигатель 5ТДФ и необычная подвеска, которые часто ломались. По этой причине Советская Армия специально направляла такие танки в те части, которые дислоцировались недалеко от харьковского завода, где они изготавливались.
Но и это еще не все. Ходили слухи, что новая автоматическая система заряжания отрывает руки зазевавшимся танкистам, которые располагались слишком близко от нее. Это вполне вероятно, если учитывать крошечное внутреннее пространство танка Т-64.
Решая проблемы Т-64А, Советы стали задумываться о создании нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладают высокой приемистостью и имеют хорошее соотношение мощность/вес. Они легко заводятся в холодную погоду без предварительного разогрева, что важно в условиях суровых русских зим. И кроме того, они легкие.
Если говорить о недостатках, то газотурбинные двигатели потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.
Первоначальная базовая модель танка Т-80 была принята на вооружение только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т-64, а к производству Т-72 готовилась, потому что это был более дешевый запасной вариант. В то же время, Советы наращивали производство танков Т-55 и Т-62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.
Первые модели Т-80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко запретил дальнейшее производство этих танков из-за слишком большого расхода топлива и незначительного увеличение огневой мощи в сравнении с Т-64А. И только спустя пять месяцев преемник Гречко Дмитрий Устинов разрешил начать серийное производство этого нового танка.
Строительство первой модели Т-80 продолжалось всего два года, поскольку его превзошел по своим характеристикам танк Т-64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая вести стрельбу из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным моментом было то, что Т-80 стоил почти в три с половиной раза дороже, чем Т-64А.
На смену базовой модели в 1978 году пришел танк Т-80Б. Он считался наиболее современным и высококлассным танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б направлялась в места самого высокого риска — в Группу советских войск в Германии.
За высокую скорость его прозвали «танком Ла-Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80Б смогут достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что у них не закончится топливо.
Новый советский танк многое позаимствовал у Т-64. В дополнение к подкалиберным, кумулятивным и противопехотным осколочным снарядам его 125-мм гладкоствольное орудие 2А46М-1 могло производить пуски тех же самых ракет 9К112 «Кобра».
Поскольку противотанковые управляемые ракеты были значительно дороже, чем обычные танковые снаряды, в боекомплект этого танка входило всего четыре ракеты, но 38 снарядов. Ракеты были предназначены для того, чтобы сбивать ударные вертолеты и поражать машины с установленными на них системами ПТУРС за пределами дальности стрельбы обычными снарядами танка Т-80Б.
Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ «Утес» на командирской башенке составляли комплекс противопехотного вооружения этого танка.
Т-80 уже мог похвастаться современной композиционной броней, но еще большую бронезащиту ему обеспечивал комплекс динамической защиты (КДЗ) «Контакт-1». Оснащенные горизонтальными слоями такой брони танки Т-80 (аналогичная конфигурация КДЗ была у последних моделей Т-72А) получили название Т-80БВ.
В 1987 году вместо Т-80Б стали производиться Т-80У, хотя по общему количеству они не превзошли своих предшественников.
На танке Т-80У была установлена система динамической защиты «Контакт-5». Она представляла собой усовершенствованный вариант КДЗ «Контакт-1», которая состояла из навесных контейнеров со взрывчаткой, тогда как система «Контакт-5» имела набор направленных наружу пластин заводского изготовления для отклонения атакующего боеприпаса. Система «Контакт-1» эффективна только против кумулятивных снарядов, тогда как система «Контакт-5» также защищает от кинетических бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном.
Внутри Т-80У вместо системы управления огнем 1А33, которой оснащались модели Т-80Б, была установлена более современная система 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на управляемые по лазерному лучу ракеты 9К119 «Рефлекс». Это более надежное оружие, обладающее большей дальностью и большей силой поражения. В танке Т-80 разместили на семь 125-мм снарядов больше, чем в Т-80Б.
Однако танк Т-80У производился недолго. Его новая силовая установка ГТД-1250 по-прежнему потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо нее стали производить дизельную модель Т-80УД. Это был последний вариант танка Т-80 советского производства. Это также была первая модель, которую удалось увидеть в действии за пределами полигона… если под «действием» понимать обстрел из танкового орудия российского парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.
В декабре 1994 года началась война против сепаратистов в Чечне, где впервые применили Т-80… и это стало для него катастрофой эпического масштаба.
Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам вернуть эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т-80Б и Т-80 БВ. Экипажи не готовились воевать на танках Т-80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.
Наступление российских вооруженных сил на чеченскую столицу город Грозный было больше похоже на кровавую бойню для наступающих. В период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня около тысячи солдат погибли, а 200 единиц техники было уничтожено. Самые современные российские танки Т-80Б и Т-80БВ в составе российской наступающей группировки понесли ужасные потери.
Хотя Т-80 хорошо защищены от прямых лобовых попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных выстрелов чеченских боевиков из гранатометов РПГ-7В и РПГ-18.
Оказалось, что автомат заряжания Т-80 «Корзина» имела роковой изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды хранились в вертикальном положении, и их только частично защищали опорные катки. Направленный выше опорных катков в бок танка выстрел из РПГ часто вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.
В этом отношении Т-72А и Т-72Б наказывались аналогичным образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае бокового попадания, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже ободьев опорных катков.
Второй существенный недостаток Т-80, как и у предыдущих российских танков, был связан с минимальными углами вертикального возвышения и склонения орудия. Из танка нельзя было выстрелить по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.
Справедливости ради надо сказать, что причиной больших потерь стала слабая выучка экипажей, недостаток натренированности и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т-80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что сделало эту защиту бесполезной. Говорили даже о том, что некоторые солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы заработать дополнительные деньги к своему скудному денежному содержанию.
Российская армия к тому времени напрочь забыла тяжелые уроки боев в городских условиях времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку к ведению таких боев. Не ожидая значительного сопротивления, российские войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры терялись на улицах, потому что у них не было соответствующих карт.
Поскольку российские военнослужащие не очень хотели выходить из своих машин и зачищать здания комнату за комнатой, их чеченские противники, знавшие недостатки российской бронетехники по службе в Советской Армии, получили возможность превращать танки и бронемашины в крематории.
Российскому командованию легко сваливать вину за чеченскую катастрофу на недоработки конструкции Т-80, скрывая просчеты оперативного планирования и недостатки тактики. Но в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т-72 заменили собой Т-80, став главной машиной для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.
Когда распался Советский Союз, Россия потеряла производивший Т-80УД завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где делали Т-80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ уже не выпускал более раннюю модель Т-80БВ.
Для России больше не имело смысла держать на вооружении три типа танков: Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ, У и УД) и Т-90 (модернизированный вариант Т-72БУ). Финансовые затраты и проблемы обеспечения запчастями были слишком велики. Все эти модели имели одно 125-миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.
Если говорить упрощенно, то эти танки имели одинаковые возможности, но очень разные запчасти вместо того, чтобы иметь одинаковые запасные части и разные возможности. Поскольку Т-80У был намного дороже, чем Т-72Б, было вполне логично, что выбор испытывавшей финансовые проблемы России пал на Т-72.
Однако Москва продолжала экспериментировать с Т-80. Специалисты поставили на него активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами и применения контрмер. В результате в 1997 году появился Т-80УМ-1 «Барс». Однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.
Россия не использовала Т-80 во второй чеченской войне в 1999-2000 годах и не применяла их в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году (насколько нам известно). Пока танки Т-80 не участвовали в войне на Украине.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
1988 Т-80 — демилитаризованный танк, 1000 л.с.
Т-80 — основной боевой танк, производившийся в СССР. Первый в мире серийный танк с единойгазотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде. Первый в мире ОБТ с противоснарядной динамической защитой.
Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД с дизельным двигателем — назаводе имени Малышева в Харькове.
Модификацией харьковского Т-80УД являются основные боевые танки Украины: Т-84, «Оплот» и БМ «Оплот».
История
Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «объект 219 сп 1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова.
Следующий «объект 219 сп 2» — уже значительно отличался от исходного Т-64.
Испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть.
Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колёс, опорных и поддерживающих катков,гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками.
Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.
Характеристики
Таблица ТТХ основных серийных модификаций танка Т-80 | ||||
Модификация | Т-80 | Т-80Б (Т-80БВ) | Т-80У | Т-80УД |
История создания | ||||
Разработчик | ЛКЗ | ЛКЗ | ЛКЗ | ХЗТМ |
Год принятия на вооружение | 1976 | 1978 (1985) | 1985 | 1987 |
Габаритные и массовые характеристики | ||||
Боевая масса, т | 42 | 42,5 (43,7) | 46 | 46 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9656 | 9651 | 9556 | 9664 |
Длина корпуса, мм | 6780 | 6982 | 7012 | 7020 |
Ширина, мм | 3525 | 3582 | 3603 | 3755 |
Высота по крыше башни, мм | 2300 | 2219 | 2215 | 2215 |
Клиренс, мм | 451 | 451 | 451 | 529 |
Защита | ||||
Динамическая защита | нет | нет («Контакт-1») | «Контакт-5» | «Контакт-5» |
Активная защита | нет | нет | нет | «Штора» |
Вооружение | ||||
Марка пушки | 2А46-1 | 2А46-2 / 2А46М-1 | 2А46М-1 / 2А46М-4 | 2А46М-1 |
Боекомплект пушки, выстр. | 40 | 38 | 45 | 45 |
Управляемое вооружение | нет | 9К112-1 «Кобра» /9К119 «Рефлекс» | 9К119 «Рефлекс» /9К119М «Рефлекс-М» | 9К119 «Рефлекс» |
Подвижность | ||||
Марка двигателя | ГТД-1000Т | ГТД-1000ТФ | ГТД-1000ТФ / ГТД-1250 | 6ТД |
Тип двигателя | газотурбинный | газотурбинный | газотурбинный | дизельный |
Мощность двигателя, л.с. | 1000 | 1100 | 1100/1250 | 1000 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 70 | 70 | 70 | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 500 | 450 | 560 |
Удельная мощность, л.с./т | 23,8 | 25,8 (25,17) | 21,74/27,2 | 21,7 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,83 | 0,865 | 0,93 | 0,924 |
Модификации
Т-80У 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой бригады
Т-80 в музее техники Вадима Задорожного
- Объект 219 сп 1 — модификация Т-64А с установкой газотурбинного двигателя ГТД-1000Т. В ходе испытаний была выявлена ненадёжность ходовой части Т-64 и невозможность реализации возросших динамических характеристик танка с газотурбинным двигателем. Всего изготовлен 31 танк этой модификации.
- Объект 219 сп 2 — предсерийный образец с новой ходовой частью для полной реализации возможностей газотурбинного двигателя. Изготавливался небольшой серией из 127 танков в период с 1971 по 1976 год.
- Объект 219 сп 2 — основной боевой танк Т-80. Первый принятый на вооружение серийный вариант с двигателем ГТД-1000Т (1000 л.с.) и башней Т-64А, 125-мм пушкой 2А46-1 с теплозащитным кожухом, электромеханическим МЗ (подобным установленному на Т-64А) и оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. Боевая масса 42 т. Серийно производился с 1976 по 1978 год.
- Объект 219А — опытный основной танк Т-80А. Разрабатывался с середины 1970-х параллельно с «Объектом 478». В 1982 году создан опытный образец. В 1984 году опытный образец был оборудован навесной динамической защитой.
- Объект 219АС — основной боевой танк Т-80У. Принят на вооружение в 1985 году. Установлены: КУВ 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный БВ, стабилизатор 2Э42, ПРНК ТПН-4С, комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», ППО 3ЭЦ13 «Иней», новая комбинированная броня со встроенной динамической защитой; с 1990 года устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.) и КУВ 9К119М «Инвар». Боевая масса 46 т.
- Объект 630А — основной танк Т-80УК. Принят на вооружение в начале 1990-х. Командирский вариант Т-80У. Установлены: система «Штора-1», тепловизор «Агава-2», новый датчик параметров атмосферы, радиостанции Р-163У и Р-163К, навигационная система ТНА-4, система дистанционного подрыва ОФ-снарядов, автономная энергоустановка АБ-1-П28.
- Т-80УЕ — модификация 1995 года. Вариант Т-80УМ, разработанный специально для греческого тендера; установлены гидрообъёмная передача и новые органы управления.
- Объект 219АМ-1 — основной танк Т-80УА. Вариант модернизации танка Т-80У.
- Объект 219АС-М — основной танк Т-80УМ. Модернизация 1992 года. Модернизированный вариант Т-80У (тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У).
- Объект 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 «Барс». Модификация 1997 года. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты «Арена-Э», установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащён дополнительно следующими системами и комплексами: «Штора-1», «Велиж», ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.
- Объект 640 — опытный основной боевой танк Т-80УМ2.
- Объект 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 «Барс». Модификация 1997 года. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты «Арена-Э», установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащён дополнительно следующими системами и комплексами: «Штора-1», «Велиж», ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.
- Объект 291 — на танк установлена 125-мм пушка 2А46М-4, вспомогательная силовая установка ГТА-18; противопожарное оборудование ППО «ИНЕЙ», ночной прибор механика водителя ТВН-5 «Манго», КУО 1А45М (ПДПН-1Г46М, ИУС 1В558, СТВ-2Э42М), тепловизионный прицел «Агава-2» и новый отвал для самоокапывания, включённый в схему защиты. Применено радиопоглощающее покрытие РПЗ-86М. Механизм заряжания доработан под размещение снарядов БПС длиной 750 мм. Первоначально устанавливался тепловизионный прицел «Прогресс-2» (Т01-П05), затем Т01-К05 «Буран-М».
- Объект 219АС — основной боевой танк Т-80У. Принят на вооружение в 1985 году. Установлены: КУВ 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный БВ, стабилизатор 2Э42, ПРНК ТПН-4С, комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», ППО 3ЭЦ13 «Иней», новая комбинированная броня со встроенной динамической защитой; с 1990 года устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.) и КУВ 9К119М «Инвар». Боевая масса 46 т.
- Объект 219Р — основной боевой танк Т-80Б. Принят на вооружение в 1978 году. Установлены: КУВ 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 (лазерный прицел-дальномер 1Г42, БВ 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43, комплект датчиков), пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни; с 1980 года устанавливался двигатель ГТД-1000ТФ (1100 л.с.)
- Объект 219А — опытный основной танк Т-80А. Разрабатывался с середины 1970-х параллельно с «Объектом 478». В 1982 году создан опытный образец. В 1984 году опытный образец был оборудован навесной динамической защитой.
xn--80aafe9bhdrpm.com
зачем российской армии газотурбинные Т-80БВМ
После того, как в начале 1980-х годов танки Т-82Б поступили на вооружение советской армии, они стали настоящей головной болью НАТО, получив название «Танк Ла-Манша». Связано это было с тем, что по расчетам западных аналитоков, «советские танковые орды» в случае необходимости могли дойти до Ла-Манша за 5 дней. Страх подогревался сообщениями туристов, которые рассказывали, как на учениях в ГДР ревущие танки легко обгоняли даже автобусы.
Расцвет и закат «танка Ла-Манша»
Серийное производство танков типа Т-80 в России было прекращено во второй половине 90-х гг. Однако к настоящему времени в строевых частях в войсках и на базах хранения бронетанкового вооружения и техники все еще находятся несколько тысяч танков типа Т-80. Из этого количества большую часть составляют танки Т-80Б и Т-80БВ. И хотя ресурс машин позволяет их эксплуатацию, их боевые свойства уже не отвечают современным требованиям.
В последнее десятилетие российскими конструкторами были разработаны программы модернизации этих машин в ходе проведения плановых ремонтов. Работы по разработке таких программ осуществлялись конструкторами и специалистами ОАО «Спецмаш» (г. Санкт-Петербург) и омского ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения».
Газотурбинное сердце
Для того, чтобы начать движение на танке с дизелем при температуре окружающего воздуха -30°С и ниже, потребуется, как минимум 45 минут. Для танков с ГТД требуется не более 1 минуты.
Поэтому все, кто служил на танках типа Т-80 понимают, что для северных широт они незаменимы.
Танки с ГТД выпускались только у нас и в США. При этом американским инженерам так и не удалось реализовать на «Абрамсе» приемлемую систему очистки воздуха от пыли, как это было сделано советскими конструкторами. Так, в ходе операции «Буря в пустыне» в Кувейте в 1991 г. воздушные фильтры «Абрамсов» забивались через 15 минут движения машин.
Вторая молодость «восьмидесятки»
Коль пятый десяток лет в нашей стране модернизируют Т-72, то довести до современного уровня Т-80Б и Т-80БВ сам Бог велел, тем более что по своим боевым свойствам Т-80 всегда превосходил «семьдесятдвойку».
Кроме того, отсутствие необходимости заново изготавливать значительное количество составных частей танка (башня, корпус, ходовая часть, системы и механизмы комплекса вооружения), позволяет уменьшить стоимостьотремонтированного и модернизированного танка на 45 % по сравнению с новым танком с равными показателями боевой эффективности.
7 сентября 2017 г. начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко сообщил представителям СМИ, что ведется подготовка к испытаниям модернизированного танка Т-80БВМ. А через два дня по случаю празднования Дня Танкистов на территории полигона под Лугой (Ленинградская область), на показе боевой техники в числе перспективных образцов бронетанкового вооружения и техники Вооруженных Сил России был продемонстрирован модернизированный танк Т-80БВМ.
В модернизированном Т-80БВ до уровня Т-80БВМ реализованы мероприятия, улучшающие все основные боевые свойства танка: огневую мощь, защищенность, подвижность, командную управляемость и эксплуатационные характеристики.
Цифровой борт? Возможно
Огневая мощь повышена за счет установки новой пушки 2А46М-4 (аналог пушки 2А46М-5), нового комплекса управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», комплекса управления огнем 45М, включающего доработанный для цифрового управления серийный прицел наводчика 1Г46-2 и многоканальный прицел «Сосна-У» (с тепловизионным каналом), стабилизатора оружия 2Э42М с цифровым управлением, комплекта датчиков условий стрельбы и информационно-управляющей системы 1В558М, обеспечивающей цифровое управление названными составными частями комплекса вооружения.
Реализованные мероприятия обеспечивают значительное повышение поисковых и разведывательных возможностей, как наводчика, так и командира особенно ночью и в сложных условиях видимости. Повышена точность и дальностьэффективной стрельбы. Обеспечивается возможность использования всех типов боеприпасов, в том числе и самых новых.
Защищенность танка повышена с помощью установки комплекса встроенной динамической защиты (ДЗ) нового поколения «Реликт», который по составу унифицирован сустановленным на модернизированных танках Т-72Б3, включая элементы ДЗ, сплошные бортовые и решетчатые противокумулятивные экраны на корпусе и башне.Принятыми мерами на 40-55 % повышена защита лобовой проекции танка от всех типов поражающих средств и обеспечена высокая вероятность защиты кормовой и бортовых проекций танка.
Подвижность повышена благодаря увеличению до 27-30 л.с./т удельной мощности, улучшению топливной экономичности с обеспечением уменьшения путевого расхода топлива более чем на 10%, а при работе на месте – более, чем в 2 раза.Это обеспечено установкой в танк модернизированного газотурбинного двигателя ГТД-1250 с возможностью кратковременного увеличения мощность с 1250 л.с. до 1400 л.с., а также применения новой цифровой системы управления силовой установкой на базе бортовой информационно-управляющей системы и установки дополнительных датчиков на агрегаты силовой установки.
Командная управляемость танка повышена за счетиспользования цифровых средств связи нового поколения в составе программно-технического комплекса.
Благодаря этому достигнутокачественное повышение эффективности применения танков как объектов системы вооружения, а вышестоящее командное звено в автоматизированном режиме обеспечено информацией от танка, что позволяет реализовать автоматизацию постановки боевой задачи. Значительно повышены дальность, качество, скрытность и устойчивость цифровой радиосвязи.
Повышение эксплуатационных характеристик модернизированного танка осуществлено за счет автоматизации операций управления, упростившей работу наводчика и командира танка в бою и при техническом обслуживании. В 2 раза сокращено количество органов управления и индикации. Значительно упрощено техническое обслуживание машины. Также обеспечена возможность диагностирования состояния аппаратуры и приборов и устранения дефектов силами экипажа. За счет установки воздухозаборного устройства обеспечена работоспособность силовой установки в условиях повышенной запыленности.
Ложка дегтя
На всех модификациях танка Т-80 с ГТД проблемой была зенитная пулеметная установка (ЗПУ). Не секрет, что на танках Т-80Б/БВ было немало случаев, когда при движении и при кренах танка за счет большой массы и полутораметрового рычага зенитного пулемета,расстопоренная командирская башенка самопроизвольно вращалась. При этом она травмировала руки командира танка, пытающегося удержать эту конструкцию на рычаге 20 см.Было быправильнее установить на башню модернизированного Т-80 командирскую башенкус дистанционным управлением ЗПУ, как на Т-90. Но почему-то омские конструкторы такую ЗПУ не приемлют.
Для облегчения работы командира с командирской башенкой на танке Т-80БВМс противоположной стороны от крупнокалиберного пулемета, на рычагах закреплены два трака гусеницы. Эти траки должны уравновесить вращающуюся часть командирской башенки, тем самым облегчить работу командира и сократить травмоопасность.
В любом случае, модернизация Т-80БВ и продление сроков его службы – решение правильное. Кому довелось служить на этих машинах, меня поймет. В лютые морозы теплее машины я не видел. Да и потенциал Т-80 еще полностью не реализован.
tvzvezda.ru
В России показали новейшие танки Т-90М и Т-80БВМ
Во время празднования Дня танкиста под Лугой на территории 33-го общевойскового полигона впервые широкой публике были показаны модернизированные танки Т-80БВМ и Т-90М. Фотографии танков выложил в своем блоге военный эксперт Алесей Хлопотов.
Т-90М.Фото: otvaga2004Он также отметил, что уральские конструкторы озадачились решением проблемы защиты погона башни Т-90М, прикрыв его металлической сеткой. Последняя очень похожа на сеточную защиту от РПГ для французского бронетранспортера VBCI.
Т-90М, или «изделие 188М», оснащен новой башней с кормовым бронированным модулем, в котором размещается часть основного боекомплекта, всесуточная автоматизированная СУО «Калина», динамическая защита нового поколения «Реликт», новая 125-мм пушка 2А82, современные средства связи, более мощный двигатель В-92С2Ф и другое оборудование.
Т-80БВМ. Фото: otvaga2004Фото: otvaga2004Модернизация танков Т-80БВМ проводилась с учетом сирийского боевого опыта. Начальник главного автобронетанкового управления Александр Шевченко отметил, что в скором времени начнутся государственные испытания этого танка.
Читайте также: Шойгу покажут новейший танк «изделие 188М»
42.tut.by
Эксплуатации и боевое применение Т-80 » Военное обозрение
Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 70-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряженный тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.
Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уже к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (в штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша»). Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений Группы советских войск в Германии, когда выполнявшие обходной маневр «восьмидесятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию веса, требовавшиеся для усиления защищенности от все более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на поле боя.
Последний парад!
Т-80УД на улицах Москвы, 7 ноября 1990 года
Общественность впервые получила возможность познакомиться с «восьмидесятыми» во время военных парадов в Москве 9 мая и 7 ноября 1990 года. Причем это были машины наиболее современной модификации — Т-80УД. Эти же танки вновь появились на улицах Москвы в дни августовского путча 1991 года.
На экспорт «восьмидесятки» не поставлялись и в составе Советской Армии в боевых действиях участия не принимали.
Согласно данным заявленным советской стороной на венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 4839 танков Т-80 всех модификаций.
Первый же факт боевого применения «восьмидеся-ток» состоялся в ходе октябрьских событий в Москве в 1993 году. Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-под-калиберных (непонятно, зачем?) и 10 осколочно-фугасных. После обстрела танки переместились на набережную Т.Шевченко, где и находились до конца дня.
Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995 — 1996 годах. Прежде всего следует отметить, что «восьмидесятки», как, впрочем, и почти вся другая бронетанковая техника, применялись неадекватно ситуации. В этой связи образцом может служить операция «Буря в пустыне». Тогда заранее был выбран перечень соответствующих ситуации типов вооружения и боевой техники. При этом ставка была сделана на широкое применение средств РЭБ, использование высокоточного оружия, удары авиации и т.д. Следует отметить, что у иракцев фанатизма было, возможно, даже больше, чем у чеченцев. Если бы Многонациональные силы без соответствующей подготовки прибегли к массированному использованию бронетехники, результат всей операции мог бы быть иным.
54,55. Танки на улицах Москвы, 19-21 августа 1991 года.
56.Танк T-80УД на Кутузовском проспекте. Москва, 3 октября 1993 года.
58. Т-80УД на Калининском мосту. Москва, 4 октября 1993 года.
59. Москва, 4 октября 1993 года, 12 шов. Вызывающая оторопь картина -стреляющие танки и праздно шатающаяся вокруг публика! Сначала планировался штурм, затем -народные гуляния, а потом решили совместить.
Именно с такой позиции следует рассматривать применение в Чечне бронетанковой техники. Совершенно очевидно, что танки, БМП и БТР, состоящие на вооружении Российской Армии и внутренних войск МВД (как, впрочем, и на вооружении любой другой армии мира), не предназначены для ведения боевых действий в городе и в горах. Их использование для этой цели требует как специального оснащения, так и специальной подготовки личного состава. В то же время можно утверждать, что подавляющее большинство техники и личного состава, задействованных в Чечне, не было подготовлено к ведению каких бы то ни было боевых действий вообще.
Так, большая часть танков не была оборудована динамической защитой. Как заявили военные специалисты, это было обусловлено, главным образом, недостатком времени для подготовки операции и отсутствием средств! На многих танках блоки КДЗ были установлены в небоеготовом состоянии, то есть не были зяряжены ВВ. И это в условиях, когда чеченцами использовались, в основном, кумулятивные противотанковые боеприпасы (реактивные гранаты и ПТУР). При этом стрельба велась почти в упор и с наиболее выгодных ракурсов. Наиболее уязвимыми в танках оказались борта, корма, крыша МТО и кормовая часть башни. Кроме того, были зафиксированы многочисленные поражения бортов боевых машин при ведении огня снизу вверх. Все это позволяет предположить, что огонь велся одновременно из полуподвальных помещений, с уровня земли и с первых этажей зданий, а также с верхних этажей. Плотность ведения огня из противотанковых средств при ведении уличных боев в Грозном составляла 6 — 7 единиц на каждый танк, БМП и БТР. В корпусах почти каждого подбитого танка или БМП имелись многочисленные пробоины (в среднем 3 — 6), каждой из которых было бы вполне достаточно для вывода машины из строя.
Подбитый танк Т-80Б. Окрестности пос. Толстой-Юрт, 8 января 1995 года
Следует отметить, что в этих условиях наиболее живучим показал себя танк Т-72. Что касается танка Т-80, то в Чечне были зафиксированы случаи взрыва боекомплекта при поражении борта корпуса и попадании кумулятивной струи в снаряды. Это происходило из-за вертикального расположения боекомплекта в транспортере автомата заряжания. При этом верхний срез опорного катка, выполнявшего в данном случае роль противокумулятивного экрана, находился ниже уровня транспортера.
В ходе второй чеченской кампании танки Т-80 участия в боевых действиях не принимали.
Следует отметить, что после распада СССР практически все «восьмидесяти» оказались на территории России и Украины, при этом производство Т-80УД, осуществлявшееся в Харькове, также оказалось за рубежом. Их производство продолжается на Украине под обозначением Т-84 и в основном на экспорт (в 1996 году был заключен контракт на поставку 360 таких танков Пакистану). Россия также активно предлагает на экспорт танки Т-80У. На вооружении армии Кипра состоит 41 боевая машина этого типа (стоимость контракта 175 млн. долларов). Армии Южной Кореи поставлено 80 танков Т-80У в счет погашения российского долга этой стране. В обоих случаях поставки производились из наличия Вооруженных Сил. Участие танков Т-80У в тендере на новый основной танк для армий Турции (потребность 1000 единиц) и Греции пока результатов не принесло.
topwar.ru
Т-80 — Основной советский боевой танк | TANKI-TUT.RU
Т-80 – это советский основной боевой танк. Он стал первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой. Состоял и до сих пор состоит на вооружении целого ряда стран.
История создания Т-80
В 1969 году на базе опытного харьковского газотурбинного Т-64Т был построен новый газотурбинный танк – «Объект 219 сп1». После устранения недостатков танк переименовали в «Объект 219 сп 2», и новая модель уже существенно отличалась от 64-ки – у танка серьезно изменили ходовую часть, так как изменились динамические характеристики машины. Также изменения претерпела форма башни. Новый танк получил название Т-80 и в скором времени был принят на вооружение.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — основной боевой танк;
- Боевая масса – 42 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Годы эксплуатации — с 1976 года;
- Количество выпущенных – более 10 тысяч штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6982 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9654 мм;
- Ширина корпуса – 3525 мм;
- Высота – 2193 мм;
- Клиренс – 450 мм.
Бронирование
- Тип брони — катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная;
- Динамическая защита — Контакт-1, Контакт-5.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46-1;
- Тип пушки — гладкоствольная пушка;
- Длина ствола – 48 калибров;
- Боекомплект пушки – 38;
- Углы ВН: -5…+14°;
- Дальность стрельбы – 3,7-5 км;
- Прицелы — оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49;
- Пулемёты — 1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.
Подвижность
- Тип и марка двигателя – ГТД-1000Т газотурбинный с воздушным охлаждением;
- Мощность двигателя – 1000 л.с.;
- Скорость по шоссе – 65 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 50 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 350 км;
- Запас хода по пересеченной местности – 250 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
- Преодолеваемая стенка – 1 м;
- Преодолеваемый ров — 2,85 м;
- Преодолеваемый брод — 1,2 м.
Модификации Т-80
- Т-80А, разработанный в середине 1970-х;
- Т-80У – модификация с различными техническими усовершенствованиями;
- Т-80УК – командирский вариант танка с дополнительными радиостанциями, навигационной системой и датчиками;
- Т-80УЕ – сконструированная в 1995 году модификация для греческого тендера;
- Т-80УМ1 «Барс», относительно новая модификация (1997 год). Отличалась усовершенствованным двигателем, системой кондиционирования, новой пушкой и установленными комплексами и системами;
- Т-80Б, принятый на вооружение в 1978 году;
- Т-80УД, «Береза», с зенитной пулеметной установкой и дизельным двигателем;
Также существовал целый ряд украинских модернизаций данного танка.
Применение в бою
- 4 октября 1993 года именно танки Т-80УД стреляли по зданию Верховного Совета Российской Федерации в ходе Расстрела Белого дома;
- В 1994-1996 году Т-80 принимали участие в Первой чеченской войне, например, во время штурма Грозного;
- В начале 2015 несколько Т-80БВ использовались правительственными войсками в вооруженном конфликте в Йемене. Один Т-80 был уничтожен, а еще один захватили повстанцы;
- В 2015 году на востоке Украины, в зоне вооруженного конфликта, было зарегистрировано множество Т-80 без опознавательных знаков на территории повстанцев.
Память о танке
Сегодня Т-80 можно увидеть во многих музеях мира:
- В поселке Архангельское, в Музее техники Вадима Задорожного;
- В Брянске, в Мемориальном комплексе «Партизанская поляна»;
- В Верхней Пышме, в Музее военной техники «Боевая слава Урала»;
- В Бронетанковом музее в Кубинке;
- В Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- В музее истории Т-34;
- В Украинском музее Великой Отечественной войны.
Также Т-80 установлен на постаменте во многих городах России: В Казани, в Москве и московской области, в Костроме, в Петербурге и в Южно-Сахалинске.
comments powered by HyperCommentstanki-tut.ru