Содержание

2 - Английский Танк, Технические Характеристики ТТХ, Обзор Пушки, Брони и Вооружения, Вес и Скорость

29.04.2019

Танк Челленджер-2

«Челленджер-2» — это основной боевой танк вооруженных сил Великобритании, разработка которого началась во второй половине 80-х годов. По сути, эта боевая машина является глубокой модернизацией танка «Челленджер», принятого на вооружение армии Ее Величества в начале 80-х годов. Можно добавить, что «Челленджер-2» — это третий по счету танк в английской армии, который носит это имя. Также «Челленджером» называлась одна из модификаций среднего танка «Кромвель» — боевой машины периода Второй мировой войны.

В настоящее время Challenger 2 («претендент, бросающий вызов») считается одной из наиболее защищенных боевых машин в мире.

Кроме сухопутных сил Великобритании, танк «Челленджер-2» стоит на вооружении армии Омана. Он успел поучаствовать в реальных боевых действиях: в Косово и во второй иракской кампании (с 2003 по 2010 год).

Челенджер-2 состоит на вооружении армий Великобритании и Омана

В 2009 году компания-производитель BAE Systems заявила, что сворачивает производство боевых машин из-за отсутствия государственного заказа на них и невозможности реализовать танки на международном рынке. Однако в 2014 году было объявлено о начале программы модернизации «Челленджера-2» с целью продления его срока эксплуатации до 2035 года. Однако в настоящее время с реализацией этой программы возникли определенные трудности.

Всего за годы серийного производства было выпущено более 400 танков «Челленджер-2».

Челенджер-2, раскрашенный в цвета Британского флага

История создания танка Челленджер-2

В 60-е и 70-е годы основным боевым танком (ОБТ) английской армии был «Чифтен». Эта машина обладала высокой огневой мощью (пушка 120 мм) и приемлемой броневой защитой. Многие эксперты называли «Чифтен» одним из сильнейших западных танков своего времени. Однако в начале семидесятых в Советском Союзе на завершающем этапе находились работы по созданию танков нового поколения – Т-64, Т-72 и Т-80.

Поэтому в 1972 году между Великобританией и ФРГ было подписано соглашение о совместной разработке нового танка. Сотрудничество продолжалось до 1977 года и завершилось безрезультатно. Однако технический задел, полученный в ходе реализации совместного проекта, позволил англичанам создать новый танк – «Челленджер». И, хотя, он был разработан на основе танка «Чифтен», боевые характеристики новой машины оказались гораздо более продвинутыми.

Танк Челленджер был разработан на основе танка Чифтен

Эксплуатация нового танка началась в 1983 году, его производство продолжалось до 1990 года. Разработкой боевой машины занималась компания Vickers Defence Systems, всего было изготовлено 420 «Челленджеров».

Танк «Челленджер» участвовал в первой войне в Персидском заливе (1990 год), показав при этом практически полную непригодность к использованию в тяжелых условиях пустыни.

Вообще, следует отметить, что на «Челленджер» практически сразу после его появления обрушился настоящий шквал критики. В первую очередь отмечалась невысокая надежность машины, неудобство работы экипажа, неудовлетворительная система управления огнем (СУО). Еще больше распалила критиков неудача английских танкистов на Кубке канадской армии, который состоялся в 1987 году. Провал привел в настоящее замешательство британских военных. Скандал получился настолько громким, что «Железная леди» Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы результаты расследования были доложены ей лично.

Челленджер-2. Пустынная раскраска

Целый ряд английских и иностранных экспертов основной причиной неудач с «Челленджером» называли отсутствие конкуренции среди британских танкостроителей: компания Vickers занимала абсолютно монопольное положение.

В этих условиях правительство Великобритании объявило тендер на создание нового танка для сухопутных сил страны. Кроме компании Vickers, к нему были допущены и иностранные производители: американцы с «Абрамсом» М1А1, немцы с «Леопардом-2» и даже бразильцы, которые предлагали танк ЕЕ-Т1 «Озорио». Рассматривался организаторами конкурса и перспективная французская машина «Леклерк».

Впрочем, конкурс больше напоминал хорошо организованное представление. Дело в том, что англичане просто не могли отдать данный заказ иностранцам, это бы означало поставить крест на собственном танкостроении. Для компании Vickers неудача в тендере означала неминуемое банкротство, вместе с ней на дно бы пошли сотни фирм-субподрядчиков. Таким образом, перед британским правительством стоял нелегкий выбор, причем речь шла не о технических характеристиках танка, а о судьбе стратегической отрасли в целом. Испытания боевых машин проводились на полигоне в Бовингтоне, от английского производителя в них принимал участие первый «Челленджер». Если проанализировать тематические публикации тех лет, то может сложиться впечатление, что и американцы и немцы сами не слишком верили в возможность своей победы.

Предсказать победителя тендера было несложно: его фаворитом стал новый танк компании Vickers – «Челленджер-2». И это при том, что на момент проведения конкурса данная машина существовала только на бумаге. Презентация этого проекта состоялась только в начале 1987 года. Основным отличием машины была башня улучшенной формы, более совершенная СУО и новая пушка. По сути, инженеры исправили основные недостатки в конструкции «Челленджера», на которые было больше всего нареканий.

В начале следующего года компания Vickers за свой счет изготовила восемь опытных башен, а в декабре 1988 года с Министерством обороны был заключен контракт (сумма 90 млн фунтов) на постройку девяти опытных танков. Испытания первого из них начались в 1989 году. Летом 1991 года после довольно длительных сравнительных испытаний (в них участвовали «Абрамс», «Леопард-2» и «Леклерк»), Министерство обороны Великобритании решило-таки поддержать отечественного производителя и признало «Челленджер-2» победителем.

Скорость по пересеченной местности 40 км

Серийное производство танка было налажено на заводах в Лидсе и Ньюкасле, всего же в изготовлении машины принимало участие более 250 компаний-подрядчиков. Первые машины сошли с конвейера летом 1994 года. В этом же году были проведены серьезные испытания надежности машины, во время которых танк эксплуатировался в особенно жестких условиях. «Челленджер-2» успешно прошел их и доказал, что полностью соответствует требованиям, которые выдвигались военными.

Одна из конструктивных особенностей Челленджера-2 форма его башни

Главной «изюминкой» новой машины стала ее башня улучшенной конструкции, по форме она отличается от башни «Челленджера» и имеет меньшую радиолокационную заметность. С появлением самолетов радиолокационной разведки танкостроители стали уделять этому аспекту повышенное внимание. Танк получил новую 120-мм пушку L30 с длиной 55 калибров и хромированием канала ствола для увеличения его ресурса. Конструкторы уделили много внимания повышению кучности и точности стрельбы орудия.

Корпус новой машины внешне практически не отличался от корпуса «Челленджера», однако его конструкция подверглась серьезным улучшениям. Корпус и навесные экраны (как и башня) «Челленджера-2» были выполнены из улучшенной брони типа «чобхэм» (ее состав до сих пор является секретом), которая обеспечивала лучшую противоснарядную защиту. В передней части корпуса танка были установлены узлы для крепления бульдозерного оборудования. В конструкцию двигателя и трансмиссии было внесено 44 изменения.

Челленджер-2 обладает высокой проходимостью

Некоторые конструкторские решения, использованные на «Челленджере-2», явно скопированы с советских боевых машин. «Челленджер-2» стал первым западным танком, получившим дополнительные внешние навесные баки – типичный элемент для большинства машин, выпущенных в СССР. Английские конструкторы сделали их легкосбрасываемыми.

Для создания дымовой завесы «Челленджер-2» мог использовать не только специальные мортиры, но и впрыск дизельного топлива в выхлопную систему – это еще одно решение, типичное для советской школы танкостроения.

Армия получила Челленджер-2 в 1995 году

Первые машины стали поступать в войска в 1995 году. Их эксплуатация сразу же выявила многочисленные дефекты, связанные с системой управления оружием и прицелами. Компании Vickers пришлось устранять их за собственный счет. Поэтому массовая поставка танков в строевые части затянулась. В 1995 году был заключен контракт на поставку 18 танков вооруженным силам Омана.

Танки, предназначенные для арабов, несколько отличались от базовой модификации. У них была улучшена система охлаждения и кондиционирования, а на башне установлен 12,7-мм пулемет М2. Следует отметить, что «пустынная» модификация машины изначально разрабатывалась для участия в тендере для вооруженных сил Саудовской Аравии, в котором, кроме англичан, принимали участие и американцы с «Абрамсом». В итоге саудиты выбрали более именитого «американца». Однако вскоре пустынная версия «Челленджера» пригодилась и самим англичанам, после того, как Британия приняла участие во второй войне в Персидском заливе.

Танки Челленджер-2 участвовали в Иракской войне

В 2009 году компания BAE Systems (в ее состав сегодня входит Vickers Defence Systems) заявила о прекращении серийного производства ОБТ «Челленджер-2». Годом раньше стартовала программа по модернизации танков, находящихся на вооружении сухопутных сил Великобритании. Машины получили новый комплект навесной брони, улучшенную пушку и двигатель, более совершенную трансмиссию и систему управления огнем. Планировалось модернизировать 250 боевых машин.

В 2014 году было объявлено о следующем этапе модернизации «Челленджера-2» (CR2 LEP), которая по замыслу британских военных сможет продлить срок службы этих боевых машин до 2035 года и значительно повысить их боевые характеристики. Однако тут возникли некоторые проблемы. Дело в том, что Vickers Defence Systems (в составе BAE Systems) уже утратила компетенцию по модернизации танков, единственной английской компанией, которая работала с «Челленджер-2», является Babcock DSG, но она только проводила обслуживание и снабжение этих машин. Тем не менее, обе этих фирмы участвуют в тендере. Кроме них, заявки подали американская Lockheed Martin UK и израильская Elbit Systems. Вероятно, что для успешного проведения намеченной модернизации компаниям-участницам конкурса придется объединится. Свою заинтересованность в модернизации машин уже высказал и Оман, на вооружении которого также стоят танки «Челленджер-2».

Модификации танка Челленджер-2

Кроме того, не совсем понятно, что именно будет улучшено в танке. В нынешнем году ожидается решение британского военного ведомства относительно установки новой системы управляемого ракетного вооружения и средств оптико-электронного подавления. В СМИ появлялась информация о возможной замене орудия, но непонятно хватит ли у британцев на это денег. Многое будет зависеть от бюджета, который будет выделен государством на программу модернизации, и количества машин, планируемых к улучшению.

Описание конструкции Челленджер-2

ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.

militaryarms.ru

Основной боевой танк Challenger 2 (Великобритания)

««Челленджер 2» - британский основной танк, основа английских танковых войск. Модификации, характеристики, чертежи»


Характеристики основного боевого танка Challenger 2

Страна: Великобритания
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1988 г.
Длинна: 11,57 м
Ширина: 3,52 м
Высота: 2,49 м
Броня, лоб: комбинированная, эквивалент 800-1200-мм стали (предположительно)
Броня, борт: комбинированная
Броня, башня: комбинированная
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Дизель Perkins CV 12ТСА Condor, мощностью 1200 л.с.
Дальность хода: 400 км
Максимальная скорость: 56 км/ч
Масса:62,5 тонн
Вооружение:1х 120-мм пушка L30A1 (52 выстрела), 1х 7,62-мм спаренный пулемет АТК Gun Systems Company L94A1, 1х 7,62-мм зенитный пулемет L37A2 (4000 7,62-мм патронов), 10х 66-мм пусковых установок дымовых гранат.

История создания танка «Челленджер 2»

Основной танк «Челленджер 2» представляет собой модернизацию танка «Челленджер 1» выполненную фирмой Vickers Defence Systems в 1988 году. От прародителя он отличается конструкцией башни, орудия, системой управления оружием, а также значительно доработанной ходовой частью.

Испытания первого прототипа «Челленджер 2» начались в 1989 году, а в 1994 году было развернуто его серийное производство (завод Vickers в г. Лидсе). Машина к моменту сдачи первой партии из 127 танков была ещё слишком сырой, поэтому к 1997 году заказ был выполнен менее, чем на треть. Только к этому времени удалось более-менее разрешить проблемы с системой управления огнем и другие мелкие огрехи конструкции и наладить нормальный выпуск танка.

Всего до 2002 года в войска было поставлено 386 танков, плюс к этому ещё 38 машин были поставлены по контракту в Оман. В 2009 году программа «Челленджер 2» была закрыта, сами танки останутся на вооружении Великобритании до 2035 года.

Конструкция танка «Челленджер 2»

Компоновка танка «Челленджер 2»классическая, с передним расположением отделения управления, следующими за ним боевым отделением и моторно-трансмиссионным отделением сзади.

Механик-водитель находится в отделении управления вдоль оси танка в положении полулежа, по обе стороны от его места размещена часть боекомплекта. Три остальные члена экипажа размещаются в башне: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева.
Корпус и башня танка Challenger 2 — сварные из многослойной брони «чобхэм» второго поколения, нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной брони, толщиной около 100 мм.

Для увеличения срока службы орудия канал ствола хромирован, диаметры цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся отдельно друг от друга.

Чертеж танка «Челленджер 2»

Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом.
В системе управления огнем танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada (модернизированная копия с танка 1А1 Abrams — позволяет, кроме всего,обмениваться данными между танками в реальном времени), стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.

В конструкцию моторно-трансмиссионного блока по сравнению с танком «Челленджер 1» внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии и т.п. На корпусе размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель оставлен без изменений.

Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1» (156 изменений), включая появление гидравлического механизма натяжения гусениц.

Модификации танка «Челленджер 2»

Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.

Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.

Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.

Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.

Британский основной танк «Челленджер 2»

Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км.
Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему.
Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».

Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».

Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки.  Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси.
Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч.
Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена».
Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.

«Челленджер 2» и американский «Абрамс» с некоторых ракурсов — близнецы братья. И дело тут явно не в единой вычислительной системе

Боевое применение танка «Челленджер 2»

Впервые участие в боевых действиях «Челленджер 2» принял в 2000 году в Косово — эта операция потребовала от командования дополнительного усиления танка — навесами динамической защиты в нижнем лобовом листе и экранами «чобхэм» по бортам. Впрочем, учитывая характер того конфликта, серьезных боев с участием «Челленджеров» не было.

В 2003 году в Ираке (операция Telic) участие в боевых действиях приняли 120 «Челленджер 2», однако вновь ни разу не «схлестнулись» с иракскими танками, пусть даже и старыми, все время выполняя задачи огневой поддержки британских войск. Всего в ходе войны в Ираке был потерян 1  «Челленджер 2», да и то от ошибочно открытого огня такого же британского танка.

armedman.ru

Танк Челленджер-2 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

oruzhie.info

Английский танк «Челленджер-2» | Армейский вестник

Принятие на вооружение британской армии танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопроса об основном боевом танке, который пришел бы на замену всех танков «Чифтен». Перевод ОБТ на «Челенджеры» не предполагался, а после поступления этого танка в войска стал вовсе невозможен. На танк обрушилась волна критики, военные отмечали ненадежность танка, неудобство работы экипажа в башне и несовершенную систему управления огнем. Масла в огонь подлил провал танков «Челленджер», которые приняли участие в соревнованиях на Кубок канадской армии в 1987 году.

• В этих условиях английское правительство решило объявить тендер на замену в английской армии танков «Чифтен». К этому моменту в Англии у фирмы «Виккерс» не было конкурентов в танкостроении, поэтому к конкурсу были допущены иностранные компании. Немцы предлагали «Леопард-2», американцы — «Абрамс» М1А1, бразильцы предложили танк ЕЕ-Т1 «Озорио», рассматривался и перспективный французский танк «Леклерк».

• Выбор любой неанглийской машины грозил крахом всему британскому танкостроению, финансовому краху «Виккерс», а также множеству фирм-субподрядчиков компании, так как в 1988 году производство «Челленджеров» для армии Великобритании подходило к концу, а экспортных заказов на танк не предвиделось. Принятие на вооружение армии иностранного танка могло самым тяжелым образом сказаться на всем британском танкостроении на ближайшие 20—30 лет. В результате этого перед британцами стоял выбор не только и не столько тактический и технический, сколько политико-экономический. Результат этого выбора всем был ясен заранее.

• Фаворитом конкурса являлся танк «Челленджер-2» производства компании «Викерс», при этом в 1987 году этот танк существовал лишь на бумаге. Презентация проекта прошла в 1987 году. Главный упор был сделан на изготовление новой башни, орудия и системы управления огнем (СУО). Собственно проект предусматривал исправление всего, что «недомодернизировали» на «Челленджере» в сравнении с «Чифтеном».

• В начале 1988 года компания «Виккерс» на собственные средства изготовила 8 опытных башен, первая из которых была готова уже осенью 1988 года. А уже в декабре Минобороны Великобритании заключило контракт на производство и проведение демонстрационных испытаний прототипов танка. Всего было изготовлено 9 опытных танков «Челленджер-2» и 2 башни, которые расстреляли на баллистических испытаниях. К испытаниям танка приступили в 1989 году.

• А окончательный выбор победителя «конкурса» в 1991 году – танка «Челленджер-2» – чудесным образом совпал с окончанием его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» проекта была его башня новой конструкции, при проектировании которой специалисты фирмы «Виккрес» учли опыт разработки башни танка Виккерс Mk.7 и бразильского танка ЕЕ-Т1, башню к которому изготавливали англичане.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса — 62,5 т
Экипаж — 4 чел.
Длина корпуса – 8300 мм
Длина с пушкой вперёд – 11570 мм
Ширина корпуса – 3520 мм
Высота – 2490 мм
Клиренс – 500 мм
Бронирование — тип брони комбинированная «Чобхэм», противоснарядная

Вооружение:
Калибр и марка пушки — 120-мм L30E4
Тип пушки — нарезная
Длина ствола — 55 калибров
Боекомплект пушки — 50 снарядов
Пулемёты — 1х7,62-мм McDonnel Douglas Chain-Gun, 1х7,62-мм L37A2

Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя — 1200 л.с.
Скорость по шоссе — 56 км/ч
Запас хода по шоссе  400 км
Тип подвески — гидропневматическая
Преодолеваемый подъём — 30 град.
Преодолеваемая стенка — 0,9 м
Ширина преодолеваемого рва — 2,8 м
Преодолеваемый брод — 1,1 м

• Башня получилась более простой формы по сравнению с башней танка «Челленджер», при этом она имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением в армиях мира самолетов радиолокационной разведки наземных целей создатели танков стали уделять больше внимания снижению их заметности. В башне установлено новое 120-мм нарезное орудие L30 с длиной ствола 55 калибров. С целью продления срока службы орудия канал ствола выполнен хромированным. Диаметры цапф и гнезд под них были увеличены, что положительно сказалось на колебаниях ствола по углу места и азимуту и привело к повышению кучности стрельбы.

Боекомплект орудия состоит из 50 выстрелов раздельного заряжения. Снаряды и заряды хранятся в разделенных боеукладках. В процессе проектирования башни планировалось установить в нее автомат заряжания, но по ряду причин (сложность конструкции, уязвимость в бою, снижение надежности) от идеи его установки все-таки отказались.
• Приводы наведения орудия и поворота башни полностью электрические, углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10 до +20 градусов.

• Орудие танка стабилизировано в двух плоскостях. Слева от пушки ставится спаренный с ней 7,62-мм пулемет, еще один такой же монтируется на турели у люка заряжающего, боекомплект пулеметов составляет 4000 выстрелов. В передней части башни установлено по 5 дымовых гранатометов. Внутри башни справа от орудия располагается наводчик и командир (рабочее место командира танка несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий располагается слева от пушки. Приборное и электронное оснащение башни в сравнении с «Челленджером» было полностью заменено.

Впервые английский танк получил шину данных Mil Std 1553 – стандартный НАТОвский интерфейс, применяемый и на боевых вертолетах. Военные считают, что переход к единому стандарту интерфейса и оснащение им различных боевых систем позволит существенно повысить скорость обмена информацией между всей техникой, участвующей в боевых действиях.

Комбинированный стабилизированный в двух плоскостях прицел наводчика создан фирмой Барр энд Струд в сотрудничестве с французской SAGEM. Дневной оптический канал прицела имеет 2 приближения — 4- или 10-кратное, ночной обладает 4- или 11,4-кратных приближением. В прицел интегрируется лазерный дальномер. В роли чувствительного элемента для ночного канала используется тепловизор TOGS-2, созданный на основе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент монтируется над стволом пушки и прикрывается специальной бронированной створкой, которая открывается лишь при активации ночного канала. В качестве вспомогательного прицела на танке применяется телескопический прицел NANOQUEST L30.

Командир танка имеет в своем распоряжении стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, который представляет из себя упрощенный прицел «Леклерка» (в английском варианте отсутствует ночной канал). Оптический канал прицела имеет 2 приближения — 3- или 8-кратное. В поле зрения данного прицела поступает информация о курсе танка и его местоположении. Для осуществления боевых действий в ночное время имеется видеоконтрольное устройство, на которое поступает изображение с ночного канала прицела наводчика танка.

Также по всему периметру командирской башенки установлено 8 наблюдательных приборов, которые обеспечивают круговое поле зрения. Система управления вооружением танка создана канадской фирмой CDC и представляет из себя модернизированный вариант компьютера американского танка М1А1 «Абрамс». Применяя СУО, командир танка может самостоятельно осуществлять наводку орудия и вести огонь, маркировать обнаруженные цели или полностью передать управление пушкой наводчику, осуществляя в это время самостоятельный поиск новых целей.

Типовой цикл от прицеливания до поражения цели занимает всего 8 секунд. К примеру, при проведении испытаний прототипов хорошо обученные экипажи могли поразить 8 целей за 42 секунды. Корпус танка «Челленджер-2» практически не отличается от своего предшественника, но его начинка подверглась модернизации, хотя и не столь кардинальной, как танковая башня. Корпус боевой машины, так же как его башня и экраны, выполнен из усовершенствованной брони «чобхэм», которая имеет повышенную, в сравнении с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса «Челленджера-2» находятся узлы, позволяющие навесить на него бульдозерное оборудование.

• Изначально конструкторы хотели оснастить танк 1500-сильным дизелем, но военные сочли возможным оставить прежний 1200-сильный двигатель. К слову, из всех современных ОБТ западных стран английский танк имеет самый слабый двигатель, который разгоняет машину весом в 62,5 тонны до скорости в 56 км/ч по шоссе. В качестве основного двигателя англичане применили 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель «Кондор» фирмы Перкинс. Данный дизель имеет турбонаддув. Слева от него монтируется вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс, имеющий мощность в 37 л.с.

• Вспомогательный дизель используется для запуска основного дизеля, привода электрогенератора, прогрева и подзарядки аккумуляторных батарей. Оба мотора обладают общей жидкостной системой охлаждения, которая способна обеспечить им надежную работу при температуре окружающего воздуха, не превышающей +52°С.

• Трансмиссия TN-54, которую получил «Челленджере-2», ранее уже была обкатана на «Челленджерах» и БРЭМ последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока «Челленджера-2» было внесено 44 различных изменения. К примеру, на танк были установлены воздушные фильтры новой конструкции. Улучшены система охлаждения, стартер и генератор, система смазки трансмиссии, произошло усиление болтовых креплений блока.

• Сделали создатели «Челленджера-2» и реверанс в сторону советской танкостроительной школы. Впервые западный танк получил 2 внешних сбрасываемых топливных бака (каждый ёмкостью в 204,5 л), которые ранее сильно критиковались разного рода экспертами. Для того чтобы создать вокруг себя дымовую завесу, танк, помимо традиционных дымовых гранат, может применять устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему.

Первый серийный «Челленджер-2» был изготовлен в 1994 году, всего английская армия планировала приобрести 386 подобных танков. В декабре 1995 года первые танки начали поступать на вооружение. Первыми их получил Королевский гвардейский шотландский драгунский полк. Эксплуатация машин тут же выявила целый «букет» недостатков, который главным образом был связан с СУО и прицелами.

• Поскольку Минобороны заключило с «Виккерс» фиксированный контракт, заранее обговорив оптовую цену, устранением недостатков фирма занялась за свой счет. Длительное время эти недостатки были лишь «зафиксированы», так, к 1997 году в армии находилось лишь 36 тех самых танков драгунского полка, которые использовались главным образом для подготовки танковых экипажей, в то время как еще 114 машин хранились на складах производителя, в ожидании модернизации.

/По материалам topwar.ru, tankez.ru и pro-tank.ru/

army-news.ru

заявки поданы » Военное обозрение

В связи с отсутствием в Великобритании мощностей по производству бронированных машин местные претенденты на проект LEP (Life Extension Project) по увеличению срока службы британского основного боевого танка Challenger 2 вынуждены при подаче заявки на эту программу опираться на зарубежный опыт.


Проект LEP в настоящее время набирает обороты, в рамках этапа оценки эффективности проекта британское министерство обороны получило заявки от пяти команд.

Лондон уменьшил число претендентов до двух и, хотя принятие решения ожидалось 1 сентября 2016 года, в настоящее время оно было отложено на конец этого же года.

Компании BAE Systems и GDLS первыми подали заявки, компании же CMI Defence и Ricardo UK объявили о своей заинтересованности на выставке Eurosatory. Компании Lockheed Martin UK и Elbit Systems публично объявили об этом 10 августа, в то время как Rheinmetall, наряду с компанией RUAG Defence, объявила о своем сотрудничестве с Supacat, Thales UK и BMT непосредственно до истечения срока подачи заявок 11 августа.

Два претендента, отобранные на этап оценки, получат контракты стоимостью 19 миллионов фунтов каждый. Этот этап продлится два года, до конца 2018 года, когда победившая команда получит контракт на предварительные испытания, производство и сервисное обслуживание.


Британское министерство обороны планирует модернизировать 227 танков Challenger 2

Единственной компанией, имеющая хоть какой-то опыт работы с танком Challenger 2, является Babcock DSG, которая получила от министерства обороны контракт на обслуживание и снабжение танков, находящихся на военной базе в Бовингтоне; при этом компания останется в игре при любом исходе конкурса.

Приглашение на переговоры по контракту на этап оценки предусматривает, что компании-претенденты должны представить варианты поставки нового оборудования, которое они хотят поставлять «совместно» с основным поставщиком услуг и эти заявители «должны будут продемонстрировать желание и способность работать с Babcock DSG».

Компания BAE System в свое время изготавливала танки Challenger 2, но утратила компетенции по этой платформе и вообще по модернизации основных боевых танков. Не факт, что компания является автоматическим победителем в этом конкурсе; ей необходима совместная работа с американской GDLS, имеющей опыт изготовления и модернизации ОБТ M1 Abrams.

Компания BAE имеет эталонную коллекцию машин, которые она когда-то изготавливала на своем заводе в Телфорде; теперь они используются для проработки модернизации новых вариантов и обучения. При этом там заявляют, что работы по модернизации Challenger 2, получившей обозначение стандарт «Mark 2», будут проводиться на заводе компании GDUK в Уэльсе.

Ситуация, связанная с заявкой компаний Lockheed Martin UK и Elbit Systems, аналогична. LMUK не имела опыта модернизации ОБТ и сотрудничества с Elbit. Но значительная часть работ по проекту LEP связаны с башней и у компании LMUK здесь имеется преимущество, поскольку она владеет заводом в Ампхилле по изготовлению башен, где ведутся работы по модернизации БМП Warrior и реализации новой программы Ajax. Компания могла бы выполнять работы по проекту Challenger 2 LEP здесь или в Бовингтоне.


Башни на сборочной линии на заводе в Ампхилле


По словам Ричарда Мьюира, директора по развитию бизнеса в компании LMUK, этап оценки проекта LEP «очень хорошо синхронизирован с проектами WCSP (программа продления возможностей БМП Warrior) и Ajax». Поскольку все эти программы уже достаточно проработаны, то «риск» переброски от них ресурсов на исследования и разработки по программе по танку Challenger 2 минимален».

Программы Ajax и Warrior завершатся в 2022-2023 году, поэтому на заводе в Ампхилле есть в перспективе определенные возможности и там рассчитывают на следующую большую программу.

Некоторую озабоченность вызывает Оман, который со своими 38 танками Challenger 2 имеет статус наблюдателя в проекте LEP. Будет ли довольна эта страна командой участников, в состав которой входит израильская Elbit, а также модернизацией своих танков, учитывая передачу технологий от Израиля?

Впрочем, Мьюир настаивает на том, что Lockheed Martin UK и Elbit Systems UK остаются британскими фирмами, несмотря на то, что материнские компании у них соответственно американская и израильская.


Заявка LMUK также опирается на опыт компании Elbit по модернизации танков M60, T-72 и Merkava (сверху вниз)

Превратится ли продление срока эксплуатации в модернизацию?

Исследования по повышению огневого могущества будут проведены в рамках этапа оценки и команды заявителей смогут предложить новые технологии. Но при этом Мьюир предупредил, что «всё это должно быть экономически оправданным и соответствовать требованиям заказчика».

Компания LMUK рассматривает включение противотанкового управляемого вооружения и целеуказателя с целью получения объединенной сети управления огнем. Также в 2017 году ожидается решение британского министерства обороны по комплексу оптико-электронного противодействия, который может также войти в программу модернизации.

Впрочем, планам министерства обороны по закупке промежуточного тепловизионного блока для танка Challenger 2 не суждено было осуществиться. По данным отраслевых источников, решение о его закупке будет вынесено в рамках проекта LEP.


Замена пушки могла бы значительно повысить огневое могущество, но все упирается в финансирование

Хотя требование по замене 120-мм нарезной пушки L30 не выдвигалось, промышленность при этом вполне серьезно бросилась решать вопрос: сможет ли она предложить новую пушку в рамках бюджета в 642 миллиона фунтов стерлингов?

Компания Rheinmetall поставила 120-мм гладкоствольную пушку L/55 по программе демонстрации технологий в рамках предложения по модернизации танка Challenger 2, проводимую в 2003-2006 годы, но средств на это тогда не нашлось. Понятно, что установка новой пушки влечет за собой новую оптику, систему управления огнем и перекомпоновку мест хранения боекомплекта и, как следствие, увеличение стоимости.

Тем не менее, для компании Rheinmetall есть смысл сделать еще одно предложение. Если британская армия сократит количество своих полков с Challenger 2 с трех до двух, то это означает, что в проект LEP войдет меньшее количество танков, а это могло бы освободить определенные средства (хотя все равно недостаточные для замены пушки).

Компания имеет громадный опыт модернизации танков Leopard 2 и поэтому понимает все сложности подобной программы лучше остальных конкурентов.

Компании Rheinmetall определенно нужна эта работа, поскольку ее немецкий партнер и конкурент-фирма KMW занялась модернизацией немецких танков Leopard 2 и Rheinmetall не остается ничего другого как бороться за экспортные заказы.


Варианты повышения огневого могущества представлены. Сможет ли промышленность сделать британскому министерству оборону предложение, от которого оно не сможет отказаться?

Помимо огневого могущества есть вопросы по подвижности и защите. В проспекте рабочей группы по танку Challenger нет упоминания о замене силового блока или брони, а только фраза о «возможности будущего повышения возможностей», подразумевающая большие расходы, хотя министерство обороны рассматривает возможность установки системы активной защиты на все бронированные машины в отдельном проекте.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.baesystems.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

topwar.ru

английский крейсерский Challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Вопреки тому факту, что Великобритания считается родиной танкостроения, британские танки за последние 80 лет не пользовались большой популярностью. “Центурион”, выпускавшийся на протяжении почти 20-ти лет, в итоге успел побывать на вооружении 19-ти стран.

Но пришедший ему на смену «Чифтен» снискал любовь в основном только английских и иранских танкистов. Однако заложенный в нем потенциал стал отправной точкой для создания британских танков третьего поколения –«Челледжер 1» и «Челледжер 2».

Несмотря на сократившийся после войны и парада независимости колоний промышленный потенциал, британцы упорно не хотели отказываться от создания собственных танков. Основой для новой машины стала последняя экспортная модификация «Чифтена». Конструкторы не стали экспериментировать и пошли по пути глубокой модернизации существующей базы «Чифтена», который был неплохой машиной для своего времени. Название нового танка было многообещающим – «Челленджер», от английского «претендент» или “бросающий вызов”.

Новый танк получился более защищённым и подвижным, чем предшественник. Первого достигли благодаря комбинированной броне «Чобэм», состав которой до сих пор засекречен. А 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный двигатель «Кондор» мощностью 1200 л.с. помог повысить скоростьдо 56 км/ч.

Компоновка танка осталась классической. Механик-водитель располагался полулежа в передней части корпуса. Остальные члены экипажа располагались в боевом отделении, занимавшем центральную часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионный отсек занимает кормовую часть.

Хорошей управляемости удалось добиться с установкой автоматической гидромеханической трансмиссии с гидростатической передачей в приводе поворотного механизма. Подобная схема впервые была реализована именно на «Челленджере 1».

Основным вооружением танка стала нарезная 120-мм пушка L11A5. Применение нарезных орудий вообще является отличительной особенностью британского танкостроения. СУО позволяла командиру экипажа вести стрельбу со своего места и была оснащена лазерным дальномером. Боекомплект в 64 снаряда располагался в двух укладках в обоих отделениях. Правее от орудия расположен спаренный пулемет 7,62 мм. Ещё один пулемет стоял на башне и использовался в качестве зенитного.

Всего было создано 3 модификации «Челленджера»:

  • Mk.I,характеризуется заменой орудия на пушку L30, способную на стрельбу снарядами с обедненным ураном;
  • Мк.IIполучил наружные топливные баки на 400 литров, закреплённые на корме;
  • на Мк.III была установлена дополнительная динамическая защита бортов и лба корпуса.
  • Испытание боем

    Единственным боевым опытом для английского танка «Челленджер 1» стала операция «Буря в пустыне». Но «бросивший вызов» явно не был готов к схватке. Из-за постоянных поломок к началу операции в строю было менее четверти всех «Челленджеров 1». А минимальное участие оставшихся машин в боевых действиях лишь подтвердило недостатки танка: ненадежность, плохие условия для работы экипажа и несовершенную СУО. Это стало лебединой песней «Челленджера 1».

    Английские военные не собирались продлевать контракт, а зарубежных заказов не поступало. За 7 лет, с 1983 по 1990 год, было произведено 420 машин всех модификаций. Почти все они, по мере принятия на вооружение новых танков, были проданы Иордании.

    «Претендент» номер два

    После провала «Челленджера 1», английское танкостроение, представленное одной только компанией «Виккерс», оказалось на грани краха. Но британская армия требовала новый танк, а объявленный тендер допустил основные мировые компании к конкурсу. И им было что предложить.

    Машины «Леопард 2», М1А1 «Абрамс», AMX-56«Леклерк»- все они заслужили к тому моменту отличную репутацию, а их производство было давно налажено. «Виккерс» мог предложить только проект модернизации «Челленждера». И всё же английская гордость и нежелание забрасывать огромную отрасль военной промышленности взяли верх.

    И вновь британцы не стали рисковать. Для приемлемого результата требовалось лишь исправить недочеты предыдущей модели. Самым важным отличием танка «Челленджер 2» стала новая башня. Она стала проще, но при том обладала меньшей радиолокационной заметностью. Орудие L30, уже опробованное на поздних моделях «Челлленджера 1», вполне устраивало военных. Боезапас сократился до 52 снарядов. В изначальном плане присутствовал автомат заряжания, но в процессе доработок от него отказались.

    Расположение членов экипажа не изменилось. Но внутренняя электронная начинка была заменена полностью. Интерфейс танка был подогнан под стандарты НАТО. Все оптические приспособления также были заменены на более совершенные изделия. Конструкторы не стеснялись заимствовать достижения своих союзников. Так, СУО «Челленджера 2» была заимствована с М1А1«Абрамс», предварительно подвергнувшись модификации. А командирский перископический прицел был упрощенной версией прицела французского «Леклерка».

    Корпус новой машины практически не отличался от предшественника.

    Живучесть машины несколько возросла, благодаря следующему поколению брони «Чобэм». Планировалась установка нового двигателя мощностью 1500 л.с., но военный заказчик настоял на старом 1200-сильном агрегате. Трансмиссия новой модели также была заимствована у поздних модификаций «Челленджера 1». В целом, несмотря на ряд усовершенствований, моторно-трансмиссионный блок оставался знакомым для британского танкиста.

    Старые проблемы

    После войсковых испытаний в 1994 году, танк «Челленджер 2»был принят на вооружение английских войск. Несмотря на положительную оценку во время испытаний, вскоре начали всплывать недостатки. Новая система управления огнем была не лучше старой. Снова появились проблемы с надежностью. До 70% произведенных танков не доходили до частей, а сразу с конвейера отправлялась на модернизацию.

    Боевой дебют «Челленджера 2» состоялся во время иракской операции в 2003 году. Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, броневая защита танка оказалась на высоте. За всю операцию было потеряно 2 машины, причем одна из них — от «дружественного» огня другого «Челленджера 2». Зафиксированы сотни случаев попадания снарядов РПГ без пробития брони.

    Проходимость танка также удовлетворила танкистов. А вот неприспособленность моторного отделения к обилию пустынной пыли пришлось устранять на ходу.

    Главные конкуренты современного британского танкостроения

    Невозможно рассмотреть преимущества и недостатки «Челленджер 2» без анализа текущего рынка. Именно привлекательность для заказчика определяет будущее любой техники. Сравним важнейшиедля покупателя характеристики «Челленджера 2» и его ближайших конкурентов среди машин третьего послевоенного поколения.

     Челленджер 2Т-90ААбрамс М1А2Леопард 2А6МAMX-56 Леклерк
    Удельная мощность л.с./т19,121,623,823,927,5
    Максимальная скорость (шоссе), км/ч5670677272
    Наличие активной защитынетШтора-1AN/VLQ-6 MCDMUSSнет
    Запас хода (шоссе), км400550-600440-480550550
    Средняя цена, млн. $8,64,868,58

    Основное вооружение конкурентов сравнивать не имеет смысла, так как при наличии обширного набора боеприпасов их возможности схожи. Но упорное нежелание английских конструкторов менять нарезное орудие на гладкоствольное заметно уменьшает ассортимент используемых боеприпасов.

    В остальном же британский танк явно уступает в соотношении цены и качества. А его низкая скорость в совокупности с малым запасом хода неприемлема для современного мобильного характера ведения боевых действий.

    Провал братьев «Челленджеров»

    Красноречивей всех отзывов для техники всегда было количество заказов. За 15 лет было произведено немногим более 400 танков «Челленджер 2». Основным потребителем выступила британская армия. Единственным зарубежным заказчиком стал Оман, получивший в общей сложности 38 машин.

    К 2009 году, ввиду отсутствия заказов, производство «Челленджеров» было свернуто.

    Но «Челленджер 2» продолжает свою службу в британских войсках. С 2014 началась программа глубокой модернизации уже существующих машин. Внедрение новых типов активной и динамической защиты, установка более мощного двигателя, модернизация орудия и СУО — всё это должно продлить срок эксплуатации до 2035 года. Станет ли модификация вторым дыханием для танка «Челленджер 2», привлечет ли она инвесторов для возобновления производства — покажет лишь время.

    Видео

    warbook.club

    Основные боевые танки западных стран (часть 4) – Челленджер-2 » Военное обозрение

    Принятие на вооружение британской армии танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопроса об основном боевом танке, который пришел бы на замену всех танков «Чифтен». Перевод ОБТ на «Челенджеры» не предполагался, а после поступления этого танка в войска стал вовсе невозможен. На танк обрушилась волна критики, военные отмечали ненадежность танка, неудобство работы экипажа в башне и несовершенную систему управления огнем. Масла в огонь подлил провал танков «Челленджер», которые приняли участие в соревнованиях на Кубок канадской армии в 1987 году.

    В этих условиях английское правительство решило объявить тендер на замену в английской армии танков «Чифтен». К этому моменту в Англии у фирмы «Виккерс» не было конкурентов в танкостроении, поэтому к конкурсу были допущены иностранные компании. Немцы предлагали «Леопард-2», американцы - «Абрамс» М1А1, бразильцы предложили танк ЕЕ-Т1 «Озорио», рассматривался и перспективный французский танк «Леклерк».


    Выбор любой неанглийской машины грозил крахом всему британскому танкостроению, финансовому краху «Виккерс», а также множеству фирм-субподрядчиков компании, так как в 1988 году производство «Челленджеров» для армии Великобритании подходило к концу, а экспортных заказов на танк не предвиделось. Принятие на вооружение армии иностранного танка могло самым тяжелым образом сказаться на всем британском танкостроении на ближайшие 20—30 лет. В результате этого перед британцами стоял выбор не только и не столько тактический и технический, сколько политико-экономический. Результат этого выбора всем был ясен заранее.

    Фаворитом конкурса являлся танк «Челленджер-2» производства компании «Викерс», при этом в 1987 году этот танк существовал лишь на бумаге. Презентация проекта прошла в 1987 году. Главный упор был сделан на изготовление новой башни, орудия и системы управления огнем (СУО). Собственно проект предусматривал исправление всего, что «недомодернизировали» на «Челленджере» в сравнении с «Чифтеном». В начале 1988 года компания «Виккерс» на собственные средства изготовила 8 опытных башен, первая из которых была готова уже осенью 1988 года. А уже в декабре Минобороны Великобритании заключило контракт на производство и проведение демонстрационных испытаний прототипов танка. Всего было изготовлено 9 опытных танков «Челленджер-2» и 2 башни, которые расстреляли на баллистических испытаниях. К испытаниям танка приступили в 1989 году. А окончательный выбор победителя «конкурса» в 1991 году – танка «Челленджер-2» – чудесным образом совпал с окончанием его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» проекта была его башня новой конструкции, при проектировании которой специалисты фирмы «Виккрес» учли опыт разработки башни танка Виккерс Mk.7 и бразильского танка ЕЕ-Т1, башню к которому изготавливали англичане.

    Башня получилась более простой формы по сравнению с башней танка «Челленджер», при этом она имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением в армиях мира самолетов радиолокационной разведки наземных целей создатели танков стали уделять больше внимания снижению их заметности. В башне установлено новое 120-мм нарезное орудие L30 с длиной ствола 55 калибров. С целью продления срока службы орудия канал ствола выполнен хромированным. Диаметры цапф и гнезд под них были увеличены, что положительно сказалось на колебаниях ствола по углу места и азимуту и привело к повышению кучности стрельбы. Боекомплект орудия состоит из 50 выстрелов раздельного заряжения. Снаряды и заряды хранятся в разделенных боеукладках. В процессе проектирования башни планировалось установить в нее автомат заряжания, но по ряду причин (сложность конструкции, уязвимость в бою, снижение надежности) от идеи его установки все-таки отказались.


    Приводы наведения орудия и поворота башни полностью электрические, углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10 до +20 градусов. Орудие танка стабилизировано в двух плоскостях. Слева от пушки ставится спаренный с ней 7,62-мм пулемет, еще один такой же монтируется на турели у люка заряжающего, боекомплект пулеметов составляет 4000 выстрелов. В передней части башни установлено по 5 дымовых гранатометов. Внутри башни справа от орудия располагается наводчик и командир (рабочее место командира танка несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий располагается слева от пушки. Приборное и электронное оснащение башни в сравнении с «Челленджером» было полностью заменено. Впервые английский танк получил шину данных Mil Std 1553 – стандартный НАТОвский интерфейс, применяемый и на боевых вертолетах. Военные считают, что переход к единому стандарту интерфейса и оснащение им различных боевых систем позволит существенно повысить скорость обмена информацией между всей техникой, участвующей в боевых действиях.

    Комбинированный стабилизированный в двух плоскостях прицел наводчика создан фирмой Барр энд Струд в сотрудничестве с французской SAGEM. Дневной оптический канал прицела имеет 2 приближения - 4- или 10-кратное, ночной обладает 4- или 11,4-кратных приближением. В прицел интегрируется лазерный дальномер. В роли чувствительного элемента для ночного канала используется тепловизор TOGS-2, созданный на основе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент монтируется над стволом пушки и прикрывается специальной бронированной створкой, которая открывается лишь при активации ночного канала. В качестве вспомогательного на танке применяется телескопический прицел NANOQUEST L30.

    Командир танка имеет в своем распоряжении стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, который представляет из себя упрощенный прицел «Леклерка» (в английском варианте отсутствует ночной канал). Оптический канал прицела имеет 2 приближения - 3- или 8-кратное. В поле зрения данного прицела поступает информация о курсе танка и его местоположении. Для осуществления боевых действий в ночное время имеется видеоконтрольное устройство, на которое поступает изображение с ночного канала прицела наводчика танка. Также по всему периметру командирской башенки установлено 8 наблюдательных приборов, которые обеспечивают круговое поле зрения. Система управления вооружением танка создана канадской фирмой CDC и представляет из себя модернизированный вариант компьютера американского танка М1А1 «Абрамс».


    Применяя СУО, командир танка может самостоятельно осуществлять наводку орудия и вести огонь, маркировать обнаруженные цели или полностью передать управление пушкой наводчику, осуществляя в это время самостоятельный поиск новых целей. Типовой цикл от прицеливания до поражения цели занимает всего 8 секунд. К примеру, при проведении испытаний прототипов хорошо обученные экипажи могли поразить 8 целей за 42 секунды. Корпус танка «Челленджер-2» практически не отличается от своего предшественника, но его начинка подверглась модернизации, хотя и не столь кардинальной, как танковая башня. Корпус боевой машины, так же как его башня и экраны, выполнен из усовершенствованной брони «чобхэм», которая имеет повышенную, в сравнении с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса «Челленджера-2» находятся узлы, позволяющие навесить на него бульдозерное оборудование.

    Изначально конструкторы хотели оснастить танк 1500-сильным дизелем, но военные сочли возможным оставить прежний 1200-сильный двигатель. К слову, из всех современных ОБТ западных стран английский танк имеет самый слабый двигатель, который разгоняет машину весом в 62,5 тонны до скорости в 52 км/ч по шоссе. В качестве основного двигателя англичане применили 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель «Кондор» фирмы Перкинс. Данный дизель имеет турбонаддув. Слева от него монтируется вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс, имеющий мощность в 37 л. с. Вспомогательный дизель используется для запуска основного дизеля, привода электрогенератора, прогрева и подзарядки аккумуляторных батарей. Оба мотора обладают общей жидкостной системой охлаждения, которая способна обеспечить им надежную работу при температуре окружающего воздуха, не превышающей +52°С.


    Трансмиссия TN-54, которую получил «Челленджере-2», ранее уже была обкатана на «Челленджерах» и БРЭМ последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока «Челленджера-2» было внесено 44 различных изменения. К примеру, на танк были установлены воздушные фильтры новой конструкции. Улучшены система охлаждения, стартер и генератор, система смазки трансмиссии, произошло усиление болтовых креплений блока. Сделали создатели «Челленджера-2» и реверанс в сторону советской танкостроительной школы. Впервые западный танк получил 2 внешних сбрасываемых топливных бака (каждый емкость в 204,5 л), которые ранее сильно критиковались разного рода экспертами. Для того чтобы создать вокруг себя дымовую завесу, танк, помимо традиционных дымовых гранат, может применять устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему.

    Первый серийный «Челленджер-2» был изготовлен в 1994 году, всего английская армия планировала приобрести 386 подобных танков. В декабре 1995 года первые танки начали поступать на вооружение. Первыми их получил Королевский гвардейский шотландский драгунский полк. Эксплуатация машин тут же выявила целый «букет» недостатков, который главным образом был связан с СУО и прицелами. Поскольку Минобороны заключило с «Виккерс» фиксированный контракт, заранее обговорив оптовую цену, устранением недостатков фирма занялась за свой счет. Длительное время эти недостатки были лишь «зафиксированы», так, к 1997 году в армии находилось лишь 36 тех самых танков драгунского полка, которые использовались главным образом для подготовки танковых экипажей, в то время как еще 114 машин хранились на складах производителя, в ожидании модернизации.

    topwar.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о