Танк КВ. Танк «Клим Ворошилов». Советский танк КВ-1

К началу Второй мировой войны на вооружении ни одной армии мира не состояли тяжелые танки. За одним исключением. У Красной Армии они были.

Зачем нужны тяжелые танки

Война — это, в первую очередь, работа, тяжелая, грязная и очень опасная. Солдат большую часть времени занимается тем, что копает землю. Чем больше он извлечет грунта, тем выше его шансы уцелеть. Есть и другие виды работы, не менее трудоемкие, и для каждого из них требуется свой инструмент. Для нанесения бомбовых ударов по отдельным точечным целям не годится тяжелый бомбардировщик — нужен штурмовик. Чтобы уничтожить промышленный потенциал противника, истребитель применять не стоит, здесь требуются стратегические бомбовозы, и их должно быть много. Легкие танки необходимы для глубоких и стремительных рейдов, обхода вражеской обороны и создания «котлов», в которых значительные воинские соединения, лишенные снабжения и связи, не смогут долго выстоять. Если проводить аналогии с рабочим инструментом, то они выполняют функции клинка, гибкого и удобного. Но бывают ситуации, когда требуется что-то помощнее, а острота большого значения не имеет (колун, например, или топор). Тяжелые танки нужны тогда, когда быстрым наскоком укрепленные позиции взять или обойти нельзя, и требуется методичный пролом, сильный лобовой удар, всесокрушающий и беспощадный.

В декабре 1939 года шли тяжелые и кровопролитные бои в Карелии. Страшный трескучий мороз, снежный покров по пояс, под ним болота, причем незамерзающие. Если к погодным условиям добавить мины, обнаружение которых весьма проблематично; работу снайперов; неожиданно возникающие засекреченные огневые точки, защищенные толстым железобетоном; полярную ночь, действующую угнетающе на психику; невозможность развести огонь и вообще согреться; валуны, скрытые, опять же, под снегом, и многое, многое другое, становится ясно, «почему так долго возились с какой-то там маленькой Финляндией». В нелегком деле прорыва «линии Маннергейма» впервые сыграли важную роль тяжелые танки. СССР в лице сталинского руководства принял решение о создании сверхмощного броневого кулака раньше других стран. В Финской войне приняли участие экспериментальные образцы, в частности СМК. 17 декабря, пытаясь преодолеть укрепрайон Хоттинен, один из них, находящийся в распоряжении 20-й бригады, подорвался на противотанковой мине. Экипаж потерь не понес, но был вынужден покинуть машину. Это был один из первых случаев применения нового оружия.

Тяжелый танк как отражение советской военной доктрины

В военной промышленности ничего не делается просто так. Трудно представить себе ситуацию, при которой И. В. Сталин вызывает конструкторов бронетанковой техники и, попыхивая трубкой, говорит им: «А сделайте-ка мне тяжелый танк. Мне очень этого хочется. Каприз у меня такой…». В этом случае ни у какого государства не хватит средств для выполнения самых насущных задач по защите своих рубежей. Нет, все задания, которые в Кремле ставились специалистам, были обоснованы.

Проектировать боевую машину, отвечающую современным требованиям, предъявляемым для штурмовых вооружений, начали в начале 1939 года, выполняя постановление госкомитета по обороне, принятое в декабре 1938-го. Согласно военной доктрине СССР, боевые действия в случае вероятной (и ожидаемой) войны должны были разворачиваться на территории противника в условиях его упорного противодействия на начальном этапе. Такой характер конфликта требовал определенных технических средств, в связи с этим конструкторам давались соответствующие ТЗ. Подразумевалось, что через широкие проломы в оборонительных линиях вперед двинутся крупные соединения, укомплектованные легкими быстроходными танками класса БТ, способные двигаться по дорогам с большой скоростью. При таком вероятном сценарии, при условии полного господства в воздухе, победа была гарантирована с минимальными потерями.

Начало конструкторских работ

Руководил проектированием танка СМК Ж. Я. Котин, генеральный конструктор ленинградского завода имени Кирова. В названии увековечена память убитого недавно вождя, руководителя парторганизации «колыбели революции». Еще одна машина разрабатывалась под руководством А. С. Ермолаева на соседнем заводе № 185, она называлась Т-100. Конструкторская мысль тех лет была разнонаправленной, в частности, одним из магистральных направлений считалась многобашенная схема, при которой сектор огня мог быть круговым. У СМК вес оказался слишком большим, и на него вместо трех башен решили установить две, чтобы улучшить ходовые характеристики и бронирование.

Однако вскоре после начала проектных работ группа выпускников-практикантов ВАММ (Военная академия механизации и моторизации) им. Сталина, руководимая Н. Ф. Шашмуриным, предложила пойти дальше: убрать еще одну башню (которую молодые специалисты сочли излишней), установить дизель вместо карбюраторного двигателя и уменьшить ходовую часть на два катка. В сущности, коллектив интуитивно пришел к схеме, ставшей классической на долгие десятилетия, опередив всех зарубежных коллег, принявших эту идею лишь в пятидесятые годы.

Так родился советский танк КВ-1.

От чертежей к металлу

Доводить однобашенный танк поручили ведущему конструктору Н. Л. Духову. Напоминать о том, что в сталинские годы медлить было опасно, сегодня никому не нужно. Любое промедление могло вызвать смену работы на менее престижную, в телогрейке и с пилой или топором. Главный конструктор танка КВ товарищ Духов с заданием справился. Уже к августу тяжелые танки КВ и СМК были готовы и предъявлены госкомиссии, а в сентябре полигон Кубинка сотрясался от рева моторов во время показа новых образцов. Столь же оперативно произошел их прием на вооружение, уже шел «освободительный поход» на Финляндию, и эта техника была крайне необходима. Конструкторов же интересовала эффективность применения разработок. Танк «Клим Ворошилов» пошел в бой.

Как появился КВ-2

Линия Маннергейма была укреплена основательно. В отличие от французской Мажино, она упиралась краями в побережья (на западе в Финский залив, на востоке в Ладогу), и обойти ее было невозможно. Построены фортификации были грамотно, с высокой степенью автономности и всей необходимой для обороны инфраструктурой. В целом, тяжелый танк КВ показал себя хорошо, но орудия калибра 76 мм было явно недостаточно для разрушения железобетонных сооружений, укрытых слоем грунта. Требовалось что-то более эффективное, например, 152-мм гаубица, которая на вооружении уже состояла, правда для ее транспортировки был нужен мощный тракторный тягач. Ленинградским конструкторам была поставлена новая задача: соединить два важных элемента, огромную пушку и гусеничную ходовую часть, да еще и обеспечить при этом надежную защиту экипажа с орудийным расчетом. Так появился КВ-2, танк–молотобоец, предназначенный для сокрушения любых укреплений.

В межвоенный период

Финская война, хотя и была кровопролитной, закончилась быстро, но, несмотря на это, производство тяжелых машин, в том числе и осадного типа, продолжалось. С февраля 1940 года танк «Клим Ворошилов» в двух версиях запущен с серию на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод), а начиная с июня и на ЧТЗ (Челябинском заводе, называемом тракторным). Энтузиазм в те годы был чрезвычайно высок, первые КВ уральской сборки вышли из цеха уже вскоре, а для наращивания мощностей строился отдельный корпус, размеры которого предполагали очень большие возможности. Не останавливали работы и конструкторские коллективы, продолжая совершенствовать технические показатели и устранять выявленные в ходе боевых действий недостатки. Осенью сорокового должны были появиться два новых образца с усиленной до 90 мм броней с более мощным артиллерийским вооружением (85 мм, калибр, о котором еще даже и мечтать не могли танкисты остальных стран мира). К концу года планировался еще один гигант, на этот раз со 100-мм защитой. Эти машины являлись секретными разработками, их называли объектами 220, 221 и 222. Чтобы никто не знал…

Сравнение с вероятным противником

В 1941 году планировалось изготовить 1200 тяжелых машин, в частности КВ-1 – 400, КВ-2 – 100 (у него была очень специфическая функция, и потребность в нем была ниже), а КВ-3 – целых 500 штук. И это только в Ленинграде! Еще 200 единиц должен был дать ЧТЗ. В 1949 году тяжелый танк КВ-1 и сверхтяжелый КВ-2 тоже производились, и в немалом количестве (243). Всего на вооружении Красной Армии их было 636. Много это или мало? Советские историки, объясняя причины катастрофы лета 1941 года, высказывали мнение, что современных танков у нас не хватало. При этом они забывали упомянуть о том, что Вермахт переходил границу СССР, имея в своем распоряжении немного более трех тысяч танков, и все они, без исключения, были легкими. Мало того, новыми их назвать крайне тяжело. Европейский блицкриг был, конечно, веселой прогулкой, но двигателю это безразлично, он изнашивается даже при езде по очень хорошему автобану. Машины, захваченные во Франции и Чехословакии, тоже не шли ни в какое сравнение даже с нашими легкими БТ. Румыния, союзник нацистской Германии, и вовсе имела на вооружении «Рено-17» (17 – это год выпуска, 1917-й), в СССР таких было 2 штуки, они стояли в музеях.

И еще, пора вспомнить о том, что в Советском Союзе производились не только тяжелые танки. Были еще и средние, Т-34, лучшие в мире, и их строили очень активно. И легкие, их производили невиданными тиражами. И по вооружению, и по броневой защите, и по характеристикам двигателей (в основном, кстати, дизельных, В-2, каких никто так и не смог больше никто в мире повторить в течение всей войны) они превосходили технику Вермахта. Советский танк КВ по состоянию на середину 1941 года вообще не имел аналогов.

Конструкция

На момент создания первых прототипов возможности советских танковых заводов позволяли применять самые прогрессивные технологии. Ни о каких клепаных соединениях даже и речь не шла, корпус изготавливался сварным методом. Это же касалось и орудийной башни, которую в дальнейшем усовершенствовали, использовав цельнолитьевой метод. Толщина броневых листов составляла 75 мм. Модификационные возможности конструкции позволили в дальнейшем увеличить защиту до 105 мм за счет установки на болты дополнительных бронеэкранов, но в 1941 году ни одна немецкая бортовая пушка и без этого не могла поразить танк КВ-1.

Общая схема была классической для советской бронетехники второй половины тридцатых годов (позже принятой за образец инженерами всего мира): задняя трансмиссия, исключающая карданный вал, наклонное бронирование, мощный дизель и орудие калибра 76 мм (Л-11, Ф-32, а позже ЗИС-5).

Ходовая часть

Двигатель В-2К был сердцем этой машины, его мощность составляла 500 лошадиных сил при скорости вращения 1800 об/с. Многодисковая фрикционная трансмиссия имела конструктивные пороки, она часто отказывала, так как не была рассчитана на усилия, нужные для изменения скорости такой тяжелой машины, как танк КВ (его масса превышала 47 т), особенно на первых двух передачах (всего их было 5).

Основой ходовой части служила торсионная индивидуальная подвеска относительно малых опорных катков (их было шесть по каждому борту). Провисание гусениц устраняли дополнительные, поддерживающие катки-ролики, по три на каждую. До 1942 года их покрывали резиной, чтобы уменьшить шум, но из-за дефицита материалов от этой «роскоши» пришлось отказаться. Гусеницы сделали широкими (700 мм), чтобы уменьшить удельную нагрузку на грунт.

Вооружение

Опыт действий против отчаянного противника, готового идти против танка с бутылкой коктейля Молотова, задал новое требование – возможность создания заградительной огневой завесы. Для решения этой задачи машину оборудовали тремя пулеметными точками, одна из которых была направлена назад, для защиты моторного отсека. Другой пулемет был турельным, он прикрывал от атаки с воздуха. Свободное внутреннее пространство эргономично заполнял боекомплект, вполне достаточный для ведения долгого изнурительного боя (135 снарядов и 2770 патронов). Точность стрельбы обеспечивало оптическое оборудование, состоявшее из прицелов (ТОД-6 телескопического, ПТ-6 перископического). Командирская панорама предоставляла возможность неплохого обзора. В танке по боевому расписанию находились пять человек, они могли общаться с помощью интеркома, внешняя связь обеспечивалась рацией 71-ТК-3 или ЮР.

Почти 48-тонная махина могла развивать скорость до 34 км/ч и имела моторесурс в 250 км. Это очень много.

В начале большой войны

Общеизвестно, что война началась в крайне неблагоприятных условиях для СССР. С одной стороны, об ударе нацистов предупреждали различные разведывательные источники, с другой же, он был крайне нелогичным. Если о концентрации германских войск ставке было известно, для нее же не составляла секрета и неготовность Вермахта к боевым действиям против Советского Союза, заключавшаяся в отсутствии теплого обмундирования и морозостойких ГСМ. Тем не менее, Гитлер отдал приказ об атаке наших границ, и огромное количество советских военных запасов оказались уничтоженными или захваченными агрессором. Танк КВ вызвал настоящее потрясение, как у немецкого командования, так и среди солдат на Восточном фронте. Само наличие у противника подобного чудища, несмотря на успешное продвижение вглубь СССР, вызывало смутное чувство собственной технологической отсталости. С изумлением немцы рассматривали захваченные ими огромные самоходные гаубицы КВ-2, и узнавали, что на соседних участках один танк КВ-1 сдерживал превосходящие силы наступающих батальонов. Другой вопрос состоял в слабой эффективности этих монстров в оборонительных боях. Если при наступлении необходимо «выкуривать» противника из окопов, то навесная траектория снаряда — это как раз то, что нужно. Огонь обрушивается на головы сидящих в укрытиях солдат прямо с неба, и спрятаться некуда. А вот при отражении атаки нужна траектория настильная, чтобы косить наступающие цепи и разить технику. Оказались бесполезными как легкие, так и самые тяжелые танки. СССР к обороне оказался не готов.

Военные специалисты вермахта, конечно же, понимали, для чего предназначалась захваченная техника. Ее изучение, помимо осознания мощи советской оборонной индустрии, давало возможность делать и другие выводы. Подтверждал намерение Сталина нанести удар по Германии и танк КВ. Фото поврежденных бронированных осадных орудий использовала и геббельсовская пропаганда как доказательство агрессивных намерений большевиков. Некоторые захваченные машины Вермахт использовал для собственных нужд.

Легкие БТ и другие образцы наступательной техники вскоре сняли с производства как ненужные в сложившейся ситуации. Эта же судьба постигла и бронированные 152-мм гаубицы. Казалось, что такая участь постигнет все «Климы Ворошиловы». Но история распорядилась иначе. Несмотря на то, что танки серии КВ практически по всем показателям уступали Т-34, их производство продолжалось даже в блокадном Ленинграде. По понятным причинам, осуществить перестройку технологического цикла здесь было невозможно, а бронетехнику фронт требовал, так что выпуск машин не только не свернули, а даже нарастили, подключив Металлический и Ижорский заводы. Аналогично поступили и в «Танкограде» города Челябинска. Возникли сложности с двигателями В-2: основные производственные мощности до войны находились в Харькове, а его нацисты оккупировали. Из этого затруднения вышли, устанавливая бензиновые моторы М-17, что, конечно, снижало боевые возможности техники.

«С» значит «скоростной»

Несмотря на то что современный характер боевых действий предполагал отказ от тихоходной бронетехники, история танка КВ-1 не закончилась. При многих недостатках этой машины, у нее были и очевидные достоинства, такие как хорошая защита и высокая проходимость. Низкая скорость, характерная для осадной техники, заставила предпринимать попытки адаптировать характеристики «Климов» к условиям современного маневренного боя. Так появился танк КВ-1С, масса которого уменьшилась до 42,5 т. Достигнута была такая «легкость» утончением брони, сужением гусениц и уменьшением боекомплекта до 94 снарядов (позже 114). Учли и претензии фронтовиков к коробке передач, ее заменили более совершенной. Средний танк все равно не получился, Т-34 весил немногим более 30 тонн, и при такой же силовой установке был куда маневреннее. А добавленная к названию буква «С» означала «скоростной».

Другие модификации

В августе 1942 года в части поступил новый образец бронетехники, танк КВ-85. Это была глубокая модификация все того же КВ-1С, разница состояла в калибре башенного орудия (у пушки ДТ-5, как ясно их названия, он составлял 85 мм), уменьшении численности экипажа до четырех человек (оказался ненужным стрелок-радист), урезании боекомплекта при сохранении прежней ходовой части. Башня выполнялась методом литья.

Были и другие попытки использовать удачные стороны КВ. На их базе строились самоходные орудия, создавались гусеничные «бронепоезда», вооруженные двумя и более пушками разных калибров (КВ-7), 122-мм гаубицами У-11. После победы под Москвой стало ясно, что контрнаступление неизбежно, и вновь потребовались образцы наступательного вооружения. Танк КВ-8 был внешне очень похож на прототип, и даже его силуэт был имитирован за счет особой декорации, изображающей артиллерийский ствол, но он был огнеметным. Пушку тоже в башне установили, скромную по тем временам «сорокапятку».

А еще были другие виды вспомогательной техники на базе ходовой части КВ: эвакуаторы с поля боя поврежденных машин и тягачи.

КВ и «Тигр»

Судьба танка КВ оказалась исторически не очень удачной. В первой половине войны он был мало востребован, нужна была совсем другая техника, а к моменту перехода советских войск в решительное наступление устарел. Появились новые тяжелые танки ИС, характеристики которых так же соотносились с качествами КВ, как и политический вес Иосифа Сталина превосходил влияние в политбюро «первого красного офицера».

На рубеже 1942 и 1943 годов у немцев появился «Тигр». Эта машина была крайне неповоротливой и тяжелой, ее ходовая часть отличалась еще меньшей надежностью, чем у КВ, но 88-мм пушка давала ему возможность поражать мощно бронированные цели на дистанциях, не позволявших вести ответный огонь. В феврале 1943 года в течение одного дня под Ленинградом погибли 10 КВ-1, по которым издалека безнаказанно стреляли три «Тигра». С 1943 года их производство было свернуто.

Свою лепту в дело Победы танки КВ все же внесли, и подтверждением этому служат многие монументы, возведенные в честь наших танкистов во многих городах, через которые прокатился огненный вал боев. Напоминают когда-то грозные машины и о подвиге тружеников тыла, ковавших меч победителей и самоотверженно приближавших наш светлый праздник.

fb.ru

КВ-2 — Тяжелый советский танк | TANKI-TUT.RU

История создания КВ-2

Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. войска РККА (Рабоче Крестьянской Красной армии) остро нуждались в эффективном средстве борьбы с тяжело укрепленными оборонительными сооружениями финских войск линии Манергейма. 76 мм орудие тяжелого танка КВ-1 не подходило для подобной задачи, а использование артиллерии порой было невозможным.

Поэтому в 1940 году на Ленинградском Кировском заводе под управлением Котина был разработан танк, способный «заменить» артиллерийский расчет. Танк был разработан за две недели путем неимоверных усилий инженеров, работающих по 15 и более часов в сутки.

Первый образец танка, построенный через месяц после начала проектирования, вышел на полигон под обозначением У-1, позднее переименованный в КВ-2 (тяжелый штурмовой танк Клима Ворошилов)

Особенностью танка было его крупнокалиберное орудие – гаубица М-10Т образца 1938 года калибром 152 мм. Для установки такого огромного орудия была разработана новая башня, огромного размера. Стоит отметить, что до 1941 года КВ-2, как и КВ-1 назывался «танк с большой башней» и «танк с малой башней» соответственно. Первое испытания стрельбы показало, что танк не переворачивается при выстреле с такого огромного калибра, как думали некоторые члены комиссии. Всего было два вида башен, первая МТ-1 была отклонена из-за того, что её легко было поразить, другая же башня МТ-2 имела меньшую область поражения, и именно с ней танк пошел в серийное производство.

Интересные факты о КВ-2

Для того времени подобных танков в мире не существовало. Для немцев встреча с этим тяжелым монстром оказалась полной неожиданностью. КВ-2 не могли пробить ни 88мм ни 105мм орудия вермахта, что делало из КВ-2 настоящего стального монстра, способного поразить своим орудием любой немецкий танк.

Во время ВОВ танкам КВ-2 приходилось стрелять, тем, что под руку подвернется. Базовый запас снарядов очень быстро коначался, а эшелоны с боеприпасами подолгу не могли пробиться. Поэтому с гаубицы порой стреляли бетонобойными снарядами, коих было в избытке. При попадании такого 70 килограммового снаряда по легким немецким танкам PZ III, от них мало что оставалось. Танк раскурочивало полностью.

 

Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2

Танк КВ-2 пробовали оснастить несколькими видами орудий. Первое из них, с которым танк и пошел в серию, была гаубица калибра 152 мм М-10Т.

Данное орудие обладало целым набором недостатков, которые сводили практически к минимуму его эффективность на поле боя в поздние периоды ВОВ. Главным недостатком орудия был его вес, который делал вращение башни весьма затруднительным занятием, а на склонах и подавно было невозможно повернуть башню. Штатный электромотор попросту не мог справиться с весом башни танка. Ко всему прочему из танка можно было стрелять только во время его полной остановки. Т.к. отдача орудия попросту могла вывести из строя, как саму башню, так и агрегаты танка. Поэтому КВ-2 был весьма легкой мишенью для авиации и крупнокалиберной артиллерии.

Характеристики пушки М-10Т:

  • Масса орудия, кг — 2300
  • Боекомплект, сн., — 36
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 436
  • Начальная скорость полета Бетонобойного снаряда, м/с, — 530
  • Прицельная дальность, м, — неизвестно
  • Максимальная дальность полета , м — 14000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -3°…+18°
  • Скорострельность, выстрел./мин. — от 2 до 3.
Бронепробиваемость:

Углы склонения приведены по отношению к горизонтали.

  • Оскол.-Фугас., На расстоянии 1500 м, мм/град. — 72/60°
  • Боекомплект орудия – 36 осколочно фугасных снарядов весом в 40 кг каждый.
Дополнительное вооружение:
  • Три пулемета Дягтерева 7,62-мм. Первый спаренный с орудием, второй курсовой, третий кормовой.

Кроме гаубицы М-10, на танк КВ-2 пробовали поставить орудие с меньшим калибром ЗиС-6, разрабатываемое для танков КВ-3 и КВ-5. Испытания КВ-2 со 105 мм пушкой провалились.

Тактико-Технические Характеристики КВ-2

  • Масса, т — 52
  • Экипаж, ч. — 6. Командир, Наводчик, Заряжающий(2), Механик-Водитель, Стрелок-Радист.

Размеры танка

  • Длина корпуса, мм — 6950
  • Ширина корпуса, мм — 3320
  • Высота, мм — 3250

Бронирование КВ-2

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 75/Неизвестно
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 75/Неизвестно
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60—75/Неизвестно
  • Днище, мм — 30—40
  • Крыша корпуса, мм — 30—40
  • Лоб башни, мм/град. — 75/0
  • Маска орудия, мм/град. — 110
  • Борт башни, мм/град. — 75/0
  • Корма башни, мм/град. — 75/0

Ходовые качества танка Клим Ворошилов 2

  • Мощность двигателя, л.с. — 600
  • Максимальная скорость, км/ч — 34
  • Запас хода по шоссе, км — 255
  • Удельная мощность, л.с./т — 11,5
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Боевое применение штурмового танка Клим Ворошилов 2

Советско-Финская война(1940) — Участвовало всего 2 опытных образца.

Великая отечественная война. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. Практически все были потеряны в начале войны.

На это есть ряд причин:

  • Частые поломки трансмиссии. На то время вся серия танков КВ имела одну из самых ненадежных трансмиссий.
  • Нехватка горючего. Из-за чего приходилось бросать танки.
  • Неопытность экипажа. Экипажи были пересажены с легких танков Т-26.

Много целых танков было оставлено на поле боя. Как раз эти самые брошенные КВ-2 активно использовали немцы.


comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Танк КВ Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.
КВ-1

Частично экранированный КВ-1, установленный у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 43 (1939 год), 47,5 (1941 год)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
Производитель ОАО «Кировский завод»
Годы производства 1939—1942
Годы эксплуатации 1940—1944
Количество выпущенных, шт. 3225
Основные операторы
Длина корпуса, мм 6675
Ширина, мм 3320
Высота, мм 2710
Клиренс, мм 450
Тип брони стальная катаная гомогенная средней твёрдости марок 49С и 42С
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 / 30°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 60 / 70°[1]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 75 / 25°[1]
Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 50°
Корма корпуса (низ), мм/град. 75 / 0—90°
Днище, мм 30—40
Крыша корпуса, мм 30—40
Лоб башни, мм/град. 75 / 20°
Маска орудия, мм/град. 90
Борт башни, мм/град. 75 / 15°
Корма башни, мм/град. 75 / 15°
Крыша башни, мм 40
Калибр и марка пушки 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 41,6 (для ЗИС-5)
Боекомплект пушки 90 или 114 (в зависимости от модификации)
Углы ВН, град. −7…+25°
Прицелы телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6
Пулемёты 3 × ДТ
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 34
Запас хода по шоссе, км 150—225
Запас хода по пересечённой местности, км 90—180
Удельная мощность, л. с./т 11,6
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,77
 Медиафайлы на Викискладе

КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова, как и остальные танки серии КВ) — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *