Содержание

Максим Танк — краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Макси́м Танк (Максім Танк, имя при рождении Евгений Иванович Скурко; 1912 — 1995) — белорусский советский поэт, переводчик, государственный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (1968). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии второй степени (1948). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Янки Купалы (1966). Академик АН Белорусской ССР (1972). Член КПЗБ с 1936 года. Председатель Верховного Совета Белорусской ССР (1965—1971).

Родился 17 сентября 1912 года в селе Пильковщина (ныне Мядельского района Минской области Беларуси) в крестьянской семье.

С сестрой Верой

Принимал активное участие в политической жизни Западной Белоруссии в межвоенный период. Арестовывался польскими властями в 1932 и в 1934 годах.

После воссоединения Западной Беларуси и Белорусской ССР Максим Танк являлся корреспондентом в газете «Вилейская правда». В 1940 году принят в СП СССР. В годы Великой Отечественной войны продолжал работать во фронтовой печати.

В 1945—1948 годы Максим Танк являлся редактором в юмористическом журнале «Вожык». В 1948—1966 годы — главный редактор белорусского литературного журнала «Полымя».

Председатель ВС БССР (1965—1971). Депутат Верховного Совета СССР с 1969 года. Академик АН Белорусской ССР с 1972 года.

За время независимости он поддерживал бело-красно-белый флаг и выступил против референдума 1995 года. Максим Танк умер в Минске 7 августа 1995 года. Похоронен в родном селе.

Творчество

Первый поэтический сборник — «На этапах» (Вильно) — вышел в 1936 году. В ранних книгах поэт выступает певцом борьбы белорусского народа за национальное освобождение.

Среди наиболее известных книг поэта — «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет свет» (1972). Творчеству М. Танка характерны тематическая широта и разнообразие форм.

Широта его не ограничивает себя и в поисках выражения. Вместе со строго классическим, рифмованным и белым стихом он всё чаще пользуется и свободным, так называемым верлибром. И если многих обезличивает этот стих, то у Максима Танка он свой, он отличает его от всех других тем, что не влечет за собою ни бесплотного и холодного космизма, ни условной отвлеченности, нарочитой и рассудочной замудренности, ни дробящего сознание и как бы изгоняющего чувство рафинированного символа.

— Дмитрий Ковалёв

Библиография

Книги поэзии

  • «На этапах» («На этапах») (1936, факсимильное в 1983)
  • «Журавінавы цвет» («Клюквенный цвет») (1937)
  • «Пад мачтай» («Под мачтой») (1938)
  • «Выбраныя вершы» («Избранный стихи») (1940)
  • «Вастрыце зброю» («Точите оружие») (1945)
  • «Праз вогненны небасхіл» («Через огненный горизонт») (1945)
  • «Выбраныя вершы» («Избранные стихи») (1947)
  • «Вершы» («Стихи») (1947, 1948)
  • «Каб ведалі» («Чтоб знали») (1948)
  • «На камні, жалезе і золаце» («На камне, железе и золоте») (1951)
  • «Выбраныя творы» («Избранные произведения») (1952, 1954)
  • «У дарозе» («В дороге») (1954)
  • «След бліскавіцы» («След молнии») (1957)
  • «Мой хлеб надзённы» («Мой хлеб ежедневный») (1962)
  • «Лірыка» («Лирика») (1963)
  • «Глыток вады» («Глоток воды») (1964)
  • «Вершы» («Стихи») (1967)
  • «Ключ жураўліны» («Журавлиный клин») (1972)
  • «Хай будзе святло» («Пусть будет светло») (1972)
  • «Дарога, закалыханая жытам» («Дорога, убаюканная рожью») (1976)
  • «Вершы» («Стихи») (1979)
  • «Прайсці праз вернасць» («Пройти через верность») (1979)
  • «Лірыка» («Лирика») (1982)
  • «За маім сталом» («За моим столом») (1984)
  • «Лірыка» («Лирика») (1987)
  • «Дарога і хлеб» («Дорога и хлеб») (1988)
  • «Збор калосся : Вершы 1983—1988» («Собрание колосьев : Стихи 1983—1988») (1989)
  • «Паслухайце, вясна ідзе» («Послушайте, весна идёт») (1990)
  • «Мой каўчэг» («Мой ковчег») (1994)

Поэмы

  • «Нарач» (1937)
  • «Янук Сяліба» (1943)

Поэтические сборники для детей

  • «Галінка і верабей» («Веточка и воробей») (1946)
  • «Кніжка пра мядзведзя» («Книжка о медведе») (1947)
  • «Вершы» («Стихи») (1948)
  • «Урачыстае абяцанне» («Торжественная клятва») (1949)
  • «Сярод лясоў наднёманскіх» («Среди лесов наднёманских») (1951, 1987)

Книги сказок

  • «Ехаў казачнік Бай» («Ехал сказочник Бай») (1955, 1984)
  • «Конь і леў» («Конь и лев») (1955)
  • «Казкі. Легенды» («Сказки. Легенды») (1960)
  • «Светлячок» («Светлячок») (1970)
  • «Быліна пра касмічнае падарожжа мураша Бадзіні» («Быль о космическом путешествии муравья Бадини») (1979)

Сборник юмора

  • «Селядцы з вершамі» («Селёдка со стихами») (1966)

Воспоминания

  • «Лісткі календара : Кніга-дзённік» («Листки календаря: Ежедневник») (1970)

Собрание сочинений

  • «Збор твораў у 2-х тамах» (1958)
  • «Збор твораў у 4-х тамах» (1966—1967)
  • «Збор твораў у 6-ці тамах» (1978—1981)
  • «Збор твораў у 13-ці тамах» (2006—2012)

Переводы

Переводил на белорусский язык с русского, украинского, польского, литовского, латышского, болгарского отдельные произведения А. Пушкина, В. Маяковского, П. Тычины, М. Рыльского, Т. Венцловы, Я. Судрабкална, А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ю. Тувима, В. Броневского, С. Р. Добровольского, Т. Ружевича, А. Германова. Перевёл либретто оперы «Страшный двор» С. Монюшки (1952).

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (27.09.1974)
  • четыре ордена Ленина (04.05.1962; 28.10.1967; 27.09.1974; 16.09.1982)
  • орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
  • орден Красного Знамени (16.09.1943)
  • орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (…; 25.02.1955)
  • орден Дружбы народов (16.09.1987)
  • орден Возрождения Польши IV степени
  • медаль Франциска Скорины
  • медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (05.11.1944)
  • другие медали
  • Ленинская премия (1978) — за книгу стихов «Нарачанскія сосны» (1977)
  • Сталинская премия второй степени (1948) — за стихотворный сборник «Каб ведалі» (1948)
  • Государственная премия Белорусской ССР имени Янки Купалы (1966) — за сборник «Мой хлеб надзённы»
  • Литературная премия имени А. А. Фадеева (1980) за книгу «Прайсці праз вернасць»
  • Народный поэт Белорусской ССР (1968)

Память

Памятник Максиму Танку в Мяделе
  • Именем писателя назван Белорусский государственный педагогический университет.
  • Улица Максима Танка (Минск, прежние названия: Новая, Ново-Красная, Танковая)
  • 5 декабря 2014 года в Мяделе открыли первый памятник Танку. Конкурсное жюри одобрило проект скульпторов Александра Финского, Ивана Миско и архитектора Армена Сардарова.

worldofaphorism.ru

Народные поэты Беларуси. Максим Танк


 

Максим Танк удостоился звания “народного” в один год с Аркадием Кулешовым – 1968. И носит этот титул по праву. Вряд ли найдется хоть один белорус, который бы не слышал его имени. Но вот когда начинаешь спрашивать о его творчестве, у людей сразу возникают затруднения. Вряд ли многие смогут хотя бы процитировать его стихотворение на память.

Биография. Евгений Иванович Скурко (а в будущем народный писатель БССР – Максим Танк), родился 17 сентября 1912 года в деревне Пильковщина (Минская область) в обычной крестьянской семье. Однако уже в 1914 вся его семья из-за первой мировой войны вынуждена была эмигрировать и поселиться в статусе беженцев в Москве. По счастливому совпадению они чудом встретились с отцом Танка – Иваном Федоровичем. Он был демобилизован и работал на одном из московских заводов. Так семья воссоединилась.Именно в Москве будущий поэт пошел в школу и полюбил поэзию.

В 1922 году в Москве был сильный голод и семья Скурко решила вернуться в родную деревню, чтобы самим выращивать свой хлеб. Их дом сохранился – все это время там жил дед будущего поэта Федор Скурко.

В 1923 году Евгений Скурко поступил в начальную польскую школу, а затем, в 1926 – в русскую частную гимназию. Однако польские власти закрыли ее спустя 2 года. И дальнейшее образование Максим Танк должен был получать в другом учебном заведении – белорусской гимназии в Радашковичах. Она находилась далеко от дома, зато там все еще велось преподавание некоторых предметов на белорусском языке. Именно в Радашковичах поэт вступил в комсомольскую организацию. И за участие в 1929 году в забастовке, организованной гимназистами, он был оттуда отчислен. После этого недолго учился в Виленской белорусской гимназии, но тоже был отчислен за вольнодумство и непослушание.

Вследствие всех этих злоключений, молодой Скурко оказался в Виленской русской гимназии им.А.С.Пушкина. Там, вместе со своим одноклассником издал рукописный журнал

“Пралом”. Здесь будущий поэт опубликовал свои первые стихотворения под псевдонимом “А.Гранит”. К сожалению, первый номер этого журнала был выпущен всего в 2 экземплярах и ни один из них до наших дней не сохранился. Второй номер журнала “Пралом” был выпущен куда большим тиражом – 500 экземпляров. И там “А.Гранит” вновь появился со своими стихами.

7 апреля 1932 года Евгений Скурко публикует в газете “Беларускае жыццё” свое стихотворение “Заштрайкавалі гіганты-коміны” под псевдонимом, который в скором времени станет известен во всей белорусской ССР – Максим Танк. Как видим, поэт никогда не стеснялся громких прозвищ – сначала Гранит, потом Танк. Кстати, существует мнение, что даже имя “Максим” – символично. От латинского слова “максимум”. То есть самый большой танк.

Фотографии Максима Танка в тюрьме Лукишки

27 апреля 1932 года за участие в издании первого (и единственного) номера белорусского литературно-политического «Часопіса для ўсіх», а также за подпольную коммунистическую деятельность Танка арестовывают и садят в виленскую тюрьму Лукишки. Через месяц вышел на свободу.

Осенью 1932 переходит советско-польскую границу и направляется в Минск. Здесь его арестовывают и две недели держат под стражей. Ведут допросы, проводят “дружеские беседы”. После этого молодого поэта депортируют назад. По некоторым мнениям – для продолжения подрывной деятельности, по другим из-за недоверия.

После возвращения в Польшу, работает в ЦК комсомола инструктором. Неоднократно задерживается польскими внутренними органами. Совокупно отсидел в тюрьме около 2 лет.

В конце 1933, находясь в очередном заключении в тюрьме “Лукишки” совместно с другими заключенными издал журнал “Краты”. В нем были опубликованы стихи Танка и других поэтов, находившихся в тюрьме. После 1935 года ведет постоянную белорусскоязычную колонку в польском журнале 

«Poprostu», а также литературную отдел в газете “Наша воля”. Сотрудничает и с другими белорусскими изданиями.

Что примечательно, в семье у Танка тему политики никогда не поднимали. И до конца неясно верил ли он на самом деле в светлые идеи коммунизма, ведь его отец был богатым крестьянином или, проще говоря, “кулаком”. Впрочем, по воспоминаниям сына Максима Танка, его отец практически всегда носил с собой сборник стихов Маяковского. Он считал его одним из своих самых любимых поэтов и знал наизусть практически все творчество.

После воссоединения Западной Беларуси с БССР работает в секторе национальных школ Вилейского района, а также в газете «Вилейская правда» в отделе культуры.

Несмотря на то, что сам Танк был известен как ярый коммунист, после присоединения к СССР над ним нависла угроза репрессий. В первую очередь он воспринимался как поэт, воспитанный в стране капитализма. В доме поэта всегда имелся мешок “с сухарями”, на тот случай, если “заберут”. Несмотря на практически безупречную репутацию коммунистического писателя за Танком нередко приезжала машина лично от

Лаврентия Цанавы (руководителя госбезопасности БССР, которого называли белорусским Берия). Они ехали к нему и играли в биллиард. Именно во время этой игры проводился “разговор”. Семье народный поэт признавался, что никогда выиграть Цанаву не мог ,потому что у него тряслись руки, когда он держал кий.

Известно также, что советская власть, еще во время жизни Танка в Западной Беларуси, организовала на него покушение. На явочной квартире находился киллер ,но по стечению обстоятельств поэт не смог в тот день туда прийти. Это спасло ему жизнь. Узнал он об этом намного позже, когда во время одного из своих выездов в Канаду встретил того самого человека, который должен был его убить.

Во время войны Евгений Скурко работает во фронтовой печати – в газете

«За Савецкую Беларусь», агитплакате «Раздавім фашысцкую гадзіну».

В 1945-1948 годах редактор сатирического журнала «Вожык». В 1948-1966 годах – главный редактор литературного журнала «Полымя». В 1966 переходит на работу в Союз писателей БССР. С 1966 до 1971 – работает там первым секретарем правления, а с 1971 до 1990 – председателем правления.

Активно проявляет себя и в общественно-политической жизни. С 1965 до 1971 года – председатель Верховного совета БССР. С 1969 года – депутат Верховного совета СССР.

В конце жизни был всеми забыт. Навещали его лишь друзья-писатели, чиновникам народный поэт был неинтересен. Тяжело болел, но старался лишний раз не обращаться за помощью. По воспоминаниям сына, не раз говорил, что когда человек выходит на пенсию, то становится никому не нужен.

Могила Максима Танка

Максим Танк умер в Минске в 1995 году, в один год со своей женой. Похоронен в родной деревне. Был всячески против возведения над его могилой памятника. Похоронили его рядом с женой, а над их могилой стоят два обычных металлических креста, один чуть выше другого.

Отдельно хочется отметить личные качества Максима Танка. Самое главное – это скромность. Писатель не любил помпу и использовать свое служебное положение. Когда он был председателем верховного совета БССР за ним была прикреплена персональная машина, но он ей редко пользовался даже в служебных целях, предпочитая использовать общественный транспорт. В жизни себя вел очень скромно, не пил и не курил, из еды больше всего любил сало, лук и молоко.

Был мастером на все руки, все по хозяйству и в квартире делал своими руками. А в деревне даже плел корзины из корня сосны. Они были настолько плотными, что не пропускали даже воду.

Еще одно важное качество Максима Танка – он не делил мир на плохих и хороших людей. Ко всем относился одинаково хорошо. Даже тех ,кто писал на него доносы, он называл хорошими людьми. В то же время он не верил в бога.

Плохо относился у упадку белорусского языка, но в жизни разговаривал на том языке, на котором с ним говорил собеседник. Кроме белорусского языка также хорошо знал польский.

Известен как заядлый игрок в преферанс. Часто мог играть по нескольку суток со своими друзьями-писателями. Известен случай, когда Танк ехал в Москву и оказался в одном купе с тремя генералами. Те долго уговаривали сыграть его в карты ,а в конце поездки самим пришлось одалживать у него деньги – народный поэт БССР раздел их до нитки.

Развал Советского Союза Максима Танк воспринял негативно. Говорил, что вся Европа объединяется а мы, наоборот, распадаемся.

Творчество. Стихи Максим Танк начал писать довольно поздно – после 1925 года. А впервые опубликовано его стихотворение было в 1932 – в львовской газете

«Беларускае жыццё» появилось стихотворение «Заштрайкавалі гіганты-коміны».

В 1935 году Максим Танк начинает писать свою первую поэму – «Нарач». Вдохновлялся поэт Нарочанской забастовкой рыбаков, которым запретили лов рыбы на озере. Поэма печаталась в журнале «Калосьсе». Поэт сам старался вырезать все острые моменты, но несмотря на это часть тиража журнала в поэмой все равно была конфискована. Полностью же текст поэмы удалось напечатать лишь в 1940 году.

Сборник “На этапах”

Первый сборник стихов Танка «На этапах» вышел в 1936 году в Вильне. Однако его тираж был конфискован. Несмотря на это в 1937 поэт выпускает второй сборник – «Журавінавы цвет», а в 1938 третий – «Пад мачтай». Так Максим Танк стал одним из самых плодовитых поэтов в Западной Беларуси. Это быстро заметили. Имя Танка начинает все чаще упоминаться в печати, в основном – в печати БССР. Его называют национальным борцом, самым ярким поэтом Западной Беларуси.

Центральное место у него занимает философская лирика, но у народа большей популярностью пользуются сатирические произведения Танка.

Во время войны пишет поэму на военную тему «Янук Сяліба» (1943), а также сборники стихов «Вастрыце зброю» и «Праз вогненны небасхіл» (оба – 1945). Оба посвящены борьбе з нацистскими захватчиками.

Во многом военная тема была продолжена и в сборниках «Каб ведалі» (1948), «На камні, жалезе i золаце» (1951) и «У дарозе» (1954). И хотя в этих сборниках  встречались достойные произведения, в целом их можно назвать слабыми, что отмечал и сам Танк.

Также в послевоенный период начинает писать Максим Танк и сказки – выходят книги «Ехаў казачнік Бай» (1955), «Конь і леў» (1955),

«Казкі. Легенды» (1960) и другие.

После короткого периода затишья выходят сборники «Мой хлеб надзённы» (1962), «Глыток вады» (1964), «Перапіска з зямлёй» (1967), «Хай будзе святло» (1972), «Дарога, закалыханая жытам» (1976), «Прайсці праз вернасць» (1979), «За маім сталом» (1984) и другие. Именно они подарили поэту всенародную любовь и уважение. Последний свой сборник писатель выпустил за год до смерти в 1994 – «Мой каўчэг».

В 1970 году народный поэт выпустил книгу-дневник «Лісткі календара» со своими воспоминаниями.

Переводил на белорусский язык с русского, украинского, польского, литовского, латышского, болгарского

В 2006-2012 годах вышло собрание сочинений Максима Танка в 13 томах.

Кстати, стихи Максим Танк мог писать практически всегда и везде. У него с собой всегда был блокнот и ручка. Он мог одно время чистить картошку, а потом садился и писал стихи, приходили дети – он начинал с ними играть, а потом опять писал.

Что почитать? Начинать стоит с раннего, досоветского Танка, а потом постепенно переходить и к другим его произведениям.

Марка, посвященная 100-летию Максима Танка

Награды и память. Обладатель Сталинской премии второй степени 1948 года за сборник стихов «Каб ведалі», в 1966 году получил премию им.Янки Купалы за сборник «Мой хлеб надзённы», обладатель Ленинской премии 1978 года за сборник стихов «Нарачанскія сосны», обладатель премии им.Фадеева 1980 года за книгу «Прайсці праз вернасць»

Герой Социалистического труда (1974), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Дружбы народов, медалью Франциска Скорины.

Награжден орденов Возрождения Польши IV.

Именем Максима Танка назван Белорусский государственный педагогический университет. Улицы Танка есть в Минске и других населенных городах Беларуси.

Достоин? Имя Максима Танка знают все, но не все знают его творчество. Во многом это связано с тем, что его воспринимают как типично советского поэта, который писал только то, “что надо”. Другие просто не хотят уделить немного своего времени для знакомства с творчеством Танка, либо считают его слишком скучным. Но он по праву носит звание “народного”.

Литературные легенды. №1. Кстати, на основе своей поэмы Танк написал киносценарий «Бура над Нараччу». Но во время войны он был утерян. Сам поэт с грустью вспоминал об этом, рассказывал своим друзьям. По иронии судьбы, оказалось что текст вовсе не был потерян. Все эти годы он хранился в Национальном архиве Беларуси. И несколько лет назад, при проведении описи его нашли. Предназначался он для киностудии «Советская Беларусь». Сегодня, когда читаешь сценарий, он кажется слишком наивным, простым, да еще и с коммунистическим уклоном. Но если бы его сняли в 30-е или 40-е годы, он бы достойно смотрелся на фоне других белорусских картин.

№ 2. Максим Танк был известным любителем молока. Известен такой случай – однажды он ходил по рынку и увидел женщину, которая продает молоко в трехлитровых банках. Он подошел, спросил сколько стоит, договорились о цене. Но потом женщина говорит – мол, хочешь купить молоко, дай банку на замену. А трехлитровые банки тогда были в дефиците. Но у поэта с собой не оказалось. Поэтому он просто взял трехлитровую банку молока, заплатил женщине, сам все молоко тут же залпом выпил и отдал назад банку.

 

Другие статьи о Народных поэтах Беларуси:

Янка Купала (1925)

Якуб Колас (1926)

Петрусь Бровка (1962)

Аркадий Кулешов (1968)

Пимен Панченко (1973)

Нил Гилевич (1991)

Рыгор Бородулин (1992)

22982 Всего просмотров 2 Просмотров сегодня

Поделиться ссылкой:

Похожие записи:

Просмотров: 5192

delaemvmeste.by

краткий обзор жизни и творчества

Максим Танк является одним из наиболее известных белорусских поэтов. Его творчество имело важное значение для развития белорусской литературы не только в художественном, но и национальном смысле: ведь он много сделал для популяризации белорусского языка, переводил на него книги и всячески радел за его развитие.

Ранние годы

Максим Танк, биография которого является предметом настоящего обзора, родился в Минской области в 1912 году. Его настоящее имя – Евгений Скурко. Он происходил из простой, но не бедной крестьянской семьи. После начала Первой мировой войны он вместе со своей семьей уехал в Москву, однако через некоторое время вернулся в родную деревню. Он учился в двух школах: польской и русской, стал комсомольцем, однако вскоре был исключен из гимназии за вольнодумство и непослушание. После этого Максим Танк поступил в Виленскую русскую гимназию, в которой впервые попробовал себя на литературном поприще. Он издал собственный рукописный литературный журнал, в котором поместил свои первые стихотворения.

Начало литературной карьеры

В 1930-е годы поэт активно пишет новые произведения под псевдонимом. Именно к этому времени он становится известным по всей стране. Однако в связи с тем, что он жил в Западной Белоруссии, которая тогда входила в состав Польши, Максим Танк подвергался гонениям из-за пропаганды белорусского языка и за издание журнала на этом языке. Тем не менее, он продолжал активно печататься в белорусских изданиях и вести колонку на белорусском в польской газете.

В указанное десятилетие он создавал и крупные произведения, поэмы, например, «Нарач», «Калосьсе». Его произведения сразу стали заметным явлением в литературной жизни страны, на молодого автора сразу обратили внимание, и он стал восприниматься как один из наиболее перспективных поэтов. После объединения Белоруссии он оказался под подозрением советских властей, несмотря на то, что считался коммунистом. Несколько раз над ним нависала угроза ареста, однако это не помешало ему продолжить активную литературную деятельность.

Военные годы

Максим Танк, белорусский поэт, значительное место в своем творчестве уделил военной тематике. Например, он сочинил поэму «Янук Сялиба», а также выпустил несколько сборников стихов, среди которых можно назвать «Праз вогненны небасхил». Военная тема занимала видное место в его творчестве и в последующие десятилетия, однако сам поэт считал их недостаточно сильными и выразительными.

Особенности творчества

Максим Танк, биография, творчество, библиография которого являются предметом настоящего обзора, получил всенародную любовь как создатель сказок в фольклорном духе, а также произведений на бытовую тематику. Здесь можно указать такие его сочинения, как «Ехау казачник Бай», «Конь и леу» и другие. В 1970 году он выпустил книгу, написанную в форме дневника. Критики отмечают следующие особенности его языка и стилистики:

  • свободное владение стихотворной формой;
  • он не всегда придерживался классических правил и каноничных требований, но писал в характерной, только ему одному свойственной манере, часто прибегая к белому стиху.

Он очень трепетно относился к родному языку и всей своей жизнью, творчеством и общественной деятельностью стремился утвердить его непреходящую ценность. Между прочим, сам он прекрасно владел польским языком, а также знал русский язык.

Редакторская и общественная работа

М. Танк активно занимался редакторской работой. Выше уже говорилось о том, что он свою литературную деятельность начал с выпуска собственного рукописного журнала. В послевоенные годы он редактировал сатирический журнал «Вожык», потом перешел в другое издание, которое называлось «Полымя». Он входил в союз писателей страны, был председателем его правления. Также поэт работал в Верховном совете, что говорит о том, что он к послевоенному времени окончательно сложился как признанный автор. Об этом говорит тот факт, что он получил звание народного поэта. Максим Танк, биография, творчество, награды и звания которого говорят о том, что он заслуженно пользовался любовью и уважением читателей, внес значительный вклад в развитие белорусского языка, за что получил Сталинскую и Ленинскую награды, а также стал Героем Социалистического труда.

Произведения

О политических взглядах поэта до сих пор ведутся споры. С одной стороны, он позиционировал себя как коммунист, но в то же время он происходил из семьи зажиточного крестьянина (таких в то время называли кулаками), он воспитывался в капиталистической стране, за что постоянно находился под подозрением у партии. Тем не менее, народная тематика занимает одно из ведущих мест в его творчестве. Его интересовали, в первую очередь, зарисовки народного быта и жизни простых людей.

Так, например, одну из своих первых поэм «Нарач» он посвятил забастовке обычных рыбаков из-за того, что им запретили ловить рыбу подо льдом. Один из ранних сборников его стихотворений называется «На этапах», потом вышло собрание «Пад мачтой». Несмотря на то что главное место в его творчестве занимает философская тематика, а также сатирический жанр, он пишет и на военную тему. Среди этих произведений можно назвать такие, как «Каб ведали», «У дарозе» и другие. Поэт скончался в 1995 году.

Литературную деятельность поэта следует рассматривать и оценивать в одном ряду с творчеством других таких известных белорусских поэтов, как Я. Купала и Я. Колас. Эти авторы прославили белорусскую поэзию своими произведениями. Общей чертой их творчества является то, что все они главной темой своих сочинений сделали изображение народной жизни и быта простых людей, а также проблему войны.

fb.ru

Максим Танк, биография, творчество, библиография, награды и звания, память

ИмяМаксим Танк
Оригинал имениМаксім Танк
описаниеработа художника Горелова Г. Н.
Имя при рожденииЕвгений Иванович Скурко
ПсевдонимыМаксим Танк
Род деятельностиXX века, СССР
Дата рождения17.9.1912 (4)
Место рожденияд. Пильковщина, в Вилейском уезде, Виленская губерния, Российская империя, ныне в Мядельском районе Белоруссия
Дата смерти7.8.1995
Место смертиМинск, Беларусь
Жанрстихотворение
Направлениесоциалистический реализм
Язык произведенийбелорусский

Макси́м Танк (Максім Танк, имя при рождении Евгений Иванович Скурко) (1912—1995) — белорусский советский поэт, переводчик, государственный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (1968). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии второй степени (1948). Член КПЗБ с 1936 года. Председатель Верховного Совета БССР (1965—1971).

Биография

Родился 4а в селе Пильковщина (ныне Мядельского района Минской области Беларусь).

Принимал активное участие в политической жизни Западной Белоруссии во время польской оккупации. Арестовывался польскими властями в 1933 и в 1934 годах.

После воссоединения Западной Белоруссии и БССР Максим Танк являлся корреспондентом в газете «Вилейская правда». В 1940 году принят в СП СССР. В годы Великой Отечественной войны продолжал работать во фронтовой печати. В 1942 году написал поэму «Янук Сялиба», в 1945 году издал два поэтических сборника.

В 1945—1948 годы Максим Танк работал редактором в юмористическом журнале «Вожык». В 1948—1966 годы — главный редактор белорусского литературного журнала «Полымя».

Председатель Верховного Совета БССР (1965—1971). Депутат ВС СССР с 1969 года. Академик АН БССР с 1972 года.

Имел правительственные награды.

Максим Танк умер в Минске 7 августа 1995 года. Похоронен в родном селе.

Творчество

Первый опубликованный сборник стихотворений в биографии Максима Танка вышел в 1936 году — «На этапах». За ним последовал сборник «Клюквенный цвет» в 1937 году, затем — «Под мачтой» в 1938 году. Во всех этих книгах поэт поддерживал борьбу народа за освобождение родной земли.

Максиму Танку принадлежит множество книг, поэм, сборников. Среди известных книг поэта — «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет свет» (1972), «Ave Мария» (1980). Творчеству Танка характерны тематическая широта и разнообразие форм.

Широта его не огра­ничивает себя и в поисках выражения. Вместе со стро­го классическим, рифмованным и белым стихом он всё чаще пользуется и свободным, так называемым верлиб­ром. И если многих обезличивает этот стих, то у Макси­ма Танка он свой, он отличает его от всех других тем, что не влечет за собою ни бесплотного и холодного кос­мизма, ни условной отвлеченности, нарочитой и расу­дочной замудренности, ни дробящего сознание и как бы изгоняющего чувство рафинированного символа.

Библиография

  • Поэма «Янук Сялиба» (1943)
  • сборник лирических стихов «Кабы ведали» (1948)
  • «След молнии» (1957)
  • «Глоток воды» (1964)
  • «Да будет свет» (1972)
  • «Ave Мария» (1980)

Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1948) — за стихотворный сборник «Кабы ведали…» (1948)
  • Народный поэт Белорусской ССР (1968)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Ленинская премия (1978)
  • четыре ордена Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Красного Знамени
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны II степени
  • орден Дружбы народов
  • орден Возрождения Польши IV степеникогда
  • медаль Франциска Скорины

Память

  • Именем писателя назван Белорусский государственный педагогический университет.
  • Улица Максима Танка (Минск, прежние названия: Новая, Ново-Красная, Танковая)

www.cultin.ru

Біяграфія Максіма Танка — Кароткі змест / Краткие содержания

   Яўген Іванавіч Скурко (сапраўднае прозвішча Максіма Танка) нарадзіўся 17 верасня 1912 года ў вёсцы Пількаўшчына Вілейскага павета Мінскай губерні (зараз Мядзельскі раён Мінскай вобласці). Неўзабаве, калі ў 1914 г. пачынаецца Першая сусветная вайна, бацькі хлопчыка, ратуючыся ад небяспекі, апынуліся ў Маскве. Тут Жэня і распачаў сваю школьную навуку. Але ў 1922 годзе, калі паводле Рыжскай дамовы 1921 года Заходняя Беларусь і ў тым ліку Пількаўшчына апынуліся ў складзе Польшчы, сям’я Скурко вярнулася на радзіму. Вучыцца тут Жэню давялося ажно ў чатырох гімназіях, дзве з якіх былі беларускімі — Радашковіцкая і Віленская, а дзве — Вілейская і Віленская імя А.С. Пушкіна — рускімі.
   З 1929 года будучы паэт знаходзіцца ў Вільні, дзе з невялікімі перапынкамі ён пражыў амаль дзесяць гадоў (з 1929 года па 1939 год).
   У 1931 годзе, на той час навучэнец Віленскай рускай гімназіі імя А.С. Пушкіна, Жэня Скурко разам са сваім сябрам Янкам Гарохам выдае два нумары часопіса «Пралом», дзе над псеўданімам А. Граніт змяшчае свае першыя вершы. А ў сакавіку 1932 года адбыўся першы арышт паэта. Турэмнае зняволенне балюча адбілася на свядомасці юнака. Восенню 1932 года ён пераходзіць польска-савецкую мяжу з надзеяй пазбегнуць турэмных пераследаў і ажыццявіць свае мары пра вучобу ў Савецкай Беларусі. Але Максіма Танка напаткала вялікае расчараванне. Пасля двух тыдняў турэмнага зняволення ў Мінску яго адпраўляюць назад, у Польшчу, дзеля нелегальнай падрыўной дзейнасці на карысць СССР. Праўда, для Максіма Танка гэта быў не самы горшы варыянт, бо яго маглі ў тыя гады расстраляць без суда і следства, абвясціўшы польскім шпіёнам.
   Вярнуўшыся ў Вільню, Максім Танк пачынае новае жыццё. Віжаванне, арышты, допыты, дазнанні становяцца для яго штодзённай явай. У віленскай турме «Лукішкі», дзе сядзелі амаль усе заходнебеларускія пісьменнікі, Максім Танк з невялікімі перапынкамі правёў каля двух гадоў. Творчая дзейнасць паэта, як і ўсё ў яго жыцці, у значнай ступені рэгламентавалася партыйнай дысцыплінай.
   1939 год — год далучэння Заходняй Беларусі да Савецкай — Максім Танк сустрэў у доме бацькоў, у Пількаўшчыне. Новая савецкая рэчаіснасць мала спрыяла яго паэтычнаму натхненню: ранейшая тэматыка змагання была завершаная, а пісаць пра барацьбу народа за светлую будучыню ў савецкай дзяржаве паэт не мог. Калі ў 1941 годзе пачалася Вялікая Айчынная вайна, Максім Танк апынуўся ў горадзе свайго дзяцінства — Маскве. Ён працаваў у газеце «Савецкая Беларусь», а потым у газеце «Раздавім фашысцкую гадзіну». Па волі абставін танкаўская паэзія гэтага часу стала працягам матываў яго заходнебеларускай творчасці. Балючая танальнасць прамаўлення, зварот да нязломных сіл роднай зямлі, пранізлівы боль страт увасобіліся ў вершах «Беларусь», «Родная мова», паэме «Янук Сяліба».
   Пасля вайны Максім Танк жыў у Мінску, займаўся грамадскай і творчай працай, шмат пісаў. За творчыя дасягненні быў ушанаваны шматлікімі дзяржаўнымі ўзнагародамі. Яго творы перакладаліся на мовы многіх народаў свету, і ён сам шмат перакладаў, асабліва з польскай мовы. Апошні паэтычны зборнік Максіма Танка, дзе апрача арыгінальных твораў змешчаны і пераклады, мае назву «Errata», што ў перакладзе з лацінскай мовы азначае заўважаныя памылкі. Гэтая кніга выйшла ў 1996 годзе. Максім Танк, які памёр у 1995 годзе, ужо яе не пабачыў.

karotkizmest.by

Максим Танк — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Скурко.

Макси́м Танк (белор. Максім Танк, имя при рождении Евгений Иванович Скурко; 1912—1995) — белорусский советский поэт, переводчик, государственный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (1968). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии второй степени (1948). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Янки Купалы (1966). Академик АН Белорусской ССР (1972). Член КПЗБ с 1936 года. Председатель Верховного Совета Белорусской ССР (1965—1971).

Биография

Родился 4 (17) сентября 1912 года в селе Пильковщина (ныне Мядельского района Минской области Беларуси) в крестьянской семье.

Принимал активное участие в политической жизни Западной Белоруссии в межвоенный период. Арестовывался польскими властями в 1932 и в 1934 годах.

После воссоединения Западной Белоруссии и Белорусской ССР Максим Танк являлся корреспондентом в газете «Вилейская правда». В 1940 году принят в СП СССР. В годы Великой Отечественной войны продолжал работать во фронтовой печати.

В 1945—1948 годы Максим Танк являлся редактором в юмористическом журнале «Вожык». В 1948—1966 годы — главный редактор белорусского литературного журнала «Полымя».

Председатель ВС БССР (1965—1971). Депутат Верховного Совета СССР с 1969 года. Академик АН Белорусской ССР с 1972 года.

Максим Танк умер в Минске 7 августа 1995 года. Похоронен в родном селе[1].

Творчество

Первый поэтический сборник — «На этапах» (Вильно) — вышел в 1936 году. В ранних книгах поэт выступает певцом борьбы белорусского народа за национальное освобождение.

Среди наиболее известных книг поэта — «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет свет» (1972). Творчеству М. Танка характерны тематическая широта и разнообразие форм.

Широта его не огра­ничивает себя и в поисках выражения. Вместе со стро­го классическим, рифмованным и белым стихом он всё чаще пользуется и свободным, так называемым верлиб­ром. И если многих обезличивает этот стих, то у Макси­ма Танка он свой, он отличает его от всех других тем, что не влечет за собою ни бесплотного и холодного кос­мизма, ни условной отвлеченности, нарочитой и рассу­дочной замудренности, ни дробящего сознание и как бы изгоняющего чувство рафинированного символа.[2]

— Дмитрий Ковалёв

Библиография

Книги поэзии

  • белор. «На этапах» («На этапах») (1936, факсимильное в 1983)
  • белор. «Журавінавы цвет» («Клюквенный цвет») (1937)
  • белор. «Пад мачтай» («Под мачтой») (1938)
  • белор. «Выбраныя вершы» («Избранный стихи») (1940)
  • белор. «Вастрыце зброю» («Точите оружие») (1945)
  • белор. «Праз вогненны небасхіл» («Через огненный горизонт») (1945)
  • белор. «Выбраныя вершы» («Избранные стихи») (1947)
  • белор. «Вершы» («Стихи») (1947, 1948)
  • белор. «Каб ведалі» («Чтоб знали») (1948)
  • белор. «На камні, жалезе і золаце» («На камне, железе и золоте») (1951)
  • белор. «Выбраныя творы» («Избранные произведения») (1952, 1954)
  • белор. «У дарозе» («В дороге») (1954)
  • белор. «След бліскавіцы» («След молнии») (1957)
  • белор. «Мой хлеб надзённы» («Мой хлеб ежедневный») (1962)
  • белор. «Лірыка» («Лирика») (1963)
  • белор. «Глыток вады» («Глоток воды») (1964)
  • белор. «Вершы» («Стихи») (1967)
  • белор. «Ключ жураўліны» («Журавлиный клин») (1972)
  • белор. «Хай будзе святло» («Пусть будет светло») (1972)
  • белор. «Дарога, закалыханая жытам» («Дорога, убаюканная рожью») (1976)
  • белор. «Вершы» («Стихи») (1979)
  • белор. «Прайсці праз вернасць» («Пройти через верность») (1979)
  • белор. «Лірыка» («Лирика») (1982)
  • белор. «За маім сталом» («За моим столом») (1984)
  • белор. «Лірыка» («Лирика») (1987)
  • белор. «Дарога і хлеб» («Дорога и хлеб») (1988)
  • белор. «Збор калосся : Вершы 1983—1988» («Собрание колосьев : Стихи 1983—1988») (1989)
  • белор. «Паслухайце, вясна ідзе» («Послушайте, весна идёт») (1990)
  • белор. «Мой каўчэг» («Мой ковчег») (1994)

Поэмы

Поэтические сборники для детей

  • белор. «Галінка і верабей» («Веточка и воробей») (1946)
  • белор. «Кніжка пра мядзведзя» («Книжка о медведе») (1947)
  • белор. «Вершы» («Стихи») (1948)
  • белор. «Урачыстае абяцанне» («Торжественная клятва») (1949)
  • белор. «Сярод лясоў наднёманскіх» («Среди лесов наднёманских») (1951, 1987)

Книги сказок

  • белор. «Ехаў казачнік Бай» («Ехал сказочник Бай») (1955, 1984)
  • белор. «Конь і леў» («Конь и лев») (1955)
  • белор. «Казкі. Легенды» («Сказки. Легенды») (1960)
  • белор. «Светлячок» («Светлячок») (1970)
  • белор. «Быліна пра касмічнае падарожжа мураша Бадзіні» («Быль о космическом путешествии муравья Бадини») (1979)

Сборник юмора

  • белор. «Селядцы з вершамі» («Селёдка со стихами») (1966)

Воспоминания

  • белор. «Лісткі календара : Кніга-дзённік» («Листки календаря: Ежедневник») (1970)

Собрание сочинений

  • белор. «Збор твораў у 2-х тамах» (1958)
  • белор. «Збор твораў у 4-х тамах» (1966—1967)
  • белор. «Збор твораў у 6-ці тамах» (1978—1981)
  • белор. «Збор твораў у 13-ці тамах» (2006—2012)

Переводы

Переводил на белорусский язык с русского, украинского, польского, литовского, латышского, болгарского отдельные произведения А. Пушкина, В. Маяковского, П. Тычины, М. Рыльского, Т. Венцловы, Я. Судрабкална, А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ю. Тувима, В. Броневского, С. Р. Добровольского, Т. Ружевича, А. Германова. Перевёл либретто оперы «Страшный двор» С. Монюшки (1952).

Награды и звания

Память

Напишите отзыв о статье «Максим Танк»

Примечания

  1. Максім Танк // Беларускія пісьменнікі (1917—1990) : Даведнік / Склад. А. К. Гардзіцкі; нав. рэд. А. Л. Верабей. — Мн.: Мастацкая літаратура, 1994. — С. 528—530.
  2. [www.kovalevdmitrij.narod.ru/sorokin.files/tank.htm Длиною в один день. Статья о поэзии Максима Танка Дмитрий Ковалёв]
  3. [minsk-old-new.com/minsk-2915-ru.htm После 1994 года] // Вячеслав Бондаренко. Названия минских улиц за последнее столетие: тенденции, загадки, парадоксы // «Минск старый и новый»
  4. [village.omniton.net/by/210/10/6001/ Так выглядае праект помніка Максіму Танку ў Мядзеле] // «Рэгіянальная газета»

Литература

  • Бугаёў, Д. Я. Паэзія Максіма Танка / Д. Я. Бугаёў. — Мінск : Навука і тэхніка, 1964. — 159 с. (2003 — 2-е издание)
  • Калеснік, Ул. А. [kamunikat.org/download.php?item=12065-1.pdf&pubref=12065 Паэзія змагання : Максім Танк і заходнебеларуская літаратура] / Ул. А. Калеснік. — Мінск : Дзяржаўнае выдавецтва БССР, 1959. — 252 с.
  • Рагойша, В. П. Паэтыка Максіма Танка / В. П. Рагойша; [пад рэд. М. Р. Ларчанкі]. — Мінск : Выд-ва БДУ імя У. І. Леніна, 1968. — 227 с.

Ссылки

 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11239 Максим Танк]. Сайт «Герои Страны».

  • [knihi.com/Maksim_Tank/ Максим Танк] на сайте Беларуская палічка  (белор.)
  • [csl.bas-net.by/anews1.asp?id=28467 Максим Танк (Скурко Евгений Иванович)] в базе данных «История белорусской науки в лицах» Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАН Беларуси

Отрывок, характеризующий Максим Танк

– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.
– Нет, это нельзя, – сказала она решительно, всплеснув руками. – Non, Marie, decidement ca ne vous va pas. Je vous aime mieux dans votre petite robe grise de tous les jours. Non, de grace, faites cela pour moi. [Нет, Мари, решительно это не идет к вам. Я вас лучше люблю в вашем сереньком ежедневном платьице: пожалуйста, сделайте это для меня.] Катя, – сказала она горничной, – принеси княжне серенькое платье, и посмотрите, m lle Bourienne, как я это устрою, – сказала она с улыбкой предвкушения артистической радости.
Но когда Катя принесла требуемое платье, княжна Марья неподвижно всё сидела перед зеркалом, глядя на свое лицо, и в зеркале увидала, что в глазах ее стоят слезы, и что рот ее дрожит, приготовляясь к рыданиям.
– Voyons, chere princesse, – сказала m lle Bourienne, – encore un petit effort. [Ну, княжна, еще маленькое усилие.]
Маленькая княгиня, взяв платье из рук горничной, подходила к княжне Марье.
– Нет, теперь мы это сделаем просто, мило, – говорила она.
Голоса ее, m lle Bourienne и Кати, которая о чем то засмеялась, сливались в веселое лепетанье, похожее на пение птиц.
– Non, laissez moi, [Нет, оставьте меня,] – сказала княжна.
И голос ее звучал такой серьезностью и страданием, что лепетанье птиц тотчас же замолкло. Они посмотрели на большие, прекрасные глаза, полные слез и мысли, ясно и умоляюще смотревшие на них, и поняли, что настаивать бесполезно и даже жестоко.
– Au moins changez de coiffure, – сказала маленькая княгиня. – Je vous disais, – с упреком сказала она, обращаясь к m lle Bourienne, – Marieie a une de ces figures, auxquelles ce genre de coiffure ne va pas du tout. Mais du tout, du tout. Changez de grace. [По крайней мере, перемените прическу. У Мари одно из тех лиц, которым этот род прически совсем нейдет. Перемените, пожалуйста.]
– Laissez moi, laissez moi, tout ca m’est parfaitement egal, [Оставьте меня, мне всё равно,] – отвечал голос, едва удерживающий слезы.
M lle Bourienne и маленькая княгиня должны были признаться самим себе, что княжна. Марья в этом виде была очень дурна, хуже, чем всегда; но было уже поздно. Она смотрела на них с тем выражением, которое они знали, выражением мысли и грусти. Выражение это не внушало им страха к княжне Марье. (Этого чувства она никому не внушала.) Но они знали, что когда на ее лице появлялось это выражение, она была молчалива и непоколебима в своих решениях.
– Vous changerez, n’est ce pas? [Вы перемените, не правда ли?] – сказала Лиза, и когда княжна Марья ничего не ответила, Лиза вышла из комнаты.
Княжна Марья осталась одна. Она не исполнила желания Лизы и не только не переменила прически, но и не взглянула на себя в зеркало. Она, бессильно опустив глаза и руки, молча сидела и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, – представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно: я слишком дурна», думала она.
– Пожалуйте к чаю. Князь сейчас выйдут, – сказал из за двери голос горничной.
Она очнулась и ужаснулась тому, о чем она думала. И прежде чем итти вниз, она встала, вошла в образную и, устремив на освещенный лампадой черный лик большого образа Спасителя, простояла перед ним с сложенными несколько минут руками. В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтою была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю? И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: «Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить Его волю». С этой успокоительной мыслью (но всё таки с надеждой на исполнение своей запрещенной, земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло всё это значить в сравнении с предопределением Бога, без воли Которого не падет ни один волос с головы человеческой.

wiki-org.ru

Максим Танк Википедия

Максим Танк
белор. Максім Танк
Имя при рождении Евгений Иванович Скурко
Псевдонимы Максим Танк
Дата рождения 4 (17) сентября 1912
Место рождения д. Пильковщина, Вилейский уезд, Виленская губерния, Российская империя, ныне Мядельский район Минской области Белоруссия
Дата смерти 7 августа 1995(1995-08-07) (82 года)
Место смерти
  • Минск, Белоруссия
Гражданство Российская империя Российская империя →
Польша Польша →
СССР СССР →
Белоруссия Белоруссия
Род деятельности поэт, переводчик, редактор
Направление социалистический реализм
Жанр стихотворение, поэма, сказка
Язык произведений белорусский
Дебют книга поэзии «На этапах» (1936)
Премии
Награды

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *