Танк-гигант оказался по плечу только СССР

Все-таки в удивительное время мы живем! Захотели люди сделать для музея огромный пятибашенный танк 30-х годов и… сделали! И деньги нашлись, и чертежи, и материалы. Танк уже готов и украсит экспозицию музея в Верхней Пышме! Что это за танк? Чем он так интересен? В этом вопросе разбиралась Pravda.Ru.


Главные тайны танка «Армата»

История бронетанковой техники

Начнем, как всегда, с истории, потому что она, как известно, если и не все, то очень многое объясняет. Сразу же после Первой мировой войны участвовавшие в ней страны начали совершенствовать свою бронетанковую технику, но не так, чтобы уж очень торопились — война-то ведь только что закончилась.

Тем не менее тем же французам было жалко бросать начатое — только что налаженное производство тяжелого танка 2С, и они решили его закончить. Так появился монстроподобный танк с экипажем из 12 человек и самым на то время мощным длинноствольным орудием калибра 75-мм. Вплоть до появления в 40-е годы советских Т-34 и КВ это был самый мощно вооруженный танк! Правда, башен у него было всего две: впереди и сзади. Спереди с пушкой, а задняя с пулеметом.

Приводился в движение танк электротрансмиссией — вот как! Два двигателя приводили в действие электрогенераторы, а те — электромоторы. Всего их сделали 10 штук, и они находились на вооружении до 1940 года, когда бесславно закончили свою карьеру в самом начале войны с немцами.

Тем не менее, об этих танках много писали, «пугали» ими друг друга, а вот теоретики того времени решили, что танки это тот же флот! И, мол, французские 2С это «линкоры». Потом следом идут «крейсеры», за ними «миноносцы» и… «торпедные катера». В соответствии с этой стройной теорией в начале 30-х годов как раз и появились двухместные танкетки, легкие трехместные танки типа двухбашенного английского «Виккерс-6т», трехбашенные крейсерские танки «Виккерс-16т», ну и опять-таки англичане подсуетились и выпустили в 1926 году первый в мире пятибашенный танк, получивший название «Индепендент», что значит «Независимый».

В четырех башнях у него находились пулеметы с водяным охлаждением, а в главной башне 47-мм пушка, стрелявшая бронебойными снарядами. Танк производил впечатление, но очень дорого стоил. Поэтому англичане в условиях кризиса 1929 года сделали его всего один. Сегодня он находится в Королевском танковом музее в Бовингтоне. А вот что касается СССР, то тут было так…

В 20-е годы советские инженеры начали создавать первые советские танки и создали легкий Т-18, средний Т-12 и Т-24, но… превзойти уровень западных инженеров не смогли. И тогда было решено, не мудрствовать от лукавого, а просто поехать и купить танки за границей и на их основе выпускать свои собственные. Срочно отправили комиссию во главе с командармом Халепским и приобрели в Англии танкетку «Карден-Лойд», танк «Виккерс-6т», а в США танк Уолтера Кристи.

Вот на их-то основе и стали выпускаться танкетка Т-27, и танки Т-26 и БТ. Танк «Виккерс-16т» англичане продавать отказались, но наши инженеры его «подсмотрели», узнали все его данные и сообщили военным, а те решили, что и нам нужен такой же. Так появился трехбашенный Т-28. Однако нет данных, что они видели «Индепендент». Слышать о нем могли. А вот видеть…

Советский трехбашенный танк Т-28

Как бы там ни было, разрабатывать его начали в СССР практически одновременно с Т-28 и использовали в его конструкции те же самые башни: главную с 76,2-мм короткоствольной пушкой и пулеметную с пулеметом ДТ. А вот поскольку Т-35 планировался в качестве «сухопутного линкора», на него поставили еще две башнями с 45-мм противотанковыми орудиями с Т-26, но без кормовой ниши. Кроме того, танк имел еще 6-7 пулеметов (включая один зенитный), что позволяло его экипажу создавать вокруг себя сплошную зону поражения.

Из орудия главной башни вели огонь по вражеской пехоте и укреплениям, два орудия малых башен, располагавшихся по диагонали, должны были поражать неприятельские танки, ну и две также диагонально расположенные пулеметные башенки, не отличавшиеся по конструкции от башен Т-28, дополняли весь этот арсенал! То есть конструкция машины была модульной и потому весьма рациональной. В 1933–1939 гг. Т-35 выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе, где было выпущено 59 машин (по другим данным, 61). Известны варианты (модификации танка) с коническими башнями, и рядом других усовершенствований, однако как его не совершенствовали, очень скоро стало ясно, что на суше «корабельная теория» не работает.

Огромный, высокий танк длиной почти десять метров и высотой практически 3,5 представлял собой хорошо заметную мишень. Пространство между башнями являлось отличной «ловушкой» для снарядов. Большой вес мешал усилению брони. Кроме того, стрельба на ходу была малоэффективной, а останавливаться, чтобы все пять башен смогли бы хорошо пристреляться, было просто самоубийственным делом! Военные отмечали также низкую надежность механизмов этих тяжелых машин, трудности управления ими, еще, что танк может преодолеть подъем только лишь в 17 градусов, и что даже «большая лужа была для него препятствием». Но на парадах эти танки смотрелись очень эффектно. Особенно когда по Красной площади колонны танков шли «по нарастающей»: сначала танкетки и плавающие танки, за ними Т-26 и БТ, потом Т-28 и, наконец, левиафаны Т-35.

Создание танка Т-35

Начало Великой Отечественной войны Т-25 встретили в районе Равы-Русской, где практически все и погибли. Однако только семь были уничтожены непосредственно в боях! Остальные были брошены своими экипажами из-за поломок, нередко совершенно пустяковых. Например, в акте о потерях 68-го танкового полка отмечается: «танк Т-35 №744-63 — Заедание поршней в двигателе. Танк оставлен на пути из Злочева в Тарнополь 1 июля. Стреляющий механизм и пулеметы с машины сняты и сданы на транспортные машины дивизии».

Т-35 34-й танковой дивизии №744-66: «Сожжен главный и бортовые фрикционы 9.7.41 в районе с. Бложино. У другого лопнул приводной ремень вентилятора охлаждения, а другой — есть фото, так и вовсе свалился с моста! Показательно, что немцы очень любили фотографироваться на фоне разбитых и поломавшихся Т-35, и таких фотографий сохранилось достаточно много. Видимо, размеры, и количество башен тягостно поразили их воображение. И уж они были рады-радешеньки, что эти монстры недвижимы. Впрочем, тут претензии, наверное, не столько к тем, кто этот танк создавал, сколько к тем, кто так варварски и неумело его эксплуатировал. Хотя, то, что у Т-35 был плохой обзор у водителя, несомненно. Это хорошо заметно и на его фотографии.

Как бы там ни было, а созданием танка Т-35 СССР доказал, что его инженерам по плечу создание самой современной по тому времени и сложной военной техники, а его промышленности по силам ее производство! И не удивительно, что именно этот танк изображался на многих патриотических плакатах как довоенного времени, так и начального периода войны, вплоть до 1943 года. Вот только до нашего времени дошел всего лишь один такой танк, который экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке. И следует подчеркнуть, что это действительно так.

Англичане, например, сумели наладить выпуск лишь трехбашенных танков, которые в боях себя никак не показали. Немцы и японцы выпустили трехбашенные машины, вооруженные двумя орудиями каждый, но в очень незначительном количестве. По сути, это были всего лишь опытные образцы!

И вот теперь рабочие и инженеры одного из уральских заводов по чертежам 30-х годов прошлого века воссоздали этот знаменитый танк в металле. Теперь он станет самым большим и тяжеловесным экспонатом музея бронетанковой техники в Верхней Пышме.

Но экспонат — экспонатом, а благодаря этому сегодня появилась реальная возможность снять кинофильм о начальных днях войны, где в обязательном порядке должен фигурировать этот танк, который при всех своих недостатках был не только парадным символом, но и воевал и внес свой, пусть и скромный вклад в Победу!

www.pravda.ru

58. Гибель гигантов | World of Tanks

17 декабря 1916 года, Париж

— Мы никогда не разобьем тевтонов, если не предпримем соответствующие меры!

В Генеральном штабе французской армии уже второй час шло обсуждение новой военной машины, которая должна будет переломить ход войны.

Танки поддержки — «Сен-Шамон», «Шнейдер» — вызвали разочарование на фронте.

— Да что они могут? — Бывший командующий французской армией, а ныне военный советник правительства Франции маршал Жоффр не скрывал своих чувств. Тевтон должен быть разбит, уничтожен, изгнан с Французской земли! — Нам нужен боевой трактор, способный смести любую преграду, любые укрепления противника. Иначе мы так и будем топтаться на месте.

— Похоже, господа, — подытожил начальник штаба, — у нас остается только один путь: искать помощи у британцев. Думаю, они согласятся поделиться с нами своими тяжелыми танками Mk.V. Нам нужно хотя бы семьдесят машин.

— А что мы можем предложить им взамен? — Начальник штаба выглядел озабоченным. Ему постоянно казалось, что сейчас речь зайдет о финансировании, и посыплются крайне неприятные вопросы.

— Попробуем обменять на аналогичное количество наших танков «Рено». Британцы, конечно, известны своей скупостью…

— Итак, господа, — Жоффр тяжело оперся о стол и подался вперед, — предлагаю в данном вопросе такое предварительное решение: с одной стороны, начать переговоры с англичанами об обмене, с другой — приступить к разработке собственного тяжелого танка.

1 февраля 1919 года, город Ла Сейн, недалеко от Тулона, завод фирмы FCM

Скоро начнется грандиозное наступление на Западном фронте. Танки прорыва необходимы как можно скорее — и в больших количествах.

На заводе работали в три смены. Первоначальный заказ на семьсот танков сократили — до трехсот машин. Но и это немало.

Каждый танк весил около семидесяти тонн. Самая толстая броня — сорок пять миллиметров — находилась в лобовой части машины. 75-миллиметровая пушка размещалась во вращающейся башне с сектором обстрела в 320 градусов.

Остальные сорок градусов оставались в «глухой зоне»: там находился бронированный кожух, защищающий систему выхлопа.

«Выхлопную трубу» пришлось вынести наверх, поскольку двигатель установили ровнехонько в центре корпуса.

Но что не покроет пушка — дополнят пулеметы: один в башне на корме, один в передней части корпуса, два по бортам, под главной башней.

Конструкторы немало намучились с размерами танка. От разработчиков требовали почти невозможного: с одной стороны, танк должен вписываться в габариты железнодорожных платформ, с другой — преодолевать широкие рвы — до четырех метров…

Кое-что позаимствовали у английских коллег. В частности — ходовую часть: она была многоколесной, гусеницы полностью охватывали корпус.

Двигателей установили два: если один выйдет из строя, другой потянет машину. Правда, в этом случае она вряд ли обгонит пешехода.

Потрясающее зрелище — боевой трактор, покидающий ворота завода!.. Этот — уже десятый.

Каждый получил личное имя — как и положено «сухопутному линкору».

«Пуату», «Прованс», «Пикардия», «Эльзас», «Бретань», «Турень», «Анжу», «Нормандия», «Шампань», «Берри».

Вся Франция выступила против гуннов! Каждая провинция ощетинилась пулеметами! Смысл «послания» должен быть Германии ясен.

14 апреля 1938 года, Москва, академия им.Фрунзе

Товарищ Калиниченко вошел в класс, прихрамывая. С четырнадцатого года в строю, прошедший империалистическую, гражданскую, теперь он передавал опыт новым красным командирам.

— Товарищи, кто такой командир танка? — с этого товарищ Калиниченко всегда начинал свой курс. — Это фактически командир взвода, а если танк большой — то даже роты. Сегодня мы знакомимся с тяжелым танком — созданием военной мысли французских конструкторов.

Мы в нашей академии располагаем точной копией такого танка. Правда, эта модель меньше реальной. Настоящий танк FCM2C — десять метров длиной. Наш покороче… Зато вы сможете ознакомиться со всеми его особенностями.

Я предвижу некоторые ваши вопросы. Например: для чего нам изучать эту заведомо устаревшую технику?

Отвечу. Машины такого типа до сих пор находятся на вооружении. Фактически это — единственный тяжелый танк прорыва Франции. Конечно, теперь, с появлением новой противотанковой артиллерии эта броня уже не выдерживает. С бортов и кормы танк беззащитен. Однако лоб — держит!

При весе в семьдесят и более тонн этот танк жрет, простите за выражение, — слушатели немного расслабились, улыбнулись, — очень много топлива. Почти тринадцать литров на километр пути. По пересеченной местности — и того больше.

Вопросы?

Он метнул в аудиторию быстрый взгляд.

Поднялась одна рука.

— Сколько всего этих танков существует?

— Хороший вопрос, — Калиниченко кивнул. — По нашим данным, около десяти. Что интересно, именно эта машина вдохновила и других конструкторов на создание подобных же танков. В Англии создал пятибашенный «Индепендент», в Германии — двухбашенные «Гросстракторы», а у нас — Т-35. Именно поэтому мы изучаем FCM. Мы должны знать о машинах возможного противника все.

— Разве Франция наш противник?

— Товарищи. — Калиниченко выдержал паузу, желая, чтобы каждое его слово было воспринято как можно более серьезно. — У Советской России много врагов. Противником может стать любая страна, где у власти стоит класс буржуазии.

7 октября 1939 года, Брийи, северо-восточнее Вердена

Полковник Фурне заложил руки за спину.

Хозяйство ему досталось непростое. Десять старых танков времен Первой мировой. Застоялись «лошадки», что и говорить!

Слишком долго использовались они только для маневров — продемонстрировать мощь, которая никого уже не могла устрашить.

Когда немцы начали войну, «сухопутные дредноуты» собрали в 51 танковый батальон и перебросили в Брийи.

Фурне поморщился, вспоминая этот переход. Старые моторы задыхались, как будто у них была астма. Два танка вышли из строя — теперь придется их ремонтировать.

Часть исправных машин Фурне отправил на полигон — следует напомнить людям о том, что такое прицельная стрельба. Пока что полковник находил качество стрельбы — что из пушек, что из пулеметов — неудовлетворительным.

— Где эти двигатели, черт бы их побрал? — крикнул полковник, увидев приближающегося адъютанта. — Не говорите мне, что состав задержался!

— Прибыли, — отрапортовал адъютант

— Отрядите второе отделение, пусть помогут с разгрузкой… Где техники? Они уже знают?.

— Так точно, извещены.

Полковник Фурне благоразумно пропустил мимо ушей тот вопиющий факт, что техникам «доложили» о прибытии двигателей раньше, чем командиру.

Десяток более мощных двигателей «Майбах» — полученных в качестве репараций от той же Германии еще в девятнадцатом году, — «пылились» на военных складах с той же поры. Теперь они оказались востребованы. Арсенал Пюто выслал их полковнику Фурне, дабы тот переоснастил свои «дредноуты». А то старые «мерседесы» — раньше они использовались на немецких дирижаблях, — уже не тянули.

12 мая 1940 года, Жудревилль

— Наконец-то! — воскликнул полковник Фурне, прочитав приказ погрузить свои восемь боеспособных танков на платформы и выдвигаться к линии фронта.

Он зачитал приказ:

— Господа! Место назначения — станция Ландре. Оттуда мы направляемся в бой.

Началась обычная в таких случаях суета. Прогревали моторы, проверяли боеприпасы.

С ревом, вздымая пыль и окутывая небо дымом, танки поползли по дороге. Неожиданно один из них странно накренился, развернулся на месте и заглох.

— Не ждать! — рявкнул полковник. — Нет времени!

И словно в ответ на эти слова заглох мотор у второго танка. Из люка высунулся командир, красный от ужаса и смущения молодой капитан Леже.

Он что-то прокричал, делая выразительные жесты: очевидно, объясняя, в чем состоит поломка. Но Фурне не слышал. Только отмахнул ему: потом, мол, догоните, если сумеете.

Шесть уцелевших танков добрались до станции Ландре ближе к ночи.

Полковник Фурне отправился к начальнику станции — разбираться, на какой состав следует грузить танки.

— Да где ж я достану для вас локомотив?! — кричал растерянный, немолодой полный человек, настоящий французский обыватель. Это и был начальник станции.

— Ты понимаешь, ты хоть понимаешь, что мы не на курорт едем? — орал на него полковник Фурне. — Нам нужно на фронт!

Они оба остановились, чтобы перевести дух. Фурне проговорил совсем тихим, умоляющим голосом:

— Нам на фронт… Танки, понимаешь? Танки!

— Я найду… — выдохнул начальник станции.

И действительно каким-то чудом был найден состав.  Началась погрузка танков на платформы.

13 мая 1940 года, Менвилль

Полковник Сен-Сернен ехал в автомобиле, сопровождая свой пехотный полк.

Он находился под впечатлением последнего донесения о быстром продвижении немцев.

—  Что там? — Полковник коснулся плеча водителя.

Впереди, на обочине дороги, громоздилась железная громадина.

Автомобиль остановился, полковник вышел и приблизился к сломанному гиганту.

— Танк «Турень»! — доложил капитан Леже. — Остановился из-за поломки, но она будет устранена в ближайшее…

— В ближайшее время здесь будут немцы! — заревел полковник Сен-Сернен. — Немедленно взорвать!

15 мая 1940 года, 11 часов, Нофшато

Полковник Фурне прибыл на станцию Нофшато, где его должны были ожидать составы с танками.

Но никаких составов и никаких танков там не оказалось.

Полковник выскочил из штабного вагона. В помещении, где должен был находиться начальник станции, оказалось пусто. Телефон мертво молчал.

Фурне пробежался по платформе. Никого. Он даже заглянул в буфет, но и там не было ни души. Фурне взял с полки бутылку, плеснул в нечистый стакан, глотнул.

Куда все, черт побери, подевались? Он огляделся по сторонам и вдруг заметил невысокого серенького человечка.

— Кто вы? — властно спросил полковник.

— Жан Жанен, — представился тот. — Стрелочник.

— Очень хорошо. Одно должностное лицо все-таки не покинуло пост, — кивнул Фурне. — Где мои танки?

— По поводу танков ничего сказать не могу, — с достоинством отвечал рабочий, — а вот что знаю: в нескольких километрах от станции немцы бомбили. Так что досюда ваши танки, скорее всего, дойти и не могли.

— Куда их отправили? — спросил полковник.

— Я так прикидываю, по состоянию железнодорожных путей — скорее всего, через Ис-сюр-Тиль к Дижону.

Полковник Фурне отсалютовал стрелочнику:

— Франция в моем лице благодарит вас, мсье.

Стрелочник чуть поклонился:

— Франция в моем лице принимает вашу благодарность.

15 мая 1940 года, 16 часов, Нофшато

— Капитан Ролле! — Полковник Фурне не мог больше выносить неизвестности. — Возьмите мотоцикл и выясните, что, в конце концов, происходит с танками. Где застрял состав?

Ролле отбыл.

15 мая 1940 года, 22 часа, Нофшато

— Господин полковник, вы меня слышите?

Связь наконец кое-как восстановили. Голос Ролле звучал глухо, пробиваясь сквозь помехи.

Фурне закричал:

— Говорите, капитан! Где мои танки?

— Блокированы в Маасе, в сорока километрах от Нофшато. Здесь на станции скопилось пять составов. Перед нашим состав с топливом, и он горит.

— Где машинисты? Где механики? — надрывался полковник.

— Все сбежали. Танки выведены из строя. Немцы занимают Кулмон-Шалиндри, это в двадцати четырех километрах от Мааса.

— Можно ли выгрузить танки с платформ и прямо сейчас бросить их в бой? — Фурне ждал ответа на этот вопрос с замиранием сердце.

Капитан долго молчал. Обдумывал ситуацию. Взвешивал все возможности. Наконец он с трудом заставил себя произнести:

— Господин полковник… Топлива нет. Немцы уже близко. Даже если мы каким-то чудом разгрузимся…

Он не договорил.

Фурне резко обрубил:

— Уничтожить! Все танки! Личный состав эвакуировать на грузовиках.

— Вас понял, — с тяжелым сердцем повторил капитан.

Связь прервалась.

Фурне отвернулся, коротко, сухо всхлипнул. К счастью, этому не оказалось свидетелей.

16 мая 1940 года, Маас

Капитан Шнитке морщил нос, прикладывая к лицу платок.

— Какое неэстетичное зрелище! — воскликнул он. — Эти горящие, разбитые танки… Великолепные гиганты. Зачем нужно было взрывать их столь бездарно?

— Герр капитан, один танк еще сохранил эстетическую ценность! — сообщил унтер-офицер Химмельсдорф. Этот служака очень, очень хотел выдвинуться и искал каждый удобный случай угодить капитану.

— Покажите, — милостиво кивнул Шнитке. 

Действительно, среди взорванных, развороченных танков один оставался неприкосновенным. На его борту было написано личное имя — «Шампань».

— Эта «Шампань» заставит нас пить шампанское! — пошутил капитан Шнитке, заранее зная, что Химмельсдорф громко, визгливо засмеется.

— Отправить танк в Германию! — распорядился капитан. — Пусть пополнит коллекцию трофейной техники. 

…Следы последнего гиганта по имени «Шампань» затерялись в Германии. По некоторым данным, он погиб в Берлине, под бомбами союзников в 1944 году.

© А. Мартьянов. 2013

Обсудить сказку вы можете здесь.

worldoftanks.ru

Гиганты: Наш танковый музей — «Техника

Гиганты: Наш танковый музей — «Техника — Молодёжи». Исторический Справочник

НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

 

31. ГИГАНТЫ

Немецкий сверхтанк «Маус». Боевая масса — 188 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: одна 128-мм и одна 75-мм пушки, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса — 200 мм, борт — 180 мм, башня — 240 мм. Двигатель — «Майбах» МВ 509, 1080 л. с. Макс. скорость — 20 км/ч. Запас хода — 180 км.


Время от времени у конструкторов бронетанковой техники возникала одна и та же мысль: создать огромный неуязвимый сверхтанк, своего рода сухопутный броненосец, способный поражать любую цель. Больше других такими идеями увлекались, пожалуй, немцы и англичане и в меньшей степени американцы и французы.

Еще в конце первой мировой войны в Германии построили два опытных экземпляра сверхтяжелого танка «К» («Колоссаль»). Масса каждого из них достигала 150 т. Компоновкой — гусеницы охватывали корпус, а вооружение (четыре 77-мм пушки и 7 пулеметов) устанавливалось в бортовых спонсонах — они напоминали английские тяжелые машины МкI. Кроме большой массы и длины (13 м), немецкий танк обладал еще несколькими интересными особенностями. Он разбирался на три части и в таком виде мог доставляться к линии фронта. Опорные катки машины, похожие на железнодорожные колеса, крепились к звеньям гусениц и во время движения перемещались по рельсам, охватывавшим весь корпус. И все-таки танки «Колоссаль» не сумели довести до конца, а после поражения Германии в первой мировой войне их вообще уничтожили, чтобы машины не достались противникам.

Снова немцы вернулись к идее сверхтанков во время второй мировой войны. Еще в июне 1940 года Гитлер поручил уже известному нашим читателям Ф. Порше сконструировать сверхтяжелую машину, одетую в броню максимально возможной толщины и вооруженную 128-мм пушкой. Заметим, что ведомство вооружений фашистской Германии не поддержало этот «личный» заказ фюрера, предложив заняться разработкой аналогичного танка фирме «Хеншель». Гигант, созданный в фирме Порше, получил обозначение «205», но он известен больше под названием «Маус» («Мышонок»). Вторая машина называлась Е-100. Оба сухопутных броненосца предназначались не для прорыва мощных укреплений, а, наоборот, для их усиления. Служа своего рода подвижными фортами, «маусы» и Е-100 должны были защищать промежутки между долговременными огневыми сооружениями.

Ф. Порше решил оснастить свою машину электротрансмиссией и дизель-мотором. Но неудачи на испытаниях уменьшили интерес к его детищу. Кроме того, ухудшающееся военное и политическое положение Германии не позволяло рейху тратить средства на столь дорогие затеи. Вот почему к концу войны изготовили лишь два прототипа «Мауса», причем один из них имел карбюраторный двигатель вместо предполагавшегося дизеля. К слову, дизельный гигант так и не был опробован, а первый образец прошел испытания в июне 1944 года.

Что касается фирмы «Хеншель», то она с самого начала занималась строительством Е-100 с прохладцей и не довела его даже до опытного образца. На танке массой в 140 т предполагали установить 150-мм и 75-мм пушки. Бронирование его такое же, как и у «Мауса».

Заметим, что и описанные немецкие машины, и те, что создавались англичанами и американцами, не поступали на вооружение армий по вполне понятным причинам: танки с такой колоссальной массой обладали низкой подвижностью. Понятно, что и в боях они не испытывались. Тем не менее поля сражений видели танки-гиганты. Это были немецкие «королевские тигры». Своим появлением на свет эта машина обязана давнему стремлению фашистского командования установить в танке мощную 88-мм пушку длиной в 71 калибр. В январе 1943 года заказы получили опять же фирмы «Хеншель» и Ф. Порше. И снова Порше проиграл — на вооружение приняли машину Адерса. Ее назвали Т-VIB «Королевский тигр». Кто-то заметил, что Т-VIB, по существу, гибрид между «Элефантом» и «Пантерой». Действительно, форма корпуса и двигатель новой машины такие, как и у «Пантеры».

Рис. 80. Немецкий тяжелый танк Т-VIB. Боевая масса — 68 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: одна 88-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса — 150 мм, борт — 80 мм, башня — 180 мм. Двигатель — «Майбах» HL 230P30, 700 л. с. Макс. скорость — 35 км/ч. Запас хода по шоссе — 170 км.


Серийное производство этого танка началось в январе 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего их выпустили 489 штук. Бронирование его по сравнению с «Тигром» было усилено, большое внимание конструкторы обратили на удобства работы экипажа. Т-VIB имел ту же систему продувки канала ствола пушки, что и «Пантера». В удлиненной кормовой нише башни, вблизи казенной части пушки, укладывалась в горизонтальном положении часть боекомплекта, так что заряжающему требовалось затратить минимум усилий. Благодаря этому у танка была довольно высокая скорострельность: 7-8 выстрелов в минуту. Опорные катки, располагавшиеся в шахматном порядке, имели индивидуальную торсионную подвеску.

Впервые «королевские тигры» появились в бою на Сандомирском плацдарме в Польше. Это случилось в августе 1944 года. В сражениях они использовались скорее как истребители танков. А с июля того же года на базе «королевских тигров» до конца войны строились СУ «Ягд-Тигр». Масса их достигала 70 т, а толщина брони — 250мм. Машины вооружились 128-мм пушками длиной 55 калибров (они же предназначались и для «маусов»). Обслуживал самоходку экипаж из 6 человек. Бронебойный снаряд пушки весом 28 кг с расстояния 1000 м пробивал под прямым углом броню толщиной до 190 мм. Всего таких самоходок выпущено 77 штук. Правда, и «Королевский тигр», и «Ягд-Тигр», самые тяжелые из когда-либо использовавшихся в боях, оказались малоподвижными и обладали плохой проходимостью.

Теперь поговорим немного о работах конструкторов Англии и США. В 1940 году англичане, уверенные в том, что им придется штурмовать мощные укрепления «линии Зигфрида», приступили к созданию танка-гиганта. Прежде всего они обратили внимание на усиление бронезащиты машины и способности ее к преодолению широких рвов. Именно поэтому танку придали старую форму, еще времен первой мировой войны: гусеницы охватывали корпус. Масса английского «броненосца» достигала 80 т, длина превышала 10 м, а скорость оказалась равной 14 км/ч. Танк вооружался 76-мм пушкой и пулеметом, которые устанавливались во вращающейся башне.

В 1942 году военное министерство Великобритании выдало фирме «Наффилд» заказ на создание так называемого безбашенного танка А.39. По существу, он оказался штурмовой самоходной установкой. Первые две машины изготовили в 1943 году, а всего их до 1947 года построили 6 штук. Вооружение А.39 — одна 94-мм пушка и 2 пулемета — размещалось в просторной рубке. Пушка устанавливалась в наклонном лобовом листе, а пулеметы — во вращающейся башенке на крыше рубки. Толщина брони достигала в лобовой детали 229 мм, а в бортовых — 152 мм. Экипаж машины состоял из 7 человек.

Эти самоходки, известные под названием «Черепаха», также не были приняты на вооружение.

В 1943 году аналогичный безбашенный танк (штурмовую самоходку) начали конструировать и за океаном. Она предназначалась для прорыва укрепленных полос противника. Машина в целях снижения удельного давления на грунт снабжалась двойными гусеницами, причем внешние гусеницы снимались. Кстати, гусеницы далеко выступали за лобовую часть корпуса танка. Броневой фальшборт прикрывал собой ходовую часть. Низко расположенная 105-мм пушка защищалась массивной маской. Она имела бронебойные снаряды (с начальной скоростью 915 м/с) для борьбы с танками. Кроме того, в боекомплекте были и бетонобойные снаряды для поражения укреплений врага. Толщина брони у этой самоходки достигла рекордного значения — 305 мм!

Заканчивая наш рассказ о танках-гигантах, упомянем немецкую СУ «Тор», или «Карл». Правда, это, конечно, не танк и даже не боевая самоходка, а самодвижущаяся мортира на гусеничном ходу. Она предназначалась для борьбы с мощными укреплениями. Масса машины достигала 124 т, а скорость составляла всего лишь 10 км/ч. Калибр мортиры — 600 мм, а масса снаряда равнялась 2200 кг. Немцы в 1940-1941 годах построили 6 мортир, которые обстреливали Брест, Севастополь и Варшаву.

Рис. 81. Американская штурмовая СУ Т28. Боевая масса — 88 т. Экипаж — 6 чел. Вооружение: одна 105-мм пушка, один 12,7-мм зенитный пулемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони максимальная — 305 мм.


Вернуться в

НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

Вернуться в

БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в

ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в

КАРТУ САЙТА




historius.narod.ru

Гиганты — это… Что такое Гиганты?

  • Гиганты — (Gigantes, Γίγαντες). Мифические громадные существа с чешуйчатыми змеиными хвостами и со страшными лицами. Они хотели взять приступом небо, вооружившись скалами и стволами деревьев; но Олимпийские боги с помощью Геркулеса убили и погребли их под… …   Энциклопедия мифологии

  • ГИГАНТЫ — ГИГАНТЫ, ГИГАНТИЗМ. Гигантский рост относится к пат. состояниям, проявляющимся усиленным ростом конечностей при относительной отсталости в развитии туловища и черепа и нередко наблюдающимися, схожими с акромегалическими, изменениями лица и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Гиганты — Гиганты. Фрагмент скульптурного фриза Пергамского алтаря: крылатый змееногий гигант. Ок. 186 160 до н.э. Античное собрание. Берлин. Гиганты. Фрагмент скульптурного фриза Пергамского алтаря: крылатый змееногий гигант. Ок. 186 160 до н.э. Античное… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Гиганты — Гиганты. Фрагмент скульптурного фриза Пергамского алтаря: крылатый змееногий гигант. Ок. 186 160 до н.э. Античное собрание. Берлин. ГИГАНТЫ, в греческой мифологии чудовищные великаны со змеиным телом, рожденные Геей от капель крови оскопленного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГИГАНТЫ — (звезды гиганты) звезды больших размеров (10 1000 R? радиусов Солнца), высоких светимостей (100 1000 L?). Имеют малые средней плотности (10 2 10 4 кг/м&sup3). У некоторых гигантов происходит интенсивное истечение вещества с поверхности …   Большой Энциклопедический словарь

  • гиганты — I в греческой мифологии чудовищные великаны, рождённые богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Восстали против олимпийских богов, были побеждены ими с помощью Геракла и низвергнуты в глубь Земли. Битва богов с гигантами (гигантомахия) …   Энциклопедический словарь

  • ГИГАНТЫ — в греческой мифологии чудовищные великаны, рожденные богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Восстали против олимпийских богов, были побеждены ими с помощью Геракла и низвергнуты в глубь земли. Битва богов с Гигантами (гигантомахия)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИГАНТЫ — (греч. gigas, gigantos, от ge земля, и gignomai рождать). 1) Баснословные существа огромного роста с драконовыми головами; по Гезиоду, это были сыновья Геи, осаждавшие Олимп с помощью Геркулеса. Боги победили их, и они были погребены под… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гиганты — У этого термина существуют и другие значения, см. Гигант. Гигант Гратион, сражающийся с Артемидой. Рельеф. Ватикан Гиганты (др. греч …   Википедия

  • Гиганты —    В легендах послегомеровского периода сыновья Неба и Земли (Урана и Геи) чудовищные великаны с ногами в виде змей и косматыми длинными волосами. Обладая страшной силой, гиганты восстали против олимпийских богов. По одной из версий, их… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *