Краткая история танков России

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились все более эффективными.

1. Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков МС-1, которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

2. Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретенных за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования — другие гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские легкие танки Т-26 и БТ, неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода. Период 1930-х годов для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк — существовали самые различные идеи и концепции от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков Т-28 и Т-35, предназначенных для прорыва укреплений противника. t28_17 Т-28 неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на и идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя В-2, который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжелые танки. Так, еще 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Лихачев докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках Т-34 и КВ.

3. Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 30-х годов .

4. Отказ от легких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешевых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после Т-34 танк Т-60, созданный на базе плавающего танка Т-40. Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулеметом танк сыграл свою роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали легкие танки Т-70 и Т-80 с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой. Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

5. «Тридцать четверка»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские Т-34 и КВ с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина меняется — требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал Т-34/76 и Т-34/85. Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тысяч «тридцатьчетверок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тысяч, а немецких Т-IV – около 9,5 тысяч. Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья. Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот — САУ начинают играть значительную роль и начинается их массовое производство.

6. После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжелые и средние танки, а с начала 60-х годов наметился переход к созданию основного танка. В СССР 70-80-х годов по сути было три основных танка.

Первым стал Т-64 (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощен целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе Т-80, там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развернуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал Т-72, который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство — прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешевые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

7. Сегодня.

Сегодня основным боевым танком России является Т-90 «Владимир». Он был создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как глубокая модернизация танка Т-72, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. Благодяря своей живучести, маневренности, надежности и огневой мощи, в период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым общевойсковым танком.

источник

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

avtotema.mediasalt.ru

Краткая история танков России

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились все более эффективными.

1. Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли.

Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков МС-1, которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

2. Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретенных за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования — другие гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские легкие танки Т-26 и БТ, неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода. Период 1930-х годов для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк — существовали самые различные идеи и концепции от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков Т-28 и Т-35, предназначенных для прорыва укреплений противника. t28_17 Т-28 неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на и идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя В-2, который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжелые танки. Так, еще 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Лихачев докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках Т-34 и КВ.

3. Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 30-х годов .

4. Отказ от легких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешевых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после Т-34 танк Т-60, созданный на базе плавающего танка Т-40. Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулеметом танк сыграл свою роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали легкие танки Т-70 и Т-80 с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой. Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

5. «Тридцать четверка»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские Т-34 и КВ с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина меняется — требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал Т-34/76 и Т-34/85. Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тысяч «тридцатьчетверок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тысяч, а немецких Т-IV – около 9,5 тысяч. Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья. Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот — САУ начинают играть значительную роль и начинается их массовое производство.

6. После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжелые и средние танки, а с начала 60-х годов наметился переход к созданию основного танка. В СССР 70-80-х годов по сути было три основных танка.

Первым стал Т-64 (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощен целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе Т-80, там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развернуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал Т-72, который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство — прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешевые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

7. Сегодня.

Сегодня основным боевым танком России является Т-90 «Владимир». Он был создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как глубокая модернизация танка Т-72, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. Благодяря своей живучести, маневренности, надежности и огневой мощи, в период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым общевойсковым танком.

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

car-day.ru

История возникновения и развития танковых войск

Исход войн часто зависел от маневренности, защищенность войск, физической выносливости человека или конницы. Идея защищать их броней от стрел, дротиков, пик, мечей, возникла давно. Но, в такой амуниции всадники стали неповоротливыми.  К тому же, из-за необходимости кормить лошадей, война носила сезонный характер, затихая в зимний период.

  Создание массовых армий, вооруженных новейшими видами техники, потребовало изменений стратегии ведения боя.

Предпосылки появления первых танков

  Первая мировая война, начавшаяся как маневренная, скоро переросла в позиционную. Сильный артиллерийский огонь, наличие траншей, проволочных и минных заграждений, не дающие возможность пробить оборону врага ни одной из воюющих сторон. Пулеметный огонь, поддерживаемый артиллерией, создавал непреодолимую преграду для пехоты. Неудачными были и ночные атаки. Имеющиеся на вооружении оптические приборы позволяли с легкостью обнаружить противника.   

  Проблема прорыва позиционной оборонительной тактики была решена с появлением первых танков в 1916 году.

Идея создания брони, надежно прикрывающей технику, возникла на стыке XIX—XX вв. Она воплотилась в созданной гусеничной машине с двигателем внутреннего сгорания, несшей не только экипаж, но и пулеметы.

  Такая техника была способна передвигаться по бездорожью, сметая на пути проволочные заграждения, вывела войну из позиционного тупика.

Машина могла быть создана лишь на мощной технической базе, с применением гусеничного движителя, современного двигателя, прочной, но, довольно легкой, брони. Большое значение имели оригинальные инженерные разработки ученых многих стран: Англии, Франции, России.

Влияние танков на исход Первой мировой войны

  К моменту начала сражений Россия не имела собственных танков, хотя учеными велись серьезные разработки в данном направлении. Отечественные изобретатели намного опережали зарубежных.   

  В 1888 г. Блиновым Ф.А. был создан первый трактор, обеспеченный гусеничным ходом. Путиловскийзавод приступил к массовому выпуску скорострельных орудий. К концу века было налажено производство брони, использовавшейся при строительстве броненосцев.

  В 1914 г. талантливый практик А. А. Пороховщиков представил проект машины, названной вездеходом. Прошедшие испытания показали жизнеспособность проекта, но он не был по достоинству оценен высоким военным начальством.

  Первые танки были сконструированы и использованы в бою за рубежом. 49 английских бронированных машин участвовали в битве на реке Сомма.

Модели были технически не приспособлены для передвижения по пересеченной местности, но конструкторы учли и устранили недостатки, постепенно совершенствуя конструкцию.

  Энергичные французы выпустили в 1918 году танк «Рено», превосходящий английский вариант по маневренности, комфортабельности, надежности.

«Рено» FT — 17

Германия, и равняющаяся на нее Россия, недооценили значение новой машины, что и обеспечило значительное отставание в техническом плане.

Возникновение советских танковых войск

  Молодое государство уже в 1918 г. начало формировать броневые отряды, включающие бронепоезда и бронеавтомобили. Была поставлена задача ускоренного создания и выпуска отечественного танка. Разработка чертежей и выпуск были осуществлены на заводе «Красное Сормово».

На вооружении первых танковых отрядов, сформированных в 1920 г., состояли трофейные и отечественные машины.  

 

Опыт использования бронесил, приобретенный в годы Гражданской войны, был проанализирован и использован в Великую Отечественную.

  В 30 гг. танковые войска выделяются в отдельный род войск, имеющий на вооружении легкие, средние и тяжелые танки, плавающие варианты машин, имеющие серьезное пушечное вооружение.

  Нарастающая внешняя угроза ускорила формирование мощных танковых частей, усовершенствование методов ведения боя. Был получен боевой опыт у озера Хасан, в ходе Финской войны, на реке Халхин-Гол.

Танки в Отечественную войну

  Первый период ведения боевых действий показал, что противник имеет серьезное численное преимущество в технике, имеются проблемы с подачей горючего, много трудностей с организацией тактики боя. Пришлось эвакуировать заводы, производившие технику, и разворачивать их на новом месте. В последующие годы промышленность стала выпускать в несколько раз танков, чем вражеская Германия.

  Наиболее масштабные сражения произошли под Прохоровкой (Белгородская область) в 12 июле 1943 года и

под Сенно (Белоруссия). Не имеющие боевого опыта советские войска, понесли тяжелые потери, пройдя боевое крещение. Уже в 1942 г. были созданы 4 танковые армии, включающие стрелковые подразделения. К моменту окончания войны их было уже 6.

Мирное время: в строю и запасе

   Танковые войска не теряют своего значения при наступательных операциях даже при современном развитии ракетных войск, артиллерии, авиации. Возросшие технические возможности открывают новые перспективы использования. По прогнозам специалистов, танки будущего будут отличаться огневой мощью, подвижностью, совершенными ходовыми характеристиками, экономичностью топливной системы, новыми характеристиками брони.

  Крупнейшими мировыми танковыми державами остаются: Россия, США, Китай. Лидирующая с огромным отрывом РФ, имеет самую протяженную сухопутную границу, обладает большим опытом ведения оборонительной войны.

На ее вооружении состоят Т-72, Т-80 и Т-90. Есть хранящиеся в резерве, но не утратившие боевых характеристик, модели. Постоянно ведутся разработки новых единиц техники. Планируется 70% обновление парка к 2020 году.

  День танкиста традиционно отмечается во второе воскресенье сентября. Праздник был учрежден в 1946 г., в память о признании заслуг бронетанковых войск в победе над Германией.

voenka.pro

История советского танкостроения. Часть 1

До появления танков в армии уже использовали бронированную технику, например, бронеавтомобили и бронепоезда. Однако эти машины были довольно ограниченными в применении. Первым не хватало проходимости даже в том случае, если они имели комбинированную колёсно-гусеничную ходовую часть, а вторые были намертво привязаны к железным дорогам. Необходимость создания бронированной самоходной боевой машины повышенной проходимости понимали военные каждой из ведущих держав Европы.

Российская империя исключением не была. В начале ХХ века здесь тоже изобретали танки. Даже тем, кто достаточно поверхностно интересуется историей бронетехники, хорошо известны такие проекты как «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-танк» Лебеденко или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. А были ещё и другие проекты: танк Гюнтера Бурштыня, «Наземный броненосец» Демьяненко, «Броненосный трактор» Казанского. В общем, идей хватало — и вполне вменяемых, и откровенно ошибочных. Другое дело, что для их реализации уже не было времени. В 1917 году в России случилось две революции, после чего стране, прямо скажем, стало не до танков.

Но ненадолго. В августе 1919 года Совнарком и Совет военной промышленности РСФСР приняли решение организовать на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выпуск танков Renault FT. С этого времени начинается история танкостроительной отрасли Советского Союза.

Советская версия танка «Рено» не была стопроцентной копией своего французского прототипа. Когда образец прибыл на завод, выяснилось, что некоторые детали до места назначения не доехали. Самым неприятным сюрпризом для инженеров стало то, что в числе пропавших узлов оказалась коробка передач. Инженеры завода, возглавляемые Н.И. Хрулёвым и П.И. Салтановым, были вынуждены собственными силами решать задачу по проектированию утерянных частей. Их работа была удачной, и в 1920 году со сборочной линии сошёл самый первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин».

Русских «Рено» было выпущено всего 15 экземпляров. На большее не хватало промышленного ресурса. В то время СССР был ещё довольно отсталым с индустриальной точки зрения государством, и нужно было приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию.

Несмотря на слабость и недостаточность промышленности, работа над проектированием танков в СССР велась довольно активно. Первый конкурс на лучший проект провели в 1920 году. Его победителем стал десятитонный плавающий танк инженера Кондратьева. Это была самостоятельная разработка, не базирующаяся на импортных прототипах. На аналогичном конкурсе в 1922 году было представлено уже 7 проектов.

В 1923 году вопросами бронетанковой техники стало заведовать Главное управление военной промышленности. В 1924 году при нём было создано специальное Танковое бюро, начавшее работу 6 мая. Бюро должно было заниматься сбором и систематизацией имеющегося опыта, изучением танкостроения, подготовкой кадрового ресурса и наконец — разработкой собственной модели танка. Последнее было особенно актуально в условиях тяжёлой политической обстановки, в которой находился СССР, и того факта, что парк зарубежной техники, состоявшей на вооружении Красной Армии, находился в плачевном состоянии.

На начальном этапе работы планировалось конструирование трёх типов танка: тяжёлой машины прорыва, маневренного танка для подвижных соединений и малого для поддержки пехоты. В октябре 1925 года, после совещания по проблемам танкового строительства в Мобилизационно-плановом управлении РККА, работы над тяжёлым танком практически остановили.

«Малый» танк появился в металле уже в 1927 году. Он всё ещё очень напоминал «Рено русский», однако в конструкции появился также ряд заимствований от итальянской машины «Фиат 3000». Новый советский танк, собранный на заводе «Большевик» в Ленинграде, получил индекс Т-16 и отправился на испытания в марте. Выяснилось, что машина имеет много недостатков ходовой части и силовой установки. До лета шли доработки, и после государственных испытаний 11-17 июня 1927 года усовершенствованный танк, уже с новым индексом Т-18, был принят на вооружение Красной Армии под обозначением «Малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1).

Техническое задание на «маневренный» танк было сформулировано в ноябре – декабре 1927 года. Разработку поручили Орудийно-арсенальному тресту совместно с КБ Харьковского завода, которое открылось в октябре 1927 года. Трест к заданию отнёсся не слишком тепло, и большую часть работы постарался переложить на харьковчан, хотя опыта в проектировании бронетанковой техники у них ещё не было. В результате получилось примерно следующее. Москвичи должны были заниматься разработкой корпуса и башни, а харьковчане — трансмиссией и ходовой частью. Но так как москвичи рвения не проявляли, несколько сотрудников Харьковского завода отправились в столицу и работали вместе с ними.

Здесь уместно упомянуть, что начиная с октября 1928 года к конструкторскому бюро Харьковского завода присоединился молодой техник-чертёжник А.А. Морозов — будущий выдающийся танковый конструктор и дважды Герой Социалистического труда.

Т-12 проектировался с учётом опыта, накопленного при создании МС-1, а также с использованием идеи многоярусного расположения вооружения, которая в середине 20-х годов активно прорабатывалась американцами на опытных средних танках. На Т-12 предполагалось устанавливать две вращающиеся башни. В орудийной должно было находиться 45-мм орудие или 57-мм гаубица. В малой башне, располагавшейся на крыше пушечной, размещалась спаренная пулемётная установка калибра 7,62 мм.

Данная схема имела сразу три недостатка. Во-первых, при вращении главной башни неизбежно сбивался прицел малой. Во-вторых, из-за двухъярусной компоновки высота машины составляла почти три метра, что даже по тем временам было для танка многовато.

Постройка опытного Т-12 велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 года. Официальная приёмка прототипа состоялась в феврале 1930 года, а первый этап испытаний начался в апреле.

Как и в случае с МС-1, первые испытания показали серьёзные недостатки двигателя и ходовой части. После их устранения танк продемонстрировали комиссии, возглавляемой К.Е. Ворошиловым, И.А. Халепским и Г.Г. Бокисом. Тут машина показала себя неплохо, однако конструкторам поручили произвести доработку Т-12.

Доводка машины была по сути глубокой модернизацией. КБ ХПЗ (Харьковского паровозного завода) полностью переработало расположение внутренних модулей, изменило конструкцию башни, добилось увеличения запаса хода. Модернизированный танк, получивший индекс Т-24, был принят на вооружение РККА в августе 1930 года, однако наладить его массовое производство не удалось по причинам технического и экономического характера. В войска поступило всего 25 экземпляров Т-24. Они не принимали участие в боевых действиях и применялись только в качестве учебных. Уже в 1931 году КБ Харьковского завода переключилось на работы по проектированию колёсно-гусеничных танков серии БТ. Из-за этого конструкторское бюро покинул его начальник, не согласный с таким изменением вектора деятельности. Вскоре после этого Т-24 был окончательно исключён из производственных планов.

2 часть
3 часть

panzer-journal.ru

Танкостроение в России: Начало века :: Железки.ру

Танк впервые появился на поле боя 15 сентября 1916 года. Сухопутные броненосцы сразу внесли существенные коррективы в способы ведения боевых действий сухопутных сил воюющих держав. Выступив вначале как средство поддержки пехоты, постепенно танк превратился в средство развития тактического успеха пехоты и кавалерии. По мере технического усовершенствования танк всё более завоёвывал себе право на жизнь и превратился в основную ударную силу сухопутных войск.

Танки английского и французского производства поступали на вооружение в Красную армию в качестве трофеев.

Один из французских танков «Рено» послужил образцом для постройки первых российских танков на заводе «Красное Сормово» с участием Ижорского завода и Автомобильного московского общества. Первый танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин», вышел из ворот завода 31 августа 1920 г. Всего было изготовлено 15 танков. С этого периода и начинается история развития отечественного танкостроения.

Танк Сормовского завода

Масса 7 т, экипаж 2 чел., 37-мм пушка и 7,62-мм пулемёт, броня 16 мм, бензиновый двигатель 25 кВт (35 л.с.), скорость 8,5 км/ч.

Танки принимали участие в боях на фронтах Гражданской войны.

Начало массовому выпуску танков отечественной конструкции было положено в ходе успешного выполнения первых пятилеток.

В 1924 г. в Москве организовано Техническое бюро Главного управления военной промышленности ВСНХ, которое наряду с работами по созданию артиллерийских систем разработало проекты танков Т-12 и Т-16.

В 1925 г. проект танка Т-16 передан Ленинградскому заводу «Большевик» для окончательной разработки технической документации и изготовления опытного образца танка. В 1927 г. по результатам испытаний этого образца и доработки конструкции танк Т-18 под маркой МС-1 (малый сопровождения) был поставлен на массовое производство.

 

Танк МС-1

Масса 5,9 т, экипаж 2 чел., 37-мм пушка и два 7,62-мм пулемёта, броня 16 мм, бензиновый двигатель 25 кВт (35 л.с.), скорость 16,4 км/ч.

Танки МС-1 выпускались до 1931 г. и успешно использовались в боевых действиях во время советско-китайского вооружённого конфликта на КВЖД в 1929 г.

В этот период принимаются меры по формированию собственных профессиональных кадров танкостроителей. В 1929 г. в Военно-технической академии им. Ф.Э.Дзержинского на артиллерийском факультете создали бронетанковое отделение. В 1930 г. оно преобразовано в факультет механизации и моторизации войск. В Технологическом институте образовано танковое отделение. Значительную роль в подготовке конструкторских кадров для отрасли сыграла образованная в 1932 г. в Москве Военная академия механизации и моторизации РККА.

В 1931 г. завод «Большевик» перешёл на серийный выпуск 8-тонного танка Т-26. В процессе производства боевые свойства танка постепенно возрастали. На первых серийных образцах устанавливались две башни, каждая из которых оснащалась 7,62-мм пулемётом. Затем пулемёт в правой башне был заменён на 37-мм пушку, а с 1939 г. стала устанавливаться одна башня с длинноствольной 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. В 1940 г. производство танков Т-26 было прекращено. Всего выпущено около 11 тысяч танков Т-26 различных модификаций.

Танк Т-26 выпуска 1939 г.

Масса 10,5 т, экипаж 3 чел., 45-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 15 мм, двигатель 71 кВт (97 л.с.), скорость 30 км/ч.

Практически одновременно с танком Т-26 конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) разработан колёсно-гусеничный танк БТ, который изготавливался этим заводом с 1931 по 1939 гг. За это время выпущено более 8 тысяч танков различной модификации (БТ-2, БТ-5, БТ-7).

Танк БТ-5 выпуска 1933 г.

Боевая масса 11,5 т, экипаж 3 чел., 45-мм пушка, 7,62-мм пулемёт, броня 13 мм, двигатель бензиновый 295 кВт (400 л.с.), скорость на гусеницах 52 км/ч, на колёсах — 72 км/ч.

С целью развития поисковых и опытно-конструкторских работ на заводе «Большевик» из состава конструкторов и испытателей в 1930 г. формируется Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО).

В начале 30-х годов московское Техническое бюро прекращает свои работы по танковой тематике. ОКМО становится мощной танкоразрабатывающей организацией, школой отечественного танкостроения. В ОКМО были продолжены работы по созданию среднего 3-башенного 25-тонного танка Т-28, тяжёлого 5-башенного 50-тонного танка прорыва Т-35 и малого танка-амфибии Т-37.

Для ускорения передачи опытных образцов в серию в 1932 г. танковое производство завода «Большевик» и ОКМО объединяются в машиностроительный завод №174. В 1933 г. ОКМО выводится из завода №174 и преобразуется в завод опытного машиностроения им. С.М.Кирова (завод №185), где развернулись работы по созданию опытных образцов танков различного типа, а также их составных частей. В связи с ориентацией деятельности завода №185 на поисковые и исследовательские работы доработка танка Т-28 и его производство передаются на завод «Красный путиловец», где в декабре 1933 г. организуется конструкторский коллектив СКБ-2.

Доработка танка Т-35 и его изготовление передаются на ХПЗ. Танки Т-28 и Т-35 пошли в серию в 1933 г. и изготовлены небольшими партиями. Лёгкие танка Т-37 и Т-38 выпускались на Московском танковом заводе №37.

Тяжёлые танки с противоснарядной защитой разрабатывались с 1938 г. СКБ-2 на ЛКЗ и на заводе №185. К этому времени конструкторские коллективы уже обладали значительным научно-техническим заделом, полученным при разработке экспериментальных танков собственной конструкции. В это же время на ХПЗ разрабатывался средний танк А-32 параллельно с лёгким колёсно-гусеничным танком А-20. Летом 1938 г. технические проекты обоих танков были закончены и рассмотрены на Главном военном совете РККА. Многие из присутствующих военачальников, привыкших к БТ, поддерживали вариант колёсно-гусеничного танка. Однако И.В.Сталин поддержал конструкторов и предложил построить и испытать оба варианта. В 1939 г. опытные образцы обоих танков были изготовлены и успешно прошли государственные испытания. После показа танков руководству Красной Армии было решено изготовить два образца танка А-32 и провести дополнительные войсковые испытания. После успешных испытаний ГБТУ уточнило ТТХ танка Т-34. В декабре 1939 г. средний танк Т-34 (заводской индекс А-32) и тяжёлый танк КВ-1 были приняты на вооружение. В марте 1940 г. два образца танка Т-34 своим ходом отправлены в Москву и показаны руководству страны. По результатам смотра принято Постановление о серийном производстве танка Т-34.

Впервые в мировом танкостроении на этих танках был установлен 4-тактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель, обеспечивавший относительно высокие показатели удельной мощности и запаса хода при меньшей пожароопасности по сравнению с бензиновыми двигателями.

Танк КВ-1 выпуска 1940 г.

Масса 47,5 т, экипаж 5 чел., 76-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемёта, броня 75 мм, дизельный двигатель 440 кВт (600 л.с.), скорость 35 км/ч.

Танк Т-34 выпуска 1941 г.

Масса 28,5 т, экипаж 4 чел., 76-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 52 мм, дизельный двигатель 365 кВт (500 л.с.), скорость 55 км/ч.


Материалы в данном разделе, размещенные после текущего:

Материалы в данном разделе, размещенные перед текущим:


Добавить комментарий

www.zelezki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *