Mark II (танк)

TR | UK | KK | BE | EN |
mark ii танк онлайн, mark ii танк рисунок
Тяжёлый танк/
пехотный танк

Mark II — английский тяжелый танк времен Первой мировой войны Он представлял собой дальнейшее развитие Mark I имел незначительные улучшения по сравнению с Марк 1 Убраны задние колёса Изготовлением танка с декабря 1916 года занимались компании William Foster & Sons Co, Ltden на фабрике в Линкольне, Ист-Мидлендс, и Metropolitan Carriage, Wagon & Finance Co Ltden на фабрике в Олдбери, Уэст-Мидлендс Различия между танками произведенными этими двумя компаниями были незначительными1

Наиболее важным отличием было то, что этот танк использовался только для учебных целей Были предусмотрены дополнительные бронелисты, которые крепились к корпусу 20 танков были отправлены во Францию, 25 оставалось на полигоне в Дорсет в Великобритании, остальные пять были сохранены для использования в качестве тестовых 20 танков присоединились к другим Маркам 1 в битве при Аррасе в апреле 1917 года Немцы смогли пробить броню Марк I и Марк II из пулемета

Сохранившийся экземплярправить

Единственный на сегодня сохранившийся экземпляр Mark II в танковом музее юго-Запад Англии Он участвовал в битве при Аррасе в апреле 1917 получил повреждения

Примечанияправить

  1. Foley, Michael Rise of the Tank: Armoured Vehicles and their use in the First World War, Barnsley: Pen & Sword Military, 2014, p 42
Боевая масса, т

28 «самец»,
27 «самка»

Компоновочная схема

«Ромбовидный» танк

Экипаж, чел

8

История
Годы производства

с декабря 1916 по январь 1917

Годы эксплуатации

1917

Количество выпущенных, шт

25 «самец»,
25 «самка»

Основные операторы
Размеры
Ширина корпуса, мм

4200 «самец»,
4380 «самка»

Высота, мм

2450

Клиренс, мм

420

Бронирование
Тип брони

Стальная катаная

Вооружение
Калибр и марка пушки

2 × 57-мм 6-фнт «Гочкис» L/40«самец»

Тип пушки

нарезная

Длина ствола, калибров

40

Боекомплект пушки

332 «самец»

Дальность стрельбы, км

1,8

Прицелы

оптический

Пулемёты

4 × 8-мм «Гочкис» «самец»;
4 × 7,7-мм «Виккерс»,
1 × 8-мм «Гочкис» «самка»

Подвижность
Тип двигателя

бензиновый Foster-Daimler мощностью

Мощность двигателя, л с

105

Скорость по шоссе, км/ч

6,4

Запас хода по шоссе, км

38

Тип подвески

жёсткая

Удельное давление на грунт, кг/см²

1,2

Преодолеваемый подъём, град

22

Преодолеваемая стенка, м

1,0

Преодолеваемый ров, м

3,5

Преодолеваемый брод, м

0,45

 Mark II танк на Викискладе
Британские танки и танковая техника Первой мировой войны
Лёгкие танки Mk A Whippet
Средние танки Little Willie  · Mk B  · Mk C
Тяжёлые танки Big Wheel Landship  · Flying Elephant  · Pedrail Landship  

www.turkaramamotoru.com

Британский «дьявол» и его братья

Мог ли кто-то заподозрить 15 сентября 1916 года, что в этот день множество книг по военной теории разом устарели? Потому что первый танк принял боевое крещение. И крик безымянного немца «Дьявол идёт!» провозгласил явление нового короля сухопутной войны. Вслед за британцами танки создали французы и немцы, но «ромбы» навсегда остались первыми среди первых. Всего в этой линейке было девять машин. Какие-то успели на войну, другие так и остались прототипами. Эпизоды, собранные в этом материале, коротко рассказывают об истории «ромбовидного» семейства.

Mark I. Что скрыла тень Соммы

15 сентября 1916 года — день, когда первые танки получили крещение огнём. Эта эффектная атака хорошо известна: туманное утро на реке Сомме, немецкий шок от стальных чудовищ, вышедших из мглы, возглас «Дьявол идёт!». Куда реже вспоминают о том, как танки Mark I воевали позже. Между тем эффективность их применения осенью 1916 года в отдельных случаях была даже выше, чем в дебютном бою.

25 и 26 сентября в районе Гведекура и Ле-Сара 13 танков Mark I вступили в бой. И хотя 12 из них так и не дошли до противника, хватило всего одного пулемётного Mark I Female, чтобы меньше чем за час зачистить вражескую траншею и захватить в плен 370 немецких солдат. В другом бою три «Марка» пошли в лобовую атаку. Один подбила немецкая артиллерия, два застряли. Но уже самого факта присутствия танков хватило, чтобы немцы капитулировали. Так работала танкобоязнь, пышным цветом расцветавшая в то время среди кайзеровских солдат.

Справедливости ради надо отметить, что ошеломляющий эффект танки производили на немцев только в первые недели после своего дебюта. Вскоре противник научился не бояться их, а изъяны конструкции, мешавшие танкам воевать, вредили репутации новейшего оружия в глазах самих англичан.

Mark II и Mark III. Без хвоста, зато с бревном

Британия построила суммарно всего сотню танков Mark II и Mark III — на 75 машин меньше, чем «единиц». Из-за этого в исторической литературе их часто называют образцами малотиражной техники переходного периода. Между тем в конструкции «двоек» и «троек» впервые появилось несколько уникальных особенностей.

Mark II, например, лишился знаменитого колёсного «хвоста», якобы нужного, чтобы танку было легче преодолевать окопы. По легенде, у одного из танков «хвост» отстрелили в бою, но экипаж продолжил движение, и оказалось, что колёса позади машины не имеют практической ценности. Длину танка конструкторы сократили на два метра — тоже без ущерба для проходимости! Вместо «хвоста» на корме разместили ящик ЗИП (для хранения запчастей и инструментов). Выхлопные трубы, искрившие на крышах первых танков, также вывели на корму.

В конструкции Mark III его создатели вознамерились нарастить толщину лобовой брони за счёт использования броневых экранов. Но, хотя технологические отверстия для их установки и испещрили корпуса «троек», сами экраны на них так и не поставили. Зато именно на Mark III впервые появилась балка для самовытаскивания — толстый деревянный брус, укреплённый на крыше. Он использовался как опора при спасении увязшего танка. Это средство оказалось удивительно живучим и использовалось на всём протяжении дальнейшей истории этой техники.

Mark IV. Первый «тысячник»

Заказ на постройку танка Mark IV военные сформировали уже в сентябре 1916 года, почти сразу после дебюта «ромбов» на Сомме. По сравнению с Mark I в конструкцию «четвёрки» внесли несколько крупных изменений.

Прежде всего, конструкторы усилили броню, так что винтовочный и пулемётный огонь был танку больше не страшен. За счёт скошенной снизу формы оружейные спонсоны перестали цеплять землю при боковом крене машины. Кроме того, их оснастили специальными рельсами, благодаря которым спонсоны можно было не разбирать перед перевозкой по железной дороге, а просто задвигать внутрь корпуса. К сожалению, новая конструкция оказалась хрупкой — иногда в бою случался обрыв крепежей, и спонсон с грохотом закатывался в корпус, давя танкистов. Бензобаки вынесли на корму, чтобы снизить пожароопасность машины.

К маю 1917 года Mark IV прибыли во Францию и поступили на вооружение действующей британской армии. Новый танк достойно показал себя в бою. Бронированные гиганты без труда проделывали в проволочных заграждениях широкие бреши, ведя за собой пехоту. Один танк весьма необычным способом продемонстрировал свою мощь в ноябре 1917 года. Он преодолел полутораметровый забор, проехал, круша деревья, сквозь фруктовый сад и при развороте своротил угол дома.

Ресурс машин всё ещё ограничивался 100–112 километрами пробега, но по сравнению с Mark I это был серьёзный шаг вперёд.

Mark IV оказался по-настоящему массовой модификацией «ромба», всего было построено более тысячи танков этого типа.

Mark IV в боях под Камбрэ. Попытка «сделать красиво»

Летом 1917 года в штабе британского Танкового корпуса созрела идея образцовой танковой атаки. Военные хотели отправить машины в бой в таких обстоятельствах, в которых они могли бы показать себя во всей красе, достигнув безоговорочного успеха. Подходящим участком фронта казалась местность на северо-востоке Франции, в районе города Камбрэ. Плуг войны ещё не успел перепахать тамошний ландшафт, грунт был сухим и твёрдым.

Перед танками Mark IV поставили задачу прорвать немецкую оборонительную линию Гинденбурга. Это задумывалось как локальный танковый рейд, а переросло в масштабную военную операцию.

Танки перебрасывались в 3-ю армию генерал-лейтенанта сэра Джулиана Бинга в режиме совершенной секретности. Рёв их моторов глушили пулемётными очередями. Для операции машинам требовалось более миллиона литров бензина и масла, около полумиллиона снарядов — снабженцы своевременно доставили всё это в ближний тыл.

Начало танковой атаки 20 ноября 1917 года напоминало героический эпос. Сам командующий Танковым корпусом генерал Хью Эллис сидел в головном «Марке» и вёл за собой остальные пять сотен «ромбов». Танки рвали проволочные заграждения, как нитки, проходя милю за милей. Сотни немцев-военнопленных брели в британский тыл. А потом дела приняли скверный оборот.

Пехота — хайлендеры 51-й дивизии — ввязалась в бой у деревни Флескьер, на острие холмистого хребта, и отстала от танков. Немцы, в свою очередь, подтянули свежие резервы и начали шквальный обстрел из-за гребней холмов. Танки Mark IV, взбиравшиеся на них, открывали свои слабозащищённые днища и горели даже от пулемётного огня. Британский атакующий клин смялся о Камбрэ, а десять дней спустя немцы контратаковали и вернули свои захваченные территории. С процентами.

Mark V и первый «настоящий» танковый двигатель

В конце 1917 года разработка новых моделей «ромбов» забуксовала. Виноваты были в том числе оружейные фабриканты, которые боялись, что танки сделают ненужными их винтовки, пулемёты и пушки, а потому не гнушались ставить палки в колёса танковым производствам. Но даже воля «оружейных баронов» не могла остановить развитие бронетехники, и в декабре 1917 года к запуску в серию был готов очередной «ромб» Mark V, известный также как «танк Рикардо».

Эксплуатация на фронте наглядно показала, что танкам нужен двигатель более высокой мощности, способный работать без перебоев в широком спектре нагрузок, а также достаточно простой для ремонта на передовой. При этом инженеры не могли рассчитывать на то, что им разрешат использовать в конструкции мотора легированную сталь или алюминий: на эти материалы наложили руку авиаторы. Первым, кто разработал настоящий танковый двигатель, оказался конструктор Гарри Рикардо. Его мотор полностью соответствовал требованиям военных. А вместе с новой коробкой передач конструкции Вильсона двигатель Рикардо существенно упростил управление танком.

Из других новшеств Mark V можно отметить оптический телеграф, пришедший на смену сигнальным флажкам. С мая 1918 года и до конца Первой мировой войны британская армия получила 400 Mark V — по две сотни орудийных «самцов» и пулемётных «самок».

24 апреля 1918 года случилась первая танковая дуэль: Mark IV против немецкого A7V. Бой показал, что пулемётные танки хороши только против пехоты. В результате часть «пятёрок» утратила «гендерную идентичность» из-за замены пулемёта на пушку в одном из спонсонов. Такие асимметричные танки фронтовики в шутку прозвали «гермафродитами».

Боятся ли танки грязи

Ранним утром 31 июля 1917 года британская армия пошла в атаку на реке Ипр в направлении французского города Пашендаля.

Местность на пути английского наступления изобиловала болотами и перелесками. Даже в мирное время здесь пришлось бы настилать бревенчатые гати для танков. А сейчас, когда система водоотводных каналов оказалась разрушена артиллерией, не помогло бы и это. Командование Танкового корпуса предупреждало: рукотворное грязевое болото машины не пройдут. Тем более что и погода подложила свинью в виде сильного ливня, ещё больше размывающего грунт. К сожалению, никто не собирался отменять танковую атаку.

К середине дня танки остановились. Многие из них погрузились в воду по самые спонсоны, так что не помогали даже брёвна для самовытаскивания. А немцы не терялись в обороне, ведя по неподвижным «ромбам» плотный артиллерийский огонь. Пехота, следовавшая за Mark IV, тоже безнадёжно завязла в грязи. Немцы подтянули к месту боя диковинные бронекаретки Шумана (передвижные огневые точки), обстреливавшие британцев. Над полем боя кружили немецкие аэропланы, пытаясь с малой высоты поразить танки. Командир одного из «ромбов», не выдержав, снял с машины пулемёт и стал отстреливаться от вражеской авиации.

Британская атака на Пашендаль провалилась, но документы отмечали, что немцы боялись танков, потому что думали, что те вооружены огнемётами — ужасом пехоты. Уцелевшие танки до августа 1917 года находились в тылу на ремонте.

Mark V в Стодневном наступлении

Последним аккордом в партитуре Первой мировой войны было Стодневное наступление войск Антанты на Западном фронте. Оно проходило с августа по ноябрь 1918 года и началось у Амьена, где союзники своими атаками решили отбить у немцев одну из главных парижских транспортных артерий. Это была крупнейшая военная операция Первой мировой войны, в которой танки приняли участие.

К передовой линии фронта подошёл весь Танковый корпус. Кроме новинок (средних танков Mk. A Whippet), на прорыв немецкой обороны пошли 334 «ромба» Mark V. 8 августа 1918 года танки двинулись вперёд. И хотя взаимодействие с пехотой по-прежнему хромало настолько, что некоторым танковым командирам для координации действий приходилось ехать рядом со своими машинами на лошади, ошеломительная плотность в 23 «Марка» на один километр фронта компенсировала неувязки.

Танки шли на немецкие позиции вслед за артиллерийским огневым валом. Окопы немцев тонули в дыму и тумане, мешавшем противотанковой артиллерии. Сознавая своё превосходство, британские танкисты иногда выходили из машин и жестами показывали неприятельским солдатам, чтобы те сдавались по-хорошему. Немецкая артиллерия пыталась отсечь пехоту и артиллерию от танков, обстреливая их химическими снарядами с газом чихательного действия «синий крест». Заметного эффекта обстрел не дал.

Четверть британских танков уже в первый день наступления вышла из строя. Причём в подавляющем большинстве это были именно боевые потери, только 5% машин было потеряно из-за поломок. Несмотря на все проблемы союзных войск, немцы не выстояли. Стодневное наступление завершилось 11 ноября 1918 года подписанием Компьенского мира и капитуляцией Германии.

Mark VIII, послевоенный англо-американец

Шестая и седьмая модификации «Марка» до серийного производства не дошли, оставшись прототипами. К созданию следующей машины ромбовидного семейства решили приложить руку американцы. Они вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты весной 1917 года, сразу же горячо заинтересовались танками и решили закупить для своей армии 600 машин Mark VI. Потом подумали, аннулировали заказ и предложили англичанам вместе разработать новый «ромб». В результате «восьмёрка» не успела поучаствовать в Первой мировой: к концу войны было готово всего пять танков. После завершения боевых действий производство Mark VIII полностью «переехало» в США.

Внешне танк несколько выделялся на фоне старших родственников из-за конструкции ходовой части. Гусеницы по-прежнему охватывали корпус, но из-за вытянувшейся кормовой части танк стал напоминать больше каплю, чем ромб. Американцы в буквальном смысле сделали так, что экипажу стало легче дышать: они поместили 338-сильный двигатель «Либерти» в корму машины и отделили его перегородкой. Конструкторы Mark VIII полностью отказались от деления танков на «самок» и «самцов». В спонсонах всех машин стояли 57-мм орудия, а пулемётное вооружение располагалось в башне на крыше, плюс можно было устанавливать пулемёты в шаровых установках, врезанных в бортовые двери.

До 1930 года Mark VIII «Либерти» был единственным американским тяжёлым танком. Он никогда не был на войне — американцы изредка выводили Mark VIII на полигоны. А когда началась Вторая мировая война, США передали 90 машин этого типа канадской армии. Те, в свою очередь, использовали их в учебных целях.

Mark IX. Десантный «ромб»

Помимо технических изъянов, серьёзной проблемой применения первых танков в бою была несогласованность их действий с пехотой. Дело было даже не в том, что солдаты не умели работать вместе с бронетехникой. Просто танкисты сидели в относительной безопасности за бронёй своих машин, а пехотинцы были открыты всем пулям и осколкам.

На эту потребность военные инженеры ответили разработкой десантного варианта ромбовидного танка. С машины сняли спонсоны, оставив только пулемёты во лбу и корме. Это высвободило пространство для того, чтобы за 10–12-мм бронёй могло укрыться 30 солдат или поместиться 10 тонн груза. Экипаж ромбовидного бронетранспортёра состоял из четырёх человек, причём место водителя расположили с поправкой на то, что в континентальной Европе, в отличие от Великобритании, правостороннее движение. Для повышения комфорта внутри Mark IX установили вентилятор и бак с питьевой водой. Увы, соседство с раскалённым двигателем перечёркивало эти удобства напрочь.

К концу Первой мировой войны ромбовидный бронетранспортёр Mark IX существовал всего в нескольких экземплярах. Один из них успел побывать на Западном фронте в 1918 году, где служил санитарным транспортом. Известно, что солдаты прозвали диковинную машину «Свиньёй» (англ. Pig).

Оригинал статьи опубликован на портале worldoftanks.ru.


Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  3. Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
  4. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

warspot.ru

Английский пехотный танк Mark IV «Черчиль» (А22)

«Английский пехотный танк Mark IV «Черчиль». Конструкция, модификации и боевое применение»


История создания тяжелого танка Mark IV «Черчиль» (А22)

Тяжелый пехотный танк Mark IV «Черчиль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill A22) — наиболее защищенный и массовый английский танк времен Второй Мировой Войны. Машина имела не только отвратительный внешний вид, но и кучу других недостатков (сам сэр Черчиль, как известно, пошутил по этому поводу, что у него меньше недостатков, чем у танка названного его именем), однако успела побывать на всех военных театрах Второй Мировой войны, по ленд-лизу поставлялась в СССР, в некоторых модификациях прослужила до 1950-х г.г., и вообще, по отзывам воевавших на ней танкистов, была очень даже неплохой.

По назначению, тяжелый танк Mark IV «Черчиль» создавался как дополнение/замена средних танков типа «Матильда II», медлительных и в то же время довольно уязвимых для новых немецких пушек.

Чертеж тяжелого танка Mark IV «Черчиль»

Несмотря на грубость и примитивность конструкции, представлявшей собой даже в некоторой степени шаг назад — к концепции танков первой мировой войны (за счет гусениц как бы охватывающих корпус), танк неплохо преодолевал рвы и окопы большой ширины, был сравнительно не сложен в изготовлении и обслуживании.

Прототип Mark IV «Черчиль» A22 был построен фирмой Vouxhall в 1940 году. Серийное производство началось летом 1941 года и продолжалось вплоть до декабря 1945 года.

Всего за годы войны промышленность выпустила 5640 танков  Mark IV «Черчиль».

Танки Mark IV «Черчиль» первых моделей. Обратите внимание на второй ствол на лобовом листе — гаубица к вашим услугам!

Конструкция тяжелого танка Mark IV «Черчиль» (А22)

Британский танк Mark IV «Черчиль» имел классическую компоновку с задним расположением двигателя и трансмиссии, и передним расположением отделения управления. Коррус танка имел коробчатую прямоугольную форму и состоял из катанных броневых листов, прикрепленных заклепками на уголковый каркас.

Экипаж танка Mark IV «Черчилль» состоял из 5 человек. Командир танка размещался в башне, заряжающий и наводчик по правую и левую от него стороны. Место механика-водителя находилось почти по центру корпуса, но со смещением к правому борту, слева от водителя размещался пулеметчик, первоначально (на первой модели «Черчиля») бывший ещё и оператором гаубицы, располагавшейся в лобовом листе корпуса танка (начиная со второй модели — заменена пулеметом).

Посадка и высадка экипажа в танк осуществлялась через два двухстворчатых люка прямоугольной формы в крыше башни. Правый люк использовался заряжающим, левый командиром и наводчиком. Так же два двухстворчатых люка прямоугольной формы располагались и в крыше передней части корпуса, ими пользовались механик-водитель и пулеметчик.

Тяжелый танк Mark IV «Черчиль» в профиль

Башня танка имела форму слабо выраженного шестигранника, изготавливалась методом литья (модели Mk. I, Mk. II, Mk. IV, Mk. V, Mk. VI), клепкой на каркасе (Mk. III) и комбинированным способом (Mk. VII и Mk. VIII). В последнем случае передняя деталь была литой, прочие сваривались из катаных бронелистов.

Поворот башни осуществлялся с помощью электопривода или вручную.

Ходовая часть танка «Черчилль» состояла из одиннадцати опорных сдвоенных катков, имевших диаметр в 254 миллиметра, ленивца и ведущего колеса, на один борт. Подвеска индивидуальная, пружинного типа. Ось каждого катка укреплялась на балансир, который одним концом крепился шарнирно к кронштейну, приваренному на корпус танка, а другим упирался в пружину, закрепленную на кронштейне.

Интересно, что почти каждый опорный каток имел специальное назначение: первый и последний (с обоих бортов) были приподняты и грунта не касались, работая только в случае преодоления машиной препятствий. 2-й,9-й,10-й имели с укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка по мягкому и болотистому грунту.

Тяжелый танк Mark IV «Черчиль» первой модели, отлично видна гаубица в лобовом листе. Уже со второй модели её заменили пулеметом.

Модификации танка Mark IV «Черчиль»

Mark IV Churchill I —первая серийная модель танка, 40-мм (2-фунтовая) пушка Мк IX или МкХА в башне и 76мм (3-дюймовая) гаубица Мк 1 в лобовом листе корпуса. Надгусеничные полки отсутствовали. Боекомплект 150 выстрелов для пушки и 58 для гаубицы.  Изготовлено 303 единицы.

Mark IV Churchill II— вместо 3-дюймовой гаубицы в лобовом листе корпуса установлен 7,92-мм пулемет BESA. Изготовлено 1127 единиц.

Mark IV Churchill IICS — 3-дюймовая гаубица в башне и 2-фунтовая пушка в корпусе танка.

Mark IV Churchill III — 6-фунтовая пушка Мк III в башне увеличенных размеров. Гусеницы закрыты крыльями. Изготовлено 675 единиц.

Mark IV Churchill IV — «Черчиль» с литой башней вместо сварной. Изготовлено 1622 единицы.

Mark IV Churchill IV (NA 75) — вариант «Черчиля» для средиземноморского театра военных действий (NA — North Africa), 75-мм американская пушка МЗ со спаренным пулеметом Browning, позаимствованной у «Шермана». Пулемет Browning в корпусе. Переоборудовано 120 единиц.

Mark IV Churchill V— «Черчиль» IV с 95-мм гаубицей. Боекомплект 47 выстрелов. Изготовлена 241 единица.

Mark IV Churchill VI—»Черчиль» IV с 75-мм английской пушкой.

Mark IV Churchill VII — новая модель с увеличенной до 152 мм толщиной лобовой брони корпуса и до 95 мм — башни. Башня увеличенных размеров с 75-мм пушкой и командирской башенкой. Усиленная подвеска, новая коробка передач и другие небольшие изменения и усовершенствования. Боевая масса 41 т. Макс. скорость 20 км/ч. Боекомплект 82 артвыстрела. Экипаж 5 чел.

Mark IV Churchill VIII — «Черчиль» VII с 95-мм гаубицей.

Mark IV Churchill IX—»Черчиль» III или IV, модернизированные до уровня «Черчиль» VII, но с 6-фунтовой пушкой.

Mark IV Churchill IX LT— «Черчиль» IX с башней от «Черчиль» III или IV (LT— Light turret — легкая башня).

Mark IV Churchill X—»Черчиль» VI, модернизированный до уровня «Черчиль» VII.

Mark IV Churchill XLT— «Черчиль» X с башней от «Черчиль» VI.

Mark IV Churchill XI—»Черчиль» V, модернизированный до уровня «Черчиль» VIII.

Mark IV Churchill XILT— «Черчиль» XI с башней от «Черчиль» V.

Тяжелый танк Mark IV «Черчиль». Гусеницы прикрыты «брызговиками», от чего танку явно не добавилось внешнего лоска

Боевое применение танка Mark IV «Черчиль»

Первой боевой операцией с участием пехотных танков Mark IV «Черчиль» был рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 танков модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка. Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные погибли вместе с десантными судами или же были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня были потеряны.

Несколько танков «Черчилль III» были опробованы в боях у Эль-Аламейна.

Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады «Черчиллей» — 43-я армейская танковая и 6-я гвардейская армейская танковая бригады. Обе бригады вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.

301 танк «Черчилль», в основном модификаций III и IV, был отправлен в Советский Союз по программе ленд-лиза. На советско-германском фронте «черчилли» участвовали в таких крупных операциях, как Курская битва и снятие блокады с Ленинграда.

На базе танка «Черчилль» было построено большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная масса этих машин летом 1944 года была сосредоточена в 79-й танковой дивизии.

С вооружения английской армии «черчилли» были сняты после замены их «центурионами» в конце 40-х годов.

В 1951 году огнеметные танки Churchill Crocodile принимали участие в корейской войне, а саперные Churchill AVRE послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.

armedman.ru

Индия доработала отечественный танк Arjun Mark II » Военное обозрение

Как сообщает портал armyrecognition.com, индийская Организация оборонных исследований и разработок (DRDO, Defence Research and Development) объявила о завершении доработок новой версии танка Arjun.

Танк Arjun Mark II был представлен организацией DRDO в 2011 году и является глубоко модернизированной версией танка Arjun Mark I, на разработку которого у Индии ушло 37 лет. Несмотря на ряд инновационных решений, применённых в танке Arjun Mark II, ранее Минобороны Индии отказалось заказывать крупносерийную сборку этой машины.


Arjun Mark II фото 2015 года

Представители военного ведомства насчитали 93 недоработки, самой значимой из которых оказался «лишний вес» танка. Масса почти в 68 т делает Arjun Mark II одним из самых тяжёлых в мире (при этом бронезащита машины сравнительно слаба) и ограничивает возможности авиатранспортировки. Кроме того, реки или болотистая местность становятся для Arjun Mark II почти непреодолимым препятствием: большинство мостов в Индии попросту не выдержат столь массивной машины. Изначально планировалось, что Минобороны закупит до 2000 новых танков, но заказ ограничился 124 единицами (по другим данным, государственный заказ составил 118 единиц). Помимо большой массы, танк Arjun Mark II имеет ещё один недостаток — его цена в полтора раза выше российского Т-90, который Минобороны Индии выбрало в качестве основного боевого танка.

Вчера стало известно о том, что DRDO презентовала Минобороны Индии обновлённую версию Arjun Mark II, в которой были исправлены недочёты, указанные военными. Теперь индийский танк может стрелять противотанковой ракетой LAHAT, оснащён комплектом лазерной защиты и обладает улучшенным бронированием. Если опытный образец понравится армии, DRDO получит заказ на опытную партию новых танков (93 единицы).

доработанный Arjun Mark II


Сегодня на вооружении индийской армии состоит около 3700 танков, большинство из которых — советские и российские Т-72 и Т-90. В ближайшие десять лет танки Т-72 исчерпают свой ресурс и должны быть списаны. Если новая версия отечественного танка также не удовлетворит военных, Индии придется вновь искать поставщика бронетехники, передает «Warspot».

topwar.ru

Mark V. Судьба одного танка: warhistory — LiveJournal

«Танки, бывшие когда-то предметом насмешек, стали теперь грозным оружием. Надвигаясь длинной цепью, закованные в броню, они кажутся нам самым наглядным воплощением ужасов войны».
Э.М. Ремарк. На Западном фронте без перемен

Те, кто давно меня читают наверное знают какую страсть я питаю к танкам. К тому же, давно я не писал записей на эту тему.
Харьков не располагает какими-нибудь достопримечательностями мирового уровня, хотя это вовсе не значит, что в городе нет интересных мест, которые могут быть особо близкими и дорогими каждому жителю или гостю этого города. Перед поездкой, я в первую очередь собрался посмотреть на один из первых танков в истории. Всего за 2 недели до этого, его торжественно установили на площади Конституции после длительной реставрации

Первые 32 английских танка Mk 1 вышли на поле боя 15 сентября 1916 года. «Танк движется по главной улице деревни Флер, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении» — так докладывал в тот день один из очевидцев. Реакция частей 1-й германской армии, встретивших первые танки, была просто панической: «Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол, — и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой»

Британский тяжелый танк Mark V — это пятая модификация первого в мире танка Mk I. Начал он выпускаться в 1918 году и успел поучаствовать в последнем этапе Первой Мировой Войны, а также в других локальных европейских конфликтах.
Одним из таких локальных конфликтов стала Гражданская война в России. Англичане как союзники монархической России оказывали военную помощь белогвардейцам. Одним из самых памятных этапов той войны стала борьба Русской армии Врангеля в Крыму. Имея выгодное стратегическое положение, созданное самой природой, барон укрепил свои позиции и не собирался сдаваться красным. Именно тогда, в конце 1919 года, британцы и прислали через черноморские порты в Крыму помощь в виде тяжелых танков. Общее количество техники (кроме тяжелых английских танков Mark V были и бронемашины, а также танки «Уиппет») достигало 60 единиц.
После удачных контрнаступлений Врангеля, белогвардейцам удалось выйти на таврийские земли за пределы Крыма. Чтобы выбить их оттуда, красные вынуждены были отправить свои лучшие войска, а именно 15,51 и 52 дивизии Латышских стрелков. Намечалось важнейшее сражение за Каховских плацдарм
«…пустив впереди себя четыре танка и две бронемашины, вражеская пехота двинулась на позиции 15 стрелковой дивизии. Прорвав проволочные заграждения, белым удалось занять окопы. В это время, артиллеристы дивизии, выкатив на открытые позиции орудия, прямой наводкой подбили два вражеских танка, а два других были захвачены. Это вселило уверенность в бойцов: танки уязвимы, с ними можно бороться»
Фото захваченного танка

Всего же во время крымской кампании, Красной армии удалось захватить почти половину танков белых. Впоследствии они использовались в других сражениях, а после гражданской войны и в качестве сельхозтехники.
Часть снятых в 1938 году с вооружения Mark V, согласно распоряжению К. Е. Ворошилова, была распределена по нескольким городам СССР:
«Танки считаю необходимым использовать следующим образом: 1. «Рикардо» [так, по названию модификации двигателя, именовали в СССР танки Mark V] в количестве 14 штук передать по два городам: Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторические памятники гражданской войны»
На сегодняшний день, два танка осталось только в Луганске, а также по одному здесь в Харькове и в Архангельске.
Второй харьковский танк стоял на своем месте до 1943 года, пока его не порезали на металл для нужд армии.

Танк располагается на площади Конституции возле Исторического музея, который находится на реконструкции. Рядом стоит еще Т-34/85. О самой площади я потом расскажу отдельно

Mark V мне уже доводилось видеть вживую, причем дважды: один раз в Имперском военном музее Лондона, второй — в танковом музее Бовингтон. Тем не менее, эта махина впечатляет, когда мы повернули из-за угла Сумской улицы, аж дыхание перехватило, могу только представить какие чувства испытывали солдаты в окопах времен Первой мировой

Как я уже говорил, оба танка вернулись на площадь после длительной реконструкции (еще с 2011 года). Их должны были вернуть к Евро-2012, но не успели. Мне повезло, танки установили совсем недавно, к празднику 9 мая. Вокруг еще идет стройка, подобраться к танку непросто. Строительный пейзаж вокруг даже добавляет колорита, почти как в бою

Вот он красавец! Под открытым небом стоять конечно не лучшая идея, хорошо бы его потом вовнутрь музея перетащить. Кстати, на одном из форумов прочитал, что якобы все это время изготавливали копию-бутафорию, а оригинал продали англичанам. Черт его знает, надеюсь это бред., хотя зная, что в нашей стране даже пыль воруют, все может быть. К тому же, англичане очень трепетно относятся к таким вещам, луганские танки были отреставрированы с их помощью, а выловленная несколько лет назад из бухты Севастополя немецкая самоходка, говорят таки отправилась в Германию

Напоследок, предлагаю посмотреть небольшое впечатляющее видео

Мои записи в тему
Про Имперский Музей: http://travelodessa.livejournal.com/10005.html#cutid1
Про Бовингтон: http://travelodessa.livejournal.com/9468.html#cutid1

Спасибо за внимание

warhistory.livejournal.com

Танк Марк 1,2 Матильда Matilda

Танк непосредственного сопровожде­ния пехоты. Его разработка началась в 1936 г. на фирме Vickers-Armstrong Ltd. под руководством главного конструкто­ра фирмы Джона Кардена. С 1938 по 1940 г. для армии было изготовлено 139 бронетехники этого типа  . (см. фото )
 

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Узкий тесный корпус, склепанный из прямых броневых листов и литая одно­местная башня. Оружие — один пу­лемет. Подвеска — аналогичная подвес­ке среднего артиллерийского тягача Dragon Mk IV.

Танки Matilda I поступили как оружие 1-й армейской танковой бригады, в состав которой входили три Королевс­ких танковых полка — 4.RTR, 7.RTR и 8.RTR. Два из них — 4-й и 7-й были направлены во Францию. В состав 4.RTR входили 50 танков Matilda I и пять легких танков Mk VI, 7.RTR — 27 Matilda I, 23 Matilda II и семь легких танков Mk VI. На­кануне единственного серьезного боя, в котором участвовала 1-я армейская тан­ковая бригада — сражения у Арраса, оба полка были переформированы. Суть этого мероприятия свелась к тому, что 4.RTR получил некоторое количество пу­шечных «матильд» за счет 7.RTR. В ре­зультате накануне сражения в 4-м полку имелось 35 танков Matilda I и 7 Matilda II, в 7-м — соответственно 23 и 9. Количе­ство танков в обоих полках не соответ­ствовало штатной численности, так как часть машин вышла из строя во время марша по бельгийским дорогам.(см. фото )

Утром 21 мая 1940 г. британская опе­ративная группа Франклина в составе 5- й и 50-й пехотных дивизий, поддержан-ных 74 танками 1-й армейской танковой бригады и частями 3-й французской ме­ханизированной дивизии, нанесла конт­рудар, который пришелся по тылам 7-й немецкой танковой дивизии Роммеля. Эти силы были слишком малы, чтобы достигнуть решающего результата, но, тем не менее, немцы понесли тяжелые потери. Германские 37-мм противотан­ковые пушки не могли остановить «ма- тильды», и только введя в бой всю ар­тиллерию, и в первую очередь 88-мм зе нитные орудия, Роммелю удалось задержать англичан.

Немцы быстро провели перегруппи­ровку, нанесли ответный удар. Захватив Аррас, они оттеснили англичан еще дальше на север. Положение союзников в Бельгии и Северной Франции вскоре стало катастрофическим. Впрочем, анг­личане уже вовсю осуществляли мероп­риятия в рамках операции «Динамо» — эвакуации своих войск с континента. Так что контрудар 1-й армейской танковой бригады ставил своей целью не разгром немецких соединений, а прикрытие от­хода английских частей к Дюнкерку. В ходе эвакуации вывозился только лич­ный состав, техника же, включая все до одной «матильды» обеих модификаций, была брошена. Часть машин экипажам удалось уничтожить, часть досталась немцам в исправном состоянии.

В самой Англии к этому времени нахо­дился только один полк, имевший на во­оружении пехотные танки — 8.RTR. Он был укомплектован машинами Matilda I и Matilda II в соотношении 2:1. В дальней­шем танки Matilda I в боях уже не участ­вовали, а использовались только в учеб­ных целях.(см. фото )

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mark / Matilda I

БОЕВАЯ МАССА, т: 11,16. ЭКИПАЖ, чел.. 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4854, ширина — 2282, высота — 1367

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм, 2 дымовых грана­томета снаружи по бортам башни.

БРОНИРОВАНИЕ мм: лоб корпуса — 60 — 65, борт — >0, корма — 50, крыша и днище — 10 — 20, лоб башни — 60 ДВИГАТЕЛЬ: Ford, 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, мощность 70 л.с (51,5 кВт) при 3300 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач Fordson. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных в две тележки подвешенные на полуэллип­тических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 13. ЗАПАС ХОДА, км: 129.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: высота стенки, м — 0,76, шири­на рва, {и -1,98, глубина брода, м — 0,9 СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.(см. фото )

Mark II

Наиболее сильно бронированный танк начального периода Второй мировой войны и единственный английский танк, состоявший на вооружении британской армии в течение всей войны. Разрабо­тан конструкторским бюро арсенала Woolwich. Производился фирмами Vulcan Foundry, Fowler, Ruston and Hornsby, LMS Railway Works, Harland and Wolff и North British Locomotive Works. С 1939 no 1943 г. изготовлено 2890 (no другим данным — 2987) единиц.

г. в 1-й армейской танковой брига­де, входившей в состав Британских экс­педиционных сил во Франции, имелось 23 танка этого типа. В самой Англии в это время «Матильды» имелись только в 8-м Королевском танковом полку (8.RTR).

Вскоре после эвакуации из Дюнкерка оба танковых полка, принимавших учас­тие в боях на континенте, вновь получи­ли материальную часть —танки Matilda II.

 

 

При этом 4.RTR остался в Англии, а 7.RTR отправился в Египет, где к тому времени уже начинались первые бои с итальянскими войсками, противотанко­вые средства которых оказались бес­сильны против хорошо защищенного английского танка. 2-фунтовые же пушки «матильд» пробивали броню любого итальянского танка.

После высадки в Северной Африке не- мецного Африканского норпуса быстро выяснилось, что танковые и противотан­ковые пушки Вермахта также бессильны против английской «толстокожей дамы». Единственным средством борьбы с «Ма­тильдой» стали 88-мм зенитные пушни, которых у Роммеля было немного. Вско­ре к ним добавились истребители таннов «Мардер II», вооруженные трофейной советской 76-мм дивизионной пушкой Ф-22. Однако превосходство «Матиль­ды» в броневой зашите продолжало ска­зываться, поэтому титул «Королева поля боя», которым наградили ее английские танкисты, можно считать вполне заслу­женным. Именно «Матильда» вынесла на себе всю тяжесть танковых боев первого периода африканской кампании.

Концом «эры неуязвимости» «Матиль­ды» стала операция «Бэттлэкс» («Але­барда»), начавшаяся в июне 1941 г. Из частей, укомплектованных пехотными танками, они стали постепенно вытес­няться более маневренными «валентай- нами». Во время проведения операции «Крусейдер» («Крестоносец») в ноябре — декабре 1941 г. в армейских танковых бригадах 8-й английской армии «ма- тильды» еще составляли большинство. В1-й армейской танковой бригаде «ва- лентайнами» был вооружен только 8.RTR, a 42.RTR и 44.RTR укомплектова­ли «матильдами». Также обстояло дело и в 32-й армейской танковой бригаде, находившейся в осажденном Тобруке. Один ее полк (1.RTR) был вооружен крейсерскими танками, два других — 4.RTR и 7.RTR — «Матильдами». В 1-й

бригаде имелось 90 «Матильд», в 32-й — 69. Эти танки принимали активное учас­тие в боевых действиях, при этом неся довольно тяжелые потери.

Спустя пять месяцев в сражении при Эль-Газале «матильдами» была укомп­лектована только 32-я армейская танко­вая бригада. В двух ее полках имелось 110 «матильд».К началу переломного для Североаф­риканской кампании сражения у Эль- Аламейна 23 октября 1942 г. в первой линии танковых частей 8-й английской армии «матильд» уже не осталось. Не­большое количество «матильд» в вариан­те CS с 76-мм гаубицами сохранилось только в подразделениях непосред­ственной поддержки.

Из стран Британского Содружества На­ций «матильды» получили Канада, Новая Зеландия и Австралия. Если в канадской

и новозеландской армиях эти танки эксплуатировались только в качестве учебных, то австралийские войска ис­пользовали «матильды» в боях с японца­ми на островах Тихого океана вплоть до 1945 г. На вооружении их учебных частей эти танки состояли до 1953 г.

В Советский Союз первые «матильды» прибыли осенью 1941 г. — как раз к бит­ве за Москву, и пришлись как нельзя кстати. В течение 1941 — 1943 гг. Крас­ная Армия получила 918 танков этого па (из 1084 отправленных). Советские танкисты по достоинству оценили мощ­ную броню и высокую надежность сило­вой установки и трансмиссии. Английс­кая 2-фунтовая пушка по бронепробива- емости не уступала советской 45-мм пушке и до середины 1942 г. могла га­рантированно поражать все типы немец­ких танков. В России выявился один спе­цифический недостаток «Матильды»: осенью и весной грязь, забиваясь днем между фальшбортом и корпусом, ночью, при понижении температуры, замерзала и лишала танк возможности передви­гаться. Зимой замерзал и пневматичес­кий усилитель управления трансмиссией на танках Matilda V.

На базе «Матильды» было разработано большое количество машин специально­го назначения. Саперные танки Matilda Baron и Matilda Scorpion, оснащенные молотковыми минными тралами, приня­ли участие в сражении у Эль-Аламейна в 1942 г. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, буль­дозеры, мостоукладчики, прожекторные танки для освещения поля боя и, нако­нец, огнеметные. Австралийские моди­фикации огнеметных танков — Matilda Frog и Matilda Murray использовались для выжигания японских опорных пунк­тов на островах Юго-Восточной Азии.

 

БОЕВАЯ МАССА, т: 26,95. ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм* длина — 5715, ширина — 2515, высота — 2565, кли­ренс — 330.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX или X калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Вгеп калибра 7,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм (устанавливались не на всех танках).

БОЕКОМПЛЕКТ: 67 — 92 выстрела. 3150 патронов к пулемету BESA, 2800 патронов к пулемету Вгеп, 8 дымовых гранат.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопи ческий прицел № 24 Мк I.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 78, борт — 40…70, корма — 55; лоб башни — 75, борт и корма — 75. ДВИГАТЕЛЬ: 2 дизеля Leyland, 6-цилинд­ровых, рядных, жидкостного охлажде­ния; мощность 95 л.с (70 кВт) при 2000 об/мин каждый. Правый и левый двига­тели невзаимозаменяемы, различались расположением вспомогательных меха­низмов. Левый по ходу танка обозначал­ся Е-148 или Е-164, а правый — Е-149 или Е-165, Двигатели Е-148 и ?-149 имели алюминиевые картеры, а Е-164 и Е-165 — чугунные.

ТРАНСМИССИЯ, однодисковое сухое сцепление автомобильного типа на каж­дый двигатель, поперечная передача, 6- скоростная планетарная коробка передач типа Wilson, многодисковые сухие борто­вые фрикционы, бортовые передачи и со­единяющие их валы.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 10 опорных катков (на борт) с металлическими бандажами, сблокированные попарно в пять тележек. Одиночный передний каток несколько большего диаметра, чем опорные, облег чавший преодоление вертикальных пре­пятствий. Ведущее колесо заднего распо­ложения с двумя съемными зубчатыми венцами. Направляющие полозья (вы­полняли роль поддерживающих катков). Подвеска балансирная с цилиндрически­ми пружинными рессорами. В каждой гу­сенице 69 траков шириной 356 мм, шаг трака 152 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 24 ЗАПАС ХОДА, км- 257. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ- угол подъема, град. — 24, высота стенки, м — 0,61, ширина рва, м — 2,4, глубина брода, м — 0,91.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19 Мк II. ,

 

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Mark II — первый серийный вариант. Корпус состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гу- жонами. Башня танка — литая, цилиндри­ческая. Ее поворот осуществлялся с по­мощью гидравлического привода или вручную. Вооружение: 2-фунтовая пушка и 7 7-мм пулемет Vickers с водяным охлаж­дением. Два дизельных двигателя фирмы АБС. Радиостанция №11.

Mark IIA — вместо пулемета Vickers ус­тановлен 7,92-мм пулемет BESA. Вместо поддерждивающих катков введены нап­равляющие полозья.

Mark IIA* (Matilda III) — дизельные дви­гатели Leyland. Радиостанция №19.

Matilda IIICS — 3-дюймовая (76 мм) гаубица вместо 2-фунтовой пушки.

Matilda IV (Mark IIA**) — усовершен­ствованные двигатели Leyland.

Matilda IVCS — 3-дюймовая (76 мм) гаубица вместо 2-фунтовой пушки.

Matilda V — пневматический усилитель управления трансмиссией.

 

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *